Подготовка плавсостава пассажирских судов

Обновлено: 28.03.2024

Правило V/1-1
Обязательные минимальные требования для подготовки и квалификации капитанов, лиц командного и рядового состава нефтяных танкеров и танкеров-химовозов

1. Лица командного и рядового состава, за которыми закреплены особые обязанности и ответственность в отношении груза или грузового оборудования на нефтяных танкерах или танкерах- химовозах, должны иметь документ о начальной подготовке для проведения грузовых операций на нефтяных танкерах и танкерах-химовозах.

2. Каждый кандидат на получение документа о начальной подготовке для проведения грузовых операций на нефтяных танкерах или танкерах-химовозах, должен пройти начальную подготовку в соответствии с положениями раздела А-VI/1 Кодекса ПДНВ, а также:

  • .1 иметь одобренный стаж работы на нефтяных танкерах или танкерах-химовозах не менее трех месяцев и отвечать стандарту компетентности, указанному в пункте 1 раздела А-V/1-1 Кодекса ПДНВ; или
  • .2 пройти одобренную начальную подготовку по вопросам грузовых операций на нефтяных танкерах и танкерах-химовозах и отвечать стандарту компетентности, указанному в пункте 1 раздела А-V/1-1 Кодекса ПДНВ.

3. Капитаны, старшие механики, старшие помощники капитана, вторые механики и любые лица, которые несут непосредственную ответственность за погрузку, выгрузку, меры предосторожности во время перевозки, обработку груза, очистку танков или другие грузовые операции на нефтяных танкерах, должны иметь документ о подготовке для проведения грузовых операций на нефтяных танкерах по расширенной программе.

4. Каждый кандидат на получение документа о подготовке для проведения грузовых операций на нефтяных танкерах по расширенной программе должен:

  • .1 отвечать требованиям, предъявляемым к получению документа о начальной подготовке для проведения грузовых операций на нефтяных танкерах и танкерах-химовозах; и
  • .2 при наличии квалификации, требуемой для получения документа о начальной подготовке для проведения грузовых операций на нефтяных танкерах и танкерах-химовозах:
    • .2.1 иметь одобренный стаж работы на нефтяных танкерах не менее трех месяцев, или
    • .2.2 пройти одобренную подготовку на нефтяных танкерах во внештатной должности продолжительностью не менее одного месяца, которая включает по меньшей мере три операции по погрузке и три операции по выгрузке и документально подтверждена в одобренной книжке регистрации подготовки, принимая во внимание руководство, изложенное в разделе В-V/1; и

    5. Капитаны, старшие механики, старшие помощники капитана, вторые механики и любые лица, которые несут непосредственную ответственность за погрузку, выгрузку, меры предосторожности во время перевозки, обработку груза, очистку танков или другие грузовые операции на танкерах-химовозах, должны иметь документ о подготовке для проведения грузовых операций на танкерах-химовозах по расширенной программе.

    6. Каждый кандидат на получение документа о подготовке для проведения грузовых операций на танкерах-химовозах по расширенной программе должен:

    • .1 отвечать требованиям, предъявляемым к получению документа о начальной подготовке для проведения грузовых операций на нефтяных танкерах и танкерах-химовозах; и
    • .2 при наличии квалификации, требуемой для получения документа о начальной подготовке для проведения грузовых операций на нефтяных танкерах и танкерах-химовозах:
      • .2.1 иметь одобренный стаж работы на танкерах-химовозах не менее трех месяцев, или
      • .2.2 пройти одобренную подготовку на танкерах-химовозах во внештатной должности продолжительностью не менее одного месяца, которая включает по меньшей мере три операции по погрузке и три операции по выгрузке и документально подтверждена в одобренной книжке регистрации подготовки, принимая во внимание руководство, изложенное в разделе В-V/1; и

      7. Администрации должны обеспечивать выдачу документа специалиста морякам, которые имеют квалификацию согласно пунктам 2, 4 или 6 соответственно, или надлежащее подтверждение существующего профессионального диплома или документа специалиста.

      Правило V/1-2
      Обязательные минимальные требования для подготовки и квалификации капитанов, лиц командного и рядового состава газовозов

      1. Лица командного и рядового состава, за которыми закреплены особые обязанности и ответственность в отношении груза или грузового оборудования на газовозах, должны иметь документ о начальной подготовке для проведения грузовых операций на газовозах.

      2. Каждый кандидат на получение документа о начальной подготовке для проведения грузовых операций на газовозах должен пройти начальную подготовку в соответствии с положениями раздела А-VI/1 Кодекса ПДНВ, а также:

      • .1 иметь одобренный стаж работы на газовозах не менее трех месяцев и отвечать стандарту компетентности, указанному в пункте 1 раздела А-V/1-2 Кодекса ПДНВ; или
      • .2 пройти одобренную начальную подготовку для проведения грузовых операций на газовозах и отвечать стандарту компетентности, указанному в пункте 1 раздела А-V/1-2 Кодекса ПДНВ.

      3. Капитаны, старшие механики, старшие помощники капитана, вторые механики и любые лица, которые несут непосредственную ответственность за погрузку, выгрузку, меры предосторожности во время перевозки, обработку груза, очистку танков или другие грузовые операции на газовозах, должны иметь документ о подготовке для проведения грузовых операций на газовозах по расширенной программе.

      4. Каждый кандидат на получение документа о подготовке для проведения грузовых операций на газовозах по расширенной программе должен:

      • .1 отвечать требованиям, предъявляемым к получению документа о начальной подготовке для проведения грузовых операций на газовозах; и
      • .2 при наличии квалификации, требуемой для получения документа о начальной подготовке для проведения грузовых операций на газовозах:
        • .2.1 иметь одобренный стаж работы на газовозах не менее трех месяцев, или
        • .2.2 пройти одобренную подготовку на газовозах во внештатной должности продолжительностью не менее одного месяца, которая включает по меньшей мере три операции по погрузке и три операции по выгрузке и документально подтверждена в одобренной книжке регистрации подготовки, принимая во внимание руководство, изложенное в разделе В-V/1; и

        5. Администрации должны обеспечивать выдачу документа специалиста морякам, которые имеют квалификацию согласно пунктам 2 или 4 соответственно, или надлежащее подтверждение существующего профессионального диплома или документа специалиста.

        Правило V/2
        Обязательные минимальные требования для подготовки и квалификации капитанов, лиц командного и рядового состава, а также другого персонала пассажирских судов

        1. Настоящее правило применяется к капитанам, лицам командного и рядового состава, а также другому персоналу, работающему на пассажирских судах, совершающих международные рейсы. Администрации определяют применимость этих требований к персоналу пассажирских судов, не совершающих международных рейсов.

        2. До того, как им будет поручено выполнение обязанностей на пассажирских судах, моряки должны пройти подготовку, требуемую пунктами 4–7, ниже, в соответствии с их должностью, обязанностями и ответственностью.

        3. Моряки, от которых требуется проходить подготовку в соответствии с пунктами 4, 6 и 7, ниже, должны через промежутки времени, не превышающие пяти лет, проходить соответствующие курсы повышения квалификации или представить доказательство того, что в течение пяти предшествующих лет они достигли требуемого стандарта компетентности.

        4. Капитаны, лица командного состава и другой персонал, назначенный согласно расписанию по тревогам для оказания помощи пассажирам пассажирских судов в аварийных ситуациях, должны пройти подготовку по управлению неорганизованными массами людей, указанную в пункте 1 раздела A-V/2 Кодекса ПДНВ.

        5. Персонал, осуществляющий непосредственное обслуживание пассажиров в пассажирских помещениях пассажирских судов, должен пройти подготовку по вопросам безопасности, указанную в пункте 3 раздела A-V/2 Кодекса ПДНВ.

        6. Капитаны, старшие механики, старшие помощники капитана, вторые механики и любые лица, назначенные согласно расписанию по тревогам ответственными за безопасность пассажиров пассажирских судов в аварийных ситуациях, должны пройти одобренную подготовку в отношении управления и поведения человека в критических ситуациях, указанную в пункте 3 раздела A-V/2 Кодекса ПДНВ.

        7. Капитаны, старшие механики, старшие помощники капитана, вторые механики и каждое лицо, на которое возложена непосредственная ответственность за посадку и высадку пассажиров, погрузку, выгрузку или крепление груза либо закрытие отверстий в корпусе пассажирских судов ро-ро, должны пройти одобренную подготовку по вопросам безопасности пассажиров и груза, а также водонепроницаемости корпуса, указанную в пункте 4 раздела A-V/2 Кодекса ПДНВ.

        8. Администрации должны обеспечивать, чтобы каждому лицу, которое признано имеющим квалификацию, требуемую согласно положениям настоящего правила, выдавалось документальное подтверждение прохождения им подготовки.

        Литература

        ПДНВ (STCW) с Манильскими поправками - ИМО, CPI Books Limited [2013]
        Безопасность морского судоходства - В.Ляшенко [2007]
        ПДНВ руководство для моряков 2012 (c учетом новых Манильских поправок 2010 года) [2012]


        Судоводители


        Судомеханики

        Судоводители

          — 72 час. — 72 час. – 108 часов — 72 час. — 72 час. 108 час. — 72 час. 108 час.


        OLYMPUS DIGITAL CAMERA
        moryaki-2
        moryaki-3

        • Предрейсовая подготовка офицеров судоводителей – 16 час.(только по заказу компаний) (МУТЦ)


        Суда с системами ДП

        Подготовка по VI Главе ПДНВ 78 с поправками (БЖС):


        Судомеханики

        Курсы для продления диплома

        • Программа повышения квалификации по должности вахтенного механика морского судна с главной двигательной установкой мощностью 750 кВт и более
          Продолжительность обучения: 12 дней (90 часов)
          Стоимость обучения: 38 000 рублей
          Особые условия: реализуется с применением ЭО и ДОТ
        • Программа повышения квалификации по должности второго механика морского судна с главной двигательной установкой 3000 кВт и более
          Продолжительность обучения: 12 дней (96 часов)
          Стоимость обучения: 38 000 рублей
          Особые условия: реализуется с применением ЭО и ДОТ
        • Программа повышения квалификации по должности старшего механика морского судна с главной двигательной установкой 3000 кВт и более
          Продолжительность обучения: 12 дней (96 часов)
          Стоимость обучения: 38 000 рублей
          Особые условия: реализуется с применением ЭО и ДОТ
        • Программа повышения квалификации по должности второго механика морского судна с главной двигательной установкой от 750 до 3000 кВт
          Продолжительность обучения: 12 дней (96 часов)
          Стоимость обучения: 38 000 рублей
          Особые условия: реализуется с применением ЭО и ДОТ
        • Программа повышения квалификации по должности старшего механика морского судна с главной двигательной установкой от 750 до 3000 кВт
          Продолжительность обучения: 12 дней (96 часов)
          Стоимость обучения: 38 000 рублей
          Особые условия: реализуется с применением ЭО и ДОТ

        Курсы повышения разряда

        • Программа дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями раздела A-III/2 Кодекса ПДНВ, для второго механика морского судна с главной двигательной установкой 3000 кВт и более (пункт 2.2 Правила III/2 Конвенции ПДНВ)
          • Для лиц имеющих высшее образование
            Продолжительность обучения: 15 дней (118 часов)
            Стоимость обучения: 44 000 рублей
          • Для лиц имеющих среднее профессиональное образование
            Продолжительность обучения: 29 дней (231 час)
            Стоимость обучения: 86 000 рублей
          • Для лиц имеющих диплом судового механика уровня управления
            Продолжительность обучения: 15 дней (118 часов)
            Стоимость обучения: 44 000 рублей
          • Для лиц имеющих высшее образование
            Продолжительность обучения: 15 дней (118 часов)
            Стоимость обучения: 44 000 рублей
          • Для лиц имеющих среднее профессиональное образование
            Продолжительность обучения: 29 дней (231 час)
            Стоимость обучения: 86 000 рублей
          • Для лиц имеющих высшее образование
            Продолжительность обучения: 19 дней (150 часов)
            Стоимость обучения: 57 000 рублей
          • Для лиц имеющих среднее профессиональное образование
            Продолжительность обучения: 30 дней (239 часов)
            Стоимость обучения: 94 000 рублей
          • Для лиц имеющих диплом судового механика уровня управления
            Продолжительность обучения: 10 дней (80 часов)
            Стоимость обучения: 38 000 рублей
          • Для лиц имеющих высшее образование
            Продолжительность обучения: 19 дней (150 часов)
            Стоимость обучения: 57 000 рублей
          • Для лиц имеющих среднее профессиональное образование
            Продолжительность обучения: 30 дней (239 часов)
            Стоимость обучения: 94 000 рублей
          • Для лиц имеющих диплом судового механика уровня управления
            Продолжительность обучения: 10 дней (80 часов)
            Стоимость обучения: 38 000 рублей

          Курсы при длительном перерыве в работе

          • Подготовка судового механика уровня эксплуатации при длительном перерыве в работе по должности
            Продолжительность обучения: 15 дней (116 часов)
            Стоимость обучения: 44 000 рублей
          • Подготовка судового механика уровня управления при длительном перерыве в работе по должности
            Продолжительность обучения: 15 дней (118 часов)
            Стоимость обучения: 44 000 рублей
          • Восстановительная подготовка для работы на судах без ограничения «только не суда с паросиловой главной двигательной установкой»
            Продолжительность обучения: 10 дней (80 часов)
            В настоящее время идет аккредитация программы
          • Подготовка вахтенного механика морского судна с главной двигательной установкой мощностью 750 кВт и более (пункт 2.2 Правила III/1 Конвенции ПДНВ), имеющего военно-морское образование
            Продолжительность обучения: 15 дней (116 часов)
            Стоимость обучения: 44 000 рублей

          Дополнительные курсы

          • Управление ресурсами машинного отделения
            Продолжительность обучения: 4 дня (32 часа)
            Стоимость обучения: 14 000 рублей
            Особые условия: реализуется с применением ЭО и ДОТ
            Продолжительность обучения: 4 дня (32 часа)
            Стоимость обучения: 24 900 рублей
            Особые условия: реализуется с применением ЭО и ДОТ
          • Обслуживание и поиск неисправностей в судовом гидравлическом оборудовании
            Продолжительность обучения: 3 дня (24 часа)
            Стоимость обучения: 14 000 рублей
            Особые условия: не менее 8 человек в одной группе

          OLYMPUS DIGITAL CAMERA
          OLYMPUS DIGITAL CAMERA

          Электромеханики

          • Программа повышения квалификации по должности электромеханика морского судна с главной двигательной установкой более 750 кВт
            Продолжительность обучения: 12 дней (92 часа)
            Стоимость обучения: 38 000 рублей
            Особые условия: реализуется с применением ЭО и ДОТ
          • Подготовка электромеханика морского судна с главной двигательной установкой более 750 кВт при длительном перерыве в работе
            Продолжительность обучения: 10 дней (80 часов)
            Стоимость обучения: 38 000 рублей
          • Подготовка электромеханика морского судна с главной двигательной установкой более 750 кВт (Правило III/6 Конвенции ПДНВ), имеющего военно-морское образование
            Продолжительность обучения: 10 дней (80 часов)
            Стоимость обучения: 38 000 рублей
          • Подготовка по обслуживанию и поиску неисправностей судового электрооборудования
            Продолжительность обучения: 5 дней (40 часов)
            Стоимость обучения: 24 000 рублей
            Особые условия: не менее 8 человек в одной группе

          Радиоэлектроники

          Подготовка по VI Главе ПДНВ 78 с поправками (БЖС):

          Экипажи специальных типов судов


          • Начальная подготовка по проведению грузовых операций на газовозах
            и Повышение квалификации специалистов по начальной подготовке по проведению грузовых операций на газовозах — 40 и 24 час
          • Начальная подготовка по проведению грузовых операций на нефтяных танкерах, танкерах-химовозах и газовозах и Повышение квалификации специалистов по начальной подготовке по проведению грузовых операций на нефтяных танкерах, танкерах-химовозах — 80 и 48 час — 60 и 20 час.грузовых операций на газовозах по расширенной программе— 60 и 24 час.
          • Подготовка по проведению грузовых операций на нефтяных танкерах и танкерах-химовозах по расширенной программе и Повышение квалификации специалистов по проведению грузовых операций на нефтяных танкерах и танкерах-химовозах по расширенной программе — 120 и 40 час.
          • Подготовка персонала танкеров-газовозов, перевозящих сжиженный природный газ — 30 час.
          • Специализированная подготовка на тренажере грузобалластных операций (нефтяные танкера / танкера-химовозы / танкера-газовозы) — 30 — 48 часов в зависимости от численности группы


          Автор: Панин В.В., Горбань А.В., Носовсий А.Н., Кулинченко А.С., Корниецкий А.В., Лукин Н.В., Носенко В.М.

          В данном пособии изложены минимальные требования к подготовке и повышению квалификации капитанов, лиц командного и рядового плавсостава экипажей пассажирских судов согласно требованиям Международной конвенции ПДМНВ-1978, с поправками к Разделу A-V/2, и национальным требованиям.

          Содержание
          Раздел I. Введение
          Раздел II. Общие сведения о судах с горизонтальной погрузкой
          2.1. Суда-автомобилевозы РСС/РСТС (Pure Car Carrier / Pure Car Truck Carrser)
          2.2. Суда Con-Ro
          2.3. Суда Sto-Ro (Stowable Ro-Ro)
          2.4. Суда Ro-Flo
          2.5. Суда Trot-On/Trot-Off
          2.6. Суда Lo-Ro
          2.7. Суда Ferry (Паромы)
          2.8. Перспективы развития грузоперевозок на судах типа Ро-Ро
          Раздел III. Процедуры погрузки и выгрузки грузов, посадка пассажиров
          3.1. Процедуры безопасного подъема и опускания рамп, установки рамп на причал
          3.2. Процедуры погрузки, выгрузки и перевозки транспортных средств
          3.3. Процедуры безопасного размещения и крепления транспортных средств на палубах грузовых помещений и верхней палубе
          3.4. Процедуры безопасной посадки и высадки пассажиров в особенности инвалидов и людей, которым необходима помощь
          3.4.1. Процедуры погрузки груза и посадки пассажиров
          Раздел IV. Перевозка опасных грузов на судах Ро-Ро и пассажирских судах Ро-Ро
          4.1. Специальные дополнительные требования и процедуры относительно перевозки опасных грузов
          4.2. Требования Конвенции СОЛАС, Глава II-2 - конструкция - противопожарная защита, обнаружение и тушение пожара. Правило 20
          Раздел V. Крепление грузов на судах Ро-Ро и пассажирских судах Ро-Ро
          5.1. Положения Кодекса безопасной практики размещения и крепления грузов
          5.2. Использование оборудования и материалов для крепления грузов
          Раздел VI. Расчет остойчивости, посадки и прочности корпуса судна
          6.1. Использование информации об остойчивости и прочности корпуса судна
          6.2. Остойчивость и посадка судна при различных вариантах погрузки
          6.3. Общая и местная прочность, нагрузки на палубу
          6.4. Влияние перекачки балластной воды, топлива на посадку и остойчивость
          Раздел VII. Открытие, закрытие и крепление устройств закрытия в корпусе судна
          7.1. Процедуры, установленные для судов Ро-Ро и пассажирских судов Ро-Ро
          7.2. Процедуры проверки водонепроницаемых закрытий
          Раздел VIII. Атмосфера в грузовых помещениях судов Ро-Ро и пассажирских судов Ро-Ро
          8.1. Общие требования Конвенции СОЛАС-74 к системам вентиляции. Процедуры контроля атмосферы грузовых помещений
          8.2. Процедуры в отношении вентиляции грузовых помещений судов Ро-Ро
          8.3.1. Конструктивное развитие систем вентиляции на судах Ро-Ро
          8.3. Требования Конвенции СОЛ АС к вентиляции.
          Глава II-2 Конструкция - противопожарная защита, обнаружение и тушение пожара. Правило 20
          Раздел IX. Конструктивные схемы судна, аварийные планы, процедуры и учения
          9.1. Общие конструктивные особенности судна
          9.2. Правила безопасности
          9.3. Аварийные планы и процедуры
          9.3.1. Основы организации борьбы за живучесть судна
          9.3.1.1. Тактика борьбы за непотопляемость и устранение водотечности корпуса судна
          9.3.2. Основы борьбы с пожаром
          9.3.2.1. Теория пожаров
          9.3.2.2. Виды пожаров
          9.3.2.3. Организация противопожарной защиты на судне
          9.3.2.4. Переносные средства пожаротушения и противопожарное оборудование
          9.3.2.5. Судовые системы пожаротушения
          9.3.2.6. Организация борьбы с пожарами на судне
          9.3.2.7. Пожар в МКО
          9.3.2.8. Пожар в жилых и служебных помещениях
          9.3.2.9. Тушение пожара в грузовых помещениях
          9.3.2.10. Пожар в топливных танках и наливных отсеках
          9.3.2.11. Пожар в фонарных, малярных и шкиперских кладовых
          9.4. Судовые аварийные учения
          9.4.1. Судовые спасательные средства
          9.4.1.1. Общие требования к спасательным средствам
          9.4.2. Индивидуальные спасательные средства
          9.4.2.1. Спасательные круги
          9.4.2.2. Спасательные жилеты
          9.4.2.3. Гидротермокостюмы
          9.4.2.4. Защитные костюмы
          9.4.2.5. Теплозащитное средство (ТЗС)
          9.4.2.6. Спасательная сеть
          9.4.3. Коллективные спасательные средства
          9.4.3.1. Спасательные шлюпки
          9.4.3.2. Требования к спасательным шлюпкам в соответствии с Кодексом ЛСА
          9.4.3.3. Плот-каюта (спасательный отсек)
          9.4.4. Вспомогательные спасательные средства
          9.4.4.1. Штормтрапы
          9.4.4.2. Морская эвакуационная система (МЭС)
          9.4.4.3. Линеметательное устройство
          9.4.4.4. Аварийные радиобуи (АРБ)
          9.4.4.5. Радиолокационный ответчик (SART)
          9.5. Необходимость всего персонала знать и выполнять заранее разработанные аварийные процедуры
          Раздел X. Оптимизация ресурсов
          10.1. Наличие ресурсов на случай аварии
          10.2. Полное использование экипажа и имеющегося оборудования
          10.3. Организация практических учений для поддержания состояния постоянной готовности экипажа
          Раздел XI. Управление реакцией на аварийную ситуацию
          11.1. Важность и особенности принятия решения
          11.2. Как руководить и направлять других во время аварии
          11.3. Убеждение пассажиров и поведение персонала
          11.4. Стресс и влияние стресса
          Раздел XII. Поведение и реакция человека
          12.1. Реакция пассажиров
          Раздел XII. Установление и осуществление эффективного общения
          13.1. Основы эффективного общения
          13.2. Важность эффективного общения
          Приложение 1
          Приложение 2 Действия пассажиров при аварии на водном транспорте
          Приложение 3 Выживаемость на море
          Приложение 4
          Приложение 5 Морской английский Ro-Ro ships
          Литература

          (с изменениями на 25 сентября 2020 года)

          Документ с изменениями, внесенными:

          В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст.1001; 2003, N 14, ст.1256, N 27, ст.2700; 2004, N 27, ст.2711; 2006, N 50, ст.5279, N 52, ст.5498; 2007, N 27, ст.3213, N 46, ст.5554, 5557, N 50, ст.6246; 2008, N 29, ст.3418, N 30, ст.3616; 2009, N 1, ст.30, N 18, ст.2141, N 29, ст.3625, N 52, ст.6450; 2011, N 15, ст.2020, N 27, ст.3880, N 29, ст.4294, N 30, ст.4577, 4590, 4591, 4594, 4596, N 45, ст.6333, 6335; 2012, N 18, ст.2128, N 25, ст.3268, N 26, ст.3446, N 31, ст.4320; 2013, N 27, ст.3477; 2014, N 6, ст.566, N 42, ст.5615, N 45, ст.6153, N 49, ст.6928; 2015, N 1, ст.55, N 29, ст.4356, 4359; 2016, N 11, ст.1478, N 27, ст.4300; 2017, N 27, ст.3945) и подпунктом 5.2.53.14 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3342; 2006, N 15, ст.1612, N 24, ст.2601, N 52, ст.5587; 2008, N 8, ст.740, N 11, ст.1029, N 17, ст.1883, N 18, ст.2060, N 22, ст.2576, N 42, ст.4825, N 46, ст.5337; 2009, N 3, ст.378, N 4, ст.506, N 6, ст.738, N 13, ст.1558, N 18, ст.2249, N 32, ст.4046, N 33, ст.4088, N 36, ст.4361, N 51, ст.6332; 2010, N 6, ст.650, ст.652, N 11, ст.1222, N 12, ст.1348, N 13, ст.1502, N 15, ст.1805, N 25, ст.3172, N 26, ст.3350, N 31, ст.4251; 2011, N 14, ст.1935, N 26, ст.3801, 3804, N 32, ст.4832, N 38, ст.5389, N 46, ст.6526, N 47, ст.6660, N 48, ст.6922; 2012, N 6, ст.686, N 14, ст.1630, N 19, ст.2439, N 44, ст.6029, N 49, ст.6881; 2013, N 5, ст.388, N 12, ст.1322, N 26, ст.3343, N 33, ст.4386, N 38, ст.4821, N 45, ст.5822; 2014, N 12, ст.1286; N 18, ст.2177, N 30, ст.4311, 4325, N 37, ст.4974, N 42, ст.5736, N 43, ст.5901, 5926; 2015, N 2, ст.491, N 16, ст.2394, N 17, ст.2571, N 20, ст.2925, N 38, ст.5300; 2016, N 1, ст.242, N 2, ст.325, N 7, ст.996, 997, N 16, ст.2229, N 21, ст.4741, N 37, ст.5497, N 40, ст.5752, N 42, ст.5929; 2017, N 10, ст.1485, N 37, ст.5539),

          2. Настоящий приказ вступает в силу со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации "О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2005 г. N 349 "Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 23, ст.2279; 2015, N 1, ст.262).

          в Министерстве юстиции

          25 апреля 2018 года,

          регистрационный N 50903

          УТВЕРЖДЕНО

          приказом Минтранса России

          от 12 марта 2018 года N 87

          Положение о дипломировании членов экипажей судов внутреннего водного транспорта

          (с изменениями на 25 сентября 2020 года)

          I. Общие положения

          1. Положение о дипломировании членов экипажей судов внутреннего водного транспорта (далее - Положение) устанавливает требования к профессиональному образованию и стажу плавания кандидатов на получение дипломов и квалификационных свидетельств (далее - квалификационные документы), порядок формирования и работы квалификационных комиссий (далее - комиссии), проведения квалификационных испытаний, порядок выдачи и учета квалификационных документов, а также их аннулирования для членов экипажей судов внутреннего водного транспорта.

          2. Формирование комиссий, осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей (далее - АБВВП). Выдача и учет квалификационных документов, а также их аннулирование, проведение квалификационных испытаний осуществляется АБВВП или филиалами АБВВП, в которых созданы комиссии.

          Федеральное агентство морского и речного транспорта публикует в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" согласованные программы подготовки и перечни вопросов для квалификационных испытаний, предусмотренные настоящим Положением.

          3. Членам экипажей судов внутреннего водного транспорта выдаются дипломы по следующим должностям:

          старший помощник капитана;

          судоводитель маломерного судна, используемого в коммерческих целях (далее - маломерное судно);

          судоводитель прогулочного судна;

          б) судоводители судов со скоростью более 30 км/ч (далее - скоростные суда):

          капитан скоростного судна;

          старший помощник капитана скоростного судна;

          в) судовые механики:

          первый помощник механика;

          г) судоводители с правом эксплуатации судовой двигательной установки:

          старший помощник капитана - первый помощник механика;

          помощник капитана - помощник механика;

          капитан скоростного судна - механик скоростного судна;

          старший помощник капитана скоростного судна - первый помощник механика скоростного судна;

          При совмещении должностей судоводителя и судового механика допускаются другие сочетания совмещения должностей при наличии у членов экипажа дипломов, предусмотренных подпунктами "а" и "в" пункта 3 настоящего Положения;

          д) члены экипажа земснаряда:

          первый помощник командира земснаряда;

          помощник командира земснаряда;

          е) члены экипажа земснаряда с правом эксплуатации судовой двигательной установки:

          командир земснаряда - механик;

          первый помощник командира земснаряда - первый помощник механика;

          помощник командира земснаряда - помощник механика;

          ж) судовые электромеханики:

          первый помощник электромеханика;

          з) судовые радиоспециалисты:

          4. Членам экипажей судов внутреннего водного транспорта выдаются квалификационные свидетельства по следующим должностям:

          проводник на водном транспорте;

          5. Квалификационные документы выдаются лицам не моложе 18 лет, представившим подтверждение стажа плавания, необходимого для получения квалификационного документа, имеющим соответствующее образование и заключение о годности к работе в составе экипажей судов внутреннего водного транспорта по состоянию здоровья:

          а) гражданам Российской Федерации, окончившим образовательные организации Российской Федерации или имеющим квалификационные документы, выданные Российской Федерацией;

          б) гражданам Российской Федерации, окончившим иностранные учебные заведения и имеющим квалификационные документы, выданные Российской Федерацией;

          в) иностранным гражданам и лицам без гражданства, окончившим образовательные организации Российской Федерации или имеющим квалификационные документы, выданные Российской Федерацией.

          6. Образовательные организации и учебно-тренажерные центры, осуществляющие подготовку членов экипажей судов внутреннего водного транспорта, должны направлять в информационную систему государственного портового контроля (далее - информационная система) сведения о выданных документах, об образовании и/или подготовках, предусмотренных настоящим Положением, не позднее дня выдачи документа.

          II. Проведение квалификационных испытаний

          7. Квалификационные испытания проводятся при:

          первичном получении квалификационного документа (за исключением случая, предусмотренного пунктом 22 настоящего Положения);

          получении диплома в случае повышения в должности;

          получении диплома при истечении срока действия диплома, и отсутствии необходимого стажа плавания;

          первичном получении диплома лицами, имеющими военно-морское образование;

          получении диплома судоводителя маломерного судна;

          получении диплома судоводителя прогулочного судна.

          8. На официальном сайте АБВВП или сайтах филиалов АБВВП в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещается следующая информация:

          а) о процедуре проведения квалификационных испытаний членов экипажей судов внутреннего водного транспорта, включая настоящее Положение;

          б) рекомендуемые образцы заявлений;

          в) перечень прилагаемых документов;

          г) график проведения квалификационных испытаний;

          д) перечень вопросов, по которым проводятся квалификационные испытания.

          9. Для проведения квалификационных испытаний руководителем АБВВП создаются комиссии при АБВВП и ее филиалах, назначаются председатели комиссий и утверждаются составы комиссий.

          10. В состав комиссии должно включаться не менее пяти членов, включая председателя, заместителя председателя и секретаря. К работе в комиссии могут привлекаться специалисты АБВВП, представители научных, образовательных и общественных организаций, представители судовладельцев и квалифицированные специалисты судов внутреннего водного транспорта, при этом не менее трех членов комиссии должны иметь соответственно дипломы капитана, командира земснаряда и механика.

          11. Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее состава.

          МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

          от 11 декабря 2020 года N 886н

          (с изменениями на 5 октября 2021 года)

          Документ с изменениями, внесенными:

          1. Утвердить Правила по охране труда на морских судах и судах внутреннего водного транспорта согласно приложению.

          3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 31 декабря 2025 года.

          в Министерстве юстиции

          30 декабря 2020 года,

          регистрационный N 61969

          Приложение
          к приказу Министерства труда
          и социальной защиты
          Российской Федерации
          от 11 декабря 2020 года N 886н

          Правила по охране труда на морских судах и судах внутреннего водного транспорта

          (с изменениями на 5 октября 2021 года)

          I. Общие положения

          Правила также распространяются на:

          - экипажи морских плавучих платформ;

          - других лиц, пребывающих на судне для исполнения трудовых (должностных) обязанностей (сотрудники (работники) и государственные гражданские служащие государственных органов, работники Федерального автономного учреждения "Российский морской регистр судоходства" и Федерального автономного учреждения "Российский речной регистр", сдаточные команды предприятий промышленности, научные работники, преподаватели образовательных организаций, курсантов образовательных организаций, проходящих плавательную практику.

          2. Проекты вновь строящихся и реконструируемых судов должны соответствовать Правилам.

          3. В соответствии с Правилами работодатель (судовладелец) обеспечивает разработку, утверждение инструкций по охране труда и их наличие на судах.

          4. На каждом судне должны находиться документы по охране труда:

          1) комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности;

          2) учетно-отчетная документация:

          журнал учета осмотров и испытаний переносного электрооборудования;

          журнал осмотров и испытаний электросварочного и газосварочного оборудования;

          3) документация по обучению вопросам охраны труда:

          журналы регистрации инструктажа по охране труда;

          удостоверения, подтверждающие прохождение обучения и проверку знаний требований охраны труда;

          сертификат об окончании курсов по оказанию первой медицинской помощи для лица, назначенного ответственным за оказание первой медицинской помощи на судне.

          На каждом судне должна находиться копия коллективного договора, заключенного работодателем (судовладельцем) с первичной профсоюзной организацией или иным представительным органом работников (при его наличии).

          5. Суда, совершающие международные рейсы, валовой вместимостью 500 или более регистровых тонн должны иметь свидетельство о соответствии трудовым нормам в морском судоходстве и декларацию о соблюдении трудовых норм в морском судоходстве.

          6. К выходу в рейс (плавание) на судне допускаются лица, в том числе не относящиеся к членам экипажей судов, признанные по результатам медицинского осмотра пригодными по состоянию здоровья к работе на судах по соответствующей специальности (профессии, должности), с учетом установленных ограничений (отсутствия ограничений) по географическим районам плавания, длительности и другим особенностям рейса.

          7. При проведении водолазных работ с борта судна наряду с Правилами надлежит руководствоваться правилами по охране труда при проведении водолазных работ, утвержденными Минтрудом России в соответствии с подпунктом 5.2.28 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст.3528), применительно к конкретным видам водолазных работ, глубине, условиям и другим особенностям водолазных спусков.

          8. Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровня профессионального риска вправе:

          1) устанавливать дополнительные требования безопасности, не противоречащие Правилам. Требования охраны труда должны содержаться в соответствующих инструкциях по охране труда, доводиться до работника в виде распоряжений, указаний, инструктажа;

          2) в целях контроля за безопасным производством работ применять приборы, устройства, оборудование и (или) комплекс (систему) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ.

          9. Допускается возможность ведения документооборота в области охраны труда в электронном виде с использованием электронной подписи или любого другого способа, позволяющего идентифицировать личность работника, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

          II. Обязанность и ответственность в области охраны труда судовладельца и командного состава

          10. Работодатель (судовладелец) обязан обеспечить:

          1) наличие на судне системы управления охраной труда (далее - СУОТ);

          2) регулярное инспектирование рабочих мест на судне, от технического состояния которых зависит здоровье и безопасность членов экипажа;

          3) выявление, оценку рисков, управление ими на судне, информирование о них членов экипажа судна;

          4) безопасность членов экипажа судна при эксплуатации судового оборудования, инструментов и выполнении судовых работ;

          5) организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильным применением членами экипажа судна средств индивидуальной и коллективной защиты;

          6) осуществление санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания членов экипажа судна в соответствии с требованиями охраны труда;

          7) рассмотрение предложений, поступающих от экипажа судна о мерах по созданию безопасных условий труда;

          8) наличие необходимых документов по охране труда;

          9) организацию работы судовых комитетов (комиссий) по охране труда (при их наличии);

          10) разработку технологических карт или инструкций по безопасному выполнению характерных опасных судовых работ;

          11) обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда капитана судна, лиц командного состава и членов экипажа судна;

          12) проведение специальной оценки условий труда (далее - СОУТ) на рабочих местах членов экипажей судов Компании (судовладельца, работодателя).

          11. Капитан судна обязан обеспечить:

          1) безопасные условия труда, соблюдение требований нормативных правовых актов (далее - НПА) по охране труда членами экипажа судна;

          2) выполнение на судне положений действующей в судоходной компании СУОТ, требований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права,, и его территориальных органов (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации);

          (Подпункт в редакции, введенной в действие с 10 января 2022 года приказом Минтруда России от 5 октября 2021 года N 671н. - См. предыдущую редакцию)

          3) ознакомление (под роспись) членов экипажа судна с результатами СОУТ на их рабочих местах;

          4) проведение своевременного расследования несчастного случая, происшедшего на борту судна с членом экипажа.

          12. Лицо командного состава, назначенное капитаном судна ответственным за организацию работ по охране труда на судне, обязано:

          1) вести судовую документацию СУОТ;

          2) совместно с руководителями судовых служб составлять заявки на обеспечение членов экипажа судна специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ);

          3) участвовать совместно с руководителями судовых служб и членами судового комитета (комиссии) по охране труда (при его наличии) в проверках состояния охраны труда на рабочих местах членов экипажа судна;

          4) участвовать в работе судового комитета (комиссии) по охране труда;

          5) участвовать в работе комиссии по расследованию несчастных случаев, оформлять документы по расследованию несчастных случаев.

          13. Капитан и командный состав судна обязаны следить за тем, чтобы:

          1) механизмы, устройства, системы и оборудование судна эксплуатировались в соответствии с требованиями инструкций по эксплуатации заводов - изготовителей оборудования, правил технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций, требованиями Правил;

          2) механизмы, устройства, системы и оборудование судна осматривались, проверялись и испытывались в сроки, установленные инструкциями заводов - изготовителей оборудования, правилами технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций;

          3) при работе механизмов и другого оборудования судна движущиеся и вращающиеся их части, а также отверстия в оборудовании, через которые в процессе эксплуатации могут выделяться пламя, горячие газы, пыль, лучистая теплота, были закрыты или ограждены;

          4) проемы палубы и рабочие места, расположенные на высоте от 500 мм и выше (площадки управления, наблюдения), имели закрепленные леерные ограждения.

          14. Члены экипажа судна обязаны:

          1) сообщить своему непосредственному начальнику о замеченных неисправностях судового оборудования, систем, устройств, трапов, средств страховки, представляющих опасность, а также о нарушениях Правил и инструкций по охране труда;

          2) использовать предохранительные приспособления и СИЗ в соответствии с выполняемой работой;

          3) выполнять требования Правил и инструкций по охране труда по основным и совмещающим профессиям и должностям, а также по конкретному виду выполняемых судовых работ;

          4) при несчастном случае немедленно прекратить воздействие внешних травмирующих факторов, оказать первую помощь пострадавшему, сообщить о событии вахтенному помощнику капитана (вахтенному механику) и, по возможности, сохранить обстановку на месте происшествия для расследования.

          III. Система допуска к работе

          15. На каждом судне должен находиться перечень судовых работ повышенной опасности, на которые требуется получение разрешения на проведение судовых работ повышенной опасности, к которым в том числе относятся работы:

          1) выполняемые на высоте и за бортом;

          2) выполняемые в помещениях с недостатком кислорода или наличием вредных газов и паров, выполняемые с использованием изолирующих СИЗ;

          3) связанные с нахождением в плохо вентилируемых закрытых помещениях, колодцах, тоннелях;

          4) связанные с проверкой воздушной среды при вскрытии трюмов с различными (окисляющимися или токсичными) грузами;

          5) выполняемые в междудонных отсеках, балластных, топливных, масляных танках, емкостях для хранения пресной воды;

          6) связанные с электро- и газосварочными, огневыми работами (за исключением сварочных работ в специально оборудованных помещениях);

          7) выполняемые в выхлопных трактах главных двигателей, в дымоходах и дымовых трубах котлов требуют оформления разрешения.

          16. Разрешение на проведение судовых работ повышенной опасности (далее - Разрешение) должно содержать следующие сведения:

          Автор статьи

          Куприянов Денис Юрьевич

          Куприянов Денис Юрьевич

          Юрист частного права

          Страница автора

          Читайте также: