Роль норм международного права в деятельности адвокатов

Обновлено: 20.04.2024

Конституция РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15). Если положения официально опубликованных международных договоров РФ не требуют издания внутри государственных актов для применения, они действуют в нашей стране непосредственно. Принципы международного права и их нормативное содержание изложены в Декларации о принципах международного права (принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1970 г.) и Декларации принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться в своих взаимоотношениях (Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.).

Нормами международного права являются акты международных организаций (ООН и ее подразделения, Совет Европы, ОБСЕ и др.), международные договоры и международные обычаи.

Российская Федерация является участницей примерно 20 тыс. действующих международных договоров. Расширение международных отношений обусловило необходимость совершенствования законодательства. Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» определяет международный договор как международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом.

Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 3) устанавливает, что единство судебной системы обеспечивается путем применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ.

УПК (ст. 1) говорит о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью законодательства РФ, регулирующего уголовное судопроизводство. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены УПК, то применяются правила международного договора. Аналогичные нормы содержатся в УК (ст. 1), ГПК (ст. 1), ГК (ст. 7), АПК (ст. 3), КоАП (ст. 1.1), СК (ст. 6), ЖК (ст. 9), Воздушном кодексе Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ст. 3), ЗК (ст. 4), Бюджетном кодексе Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ст. 4), НК (ст. 7), ТК (ст. 10), УИК (ст. 3).

Адвокатам, участвующим в рассмотрении дел в судах общей юрисдикции, необходимо учитывать разъяснение ВС РФ, данное в постановлении Пленума от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации». В частности, в нем указано, что международный договор подлежит применению, если Российская Федерация в лице органов государственной власти выразила согласие на обязательность для нее этого договора посредством одного из действий, перечисленных в ст. 6 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» (подписания договора; обмена документами, его образующими; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору), при условии, что указанный договор вступил в силу для России. Международные договоры, имеющие прямое действие в правовой системе РФ, применимы судами при разрешении гражданских, уголовных и административных дел, в частности: при рассмотрении гражданских дел, если международным договором установлены иные правила, чем законом РФ, регулирующим отношения, ставшие предметом судебного рассмотрения; при рассмотрении гражданских и уголовных дел, если международным договором установлены иные правила судопроизводства, чем процессуальным законом РФ; при рассмотрении гражданских или уголовных дел, если международным договором регулируются отношения, ставшие предметом судебного рассмотрения (например, при рассмотрении дел, перечисленных в ст. 402 ГПК); при рассмотрении дел об административных правонарушениях, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях. Согласие на обязательность международного договора для Российской Федерации должно быть выражено в форме федерального закона, если указанным договором установлены иные правила, чем федеральным законом. Правила действующего международного договора РФ, согласие на обязательность которого было принято в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении законов РФ. Правила действующего международного договора, согласие на обязательность которого было принято не в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении подзаконных нормативных актов, изданных органом государственной власти. Неправильное применение судом общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров может являться основанием к отмене или изменению судебного акта. Это случаи, когда судом не была применена норма права, подлежащая применению, или суд применил норму, которая не подлежала применению, либо когда судом было дано неправильное толкование нормы международного права. Толкование между-народного договора должно осуществляться в соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров (23 мая 1969 г.). В случае затруднений при толковании принципов и норм международного права, международных договоров судам рекомендуется использовать акты международных организаций и обращаться в Правовой департамент МИД России и Минюста России.

Разъяснение особенностям применения международных договоров дал Пленума ВАС РФ в своем постановлении от 11.06.1999 № 8 «О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса», в котором, в частности, указано, что судам следует учитывать, что вступившие в Российской Федерации в силу международные договоры подлежат опубликованию в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Бюллетене международных договоров», «Российской газете», газете «Российские вести». Международные договоры РФ, заключенные министерствами и ведомствами, публикуются в официальных изданиях этих органов. Исключительно судами РФ рассматриваются иски субъектов предпринимательской деятельности о праве собственности на недвижимое имущество на территории РФ и иски к перевозчикам – по месту нахождения органа транспорта в Российской Федерации. Суд принимает в качестве доказательств официальные документы из другого государства при условии их легализации дипломатическими или консульскими службами. В силу порядка, установленного рядом международных договоров России о правовой помощи, суд вправе принимать иностранные официальные документы из Азербайджана, Албании, Алжира, Белоруссии, Болгарии, Вьетнама, Грузии, Ирака, Йемена, Казахстана, Киргизии, Китая, КНДР, Кубы, Латвии, Литвы, Молдавии, Монголии, Польши, Румынии, Таджикистана, Туниса, Туркменистана, Узбекистана, Украины, Финляндии, Чехии и Словакии, Эстонии, Югославии без консульской легализации. Суд принимает официальные документы из Австралии, Австрии, Антигуа и Барбуды, Аргентины, Армении, Багамских Островов, Белиза, Белоруссии, Бельгии, Боснии и Герцеговины, Ботсваны, Брунея, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Израиля, Испании, Италии, Кипра, Латвии, Лесото, Лихтенштейна, Люксембурга, Маврикия, Македонии, Малави, Мальты, Мавритании, Маршалловых Островов, Мексики, Нидерландов, Норвегии, Панамы, Португалии, Сан-Марино, Сейшельских Островов, Словении, Суринама, США, Тонги, Турции, Фиджи, Финляндии, Франции, Хорватии, Швейцарии, Южно-Африканской Республики, Японии без их легализации при наличии на них апостиля.

Необходимо отметить, что в современной российской правовой традиции нет должного уважения к международным правовым нормам. В России не существует в свободном доступе единой базы действующих международных договоров, что существенно затрудняет работу адвоката.

Вопрос 13. Полномочия и обязанности адвоката в соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Кодексом профессиональной этики адвоката и соответствующими процессуальными законами.

Вопрос 13. Полномочия и обязанности адвоката в соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Кодексом профессиональной этики адвоката и соответствующими процессуальными законами. Полномочия адвоката,

Вопрос 50. Справочные правовые системы, информационные Интернет-ресурсы в работе адвоката.

Вопрос 50. Справочные правовые системы, информационные Интернет-ресурсы в работе адвоката. Справочно-правовые системы (СПС) – это компьютерные базы данных, содержащие тексты нормативных правовых актов, решения высших судебных органов, материалы судебной практики,

Вопрос 356. Принципы уголовного судопроизводства: понятие и значение в работе адвоката. Процессуальное положение адвоката-защитника по уголовным делам.

Вопрос 356. Принципы уголовного судопроизводства: понятие и значение в работе адвоката. Процессуальное положение адвоката-защитника по уголовным делам. Принципы уголовного судопроизводства – общие руководящие положения, определяющие наиболее важные стороны

Статья 8. Действие международных договоров Российской Федерации в области таможенного дела

Статья 8. Действие международных договоров Российской Федерации в области таможенного дела 1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной

Статья 8. Действие международных договоров Российской Федерации в области таможенного дела

Статья 8. Действие международных договоров Российской Федерации в области таможенного дела 1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной

Глава X. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НЕ ВСТУПИВШИХ В СИЛУ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава X. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НЕ ВСТУПИВШИХ В СИЛУ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 88. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации Правом на обращение в Конституционный Суд Российской

Статья 4. Применение международных договоров Российской Федерации

Статья 4. Применение международных договоров Российской Федерации Если международным договором Российской Федерации, ратифицированным в установленном порядке, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила

Статья 370. Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений

Статья 370. Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений Профессиональные союзы имеют

Статья 4. Применение международных договоров Российской Федерации

Статья 4. Применение международных договоров Российской Федерации Если международным договором Российской Федерации, ратифицированным в установленном порядке, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила

СТАТЬЯ 8. Действие международных договоров Российской Федерации в области таможенного дела

СТАТЬЯ 8. Действие международных договоров Российской Федерации в области таможенного дела 1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной

1. Основы правовой организации системы спецслужб Российской Федерации

1. Основы правовой организации системы спецслужб Российской Федерации В единой общей структуре сил обеспечения различных видов безопасности личности, общества и государства в Российской Федерации действует на основе соответствующих федеральных законов несколько

§ 3. Становление и развитие правовой системы в Российской Федерации

§ 3. Становление и развитие правовой системы в Российской Федерации Правовая система есть сложноструктурное, многоуровневое образование, состоящее из совокупности элементов и подсистем, имеющее свою историю, социально-экономические, политические, национальные и

Статья 4 Применение международных договоров Российской Федерации

Статья 4 Применение международных договоров Российской Федерации Подобные положения содержались и в ЗК 1991г. (ст.127). Согласно п.4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной

1.9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» от 10 октября 2003 г. № 5[28]

1.9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» от 10 октября 2003 г. № 5[28] Общепризнанные принципы и нормы международного права и

Данный раздел включает нормы и правила, признаваемые мировым со­обществом, относящиеся к организации и осуществлению деятель­ности по оказанию адвокатской помощи, т. е. нормы и правила, признаваемые достаточно представительным большинством госу­дарств. Эти нормы и правила находят отражение в различного рода официальных документах, принятых адвокатскими сообществами государств и их объединениями, а также в законах, кодексах, по­становлениях международных и национальных судов, межгосудар­ственных договорах и конвенциях.

Необходимо учитывать, что включенные в российскую право­вую систему в связи с принятием в 2002 г. Закона об адвокатской Деятельности и адвокатуре общепризнанные международно-правовые стандарты адвокатской деятельности являются элементами ме­ждународно-правовой системы и должны пониматься и толковаться в соответствии с требованиями международного права во взаимодействии с другими международными нормами. Согласно статье 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы междуна­родного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Это означает, что право на профессиональную юридическую помощь и поддержку является неотъемлемым элементом правового статуса физиче­ских и юридических лиц, которое гарантируется не только национальным, но и международным правом.

Международно-правовые стандарты адвокатской деятельности являются одним из самых эффективных способов защиты прав всех участников правоотношений. Это выражается, во-первых, в закре­плении связей международного и внутринационального процесса защиты этих прав и, во-вторых, в урегулировании различных форм взаимодействия национальных и международных процессов защи­ты прав личности.

К основным международно-правовым стандартам адвокатской деятельности можно отнести две группы стандартов: профессио­нальные стандарты и организационно-правовые стандарты.

К профессиональным стандартам адвокатской деятельности относятся стандарты независимости, профессиональной этики, об­разования и повышения профессиональной квалификации, кон­фликта интересов, несовместимых занятий, гонорарной практики, конфиденциальности, профессионального страхования, взаимоот­ношений с судом, допуска к адвокатской профессии и адвокатской деятельности, участие адвоката в международных судах.

К организационно-правовым стандартам адвокатской деятель­ности относятся законы, нормативные правовые акты и документы, межгосударственные договоры и соглашения, закрепляющие про­фессиональные стандарты адвокатской деятельности в националь­ном законодательстве и правовой системе, т.е.:

  • определяющие правовой статус и место адвоката в обществен­ной жизни как представителя свободной и независимой про­фессии и организацию адвокатской деятельности в рамках на­ционального законодательства;
  • устанавливающие процессуальный статус адвоката в различ­ных видах национального судопроизводства и взаимоотноше­ния с органами власти и местного самоуправления при осуще­ствлении своих профессиональных обязанностей, принципы и правила участия адвоката в международных судах и пред­ставительстве интересов клиента в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, организацию профессионального страхования ад­вокатов, правила допуска к адвокатской профессии, систему адвокатского самоуправления, профессиональной подготовки и повышения профессионального уровня оказания адвокатом юридических услуг.

Правовой статус адвоката и место в общественной жизни госу­дарства определяется прежде всего тем, что надлежащая защита прав человека и основополагающих свобод требует, чтобы все лица имели эффективный доступ к юридическим услугам. Государство обязано обеспечить всех, независимо от того, какие права человека требуют защиты — экономические, социальные, культурные, граж­данские, политические, — эффективными средствами правовой за­щиты в национальных судах и эффективными средствами юридиче­ской помощи и оказания юридических услуг, предоставляемыми представителями независимой юридической профессии — адвока­тами.

Основные положения о роли юристов (ООН)
(приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений
в августе 1990 г. в Гаване)

Устав Организации Объединенных Наций подтверждает право людей всего мира на создание условий, при которых законность будет соблюдаться, и провозглашает как одну из целей достижение сотрудничества в создании и поддержании уважения к правам человека и основным свободам без разделения по признакам расы, пола, языка и религии;

Всеобщая Декларация о Правах Человека утверждает принципы равенства перед законом, презумпцию невиновности, право на беспристрастное и открытое рассмотрение дела независимым и справедливым судом, а также все гарантии, необходимые для защиты любого лица, обвиненного в совершении наказуемого деяния;

Международный Пакт о Гражданских и Политических Правах дополнительно провозглашает право быть выслушанным без проволочек и право на беспристрастное и открытое слушание дела компетентным, независимым и справедливым судом, предусмотренным законом;

Международный Пакт об Экономических, Социальных и Культурных Правах напоминает об обязанности государств в соответствии с Уставом ООН содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека и свобод;

Свод принципов для защиты всех лиц, задержанных или находящихся в условиях тюремного заключения, предусматривает, что каждому задержанному лицу должно быть предоставлено право на помощь, консультацию с адвокатом и возможность общаться с ним;

Стандартные минимальные правила содержания заключенных рекомендуют, в частности, чтобы юридическая помощь и конфиденциальность в процессе ее осуществления были гарантированы для лиц, находящихся в заключении;

Гарантии, обеспечивающие защиту лиц, которым угрожает смертная казнь, подтверждают право каждого, кому предъявлено или может быть предъявлено обвинение, влекущее в качестве меры наказания смертную казнь, получать необходимую юридическую помощь на всех стадиях расследования и разбирательства дела в соответствии со ст. 14 Международной Конвенции о Гражданских и Политических Правах;

Декларация об Основных Принципах Юстиции для Жертв Преступления и Превышения Власти рекомендует принятие мер на международном и национальном уровне для улучшения доступа к юстиции и справедливому отношению, возмещению вреда, компенсации и помощи для жертв преступления;

Адекватное обеспечение прав человека и основных свобод, на которые все люди имеют право, предоставляется им в экономической, социальной, культурной, гражданской и политической жизни и требует, чтобы все люди имели эффективную возможность пользоваться юридической помощью, осуществляемой независимой юридической профессией;

Профессиональные ассоциации адвокатов играют жизненную роль в поддержании профессиональных стандартов и этических норм, защищают своих членов от преследований и необоснованных ограничений и посягательств, обеспечивают юридическую помощь для всех, кто нуждается в ней, и кооперируются с Правительством и другими институтами для достижения целей правосудия и общественного интереса;

Основные Положения о Роли Адвокатов, изложенные ниже, сформулированы, чтобы помочь Государствам - Участникам в их задаче содействовать и обеспечить надлежащую роль адвокатов, которая должна уважаться и гарантироваться Правительствами при разработке национального законодательства и его применении, и должны приниматься во внимание как адвокатами, так и судьями, прокурорами, членами законодательной и исполнительной властей и обществом в целом. Эти принципы должны также применяться к лицам, которые осуществляют адвокатские функции без получения формального статуса адвоката.

Доступ к адвокатам и юридической помощи

1. Любой человек вправе обратиться за помощью адвоката по своему выбору для подтверждения своих прав и защиты на всех стадиях уголовной процедуры.

2. Правительства должны гарантировать эффективную процедуру и работающий механизм для реального и равного доступа к адвокатам всех лиц, проживающих на его территории и подчиненных его юрисдикции без разделения расы, цвета кожи, этнического происхождения, пола, языка, религии, политических и иных взглядов, национального или социального происхождения, экономического или иного статуса.

3. Правительства должны обеспечить необходимое финансирование и другие ресурсы для юридической помощи бедным и другим несостоятельным людям. Профессиональные ассоциации адвокатов должны сотрудничать в организации и создании условий предоставления такой помощи.

4. Является ответственностью Правительств и профессиональных ассоциаций адвокатов разработать программу, имеющую целью информировать общественность о ее правах и обязанностях по закону значения роли адвокатов в защите основных свобод.

Для этих целей специальное внимание должно уделяться бедным и другим несостоятельным лицам, так как они сами не в состоянии отстаивать свои права и нуждаются в помощи адвоката.

Специальные гарантии в уголовной юстиции

5. Обязанностью Правительств является обеспечение возможности каждому быть информированным компетентными властями о его праве получить помощь адвоката по его выбору при его аресте, задержании или помещении в тюрьму или обвинении в уголовном преступлении.

6. Любое вышеуказанное лицо, которое не имеет адвоката, в случаях если интересы правосудия требуют этого, должно быть обеспечено помощью адвоката, имеющего соответствующую компетенцию и опыт ведения подобных дел, чтобы обеспечить ему эффективную юридическую помощь без оплаты с его стороны, если у него нет необходимых средств.

7. Правительства должны обеспечить, чтобы человек, подвергнутый задержанию, аресту или помещению в тюрьму с предъявлением или без предъявления обвинения в совершении уголовного преступления, получил быстрый допуск к адвокату, в любом случае не позднее, чем через 48 часов с момента задержания или ареста.

8. Задержанному, арестованному или помещенному в тюрьму лицу должны быть обеспечены необходимые условия, время и средства для встречи или коммуникаций и консультаций с адвокатом без задержки, препятствий и цензуры, с полной их конфиденциальностью. Такие консультации могут быть в поле зрения, но за пределами слышимости уполномоченных должностных лиц.

Квалификация и подготовка

9. Правительства, профессиональные ассоциации адвокатов и учебные институты должны обеспечить, чтобы адвокаты получили соответствующее образование, подготовку и знания как идеалов и этических обязанностей адвокатов, так и прав человека и основных свобод, признаваемых национальным и международным правом.

10. Является обязанностью правительств, профессиональных ассоциаций адвокатов и учебных институтов обеспечить отсутствие дискриминации при допуске лиц к адвокатской практике или к продолжению практики по признакам расы, цвета кожи, пола, этнического происхождения, религии, политических и иных взглядов, наличия собственности, места рождения, экономического или иного положения.

11. В странах, где существуют группы, общины или регионы, чьи потребности в юридической помощи не обеспечены, особенно, если такие группы имеют отличие в культуре, традициях, языке или были жертвами дискриминации в прошлом, Правительства, профессиональные ассоциации адвокатов и учебные институты должны принять специальные меры по созданию благоприятных условий для лиц из этих групп, желающих заниматься юридической практикой, и должны обеспечить им подготовку, достаточную для обеспечения нужд этих групп.

Обязанности и ответственность

12. Адвокаты должны постоянно поддерживать честь и достоинство своей профессии в качестве важных участников отправления правосудия.

13. Обязанности адвоката по отношению к клиенту должны включать:

а) консультации клиента о его или ее правах и обязанностях с разъяснением принципов работы правовой системы, поскольку они относятся к правам и обязанностям клиента;

б) оказание помощи клиенту любым законным способом и совершение правовых действий для защиты его интересов;

в) оказание клиенту помощи в судах, трибуналах и административных органах.

14. Адвокаты, оказывая помощь своим клиентам при осуществлении правосудия, должны добиваться соблюдения прав человека и основных свобод, признаваемых национальным и международным правом, и должны всегда действовать свободно и настойчиво в соответствии с законом и признанными профессиональными стандартами и этическими нормами.

15. Адвокат всегда должен быть лояльным к интересам своего клиента.

Гарантии деятельности адвокатов

16. Правительства должны обеспечить адвокатам:

а) возможность исполнить все их профессиональные обязанности без запугивания, препятствий, беспокойства и неуместного вмешательства;

б) возможность свободно путешествовать и консультировать клиента в своей стране и за границей;

в) невозможность наказания или угрозы такового и обвинения, административных, экономических и других санкций за любые действия, осуществляемые в соответствии с признанными профессиональными обязанностями, стандартами и этическими нормами.

17. Там, где безопасность адвокатов находится под угрозой в связи с исполнением профессиональных обязанностей, они должны быть адекватно защищены властями.

18. Адвокаты не должны идентифицироваться с их клиентами и делами клиентов в связи с исполнением их профессиональных обязанностей.

19. Суд или административный орган не должны отказывать в признании права адвоката, имеющего допуск к практике, представлять интересы своего клиента, если этот адвокат не был дисквалифицирован в соответствии с национальным правом и практикой его применения и настоящими Положениями.

20. Адвокат должен обладать уголовным и гражданским иммунитетом от преследований за относящиеся к делу заявления, сделанные в письменной или устной форме при добросовестном исполнении своего долга и осуществлении профессиональных обязанностей в суде, трибунале или другом юридическом или административном органе.

21. Обязанностью компетентных властей является обеспечение адвокату возможности своевременного ознакомления с информацией, документами и материалами дела, а в уголовном процессе - не позднее окончания расследования до досудебного рассмотрения.

22. Правительства должны признавать и соблюдать конфиденциальность коммуникаций и консультаций между адвокатом и клиентом в рамках их отношений, связанных с выполнением адвокатом своих профессиональных обязанностей.

Свобода высказываний и ассоциаций

23. Адвокаты, как и другие граждане, имеют право на свободу высказываний, вероисповедания, объединения в ассоциации и организации. В частности, они должны иметь право принимать участие в публичных дискуссиях по вопросам права, отправления правосудия, обеспечения и защиты прав человека и право присоединяться или создавать местные, национальные и международные организации и посещать их собрания без угрозы ограничения профессиональной деятельности по причине их законных действий или членства в разрешенной законом организации. При осуществлении этих прав адвокаты должны всегда руководствоваться законом и признанными профессиональными стандартами и этическими правилами.

Профессиональные ассоциации адвокатов

24. Адвокатам должно быть предоставлено право формировать самоуправляемые ассоциации для представительства их интересов, постоянной учебы и переподготовки и поддержания их профессионального уровня. Исполнительные органы профессиональных ассоциаций избираются их членами и осуществляют свои функции без внешнего вмешательства.

25. Профессиональные ассоциации должны кооперироваться с Правительствами для обеспечения права каждого на равный и эффективный доступ и к юридической помощи, чтобы адвокаты были способны без неуместного вмешательства со стороны давать советы и помогать своим клиентам в соответствии с законом и признанными профессиональными стандартами и этическими правилами.

Дисциплинарное производство

26. Кодексы профессионального поведения адвокатов должны устанавливаться профессией через свои соответствующие органы или в соответствии с законодательством, отвечающим положениям национального права и обычая и признаваемым международными стандартами и нормами.

27. Обвинение или возбуждение дела против адвоката, в связи с его профессиональной работой должны производиться в рамках быстрой и справедливой процедуры. Адвокат должен иметь право на справедливое разбирательство, включающее возможность помощи адвоката по его выбору.

28. Дисциплинарное производство против адвокатов должно быть предоставлено беспристрастным дисциплинарным комиссиям, установленным самой адвокатурой, с возможностью обжалования в суд.

29. Все дисциплинарное производство должно осуществляться в соответствии с кодексом профессионального поведения и другими признанными стандартами и этическими нормами адвокатской профессии в свете настоящих Положений.


В статье проводится исследование основных проблем законодательного обеспечения независимости адвокатской деятельности. Кроме того, рассматривается деятельность института адвокатуры на международном уровне, проводится анализ международных и отечественных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность правозащитника. В статье анализируются актуальные аспекты нормативно-правового регулирования адвокатской деятельности на международной арене в настоящий период.

Ключевые слова: адвокат, правозащитник, институт адвокатуры, международное правовое регулирование деятельности адвоката, правовые гарантии деятельности адвоката.

Современные законодательные акты об институте адвокатуры и деятельности правозащитника в целом, опираются на Конституцию Российской Федерации, которая определяет абсолютно все положения для адвокатуры России, а также является главнейшим документом в нашей стране. Положения Конституции закрепляют необходимость существования в нашей стране адвокатуры как института гражданского общества и основные направления ее деятельности, прежде всего, защита высшей ценности — прав и свобод человека [1].

Непосредственно институт адвокатуры гарантирует, помогает отстаивать и защищать сбережения прав и свобод, зафиксированных в главном нормативно-правовом акте государства. Деятельность института адвокатуры можно считать основополагающим средством защиты прав и свобод граждан в суде. Также здесь имеется в виду безвозмездная юридическая помощь, поскольку согласно действующему законодательству РФ, обвиняемый имеет право на квалифицированную помощь защитника [2].

Глобальные преобразования, произошедшие за последнее десятилетие в социальной, политической и экономической сфер жизни общества, дали толчок масштабным изменениям в структуре государства, сложилась абсолютно инновационная правовая ситуация, которая подразумевала детального пересмотра принципов и законодательных основ деятельности адвокатуры как одного из основных механизмов защиты прав человека [3, с.231].

Таким образом, в последнее время положение института адвокатуры на отечественной и мировой арене претерпело существенные изменения; этому способствовало рассмотрение, принятие и утверждение новых нормативно-правовых актов, которые, в свою очередь, расширили права адвоката в суде. Но не стоит забывать и о существенных недостатках, которые появились вследствие дефицита необходимого правового регулирования института адвокатуры. Стоит отметить, что стали возникать параллельные коллегии, которые в первую очередь были заинтересованы в получении прибыли, а непосредственно квалифицированное оказание юридической помощи коммерческие коллегии отодвигались на второй план.

Рассмотрение и утверждение Закона об адвокатуре стало причиной ее причисления к институтам гражданского общества, а соответственно и возложением на адвокатуру правовых функций. Стоит обратить внимание на то, что адвокатура стала ведущим субъектом осуществления конституционного права на осуществление высоко квалифицированной юридической поддержки, а это, безусловно, влечет за собой научный интерес.

Неотъемлемым элементом управления и контроля над осуществлением адвокатской деятельностью являются законодательные акты, функционирующие в том или ином субъекте РФ, это можно объяснить тем, что согласно Конституции РФ, институт адвокатуры подчиняется как непосредственно самому государству, так и его субъектам. Такая взаимосвязь является благоприятной тенденцией, так как потребность в квалифицированной юридической поддержке в разных регионах существенно отличается, ровно так же, как и сами регионы имеют различия в менталитете, культуре и так далее.

В современных условиях Россия стоит на начальной ступени создания новейшего правового обоснования функционирования адвокатуры, роль и высокую значимость которой сложно отрицать. Кроме того, важно понимать, что также должны присутствовать лица, которые в состоянии грамотно и квалифицированно оказать юридическую помощь, а от этого напрямую зависит существование социума и развитие стран.

В основе правового регулирования адвокатской деятельности и адвокатуры в Российской Федерации лежат не только принципы, закрепленные отечественным законодательством, но и общепризнанные стандарты, принятые в международном сообществе.

Доктор юридических наук, известный российский адвокат рассуждает следующим образом: «обозревая российское законодательство в области адвокатской деятельности на предмет его соответствия международным стандартам в области адвокатской деятельности, необходимо заметить, что оно существует в отрыве от международных стандартов в данной области. Многие важнейшие международные документы не ратифицированы Российской Федерацией, что позволяет сделать вывод о функционировании института российской адвокатуры вне связи с международными стандартами и принципами в данной области, о территориальной изолированности исследуемого института [4].

В современных источниках можно встретить устоявшуюся классификацию международных правовых актов, которые регламентируют работу института адвокатуры. Подробнее она отображена на рис.1 [5].

Международные правовые акты, регулирующие деятельность адвокатуры

Рис. 1. Международные правовые акты, регулирующие деятельность адвокатуры

Первым утвержденным мировым документом, миссией которого является установление безусловного права человека на получение юридической помощи, стала Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 г [6, с.2].

19 декабря 1966 года был утвержден Международный пакт о гражданских и политических правах; согласно этому документу, любой гражданин имеет неприкосновенное право самостоятельно защищать себя или же привлечь обозначенного защитника [7, с.12]. Также стоит отметить, что в Минимальных стандартных правилах общения с заключенными имеются положения, относящиеся к международному правовому статусу адвокатуры. Согласно данному нормативно-правовому акту, подсудимый может обращаться к государственному защитнику за безвозмездной консультацией, встречаться с ним, вести переговоры, а тот, в свою очередь, будет представлять интересы обвиняемого в судах различной юрисдикции.

Первым международным правовым актом, в котором публично освещена роль адвокатуры, можно по праву назвать Основные положения о роли адвокатов. Вышеназванный документ был принят в 1990 году в Нью-Йорке. Несколькими годами позднее был разработан Кодекс поведения юристов в Европейском обществе, который считает главным принципом адвокатуры создание доверителю благоприятных условий, при которых он предельно откровенен с правозащитником. Безусловно, очень важно уделить должное внимание открытости и честности обвиняемого, ведь от этого напрямую зависит исход судебного заседания; но стоит отметить, что адвокат безусловно должен быть порядочным человеком и сохранять конфиденциальность полученной информации, потому как при отсутствии этого условия исчезает и доверие.

Кроме того, не стоит забывать и о других международных нормативно-правовых актах, в которых содержится информация о регулировании адвокатской деятельности. Так, например, в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. зафиксировано право каждого защищать себя лично либо посредством выбранного им самим защитника или, если у него нет достаточных средств для оплаты услуг защитника, иметь назначенного ему защитника бесплатно, когда того требуют интересы правосудия [8].

Одна из статей данного акта гласит, что каждый обвиняемый наделяется твердыми и безоговорочными правами: во-первых, это создание условий для подготовки своей защиты, а во-вторых, иметь право на защиту самолично или воспользоваться услугами государственного адвоката.

Что касается СССР, то там эти международные документы не признавались, а даже отрицались, поскольку, полагалось, что они направлены напрямую против СССР. Но после распада Советского Союза, когда в политической, социальной, экономической сферах общества произошли кардинальные изменения, вновь созданная Российская Федерация стала частью Римской конвенции, но присутствовали различные оговорки. Так, например, согласно статье 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» Европейская конвенция не требует принятия специальных законов в развитие своих положений, поэтому действует в России непосредственно [8]. Если обратиться к главному государственному документу — Конституции Российской Федерации, — то там отмечено, что признанные аспекты международного права и переговоры страны считаются неотъемлемым атрибутом ее правовой системы.

Но, между прочим, будет логично согласиться с мнением отдельных ученых-правоведов о том, что «в условиях, когда прямое применение норм Европейской конвенции в России осуществляется довольно редко, без включения положений Европейской конвенции в российское законодательство защита прав и свобод человека, ей гарантированных, видится затруднительной. Поэтому имплементация норм Европейской конвенции — необходимый элемент повышения эффективности ее действия».

В современных условиях демократические государства считают гарантией для обеспечения защиты прав человека, прежде всего независимость адвокатской работы. Безусловно, все страны должны принимать во внимание и уважать стандарты независимости института адвокатуры. Это имеет огромное влияние во время разработки действующего законодательства, а также единые стандарты должны уважаться всеми юристами, судьями, чиновниками и социумом в целом. Что касается демократического общества, где на первом месте стоит сила закона, то там адвокат в первую очередь должен представлять интересы объективного суда и обвиняемых, которым необходима его помощь, чьи права и свободы он защищает. Собственно, именно в этом и заключается миссия адвоката и его статус в демократическом государстве.

Кроме того, необходимо сказать о другом не менее значимом профессиональном стандарте работы адвоката, а именно — ограничении занятия предпринимательством действующего адвоката.

В законодательстве и нормативно-правовых актах адвокатских сообществ демократических государств, отражающих сложившиеся в этих странах обычаи деловых традиций, реализуются различные подходы к этим вопросам. Так, например, в некоторых странах существует строгое табу на побочную деятельность, а в других — законодательно разрешено совмещать адвокатскую службу с некоторыми видами деятельности. Тем не менее, в большинстве европейских государств такое совмещение допускается только при условии соблюдения определенных правил, не нарушающих стандарт независимости адвоката.

Международно-правовые стандарты, регулирующие деятельность адвокатов, утверждают, что необходимо строго соблюдать общепринятые этические нормы и верховенство закона. Что касается профессионального стандарта анонимности, то конфиденциальность — обязательный для исполнения и применению стандарт деятельности правозащитника. Адвокат обязан безоговорочно хранить в тайне всю информацию, полученную от подзащитного, а также и сведения о клиенте, полученные в процессе оказания юридической помощи. Стоит также обратить внимание на профессиональное страхование адвокатов, речь здесь идет о том, что некоторые правозащитники получают в свой адрес иски, связанные с их недостаточно высокой квалификацией и низкой компетенцией.

Организационно-правовые стандарты адвокатской деятельности определяют и закрепляют в национальном законодательстве и организационно-правовую форму осуществления адвокатской деятельности. Во всех государствах адвокат может осуществлять свою деятельность индивидуально, всего лишь создав и оформив адвокатский кабинет. Кроме того, существует большое разнообразие адвокатских образований — профессиональные партнерские фирмы в США или конторы, бюро, коллегии — в европейских странах.

Неоднократно отмеченные международные правовые стандарты деятельности адвокатов можно считать эффективным способом защиты прав всех участников судебного процесса. Данное суждение объясняется укреплением связей международного процесса защиты прав и свобод и регулированием различных форм взаимодействия национальных и международных процессов защиты прав личности.

Таким образом, в заключение следует отметить, что российское законодательство об адвокатуре находится на пути своего становления и лишь отчасти соответствует международным стандартам, поскольку многие мировые положения о деятельности института адвокатуры игнорируется российским законодательством. Для разрешения недочетов, необходимо внести некоторые поправки в Федеральный закон об адвокатской деятельности, а это в свою очередь будет шагом к построению демократического общества и правового государства.

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) / в редакции Законов РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. — 2019. — № 4. — Ст. 445
  2. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2002 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2002. № 23. — Ст.2102)Уголовно процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 18 декабря 2001 N 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -2017. № 52.- Ст.4921
  3. Адвокатская деятельность: Учебно-практическое пособие/ Под общ. ред. Буробина В. Н..-М.: МИЭПУ.2018.-С. 536
  4. Кучерена, А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России: моногр. / А. Г. Кучерена. — М.: ЮРКОМПАНИ, 2009. (СПС «КонсультантПлюс»).
  5. Грудцына, Л. Ю. Адвокатура в России как институт гражданского общества / Л. Ю. Грудцына // Адвокатская практика. — 2008. — № 1. (СПС «Консультант-Плюс»).
  6. Права человека: сб. международных договоров. — Нью-Йорк: ООН, 1978. — С. 1–3.
  7. Сборник стандартов и норм Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. — Нью-Йорк: ООН, 1992. -С. 118.
  8. Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. от 01.12.2007) «О международных договорах Российской Федерации» // СЗ РФ. — 1995. — № 29. — Ст. 2757.
  9. Особенности международных правовых актов, регулирующих деятельность адвокатуры / Г. В. Синцов, Д. В. Фролов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. — 2017. -№ 3 (27). — С. 12–1

Основные термины (генерируются автоматически): адвокатская деятельность, Европейская конвенция, институт адвокатуры, Российская Федерация, российское законодательство, юридическая помощь, акт, деятельность института адвокатуры, Россия, стандарт.

Следует выделить две основные группы правовых источников, содержащих международные стандарты в области адвокатуры.

Первая группа – это различные международные договоры общего характера, регулирующие адвокатскую деятельность в основном косвенно. Закрепляя гарантии права на защиту, на получение квалифицированной юридической помощи, устанавливая основы справедливого судебного разбирательства, эти соглашения определяют тем самым и базовые принципы организации и деятельности адвокатуры. К этой группе можно отнести Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, Международный пакт о гражданских и политических правах, Всеобщую декларацию прав человека, а также документы, закрепляющие международные стандарты задержания, заключения под стражу и содержания под стражей (Свод принципов для защиты всех лиц, задержанных или находящихся в условиях тюремного заключения (9 декабря 1988 г.), Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (30 августа 1955 г.).

Так, согласно п. «с» ч. 3 ст. 6 Конвенции и п. «d» ч. 3 ст. 14 Пакта каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления имеет право защищать себя через посредство выбранного им самим защитника, а при недостатке у него средств для оплаты услуг защитника – пользоваться услугами назначенного ему защитника бесплатно. Часть 1 ст. 11 Декларации требует обеспечения «всех возможностей для защиты» лицам, обвиняемым в совершении преступлений. Часть 1 п. 17 Свода принципов закрепляет право каждого задержанного лица на получение юридической помощи со стороны адвоката.

Вторую группу составляют конкретные международные стандарты квалификации адвокатов, организации деятельности адвокатуры, международные нормы о правах, обязанностях и ответственности адвокатов. Нормы такого характера содержатся в Основных положениях о роли адвокатов, принятых Восьмым конгрессом ООН по предупреждению преступлений (27 августа – 7сентября 1990 г.), в Общем кодексе правил для адвокатов стран Европейского Сообщества, принятом Советом ассоциаций юристов и юридических обществ Европы (САЮЮОЕ) 28 октября 1988 г., в Хартии ключевых принципов Европейского юридического сообщества, принятой САЮЮОЕ 24 ноября 2006 г.

Хартия носит рекомендательный характер, но наглядно отражает самые основные международные стандарты в области адвокатуры. Это принципы свободы и независимости адвоката, адвокатская тайна, избежание конфликта интересов, поддержание профессиональной чести и достоинства адвоката, защита интересов клиента, компетентность, уважение коллег, принцип законности, корпоративное самоуправление. Эти же принципы закреплены и в Кодексе (п. 2.1-2.3, 2.7, 3.2, 4.1, 5.1), и в Основных положениях ООН (п. 9,12,14, 15, 24).

Основные положения ООН закрепляют, кроме того, основы взаимодействия адвокатуры и государства и в первую очередь независимость адвокатуры. Устанавливается обязанность государств предоставить гарантии такой независимости – корпоративноесамоуправление, адвокатский иммунитет (п. 16-23, 28). Кроме того, подчеркивается публичная функция адвокатуры и обязанность государства в связи с этим обеспечить ее реализацию – доступграждан к квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатно (п. 2, 3,5-8).

Общий кодекс правил для адвокатов стран Европейского Сообщества устанавливает также ряд правил профессиональной этики для адвокатов. Помимо названных в Хартии, это прежде всего основные принципы взаимоотношений адвоката с клиентом:обеспечение доверительных отношений с клиентом, вопросы рекламы, гонорарной политики (в том числе запрет вознаграждения «по результату» – pactumdequotalitis, вопросы предоплаты и раздела гонорара с иными лицами), профессионального страхования, совмещения адвокатской и иной деятельности. Также Кодекс закрепляет основы взаимоотношений адвокатов между собой и правила поведения адвоката при участии в судопроизводстве. Его нормы в значительной мере имплементированы в действующий в Российской Федерации Кодекс профессиональной этики адвоката, а согласно ст. 1 последнего адвокаты вправе руководствоваться нормами Общего кодекса постольку, поскольку это не противоречит законодательству РФ.

Вопрос 2. Формирование российской адвокатской школы в 6 0-70-е гг. XIX в. Выдающиеся представители адвокатуры.

Вопрос 2. Формирование российской адвокатской школы в 6 0-70-е гг. XIX в. Выдающиеся представители адвокатуры. К 1886 г. присяжных поверенных в России насчитывалось немногим более 1600 человек, и группировались они в основном в трех судебных округах: Петербургском, Московском и

Вопрос 3. История становления адвокатуры с 1864 г. до 1917 г. Контрреформы. Попытки уничтожения независимости российской адвокатуры.

Вопрос 3. История становления адвокатуры с 1864 г. до 1917 г. Контрреформы. Попытки уничтожения независимости российской адвокатуры. Основной функцией адвокатуры в пореформенный период стало правозаступничество. С 1890 г. развивается коллективная форма адвокатуры в виде

Вопрос 4. Упразднение традиционной российской адвокатуры Декретом о суде N 1 от 22 ноября 1917 г. Создание советской адвокатуры. Положение об адвокатуре от 26 мая 1922 г.

Вопрос 4. Упразднение традиционной российской адвокатуры Декретом о суде N 1 от 22 ноября 1917 г. Создание советской адвокатуры. Положение об адвокатуре от 26 мая 1922 г. Смена политической власти в России привела к изменению направления развития адвокатуры. Марксистская теория

Вопрос 5. Статус адвокатуры по советскому законодательству (193 9-1980 гг.).

Вопрос 5. Статус адвокатуры по советскому законодательству (193 9-1980 гг.). Важнейшим этапом в развитии советской адвокатуры стало Положение об адвокатуре СССР, утвержденное постановлением СНК СССР от 16.08.1939 № 1219, вернувшее в оборот понятие «адвокат».Согласно Положению в

Вопрос 6. Становление современной российской адвокатуры (198 9-2002 гг.).

Вопрос 6. Становление современной российской адвокатуры (198 9-2002 гг.). В конце 80-х – начале90-х гг. XX в. в очередной раз произошли коренные изменения во всех сферах жизни общества, Россия стала на путь демократических реформ. На тот момент действовало Положение об адвокатуре

Вопрос 7. Модернизация законодательства об адвокатуре в начале XXI в. (после принятия Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации").

Вопрос 7. Модернизация законодательства об адвокатуре в начале XXI в. (после принятия Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"). Закон об адвокатуре провозгласил адвокатуру профессиональным сообществом

Вопрос 8. Законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации об адвокатской деятельности и адвокатуре.

Вопрос 8. Законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации об адвокатской деятельности и адвокатуре. Согласно п. «л» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ адвокатура отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Конкретизируя

Вопрос 10. Свобода и независимость адвокатской деятельности как условие справедливого правосудия в России. Корпоративное самоуправление в адвокатуре. Пределы вмешательства органов государственной власти в деятельность адвокатуры.

Вопрос 10. Свобода и независимость адвокатской деятельности как условие справедливого правосудия в России. Корпоративное самоуправление в адвокатуре. Пределы вмешательства органов государственной власти в деятельность адвокатуры. Справедливое правосудие в

Вопрос 13. Полномочия и обязанности адвоката в соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Кодексом профессиональной этики адвоката и соответствующими процессуальными законами.

Вопрос 13. Полномочия и обязанности адвоката в соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Кодексом профессиональной этики адвоката и соответствующими процессуальными законами. Полномочия адвоката,

Вопрос 34. Этика адвоката при общении со СМИ, реклама адвокатской деятельности. Условия и ограничения.

Вопрос 34. Этика адвоката при общении со СМИ, реклама адвокатской деятельности. Условия и ограничения. Федеральная палата адвокатов подготовила рекомендации адвокатам по взаимодействию со СМИ, согласно которым адвокату не рекомендуется отказывать журналистам в

Глава 4. ОРГАНИЗАЦИЯ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АДВОКАТУРЫ

Глава 4. ОРГАНИЗАЦИЯ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АДВОКАТУРЫ Статья 20. Формы адвокатских образований 1. Формами адвокатских образований являются: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация.2. Адвокат вправе в соответствии с

Глава IV Юридическая помощь как гарантия доступа к правосудию: международные стандарты и российская практика

Глава IV Юридическая помощь как гарантия доступа к правосудию: международные стандарты и российская практика СинопсисОсновные гарантии доступа к правосудиюЮридическая помощь как одна из гарантий доступа к правосудию Нормы международных договоров о праве на

2. Внутрикорпоративная зависимость в российской судебной системе и международные стандарты

2. Внутрикорпоративная зависимость в российской судебной системе и международные стандарты Повторим еще раз, что основными критериями, по которым определяют, насколько судьи могут действовать независимо и беспристрастно в рамках своих полномочий, являются вопросы

ГЛАВА XVII. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА (МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ТРУДА)

ГЛАВА XVII. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА (МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ТРУДА) § 1. Понятие международно-правового регулирования трудаМеждународно-правовое регулирование труда представляет собой регламентирование с помощью международных соглашений государств

2. Основные принципы деятельности адвокатуры

2. Основные принципы деятельности адвокатуры Свои задачи перед гражданским обществом адвокатура реализует путем выполнения принципов своей деятельности, определенных в ч. 2 ст. 3 Закона об адвокатуре. К ним относятся принципы:1) законности;2) независимости;3)

5. Организация адвокатской деятельности и адвокатуры в Российской Федерации

5. Организация адвокатской деятельности и адвокатуры в Российской Федерации Организация адвокатской деятельности – это правовая и организационная форма объединения адвокатов в соответствующую структуру для эффективного осуществления своих задач. С помощью

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: