1 в какой степени религия ислама повлияла на развитие арабского государства права образа жизни

Обновлено: 05.05.2024

Родившийся на Аравийском полуострове, ислам часто считается неразрывно связанным с арабским народом.
Тем не менее арабы существовали задолго до рождения Мухаммада. В древности они были в большинстве своем политеистами.

Но иногда арабы также иудеями или христианами, как в Йемене или в городе Медине.

Святилище мусульман - Мекка - уже являлось важным центром паломничества, вокруг которого были устроены «идолы», точную природу которых трудно определить.

В настоящее время политеизм арабов исчез, сохранившись лишь в нескольких суеверных религиозных практиках.

Но в арабском мире всё еще живут и евреи и христиане, хотя уже несколько десятилетий с их стороны наблюдается движение исхода.

Для восточных христиан, присутствующих в Египте и на Ближнем Востоке, характерно большое разнообразие церквей: Коптская, сирийская, армянская, маронитская, халдейская. каждая с небольшими различиями в догматах.

В настоящее время ислам является религией большинства арабского мира.

Но арабы составляют лишь небольшое меньшинство мусульман в мире: всего 20%!

Крупнейшими мусульманскими странами по численности населения являются
- Индонезия
- Пакистан
- Индия.

Почему же принято тогда ассоциировать ислам с арабами? Причины в основном исторические.

Рождение ислама

Действительно, именно на западе Аравийского полуострова в начале VII века возникла эта новая религия.

Согласно преданию, Мухаммад, купец из города Мекки, происходящий из племени "управленцев" городом (как бы сказали сейчас), начинает что-то проповедовать в общественных местах.
Ему тогда было около сорока лет.

Практикуя некоторое время духовные практики и ретриты, Мухаммад говорит затем, что его посетил архангел Гавриил.

Именно Гавриил открыл ему слова Божьи, и побудил взять на себя пророческую миссию.

Затем Мухаммад постепенно объединяет вокруг себя общину - умму.

Он называет своих последователей мусульманами, буквально, "те, кто подчиняется воле Божьей".

Но это вносит беспокойство жизнь города.

И спустя десять лет Мухаммад и его спутники вынуждены покинуть Мекку, чтобы укрыться в Оазисе Ятриб, будущей Медине.
Это событие, хиджра, является основополагающим для всей исламской истории : оно знаменует собой начало мусульманского календаря. Он соответствует 622 году Христианской эры.

С этого момента Мухаммад выступает как религиозный лидер, так и политический и военный лидер.

Он организует общину и создает протогосударство, разрабатывая "Конституцию Медины". Это набор текстов, трудно поддающийся точной датировке.

Мухаммад также ведет за собой мусульманских бойцов в набегах на племя, правившее Меккой.

И наконец в 630 году Мухаммад захватил город.

Мухаммад также распространил свое влияние на большую часть Аравийского полуострова, а затем умер в 632 году.

Течения ислама

Через несколько десятилетий после смерти Мухаммада община мусульман начнет активно обсуждать вопрос о законныых преемниках.

Кто вправе взять на себя преемственность Пророка?

Кто будут Халифы, буквально его "преемники"?

Из первых четырех трое были убиты.
Раскол становится еще сильнее вокруг четвертого халифа, Али, зятя и двоюродного брата Пророка.

В гражданской войне противостоят два клана: те, кто принимает сторону (Шиа) Али, будущие шииты и хариджиты. И те, кто продвигает приближенных третьего халифа, суннитов.

В конце концов они захватили власть и до наших дней оставались в основном среди мусульман.
Хотя разделение между этими тремя великими течениями ислама имеет политическое происхождение, к нему постепенно добавляются религиозные соображения.

Шииты придают большое значение потомкам пророка, а Али - имамам, которые считаются единственными законными преемниками.

Поскольку только они способны расшифровать скрытый смысл Корана.

Эти исторические персонажи лежат в основе многих религиозных предписаний.

Последний имам, исчезнувший во время "оккультизма", должен вернуться к концу времен.
В зависимости от ветвей шиизма это может быть пятая, седьмая или двенадцатая линия наследования.

У суннитов термин имам просто обозначает человека, который ведет молитву в мечети. Это человек почтенный по возрасту или знаниям.

Эзотерическое измерение Корана присутствует в нем гораздо меньше, чем в шиизме.

Сунниты больше привязываются к букве раскрытого текста и нескольким основополагающим принципам:

- Бог един и всемогущ

- в каждом человеческом поступке есть предопределенность

- мусульманин должен любой ценой избегать фитны, распада.

Священные тексты ислама

Согласно мусульманским традициям, Пророк Мухаммад до конца своей жизни получал откровения.

Именно они, в транскрибированном виде, составляют Коран.

Есть 114 сур, или глав, повторяют божественные слова, полученные Мухаммадом в Мекке и Медине.

Они не следуют хронологическому порядку, а классифицируются приблизительно от самых длинных до самых коротких.

Поэтому самые древние, часто состоящие из нескольких стихов, встречаются в конце книги.

Арабский язык является основополагающим в исламе.

Поскольку Коран был раскрыт в этой языковой системе.
О чем неоднократно упоминается в тексте: "это откровение на ясном арабском языке" (Коран, сура 26, стих 195).
Это придает арабскому языку его священный характер.

Мусульмане считают, что невозможно перевести Коран с арабского на какой-то другой язык, не изменив смысл содержания Корана.

Текст Корана наполнен определенной музыкальностью, ритмом, который имеет параллели в арабской поэзии.

В дополнение к Корану мусульмане уважают еще один набор текстов: хадисы, или традиции, сгруппированные в Сунне.

Речь идет о различных словах и жестах, приписываемых Пророку во время его существования, передаваемые его родственниками.

Не имея такой же святости, как Коран, хадисы являются просто примерами.

Существуют различные сборники, соответствующие различным течениям ислама.

Для суннизма наиболее важными являются те, которые были определены аль-Бухари и Муслимом.
Эти два ученых собрали эти слова и жесты более чем через два столетия после смерти Пророка.

Несмотря на то, что они уделяют большое внимание ценности "цепи передачи "иснада" (мол, "такой-то сообщил, что такой-то видел, что сделал Пророк. "), их выбор отмечен проблемами их эпохи.
Они жили в эпоху, отличающуюся от ранних времен ислама.

Установленные правила

Коран и хадисы имеют не только религиозную, но и правовую и социальную функцию.

Действительно, в исламском мире юристы полагаются на эти два источника, чтобы решать правовые вопросы право, Фикх.

При этом они стараются максимально приблизиться к Божественному Закону - шариату.

Мусульманское право охватывает все сферы жизни верующих:

- собственно религию

- социальные отношения

- политическую систему.

Ели Коран и Сунна недостаточно ясны, чтобы вынести правовое решение по тому или иному делу, суннитские юристы взывают к двум другим принципам:

- уже сложившимся консенсусам

- и принципу аналогии, определяемому аш-Шафией.

Например, если вино осуждается, потому что оно является причиной опьянения, любой алкогольный напиток должен рассматриваться таким же образом.

Юристы и судьи, Кади, не всегда согласны с тем, какое место должно быть отведено каждому источнику права.

Следовательно, существует несколько "юридических школ", мадххабов, которые представляют собой множество различных путей толкования Корана и хадисов.

У суннитов есть четыре основных способа толкования:

- и ханбализм.

Но существовали или существуют еще другие тенденции:

- мутазилизм

- или рационализм,

- или ваххабизм (весьма суровый способ).

Наконец, следует отметить существование богатой мистической традиции в Исламе.

Она зародилась в первые века ислама, это суфизм.

Само слово суфизм, возможно, относится к простому шерстяному одеянию (СУФ), которое носили адепты.

А также обозначает набор практик, все из которых направлены на установление прямой связи между верующим и Богом.

Что важно: вне всякой религиозной науки.

Адепты суфизма обычно практикуют аскетизм и медитацию, но также могут найти путь к Богу в музыке и танцах.

Они часто живут вместе, в братствах, причем отношения с духовным учителем имеют основополагающее значение.

Ты сможешь убедиться в том, что это правда, не торопясь и вдумчиво знакомясь с Исламом.
Отличительных черт Ислама настолько много, что было бы тяжело перечислить их в нескольких словах, но попробуем описать наиболее важные моменты. Постарайся вдуматься хорошенько!

Во-первых: Ислам удовлетворяет духовную сторону жизни мусульманина, обеспечивая постоянную связь с его Господом, а это отражается на нём в душевном успокоении, ограждении от беспокойства, стрессов и неуверенности.

Во-вторых: Ислам постоянно согласуется с разумом человека. Все его законы и устои положительно воспринимаются разумом.

После принятия Ислама не только арабы, но и персы и тюрки дали миру таких ученых как Аль Фараби, Ибн Сина (Авиценна) , Аль-Хорезми (от его фамилии происходит термин Алгоритм) и много других. То-есть Ислам дал толчок развитию науки.
И это было после принятия Ислама.

Арабы и мусульмане вовлечены в явную кампанию разрушения и экспроприации чужих культур, народов, достижений и идей. Везде, где арабо-мусульманская цивилизация сталкивается с не-арабо-мусульманской, она пытается разрушить последнюю (подобно Буддистским статуям в Афганистане или Персеполю в Иране) . Это и есть образец, который повторяется, начиная с появления Ислама 1400 лет назад, что достаточно хорошо подтверждает история и современность. Если «не-арабская» культура не может быть разрушена — она экспроприируются, а историки ревизионисты объявляют её арабской.

Некоторые исламисты переоценивают достижения мусульманских учёных, принижая достижения учёных не-мусульман, или приписывают мусульманам достижения не-мусульман. Некоторые даже утверждают, что Золотой Век закончился в 14-м веке. Однако удлинить Золотой Век на два столетия невозможно, так как халифат Аббасидов распался 1258 году. . Только небольшая часть научных достижений является плодом деятельности мусульманских учёных, причем их большая часть была унаследована ими от учёных предшествующих Исламу культур или заимствована из современных им не-исламских культур.

Об условиях и обстоятельствах, сопутствовавших возникновению и распространению ислама среди арабов, а затем и во всей Западной Азии, а также на североафриканских территориях (Арабский халифат), уже шла речь во второй части работы, где специально упоминалось и о некоторых генеральных принципах социальной политики мусульман (формы земельных владений и налогообложения, слитность религии и политической власти и др.). Говорилось вскользь и о специфике шиитского ислама. Теперь в центре внимания будет рассмотрение более глубинных признаков и характеристик ислама, которые во многом определяли на протяжении веков (и продолжают это и в наши дни) не только верования и мировоззрение мусульманского населения, но также, что существеннее, образ и принципы жизни, систему ценностей и соответствующие социальнонравственные установки мусульман, т.е. то, что можно было бы назвать исламским менталитетом.

Так что же такое ислам? Сформировавшись сравнительно поздно, доктринально эта монотеистическая религия восходит к ее предшественникам, иудаизму и христианству, к библейским идеям, образам и легендам. Обогатившись за счет влияния иранского зороастризма, а также впитав в себя многое из древних традиций и культурных достижений древневосточных цивилизаций и греко-античного мира (вспомним эпоху эллинизма), ислам оказался в определенном смысле весьма богатым в духовно-идейном плане наследником многих цивилизаций. Но выгодно и умело распорядиться этим богатым наследием ему в немалой степени помешал реальный уровень развития того народа, который волею судеб оказался творцом и основным носителем новой религии, – арабов. Едва вышедшие за пределы первобытности арабы (речь идет о передовых племенных группах их; более отсталые бедуинские кочевые племена остаются на полупервобытном уровне и в наши дни) не были в состоянии активно освоить весь высокоинтеллектуальный потенциал религиознодоктринального наследия, доставшегося им через основавшего новую религию пророка Мухаммеда. Впрочем, они не очень-то в этом и нуждались. Хорошо известно, что многое из высших достижений арабской культуры на рубеже I – II тысячелетий охотнее заимствовали европейцы (включая арабские переводы античных авторов), чем сами арабы. Что же касается арабов – разумеется, той части их, которая была причастна к грамоте и получала образование, – то они были более склонны, не вдаваясь в глубины интеллектуальных поисков, ориентироваться главным образом на жесткую религиозную догму ислама, на сформулированные им принципы жизни.

Здесь следует оговориться: арабская культура, прославленная именами аль-Газали, Аверроэса, Авиценны и многих других, немало внесла в сокровищницу мировой цивилизации. Но все это мало отразилось на жизненвом стандарте и интеллектуальном потенциале мусульман, веками воспитывавшихся в русле арабо-мусульманского знания. Мало потому, что в основе стандартизованного исламского знания лежали не вершины арабской средневековой мысли, а священная книга мусульман Коран, хадисы устного предания Сунны и заповеди мусульманского права шариата. Именно Коран, Сунна и шариат веками формировали сознание, поведение, образ жизни, систему ценностей, генеральные установки среднего мусульманина, полноправного члена великой исламской общности-уммы. Речь идет поэтому об исламе как религии, оказавшей огромное воздействие на общество и во многом изменившей облик тех стран, где ислам оказался господствующим, особенно в пределах Ближнего и Среднего Востока, африканского Средиземноморья.

Религиозные догматы ислама до примитивности просты и весьма жестко фиксированы. Генеральная установка здесь – на покорность человека воле Аллаха, его посредника-пророка и замещающих пророка лиц, от халифа либо святого шиитского имама до обладателей власти на местах. Полное повиновение власть имущему объясняется как сакрально авторизованным принципом божественного источника высшей власти («Нет Бога кроме Аллаха в Мухаммед пророк Его») при упоминавшемся уже полном слиянии политической администрации с религизным авторитетом, так и сознательно культивируемыми фатализмом («на все воля Аллаха») и приниженностью личности, этой жалкой песчинки по сравнению со все тем же всемогущим Аллахом. Приниженность конформной личности, всецело преданной воле Аллаха, фатализм и покорность судьбе – вот источники не только религиозного фанатизма, коим отличались и по сей день отличаются многие преданные вере воины ислама (федаи, фидаи, федаины), но и того самого «поголовного рабства» как принципа социальной структуры, о котором писали в свое время Гегель и Маркс.

Ислам подчеркнуто эгалитарен: перед Аллахом все равны. Причастность к истинной вере, к всеобщей умме много важнее деления на расы, народы, племена и языковые группы. Поэтому классическая арабо-исламская и вообще мусульманская традиция практически не признает социальную замкнутость сословий, наследственное социальное неравенство. Напротив, религиозно освящен и практически всегда реализовывался принцип социальной мобильности: сила, способности, случай открывают двери наверх перед каждым, достойным того. Раб мог стать эмиром и султаном, бедняк-крестьянин – уважаемым знатоком ислама, высокопоставленным улемом, солдат – военачальником. Речь идет не о равенстве статуса и тем более прав: в обществе «поголовного рабства» все было как раз наоборот – низший всегда бесправен перед вышестоящим и легко может стать жертвой его произвола. Речь о равенстве возможностей, о равенстве жребия, реализации чего никогда не мешали ни покорность, ни фатализм мусульманина: честолюбивый и энергичный всегда в своих стремлениях и претензиях опирался на то и на другое, причем именно покорность его воле Аллаха и позволяла реализовать уготованную ему судьбу.

Но что существенно: генеральная установка и реальные общественно значимые и престижные целеустремления мусульманина всегда ограничивались продвижением его вверх по лестнице власти или религиозного знания. Других престижных путей обычно не было. И хотя в мире ислама всегда были богатые купцы, практически условия для активной частнопредпринимательной деятельности были крайне неблагоприятны. Отсутствие надежных правовых гарантий индивидапредпринимателя и, главное, полный произвол власти, всегда ревниво следившей за богатеющим торговцем, существенно ограничивали возможности частного лица, не облеченного властью (впрочем, подчас не помогала и причастность к власти: более крупные акулы без стеснения заглатывали тех, кто поменьше). Поголовное рабство и бесправие – это оборотная сторона эгалитаризма. Все равны и все одинаково бесправны. Право у тех, кто обладает силой, а овладевший силой и захвативший власть вместе с нею приобретает и сакральный авторитет. Исключение – и весьма существенное – являют собой шииты, признающие законной высшей властью лишь правление прямых потомков Мухаммеда, святых имамов или их родственников по боковым линиям (алиды, фатимиды, сеиды, шерифы).

Слабая социальная защищенность индивида и даже целой корпорации (семьи, общины, клана, цеха и т.п.) в мусульманских обществах лишь усиливала мощь власти. Неудивительно, что мусульманские государства были, как правило, весьма могущественными. Несложная их внутренняя административная структура обычно отличалась простотой и стройностью. Эффективность центральной власти, опиравшейся на принцип власти-собственности, господство государственного аппарата власти и взимание в казну ренты-налога с последующей ее редистрибуцией, подкреплялась, как не раз уже упоминалось, сакральностыо власти и покорностью подданных. Впрочем, исламские государства тоже нередко распадались, уступая место более мелким. Однако характерно, что и приходившие на смену крупным мелкие государства (например, султанаты и эмираты распавшегося халифата) тоже были централизованными государствами, хотя и меньшего масштаба. Эффекта феодальной раздробленности мир ислама – по крайней мере в описываемом регионе – практически не знал, что вполне соответствует особенностям исламского социума.

Впрочем, здесь нужна оговорка. В тех нередких случаях, когда речь идет о зависимых полуавтономных странах (например, о странах Магриба, включая Египет, подчиненных Османской империи), ситуация усложнялась за счет того, что правители этих стран, обладая немалой автономией и реальной властью, все же были скованы в своих действиях. Это вело к относительной слабости власти в соответствующих странах, что, как говорилось, сыграло свою роль в процессе их колонизации. Но стоит заметить, что и в этой ситуации, как о том свидетельствуют годы правления Мухаммеда Али Египетского, многое зависело от конкретных условий, в частности от личности правителя. Можно сформулировать некую закономерность, смысл которой сводился бы к тому, что исламская система власти в принципе благоприятствует существованию сильного централизованного государства, хотя при некоторых обстоятельствах благоприятные факторы могут и не сработать.

Ислам нетерпим. Нетерпимость его проявляется не в том, что правоверные стремятся обратить в ислам всех неверных под угрозой их уничтожения. Не в том он, что правоверные всегда готовы начать священную войну – джихад – против неверных. То и другое не раз случалось в истории, но не в этом суть. Суть в том, что правоверные всегда отчетливо ощущают свое превосходство над неверными, что это превосходство с самого возникновения ислама фиксировалось на государственном уровне (мусульманин платит более легкие налоги и освобожден от подушной подати, джизии), что выше всего ценится принадлежность человека к умме, что неверный всегда рассматривается в мусульманском государстве как не вполне равноправный, причем это особенно заметно на примере тех судебных казусов, когда перед мусульманским судьей-кади предстают в качестве тяжущихся сторон мусульманин и немусульманин. Впитанное веками и опирающееся на всю толщу религиозно-культурной традиции, такого рода высокомерное чувство превосходства и нетерпимости к неверным – одна из важнейших и наиболее значимых характерных черт ислама. Это чувство совершенства образа жизни в сочетании с всеобщностью и всесторонностью ислама, опутывавшего общество наподобие густой паутины, всегда было залогом крайнего консерватизма и конформизма мусульман, чуть ли не ежечасно (вспомним об обязательной ежедневной пятикратной молитве!) призванных подтверждать свое религиозное рвение. Естественно, что все это не могло не отразиться не только на нормах поведения и ценностных ориентациях всех тех, кто с гордостью всегда причислял себя к умме, но и в конечном счете на психике людей, точнее, на их социальной психологии.

Ощущая себя членом наиболее совершенно организованного социума, подданным исламского государства, во главе которого стоит сакрализованный правитель, мусульманин был не только надежным слугой Аллаха и ревностным правоверным, но и той силой, на которую Аллах и правитель всегда могут положиться. Отсюда – неслыханная внутренняя прочность и сила ислама и мусульманских государств. Если не считать Ирана, то во всем остальном исламском мире массовые движения обычно никогда не были прямо направлены против власти, власть имущих; они, как правило, принимали характер сектантских движений. Это и понятно: восставшие выступали не против ислама и исламского правителя, но за то понимание ислама, которое представлялось им наиболее верным и за которое они готовы были поэтому сражаться со всем присущим воинам ислама фанатизмом. Авторитет же сакрализованной власти как принцип оставался при этом незыблемым, что, помимо прочего, было гарантом внутренней силы исламских государств, залогом их внутренней прочности.

Особый случай – шиитский Иран. Сакральность правителя здесь была минимальной именно в силу того, что, не будучи потомком пророка, этот правитель по строгой норме доктрины шиитов вообще не имел права возглавлять правоверных, быть их религиозным вождем. Соответственно в Иране сформировалась несколько иная структура власти. Духовно-религиозный авторитет, представляемый группой наиболее уважаемых шиитских богословов-улемов (высший их разряд – аятоллы), обычно нарочито противопоставлялся светской власти. Это противопоставление вело к тому, что шиитское духовенство не только часто выступало в качестве оппозиции, но и нередко возглавляло те самые народные выступления, обилием которых Иран резко отличался среди других исламских стран. Это существенно ослабляло силу и эффективность администрации иранских шахов, делало шахский Иран – по сравнению, скажем, с султанской Турцией – более легкой добычей колониальных держав. Однако такая ситуация ни в коей мере не ослабляла внутреннюю структуру страны, которая цементировалась шиитским исламом не менее прочно, чем в других мусульманских государствах, а в некоторых отношениях, видимо, и более крепко. Во всяком случае фанатизм воинов ислама у шиитов всегда отличался наиболее крайними формами, что хорошо видно на примере секты исмаилитов.

И еще одно, что необходимо иметь в виду, коль скоро заходит речь о мире ислама, о вселенской умме и ее ревностных представителях. Мусульманин, строго воспитанный в жестком русле немногих, но обязательных правил и принципов жизни, редко сетует на свою долю. Не то чтобы он всегда был доволен состоянием своих дел или равнодушен к хорошо сознаваемой им социальной справедливости. Напротив, то и другое заботило его и нередко было причиной массовых движений, чаще всего под религиозно-сектантскими лозунгами, за выправление нарушенной привычной нормы жизни. Но, если норма соблюдается, он спокоен. В неторопливом ритме делает свое привычное дело и редко стремится к чему-то большему, тем более к новому и неизведанному, чуждому привычной норме и грозящему ее разрушить. Конечно, крестьянин консервативен везде, особенно на Востоке. Но в исламских обществах он консервативен вдвойне, ибо на консерватизм земледельца здесь накладывается жесткая норма ислама с его предельной нетерпимостью к отклонениям. Консерватизм и конформизм ислама, фатализм и фанатизм его ревнителей, сакрализованный статус правителей и сила возглавляемого ими аппарата власти, внутренняя мощь и огромная сопротивляемость социума, мусульманской уммы, – все это реально действующие факторы, с которыми нельзя не считаться при анализе процесса трансформации исламских обществ в период колониализма.

Глава 1 Восточнославянское общество VIII–X веков и христианская религия

Глава 1 Восточнославянское общество VIII–X веков и христианская религия Давно отошли в область историографических легенд представления о восточных славянах как народе полукочевом, занимавшемся преимущественно охотой, рыболовством, бортничеством и другими лесными

ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, РЕЛИГИЯ НА ПЕРЕДНЕМ ВОСТОКЕ РАННЕЙ ДРЕВНОСТИ

ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, РЕЛИГИЯ НА ПЕРЕДНЕМ ВОСТОКЕ РАННЕЙ ДРЕВНОСТИ Возникновение на рубеже IV/III тысячелетий до н. э. древнейших цивилизаций сопровождалось глубинными изменениями в духовной жизни обществ, в первую очередь религиозной. Разрозненные верования и культовая

ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, РЕЛИГИЯ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ РАННЕЙ ДРЕВНОСТИ

ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, РЕЛИГИЯ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ РАННЕЙ ДРЕВНОСТИ Ассман Я. Египет. Теология и благочестие ранней цивилизации / Пер. Т.А. Баскаковой. М., 1999.Большаков А. О. Человек и его Двойник. Изобразительность и мировоззрение в Египте Старого царства. СПб., 2001.Васильев Л.С.

Религия и общество

Религия и общество Видимо, как раз это отчетливо фиксируемое обстоятельство (т. е. обратное воздействие религии на национально-культурную традицию) сыграло свою роль в том, что такие выдающиеся обществоведы, как немецкий социолог М. Вебер и английский историк А. Тойнби,

Глава 2 Восток: общество и религия

Глава 2 Восток: общество и религия В современном мире Восток играет все более заметную роль. Хотя эта роль ощущается прежде всего в сфере экономики (контроль над стратегическими ресурсами, прежде всего нефтью) и политики (усиливающееся влияние развивающихся стран,

Глава 1 ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОЕ ОБЩЕСТВО VIII-X ВЕКОВ И ХРИСТИАНСКАЯ РЕЛИГИЯ

Глава 1 ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОЕ ОБЩЕСТВО VIII-X ВЕКОВ И ХРИСТИАНСКАЯ РЕЛИГИЯ Давно отошли в область историографических легенд представления о восточных славянах как народе полукочевом, занимавшемся преимущественно охотой, рыболовством, бортничеством и другими лесными

1.2.7. Пятое значение слова «общество» — общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество)

1.2.7. Пятое значение слова «общество» — общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество) Социоисторических организмов существовало и существует огромное количество. Разобраться в этом множестве невозможно без классификации социоисторических

6. Пятое значение слова "общество" - общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество)

6. Пятое значение слова "общество" - общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество) Социоисторических организмов существовало и существует огромное количество. Разобраться в этом множестве невозможно без классификации социоисторических

2. Религия. Ислам

2. Религия. Ислам Основой религиозной жизни жителей Востока был ислам. Ислам (араб, «покорность») – самая молодая из мировых религий. В современном мире ислам – вторая по числу последователей мировая религия. Это – монотеистическая религия, и почти во всех странах с

САРЕКАТ ДАГАНГ ИСЛАМ И РАННИЙ САРЕКАТ ИСЛАМ (1911—1915). МУХАММАДЬЯ

САРЕКАТ ДАГАНГ ИСЛАМ И РАННИЙ САРЕКАТ ИСЛАМ (1911—1915). МУХАММАДЬЯ В отличие от БУ Сарекат даганг ислам (СДИ — Союз мусульманских торговцев) с момента возникновения на Яве (1911 г.) превратил в орудие объединения и сплочения религию ислама. Появление этой ассоциации «туземных

Ислам и общество

Ислам и общество Права человека Ислам поднял проблему прав человека и указал на пути её практического решения задолго до того, как этот вопрос стал занимать умы европейских мыслителей. Мусульманские общества пользовались политическими и религиозными свободами тогда,

Географические условия и население. В начале VII века, накануне появления ислама, Аравия представляла собой достаточно замкнутый и обособленный уголок мира. Если взглянуть на карту, то мы увидим, что Аравийский полуостров с трёх сторон омывается морскими водами: Красным морем с запада, Индийским океаном с юга и Персидским заливом с востока. И только к северу за безграничными песками пустынь Нефуд простирался Шам (современные Иордания, Сирия и Палестина), а рядом, между реками Тигр и Евфрат, лежала Месопотамия (современный Ирак). Климатические и географические условия жизни на этом полуострове достаточно суровы. Летом достигающая 50 градусов жара и яркий свет солнца выжигают все живое, но и зимой, когда жара спадает, резкий перепад дневных и ночных температур (от нуля до 30 градусов) не даёт развиваться растительности. Песчаные пустыни и каменистые плоскогорья создают суровый ландшафт, отсутствие дождей делает эти пространства засушливыми и неплодородными. Малочисленные оазисы, сформировавшиеся вокруг колодцев и источников на расстоянии сотен километров друг от друга, лишь изредка скрашивают эту безжизненную пустыню. Животный мир Аравии тоже беден. Звери нечасто появляются среди здешних песков. Хищные птицы питаются остатками диких ослов, антилоп и мелких грызунов, на которых нападают лисы, волки и гиены.

Для жителей Аравии верным спутником и надёжным другом был и остаётся верблюд — «корабль пустыни». Он является незаменимым средством передвижения в условиях жары, безводья и скудного подножного корма, поскольку может обходиться без питья до пяти суток и нести на своём горбу четверть тонны грузов, пробегая до 130 километров за сутки. Ни одно другое верховое животное не способно конкурировать в этом отношении с верблюдом. А ведь верблюда ранее использовали ещё и во время пахоты, и для подъёма воды из глубоких колодцев, он обеспечивал хозяев молоком, шерстью, кожей и мясом. Поскольку не каждый мог позволить себе зарезать ради мяса такого важного для жизни помощника, аравийские кочевники содержали большое поголовье овец и коз.

Однако подавляющее большинство арабов оставались бедуинами-кочевниками и занимались скотоводством и земледелием, перемещаясь по бескрайним просторам Аравийского полуострова. Лишь несколько десятков оазисов в центре полуострова превратились в небольшие поселения, где арабы жили оседло. Такими поселениями были Мекка, Ясриб, Таиф.

Социальная жизнь. Для араба главным жизненным окружением является племя. Арабы величают своё племя словом бану, что переводится как «сыновья»: основным принципом социальной организации в доисламской Аравии были кровнородственные отношения по мужской линии при коллективной собственности на землю и пастбища. Старейший и наиболее известный мужчина формировал начальное генеалогическое звено — эпоним, к которому относили себя все последующие поколения детей мужского пола, называя себя сыновьями такого-то. Например, Пророк Мухаммад происходил из племени бону хашим, то есть «сыновья Хашима». Постепенно племя разрасталось, в него входили не только родственники, но и те, кто по древней арабской традиции гостеприимства и вольнолюбия оказывались под защитой племени: приёмные дети, примкнувшие чужаки, отпущенные на свободу рабы и другие.

Во главе племени стояли вожди, которые занимали главенствующее положение не столько по происхождению, сколько благодаря личному авторитету, храбрости и богатству. Вокруг вождя собирались главы родов, которые составляли совет племени. Именно совет племени принимал наиболее важные решения: избирал вождя, начинал войну с соседями, распределял добычу и землю. Члены племени жили большими семьями и родами, во главе которых стояли старшие по возрасту. Они были гарантами безопасности и благополучия семьи. Никто не мог покуситься на жизнь или имущество семьи, не опасаясь мщения, ибо действовал принцип «все за одного». Если кого-нибудь из семьи убивали или ранили, то за пострадавшими было право выкупа: жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб, но иногда выкуп выплачивался скотиной, деньгами или продуктами при согласии пострадавших. Коллективная ответственность за каждого члена семьи была гарантией социального спокойствия внутри племени, поскольку наказание было неотвратимым. Самым страшным последствием проступка было изгнание из семьи и племени, ибо тогда человек оказывался беззащитным и любой мог его убить, ограбить и оскорбить. Основу семьи составляли мужчины, которые воевали, работали, торговали. Положение женщин было второстепенным, они обеспечивали продолжение рода, но не образовывали генеалогической линии. Женщины не имели прав на наследство, а в случае кончины мужа лишались возможности самостоятельно определять свою дальнейшую судьбу. Обычно старший сын наследовал вдов своего отца вместе с его имуществом и брал их в жёны. В условиях суровой пустыни женщины становились обузой для рода. Именно по этой причине у некоторых племён даже существовал обычай закапывать в землю новорождённых девочек, чтобы они не были лишними ртами в голодное время года. Поскольку мужчины чаще погибали или умирали, существовало неограниченное многоженство.

Верования. Верования арабов были связаны с именами пророков Ибрахима и Исмаила, хотя имели мало общего с их монотеистической традицией. Тех, кто поклонялся одному Аллаху, отвергая различные проявления язычества, были единицы, и они называли себя ханифами. Среди большинства арабов были распространены идолопоклонство, почитание камней, скал, деревьев, животных, звёзд, а также различные суеверия. Одними из самых почитаемых идолов были Лат, Узза и Манат, имена которых упоминаются в Коране. Иногда в идолов превращались могилы праведников, над которыми сооружались храмы. Главным местом скопления идолов была Кааба — кубический храм в Мекке, возле которого каждое арабское племя устанавливало изображение своего божества. Накануне появления ислама вокруг Каабы накопилось свыше трёхсот идолов.

Согласно традиции, первым, кто распространил идолопоклонство среди потомков Исмаила, был вождь хузаитов по имени Амр бин Лухайй. Он был известен своей щедростью и набожностью, что помогло ему завоевать любовь и уважение соплеменников. Иногда в сезон паломничества он закалывал десять тысяч верблюдиц и раздавал приезжим десять тысяч одежд. Во время поездки в Шам он впервые познакомился с идолопоклонством и принял его за истину, потому что эта область была родиной многих пророков и местом ниспослания откровений. Вернувшись в Мекку, Амр привёз с собой идола, которого называли Хубал. Он установил его внутри Каабы и призвал своих соплеменников поклоняться ему. Жители города подчинились ему. Поскольку мекканцы считались хранителями Каабы и пользовались уважением среди остальных арабов, вскоре большинство арабских племён последовало их примеру.

Язычество настолько глубоко укоренилось в сознании арабов, что идолы были не только в каждом поселении, но и в каждом доме. Отправляясь в поездку, язычники брали с собой четыре камня, три из которых клали под котёл, а четвёртому поклонялись, кружась вокруг него. Для того чтобы ублажить своих богов, они выделяли им часть урожая и приносили им в жертву домашний скот. Язычники не считали своих идолов всемогущими, но верили, что идолы доводят их молитвы до верховного бога — Аллаха, который единолично правит миром.

Большую роль в религиозных представлениях арабов играли духи, воплощавшие в себе силы добра и зла. Арабы верили, что духи способны вредить и помогать людям, открывать им тайное и сокровенное. Обычно духов вызывали прорицатели и колдуны, которые занимались магией и предсказаниями, помогали лечить больных и отыскивать потерянных животных. Среди язычников была распространена традиция обращаться к прорицателям перед поездкой, женитьбой или при принятии важного решения.

Аравитяне имели определённые представления и о религиях соседних народов. Этому способствовали торговые связи, которые они налаживали с Сирией, Пальмирой, Хадрамаутом и другими областями. Некоторые арабские племена исповедовали христианство, большая община христиан проживала в Наджране. В Хиджазе было несколько иудейских поселений, а иудейские учёные пользовались доверием и уважением среди жителей Мекки и других городов. Несмотря на это, иудаизм и христианство не получили распространения среди арабов, а с приходом ислама подавляющее большинство арабских христиан и иудеев стали последователями пророка Мухаммада.

Соседи арабов. Аравия была объектом интереса многих соседних государств. Ещё древние египтяне открыли путь через Синайский полуостров в Южную Аравию и возили оттуда благовония и драгоценности. Легенды о богатой и счастливой Аравии передались римлянам и византийцам, которые мечтали покорить арабов. Но бедуины, бесстрашные воины и кочевники, надёжно охраняли границы пустыни, которая сама по себе была негостеприимна к чужакам: отсутствие воды и пищи, жара и пески не давали врагам возможности проникнуть вглубь. Походы римского полководца Элия Галла в I веке до н. э. и эфиопского правителя Абрахи в 570 г. показали тщетность попыток завоевать Аравию.

Так и жили арабы-кочевники изолированно от всего мира до середины VII века.

С севера с ними граничила Византийская империя, столица которой Константинополь (современный Стамбул) находилась далеко от Аравии. В византийской провинции Шам под властью греческих метрополий жили совместно семитские народы арамеи, евреи и северные арабы. Они занимались земледелием и скотоводством и платили огромные налоги городским правителям. Мощным орудием воздействия на византийских подданных служила христианская церковь, но христианство было лишь официальной религией, а представители семитских народов придерживались своих традиционных верований: иудаизма или язычества.

Население наиболее близкой к Аравии Месопотамии тоже было в основном семитским: потомки древних вавилонян смешались с арамеями и иудеями и тесно контактировали с северными арабами.

К востоку от Византии располагалось равное ему по площади Сасанидское государство, которое простиралось на территории современного Ирака и Ирана. Наследный правитель сасанидского государства шаханшах пользовался огромной поддержкой огнепоклонников — магов и жрецов зороастризма — официальной религии сасанидского Ирана.

За Красным морем существовала ещё одна сильная держава — христианская Эфиопия, которая в конце VI века завоевала Южную Аравию, но под давлением пришедших сюда иранцев эфиопы вернулись на африканский континент и перестали влиять на жизнь Аравии.

21:13–17 Аравия

21:13–17 Аравия В ранних версиях в ст. 13 вместо второй Аравии читают «вечер», поскольку в этих словах одинаковые согласные. Возможно, это второй заголовок (ср. ст. 11 и символические заголовки в 21:1; 22:1). Особенное значение этого пророчества в том, что оно предупреждает самое

Мечеть Аль-Харам (Саудовская Аравия)

Мечеть Аль-Харам (Саудовская Аравия) Аль-Масджид аль-Харам (араб. Запретная мечеть) является главной мечетью ислама. Она расположена в Мекке в Саудовской Аравии.Во внутреннем дворе Аль-Харам находится Кааба. Кааба – мусульманская святыня в виде кубической постройки.

Аль-Масджид аль-Набави (Саудавская Аравия)

Аль-Масджид аль-Набави (Саудавская Аравия) Масджид аль-Набави (араб. Мечеть Пророка) является второй по величине мечетью в мире и второй по значимости для исламского мира после Запретной мечети в Мекке. Она известна как Мечеть Пророка, или Зеленый купол. Расположена эта

Часть III Религиозные и идеологические системы 3.1 Ранние формы религиозных систем культура общинной магии 3.1.1 Возникновение и особенности ранних форм религиозных систем

Часть III Религиозные и идеологические системы 3.1 Ранние формы религиозных систем культура общинной магии 3.1.1 Возникновение и особенности ранних форм религиозных систем Бог создал человека таким образом, что последний не может жить лишь материальным (вещественным),

Саудовская Аравия: раскол духовенства

Саудовская Аравия: раскол духовенства Ряд саудовских ваххабитских шейхов, симпатизирующих Усаме бен Ладену, среди которых Али Худейр, Насир аль-Фахд, Ахмад аль-Халиди, Сулейман аль-Апьван, издали фетвы, в которых американо-британское вторжение характеризуется как

Доисламская Аравия: социокультурные и религиозные особенности

Доисламская Аравия: социокультурные и религиозные особенности Географические условия и население. В начале VII века Аравия представляла собой достаточно обособленный уголок мира. Аравийский полуостров с трёх сторон омывается морскими водами: красным морем с запада,

Аравия — пропасть темноты

Аравия — пропасть темноты В эту погруженную во мрак эпоху была территория, где темнота лежала сильнее и гуще. В соседних странах: Персии, Византии, Египте — был проблеск цивилизации и слабый свет учености. Но они не оказали какого-либо культурного влияния на Аравию. Она

Аравия

Аравия Как только строительство Храма было завершено, летописец сообщает о посещении его царицей Савской и продолжает описывать богатство и славу Соломона: 2 Пар., 9: 14. Сверх того, послы и купцы приносили, и все цари Аравийские и начальники областные приносили золото и

Ислам возник среди арабов в северо-западной области Аравийского полуострова в начале VII века. На рубеже VI—VII веков большинство населения Аравии составляли кочующие скотоводческие племена арабов. В древнеперсидских источниках слово «араб» означало «пустыня», в еврейском священном писании — «кочевник». Аравийский полуостров омывается теплыми морями и водами Индийского океана, поверхность его неровная: горы, пустыни, небольшие равнины и оазисы. Климат — очень сухой и жаркий. Просторы почти безводных земель со скудной растительностью стали местом проживания вольных арабов-бедуинов.

Бедуины разводили и пасли верблюдов, которые были для них в те времена и транспортом, и пищей, и сырьем для одежды и обуви. Использовались верблюды и в военном деле как верховые животные. Разводили арабы также и лошадей, мулл, овец, коз. Племена вольных бедуинов кочевали по северной части полуострова, а те, кто занимался земледелием, выращивали ячмень и пшеницу, гранаты, финики, виноград, бананы. Арабы, живущие на побережье, занимались рыбной ловлей, добывали коралл, жемчуг. Они вели также оживленную торговлю с соседними странами, используя в качестве денег древнегреческие дирхемы и римские динары. Богатые женщины наряжались в атлас и парчу, носили ожерелья, браслеты на руках и ногах.

Знали арабы и религии соседних народов: иудаизм, христианство. У самих арабов не было ни единого государства, ни организованной политической власти. Частые межплеменные войны, раздоры, разногласия сказывались на социально-экономическом развитии. Арабы по своим религиозным убеждениям были язычниками, сторонниками многобожия. Распространенным явлением было идолопоклонство. У каждого племени был свой бог в виде какого-то животного или изваяния из камня, дерева. Такие фигурки можно было встретить в горах, у источников воды.

Вот в такой непростой социально-экономической обстановке начинает выделяться племя курайшитов, проживающее в городе Мекке. По преданию, это племя возникло в результате объединения десяти родов, кочевавших недалеко от города. Вначале все они были бедуинами, разводили верблюдов, сдавали их в наем торговцам, купцам, совершали набеги на другие племена. В первых веках нашей эры в Центральной Аравии возник город Мекка, расположенный в 70 километрах от Красного моря. Место, где была построена Мекка, было крайне засушливым, непригодным для земледелия и скотоводства. Однако город располагался на торговом пути, который соединял караваны, идущие из Аравии в Иран, Сирию и другие страны. Мекка вытянулась вдоль гор почти на 3 километра и занимала маленькую долину, была очень пыльным, шумным городом. Иногда, во время проливных дождей, с гор текли сильные потоки воды и нижняя часть города оказывалась затопленной. Здания в Мекке в основном были одно и двухэтажные, с маленькими окнами. Постепенно город становится крупным центром Северной Аравии.

Кроме экономического центра, Мекка играла важную роль в религиозной жизни арабов. В ней находился древний храм Кааба, особо почитаемый арабами. В восточный угол храма был вделан «черный камень». Это и придавало храму особую святость. В знак почитания храма многие племена ставили в нем своих каменных богов — идолов. Всего их насчитывалось около 360. Каждый год в одно и то же время все племена совершали паломничество в Мекку, чтобы поклониться «черному камню» и своим богам. В это время между племенами прекращались все войны и распри, приостанавливался обычай кровной мести. Хранителями Каабы были курайшиты, у них находились ключи от храма, они предоставляли паломникам пищу, воду, одежду. В это же время в Мекке проводились ярмарки, где купцы совершали всякие торговые сделки, получая от них большие финансовые доходы.

Храм Кааба был из серого камня высотою около 12—15 метров. В центре Каабы стоял Хубал — главный идол храма, по словам самих арабов, он обладал способностью вызывать дождь. Были в храме и идолы в виде женщин, животных, птиц. Каабе приносили дары, его украшали. В дни религиозных праздников был распространен обряд жертвоприношения животных. В Мекку стекались множество паломников, которые в течение трех дней совершали обряд очищения, молились. В центре города, в богатых кварталах жили состоятельные люди племени курайшитов, на окраинах селились приезжие и менее состоятельные. Город после паломников и торговцев становился грязным, часто вспыхивали всякие болезни и эпидемии. Вот в таком городе в VII веке родился Мухаммед — основатель ислама.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: