Диссертация правовая культура как фактор формирования правового государства

Обновлено: 25.04.2024

Правосознание и его роль в жизни общества несомненно огромны. Правосознание является органичной составной частью правотворческой и правореализующей деятельности, выполняет роль их механизма и инструмента. Ведь чем выше уровень правосознания, тем крепче законность и правопорядок.

Сознание представляет собой форму отражения (познания) человеком окружающего его мира, а также его отношения к этому миру в форме разного рода оценок и предложений по усовершенствованию, изменению конкретных социальных и природных явлений, процессов, созданию новых материальных или духовных благ. Правосознание является частью, видом сознания. Правовое сознание - это совокупность идей, взглядов, чувств, традиций, переживаний, которые выражают отношение людей к правовым явлениям общественной жизни. Это представления о законодательстве, законности, правосудии, о правомерном или неправомерном поведении.

Сознание возникает в процессе и результате деятельности и проявляется в ней. Поэтому функции или назначение правового сознания могут быть поняты по результатам деятельности его субъектов.

В содержание правосознания входят четыре вида оценочных отношений: к праву (его принципам, нормам, институтам); к правовому поведению окружающих и к объектам деятельности (преступности, преступлениям, преступникам или правонарушителям); к правоохранительным органам и их деятельности (прокуратуре, адвокатуре, суду, юстиции, органам внутренних дел); к своему правовому поведению -самооценка. [11]

В результате практической реализации ценностного отношения с участием воли, выполняющей роль энергетического двигателя, возникает новое образование - интеллектуально-эмоционально-волевое, или правовая установка. В своей совокупности установки организуются в систему ценностных ориентаций, основанных на системе убеждений. Доминирующие установки определяют направленность личности, ее жизненную позицию и характеризуют содержательную сторону ценностных ориентаций. Соответственно, правовая ориентация - это совокупность правовых установок индивида или общности (группы, коллектива), непосредственно формирующих внутренний план, программу деятельности в юридически значимых ситуациях.

Под установкой понимается тенденция или предрасположенность личности определенным образом воспринимать и оценивать информацию, процессы, явления и т.п. и готовность действовать в соответствии с этой оценкой. Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности. Результат этой регуляции - поведенческая реакция в виде правомерного или противоправного поведения. Это позволяет определить в целом роль правосознания как внутреннего, личностного механизма регулирования поведения (деятельности) людей в юридически значимых ситуациях.

Правовую культуру может определить как качественное состояние правовой организации общества, реального функционирования его правовой системы, отражающие достигнутый уровень развития с сфере правового регулирования социальных отношений.

Правовая культура шире правосознания. Она включает в себя не только психологические его элементы, но и юридически значимое поведение, все ценности, накопленные обществом в области права. К последним следует отнести: уровень правосознания, отношение общества, государства, личности к праву; совершенство и демократизм правотворческого процесса; качество законодательства, степень отражения в нем социальных интересов; уровень работы правоохранительной системы; состояние правовой науки и юридического образования; обеспечение прав и свобод личности, состояние законности и правопорядка.

Совокупность всех этих показателей присуще всему гражданскому обществу и государству в целом. Указанные выше признаки некоторые авторы включают в понятие «правовая культура в широком смысле». «Правовую культуру в узком смысле» они характеризуют как культуру отдельной личности, которая означает правовую образованность человека, включая правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм. И это не случайно. Дело в том, что правовую культуру, как и правосознание, можно подразделить на три вида: по субъектам - на индивидуальную, групповую и общественную; по уровню - на обыденную, профессиональную и доктринальную.

Правосознание играет важную роль в совершенствовании и развитии правовой жизни общества. [12]

Во-первых, правосознание является необходимым фактором при создании норм права. Ведь правовые нормы формируются в процессе сознательной волевой деятельности правотворческих органов. Прежде чем получить выражение в юридических нормах, определенные интересы и потребности людей проходят через волю и сознание индивидов, создающих правовые нормы. Поэтому качество правовых норм, их соответствие потребностям общественного развития неразрывно связано с правовыми представлениями, уровнем правосознания тех, кто создает правовые нормы.
Во-вторых, правосознание является важным и необходимым условием точной и полной реализации правовых норм. Требования норм права обращены непосредственно к людям. Эти требования тоже выполняются посредством их сознательной волевой деятельности. И чем выше уровень правосознания граждан государства, тем точнее исполняются предписания правовых норм. Развитое правосознание обеспечивает добровольное, глубоко осознанное осуществление правовых требований, понимание их правильности и разумности. Оно вызывает у людей чувство нетерпимости к нарушениям правопорядка.

Таким образом, правосознание есть важный фактор развития законодательства, стабильности правопорядка, реальности прав и свобод граждан. Современное правосознание свидетельствует также о высокой общей и правовой культуре личности, делает ее полноценным участником разнообразных правоотношений.

Все исследователи единодушны в том, что чем выше уровень правосознания, тем в большей мере оно проявляет свою регулирующую роль приведения поведения в соответствие с целями и волей, выраженными в праве, тем крепче законность и правопорядок (при условии его положительной направленности). Тот факт, что исполнение правовых норм значительной частью людей осуществляется сознательно, в силу внутреннего убеждения, как раз и свидетельствует о регулирующей роли правосознания. Регулирование означает, с одной стороны, побуждение к действию, приказ или стимуляцию соответствующего поступка, поведения, с другой - установление границ поведения, запрещение выхода за их рамки, дозволение действовать в их пределах. Указанная роль правосознания вытекает прежде всего из основного социального назначения права -управлять деятельностью людей в различных видах общественных отношений в соответствии с государственной воле народа и (или) элиты, выраженной в законе и обеспечивающей сочетание интересов личности, общества, государства. Одна из особенностей правосознания состоит в том, что оно является нормативно-предписывающим, обязывает к определенным действиям на основе и по результатам возможных вариантов поведения с правовыми принципами и нормами, общий, абстрактный характер правовых норм порождает трудности, так как закон имеет всеобщий характер, а ситуация - конкретна. Единичное подводится под всеобщее с помощью суждения. Суждение же чаще и проблематично, и вероятно. Это требует предвиденья в рамках самой нормы, а, следовательно, участия правосознания и его высшего проявления - мышления.

Правосознание играет регулирующую роль и в процессе правореализации, в том числе при разрешении юридических дел, принятии правоприменительных актов, всех видов конкретных юридических решений. Здесь действует профессионально-юридическое правосознание как разновидность правосознания.

Естественно, что органически присущую роль инструмента оценки действий и их результата при осуществлении правоохранительной функции законодатель закрепил за правосознанием в уголовно-процессуальном праве. Законодательство требует, чтобы государственные органы, ведущие судопроизводство при разрешении уголовных дел и оценке доказательств руководствовались правосознанием. В сложном процессе правоприменения в правосознании правоохранителей вырабатываются образцы поведения в типовых ситуациях, которые объективируются в принимаемых ими индивидуально-правовых актах. Так осуществляется перевод явлений сознания в собственно право и обязанности конкретных субъектов права. Это свидетельство того, что правосознание существует и действует параллельно с правом, иногда заменяет и всегда отражает его «всю правовую действительность». [13]

Оценка результатов деятельности и каждого решения в правовой сфере также производится с помощью такого инструмента (механизма) как правовое сознание. Результатом оценки является признание поведения (деятельности) правомерным или противоправным, а если противоправное поведение совершается специальным субъектом - должностным лицом, работником правоохранительных органов на службе или в связи со службой - нарушением законности.

Таким образом, правосознание является органичной составной частью правотворческой и правореализующей деятельности, выполняет роль их механизма и инструмента.

Экспериментальные исследования правосознания различных групп и слоев населения показали, что центральным компонентом правосознания, наиболее чувствительным к всяким подвижкам, играющим определяющую роль в выборе варианта поведения, соответствующего правовому предписанию или правонарушающего являются ценностные отношения к праву в целом, к отдельным его нормам и институтам, к практике их применения, соблюдения и нарушения, к собственному правовому поведению.

Вывод об определяющей роли ценностных отношений к правовой действительности в настоящее время, по существу, является общепризнанным. Для юристов-профессионалов, для государственных и муниципальных служащих одинаково значимыми являются правовые знания или правовая подготовка, устойчиво положительное отношение к праву и практике его реализации, т. е. ценностное отношение и умение применять право.

Устойчиво положительное отношение к праву и практике его реализации в наибольшей мере чем правовые знания, подвержено деформации (нежелательным изменениям). Ценностно-нормативная сфера личности выступает в качестве интегративной характеристики субъективного (духовного) мира личности.

Деформация (перерождение) правосознания, ее виды: 1. Правосознание испытывает влияние правовой сферы. 2. Нет эталонного правосознания, по которому пристало судить об искажении существующего правосознания. 3. В твердом теле деформация проявляется в изменении расположения отдельных его точек, в юриспруденции деформацию правосознания можно контролировать по изменению социальной ценности права.

Правовая культура выполняет три основные функции: познавательную, регулятивную и оценочную.

Познавательная функция заключается в освоении правового наследия прошлых веков и достижений отечественного и зарубежного права. Эта функция тесно связана с формированием правового государства и развитием гражданского общества.

Регулятивная функция направлена на обеспечение эффективного функционирования всех элементов правовой системы и создания устойчивого правопорядка.

Оценочна функция состоит в оценке индивидуального поведения, законности, правопорядка и действующего законодательства путем сопоставления с моделями поведения, ориентирами которого являются нормы позитивного права и нормативные установки естественного права.

Правовая культура во многом обусловлена правовым воспитанием личности.

Правовое воспитание - систематическая и целенаправленная деятельность государства, негосударственных объединений, направленная на формирование у граждан правовых знаний, навыков правомерного поведения, уважительного отношения к праву, на развитие и поддержание у них позитивной активности в сфере права.

Основными задачами правового воспитания являются: формирование знаний о системе основных правовых предписаний, правильном понимании их значения; формирование уважительного отношения к законам и правилам общежития; воспитание чувства глубокой убежденности в социальной справедливости законов; воспитание потребности в самостоятельном усвоении содержания правовых норм, закрепленных в нормативно-правовых актах; сознательное превращение соблюдения норм права в привычку строгого соблюдения законов и нетерпимости к правонарушителям; выработка активной осознанной потребности бороться за фактическое воплощение в жизнь принципов социальной справедливости.


Несмотря на изученность проблемы правовой культуры в государстве, остаются до конца не исследованными вопросы взаимосвязи правовой культуры и правового государства, воздействия правовой культуры на процесс становления и функционирования правового государства, что указывает на актуальность представленного исследования. Рассмотрены и проанализированы дефиниции понятия, признаков, типологии, уровней и значения правовой культуры, как одного из факторов, влияющих на динамику становления правового государства. Акцент в исследовании делается на принципах формирования правового государства, его взаимодействия с институтами гражданского общества, выступающих в качестве индикаторов правосознания как отдельных личностей и их коллективов, так и общества в целом. Приводятся выводы о взаимосвязи уровня правовой культуры личности и общества, напрямую зависящих от уровня правосознания граждан. Обозначены ключевые проблемы формирования высокого уровня правовой культуры личности и общества, внесены предложения, направленные на повышение значимости правовой культуры как одного из факторов, воздействующих на формирование правового государства.

Ключевые слова: правовая культура, типы правовой культуры, правовое государство, правосознание, уровни правой культуры, принципы правового государства, гражданское общество.

На протяжении всей истории человечества люди искали самый действенный способ регулирования общественных отношений, ведь социум представляет собой совокупность объединения людей в те группы, которые в дальнейшем образуют население целого государства. Первым методом воздействия на общественные отношения было насилие, но этот метод не является универсальным, так как работает только в руках грамотного правителя. Второй метод — религия, но он также не продемонстрировал свою эффективность, так как не каждый человек (как показала история) обладает глубокой верой в сверхъестественные силы.

С постепенным развитием мышления общества, люди стали придумывать и применять законы. Стоит отметить, что на сегодняшний день они являются главным методом регулирования и используются во всем мире. Однако развитие и эффективность законов может быть разной в каждом государстве. Данный показатель и является уровнем правовой культуры.

Целью проводимого исследования выступает комплексное изучение правовой культуры, как одного из факторов, влияющих на процесс формирования правового государства.

Цель раскрывается через поставленные задачи: дать определение правовой культуры, проанализировать её отличительные признаки, уровни и типологию; рассмотреть и охарактеризовать принципы правового государства, его взаимодействие с институтами гражданского общества; исследовать взаимосвязь уровней правовой культуры с видами правосознания личности, различных социальных групп и общества в целом.

Правовая культура — это особое социальное явление, характеризующее определенный уровень правового состояния как отдельной личности, так и общества в целом [5¸ с. 27].

К отличительным признакам правовой культуры, оказывающим воздействие на её значении в обществе и государстве, принято относить следующие:

– правовая культура является элементом общей культуры;

– она отражает развитие общества в совокупности правовых норм;

– представляет состояние законности, правопорядка, правосознания и законодательства;

– способствует созданию правовых ценностей, которые выражаются в правовом порядке, справедливости, равенстве, ответственности;

– позволяет сочетать и саморегулировать отечественные и зарубежные источники правового процесса с помощью накопленных знаний и опыта человечества.

Правовая культура состоит из взаимосвязанных элементов, каждый из которых выполняет определенную функцию. В качестве основных выделяют:

– право, выступающее универсальным регулятором общественных отношений, с помощью общеобязательных, формально определенных правил, оно развивает в людях чувство справедливости, гуманности и добра;

– правосознание, которое отражает связь между правовыми, моральными, религиозными и другими ценностями, воспитывает потребность в правомерном поведении;

– законность и правопорядок, выступающие как средство защиты прав и свобод личности от произвола государства и его органов, а также от противоправных деяний других лиц;

– правовое воспитание, служащее средством формирования и изменения правового сознания, правовой культуры, отношения граждан к праву.

К типам правовой культуры принято относить:

  1. Правовая культура личности — уровень понимания и совокупность знаний о праве каждого человека, выраженная в умении пользоваться нормативно — правовыми источниками;
  2. Правовая культура социальных групп — это уровень знаний, уважения к праву и законодательству определенного состава людей по их социально — значимым признакам;
  3. Правовая культура общества — это уровень правосознания граждан, а также правовая активность населения в деятельности государства [4, с. 8–14]

В общей теории права принято выделять несколько уровней правовой культуры. В зависимости от показателя правового познания и использования полученных знаний на практике, правовая культура подразделяется на:

  1. Обыденный — уровень, ограниченный повседневной жизнью людей, который используется при реализации субъективных прав и обязанностей;
  2. Профессиональный — уровень, относящийся к лицам, практикующим юридическую деятельность на профессиональном уровне: адвокаты, юристы, работники правоохранительных органов, судьи;
  3. Доктринальный — уровень, характеризующийся не только знаниями о праве, но и знаниями всего механизма правового регулирования.

Роль правовой культуры в государстве подтверждается закрепленными в Основном законе положениями, характеризующими конституционно-правовой статус государства. Так, в соответствии с ч. 1. ст. 1 Конституции РФ: «Россия есть демократическое федеративное правовое государство…» [1].

Идеей правового государства является верховенство закона по отношению ко всему обществу, к государству, к личности. Другими словами, это государство, в котором господствует право [5].

Правовая культура может быть реализована только при соблюдении определенных принципов, таких как:

  1. Верховенство права и закона над всем обществом, в том числе над органами власти: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» [1].
  2. Гарантия прав и свобод: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» [1].
  3. Стабильность законности и правопорядка.
  4. Разделение государственной власти: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную» [1].

Цивилизованный образ жизни, структура и система духовных, интеллектуальных, нравственных и психологических ценностей индивида, а также всего общества, является основой любой культуры. Если мы говорим о правовой культуре, то подразумевает под этим развитое массовое правосознание, правовую активность граждан, составляющих главенство права и основу правового государства.

Благодаря правовой грамотности, граждане знают о малоизвестных, но важных для гражданина правах, к примеру:

  1. Налоговый вычет — сумма, которая при наличии оснований, уменьшает размер дохода, с которого уплачивается налог. К примеру:

– социальный — средства, потраченные на обучение, лечение, лекарства, можно вернуть;

– имущественный — средства, потраченные на покупку и продажу недвижимости, на ипотеку, возвращаются;

– стандартный — вычет из налога ежемесячно для инвалидов ВОВ, инвалидов, с увечьями, полученными на военной службе, ликвидаторов аварии ЧАЭС.

  1. Участие в выборах и референдумах. Хоть это и является всем известным политическим правом, его важность от этого не становится меньше. Право голоса, право выбора предоставляется гражданам Конституцией РФ, которое, в свою очередь, дает возможность участвовать в деятельности государства, влиять на власть [6].
  2. Квалифицированная юридическая помощь — деятельность, направленная на обеспечение и защиту прав и свобод граждан. Юридическая помощь должна быть доступной каждому, так как одна из сторон из-за нехватки средств может быть неспособна защитить свои права, что нарушает принцип равенства. Именно поэтому статьей 46 Конституции РФ предусмотрено оказание квалифицированной бесплатной юридической помощи.

В правовом государстве тесно взаимосвязаны друг с другом государство и право, а центром данного взаимодействия является человек. С помощью законодательства государство влияет на развитие гражданского общества, а общество дает направление для демократизации государства [2].

Гражданское общество обладает рядом идей и принципов:

– многообразие форм собственности, право на экономическую деятельность;

– защита естественных прав и свобод каждого человека и гражданина;

– равенство всех перед законом и судом;

– надежная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни [3].

Поскольку правовая культура находится на стадии становления, у нее есть проблемы, препятствующие ее развитию:

  1. Низкий уровень правовой культуры среди работников юридических профессий, входящих в состав государственных органов. Эта проблема приводит к созданию некачественных правовых актов, несправедливым судебным решениям и т. д.
  2. Массивность правового материала, в результате чего граждане не могут изучить его в полном объеме.
  3. Распространение беззакония и несправедливости, в результате чего общество перестает реагировать на правонарушения.
  4. Еще одна проблема — это доступ к достоверной информации. Сегодня люди получают основную информацию из интернета, но не всегда удается найти действующие нормативные акты, а тем более внесенные в них поправки.
  5. Деструктивное воздействие средств массовой информации с целью искажения существующих представлений о праве и правовых явлениях.
  6. Еще одна существенная проблема — правовой нигилизм, который стоит рассмотреть более подробно.

Правовой нигилизм — это полное отрицание, неуважение к праву и действующим законам, которое приводит к противозаконным деяниям, препятствует развитию правовой культуры.

Факторы развития правового нигилизма:

  1. Нарушение в юридических предписаниях и решениях суда.
  2. Создание правовых актов, обладающих противоречивым характером.
  3. Игнорирование гражданами нормативно-правовых актов.
  4. Нарушение основных прав и свобод человека и гражданина.

Для борьбы с этим явлением требуется доверие и уверенность граждан в защите своих прав и свобод, для этого необходимо укрепление законности в государстве, совершенствование законодательства.

В государстве с высоким уровнем правовой культуры граждане свободно владеют знаниями норм Конституции, положениями законов и иных нормативно-правовых актов, в правовую деятельность вовлечены широкие слои населения. В государстве с высоким уровнем качества законотворчества, правосудие отличается своей близостью к обществу, а в правоприменительной деятельности соблюдается строгость и равенство. На сегодняшний день правовую культуру в нашем государстве тяжело охарактеризовать как высокую. Но так как правовая культура ещё проходит стадии становления и формирования, каждый из нас может оказать на данный процесс положительное воздействие.

Ознакомившись с понятием, смыслом и признаками правовой культуры, становится понятным ее значение для государства, общества и личности. Для формирования устойчивой правовой культуры гражданам необходимо получение знаний правового характера, развитое массовое правосознание, правовая активность каждого гражданина. Правовая культура имеет много проблем, но только с помощью совместных усилий общества и государства можно сформировать устойчивую правовую культуру и высокий уровень правосознания. Гражданское общество должно занимать активную гражданскую позицию, а государство должно способствовать развитию правовой культуры.

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года (ред. от 14.03.2020 N 1-ФКЗ), ч. 1, ст. 1 // Российская газета, 04.07.2020, N 144.
  2. Алексеев Р. А. Эволюция концепции правового государства в истории политико-правовой мысли // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. № 2. 2013. — С. 83–88.
  3. Алексеев Р. А. Гражданское общество. Проблемы становления и развития в России (правовой аспект): монография / Р. А. Алексеев. — М.: ИИУ МГОУ, 2013. — 96 с.
  4. Бондарёв А. С. Правовая культура и продукты правовой культуры в их соотношении // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2010. № 2 (8). С. 8–14.
  5. Карташов В. Н. Правовая культура: понятие, структура, функции: монография / В. Н. Карташов, М. Г. Баумова; Ярославль: ЯрГУ, 2018. — 200 с.
  6. Марченко М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2016. — 240 с.

Основные термины (генерируются автоматически): правовая культура, правовое государство, гражданское общество, государство, общество, Государственная власть, гражданин, правовая культура личности, правовой нигилизм, уровень.

Ключевые слова

правовая культура, гражданское общество, правосознание, правовое государство, типы правовой культуры, уровни правой культуры, принципы правового государства

правовая культура, типы правовой культуры, правовое государство, правосознание, уровни правой культуры, принципы правового государства, гражданское общество

Похожие статьи

Правовая культура современной России | Статья в журнале.

Правовая культура — один из аспектов общечеловеческой культуры, воплотившийся в праве, один из обязательных элементов гражданского общества, правого государства [2]. Она включает в себя не только правовую культуру населения, но и органов власти, государства.

гражданское общество, правовое государство, свобода.

Гражданское общество и правовое государство появятся у нас тогда, когда каждый из нас

При этом, предполагается, что государство и его органы относятся к личности как к равному

правовая культура, правовой нигилизм, правовое сознание, культура, российская.

Правовой нигилизм в идее правового государства

правовая культура, правовой нигилизм, правовое сознание, культура, российская правовая культура, правовое поведение, массовая информация, качественное состояние, гражданское общество, смысловой мир. Проблемы построения правового государства в России.

Влияние правового нигилизма на развитие гражданского.

Ключевые слова: правовой нигилизм; гражданское общество; правовая культура

Правовой нигилизм — следствие как исторического прошлого нашего государства, так и

- низкий уровень правовой культуры как населения, так и субъектов публичной власти

Немного о правовой грамотности | Статья в сборнике.

правовая культура, правовое образование, правовая безграмотность, российское общество, правовая культура общества, Российская Федерация, правовой нигилизм, массовая информация, правовая грамотность, юридическая.

Взаимное влияние гражданского общества и судебной власти

Гражданское общество — правовое демократическое общество, где

Идеям гражданского общества о разумности и справедливости власти, о свободе и благополучии личности

Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и.

Проблемы правового воспитания на современном этапе

Ключевые слова: правовая культура, правовое воспитание, правовой нигилизм, развитие

Не будет преувеличением сказать, что правовая культура личности и общества в целом

Правовой нигилизм — самая распространённая деформация правосознания, сложное и.

Формирование правовой культуры в Российской Федерации

правовая культура, правовой нигилизм, правовое сознание, культура, российская правовая культура, правовое поведение, массовая информация, качественное состояние, гражданское общество, смысловой мир. Проблемы построения правового государства в.

Правовой нигилизм как социальная проблема современного.

Существует мнение, что правовой нигилизм появился и развивается в России из-за правовой некомпетентности, правового незнания ее граждан. Часто субъекты правоотношение даже не знают о своих правах и обязанностях, не говоря уже о мониторинге изменений законодательства.


Правовая культура влияет на различные стороны правовой действительности, способствуя достижению цели правоприменительной политики, призванной обеспечить по всем направлениям реализации права законность, справедливость, права и свободы, то есть достижение идеалов правового государства и гражданского общества. В рамках настоящей статьи рассмотрены аспекты формирования правовой культуры в Российской Федерации.

Ключевые слова: формирование правовой культуры, правосознание, правовая идеология, правовые институты, правовое поведение.

Author considered aspects of the formation of legal culture in the Russian Federation. Legal culture influences various aspects of legal reality, contributing to the achievement of the goal of enforcement policy, designed to ensure in all areas of the realization of the law legality, justice, rights and freedoms.

Keywords: legal culture formation, legal awareness, legal ideology, legal institutions, legal behavior.

Формирование правовой культуры в России происходило и происходит в трудных условиях социально–экономического кризиса, борьбы между ветвями власти — законодательной, исполнительной и судебной. Не стоит преуменьшать и влияние зарубежной философии и теории права. Таким образом, парадоксальность такого правового явления, как правовая культура, состоит в столкновении и тесном переплетении в нём различных ценностных установок — сложившихся в нашей стране исторически и пришедших из–за рубежа (например, расширение применения судебного прецедента).

Несмотря на множественность теоретических представлений о правовой культуре и ее содержании, можно говорить о признании научным миром правовой культуры ценностно–нормативной основой всех сторон правовой жизни общества. Действительно, правовая культура не может формироваться и существовать вне системы ценностей. Духовные ценности через механизм регулирования обретают нормативный каркас модели поведения субъектов социальных взаимодействий. Ценности выступают своеобразной мерой оценки поведения и его социальных последствий. Закрепляясь в праве, они перерастают из социальных ценностей в правовые, оказывая влияние не только на правовое регулирование, но и реализацию права. Они предопределяют выбор поведения, юридическую оценку деяний и социально–политических событий. Не случайно воздействие ценностей на формирование правовой культуры явилось предметом пристального внимания юридической науки.

Правовая культура базируется на общечеловеческих ценностях, что обеспечило ее изучение с ценностно–нормативного подхода. Так Я. В. Зубова представляет правовую культуру с точки зрения данного подхода как ценности права, выраженные в нормах, правовых институтах, оценках, правовом поведении. [2]

Головченко разделяет мнение Н. П. Повещенко о трехуровневой системе ценностей, лежащих в основе правовой культуры: личностные убеждения — правовые ориентации — правовые нормы. Задача права сводится к формированию условий нормальной жизнедеятельности человека во внешней среде (общественный порядок). При таком подходе право лишается более глубокого смысла, отдаляется от темы духовной нравственности. Либеральное понимание свободы ограничивается правовыми рамками, оставляя за ними истинное понимание свободы. [3]

Свободно жить и поступать, действуя в рамках права, не есть свобода. Истоки свободы заложены в более глубоких пластах — в субъективном пространстве человеческого сознания, никак не связанного с правовыми гарантиями. Речь идет о духовном самоопределении, не подвластном внешним детерминантам. Правовая ответственность, являясь внешней, также имеет прямое отношение к духовно–нравственной стороне человеческой жизни. Отношения между людьми в реальной действительности не всегда соответствуют идеалу. Поэтому право становится средством корректировки реальности, в основу которого заложено духовно-нравственное осознание долга. Право не только нравственно обусловлено. Оно само придает охраняемую законом силу нравственным нормам и принципам. Устанавливая репрессивные санкции, право вместе с тем признает достоинство личности и свободу человека [1].

Правовая культура позволяет обеспечить надлежащую ориентацию граждан и должностных лиц в основополагающих началах и принципах правовой системы Российской Федерации. Она создает базу для значительного расширения объема и повышения уровня правового поведения адресатов права, для профилактики правонарушений. Правовой нигилизм является важнейшим фактором, который может ускорить или замедлить правовое развитие. В условиях социально-экономического кризиса и трансформации российского общества изучение такого правового явления, как правовой нигилизм, приобретает новое звучание. Без развития правовой культуры правовой прогресс и стабильное внутриполитическое положение в стране немыслимы. Преодоление правового нигилизма представляет собой одну из важнейших задач правоприменительной практики и законотворчества [2].

Недостаточный уровень правовой культуры и компетенции государственных служащих, социально–политический и экономический кризис в стране приводят к тому, что доверие к закону и государству в России неуклонно падает. Российская правовая действительность такова, что наблюдается значительный разрыв между правом и законом. Тенденция правового нигилизма в обществе ведёт к катастрофе — отрицанию главенства государства и закона, разрешению конфликтов при помощи силы, связей или денег. Всё это, безусловно, не способствует доверию к закону и правопорядку.

Таким образом, можно выделить следующие предпосылки распространения правового нигилизма в современном российском обществе: снижение интереса граждан к морально–этической проблематике, пропаганда аморализма и безнравственности; криминализация различных социальных групп, распространение в обществе ценностей криминальных субкультур; исторически сложившиеся особенности менталитета русского народа, связанные с вековым самодержавием, крепостничеством, приоритетом государственной власти над общечеловеческими демократическими правами и свободами; идеализация и бездумное перенесение традиций западной правовой системы на отечественную почву, без необходимой адаптации к сложившимся правовым традициям; отсутствие правовой регламентации отдельных сторон общественной жизнедеятельности (медицины, спорта, экологии); деформация правосознания граждан, связанная с глубоким социально–экономическим кризисом, начавшимся еще в 1990-е годы; юридическая неграмотность и правовое бескультурье.

Российское правосознание, в особенности это касается так называемого массового правосознания, является, с одной стороны, неразвитым по сравнению с западными цивилизациями, а с другой — характеризуется как расположенное на полюсах нигилизма или идеализма в оценке роли и статуса права. Главная цель правового просвещения в качестве метода правовой пропаганды — воспитание уважения к праву и законности как ценностной установке широких слоев населения России. Противостоит правовому нигилизму, иным деформациям правосознания такой сложный социальный феномен, как правовая культура. Уровень правосознания и в целом правовой культуры в обществе остается достаточно низким. Отчуждение многих живущих ниже прожиточного минимума граждан является одним из важнейших факторов развития правового нигилизма. Правовая культура тесно связана с правосознанием, опирается на него, но представляет собой относительно самостоятельную категорию, так как включает в себя не только социально-психологические процессы, протекающие в обществе, но и юридически значимое поведение членов общества, правовую деятельность в виде правотворчества и его результатов, традиции правотворчества, практику функционирования правовых институтов в целом. Правовая культура диктует каждой личности принципы правового поведения, а обществу — систему правовых ценностей, правовые идеалы, обеспечивающие единство и взаимодействие правовых институтов и учреждений. Высокий уровень правовой культуры — один из признаков правового государства. Правовая культура охватывает и психологические, и идеологические, и поведенческие элементы.

В настоящее время в России наблюдается существенный разрыв между нормативно–ценностной основой и существующей правоприменительной политикой судебной системы. Минимизация такого разрыва возможна только тогда, когда судебная правоприменительная политика будет строится профессионалами с высокой правовой культурой, для которых долг, справедливость и гуманность — ориентир осуществления правосудия, а не декларация, закрепленная в норме закона.

Особую зону риска представляет правоприменение в системе исполнительной власти. Правовой кризис находит здесь наиболее яркое проявление. З. М. Черниловский пишет, что исполнительная власть всегда стремиться к минимизации контроля. Этому в известной мере способствует владение средствами принуждения, опора на бюрократический аппарат, манипулирование информацией [5].

Проблема ориентации правоприменительной политики в управленческую сферу на нравственные ценности приобретает все большую значимость, поскольку здесь непрерывно развивается поток всевозможных практик взаимодействий гражданина и власти. Мораль становиться неотъемлемым аспектом деятельности всей системы государственных служащих и служащих правоохранительных органов. Владение исполнительной власти всевозможными средствами принуждения и влияния на права и свободы потребовало, как говорилось ранее, формирование системы кодексов, где проявление уважения к таким ценностям как честь и достоинство личности, неприкосновенность человека закладывается в основу профессиональной деятельности. Однако дефекты правосознания, как неотъемлемого элемента правовой культуры, многих субъектов сферы приложения исполнительной власти подрывают ее авторитет и искажают ее предназначение в системе разделения властей.

Правовая культура субъектов правоприменительной политики отражает степень следования закону, принципам права при принятии решений в конкретной сфере общественной жизни и государственной деятельности. К примеру, от правовой культуры органов следствия и дознания зависит соблюдение следственных процедур, качество применения уголовно-процессуального законодательства, учет следственной и судебной практики, соответствие принятых решений принципам уголовного судопроизводства, соблюдение сроков осуществления следственных действий.

Таким образом можно констатировать, что правовая культура субъектов правоприменительной политики выражает степень соответствия действий указанных субъектов правовым ценностям, объективированным в принципах и нормах права.

В завершение настоящей статьи отметим, что реальный уровень правосознания, правовой культуры в каждом обществе и на разных этапах его развития неодинаков, что зависит от многих разнохарактерных факторов. Это уровень развития экономики страны и благосостояния ее граждан, национальные, религиозные и иные особенности, политический строй и способность власти устанавливать и охранять правовые институты, противостоять произволу, пресекать правонарушения. Правовая культура различных направлений правоприменительной политики (правоприменительная политика исполнительного производства, судебная правоприменительная политика и т. д.) представляет качественное состояние системы органов, участвующих в осуществлении права, выраженное в порядке их деятельности, качестве принимаемых решений, в уровне правосознания субъектов правоприменительной политики, степени гарантированности прав и свобод граждан, интересов юридических лиц в сферах приложения компетенции субъектов правоприменительной деятельности.

  1. Головченко Г. А. Стратегия формирования правовой культуры личности в современной России: понятия, цели, основные направления.: дис. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2016, с. 169.
  2. Зубова Я. В. Правовое образование и правовая культура: монография. Ухта, 2010. С. 6.
  3. Карпова С. Е., Васильева Е. Н., Кондратьев А. Я., Иванова И. О. Правовая культура современной молодежи: актуальное состояние и пути её повышения // Молодой ученый. — 2018. — № 1. — С. 173–175.
  4. Сомов М. Д. Республиканская идеология и ее демократические пределы // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 8. С. 15–18.
  5. Черниловский З. М. Правовое государство: исторический опыт // Государство и право. 1989. № 4. С. 56.

Основные термины (генерируются автоматически): правовая культура, правоприменительная политика, правовой нигилизм, исполнительная власть, правовое поведение, Россия, ценность, правовое государство, правовое явление, Российская Федерация.

Борщева, Елена Владимировна. Правосознание как фактор формирования правового государства : автореферат дис. . кандидата юридических наук : 12.00.01.- Минск, 2000.- 22 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы диссертации

Коренные социально-экономические изменения в странах, возникших на постсоветском пространстве, повлекли заметную интенсивность научных исследований в сфере правоведения. Происходит переоценка основ научного познания государственно-правовых явлений как на общетеоретическом, так и на отраслевых уровнях.

Особенности современного хозяйствования, управления, политической и культурной жизни Республики Беларусь, в первую очередь связанные с развитием рыночной экономики, активизации частной инициативы, творчества и самостоятельности людей, потребности повышения организованности и порядка, четкого и неукоснительного исполнения правовых предписаний, вызвали необходимость изменения отношения общества к определению ценности права, значимости и роли юридических механизмов регулирования социальных отношений. Реализация идеи демократического правового государства невозможна без достижения высокого уровня правового сознания в обществе. Наряду с этим, преобразования, происходящие в белорусском обществе, еще больше усилили у некоторых категорий граждан чувство вседозволенности, безответственности и безнаказанности. Все это предопределяет необходимость качественного изменения правового сознания, повышения его уровня и вызывает потребность всестороннего научного исследования данного социально-правового явления.

Необходимость изучения правосознания определяется также возрастанием его значения в арсенале духовной культуры общества, в системе образования и воспитания населения.

Несмотпя ня эут^альность иссд^її^мой темь? до нястоятттего япел'ени очя не являлась предметом комплексного монографического исследования. В научных публикациях по вопросам правового сознания учеными республики затрагивались лишь отдельные аспекты этой важнейшей проблемы цравойедс-ния. В последние годы некоторые вопросы формирования и повышения уровня правового сознания в условиях построения правового государства рассматривались автором диссертации в ряде публикаций.

Таким образом, актуальность рассматриваемых вопросов, их важное теоретическое и практическое значение, недостаточная научная разработанность предопределили выбор темы настоящего диссертационного исследования. В настоящей работе внимание акцентируется прежде всего на вопросах понятия и структуры правового сознания, его состояния в белорусском обществе, выявления факторов, определяющих уровень индивидуального и группового правосознания, основных направлений повышения его уровня в период формирования правового государства.

В юридической науке к настоящему времени созданы основы теории правового сознания и правового воспитания. В последние десятилетия заметно усилился интерес к исследованию данной проблемы. Достаточно полно изучены вопросы правосознания как формы общественного сознания, его структуры, функций и т.д. Значительный вклад в разработку общих положений теории правосознания внесли В.И. Бегинин, К.Т. Вельский, А.Д. Бойков, Л.П. Буева, Н.А. Бура, А.Ф. Колотов, Е.А. Лукашева, З.Д. Мадалиева, Л.Д. Мостовщиков, Г.С. Остроумов, И.Ф. Покровский, Д.А. Потопейко, И.Ф. Рябко, Н.Я. Соколов, В.А. Сырцев, И.Е. Фарбер, В.И. Хабалов, В.А. Чефранов и др. Анализ правового сознания как социологической категории дан в работах П.П. Баранова, В.В. Лапаевой, А.Р. Ратинова, В.А. Щегорцова и др. Важное значение для изучения рассматриваемой проблемы имеют также работы ведущих ученых, затрагивающих вопросы правового воспитания: Е.В. Аграновской, В.А. Ананича, И.И. Басецкого, Д.А. Гавриленко, А.И. Долговой, Г.Х. Ефремовой, А.К. Ивлева, И.Ю. Новичковой, О.Г. Шапиевой; исследующих правотворчество: Ю.Г. Арза-масова, К.Н. Дмитрисвцева, А.Ф. Мицкевича, Е.В. Назаренко, Н. Неновски, А.С. Пиголкииа, Н.Я. Соколова, И.М. Степанова, В.В. Степаняна, P.O. Халфи-ной и др.; анализирующих особенности и сущность правовой государственности: А.М. Абрамовича, В.Н. Артемовой, А.Ф. Вишневского, С.Г. Дробязко, В.А. Круталевича, Н.И. Порубова, Н.В. Сильченко, С.Ф. Сокола и др.; ряд аспектов, связанных с психологией субъектов правореализации: А.Т. Боннера, Ю.Н. Бро, А.В. Дулова, И.Я. Дюрягина, Л.Н. Завадской, В.Н. Карташова, В.В. Лазарева, М.К. Маликова, П.Е. Недбайло, Ю.А. Тихомирова, О.А. Чванова и др.

Связь работы с крупными научными программами, темами

Проблемы, рассмотренные в данной диссертации, имеют связь с концепцией проводимой в Республике Беларусь судебно-правовой реформы и исследованиями, проводимыми Министерством внутренних дел, Академией МВД (план научно-исследовательской работы Академии на 2000 г.) по темам: 1.13. «і еадйзация основных положений Концепции судеоно-правовой реформы»; 1.15. «Проблемы организации и деятельности законодательных и исполнительных органов Республики Беларусь» (п. 1.18 пятилетнего плана научно-исследовательской работы Академии); 1.16. «Методика изучения и развития профессионально важных качеств слушателей Академии и сотрудников органов внутренних дел*> (п.3.1 пятилетнего плана научно-исследовательской работы Академии, п.ЗЗ Заявки Министерства внутренних дел № 6/2 - 1575 от 28 ноября 1997 г.); 2.11. «Психолого-недагогические аспекты совершенствования подготовки кадров для органов внутренних дел».

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы уточнить и дополнить понятие правосознания, выявить его современное состояние в белорусском обществе, разработать предложения по повышению уровня общест-

венного правосознания, а также профессионального сознания сотрудников органов внутренних дел в современных условиях.

Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:

исследовать основные теоретические подходы к понятию и структуре правосознания и на этой основе выработать более полное его определение;

на основе исследования сущности правосознания как формы общественного сознания показать его значение и роль в функционировании правовой системы общества, особенно в условиях построения правовой государственности в Беларуси;

-раскрыть содержание процесса формирования правового сознания, выявить факторы, влияющие на характер правовых убеждений личности;

проанализировать социальные факторы, определяющие уровень общественного правосознания, и, исходя из этого, дать всесторошпою оценку современного состояния правосознания белорусского общества;

изучить сущность явлений правового нигилизма и правового идеализма, причины их возникновения;

исходя из исследования сущности ценностно-правовых ориентации личности, показать необходимость их изменения в период формирования правового государства;

обосновать взаимовлияние правотворчества, процесса реализации правовых норм органами государства и состояния правового сознания;

выявить уровень профессионального правосознания сотрудников органов внутренних дел;

сформулировать выводы и практические рекомендации по использованию результатов проведенного исследования для повышения уровня правового сознания в современных условиях становления правовой государственности в Республике Беларусь.

Объект и предмет исследования

В работе правовое сознание рассматривается как противоречивое, реально существующее явление. Ооъектом диссертационного исследования являются правовые взгляды, идеи, представления и ценностно-правовые ориентации, а также иные проявления правового сознания, рассматриваемого в качестве динамичного и непрерывно взаимодействующего с внешней средой социально-правового явления.

Предметом исследования являются причины и закономерности возникновения, развития и функционирования правового сознания как фактора формирования правового государства.

Методология и методы проведенного исследования

Методология исследования, использованная в настоящей работе, базируется на принципах материалистической диалектики в совокупности с общенаучными методами познания, определенными спецификой предмета научного исследования (системный подход, системно-структурный анализ, логический,

прогностический и исторический методы). В работе использованы социологические методы (наблюдение, анкетирование, интервьюирование), статистический метод, а также частнонаучные методы (толкования правовых норм, сравнительно-правовой и структурно-правовой анализ).

Научная новизна и значимость полученных результатов определяется тем, что настоящая работа является первым комплексным, логически завершенным теоретико-прикладным исследованием проблемы формирования правового сознания в условиях становления гражданского общества и правового государства в Республике Беларусь. На основе анализа современной правовой действительности и изучения ранее предложенных различными авторами понятий правосознания, диссертант уточняет и дополняет его определение, раскрывает сущность и содержание данного социально-правового явления. Автор анализирует современное состояние правового сознания в Республике Беларусь и предлагает комплекс научно-практических рекомендаций по повышению vnyRHii ппптрствснного п^явос^>^н2"- л ї п»>звo I:! " т, ^ c^^ tr 2ii"" сот^/'чпіііси с м га-нов внутренних дел.

Практическая (экономическая, социальная) значимость полученных результати проявляется в возможности их использования:

в научно-исследовательской работе при решении актуальных проблем правовой науки, в теоретическом обосновании выводов, относящихся к правовому обеспечению становления гражданского общества и правового государства;

при проведении изучения правового сознания и факторов, определяющих его уровень;

-для совершенствования процесса правового воспитания лиц, не имеющих юридического образования;

при подготовке программ правового обучения;

для повышения культуры и техники правотворчества;

-для повышения эффективности правоприменительной деятельности, повышения уровня правового сознания должностных лиц государственных органов;

- для разработки программы правового воспитания личного состава органов
внутренних дел.

Реализация мер по повышению уровня правового сознания белорусского общества, предложенных диссертантом, будет способствовать увеличению эффективности функционирования демократических институтов, обеспечивающих баланс интересов всех социальных групп общества, увеличению организованности во всех сферах жизнедеятельности людей, в том числе и в области производства материальных благ.

Материалы исследования нашли свое практическое применение в учебном процессе кафедры теории и истории государства и права Академии МВД Республики Беларусь, деятельности государственных органов. Они же могут быть использованы в преподавании учебных курсов психологии, педагогики и этики в высших и средних специальных учебных заведениях, при преподавании основ права в общеобразовательных школах.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту

Проведенные в диссертации исследования позволяют обосновать и вынести на защиту следующие положения:

уточненное с учетом современных условий определение правового сознания. Сформулированная с учетом указанных выше обстоятельств структура правосознания, основу которого составляет совокупность тесно взаимосвязанных и взаимодействующих правовых, идеологических и психологических элементов;

изученные и классифицированные социальные факторы (политические, экономические, правовые, организационно-управленческие, психологические, культурно-этические и др.), образующие в своей совокупности среду, в рамках которой формируются правовые представления, чувства, ценностно-правовые ориентации граждан;

оезультаты анализа совпеменнога состояния появового сознания, свидетельствующие о наличии негативных правовых стереотипов, антиправовых и антигуманных установок, проявлений правового нигилизма и правового идеализма в ослорусском ооідєстбє;

положения и выводы о взаимовлиянии качества правотворческих процедур, правореализующей деятельности органов государства и уровня правового сознания;

результаты изучения отношения сотрудников органов внутренних дел к действующим правовым институтам, а также предложения и рекомендации о путях повышения уровня их профессионального правосознания.

Личный вклад соискателя

Автором на базе исследования проблем теоретического и прикладного характера показывается роль правового сознания в условиях формирования правового государства, предлагаются основные направления повышения его уровня в современных условиях.

Исследование представляет собой результат многолетней работы автора над проблемой формирования и развития правового сознания, в ходе которой проанализировано значительное количество работ по философии, психологии, теории права, социологии; юридическая и историческая литература; действующее законодательство Республики Беларусь.

С учетом важности и новизны темы автором была опубликована значительная часть результатов исследования в научной литературе Республики Беларусь.

Диссертация, автореферат, а также все научные публикации подготовлены лично автором.

Апробация результатов исследования

Апробация результатов исследований, проведенных в диссертации, осуществлялась:

1999г., БНИП); международной конференции студентов и аспирантов «Актуальные проблемы государства и права на современном этапе» (Минск, 27-28 октября 2000г., БГУ);

при проведении семинарских и консультационных занятий со слушателями Академии МВД Республики Беларусь, с учащимися Кадетского юридического общеобразовательного корпуса.

Опубликованность результатов

По теме диссертационного исследования опубликовано единолично автором 3 научные статьи, 4 материала международных и республиканских научно-практических конференций. Общее количество страниц опубликованных материалов -1,8 печатных листа.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из общей характеристики работы, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

Объем диссертации составляет 100 страниц. Список использованных источников из 365 наименований на 23 страницах, приложения на 3 страницах. Общий объем диссертации составляет 126 страниц.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: