А на беглых крестьян по старому приговору дале пяти лет суда не давать название срока

Обновлено: 26.04.2024

Лета 7114 февраля в 1 день по государеву царевичу и великого князя Дмитрея Ивановича всеа Русии слову бояре приговорили:

Которые бояре, и дворяне, и дети боярские, и владычных и монастырских вотчин бьют челом государю о суде в беглых крестьянех до 110 году, до голодных годов за год, на посады, и в государевы и дворцовые села, и в черныя волости, и за помещиков, и за вотчинников во крестьяне и в холопи, и тех приговорили, сыскивая, отдавати старым помещиком.

А которые крестьяне бежали во 110 и во 111 году, в голодные годы, с животы, а прожити, было им мочно, а пришли за иных помещиков или за вотчинников житии во крестьяне и в холопи, и тех сыскивая, отдавати старым помещиком и вотчинником.

А которые бегали с животы в дальные места из-за московских городов на украйны, а с украйны в московские городы, или из города в город, верст за двести, и за триста, и больши, а пошли от старых помещиков с животы и, ростеряв животы, пришли к иным помещиком в бедности, и про то сыскати тех [стр. 43] поместий, откуда тот крестьянин пошел. Да будет в сыску окольничие люди скажут, что он был не беден, и сбежал от своего помещика или от вотчинника с животы, а прокормиться было ему мочно, а ныне за кем во крестьянех или у кого служит по кабале, и того по сыску отдати старому помещику или вотчиннику, из-за кого он сбежал, каков есть.

А про которого крестьянина скажут, что он в те голодные лета от помещика или от вотчинника сбрел от бедности, что было ему прокормиться не мочно, и тому крестьянину житии за тем, кто его голодные прокормил, а исцу отказати: не умел он крекстьянина своего кормити в те голодные лета, а ныне его не пытай.

А которые крестьяне в голодные лета, во 110, и во 111 году, и во 112 году пришли в холопи к своим или к сторонним помещикам и вотчинником, и кабалы служылыя на себя подавали, а старые их помещики или вотчинники учнут их вытягивати из холопства по крестьянству, и того сыскавати накрепко: будет сшел от бедности и животов у него не было ничего, и тем исцам отказывати: в голодные лета тот помещик или вотчинник прокормить его не умел, а собою он прокормитись невмочь, и от бедности, не хотя голодною смертью умереть, бил челом в холопи, а тот его принял, в голодные годы прокормил и себя истощил, проча себе, и ныне того крестьянина из холопства во крестьяне не отдавати, а бытии ему у того, кто его голодные лета прокормил, а не от самые бы нужи в холопи он не пошел.

А которые крестьяне из-за кого бежали до 110 году, голодных лет за год, и которыми после голодных лет за год, во 113 году и в нынешнем во 114 году, и про тех крестьян, сыскивая, отдавати прежним помещиком и вотчинником; а в чем будет спор, и в том давати суд.

А которые крестьяне пошли в холопи до голодных лет, и тех, сыскивая по крестьянству, из холопей выдавати. А на беглых крестьян по старому приговору далее пяти лет суда не давати. [стр. 44]

Народное движение в России в эпоху Смуты начала XVII века, 1601 – 1608. Сборник документов. М., 2003. С. 43 – 44.

От составителей издательства «Наука»:

Указ Лжедмитрия I от 1 февраля 1606 г. о беглых крестьянах, как и ранее объявленный им 7 января 1606 г. указ о кабальных холопах (а также некоторые другие его акты), отражают политику самозванца в крестьянском вопросе. Эта политика имела крепостническую направленность и проводилась в интересах феодалов. Содержащиеся в указах Лжедмитрия I отдельные положения, получившие благожелательный отклик у некоторой части крестьян и холопов, имели второстепенное значение. Для основной же массы крестьян и холопов они несли усиление крепостнического гнета, что вело к обострению социальной напряженности в стране, к вспышкам народного недовольства.

Публикуемый указ в своих важнейших положениях закреплял пятилетний срок сыска беглых крестьян и в качестве обязательной нормы провозглашал права феодалов-душевладельцев на возврат крестьян, сбежавших в голодные годы. В то же время – в порядке исключения из этой нормы – указ объявлял, что не подлежат возврату беглые крестьяне к тем из прежних владельцев, которые не сумели или отказались прокормить их в голодные годы; лишались права возврата беглых и те владельцы, от которых крестьяне ушли в кабальное холопство к другим феодалам, “сторонним помещикам и вотчинникам, и кабалы служилыя на себя подавали”. Это законодательное установление, учитывающее интересы новых владельцев, ухудшало положение значительной массы беглых крестьян, превратившихся в кабальных холопов.

Изучение законодательства Лжедмитрия I по крестьянскому вопросу в отечественной историографии обстоятельно рассмотрено в монографии В.И. Корецкого “Формирование крепостного права и первая крестьянская война в России” (М., 1975. С. 236 – 237).

Укажите любые два условия, при которых согласно этому приговору крестьянин возвращался прежнему владельцу. Укажите одно любое условие, когда крестьян прежним владельцам не возвращали.

Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 15–17. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

Из боярского приговора

«Лета февраля в 1 день, по государеву, царёву и великого князя Дмитрия Ивановича всея Руси слову, бояре приговорили: которые бояре и дворяне и дети боярские, и владычних и монастырских вотчин бьют челом государю о суде и беглых крестьянах, бежавших до голодных годов за год, на посады и в государевы в дворцовые сёла и в чёрные волости, и за помещиков и за вотчинников, во крестьяне и в холопи, и тех приговорили, сыскивая, отдавать старым помещикам. А которые крестьяне бежали в голодные годы с добром, а прожить было им можно, а пришли за иных помещиков или за вотчинников жить во крестьяне и в холопи, и тех, сыскивая, отдавать старым помещикам и вотчинникам.

А которые бегали с добром в дальние места из-за Московских городов на Украины, а с Украины в Московские городы или из города в город, вёрст за двести и за триста и больше, а пошли от старых своих помещиков с добром и, растеряв добро, пришли к иным помещикам в бедности, и про то сыскать около тех поместий, откуда тот крестьянин пошёл: если окольные люди скажут, что он был небеден и сбежал от своего помещика или от вотчинника с добром, а прокормиться было ему можно, а ныне за кем во крестьянах или у кого служит по кабале, и того по сыску отдать старому помещику или вотчиннику, из-за кого он сбежал, каков есть; а про которого крестьянина скажут, что он в те голодные лета от помещика или от вотчинника сбрёл от бедности, что было ему прокормиться не мочно, и тому крестьянину жить за тем, кто его голодные лета прокормил, а истцу отказать: не умел он крестьянина своего кормить в те голодные лета, а ныне не пытай.

А на беглых крестьян, по старому приговору, дале пяти лет суда не давать».


Тип 20 № 8368

Под каким названием известен в истории срок, которому посвящён последний абзац данного отрывка? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин введения меры по установлению данного срока.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) название срока: «урочные лета».

2) причины введения данного срока:

— стремление крепостных крестьян выйти из−под власти помещиков, в результате чего многие вотчины буквально обезлюдели;


Задания Д22 C2 № 13187

Под каким названием известен в истории срок, которому посвящён последний абзац данного отрывка? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин введения меры по установлению данного срока.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 12 и 13. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из боярского приговора

«Лета февраля в 1 день, по государеву, царёву и великого князя Дмитрия Ивановича всея Руси слову, бояре приговорили: которые бояре и дворяне и дети боярские, и владычних и монастырских вотчин бьют челом государю о суде и беглых крестьянах, бежавших до голодных годов за год, на посады и в государевы в дворцовые сёла и в чёрные волости, и за помещиков и за вотчинников, во крестьяне и в холопи, и тех приговорили, сыскивая, отдавать старым помещикам. А которые крестьяне бежали в голодные годы с добром, а прожить было им можно, а пришли за иных помещиков или за вотчинников жить во крестьяне и в холопи, и тех, сыскивая, отдавать старым помещикам и вотчинникам.

А которые бегали с добром в дальние места из-за Московских городов на Украины, а с Украины в Московские городы или из города в город, вёрст за двести и за триста и больше, а пошли от старых своих помещиков с добром и, растеряв добро, пришли к иным помещикам в бедности, и про то сыскать около тех поместий, откуда тот крестьянин пошёл: если окольные люди скажут, что он был небеден и сбежал от своего помещика или от вотчинника с добром, а прокормиться было ему можно, а ныне за кем во крестьянах или у кого служит по кабале, и того по сыску отдать старому помещику или вотчиннику, из-за кого он сбежал, каков есть; а про которого крестьянина скажут, что он в те голодные лета от помещика или от вотчинника сбрёл от бедности, что было ему прокормиться не мочно, и тому крестьянину жить за тем, кто его голодные лета прокормил, а истцу отказать: не умел он крестьянина своего кормить в те голодные лета, а ныне не пытай.

А на беглых крестьян, по старому приговору, дале пяти лет суда не давать».


Тип 19 № 8233

Почему согласно летописи древляне решили убить князя Игоря? Почему согласно летописи древлянам удалось победить дружину князя Игоря?

Прочитайте отрывок из летописи.

«В тот год сказала дружина Игорю: "Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдём, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам". И послушал их Игорь – пошёл к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошёл он в свой город. Когда же шёл он назад, поразмыслив, сказал своей дружине: "Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу ещё". И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идёт снова, держали совет с князем своим Малом: "Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит". И послали к нему, говоря: "Зачем идёшь опять? Забрал уже всю дань". И не послушал их Игорь; и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало.

Ольга же была в Киеве с сыном своим, ребёнком _____________. Сказали же древляне: "Вот убили мы князя русского, возьмём жену его Ольгу за князя нашего Мала и сына её возьмём, и сделаем ему, что захотим". »


Тип 18 № 8232

Укажите век, когда произошли описываемые события. Укажите имя, пропущенное в отрывке.

2. Имя — Святослав.


Тип 20 № 8234

Укажите одно любое последствие описываемых событий. Какой поступок, повлиявший на выбор веры киевским князем Владимиром, совершила упоминаемая в тексте Ольга?

1. Последствие, например:

— месть княгини Ольги древлянам;

— установление уроков и погостов.

2. Поступок — принятие христианства княгиней Ольгой.

1. Князь Игорь решил повторно собрать дань с древлян («Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит»);

2. У князя Игоря было мало воинов (дружинников).


Тип 19 № 8367

Укажите любые два условия, при которых согласно этому приговору крестьянин возвращался прежнему владельцу. Укажите одно любое условие, когда крестьян прежним владельцам не возвращали.

Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 15–17. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

Из боярского приговора

«Лета февраля в 1 день, по государеву, царёву и великого князя Дмитрия Ивановича всея Руси слову, бояре приговорили: которые бояре и дворяне и дети боярские, и владычних и монастырских вотчин бьют челом государю о суде и беглых крестьянах, бежавших до голодных годов за год, на посады и в государевы в дворцовые сёла и в чёрные волости, и за помещиков и за вотчинников, во крестьяне и в холопи, и тех приговорили, сыскивая, отдавать старым помещикам. А которые крестьяне бежали в голодные годы с добром, а прожить было им можно, а пришли за иных помещиков или за вотчинников жить во крестьяне и в холопи, и тех, сыскивая, отдавать старым помещикам и вотчинникам.

А которые бегали с добром в дальние места из-за Московских городов на Украины, а с Украины в Московские городы или из города в город, вёрст за двести и за триста и больше, а пошли от старых своих помещиков с добром и, растеряв добро, пришли к иным помещикам в бедности, и про то сыскать около тех поместий, откуда тот крестьянин пошёл: если окольные люди скажут, что он был небеден и сбежал от своего помещика или от вотчинника с добром, а прокормиться было ему можно, а ныне за кем во крестьянах или у кого служит по кабале, и того по сыску отдать старому помещику или вотчиннику, из-за кого он сбежал, каков есть; а про которого крестьянина скажут, что он в те голодные лета от помещика или от вотчинника сбрёл от бедности, что было ему прокормиться не мочно, и тому крестьянину жить за тем, кто его голодные лета прокормил, а истцу отказать: не умел он крестьянина своего кормить в те голодные лета, а ныне не пытай.

А на беглых крестьян, по старому приговору, дале пяти лет суда не давать».


Тип 20 № 8368

Под каким названием известен в истории срок, которому посвящён последний абзац данного отрывка? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин введения меры по установлению данного срока.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) название срока: «урочные лета».

2) причины введения данного срока:

— стремление крепостных крестьян выйти из−под власти помещиков, в результате чего многие вотчины буквально обезлюдели;

— бегство многих крестьян к казакам;

— стремление Лжедмитрия I получить поддержку бояр и помещиков.


Тип 18 № 8369

Укажите век, когда был создан данный исторический документ. Укажите монарха, занимавшего несколько лет российский престол до упоминаемого в документе «Дмитрия Ивановича».

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Период создания документа: XVII век;

2) Ответ на второй вопрос: Борис Годунов;

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) два условия, при которых согласно этому приговору крестьянин возвращался прежнему владельцу:

— если окольные люди скажут, что он был небеден и сбежал от своего помещика или от вотчинника с добром, а прокормиться было ему можно;

— если ныне за кем-то другим во крестьянах или у кого служит по кабале.

2) одно любое условие, когда крестьян прежним владельцам не возвращали:

— если про которого крестьянина скажут, что он в те голодные лета от помещика или от вотчинника сбрёл от бедности, что было ему прокормиться невозможно, то его не возвращать.


Тип 19 № 8371

Какие причины выступлений, недовольства против нового царя указываются в тексте? Приведите три причины.

Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 15–17. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

Из записок иностранца

«В 6 утра… Димитрий Иоаннович был бесчеловечно умерщвлён и в то же время было перебито, как полагают, 1705 поляков… Пётр Фёдорович Басманов был убит в сенях перед царскими покоями… [Их тела] поволокли… до народной площади. Там они были… около трёх дней, до избрания царём начальника заговора…

Некоторое время спустя после по избрании [царя] восстали пять или шесть главных городов в пределах Татарии: мятежники схватили воевод и побили часть войска и гарнизоны; впрочем ещё до отъезда моего, в июле месяце, раскаялись и получили из Москвы прощение, оправдавшись тем, что они были обмануты молвою о спасении царевича Димитрия. В то же время в Москве был большой раздор среди знатных, негодовавших на избрание [царя] без их согласия и утверждения; [царь] едва не был низложен. Наконец, все успокоилось, и [царь] был коронован.

После венчания, опять возникли тайные козни против царя, в пользу (как я думаю) князя Фёдора Ивановича Милославского, представителя самого знатного русского рода, за которого при избрании подавались голоса, и если бы представители страны были собраны, то он был бы избран. Впрочем, он, как говорят, отказался от короны…

[Царь] вновь подвергался опасности во время перенесения в Москву тела истинного Димитрия, умерщвлённого, как гласит молва, 17 лет назад; когда царь вместе с патриархом и духовенством вышли навстречу за город. Как говорят, [царя] хотели побить камнями, но бояре усмирили народ прежде, чем собралась большая толпа.

В то же время открылся бунт в княжестве Северском…: 7 или 8 000 человек взялись за оружие, утверждая, что Димитрий жив. Но так как мятежники не имели предводителей, то были разбиты… Избегнувшие поражения удалились в Путивль, один из главных городов Северской области. Говорят, что и этот город покорился и что виновниками восстания были поляки, рассыпанные в пределах России и Подолии: они распустили молву, что Димитрий жив и находится в Польше».


Тип 18 № 8370

Напишите название периода в отечественной истории, к которому относятся описываемые в тексте события. Укажите век, к которому относятся описываемые в тексте события.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) название периода — Смута (Смутное время);


Тип 20 № 8372

Привлекая исторические знания, приведите две причины, по которым москвичи поддержали заговор, об успехе которого говорится в тексте. Приведите одно положение о том, чем закончилось царствование, о начале которого говорится в тексте.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) причины, например:

— из-за несоответствия поведения Лжедмитрия русским обычаям москвичи усомнились в его происхождении;

— произвол по отношению к москвичам со стороны пришедших с самозванцем поляков;

2) положение об окончании царствования например:

— Шуйский был низложен в результате боярского заговора и насильно пострижен в монахи.

Могут быть названы другие причины поддержки заговора. Причины и положение могут быть сформулированы иначе

Могут быть приведены следующие причины недовольства:

1) вера народа в чудесное спасение «законного царя» Дмитрия Ивановича;

2) недовольство знати избранием Шуйского без её согласия и утверждения;

3) наличие других знатных претендентов на престол;

4) действия поляков, которые провоцировали недовольство.

Причины могут быть сформулированы иначе. Ответ может быть представлен как в форме цитат, так и в форме

сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.


Тип 19 № 8374

Приведите три называемых автором меры, которые использовала царская власть для подавления аристократии.

Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 15–17. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

Из записок иностранца

«Что касается до главных пунктов или статей, входящих в состав самодержавного правления, то все они… безусловно принадлежат Царю и состоящей под ним Думе…

Что касается до общественных и правительственных должностей в государстве, то здесь нет ни одного наследственного звания… и, напротив, определение к той или иной должности зависит непосредственно от самого Царя… Но теперешний Царь (чтобы свободнее предаваться благочестию) предоставил все такого рода дела, относящиеся до управления государством, в полное распоряжение брата жены своей, боярина Бориса Фёдоровича Годунова… Ещё недавно здесь были лица из древнего дворянства, которые владели по наследству различными областями с неограниченною властью и правом судить и рядить все дела в своих владениях без апелляции и не давая никакого отчёта Царю; но все эти права были уничтожены и отняты у них …родителем нынешнего Государя…

…теперь знатнейшие дворяне (называемые удельными князьями) сравнялись с прочими… Средства, коими стараются препятствовать возвышению этих домов и возвращению ими прежнего значения, суть следующие…: многим из наследников не дозволяется вступать в брак, дабы род прекратился вместе с ними. Иных отправляют в Сибирь, в Казань и в Астрахань, под предлогом службы… Некоторых заключают в монастыри, где они постригаются в монахи, под видом обета, данного добровольно…, но на самом деле по неволе, из опасения, что их обвинят в каком-нибудь взведённом на них преступлении.

Здесь они находятся под столь блистательным надзором…, что им не остаётся никакой надежды, как кончить дни свои в заточении… Как эти, так и другие подобные им средства, придуманные [отцом нынешнего Государя], доселе ещё употребляются Годуновыми, которые возвысившись через брак Царицы, родственницы их, правят и Царём и Царством (в особенности Борис Фёдорович Годунов, брат Царицы), стремясь всеми мерами истребить или унизить всё знатнейшее и древнейшее дворянство… В прошедшем году… лишён жизни в монастыре… князь Пётр Петрович Шуйский… Думали также, что Никита Романович, дядя нынешнего Царя с материнской стороны, умер от яда или другой насильственной смерти».

Лета 7114 февраля в 1 день по государеву царевичу и великого князя Дмитрея Ивановича всеа Русии слову бояре приговорили:

Которые бояре, и дворяне, и дети боярские, и владычных и монастырских вотчин бьют челом государю о суде в беглых крестьянех до 110 году, до голодных годов за год, на посады, и в государевы и дворцовые села, и в черныя волости, и за помещиков, и за вотчинников во крестьяне и в холопи, и тех приговорили, сыскивая, отдавати старым помещиком.

А которые крестьяне бежали во 110 и во 111 году, в голодные годы, с животы, а прожити, было им мочно, а пришли за иных помещиков или за вотчинников житии во крестьяне и в холопи, и тех сыскивая, отдавати старым помещиком и вотчинником.

А которые бегали с животы в дальные места из-за московских городов на украйны, а с украйны в московские городы, или из города в город, верст за двести, и за триста, и больши, а пошли от старых помещиков с животы и, ростеряв животы, пришли к иным помещиком в бедности, и про то сыскати тех [стр. 43] поместий, откуда тот крестьянин пошел. Да будет в сыску окольничие люди скажут, что он был не беден, и сбежал от своего помещика или от вотчинника с животы, а прокормиться было ему мочно, а ныне за кем во крестьянех или у кого служит по кабале, и того по сыску отдати старому помещику или вотчиннику, из-за кого он сбежал, каков есть.

А про которого крестьянина скажут, что он в те голодные лета от помещика или от вотчинника сбрел от бедности, что было ему прокормиться не мочно, и тому крестьянину житии за тем, кто его голодные прокормил, а исцу отказати: не умел он крекстьянина своего кормити в те голодные лета, а ныне его не пытай.

А которые крестьяне в голодные лета, во 110, и во 111 году, и во 112 году пришли в холопи к своим или к сторонним помещикам и вотчинником, и кабалы служылыя на себя подавали, а старые их помещики или вотчинники учнут их вытягивати из холопства по крестьянству, и того сыскавати накрепко: будет сшел от бедности и животов у него не было ничего, и тем исцам отказывати: в голодные лета тот помещик или вотчинник прокормить его не умел, а собою он прокормитись невмочь, и от бедности, не хотя голодною смертью умереть, бил челом в холопи, а тот его принял, в голодные годы прокормил и себя истощил, проча себе, и ныне того крестьянина из холопства во крестьяне не отдавати, а бытии ему у того, кто его голодные лета прокормил, а не от самые бы нужи в холопи он не пошел.

А которые крестьяне из-за кого бежали до 110 году, голодных лет за год, и которыми после голодных лет за год, во 113 году и в нынешнем во 114 году, и про тех крестьян, сыскивая, отдавати прежним помещиком и вотчинником; а в чем будет спор, и в том давати суд.

А которые крестьяне пошли в холопи до голодных лет, и тех, сыскивая по крестьянству, из холопей выдавати. А на беглых крестьян по старому приговору далее пяти лет суда не давати. [стр. 44]

Народное движение в России в эпоху Смуты начала XVII века, 1601 – 1608. Сборник документов. М., 2003. С. 43 – 44.

От составителей издательства «Наука»:

Указ Лжедмитрия I от 1 февраля 1606 г. о беглых крестьянах, как и ранее объявленный им 7 января 1606 г. указ о кабальных холопах (а также некоторые другие его акты), отражают политику самозванца в крестьянском вопросе. Эта политика имела крепостническую направленность и проводилась в интересах феодалов. Содержащиеся в указах Лжедмитрия I отдельные положения, получившие благожелательный отклик у некоторой части крестьян и холопов, имели второстепенное значение. Для основной же массы крестьян и холопов они несли усиление крепостнического гнета, что вело к обострению социальной напряженности в стране, к вспышкам народного недовольства.

Публикуемый указ в своих важнейших положениях закреплял пятилетний срок сыска беглых крестьян и в качестве обязательной нормы провозглашал права феодалов-душевладельцев на возврат крестьян, сбежавших в голодные годы. В то же время – в порядке исключения из этой нормы – указ объявлял, что не подлежат возврату беглые крестьяне к тем из прежних владельцев, которые не сумели или отказались прокормить их в голодные годы; лишались права возврата беглых и те владельцы, от которых крестьяне ушли в кабальное холопство к другим феодалам, “сторонним помещикам и вотчинникам, и кабалы служилыя на себя подавали”. Это законодательное установление, учитывающее интересы новых владельцев, ухудшало положение значительной массы беглых крестьян, превратившихся в кабальных холопов.

Изучение законодательства Лжедмитрия I по крестьянскому вопросу в отечественной историографии обстоятельно рассмотрено в монографии В.И. Корецкого “Формирование крепостного права и первая крестьянская война в России” (М., 1975. С. 236 – 237).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: