Установите соответствие между событиями и годами начало проведения судебной реформы

Обновлено: 16.04.2024

Тест по истории России Александр I: начало правления. Реформы М.М. Сперанского 9 класс с ответами. Тест включает в себя 2 варианта. В каждом варианте по 11 заданий.

Вариант 1

1. Отметьте годы правления императора Александра I.

1) 1796-1801 гг.
2) 1801-1812 гг.
3) 1801-1825 гг.
4) 1825-1855 гг.

2. Одним из тех, кто оказал на Александра I большое влия­ние, был правовед, либерал

1) Вольтер
2) О. Мирабо
3) М. Робеспьер
4) Ф. Лагарп

3. Выберите из списка «молодых друзей», членов Негласного комитета при Александре I.

1) Н. Новосильцев
2) А. Чарторыйский
3) С. Витте
4) В. Плеве
5) В. Кочубей
6) Ф. Достоевский

4. Одним из отличий министерств, учреждённых в годы правления Александра I, от коллегий является

1) введение принципа единоначалия
2) освобождение от подчинения государю
3) введение принципа коллегиальности
4) выборность всех категорий чиновников

5. Общие вопросы управления были поручены

1) Совету министров
2) Комитету министров
3) Верховному совету
4) Государственной думе

6. Как изменились функции Сената в начале правления Александра I?

1) Сенат стал полностью контролировать управление страной
2) Сенат стал заниматься вопросами управления церковью
3) Сенат стал личной канцелярией государя
4) Сенат стал высшим судебным органом

7. Какой была реакция дворян на принятие указа о «воль­ных хлебопашцах»?

1) за годы правления Александра I дворяне отпустили на свободу менее 1 % крестьян
2) началось массовое освобождение крестьян от крепост­ной зависимости
3) за годы правления Александра I дворяне отпустили на свободу около половины крепостных крестьян
4) дворяне не отпустили ни одного крепостного крестья­нина на основании этого указа

8. Орган власти, который согласно проектам М.М. Спе­ранского должен был возглавить систему законодательной власти в России, — это

1) Сенат
2) Синод
3) Государственная дума
4) Верховная канцелярия

9. Какие политические взгляды выразил в «Записке о древ­ней и новой России» Н.М. Карамзин?

1) реформаторские
2) революционные
3) социалистические
4) консервативные

10. Установите соответствие между событиями и датами.

События

А) учреждение Государственного совета
Б) предоставление права купцам, мещанам и государственным крестьянам покупать ненаселённые земли
В) создание министерств
Г) издание указа о «вольных хле­бопашцах»

Даты

1) 1801 г.
2) 1802 г.
3) 1803 г.
4) 1810 г.

11. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы.

«Если кто из помещиков пожелает отпустить благопри­обретённых или родовых крестьян своих поодиночке или и целым селением на волю и вместе с тем утвердить им уча­сток земли… то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет предоставить их при прошении своём… к министру внутренних дел для рассмотрения. Крестьяне и селения, от помещиков… с землёю от­пускаемые… могут оставаться на собственных их землях зем­ледельцами и… составляют особенное состояние свободных хлебопашцев».

1) В каком году был издан данный документ?
2) Какой высший государственный чиновник утверждал прошение помещика?
3) Требовалось ли в случае, рассматриваемом в документе, согласие крестьян?

Вариант 2

1. В каком году взошёл на престол император Александр I?

1) 1796 г.
2) 1801 г.
3) 1812 г.
4) 1825 г.

2. Кем была по отношению к Александру I императрица Екатерина II?

1) матерью
2) тётей
3) бабушкой
4) сестрой

3. Выберите из списка «молодых друзей», членов Негласного комитета при Александре I.

1) Д. Милютин
2) К. Победоносцев
3) П. Строганов
4) Н. Новосильцев
5) Г. Потёмкин
6) А. Чарторыйский

4. Отметьте одно из первых решений Негласного комитета.

1) закрытие границ для всех военнослужащих
2) восстановление Жалованных грамот дворянству и горо­дам
3) введение смертной казни для особо опасных преступ­ников
4) отмена крепостного права

5. Одним из первых министерств, учреждённых в Российской империи в годы правления Александра I, было министер­ство

1) народного просвещения
2) земледелия
3) экономики
4) благотворительности

6. Каким образом министерствам подчинялись органы вла­сти на местах?

1) работали автономно, не подчиняясь центру
2) утверждали решения, принятые министерствами
3) подчинялись министерствам по принципу линейности, что обеспечивало централизованное управление страной
4) были полностью отменены

7. Какое право давал помещикам указ о «вольных хлебо­пашцах»?

1) продавать крепостных крестьян
2) определять методы управления собственным имением
3) владеть крепостными крестьянами
4) отпускать крепостных на волю с землёй за выкуп

8. В чём состояли функции Государственного совета, учреж­дённого по предложению М.М. Сперанского?

1) Совет был законосовещательным органом при императоре
2) Совет стал законодательным органом власти
3) Совет заменил правление императора
4) Совет занимался исключительно вопросами внешней политики

9. Укажите автора «Записки о древней и новой России», вы­разителя консервативных взглядов общества.

1) М.В. Ломоносов
2) Н.М. Карамзин
3) В.А. Жуковский
4) С.Ю. Витте

10. Установите соответствие между событиями и датами.

События

А) определение размера повинностей крестьян в Прибалтике, призна­ние крестьян наследственными владельцами земли
Б) учреждение министерств
В) создание Государственного совета
Г) указ о «вольных хлебопашцах»

Даты

1) 1802 г.
2) 1803 г.
3) 1804 г.
4) 1810 г.

11. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы.

«Если кто из помещиков пожелает отпустить благопри­обретённых или родовых крестьян своих поодиночке или и целым селением на волю и вместе с тем утвердить им уча­сток земли… то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет предоставить их при прошении своём… к министру внутренних дел для рассмо­трения. Крестьяне и селения, от помещиков… с землёю от­пускаемые… могут оставаться на собственных их землях зем­ледельцами и… составляют особенное состояние свободных хлебопашцев».

1) В каком году был издан данный документ?
2) Опираясь на данный документ, можно ли утверждать, что помещик отпускал крестьян на волю с землёй?
3) Как назывался документ, составленный помещиком для рассмотрения высшими чиновниками?


Тип 1 № 14068

Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) начало Столыпинской аграрной реформы

Б) битва на реке Воже

В) учреждение опричнины

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:

А) начало Столыпинской аграрной реформы — 5) 1906 г.

Б) битва на реке Воже — 1) 1378 г.

В) учреждение опричнины — 2) 1565 г.


Тип 7 № 14074

Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Помещичье хозяйство после Крестьянской реформы 1861 г.

МестностьПреобладание отработочной системыПреобладание смешанной системыПреобладание капиталистической системы
Черноземные губернии50%12%38%
Нечерноземные губернии28%20%52%

А) Капиталистическая система ведения хозяйства преобладала в

Б) В нечернозёмной полосе количество губерний с преобладанием смешанной системы хозяйствования составляло

В) В чернозёмной полосе количество губерний с преобладанием отработочной системы составляло

1) чернозёмных губерниях

2) половину от общего числа

3) нечернозёмных губерниях

4) пятую часть от общего числа

5) десятую часть от общего числа

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А) Капиталистическая система ведения хозяйства преобладала в 3) нечернозёмных губерниях

Б) В нечернозёмной полосе количество губерний с преобладанием смешанной системы хозяйствования составляло 4) пятую часть от общего числа

В) В чернозёмной полосе количество губерний с преобладанием отработочной системы составляло 2) половину от общего числа


Задания Д9 № 289

Проведением военной реформы 1860−1870 гг. руководил

Дмитрий Алексеевич Милютин (1816—1912 гг.) — российский военный и государственный деятель; граф (30 августа 1878 г.), генерал-адъютант, генерал-фельдмаршал (16 августа 1898 г.; последнее присвоение звания подданному Российской империи); один из ближайших соратников императора Александра II. Занимал пост военного министра Российской империи (1861−1881 гг.).

Самой важной мерой Милютина было введение всеобщей воинской повинности. Воспитанные на привилегиях высшие классы общества весьма не сочувственно относились к этой реформе; купцы даже вызывались, в случае освобождения их от повинности, за свой счёт содержать инвалидов. Ещё в 1870 году образована была, однако, особая комиссия для разработки вопроса, а 1 января 1874 года состоялся Высочайший манифест о введении всеобщей воинской повинности. Рескрипт императора Александра II на имя Милютина от 11 января 1874 года поручал министру приводить закон в исполнение «в том же духе, в каком он составлен». Это обстоятельство выгодно отличает судьбу военной реформы от крестьянской. Особенно характеризует воинский устав 1874 года стремление к распространению просвещения.

Правильный ответ указан под номером 2.


Тип 2 № 583

Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:

1) введение всеобщей воинской повинности

2) отмена крепостного права

3) издание манифеста о незыблемости самодержавия

4) земская реформа

1) введение всеобщей воинской повинности — 1874 г.

2) отмена крепостного права — 1861 г.

3) издание манифеста о незыблемости самодержавия — 1881 г.

4) земская реформа — 1864 г.


Задания Д5 № 600

В какое десятилетие XIX в. было организовано «хождение в народ»?

«Хождение в народ», массовое движение демократической молодёжи в деревню в России в 1870-х гг. Впервые лозунг «В народ!» выдвинул А. И. Герцен в связи со студенческими волнениями 1861 г.

Правильный ответ указан под номером 4.


Тип 24 № 663

Уже долгое время до крестьян доходили слухи, что в их судьбе должны произойти существенные изменения. И вот в конце февраля крестьян собрали у церкви, чтобы зачитать указ императора. Указ вызвал возмущение крестьян: не того они ждали от царя. Они понимали, что теперь помещики им не хозяева, но вот условия, на которых крестьяне получали свободу, их возмутили.

1) Укажите год, когда происходили описанные события.

2) Назовите императора, правившего в тот период.

3) Укажите одно любое условие получения свободы, которое могло вызвать возмущение крестьян.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

2) император — Александр II;

3) могут быть указаны условия:

а) до перевода на выкуп для крестьян вводилось временнообязанное состояние;

б) крестьяне должны были заплатить большие выкупные платежи;

в) крестьяне теряли часть земли, которая находилась в их пользовании до отмены крепостного права.


Тип 4 № 1005

Какие из перечисленных событий относятся к царствованию Александра II? Укажите два верных положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) создание Государственного совета

2) судебная реформа

3) создание военных поселений

4) отмена крепостного права

5) восстание декабристов

В царствование Александра II была проведена судебная реформа в 1864 г. и отменено крепостное право в 1861 г.


Задания Д5 № 1055

Какое из названных событий относится к 1881 г.?

1) убийство народовольцами Александра II

2) отмена крепостного права

3) крестьяно-казацкое движение Пугачева

4) разделы Речи Посполитой

В 1881 г. был убит народовольцами Александр II; отмена крепостного права — 1861 г.; крестьяно-казацкое движение Пугачева — 1773—1775 гг.; разделы Речи Посполитой 1772, 1793, 1795 гг.

Правильный ответ указан под номером 1.


Задания Д35 C5 № 1085

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Первая русская революция 1905−1907 гг.». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен, отразить основные события (явления), связанные с революцией 1905−1907 гг.

План может иметь следующее содержание.

1. Причины революции. задачи, движущие силы, характер, начало.

а) нерешенность аграрно-крестьянского вопроса, сохранение помещичьего землевладения и крестьянского малоземелья;

б) высокая степень эксплуатации трудящихся всех наций;

в) полное политическое бесправие и отсутствие демократических свобод;

г) полицейско-чиновничий произвол и накопившийся социальный протест.

а) свержение самодержавия и установление демократической республики;

б) ликвидация сословного неравноправия;

в) введение свободы слова, собраний, партий и объединений;

г) уничтожение помещичьего землевладения и наделение крестьян землей;

д) сокращение продолжительности рабочего дня до 8 часов, признание права рабочих на стачки и создание профессиональных союзов;

е) установление равенства народов России.

3. Начало — кровавое воскресенье 9 января 1905 г.

4. Основные этапы, важнейшие события революции.

а) январско-февральские стачки и демонстрации протеста в ответ на Кровавое воскресенье под лозунгом « Долой самодержавие!»;

б) весенне-летние выступления рабочих в Москве, Одессе, Варшаве, Лодзи, Баку и Риге;

в) создание в Иваново-Вознесенске нового органа власти — Совета уполномоченных депутатов;

г) восстание матросов на броненосце «Князь Потемкин-Таврический»;

д) движение крестьян и сельскохозяйственных рабочих в 1/5 части уездов центральной России, в Грузии и Латвии;

е) всеобщая Всероссийская Октябрьская политическая стачка и вырванный у правительства Манифест 17 октября «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором царь обещал ввести некоторые политические свободы и созвать законодательную Государственную думу на основе нового избирательного закона;

ж) бунты крестьян, приведшие к отмене выкупных платежей;

з) выступления в армии и на флоте (восстание в Севастополе под руководством лейтенанта П. П. Шмидта);

и) декабрьские стачки и восстания в Москве, Харькове, Чите, Красноярске и других городах.

4. Итоги первой русской революции.

а) революция 1905 г. имела незавершенный характер;

б) рабочему классу удалось добиться сокращения продолжительности рабочего дня до 9—10 часов (некоторые предприниматели по собственному почину установили даже восьмичасовой рабочий день);

в) для крестьян были отменены выкупные платежи, вносившиеся ими более 40 лет с 1861 г., снижена арендная плата за землю;

г) был несколько смягчен политический режим. Трудящиеся получили право создавать массовые самодеятельные организации: профсоюзы, культурно-просветительские общества, кооперативные, страховые организации и т. д.). Подданным Российской империи были дарованы некоторые, хотя и весьма ограниченные демократические права: неприкосновенность личности, свобода слова, совести, собраний и союзов, издания печатных органов;

е) наконец, был решен вопрос о создании первого представительного органа власти — Государственной думы.


Тип 2 № 1118

Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:

1) отмена крепостного права в России

2) ограничение крестьянского перехода неделей до и неделей после Юрьева дня

3) принятие Соборного уложения царя Алексея Михайловича

4) созыв первого Земского собора

1) отмена крепостного права в России — 1861 г.

2) ограничение крестьянского перехода неделей до и неделей после Юрьева дня — 1497 г.

3) принятие Соборного уложения царя Алексея Михайловича — 1649 г.

4) созыв первого Земского собора — 1549 г.


Задания Д5 № 1366

Укажите реформу Александра II, осуществление которой началось раньше остальных

Земская — 1864 г.; городская — 1870 г.; крестьянская — 1861 г.; судебная — 1864 г.

Правильный ответ указан под номером 3.


Тип 2 № 1719

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.

1) отмена крепостного права в России

2) ограничение крестьянского перехода неделей до и неделей после Юрьева дня

3) принятие Соборного уложения царя Алексея Михайловича

4) созыв первого Земского собора

1) отмена крепостного права в России — 1861 г.

2) ограничение крестьянского перехода неделей до и неделей после Юрьева дня — 1497 г.

3) принятие Соборного уложения царя Алексея Михайловича — 1649 г.

4) созыв первого Земского собора — 1549 г.


Задания Д5 № 1920

Какое из перечисленных событий во время правления Александра II произошло позже остальных?

1) земская реформа

2) издание Манифеста об отмене крепостного права

3) введение всеобщей воинской повинности

4) подготовка М. Т. Лорис-Меликовым проекта реформы государственного управления

Земская реформа — 1864 г.; издание Манифеста об отмене крепостного права — 1861 г.; введение всеобщей воинской повинности — 1874 г.; подготовка М. Т. Лорис-Меликовым проекта реформы государственного управления — 1880−1881 гг.

Правильный ответ указан под номером 4.

событие под номером 4 произошло раньше всех а позже всех произошло событие под номером 3

Прочитайте внимательно пояснение или обратитесь к учебнику истории за 10 класс.


Задания Д7 № 1992

Одним из итогов правления Александра II было(-а)

1) начало железнодорожного строительства в России

2) создание Государственной думы

3) отмена крепостного права

4) присоединение к России Финляндии

В 1861 г. Александр Второй отменил крепостное право.

Правильный ответ указан под номером 3.


Тип 22 № 8251

Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.

В период правления Александра II были проведены масштабные либеральные реформы, в последствии их назвали «Великие реформы». Наиболее известная из них — отмена крепостного права в 1864 году. Другими реформами были Земская, Судебная, Городская, реформа образования. Не менее важной была военная реформа 1874 года. В ее основе лежал новый способ комплектования армии — рекрутская повинность. В результате проведения военной реформы возросла мощь российской армии и она без особых проблем одержала победу над Турцией в войне 1877−1878 гг.

Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом (обязательно заполните обе колонки таблицы).


Тип 18 № 8403

Как звали императора, об итогах царствования которого говорится в тексте? Укажите год проведения реформы, названной в тексте «величайшей» среди реформ этого царствования.

Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 15–17. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

Отрывок из воспоминаний

«Что бы ни говорили и что бы ни думали о 1 марта, его значение было громадное… Оно прервало 26-летнее царствование императора, который открыл для России новую эру, поставив её на путь общечеловеческого развития; после векового застоя он дал ей громадный толчок вперёд реформами: крестьянской, земской и судебной. И первая, и величайшая из этих реформ, крестьянская, в экономическом отношении не удовлетворяла требованиям лучших представителей общества… Труды Янсона, кн. Васильчикова и других исследователей показали полное расстройство экономического быта крестьян: малоземелье, развитие сельского пролетариата и …несоответствие крестьянских платежей с доходностью их земель…

Другие преобразования, под усилившимся влиянием противников реформ и реакции, проявившейся в самом императоре, были урезаны и искажены разными дополнениями, изъятиями, разъяснениями. Мало-помалу общественные силы и правительственная власть пошли врозь, общественные элементы потеряли всякое влияние на течение государственной жизни, на ход управления…

Поучительный характер 1 марта заключается именно в том, что это был финал двадцатилетней борьбы между правительством и обществом».


Тип 19 № 8404

Какие недостатки реформ (процесса реформирования), проведенных в данное царствование, отмечает автор? Укажите не менее двух недостатков. Какое основное последствие этих недостатков для общественно-политической ситуации называет автор?

1. Могут быть указаны следующие называемые автором недостатки реформ, процесса реформирования:

– крестьянская реформа привела к расстройству экономического быта крестьян;

…Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население, без различия состояний, подлежит воинской повинности.

…Денежный выкуп от воинской повинности и замена охотником не допускаются.

…Вооружённые силы государства состоят из постоянных войск и ополчения. Сие последнее созывается лишь в чрезвычайных обстоятельствах военного времени…

…Число людей, потребное для пополнения армии и флота, определяется ежегодно законодательным порядком.

…Поступление на службу по призывам решается жребием, который вынимается единожды на всю жизнь. Лица, по номеру вынутого ими жребия не подлежащие поступлению в постоянные войска, зачисляются в ополчение.

1) Данный нормативный акт был издан в 1860-е гг.

2) Согласно данному нормативному акту дворяне освобождались от воинской службы.

3) В соответствии с данным нормативным актом вопрос о том, кто будет призван на военную службу, решался с помощью жеребьёвки.

4) В соответствии с данным нормативным актом мужчин могли зачислять в ополчение без прохождения военной службы.

5) В соответствии с данным нормативным актом ополчение могло созываться в мирное время.

3. Прочитайте отрывок и выберите два верных суждения.

…Заседания, кроме случаев, указанных в законе, происходит публично…

…По делам о преступлениях и проступках, влекущих за собою наказания, соединённые с лишением всех прав состояния или с потерею всех или некоторых особенных прав и преимуществ, определение вины или невинности подсудимых предоставляется особы присяжным заседателям. Сие правило не распространяется на дела о преступлениях государственных.

…Различие подсудности по сословиям отменяется…

…Дела о преступлениях и проступках, не изъятых особыми постановлениями от общей подсудности, ведаются: мировыми судьями, их съездами, окружными судами, судебными палатами и кассационными департаментами Правительствующего сената…

1) Данный нормативный акт был издан в 1870-х гг.

2) Согласно документу определение вины обвиняемых в государственных преступлениях предоставлялось присяжным заседателям.

3) Согласно документу для каждого сословия вводился отдельный суд.

4) Согласно документу судебные заседания проводились публично.

5) Согласно документу в России вводился мировой суд.

4. Какие утверждения о земской и городской реформах являются верными? Укажите два утверждения.

1) Участвовать в выборах в уездные земские собрания могли не только мужчины, но и женщины.

2) Избиратели представителей в земские органы самоуправления были разделены на три курии (разряда).

3) Земским учреждениям разрешалось критиковать политические решения, принимаемые властями.

4) В земских учреждениях не было представителей крестьян.

5) В выборах гласных городских дум принимали участие только городские налогоплательщики.

4. Укажите два верных утверждения о внешней политике России.

1) В 1860-х гг. было образовано Туркестанское генерал-губернаторство .

2) По Пекинскому договору 1860 г. Уссурийский край стал владением России.

3) По Симодскому договору 1855 г. Курильские острова перешли к Японии.

4) Аляска была продана США в период Крымской войны.

5) Одной из стран – участниц «Союза трёх императоров» была Франция .

5. Установите соответствие между событиями (процессами, явлениями) и участниками этих событий (процессов, явлений).

СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ, ЯВЛЕНИЯ)

А) подготовка военных реформ

Б) пересмотр условий Парижского мирного договора

В) деятельность народников

5. Установите соответствие между событиями (процессами, явлениями) и участниками этих событий (процессов, явлений).

СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ, ЯВЛЕНИЯ)

А) деятельность народников

Б) деятельность Верховной распорядительной комиссии по охране государственного порядка и общественного спокойствия

2) М.Т. Лорис-Меликов

В) деятельность Редакционных комиссий

6. Запишите название организации, о которой идёт речь.

Революционная народническая организация, возникшая в 1879 г. Члены организации вели агитацию во всех слоях общества, организовывали террористические акты.

6. Запишите термин, о котором идёт речь.

Должностное лицо, назначавшееся из дворян для утверждения уставных грамот и разбора конфликтов между крестьянами и помещиками в период проведения крестьянской реформы в правление Александра II .

7. Заполните пропуск в схеме.


7. Заполните пропуск в схеме.


Контрольная работа №3

«Россия в эпоху Великих реформ»

Вариант I Вариант II

8. Рассмотрите изображение и укажите два верных суждения.

1) Карикатура посвящена недостаткам судебной реформы Александра II .

2) Споры между людьми, изображёнными на карикатуре, должны были урегулировать мировые посредники.

3) Ситуация, изображённая на карикатуре, приводила к распространению отработочной системы труда.

4) По условиям реформ, проведённых при Александре II , земля, на которой изображённый на карикатуре человек стоит на одной ноге, не принадлежала этому человеку и никогда не могла быть им выкуплена.


5) В результате реформ, проведённых при Александре II , человек, изображённый на карикатуре стоящим на одной ноге, утратил право распоряжаться своим имуществом.

8. Рассмотрите изображение и укажите два верных суждения.

1) Изображение посвящено изменениям, ставшим прямым результатом открытия военных учебных заведений в период правления Александра II .

2) Солдат, изображённый на картине слева, – представитель дворянского сословия.

3) Реформа, последствиям которой посвящена картина, была проведена в 1870-х гг.


4) Солдат, изображённый на картине справа, по возвращении с действительной службы зачислен в запас.

5) Солдат, изображённый на картине справа, к моменту возвращения домой прослужил 20 лет.

9. Прочитайте текст, в котором предложения пронумерованы. Данный текст содержит две ошибки. Фрагменты текста, в которых, возможно, сделаны ошибки, подчёркнуты и выделены полужирным шрифтом. Запишите номера предложений с ошибками.

(1) До середины XIX в. Россия не имела официально признанных границ со своими соседями на Дальнем Востоке. (2) Большое не только научное, но и политическое значение имела экспедиция адмирала Е.П. Хабарова на побережье Татарского пролива, а также деятельность генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьёва. (3) Для закрепления, освоения и охраны земель вдоль Амура в 1851 г. Было создано Забайкальское, а в 1858 г. – Амурское казачье войско. (4) Развязанная в конце 1850-х гг. Англией и Францией «опиумная война» против Китая не была поддержана Россией, что вызвало благожелательный отклик в Пекине, чем и воспользовался Н.Н. Муравьёв. (5) В мае 1858 г. Н.Н. Муравьёв подписал с представителями китайского правительства Петербургский договор. (6) По этому договору граница с Китаем устанавливалась по реке Амур до впадения в него реки Уссури. (7) Уссурийский край между этой рекой и Тихим океаном объявлялся совместным русско-китайским владением.

9. Прочитайте текст, в котором предложения пронумерованы. Данный текст содержит две ошибки. Фрагменты текста, в которых, возможно, сделаны ошибки, подчёркнуты и выделены полужирным шрифтом. Запишите номера предложений с ошибками.

(1) Начавшаяся русско-турецкая война велась на Балканском и Кавказском театре военных действий. (2) На балканском фронте особенно тяжёлой оказалась осада Плевны, которую оборонял талантливый турецкий полководец Осман-паша. (3) Турецкие войска обороняли город несколько месяцев, но в ноябре 1877 г. были вынуждены сдаться. (4) Русская армия начала быстрое наступление в зимних условиях. (5) На кавказском фронте русские войска в короткие сроки разбили превосходящие турецкие войска и овладели крепостями Баязет, Ардаган, Карс, выйдя к Измаилу. (6) Война завершилась занятием русской армией местечка Сан-Стефано. (7) Здесь и был заключён мирный договор, по которому Греция, Черногория и Румыния стали независимыми государствами, а Болгария становилась автономным княжеством в составе Турции.

Контрольная работа №3

«Россия в эпоху Великих реформ»

Вариант I Вариант II

Прочитайте отрывок из сочинения и выполните задание 10.

Сборы хлебов на душу сельского населения с 70-х по 90-е гг. XIX в. выросли в Северо-Западном регионе – с 13 до 14 пудов; в Центрально-Промышленном регионе – с 13 до 15 пудов; в Приуралье – с 21 по 28 пудов, а всего в Нечерноземье – с 16 по 18 пудов. В пореформенное время стала более существенной роль картофеля. С учётом его (в переводе на зерно из расчёта 3 пуда за 1 пуд зерна) душевой сбор в Нечерноземье вырос с 17 до 20,4 пуда. В целом по европейской России душевой сбор с учётом картофеля вырос с 21 до 25 пудов.

Имущественное неравенство внутри общины стало заметным, в повседневный обиход вошли такие понятия, как «кулаки-мироеды», «батраки». По данным земской статистики конца XIX в., у 20% зажиточных крестьян было около 50% посевной площади, в то время как у 50% бедных дворов она составляла около 18%. На один крестьянский двор у зажиточных крестьян приходилось 20 десятин земли, находившейся в пользовании, у бедных – около 3,5 десятины. У зажиточных крестьян было не только больше посевных площадей, но и больше лошадей, домашнего скота, инвентаря, сельскохозяйственных машин. Треть зажиточных крестьян нанимала батраков.

10. Рассмотрите таблицу, составленную на основе данных, приведённых в отрывке (заголовки строк и столбцов в таблице обозначены буквами).

1.Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) убийство императора Александра II

Б) продажа Аляски

В) отмена крепостного права

2.Запишите термин, о котором идёт речь.

«Выборный суд, появившийся в ходе судебной реформы 1864 г. для разбора малозначительных дел и рассмотрения мелких гражданских исков».

3.Какие реформы были осуществлены в эпоху великих реформ 1860−1870 гг.? Найдите в приведённом ниже списке две реформы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) губернская 2) министерская 3) церковная 4) земская 5) судебная

4.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к 1855–1881 годам.

1) земства; 2) временнообязанные крестьяне; 3) мировой посредник; 4) присяжный поверенный; 5) указ «о вольных хлебопашцах».

5. Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу.

1) Подписание Сан-Стефанского договора означало достижение Россией своих целей в войне.

2) Болгария была разделена на две части: северная объявлялась княжеством, зависимым от Турции; южная – автономной турецкой провинцией под названием Восточная Румелия.

3) Решения Берлинского конгресса означали дипломатическое поражение России.

4) Сербия стала независимым государством

Номер предложения, содержащего

6.Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Доля машинного и ручного труда в российской экономике в 80-е гг. XIX в.

Текстильное производство

Сахароварение

Мебельное производство

Мануфактурное и ремесленное производство

ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ

A) В 1880-е гг. ручной труд преобладал в производстве

Б) Наибольшей степенью механизации отличалось производство

В) В текстильном производстве преобладающим был

4) машинный труд

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

7. Назовите российского императора, в правление которого к России была присоединена большая часть земель, обозначенных в легенде схемы цифрой «1». В ответ запишите его имя и порядковый номер. (Например, Иван Четвертый).

Рассмотрите схему и выполните задания

8.Укажите название государства, территория которого обозначена на схеме цифрой «6».

9. Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите цифру, обозначающую на схеме город, где произошли события, описываемые в данном отрывке.

«В конце XIX века при строительстве Транссибирской магистрали на Иртыше был возведён железнодорожный мост. Мост создан по проекту выдающегося русского инженера-строителя Н.А. Белелюбского. На строительство моста правительство ассигновало 3 миллиона рублей. Мост построен с шестью пролётами по 100 м каждый, а два береговых пролёта протяжённостью по 22 м. Основание мостовых быков – на кессонах, фермы изготовлены из сварочного железа Боткинского завода. Работы по постройке моста производились контрагентом Березиным под наблюдением инженеров Залусского и Ольшевского».

10. Запишите слово, пропущенное в схеме.

11.Что из перечисленного стало одной из причин (предпосылок) начала проведения в России Великих реформ 1860–1870-х гг.?

— неудачное завершение русско-японской войны

— покушение Д.В. Каракозова на императора Александра II

— неудачи России в Крымской войне

— создание организации «Народная воля»

Объясните, как выбранное Вами положение связано с началом проведения в России Великих реформ 1860–1870-х гг.

12. Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.

В период правления Александра II были проведены масштабные либеральные реформы, в последствии их назвали «Великие реформы». Наиболее известная из них — отмена крепостного права в 1864 году. Другими реформами были Земская, Судебная, Городская, реформа образования. Не менее важной была военная реформа 1874 года. В ее основе лежал новый способ комплектования армии — рекрутская повинность. В результате проведения военной реформы возросла мощь российской армии и она без особых проблем одержала победу над Турцией в войне 1877−1878 гг.

Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом (обязательно заполните обе колонки таблицы).

Положение текста, в котором

допущена ошибка

Исправленное положение текста

13.В 1870 г. Россия выступила с заявлением, что не считает себя больше связанной обязательствами мирного договора, подписанного за 14 лет до этого. Невзирая на протест ряда европейских держав, Россия принялась создавать новый военный флот, восстанавливать разрушенные и строить новые береговые укрепления.

1) Назовите мирный договор, о котором идёт речь.

2) Назовите русского министра иностранных дел, который был инициатором предпринятых Россией действий.

3) В чём состояли причины успешности предпринятого Россией внешнеполитического манёвра? Укажите одну любую причину.

Тест по теме «Правление Александра II » 2 вариант

1.Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) убийство императора Александра II

Б) земская реформа

В) отмена крепостного права

2. Запишите термин, о котором идёт речь.

Государственная идеология, созданная С.С. Уваровым, получила название «теория __________».

3. Какие из перечисленных событий относятся к царствованию Александра II? Укажите два верных положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) создание Государственного совета 2) судебная реформа 3) создание военных поселений

4) отмена крепостного права 5) восстание декабристов

4.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, появились в ходе Великих реформ 1860–1870-х гг.

1) уставная грамота; 2) земская управа; 3) мировой судья; 4) городской магистрат; 5) суд присяжных

Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.

5. Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу.

1) В России было отменено крепостное право, введен всесословный суд, учреждено земское самоуправление.

2) Внутреннюю политику Александра IIможно считать прогрессивной и либеральной.

3) Народники активно боролись с царским режимом во второй половине XIX века.

4) Народная волю организовала серию покушений на Александра II, которые закончились его убийством.

Номер предложения, содержащего

6.Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Сборы хлебов на душу сельского населения

Западный регион

Северо-Западный регион

ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ

A) Сборы хлебов сохранились на прежнем уровне в

Б) Наибольший рост сбора хлебов был отмечен в

В) В северо-западных районах России сборы хлебов

3) Западном регионе

4) незначительно возросли

5) Северо-Западном регионе

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

7.Запишите название страны, пропущенной в схеме.

8..Как звали императора, об итогах царствования которого говорится в тексте? Укажите год проведения реформы, названной в тексте «величайшей» среди реформ этого царствования.

Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания . Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

Отрывок из воспоминаний

«Что бы ни говорили и что бы ни думали о 1 марта, его значение было громадное… Оно прервало 26-летнее царствование императора, который открыл для России новую эру, поставив её на путь общечеловеческого развития; после векового застоя он дал ей громадный толчок вперёд реформами: крестьянской, земской и судебной. И первая, и величайшая из этих реформ, крестьянская, в экономическом отношении не удовлетворяла требованиям лучших представителей общества… Труды Янсона, кн. Васильчикова и других исследователей показали полное расстройство экономического быта крестьян: малоземелье, развитие сельского пролетариата и …несоответствие крестьянских платежей с доходностью их земель…

Другие преобразования, под усилившимся влиянием противников реформ и реакции, проявившейся в самом императоре, были урезаны и искажены разными дополнениями, изъятиями, разъяснениями. Мало-помалу общественные силы и правительственная власть пошли врозь, общественные элементы потеряли всякое влияние на течение государственной жизни, на ход управления…

Поучительный характер 1 марта заключается именно в том, что это был финал двадцатилетней борьбы между правительством и обществом».

9.Какие недостатки реформ (процесса реформирования), проведенных в данное царствование, отмечает автор? Укажите не менее двух недостатков. Какое основное последствие этих недостатков для общественно-политической ситуации называет автор?

10.На основе исторических знаний приведите не менее трёх положений, которые раскрывают основные принципы одной (на выбор) из названных в тексте реформ, кроме крестьянской. Сначала укажите название реформы, затем ее принципы.

11.Что из перечисленного стало одной из причин (предпосылок) отмены крепостного права?

— последствия Отечественной войны 1812 года

— начавшийся промышленный переворот

— реакция на деятельность «народовольцев»

Объясните, как выбранное Вами положение связано с отменой крепостного права.

12. Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.

При императоре Александре II были проведены широкомасштабные социально-экономические преобразования, получившие название «Великие реформы». Так, в частности, согласно царскому манифесту от 19 февраля 1864 года было отменено крепостное право. Также была проведена и судебная реформа, согласно которой был введён новый тип суда — дворянский суд — суд первой инстанции, занимавшийся урегулированием мелких споров.

Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом (обязательно заполните обе колонки таблицы).

Положение текста, в котором

допущена ошибка

Исправленное положение текста

13. В начале января русские войска взяли город Адрианополь и оказались всего в нескольких верстах от турецкой столицы — Стамбула. Турки были разгромлены. Многие в русском лагере призывали взять Стамбул и «водрузить крест на Святой Софии», окончательно решить Восточный вопрос. Но император Александр II подписал с султаном перемирие, а в феврале того же года — мир.

1) Назовите год, в который происходили описываемые события.

2) Укажите название мирного договора, заключенного в феврале.

3) Приведите причины, по которым Александр II отверг предложения занять турецкую столицу

Контрольная работа по истории России Россия во второй четверти XIX в. 9 класс с ответами. Контрольная работа включает 2 варианта. В каждом варианте по 14 заданий.

Вариант 1

1. Расположите события в хронологическом порядке.

А) издание указа об обязанных крестьянах
Б) смерть Николая I
В) подавление русскими войсками восстания в Венгрии
Г) первое издание Свода законов Российской империи

2. Установите соответствие между событиями и годами.

События

А) открытие железной дороги Санкт-Петербург — Царское Село
Б) издание «чугунного» устава
В) начало обороны Севастополя

Годы

1) 1826 г.
2) 1837 г.
3) 1849 г.
4) 1854 г.

3. Прочитайте отрывок из сочинения историка и выберите два верных суждения.

Николай поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок, восполнять пробелы, чинить обнаружившиеся ветхости с помощью практического законодательства и все это делать без всякого участия общества, даже с подавлением общественной самостоятельности, одними правительственными средствами… Для того чтобы существующий порядок действовал правильно, надо было дать учреждениям строгий кодекс. Над созданием такого кодекса работали с 1700 г., и дело не удавалось. Такой кодекс мог быть выработан при указанной программе: если решено поддерживать существующий порядок, то в свод законов должны быть взяты существующие узаконения; новый свод законов должен быть сводом законов действующих, а не кодексом, созданным отвлеченной мыслью. Эту задачу прежде всего и взялся разрешить Николай. Для этого он учредил при себе особое отделение Собственной канцелярии и в руководители дела призвал лицо, давно искусившееся в этой работе, знакомого нам М.М. Сперанского.

1) В данном отрывке идёт речь о III отделении Собственной его императорского величества канцелярии.
2) Автор считает, что Николай I стремился провести в стране широкомасштабные реформы.
3) Автор считает, что над созданием кодекса работали с периода правления Петра I.
4) Государственному деятелю, упомянутому в отрывке, удалось создать кодекс, о котором идет речь.
5) Государственный деятель, упомянутый в отрывке, руководил проведением реформы управления государственными крестьянами.

4. Установите соответствие между событиями (процессами, явлениями) и участниками этих событий (процессов, явлений).

События (процессы, явления)

А) деятельность кружка славянофилов
Б) сражение на реке Альме
В) подавление восстания в Царстве Польском

Участники

1) И.Ф. Паскевич
2) А.С. Меншиков
3) А.Х. Бенкендорф
4) А.С. Хомяков

5. Установите соответствие между памятниками культуры и их авторами.

Памятники культуры

А) картина «На пашне. Весна»
Б) Большой театр в Москве
В) опера «Русалка»

Автор

1) О.И. Бове
2) Т.Г. Шевченко
3) А.С. Даргомыжский
4) А.Г. Венецианов

6. Рассмотрите изображение и укажите два верных суждения.

1) Данная марка выпущена к 200-летию создания изображенной на ней картины.
2) В период, когда была выпущена данная марка, изображенная на ней картина хранилась в Москве.
3) Автор картины является родоначальником критического реализма в русской живописи.
4) На картине, помещённой на марке, изображён представитель крестьянства.
5) Автор картины является также автором картины Явление Христа народу.

7. Укажите памятник архитектуры, созданный в первой половине XIX в.

Памятники архитектуры 1 вариант

8. На основе данных статистической таблицы завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Население России в 1815 г. и в 1851 г.

Годы Всего, млн чел. В том числе городское население В том числе крепостные
млн чел. в % ко всему населению млн чел. в % ко всему населению
1815 45,0 1,7 3,8 20,8 46,2
1851 68 3,4 5,0 21,7 31,9

Начало суждения

А) В 1815-1851 гг. в два раза увеличи­лась численность
Б) В 1815-1851 гг. доля крепостных в структуре населения страны
В) В 1815-1851 гг. менее чем на 1 млн человек увеличилась численность

Варианты завершения суждения

1) крепостных.
2) городского населения.
3) всего населения России.
4) сократилась.
5) увеличилась.

9. Прочитайте текст (каждое предложение пронумеровано), в котором нарушена последовательность предложений.

(1) В этой ситуации европейские державы поспешили оказать помощь Османской империи. (2) Англия и Франция, в отличие от Австрии, не ограничились дипломатическим нажимом и объявили России войну. (3) Тогда же русский флот под командованием П.С. Нахимова разгромил в Синопской бухте турецкий флот. (4) Осенью 1853 г. русские войска одержали победу над турецкими войсками, наступавшими на Тифлис. (5) Поводом для войны стал спор между католической и православной церковью по поводу прав в святых палестинских землях, находившихся во владениях Османской империи. (6) Под угрозой вступления Австрии в войну Россия была вынуждена выполнить ее требование о выводе своих войск из Дунайских княжеств. (7) Летом 1853 г. Николай I, обвинив турецкое правительство в притеснении православных, приказал своим войскам занять Дунайские княжества, составлявшие пограничный с Россией регион Османской империи.

Запишите правильную последовательность предложений.

Рассмотрите карту и выполните задания 10-12.

Карта 1 вариант

10. Какой район обозначен на карте штриховкой?

1) район преобладания оброчной системы
2) район, где в. первой четверти XIX в. была отменена личная зависимость крестьян от помещиков
3) район, где помещичьи хозяйства не имели большого значения
4) район производства хлеба на продажу

11. Какой цифрой на карте обозначена территория государства, правительству которого российские войска помогли подавить восстание в 1849 г.?

12. Запишите год, когда было завершено строительство объекта, обозначенного на карте цифрой 1.

13. Запишите термин, о котором идет речь.

Межсословная категория населения в России XVIII-XIX вв.; выходцы из духовенства, купечества, мещанства, крестьянства, обедневшего дворянства. Как правило, мелкие чиновники, студенты, люди интеллектуальных профессий.

14. Прочитайте отрывок из сочинения историка и запишите фамилию, пропущенную в тексте.

Плавание __________ и Лисянского было признано географическим и научным подвигом. В его честь была выбита медаль с надписью: «За путешествие кругом света 1803-1806». Результаты экспедиции были обобщены в обширных географических трудах ее участников.
Первое плавание россиян вышло за рамки «дальнего вояжа». Оно принес­ло славу русскому флоту.
Личности командиров кораблей заслуживают особого внимания. Несомненно, что они были прогрессивными для своего времени людьми, горячими патриотами, неустанно радевшими за судьбу «служителей»-матросов, благодаря мужеству и трудолюбию которых плавание прошло на редкость благополучно. Отношения __________ и Лисянского — дружеские и доверительные решающим образом содействовали успеху дела.

Вариант 2

1. Расположите события в хронологическом порядке.

А) окончание строительства железной дороги Санкт-Петербург — Москва
Б) учреждение II отделения Собственной его императорского величества канцелярии
В) смерть Николая I
Г) открытие железной дороги Санкт-Петербург — Царское Село

2. Установите соответствие между событиями и годами.

События

А) подписание Туркманчайского мирного договора
Б) начало проведения денежной реформы Е.Ф. Канкрина
В) разгром кружка петрашевцев

Годы

1) 1828 г.
2) 1839 г.
3) 1849 г.
4) 1854 г.

3. Прочитайте отрывок из сочинения историка и выберите два верных суждения.

Когда они сгруппировались в два известных нам лагеря западников и славянофилов, оказалось, что оба эти лагеря одинаково чужды правительственному кругу, одинаково далеки от его взглядов и работ и одинаково для него подозрительны. Неудивительно, что в таком положении очутились западники. Мы знаем, как, преклоняясь перед западной культурой, они судили русскую действительность с высоты европейской философии и политических теорий; они, конечно, находили ее отсталой и подлежащей беспощадной реформе. Труднее понять, как оказались в оппозиции славянофилы. Не один раз правительство Николая I (устами министра народного просвещения графа __________) объявляло свой лозунг: православие, самодержавие, народность. Эти же слова могли быть и лозунгом славянофилов, ибо указывали на те основы самобытного русского порядка, церковного, политического и общественного, выяснение которых составляло задачу славянофилов. Но славянофилы понимали эти основы иначе, чем представители «официальной народности». Для последних слова «православие» и «самодержавие» означали тот порядок, который существовал в современности: славянофилы же идеал православия и самодержавия видели в московской эпохе, где церковь им казалась независимой от государства носительницей соборного начала, а государство представлялось «земским», в котором принадлежала «правительству сила власти, земле — сила мнения».

1) В тексте пропущена фамилия С.С. Уварова.
2) Автор считает, что понять причину оппозиционности правительству славянофилов труднее, чем понять причину оппозиционности западников.
3) Автор считает, что идеалом славянофилов была эпоха Петра I.
4) Представители обоих оппозиционных течений общественной мысли, о которых идет речь, относились к радикальному (революционному) направлению.
5) Автор считает, что лозунги «православие» и «самодержавие» славянофилы понимали так же, как и правительство Николая I.

4. Установите соответствие между событиями (процессами, явлениями) и участниками этих событий (процессов, явлений).

События (процессы, явления)

А) деятельность кружка славянофилов
Б) оборона Севастополя
В) проведение реформы управления государственными крестьянами

Участники

1) Э.И. Тотлебен
2) А.А. Аракчеев
3) П.Д. Киселев
4) Ю.Ф. Самарин

5. Установите соответствие между памятниками культуры и их авторами.

Памятники культуры

А) опера «Жизнь за царя»
Б) Большой Кремлёвский дворец
В) картина «Завтрак аристократа»

Авторы

1) П.А. Федотов
2) П.С. Мочалов
3) М.И. Глинка
4) К.А. Тон

6. Рассмотрите изображение и укажите два верных суждения.

Почтовый блок

1) Почтовый блок выпущен ровно через 200 лет после того, как была написана изображенная на нем картина.
2) Картина, изображенная на почтовом блоке, написана в рамках критического реализма.
3) Автор картины, изображенной на почтовом блоке, А.А. Иванов.
4) Автор картины, изображенной на почтовом блоке, является также автором картины «Последний день Помпеи».
5) Почтовый блок посвящен событию, с которым непосредственно связано понятие «новая эра» («наша эра»).

7. Укажите памятник архитектуры, созданный в первой половине XIX в.

Памятники архитектуры 2 вариант

8. На основе данных статистической таблицы завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Промышленность в России во второй четверти XIX в.

Годы Число всех фабрик Рабочих
1825 5261 210 567
1832 5656 272 490
1842 6930 455 827
1850 9843 517 679

Начало суждения

А) Среднее ежегодное увеличение количества фабрик было наибольшим
Б) Среднее ежегодное увеличение численности рабочих было наибольшим
В) В 1850 г. в среднем на каждой фабрике работало

Варианты завершения суждения

1) в период 1832-1842 гг.
2) в период 1825-1832 гг.
3) более 30 рабочих.
4) в период 1842-1850 гг.
5) менее 30 рабочих.

9. Прочитайте текст (каждое предложение пронумеровано), в котором нарушена последовательность предложений.

(1) В январе 1829 г. Грибоедов и сотрудники посольства погибли в ходе резни, устроенной обезумевшей толпой. (2) Выдающуюся роль в выработке названных условий договора сыграл А.С. Грибоедов, вскоре затем назначенный министром-посланником в Персию. (3) По этому договору к России отходили Эриванское и Нахичеванское ханства, определялась русско-персидская граница по Араксу и подтверждалось исключительное право России иметь военный флот на Каспийском море. (4) В 1827 г. русские войска взяли Эривань и Тавриз, после чего начались мирные переговоры. (5) В 1826 г. Персия объявила войну России. (6) Власти Персии пошли на этот шаг, находясь под влиянием британских агентов, которые целенаправленно стремились к ослаблению российского влияния в Закавказье. (7) В феврале 1828 г. был подписан Туркманчайский мирный договор.

Запишите правильную последовательность предложений.

Рассмотрите карту и выполните задания 10-12.

Карта 2 вариант

10. Укажите год, когда началась война, военные действия которой обозначены на карте.

1) 1849 г.
2) 1853 г.
3) 1854 г.
4) 1855 г.

11. Укажите цифру, которой на карте обозначена столица государства — противника России в данной войне.

12. Запишите название сражения, обозначенного на карте цифрой 1.

13. Запишите термин, о котором идет речь.

Принятое в исторической и философской литературе обозначение учения о возможности преобразования общества на социалистических принципах социальной справедливости, свободы и равенства ненасильственным способом, силой пропаганды и примера.

14. Прочитайте отрывок из сочинения историка и запишите название, пропущенное в тексте.

…И хотя, начиная с 1805 г., число школ увеличивалось незначительно, частные пожертвования на нужды образования позволили открыть ряд новых учебных заведений, например Ришельевский лицей (1817) в Одессе (в дальнейшем преобразованный в университет), Лазаревский институт изучения восточных языков в Москве (1815). Отметим, что в эти годы на казенные средства был также открыт ставший впоследствии знаменитым __________ лицей (1811). Этот лицей был открыт в противовес частным пансионам или домашнему обучению, которое осуществляли, как правило, французы-эмигранты, многие из них к тому же вели активную католическую пропаганду. В провинции же в казенных учебных заведениях учились, как правило, дети разночинцев (и даже дети крестьян), так как провинциальные дворяне, к огорчению Министерства народного просвещения, предпочитали обучение у частных учителей.

Ответы на контрольную работу по истории России Россия во второй четверти XIX в. 9 класс
Вариант 1
1. ГАВБ
2. А2 Б1 В4
3-34
4. А4 Б2 В1
5. А4 Б1 В3
6-23
7-1
8. А2 Б4 В1
9. 5743162
10-4
11-4
12. 1851 г.
13. Интеллигенция
14. Крузенштерн
Вариант 2
1. БГАВ
2. А1 Б2 В3
3-12
4. А4 Б1 В3
5. А3 Б4 В1
6-35
7-3
8. А4 Б1 В3
9. 5647321
10-2
11-2
12. Синопское сражение
13. Утопический социализм
14. Царскосельский

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: