4 структура теории государства и права как учебной дисциплины

Обновлено: 26.04.2024

Правоведение – отрасль знаний, в пределах и посредством которых осуществляется теоретически- прикладное освоение государственно- правовой действительности.

1. Понятие и сущность правоведения
Правоведение - это общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, отдельные отрасли права, историю государства и права, функционирование государства и политической системы общества в целом.
Правоведение- наука, предметом изучения которой является право. Право неразрывным образом связано с государством, это универсальный регулятор общественных отношений. В этом его основная сущность и главное предназначение. Оно представляет собой единую целостную систему. Право является совокупностью обязательных к исполнению правил (норм), установленных государством. Кроме установления норм права, государство обеспечивает их исполнение, наказывает за нарушения, принуждает к соблюдению. Формой выражения и закрепления норм права является законодательство.
Право — одна из нормативных систем, регулирующих отношения в обществе. Главное отличие права от других нормативных систем (норм морали, религии, традиционных поведенческих стереотипов) состоит в его тесной связи с государством. Право не только обеспечивается и поддерживается государством, но, в свою очередь, поддерживает и обеспечивает его. Право выражает ценностные ориентации для государственной политики; непосредственно регулирует деятельность государственных органов и определяет условия деятельности политических объединений. Для концепции правового государства характерно признание связанности любых его органов, как и государства в целом, предписаниями права, пока они не изменены в установленном порядке.
Правоведение - это целый комплекс юридических наук

  1. науки историко-теоретические(теория государства и права, история государства и права зарубежных стран, история государства и права России, история политических и правовых учений, римское частное право). Изучают государственно-правовые явления в целом, наиболее общие вопросы их понимания.
  2. науки отраслевые(наука конституционного права, наука гражданского права, наука уголовного права, наука административного права и др.). Изучают различные отрасли, институты и нормы права. Это самая большая группа. Эти науки имеют конкретный, прикладной характер.
  3. науки, изучающие систему, полномочия, принципы деятельности государственных органов(прокурорский надзор, правоохранительные органы и т.д.).
  4. науки, изучающие международное право(науки международное публичное право, международное частное право и т.д.).
  5. прикладные юридические науки(криминалистика, судебная психиатрия, судебная медицина, судебная статистика, юридическая психология и др.). Используют не только юридические знания, но и достижения естественных и технических наук для решения юридических вопросов.

Место теории государства и права в системе юридических наук

Место теории государства и права в системе юридических наук определяется, прежде всего, ее особенностями и характерными чертами:

  1. Теория государства и права вводная учебная дисциплина, которая дает исходные положения юридической науки;
  2. Теория государства и права фундаментальная наука, в составе юридической науки она относится к первому блоку знаний;
  3. Теория государства и права обобщающая наука, берет общие вопросы всех отраслевых наук. Например, вопросы толкования, юридической техники;
  4. Теория государства и права методологическая наука, она разрабатывает положения, которые используются другими юридическими;

Государство и право – объект изучения многих юридических и гуманитарных наук, в том числе и теории государства и права.

Теория государства и права занимает ведущее место в системе юридических наук, так как основным для нее является исследование государства и права.

Теория государства и права изучает закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, связанные с ними общественные отношения, формирует основные правовые понятия, которые являются теоретической базой для других юридических и гуманитарных наук.

В отличие от отраслевых юридических наук и независимо от времени и пространства теория государства и права обобщает отраслевые юридические знания, определяет их взаимосвязь, устанавливает юридические явления и процессы, которыми впоследствии все отраслевые юридические науки руководствуются.

Теория государства и права – обобщающая наука, поскольку для отраслевых юридических наук (гражданского, уголовного, трудового, административного права) она имеет руководящее и координирующее значение.

Теория государства и права как юридическая наука: понятие, объект и предмет. Современная структура теории государства и права.

Теория государства и права как наука - это базовая фундаментальная юридическая наука, изучающая общие вопросы происхождения, становления, развития и функционирования государства и права.

Объект изучения теории государства и права - это целостное явление государства и права, изучаемое также, со стороны своего предмета иными науками.

Объектом изучения науки теории государства и права выступает государство и право.

Предмет теории государства и право - это то, что изучает теория государства и права под своим углом исследования объекта.

Предметом науки теории государства и права выступают общие вопросы происхождения, становления, развития и функционирования государства и права.

Структуру теории государства и права как науки составляют:

- совокупность идей, взглядов, представлений, теорий об общих вопросах происхождения, становления, развития и функционирования государства и права.

Современная структура теории государства и права

Теория государства и права – это единая наука, дающая обобщенное представление о государственно-правовой действительности. Структура данной науки, по мнению большинства отечественных теоретиков, включает два основных блока (структурных элемента):

1) теория государства (государствоведение);

2) теория права (правоведение).

При этом существуют и некоторые общие проблемы, имеющие значение для обеих этих частей (вопросы их происхождения, развития, методологии, типологии, функций, подходов к сущности и т.д.). Однако, в современной научной литературе, высказано мнение, согласно которому, в связи с особой актуальностью прав человека в России, заостренностью внимания к этой проблеме политиков, ученых, а главное – в связи с действительной ее значимостью для каждого гражданина, наличием достаточно глубокой научно-теоретической основы, можно рассматривать права человека как отдельную часть общей теории государства и права.

В связи, с чем предлагается следующая структура общей теории государства и права, включающая в себя четыре основных элемента:

1. Предмет и методология общей теории государства и права.

2. Общая теория государства (государствоведение).

3. Общая теория права (правоведение).

4. Общая теория прав человека

При взаимодействии государства и права, их социальной взаимозависимости, право всегда должно быть открыто, доступно и понятно для каждого человека, общественных организаций, социальных групп, классов, общества в целом. Иными словами, взаимообусловленность права с одними социальными институтами вовсе не исключает его взаимосвязи с другими, что предполагает рассмотрение права в более автономном плане. Постигая проблемы государственности, мы тем самым в большей мере проникаем и в проблемы права. Право и государство неразрывно связаны между собой, одно без другого, как известно, существовать не может.

В основе рассмотренных структур науки теории государства и права лежит предмет изучения данной науки. Однако в юридической литературе предлагается рассматривать структуру науки теории государства и права с учетом и других критериев. Например, с точки зрения структуры любой фундаментальной науки предлагается выделять в структуре теории государства и права такие элементы, как законы, категории, частные теории, научные факты и научные гипотезы. В зависимости от основных научных направлений, которые сформировались в рамках науки теории государства и права выделяют такие элементы, как позитивная теория государства и права (догма государства и права), философия государства и права, социология государства и права, сравнительное государствоведение и правоведение, общая юридическая конфликтология, юридическая антропология[2]. Теория государства и права может выступать и в форме науки, и в форме учебной дисциплины. Их необходимо отличать друг от друга. Учебная дисциплина основывается на науке, призвана доводить до обучаемых как в рамках самого учебного процесса, так и при помощи определенных методик уже добытые наукой и проверенные практикой знания. Теория государства и права как учебная дисциплина представляет собой систему необходимой для подготовки специалистов информации, соответствующей конкретной учебной программе. Поэтому структура науки теории государства и права не всегда совпадает со структурой теории государства и права как учебной дисциплины, т.к. структура первой всегда охватывает больший объем знаний и научных направлений, которые не изучаются при прохождении учебного курса теории государства и права.

Теория государства и права — это фундаментальная наука ко всем юридическим наукам, отсюда огромное значение её категорий и понятий для отраслевых юридических дисциплин. Без их усвоения невозможно разобраться в более конкретизированных, эмпиричных знаниях о государстве и праве используемых основными юридическими науками. Научное исследование в теории государства и права ведётся не по отдельно взятой стране и не за какую-то одну историческую эпоху, а с ориентацией на наиболее развитые в настоящий момент формы прав и государственности.

Основные черты ТГП:

1) ТГП - это гуманитарная (общественная) наука.

2) Г и П - общественные явлени, являются определенными элементами общ-ва, они непосредственно связаны с человеческими общественными отношениями. По этому наука изучающая Г и П является гуманитарной, общ-ой наукой.

3) ТГП - политико-правовая наука. Политико-правовой характер определяется тем, что она изучает гос-во т.е политическое явление и право которое является правовым, юридическим явлением.

4) ТГП - это единая наука о гос-ве и праве. Хотя гос-во и право различные явления тем не менее они очень тесно связаны и находятся в определенном единстве друг с другом. ТГП изучает их в этом единстве и потому является единой наукой о гос-ве.

5) ТГП - это наиболее общая наука о гос-ве и праве.

6) ТГП - это фундаментальная юрид-ая наука, она не занимается изучением прикладных сугубо практических вопросов. Её задачей является формирование основополагающих глубоко теоретических фундаментальных знаний о Г и П-ве.

7) ТГП - это методологическая наука. К методологическим наукам относятся науки формирующие мировоззрение т.е. взгляд на мир, на окружающие нас явления действительности.

Учебная дисциплина «Теория государства и права» представляет собой систему определенных теоретических сведений о государстве и праве, построенную в соответствии с конкретными тематическими планами и учебными программами и предназначенную для подготовки специалистов в сфере юриспруденции.

Идея правовой государственности как наиболее справедливого устройства общества впервые сложилась у древних греков в виде мысленного образа реального полиса, который должен представлять собой объединение людей, подчиняющихся единому и справедливому закону. В системе философских знаний со временем обосабливается философия права, предметом которой становится исследование государственно-правовой стороны жизни общества. На философию права, оказало влияние одно важное обстоятельство — это историческое разобщение между философией права и юридическими науками.

Юристы занимались систематизированием и толкованием норм права, а философия права разрабатывалась учеными, по преимуществу не причастными к правоведению. Юристы изучали право в его фактическом состоянии, не задаваясь мыслью о том, каким оно может или должно быть, а философы создавали идеальное право, не зная, что такое право в действительной жизни и как применяются его нормы. Современная юриспруденция в той или иной мере связана со всеми отраслями знания прежде всего потому, что научная деятельность и результаты ее практического воплощения в реальные общественные отношения в конечном счете приобретают форму правоотношений, охраняемых государством.

Структура теории государства и права как учебной дисциплины предполагает выделение трех взаимосвязанных разделов: вводного, общей теории государства и общей теории права. В рамках вводного раздела дается общая характеристика теории государства и права как науки и учебной дисциплины. Учитывая тот факт, что в качестве предмета теории государства и права выступают наиболее общие закономерности возникновения и развития государства и права, в данном разделе уделяется внимание изучению предпосылок возникновения государства и права, а также рассматриваются основные теории происхождения этих феноменов.

Во втором разделе рассматриваются основные теоретические понятия, характеризующие государство (понятие и признаки государства, формы и функции государства, механизм государства и т. д.). В рамках третьего раздела исследуются наиболее важные категории в правовой сфере (понятие и признаки права, система права, правоотношение, правонарушение, юридическая ответственность), а также анализируются теоретические механизмы и принципы правотворчества и реализации права (механизмы и принципы юридической техники).

Отличия. Во-первых, теория государства и права - учебная дисциплина полностью базируется на теории государства и права - науке. Поэтому чем масштабнее научные достижения, тем содержательнее и полнее соответствующая дисциплина. Во-вторых, различны их цели, задачи, субъекты. Так, цель учебной дисциплины - доведение до обучаемых при помощи методических приемов, учебного процесса уже добытых наукой и апробированных практикой знаний, цель науки - приращение, накопление новых сведений учеными-исследователями с использованием всего методологического арсенала. В-третьих, учебная дисциплина более субъективна, чем наука. Система теории государства и права как науки обусловлена реальной системой изучаемых ею государственно-правовых явлений и максимально к ней приближена. Система же теории государства и права как учебной дисциплины во многом производна от усмотрения составителей учебных программ (вводного, общей теории государства и общей теории права.)

Как учебная дисциплина теория государства и права выполняет две основные функции: вводит студентов в юридическое образование и обеспечивает их надлежащую общетеоретическую подготовку. Теологическая теория происхождения, насилия, договорная, патриархальная.

Объект и предмет теории государства и права: понятие, общая характеристика и плюрализм понимания их соотношения.

Объект науки - те явления, которые она изучает. Понятие объекта шире, им охватываются явления внешнего мира, на которые распространяются познание и практическое воздействие субъектов, людей. Объект науки — то, на что направлена познавательная деятельность. Объект есть некая целостность, которая может изучаться и изучается многими науками.

Предмет - то, что интересует данную науку. В зависимости от объекта выделяют 3 вида наук: технические, гуманитарные, биологические. Объект науки - те явления, которые она изучает.

Предмет ТГП - наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования права и государства.

Предмет ТГП это и вопросы, характеризующие государство с точки зрения их формы, функций, механизма проявления; основные понятия; правосознание, явления, отношения, закономерности. Предмет теории государства и права неоднороден. Основное деление внутри неё проходит между теорией государства и теорией права.

В своем учебнике Н.И. Матузов, А.В. Малько указывают, что предметом исследования является конкретный круг проблем, изучаемая данной наукой сторона объективной действительности. В качестве предмета теории государства и права выступают 2 блока объективной действительности: 1) Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права; 2) система основных понятий юриспруденции, которые пронизывают все юридические науки.

Особенность предмета теории государства и права является то, что государство и право исследуются во взаимосвязи, как дополняющие друг друга социальные институты. Предметом науки ТГП являются общие и специфические закономерности возникновения и развития государства и права.

Методы и методология теории государства и права: различные подходы к классификации.

Методология - это совокупность определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных способов изучения государственно-правовых явлений.

Под методологией науки понимают: а) часть данной науки, которая изучает методы научного исследования, используемые данной наукой; б) сами используемые методы исследования.

Метод науки - это знание, с помощью которого добывается новое знание. Это приемы и способы, с помощью которых изучается предмет науки.

Теория государства и права использует следующие методы:

1. Всеобщие (задаются используемым философским направлением):

а) материализм, основанный на утверждении, что окружающий мир существует независимо от нашего сознания;

а) идеализм, основанный на утверждении, что окружающий мир существует благодаря нашему сознанию;

б) диалектика - учение о развитии бытия и мышления. При этом используются принципы: принцип всеобщего развития; принцип всеобщей связи явлений; принцип всестороннего изучения объекта; и законы: единства и борьбы противоположностей; перехода количественных изменений в качественные; отрицания;

в) метафизика - явления рассматриваются как неизменные и с другими не связанные.

2. Общенаучные (анализ (разделение целого на составные части), синтез (объед.целого из составных частей), индукция (от частного к общему), дедукция (от общего к частному), аналогия, абстрагирование)

3. Специальные:

- системный метод: изучаются состав системы и связи меду его элементами, изучаются возникновение объекта, его формирование и дальнейшее развитие;

- функциональный – позволяет познать сущность явления, посредством изучения его функций

- исторический – рассматривает явление в его эволюционном развитии

4. Частнонаучные. частноправовые -- используются только в юридических исследованиях:

- сравнительное правоведение и государствоведение (метод правовой компаративистики) суть – сравнение гос и правовых институтов различных стран

- правовой эксперимент – апробация каких-либо нововведений в ограниченном масштабе с целью выяснения эффективности их действия и применения в более широких масштабах

- формально-юридический – познание права в его чистом виде, вне связи с др. явлениями.

ТГП в широком смысле – учение о гос-ве и праве в целом, т.е. вся юридическая наука. ТГП в узком смысле - одна из юридических наук.

ТГП как наука – система обобщенных знаний о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства, права и связанных с ними различных гос.-правовых явлений.

Черты науки ТГП:

· Это гуманитарная, общественная наука, так как изучает гос-во и право, которые относятся к общественным явлениям и непосредственно связаны с человеком и его жизнед-ю.

· Это политико-юрид. наука, так как она изучает два совершенно разных, но взаимосвязанных явления: государство (полит.явление) и право (юрид.явление).

· Это единая о гос-ве и праве наука. Гос-во не существует без права, право не сущ-ет без гос-ва. их исследование должно происходить в рамках единой науки.

· Это наиболее общая наука о гос-ве и праве. ТГП не ед.наука, изучающая гос-во и право, но она занимается изучением наиболее общих, а не частных вопросов, так как исследует наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования гос.-правовых явлений.

· Это фундаментальная юрид.наука, так как формирует основополагающие, фундаментальные знания о гос-ве и праве.

· Это методологическая наука, так как формирует мировоззрение в системе юридических наук.

· Это комплексная наука, так как в ее составе существует целый ряд относительно обособленных научных направлений, которые зачастую рассматриваются в качестве самостоятельных наук (философия гос-ва, философия права, социология права, сравнит. правоведение и тд.)

ТГП как учебная дисциплина

Теория государства и права как учебная дисциплина – это курс науки ТГП, который преподается либо в средних специальных, либо в высших учебных заведениях. Наука ТГП гораздо объемнее учебной дисциплины. Как учебная дисциплина, ТГП относится к числу базовых юридических дисциплин, которая закладывает основы юридического мировоззрения, дает представления об основных гос-правовых понятиях, способствует формированию юридического мышления и юридической культуры. Главное назначение – дача необходимых знаний студенту о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования гос-правовых явлений и их связях с иными социальными явлениями и личностью.

Функции теории государства и права как учебной дисциплины:

· Познавательная, т.е. ее основная задача – передача знаний о происхождении, становлении и развитии государства и права.

· Идеологическая, т.е. закладывает основы представления будущих юристов о государстве и праве, ориентируется на факты и достижения, которые составляют основу и суть действующего государственного и политического строя.

· Воспитательная, т.е. воспитание у людей правовой культуры, ценностей отвечающих запросам общества.

· Обобщающая, т.е. теория государства и права обобщает весь комплекс знаний полученных в процессе постижения юридической науки.

Предмет и объект науки ТГП.

Предмет науки – то, что изучает данная наука, это круг тех явлений, исследованием которых она занимается. Государство и право – это не предмет, а объект исследования различных юридических наук.

Предмет науки ТГП – наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования гос-ва, права и других гос.-правовых явлений (не отдельно взятой страны, а гос-ва и права вообще). Исследуя их, наука ТГП выясняет, что такое гос-во, право и другие гос.-правовые явления, когда и в силу каких причин они возникают, как развиваются и каковы закономерности их развития, как функционируют, какую роль играют в общественной жизни. Предмет науки имеет свою структуру (т.е. определенное строение):

Структура предмета науки ТГП:

· Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования собственно гос-ва и собственно права, при исследовании которых выясняется, что такое гос-во и право, как они возникают и развиваются, каковы их сущность, структура, функции, формы внешнего выражения.

· Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования других гос.-правовых явлений (гос. власть, правовые отношения, законность, правопорядок и тд.). исследуя их, наука выясняет, что они собой представляют, как возникают, развиваются и функционируют, каким образом связаны с государством и правом.

· Наиболее общие связи гос-ва и права с различными социальными явлениями (экономика, политика, идеология, культура, рклигия, мораль, обычаи и тд.) и личностью.

Предмет науки ТГП – наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства, права и других гос.-правовых явлений, а также наиболее общие связи гос-ва и права с различными соц.явлениями и личностью.

Объект науки ТГП – государство и право, которые в то же время изучаются и другими науками (философией, политологией, социологией и т.д.). Государство, право, правовые и политические отношения, иные явления входят в объект теории государства и права и составляют основное отличие объекта этой науки от остальных дисциплин обществознания. Объектом теории государства, по сути дела, является общество, организованное в государство и регламентированное правом.

Структура (состав) науки ТГП.

Различные позиции на структуру:

I. С позиции структуры любой фундаментальной науки, в структуру науки ТГП входят такие элементы как:

· Законы – это открытые наукой, необходимые, повторяющиеся, устойчивые связи каких-либо явлений и процессов действительности.

· Категории – это основные научные понятия, отражающие наиболее общие и существенные свойства, стороны, отношения явлений действительности.

· Частные теории – обособленные части единой науки ТГП, в которых получают свое развитие отдельные категории (теория правосознания, теория правовых отношений, теория законности, теория юридической ответственности и тд.).

· Научные факты – достоверные знания о тех или иных фактах реальной действительности.

· Научные гипотезы – это предположительные, вероятностные знания и тех или иных фактах действительности (пр. о причинах возникновения гос-ва и права).

II. С позиции предмета этой науки:

Государство представляет собой определенную политическую организацию, существующую и функционирующую в обществе, а право – систему норм, правил поведения в обществе.

III. Исходя из основных научных направлений, структура науки представляет собой:

· Позитивная теория ГиП – изучение Г и П в чистом виде (структура ГиП, классификация различных гос-правовых явлений, содержание видов гос.деят-ти).

· Философия ГиП – исследование ГиП через призму философских идей, принципов и категорий (философия права наиболее развита).

· Социология ГиП – исследование гос-правовых вопросов на основе идей и категорий науки социологии (совершенствование гос.механизма, зак-ва, правотворческой и правоприменительной деятельности и иные проблемы).

· Сравнительное государствоведение и правоведение – вопросы, связанные с сопоставлением различных гос-правовых систем, институтов, процессов и тд. (сходство и различие сравниваемых явлений, их качественное состояние, достоинства и недостатки).

· + общая юридическая конфликтология – изучение природы, причин и динамики развития юр.конфликтов, правовые механизмы их предупреждения и разрешения

· + юридическая антропология – изучение правовых форм общественной жизни людей от древности до наших дней.

4. Методология науки ТГП.

Методология науки означает:

- Совокупность приемов исследования, применяемых в какой-либо науке

- Учение о методе науки

Метод науки – совокупность подходов, принципов и приемов, которые используются наукой при исследовании своего предмета. Предмет – ЧТО? Метод – КАК?

ТГП (как учебная дисциплина) – это учебная методологическая дисциплина, призванная на основе научных данных о государстве и праве разработать и изложить в системном, логически последовательном и доступном виде понятия, принципы и ценности юриспруденции.

Признаки

1. ТГП - подготовительная учебная дисциплина, т.е. призвана подготовить студентов к изучению конкретных юридических дисциплин.

2. ТГП,- это единая системная учебная дисциплина, т.к. Г и П находятся в тесной связи и взаимной обусловленности.

3. ТГП для других юридических дисциплин выступает в качестве базовой учебной дисциплины. 4. ТГП является не только подготовительной, но и итоговой учебной дисциплиной. Она призвана подытожить изучение всех конкретных юридических дисциплин.

Значение ТГП как учебной дисциплины – на научной основе раскрывает мировоззренческий спектр государственно-правовой жизни и юридической деятельности.

Как учебная дисциплина ТГП выполняет 2 основные функции:

1. вводит студентов в юридическое образование и обеспечивает их надлежащую общетеоретическую подготовку.

2. развитие у студентов абстрактного, аналитического мышления, формирование политической и правовой культуры.

ТГП - учебная дисциплина полностью базируется на ТГП - науке.

Цель учебной дисциплины - доведение до обучаемых знаний;

Цель науки - накопление новых сведений учеными-исследователями.

Существует многообразие подходов к происхождению государства, что обусловлено прежде всего тем, что

1. В мире существует множество государств, существенно отличающихся друг от друга (например, западные и восточные)

2. На процесс происхождения государственности действительно влияли многие факторы: социально-экономические, военно-политические, природно-климатические, информационно-управленческие, нравственно-религиозные, национально-исторические, духовно-культурные, экологические, психологические и т.п.;

Именно поэтому, в каждом конкретном государстве происхождение государство шло по своему пути, со своей скоростью, с учетов всех особенностей данного государства.

Тем не менее, при анализе путей развития разных государств можно выделить общие закономерности, то есть те общие этапы, через которые прошли все государства независимо от времени их появления. Наличие этих закономерностей обусловлено тем, происхождение государства – это объективный процесс, а значит, при достижении определенных характеристик общества его сменяет государство.

Государственность приходит на смену родоплеменному строю, когда первобытное равенство и историческая первичная общественная форма собственности изживают себя и общество разделяется.

Этапы развития государства

1. Любому догосударственному обществу присущи общественная власть и социальные нормы, регулировавшие поведение людей, отсутствие обособленной публичной власти , наличие равноправия всех его взрослых членов. Все жизненно важные вопросы разрешались на общем собрании рода. Оно являлось и высшей судебной инстанцией.

2. Во всех обществах появился прибавочные продукт, то есть излишки, которыми можно меняться. Без прибавочного продукта переход к следующему этапу просто невозможен, так как чтобы произошло разделение труда должны создаться такие условия, когда каждый производит больше, чем нужно его семье.

3. Во всех обществах на пути к государству произошла экономическая специализация, то есть разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, обособление слоя людей, занятых в сфере обмена – торговли.

4. Прибавочный продукт и разделение труда привели к тому, что появилась возможность содержать тех людей, которые не заняты в производстве, а специализирующейся на выполнении каких-либо общественно значимых функций.

5. Политическая специализация – то есть выделение лиц, занимающихся управлением

6. Появление государства.

Таким образом, государство возникает как закономерный, объективно обусловленный результат естественного развития первобытного общества.

1. Развитие общества и государства включает в себя ряд направлений, и прежде всего совершенствование экономики, связанное с ростом производительности труда и появлением избыточного продукта, укрупнение организационных структур общества, специализация управления, а также изменения в нормативном регулировании, отражающие объективные процессы.

Эти направления развития общества взаимосвязаны и взаимообусловлены: экономическое развитие определяет возможность укрупнения общественных структур и специализации управления, а те, в свою очередь, способствуют дальнейшему росту производства. Нормативное же регулирование отражает происходящие изменения и в определенной степени способствует совершенствованию общественных отношений и закреплению тех, которые выгодны для общества или господствующей верхушки.

2. Параллельно с указанными процессами идет классообразование, которое принимает различные формы в зависимости от возникающего способа производства, от получающих господство форм собственности на землю - государственной или частной.

3. Государство может возникнуть только тогда, когда общество достигло определенного уровня экономического развития, который позволяет содержать государственный аппарат.

4. Пути возникновения государства (западный или восточный) в решающей степени зависят от того, произошло ли разложение сельской общины или она сохранилась, что в свою очередь определялось теми конкретными условиями, в которых находилось общественное производство.

Так, необходимость ирригационных работ обусловливала сохранение общин и общественных форм собственности на землю. Это в конечном итоге приводило к фактическому появлению единой государственной собственности, и возникало восточное (азиатское) государство.

Разложение же общин определялось возможностью успешной обработки земли одной семьей и влекло появление частной собственности. Возникало западное (рабовладельческое или феодальное) государство.

5. Государственный аппарат сформировался из аппарата управления первобытного общества. Поэтому власть неизбежно оказывалась в руках родоплеменной знати, из которой образовывались либо обособленная социальная группа, клан, чиновническо-бюрократическая структура, осуществлявшая эксплуатацию остального общества, либо верхушка господствующего класса, также эксплуатировавшая вместе с этим классом остальную часть общества.

6. Право формировалось одновременно и параллельно с государством (а в определенном смысле и раньше государства). Их возникновение взаимосвязано и взаимозависимо. Каждый новый шаг в развитии государства приводил к дальнейшему развитию правовой системы, и наоборот.

7. Господствующая в обществе форма собственности на основные средства производства самым существенным образом влияет на характер и содержание появляющихся государств и правовых систем. Так, частная собственность делает необходимым создание механизмов, обеспечивающих согласование интересов и воли собственников. Отсюда республиканские формы правления и развитая рабовладельческая демократия, а также широкое законодательное регулирование общественных отношений в Афинах и Риме. Фактически государственная форма собственности на землю при об-щинном землепользовании в Китае, Индии и других азиатских государствах влекла возникновение деспотических, авторитарных систем, причем роль законов выполняли нравственно-религиозные догмы и правовые обычаи. Государственная собственность на землю, сочетающаяся с ее разделением между членами общественной элиты в Спарте, привела к существованию там аристократической республики.

8. Основными причинами появления государства были следующие:

- необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлением новых отраслей, разделением труда, изменением условий распределения общественного продукта, обособлением социальных структур, их укрупнением, ростом численности населения, проживающего на определенной территории и т.п. Старый аппарат управления не мог обеспечить успешного руководства этими процессами;

- необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей. Это особенно проявлялось в тех регионах, где основой производства было поливное земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъемников, поддержания их в рабочем состоянии и т.п.;

- необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых. Происходившие при разложении первобытного общества процессы с неизбежностью приводили к разделению общества, к появлению богатых и бедных, к возникновению эксплуатации меньшинством большинства, а вместе с тем - к появлению социальных антагонизмов и сопротивления той части общества, которая подвергалась эксплуатации;

- необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию соседних государств или племен. Это обеспечивалось, в частности, поддержанием правопорядка, применением различных мер, в том числе и принудительных, для того чтобы все члены общества соблюдали нормы зарождающегося права, в том числе и те, которые воспринимались ими как не отвечающие их интересам, несправедливые;

- необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. Происходившее накопление общественных богатств приводило к тому, что стало выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их. В плане подготовки и ведения войн государство обладает значительно большими возможностями, чем первобытное общество. Поэтому появление какого-либо государства неизбежно приводило к тому, что его соседи порабощались или в свою очередь организовывались как государства.

В большинстве случаев указанные выше причины действовали совокупно, в различных сочетаниях.

При этом в разных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демографических и иных) главными, решающими могли становиться различные из указанных причин. Так, для большинства восточных государств наибольшее значение имела необходимость совершенствования управления и организации крупных общественных работ. Для возникновения Афинского и Римского государств значительно большую роль сыграли процессы классообразования и необходимость в этой связи подавления эксплуатируемых классов.

Анализ структуры, по аналогии с анализом функций, целесообразно проводить с учетом специфики познания теории государства и права в качестве науки и учебной дисциплины.

Структурирование теории государства и права как науки осуществляется в контексте двух основных подходов, которые с определенной долей условности могут быть названы предметным и функциональным.

Структурирование теории государства и права в соответствии с предметным подходом предполагает выделение двух основных структурных разделов: «теории государства» и «теории права». При этом от того, каким образом соотносятся в рамках предмета феномены «государство» и право, зависит не только содержание науки, но и ее название. В том случае, если в качестве источника правообразования рассматривается государство, создающее право в процессе осознанной, целенаправленной, волевой деятельности, обеспечивающее его реализацию посредством государственного принуждения и применяющее меры юридической ответственности в отношении правонарушителей, то название науки звучит как «теория государства и права». Если же право рассматривается как объективная система ценностей, значимых не только и не столько в силу признания, закрепления и санкционирования их государством, сколько в силу их естественного, не зависящего от государственной воли характера, то для того, чтобы подчеркнуть приоритет права по отношению к государству, науку называют «теория права и государства».

Сторонники функционального подхода к структурированию теории государства и права выделяют в качестве относительно обособленных элементов юридическую догматику, юридическую технику, социологию права и философию права.

Юридическая догматика включает в себя понятия и принципы, являющиеся первичными базовыми основаниями юриспруденции. Посредством юридических догм характеризуются формальные параметры государства и права.

Юридическая техника используется для анализа процессов правотворчества, реализации права, определения и осуществления мер юридической ответственности. Посредством юридической техники характеризуются специфические особенности отношений в сфере правового регулирования (правотворчество, интерпретация права, применение права, судопроизводство и т. п.).

Социология права рассматривает право с точки зрения общественных отношений, порождающих правовые нормы и процедуры, связанные с их правовым регулированием и правовой охраной.

Философия права предполагает акцентирование внимания на наиболее общих и в силу этого объективных закономерностях возникновения и развития государства и права, а также исследует философские категории (свобода, необходимость, общество и т. п.) в их юридической интерпретации.

Говоря о соотношении науки и учебной дисциплины, следует иметь в виду, что учебная дисциплина в обязательном порядке базируется на науке и зачастую имеет одно с ней название (в рамках данного курса мы рассматриваем теории государства и права и как науку, и вместе с тем как учебную дисциплину). Вместе с тем наука и учебная дисциплина — это принципиально разные системы, каждая из которых имеет свою цель и свое строение. В наиболее общем виде различия между данными направлениями познания могут быть сведены к следующим:

• учебная дисциплина — это начальный уровень познания, являющийся условием адаптации субъекта к той или иной форме социальной жизнедеятельности (к примеру, правовой);

• наука — это системное, обобщенное видение объекта познания, высший уровень познавательной деятельности.

Нас в данном случае в большей степени интересует теория государства и права как учебная дисциплина.

Учебная дисциплина «Теория государства и права» представляет собой систему определенных теоретических сведений о государстве и праве, построенную в соответствии с конкретными тематическими планами и учебными программами и предназначенную для подготовки специалистов в сфере юриспруденции.

Структура теории государства и права как учебной дисциплины предполагает выделение трех взаимосвязанных разделов: вводного, общей теории государства и общей теории права. В рамках вводного раздела дается общая характеристика теории государства и права как науки и учебной дисциплины. Учитывая тот факт, что в качестве предмета теории государства и права выступают наиболее общие закономерности возникновения и развития государства и права, в данном разделе уделяется внимание изучению предпосылок возникновения государства и права, а также рассматриваются основные теории происхождения этих феноменов. Во втором разделе рассматриваются основные теоретические понятия, характеризующие государство (понятие и признаки государства, формы и функции государства, механизм государства и т. д.). В рамках третьего раздела исследуются наиболее важные категории в правовой сфере (понятие и признаки права, система права, правоотношение, правонарушение, юридическая ответственность), а также анализируются теоретические механизмы и принципы правотворчества и реализации права (механизмы и принципы юридической техники).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: