Предположим что объем государственных закупок составляет 700 налоговые поступления в бюджет

Обновлено: 15.04.2024

1. Увеличение государственных расходов приводит к сдвигу кривой совокупного спроса вправо, а линии планируемых расходов - вниз.

2. Повышение предельных налоговых ставок способствует увеличению встроенной стабильности экономики, но препятствует экономическому росту.

3. В условиях полной занятости увеличение государственных расходов сопровождается 100%-ным эффектом вытеснения.

4. Динамика дефицита государственного бюджета не связана с изменениями величины чистого экспорта.

5. Если правительство увеличивает социальные трансферты, то в экономике «срабатывает» мультипликатор налогов.

6. Величина мультипликатора сбалансированного бюджета равна сумме мультипликатора налогов и мультипликатора государственных расходов.

7. Если правительство повышает налоги, го в краткое очном периоде уровень инфляции может снизиться, а в долгосрочном - увеличиться.

8. Если правительство финансирует свои расходы за счет выпуска государственных займов, го среднерыночная ставка процента будет уменьшаться

9. Структурный дефицит государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики.

10. Долговое финансирование бюджетного дефицита всегда является более желательным, чем эмиссионное.

II. Задачи и упражнения

1. Экономика описана следующими данными:

Предельная склонность к потреблению равна 0,75; фактический объем выпуска составляет 2000. В целях стабилизации экономики правительство сокращает государственные закупки на 50 и увеличивает налоги на 20. Рассчитайте величину потенциального ВВП.

2. Предположим, что объем государственных закупок составляет 700; налоговые поступления в бюджет Т= 0,4 Y; государственные трансферты F = 0,3 У; уровень цен Р = 1. Государственный долг равен 1500, а процентная ставка R = 0,1. Фактический объем выпуска составляет 2500, а потенциальный ВВП равен 3000. Каков в этом случае структурный дефицит государственного бюджета?

3. Экономика описана следующими данными:

Величина чистого экспорта составляет (-30). Налоговые поступления в бюджет равны 40. Величина потребления составляет 250, а объем выпуска равен 500. Общий объем национальных сбережений (как суммы сбережений остального мира, государственного и частного сектора)составляет 220. Рассчитайте сальдо государственного бюджета. Имеет ли место дефицит бюджета или излишек?

4. Экономика описана следующими данными:

Естественный уровень безработицы равен 7%, а фактический составляет 10%. Объем потенциального ВВП составляет 3000, а коэффициент чувствительности ВВП к динамике циклической безработицы равен 3. Предельная склонность к потреблению равна 0,9. Какую политику государственных расходов должно проводить правительство для стабилизации экономики? Рассчитайте, как изменится величина государственных расходов.

5. Экономика описана следующими данными:

Величина государственных расходов составляет 800; налоговые поступления в государственный бюджет равны 200; государственные трансферты равны 100; потребление составляет 2300; чистый экспорт равен (-200); общий дефицит госбюджета равен 800. Какова в этом случае величина бюджетных выплат по обслуживанию государственного долга?

Предположим, что государственные закупки равны 500, налоговая функция имеет вид Т = 0,4Y, функция трансфертов F = 0,2Y, уровень цен Р = 1. Федеральный долг D = 1 000 при ставке процента r = 0,1. Реальный объём производства равен 2 000, а потенциальный составляет 2 500.

Является ли сальдо госбюджета положительным или отрицательным?

Какова величина структурного и циклического дефицита госбюджета?

Решение

Сальдо государственного бюджета может быть рассчитано путём сопоставления расходной и доходной частей:

Расходы бюджета = госзакупки (G) + трансферты (F) + расходы по обслуживанию государственного долга

(D ∙ r) = 500 + 0,2 ∙ 2 000 + + 0,1 ∙ 1 000 = 500 + 400 + 100 = 1 000.

Доходы бюджета равны = налоговые поступления

(Т) = 0,4 ∙ 2 000 = 800.

Фактический дефицит бюджета равен 1 000 – 800 = 200.

Структурный дефицит может быть рассчитан путём подстановки в расчёты потенциального объёма выпуска вместо фактического:

Структурный дефицит равен

500 + 0,2 ∙ 2 500 + 0,1 ∙1 000 – 0,4 ∙ 2 500 = 100.

Циклический дефицит госбюджета = фактический дефицит –

– структурный дефицит = 200 – 100 = 100.

Задачи

1. Правительство получило заём иностранных банков в размере 1 млрд руб. по годовой ставке 8%. Эти средства инвестируются в реализацию проектов, которые позволяют увеличивать национальный продукт страны в течение последующих лет на 300 млн руб. ежегодно. Приведёт ли этот заём к увеличению госдолга страны и в каком размере? Вырастет ли финансовое бремя, налагаемое на граждан данной страны?

2. Правительство получило заём на сумму 10000 ден. ед. сроком на 1 год по ставке 4%. Какую сумму долга правительство должно выплатить к концу года? Если годовой темп инфляции составляет 3%, будет ли эта сумма долга равна номинальной? Каковы будут сумма долга и величина процента в условиях отсутствия инфляции? Если инфляция составит 3% в год, то каковы будут сумма долга и величина процента, исчисленная без учёта инфляции?

3. Организация с начала года является собственником легкового автомобиля мощностью 250 л.с., вертолёта мощностью 800 л.с., автобуса мощностью 300 л.с. В регионе установлены максимальные ставки транспортного налога. Определите размер транспортного налога за год.

4. Правительство просит специалистов дать прогноз ВВП (Y) на следующий год. Ведущие экономисты считают, что потребительские расходы (С) составят 70% ВВП, сумма инвестиций (I) и государственных расходов (G) достигнет 2 млрд долл., объём чистого экспорта будет равен нулю. Какой прогноз дадут экономисты относительно возможного объёма ВВП? Если оценки относительно уровня потребительских расходов оказались заниженными и в действительности составили 0,75ВВП, то какова будет разница между фактическим и прогнозируемым объёмом ВВП?

5. ООО "Альфа" имеет в собственности земельный участок в Москве, занятый офисным зданием и производственными помещениями. Кадастровая стоимость этого участка по состоянию на 1 января текущего года составляет 2 500 тыс. руб. Рассчитайте сумму земельного налога на этот участок за текущий год.

Эмоджи

Зарегистрируйся в два клика и получи неограниченный доступ к материалам, а также промокод на новый заказ в Автор24. Это бесплатно.

Условие

Предположим, что государственные закупки равны 500, налоговая функция имеет вид Т=0,4Y, функция трансфертов F=0,2Y, уровень цен Р=1. Федеральный долг D=1000 при ставке процента R=0,1. Реальный объем производства равен 2000, а потенциальный составляет 2500. а) Является ли сальдо госбюджета положительным или отрицательным? б) Какова величина структурного дефицита госбюджета? в) Какова величина циклического дефицита госбюджета?

Ответ

сальдо бюджета (- 200 ден.ед.); структурный дефицит 100 ден.ед.; циклический дефицит 100 ден.ед.

Решение

А) Сальдо государственного бюджета может быть рассчитано путём сопоставления расходной и доходной части.
К расходам бюджета относятся: государственные закупки (G) + трансферты (F) + расходы по обслуживанию государственного долга (D*R).
Расходы = 500 + 0,2*2000 + 1000*0,1 = 1000 ден.ед.
К доходам бюджета относятся налоговые поступления (Т).
Доходы = 0,4*2000 = 800 ден.ед.
Сальдо государственного бюджета = 800 – 1000 = - 200.
Сальдо отрицательное, бюджет дефицитный .
б) Структурный дефицит (профицит) может быть рассчитан путем подстановки в расчёты потенциального объёма выпуска вместо фактического.
Расходы = 500 + 0,2*2500 + 1000*0,1 = 1100 ден.ед.
Доходы = 0,4*2500 = 1000 ден.ед.
Сальдо бюджета = 1000 – 1100 = -100 ден.ед.
Структурный дефицит составляет 100 ден.ед.
в) Циклический дефицит (профицит) госбюджета = фактический дефицит (профицит) – структурный дефицит (профицит).
Циклический дефицит = (- 200) – (-100) = - 100 ден.ед.
Ответ: сальдо бюджета (- 200 ден.ед.); структурный дефицит 100 ден.ед.; циклический дефицит 100 ден.ед.

Зарегистрируйся, чтобы продолжить изучение работы

Эмоджи

и получи доступ ко всей экосистеме Автор24

.
б) Структурный дефицит (профицит) может быть рассчитан путем подстановки в расчёты потенциального объёма выпуска вместо фактического.
Расходы = 500 + 0,2*2500 + 1000*0,1 = 1100 ден.ед.
Доходы = 0,4*2500 = 1000 ден.ед.
Сальдо бюджета = 1000 – 1100 = -100 ден.ед.
Структурный дефицит составляет 100 ден.ед.
в) Циклический дефицит (профицит) госбюджета = фактический дефицит (профицит) – структурный дефицит (профицит).
Циклический дефицит = (- 200) – (-100) = - 100 ден.ед.
Ответ: сальдо бюджета (- 200 ден.ед.); структурный дефицит 100 ден.ед.; циклический дефицит 100 ден.ед.

Возрастание величины совокупного спроса при понижении уровня цен в экономике. Определение величины избыточных резервов банка. Особенности и инструменты реализации дискреционной и недискреционной фискальной политики. Дефицит государственного бюджета.

Рубрика Экономика и экономическая теория
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 14.10.2014
Размер файла 20,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Задание 1. Верны ли следующие утверждения

1. Классическая модель предполагает гибкость номинальных величин, что дает возможность экономике быстро адаптироваться к изменениям рыночной конъюнктуры без существенных колебаний объема выпуска. Верно.

2. Долговое финансирование бюджетного дефицита всегда является более желательным, чем эмиссионное. Верно.

3. В соответствии с современными представлениями краткосрочная кривая совокупного предложения имеет положительный наклон. Верно.

4. Уменьшение официальных валютных резервов страны отражается в ее платежном балансе со знаком «минус», так как данная операция является импортоподобный. Неверно.

5. Когда страна имеет положительное сальдо по текущим операциям, ее экспорт превышает импорт и следует ожидать того, что ее чистые иностранные активы возрастут, или того что ее обязательства перед остальным миром уменьшатся. Верно.

6. Устойчивый темп роста дохода в расчете на одного работника в модели Солоу определяется темпом трудосберегающего технологического прогресса. Неверно.

7. Сторонники теории рациональных ожиданий считают, что издержки борьбы с инфляцией могут быть существенно уменьшены, если антиинфляционная политика правительства пользуется доверием населения. Неверно.

Задание 2. Выберите один правильный ответ

1. какое из утверждений о кривой совокупного спроса является неверным?

A) график кривой AD строится на основе уравнения количественной теории денег при условии заданного предложения денег.

Б) величина совокупного спроса возрастает при понижении уровня цен в экономике.

B) уменьшение предложения денег в экономике отражается движением влево вдоль кривой AD.

Г) кривая совокупного спроса имеет отрицательный наклон.

2. допустим, что функция потребления задана уравнением:

С = 100 + 0,6 (У - Т). увеличение автономных инвестиций на 50 приведет к сдвигу кривой «инвестиции - сбережения»:

В) вправо на 125

Д) для расчёта мало данных

Задание 3. Решите задачи

1. депозиты банка составляют 950 тыс.долл., общие резервы банка равны 220 тыс.дол, норма обязательных резервов равна 20%. Какова величина избыточных резервов банка?

Решение: Rизб = Rфакт - Rобяз= Rфакт - D * rrобяз, где Rфакт - фактические резервы банка, D - депозиты банка, Rобяз- норма обязательных резервов, rrобяз - обязательные резервы (D * rrобяз = 950 * 0,2 = 190 тыс. долл.) Rизб = 220 - 190 = 30 тыс. долл.

Ответ: Величина избыточных резервов банка составляет 30 тыс. долл.

2. Экономика описана следующими данными:

Предельная склонность к потреблению равна 0,75; фактический объем выпуска составляет 2000. В целях стабилизации экономики правительство сокращает государственные закупки на 50 и увеличивает налоги на 20. Рассчитайте величину потенциального ВВП.

Решение: ?Y = ?YG + ?YTx = ?G x mG + ?Tx x mTx = -50 x [1/(1-0,75)] + 20 x [-0,75/(1-0,75)] = -260 млрд. дол. т.е. в экономике был инфляционный разрыв выпуска, поэтому правительство провело сдерживающую фискальную политику; Y' = Y + ?Y = 2000 - 260 = 1740 млрд. дол.

3. предположим, что объем государственных закупок составляет 700; налоговые поступления в бюджет Т = 0,4У; государственные трансферты F= 0,3У; уровень цен Р = 1. Государственный долг равен 1500, а процентная ставка R = 0,1. Фактический объем выпуска составляет 2500, а потенциальный ВВП равен 3000. Каков в этом случае структурный дефицит государственного бюджета?

Решение: 700 х 0,4 х 0,3 /1 x 1 x 2500 х 3000 х1500 = 945 00000

Задание 4. Раскройте подробно теоретический вопрос

Фискальная политика. Дискреционная и недискреционная политика

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика -- это система регулирования правительством экономики с помощью изменений государственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета, с целью изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.

Цели фискальной политики.

Фундаментальная цель фискальной политики состоит том, чтобы ликвидировать безработицу или инфляцию. В период спада на повестке дня возникает вопрос о ликвидации безработицы, следовательно, о стимулирующей фискальной политике. Стимулирующая фискальная политика включает:

1) увеличение государственных расходов,

2) снижение налогов

3) сочетание первого и второго.

Если имеет место сбалансированный бюджет, фискальная политика должна двигаться в направлении правительственного бюджетного дефицита в период спада или депрессии. И наоборот, если в экономике имеет место вызванная избыточным спросом инфляция, этому случаю соответствует сдерживающая фискальная политика. Сдерживающая фискальная политика включает:

1) уменьшение правительственных расходов,

2) увеличение налогов,

3) сочетание первого и второго.

Фискальная политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит проблема контроля за инфляцией.

Методы финансирования дефицитов и способы избавления от бюджетных излишков. При данной величине дефицита государственного бюджета его стимулирующее воздействие на экономику будет зависеть от методов финансирования дефицита. Аналогично: при данной величине бюджетного излишка его инфляционное влияние зависит от того, как он будет ликвидироваться.

Существуют два различных способа, которыми федеральное правительство может финансировать дефицит: за счет займов у населения (посредством продажи процентных бумаг) или за счет выпуска новых денег его кредиторам. Воздействие на совокупные расходы будет в каждом случае различно.

Если правительство выходит на денежный рынок и размещает здесь свои займы, оно вступает в конкуренцию с частными предпринимателями за финансовые средства. Следовательно, правительственное заимствование будет иметь тенденцию к повышению уровня ставки процента и, таким образом, будет «выталкивать» некоторые расходы частных инвесторов и чувствительные к величине процента потребительские расходы.

2. Создание денег.

Если государственные расходы дефицитного бюджета финансируются за счет выпуска новых денег, выталкивания частных инвестиций можно избежать. Федеральные расходы могут увеличиваться, не оказывая пагубного воздействия на инвестиции или потребление. Таким образом, создание новых денег является по своему характеру более стимулирующим способом финансирования дефицитных расходов по сравнению с расширением займов.

Вызванная избыточным спросом инфляция требует со стороны правительства фискальных действий, которые могли бы сформировать бюджетный излишек. Однако антиинфляционный эффект такого излишка зависит от того, как правительство будет использовать его. Здесь возможны два способа:

1. Погашение долга.

Поскольку федеральное правительство имеет накопленную задолженность, логично, что правительство может использовать дополнительные средства для погашения долга. Эта мера, однако, может несколько снизить антиинфляционное воздействие бюджетного излишка. Выкупая свои долговые обязательства у населения, правительство передает свои избыточные налоговые поступления обратно на денежный рынок, вызывая падение ставки процента и стимулируя, таким образом, инвестиции и потребление.

2. Изъятие из обращения.

Правительство может добиться большего антиинфляционного воздействия своего бюджетного избытка просто за счет изъятия этих избыточных сумм, приостановив любое их последующее использование. Изъятие избытка означает, что правительство изымает покупательную способность некоторых размеров из общего потока доходов и расходов и удерживает ее. Если избыточные налоговые доходы не вливаются вновь в экономику, то отсутствует возможность расходования даже некоторой части бюджетного избытка, т.е. уже нет никаких шансов к тому, что эти средства создадут инфляционное воздействие, противодействующее дефляционному влиянию избытка как такового. Можно сделать заключение, что полное изъятие бюджетного избытка является более сдерживающей мерой по сравнению с использованием этих же средств для погашения государственного долга.

Дискреционная фискальная политика.

Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Выделяют два вида дискреционной политики:

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) осуществляется в период спада, депрессии, включает повышение государственных расходов, понижение налогов и приводит к дефициту бюджета.

В краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер.

В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.

Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой Центрального Банка и изменением оптимизации структуры государственных расходов.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) осуществляется в период бума и инфляции, включает снижение государственных расходов, повышение налогов и приводит к избытку госбюджета.

Имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер.

В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции (спад, или значительное замедление экономического развития), особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда.

Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периодов, том числе и в России.

В рамках дискреционной политики рассматриваются различные социальные программы, государственная программа занятости, изменения налоговых ставок.

Государственная программа занятости является одной из мер в борьбе с безработицей и стабилизации экономики. Осуществляется эта программа за счет средств государства и местных органов власти. Например, широкое применение в рыночной экономике в период кризиса 1929-1933 гг. нашла программа организации общественных работ. По этой программе государство за счет бюджетных средств организовало различные виды работ для населения по принципу «лишь бы занять» -- иногда одни копали ямы, а другие их закапывали. Поэтому довольно часто, с точки зрения экономики, эти программы были малоэффективны.

Главная задача этих программ состояла в том, чтобы стимулировать совокупный спрос и снять социальное напряжение в обществе в условиях массового роста безработицы.

Поскольку эти программы довольно расточительны, гораздо эффективнее проводить регулярную антициклическую политику, чем бороться с последствиями кризиса не самым эффективным способом.

В условиях нормального экономического развития правительство должно иметь стратегическую и четкую программу в области занятости, чтобы эффективно использовать ее в условиях спада, когда люди теряют работу. Программы занятости обычно носят довольно гибкий характер. Весьма эффективны они в том плане, что в отличие от программ общественных работ требуют меньше затрат и могут применяться местными властями на каком-либо локальном рынке.

Расходы на социальные программы включают в себя выплаты пенсий, различные программы помощи малоимущим слоям населения, расходы на образование, медицину и т. д. Эти программы позволяют стабилизировать экономическое развитие, когда сокращаются доходы населения. Главным недостатком всех этих программ является то, что они вводятся в условиях спада и их тяжело отменить, когда экономика находится на подъеме.

Изменение налоговых ставок, с этой точки зрения, является более эффективным инструментом в стремлении стабилизировать экономику.

Так, снижение ставок подоходного налога в условиях кратковременного спада может удержать доходы от сокращения, предотвращая тем самым нарастание кризисов, увеличивая потребительские расходы.

Но есть здесь и недостаток. Временное снижение налогов не всегда приемлемо для борьбы со спадом, так как в демократическом обществе, как правило, сложнее повысить налоги после преодоления спада, гораздо проще бывает организовать политические настроения на борьбу с безработицей, чем на борьбу с инфляционным разрывом и чрезмерной занятостью.

Эффективная дискреционная фискальная политика предполагает грамотную диагностику происходящих экономических процессов, на основе которой правительство настраивает свои рычаги: налоги и государственные расходы на прогнозируемую хозяйственную конъюнктуру.

Однако узнать, во что выльются возникшие тенденции макроэкономики полностью не удается. Поэтому правительство не всегда может предугадать действительные направления развития экономики, что вынуждает его принимать решения по настройке фискальной политики с известным запозданием. Образуется временной лаг между необходимостью настройки экономических рычагов фискальной политики и принятию решений правительства.

Запаздывание действия необходимых рычагов дискреционной политики связано также с обычными административными процедурами по организации мероприятий, обусловленных проведением новой хозяйственной политики.

Эффект от принятия новой фискальной политики обычно приходит не сразу, потому что вложения средств в развитие производства окупаются по истечении достаточно большого срока времени.

Отмеченные запаздывания, временные лаги между периодом возникновения потребности в новых направлениях фискальной политики и получением ожидаемого положительного эффекта от их применения накладываются друг на друга. Это, безусловно, ухудшает возможности дискреционной фискальной политики быстро настраиваться на происходящие изменения в экономике и эффективно их корректировать.

Недискреционная фискальная политика.

Второй вид фискальной политики - недискреционная, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Ограниченные возможности дискреционной фискальной политики адаптироваться к потребностям, вызванным новыми хозяйственными пропорциями, делает необходимым дополнить ее иным видом фискальной политики, способной непрерывно корректировать налоговые поступления. Это осуществляется автоматически с помощью так называемых встроенных стабилизаторов.

"Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства парламента.

Их суть заключается в увязке ставок налогов с величиной получаемого дохода. Почти все налоги построены таким образом, что позволяют обеспечить рост налоговых поступлений с увеличением чистого национального продукта. Это касается подоходного налога на физических лиц, который имеет прогрессивный характер; налога на прибыль; на добавленную стоимость; налога с продаж, акцизов.

На основании данных о циклических бюджетных дефицитах и излишках нельзя оценивать эффективность мер фискальной политики, так как наличие циклически несбалансированного бюджета не приближает экономику к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь место при любом уровне выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов.

В результате возникает структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами (доходами) и доходами (расходами) бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: