Стадии процедуры обусловленной поступлением в органы государственной власти заявлений

Обновлено: 28.09.2022

1) Стадия приема, первичной проверки и регистрации поступивших обращений. Основной вопрос, подлежащий выяснению – определение подведомственности. Граждане должны подавать свои обращения в те органы власти и тем должностным лицам, к непосредственной компетенции которых относится их рассмотрение.

2) Стадия анализа и оценки ситуации или вопросов, изложенных в обращении, и, в необходимых случаях, специальной проверки указанных обстоятельств. На данной стадии осуществляется проверка соответствия обращения установленным требованиям и его направление конкретному лицу, правомочному рассмотреть вопросы, изложенные в обращении, осуществить проверку и принять решение по существу.

3) Стадия разрешения обращения по существу связана с обобщением полученной информации, необходимой для принятия объективного решения по обращению. Граждане, подавшие обращения, вправе излагать свои доводы, предоставлять доказательства, дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании.

4) Стадия принятия и исполнения решения определяет срок осуществления 2 предыдущих стадий. Письменное обращение граждан рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

По некоторым видам обращения в законе предусматривается специальный порядок и содержание решения.

Так, обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

Если в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица, то гос. Орган, орган МСУ или должностное лицо, рассматривающие обращение вправе оставить его без ответа и сообщить гражданину о недопустимости злоупотребления правом.

Принимается решение об уведомлении гражданина об оставлении обращения без рассмотрения по существу и в случаях;

- если текст письменного обращения не поддается прочтению

- если содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства.

5) Стадия контроля и проверки исполнения принятых решений, анализа и обобщения обращений граждан важна для устранения причин и условий, порождающих обращения граждан, поэтому реализуется во всех органах публичной власти, уполномоченных рассматривать обращения граждан. Государственные органы, органы МСУ и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

Порядок рассмотрения жалоб гражданина:

· Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

· Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех днейс момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

· Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.

Итак, граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

При этом граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Процедуры по рассмотрению предложений и заявлений граждан состоят из следующих стадий:

· подача заявления, предложения и его регистрация;

· рассмотрение заявления, предложения и принятие по нему решения;

· исполнение решения вынесенного по заявлению, предложению.

Рассмотрим последовательно каждую из них.

Стадия подачи предложений и заявлений.

Граждане могут обращаться как в устной форме на личном приеме у должностного лица, так и в письменной форме, в том числе путем подачи электронного обращения. Форма обращения выбирается гражданином самостоятельно.

Гражданин направляет письменное обращение (предложение либо заявление) непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов[14].

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.

Существуют законодательные требования к письменному обращению.

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

Следующей стадией является стадия рассмотрения предложений, заявлений и принятие по ним решений.

Предложения и заявления, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

Государственные органы, органы местного самоуправления, а также должностные лица при рассмотрении предложений и заявлений обязаны:

1) обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивать, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимать меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) давать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;

5) уведомлять гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Гражданин, подавший предложение или заявление органу власти или должностному лицу имеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, также получать уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Существует ряд гарантий безопасности гражданина в связи с его обращением, среди которых запрет преследования гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц. Также при рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.

В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Однако, если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

Процедура рассмотрения устных предложений и заявлений осуществляется через личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления и проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и обязательному рассмотрению.

В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Следующая стадия состоит из действий по исполнению принятого решения. Эта стадия осуществляется, если предложение и заявление полностью либо частично удовлетворено. В этом случае орган (должностное лицо), который принял решение, обеспечивает своевременное и правильное решение по делу.

[1] "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Опубликован - "Российская газета", N 7, 21.01.2009.

[2] Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // опубликован - "Российская газета", N 95, 05.05.2006.

[3]Выступление заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации А.Д. Беглова на Всероссийском совещании по вопросам совершенствования организации рассмотрения обращений граждан, состоявшемся в г. Москве 30 – 31 октября 2010 г.

[4] Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // опубликован - "Российская газета", N 95, 05.05.2006.

[6] Федеральный конституционный закон РФ от 26 февраля 1997 г. № 1 – ФКЗ (ред. от 28.12.2010) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации от 03 марта 1997. № 9. Ст. 1011.

[7] Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.07.2010, с изм. от 18.07.2012) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // опубликован - "Российская газета", N 95, 05.05.2006.

[8] Закон РФ от 27.04.1993 N 4866-1 (ред. от 09.02.2009) "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"// опубликован - "Российская газета", N 95, 13.02.2009.

[9]Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"// опубликован "Российская газета", N 202, 08.10.2003

[11] Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 (ред. от 18.05.2012) «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 марта 2011 г. № 10 ст. 1334.

[12] Приказ МВД от 16 июня 2011 г. №651 «Об утверждении положения о Департаменте делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации»//(официальный сайт МВД РФ).

[14] Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // опубликован - "Российская газета", N 95, 05.05.2006.

Человек, его права и свободы в демократическом правовом государстве составляют высшую социальную ценность. Их обеспечение и защита являются важнейшими функциями правового государства.

Права граждан на обращение в органы публичной власти закреплены в конституциях многих стран мира, также идет процесс их обеспечения нормами международного права. При этом обращается серьезное внимание на обеспечение реальной возможности обжалования действий и решений органов государственной власти и их должностных лиц, нарушающих права граждан как на национальном, так и на межгосударственном уровнях.

Правовую базу рассмотрения предложений и заявлений граждан в России составляет наряду с иными Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрений обращений граждан Российской Федерации»[2].

В повседневной жизни российские граждане широко используют предоставленное им ст. 33 Конституции РФ право личного обращения в органы публичной власти. Сущность права на обращения в органы публичной власти носит комплексный характер и заключается в том, что граждане благодаря обладанию данным правом могут участвовать в управлении делами государства, защищать свои права, свободы и законные интересы, выражать свое мнение. Кроме того, данное право выступает каналом обратной связи между государством и обществом.

Приведем некоторые данные, отражающие ситуацию в указанной сфере: на имя Президента России и в Администрацию Президента ежегодно поступает почти миллион обращений, в Государственную Думу ежегодно устно и письменно обращаются около 60 тыс. граждан, а в Совет Федерации – свыше 40 тыс. Количество обращений в федеральные органы исполнительной власти и их территориальные подразделения в общей сложности превышает 20 млн., а в правительства субъектов Российской Федерации – более миллиона[3].

Праву граждан на обращение соответствует обязанность органов и должностных лиц, которым они направлены, внимательно, в определенном порядке и в установленные сроки рассмотреть их и принять по ним законные и обоснованные решения. Реализация конституционного права граждан на обращение требует от государственных органов качественной организации работы по их рассмотрению и разрешению.

Исполнение законодательства об обращениях граждан постоянно находится в поле зрения прокуроров и общественных организации. Результаты прокурорских проверок свидетельствуют о распространении нарушений порядка рассмотрения обращений граждан, установленного Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»[4]. Волокита и неполнота проверочных действий при рассмотрении обращений граждан, формализм, а также непринятие мер со стороны государственных органов в соответствии с установленной компетенцией зачастую являются основанием для многочисленных обращений граждан в надзорные органы.

Кроме того, следует уточнить, что в органы публичной власти помимо граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства могут обращаться и юридические лица. Исходя из заявленной темы, нами рассмотрены вопросы, относящиеся к обращениям физических лиц.

Содержание конституционного права на обращения в органы публичной власти представляет собой совокупность определенных правомочий: право требовать содействия органов публичной власти в реализации конкретных прав и свобод; право давать рекомендации по улучшению деятельности органов публичной власти и их должностных лиц; право обращаться с критикой в адрес деятельности органов публичной власти; право на обращение за защитой своих нарушенных прав и свобод; право сообщать о ставших им известными нарушениях законности органами публичной власти и их должностными лицами и иные правомочия.

Субъектами права на обращения в органы публичной власти могут выступать граждане Российской Федерации, иностранные граждане, а также лица без гражданства. Органы публичной власти (органы государственной власти и органы местного самоуправления) и их должностные лица, являясь субъектами правоотношений по реализации конституционного права на обращения выступают в качестве адресатов обращения. Субъекты права на обращения могут реализовывать свое конституционное право как самостоятельно, так и через представителя.

Понятие «обращение» раскрывается в статье 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в соответствии с которым «обращение» – это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

В соответствии с данным Законом все обращения делятся на три вида, а именно: предложения, заявления, жалобы. (В рамках рассматриваемой темы последний вид обращения нами не анализируется).

Под предложением понимается рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

Обращения могут подаваться в письменной и устной формах.

В качестве требований к письменному обращению законодатель выделяет следующие: гражданин в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату (в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии, однако, в случае необходимости).

С правовой точки зрения устное обращение реализуется через личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления, который проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами.

Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Таким образом, право на обращения в органы публичной власти – это неотъемлемая возможность человека и гражданина, а также организаций непосредственно или через представителя обращаться в устной или письменной форме, индивидуально или коллективно с предложением, заявлением, а также с жалобой в органы публичной власти в целях защиты (восстановления) или реализации как своих прав, свобод и законных интересов, так и прав, свобод и законных интересов других лиц.

Процедура рассмотрения обращений в органы публичной власти имеет свою правовую основу, которую составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, законодательство федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации. Рассмотрим их иерархию.

Основополагающее значение в механизме правового регулирования реализации права на обращения в органы публичной власти принадлежит международно-правовым актам, к числу которых относятся Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.)[5].

В Российской Федерации принципы правового регулирования реализации права на обращения отражены в ст. 33 Конституции РФ, которая гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Данная норма, заложив основы для дальнейшего правотворчества в указанной сфере, обладает высшей юридической силой, имеет прямое и непосредственное действие.

Порядок обращения к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации урегулирован самостоятельным Федеральным конституционным законом от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»[6].

Центральное положение среди правовых актов, регулирующих отношения по реализации права на обращения в органы публичной власти принадлежит Федеральному закону от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»[7], который был принят именно в целях установления принципов, порядка, а также гарантий реализации данного права. Учитывая, что в названии данного Закона акцент сделан именно на гражданах России, в практической деятельности порядок рассмотрения обращений распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

К источникам правового регулирования реализации права на обращения на региональном уровне относится законодательство субъектов РФ. Во многих из 83 субъектов такие самостоятельные законы приняты и действуют. Однако, несмотря на законодательную самостоятельность регионов, принятые ими законы не должно противоречить федеральному законодательству в области реализации данного права, а также сужать круг прав и гарантий.

Процедуры рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Следующим уровнем источников правового регулирования реализации права на обращения являются подзаконные правовые акты, которым отводится роль детального, а главное, качественного обеспечения реализации Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ. К ним относятся принятые во многих министерствах и ведомства Инструкции по работе с обращениями граждан.

В новой структуре центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации[11], утвержденной Президентом России создан Департамент делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации (ДДО МВД России)[12]. Являясь самостоятельным структурным звеном, данное подразделение обеспечивает и осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию деятельности органов внутренних дел, организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и полномочий, возложенных на МВД России в области рассмотрения обращений граждан организаций, а также общественных объединений.

На данный момент все обращения в органы внутренних дел подлежат рассмотрению в соответствии с Федеральным законом № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также в соответствии с новым приказом МВД РФ от 12.09.2013 N 707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел российской Федерации».

Процедура рассмотрения предложений и заявлений основывается на следующих принципиальных началах.

Право­вой механизм реализации права граждан на подачу предложений и заявлений в органы государствен­ной власти и местного самоуправления дол­жен быть основан на следующих принципах: всеоб­щего права на об­ращения с предложениями и заявлениями; свободы подачи предложений и заявлений; равноправия и равной ответс­твенности гражданина и государства; гласности разбирательства, объек­тивности, подведомственности обращений, комплексном подхо­де к рассмотре­нию, законности.

Как известно, принципы - это руководящие начала, лежащие в основе меха­низма правового регулирования тех или иных общест­венных отношений. Есте­ственно, что большинство правовых принци­пов, регламентирующих поведение человека в обществе, закреплено Конституцией страны. Однако если говорить о принципах институ­та права граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, то они, как и в любых других конкрет­ных общественных отношениях, имеют свою специфику.

В частности, одним из принципов, лежащих в основе данного института, должен быть принцип всеобщего права на обращения, который означает, что лю­бое физическое лицо обладает в соответствии с российским зако­нодательством правом на подачу предложений, либо заявлений в государственные органы и органы местного самоуправления, за ис­ключением случаев, уста­новленных законом (требующих наличия российского гражданства) и нормами международного права.

Принцип законности означает, что должна быть разработа­на система Зако­нов, регламентирующих порядок обращения граждан с предложениями и заявлениями в органы всех ветвей вла­сти: судебной, исполнительной, законо­дательной. Все процедуры, связанные с реализацией всех этапов осуществления права граждан на обращения, должны быть основаны на требованиях Конституции и Закона.

Принцип гласности при реализации права граждан на подачу предложений и заявлений означает открытость процесса рассмотрения данных видов обраще­ний, участие в нём заинтересованного лица (лиц) - субъектов конкретного об­ращения. Разбирательству должны подлежать все без исключения предложения или заявления граждан, - в том числе - анонимные. Законода­тельно должны быть установлены гарантии безопасности граждан - инициато­ров обращения, а также неразглашения сведений об их личной жизни, ставших известными в ходе рассмотрения обращения. В случае вы­явления сведений клеветнического характера, орган, рассматривающий то или иное обращение, обя­зан передать материалы проверки компетентным правоохранительным орга­нам для возбуждения уголов­ного дела по факту клеветы.

Принцип равноправия означает, что любой человек, неза­висимо от граж­данства, законности нахождения на территории РФ, социального происхожде­ния, пола, национальности, возраста и иных социальных признаков, вправе на­правлять предложения, заявления в органы государственной власти и местного самоуправле­ния.

Принцип объективности рассмотрения означает, что сведе­ния, сообщённые гражданином в устной или письменной форме, должны быть подвергнуты объективному, непредвзятому анализу, который, в свою очередь, должен быть положен в основу принимае­мого по содержанию предложения или заявления решения.

Принцип подведомственности означает, что рассмотрение обращения дол­жен производить тот орган, в чью компетенцию вхо­дит разрешение по существу вопроса, поставленного в предложении либо заявлении. При этом гражданин не обязан знать кон­кретную компетенцию госу­дарственных органов. Предложения либо заявления, направленные не по адресу, подле­жат пересылке компетентному в данном вопросе органу.

Принцип комплексного подхода обеспечивает единую мето­дику и методо­логию в работе с предложениями и заявлениями граждан, а также ко­ординацию деятельности органов, их рассматривающих, контроль за их работой.

Государство гарантирует гражданам реализацию их права на обращение.

Гарантия (от фр. Garantie - обеспечение) – это предусмотренное законом обязательство, в силу которого какое-либо лицо (в частности, орган государственной власти или должностное лицо) отвечает перед другими (гражданами) при неисполнении или ненадлежащим исполнении своих обязательств.

Основными гарантиями реализации института предложений и заявлений является то, что: во-первых, запрещаются любые формы ограничения прав граждан на обращения в зависимости от пола, социальной, расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства и т.д.; во-вторых, использование гражданином права на обращение является свободным и добровольным, никто не может принудить его использовать это право либо воспрепятствовать его волеизъявлению; в-третьих, нарушение установленного порядка рассмотрения обращений граждан, неправомерный отказ в их приеме, затягивание сроков рассмотрения обращений, их необъективное разбирательство, принятие необоснованных, нарушающих законодательство Российской Федерации и города Москвы решений, предоставление недостоверной информации, разглашение сведений о частной жизни граждан влекут ответственность виновных должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; в-четвертых, в случаях преследования гражданина за содержащуюся в обращении критику, виновные должностные лица также будут привлечены к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации; в-пятых, граждане вправе лично участвовать в рассмотрении вопросов, содержащихся в их обращениях, получать информацию о ходе и результатах их рассмотрения; в-шестых, гражданину (по его просьбе) гарантируется неразглашение сведений о его фамилии, имени, отчестве, месте жительства, работы или учебы; в-седьмых, гражданам принадлежит право обращаться в суд с заявлением о возмещении материального и морального вреда, причиненного ему в результате нарушения органом государственной власти или должностным лицом законодательства об обращениях граждан.

В правовом государстве право граждан на то, чтобы обращаться к органам государственной и муниципальной властей – это одна из самых важных гарантий прав и свобод личности, способ выражения мнений граждан, их волеизъявлений, реализации собственных прав, свобод и обязанностей. Оно играет важную роль в качестве инструмента обратной связи между государством и его жителями, а также им реализуется функция контроля деятельности органов власти.

Правовое регулирование административных процедур, которое связано с тем, что рассматриваются заявления и предложения, адресованные в органы публичной власти и их должностным лицам, осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях.

Статьей 33 Конституции Российской Федерации предусматривается право граждан на личное обращение, а также направление индивидуальных и коллективных обращений в государственные органы и органы местных самоуправлений.

Основной нормативный правовой акт, который конкретизирует указанные положения Конституции Российской Федерации – это Федеральный закон от 2 июня 2006 года под номером 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Законом определяется понятийный аппарат, права и обязанности сторон административных процедур, требования к письменным и устным обращениям, сроки и порядок, в котором рассматриваются и принимаются решения.

Законы и подзаконные акты при работе с обращениями граждан

В работе с обращеними граждана Федеральные органы используют такие подзаконные нормативные правовые акты:

  • Указ Президента Российской Федерации от 17 февраля 2010 № 201 «Об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций»;
  • Регламент Правительства РФ, утвержденный постановлением Правительства РФ от 01 июня 2004 № 260 (разд. IX);
  • Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 № 452 (разд. XII);
  • приказ Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 21 мая 2010 № 102 «Об утверждении Инструкции по работе с обращениями и запросами граждан и организаций в Судебном департаменте при Верховном Суде РФ»;
  • приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 января 2013 № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ».

Порядок того, как рассматриваются обращения граждан в определенных федеральных органах исполнительной власти устанавливается на основании ведомственных инструкций и административных регламентов, таких как:

  • приказ Министерства природы Российской Федерации от 18 июля 2013 под номером 250 «О порядке рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами»;
  • приказ Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации от 30 августа 2013 под номером 463 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах Федеральной службы безопасности»;
  • приказ ФСО Российской Федерации от 11 марта 2012 под номером 110 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы охраны Российской Федерации по предоставлению услуги по организации приема граждан, обеспечению своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан».

Субъектами Российской Федерации и органами местных самоуправлений, в процессе осуществления действий на основании федерального законодательства, принимаются нормативно-правовые акты, которые затрагивают право граждан на обращений. В Московской области действует Закон от 05 октября 2006 под номером 164/2006-03 «О рассмотрении обращений граждан»; постановлением администрации Чеховского муниципального района Московской области от 29.06.2012 № 770/20-2 утвержден Регламент рассмотрения обращений граждан в администрации Чеховского муниципального района.

Специальный административный процессуальный порядок рассмотрения обращений граждан предусматривается на основании ряда федеральных законов, включая:

В данных актах определяются особенности того, как рассматриваются отдельные обращения граждан, сокращенные сроки, категории и порядок, в котором осуществляется предоставлении информации.

Субъектный состав

История того, как развивалось законодательство о праве граждан на то, чтобы обращаться говорит о том, что присутствовали различные подходы законодателей к тому, как определить субъектный состав рассматриваемых административных процедур.

Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 2006 года в круг субъектов, которые занимаются рассмотрением обращений граждан, включает органы государственной власти и местных самоуправлений, их должностных лиц. Данным Законом был расширен конституционный перечень субъектов, которые уполномочены к рассмотрению обращений граждан за счет того, что теперь в него включены должностные лица. В данном случае должностным лицом является лицо, которое на постоянной или временной основе, а также на основании специальных полномочий может осуществлять функции представителей власти или заниматься исполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций в государственных органах и органах местных самоуправлений.

Так как Законом в первоначальной редакции фактически были исключены из предмета регулирования обращения к общественных объединениям, предприятиям, учреждениям и организациям, то на практике исключительно органами власти и их должностными лицами принимались обращения граждан к рассмотрению в порядке, который установлен на основании Федерального закона от 2 июня 2006 года под номером 59-ФЗ. На основании этого Конституционным Судом Российской Федерации было указано, что рассмотрение обращений граждан должно также осуществляться государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями, которые осуществляют публично значимые функции.

Субъектами, у которых есть право на обращением к органам публичной власти на основании указанного Закона – это граждане РФ, объединения граждан, включая юридических лиц.

Вне зависимости от того, что в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» упоминаний о других субъектов, которые обладают правом подавать обращения, нет, круг субъектов должен быть определен шире, на основании системного изучения норм действительного законодательства.

На основании положений 3 части 62 статьи Конституции Российской Федерации, иностранные граждане и лица, которые не имеют гражданства, могут пользоваться в РФ правами и нести обязанности в равной степени с тем, кто обладает гражданством РФ, помимо случаев, которые установлены на основании федерального закона и международного договора Российской Федерации. Исходя из этого, ели обращение иностранного гражданина или лица без гражданства не связано с тем, как реализуются его политические права, которые предоставляются только для граждан Российской Федерации, то данные обращения могут рассматриваться в общем порядке, который установлен Законом.

Отдельные нормативные акты могут предусматривать право других лиц на обращение в органы публичной власти. Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» указывается, что информация, связанная с деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления может быть предоставлена на основании запроса граждан, организаций, общественных объеди ней, государственных органов, органов местных самоуправлений.

Виды обращений граждан

К обращениям можно отнести предложения, заявления и жалобы (рисунок 1)

Виды обращений граждан

Рисунок 1. Виды обращений граждан

Предложением является рекомендация граждан относительно совершенствования законов и других нормативно-правовых актов, деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, развития общественных отношениями путям улучшения социально-экономической и других государственных и общественных сфер деятельности.

Жалобой является просьба граждан относительно восстановления или защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов или прав, свобод и законных интересов иных лиц.

Обращения могут направляться письменно или устно, или с использованием информационных систем общего пользования как электронный документ.

Стадии производства по обращениям граждан

Общим административным процессуальным порядком того, как рассматриваются обращения граждан, установленным на основании Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», предусматриваются такие стадии:

  1. прием обращения;
  2. рассмотрения обращения и принятие решения;
  3. направление ответа на обращение (рисунок 2).

Стадии производства по обращениям граждан

Рисунок 2. Стадии производства по обращениям

Первая стадия рассмотрения обращения граждан в органы публичной власти – это прием обращений. Граждане направляют письменные обращения в те государственные органы, органы местного самоуправления и тем должностным лицам, к компетенции которого относится решение указанных вопросов.

Направление обращения можно осуществить, передав его в канцелярию, дело производственную службу, напрямую должностным лицами во время личного приема или посредством почтового заказного отправления, с описанием вложений и уведомления относительно вручения. В данном случае важное обстоятельство – получить доказательство того, что обращение было передано.

В случае, если обращение содержит информацию о противоправном деянии, которое подготавливается, совершается или уже совершено, а также о лицах, которые имеют к этому непосредственное отношение, данное обращение должно быть направлено компетентному государственному органу.

Вторая стадия производства обращений граждан – это рассмотрение обращений и принятие решений по ним. При рассмотрении поступивших обращений государственные органы, органы местного самоуправления или должностные лица:

  1. должны обеспечивать, чтобы обращение рассматривалось объективно, всесторонне и своевременно, а если необходимо – при участи граждан, которыми было направлено указанное обращение;
  2. должны запрашивать, также и в электронном варианте, документы и материалы, которые необходимы для того, чтобы рассмотреть обращение, у других государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, исключая суды, органы дознания и органы предварительного следствия;
  3. должны принимать меры, которые направлены на то, чтобы восстановить и защитить нарушенные права, свободы и законные интересы граждан;
  4. давать письменные ответы по существу поставленного в обращении вопроса.

Ответ на обращение подписывает руководитель государственных органов или органов местного самоуправления, должностное лицо или уполномоченное на это лицо.

То, что электронные средства бурно развиваются способствует тому, что изменяются административно-процессуальные нормы, связанные с порядком обращения граждан. Также законом предусматривается возможность направлять в государственные органы, органы местного самоуправления или должностным лица обращения при помощи информационных систем общего пользования в электронном документе. Обращения в формате электронных документов рассматривается в общем порядке.

Федеральное и региональное законодательство устанавливает также обязанности руководителей и других должностных лиц на проведение личного приема граждан. Информация относительно места, дня и часов приема должна быть доведена до сведения граждан посредством предоставления информации на стендах и сайтов в сети Интернет.

Устное обращение гражданина должно быть занесено должностными лицами в карточку личного приема, после этого рассмотрение обращений должно осуществляться в общем порядке.

Если обращение подали на личном приеме и изложено в устной форме, факты которого очевидны и не требуют того, чтобы дополнительно проверять их, то ответ должностное лицо может дать в ходе личного приема также в устной форме. В других случаях – обязателен письменный ответ.

Ответ на электронное письмо должен быть отправлен, в зависимости от пожеланий гражданина, которым было подано обращения – по электронной почте или физически по почтовому адресу.

Должностные лица, которые виновны в том, чтобы был нарушен порядок того, как должны рассматриваться обращения граждан, должны нести дисциплинарную, административную и гражданско-правовую ответственность. Статьей 5.59 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривается административная ответственность за то, чтобы был нарушен порядок рассмотрения обращений граждан; статьей 5.39 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – ответственность в случае неправомерного отказа предоставить гражданам и организациям информацию, предоставление которой предусматривается на основании федеральных законов, также если она предоставлена несвоевременно или предоставлена заведомо недостоверная информация. В статьей под номером 8 Федерального закона от 22 декабря 2008 года под номером 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ» предоставляется пользователям информация о праве на требование возмещения вреда, который был причинен нарушением его прав на доступ к информации о деятельности судов.

В правовом государстве право граждан на обращение в органы государственной и муниципальной власти является одной из важнейших гарантий прав и свобод личности, способом выражения мнения граждан, их волеизъявления, реализации своих прав, свобод и обязанностей. Оно играет роль инструмента обратной связи между государством и человеком, а также реализует функцию контроля за деятельностью органов власти.

Правовое регулирование административных процедур, связанных с рассмотрением заявлений и предложений, адресованных органам публичной власти и их должностным лицам, осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях.

Статья 33 Конституции РФ предусматривает право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Основным нормативным правовым актом, конкретизирующим указанные положения Конституции РФ, является Федеральный закон от 2 мая 2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Закон определяет понятийный аппарат, права и обязанности сторон административных процедур, требования к письменным и устным обращениям, сроки и порядок их рассмотрения и принятия решений.

Федеральные органы государственной власти в работе с обращениями граждан руководствуются также подзаконными нормативными правовыми актами, такими как:

· Указ Президента РФ от 17.02.2010 № 201 «Об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций»;

· Регламент Правительства Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 01.06.2004 № 260 (разд. IX);

· Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 № 452 (разд. XII);

· приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 21.05.2010 № 102 «Об утверждении Инструкции по работе с обращениями и запросами граждан и организаций в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»;

· приказ Генеральной прокуратуры РФ от 30.01.2013 № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации».

Порядок рассмотрения обращений граждан в отдельных федеральных органах исполнительной власти устанавливается ведомственными инструкциями и административными регламентами, такими как:

· приказ Минприроды России от 18.07.2013 № 250 «О порядке рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами»;

· приказ ФСБ России от 30.08.2013 № 463 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах Федеральной службы безопасности»;

· приказ ФСО России от 11.03.2012 № 110 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы охраны Российской Федерации по предоставлению услуги по организации приема граждан, обеспечению своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан».

Субъекты РФ и органы местного самоуправления, действуя на основе федерального законодательства, принимают нормативные правовые акты, затрагивающие право граждан на обращение. Так, в Московской области действует Закон от 05.10.2006 № 164/2006-ОЗ «О рассмотрении обращений граждан»; постановлением администрации Чеховского муниципального района Московской области от 29.06.2012 № 770/20-2 утвержден Регламент рассмотрения обращений граждан в администрации Чеховского муниципального района.

Специальный административно-процессуальный порядок рассмотрения обращений граждан предусмотрен рядом федеральных законов, в том числе такими как:

· Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»;

· Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»;

· Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»;

· Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

· Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации».

В этих актах определяются особенности рассмотрения отдельных обращений граждан, сокращенные сроки, категории и порядок предоставления информации.

История развития законодательства о праве граждан на обращение свидетельствует о различных подходах законодателя к определению субъектного состава рассматриваемой административной процедуры.

Так, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.1968 № 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» обязывал все государственные и общественные органы, предприятия, организации, их руководителей, других должностных лиц принимать и рассматривать обращения граждан.

Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» 2006 г. в круг субъектов, рассматривающих обращения граждан, включил органы государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц. Тем самым Закон расширил конституционный перечень субъектов, уполномоченных рассматривать обращения граждан, за счет включения в него должностных лиц. При этом должностным лицом признается лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

Поскольку Закон в первоначальной редакции фактически исключил из предмета своего регулирования обращения в общественные объединения, предприятия, учреждения и организации, то на практике только органы власти и их должностные лица принимали обращения граждан к рассмотрению в порядке, установленном Законом 2006 г. В связи с этим Конституционный Суд РФ указал, что рассматривать обращения граждан обязаны также государственные и муниципальные учреждения, иные организации, осуществляющие публично значимые функции[29].

Субъектами, которые вправе обращаться к органам публичной власти в соответствии с указанным Законом, являются граждане Российской Федерации, объединения граждан, в том числе юридические лица.

Несмотря на то, что в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» упоминаний об иных субъектах, имеющих право на подачу обращений, нет, круг субъектов следует определять более широко, основываясь на системном изучении норм действующего законодательства.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Следовательно, если обращения иностранных граждан и лиц без гражданства не связаны с реализацией политических прав, предоставляемых исключительно гражданам России, то указанные обращения рассматриваются в общем порядке, установленном Законом.

Отдельными нормативными актами может предусматриваться право и иных лиц обращаться к органам публичной власти. Так, Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» указывает, что информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может предоставляться по запросу граждан, а также организаций, общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления.

К обращениям относятся предложения, заявления и жалобы[30].


Рис. 2.1. Виды обращений граждан

Предложение — это рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

Жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц[31].

Обращения могут быть направлены в письменной или устной форме, а также по информационным системам общего пользования в форме электронного документа.

Общий административно-процессуальный порядок рассмотрения обращений граждан, установленный Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», предусматривает следующие стадии: 1) прием обращения; 2) рассмотрение обращения и принятие по нему решения; 3) направление ответа на обращение заявителю (рис. 2.2).


Рис. 2.2. Стадии производства по обращениям граждан

Первой стадией рассмотрения обращения гражданина в органе публичной власти являетсяприем обращения. Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов.

Направление обращения может быть осуществлено путем его передачи в канцелярию, службу делопроизводства, непосредственно должностному лицу на личном приеме или путем почтового заказного отправления с описью вложения и уведомлением о вручении. При этом важным обстоятельством является получение доказательств передачи такого обращения.

Письменное обращение регистрируется в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. При этом гражданин, направивший обращение, уведомляется о переадресации. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется.

Если поступило обращение, в котором обжалуется судебное решение, то в течение семи дней со дня регистрации это обращение с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения должно быть возвращено гражданину.

Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, то обращение подлежит направлению в компетентный государственный орган.

Второй стадией производства по обращениям граждан являетсярассмотрение обращения и принятие по нему решения.При рассмотрении поступившего обращения государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

· обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости — с участием гражданина, направившего обращение;

· запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

· принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

· дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращениерассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации, если большие сроки не установлены федеральными законами или меньшие — нормативными правовыми актами. В исключительных случаях уполномоченное лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о таком продлении гражданина, направившего обращение.

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Бурное развитие электронных средств связи способствует изменению административно-процессуальных норм, связанных с обращениями граждан. В частности, закон предусматривает возможность направления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу обращения по информационным системам общего пользования в форме электронного документа. Обращение в форме электронного документа подлежит рассмотрению в общем порядке.

Федеральным и региональным законодательством предусматривается также обязанность руководителей и иных должностных лиц проводить личный прием граждан. Информация о месте, днях и часах приема доводится до сведения граждан, как правило, на информационных стендах и через сайты в сети «Интернет».

Содержание устного обращения гражданина заносится должностным лицом в карточку личного приема; далее рассмотрение такого обращения осуществляется в общем порядке.

Третьей стадией производства по обращениям граждан являетсянаправление ответа на обращение заявителю. Ответ на обращение должен быть направлен заявителю, как правило, в письменной форме и не позднее указанного срока.

Если обращение было подано в ходе личного приема и изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, то ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема. В остальных случаях ответ на устное обращение дается в письменной форме.

Ответ на электронное обращение направляется, в зависимости от усмотрения самого гражданина, в форме электронного документа по адресу электронной почты или в письменной форме по почтовому адресу.

Должностные лица, виновные в нарушении порядка рассмотрения обращений граждан, несут дисциплинарную, административную и гражданско-правовую ответственность. Так, ст. 5.59 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан; ст. 5.39 КоАП РФ — ответственность за неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации. Статья 8 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» предоставляет пользователю информации право требовать возмещения вреда, причиненного нарушением его права на доступ к информации о деятельности судов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: