Судебная мсэ особенности проведения

Обновлено: 28.02.2024

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНЫХ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫХ ЭКСПЕРТИЗ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮРО МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ»
(В РЕД. ПРИКАЗА ФГУ «ФБМСЭ» ОТ 30.07.2009 № 458)

I. Общие положения
1. Настоящая Инструкция определяет условия и порядок производства судебных медико-социальных экспертиз (далее — экспертиза) в федеральном государственном учреждении «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» (далее — ФГУ «ФБМСЭ») специалистом в области медико-социальной экспертизы (далее — эксперт) в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона от 31.05.2001 № 73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», иных законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, приказов ФМБА России, Устава ФГУ «ФБМСЭ».

2. Судебная медико-социальная экспертиза проводится в ФГУ «ФБМСЭ» в рамках гражданского судопроизводства на договорной основе в соответствии с п. 5.14 Устава ФГУ «ФБМСЭ».

3. Основаниями производства судебной медико-социальной экспертизы в ФГУ «ФБМСЭ» являются определение суда, постановление судьи.

4. При производстве судебных медико-социальных экспертиз ФГУ «ФБМСЭ» в соответствии с Федеральным законом от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» осуществляет функции, исполняет обязанности, имеет права и несет ответственность как государственное судебно-экспертное учреждение.

5. Организация производства судебных медико-социальных экспертиз возлагается на руководителя ФГУ «ФБМСЭ» (далее — руководитель), который пользуется правами и выполняет обязанности руководителя в соответствии с Федеральным законом от 31.05.2001 № 73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», нормативными правовыми актами и настоящей Инструкцией.

6. Руководитель вправе делегировать часть своих полномочий по организации производства судебных медико-социальных экспертиз своим заместителям и руководителям структурных подразделений ФГУ «ФБМСЭ».

7. Производство судебных медико-социальных экспертиз осуществляется специалистом в области медико-социальной экспертизы (экспертом) на договорной основе.

8. Эксперт дает заключение от своего имени на основании проведенных исследований и несет за него личную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

9. Эксперт предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Судебные медико-социальные экспертизы в ФГУ «ФБМСЭ» производятся в сроки, не превышающие 30 дней со дня предоставления извещения об оплате и всех материалов, необходимых для проведения экспертных исследований, в порядке очередности поступления материалов с учетом дат, установленных судами при назначении судебных экспертиз.
При необходимости проведения большого объема экспертных исследований срок производства судебной экспертизы может быть продлен до 60 дней по согласованию с лицом (органом), назначившим судебную экспертизу.
Более длительный срок производства экспертизы устанавливается руководителем в случаях, когда требуется исследование значительного объема материалов, применение продолжительных по времени методик исследования, а также при наличии в производстве у эксперта значительного количества экспертиз, о чем информируется орган или лицо, назначившее экспертизу.
Очередность производства экспертиз может быть изменена руководителем по мотивированному обращению органа или лица, назначившего экспертизу, в целях соблюдения процессуальных сроков, в иных случаях, требующих немедленного производства экспертизы.

11. Срок производства экспертизы исчисляется со дня поступления постановления (определения) о назначении экспертизы и прилагаемых к нему объектов и материалов, необходимых для проведения исследований и дачи заключения эксперта в ФГУ «ФБМСЭ» по день подписания заключения эксперта.

II. Порядок приема материалов экспертизы
12. Постановление (определение) о назначении экспертизы и прилагаемые к нему объекты исследований и материалы дела, необходимые для проведения экспертных исследований и дачи заключения эксперта (далее — материалы экспертизы) принимаются в отделе регистрации медико-экспертных документов и выдачи документов строгой отчетности ФГУ «ФБМСЭ».

13. Объектами судебных медико-социальных экспертиз являются материалы дела, медицинские, медико-экспертные и иные документы, представленные лицом (органом), назначившим экспертизу, и содержащие сведения, необходимые для производства экспертизы.

14. Прилагаемые к постановлению (определению) о назначении экспертизы объекты исследований и материалы дела доставляются почтой или курьером.
Материалы экспертизы принимаются в упакованном и опечатанном виде. Упаковка должна содержать пояснительные надписи и исключать возможность доступа к содержимому без ее повреждения.
Сведения об отсутствии упаковки объектов исследований и материалов дела, а также о наличии повреждений упаковки указываются в копии постановления (определения) о назначении экспертизы, в реестре или почтовом уведомлении, а также в заключении эксперта.
Факт недостающих документов в поступивших материалах экспертизы (согласно описи) фиксируется в акте вскрытия упаковки.

15. Доставка материалов экспертизы обеспечивается лицом (органом), назначившим экспертизу.

16. Прием, регистрация, хранение, учет и передача материалов экспертизы в ФГУ «ФБМСЭ» осуществляется в порядке, установленном законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минздравсоцразвития России, административным регламентом ФГУ «ФБМСЭ».

III. Организация производства экспертиз
17. Поступившие в ФГУ «ФБМСЭ» материалы экспертизы рассматриваются руководителем и передаются эксперту в течение суток, а в случае их поступления в нерабочие дни — в первый рабочий день, следующий за выходным или праздничным днем.

18. При рассмотрении поступивших материалов экспертизы руководитель изучает постановление (определение) о назначении экспертизы, устанавливает вид, характер и объем предстоящего исследования и на этом основании определяет:
- эксперта (экспертов), которым поручает производство экспертизы, а также ведущего эксперта при производстве комиссионной или комплексной экспертизы;
- срок производства экспертизы;
- порядок привлечения к проведению экспертизы специалистов иных экспертных, научных, образовательных и других учреждений, указанных в определении (постановлении);
- необходимость обращения к лицу (органу), назначившему экспертизу, с ходатайством о привлечении к производству экспертизы лиц, не являющихся работниками данного ФГУ «ФБМСЭ».

19. При наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом от 31.05.2001 № 73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минздравсоцразвития России, руководитель возвращает материалы экспертизы лицу (органу), назначившему ее, без исполнения с указанием причин возврата в сопроводительном письме.

20. Эксперт, получив материалы экспертизы под роспись в журнале, обязан:
- изучить постановление (определение) о назначении экспертизы;
- установить соответствие представленных объектов перечню, приведенному в сопроводительном письме и постановлении (определении) о назначении экспертизы, и оценить их достаточность для решения поставленных вопросов;
- оценить возможность производства экспертизы в установленный руководителем срок, исходя из вида, характера и объема предстоящих исследований;
- принять меры к обеспечению сохранности материалов экспертизы.

21. При наличии объективных оснований, указывающих на невозможность выполнения экспертизы в установленный срок, руководитель на основании мотивированного рапорта эксперта, поданного не менее чем за три дня до его истечения, устанавливает новый срок производства экспертизы и направляет лицу (органу), назначившему экспертизу, письменное уведомление о продлении срока ее производства с указанием причин.

22. Несоответствие представленных объектов исследования их перечню в сопроводительном письме и постановлении (определении) о назначении экспертизы фиксируется в акте вскрытия упаковки.
На его основании руководитель приостанавливает производство экспертизы и письменно информирует лицо (орган), назначившее экспертизу, о невозможности ее производства.

23. После устранения лицом (органом), назначившим экспертизу, причин, препятствующих производству экспертизы, производство ее может быть возобновлено, при этом срок производства экспертизы продлевается на количество дней, затраченных на устранение выявленных причин.

25. В случаях болезни, командировки эксперта, имеющего в производстве экспертизу, руководитель продлевает срок ее производства данным экспертом, либо поручает производство экспертизы другому эксперту, по согласованию с лицом (органом), назначившим экспертизу.

26. Приступив к производству экспертизы, эксперт применяет медицинские технологии (новые и усовершенствованные), разрешенные к применению на территории Российской Федерации, а также другие рекомендованные экспертные методики и имеющиеся в распоряжении ФГУ «ФБМСЭ» технические средства для полного, объективного и научно обоснованного решения поставленных перед ним вопросов.

27. Присутствие при производстве экспертизы, проводимой в ФГУ «ФБМСЭ», участников процесса и иных лиц регулируется процессуальным законодательством Российской Федерации.

28. По результатам проведенных исследований эксперт составляет заключение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства Российской Федерации, регулирующего гражданское судопроизводство.
Заключение эксперта оформляется в двух экземплярах.
Заключение эксперта, включая приложения, подписывается экспертом (экспертами) и заверяется оттиском печати ФГУ «ФБМСЭ» в трех местах: на титульном листе — о предупреждении эксперта об ответственности задачу заведомо ложного заключения, в конце исследовательской части и под выводами.

29. Заключение эксперта включает вводную и исследовательскую части, выводы.

30. Во вводной части заключения эксперта указываются:
- сведения о ФГУ «ФБМСЭ» и его подразделении, в котором была произведена экспертиза;
- время и место производства судебной экспертизы;
- основания производства судебной экспертизы;
- сведения об органе или о лице, назначившем судебную экспертизу;
- сведения о государственном судебно-экспертном учреждении, об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено производство судебной экспертизы;
- предупреждение эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения;
- вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов;
- объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для производства судебной медико-социальной экспертизы;
- сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной медико-социальной экспертизы;
- содержание и результаты исследований с указанием примененных методов;
оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.
При наличии нескольких вопросов эксперт имеет право сгруппировать их, изложить в той последовательности, которая обеспечивает наиболее целесообразный порядок проведения экспертного исследования.
В случае необходимости эксперт имеет право изменить редакцию вопросов, не изменяя их смысл.

31. В исследовательской части заключения эксперта отражаются содержание и результаты исследований с указанием примененных медицинских технологий и экспертных методик.

32. Выводы заключения эксперта должны содержать краткие, четкие, обоснованные ответы на все поставленные перед экспертом вопросы и установленные им в порядке инициативы значимые по делу обстоятельства.

33. Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта (фототаблицы, схемы, графики и т.д.), прилагаются к заключению эксперта и являются его составной частью.

34. При оформлении иллюстративного материала допускается размещение иллюстраций по тексту заключения эксперта.

35. Второй экземпляр заключения эксперта, включая иллюстрирующие материалы, а также документы, фиксирующие ход, условия и результаты исследований, хранятся в ФГУ «ФБМСЭ» в соответствии с пунктами 50 и 51 настоящей Инструкции.

36. Материалы выполненных судебных медико-социальных экспертиз проверяются руководителем.

37. При проверке материалов выполненной экспертизы руководитель контролирует соблюдение сроков ее выполнения, полноту проведенных исследований, качество оформления заключения эксперта. В случае выявления недостатков руководитель возвращает материалы эксперту (экспертам) для их устранения.

IV. Порядок направления материалов экспертизы лицу (органу), назначившему экспертизу
38. Эксперт, выполнивший экспертизу, передает в отдел регистрации медико-экспертных документов и выдачи документов строгой отчетности ФГУ «ФБМСЭ» подлежащие возврату лицу (органу), назначившему экспертизу:
- заключение эксперта с сопроводительным письмом;
- объекты исследований и материалы дела;
- медицинские и медико-экспертные документы.
Подлежащие возврату объекты должны быть упакованы.
Упаковка должна обеспечивать их сохранность, исключать доступ к содержимому без ее нарушения, иметь необходимые пояснительные надписи.
Упаковка опечатывается печатью ФГУ «ФБМСЭ».

39. Сопроводительное письмо к заключению эксперта составляется в двух экземплярах, подписывается руководителем и содержит:
- сведения о направляемом заключении эксперта;
- перечень прилагаемых к заключению эксперта материалов с указанием их наименования, количества;
- сведения об израсходованных (уничтоженных) в процессе производства - исследования объектах с указанием их наименования и количества;
- сведения об объектах, в установленном порядке оставленных на хранение в ФГУ «ФБМСЭ».

40. Заключение эксперта, объекты исследований и материалы дела вместе с сопроводительным письмом, подписанным руководителем, выдаются под расписку лицу (органу), назначившему экспертизу, или на основании выданной доверенности (письменного поручения) иному сотруднику, либо направляются в установленном порядке средствами почтовой связи.
Расписка о получении заключения эксперта, объектов исследований и материалов дела выполняется получателем на копии сопроводительного письма и должна содержать сведения о соответствии полученных материалов перечню, указанному в сопроводительном письме, должность, фамилию, имя и отчество получателя, наименование, серию и номер документа, удостоверяющего его личность, дату получения и подпись.

41. Заключение эксперта выдается (направляется) только вместе с объектами исследований и материалами дела.

42. После выполнения экспертизы, материалы которой не могут быть направлены почтовой связью, руководитель ФГУ «ФБМСЭ» в установленном порядке информирует об этом лицо (орган), назначившее экспертизу.
Транспортировка объектов исследования и материалов дела, которые не могут быть направлены средствами почтовой связи, обеспечивается лицом (органом), назначившим экспертизу.
О материалах выполненной экспертизы, не востребованной лицом (органом), назначившим экспертизу, в течение десяти дней с момента получения им соответствующей информации, руководитель ФГУ «ФБМСЭ» письменно извещает руководителя органа, сотрудник которого ее назначил.

V. Контроль и учет производства экспертиз
43. Контроль производства экспертиз осуществляется руководителем ФГУ «ФБМСЭ».
Руководитель обязан:
- создавать необходимые условия для производства экспертиз, сохранности представленных объектов, соблюдения правил техники безопасности и санитарно-гигиенических норм;
- контролировать сроки и качество выполнения экспертиз, не нарушая принцип независимости эксперта;
- при необходимости организовывать консультации экспертов со специалистами экспертных, образовательных и научных учреждений Минздравсоцразвития России, ФМБА России, а также других федеральных органов исполнительной власти.

44. При выявлении нарушений экспертом требований законодательства по производству экспертиз, установленных методик их производства, а также наличии иных оснований, вызывающих сомнения в обоснованности выводов конкретной экспертизы, руководитель может письменно проинформировать в установленном порядке об этом лицо (орган), назначившее экспертизу, через его руководителя.

45. Учет производства экспертиз осуществляется в журнале учета материалов, поступивших на экспертизу (далее — журнал). Листы журнала нумеруются, прошнуровываются, опечатываются печатью ФГУ «ФБМСЭ» и скрепляются подписью ответственного лица.

46. Внесение сведений в журнал учета материалов, поступивших на экспертизу, осуществляется ответственным лицом отдела регистрации медико-экспертных документов и выдачи документов строгой отчетности ФГУ «ФБМСЭ», принявшим экспертизу к производству.

47. Ответственность за своевременность, полноту и достоверность внесения сведений в журнал несет лицо, осуществляющее регистрацию материалов экспертиз.

48. При регистрации в журнале материалов комплексных экспертиз каждый вид исследования, заканчивающийся составлением отдельного заключения или обособленного раздела заключения, регистрируется отдельно с присвоением своего учетного номера. При этом в итоговом заключении экспертов указывается номер первого проведенного исследования.

49. Руководитель обязан регулярно контролировать правильность ведения журнала, своевременность, полноту и достоверность регистрации предусмотренных сведений. Результаты проверки вносятся непосредственно в журнал после последней регистрационной записи на момент проверки.

50. Хранение материалов, образуемых в ФГУ «ФБМСЭ» в результате производства экспертиз, организуется в номенклатурном деле. В дело комплектно подшиваются постановления о назначении экспертизы, копии сопроводительных писем, вторые экземпляры заключений экспертов (включая приложения), материалы о заявленных ФГУ «ФБМСЭ» ходатайствах в связи с производством экспертизы и результаты их рассмотрения, иные документы, образовавшиеся в результате производства экспертизы.

51. Срок хранения журнала и номенклатурных дел с материалами экспертиз составляет десять лет.

III. Порядок направления гражданина

на медико-социальную экспертизу

15. Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения с письменного согласия гражданина (его законного или уполномоченного представителя).

Форма согласия гражданина на направление на медико-социальную экспертизу утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

(п. 15 в ред. Постановления Правительства РФ от 16.05.2019 N 607)

(см. текст в предыдущей редакции)

16. Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.08.2015 N 805)

(см. текст в предыдущей редакции)

Гражданин, находящийся на лечении в стационаре в связи с операцией по ампутации (реампутации) конечности (конечностей), имеющий дефекты, предусмотренные пунктами 14 и (или) 15 приложения к настоящим Правилам, нуждающийся в первичном протезировании, направляется на медико-социальную экспертизу в срок, не превышающий 3 рабочих дней после проведения указанной операции.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 04.06.2019 N 715)

В направлении на медико-социальную экспертизу медицинской организацией указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, сведения о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, и проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 16.05.2019 N 607)

(см. текст в предыдущей редакции)

Форма и порядок заполнения направления на медико-социальную экспертизу медицинской организацией утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 16.05.2019 N 607; в ред. Постановления Правительства РФ от 04.06.2019 N 715)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перечень медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 21.06.2018 N 709)

17. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на медико-социальную экспертизу гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов.

Форма и порядок заполнения направления на медико-социальную экспертизу, выдаваемого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения, утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.06.2019 N 715)

(см. текст в предыдущей редакции)

18. Медицинские организации, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, а также органы социальной защиты населения несут ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.08.2015 N 805)

(см. текст в предыдущей редакции)

19. В случае если медицинская организация, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 06.08.2015 N 805, от 10.08.2016 N 772)

(см. текст в предыдущей редакции)

Специалисты бюро проводят осмотр гражданина и по его результатам составляют программу дополнительного обследования гражданина и проведения реабилитационных или абилитационных мероприятий, после выполнения которой рассматривают вопрос о наличии у него ограничений жизнедеятельности.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.08.2015 N 805)

(см. текст в предыдущей редакции)

19(1). Медицинские организации формируют направление на медико-социальную экспертизу в форме электронного документа в медицинских информационных системах медицинских организаций или государственных информационных системах в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, а при отсутствии у медицинской организации информационной системы либо доступа к указанным государственным информационным системам - на бумажном носителе.

(п. 19(1) в ред. Постановления Правительства РФ от 16.05.2019 N 607)

(см. текст в предыдущей редакции)

19(2). Направление на медико-социальную экспертизу, оформленное медицинской организацией, и сведения о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, в течение 3 рабочих дней со дня оформления направления на медико-социальную экспертизу передаются медицинской организацией в бюро в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием информационных систем, предусмотренных пунктом 19(3) настоящих Правил, а при отсутствии доступа к таким информационным системам - на бумажном носителе.

В случае если переданное медицинской организацией в бюро направление на медико-социальную экспертизу не содержит данных о результатах проведения полного объема медицинских обследований по перечню медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, предусмотренному абзацем пятым пункта 16 настоящих Правил, бюро в течение 3 рабочих дней со дня получения такого направления возвращает его в медицинскую организацию с письменным обоснованием причин возврата для устранения выявленных недостатков тем же способом, каким было получено.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 26.11.2020 N 1942)

Медицинская организация в течение 14 рабочих дней со дня поступления возвращенного направления на медико-социальную экспертизу дополняет его сведениями о результатах медицинских обследований, в случае необходимости проводит необходимые медицинские обследования и осуществляет его обратную передачу в бюро с уведомлением гражданина (его законного или уполномоченного представителя), в том числе с возможностью использования федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 26.11.2020 N 1942)

Направление на медико-социальную экспертизу, оформленное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения, в течение 3 рабочих дней со дня его оформления передается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения в бюро в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием государственных информационных систем в соответствии с порядком информационного взаимодействия в целях проведения медико-социальной экспертизы между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения и бюро, утверждаемым Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, а при отсутствии доступа к таким информационным системам - на бумажном носителе.

Формирование и передача направления на медико-социальную экспертизу в бюро, передача сведений о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы в бюро, и возврат бюро в медицинскую организацию направления на медико-социальную экспертизу, в случае если оно не содержит полного объема медицинских обследований по перечню медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, предусмотренному абзацем пятым пункта 16 настоящих Правил, а также формирование и передача в медицинскую организацию сведений о результатах проведенной медико-социальной экспертизы в форме электронного документа или на бумажном носителе осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных и соблюдением врачебной тайны.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.11.2020 N 1942)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 19(2) введен Постановлением Правительства РФ от 16.05.2019 N 607)

19(3). Направление на медико-социальную экспертизу в форме электронного документа, сформированное в соответствии с пунктом 19(1) настоящих Правил, передается в бюро с использованием медицинских информационных систем медицинских организаций, государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, федеральной государственной информационной системы "Единая автоматизированная вертикально-интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы" в соответствии с порядком информационного взаимодействия в целях проведения медико-социальной экспертизы между медицинскими организациями и бюро, утверждаемым Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

(п. 19(3) введен Постановлением Правительства РФ от 16.05.2019 N 607)

19(4). В случае если проведение медико-социальной экспертизы необходимо в целях, предусмотренных подпунктами "и", "м", "н" и "о" пункта 24(1) настоящих Правил, а также в случаях, предусмотренных абзацами вторым и четвертым пункта 34 настоящих Правил, направление на медико-социальную экспертизу не требуется.

В этих случаях гражданин (его законный или уполномоченный представитель) подает в бюро заявление о проведении медико-социальной экспертизы на бумажном носителе или в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

В статье сообщается о существующей комплексной экспертной (судебно-психиатрической и медико-социальной) оценке состояния психически больных, совершивших общественно опасные действия и находившихся на принудительном лечении в психиатрическом стационаре. Делается акцент на несогласованности этих оценок в связи с новыми нормативными документами в медико-социальной экспертизе и устаревшими подходами в судебно-психиат- рической экспертизе при определении групп инвалидности в период пребывания больных на принудительном лечении.

Ключевые слова: психические болезни, противоправные действия, судебно-психиатрическая экспертиза, принудительное лечение, медико-социальная экспертиза.

Тяжесть психических расстройств среди населения, несмотря на широкий арсенал психотропных средств, используемых для лечения больных, не утрачивает актуальности. Об этом свидетельствует распространенность инвалидности вследствие психических заболеваний. Установлено, что в структуре общего контингента инвалидов трудоспособного возраста в Российской Федерации с 1997 по 2005 г. инвалиды вследствие психических расстройств занимали второе ранговое место. Удельный вес их в среднем равен 13% [3].
Количество общественно опасных действий, совершенных психически больными в пределах одного из регионов ЦФО РФ, в последние годы возросло в 2,5 раза [4].

Число лиц, страдающих психическими расстройствами, среди совершивших общественно опасные действия и прошедших судебно-психиатрическую экспертизу за 10-летний период (с 1997 по 2007 г.) возросло на 20,4% и в 2007 г. составило 9,6 на 100 привлеченных к уголовной ответственности, т. е. каждый десятый. По данным судебно-психиатрической экспертизы, лица с психическими расстройствами в целом по РФ составили 66,2% от общего числа проходивших судебно-психиатрическую экспертизу [7].
Большая часть правонарушений, совершаемых психически больными, относятся к числу опасных, сопряженных с угрозой жизни окружающих.

В отношении лиц с психическими расстройствами, совершивших противоправные действия, должны осуществляться два вида экспертиз: судебно-психиатрическая и медико-социальная.

Первая — судебно-психиатрическая экспертиза — проводится в соответствии со ст. 14 Федерального закона (ФЗ) "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" [10], а также в соответствии со ст. 19 ФЗ "О Государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" [2] на основании "Инструкции об организации производства судебно-психиатрических экспертиз в отделениях судебно-психиатрической экспертизы государственных психиатрических учреждений" и в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным и Гражданским процессуальным кодексами РФ [11].

В указанных выше законодательных документах дается разъяснение, что основаниями для производства судебно-психиатрической экспертизы является постановление или определение суда, судьи, дознавателя, следователя, прокурора о назначении экспертизы. Чаще всего судебно-психиатрическая экспертиза назначается при возникновении у дознавателя, следователя, прокурора или суда сомнений в психической полноценности и вменяемости лица, привлекаемого к уголовной ответственности.
При проведении экспертизы в связи с возникновением сомнений по поводу вменяемости обвиняемого или подозреваемого или наличия у них психического расстройства ко времени производства по делу эксперты-психиатры дают заключения и рекомендации относительно нуждаемости испытуемого в применении к нему принудительных мер медицинского характера. Из числа признанных невменяемыми в 2007 г. 96,7% было рекомендовано принудительное лечение в различных психиатрических учреждениях [7].

Как следует из ч. 4 ст. 11 и ч. 1 и 2 ст. 13 ФЗ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", принудительные меры медицинского характера применяются по решению суда в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, совершивших общественно опасные деяния, по основаниям и в порядке, установленном Уголовным и Уголовно-процес- суальным кодексами РФ, и при назначении принудительных мер медицинского характера лечение может проводиться без согласия лица, страдающего психическим расстройством [12].

Основания, цели и виды принудительных мер медицинского характера предусмотрены ст. 97—99 Уголовного кодекса РФ [10].
Принудительные меры медицинского характера применяются к лицам, совершившим общественно опасные деяния в состоянии невменяемости, а также к лицам, совершившим преступления, но затем заболевшим психическим расстройством во время предварительного следствия, судебного разбирательства или отбывания наказания в исправительном учреждении.

В соответствии со ст. 99—101 Уголовного кодекса РФ принудительные меры медицинского характера могут быть назначены в виде принудительного наблюдения и лечения у психиатра и в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре (общем, специализированном и специализированном с интенсивным наблюдением). Для определения вида принудительного лечения или типа стационара учитываются: характер общественно опасного деяния для лица, совершившего его в состоянии невменяемости, или степень опасности преступления для лица, заболевшего психическим расстройством после его совершения, а также наличие общественной опасности, которую представляет больной по состоянию своего психического здоровья [1].

В дальнейшем на этапе применения принудительных мер медицинского характера продление изменения и прекращение принудительного лечения лиц с психическими расстройствами, совершивших правонарушения, производится судом на основании заключения комиссии врачей-психиатров [9].
Заключение об освидетельствовании комиссией врачей-психиатров (медицинское заключение) является документом, предусмотренным Уголовным (ст. 102) и Уголовно-процессуальным (ст. 445) кодексами РФ.
Этот вопрос нашел широкое освещение и разъяснение в Комментариях к Закону [11], в пункте 19 этого документа в Комментариях к ст. 13 закона прописано, что все больные, находящиеся на принудительном лечении, должны каждые 6 мес подвергаться освидетельствованию врачебной комиссией, персональный состав которой по представлению главного врача больницы утверждается органами здравоохранения по подчиненности больницы, для определения их психического состояния и возможности постановки перед судом вопроса об изменении или отмене принудительной меры медицинского характера. В соответствии с нормативным документом освидетельствование больного может быть произведено в любое время до истечения 6 мес, если состояние больного изменилось.

Рекомендации, содержащиеся в заключении врачей-психиатров, не имеют заранее установленной силы, и только в случае согласия суда с заключением врачей и вынесением им соответствующего решения о продлении, изменении или прекращении принудительного лечения указанные рекомендации могут быть реализованы.
В связи с разъяснениями, изменениями в Комментариях к Закону становится ясной позиция в отношении судебно-психиатрической экспертизы. Сложнее обстоит дело с медико-социальной экспертизой.

Все лица, направленные судом на принудительное лечение, при наличии стойкой утраты трудоспособности представляются учреждениями, осуществляющими принудительное лечение, во врачебно-трудовые (медико-социальные) экспертные комиссии для освидетельствования в установленном порядке с учетом фактической нетрудоспособности больного на весь период стационарного принудительного лечения.
Иными словами, при коротких сроках принудительного лечения больной имеет право на оплачиваемый больничный лист (листок временной нетрудоспособности), во всех остальных случаях ему должна быть определена II или I группа инвалидности, поскольку лицо, признанное инвалидами III группы, является лишь ограниченно трудоспособным [3].

Выплата пенсий в период принудительного лечения производится в порядке, установленном действующим законодательством.
При всей полноте разработанности вопроса о признании лица инвалидом, при существующем порядке вынесения экспертных решений в отношении граждан, имеющих отклонения в состоянии здоровья, возникает ряд проблем при освидетельствовании лиц, совершивших правонарушение и находящихся на принудительном лечении. Это тем более сложно для лиц с психическими расстройствами.

В законодательном документе [6] (ст. 13 п. 2) прописано: "Лица, помещенные в психиатрический стационар по решению суда о применении принудительных мер медицинского характера, пользуются правами, предусмотренными ст. 37 настоящего закона. Они признаются нетрудоспособными за весь период пребывания в психиатрическом стационаре и имеют право на пособие по государственному социальному страхованию или на пенсию на общих основаниях".
Следовательно, во время пребывания лиц с психическими расстройствами в психиатрическом учреждении возникает вопрос о проведении медико-социальной экспертизы с целью признания их инвалидами. На основании законодательного документа (ФЗ) [2] и нормативного акта [8] медико-социальная экспертиза — это определение в установленном порядке потребности освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Возникает ситуация необходимости комплексной экспертной оценки: судебно-психиатрической с целью решения вопроса о невменяемости лица с психическими расстройствами, совершившего общественно опасное деяние, и медико-социальной с целью выяснения степени тяжести нарушений психических функций и ограничений жизнедеятельности.
Создается впечатление, что при всей обоснованности (в Законе и Комментариях к Закону) судебно-психиатрической экспертизы и вынесения решения о применении к больному мер принудительного характера проведение медико-социальной (в старой терминологии врачебно-трудовой) экспертизы прописано формально-декларативно: ". признается нетрудоспособным", каких-либо разъяснений в Комментариях к Закону в отношении медико-социальной экспертизы нет.

Практика признания лица инвалидом с 2006 г. основывается на нормативном документе, согласно которому условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
При этом уточняется, что наличие одного из указанных условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

При сопоставлении положения (ст. 13) ФЗ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и Постановлении Правительства РФ от 20.02.06 № 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" правомерно встает вопрос, всегда ли при признании инвалидом лица с психическими расстройствами, находящегося на принудительном лечении, имеются все указанные условия.

В связи с тем что Федеральный закон [12] принят в 1992г., Комментарии к Закону [6] опубликованы в 1993г., а Постановление Правительства [5] принято в 2006 г., выявляется ряд несогласованностей.
Во-первых, в ФЗ "О психиатрической помощи и гарантиях прав при ее оказании" имеется общая формулировка: ". они признаются нетрудоспособными на весь период пребывания". Вместе с тем если принять во внимание, что в соответствии с Комментариями к Закону возможно освидетельствование в связи с изменением состояния больного, то встает вопрос, почему не может идти речь о переосвидетельствовании (также в связи с изменениями состояния) и об изменении группы инвалидности с точки зрения медико-социальной экспертизы [13].

Ситуация с освидетельствованием психически больных, находящихся на принудительном лечении, усугубляется еще одним обстоятельством: 10.10.06 в связи с обращением в Департамент развития социальной защиты Министерства здравоохранения РФ руководителя ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по республике Коми", о тактике по освидетельствованию лиц, в отношении которых по решению суда применяются принудительные меры медицинского характера, всем руководителям федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы направлено разъяснение № 10-10.09-90902 за подписью заместителя директора Департамента развития социальной защиты А. М. Панова.
В нем, в частности, прописано, что ". освидетельствование указанной категории лиц проводится" в общем порядке, предусмотренном Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20.02.06 № 95, и Классификационными критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы, утвержденными приказом Минздравсоцразвития РФ от 22.08.05 № 535.

Этот документ, хотя и не является собственно нормативным актом, дал основание экспертам не признавать всех психически больных, находящихся на принудительном лечении, нетрудоспособными, что находится в противоречии с положениями ФЗ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (ст. 13).

Таким образом, в связи с указанными положениями должны быть пересмотрены отдельные статьи ФЗ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (ст. 13) и Комментарии к Закону. В соответствии с новой концепцией инвалидности и опорой при освидетельствовании больных на ограничение жизнедеятельности необходима иная тактика по отношению к психически больным, находящимся на принудительном лечении, в области медико-социальной экспертизы. При формулировке оснований для признания гражданина инвалидом, даже в условиях принудительного лечения, необходимо соблюдать все три условия, учитывать возможность и необходимость пересмотра группы инвалидности на основании изменения психического состояния больного.

Выявленные обстоятельства подтверждают необходимость комплексного подхода к судебно-психиатрической и медико-социальной экспертизе лиц с психическими расстройствами, совершивших общественно опасные действия и находящихся на принудительном лечении, который лежит в основе решения вопроса о судьбе больных и инвалидов.

При всей общности экспертных оценок состояния больных они имеют и существенные особенности, которые выявляются на различных этапах ведения больного — инвалида. Вопрос требует тщательной разработки и научного обоснования. К этому побуждает ряд обстоятельств:
— новая концепция инвалидности, согласно которой расширяется сфера жизнедеятельности и ее ограничения для установления инвалидности, которые не учтены в ФЗ "О психиатрической помощи и гарантиях прав при ее оказании";
— новый нормативный документ "О порядке и условиях признания гражданина инвалидом", которые, возможно, не всегда соблюдаются в условиях принудительного лечения.
— постатейные Комментарии к Закону нуждаются в редакции с учетом современной ситуации в области медико-социальной экспертизы.

Резюме: Сложившаяся практика высших судебных инстанций позволяет в настоящее время полностью закрыть вопрос с назначением судами судебной медико-социальной экспертизе не в учреждении МСЭ. Необходимо формировать правопонимание у судей и граждан (их представителей) о процессуальных особенностях медико-социальной экспертизы. Назрела необходимость обособления и систематизации знаний о судебной медико-социальной экспертизе с целью издания правоприменительных актов.

Согласно ст. 79 Гражданско-процессуального кодекса РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.

1. Сущность судебной медико-социальной экспертизы

Существует несколько видов процессуального использования специальных знаний, когда результаты их применения имеют доказательное значение: судебная экспертиза и привлечение специалиста к производству судебных действий (ст. 188 ГПК РФ), где он использует эти знания и навыки для дачи разъяснения сторонам и суду по вопросам, относящимся к его компетенции, а также оказывает помощь в постановке вопросов эксперту.

Однако, учитывая требования ст. 79 ГПК РФ и Приказа Минздравсоцразвития РФ от 17.11.2009г. №906н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» к составу специалистов бюро (главного, федерального бюро), принимающих экспертное решение, при рассмотрении гражданских дел, предметом которых является оспаривание этих решений, должна в обязательном порядке назначаться и проводится судебная МСЭ. Содержание судебной МСЭ отражено в Таблице 1.

Таблица 1. Содержание судебной МСЭ

Анализ по заданию суда сведущими лицами (экспертами) предоставляемых в его распоряжение материальных объектов экспертизы (вещественных доказательств), а также необходимых документов в целях установления фактических данных, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Определение наличия или отсутствия потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства (освидетельствуемое лицо), материалы дела, медицинские и медико-экспертные документы.

Фактические данные, устанавливаемые при комплексной оценке состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, утв. Приказом Минздравсоцразвития №1013н

Источник доказательств по делу

С учетом применения норм ст. 83 ГПК РФ судебную МСЭ следует считать комиссионной экспертизой, проводимой несколькими экспертами в одной области знания.

Анализируя законодательство РФ по медико-социальной экспертизе можно обозначить следующие признаки недействительности судебной МСЭ (табл.3):

Проведение судебной МСЭ с нарушением хотя бы одного из указанных выше требований является существенным нарушением норм процессуального права, что дает основания для отмены решения в суде кассационной или надзорной инстанции (обжалование определения суда о назначении экспертизы по существу действующим ГПК РФ не предусмотрено, только в части приостановления производства по делу).

При вынесении судом определения о назначении судебной МСЭ с нарушением предъявляемых требований, полагаем обязательным стороной ответчика (учреждением МСЭ) в 10-дневный срок (до вступления определения в законную силу) подать на имя судьи письменное обоснование недействительности назначенной экспертизы.

Согласно ст. 41 73-Ф3 от 31.05.2001г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами. Круг нормативных правовых актов, определяющих требования к экспертам, правомочным проводить судебную МСЭ, отражен в Таблице 2.

Таблица 2 . Требования законодательства РФ к эксперту и экспертному учреждению по медико-социальной экспертизе

Нормативный правовой акт

Федеральный закон №181 -ФЗ от24.11.1995г. (в редакции 122-ФЗ) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. 8 Распоряжение Правительства РФ №1646-р от 16.12.2004г.

Определяет круг учреждений МСЭ:

«Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации»

Порядок признания лица инвалидом, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006г. №95 п. 28

Устанавливает порядок принятия экспертного реше ния (не единолично одним экспертом):

«Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы».

Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.11.2009г. №906н п.4

Определяет состав специалистов, правомочных про водить МСЭ (не менее 6 человек):

«В состав специалистов бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) входят не менее трех врачей - специалистов по медико-социальной экспертизе, психолог (медицинский психолог), специалист по реабилитации (врач - специалист по медико-социальной экспертизе), специалист по социальной работе».

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 07.07.2009г. №415н «Об утверждении квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» (раздел Специальность «Медико-социальная экспертиза»)

Предъявлены требования о наличии дополнительной подготовки для врача по специальности «Медико- социальная экспертиза»

Таблица 3. Признаки недействительности судебной МСЭ

Основание для признания судебной МСЭ недействительной

Проведение судебной МСЭ не в учреждении МСЭ (ГБ МСЭ по субъекту РФ и Федеральное бюро МСЭ), что нарушает требования ст. 8 ФЗ-181, РП РФ №1646-р, приказа Минздравсоцразвития №906н

Состав комиссии, неправомочный принимать экспертное решение, в соответствии с п. 4 Приказа Минздравсоцразвития №906н (менее 6 человек и/или отсутствие какого-либо специалиста), п. 19 абз. 2 ПП ВС РФ от 10.03.2011. №2

Проведение судебной МСЭ одним специалистом по МСЭ, что нарушает требования п. 28 Правил признания лица инвалидом, утв. ПП РФ № 95, п. 4 приказа Минздравсоцразвития №906н

Руководитель и врачи бюро (экспертного состава главного бюро, ФБ), проводящие судебную МСЭ в составе специалистов бюро, не имеют дополнительной подготовки по МСЭ (на базе СПИУВЭКа или ФБ МСЭ);

2. Проблемы назначения и проведения судебной медико -социальной экспертизы с учетом сложившейся практики

При рассмотрении исков граждан к ФКУ «ГБ МСЭ по Псковской области» об оспаривании экспертных решений возникает необходимость в назначении судебной медико-социальной экспертизы.

Вместе с тем, имеют место отказы истцов от назначения судебной МСЭ в ходе судебного разбирательства, в этих случаях решение принимается по имеющимся в деле доказательствам.

Показатель назначенных судебных МСЭ имеет тенденцию к увеличению, что отражает соблюдение судами требований ГПК РФ от 12,5% в 2005 г. до 73,0%: - в 2011 г.

Считаем важным обратить внимание коллег, что при назначении состава экспертов для проведения судебной МСЭ, необходимо также четко соблюдать требования к производству экспертизы, в частности:

- о полномочном составе специалистов (не менее 6 человек в соответствии с п. 4 Приказа Минздравсоцразвития РФ №906н);

-о соблюдении сроков экспертизы, установленных в определении суда;

-о содержании экспертного заключения в соответствии со ст. 86 ГПК РФ и ст. 25 Федерального закона №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности».

Помимо участия в судах в качестве ответчика, с 2007г. силами специалистов экспертных составов ФГУ «ГБ МСЭ по Псковской области» проводятся судебные МСЭ по определению судов из иных субъектов РФ.

В Псковской области случаев назначения судами судебной МСЭ вне определенного Распоряжением Правительства РФ №1646-р от 16.12.2004г. учреждения медико-социальной экспертизы, не было.

В рамках изучения проблем судебной МСЭ нами проанализирована сложившаяся в ряде регионов ситуация с назначением судебной МСЭ в ООО «Центр медицинского права» г. Омска (имеет сеть филиалов по России), в котором специальную подготовку по МСЭ имеет лишь один специалист.

Следствием проведения таких экспертиз является «тотальная» отмена экспертных решений бюро МСЭ и экспертных составов Главных бюро по субъектам РФ, что приводит к увеличению количества инвалидов, затрат федерального бюджета, вызванных необходимостью возмещать судебные расходы, производить выплаты застрахованным лицам по процентам УПТ, а также, в конечном итоге, растет частота судебных обжалований решений учреждений МСЭ.

Более того, в одном из субъектов РФ имеет место случай повторного назначения судебной МСЭ в ООО «Центр медицинского права» (с увеличением числа экспертов до 6 с включением психолога, специалиста по социальной работе, специалиста по реабилитации инвалидов, врачей лечебных учреждений, не имеющих специальной подготовки по МСЭ) после отмены судом кассационной инстанции решения городского суда в связи с назначением судебной МСЭ с нарушением норм процессуального права (не в учреждении МСЭ), что, безусловно, является повторным нарушением ГПК РФ.

С нашей точки зрения, в ряде регионов уже сложился судебный прецедент в результате неверного толкования норм материального и процессуального права, позиции Конституционного и Верховного судов РФ.

Анализ судебной практики указывает на необходимость формирования правопонимания у судей и граждан о процессуальных особенностях медико-социальной экспертизы. Вместе с тем, позиция высших судебных инстанций, изложенная в актах Конституционного суда РФ и Верховного суда, при должном применении нижестоящими судами, должна укрепить положение учреждений МСЭ в судах и облегчить процесс доказывания.

При правильном применении данных судебных актов вопрос о назначении судами медико-социальной экспертизы в учреждениях, не относящихся к системе МСЭ - может быть закрыт полностью.

Считаем, что при соблюдении годичного срока, установленного ч. 2 ст. 376 ГПК РФ, имеются основания для обжалования в суд надзорной инстанции (Президиум суда субъекта РФ, затем в Верховный суд РФ) судебных актов на основаниях, изложенных в Таблице 5.

Кроме того, принимая во внимание последние публикации на сайтах частных консультантов по МСЭ о том, что в случае привлечения в качестве соответчика ФМБА России, в соответствии с 4.1 ст.18 ГПК РФ, назначение судебной экспертизы в учреждении МСЭ будет невозможным ввиду нахождения экспертного учреждения в служебной зависимости от ответчика (соответчика).

Это суждение представляется нам неверным, искажающим нормы действующего законодательства РФ: ФМБА России не входит в систему учреждений МСЭ, указанную в Распоряжении Правительства РФ №1646-р от 16.12.2004г. и Приказе Минздравсоцразвития РФ №906н от 17.11.2009г., на которые возложены полномочия по проведению медико-социальной экспертизы. ФМБА является органом исполнительной власти, организующим проведение медико-социальной экспертизы. Следовательно, при наличии инициативы со стороны истца или судьи о привлечении ФМБА России в качестве соответчика по делам об оспаривании экспертных решений, учреждение МСЭ должно возражать со ссылкой на ст. 40 ГПК РФ, поскольку признаками процессуального соучастия являются однородность прав и обязанностей ответчиков (в данном случае этого нет).

Обобщая почти 6-ти - летний опыт участия в судах в качестве ответчика и (или) экспертного учреждения, полагаем, что существуют следующие проблемы назначения и проведения судебной МСЭ, обусловленные несовершенством законодательства РФ по медико-социальной экспертизе:

В завершение освещения вопросов, связанных с назначением и проведением судебной МСЭ, следует отметить, что согласно ст. 67 и ч. 3 ст. 86 ГПК РФ заключение эксперта, как и другие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы; оно необязательно для суда и оценивается судом в отдельности, а также в совокупности с другими доказательствами.

Таблица 4. Акты Высших судебных органов РФ по вопросам судебной МСЭ

Определение Конституционного суда РФ от 21 февраля 2008г. №96-0-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина 3. на нарушение его конституционных прав частью четвертой статьи 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и частью первой статьи 50 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан

По мнению заявителя, оспариваемые им нормы, как не предусматривающие - при несогласии лица с заключением медико-социальной экспертизы - возможности производства независимой медицинской экспертизы, противоречат статьям 7,15,19,39 и 46 Конституции Российской Федерации. Реализуя предоставленные ему полномочия, законодатель возложил право проведения медико-социальной экспертизы и признание лица инвалидом на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы, что само по себе конституционные права этой категории граждан не нарушает. Решения указанных учреждений могут быть обжалованы в суд общей юрисдикции, который в ходе установления обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, вправе использовать все предусмотренные гражданским процессуальным законодательством (Прим. автора: ст. 79 ГПК РФ -спец. знания) способы получения доказательств, в том числе назначение экспертизы.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 марта 2011 г. N 2 «О

применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» п. 19

В случае несогласия истца с определенной ему степенью утраты профессиональной трудоспособности суд в соответствии со статьей 79 ГПК РФ и с учетом положений Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 ноября 2009 N 906н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» вправе назначить медико-социальную экспертизу.

Таблица 5. Примеры обоснования правильности-позиции учреждения МСЭ при обжаловании судебных актов в надзорной инстанции

Обоснование Суда (дословно из решений)

Акцент учреждения МСЭ при надзорном обжаловании

Доводы надзорной жалобы

«Согласно ст. 41 Ф3-73 и ст. 79 ГПК РФ, предусматривающим право суда поручить проведение экспертизы судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или экспертам, если такие лица обладают необходимыми специальными знаниями. Проведение экспертизы по установлению степени УПТ в случае несогласия пострадавшего с заключением учреждения МСЭ может быть поручено судом не только экспертам такого же учреждения, входящего в систему ФГУ МСЭ, но и иным лицам, обладающим специальными познаниями». «В состав экспертной комиссии входил врач эксперт - специалист по МСЭ (Прим. автора -один).

Эксперты, проводившие судебную МСЭ, не обладают специальными познаниями -по МСЭ (спец. знания д.б. подтверждены документами о наличии доп. подготовки по МСЭ и сертификатами. Наличие этих документов у одного эксперта нельзя рассматривать как соблюдение требований ст. 79 ГПК РФ

Прямое нарушение ст. 79 ГПК - эксперты не обладают спец. знаниями по МСЭ (согласно приказа Минздравсоцразвития РФ №415н и п. 4 Приказа Минздравсоцразвития РФ №906н.)

Ссылка на абз.2 ч.1 ст.18 ГПК РФ «Эксперт не может участвовать в рассмотрении дела, если он находился либо находится в служебной или иной зависимости от кого-либо из лиц, участвующих в деле, их представителей.

ФГУ ГБ МСЭ по субъектам РФ и ФБ МСЭ, являясь самостоятельными юридическими лицами, не находятся в служебной или иной зависимости, а входят в круг федеральных учреждений, на которых ст. 8 ФЗ №181 возложено проведение МСЭ.

Прямое нарушение положений ст. 8 ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов» и Приказа Минздравсоцразвития №906н с учетом правоприменительной судебной практики, изложенной в п. 19 ПП ВС РФ №2 от 10.03,2011.

Таблица 6. Проблематика назначения и проведения судебной МСЭ

Слабость нормативной правовой базы, регулирующей оценочные подходы к установлению инвалидности, а также освидетельствованию пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Более запутанной стала ситуация в связи с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10.03.2011г. №2, п.19 которого предполагает установление 100% УПТ при невозможности пострадавшим выполнять работу определенной квалификации, объема и качества

Утверждение новых критериев и классификаций, позволяющих наиболее точно оценить степень функциональных нарушений, будет способствовать последовательности и логичности выводов экспертов

Несогласие граждан с принципами МСЭ, порядком оценки ограничения жизнедеятельности, функциональным подходом, ошибочное мнения граждан о том, что факт наличия заболевания дает право на установление инвалидности

Усиление разъяснительной работы среди населения посредством СМИ, информационно-коммуникационной сети общего доступа

Нет утвержденных форм документов: акта медико-социальной экспертизы, протокола заседания бюро, заключения судебной МСЭ и др.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: