Является ли имущество приобретенное государственным унитарным предприятием за счет чистой прибыли

Обновлено: 23.04.2024

Постановление от 12 сентября 2018 года №1224. Устанавливается, что подлежащая перечислению в федеральный бюджет часть прибыли федеральных государственных унитарных предприятий должна быть не менее 50% прибыли предприятия, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и других платежей (ранее было установлено, что подлежащая перечислению в федеральный бюджет часть прибыли не должна быть менее 25%).

Документ

Постановление от 12 октября 2018 года №1224

Подготовлено Минфином России в соответствии с государственной программой «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков».

Постановлением Правительства от 10 апреля 2002 года №228 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закреплённого в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий» установлен порядок определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий (далее – предприятия).

Подписанным постановлением в этот порядок внесены изменения.

Устанавливается, что в федеральный бюджет должна направляться часть прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей (без учёта доходов и расходов от переоценки обращающихся на рынке ценных бумаг акций обществ и относящегося к таким доходам и расходам налога на прибыль организаций), уменьшенной на сумму расходов по развитию предприятия, которые утверждены в составе программы его деятельности на текущий финансовый год, осуществляемых за счёт чистой прибыли. При этом направляемая в федеральный бюджет часть прибыли должна быть не менее 50% прибыли предприятия, остающейся после уплаты налогов и других платежей в его распоряжении, если другое не установлено актами Правительства России (ранее было установлено, что подлежащая перечислению в федеральный бюджет часть прибыли не должна быть менее 25%).

В случае если на предприятие возложена обязанность по составлению финансовой отчётности, в том числе консолидированной, в соответствии с Международными стандартами финансовой отчётности, подлежащая перечислению в федеральный бюджет часть прибыли не может быть менее 50% чистой прибыли предприятия, определённой по данным такой отчётности. Если эта сумма превышает величину чистой прибыли, определённую по данным бухгалтерской отчётности предприятия, то для перечисления в федеральный бюджет части прибыли предприятия должна использоваться его нераспределённая прибыль.

При этом сохраняется возможность снижения направляемой в федеральный бюджет чистой прибыли предприятия на расходы по развитию, утверждённые в составе программы его деятельности на текущий отчётный год, а также возможность принятия Правительством России других решений в отношении использования чистой прибыли предприятия.

В соответствии с распоряжением Правительства от 18 мая 2017 года №944-р аналогичный подход, предусматривающий учёт размера чистой прибыли, определённой согласно Международным стандартам финансовой отчётности, применяется в отношении акционерных обществ.

В 2017 году доходы федерального бюджета от перечисления части прибыли предприятий, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, составили 5,84 млрд рублей. С 2019 года доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей ФГУПов, предусматриваются в объёме более 10 млрд рублей.

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального государственного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" в порядке, установленном Федеральным законом "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом". От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е. Жуковского" в соответствии с Федеральным законом "О Национальном исследовательском центре "Институт имени Н.Е. Жуковского". От имени Российской Федерации права собственника имущества государственного унитарного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в порядке, установленном Федеральным законом "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос". От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" в соответствии с Федеральным законом "О национальном исследовательском центре "Курчатовский институт".

ГАРАНТ:

О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия см. постановление Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 739

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.

2. В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также - государственное предприятие), муниципальное предприятие;

унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также - казенное предприятие).

3. Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

4. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не допускается.

Информация об изменениях:

Статья 2 дополнена пунктом 5 с 30 июля 2017 г. - Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 267-ФЗ

5. Под федеральным унитарным предприятием, имеющим стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, в целях настоящего Федерального закона понимается:

2) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, включенные в перечень стратегических предприятий и организаций, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";

3) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, определенные отдельным решением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Унитарные предприятия на конкурентных рынках, созданные до 08.01.2020, подлежат ликвидации или реорганизации до 01.01.2025 (ст. 3 ФЗ от 27.12.2019 N 485-ФЗ).

Статья 2. Унитарное предприятие

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального государственного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" в порядке, установленном Федеральным законом "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом". От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е. Жуковского" в соответствии с Федеральным законом "О Национальном исследовательском центре "Институт имени Н.Е. Жуковского". От имени Российской Федерации права собственника имущества государственного унитарного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в порядке, установленном Федеральным законом "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос". От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" в соответствии с Федеральным законом "О национальном исследовательском центре "Курчатовский институт".

(см. текст в предыдущей редакции)

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.

2. В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также - государственное предприятие), муниципальное предприятие;

унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также - казенное предприятие).

3. Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

4. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не допускается.

5. Под федеральным унитарным предприятием, имеющим стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, в целях настоящего Федерального закона понимается:

2) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, включенные в перечень стратегических предприятий и организаций, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";

3) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, определенные отдельным решением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Как и любое другое унитарное предприятие, УП коммунального хозяйства должно отдавать часть своей чистой прибыли собственнику имущества, находящегося у предприятия в хозяйственном ведении (учредителю). С какой периодичностью прибыль должна перечисляться в бюджет? Каким образом определяется размер прибыли: по данным бухгалтерского или налогового учета? Корректируется ли прибыль в случае обнаружения ошибки после составления отчетности?

Согласно п. 1 ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия. Имущество УП является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия, находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Учредитель также не является участником УП и не приобретает в нем прав членства, однако он имеет вещные права в отношении имущества предприятия (п. 3 ст. 48, п. 1 ст. 65.1 ГК РФ). Так, собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия, имеет право на получение части прибыли от использования этого имущества (п. 1 ст. 295 ГК РФ).

Помимо Гражданского кодекса, правовое положение УП определяется Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Федеральный закон № 161-ФЗ). В силу п. 1 ст. 17 этого закона собственник имущества (Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование) государственного или муниципального УП имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия. Государственное или муниципальное УП ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Порядок, размеры и сроки ее перечисления определяются Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Указание на ежеквартальное перечисление части прибыли недопустимо

Федеральный законодатель, наделяя представительные органы муниципальных образований полномочиями в области установления порядка, размеров и сроков ежегодного перечисления в местный бюджет части прибыли, остающейся в распоряжении МУП после уплаты налогов и иных обязательных платежей, одновременно определил:

периодичность изъятия (раз в год);

количественные ограничения (часть прибыли, то есть часть финансового результата деятельности предприятия за прошедший год).

Какие-либо полномочия по изменению периодичности изъятия части прибыли, остающейся в распоряжении МУП после уплаты налогов и иных обязательных платежей, федеральный законодатель органам местного самоуправления не предоставил.

Установление представительным органом муниципального образования ежеквартального перечисления части прибыли фактически изменяет предусмотренное федеральным законодателем правовое регулирование, что прямо противоречит нормам законодательства.

Чистая прибыль – по данным бухгалтерского или налогового учета?

Прибыль, оставшаяся в распоряжении УП после уплаты налогов и иных обязательных платежей, определяется по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за соответствующий год. С этим согласны и судьи. Обоснования таковы (см. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2018 № 09АП-63853/2017-ГК по делу № А40-131884/2017).

Для целей исполнения Федерального закона № 161-ФЗ подлежит учету чистая прибыль по данным бухгалтерского, а не налогового учета. Налоговый учет ведется исключительно в целях обложения хозяйственных операций налогом на прибыль, его данные для иных сфер деятельности организации значения не имеют (например, для целей исчисления других налоговых платежей, в том числе НДС, налога на имущество, организации используют данные бухгалтерского, а не налогового учета).

Поэтому тот факт, что УП по данным налогового учета получило убыток, который отражен в декларации по налогу на прибыль, не имеет значения для целей исполнения обязанности по перечислению части чистой прибыли (образовавшейся по данным бухгалтерской отчетности) в бюджет.

Можно ли уменьшить чистую прибыль на сумму ошибки?

Если предприятие после составления отчетности обнаруживает в ней ошибку, приведшую к неправильному определению размера чистой прибыли, порядок ее исправления зависит от того, является ли ошибка существенной и в какой момент она обнаружена. Исправление ошибок в бухучете и бухгалтерской отчетности производится по правилам, прописанным в ПБУ 22/2010.

К примеру, УП выявило ошибку предшествующего отчетного года после представления бухгалтерской отчетности за этот год органу, уполномоченному осуществлять права собственника, но до даты утверждения такой отчетности в порядке, установленном законодательством РФ. Собственник имущества УП в отношении указанного предприятия утверждает бухгалтерскую отчетность согласно пп. 9 п. 1 ст. 20 Федерального закона № 161-ФЗ. На основании п. 86 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ, а квартальную отчетность – в случаях, установленных законодательством РФ, – в течение 30 дней по окончании квартала. В пределах этих сроков конкретная дата подачи бухгалтерской отчетности определяется учредителями (участниками) организации или общим собранием.

Если ошибка является существенной, она исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета за декабрь отчетного года (года, за который составляется бухгалтерская отчетность). При этом в пересмотренной годовой бухгалтерской отчетности раскрывается информация о том, что данная отчетность заменяет первоначально представленную, а также об основаниях для ее составления. Пересмотренная бухгалтерская отчетность направляется по всем адресам, по которым была подана первоначальная отчетность. Как результат, в этом случае УП должно перечислить в бюджет часть прибыли, полученной по данным пересмотренной бухгалтерской отчетности.

Несущественная ошибка в указанной ситуации исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором она выявлена. Прибыль или убыток, возникшие в результате исправления такой ошибки, отражаются в составе прочих доходов или расходов текущего отчетного периода. Следовательно, отчетность не пересматривается и размер чистой прибыли не меняется.

Другая ситуация: ошибка предшествующего отчетного года выявлена после утверждения годовой бухгалтерской отчетности. Если ошибка не является существенной, она исправляется в таком же порядке, как описано выше (в том месяце, в котором выявлена ошибка). Если же она квалифицируется как существенная, ошибка исправляется:

записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в текущем отчетном периоде. При этом корреспондирующим счетом в записях является счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка);

путем перерасчета сравнительных показателей бухгалтерской отчетности за отчетные периоды, отраженные в бухгалтерской отчетности организации за текущий отчетный год (ретроспективный пересчет), за исключением случаев, когда невозможно установить связь этой ошибки с конкретным периодом либо определить ее влияние накопительным итогом на все предшествующие отчетные периоды.

При этом утвержденная бухгалтерская отчетность за предшествующие отчетные периоды не подлежит пересмотру, замене и повторному представлению пользователям отчетности.

Приведем еще один пример из судебной практики. МУП коммунального хозяйства посчитало, что сумма отчислений собственнику за 2012 год должна быть уменьшена пропорционально списанной без НДС задолженности: фактически запланированные доходы предприятие не получило и в 2014 году было вынуждено списать дебиторскую задолженность абонентов на основании утвержденных судом мировых соглашений. Судьи возразили: отсутствие законодательной возможности корректировки бухгалтерской отчетности за прошедшие периоды по обстоятельствам, возникшим у МУП, не является основанием для уменьшения отчислений собственнику имущества с учетом соблюдения порядка расчета отчислений, предусмотренного действующим законодательством (постановления АС ДВО от 07.08.2015 № Ф03-3182/2015 по делу № А24-5297/2014, № Ф03-3178/2015 по делу № А24-5298/2014).

Признание сделки недействительной до утверждения отчетности.

Из пояснений собственника следует, что бухгалтерская отчетность предприятия за 2012 год была утверждена им только в конце сентября 2013 года, поскольку в связи с отменой сделок по купле-продаже величина представленной в формах прибыли не соответствовала действительной. При этом, так как подача уточненного баланса и отчета о финансовых результатах действующим законодательством не предусмотрена, с учетом аудиторского заключения о достоверности представленной предприятием отчетности бухгалтерская отчетность утверждена без изменений в первоначально представленном виде. Корректировка размера прибыли (убытка) произведена предприятием в отчетности по результатам работы за I квартал 2013 года.

С учетом отмены сделок УП фактически по итогам работы за 2012 год не получило прибыль, поэтому суд посчитал, что основания для перечисления в бюджет части прибыли за 2012 год отсутствуют.

Унитарное предприятие коммунального хозяйства обязано перечислять в бюджет часть чистой прибыли, оставшейся у него после уплаты налогов и иных обязательных платежей, ежегодно. Если уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления установит другую периодичность перечисления части чистой прибыли УП (допустим, ежеквартально), такое решение можно оспорить как незаконное. Размер чистой прибыли в целях исполнения обязанности перед собственником имущества определяется по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за соответствующий год. Влияние ошибки на размер чистой прибыли зависит от того, когда она обнаружена и является ли существенной. Так, если ошибка, приведшая к завышению размера чистой прибыли, будет обнаружена после утверждения годовой бухгалтерской отчетности собственником имущества, скорректировать в сторону уменьшения подлежащую уплате в бюджет сумму прибыли не получится.

В декабре 2020 года муниципальному унитарному предприятию на ОСНО переданы собственником в хозяйственное ведение сверх уставного фонда основные средства, созданные за счет средств бюджетного финансирования. В бухгалтерском учете МУП ОС принимаются по текущей стоимости. В налоговом учете – признаются амортизируемым имуществом, но не подлежат амортизации. Какие проводки должны быть сделаны в декабре 2020 года (в момент отражения ОС в бухгалтерском учете) в части применения ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»? И какие будут возникать разницы далее по мере начисления амортизации?

Общие правила учета при получении имущества

При получении МУП основных средств от собственника в хозяйственное ведение сверх уставного фонда их первоначальная стоимость в целях применения гл. 25 НК РФ равна нулю в связи с отсутствием фактически осуществленных предприятием расходов. Налогооблагаемые доходы в этом случае не возникают на основании пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ. См. также письма Минфина РФ от 26.10.2020 № 03-03-05/93012, от 24.09.2020 № 03-03-06/3/83811, от 14.08.2020 № 03-03-06/3/71657, от 05.08.2020 № 03-03-06/1/68590.

В бухгалтерском учете МУП при получении имущества от собственника сверх уставного фонда делаются такие записи:

Дебет 08 Кредит 83 – получено имущество от собственника предприятия сверх размера уставного фонда;

Дебет 01 Кредит 08 – полученное имущество принято к учету в качестве объектов ОС по текущей рыночной стоимости.

Представленный порядок организации бухгалтерского учета основан на рекомендациях аудиторам за 2015 и 2011 годы (приведены в письмах Минфина РФ от 22.01.2016 № 07-04-09/2355 и от 27.01.2012 № 07-02-18/01 соответственно). Финансисты регулярно обращают внимание на необходимость использовать именно эти рекомендации при раскрытии унитарными предприятиями информации об имуществе, полученном от собственника сверх уставного фонда. Из последних напоминаний – письма от 17.08.2020 № 07-01-09/71839, от 13.01.2020 № 07-01-09/402.

В бухгалтерском учете стоимость ОС, полученных от собственника сверх уставного фонда МУП, переносится на расходы постепенно путем начисления амортизации. В налоговом учете амортизация по обозначенному имуществу не начисляется, так как его стоимость считается равной нулю.

Учет разниц в момент получения имущества

В момент получения МУП имущества от собственника в бухгалтерском учете используется счет 83 «Добавочный капитал», а в налоговом учете первоначальная стоимость признается равной нулю и не возникают налогооблагаемые доходы. Это означает, что сам по себе факт получения имущества не оказывает влияния в момент признания этого имущества в качестве ОС ни на бухгалтерскую прибыль (убыток), ни на обязательства по налогу на прибыль. В связи с этим считаем, что отложенное налоговое обязательство можно не признавать. Поясним подробнее.

Согласно п. 8 ПБУ 18/02 в редакции Приказа Минфина РФ от 20.11.2018 № 236н, действующей начиная с бухгалтерской отчетности за 2020 год, под временными разницами понимаются:

доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль – в другом или в других отчетных периодах;

результаты операций, не включаемые в бухгалтерскую прибыль (убыток), но формирующие налоговую базу по налогу на прибыль в другом или в других отчетных периодах.

И с 01.01.2020 ПБУ 18/02 предписывает определять временные разницы так называемым балансовым методом: временная разница по состоянию на отчетную дату определяется как разница между балансовой стоимостью актива (обязательства) и его стоимостью, принимаемой для целей налогообложения.

Временные разницы в зависимости от характера их влияния на налогооблагаемую прибыль (убыток) подразделяются на вычитаемые и налогооблагаемые. Вычитаемые временные разницы приводят к образованию отложенного налогового актива (ОНА) – отложенного налога на прибыль, который должен уменьшить сумму налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах. Налогооблагаемые – к образованию отложенного налогового обязательства (ОНО), то есть отложенного налога на прибыль, который должен увеличить сумму налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.

Вместе с тем, как указано в п. 15 МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль», отложенное налоговое обязательство признается в отношении всех налогооблагаемых временных разниц, кроме случаев, когда данное обязательство возникает в результате:

1) первоначального признания гудвила;

2) первоначального признания актива или обязательства вследствие операции, которая:

не является объединением бизнесов;

и на момент ее совершения не оказывает влияния ни на бухгалтерскую прибыль, ни на налогооблагаемую прибыль (налоговый убыток).

Учет разниц в связи с начислением амортизации

При таком подходе – когда отложенное налоговое обязательство не признается – в связи с начислением в бухгалтерском учете амортизации будет возникать постоянная разница в виде расхода (суммы начисленной амортизации). Это расход, который формирует бухгалтерскую прибыль (убыток) отчетного периода, но не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль ни в отчетном, ни в последующих отчетных периодах.

В том отчетном периоде, в котором возникает постоянная разница, организация признает постоянный налоговый расход (доход) (ПНР (ПНД)) – сумму налога, которая приводит к увеличению (уменьшению) налоговых платежей по налогу на прибыль в отчетном периоде. Порядок учета ПНР (ПНД) зависит от выбранного предприятием и закрепленного в учетной политике способа определения величины текущего налога на прибыль.

Согласно п. 22 ПБУ 18/02 организация может использовать один из следующих способов определения величины текущего налога на прибыль:

1) на основе данных, сформированных в бухгалтерском учете. При этом величина текущего налога на прибыль должна соответствовать сумме исчисленного налога на прибыль, отраженного в декларации по этому налогу;

2) на основе декларации по налогу на прибыль. При этом величина текущего налога на прибыль соответствует сумме исчисленного налога на прибыль, отраженного в декларации по этому налогу.

В первом случае в бухучете сначала отражается налог на прибыль, определяемый исходя из бухгалтерской прибыли (убытка) (исходя из условного расхода (условного дохода) по налогу на прибыль). Далее полученная сумма налога доводится до суммы налога на прибыль, отраженной в декларации, путем отражения в учете в том числе ПНР (ПНД).

Пример.

Унитарное предприятие начислило в бухгалтерском учете в I квартале 2020 года по ОС, полученным от собственника сверх уставного фонда, амортизацию в сумме 50 000 руб. Других постоянных разниц нет.

В бухгалтерском учете нужно отразить ПНР в сумме 10 000 руб. (50 000 руб. х 20 % (если применяется такая ставка налога на прибыль)). Проводка: Дебет 99 Кредит 68 – 10 000 руб.

Во втором случае – когда текущий налог на прибыль определяется на основе налоговой декларации – в бухгалтерском учете сразу же отражается налог на прибыль, полученный по данным декларации. В этом случае ПНР (ПНД) на счетах бухгалтерского учета вообще не отражаются. Информацию о наличии постоянного налогового расхода (дохода) нужно раскрыть в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (п. 25 ПБУ 18/02).

Кстати, в первом случае ОНО и ОНА признаются и погашаются с использованием счета 68, во втором случае – счета 99.

По нашему мнению, в момент принятия к учету основных средств, полученных унитарным предприятием от собственника сверх уставного фонда, в бухгалтерском учете по причине наличия разницы между балансовой стоимостью и налоговой стоимостью ОС можно не отражать отложенное налоговое обязательство. Тогда в дальнейшем в связи с начислением в бухгалтерском учете амортизации по ОС образуется постоянная разница и, как следствие, постоянный налоговый расход. Порядок учета ПНР и ПНД, а также ОНА и ОНО зависит от выбранного предприятием и закрепленного в учетной политике способа определения величины текущего налога на прибыль.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: