Сравнительная характеристика различных теорий происхождения государства и права в виде таблицы

Обновлено: 20.04.2024

3) позволяет четче определить свойственные государству и праву функции и их роль в жизни общества и политической системе.

Теологическая теория . Данная теория выдвигает следующие положения:

1) государство – продукт божественной воли;

2) государственная власть вечна и незыблема;

3) государственная власть зависит главным образом от религиозных организаций и деятелей, "посредников" между богом и государственной властью;

4) социально-экономическое неравенство предопределено тоже божественной волей;

5) необходимость смирения и неоказание сопротивления государственной власти, главе государства, продолжателю на земле власти бога, непослушание власти – это непослушание всевышнему.

Достоинства теории. Положительное в данной теории состоит в том, что она:

– поднимает престиж государства, наделяя его и правителей ореолом святости;

– способствует утверждению в обществе порядка, согласия, духовности.

Недостатки теории. Они проявляются в том, что теологическая теория:

– не признает влияние социально-экономических и иных отношений на государство;

– не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшить государственное устройство;

– в принципе недоказуема, ибо построена на вере;

– не раскрывает конкретных путей, способов реализации божественной воли.

Патриархальная теория . Данная теория выдвигает следующие положения:

1) государство – это результат развития и разрастания семьи;

2) власть государства, государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье;

3) власть государя, отца неограниченна;

4) власть "патриарха" имеет божественное происхождение;

5) сопротивление такой власти недопустимо;

6) лишь отеческая забота царя (короля и т. п.) способна обеспечить необходимые для человека условия жизни;

7) глава государства (патриарх/монарх) не выбирается, не назнача­ется и не смещается подданными, ибо последние – его дети.

Достоинства теории. Положительное в данной теории состоит в том, что она:

– создает ореол святости, уважения государственной власти;

– утверждает единство народа, "родственность" всех в единой стране.

Недостатки теории. Они проявляются в том, что патриархальная теория:

– упрощает процесс происхождения государства, по сути дела ставя знак равенства между государством и семьей, отождествляет категории "отец", "члены семьи" с категориями "государь", "подданные";

– не учитывает того, что семья (как социальный институт), по свидетельству историков, возникла с появлением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.

Договорная (естественно-правовая) теория. Она выдвигает следующие положения:

1) каждый человек рожден свободным и сам себе хозяин, никто не в состоянии подчинить человека без его согласия;

2) основанием права могут служить только договоры и соглашения;

3) основой любой законной власти среди людей могут быть лишь соглашения; при этом божественное происхождение власти отвергается;

4) в результате общественного договора образуется ассоциация равных и свободных индивидов: свобода и равенство участников договора обеспечивают объединение народа в неразрывное целое;

5) народ передает власть государству. Такое соглашение дает государству неограниченную власть над всеми его членами;

6) во всех формах правления суверенитет и законодательная власть принадлежат народу, он является источником власти;

7) народ имеет право не только изменять форму правления, но и вообще расторгнуть само общественное соглашение и вновь возвратить себе естественную свободу.

Достоинства теории. Положительное в данной теории состоит в том, что она:

– способствовала развитию демократической традиции в теории и на практике. Под влиянием теории общественного договора формировалась, в частности, государственность Соединенных Штатов Америки;

– признавала приоритет естественного права над позитивным;

– была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти;

– имеет глубоко демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти неугодного правителя, вплоть до восстания.

Недостатки теории. Они проявляются в том, что договорная теория:

– дает схематическое, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями;

– недооценивает объективные факторы, оказывающие влияние на процесс возникновения государства (прежде всего социально-экономи­ческие, военно-политические и пр.), и преувеличивает субъективные.

Органическая теория происхождения государства. Ее представители утверждают:

1) государство возникает и развивается по законам биологии, так как человек – часть природы;

2) государство возникает одновременно с людьми и существует, пока есть люди;

3) государство – это господство целого над своими составными частями – людьми;

4) граждане государства – клетки организма, и им несвойственна борьба.

Достоинства органической теории состоят в том, что она:

– исходит из обусловленности законов социальной жизни законами естественными. Гибель, исчезновение человека как биологического вида будет означать и гибель общества, государства;

– вводит в понятие государства системный признак – государство и общество – сложный организм;

– обосновывает дифференциацию и интеграцию общественной и государственной жизни. Разделение труда ведет к дифференциации общества на классы, слои, а необходимость удовлетворения потребностей и защиты интересов – к интеграции.

Недостатки органической теории. Слабые стороны заключаются в том, что она:

– переносит законы развития природы на общественную жизнь, игнорируя социальные законы, особенности общества, его закономерности;

– отрицает революционные переходы от одного качества к другому.

Психологическая теория обосновывает происхождение государства и права:

1) врожденной потребностью жить вместе;

2) осознанием массой своей зависимости от власти;

3) деятельностью той или иной "сильной" личности;

4) агрессивными и другими импульсами, которые можно подавлять только с помощью принуждения, т. е. государства.

Достоинства психологической теории.

Положительное в данной теории состоит в том, что она показывает те субъективные факторы, которые воздействуют на существование права и государства. Действительно, социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, деятельность.

Недостатки психологической теории:

– она считает свойства человеческой психики решающими в образовании государства и права;

– не учитывает того, что сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. А они играют главную роль.

Теория насилия утверждает, что государство возникло путем:

1) насилия одних членов общества над другими внутри одной социальной общности;

2) насилия одних обществ, государств над другими (завоевание, порабощение, колонизация);

3) насильственного присвоения материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством (сбор дани дружинниками, сгон крестьян с земли и присвоение их угодий, расширение территорий и иные формы насилия).

Достоинства теории. Положительное в данной теории:

– государство – это организация, применяющая насилие (сбор налогов, правоохранительная деятельность, комплектование вооруженных сил и т. д.);

– многие государства были созданы путем насилия (преодоление раздробленности в Германии (Бисмарк), во Франции, собирание русских земель вокруг Москвы в период Ивана III и Ивана IV).

Недостатки теории. Они проявляются в том, что теория насилия:

– доказывает возникновение государства только одними военно-политическими факторами, отрицает экономические и другие обстоятельства;

– никак не объясняет возникновение самого насилия;

– оправдывает агрессию, войны, расизм;

– провозглашает социальное, классовое неравенство как естественное и вечное.

Материалистическая теория . Основные положения данной теории:

1) государство возникает как результат развития экономики, усложнения общественных отношений, требующих специального аппарата для их регулирования;

2) возникновение государства обусловлено расколом общества на два класса с противоположными интересами и непримиримой классовой борьбой;

3) государство – это орган насилия, политического господства, управления в интересах экономически сильного господствую­щего класса, диктатура этого класса.

Достоинства теории. Данная теория имеет ряд рациональных положений:

– признание обусловленности государства материальными условиями жизни общества, взаимодействие государства и экономики;

– признание в обществе групп с различными (или противоположными) интересами – классов;

– появление государства лишь на определенной стадии развития общества.

Недостатки теории – увлечение экономическим детерминизмом и классовым антагонизмом при одновременной недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.

Появление государства и права объясняется проявлением свойств человеческой психики, потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты общества, осознанием справедливости, определенных вариантов действия и отношения и пр. В основе его лежат особые эмоции, которые переживаются как внутренняя помеха свободе и которые побуждают человека к какому-либо действию. Нормы как авторитарные запреты и веления есть лишь отражение этих переживаний. Психологическая теория различает этический долг как правовую обязанность и этический долг как нравственную обязанность.

Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

Государство явление многогранное. Рассмотренные теории по разному объясняют причины происхождения государства. Попытка их обобщение и осмысления в рамках одной универсальной теории вряд ли возможно, хотя такие попытки и предпринимались. Каждая из этих теорий раскрывает одну из возможных сторон процесса возникновения государства.

История цивилизации знает десятки, сотни правовых теорий. Глубокие умы человечества в течении веков бились над разгадкой феномена права, раскрытием его сущности. Правовые теории прошлого являлись завоеванием человеческой культуры, стремлением научной мысли проникнуть в самую сердцевину человеческих отношений.

В наиболее общем виде все разнообразие взглядов на разнообразие права и государства может быть сведено к противостояний двух исходных принципиальных позиций. Одна из них заключается в объяснение государства и права как средств силы, средств преодоления общественных противоречий и обеспечения порядка прежде всего путем насилия, путем принуждения. С этой точки зрения государство и право является орудиями и средствами в руках одной части общества для провидения своей воли, для подчинения этой воли других членов общества. Суть государства и права составляет силу принуждения, подавления. Наиболее четко и последовательно эта позиция обоснована теорией насилия. Вторая точка зрения состоит в том, что государство и право обеспечивает порядок в обществе путем снятия противоречия, достижения социальных компромиссов. С этой позиции в деятельности государства, функционирование права выражается общие скоординированные интересы различных групп общества. Суть государства и права составляет общественное согласие, компромисс. Наиболее четко эта позиция обоснована теорией общественного договора.

Раздел: Теория государства и права
Количество знаков с пробелами: 9151
Количество таблиц: 1
Количество изображений: 0

Существует очень много теорий происхождения государства. Множество научных взглядов вызвано сложностью предмета изучения, историческими особенностями развития общественного сознания и экономического строя (исторической эпохой), своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими и политическими установками и взглядами, разделяемыми авторами теорий, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. Познавательную гносеологическую ценность изучения теорий происхождения государства и права трудно переоценить.

К основным теориям происхождения государства относят теологическую или божественную, патриархальную, договорную, органическую, психологическую, классовую, теорию насилия, экономическую и ирригационную.

Основные теории происхождения государства схема

Таблица основные теории происхождения государства

Когда, кем, где была разработана

Основная суть теории происхождения государства

1. Теологическая теория (также религиозная или божественная)

Теологическая теория господствовала в средние века. В настоящее время распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Сау­довская Аравия и других) носит официальный характер. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы христианские философы и богословы (Фома Аквинский — 1225 – 1274 XIIIв., Аврелий Августин (Блаженный - 354 - 430н.э.), идеологии ислама и современной католической церкви (неотомисты — Жак Маритен, Мерсье и др.).

Суть в том, что, государство возникло по воле Бога. Следовательно, государство, его институты, власть:

— вечны, незыблемы и святы;

— их возникновение и упразднение не зависит от человека;

— являются выразителями воли Бога на земле.

Теологическая теория призывает:

— принять государство и власть как данность, полученную свыше;

— признать власть монархов святой и происходящей от Бога

— полностью и во всем подчиняться власти - небесной; не пытаться изменить установленный Богом порядок.

— способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности;

— препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности.

Недостаток теории в том, что она основана на вере (в Бога), а не на проверенном научном знании, то есть ненаучна. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть.

2. Патриархальная теория происхождения государства

Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель (384- 322 до н.э.).

В Китае эту теорию государства как большой семьи развил Конфуций (551 - 479гг. до н.э.).

В более современную эпоху ее развили Филмер и Михайловский.

Суть патриархальной теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникает по модели семьи (то есть, государство - своеобразная "большая семья", состоящая из множества обычных семей). Следовательно, власть правителя (короля) является продолжением отцовской власти в семьею.

Согласно патриархальной теории:

— монарх является отцом всего народа;

— благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы;

— король действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи);

— власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема;

— подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему, как члены семьи отцу.

— способствует сплочению общества; уважению, почитанию государственной власти;

— культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).

Прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца.

3. Договорная теория

Теория общественного договора или естественно-правовая была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей и получила распространение в XVII - XVIIIвв.

Ее авторами и сторонниками в разное время являлись:

Гуго Гроций (1583 - 1646гг.) - голландский мыслитель и правовед;

Джон Локк (1632 - 1704), Томас Гоббс (1588 - 1679) - английские философы;

Шарль-Луи Монтескье (1689 - 1755), Дени Дидро (1713 -1783), Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - французские философы - просветители;

РадищевА.Н. (1749 - 1802гг.) - русский философ и писатель-революционер.

Суть естественно-правовой теории в том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый "общественный договор", который состоит в следующем:

— первоначально люди находились в догосударственном состоянии, в «естественном состоянии», каждый преследовал только свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к "войне всех против всех", в результате которой неорганизованное общество могло уничтожить само себя;

— чтобы этого не случилось, люди заключили "общественный договор", в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;

— в результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты - государство.

1) сделан шаг к созданию гражданского общества;

2) фактически выдвинут принцип народного суверенитета ~ власть производна от народа и принадлежит народу;

3) государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;

= теория, демократичная по своей сути, подготовила почву возникновению республик - как альтернативы реакционным монархиям XVII - XVIII вв.;

= согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства - народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности; государство регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;

— "общественный договор" - скорее идеал, чем реальная действительность; зачастую государства возникали другими путями - войнами, насилием и при наличии иных условий;

— ни одно государство не возникло на основе договора между гражданами (подданными) и правителями;

— сам по себе общественный договор между всеми членами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей государства, физически неспособных знать и учитывать интересы друг друга;

— общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время как в реальной действительности оно разделено на различные группы - классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие разные интересы и враждебные друг другу.

4. Органическая теория происхождения государства

Органическая теория возникновения государства была выдвинута во второй половине XIX века английским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820 - 1903гг.), а также учеными Вормсом и Прейсом, Блюнчли.

Эта теория возникла в XIXв. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (IV—IIIвв. до н.э.) сравнивали государство с организмом, а законы государства — с про­цессами человеческой психики.

Суть органической теории в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:

— люди образуют государство, как клетки - живой организм;

— государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы - кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) – рукам, низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние (оборона, нападение) и т.д.;

— между государствами, как в живой среде, идет конкуренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные

— восприятие государства как единого целого, целостного и взаимосвязанного организма;

— признание роли конкуренции государств в совершенствовании их внутреннего механизма;

— прямое проецирование биологических законов на жизнь общества;

— сильное влияние дарвинизма;

— отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным.

Когда, кем, где была разработана

Основная суть теории происхождения государства

5. Психологическая теория

Основоположником психологической теории возникновения государства считается польско-российский юрист и социолог ПетражицкийЛ.И. (1867 - 1931гг.).

Также данную теорию разрабатывали 3игмунд Фрейд и Габоиель Тард.

Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психики человека.

Под этими свойствами подразумеваются:

— желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным;

— желание сильных индивидуумов общества повелевать над другими людьми;

— способность сильных личностей оказать психологическое воздействие на массы и подчинить их своей воле;

Достоинства психологической теории: отчасти она справедлива. Стремление к общению, доминированию, подчинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процессе образования государства.

Недостатки психологической теории: данная теория не учитывает другие факторы, благодаря которым возникло государство, - 'социальные, экономические, политические и другие.

6. Теория насилия

Теория насилия как главного фактора возникновения государства выдвигалась различными авторами на протяжении столетий. Одним из первых ее выдвинул Шан Ян (390 - 338 до н.э.) - китайский политик.

Данную теорию разрабатывали: Евгений Дюринг (1833 - 1921) - немецкий философ;

Людвиг Гумплович (1838 - 1909) - австрийский правовед и социолог;

Карл Каутский (1854 - 1938).

Причину происхождения и основу политической власти и государства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими.

Насилие выражалось, как правило, в присвоении материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством:

— сбор дани дружинниками;

— расширение подвластных королю (феодалу) территорий;

Для поддержания установленного порядка также требовалось насилие (чиновники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания "охранительного аппарата" завоеванных благ.

В пользу теории насилия говорит то, что оно (насилие) действительно является одним из основных факторов, на которых основывается государство. Например: сбор налогов; правоохранительная деятельность; комплектование вооруженных сил.

Многие иные формы государственной деятельности подкреплены принудительной силой государства (иначе говоря - насилием) в том случае, если данные обязанности не исполняются добровольно.

Недостатком теории насилия является то, что насилие (при его важной роли) было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение государства. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы со­держать государственный аппарат.

7. Ирригационная

Ирригационная (водная, гидравлическая ) теория возникновения государства выдвигалась многими мыслителями Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта), частично Карл Марксом ("азиатский способ производства»).

Суть ее в том, что государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффек­тивного использования их вод (ирригация).

В подтверждение данной теории говорит тот факт, что первые государства возникли в долинах крупных рек (Египет - в долине Нила, Китай - в долинах Хуанхэ и Янцзы) и имели в своем появлении ирригационную основу.

Против теории говорит то, что она не объясняет причину появления государств, расположенных не в долинах рек (например: горных, степных и так далее).

8. Экономическая теория происхождения государства

Платон (428 или 427 — 348 или 347 до н.э.), Анри Сен-Симон (1760-1825)

Возникновение экономической теории обычно связывают с именами Карл Маркса и Фридрих Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Льюис Морган.

Истоки данной теории восходят к взглядам Платона, объяснявшего причины появления государства общественным разделением труда.

Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.

— выражена действительная связь права с экономикой и политикой.

— право понимается как надстройка над экономическим базисом, отражающая волю господствующего класса.

Не учитывает влияние других факторов на право (например, общественного сознания).

9. Классовая теория

Карл Маркс (1818 —1883) и Фридрих Энгельс (1820 —1895).

Теория получила развитие в трудах Владимира Ленина (1870—1924).

Согласно марксистской концепции государство возникло прежде всего в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Именно этими экономическими изменениями был взорван родовой строй и заменён государством.

Ф. Энгельс подчеркивал, что «государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимом противоречии с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами, не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходимой сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах «порядка»».

Во-первых, справедливо подчёркивается, что материальные условия жизни общества играют в жизни людей очень важную роль и что изменение форм трудовой деятельности, ведения хозяйства, собственности, общественное разделение труда и др. повлияли на появление государства.

Во-вторых, верно замечено, что с развитием общества и переходом его от присвоения продуктов природы к их производству, происходит дифференциация людей по имущественному признаку.

Во-первых, не только экономические изменения, происшедшие в недрах первобытного общества, повлияли на образование государства. На образование государственности оказали воздействие также политические, военные, идеологические (религиозные) и психологические факторы.

Во-вторых, государство защищало не только интересы имущего класса, но в той или иной мере охраняло интересы всех проживающих на его территории.

Во времена античности, когда стала активно развиваться и эволюционировать философская мысль, лучшие умы человечества сформулировали первые теории происхождения государства. Поначалу это были просто абстрактные размышления о мироустройстве и взаимодействии различных социальных групп, но позже идеи переросли в полноценные стройные гипотезы. На сегодняшний день теории возникновения государства исчисляются десятками, при этом многие из них в той или иной форме перекликаются между собой.

Естественно-научные теории

К первой большой группе теорий возникновения государств можно отнести гипотезы, авторы которых старались объяснить все процессы фундаментальными закономерностями и естественными природными циклами.

Органическая теория

В рамках этого подхода государство рассматривается как живой организм, то есть оно рождается, растет, достигает расцвета и потом медленно умирает. Подобные идеи можно встретить еще в трудах античных философов, которые имели смутное представление о природе, Но пик их популярности пришелся на XIX век, когда Герберт Спенсер изложил подробное видение “государственной эволюции”. В его понимании страна - это организм, а люди - клетки. Если в этой структуре нарушается баланс, государство заболевает, как следствие - либо претерпевает серьезные изменения, либо умирает. Современные политологи и ученые не воспринимают данную гипотезу всерьез.

Диффузная теория

Основоположник - Фриц Гребнер. Сторонники этой гипотезы считают, что государство, как территориальная и социальная единица, возникает в результате взаимодействия разных народов. Кратко ее суть можно описать следующим образом - все народы стремятся к развитию и имеют равный генетический потенциал. Единственная разница между этносами обусловлена климатическими условиями их проживания (как следствие - у них отличаются специализации). То есть одни народы находятся в выигрышном положении, а другие - вынуждены довольствоваться скромными ресурсами. По мере сближения этносов происходит обмен опытом, вследствие чего уровни их развития выравниваются. Государство здесь рассматривается как носитель этой цивилизации.

Важно! В целом гипотеза Гребнера подтверждается историческими примерами. Самый яркий из них - колонизация европейскими государствами “диких земель” в Америке и Африке. Теория удачно встраивается в концепцию великого переселения народов, но у нее есть один существенный минус - она не объясняет, почему вообще появились первые государства (зачем люди перешли от примитивной охоты и собирательства к созданию сложных структур).

Кризисная теория

Автор - Анатолий Борисович Венгеров. Согласно данной концепции, первые государства появилось после неолитической революции, то есть в результате перехода первобытного социума от собирательства к более сложной экономической модели, предполагающей разделение труда.

Рис. 3.

Рис. 3. "Враг остановлен". Автор Ф. П. Усыпенко В качестве основной причины этих перемен Венгеров называет экологический кризис - значительное ухудшение климатических условий, которое ориентировочно произошло около 12 тыс. лет назад. Идея состоит в том, что люди уже не могли прокормиться привычными методами, поэтому были вынуждены сообща подстраивать окружающую среду для обеспечения своих растущих потребностей в продуктах.

Расово-антропологическая теория

Важно! В настоящее время расовая теория отвергается не только как социально-вредная концепция, но и вследствие опровержения ее ключевых положений генетическими исследованиями, которые стали проводиться лишь во второй половине XX века.

Космическая гипотеза

В XX веке на свет появилась новая теория происхождения государства с претензией на научность. В свое время ее активно отстаивал писатель-фантаст Эрих фон Дэникен. Сторонники этого подхода считают, что государственное устройство люди унаследовали от представителей инопланетной цивилизации. То есть на рубеже неолитической революции произошел контакт между землянами и представителями иного рода, которые обучили наших предков различным ремеслам и основам построения социума.

Важно! В сущности, эта идея является обновленной версией ряда божественных гипотез, просто в ней роль “всевышнего” отведена высокоразвитым инопланетянам. Доказательств она не имеет и поэтому отвергается научным сообществом.

Социально-экономические теории происхождения государства

Вторая категория охватывает все концепции, авторы которых пытаются объяснить процесс появления государства исключительно социальными или экономическими причинами.

Договорная теория

Это - одна из самых проработанных и логичных гипотез, которая при этом не требует сложных объяснений и абстрактных допущений. Ее сторонники (Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Радищев и другие) считают, что государство является формой общественного договора. Общественный договор - это негласное соглашение, в рамках которого широкие массы отказываются от части своих естественных свобод в обмен на безопасность, предоставляемую сильным меньшинством . В качестве достоверного исторического примера такой формы построения социума можно привести приглашение Рюрика на княжение в Новгород. По сути, любое современное государство является общественным договором, просто он заключается в неявной форме через конституцию и прочие законодательные акты.

Важно! Один из вариантов договорной теории - насильственная. В данном случае власть концентрируется в руках сильного меньшинства не с согласия широких масс, которым нужна защита, а в принудительном порядке, путем подавления.

Классовая теория (историко- или диалектико-материалистическая)

Авторы - К. Маркс и Ф. Энгельс. Пожалуй, на постсоветском пространстве это самая известная концепция, и если убрать из нее идеологическую составляющую, она действительно предлагает простое и понятное объяснение процессу возникновения государства. Сторонники марксистской теории считают, что государство является следствием развития экономики, то есть сначала произошло разделение труда, затем закрепилось право частной собственности, а в итоге появились разные классы, интересы которых часто являются противоречивыми.

  • Она признает важную роль материальных благ в развитии общества;
  • Маркс и Энгельс оперировали реальными историческими фактами;
  • В классовой теории социальный аспект неразрывно связан с экономикой.
  • Во-первых, кроме экономики существуют и другие факторы, серьезно влияющие на становление государства, например, психологические и религиозные особенности народов.
  • Во-вторых, в животном мире тоже есть расслоение на условные классы (главные и слабые самцы), но их ареал обитания не имеет ничего общего с человеческим обществом.
  • В-третьих, известно, что экономические модели древних западных и восточных регионов отличались, поэтому применять к ним одну теорию некорректно.

Гидравлическая теория

Автор - Карл Виттфогель. Согласно этой гипотезе, государство возникает в том случае, если люди вынуждены для выживания создавать сложные ирригационные сооружения. Здесь действует простая логика: поскольку строительство и обслуживание каналов требует высокой концентрации ресурсов, особенно трудовых, в процессе их возведения появляется класс “управленцев” (чиновников, надзирателей). Так формируется иерархия. Ярким примером подобных обществ являются все древние рабовладельческие государства, где деспот решал, какую долю от имеющихся ресурсов получает за службу знать, а аристократия, в свою очередь, следила, чтобы рабы исправно обслуживали хозяйство.

Патримониальная концепция

По своей сути она похожа на ирригационную, так как в данном случае источником первоначальной власти признается земля.

Естественно-правовая теория

Один из основоположников - Аристотель. Эта концепция исходит из деления права на естественное и позитивное. Первое - дано от природы, а второе - является результатом общественного соглашения. Центральное место в этой гипотезе отведено справедливости, то есть предполагается, что позитивное право не должно умалять естественные права людей. Эта модель нашла отражение и в современных концепциях, например, в декларации прав человека.

Патерналистская теория

Подобные идеи высказывали Аристотель и Конфуций, но позже их развивал Роберт Филмер. В данном случае государство рассматривается как большая “семья”, где роль отца играет верховный правитель (поэтому она еще называется патриархальной).

Религиозные и современные концепции

Долгое время в Европе и на Ближнем Востоке многие явления объяснялись божественным промыслом. Не стал исключением из этого правила и вопрос происхождения государства, появление которого описывает теологическая теория.

Рис. 8.

Теологическая

Разработчиком общей теократической гипотезы считается средневековый монах Фома Аквинский. Вернее сказать, он просто дал комплексную характеристику господствовавшим тогда взглядам. В соответствии с положениями этой концепции, любое государственное образование является проявлением воли Бога.

Важно! Здесь же следует упомянуть о том, что еще существует теория двух мечей (сегодня эта доктрина не используется), которая устанавливала за Папой Римским надгосударственную власть. Проще говоря, в Средние Века церковь была одним из инструментов объединения феодальной Европы.

Психологическая теория

Ее разработчик, Лев Петражицкий, считал, что одни люди в силу своих личностных особенностей могут только подчиняться и выполнять приказы, а другие - способны управлять. В результате взаимодействия этих групп и возникают монархии, республики и другие объединения.

Инцестная концепция

Автор - социолог Клод Леви-Стросс. В ее основе лежит предположение о том, что первые государственные структуры стали появляться для защиты общества от близкородственного смешивания, которое приводит к вырождению.

Важно! Исследователи относятся к этой концепции неоднозначно, так как по общей логике получается, что первые государства должны были возникнуть еще в эпоху неолита.

Спортивная теория

Автор данного направления (социолог Хосе Ортега-и-Гассет) предположил, что ключевую роль в становлении основных классов сыграли соревнования и физический отбор. Если кратко, то наиболее развитые мужчины завоевывали высокое положение в племени (были прототипами солдат и вождей), слабые - занимались рутинным трудом, а женщины растили детей.

Таблица 1. Теории происхождения государств


Теории возникновения славянских государств

Довольно часто среди специалистов возникают споры на предмет того, какой моделью описывать происхождение древнеславянских стран, так как они не подпадают ни под одну цельную гипотезу. Особенно хорошо это видно на примере дуалистической теории, которая формулирует два пути - восточный и западный. Первый - по сути близок к ирригационной гипотезе, а второй - к классовой. На исконно славянских территориях можно найти подтверждения обеих теорий, поэтому эксперты формулируют специфические региональные гипотезы происхождения государств. Основные их разновидности отражены в таблице 1.

Важно! В настоящее время преобладает норманнская теория, так как она имеет убедительные исторические источники.

Когда призванные к управлению специальные группы людей приобретают особые интересы также и по отношению к тем, кто их уполномочил, говорят об относительной самостоятельности государства к господствующему классу (обществу в целом).

Видимой самостоятельности государства способствуют политические противоречия групп и фракций внутри господствующего класса или между различными классами. Независимость от одних и зависимость от других групп, временное возвышение над интересами борющихся классов – таковы результаты подобной ситуации. В зависимости от того, чьи интересы правящая группа (государство) ставит на первое место, ученые различают обычную относительную самостоятельность государства и исключительную (необычную, «чрезмерную»). Первая означает, что государство, служа, прежде всего интересам уполномочившего его класса (классов, общества), обеспечивает и свои интересы. При исключительной относительной самостоятельности государство, удовлетворяя своим интересам, служит тем самым интересам господствующего класса (общества).

В отличие от проявлений относительной самостоятельности государства в целом, существует особая форма самостоятельности внутригосударственной. Речь идет о тех случаях, когда «самостоятельность» приобретают отдельные звенья государственного аппарата по отношению к другим его частям и по отношению к государству в целом.

Относительная самостоятельность чиновничьего аппарата в России наблюдалась в период двоевластия и сразу после Октябрьской революции, когда аппарат исполнительной власти на местах сознательно и бессознательно работал против советской власти. Заслуживает особого анализа относительно самостоятельное положение исполнительных органов в перестроечный период развития советской государственности.

И в буржуазных, и в социалистических государствах наблюдалось анализируемое явление в процессе министерилизации, когда правительственные учреждения, играя особую роль, вставали над высшими органами государственной власти.

Многое из того, что сказано об относительной самостоятельности государства, относится и к праву. В особенности если иметь в виду понятие относительной самостоятельности определенного явления, если смотреть на право через призму законодательства, если функции последнего уподоблять функциям государства. Вместе с тем законодательство является специфическим феноменом. Это не тот живой организм, всякий раз меняющийся, с постоянно сталкивающимися политическими интересами, личными интересами должностных лиц. Законодательство воплощает статическую волю государства, проявленную на момент принятия соответствующего акта.

Прежде всего, следует вести речь об относительной самостоятельности права по отношению к государству. В учебной теме о соотношении права и государства, а также в теме о правовом государстве раскрывается определяющая роль права в организации и деятельности государства. Право предшествует государству и выполняет по отношению к нему главенствующую роль. Следовательно, речь в таком случае должна идти скорее об относительной самостоятельности государства по отношению к праву. И в том, что законодательство не всегда соответствует праву, как раз и проявляется обычная относительная самостоятельность, а в том, что иногда в закон вводится произвол, усматривается относительная самостоятельность чрезмерного характера. Только одно пояснение к сказанному: обычная относительная самостоятельность – естественное явление и, следовательно, там, где государство сознательно, намеренно игнорирует право в ходе законотворчества, будет уже «чрезвычайная» относительная самостоятельность.

Относительная самостоятельность законотворчества по отношению к экономике проявляется естественно, по мере того, насколько рассогласованы требования юридических и экономических законов. Законы начинают жить своей жизнью, а экономика своей – теневой.

Относительная самостоятельность законодательства по отношению к воле общества или воле правящих классов также проявляется в связи с естественной способностью законов к устареванию. На какой-то момент нарушается гармония воли, выраженной в законе, и воли общества, класса, группы. Но в силу разных причин воля исторического законодателя (воля закона) может входить в противоречие с волей новых законодателей. В условиях рассогласования интересов и воль начинают заявлять о себе собственные закономерности действия законов и закономерности социальной жизни.

Одной из сторон проявления относительной самостоятельности права является его взаимодействие с иными социальными нормами – обычаями, моралью, нормами общественных организаций. Здесь имеет место и взаимовлияние, и расхождение между нормами, и собственные закономерности развития.

Государство и его формы

Из курса истории Древнего мира вам известно о наиболее ранних зако­нодательных памятниках*: Законах Хаммурапи в Междуречье, Законах Две­надцати таблиц в Древнем Риме, Законах Ману в Древней Индии. Появление этих ранних законодательных актов явилось принципиально новым перио­дом в развитии правоотношений между людьми. Более того, долгое время в науке даже господствовала теория, согласно которой до возникновения го­сударства и законов в отношениях между людьми царил полный произвол.

Однако это не так. Существовавшие до появления законов социальные нормы (обычаи, традиции, мораль) жестко устанавливали правила поведения людей в различных ситуациях. Ими же определялись права и обязанности каждого человека. Более того, задолго до появления законов многие из дей­ствующих норм перестали быть только устным преданием. Так, в Древней Ин­дии еще до возникновения Законов Ману имелись сборники фиксированных письменных правовых норм. Эти сборники содержали изложенные в произ­вольной форме поучения и рекомендации по разным правовым вопросам. Правда, тексты данных сборников не устанавливали каких-либо обязательных правил, за нарушение которых предусматривались бы санкции. Таким обра­зом, древнейшие законы исходной точкой в истории развития права не явля­лись. Они были лишь звеном в цепи эволюции правоотношений людей.

Что такое государство и каковы его признаки?Появление законов могло произойти только в результате серьезных изменений в общественной жизни. Должна была образоваться сила, которая из многочисленных и разно­образных социальных норм могла бы сформировать единые, обязательные для всех правила. Такой силой стало государство. Государство— это особая система организации человеческого общества, основной целью которой яв­ляется защита интересов всех людей, проживающих на его территории (граж­дан государства), и в первую очередь — социальной группы, находящейся у власти. При этом под властью принято понимать организующую силу, ко­торая обеспечивает способность определенной социальной общности — ро­да, класса, народа — подчинять своей воле других людей, используя для это­го различные методы, в том числе и принуждение.

Первые государства возникли в 1У-1П тысячелетиях до н. э. на Древнем Востоке. Причины, вызвавшие их появление, были самые разнообразные. К ним можно отнести: необходимость создания и поддержания в рабочем со­стоянии крупных ирригационных сооружений; оборону внешних границ; контроль над покоренным населением и т. д. Однако любая из этих причин для возникновения государства являлась недостаточной. Для этого необхо­димо, чтобы в жизни людей произошли более серьезные перемены.

Государство или личность в большей степени заинтересованы в установ­лении единых норм поведения в обществе?

Любое государство во всякий период истории имеет несколько общих от­личительных признаков.

Признаки государства Значение признака для общества Возможные последствия отсутствия признака

Во-первых, суверенитет. Это неотъемлемое право государства самосто­ятельно решать свои внутренние и внешнеполитические проблемы теми спо­собами и методами, которые наиболее полно соответствуют его интересам.

Во-вторых, наличие аппарата власти и управления. Это особо орга­низованная иерархическая группа людей, занятых исключительно вопросами управления: выработкой законов и наблюдением за их исполнением, реше­нием проблем, возникающих как с соседними государствами, так и с отдель­ными группами граждан внутри страны.

В-третьих, наличие аппарата принуждения (публичной власти). Как явствует из самого названия, целью существования данного аппарата яв­ляется борьба с нарушением действующих законов, реализуемая в интересах государства и общества. %

В-четвертых, территориальная организация. Каждое государство имеет территорию, на которой действуют его законы и распространяются суве­ренные права. До появления государств социальные нормы определялись про­исхождением человека, его родственной связью с той или иной социальной группой. Поэтому неслучайно любой человек, где бы он ни находился, всегда стремился следовать социальным нормам своей группы. С возникновением го­сударств и законов решающее значение приобретают уже не происхождение или родственные связи человека, а место его постоянного жительства.

В-пятых, налоговые сборы. Для функционирования государства и осу­ществления им своих функций необходимо, чтобы население страны или некоторые его группы передавали часть своего дохода в виде налоговых отчис­лений в государственную казну.

Как видно из приведенных выше признаков государства, необходимым условием его функционирования является наличие особой группы людей, не задействованных в хозяйственной деятельности, т. е. ничего не производя­щих. Чиновник, страж порядка, сборщик налогов, солдат немыслимы в об­ществе, где идет каждодневная борьба за существование. Таким образом, ос­новной и общей предпосылкой для образования всех государств выступает появление прибавочного продукта или излишков, составляющих основу эко­номического богатства и благосостояния всего общества.

Неслучайно первые государства возникли в тропическом поясе Северно­го полушария, где благоприятные климатические условия облегчали людям борьбу за выживание и существование. Основные занятия древнего челове­ка — охота и собирательство здесь не только давали достаточное количество пищи, но и позволили начать постепенный переход к более сложным формам хозяйства. На их основе зарождаются и постепенно развиваются новые для человека занятия — земледелие и скотоводство. Производящее хозяйство, в отличие от присваивающего, существенно уменьшает зависимость челове­ка от природы. Оно не только гарантированно обеспечивало потребности людей в пище, одежде и прочих жизненно необходимых вещах, но и превы­шало их. Благодаря этим экономическим изменениям в Междуречье, Египте, Китае возникли первые государственные образования.

Почему возникновение государства и права связывают с усложнениемхозяйственной деятельности человека? *

Таблица. Основные теории происхождения государства

Каковы формы государства?В курсе истории и обществознания неод­нократно говорилось о форме государства. Обобщим основные положения о формах государства в виде схемы.

Форма государства — указывает, как организовано и функционирует государство
' 1 ) ' )
Форма правления Форма государственно- Политический режим
(определяет, кому территориального (определяет
..ринадлежит власть, устройства совокупность методов
т. е. это способ организации (определяет соотношение и способов осуществления
верховной государственной власти) государства в целом и его отдельных частей) в стране государственной власти и управления)
' ) \ ч
Монархия Унитарное Тоталитарный
-Абсолютная государство режим
-Дуалистическая
-Парламентская Федеративное Авторитарный
Республика государство режим
-Президентская
-Парламентская Конфедеративное Демократический
-Смешанная государство режим

Опираясь на схему, приведите примеры государств, имеющих ту или иную форму правления, то или иное государственное устройство, тот или иной политический режим.

1. Прочитайте испанское изречение: «По мне всякая форма правления хо­роша, лишь бы мне перепала моя доля от бюджета». Согласны ли вы с по­добной позицией? 3. Какие формы правления представлены на рисунках? Какая форма правления больше всего нравится вам? Почему? 4. Прочи­тайте высказывание немецкого философа И.Г. Фихте: «Государственное устройство известной эпохи есть результат ее прежних судеб». Какой смысл заложен мыслителем в это изречение?

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: