6 правовой статус воздушного судна являются ли воздушные шары воздушными судами в юридическом смысле

Обновлено: 28.04.2024

Настоящий Кодекс устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации.

Государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.

Судебная практика и законодательство — Воздушный кодекс РФ

в Федеральном законе от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации";

в Федеральных правилах использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 138 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 14, ст. 1649; 2011, N 37, ст. 5255, N 40, ст. 5555; 2012, N 31, ст. 4366; 2015, N 29 (ч. II), ст. 4487, N 32, ст. 4775; 2016, N 8, ст. 1130, N 29, 4838);

В целях совершенствования законодательства Российской Федерации издано 15 подзаконных нормативных правовых актов, необходимость принятия которых связана с реализацией положений Воздушного кодекса Российской Федерации (приложение N 6).

При изучении материалов правоприменения по показателю наличия нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена актами большей юридической силы (подпункт "б" пункта 8 методики), установлено, что до настоящего времени не реализовано одно положение Правил государственного регулирования сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. N 978, и одна норма Положения о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 г. N 293 (приложение N 10).

Аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов, включающее организацию и обслуживание воздушного движения, обеспечение авиационной электросвязи, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, поиск и спасание, в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации предоставляемое на всех этапах полета воздушных судов, а также радио- и светотехническое, инженерно-авиационное, аэродромное, аварийно-спасательное и другое обеспечение полетов воздушных судов, осуществляется на единообразных условиях с взиманием платы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (статья 69).

в) соответствующие извлечения из Воздушного кодекса и других нормативных правовых актов по обеспечению авиационной безопасности;

г) соответствующие положения из Федерального закона от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ "Уголовный кодекс Российской Федерации" и Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" <**>об ответственности пассажиров за нарушение мер авиационной безопасности.

а) в Воздушном кодексе Российской Федерации;

б) в Федеральных правилах использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 138;

1. Настоящие Федеральные правила, разработанные в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации и Конвенцией о международной гражданской авиации, подписанной в г. Чикаго 7 декабря 1944 г., устанавливают порядок использования воздушного пространства Российской Федерации в интересах экономики и обороны страны, в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства, обеспечения безопасности использования воздушного пространства.

1. Законодательство Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации, Воздушного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов. Нормы права, содержащиеся в других принимаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актах, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

соответствующих извлечений из Воздушного кодекса Российской Федерации, относящихся к обеспечению транспортной безопасности воздушного транспорта (авиационной безопасности);

соответствующих извлечений из статей Уголовного кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях об ответственности пассажиров, иных лиц, находящихся или следующих на ОТИ или ТС, за нарушение установленных в области транспортной безопасности требований, порядков и правил.

Федеральным законом от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6075; N 50, ст. 6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 29, ст. 3616; 2010, N 30, ст. 4014; 2011, N 7, ст. 901; N 15, ст. 2019, 2023, 2024; N 30 (ч. I), ст. 4590; N 48, ст. 6733; N 50, ст. 7351; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4318; N 53 (ч. I), ст. 7585);

На праздниках мне довелось увидеть сразу 2 воздушных шара, и вдруг я понял, что совершенно ничего не знаю об их сути. Но не техническую их сторону (тут как будто есть общее понимание), а с точки зрения права. Я осознал, что не знаю даже, является ли воздушный шар недвижимостью или нет.


После чего я подумал, что возможно вообще мало кому известно про правовую суть воздушных шаров, и решил написать настоящую статью.

Для начала стоит разобраться в терминологии. Те аппараты, которые многие привыкли называть «воздушный шар», как и тот, что вы можете увидеть на фото выше, на деле называются свободными аэростатами. В подавляющем большинстве случаев свободный аэростат является тепловым. Поэтому при поиске в государственном реестре гражданских воздушных судов по словам «воздушный» и «шар» не удастся ничего найти. Зато по запросу «аэростат тепловой» реестр выдает 422 результата.


Еще 2 результата при поиске аэростатов – «привязной аэростат».


1) Подлежит тепловой аэростат ли государственной регистрации?

В соответствии со ст. 32 Воздушного кодекса (далее – «ВЗК РФ») под воздушным судном понимается летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли и воды.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 33 ВЗК РФ пилотируемые гражданские воздушные суда (о пилотировании свободных аэростатов в том числе свидетельствует наличие специальных свидетельств пилотов), за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских судов с массой конструкции 115 кг и менее, подлежат государственной регистрации.

На сайтах с объявлениями о продаже тепловых аэростатов в характеристиках аппаратов минимально указанной массой является 250 кг (для вида «спорт»).

Следовательно, тепловые аэростаты подлежат государственной регистрации, и в государственном реестре мы можем увидеть уже упомянутые 422 записи.

2) Тепловой аэростат – это движимая или недвижимая вещь?

Важнейшей, как кажется, характеристикой воздушного шара (или аэростата) как объекта права является его отнесение к движимой или недвижимой вещи. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания.

Как мы выяснили выше, тепловые аэростаты как раз являются воздушными судами, подлежащими государственной регистрации.

Таким образом, аэростаты мы относим к недвижимым вещам.

3) Сертификация аэростата и лицензия на управление

Воздушный кодекс предъявляет специальные требования как к воздушным суднам, так и к лицам, управляющими воздушными суднами:

  • п. 1 ст. 8, ст. 37 ВЗК РФ: пилотируемые гражданские воздушные суда подлежат обязательной сертификации;
  • ст. 16 ВЗК РФ: разрешение на использование воздушного пространства (в случае, если выполняется полет в воздушном пространстве класса G, применяется уведомительный порядок – п. 124 Постановления Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации»);
  • п. 1 ст. 36 ВЗК РФ: необходимо наличие сертификата летной годности;
  • п. 1 ст. 57 ВЗК РФ: свидетельство пилота;
  • п. 3 ст. 61 ВЗК РФ: сертификат (свидетельство) эксплуатанта;
  • ст.ст. 132 – 135 ВЗК РФ: страховые свидетельства на членов экипажа, пассажиров, груза и ответственности эксплуатанта.

4) Является ли источником повышенной опасности?

Судебная практика в отношении отнесения теплового аэростата к источнику повышенной опасности немногочисленна, но однозначна: тепловой аэростат относится к источникам повышенной опасности.

Об этом в частности свидетельствуют:

  • Решение Хостинского районного суда города Сочи от 15.04.2011 по делу N 2-592/11: в связи с неблагоприятными погодными условиями аэростат сместился с места хранения и повредил мотоцикл, принадлежащий истцу;
  • Решение Гагаринского районного суда города Москвы от 02.10.2012 по делу N 2-4100/12~М-3773/12: судом было установлено, что при приземлении теплового аэростата произошел сильный удар гондолы аэростата о землю, затем ее волочение, в результате чего истец получила травму в виде закрытого оскольчатого перелома со смешением отломков – несмотря на установленную невиновность ответчика, он все же был привлечен к ответственности как владелец источника повышенной опасности;
  • Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 11.09.2018 по делу N 33-10705/2018: как было установлено, директор собственника без соблюдения требований безопасности подготовил тепловой аэростат к полету, в результате чего при выполнении посадки произошло касание гондолы аэростата земной поверхности с последующим ее опрокидыванием и волочением, в результате нарушения герметичности топливного тракта аэростата и горения огня в дежурной горелке произошло воспламенение газа и возникновение пожара в гондоле – пассажирам были причинены многочисленные увечья, некоторые из которых суд признал неизгладимыми.

Во всех вышеуказанных актах суд исходил из того, что аэростат является средством повышенной опасности, и применял к спорным правоотношениям ст. 1079 ГК РФ.

5) Существуют ли ограничения на владение, на приобретение права собственности?

Согласно ст. 7 ВЗК РФ, имущество гражданской и экспериментальной авиации может находиться в государственной и муниципальной собственности, собственности физических и юридических лиц. Кажется, что каких-либо ограничений на приобретение аэростатов нет. Необходимо лишь соблюдение всех требований по сертифицированию, лицензированию и т.п.

Дополнительно: включение в конкурсную массу, вопросы при реализации на торгах

Учитывая, что отсутствуют какие-либо ограничения на владение и на приобретение права собственности на аэростаты, видится, что не должно быть каких-либо особенностей в случае, если аэростатом владеет банкротящийся должник.

Например, ООО «Черек-1» (дело о банкротстве № А20-1247/2014) имело в собственности тепловой аэростат типа АХ-9 в комплекте. Указанный аэростат был включен в инвентаризационную опись должника. В рамках дела на имущество должника, в том числе на аэростат были наложены обеспечительные меры в виде наложения ареста в форме объявления запрета на распоряжение, с установлением режима хранения арестованного имущества без права пользования. По настоящий день обеспечительные меры с аэростата сняты не были.

1. Воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 462-ФЗ пункт 2 статьи 32 Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

2. Легкое воздушное судно - воздушное судно, максимальная взлетная масса которого составляет менее 5700 килограммов, в том числе вертолет, максимальная взлетная масса которого составляет менее 3100 килограммов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 462-ФЗ пункт 3 статьи 32 Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3. Сверхлегкое воздушное судно - воздушное судно, максимальная взлетная масса которого составляет не более 495 килограммов без учета массы авиационных средств спасания.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 462-ФЗ статья 32 настоящего Кодекса дополнена пунктом 4, вступающим в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

4. Пилотируемое воздушное судно - воздушное судно, управляемое в полете пилотом, находящимся на его борту.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 291-ФЗ в пункт 5 статьи 32 настоящего Кодекса внесены изменения

5. Беспилотное воздушное судно - воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот).

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 291-ФЗ пункт 6 статьи 32 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

6. Беспилотная авиационная система - комплекс взаимосвязанных элементов, включающий в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов, средства обеспечения взлета и посадки, средства управления полетом одного или нескольких беспилотных воздушных судов и контроля за полетом одного или нескольких беспилотных воздушных судов.


ГК РФ говорит о том, что к недвижимым вещам относятся лишь подлежащие регистрации воздушные суда (Абз. 2 п. 1 ст. 130). Соответственно, не подлежащие государственной регистрации воздушные суда – вещи движимые, их не требуется регистрировать и за них не нужно платить соответствующие налоги.

Остается определиться с тем, что понимается действующим законодательством под «подлежащими государственной регистрации воздушными судами».

При первом приближении замешательство может вызвать то, что в России для воздушных судов одновременно существует система государственной регистрации прав на воздушные суда, несколько систем государственной регистрации воздушных судов (государственных, гражданских, сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов общего назначения[1]), а также системы государственного учета воздушных судов (экспериментальных воздушных судов и беспилотных гражданских воздушных судов с массой до 30 кг). В связи с чем, в частности, параллельно функционируют Единый государственный реестр прав на воздушные суда и сделок с ними (далее – ЕГРПвс) и Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации (далее – ГР ГВС). Эти реестры часто путают, в том числе суды при разрешении налоговых споров, во многом из-за того, что оба реестра содержат описание воздушного судна и информацию о его собственнике. ВозК РФ предписывает также включать в ГР ГВС сведения о залоге воздушного судна (п. 10 ст. 33), в то же время данные об ограничениях (обременениях) права собственности и других вещных прав на судно отражаются в ЕГРПвс.

Ведение этих реестров регулируется разными нормативными актами, порядок регистрации не совпадает. В отношении регистрации прав действуют Федеральный закон от 14.03.2009 № 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними», Правила ведения Единого государственного реестра прав на воздушные суда и сделок с ними, утв. постановлением Правительства РФ от 28.11.2009 № 958, Административный регламент Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними, утв. приказом Минтранса России от 06.05.2013 № 170; в отношении регистрации гражданских воздушных судов - ст. 21 Конвенции о международной гражданской авиации (заключена в г. Чикаго 07.12.1944), ст. 33 ВозК РФ, Административный регламент Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по государственной регистрации гражданских воздушных судов и ведению Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации, утв. приказом Минтранса России от 05.12.2013 № 457.

Параллельное существование как минимум двух, ведущихся по разным правилам регистрационных систем, сведения которых отчасти дублируют друг друга, рождает много вопросов. Первым из которых становится вопрос о том, совпадают ли нормативные требования к воздушным судам, права на которые подлежат государственной регистрации с требованиями к государственно регистрируемым воздушным судам.

Положения статьи 130 ГК РФ о подлежащих государственной регистрации воздушных судах как вещах недвижимых развивает Федеральный закон от 14 марта 2009 года № 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними» (далее – ФЗ № 31), в ч. 2 ст. 1 которого указано, что регистрация прав в соответствии с данным законом осуществляется на подлежащие государственной регистрации в соответствии с ВозК РФ гражданские воздушные суда. В свою очередь в п. 1 ст. 33 ВозК РФ определено, что регистрации подлежат предназначенные для полетов следующие воздушные суда (далее указаны отдельные категории).

Следовательно, под подлежащими регистрации воздушными судами понимается одна и та же общая категория воздушных судов – предназначенные для полетов. В этом плане противоречий между ЕГРПвс и ГР ГВС не наблюдается. Кроме того, регистрация в обоих реестрах носит заявительный характер, в ходе нее летная пригодность воздушного судна не проверяется. Получается, что назначение воздушного судна определяет его собственник. Понимая, что воздушное судно, пусть по техническим характеристикам и способно подняться в воздух, но фактически не будет использоваться для полетов (морально устарело, представляет больший интерес как научный экспонат, либо принесет больше пользы, если будет служить в качестве передвижного кафе или продовольственного ларька) он вправе его не регистрировать, либо исключить из реестров (на основании списания – п. 5 ст. 33 ВозК РФ).

Выражаю благодарность за предоставленные при подготовке этого материала консультации начальнику отдела государственной регистрации гражданских воздушных судов, прав и сделок с ними Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Цвелевой Галине Ивановне и директору Межрегиональной общественной организации пилотов и граждан-владельцев воздушных судов (РАОПА) Иванову Андрею Дмитриевичу.

[1] Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ (п. 3 ст. 21 ВозК РФ).

[2]Согласно п. 3 и 4 ст. 61 ВозК РФ эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и, как правило, имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 33 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 33. Государственная регистрация и государственный учет воздушных судов

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 33 Воздушного кодекса РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 462-ФЗ пункт 1 статьи 33 Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

1. Государственной регистрации подлежат предназначенные для выполнения полетов следующие воздушные суда:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 291-ФЗ в подпункт 1 пункта 1 статьи 33 настоящего Кодекса внесены изменения

1) беспилотные воздушные суда, за исключением беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, и пилотируемые гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее;

2) государственные воздушные суда.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 462-ФЗ статья 33 настоящего Кодекса дополнена пунктом 1.1, вступающим в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

1.1. Пилотируемые гражданские воздушные суда, подлежащие государственной регистрации в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов, регистрируются в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и государством регистрации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 462-ФЗ статья 33 настоящего Кодекса дополнена пунктом 1.2, вступающим в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

1.2. Сверхлегкие пилотируемые гражданские воздушные суда, подлежащие государственной регистрации в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, регистрируются в порядке, установленном уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 462-ФЗ статья 33 настоящего Кодекса дополнена пунктом 1.4, вступающим в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

1.4. Государственные воздушные суда регистрируются в порядке, установленном уполномоченным органом в области обороны, по согласованию с уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации.

2. Ведение Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации возлагается на уполномоченный орган в области гражданской авиации.

3. Экспериментальные воздушные суда подлежат государственному учету с выдачей соответствующих документов уполномоченным органом в области оборонной промышленности.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Пункт 3.2 изменен с 14 марта 2022 г. - Федеральный закон от 14 марта 2022 г. N 56-ФЗ

3.2. Беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,15 килограмма до 30 килограммов, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. Данные о гражданском воздушном судне исключаются из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации в следующих случаях:

списание гражданского воздушного судна или снятие его с эксплуатации;

продажа гражданского воздушного судна или переход на иных законных основаниях права собственности на него иностранному государству, а также иностранному гражданину, лицу без гражданства или иностранному юридическому лицу при условии вывоза гражданского воздушного судна за пределы территории Российской Федерации;

нарушение требований к государственной регистрации гражданского воздушного судна.

6. При исключении данных о гражданском воздушном судне из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации свидетельство о государственной регистрации этого воздушного судна утрачивает силу и подлежит возврату органу, выдавшему указанное свидетельство.

7. Правила государственной регистрации и государственного учета воздушных судов устанавливаются соответствующим уполномоченным органом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ пункт 8 статьи 33 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2005 г.

8. За государственную регистрацию гражданского воздушного судна уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

9. Государственная регистрация прав собственности и иных вещных прав на воздушное судно, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение, а также установление порядка государственной регистрации и оснований для отказа в государственной регистрации прав на воздушное судно и сделок с ним осуществляются в соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации.

ГАРАНТ:

О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними см. Федеральный закон от 14 марта 2009 г. N 31-ФЗ

10. В случае залога гражданского воздушного судна сведения о залоге подлежат включению в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: