4 тяжкие казни как символ полного всестороннего суда божия

Обновлено: 03.05.2024

Глава 4 Исследуя структуру повествования

Когда мы читаем Библию, большинство из нас не думает о структуре или форме написанного. Мы очень привыкли к текстам без определенный формы. Однако, на протяжении большей части истории, поэзия была основной формой изложения. В поэтической форме написаны духовные и исторические тексты, а не только то, что мы сегодня воспринимаем как поэзию. На самом деле, большая часть Библии написана в форме еврейской поэзии, называемой «хиастическая арка» или кольцевая еврейская композиция. Хотя эта структура используется во всей Библии, многие из нас не замечают ее просто потому, что мы с ней не знакомы. Если мы не знаем о её существовании, то вероятность того, что мы заметим её в отрывке очень мала, но как только мы узнаем о структуре, то начинаем видеть, что она используется, по сути, во многих местах Писания. Кольцевая композиция является одной из основных форм еврейской поэзии, и она придает особое значение тексту, часто растягивая его узкое понимание.

Кольцевая композиция использует следующую схему:
A
B
C
D
C
B
A

Вместо того, чтобы выстраивать отрывки или мысли линейным образом, как это обычно делается в английском языке, многие еврейские стихи следуют этой циклической форме дуги, в которой первые три части (A, B, C) развиваются в направлении центральной идеи (D). Последние три части (C, B, A) разворачиваются к первоначальной идее, образуя из стиха полный круг. Некоторые композиции длиннее, некоторые короче, но основная форма остается неизменной независимо от длины. Текст таким образом делится пополам, причем центральная идея является самой длинной и самой важной. Хотя соответствующие части (A начальная и A конечная) обычно не идентичны, являются очень похожими и часто помогают истолковать и понять друг друга. Эта схема повторений приносит ясность и подчеркивает значение стихотворения.

Как только мы начинаем понимать кольцевые композиции, нюансы этой формы привносят дополнительную глубину и значение во многие места Библии, в том числе в Книгу Откровения, которая представляет собой гигантскую кольцевую композицию (арку).

Основная структура Откровения может быть описана следующим образом:
A - Приветствие
B - Семь Церквей
C - Семь Печатей
D - Семь Труб, Ангел, Два свидетеля
E - Женщина, Дракон, Ребенок мужеского пола
D - Два чудовища, Ангел, Семь Чаш
C - Разрушение Вавилона
B - Невеста
A - Эпилог.

В начале и в конце (A) находятся приветствие и эпилог. Первая B - это семь церквей, а вторая - Новый Иерусалим и Невеста. И то, и другое - Церковь, но происходит развитие из состояния семи церквей в первой части к Невесте Христа, которая появляется во второй части после брачной вечери Агнца. Первая С - это семь печатей, а вторая - разрушение Вавилона. Первая D - это семь труб, ангел и два свидетеля. Противоположная D - два зверя, ангел и семь чаш. Параллельность этой структуры поразительна. В середине (E) - в центральном событии - мы видим женщину, дракона и Ребенка мужеского пола.

Это центральное событие (Откровение 12) является самым важным, центральным элементом книги. Это история о воплощении. Женщина - это картина остатка Израиля (истинных последователей Бога), и она родила Ребенка мужского пола, который «будет управлять всеми народами железным жезлом» (Откр.12: 5; см. Пс.2:9) Этот Ребенок - обещанный Ребенок завета - Иисус. Красный дракон, воюющий с Ребенком и с Архангелом Михаилом, является обвинителем братьев, сатаной. Когда он был побежден и изгнан с Небес, он начинает сражаться с другими детьми женщины. Эти дети, которые приходят после первенца, Иисуса, являются первыми христианами, истинным Израилем (см. Рим.9:6-8).

В Откровении 12 мы обозреваем всю картину Евангелия и историю формирования и совершения Нового Завета. Иисус приходит на землю ребенком и побеждает дьявола Своей жизнью, смертью и воскресением. Из-за этого дьявол начинает бороться против ранней Церкви, вызывая великие гонения, с которыми церковь столкнулась в годы, предшествующие разрушению Храма. Это кульминация и поворотный момент Откровения. Всё в первой половине книги ведет к этой кульминации, и все во второй половине ведет от нее и производится ею.

Откровение не только наполнено символами, которые требуют истолкования, но также повторениями. Печати, трубы, семь печатей и чаш изображают одни и те же события разрушения Храма в 70-м году по-разному и под разными углами. Они не являются зеркальными копиями, но каждая повторяющаяся картина подчеркивает нечто новое. Кто-то может задаться вопросом: зачем художнику рисовать картину повторяющимися узорами? Что это означает? Дэвид Чилтон отлично объясняет, почему мы видим четыре картины семи судов. Он пишет:

«Пророчество Иоанна связано с посланием в книге Левит 26. Подобно Второзаконию 28 главе, книга Левит в 26 главе излагает санкции за нарушение Завета Моисея: если Израиль повинуется Богу, он будет благословлен ​​во всех областях жизни (Лев., 26:1-13, Втор. 28:1-14); однако, если он не подчинится, его посетит проклятие, прописанное в ужасающих подробностях (Лев. 26: 14-39; Втор. 28:15-68). (Эти проклятия были наиболее полно излиты в поступательном запустении Израиля Последних дней, завершившихся Великой Скорбью в 67-70 гг. В качестве наказания за его отступничество и отказ от своего Истинного Мужа, Господа Иисуса Христа). Поразительная особенность книги Левит заключается в том, что проклятия перечисляются по особой схеме: четыре раза в этой главе Бог говорит: «Я всемеро увеличу наказание за грехи ваши" (Лев.26:18, 21, 24, 28). Число семь, которое мы в обилии встречаем в Откровении, является библейским числом завершенности или полноты (по аналогии семидневного шаблона при сотворении в Бытие 1). [Число семь само по себе используется пятьдесят четыре раза в Откровении.] Число четыре используется в Писании применительно к земле, особенно Земле Израиля; например, из Эдема текли четыре реки для орошения всей земли (Быт. 2:10); Земля Израиля, как и Алтарь, изображена с четырьмя концами или углами (Исаия 11:12, Исх.27:1-2), от которых дуют четыре ветра (Иер. 49:36); стан Израиля вставал четырьмя группами по сторонам скинии (Чис. 2); и т. д. (см. свою симфонию и библейский словарь). Итак, когда говорится о четырех семикратных судах в Левите 26 главе, Бог сообщает, что полный, совершенный суд придет на Землю Израиля за ее грехи. Эта тема восходит к пророкам в их предостережениях Израилю:

«И пошлю на них четыре рода [казней], говорит Господь: меч, чтобы убивать, и псов, чтобы терзать, и птиц небесных и зверей полевых, чтобы пожирать и истреблять" (Иер.15:3).

"Ибо так говорит Господь Бог: если и четыре тяжкие казни Мои: меч, и голод, и лютых зверей, и моровую язву пошлю на Иерусалим, чтобы истребить в нем людей и скот" (Иез.14:21)

Образы семикратного суда, приходящего четыре раза, наиболее полно развиты в Книге Откровения, которая явно разделена на четыре группы по семь. Следуя формальной структуре обещанного заветом проклятия в книге Левит, апостол Иоанн подчеркивает природу своего пророчества как провозглашения обещанного суда против Иерусалима.

Основываясь на концепции четырехкратного суда, которую обозначает Чилтон, я бы призвал нас вспомнить о кольцевой композиции Откровения.

C - Семь Печатей
D - Семь Труб, Ангел, Два Свидетеля
E - Женщина, Дракон, Ребенок мужеского пола
D - Два чудовища, Ангел, Семь Чаш
C - Разрушение Вавилона.

C и D очень похожи друг на друга. Также, как мы видим первая C (Семь Печатей) Иоанна включает много параллелей с Матфея 24, Луки 21 и Марка 13. Откровение на самом деле довольно повторяющееся, и сделано это преднамеренно. Понимание этого меняет всё. Сразу же мы видим печати, трубы, начертания и чаши как разные выражения одного и того же события, а не как различные и последовательные события. Хотя может показаться странным, что Иоанн написал об этом именно так, такое описание событий делает понимание книги намного проще. Видение большой картины дает нам понимание расшифровки меньших фрагментов.

Переломный момент событий книги Откровения может быть глубже продемонстрирован рассмотрением событий до и после 70 года. Открытие Агнцем свитка в Откровении 5 - это начало суда, который разрушит старый завет и полностью установит новый завет. Эти события начинаются с открытия печатей на свитке (первая С) и заканчиваются разрушением Иерусалима (образно Вавилон) (вторая С). В середине, в Откровении 12 - космическая кульминация и резюме духовного значения событий 70 года - конец старого завета и полное вступление в действие нового. Таким образом, мы можем сказать, что все Откровение зависит от событий до и после 70 года. Это событие, являющееся центром Откровения, стало поворотным моментом в истории Церкви. Разрушение Храма по значимости уступает только смерти, воскресению и вознесению Христа.

Осознание этого приносит большую ясность нашему прочтению Книги Откровения. Во вступлении Иисус говорит Иоанну: «Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего.» (Откр.1:19). В этом стихе мы видим спектр: до, сейчас и после. Понимание этого имеет решающее значение для понимания книги в целом. Прошлое («что ты видел») - это видение Иисуса на острове Патмос и Его описание Себя Иоанну (Откровение 1). Настоящее («что есть») - это общение Иоанна о текущей ситуации с семью церквами (Откровение 2-3). Он пишет им в настоящем времени, потому что это их общая реальность (до 70 года). Оставшаяся часть Откровения - это пророчество о времени после («что будет после сего») (Откровение 4-22).

В Откровении 4 Иоанн взят на Небеса в видении, где он становится свидетелем всеобъемлющего богослужения, в котором участвуют двадцать четыре старца и четыре живых существа. Затем, в пятой главе, он видит «книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями.» (Откровение 5:1). Когда Иоанн обнаруживает, что никто на Небесах или на земле не достоин снять печати и открыть свиток/книгу, он плачет. Однако, один из старцев говорит ему: «Не плачь! вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, [и может] раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее. » (Откровение 5:5). Этот Агнец, Иисус Христос, берет свиток. Это тот самый момент, когда суды Божьи против ветхого завета должны быть высвобождены, и все Небеса поют новую песнь в поклонении Агнцу.

Кеннет Джентри, один из величайших ученых по этой теме, указывает, что свиток, который имеет надпись внутри и снаружи и запечатан семью печатями был похож на свидетельство о разводе первого века. Иоанн и ранние верующие увидели бы это соответствие. Другими словами, свиток был свидетельством о разводе Бога с великой Вавилонской блудницей (Израиль ветхого завета). Эта картина божественного развода между Богом и Израилем упоминается несколько раз в Ветхом Завете, когда Израиль уходил от Бога (см. Ис.50:1, Иер. 3:8) Здесь же Бог делает этот развод окончательным. Делая это, Бог не отделялся от людей, но от ветхого завета. Затем он вступает в новый завет с иудеями и язычниками вместе.

Когда мы читаем Откровение 4 - когда Иоанн был взят на Небеса, он видит Бога-Отца, но Иисус не упоминается. Иоанн переживает пророчески события до возвращения Иисуса на Небеса как Победителя. Затем, в Откровении 5:1-4, мы видим эту сцену:

И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями. И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее? И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее. И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее.

Когда Иоанн плачет о нераскрытом свитке, этот тяжелый момент - картина Небес без Победившего Иисуса. Трудно даже понять такое. А речь о том, что "было прежде". К счастью, Иоанн продолжает: «И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, [и может] раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее. И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю." (Откровение 5: 5-6).

Теперь Иоанн переживает, каково это - видеть Иисуса раскрывшемся как Победитель, Который может открыть свиток, положить конец ветхому завету и навсегда утвердить новый завет. Это произойдёт. Откровение 4 является частью пророческого видения Иоанна, но вначале оно показывает прошлое, прежде, чем показать то, что должно произойти. Когда закланый Агнец берет свиток и начинает открывать печати, Он последовательно убирает ветхий завет и устанавливает новый. Это то, чего ждала церковь первого века - конца старой храмовой системы. Это событие изменило историю и нашу реальность как христиан, хотя многие этого и не понимают.

Например, если мы не понимаем значимость "до" и "после", мы воспримем поклонение в Откровении 4 главе как свою текущую реальность. Мы решим подражать двадцати четырем старцам в их возложению корон к престолу Божьему. Однако старцы делали это до того, как Иисус был явлен как Агнец как бы закланый. Их реальность до прихода Иисуса на сцене не является нашей реальностью. Мы знаем, что это так, потому что в своих посланиях семи церквям Иисус обещает дать венцы жизни Своим верным последователям, и Он говорит им никому не позволять восхитить эти венцы (см. Откровение 2:10, 3:11). Иисус также обещает власть и господство Своим последователям (см. Откровение 2: 26-27; 3:21). Эти обещания исполнятся через Его пришествие в суде 70 года, как расшифровано в оставшейся части Откровения.

События 70 года всё изменили. Это было кульминацией событий, которые начались через смерть, воскресение и вознесение Иисуса. Это была последняя страница ветхого завета. И это центральная тема Книги Откровения, сердцевина кольцевой композиции. Понимание этой структуры приносит невероятную ясность тому, о чем подробно говорится в Книге Откровения.

----------------
Примечания автора:
- Общепризнано, что Откровение построено по принципу кольцевой композиции. Основные споры идут по вопросу каким образом разделять его. Марк Уилсон в своей работе «Семь обетований Победителя в Откровении» рассказывает о различных версиях резделения кольцевой композиции в Откровении. В большинстве случаев комментаторы согласны с тем, что 12 глава является центральной частью.
- Некоторые трактуют, что Женщина - это Мария, мать Иисуса, потому что она буквально родила Иисуса, однако это также пророческая картина группы людей или движения, которое привело Мессию в мир. Этой группой является остаток верных Ветхому Завету Израиля.
- Если бы "футуристы" и "историцисты" понимали структуру кольцевой композиции, они были бы вынуждены отказаться от своих систем интерпретации. Обе эти системы толкований Откровения основаны на идее, что Откровение написано в последовательном порядке, но это не так. Даже то, что 12 глава Откровения возвращается к описанию рождению Христа, явно наводит на мысль о том, что книга описывает события не в последовательной манере.
- Если "историцист" согласится, что Откровение с 4 по 11ю относится к Иерусалиму, как это признают многие, то становится невозможно избежать второй стороны кольцевой композиции, определяющей, что вторая половина "арки" находится в прямой зависимости от первой половины.
- Это резко отличается от учений, говорящих что Откровение 4:1 ссылается на будущее искупление Церкви. Эта теория становится невозможной, принимая во внимание то, что согласно видению Иоанна, Иисус еще даже не вернулся на небеса, как Агнец как бы закланый, до Откровения 5 главы!

Откр.6:1 . И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри.

И между сущими на небесах существует благой порядок, нисходящий от высших чинов к низшим, ибо первый голос, повелевающий Ангелу, таинственно изображающему видение, прийти, он услышал от одного из четыреобразных – льва. Первое животное – лев, как я думаю, указывает на царственную власть апостолов над демонами, так как о них сказано: «се, царие земстии собрашася» ( Пс. 47:5 ), и в другом месте: «поставиша. князи по всей земли» ( Пс. 44:17 ).

Откр.6:2 . Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить.

Некоторые относили снятие этой печати и всех других к домостроительству воплощения Бога Слова, а именно: первую – к Рождеству, вторую – к Крещению, третью – к Божественным знамениям, бывшим после Крещения, четвертую – к осуждению у Пилата, пятую – к распятию, шестую – к положению во гроб и седьмую – к разрушению и пленению ада. Мы же вполне согласны с мнением Мефодия, что относить это к родившемуся Христу нет никакой нужды, ибо таинство воплощения Бога Слова было много раньше этого откровения. Иоанн же говорит только о настоящем и будущем и здесь повествует о победе над огненным змием. Вот почему под снятием первой печати, по нашему мнению, нужно разуметь сонм апостолов, которые, направив против демонов, подобно луку, Евангельскую проповедь, привели ко Христу уязвленных спасительными стрелами и были увенчаны венцом нетления за то, что победили истиною князя тьмы и претерпели насильственную смерть за исповедание Владычнего имени ради второй победы. Поэтому и сказано: «изыде побеждали, и да победит», потому что первая победа есть обращение язычников, а вторая – добровольное мученическое оставление тела.

Статья четырнадцатая

Снятие второй печати, означающее брань неверных против верующих

Откр.6:3 . И когда Он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри.

Как сказано выше, первое животное означало апостольскую власть, а второе – телец, как я предполагаю, означает священные жертвы святых мучеников.

Откр.6:4 . И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.

Здесь разумеется, по нашему мнению, иное апостольское учение, проповеданное мучениками и учителями. Этим учением, по распространении проповеди, природа разделилась сама на себя, нарушился мир мира, ибо Христос сказал: «не приидох воврещи мир (на землю), но меч" ( Мф. 10:34 ). Исповеданием этого учения жертвы мучеников вознесены на высший жертвенник. «Рыжий конь» означает или пролитую кровь, или же ревность сердечную мучеников за имя Христово. Слова «седящему на нем дано бысть взяти мир» указывают на премудрую волю Божию, в напастях посылающую испытания для верных.

Статья пятнадцатая

Снятие третьей печати, означающее отпадение от Христа не имеющих твердой веры в Него

Откр.6:5 . И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри.

Я думаю, что под третьим животным нужно разуметь человека, означающего грехопадение людей и наказание их по воле Божией за наклонность к греху.

Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей.

Откр.6:6 . И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай.

Черный конь, я думаю, означает плач об отпавших от веры во Христа по причине тяжести мучений. «Мерило» есть сравнение отпавших от веры или по наклонности и непостоянству ума, или по тщеславию, или же по немощи тела. «Мера пшеницы за динар», может быть, означает чувственный голод, который тогда будет, как указано далее. И это весьма достоверно. В переносном же смысле мера пшеницы, оцениваемая в динарий, означает всех законно-подвизавшихся и сохранивших данный им образ Божий. «Три меры ячменя» суть те, кто по недостатку мужества, подобно бессловесным, покорились гонителям из-за страха, но потом принесли покаяние и омыли слезами оскверненный образ. Слова «не вреди вина и елея» указывают, что из-за страха не следует отвергать Христово врачевание, оставляя без него уязвленных грехом и впавших в разбойники и тем допуская смерть к похищению тех, кои имеют побороть свое грехопадение по милости долготерпеливого и великого Бога. Итак, чтобы иметь в страстях своих человеколюбивого Врача – Бога, постараемся быть такими врачами для наших согрешивших братии, принося им вино утешения с елеем сострадания, чтобы не добить хромого, но лучше, по апостолу, уврачевать. И тогда, как сотрудники Божии, мы унаследуем вечные блага благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Ему же со Отцем и Святым Духом слава и держава ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Статья шестнадцатая

Снятие четвертой печати, показывающее язвы, наводимые на нечестивых

Откр.6:7 . И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри.

Орел своим высоким полетом и стремительным нападением на добычу указывает на то, что наказание язвами приходит свыше от гнева Божия в отмщение за благочестивых и в наказание грешникам, если только они не исправятся и не обратятся к лучшему.

Откр.6:8 . И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.

Статья семнадцатая

Снятие пятой печати, показывающее вопль святых душ ко Господу о кончине

Откр.6:9 . И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели.

Откр.6:10 . И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыко Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?

Если относить снятие четырех печатей к событиям из жизни Христовой, то совершенно справедливо будет снятие ее отнести к скончавшимся прежде пророкам и святым, взывающим к долготерпению Божию, по которому Он терпел гонения от иудеев даже до крестной смерти. Если же это считать за предсказание о будущем, то, сообразно с церковными учителями, нужно думать, что этот вопль против гонителей приличествует замученным ради Христа, чтобы чрез это обратить достойных и положить конец нечестию непокорных всемирною кончиною, «яко да не прострут праведнии в беззакония рук своих» ( Пс. 124:3 ). Ибо хотя нечестивые уже испытали гнев Божий, но оставшиеся из них тем не менее нуждаются в наказаниях или для своего обращения, или для поражения навеки.

Откр.6:11 . И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братия их, которые будут убиты, как и они, дополнят число.

Слова «дондеже скончаются и клеврети их» указывают на то, что святые являются как будто молящими о кончине мира, поэтому им и повелено терпеть до скончания братии, дабы, по апостолу, не без них достигли они совершенства ( Евр. 11:40 ). «Белая одежда» означает процветающую среди них светлость добродетелей, в которую они облекаются, еще не получив обещанного. Как свободные от всякой скверны, они упокояются на лоне Авраама и истинно блаженствуют в надежде получить то, что видят еще как бы в духовном зерцале. Так и многие святые отцы говорят, что каждый из делателей добродетелей унаследует достойное место, в чем он уверяется на основании известных признаков и уже думает о будущей славе.

Статья восемнадцатая

Снятие шестой печати, означающее язвы, наводимые при кончине

Откр.6:12 . И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь.

Откр.6:13 . И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои.

Эти слова некоторые относили к разорению при Веспасиане, принимая их в переносном смысле. Но мы думаем, что здесь говорится о переходе от периода гонений ко времени пришествия антихриста, в которое, согласно пророчествам, имеют быть эти и подобные язвы для того, чтобы, размышляя о них, люди не отреклись от казней, наводимых на них антихристом, которых, как мы знаем, еще никогда не было. «Землетрясение», о котором часто говорит Писание, означает перемену дел, потому что выражение «еще единою Аз потрясу» ( Агг. 2:6 ) означает, как говорит апостол, «изменение колеблемого» ( Евр. 12:26, 27 ). И в Ветхом Завете о шествии Израиля говорится: «земля потрясеся, ибо небеса кануша» ( Пс. 67:9 ). Чернота солнечная и темно-кровавый вид луны означают, по объяснению блаженного Кирилла, душевный мрак постигнутых гневом Божиим. «Пали звезды» – это, как то было писано и про обольщенных Антиохом, означает, что падут и считающие себя светилами мира, пораженные и сокрушенные событиями того времени, когда, по слову Господа, по причине множества скорби прельстятся, насколько возможно, и избранные ( Мф. 24:24 ). Поэтому, может быть, здесь и указывается на смоковницу, которая при колыхании от диавольского ветра роняет плоды, еще недоразвившиеся, еще не дозревшие в зное искушений и не получившие сладости благодати. Ибо смоковница понимается в двух смыслах – добром и дурном. Так, это можно заключить из двух кошниц смокв хороших и дурных, показанных Иеремии ( Иер. 24:1, 2 ), из смоковницы, засохшей по слову Христа ( Мф. 21:19 ; Мк. 11:13, 14 ) и из износящей цвет в книге Песни Песней ( Песн. 2:13 ). Сбудется ли это видимым образом при втором пришествии Христа – Судии во славе, это известно лишь Ему, имеющему тайные сокровища премудрости и ведения.

Откр.6:14 . И небо скрылось, свившись как свиток;

Выражение "небо свилось, как свиток», по нашему предположению, указывает на неизвестность второго пришествия Христова, так как свиток свивается без шума и неожиданно, или указывает на сострадание и печаль небесных сил, сожалеющих об отпадших от веры. Этим же вместе с тем указывается и на то, что небо подлежит не погибели и истлению, а как бы некоторому свиванию и изменению на лучшее. В пятом обличительном слове на лжеименный разум Ириней говорит: «Не погибает и не уничтожается ни сущность и ни существо создания (ибо крепок и истинен создавший его), но «преходит образ мира сего» ( 1Кор. 7:31 ), в котором совершено преступление заповеди. Мы предполагаем, что здесь апостол держался древнего обычая: у евреев вместо наших книг были свитки, которые при развитии не уничтожались, но раскрывали смысл написанного; точно так же и обнаружение небесного существа указывает на раскрытие благ святым». Итак, рассмотрев это с четырех сторон, обратимся, по Божьему соизволению, в таком же порядке к нижеследующему.

И всякая гора и остров двинулись с мест своих.

Откр.6:15 . И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор,

Откр.6:16 . и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца;

Откр.6:17 . ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?

«И всяка гора и остров от мест своих двигнушася». Когда апостолы спрашивали Господа о разрушении Иерусалимского храма и кончине мира, Он, насколько они могли вместить, предсказал им о будущем, что уже, по свидетельству Иосифа Флавия, сбылось над иудеями – убийцами Христа во время разорения при Веспасиане и Тите. Но все это, как сказано, с особою силою постигнет мир в пришествие антихриста; тогда начальствующие над церковным благочинием или над мирскими властями, представленные здесь под образами «гор», и церкви верных, называемые здесь образно «островами» и обновляемые, по Исаии, к Богу из-за лжехриста побегут из своих мест, будут переменять их одно на другое, что испытали и мы и перенесли по человеколюбию Его по грехам нашим пред Его пришествием. »Царие же земстии», то есть обладающие землею, но не приобретшие себе ничего на небе, вместе со всеми богатыми и вельможами, с рабами земного и свободными от работы Христовой (не так должно бы быть!) будут умолять, чтобы лучше их скрыли пещеры, камни и горы, чем переносить им испытания воспылавшего гнева Божия, который в пришествие антихриста допустит погибать от голода и бедствий, или бесконечные мучения, ожидающие их по воскресении. И тогда справедливо возгорится Божий гнев, как печь, пожирая тех, которые созидали здание веры на основании древа, сена и соломы ( 1Кор. 3:12 ). Пусть избавит нас от этого Человеколюбец Бог и соделает нас сопричастниками вечных благ, уготованных святым, сопричислив к полноте спасаемых по благодати Сына Своего Единородного, Ему же со Отцем и Святым Духом подобает слава во веки веков. Аминь.

4 (четыре) — натуральное число, расположенное между числами 3 и 5. Во многих странах Азии (например, в Японии) боятся этого числа и избегают занимать сиденье под номером «4». В средние века число 4 в римских цифрах часто обозначалось не IV, а IIII. Например, король Франции Людовик XIV требовал обозначать себя как «Людовика XIIII». Отголоском этого являются циферблаты часов с римскими цифрами, где по традиции ставят IIII.

Возможные интерпретации и варианты использования:

1) Баскетбольный матч состоит из четырех четвертей, длительность каждой 10 минут (двенадцать минут в Национальной баскетбольной ассоциации) с перерывами по две минуты.

2) Число 4 указывает, прежде всего, на 4 стороны света и выступает в Библии повсюду, где говорится ο движении во все стороны:
- 4 притока райской реки ;
- 4 рога, символизирующие врагов Израиля, и 4 пильщика, усмиряющие этих врагов;
- 4 колесницы, означающие 4 небесных ангелов.
Сюда же относятся 4 духа с 4 лицами и 4 крылами у каждого, как образ повсюду проявляющегося Божественного Промысла, а также и 4 тяжкие казни как символ полного всестороннего суда Божия. Из чисел, кратных четырём, важную роль играет число 40.

3) В буддизме число 4 символизирует Четыре благородные истины, предложенные Буддой в качестве инструмента познания мира и благородного пути спасения.
Кроме того, в буддийской логике имеется понятие чатушкотика (чатуш — здесь «четыре»), связанное с возможным рассмотрением альтернативных мнений в четырёх вариантах (тетралогика):
- Нечто существует.
- Нечто не существует.
- Нечто и существует и не существует одновременно.
- Нечто нельзя рассматривать ни как существующее, ни как несуществующее.

4) Четыре всадника Апокалипсиса — персонажи из шестой главы Откровения Иоанна Богослова.
До сих пор нет единого мнения, что именно олицетворяет каждый из всадников, однако их часто именуют Чума (едет на белом коне — ещё известен как Завоеватель), Война (на рыжем коне — ещё известен как Раздор), Голод (на вороном коне) и Смерть (на бледном коне). Бог призывает их и наделяет силой сеять хаос и разрушение в мире. Всадники появляются строго друг за другом, каждый с открытием очередной печати — первых четырёх из семи печатей книги Откровения. Известна гравюра Альбрехта Дюрера, посвященная четырем всадникам (фото 1).

5) Четыре стороны света: север, юг, запад, восток. Принцип четырёхсторонней ориентации на поверхности был важной вехой в познании человеком окружающего мира. Овеществлён в кресте.
Принцип четырёхкратности отражён в фольклоре, обычаях, религиозных обрядах многих народов, в том числе и славянских:
- «пойти на все четыре стороны»;
- трипольские четырёхчастные жертвенники были точно ориентированы своими четырьмя крестовинами по сторонам света, даже если это направление расходилось с ориентировкой стен дома и т. д.

5) «Четыре танкиста и собака» (Czterej pancerni i pies - фото 2) — польский чёрно-белый телевизионный сериал, снятый по одноимённой повести Януша Пшимановского. Сериал относится к военно-приключенческому жанру и повествует о боевых буднях экипажа танка «Рыжий» и пса по кличке Шарик во время Второй мировой войны.
Выпуск сериала состоялся в 20:00 (по польскому времени) 9 мая 1966 года. Сериал снимался и показывался по польскому телевидению в 1966, 1969 и 1970 годах. Полностью сериал, рассчитанный на детскую и молодёжную аудиторию, ежегодно демонстрировался в Польше вплоть до 1989 года. В СССР сериал был впервые показан 12 ноября 1966 года. В зимние каникулы в январе 1967 года сериал был показан опять и повторялся в последующие летние и зимние каникулы.
Во время показа в Польше сериал имел грандиозный успех. По мотивам сериала в школах проводились уроки, в театрах ставились спектакли, организовывались так называемые Клубы танкистов.

6) «Четыре времени суток» — серия картин французского художника эпохи барокко Клода Желле по прозванию Лоррен: «Пейзаж со сценой отдыха на пути в Египет (Полдень)», «Пейзаж с Товием и ангелом (Вечер)», «Пейзаж с Иаковом, Рахилью и Лией у колодца (Утро)» и «Пейзаж со сценой борьбы Иакова с ангелом (Ночь)». Вся серия находится в собрании Государственного Эрмитажа.

7) Четыре зрелища — это четыре события, описанные в легендарном рассказе о жизни Гаутамы Будды, которые привели его к осознанию непостоянства и окончательной неудовлетворённости обусловленным существованием. Согласно этой легенде, до этих событий принц Сиддхартха жил, не покидая своего дворца, поскольку царь, его отец, боялся, что сын станет аскетом, если согласно предсказанию он встретится со страданиями жизни. Гаутама видел, поочередно, старика, больного, мертвеца и аскета.

8) Четыре великие красавицы древности — в китайской культуре устойчивое название для четырёх женщин, бывших спутницами императоров и ставших символами женской красоты в литературе: Си Ши, Ван Чжаоцзюнь, Дяочань, Ян Гуйфэй.
Традиционно установилось мнение, что первая по красоте — Си Ши, вторая — Ван Чжаоцзюнь, третья — Дяочань и последняя — Ян Гуйфэй. Объединяющее их имя 西施 является синонимом и воплощением красоты. Образы четырёх красавиц широко использовались как в Китае, так и во Вьетнаме, Корее и Японии.

9) Четыре великих китайских изобретения — общее именование изобретённых в Китае в Средние века компаса, пороха, бумаги и книгопечатания, предложенное крупнейшим британским исследователем китайской науки Джозефом Нидэмом по аналогии с уже существовавшим в китайской культуре устойчивым выделением «четырёх классических романов», «четырёх великих красавиц» и других.

10) Календарные времена года — в большинстве стран мира принято деление года на четыре сезона, по три календарных месяца в каждом.
- «Времена года» («Четыре сезона») — цикл концертов для скрипки с оркестром Антонио Вивальди. Цикл представляет собой первые четыре концерта из двенадцати концертов, входящих в опус 8 Вивальди — «Спор гармонии с изобретением». «Времена года» — одно из наиболее известных произведений как Вивальди, так и в целом музыки барокко.
- «Времена года» — живописный цикл из четырех картин, созданный Джузеппе Арчимбольдо в 1563 году. Он был подарен императору Максимилиану II в 1569 году вместе с циклом картин «Четыре стихии», написанном в 1566 году. Цикл 1573 года хранится в музее Лувра. Выполнен маслом на холсте.

11) Четвертичный период, или антропоген (четвертичная система; антропогеновый период; квартер) — геологический период (геологическая система), современный этап истории Земли, третий (текущий) период кайнозойской эры. Начался 2,588 миллиона лет назад, продолжается по сей день.

12) Четвёртая стена — воображаемая стена между актёрами и зрителями в традиционном «трёхстенном» театре. Термин был придуман Дени Дидро в XVIII веке, но введён в обращение лишь в XIX веке с появлением так называемого «театрального реализма». Позднее термин стал использоваться не только в театральном, но и в других видах искусства для обозначения воображаемой границы между любым вымышленным миром и его зрителями: в литературе, кинематографе, комиксах, компьютерных играх и т. д. (фото 3)

13) Четвёртый крестовый поход — крестовый поход в 1202—1204 годах. В конце XII века за организацию нового похода на Восток взялся папа Иннокентий III. Крестоносцы наняли корабли у «Королевы морей» — Венеции, но венецианский правитель (дож) Энрико Дандоло потребовал за перевозку огромную сумму — 85 тысяч марок (более 20 тонн) серебром. Крестоносцы не смогли собрать такую сумму. Венеция в это время вела ожесточённую борьбу с Византийской империей за первенство в торговле с восточными странами. Правитель Венеции уговорил рыцарей вмешаться во внутренние дела Византии, где в это время шла острая борьба за императорский престол.
В 1204 году «освободители Гроба Господня (место, где был погребён Иисус Христос)» штурмом овладели византийской столицей.
Разграбив богатейший и крупнейший город Европы, рыцари не пошли на Иерусалим, а обосновались на территории Византии. Они создали государство со столицей в Константинополе — Латинскую империю. Более 50 лет шла борьба против завоевателей. В 1261 году Латинская империя пала. Византия была восстановлена, но она уже никогда не смогла достичь прежнего могущества.

14) «Я — четвёртый» — фантастический приключенческий боевик, поставленный режиссёром Ди Джеем Карузо по одноимённому роману, написанному Джеймсом Фреем и Джоби Хьюзом под псевдонимом Питтакус Лор. Премьера фильма состоялась в США 9 февраля 2011 года.

15) Четвёртая косми́ческая ско́рость — минимально необходимая космическая скорость тела, позволяющая преодолеть притяжение галактики в данной точке. Четвёртая космическая скорость не постоянна для всех точек галактики, а зависит от координаты. По оценкам, в районе нашего Солнца четвёртая космическая скорость составляет около 550 км/с.

16) «Четвёртая высота» — повесть 1946 года советской писательницы Елены Ильиной. Произведение повествует о Гуле Королёвой — молодой советской актрисе, которая начала свою карьеру в кино в 4 года, а в мае 1942 года в 19 лет по своей воле пошла на фронт, где героически погибла в боевых действиях при взятии высоты 56,8 под Сталинградом.

17) Индуизм называет маха-югой четыре юги, сменяющие друг друга циклически в указанной последовательности:
- Сатья-юга или Крита-юга
- Трета-юга
- Двапара-юга
- Кали-юга.
Ка́ли-ю́га — четвёртая из четырёх юг, или эпох, в нисходящем индуистском временном цикле. Характеризуется падением нравственности, поскольку добро в мире уменьшается до одной четверти от первоначального состояния в век Сатья-юга. Варианты трактовки названия: «век демона Кали», «железный век», «век раздора». В индийской литературе приводятся разные датировки Кали-юги. Согласно пуранам, Кали-юга началась в полночь 18 февраля или 23 января 3102 года до н. э. (по григорианскому календарю), в момент, когда Кришна покинул землю и вернулся в Вайкунтху. Продолжительность Кали-юги составляет 432 тыс. лет.

18) Четвёртая промышленная революция — прогнозируемое событие, массовое внедрение киберфизических систем в производство (индустрия 4.0) и обслуживание человеческих потребностей, включая быт, труд и досуг (работа 4.0).

19) Четвёртая власть (Fourth Estate) — эпитет для отсылки к журналистике; словосочетание, определяющее и сами СМИ, и их влияние в социуме. Первой, второй и третьей властями являются, соответственно, законодательная, исполнительная и судебная ветви власти. Англоязычный же термин — Fourth Estate, дословно означающий «четвёртое сословие», является намёком на три сословия европейского средневековья — дворянство, духовенство и простой люд. Следует отметить, что термин «четвёртая власть» является лирическим и отражает лишь огромное влияние СМИ на общество.

20) Квадри́га — античная двухколёсная колесница с четырьмя запряжёнными конями. Часто использовалась в Древнем Риме в гонках или в триумфальных шествиях. Сохранилось немало изображений, барельефов и статуй с квадригами. Латинское слово quadriga является стяжением составного слова quadriiuga, от quadri- «четыре» и iugum «ярмо» (когнат славянского «иго»)

22) Большая четвёрка:
- Большая четвёрка («Совет четырёх») — лидеры ведущих стран антигерманской коалиции, встретившиеся в январе 1919 года после окончания Первой мировой войны на Парижской мирной конференции: Вудро Вильсон (США), Дэвид Ллойд-Джордж (Великобритания), Витторио Орландо (Италия) и Жорж Клемансо (Франция).
- Большая Четверка гранжа: Nirvana, Alice In Chains, Soundgarden и Pearl Jam.
- Большая четверка — на рубеже первых десятилетий XXI века сленговое название квартета теннисных игроков Роджера Федерера, Рафаэля Надаля, Новака Джоковича и Энди Маррея.
- «Большая четвёрка» (англ. The Big Four) — детективный и шпионский роман Агаты Кристи, опубликованный в 1927 году издательством William Collins & Sons. Роман рассказывает о расследовании Эркюля Пуаро, капитана Гастингса и инспектора Джеппа. Роман представляет собой цепь связанных между собой рассказов, в которых фигурируют так называемые члены «Большой четвёрки», международной организации, которую Пуаро подозревает в заговоре.

23) Ливерпульская четвёрка - The Beatles, отдельно участников ансамбля называют «битлами»; в английском языке также распространено упоминание группы как Fab Four — «Великолепная четвёрка» — британская рок-группа из Ливерпуля, основанная в 1960 году, в составе которой играли Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон и Ринго Старр.

24) Четыре масти французских игральных карт, используемые в англоговорящих странах: пики (), червы (), бубны () и трефы (). Большинство карточных колод устанавливают также ранг каждой карты и могут содержать специальные карты в колоде, которые не имеют масти, чаще всего их называют джокерами.

25) «Четыре азиатских тигра» («Восточноазиатские тигры» или «Четыре азиатских малых дракона») — неофициальное название экономик Южной Кореи, Сингапура, Гонконга и Тайваня, демонстрировавших очень высокие темпы экономического развития с начала 1960-х до финансового кризиса 1990-х годов.

26) Четыре типа темперамента (согласно римскому врачу Аэцию): холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический.

27) "Четыре таракана" - первоначальное название российской панк-рок группы "Тараканы" (лидер - Дмитрий "Сид" Спирин).

28) «Четыре полицейских» — название плана мирового устройства после Второй мировой войны, принадлежавшего президенту США Ф. Д. Рузвельту. Рузвельт уже в 1941 году предложил поддерживать порядок совместными усилиями четырёх стран: США, Великобритании, СССР и Китая. В изменённом виде концепция легла в основу Совета Безопасности ООН.

29) Четыре угла — регион США, занимающий территорию юго-запада штата Колорадо, северо-запад Нью-Мексико, северо-восток Аризоны и юго-восток Юты. Название связано с Монументом четырёх углов (фото 5), расположенным на пересечении границ четырёх штатов (единственное подобное пересечение границ в США, но не единственное в Северной Америке - подобное же пересечение существует в Канаде).

30) Квартет (от лат. quar­tus — чет­вёр­тый) — музыкальный ансамбль из 4 музыкантов, вокалистов или (и) инструменталистов.
- Квартет И - московский театр. Создан в 1993 году группой выпускников эстрадного факультета ГИТИСа.
- "Квартет" - басня Ивана Андреевича Крылова, персонажами которой являются Мартышка, Осёл, Козёл и Медведь.

31) У персонажей мультсериала "Симпсоны" по четыре пальца на руках. Пять пальцев имеет только Бог.

Дорогие братья и сёстры, мы живём накануне заключительных событий истории земли, за несколько лет до второго пришествия нашего Господа. Поэтому христиане должны быть в курсе событий ныне происходящих и будущих. Нас объединит не общая скамья и не членство в одной церкви, и не проживание в одном городе или стране, а принятие библейской истины. Цель христианина – постичь библейскую истину, а затем нести её другим. Сила нашей веры и спасение в том, что мы можем принять великие пророчества Библии заранее, и, познав их сами, мы предупредим о них братьев и сестёр, чтобы они тоже могли бы спастись! Признайтесь нам, можете ли Вы объяснить другим правильно пророчества о семи печатях книги Откровение? Более подробную информацию о пророчествах 6-й главы Вы можете прочитать в «Комментарии к книге Откровение».

Снятие семи печатей в пророчествах книги Откровение

Друзья, нигде раньше апостол Иоанн не упоминал о снятии семи печатей. Во всём Писании число семь, при символическом употреблении, обычно выражает полноту, и в данном случае семь есть число символическое, выражающее полноту Божьего гнева за грехи людей, когда Он начнёт производить Свой суд над этим миром. Господь всегда обращался к людям через Своих вестников: Своего Сына, пророков, апостолов, простых учеников. Он выражал Свою волю при помощи такой литературной формы и образов, и на таком языке, которые были наиболее понятны людям, к которым изначально было направлено Его слово – Библия. Книга Откровение использует слова и образы понятные людям дней апостола Иоанна, живших в начале новозаветного времени. А события, связанные со снятием печатей, представляют Божье возмездие нечестивым, и носят планетарный характер. Они являются последовательной цепью событий будущего. Таким образом, в шестой главе Откровения в символической форме были открыты заключительные сцены истории великой борьбы вплоть до второго пришествия нашего Спасителя.

Дорогие братья и сёстры, одно из четырёх животных призвало Иоанна пойти и посмотреть на те события, которые будут происходить на земле при снятии семи печатей. Читаем: «И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех жи­вотных, говорящее как бы гро­мовым голосом: иди и смотри» (Откр. 6:1).

О том также пророчествовал Иоиль: «…да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо он близок — день тьмы и мрака… Перед ним пожирает огонь, а за ним палит пламя; перед ним земля как сад Едемский, а позади него будет опустошенная степь, и никому не будет спасения от него. Вид его как вид коней, и скачут они как всадники» (Иоиль 2:1-4). Отличительным является то, что при снятии первых четырёх печатей показаны кони различной масти со всадниками. Понятно, что на небе нет ни белых, ни красных, ни чёрных лошадей с их воинственными всадниками. Книга Откровение наполнена различными символами.

Снятие первой печати

Дорогие братья и сёстры, Иоанн видит первого коня со всадником: «Я взглянул, и вот, конь белый, и на нём всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить» (Откр. 6:2). Некоторые комментаторы сравнивают четырёх коней в стихах 2-8 с четырьмя конями видения Захарии 6:2, 3. Но это ошибочно. Во-первых, там порядок выхода коней по их масти не совпадает с описанием в книге Откровение. Во-вторых, в Откровении на лошадях сидят всадники, а в книге Захарии кони впряжены в колесницы. И значение этих символов также совершенно различное. В некоторых стихах Откровения даётся пояснение того, что символизируют кони со всадниками, а в стихе 8 прямо сказано, что имя ему смерть и дано перечисление тех различных способов смерти, которые тогда наступят. Белый конь имеет всадника с луком в руке. Лук – орудие войны. Бог выразил Свою волю при помощи таких образов, которые были наиболее понятны людям, к которым изначально было направлено Его слово. Лук не применяют в современных войнах, он есть лишь аллегория, символ того оружия, что используется ныне.

Белый конь со всадником, которому дан венец, символизирует собой победу, а белый цвет означает чистоту. Это означает, что время испытаний закончено для всех жителей на земле. Все те, кто приготовился, получили печать Божью и будут сохранены Им до второго пришествия Господа, они-то и есть победители, одетые в белые одежды (см. Откр. 3:5; 7:9). А другие люди, согласно их выбору, получили начертание зверя, и для них тоже пришло время, когда уже ничего нельзя изменить в их судьбе. Об этом пророчество: «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернятся; праведный да творит правду еще, и святой да освящается еще» (Откр. 22:11). Настанет время, когда судьба каждого человека будет решена навсегда.

Снятие второй печати

Дорогие братья и сёстры, Иоанн видит второго всадника: «И когда Он снял вторую пе­чать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вы­шел другой конь, рыжий; и си­дящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч» (Откр. 6:3, 4). При снятии второй печати выходит конь рыжий, в других переводах он красный, то есть имеет цвет крови. Это говорит о потере мира на земле и наступлении кровопролитий от военных действий на земле так, что люди будут ненавидеть и убивать друг друга даже без причины. Выражение: «дан ему большой меч» характеризует будущую всеобщую войну. Важно отметить, что такой войны ещё никогда не происходило, и она не будет ограничена каким-либо народом или территорией.

Снятие третьей печати

Итак, события связанные с третьей печатью предупреждает о наступлении голода. О том так же пророчествовал Иоиль: «О, какой день! ибо день Господень близок; как опустошение от Всемогущего придет он. Истлели зерна под глыбами своими, опустели житницы, разрушены кладовые, ибо не стало хлеба. Как стонет скот! уныло ходят стада волов, ибо нет для них пажити; томятся и стада овец» (Иоиль 1:15, 17, 18). Голод будет носить всеобщий характер.

Снятие четвёртой печати

В Откр. 6:7-8 написано: «И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвёр­того животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью зем­ли — умерщвлять мечом и голо­дом, и мором и зверями земными». В этом видении открыто имя всадника. Бледный цвет коня говорит о том, что после всеобщего голода наступит время ужаса и смерти. Нечестивые окажутся в самом деле без надежды, без Бога и их сердца «будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную». Смерть постигнет четвертую часть населения земли от войн, голода, мора и нападения зверей. Слово мор означает смертельные болезни, например, такие как чума или язвы. Очевидно, что такого массового уничтожения людей ещё не было на земле, ни когда ещё погибала четверть населения планеты. Так изображено время наибольшего отчаяния и смерти, обстоятельства в мире станут такими сложными и зловещими, какими не были никогда до ныне.

О смерти перед пришествием Христа пророчествовал Амос: «Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он тьма, а не свет, то же, как если бы кто убежал от льва, и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену, и змея ужалила бы его» (Амос 5: 18). Также предупреждал Исаия: «Вот, приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее» (Ис. 13:9). О том так же предсказал Иезекииль: «Ибо так говорит Господь Бог: если и четыре тяжкие казни Мои: меч, и голод, и лютых зверей, и моровую язву пошлю на Иерусалим, чтобы истребить в нем людей и скот» (Иез. 14:21).

Итак, видим, что к концу истории будут происходить страшные социальные, экономические, природные (стихийные) бедствия, каких ещё не бывало на земле. Это согласуется с предсказанием Даниила 12:1: «…и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени».

Снятие пятой печати

В Откр. 6:9 читаем: «И когда Он снял пятую пе­чать, я увидел под жертвенни­ком души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели». В этом стихе под словом души надо понимать личности людей, а не какие-то бестелесные существа. Всякая попытка объяснить эти души как бесплотные духи мучеников вопиющих к Богу после своей смерти, является нарушением законов толкования символических пророчеств, противоречащее контексту всего Писания. В данном случае, как и при истолковании притч, мы должны понимать, что не все детали имеют объяснительную ценность. Главная идея этого стиха: народ Божий будет погибать за свою веру вплоть до второго пришествия. Поэтому не важно, что это за жертвенник, и где он находится. На небе нет ни белых, ни красных, ни чёрных лошадей с их воинственными всадниками. Нет там и Иисуса в виде Агнца с кровоточащей раной, с семью рогами и семью очами. И из уст Его буквально не исходит острый с обеих сторон меч. Книга Откровение наполнена символами.

Друзья, смысл стиха 9 в том, что бедствия происходят на фоне всемирного господства церкви Рима, поэтому борьба имеет первым делом духовный характер. Христиане погибают за веру в слово Божье, которое они соблюдали и за своё свидетельство. Как предсказал об этом Господь: «…наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Ин. 16:2). Тогда все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2Тим. 3:12). Это время подобно тому, что происходило с истинными христианами в тёмном средневековье, когда их за веру объявляли еретиками, ставили вне общества, бросали в тюрьмы, убивали. Характер папства не изменился, поэтому история повторится, только в ещё более мрачных красках.

В Откр. 6:10, 11 читаем: «И возопили они громким голосом, говоря: доко­ле, Владыка Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них оде­жды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число». Скажите, как могли души возопить, если все мёртвые находятся в бессознательном состоянии, согласно книге Еккл. 9:5? Так же о голосе крови написано в Евр. 12:24: «…Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева». То есть кровь убитого своим братом Авеля вопит к Богу об отмщении. В этом есть подобие, так как Иоанн тоже слышит символический вопль людей, убитых за веру. Это мученики, которые отдали свою жизнь, но не отреклись от истины. Они просят суда, то есть восстановления Божьей справедливости, их просьбы ко Владыке, подтверждают их верность Ему. Они жаждут не столько мщения, сколько оправдания имени Божьего. Один известный как-то сказал: «Где начинаются преследования, там кончается христианство…» В невинно убитых людях вся вселенная увидит отвратительный характер сатаны и его слуг. После таких событий, никто и никогда больше не подвергнет сомнению справедливость Божью и истинность Его законов. «Ни один протестант, имеющий некоторые познания в истории, не станет оспаривать, что церковь Рима пролила больше невинной крови, чем любая другая организация, существовавшая когда-либо на земле. Невозможно получить полное представление о числе её жертв и не хватит на то силы воображения, чтобы хотя бы приблизительно представить себе их страдания» (W. E. Leeky, “Histori of the Rise and Influence of the Spirit of Rationalism in Europe”, t. 2, p. 32, 1910).

Если убитые уже были одеты в белые одежды, то этим подчёркивается, что, несмотря на их позорную смерть, они приняты Богом (Откр. 3:5). В стихе 11 написано, чтобы они ещё подождали малое время. Это значит, что время бедствий и гонений за веру ещё не закончилось. При пятой печати ещё будут убиты христиане, которые дополнят число мучеников. Господь знает число тех, кто засвидетельствует верность Ему своей кровью. Во время событий пятой печати время великой скорби не заканчивается, так как до второго пришествия остаётся ещё малое время.

Снятие шестой печати

В Откр. 6:12-14 читаем: «И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, про­изошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как вла­сяница, и луна сделалась как кровь. И звезды небесные пали на землю, как смоковница, по­трясаемая сильным ветром, ро­няет незрелые смоквы свои. И небо скрылось, свившись как сви­ток». Выражение: «небо скрылось, свившись как сви­ток» было понятно людям первого века, так как тогда все книги имели вид свитка. Под этим описанием небесных событий надо понимать, что как книжный свиток скручивался (свёртывался), тоже произойдёт с небом, которое мы видим сегодня. Оно буквально свернётся. То, что язык изложения буквальный подтверждают нам другие пророчества Библии.

О тех же событиях перед пришествием Христа пророчествовал Иоиль: «Перед ними потрясется земля, поколеблется небо; солнце и луна помрачатся, и звезды потеряют свой свет. И Господь даст глас Свой пред воинством Своим, ибо весьма многочисленно полчище Его и могуществен исполнитель слова Его; ибо велик день Господень и весьма страшен, и кто выдержит его?»; «Солнце превратится во тьму и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный»; «…Солнце и луна померкнут и звезды потеряют блеск свой» (Иоиль 2:10, 11, 31; 3:14, 15, 16).

О том же предупреждал пророк Амос: «Разве день Господень не мрак, а свет? он тьма, и нет в нем сияния. И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня» (Амос 5: 18; 8: 9).

У пророка Исаии читаем: «Рыдайте, ибо день Господа близок, идет как разрушительная сила от Всемогущего. Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим. Я накажу мир за зло, и нечестивых — за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей» (Ис. 13: 6, 10, 11).

Итак, предсказанные в шестой печати великие события на небе и на земле являются не символическими, а буквальными. Когда они произойдут? «… Я наперёд сказал вам всё. Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не будет светить, и звёзды будут падать с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с великой силой и славой» (Мр. 13:23, 26; тоже Мтф. 24:29). Следовательно, потрясающие события шестой печати будут происходить после времени великой скорби в тот короткий промежуток времени, что останется до появления Господа на небе.

Пророчество шестой печати: «…и всякая гора и остров дви­нулись с мест своих» (Откр. 6:14-16), подобно пророчеству Исайи о состоянии планеты в те дни: «Земля сокрушается, земля распадается, земля сильно потрясена. Шатается земля, как пьяный, и качается, как колыбель» (Ис. 24:19,20). Эти страшные конвульсии земли приводят к тому, что исчезают горы и острова.

О тех же событиях говорится и в седьмой чаше гнева Божьего: «Седьмой Ангел вылил свою чашу на воздух… и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Так великое! Исчезли все острова, и не осталось гор» (Откр. 16:17, 18, 20). Это же великое землетрясение упоминается и при седьмой трубе в Откр. 11:19. О будущем Божьем суде над миром Господь предупреждал заранее: «Совершу над ними великое мщение наказаниями яростными; и узнают, что Я Господь, когда совершу над ними Мое мщение» (Иез. 25:17).

Дорогие братья и сёстры, сегодняшние мировые события не должны оставлять нас равнодушными, так как человечество не сможет избежать исполнения Божьего воздаяния за грех. «И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца» (Откр. 6:14-16). В образах, наиболее понятных верующим первого века, Спаситель предсказал будущие события, где привел перечень лиц, представляющих всю полноту социально-политической власти в жизни Римской империи, времени Иоанна. Нужно понимать, что данным перечнем лиц представлены все начальствующие нашего времени. Заметьте, что среди них нет тех, кто желал бы возвращения Мессии. Когда придёт Господин неба и земли, то они все побегут от Него, желая лучше умереть, погибнуть. Великое множество населения планеты в день пришествия окажется неготовым ко встрече с Господом! Поэтому задан вопрос: «ибо пришел ве­ликий день гнева Его, и кто мо­жет устоять?» (Откр. 6:17).

Этим вопросом прерывается последовательность изложения событий семи печатей, чтобы представить тех людей, которые смогут устоять во время второго пришествия Христа. Седьмая глава является вставочной между шестой и седьмой печатями, объясняя судьбу тех, кто получит печать Божью.

Снятие седьмой печати

Друзья, в книге Откровение 8:1 видение вновь возвращается к описанию событий снятия семи печатей: «И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса» (8:1). Что это за безмолвие? Какова его продолжительность?

В противоположность тем потрясающим событиям на небе и на земле, сопровождающим снятие шести печатей, при открытии седьмой печати наступает благоговейное молчание. Если раньше мы видели, как на небе было много славословия и ликования, то потом, наоборот, все погрузятся в молчание, что подчёркивает особенное состояние торжественного ожидания в продолжительность его 7-8 дней, то есть «как бы на полчаса». «Один час» – это пророческое, символическое, время, о котором в Библии говорится четыре раза (см. Откр. 17:12; 18:10, 17, 19). Для определения сколько это будет буквальных дней надо один пророческий год (он равен 360 дням) поделить на количество часов в сутках. 360 : 24=15 дней. Следовательно, символическое время в один час равно 15-ти буквальным дням, а пророческое время в полчаса это 7 дней, но так как сказано как бы на полчаса, то это буквальные 7-8 земных дней.

Обратите внимание на то, что события, предсказанные в семи печатях, семи трубах и семи чашах гнева Божьего имеют планетарные масштабы.

Итак, друзья, мы с Вами полностью уяснили, что события труб и язв, а также и события при снятии печатей, являются одновременными и параллельными.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: