Снижение государственных расходов снижение налогов

Обновлено: 15.04.2024

Цель любого коммерческого предприятия — получить максимум прибыли. Это достигается через увеличение доходов и снижение расходов. Снизить расходы можно, уменьшая налоговые платежи, поэтому практически все коммерческие предприятия стараются использовать данный способ.

Снижая налоговую нагрузку, важно не перейти допустимую черту. Иначе компания понесет финансовые потери, которые сведут на нет предполагаемую экономию на налогах. Как уменьшить налоги с минимальными рисками, расскажем в данной статье.

МИНИМИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Доходы государства формируются в основном за счет налогов (включая пошлины, сборы и акцизы), уплачиваемых коммерческими предприятиями, поэтому законодательство в сфере налогообложения призвано обеспечить их полное и своевременное поступление в бюджет. Для нарушителей законодательства о налогах предусмотрены существенные наказания.

В то же время государство предоставляет предприятиям некоторые возможности для минимизации уплачиваемых налогов. Если использовать их грамотно, можно уменьшить расходы и повысить конкурентоспособность компании на рынке.

Большинство собственников коммерческих компаний наряду с законными методами минимизации налоговых платежей готовы использовать методы, не предусмотренные законом. Они ставят перед руководителями финансово-экономических служб задачу разработать и применить налоговые схемы, которые позволят дополнительно уменьшить расходы на налоги и повысить рентабельность бизнеса.

В результате многие компании работают с налогообложением по так называемым серым схемам, когда с помощью различных способов минимизации налогов результаты хозяйственной деятельности подстраиваются под методы, разрешенные законом.

Главным критерием возможности использовать такие схемы выступает соотношение величины экономии расходов на уплату налогов и размера штрафных санкций со стороны государства в случае, если используемые компанией методы налоговой минимизации будут признаны фиктивными.

В общем виде процесс минимизации налогообложения деятельности предприятия можно разделить на два основных направления:

Каждое из направлений можно детализировать до более низких уровней (см. рисунок).


Процесс минимизации налогообложения деятельности предприятия

Санкции за нарушение налогового законодательства

Размеры наиболее существенной ответственности за различные нарушения налогового законодательства представлены в табл. 1.

Таблица 1. Ответственность за нарушение законодательства о налогах

Виды налоговых нарушений

Санкции за нарушение

Степень последствий

Величина

Основание

Ведение деятельности без постановки на налоговый учет

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ

Штраф в размере 10 % от полученного дохода, но не менее 40 тыс. руб.

Пункт 2 ст. 116 НК РФ

Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, если это деяние причинило крупный ущерб или сопряжено с извлечением дохода в крупном размере

Штраф в размере до 300 тыс. руб., или обязательные работы на срок до 480 ч, или арест на срок до 6 месяцев

Статья 171 УК РФ

Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, если это деяние причинило крупный ущерб или сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, при наличии организованной группы или особо крупного размера незаконного дохода

Штраф от 100 до 500 тыс. руб., или принудительные работы на срок до 5 лет, или лишение свободы на срок до 5 лет

Статья 171 УК РФ

Неуплата или неполная уплата сумм налога

Занижение налоговой базы, неправильное исчисление налога, если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 129.3 НК РФ

Штраф налогоплательщика — 20 % от неуплаченной суммы налога

Статья 122 НК РФ

Занижение налоговой базы, умышленное неправильное исчисление налога

Штраф налогоплательщика — 40 % от неуплаченной суммы налога

Статья 122 НК РФ

Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налога

Штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей перечислению

Статья 123 НК РФ

Сокрытие денежных средств или имущества организации/индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов, совершенное собственником или руководителем организации

Штраф в размере от 200 до 500 тыс. руб. либо принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности

Статья 199.2 УК РФ

Непредставление в ИФНС налоговой декларации

Нарушение установленных сроков подачи налоговых деклараций на период до 180 дней включительно

Штраф в размере 5 % суммы налога по декларации за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 руб.

Пункт 1 ст. 119 НК РФ

Нарушение установленных сроков подачи налоговых деклараций на период свыше 180 дней

Штраф в размере 30 % суммы налога по декларации и 10 % от этой же суммы за каждый полный или неполный месяц просрочки, начиная со 181-го дня

Пункт 2 ст. 119 НК РФ

Предоставление недостоверных данных, приведших к неуплате или неполной уплате налога на прибыль

Штраф — 20 % от неуплаченной суммы налога

Пункт 1 ст. 122.1 НК РФ

Штраф — 40 % от неуплаченной суммы налога

Пункт 2 ст. 122.1 НК РФ

Поскольку нас интересует уменьшение налоговых расходов с минимальными для компании рисками, то направление уклонения от уплаты налогов мы во внимание не принимаем. Риски там явно большие, поэтому рассмотрим законные методы оптимизации налогов.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ РАСХОДОВ НА НАЛОГИ

Чтобы проводить минимизацию налогов на систематической основе, нужно утвердить перечень мероприятий, а также ответственных за их проведение и контрольные сроки реализации.

Для каждой конкретной компании такие мероприятия будут индивидуальны, но все их можно классифицировать следующим образом:

1) мероприятия, направленные на уменьшение налогооблагаемой базы;

2) мероприятия по оптимизации налогов, уплачиваемых компанией.

По первому направлению реализуют мероприятия, позволяющие уменьшить величину налогов в существующей структуре бизнеса.

По второму направлению разрабатывают мероприятия с использованием различных налоговых режимов и юридических схем, которые должны привести к изменениям в структуре бизнеса, направленным на дополнительное снижение общей величины налогов компании.

Основной перечень таких мероприятий показан в табл. 2.

Таблица 2. Перечень мероприятий по снижению расходов на налоги

Цель мероприятий

Характер мероприятий

Содержание мероприятий

Уменьшение налоговой базы

Мониторинг изменений законодательства о налогах

Регламентация взаимосвязей бухгалтерского и налогового учета

Разработка учетной политики

Оценка налоговой нагрузки на бизнес

Анализ возможности использования налоговых льгот

Анализ возможности использования условий договорных отношений

Разработка схем минимизации налоговых платежей

Контроль арифметических и логических ошибок в налоговых декларациях

Внедрение внутреннего аудита налоговых расчетов

Разработка налогового бюджета

Разработка стратегических целей управления налогами

Юридическое моделирование различных вариантов и схем налогообложения

Расчет эффективности использования различных схем налогообложения

Оценка налоговых рисков и санкций, связанных с оптимизацией налогообложения

Важный момент: реализуя мероприятия по минимизации налоговых платежей, оценивайте их эффективность для бизнеса компании балансовым методом. В данном случае в актив относят все виды экономии расходов на налоги, в пассив — расходы, связанные с оптимизацией налогообложения, и различные санкции за нарушение налогового законодательства.

В таблице 3 представлен вариант такого налогового баланса.

Таблица 3. Баланс налоговой оптимизации

Доходы от оптимизации

Сумма, руб.

Расходы по оптимизации

Сумма, руб.

Экономия от применения методов оптимизации налогооблагаемой базы

Расходы, связанные с планированием и осуществлением оптимизации налогов (включая оплату труда сотрудников, занятых оптимизацией)

Экономия от уменьшения объектов и баз налогообложения

Экономия от использования налоговых льгот и вычетов

Санкции и штрафы в случае признания налоговых льгот и юридических схем неправомерными

Экономия от применения юридических схем оптимизации налогов

Экономия от внедрения внутреннего контроля над налогообложением

Расходы на осуществление внутреннего налогового контроля

Прочие виды экономии налогов

Прочие виды расходов по оптимизации налогов

Прибыль от оптимизации налогов

1 920 000

Убыток от оптимизации налогов

620 000

Сальдо доходов и расходов налоговой оптимизации: прибыль — 1 300 000 руб.

Управленческие решения по итогам оптимизации в зависимости от сальдо доходов и расходов

Признать недостаточную эффективность налоговой оптимизации и модернизировать работу над ней

Признать налоговую оптимизацию очень рискованной и отказаться от нее в дальнейшем

Как видно из табл. 3, в балансе выводят сальдо доходов и расходов по итогам реализации утвержденных мероприятий. На основе его прибыльности или убыточности принимают решения о применении оптимизации налогообложения в дальнейшем.

А. А. Гребенников, главный экономист ГК «Резон»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 3, 2020.

Не исключено, что уже в 2021 году бюджетные расходы в России будут сокращены на ₽1,4 трлн. Почему это создает риски для экономики, объясняет главный директор по экономическому направлению ИЭФ Марсель Салихов


Из-за эпидемии коронавируса и начавшейся рецессии российским властям пришлось довольно сильно пересмотреть параметры бюджета на 2020 год. Закон о федеральном бюджете предусматривал ₽20,6 трлн доходов и ₽19,7 трлн расходов. Причем в 2019 году расходы были заметно меньше — ₽18,2 трлн, так что стимулирующая бюджетная политика планировалась и до кризиса. Основной прирост должны были обеспечить нацпроекты. Однако все эти планы пришлось быстро менять.

Обвал цен на нефть сделал неактуальными прогнозы ожидаемых нефтегазовых доходов. Начавшаяся рецессия потребовала увеличения государственных расходов. Правительство приняло несколько антикризисных программ, которые в конечном счете вошли в Национальный план восстановления экономики. Принятые в конце июля поправки в Бюджетный кодекс позволяют правительству повысить расходы на ₽1,8 трлн, не внося изменений в бюджет. Минимальный объем расходов федерального бюджета в этом году составит ₽21,5 трлн. Скорее всего, он будет даже больше из-за переноса части расходов с прошлого года и, по оценкам Минфина, может достичь ₽23 трлн.

Только в первом полугодии бюджет увеличил расходы на ₽2,2 трлн. Это серьезно поддержало экономику в условиях сжатия совокупного спроса. По текущим оценкам МВФ, размер российской антикризисной программы составляет 3,4% ВВП. Не много по сравнению с развитыми странами, однако сопоставимо с другими развивающимися экономиками. По данным Банка России, российский ВВП снизился на 9-10% во втором квартале. Без резкого увеличения госрасходов спад был бы еще больше. Однако завершение карантинных ограничений и кризисных выплат приведут к замедлению роста расходов.

Снижение цен на нефть привело к обвалу нефтегазовых доходов, которые снизились во втором квартале практически на 60%. Восстановление цен на нефть и возможность увеличения добычи с августа приведут к постепенному восстановлению нефтегазовых доходов. По нашим оценкам, в этом году они составят около ₽5 трлн, если цены на нефть останутся на текущих уровнях. Это все равно серьезное падение: в 2019 году нефтегазовые доходы достигали ₽8 трлн.

С другой стороны, не связанные с сырьевым экспортом доходы оказались достаточно устойчивыми к кризису. К примеру, поступления по НДС во втором квартале сократились лишь на 5%, акцизы снизились на 2% — и это в условиях снижения ВВП практически на 10%. Восстановление экономической активности во втором полугодии позволит увеличить эти поступления. В итоге ситуация с государственными финансами не так плоха, как можно было ожидать. Дефицит федерального бюджета за первое полугодие 2020 года составил относительно скромные ₽956 млрд. Разумеется, сыграло роль зачисление в бюджет прибыли ЦБ от продажи пакета акций Сбербанка — ₽1,05 трлн. Фактически, эта сделка позволила использовать средства ФНБ для финансирования текущих расходов.

Поэтому текущий официальный прогноз дефицита бюджета по итогам 2020 года — 5% ВВП, кажется завышенным. Скорее всего, дефицит не превысит 3,5-4,0% ВВП. Традиционная стратегия Минфина — занижать доходы и завышать расходы в бюджетных проектировках, чтобы защитить «государственную кубышку» от притязаний отраслевых лоббистов. Однако в условиях кризиса такая стратегия может замедлить восстановление экономики.

Помимо вероятного завышения дефицита бюджета, текущие планы Минфина предполагают и секвестр расходов уже со следующего года. Похоже, что базовые предложения достаточно просты — сокращение на 10% всех незащищенных статей расходов, оборонных статей — на 5%. Крупнейшие номинальные сокращения должны постигнуть государственные программы по развитию транспортной системы и промышленности. Впрочем, серьезно урезаны будут все программы раздела «Национальная экономика».

Суммарное сокращение ассигнований, по планам Минфина, должно уже в 2021 году составить ₽1,4 трлн, и это создает серьезные риски для экономики. По сути, речь о бюджетной консолидации в пределах 1,2-1,3% ВВП. В условиях слабого частного спроса это может помешать восстановительному росту. По крайней мере, на слабость восстановления уже указывают оперативные индикаторы. Текущие данные ЦБ по отраслевым финансовым потокам указывают на «стабилизацию экономической активности на пониженном уровне». В условиях сокращения государственных расходов стабилизация легко может превратиться в спад. Разумеется, в случае негативного развития событий правительство может отказаться от ранее объявленных планов и вновь перейти к стимулирующей бюджетной политике. Однако в экономике важную роль играют ожидания — само по себе объявление о секвестре расходов на следующие три года формирует долгосрочные негативные ожидания бизнеса, которые в свою очередь сказываются на экономической динамике.

Негативным фактором является и то, что одновременно правительство намерено увеличивать налоговую нагрузку как на бизнес, так и на население. Уже приняты поправки в Налоговый кодекс об увеличении налогов на процентные доходы по вкладам и о налогообложении купонных доходов по всем облигациям. Для доходов физических лиц свыше ₽5 млн в год вводится ставка НДФЛ в размере 15%. Минфин также объявил войну снижению налоговых платежей с использованием офшорных юрисдикций. Все эти меры направлены на пополнение доходной части бюджета и сокращение дефицита. Суммарно они могут принести дополнительные доходы в размере до ₽500 млрд. Это станет выигрышем для Минфина, но может оказаться проигрышем для экономики в целом.

Прошлые инициативы по повышению налогов, в первую очередь повышение ставки НДС с 18 до 20% в 2019 году, должны были повысить темпы экономического роста за счет увеличения госинвестиций. Повышение налогов произошло, но ускорения экономики не получилось. Непонятно, почему в этот раз надо ожидать иных результатов.

Макроэкономический термин, обозначающий значительное снижение экономической активности. Главный показатель рецессии – снижение ВВП два квартала подряд. Период с очень низким или отсутствующим ростом в экономике. Основной признак стагнации – замедление темпов роста ВВП в пределах 0-3%.

Минфин предложил снять более 500 млрд руб. расходов бюджета с госпрограмм и непрограммных направлений в следующем году. План оптимизации для «обеспечения сбалансированности» казны приведен в методике расчета предельных базовых бюджетных ассигнований федерального бюджета на следующие три года («Ведомости» ознакомились с материалами). Расходы планируется сокращать на аналогичную в целом величину также в 2024 и 2025 гг.

По сравнению с утвержденными на 2022–2024 гг. планами в следующем году траты могут уменьшить на 557 млрд руб., в 2024 г. – на 539 млрд руб. На 2025 г. конкретных проектировок в действующем законе о бюджете нет, но на следующий после текущей трехлетки период Минфин закладывает расходы, исходя из долгосрочного бюджетного прогноза, учитывающего различные коэффициенты индексации. Относительно такого инерционного сценария в 2025 г. ведомство предлагает отказаться еще от 534 млрд руб. Секвестр коснется практически всех блоков: оптимизация для обеспечения сбалансированности бюджета затронет 59 госпрограмм и непрограммных направлений из 62.

Как объясняет оптимизацию Минфин

Представитель Минфина сообщил, что «недоведение бюджетных ассигнований» (отказ от части расходов. – «Ведомости») – дополнительный фактор, который был учтен в ходе проектировок для обеспечения сбалансированности федерального бюджета. Величина «недоведения» рассчитана исходя из структуры расходов на каждую госпрограмму, при этом таких трат, как исполнение социальных обязательств, оплата труда или денежное довольствие, сокращение не коснется.

Куратор госпрограммы сам должен будет определить, от каких расходов отказаться, исходя из общей суммы снятых расходов, подчеркнул представитель Минфина. Решение призвано обеспечить приоритизацию расходов федерального бюджета и позволит сконцентрировать их на наиболее важных и актуальных направлениях, резюмировал собеседник «Ведомостей».

При этом «недоведение ассигнований» – дополнительный к иным факторам, определяющим расходы бюджета. Итоговая сумма по каждой из государственных программ является результатом совокупности всех задействованных факторов, включая, например, индексацию социальных обязательств.

В последний раз Минфин проводил оптимизацию расходов для сбалансированности трехлетнего бюджета в пандемийном 2020 году. Тогда министерство сокращало расходы по «незащищенным» статьям на 10%, госпрограмму вооружений – на 5%, а также отказалось от индексации зарплат чиновников, в результате чего в 2021 г. было сэкономлено 927 млрд руб., в 2022 г. – 970 млрд, в 2023 г. – около 900 млрд. «Без этих оптимизаций, без сокращения, мы бы не вышли на общие принципы, сбалансированные принципы бюджетной политики в 2022 г.», – пояснял министр финансов Антон Силуанов.

И снимут, и добавят

Больше всего расходов планируется снять с госпрограмм «Развитие транспортной системы» (390 млрд руб. в сумме за 2023–2025 гг., примерно по 130 млрд ежегодно), «Научно-технологическое развитие» (150 млрд за весь период), «Обеспечение обороноспособности страны» (120 млрд за следующие три года). Отказ от части расходов по тем или иным направлениям в составе специального плана оптимизации не всегда совпадает с абсолютным изменением трат. По ряду направлений одновременно с секвестром по одним подразделам может производиться как уменьшение, так и увеличение финансирования по другим. Например, по госпрограмме «Обеспечение обороноспособности страны» планом секвестра предполагается снять 42 млрд руб. расходов в 2023 г. Но из-за роста трат, связанных с индексацией выплат военнослужащим, незапланированных ранее закупок общая стоимость госпрограммы даже увеличивается – на 27 млрд до 1,89 трлн руб.

А стоимость госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» в общей сложности сокращается на 200 млрд руб. в 2023 г., тогда как планом оптимизации предлагается снять с нее лишь 14 млрд. Снижение связано прежде всего с сокращением особых доходов, которые собираются на специальные цели, на 186 млрд руб., поясняется в материалах Минфина.

Больше всего расходы планируется нарастить по госпрограмме «Социальная поддержка граждан»: в 2023 г. на 936,4 млрд руб. до 3,4 трлн руб., в 2024 г. на 1 трлн до 3,6 трлн, в 2025 г. на 1,2 трлн до 3,9 трлн.

Согласно действующему закону о бюджете Минфин планировал доходы в 2022 г. на уровне 25 трлн руб., в 2023 г. – 25,5 трлн, в 2024 г. – 25,8 трлн, а расходы – 23,7 трлн, 25,2 трлн и 26,4 трлн руб. соответственно. Таким образом, в 2022 г. ожидался профицит бюджета в 1,3 трлн руб. (1% ВВП), в 2023 г. – 299 млрд (0,2% ВВП), в 2024 г. – дефицит на уровне 523 млрд руб. (0,3% ВВП).

Теперь министерство прогнозирует исполнение федерального бюджета в 2022 г. с дефицитом на уровне 1,7 трлн руб. (1,2% ВВП): доходы должны составить 25,5 трлн руб., расходы – 27,2 трлн руб., следует из проекта Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики (документ есть у «Ведомостей»). Минфин закладывает бюджетный дефицит и на следующую трехлетку: в 2023 г. на уровне 1,6 трлн руб., или 1,1% ВВП (доходы – 24,8 трлн, расходы – 26,4 трлн), в 2024 г. – 1,4 трлн руб., или 0,9% ВВП (доходы – 25,4 трлн, расходы – 26,8 трлн), в 2025 г. – 1,4 трлн руб., или 0,8% ВВП (доходы – 25,7 трлн руб., расходы – 27,1 трлн). Окончательный вариант проекта бюджета правительство должно внести в Госдуму не позднее 15 сентября.

Для чего нужна оптимизация

Бюджетные ассигнования, которые Минфин предлагает сократить (около 550 млрд руб. в год), небольшие относительно всей расходной части федерального бюджета (около 27 трлн руб. в год), отметил профессор НИУ ВШЭ Мстислав Афанасьев. Речь здесь идет о сбалансированности бюджета, сокращении расходов по тем контрактам госпрограмм и нацпроектов, которые не были востребованы бюджетополучателями, а также повышении финансовой дисциплины органов власти, считает он. Например, по итогам 2021 г. объем неиспользованных бюджетных средств составил 635 млрд руб., большая часть из них, согласно отчетам Федерального казначейства и Счетной палаты, приходилась на четыре раздела классификации расходов: «Общегосударственные расходы», «Национальная оборона», «Здравоохранение» и «Национальная экономика», добавил эксперт.

Грядущая оптимизация бюджетных расходов в первую очередь может коснуться «провальных» в части освоения средств нацпроектов, считает доцент кафедры статистики РЭУ им. Г. В. Плеханова Ольга Лебединская. Хотя они и важны для развития экономики, но их исполнение сопряжено не только с рядом объективных трудностей, но и с административной рассогласованностью, отметила она. Например, по ее словам, рост цен на стройматериалы обострил проблему строительства школ в рамках нацпроекта «Образование».

О новых приоритетных направлениях расходов говорить пока сложно, поскольку бюджетная политика является следствием того, как правительство оценивает и прогнозирует макроэкономическую ситуацию на трехлетний период, отметил Афанасьев. Монетарные власти еще не определились с тем, в какой макроэкономической среде сейчас оказалась российская экономика: например, Минэкономразвития полагает, что экономика входит в дефляционную спираль, а Банк России не видит оснований для этого, напомнил он. А это принципиально разные типы бюджетной политики, заметил эксперт.

Последствия беспрецедентных изменений макроэкономической ситуации, как внутренней, так и внешней, полностью себя еще не проявили, добавил он. По мере их проявления будут вноситься изменения в федеральный бюджет, насколько они будут значительными, зависит от выбранной правительством экономической стратегии, указал эксперт.

Политика сдерживания – это денежно-кредитная мера, означающая либо сокращение государственных расходов, в частности, дефицита, либо снижение темпов денежной экспансии центрального банка. Это один из видов макроэкономических инструментов, предназначенных для борьбы с растущей инфляцией или другими экономическими искажениями, создаваемыми центральными банками или государственными интервенциями. Политика сдерживания – это полная противоположность политике экспансии.

Ключевые моменты

  • Политика сдерживания – это макроэкономические инструменты, предназначенные для борьбы с экономическими перекосами, вызванными перегревом экономики.
  • Сдерживающая политика направлена ​​на снижение темпов денежно-кредитной экспансии путем введения некоторых ограничений на движение денег в экономике.
  • Сдерживающие полисы обычно выдаются во время экстремальной инфляции или когда был период роста спекуляций и капиталовложений, подпитываемых предыдущей экспансионистской политикой.

Детальный взгляд на сдерживающую политику

Сдерживающая политика направлена ​​на предотвращение потенциальных искажений на рынках капитала. Искажения включают высокую инфляцию из-за увеличения денежной массы , необоснованных цен на активы или эффектов вытеснения, когда скачок процентных ставок приводит к сокращению частных инвестиционных расходов, так что это сдерживает первоначальный рост общих инвестиционных расходов.

Хотя первоначальным эффектом сдерживающей политики является сокращение номинального валового внутреннего продукта (ВВП), который определяется как валовой внутренний продукт (ВВП), оцениваемый в текущих рыночных ценах , это часто в конечном итоге приводит к устойчивому экономическому росту и более плавным циклам деловой активности.

Политика сдерживания, в частности, имела место в начале 1980-х годов, когда тогдашний председатель Федеральной резервной системы Пол Волкер наконец положил конец стремительной инфляции 1970-х годов.На пике своего развития в 1981 году целевые процентные ставки по федеральным фондам приближались к 20%.1 Измеренный уровень инфляции снизился с почти 14% в 1980 году до 3,2% в 1983 году.2

Сдерживающая политика как фискальная политика

Правительства проводят ограничительную фискальную политику, повышая налоги или сокращая государственные расходы. В самой грубой форме эта политика выкачивает деньги из частной экономики в надежде замедлить неустойчивое производство или снизить цены на активы. В наше время повышение уровня налогов редко рассматривается как действенная ограничительная мера. Вместо этого в большинстве случаев ограничительная фискальная политика сводит на нет предыдущую фискальную экспансию за счет сокращения государственных расходов – и даже в этом случае только в целевых секторах.

Если сдерживающая политика снижает уровень вытеснения на частных рынках, она может создать стимулирующий эффект за счет роста частной или негосударственной части экономики. Так было во время забытой депрессии 1920–1921 годов и в период сразу после окончания Второй мировой войны, когда скачки экономического роста последовали за массовым сокращением государственных расходов и повышением процентных ставок.

Краткая справка

Сдерживающая политика часто связана с денежно-кредитной политикой, когда центральные банки, такие как Федеральная резервная система США, могут проводить политику, повышая процентные ставки.

Сдерживающая политика как денежно-кредитная политика

Сдерживающая денежно-кредитная политика обусловлена ​​повышением различных базовых процентных ставок, контролируемых современными центральными банками, или другими средствами, обеспечивающими рост денежной массы. Цель – снизить инфляцию за счет ограничения количества активных денег, обращающихся в экономике. Он также направлен на подавление неустойчивых спекуляций и капиталовложений, которые могли быть инициированы предыдущей политикой расширения.

В Соединенных Штатах политика сдерживания обычно осуществляется путем повышения целевой ставки по федеральным фондам, то есть процентной ставки, которую банки взимают друг с друга в одночасье, чтобы удовлетворить свои резервные требования.

ФРС может также поднять резервные требования для банков-членов в попытке сократить денежную массу или проводить операции на открытом рынке, продавая активы, такие как казначейские обязательства США, крупным инвесторам. Такое большое количество продаж снижает рыночную цену таких активов и увеличивает их доходность, делая их более экономичными для вкладчиков и держателей облигаций.

Пример сдерживающей политики

Фактический пример сдерживающей политики в действии можно найти не далее, чем в 2018 году. Как сообщаетDhaka Tribune , Бангладешский банк объявил о планах ввести ограничительную денежно-кредитную политику, чтобы контролировать предложение кредитов и инфляцию и в конечном итоге поддерживать экономическую стабильность в страна.3 По мере изменения экономической ситуации в последующие годы банк перешел к денежно-кредитной политике, ориентированной на расширение.4

Если вдруг по каким-либо причинам выручка, прибыль и т.д. в 2020 году снизилась по сравнению с 2019 годом, то это чудеса чудные. И почему бы такое могло произойти? Назовите хотя бы одну причину!

  • указать конкретные причины, повлиявшие на ухудшение результатов хозяйственной деятельности Вашей организации (ПОДРОБНОЕ ПОЯСНЕНИЕ ПРИЧИН);
  • подтвердить правомерность снижения налоговых обязательств за 9 месяцев 2020г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (9 месяцев 2019г.).

А дальше нужно вглядеться в самого себя, в свой бизнес и проделать аналитическую работу, обосновывая, как же так получилось, что финансовые показатели ухудшились.

Вообще-то вариаций таких писем много. Они шли и раннее, как только снижались налоговые обязательства. Т.е. если уж заплатил налог, взял «планку», то опускать ее не должен.

Просто касательно нынешнего, 2020 года опять на автомате рассылать такие письма — как- то уж совсем вне всякой меры.

Как отвечать

Во-первых, обязанность представлять документы в ходе камеральной проверки строго ограничена п. 7 ст. 88 НК РФ. Все случаи запроса документов перечислены в ст. 88 НК РФ. В частности, документы могут быть запрошены только, если:

  1. заявили налоговую льготу, тогда могут быть запрошены документы о праве на такую льготу;
  2. заявили возмещение по НДС;
  3. есть противоречия в декларациях по НДС между вами и контрагентами, приводящие к занижению налога или завышению возмещения, тогда могут быть запрошены счета фактуры;
  4. по страховым взносам применили пониженные тарифы, или есть необлагаемые выплаты;
  5. подали уточненную декларацию (расчет) после истечения двух лет от срока сдачи первичной отчетности и уменьшили налог либо увеличили убыток;
  6. применили в декларации по НДС вычеты по налогу в рамках системы tax-free;
  7. заявили инвестиционный вычет в декларации по налогу на прибыль.

Поэтому никакие учетные политики и все прочие документы, запросы которых так любят имплантировать в требования по даче пояснений, представлять вы не обязаны. Можно игнорировать такие незаконные требования.

Во-вторых, требование составляется, если выявлены ошибки и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в документах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, имеющимся у налогового органа и полученным им в ходе налогового контроля.

Это дежурный абзац для всех таких требований.

Но сравнительное снижение налоговых обязательств по сравнению с прошлым годом не является противоречием или ошибкой!

Формальное подтягивание какой-либо статьи, как в этом требовании — вообще лишено смысла п. 2 ст. 249 НК РФ, так как в этом пункте идет речь о порядке определения выручки от реализации.

Так как ошибок никаких нет, и в тексте указаний на них не содержится, то на нет и суда нет.

Поэтому можно отвечать, что ошибок и (или) противоречий, в снижении налоговых обязательств за 9 месяцев 2020 года относительно 9 месяцев 2019 года нет. Все доходы учтены в соответствии с нормами налогового законодательства, расходы подтверждены документально и экономически обоснованы. Снижение выручки обусловлено объективными фактами финансово-хозяйственной деятельности и сложившейся экономической ситуацией в условиях пандемии коронавирусной инфекции.

Обязанности проводить по требованию налоговой аналитику с заполнением табличек нет, можно такое требование игнорировать.

В принципе, все. Если есть желание, то можно дополнить чем-то из личной специфики, из пережитого, если есть, что сказать доброго и жизнеутверждающего.

Для быстрых и удобных коммуникаций клиент-бухгалтерская фирма используйте Мультибухгалтер. Так все общение и обмен документами будут собраны в одном месте и для бухгалтеров, и для клиента. Ничего не нужно будет искать по почтам, мессенджерам и дискам. Подключайтесь!

Мультибухгалтер — онлайн-сервис для бухгалтерской фирмы, помогает работать и снизить издержки.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: