Какие меры осуществляют органы государственной власти по гармонизации межнациональных отношений

Обновлено: 18.04.2024

от 14 октября 2013 года N 444

____________________________________________________________________
Не применяется на основании
приказа ФАДН России от 29 июля 2021 года N 90
____________________________________________________________________

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя Министра регионального развития Российской Федерации С.В.Иванову.

Приложение
к приказу Министерства
регионального развития
Российской Федерации
от 14 октября 2013 года N 444

Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации о порядке выявления формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений, их предупреждения и действиях, направленных на ликвидацию их последствий

Настоящие методические рекомендации разработаны во исполнение Плана мероприятий по реализации в 2013-2015 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 1226-р, и направлены на обеспечение единых подходов органов государственной власти Российской Федерации к выявлению формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений, их предупреждению и действиям, направленным на ликвидацию их последствий.

I. Общие положения

1.1. Нормативными правовыми основаниями разработки методических рекомендаций являются:

приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 57 "Об организации работы по проведению мониторинга в сфере межнациональных отношений";

иные нормативные правовые акты и международные обязательства Российской Федерации.

1.2. В настоящих методических рекомендациях используются следующие понятия:

межнациональный конфликт - столкновение интересов двух и более этнических общностей, принимающее различные формы противостояния, в котором национальная принадлежность и национальные различия становятся доминирующей мотивацией действий;

конфликтная ситуация в сфере межнациональных отношений - наличие скрытых противоречий и социальной напряженности, основанных на ущемлении законных интересов, потребностей и ценностей граждан либо представляющих их интересы некоммерческих организаций; искаженной и непроверенной информации; неадекватном восприятии происходящих в обществе или отдельных социальных группах изменений, проецируемых на этническую или религиозную почву;

этническая общность - общность людей, исторически сложившаяся на основе происхождения, территории, языка и культуры;

государственная национальная политика Российской Федерации - деятельность органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере укрепления единства многонационального народа Российской Федерации, гармонизации межнациональных отношений и этнокультурного развития народов Российской Федерации;

коренные народы Российской Федерации - народы, исторически проживающие в Российской Федерации, внесшие свой вклад в становление российской государственности;

коренные малочисленные народы Российской Федерации - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями;

диаспоры - группы лиц, относящих себя к определенной этнической общности и находящихся вне исторической территории расселения.

1.3. Цель методических рекомендаций - оказание методической помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации в создании общего алгоритма действий по выявлению формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений, их предупреждению и действиям, направленным на ликвидацию их последствий.

1.4. Задачами методических рекомендаций являются:

1) разработка порядка осуществления мониторинга формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений;

2) определение типовых мер предупреждения межнациональных конфликтов;

3) разработка примерного порядка действий, направленных на ликвидацию последствий межнациональных конфликтов.

1.5. Мониторинг направлен на:

1) выявление конфликтных ситуаций в сфере межнациональных отношений;

2) предупреждение или ликвидацию последствий межнационального конфликта.

1.6. Методические рекомендации могут применяться в деятельности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти; уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - подразделений в структуре исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственных за реализацию государственной национальной политики, курирующих сферу межнациональных отношений и осуществляющих взаимодействие с национальными общественными объединениями (далее - уполномоченный орган исполнительной власти).

1.7. К конфликтным ситуациям, требующим оперативного реагирования со стороны уполномоченных органов исполнительной власти, могут быть отнесены:

1) публичные конфликтные ситуации между отдельными гражданами или их группами и представителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

2) конфликтные ситуации между одной или несколькими этническими общностями либо представляющими их интересы некоммерческими организациями и хозяйствующими субъектами, деятельность которых затрагивает экологические и этнокультурные интересы населения;

3) общественные акции протеста на национальной или религиозной почве;

4) открытые (публичные) проявления национальной, расовой или религиозной нетерпимости, в том числе в средствах массовой информации.

II. Выявление и предупреждение конфликтных ситуаций

2.1. С целью выявления конфликтных ситуаций уполномоченному органу исполнительной власти рекомендуется осуществлять постоянный мониторинг состояния конфликтности в межнациональных отношениях, задачами которого являются:

1) получение, обработка и анализ данных о состоянии межнациональных отношений, а также информации о деятельности общественных объединений, в том числе этнокультурных и казачьих, религиозных организаций, диаспор, национальных меньшинств и т.д.;

2) своевременное выявление и прогнозирование процессов, происходящих в сфере межнациональных отношений.

2.2. Объектом мониторинга может быть влияющая на состояние межнациональных отношений в субъекте Российской Федерации деятельность:

1) органов местного самоуправления;

2) образовательных учреждений;

3) средств массовой информации;

4) коммерческих организаций;

5) некоммерческих организаций, представляющих интересы этнических общностей;

6) казачьих обществ и общественных объединений казаков;

7) религиозных организаций и религиозных объединений;

8) групп лиц, представляющих интересы диаспор;

9) отдельных лиц, активно распространяющих информацию по вопросам межнациональных отношений в сети Интернет.

2.3. Предметом мониторинга являются формирующиеся межнациональные конфликтные ситуации, а также процессы, воздействующие на состояние межнациональных отношений, например:

1) экономические (уровень и сферы занятости населения, уровень благосостояния, распределение собственности);

2) политические (представительство различных этнических общностей в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, формы реализации политических прав);

3) социальные (доступ к услугам, предоставляемым социальной инфраструктурой);

4) культурные (удовлетворение языковых, образовательных, этнокультурных и религиозных потребностей);

5) иные процессы, которые могут оказывать воздействие на состояние межнациональных отношений.

2.4. Мониторинг рекомендуется проводить путем:

1) сбора и обобщения информации от объектов мониторинга;

2) проведения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации целевых опросов общественного мнения, определяющих состояние межнациональных и межконфессиональных отношений;

3) сбора и анализа оценок ситуации независимых экспертов в сфере межнациональных отношений;

4) создания и обеспечения деятельности колл-центра (контактного центра) по приему информации о конфликтных ситуациях;

5) иными методами, способствующими выявлению конфликтных ситуаций в сфере межнациональных отношений.

2.5. В случае поступления информации о наличии скрытых противоречий и социальной напряженности, полученной в результате мониторинга или взаимодействия с этнокультурными объединениями, руководителю уполномоченного органа исполнительной власти рекомендуется:

1) установить связь с руководством органа местного самоуправления, на территории которого возможна конфликтная ситуация, лидерами общественных объединений, в том числе этнокультурных и казачьих, религиозных организаций и выяснить ситуацию;

2) проинформировать курирующее должностное лицо или (при необходимости) руководителя субъекта Российской Федерации о наличии скрытых противоречий и социальной напряженности и действиях, предпринимаемых для их предотвращения, а также, по согласованию с ним, аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе и соответствующее структурное подразделение Минрегиона России о наличии скрытых противоречий и социальной напряженности и действиях, предпринимаемых для их предотвращения (с момента возникновения конфликтной ситуации до ее полного урегулирования рекомендуется информировать ежедневно);

4) установить, поддерживать и развивать связь с редакциями и корреспондентами центральных, региональных и местных печатных и электронных средств массовой информации, в том числе посредством проведения пресс-конференций, распространения пресс-релизов и других методов, включая в том числе работу в сети Интернет;

В целях гармонизации межнациональных отношений, укрепления единства многонационального народа Российской Федерации и обеспечения условий для его полноправного развития постановляю:

1. Администрации Президента Российской Федерации совместно с Правительством Российской Федерации:

а) до 1 июня 2012 г. - подготовить предложения об образовании при Президенте Российской Федерации совета по межнациональным отношениям;

ГАРАНТ:

О Совете при Президенте РФ по межнациональным отношениям см. Указ Президента РФ от 5 июня 2012 г. N 776

б) до 1 декабря 2012 г. - разработать и утвердить Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации.

2. Правительству Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечить:

а) до сентября 2012 г. - подготовку согласованных с Российской академией наук, заинтересованными общественными объединениями и религиозными организациями предложений по формированию перечня книг, в том числе по истории, литературе и культуре народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам для самостоятельного прочтения (перечень "100 книг");

б) до ноября 2012 г.:

разработку комплекса мер, направленных на совершенствование работы органов государственной власти Российской Федерации по предупреждению межнациональных конфликтов, включая создание эффективных механизмов их урегулирования и проведение системного мониторинга состояния межнациональных отношений, а также на активизацию работы по недопущению проявлений национального и религиозного экстремизма и пресечению деятельности организованных преступных групп, сформированных по этническому принципу;

введение обязательного экзамена по русскому языку, истории России, основам законодательства Российской Федерации для трудящихся-мигрантов, за исключением высококвалифицированных специалистов;

в) до декабря 2012 г. - подготовку и представление в установленном порядке проектов нормативных правовых актов, направленных на усиление административной и уголовной ответственности за нарушение требований миграционного законодательства Российской Федерации.

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации

7 мая 2012 года

Для гармонизации межнациональных отношений, укрепления единства многонационального народа нашей страны и обеспечения условий для его полноправного развития предусмотрены следующие мероприятия.

Так, Правительство РФ и региональные органы госвласти до сентября 2012 г. готовят предложения по формированию перечня книг, в т. ч. по истории, литературе и культуре народов России, рекомендуемых школьникам для самостоятельного прочтения (перечень "100 книг"). При этом необходимо согласование с Российской академией наук, заинтересованными общественными объединениями и религиозными организациями.

До ноября 2012 г. должен быть введен обязательный экзамен по русскому языку, истории нашей страны, основам российского законодательства для трудящихся-мигрантов. Исключение предусмотрено для высококвалифицированных специалистов.

Кроме того, при Президенте РФ планируется образовать совет по межнациональным отношениям. Соответствующие предложения до 1 июня 2012 г. готовят Администрация Президента РФ и Правительство РФ. До 1 декабря 2012 г. им следует также разработать и утвердить Стратегию государственной национальной политики России.

Указ вступает в силу со дня официального опубликования.

Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 602 "Об обеспечении межнационального согласия"

IV. Обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений

Обеспечение функционирования и совершенствование системы мониторинга состояния межнациональных отношений и раннего предупреждения межнациональных конфликтов, базирующейся на диверсификации источников информации и предусматривающей возможность оперативного реагирования на конфликтные и предконфликтные ситуации в субъектах Российской Федерации

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,

научные организации, подведомственные Минобрнауки России

в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете ФАДН России, Минобрнауки России, и средств, предусмотренных бюджетами субъектов Российской Федерации

создание государственной и муниципальной систем мониторинга состояния межэтнических отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций (эти системы должны базироваться на диверсификации источников информации и обеспечивать возможность оперативного реагирования на возникновение конфликтных и предконфликтных ситуаций в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях)

доля субъектов Российской Федерации, включенных в систему мониторинга, в общем числе субъектов Российской Федерации;

динамика количества источников информации мониторинга;

количество выявленных и предотвращенных конфликтных и предконфликтных ситуаций в субъектах Российской Федерации

доклад в Правительство Российской Федерации (ежегодно, до 15 марта года, следующего за отчетным)

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 16.08.2018 N 1694-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Проведение научно-исследовательских работ, направленных на изучение состояния межнациональных отношений и эффективности мер по предупреждению и пресечению межэтнических конфликтов

2016 - 2018 годы

научные организации, подведомственные Минобрнауки России

в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете ФАДН России, МВД России и Минобрнауки России

совершенствование правовых основ научного и экспертного обеспечения раннего предупреждения межнациональных конфликтов, проявлений агрессивного национализма и связанных с ними криминальных проявлений, массовых беспорядков, проявлений экстремизма и терроризма

количество работ, результаты которых внедрены в практику государственного управления

аналитический отчет на официальном сайте ФАДН России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (в течение месяца после проведения мероприятия)

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 16.08.2018 N 1694-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Проведение социологических исследований по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений

2016 - 2018 годы

научные организации, подведомственные Минобрнауки России,

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,

общество с ограниченной ответственностью Институт фонда "Общественное мнение" (по согласованию),

открытое акционерное общество "Всероссийский центр изучения общественного мнения" (по согласованию)

в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных ФАДН России, ФСО России, Минобрнауки России, средств, предусмотренных бюджетами субъектов Российской Федерации, а также средств общества с ограниченной ответственностью Институт фонда "Общественное мнение" (по согласованию) и открытого акционерного общества "Всероссийский центр изучения общественного мнения" (по согласованию)

создание государственной и муниципальной систем мониторинга состояния межэтнических отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций (эти системы должны базироваться на диверсификации источников информации и обеспечивать возможность оперативного реагирования на возникновение конфликтных и предконфликтных ситуаций в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях)

количество исследований, результаты которых внедрены в практику государственного управления

доклад в Правительство Российской Федерации (ежегодно, до 15 марта года, следующего за отчетным)

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 16.08.2018 N 1694-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Осуществление проверки деятельности общественных объединений, религиозных и иных некоммерческих организаций, обмен информацией о выявлении фактов проявлений экстремизма на национальной и религиозной почве со стороны указанных объединений, в том числе возможных попыток распространения экстремистской идеологии и литературы

МВД России при участии Генеральной прокуратуры Российской Федерации

в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете Минюсту России и его территориальным органам, МВД России

принятие правовых и организационных мер по предотвращению и пресечению деятельности, направленной на возрождение националистической идеологии, воспроизводящей идеи нацизма, на обеление этих идей

процент исполнения ежегодного плана проверок некоммерческих организаций;

количество внеплановых проверок;

количество мер правового реагирования, принятых по результатам проверок

доклад в ФАДН России (ежегодно, до 15 февраля года, следующего за отчетным)

Проведение общественных слушаний, "круглых столов", научно-практических конференций по вопросам противодействия проявлениям ксенофобии и укрепления межнационального согласия в обществе

научные организации, подведомственные Минобрнауки России, при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Общественной палаты Российской Федерации

в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете ФАДН России, Минобрнауки России, и средств, предусмотренных бюджетами субъектов Российской Федерации

определение в качестве приоритетных задач в сфере государственной национальной политики Российской Федерации для государственных и муниципальных органов и их должностных лиц вопросов, связанных с поддержанием межнационального мира и согласия, гармонизацией межнациональных отношений, профилактикой возникновения конфликтных ситуаций, содействием диалогу между представителями различных этнических общностей;

формирование в обществе обстановки нетерпимости к пропаганде и распространению идей экстремизма, ксенофобии, национальной исключительности, направленных на подрыв общественно-политической стабильности, национального мира и согласия

количество мероприятий и их участников

отчет на официальных сайтах ФАДН России и Минобрнауки России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (в течение месяца после проведения мероприятия)

II. Обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений

Содействие проведению торжественных мероприятий, приуроченных к праздничным и памятным датам в истории народов России, в том числе посвященных:

2019 - 2021 годы

Минкультуры России при участии заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете ФАДН России, Минпросвещения России, Минкультуры России, и средств, предусмотренных бюджетами субъектов Российской Федерации

сохранение и приумножение духовного, исторического и культурного наследия и потенциала многонационального народа Российской Федерации (российской нации) посредством пропаганды идей патриотизма, единства и дружбы народов, межнационального (межэтнического) согласия

количество участников мероприятий

отчеты на официальных сайтах ФАДН России, Минпросвещения России, Минкультуры России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

(в течение месяца после проведения мероприятия)

Международному дню родного языка

Минпросвещения России при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, заинтересованных национально-культурных автономий и общественных объединений

в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете ФАДН России, Минпросвещения России, и средств, предусмотренных бюджетами субъектов Российской Федерации

повышение интереса к изучению истории, культуры и языков народов Российской Федерации, значимых исторических событий, ставших основой государственных праздников и памятных дат, связанных с реализацией государственной национальной политики Российской Федерации

количество участников мероприятий

отчеты на официальных сайтах ФАДН России и Минпросвещения России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

(в течение месяца после проведения мероприятия)

Дню славянской письменности и культуры

Минпросвещения России при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете Минкультуры России, Минпросвещения России, и средств, предусмотренных бюджетами субъектов Российской Федерации

повышение интереса к изучению истории, культуры и языков народов Российской Федерации, значимых исторических событий, ставших основой государственных праздников и памятных дат, связанных с реализацией государственной национальной политики Российской Федерации

количество участников мероприятий

отчеты на официальных сайтах Минкультуры России и Минпросвещения России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

(в течение месяца после проведения мероприятия)

ФАДН России при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, заинтересованных национально-культурных автономий и общественных объединений

в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете ФАДН России, и средств, предусмотренных бюджетами субъектов Российской Федерации

повышение интереса к изучению истории, культуры и языков народов Российской Федерации, значимых исторических событий, ставших основой государственных праздников и памятных дат, связанных с реализацией государственной национальной политики Российской Федерации

количество участников мероприятий

отчет на официальном сайте ФАДН России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

(в течение месяца после проведения мероприятия)

Международному дню коренных народов мира

ФАДН России при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете ФАДН России, и средств, предусмотренных бюджетами субъектов Российской Федерации

повышение интереса к изучению истории, культуры и языков народов Российской Федерации, значимых исторических событий, ставших основой государственных праздников и памятных дат, связанных с реализацией государственной национальной политики Российской Федерации

количество участников мероприятий

отчет на официальном сайте ФАДН России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

(в течение месяца после проведения мероприятия)

Дню народного единства

ФАДН России при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, заинтересованных национально-культурных автономий и общественных объединений

в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете ФАДН России, и средств, предусмотренных бюджетами субъектов Российской Федерации

повышение интереса к изучению истории, культуры и языков народов Российской Федерации, значимых исторических событий, ставших основой государственных праздников и памятных дат, связанных с реализацией государственной национальной политики Российской Федерации

количество участников мероприятий

отчет на официальном сайте ФАДН России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

(в течение месяца после проведения мероприятия)

Проведение Международного научного форума "Культурное наследие Северного Кавказа как ресурс межнационального согласия"

в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете Минкультуры России

сохранение и приумножение духовного, исторического и культурного наследия и потенциала многонационального народа Российской Федерации (российской нации) посредством пропаганды идей патриотизма, единства и дружбы народов, межнационального (межэтнического) согласия

количество участников форума не менее 100 человек ежегодно

отчет на официальном сайте Минкультуры России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (в течение месяца после проведения мероприятия)

(п. 3(1) введен распоряжением Правительства РФ от 11.06.2020 N 1540-р)

Реализация комплекса мер по поддержке и развитию этнографического туризма, в том числе:

Ростуризм при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете Ростуризму, и средств, предусмотренных бюджетами субъектов Российской Федерации

развитие этнографического и культурно-познавательного туризма, оздоровительных и рекреационных зон, включающих объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, оказание поддержки национальным видам спорта

количество разработанных туристских маршрутов;

отчет на официальном сайте Ростуризма в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

(ежегодно, до 15 февраля года, следующего за отчетным)

проведение всероссийской выставки туристских маршрутов "Дорогами казаков"

Ростуризм при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете Ростуризму, и средств, предусмотренных бюджетами субъектов Российской Федерации

развитие этнографического и культурно-познавательного туризма, оздоровительных и рекреационных зон, включающих объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, оказание поддержки национальным видам спорта

не менее 11 войсковых казачьих обществ, принимающих участие в формировании и развитии этнокультурных казачьих кластеров

отчет на официальном сайте Ростуризма в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

(в течение месяца после проведения мероприятия)

организация работы Всероссийской молодежной школы туризма (Южный федеральный округ)

Ростуризм при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа

в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете Ростуризму, и средств, предусмотренных бюджетами субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа

развитие этнографического и культурно-познавательного туризма, оздоровительных и рекреационных зон, включающих объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, оказание поддержки национальным видам спорта

количество участников школы не менее 150 человек

отчет на официальном сайте Ростуризма в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

(в течение месяца после проведения мероприятия)

Проведение Всероссийского патриотического межнационального лагеря молодежи

2019 - 2020 годы

в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете ФАДН России

сохранение и приумножение духовного, исторического и культурного наследия и потенциала многонационального народа Российской Федерации (российской нации) посредством пропаганды идей патриотизма, единства и дружбы народов, межнационального (межэтнического) согласия

количество участников лагеря не менее 100 человек

отчет на официальном сайте ФАДН России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

(в течение месяца после проведения мероприятия)

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 03.04.2021 N 866-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Проведение Всероссийского межнационального форума молодежи

в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете ФАДН России

сохранение и приумножение духовного, исторического и культурного наследия и потенциала многонационального народа Российской Федерации (российской нации) посредством пропаганды идей патриотизма, единства и дружбы народов, межнационального (межэтнического) согласия

количество участников форума не менее 150 человек

отчет на официальном сайте ФАДН России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (в течение месяца после проведения мероприятия)

Методические рекомендации органам местного самоуправления муниципальных образований по организации работы в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений
Разместил: EL-Admino Дата: 2015-12-24 09:43


Методические рекомендации органам местного самоуправления муниципальных образований по организации работы в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений, профилактики этнического и религиозного экстремизма

Работа органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края в сфере межнациональных и этноконфенссиональных отношений, профилактики этнического и религиозного экстремизма, минимизации и (или) ликвидации его проявлений в границах муниципального района, городского округа или сельского поселения организуется в соответствии с требованиями:

  • - Федерального Закона № от 25 июля 2002 года № 114 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в части касающейся полномочий органов местного самоуправления;
  • - Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно к вопросам местного значения городского и сельских поселений относится создание условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов.
  • - Стратегией государственной национальной политикой Российской Федерацией на период до 2025 года, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666 (далее – Стратегия).

Согласно п. 8 главы 1 Стратегия носит комплексный межотраслевой социально ориентированный характер, что указывает на то, что в работе по гармонизации межнациональных и этноконфессиональных отношений, профилактике этнического и религиозного экстремизма на территории муниципального образования в той или иной степени должны принимать участие все подразделения администраций муниципальных районов, городских округов и сельских поселений.

Постановлением администрации (главы администрации) муниципального образования возлагается обязанность (кураторство) за организацию работы в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений, профилактику этнического и религиозного экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в границах муниципального образования на одного из заместителей главы администрации муниципального образования. Для непосредственной организации работы в указанной сфере в администрациях муниципальных районов, городских округов определяется, в установленном порядке, уполномоченный орган (отдел, управление), в сельских поселениях должностное лицо (лица). В положение об уполномоченном органе и в должностные инструкции сотрудников (сотрудника) должны быть внесены соответствующие задачи, права и обязанности.

В конце календарного года на служебных совещаниях (заседании консультативно-совещательного органа по вопросам межнациональных отношений) глава администрации муниципального образования подводит итоги работы органов местного самоуправления муниципального образования в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений, профилактику этнического и религиозного экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в границах муниципального образования, определяет задачи в указанной сфере на следующий календарный год, определяет органам местного самоуправления муниципального образования (отделу управления образованием, культуры, молодежи и т.д.) сроки представления в уполномоченных орган (должностному лицу) предложений в план работы администрации муниципального образования по профилактике экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений экстремизма, гармонизации межнациональных и этноконфессиональных отношений на территории муниципального образования (далее – план работы) на следующий календарный год. В сельских поселениях в разработке плана работы принимают участие учреждения образования и культуры.

Уполномоченный орган (должностное лицо), ответственный за организацию работы в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений, профилактику этнического и религиозного экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в границах муниципального образования, на основе представленных предложений, разрабатывает проект плана работы, проводит его согласование и предлагает к обсуждению на заседании консультативно-совещательного органа по вопросам межнациональных отношений (этнического совета муниципального района, городского округа, совета мира и дружбы сельского поселения).

После одобрения и внесения поправок (при необходимости) план работы утверждается в установленном порядке соответствующим нормативным актом, копии направляются заинтересованным должностным лицам и исполнителям. Кроме того, план работы муниципального района направляется в администрации сельских поселений для внесения мероприятий плана работы, проводящихся в масштабе всего муниципального района (фестивали, конкурсы, семинары, круглые столы, расширенные заседания этнического совета и т.д.) в план работы сельского поселения.

Муниципальная программа по гармонизации межнациональных и этноконфессиональных отношений, профилактике этнического и религиозного экстремизма на территории муниципального образования разрабатывается (при наличии финансовых возможностей) и принимается аналогично разработке и принятию плана работы. Срок действия указанной программы, как правило, составляет 3 года.

В том случае, если в муниципальном образовании принята муниципальная программа по гармонизации межнациональных и этноконфессиональных отношений, профилактике этнического и религиозного экстремизма на территории муниципального образования (далее – Программа), вместо плана работы разрабатывается план реализации Программы на календарный год, в который входят все мероприятия Программы, запланированные к проведению в календарном году, с указанием даты (месяца), места проведения, должности, фамилии и инициалов лица, ответственного за проведение. Например, если Программа предусматривает проведение того или иного культурно-массового мероприятия ежеквартально (ежегодно), ответственным органом является отдел культуры, то в плане реализации Программы на год определяется дата (месяц), место проведения и конкретное должностное лицо, ответственное за его проведение.

После проведения мероприятия плана работы (плана реализации Программы) ответственный исполнитель обязан предоставить в уполномоченный орган (должностному лицу) отчет о проведении мероприятия (служебная записка с указанием наименования мероприятия, даты и времени проведения, категории и количества участников, общих итогов, фото и видеоматериалы и т.д.).

Планы работы (планы реализации Программы) и отчетные материалы об их выполнении уполномоченный орган (должностное лицо) хранит установленным порядком и в установленные сроки, но не менее 3-х лет.

Уполномоченный орган (должностное лицо) во взаимодействии с районными (краевыми) средствами массовой работы организует работу по широкому освещению социально-значимых мероприятий, направленных на укрепление межнационального и этноконфессионального мира и согласия, формирование общероссийского гражданского самосознания на основе общей судьбы народов России, социокультурную адаптацию и интеграцию мигрантов, развитие межнационального и межконфессионального диалога, профилактику этнического и религиозного экстремизма.

Уполномоченный орган муниципального района, используя указанные рекомендации, организовывает сбор и обобщение информации о состоянии межнациональных и этноконфессиональных отношений на территории сельских поселений, предпосылках к возникновению конфликтных ситуаций и работе администраций сельских поселений в этой сфере.

На основе полученных данных из администраций сельских поселений, правоохранительных органов, других источников должностное лицо администрации муниципального района (тоже самое, за исключением данных мониторинга сельских поселений, должностное лицо администрации городского округа) ежеквартально готовит отчет о состоянии межнациональных и этноконфессиональных отношений, работе органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по гармонизации межнациональных и этноконфессиональных отношений, предупреждению этнического и религиозного экстремизма и минимизации его последствий, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации (далее – ежеквартальный отчет) и направляет его, не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом в комитет Ставропольского края по делам национальностей и казачества (далее – комитет).

Ежеквартальный отчет должен быть подписан одним из руководителей муниципального района или городского округа с обязательным указанием исполнителя и должен содержать полную и соответствующую действительности информацию.

В целях качественной подготовки информации о состоянии на территории муниципального района межэтнических отношений, предпосылкам к возникновению конфликтных ситуаций и принимаемых мерах по их локализации, представляемой в соответствии с письмом заместителя председателя Правительства Ставропольского края от 25 июня 2009 года № 09-23/3791 направляемой еженедельно (по четвергам) в комитет, целесообразно уполномоченному органу (должностному лицу) муниципального района определить порядок представления указанной информации для администраций сельских поселений.

Ежегодно, не позднее 01 марта календарного года, комитет представляет в Министерство регионального развития Российской Федерации информацию об итогах мониторинга состояния межнациональных отношений в Ставропольском крае за предыдущих год. С этой целью уполномоченный орган (должностное лицо) муниципального района, городского округа ежегодно, не позднее 10 февраля календарного года, направляет в комитет информацию о деятельности органов местного самоуправления муниципального района, городского округа в сфере реализации государственной национальной политики и взаимодействии с национальными общественными объединениями за предыдущий год по форме, указанной в приложении настоящей рекомендаций.

В дальнейшем, при подготовке ежеквартального отчета (пункты 5.1 и 5.2 раздела 5 рекомендаций Правительства Ставропольского края по организации Мониторинга) следует отражать только изменения по итогам отчетного периода, если таковые имеются.

Учитывая загруженность сотрудников администраций муниципальных образований, ответственных за организацию работы в указанной сфере, повышения уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих целесообразно не менее 2-х раз в год администрациям муниципальных районов проводить семинары для глав и сотрудников администраций сельских поселений по вопросам гармонизации межнациональных и этноконфессиональных отношений, профилактики этнического и религиозного экстремизма. При необходимости привлекать к проведению указанных семинаров сотрудников комитета, правоохранительных органов, ученых и других специалистов в указанной сфере.

Необходимо отметить, что вышеуказанные рекомендации разработаны комитетом в рамках имеющихся полномочий и не затрагивают аспекты работы органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере противодействия проявлениям терроризма.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: