11 бюрократизм и коррупция в государственном механизме черты особенности меры борьбы

Обновлено: 02.05.2024

Государственный орган представляет собой первичную структурную часть механизма (аппарата) государства. Она производит осуществление функций государства и наделена полномочием власти.

В число признаков органа государства можно включить:

  1. определенную самостоятельность и автономию, положение первичного элемента единого государственного механизма, определенное место и взаимосвязь с прочими элементами всего механизма;
  2. состав из государственных служащих (чиновников), которые находятся в особенных правоотношениях между собой и органом. Они абстрагируются от семейных, гражданских и других отношений, которые не имеют связи со службой государству. Объем, права и обязанности властных правомочий, включая их правовой статус, могут быть определены законами и прочими нормативными актами. Их конкретизация происходит с помощью должностных инструкций, штатных расписаний и др. Служащие осуществляют работу возмездно, получая за нее заработную плату в соответствии с занимаемой должностью;
  3. наличие внутренней структуры, функциональных подразделений, которые скрепляются едиными целями, для достижения которых и сформирован орган, и дисциплиной, которая обязательна для любого служащего;
  4. наличие компетенции в виде властных полномочий (совокупность обязанностей и прав) соответствующего объема и содержания. Ее определяет предмет ведения, то есть задачи и функции, которые выполняет и решает государственный орган. Компетенция, включая ее формы и порядок, юридически закреплены и находятся под регламентом закона и иных нормативных актов. Реализация органом государства компетенции является его правом и обязанностью, при этом не допустим его выход за пределы своей компетенции;
  5. властные полномочия представлены возможностью издания правовых актов, которые могут быть нормативными или правоприменительными. Также предусматривается реализации этих актов права через применение разных методов, включая правовое принуждение;
  6. активное участие в практическом осуществлении государственных функций при использовании соответствующих форм и методов.

Виды органов государства

Кроме принципа разделения власти классификация государственных органов происходит по другим критериям.

В соответствии со способом возникновения они могут быть первичными и производными. Первые из них не могут создаваться никакими другими органами, возникая либо в порядке наследования (например, наследственная монархия) или в порядке избрания (представительные органы), получая полномочие власти от избирателей (народа).

Производные органы формируются с помощью первичных органов, от которых они получают властные полномочия (прокуратура, исполнительно-распорядительные органы, военизированное или военное ведомство и др.).

В соответствии с объемом властных полномочий существуют высшие и местные государственные органы. Не любой местный орган можно считать государственным (примером может быть орган местного самоуправления). Высшие органы максимально олицетворяют власть государства, поскольку их властные полномочия распространены на всю территорию страны. В федеративных странах они могут распространять всю власть на территорию определенных федеративных субъектов, находясь в поле зрения общественности, СМИ.

Функционирование местных органов происходит в рамках административно-территориальных единиц, включая провинции, графства, уезда и др. Их полномочия способны распространяться лишь на эту территорию (регион), что не уменьшает их значение. Местные органы напрямую взаимосвязаны с населением, постоянно испытывая влияние общества.

В соответствии с широтой компетенции можно выделить органы государства, наделенные общей и специальной компетенции. Первые из них предназначены для решения широкого перечня вопросов.

Так. правительство выполняет президентские указы и активно осуществляет государственные функции. Специализация органов специальной (отраслевой) компетенции направлена на определенную функцию или один вид деятельности (примером может быть министерство финансов, культуры).

В зависимости от способа формирования принято различать выборные и назначаемые государственные органы. В демократических странах лидируют выборные органы, при этом у назначаемых органов и должностных лиц часто проявляется тенденция отчуждаться от общества, народа.

В зависимости от особенностей деятельности и порядка принятия решений можно выделить коллегиальные и единоличные органы.

Особенности бюрократизма и коррупции

Как коррупция, так и бюрократизм стары так же, как старо государство. Они не признают ни времени, ни территориальных пределов и границ.

Буквально понятие «бюрократизм» — власть «бюро» в качестве конторы, письменного стола. По сути — это власть аппарата, который оторван от народа. Основным ресурсом бюрократов является власть, включая возможность злоупотребления властью, поиска выгоды из должности (служебного положения). В руках бюрократии происходит конвертация подобного ресурса в прочие виды материальных благ (капитала).

Формы проявления бюрократии включают формализм, волокиту, канцелярщину (отписки вместо решения вопросов) и др.

Основной причиной процветания бюрократизма является многообразие и противоречивость интересов, возможность манипуляции с корыстной целью. Бюрократы способны превращать государственный интерес в ведомственный или местнический, ведомственный или местный – в групповой или личный.

Таким образом. происходит превращение государственных задач в канцелярские, а канцелярских — в государственные. Основная черта рассматриваемого явления заключается в стремлении к тайне, засекречиванию определенных действий.

Самым важным законом бюрократического аппарата является сохранение и увеличение власти, включая ее самовозрастание. От этого происходит разбухание государственного аппарата, что является основным признаком его бюрократического загнивания.

Антипод и действенный способ борьбы с бюрократией представлен демократией, которая осуществляется с помощью постоянного демократического контроля всех звеньев механизма государства, отчетности и сменяемости работников, гласности и критики.

Бюрократизм и коррупция представляют собой сложное антисоциальное явление. Они тесно связаны с государством и правом и находят проявление в различных формах и видах. Коррупция в западных государствах связана с деятельностью властвующей элиты, незаконным использованием ею ресурсов государства для обогащения и укрепления своей власти.

Отечественная литература рассматривает коррупцию в качестве подкупа, продажности государственных и муниципальных чиновников. Они могут в этом процессе использовать властные полномочия, свое служебное положение в корыстном интересе и для личного обогащения. Также коррупция часто предусматривает интересы других лиц.

В число форм коррупции можно включить взятки, подкуп, протекции и др. Коррупция порождает бесконтрольное и безнаказанное извлечение выгоды из должности, полномочий власти. Еще Аристотель давал рекомендацию при любом государственном строе с помощью законов и остального распорядка устроить дело таким образом, чтобы для должностных лиц не было предусмотрено возможности наживаться.

Существование коррупции обусловлено не только работой продажных чиновников, но и лиц, которые обладают финансово-материальными возможностями их подкупа. Этим можно объяснить тесную связь коррупции и теневой экономики, а также организацией преступности.

Коррупционные отношения могут осуществляться скрытым образом, латентно. По этой причине противодействовать ей весьма не легко. Для этого необходимо использование целой системы антикоррупционных мер и средств, создание и совершенствование которой необходимо.

Бюрократия — 1) слой высших чи­новников, высшая чиновничья администрация в феодально-абсолютистском и капиталистическом государстве; 2) канцелярщина, волокита, пренебрежение к существу дела ради соб­людения формальностей». Исходя из буквального значения слова "бюрократия", его нередко употребляют как синоним управления, администрирования. Термином "бюрократия" подчас обозначаете рационально организованная система управления, в которой дела решаются компетентными служащими на должном профессиональном уровне в точном соответствии: законами и другими правилами. Там, где существует государственный аппарат и государственное управление, бюрократия в определенных пределах всегда необходима. Признавая важность государства, невозможно отрицать и нужду в специально подготовленных для управления государственными делами людях. «Бюрократическое управление — это управление, которое должно следовать четко разработанным правилам и предписаниям». Весьма сложна структура бюрократического аппарата.

Одна часть аппарата обслуживает законодательный процесс, исполнение законов судебную защиту граждан, т.е. связана с государственным управлением в функциональном его понимании; другая – поддерживает внутреннюю и международную устойчивость и безопасность государства, иными словами, внутренний правопорядок и нормальные взаимоотношения с мировым сообществом.

Следует различать понятия "бюрократия" и "бюрократизм". Если первое слово служит для обозначения определенной организации, системы работы аппарата управления ("рациональная бюрократия"); стандартный и во многих отношениях единственно возможный способ организации дел в современном обществе, то второе понятие применяется в нега­тивном смысле как групповая монополия управляющих на функции управления и средства власти ("иррациональная бюрократия"); отклонение от нормы, болезнь, причем общемировая. Поэтому сегодня особенно остро стоит двуединая задача: сохранить и укрепить аппарат управления, способный к эффективной работе, и одновременно блокировать бюрократизм.

Бюрократизм, в конечном счете, разрастается в систему бюрократической власти, основанной на совокупности формальных и неформальных связей чиновничества с деятельностью государства. Это всесильный, замкнутый, действующий по законам иерархии, жесткий механизм власти, стоящий над законом и волей членов общества. Эта власть превращается в самодовлеющую организацию, функционирующую, исходя лишь из собственных интересов, предающую забвению благо общества. Основными свойствами бюрократизма являются: отчужденность от народа и социальная замкну­тость, кастовое равнодушие к интересам населения.

Коррупция, по­множенная на «неприкосновенность» отдельных представителей за­конодательной власти, порождают вседозволенность и безнаказан­ность. Как следствие, возникает катастрофическое падение доверия населения к представительным учреждениям.

В России коррупцией пронизана вся вертикаль исполнительной власти. Практически во всех сферах государственной деятельности, где рас­пределяются финансовые или иные материальные ресурсы, налицо злоупотребление должностными лицами своим служебным положе­нием. По данным проверок одной только Счетной палаты РФ, в 1998 г. не дошел до назначения 51 млрд. рублей бюджетных средств, что сопоставимо с годовыми расходами на оборону или на образование, здравоохранение, культуру и социальные выплаты вместе взятые.

Продолжается процесс сращивания коррумпированных чиновников с криминалом, в первую очередь с организованными преступными группами. В опасной степени криминализированы кредитно-финансовая и внешнеэкономическая сферы, область реализации крупных государственных приоритетных программ и инвестиционных проектов. Продолжается проникновение криминала в топливно-энергетический, ресурсодобывающий и перерабатывающий комплексы.

Главная задача борьбы с коррупцией - повысить эффективность каждого федерального органа исполнительной власти, каждого чиновника, каждого руководителя. Поэтому приоритетной задачей административной реформы в РФ является разработка мер по борьбе с коррупцией.

Цели этой реформы:

повышение качества и доступности государственных услуг;

снижение издержек бизнеса, возникающих в связи с государственным регулированием экономики;

повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.

внедрение в органах исполнительной власти принципов и механизмов управления по результатам;

разработка и внедрение стандартов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, а также административных регламентов в органах исполнительной власти;

оптимизация функций органов исполнительной власти и введение особых механизмов регулирования в коррупционно опасных сферах деятельности органов исполнительной власти

повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышение прозрачности и открытости деятельности органов исполнительной власти;

одной из ключевых проблем функционирования системы исполнительной власти в России является информационная закрытость органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также отсутствие обратной связи с гражданами и организациями. Целями мероприятий данного направления являются повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышение прозрачности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления

модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти;

формирование необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления

развитие форм участия гражданского общества в разработке и принятии решений органов исполнительной власти,

Должны быть разработаны и внедрены механизмы:

раскрытия информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

проведения публичных обсуждений подготавливаемых решений;

проведения общественной экспертизы социально значимых решений органов исполнительной власти;

включения представителей гражданского общества в рабочие группы, другие структуры по подготовке нормативных правовых актов, иных затрагивающих права и законные интересы граждан и организаций решений органов исполнительной власти.


Природа современной коррупции надлежаще не исследована, ее проявления в основном описываются в терминах институциональной теории издержек, а теоретические представления сводятся к признанию ее как отклонения от некой нормы жизни. По этой причине, на наш взгляд, коррупцию следует рассматривать в рамках институционального подхода. Понятие институционализма включает в себя два аспекта: «институции» — нормы, обычаи поведения в обществе, и «институты» — закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений. Основоположниками теории классического институционализма являются Т. Веблен и Дж.К.Гелбрейт.

Смысл институционального подхода к изучению коррупции состоит в том, чтобы не ограничиваться анализом экономических категорий и процессов, служащих причинами и факторами возникновения коррупции и ее проявления в обществе, а включить в анализ институты, учитывать внеэкономические факторы. Для экономистов и социологов У. Гамильтона, Т. Веблена, Д. Белла и Дж. К. Гелбрейта институт — это "словесный символ для лучшего описания группы общественных обычаев", "способ мышления", ставший привычкой для группы людей или обычаем для народа» [4]. Таким образом, коррупцию можно рассматривать как отдельный социальный институт.

Всем известно, что коррупция это не просто особое социальное явление, а совокупность ряда факторов. К числу таких факторов можно отнести низкий уровень правового сознания граждан, восприятие коррупции как нормы, и другие факторы. На наш взгляд, одним из наиболее важных факторов проявления коррупции в обществе представляется процветание бюрократического аппарата.

Для начала, стоит определиться с тем, что именно нами понимается под терминами «коррупция» и «бюрократия». Чтобы охарактеризовать термин «коррупция», мы обратились к статье Е.В. Охотского «Коррупция. Сущность и меры противодействия». В данной статье коррупция характеризуется как многоаспектное, многоуровневое, системно организованное социальное явление, распространенное как на элитарном, так и на среднем, и на низовом уровнях; явление, проникающее во все сферы и подсистемы общественного бытия, затрагивающее интересы всех социальных групп, слоев и классов общества [5, с. 26].

Выше обозначено, что в числе факторов проявления коррупции в обществе значится фактор разветвленного бюрократического аппарата. Здесь так же требуется охарактеризовать термин «бюрократия». Понятие «бюрократия ввел в 1745 году француз де Гурне. Он добавил к слову «бюро», означавшему как учреждение, так и письменный стол, вторую часть «кратия», происходившую от греческого глагола со значением «управлять». Таким образом, с самого своего появления понятие «бюрократия» означало власть чиновников [3, с. 268]. Бюрократия во многом сама, своей собственной деятельностью, постоянно порождает злоупотребления властью. Эти злоупотребления уже стали проблемой государственного управления во многих странах, потому что препятствует решению стратегически важных государственных проблем, не обеспечивая ни разработку более или менее реальных программ их решений, ни реализацию уже принятых решений с помощью действия единообразных норм для всех граждан или для всех субъектов экономической деятельности [6, с. 75].

В.А. Блюмкин так же указывает на негативные стороны бюрократии [2, с. 24 - 26]. Он говорит, что аморальная сторона данного явления проявляется в безответственности, халатном отношении бюрократа к порученному делу. Это начинается с подбора кадров, который осуществляется на основе, прежде всего, личных и групповых интересов, а не интересов дела, интересов народа, и завершается характерным для бюрократической системы разделением ответственности, когда решения принимают одни, а отвечают другие. Так же автор утверждает, что характерное для бюрократии корыстолюбие выражается в стремлении чиновника «выжать» как можно больше из своей должности. Таким образом, можно охарактеризовать бюрократию как специфическую форму социальных организаций в обществе, сущность которой заключается, во-первых, в отрыве центров исполнительной власти от воли и решений большинства членов этой организации, во-вторых, в главенстве формы над содержанием деятельности этой организации, в-третьих, в подчинении правил и задач функционирования организации целям её сохранения и укрепления [8].

Но бюрократия не всегда воспринималась в негативном ключе. Например, Макс Вебер считал бюрократию наиболее рациональной формой господства. Бюрократическое господство в веберовском понимании обобщенно можно представить в следующем положении: идеальный чиновник решает доверенные ему вопросы одинаково для каждого. Другими словами, в условиях обезличенности.

После рассмотрения «идеального» и «неидеального» типа бюрократии, логично будет задаться вопросом: когда и как происходит переход от «идеальной», веберовской бюрократии к неидеальной, которая является фактором возникновения коррупции. Для того, чтобы понять это, разберем следующий механизм. Государство, стремящееся к наивысшему благосостоянию своих граждан, создает нормы и нанимает компетентных управленцев в целях контроля за осуществлением этих норм, а так же – для более рационального распределения тех или иных благ. Компетентными чиновниками мы называем грамотных управленцев (не политиков, - они любители), призванных действовать во благо народа [1, с. 23-27]. В силу действия человеческого фактора, чиновники становятся некомпетентными, а именно – начинают действовать в своих интересах, а не в интересах граждан. Тогда государство создает дополнительные нормы, регулирующие поведение этих чиновников, а для контроля за исполнением норм назначаются очередные чиновники и так далее. Таким образом, круг замыкается и возникает коррупционная ситуация.

Хотелось бы более подробно раскрыть упомянутый выше человеческий фактор. Для этого обратимся к примеру, который приводит С.Роуз-Аккерман в своей книге «Коррупция. Исследование в политической экономике». Автор рассматривает ситуацию, когда бюрократ, поставленный во главе программы, предоставляющей субсидии всем желающим. Поскольку желающих много, а чиновник тратит много собственных сил и времени на обработку заявок, в итоге создается очередь. В этих условиях, чиновник устанавливает правила, в соответствии с которыми будет определяться порядок обслуживания. На первый взгляд, чиновнику следовало бы действовать по принципу «первым пришел – первым обслужен». Но и здесь чиновник в силах обеспечить приоритеты ожидающим. Это может происходить двумя способами: либо посредством торговли местами в «бесплатной» очереди, либо созданием отдельной очереди, в которой будут стоять те, кто не желает тратить свое время на длительное ожидание. Следовательно, можно увидеть, что идет разделение ожидающих на приоритетные очереди [8, с. 87-88]. Круг снова замыкается.

Представленная схема далеко не абстрактна. Она характерна для многих обществ и государств, когда чиновник делает все возможное, чтобы, например, его родственник или друг занял «теплое местечко». В итоге у власти и / или распределения благ оказываются некомпетентные, выражаясь языком Арона, политики и коррупция в этом смысле представляется в качестве дефекта институциональной системы.

В качестве одного из путей решения проблемы разветвленного бюрократического аппарата и проблемы коррупции в России можно назвать применяющуюся на данный момент систему электронных очередей, а также – находящуюся на стадии внедрения систему электронного правительства. Под электронным правительством нами понимается система государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества 1 . Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки. В настоящее время электронное правительство активно внедряется в нашей стране. Наиболее ярким его примером является запуск портала госуслуг, на котором граждане могут получить должное обслуживания, при этом не тратя времени на очереди.

Таким образом, мы пришли к выводу, что бюрократия есть явление цикличное; а следовательно, и коррупция может считаться цикличным явлением, поскольку она легко приспосабливается к меняющимся условиям, что показано на примере с формированием платных и бесплатных очередей. Так же, в числе выводов, можно указать, что так называемый человеческий фактор и является причиной перехода от идеальной веберовской бюрократии к неидеальной модели, порождающей коррупцию. Для борьбы с человеческим фактором в России активно внедряются технологии электронного правительства.

Статья подготовлена в рамках проекта №01.02.11 "Разработка теоретических основ проведения мониторинга коррупционных проявлений в РФ" (тематический план Минобрнауки России от 2011г.).

Арон Р. Демократия и тоталитаризм. Перевод с французского Г.И.Семенова Москва: Текст 1993. с. 23-27

Блюмкин В.А. Бюрократизм: социально-нравственные аспекты. – М.: Знание, 1990. – 64с. – (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Этика»; №2). – стр. 24-26

Гидденс Э. Социология. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – С. 268.

Охотский Е.В.. Коррупция. Сущность и меры противодействия. Социологические исследования. 2009. № 9. С. 25-33., стр. 26

Susan Rose-Ackerman. Corruption. Study in political economy. N. Y.: Academic Press, 1978. p.87-88

Основные термины (генерируются автоматически): электронное правительство, бюрократия, коррупция, государственное управление, Россия, чиновник, возникновение коррупции, институциональный подход, проявление коррупции, разветвленный бюрократический аппарат.

Похожие статьи

Коррупция в России: понятие, происхождение, эволюция

В большинстве случаев термин коррупция применяется в отношении бюрократического аппарата и используется для обозначения взяточничества и хищения чиновниками бюджетных средств. Однако, понятие коррупции гораздо шире.

Средства борьбы с коррупцией в системе государственной.

Именно в период его правления сформировались прочные традиции французской бюрократии.

7. Кузьминов Я. И. Механизмы коррупции и их особенное проявление в государственном аппарате.

Коррупция в системе государственной службы России и её.

Особенность коррупции в том, что она развивается в сфере управления, в сфере функциональных отношений должностных

Тем самым, управляемые субъекты, собственными действиями, нередко стимулируют чиновников к коррупционным действиям» [5, с.18].

Анализ коррупционных проявлений в России

Анализ коррупционных проявлений в России. Автор: Ким Ирина Олеговна. Рубрика: Государство и право.

Также, множество авторов выделяют и другие причины возникновения и развития коррупции: низкий уровень благополучия населения, недостаточная заработная.

Меры по профилактике коррупции на государственной службе.

Борьба с коррупцией всегда идет параллельно с развитием государственного аппарата, что сопутствует увеличению числа чиновников и принятию законов в этой области. Коррупция — это сложное социальное явление.

Коррупция как фактор, снижающий эффективность российской.

Коррупция в России является одной из главных проблем страны наряду с низким уровнем доходов граждан и недостаточным развитием инфраструктуры.

Сторонники институционального подхода (например, С. Хантингтон) утверждал, что коррупция.

Противодействие коррупции в государственных.

Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России: монография в 2-х т. Т. 1.М.

К вопросу о противодействии коррупции в системе исполнительной власти Российской Федерации: организационно-правовой аспект.

Коррупция в институционном обществе. Практика.

Коррупция в институционном обществе. Практика международного антикоррупционного регулирования.

Основные термины (генерируются автоматически): коррупция, Россия, Генеральная Ассамблея ООН, государственный аппарат, лицо, механизм, частный сектор.

Противодействие коррупции в сфере публичного права

Необходимо отметить, что коррупция института исполнительной власти, по мнению Н. М

Казанцев Н. М. Институциональные причины российской коррупции и приоритеты

Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России.


В статье рассматриваются такие категории, как коррупция и бюрократизм в системе государственного и муниципального управления в Российской Федерации. Проводится анализ законодательной базы по противодействию коррупции. Выделяются основные формы коррупции в России.

Ключевые слова : бюрократизм, коррупция, государственное и муниципальное управление.

Бюрократизм и коррупцияэто два неизбежных явления, с которыми сталкивается любое государство в процессе государственного управления.

Бюрократизм — это понятие, используемое для определения организационной или административной системы управления, порученное иерархически расположенному кругу лиц. Бюрократизм выражается в следующих формах: взяточничество, казнокрадство, волокита, канцелярщина, протекционизм, делающие любую работу неэффективной с точки зрения поставленных целей и задач.

В гражданском обществе бюрократизм резко осуждается, однако, в государственном и муниципальном управлении он присутствует и является причиной коррупционных явлений. Понимание проблемы бюрократизма необходимо разграничивать на два разных понятия: бюрократизм как стиль работы и бюрократию как социальную прослойку общества.

В научный оборот термин «бюрократия» был введён французским экономистом Венсаном де Гурне в 1765 году. Данный термин использовался в контексте особенностей государственного управления, при котором звенья государственного аппарата связывались между собой для организации управления в целом. То есть, термин «бюрократия» определялся как синоним административного управления, который жизненно необходим государству.

Но в настоящее время большинство современных учёных вкладывают в термин «бюрократизм» иное значение. Под бюрократией понимается стиль управления в государственных органах, при котором возможности эффективного управления использовать затруднительно. Негативное и несколько однобокое определение бюрократизма можно найти в экономической теории Карла Маркса, где бюрократия рассматривается как абсолютное зло, которое должно быть уничтожено.

Современная российская бюрократия — наследница советской политической эпохи. В бюрократии как социальном слое общества представлены выходцы из советской политической номенклатуры. В процессе перехода от тоталитарного режима к демократическому политическому управлению в стране отдельные бюрократы не просто успешно пережили многие политические трансформации, но и использовали их с целью закрепления своего экономического и политического статуса.

Бюрократия не привыкла служить обществу, хотя служение гражданскому обществу является её прямой обязанностью. Фактором контроля над деятельностью бюрократии должно выступать гражданское общество, что является нормой для большинства демократических государств мира. Но в России в настоящее время гражданское общество окончательно не сформировано, поэтому на сегодняшний день бюрократия и коррупция присутствует на всех уровнях государственного и муниципального управления страны.

Термин «коррупция» в Российской Федерации определён в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В соответствие с данным законом, «коррупция это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами» [1].

Борьбу с коррупцией в Российской Федерации осуществляют такие контролирующие органы, как Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Генеральная прокуратура РФ, Следственный комитет РФ, Федеральная таможенная служба РФ, Министерство чрезвычайных ситуаций РФ, Счетная палата РФ, Судебная система РФ и Институты гражданского общества.

С целью противодействия коррупции и разрешению конфликта интересов в 2008 году был создан Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции (Указ Президента РФ от 19.05.2008 N 815 «О мерах по противодействию коррупции») [4].

Профилактическая работа по борьбе с коррупцией в Российской Федерации осуществляется путем применения следующих мер [1]:

1) формирование в гражданском обществе нетерпимости к коррупционным проявлениям;

2) антикоррупционная экспертиза актов и их проектов с целью разработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;

3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение должностей в органах государственной и муниципальной власти и проверка в установленном законном порядке представленных ими сведений о своих доходах и доходов членов их семей;

4) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и увольнения лица с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений, либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

5) внедрение в практику кадровой работы государственной и муниципальной власти в соответствии с которым эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации по противодействию коррупции.

Одной из выделенных мер по противодействию коррупции в системе государственного и муниципального управления является предоставление государственными и муниципальными служащими сведений о своих доходах, расходах и имуществе. Государственные служащие в Российской Федерации должны предоставлять информацию не только о своих доходах и расходах, но и о доходах супруга или супруги, а так же об имуществе своих несовершеннолетних детей. Это предусмотрено федеральным законом N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Порядок предоставления данной информации регламентирован Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» [2]. Сведения о доходах государственных служащих размещаются на официальных информационных сайтах в сети Интернет. Данный порядок установлен Указам Президента РФ от 8 июля 2013 г. N 613 «Вопросы противодействия коррупции» [5].

Нарушение данного Указа влечёт за собой освобождение государственного служащего от занимаемой должности. С целью противодействия коррупции на государственного служащего накладывают запреты. Государственному служащему запрещено получать вознаграждение в форме денег, подарков, услуг. Государственному служащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью, заниматься управлением некоммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законом. Законодательство Российской Федерации предусматривает запрет на хранение денег на счетах в иностранных банках, пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Всистеме государственного и муниципального управления в РФ можно выделить следующие формы проявления коррупции:

  1. Взяточничество (получение взятки и дача взятки)
  2. Подкуп должностных лиц
  3. Коррупционный лоббизм
  4. Мошенничество
  5. Фаворитизм
  6. Незаконное обогащение
  7. Служебный подлог
  8. Злоупотребление должностными полномочиями
  9. Незаконное участие в предпринимательской деятельности
  10. Сокрытие (присвоение, нецелевое использование имущества).

Противодействие коррупции в системе государственного и муниципального управления представляет собой деятельность по:

– ликвидации и минимизации последствий коррупционных действий со стороны государственных служащих;

– борьбе с нарушением антикоррупционного законодательства и выявлению и пресечению коррупционных правонарушений;

– проведению профилактики коррупции со стороны государственных и муниципальных служащих.

С целью противодействия коррупции в 2018 году было принято специальное положение (Постановление Правительства РФ от 05.03.2018 № 228 (ред. от 30.01.2021) «О реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия») [3]. В Положении определён порядок о лицах, которые уволены по причине утраты доверия к ним. В 2018 году Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации было подготовлено письмо от 24.12.2018 года № 18–2/10/В-10446 о методических рекомендациях по проблеме предоставления сведений об имуществе государственных и муниципальных служащих с целью разъяснения ситуаций, возникающих при заполнении справок о доходах, расходах, об имуществе.

В Российской Федерации по состоянию на 2020 год количество выявленных коррупционных нарушений в системе государственного и муниципального управления резко возросло. В половине всех приговоров судов по коррупционным статьям речь идет о взятках в размере от 150 тысяч рублей и более [6]. На сегодняшний день антикоррупционные меры не являются достаточно эффективными, антикоррупционное законодательство действует слабо. Официальные данные по коррупционным правонарушениям отражают большие масштабы коррупции в стране. По шкале Transparency International Российская Федерация каждый год понижает свой рейтинг. По результатам 2020 года Российская Федерация по данной шкале набрала 30 баллов и заняла 129 место в мире из 180. Данные показатели характеризуют высокий уровень коррупции в стране. Однако, стоит заметить, что рейтинг учитывает коррупцию во всех сферах деятельности страны, а не только коррупцию среди государственных и муниципальных служащих.

Подводя итоги статьи, следует отметить, что благодаря проявлению деятельности бюрократии как социальной группы, принятие управленческих решений в системе государственного и муниципального управления затруднено. В демократическом государстве контролировать работу бюрократического аппарата должно гражданское общество. В Российской Федерации в настоящее время гражданское общество ещё не сформировано в полной мере. Следствием бюрократии является коррупция на государственном и муниципальном уровне. Антикоррупционное законодательство в Российской Федерации работает недостаточно эффективно, антикоррупционные меры, проводимые в стране, не дают необходимых результатов для искоренения в обществе и системе государственного и муниципального управления таких явлений как бюрократизм и коррупция. Все на борьбу с коррупцией!

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, муниципальное управление, гражданское общество, противодействие коррупции, служащий, антикоррупционное законодательство, бюрократизм, коррупция, РФ, цель противодействия коррупции.

Коррупция – это злоупотребление должностным лицом своими полномочиями с целью получения личной выгоды или выгоды в пользу третьих лиц за вознаграждение.

  • во-первых, подход к организации системы управления, в основе которой находится вертикальная иерархия, призванная обеспечивать исполнение поставленных перед ней задач максимально эффективным способом;
  • во-вторых, пренебрежение существом дела ради формального его исполнения;
  • в-третьих, система чиновничества, ориентированная на защиту интересов господствующего класса и игнорирование интересов населения.

Бюрократизм как общественное явление

Бюрократия является естественным спутником государственного управления, искоренение которого в полной мере невозможно и не требуется. Бюрократия является качественной характеристикой государственного управления, обусловленной обязательностью его решений, особым отношением к законодательству, защитой общественных интересов, подотчетностью деятельности органов государственного управления общественному контролю и так далее.

Макс Вебер рассматривал бюрократию как эффективную систему администрирования, в основе которой находятся действия квалифицированных государственных служащих, действующих согласно предписанным правилам. Бюрократия являлась свойством рациональной работы учреждений, обеспечивающим максимальную эффективность функционирования каждого их элемента. Признавая многочисленные достоинства бюрократии, следует отметить ее противоречивый характер, ведущий к возникновению проблем этического характера. Бюрократические системы в своем развитии ведут к торможению эффективности системы государственного управления.

Бюрократизм ведет к возникновению следующих основных проблем этического характера:

  • во-первых, отчуждение государственной власти от человека. Основное назначение бюрократии состоит в решении проблем населения, однако в условиях обезличенности подхода, декларируемого бюрократией, игнорируется уникальность проблем человека, выказывается стремление подогнать всех под определенный шаблон и решить дело стандартным образом, даже если стандарт не подходит под конкретную ситуацию;
  • во-вторых, ритуализм. Бюрократическая система предусматривает определенные процедуры, которые требуются для получения той или иной государственной услуги. Процесс прохождения этой процедуры зачастую может привести к устареванию полученного результата. Поглощенность правилами и процедурами бюрократической системы ведет к невозможности достижения поставленных целей;
  • в-третьих, инерция. Применение бюрократического механизма для решения определенных проблем не ведет к его упразднению. При достижении целей бюрократическая система стремится к сохранению своей структуры и препятствованию роспуску. Это ведет к функционированию бюрократии вне поставленных перед ней целей.

Готовые работы на аналогичную тему

Характеристика коррупции как этической проблемы

Коррупция представляет собой явление, основанное на стремлении получить выгоду от использования своего служебного положения. Зачастую коррупции является прямым следствием бюрократизма.

Проблема коррупции является неотъемлемой частью государственного управления любой страны.

В качестве причин возникновения коррупции в системе государственного управления можно обозначить:

  • несовершенство нормативно-правового регулирования;
  • низкий уровень нравственности чиновников;
  • отсутствие мер системного характера, призванных минимизировать последствия коррупции;
  • падение общественных нравов, моральных и этических норм.

Коррупция в качестве этической проблемы может рассматриваться как уродливое проявление бюрократии, опасное явление, наносящее губительные последствия для социальной и экономической ситуации в государстве.

Коррупция выступает в качестве реальной угрозы национальной безопасности страны, поскольку влечет за собой огромные экономические потери, отрицательно влияет на эффективность государственных решений, способствует увеличению и закреплению имущественного неравенства, снижает степень доверия населения власти, разлагает морально-этические устои.

Эксперты высказывают мнение о величине суммарных потерь экономики России от коррупционных действий, оценивая их в пределах от 10 до 20 млрд долларов в год.

Коррупция носит интернациональный характер, имеющей проявления в каждой стране, коррупция находится в прямой взаимосвязи с властью, является ее порождением. Наличие власти всегда создает возможность для злоупотребления ею. Специалисты признают невозможность абсолютной победы над коррупцией, однако государство стоит перед задачей ограничения ее масштабов, снижения динамики, предотвращения негативных последствий.

Искоренение коррупции является важнейшей проблемой государственного управления. Его основу обеспечивает моральный облик государственного служащего, действующего в соответствии с принципами честности, объективности, добросовестности и так далее.

Антикоррупционная политика является одним из приоритетных направлений государственной политики в целом. Государство активно разрабатывает методы выявления коррупционных действий, инструменты, обеспечивающие пресечение деятельности незаконного характера и наказания государственных служащих, допустивших нарушение закона.

Основу антикоррупционной политики составляет формирование нравственных норм, гуманизма и патриотизма у государственных служащих и населения в целом.

Нравственные основы государственного служащего должны обеспечивать правильное его поведение в условиях принятия неоднозначных и неудобных решений. В связи с этим приоритетной задачей государства можно считать необходимость совершенствования законодательства, ориентированного на соблюдение нравственных норм.

Комплексный подход к борьбе с коррупцией подразумевает необходимость совершенствования нормативно-правовой базы, укрепление системы охраны правопорядка, ограничение монополизма власти отдельных должностных лиц, снижение роли государства в экономике, развитие независимых контролирующих структур и так далее.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: