8 формы государственного регулирования бюджетно налоговая денежно кредитная

Обновлено: 05.05.2024

Финансовые инструменты регулирования экономики – это совокупность приемов и методов, обеспечивающих возможность финансового регулирования экономических отношений и достижения различных социально-экономических эффектов.

Характеристика основных финансовых инструментов регулирования экономики

Финансовые инструменты представляет собой совокупность приемов, позволяющих осуществлять финансовое регулирование экономики, вмешательство в социально-экономические процессы с целью устранения возможных диспропорций, предотвращения их возникновения, формирование условий, обеспечивающих развитие современных технологий социально-экономического регулирования.

Финансовое государственное регулирование экономики подразумевает целенаправленное и последовательное применение методов и форм финансового воздействия на хозяйствующих субъектов, экономические отношения, призванных обеспечить достижение равновесия в макроэкономическом смысле и развитие экономики.

Финансовое регулирование экономики обеспечивает установление пропорций развития экономики, способных обеспечить удовлетворение потребностей на микроэкономическом и макроэкономическом уровне.

К числу основных финансовых инструментов относятся:

  • неналоговые и налоговые платежи в разные бюджеты бюджетной системы страны;
  • совокупность финансовых льгот и санкций;
  • расходы и доходы государственных учреждений и организаций;
  • субсидии и субвенции из государственного бюджета;
  • система государственных заказов;
  • текущие расходы бюджетных организаций и учреждений;
  • доходы и расходы внебюджетных фондов.

Специфика рыночного подхода к применению финансовых инструментов регулирования экономики состоит в установлении одинаковых правил и условий деятельности для всех участников экономических отношений. При этом государство может предоставлять приоритетным отраслям и сферам деятельности определенные преференции, состоящие в формировании льготных условий и получении помощи. К числу инструментов финансового регулирования экономики можно отнести налоговые ставки, величину страховых взносов, дотации и субвенции, применение льготных тарифов, фиксирование цен, таможенное, валютное, денежно-кредитное регулирование экономики.

Готовые работы на аналогичную тему

Органы государственной власти должны выработать четкий подход к применению тех или иных инструментов финансового регулирования экономики, поскольку решение каждой социально-экономической проблемы требует учета ее специфики. Использование тех или иных инструментов финансового регулирования экономики не всегда способно обеспечить получение положительного эффекта, что требует применения методов планирования и прогнозирования, оценки возможных к достижению результатов.

Из всех инструментов финансового регулирования экономики наибольшее распространение имеют налоговые методы, воздействующие на экономику через систему декларирования доходов, активов, имущества, уплату авансовых платежей и налогов, применение налоговых санкций.

Популярным инструментом финансового регулирования экономики является бюджетные методы, включающие в себя различные бюджетные расходы, муниципальные государственные гарантии, источники и методы финансирования бюджетного дефицита, нормирование расходов и так далее.

При осуществлении финансового регулирования экономики необходимо разумное сочетание разнообразных инструментов, обеспечивающих получение максимального эффекта в социальном и экономическом плане.

Рыночная экономика Российской Федерации является достаточно молодой, что ставит ее перед необходимостью заимствования опыта экономически развитых стран при осуществлении финансового регулирования. Основным требованием в этом случае является понимание специфики российской рыночной экономики, необходимости адаптации западных методов регулирования под эту специфику, выработки самостоятельного пути развития экономики.

Классификация и характеристика методов финансового регулирования экономики

Инструменты финансового регулирования экономики реализуются через систему методов финансового регулирования экономики. Методы финансового регулирования экономики представляют собой самостоятельные способы, действия и приемы, направленные на осуществление финансового регулирования экономических процессов под влиянием разнообразных факторов.

Совокупность методов финансового регулирования экономики можно разделить на следующие группы:

  1. Методы прямого воздействия. Реализация данных методов подразумевает использование нормативно-правовых актов различного уровня;
  2. Методы косвенного воздействия. Данные методы функционируют через различные звенья и сферы денежно-кредитной и финансовой системы.

Применение первой группы методов финансового регулирования экономики характерно для административно-командной экономики, в то время как рыночная экономика применяет преимущественно косвенные методы регулирования. Примером методов прямого финансового регулирования экономики можно считать финансовую поддержку государства в отношении отдельных хозяйствующих субъектов, утрата которых способна оказать негативное влияние на экономику государства, финансирование разработки государственных программ научно-технического, экономического и иного целевого характера, призванных осуществить реструктуризацию экономики, финансирование социальной сферы, принятие социальных стандартов, имеющих обязательный характер.

Применение косвенных методов характерно для объектов негосударственных форм собственности. Рыночная экономика преимущественно использует именно косвенные методы воздействия, что обусловлено их гибкостью и демократичностью. К числу важнейших методов косвенного финансового регулирования экономики относят налогово-бюджетную политику, денежно-кредитную политику, социальную политику, политику регулирования доходов.

Главной задачей государства является стабилизация экономики, т.е. обеспечение роста объёмов производства, занятости населения, снижения уровня цен и их устойчивости, повышения уровня благосостояния населения. Все эти задачи проводятся в жизнь через бюджетно-налоговую (фискальную) политику и денежно-кредитное регулирование.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – это государственная политика в области налогообложения, государственного бюджета, проводимая с целью обеспечения занятости населения и поддержания стабильного уровня инфляции. (Словарь-справочник по экономике”). Фискальная политика представляет систему регулирования, связанную с правительственными расходами и налогами. Она оказывает непосредственное воздействие на уровень совокупных расходов, и следовательно, на объём ВНП и занятость населения, а также на регулирование спроса.

Различают дискреционный и автоматический типы фискальной политики.

Автоматическая (недискреционная) фискальная политика – это автоматическое изменение государственных расходов и налогов в соответствии с изменениями, происходящими в экономике без вмешательства государства (Л. Кураков, Г. Яковлев).

Автоматическая фискальная политика осуществляется при помощи “встроенных (автоматических) стабилизаторов”, которые применяются правительством автоматически, т.к. предусмотрены законами и “встроены” в расходную часть бюджета. К встроенным стабилизаторам относятся:

а) Прогрессивная шкала налоговых ставок (налог на прибыль предприятий, подоходный налог).

Прибыль – самая чувствительная к циклическим изменениям форма доходов. Она падает во время рецессии и быстро растёт во время оживления. Соответственно уменьшаются или увеличиваются поступления в госбюджет. Падение поступлений сразу расширяет дефицит госбюджета, увеличение – сокращает дефицит.

б) Пособие по безработице.

Если растёт безработица, то и поступления от налогов для обеспечения пособий по безработице падают из-за общего снижения занятости. Но платежи по таким пособиям будут расти автоматически. Это препятствует падению доходов, поддерживает совокупный спрос и, следовательно, ВНП.

Данный процесс происходит автоматически без принятия каких-либо правительственных решений. Действие такой политики в странах с развитой рыночной экономикой значительно смягчает тяжесть циклических колебаний, встроенные стабилизаторы амортизируют удары экономических кризисов.

Дискреционная – значит произвольная, зависящая от сознательного решения исполнительной власти. Дискреционная фискальная политика – политика, требующая изменений в законах о налогах и в законах о правительственных программах расходов. (Л. Любимов). Законодательный процесс – процесс медленный. Медлительность снижает эффективность дискреционной фискальной политики.

При дискреционной фискальной политике в целях сокращения падения производительный и стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создаётся дефицит госбюджета (увеличиваются госрасходы или снижаются налоги). Соответственно в период подъёма целенаправленно создаётся бюджетный излишек (профицит) (высокий уровень занятости населения позволяет сократить госрасходы, а значит, и совокупный спрос и выпуск продукции). Эти меры позволяют смягчить экономические катаклизмы и в определённой мере стабилизировать экономическую ситуацию в стране.

Чтобы фискальная политика была эффективной, её следует согласовывать с денежно-кредитной политикой. Денежно-кредитная (монетарная) политика – это совокупность мер, направленных на регулирование денежного обращения и кредита в целях стабилизации национальной экономики, осуществляемой Центральным Банком.

Суть этой политики состоит в том, что во время спада экономики стимулируется рост предложения денег для поощрения расходов, а в периоды подъёма экономики наоборот, ограничивается предложение денег для ограничения расходов.

Главный субъект монетарной политики – это Центральный банк. Он реализует кредитно-денежную политику следующими способами:

  • операциями на открытом рынке (операции с государственными ценными бумагами);
  • политикой учётной процентной ставки;
  • изменением нормативов обязательных резервов.

Операции на открытом рынке осуществляются Центробанком (государством) путём покупки или продажи государственных ценных бумаг, облигаций. Таким образом масса денег может увеличиваться или уменьшаться. Для сокращения излишка денежной массы в обращении Центральный Банк активно начинает предлагать ценные бумаги на открытом рынке банкам или населению. При этом предложение государственных ценных бумаг увеличивается, значит, их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут. Следовательно, растёт спрос на них со стороны покупателей, а это ведёт к сокращению предложения денег.

Политика учётной процентной ставки. Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам под учётную ставку, причём тогда, когда коммерческие банки имеют прочное финансовое положение, но временно испытываю трудности. Понижая учётную ставку, Центральный банк поощряет коммерческие банки к получению у них ссуд. Следовательно, коммерческие банки за счёт этих ссуд увеличивают предложение денег. И напротив, повышая учётную ставку, Центральный банк подавляет стимулы коммерческих банков к получению ссуд, что уменьшает объём выдаваемых кредитов, а значит, и предложение денег.

Изменение нормативов обязательных резервов. Часть денег коммерческих банков обязательно хранится в виде резервов, а другая часть используется для предоставления кредитов. Если Центральный банк изменяет нормативы обязательных резервов сторону повышения, то обязательные резервы коммерческих банков растут, а другая часть уменьшается. Отсюда снижение способности коммерческих банков создавать деньги путём кредитования. Если же Центральный банк понижает резервную норму, то предложение денег у коммерческих банков растёт и падает процентная ставка. Такой способ является мощным инструментом монетарной политики, однако на практике применяется весьма редко.

Позитивная сторона монетарной политики заключается в том, что по сравнению с фискальной политикой она обладает быстротой и гибкостью, причём она изолирована от политики, так как проводится Центробанком, а не парламентом страны.

Отрицательное воздействие её в том, что она оказывает лишь косвенное воздействие на коммерческие банки с целью регулирования предложения денег. Монетарная политика не в состоянии заставить банки сократить или расширить кредиты.

В основе государственного регулирования экономики лежат определенные концепции, которые обусловливают его параметры.

Экономическая политика это целенаправленное воздействие на хозяйственные процессы, создание и совершенствование условий экономического развития страны. Главной целью экономической политики любого государства является достижение благосостояния населения страны, рост его доходов и потребления. Экономическая политика государства включает в себя структурную, инвестиционную, кредитную, финансовую, инновационную, социальную, внешнеэкономическую политику.

Государственное регулирование экономики предполагает использование различных форм и инструментов регулирования. Различают две основные формы вмешательства государства в рыночную экономику: прямое вмешательство и косвенное вмешательство.

Прямое вмешательство – это процесс административного регулирования экономического поведения хозяйствующих субъектов. Кроме положительных эффектов данные меры могут иметь и негативные последствия в виде деформации реального соотношения издержек и цен, снижения уровня конкурентности, ослабления балансирующей функции рынка.

Косвенное вмешательство – это процесс воздействия на интересы субъектов хозяйствования с помощью экономических инструментов.

Таблица 7. Формы и инструменты государственного регулирования экономики

Цель государственной экономической политики Создание условий для экономического развития
Формы государственного регулирования Прямые Косвенные
Методы государственного регулирования Экономические Административные
Инструменты государственного регулирования Налоги Субсидии Амортизационные льготы Государственные закупки Кредиты Гарантии Страхование Учетная ставка Обязательные резервы Операции на открытом рынке Цены Валютный курс Импортно-экспортные пошлины Квоты

Взаимосвязь и обусловленность рынков требуют использования различного инструментария при воздействии на экономический рост.

К основным экономическим инструментам государственного регулирования экономики относятся: бюджетно-налоговая, денежно-кредитная политика.

Бюджетно-налоговое регулирование осуществляется с помощью таких инструментов как: государственные расходы, налоги, предоставление амортизационных льгот. С помощью налогов и государственных расходов оказывается воздействие на динамику совокупного спроса. Снижая налоги и увеличивая государственные расходы, государство расширяет финансовые стимулы для частных инвестиций, увеличивает платежеспособный спрос населения. Повышая налоги и снижая расходы, оно наоборот, способствует свертыванию инвестиционной активности и снижению покупательной способности населения.

Денежно-кредитное регулирование включает изменение учетной ставки процента, операции на открытом рынке, изменение нормы обязательных резервов. С помощью этих инструментов государство воздействует на изменение спроса и предложения. Рост процентных ставок ужесточает условия кредита, что ведет к ограничению совокупного спроса.

Государственное регулирование не должно ослаблять, а тем более подменять собой рыночные стимулы в поисках наиболее рационального использования имеющихся ресурсов, размещения производства, повышения его эффективности. В ином случае можно говорить о фиаско государства.

Фиаско правительства - это ситуация, при которой политика правительства приводит к неэффективному использованию ресурсов.

Итак, обеспечение эффективного функционирования экономической системы требует взаимодействия двух механизмов координации хозяйственных связей: автономного и дискреционного.

Главной задачей государства является стабилизация экономики,т.е. обеспечение роста объёмов производства, заня­тости населения, снижения уровня цен и их устойчивости, по­вышения уровня благосостояния населения. Эти задачи прово­дятся в жизнь через бюджетно-налоговую (фискальную) поли­тику и денежно-кредитное регулирование.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика- это госу­дарственная политика в области налогообложения, государст­венного бюджета, проводимая с целью обеспечения занятости населения и поддержания стабильного уровня инфляции, адек­ватного темпам экономического роста. Фискальная политика представляет систему регулирования, связанную с правительст­венными расходами и налогами. Она оказывает непосредствен­ное воздействие на уровень совокупных расходов и, следова­тельно, на объём ВВП и занятость населения, а также на регули­рование спроса.

Различают дискреционный и автоматический типы фис­кальной политики.

Автоматическая (недискреционная) фискальная политика -это автоматическое изменение государственных расходов и на­логов в соответствии с изменениями, происходящими в эконо­мике без вмешательства государства.

Автоматическая фискальная политика осуществляется при помощи «встроенных (автоматических) стабилизаторов», кото­рые применяются правительством автоматически, т.к. преду­смотрены законами и «встроены» в расходную часть бюджета. К встроенным стабилизаторам относятся:

а) прогрессивная шкала налоговых ставок (налог на прибыль предприятий, подоходный налог).

Прибыль - самая чувствительная к циклическим изменениям форма доходов. Она падает во время рецессии и быстро растёт во время оживления. Соответственно уменьшаются или увеличива­ются поступления в госбюджет. Падение поступлений сразу рас­ширяет дефицит госбюджета, увеличение - сокращает дефицит;

б) пособие по безработице.

Если растёт безработица, то и поступления от налогов для обеспечения пособий по безработице падают из-за общего сни­жения занятости. Но платежи по таким пособиям будут расти автоматически. Это препятствует падению доходов, поддержи­вает совокупный спрос и, следовательно, ВВП.

Данный процесс происходит автоматически без принятия каких-либо правительственных решений. Действие такой поли­тики в странах с развитой рыночной экономикой значительно смягчает тяжесть циклических колебаний, встроенные стабили­заторы амортизируют удары экономических кризисов.

Дискреционная - значит произвольная, зависящая от созна­тельного решения исполнительной власти. Дискреционная фис­кальная политика - политика, требующая изменений в законах о налогах и в законах о правительственных программах расходов. Законодательный процесс - процесс медленный, а медлительность снижает эффективность дискреционной фискальной политики.

При дискреционной фискальной политике в целях сокраще­ния падения производства и стимулирования совокупного спро­са в период спада целенаправленно создаётся дефицит госбюд­жета (увеличиваются госрасходы или снижаются налоги). Соот­ветственно в период подъёма целенаправленно создаётся бюд­жетный излишек (профицит) (высокий уровень занятости насе­ления позволяет сократить госрасходы, а значит, и совокупный спрос и выпуск продукции). Эти меры позволяют смягчить эко­номические катаклизмы и в определённой мере стабилизировать экономическую ситуацию в стране.

Чтобы фискальная политика была эффективной, её следует согласовывать с кредитно- денежной политикой.

Кредитно-денежная (монетарная) политика- это сово­купность мер, направленных на регулирование денежного обра­щения и кредита в целях стабилизации национальной экономи­ки, осуществляемой Центральным банком.

Суть этой политики состоит в том, что во время спада эконо­мики стимулируется рост предложения денег для поощрения рас­ходов, а в периоды подъёма экономики, наоборот, ограничивается предложение денег для ограничения расходов.

Главный субъект монетарной политики - это Центральный банк. Он реализует кредитно-денежную политику следующими способами:

• операциями на открытом рынке (операции с государ­ственными ценными бумагами);

• политикой учётной процентной ставки;

• изменением нормы обязательных резервов.

Операции на открытом рынкеосуществляются Центро­банком (государством) путём покупки или продажи государст­венных ценных бумаг, облигаций. Таким образом масса денег может увеличиваться или уменьшаться. Для сокращения излиш­ка денежной массы в обращении Центральный банк активно на­чинает предлагать ценные бумаги на открытом рынке банкам или населению.

Политика учётной процентной ставки.Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам под учётную ставку. Понижая учётную ставку, Центральный банк поощряет коммерческие банки к получению ссуд. Следовательно, коммер­ческие банки за счёт этих ссуд увеличивают предложение денег. И напротив, повышая учётную ставку, Центральный банк подав­ляет стимулы коммерческих банков к получению ссуд, что уменьшает объём выдаваемых кредитов, а значит, и предложе­ние денег.

Изменение нормы обязательных резервов.Часть денег коммерческих банков обязательно хранится в виде резервов, а другая часть используется для предоставления кредитов. Если Центральный банк изменяет нормы обязательных резервов в сторону повышения, то обязательные резервы коммерческих банков растут, а возможности банка в области кредитования уменьшаются. Отсюда - снижение способности коммерческих банков создавать деньги путём кредитования. Однако, если же Центральный банк понижает резервную норму, то предложение денег у коммерческих банков растёт, и соответственно падает процентная ставка. Такой способ является мощным инструментом монетарной политики, однако на практике применяется весьма редко.

Монетарная политика заключается в быстроте и гибкости, причём она изолирована от политики, так как проводится Цен­тробанком, а не парламентом страны.

Государственное регулирование – это способ участия государства в экономической жизни общества посредством изменения им определенных параметров и условий ведения экономической деятельности домохозяйствами и фирмами.

Сущность государственного регулирования экономики

В настоящее время наибольшее распространение в странах мира получила смешанная модель экономической системы. Она основывается на рыночном (свободном) взаимодействии экономических субъектов, которое в то же время находится под контролем государства. Государство, осуществляя регулирование экономики, устраняет недостатки, присущие рынку, и обеспечивает реализацию общенациональных интересов.

Воздействие государственного регулирования направлено на все сферы национальной экономики, а именно – отраслевую и региональную структуру производства, цикличность, денежное обращение, инвестиции, ценообразование, занятость населения, уровень конкуренции, трудовые отношения, внешнеэкономическую деятельность и т.д.

Государство в процессе регулирования экономики решает различные задачи, которые обуславливаются рыночной конъюнктурой, а также текущей социально-политической обстановкой внутри страны и международной ситуацией. Однако главным направлением для любого государства остается ориентация на обеспечение устойчиво высоких темпов социально-экономического развития страны.

Методы государственного регулирования экономики

Государственное регулирование экономике на практике осуществляется через применение специально разработанных методов. На данный момент в мире насчитывается множество используемых в разных странах мира методов государственного регулирования. Чаще всего всю их совокупность подразделяют на две большие группы:

  • Административные методы, т.е. методы прямого государственного регулирования – в их основу полужена сила государственной власти, в соответствии с чем экономические субъекты вынуждены принимать решения не самостоятельно, а согласно предписаниям государства;
  • Экономические методы, т.е. методы косвенного государственного регулирования – заключаются в создании определенных условий, предпосылок, которые способствуют самостоятельному принятию решений экономическими субъектами, что обеспечивает развитие рыночных отношений в нужном государству направлении.

Готовые работы на аналогичную тему

Административные и экономические методы по своей сути противоположны друг другу. Это же проявляется в их преимуществах и недостатках. Так, преимуществом экономических методов является ненарушение ими основных рыночных условий хозяйствования, что соответственно ставят в упрёк административным методам.

В то же время между принятием государством мер по применению экономических методов, реагированием на это экономической системы и реальными изменениями в результатах хозяйственной деятельности возникает определенный временной лаг. В этом плане административные методы намного быстрее влияют на развитие экономики.

Среди административных методов государственного регулирования экономики обычно выделяют следующие:

  • Нормирование – установление норм и нормативов хозяйственной деятельности, обязательных к выполнению;
  • Лимитирование – установление верхних и нижних пределов;
  • Квотирование – распределение ограниченного объема валового выпуска между несколькими участниками рынка;
  • Лицензирование – выдача государственными органами разрешений (лицензий) на ведение хозяйственной деятельности;
  • Введение прямых запретов на ведение отдельных видов хозяйственной деятельности;
  • Установление минимального размера оплаты труда наемных работников;
  • Требования о формировании хозяйствующими субъектами минимального объема резервов и т.д.

Косвенное регулирование осуществляется через проведение в стране соответствующих направлений государственной экономической политики. В частности, в рамках бюджетно-налоговой политики используют такие инструменты, как субсидирование, дотирование, государственные заказы, социальные трансферты, налогообложение и т.д. В рамках денежно-кредитной политики изменяют нормы ставки рефинансирования, курсы национальных валют, объемы денежной массы в экономике (эмиссия), а также проводят операции на финансовом рынке (купле-продажа ценных бумаг). Также стоит упомянуть про таможенные пошлины, тарифы на монопольную продукцию и т.д.

Формы государственного регулирования экономики

Государственное регулирование экономики в большинстве случаев приобретает формы государственного планирования, прогнозирования, программирования. Опираясь на российскую практику государственного регулирования, можно сказать, что планирование представляет собой деятельность государственных органов по целеполаганию, прогнозированию и программированию экономического развития страны.

В рамках прогнозирования осуществляется составление прогнозов, т.е. научно обоснованного предвидения того, каким образом будет развиваться национальная экономика в течение прогнозируемого периода. Обычно составляют три типа прогнозов: краткосрочные (на срок до одного года), среднесрочные (от одного до пяти лет) и долгосрочные (на срок свыше пяти лет).

На основе полученных прогнозов органы государственной власти занимают программированием. Речь идет про разработку программ, т.е. комплексов мероприятий, взаимоувязанных по целям, по срокам, по участникам, по выделенным в ограниченном объеме ресурсах. Результатом программирования являются государственные программы, исполнение которых составляет суть операционной деятельности государства по регулированию государства.

Государственные целевые программы является эффективным инструментом регулирования экономики. Причина этого не только в том, что они позволяют эффективнее тратить бюджетные средства, но и в том, что хозяйственные субъекты могут ознакомиться с этими программами, которые рассчитаны на действие в течение нескольких лет вперед, и выработать в соответствии с ними собственную модель поведения.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: