Право какого государства регулирует вопросы опеки и попечительства

Обновлено: 24.02.2024

Дети, по каким-либо причинам оставшиеся без попечения родителей, а также взрослые в случае их недееспособности, согласно законам Российской Федерации, подлежат опеке или попечительству.

Таким образом происходит защита прав и интересов отдельных категорий граждан. В случае с детьми государство также заботится об их развитии, воспитании, образовании. Именно для этих целей были созданы соответствующие госорганы, права и обязанности которых четко регламентируются законом.

Функции органов опеки и попечительства

Под опекой понимается вид устройства детей, не достигших четырнадцатилетнего возраста, а также недееспособных граждан. Их представителями назначаются опекуны, которые могут совершать в интересах и от имени своих подопечных любые правовые действия.

Под попечительством согласно ст. 30 ГК РФ понимается устройство детей с четырнадцатилетнего возраста и до совершеннолетия, а в отношении граждан, имеющих ограничения в дееспособности, — назначение законных попечителей. Они обязаны защищать права подопечных, содействовать в совершении крупных сделок и разрешении других ситуаций, предусмотренных законом.

Являясь субъектами исполнительной власти, органы опеки и попечительства призваны заниматься реализацией, установлением, а также окончанием опеки/попечительства над недееспособными гражданами и детьми, оставшимися без надзора родителей

Кроме того, они оказывают поддержку в вопросах получения медицинской помощи, образования, других социальных услуг, а также уполномочены подбирать и обучать граждан, которые приняли решение стать опекуном либо попечителем.

Данные госорганы осуществляют следующие функции:

  • выявление и учет детей, оставшихся без родителей, в том числе сирот;
  • выявление и учет недееспособных граждан, нуждающихся в опеке;
  • устройство детей в семью либо специализированное учреждение (интернат, детский дом, дом ребенка и т.д.);
  • защита законных прав и интересов детей и недееспособных лиц;
  • формирование базы данных лиц, изъявивших желание стать опекунами или попечителями, приемными родителями;
  • разрешение конфликтных ситуаций как с биологическими родителями ребенка, так и с назначенными опекунами или усыновителями;
  • управление и контроль имущества и любой другой собственности, принадлежащей опекаемым лицам.

Это далеко не полный список того, за что отвечают органы опеки. Их действия направлены на окружение подопечных заботой, сохранение их здоровья, жизни, личных прав, в том числе защиты частной собственности и гражданской свободы. Таким образом, они наделены достаточными полномочиями для урегулирования широкого круга вопросов, касающихся интересов несовершеннолетних и недееспособных граждан.

Права и обязанности органов опеки и попечительства

Права и обязанности органов опеки и попечительства

Они в полной мере ответственны за совершаемые ими действия в случае выявления нарушений. Проверку их деятельности осуществляет Рособрнадзор или Федеральная служба по надзору в сфере науки и образования (Приказ Минобрнауки РФ от 24.09.2010 № 957 ).

Это ведомство может проводить как плановые, так и внеплановые проверки, во время которых выявляют возможные нарушения, совершаемые органами опеки. В дальнейшем информацию о нарушениях направляют компетентным органам, чтобы их устранить. Такие проверки проводятся не более 20-ти дней, а также не чаще одного раза в год в плановом режиме, о чем Рособрнадзор регулярно информирует, предоставляя информацию в свободном доступе.

Если в результате действий либо бездействия, незаконного использования своих полномочий органами опеки был нанесен вред гражданам, согласно гл. 59 ГК РФ, его необходимо возместить.

  • защита интересов опекаемых граждан или тех, кто в этом нуждается;
  • контроль над теми, кто изъявил желание стать опекуном или попечителем, в том числе контроль над соответствующими учреждениями.

Что касается полномочий данных госорганов, к ним относятся:

  • выявление лиц, нуждающихся в опеке, с их последующим учетом;
  • поиск, учет, обучение лиц, желающих принять детей-сирот либо недееспособных граждан под опеку;
  • предоставление кандидатам в опекуны сведений относительно возможных форм устройства ребенка в семью, состояния здоровья, нюансов документального оформления;
  • оказание содействия опекунам и попечителям при сборе необходимых документов;
  • признание недееспособности гражданина через судебные инстанции либо возврат дееспособности при утрате оснований;
  • назначение опекунов и попечителей как среди государственных учреждений, так и лиц, желающих таковыми стать;
  • выдача разрешений на проведение сделок, касающихся имущественных прав опекаемых;
  • контроль условий проживания подопечных, надлежащего исполнения своих обязанностей лицами, давшими согласие на опекунство;
  • отстранение от возложенных на опекунов обязанностей в случае ненадлежащего их исполнения.

В случае необходимости одного и того же опекуна могут назначить сразу нескольким лицам, если это не противоречит их интересам, и также одного и того же опекаемого — нескольким попечителям.

Лишение родительских прав

Одна из функций, которую также выполняют органы опеки и попечительства, — ограничение или лишение биологических родителей ребенка родительских прав.

И если ограничение в правах происходит в целях профилактики, а ребенок временно изымается из семьи, то вторая процедура является наиболее серьезной.

Органы опеки могут ограничить в правах одного или сразу обоих родителей в том случае, если в данный конкретный момент нахождение ребенка рядом с ними может угрожать его жизни и здоровью

Если по истечении шести месяцев и проведенной госорганами повторной проверки условия для проживания ребенка в кровной семье так и не изменились, будет подано ходатайство о лишении родительских прав в судебном порядке.

Под лишением подразумевается более строгая мера, а именно запрет на дальнейшее воспитание ребенка как одним из родителей, так и обоими сразу. При этом их полномочия по воспитанию не ограничиваются каким-то определенным временным промежутком как в случае с ограничением, а прекращаются полностью, если решение не будет оспорено в суде.

Являются родители ограниченными в родительских правах или лишенными их, это не снимает с них обязательств материального характера. Как правило, суд также назначает размер алиментов, которые необходимо будет платить на каждого ребенка (в случае, если решение вступило в силу сразу по нескольким несовершеннолетним).

Ограничение в родительских правах является мерой, направленной на защиту прав несовершеннолетнего. Ее могут применять, например, к лицам, страдающим психическими расстройствами либо тяжелыми заболеваниями, по причине которых гражданин не может обеспечить сыну или дочери нормальную и безопасную жизнь.

Согласно ст. 69 СК РФ основаниями для лишения родительских прав могут быть:

  • факты жестокого обращения с ребенком, в том числе любые виды насилия (психического, физического, сексуального характера);
  • злоупотребление родительскими полномочиями и правами либо злостное уклонение от них (к примеру, в случае длительной неуплаты алиментов);
  • неизлечимая болезнь, алкогольная/наркотическая зависимость;
  • оставление ребенка в социальном или медицинском учреждении, нежелание его оттуда забирать;
  • умышленные преступные действия, способные причинить вред здоровью или жизни как одного из членов семьи, так и самого ребенка.

Органы опеки и попечительства: гражданское право

Органы опеки и попечительства: гражданское право

В ГК РФ и СК РФ есть статьи, отвечающие за процедуру опеки и попечительства. Это ст. 31 ГК РФ и ст. 20 СК РФ . Их положения регулируют установление, осуществление, а также прекращение опеки и попечительства в отношении тех или иных лиц.

Так, согласно ст. 35 ГК РФ , опекунами могут быть:

лица, достигшие совершеннолетия, являющиеся дееспособными и не лишенными ранее родительских прав.

Такие граждане должны изъявить добровольное желание стать опекуном или попечителем, иметь необходимый набор моральных, нравственных и личностных качеств, способных помочь в дальнейшем в выполнении своих обязанностей. Пожелания подопечного, если это возможно, могут также учитываться в ходе рассмотрения данной кандидатуры. При необходимости заинтересованные лица могут обжаловать назначенного гражданина опекуном в судебном порядке. Не смогут вновь стать опекунами лица, ранее отменившие усыновление по своей вине;

различные социальные и медицинские учреждения (родильные дома, дома ребенка, детские дома и т.д.).

Ребенок, помещенный в такое учреждение, не нуждается в назначении опекуна или попечителя, так как находится на полном государственном обеспечении. Эти обязанности имеет право выполнять администрация того учреждения, где находится несовершеннолетний;

непосредственно орган опеки и попечительства.

иные лица.

В частности, в ст. 153 СК РФ упоминаются приемные семьи, заключившие с органами опеки договор на возмездной основе на право воспитания ребенка или нескольких детей.

Лица, ставшие опекунами либо попечителями, обязаны предоставить своим подопечным должный уход, лечение, образование, воспитание, действовать в защиту их интересов и прав

Исполнять эти обязанности они могут как на возмездной, так и безвозмездной основе, в зависимости от выбранной формы семейного устройства. Кроме того, на их плечи ложится ответственность распоряжаться пенсиями, алиментами, пособиями, стипендиями и прочими доходами опекаемого только с учетом его законных интересов и под контролем госорганов.

Опекуны могут также и освобождаться от исполнения своих обязанностей. Это может произойти в следующих случаях:

  • ребенок подлежит возврату в кровную семью по решению суда;
  • опекун или подопечный сами изъявили желание, имея на то уважительные причины;
  • обычную опеку и попечительство необходимо заменить на аналогичные по закону и осуществить передачу ребенка в соответствующее учреждение.

Граждане также могут быть отстранены от дальнейшего воспитания ребенка на основании ст. 39 ГК РФ в принудительном порядке, если:

  • были выявлены факты ненадлежащего исполнения своих обязанностей (в том числе оставление опекаемого в опасности и не предоставление ему необходимой помощи);
  • имеются любые другие причины, по которым назначенный опекун более не может быть таковым.

Резюме

Органы опеки занимаются установлением надзора над недееспособными гражданами и детьми, которые остались без родителей. Среди полномочий этих госорганов можно выделить поиск тех, кто нуждается в помощи, а также поиск и подготовку будущих опекунов.

Органы власти следят за тем, как граждане исполняют свои обязанности. В частности, они должны обеспечивать своих подопечных всем необходимым, предоставлять им лечение, образование, защищать их интересы и права.

Статья 11. Назначение опекунов и попечителей

1. Опека и попечительство устанавливаются в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, а в отношении несовершеннолетних граждан также в случаях, установленных Семейным кодексом Российской Федерации.

2. Опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя.

3. В случае, если лицу, нуждающемуся в установлении над ним опеки или попечительства, не назначен опекун или попечитель в течение месяца, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства по месту выявления лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства. В отношении несовершеннолетнего гражданина орган опеки и попечительства исполняет указанные обязанности со дня выявления в соответствии со статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации факта отсутствия родительского попечения.

4. Временное пребывание подопечного в образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях получения медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо в целях обеспечения временного проживания подопечного в течение периода, когда опекун или попечитель по уважительным причинам не может исполнять свои обязанности в отношении подопечного, не прекращает права и обязанности опекуна или попечителя в отношении подопечного.

5. Опекуны или попечители не назначаются недееспособным или не полностью дееспособным лицам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.

6. Основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя. В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя может быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя, определяемый периодом или указанием на наступление определенного события.

7. Акт органа опеки и попечительства о назначении или об отказе в назначении опекуна или попечителя может быть оспорен заинтересованными лицами в судебном порядке.

8. Вред, причиненный личности подопечного или его имуществу вследствие неисполнения или несвоевременного исполнения органом опеки и попечительства обязанности по назначению опекуна или попечителя, подлежит возмещению на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством. Вред, причиненный несовершеннолетним или недееспособным гражданином в течение периода, когда в соответствии с частью 3 настоящей статьи орган опеки и попечительства временно исполнял обязанности опекуна или попечителя, подлежит возмещению на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.

Институты опеки и попечительства связаны с категорией дееспособности. Опека устанавливается над малолетними и недееспособными гражданами (ст. 32 ГК РФ), а попечительство – над несовершеннолетними и ограниченно дееспособными гражданами (ст. 33 ГК РФ). Попечительство может устанавливаться в отношении лиц, которые не способны самостоятельно осуществлять свою дееспособность в силу физических недостатков (слепота, глухота), а также в отношении расточителей. Наиболее часто попечительство устанавливается для охраны интересов ограниченно дееспособных совершеннолетних лиц. Законодательство большинства государств содержит сходные постановления по этому вопросу.

В отношении опеки и попечительства возникают вопросы: возможно ли учреждение опеки (попечительства) над иностранцем или лицом, проживающим за границей; может ли иностранец быть назначен опекуном (попечителем); закон какого государства регулирует как весь комплекс отношений по опеке и попечительству, так и отдельные его аспекты. Законодательство некоторых стран подчиняет все аспекты опеки (попечительства) единой коллизионной привязке:

– закону домицилия (Канада, Венесуэла);

– закону гражданства подопечного (Португалия, ОАЭ, Греция);

– закону страны суда (Йемен, Лихтенштейн).

Английская судебная практика широко распространяет свою юрисдикцию по вопросам опеки (попечительства). Господствующей коллизионной привязкой является английское право (закон суда). Английский суд, применяя собственное право, может назначить опеку над несовершеннолетним британским подданным, даже домицилированным за границей, и над иностранцем, домицилированным или только временно пребывающим на территории Великобритании (Л. А. Лунц). Пределы правомочий назначенного за границей опекуна в соответствии с английским правом определяются по закону места учреждения опеки (в отношении движимого имущества).

В ФРГ опека над иностранцем может быть назначена только в том случае, если он имеет место жительства или место пребывания на территории Германии и если государство гражданства иностранца не берет на себя попечение о нем, хотя в соответствии с законами этого государства над таким лицом должна быть учреждена опека. В немецком законодательстве присутствуют не только институты опеки и попечительства, но и институт попечения: «Возникновение, изменение и прекращение опеки, попечения и попечительства… содержание опеки и попечительства, основанных на законе, подчиняются праву того государства, гражданином которого является опекаемый, лицо, нуждающееся в попечении или в попечительстве. Для гражданина иностранного государства, который… местопребывание имеет внутри страны, попечитель может быть назначен согласно германскому праву» (ст. 24 Вводного закона к ГГУ).

Законодатель Швейцарии отказался от самостоятельного регулирования вопросов опеки (попечительства) и закрепил отсылку к Гаагской конвенции о юрисдикции и применимом праве в отношении защиты несовершеннолетних (1961 г.), нормы котрой по аналогии применяются к опеке (попечительству) в отношении совершеннолетних (ст. 85 Закона о МЧП Швейцарии).

С точки зрения коллизионного регулирования, отношения опеки (попечительства) можно разделить на несколько самостоятельных статутов:

1) условия назначения, изменения и прекращения опеки (попечительства) определяются личным законом опекаемого (Румыния, Украина, Австрия, Чехия);

2) последствия опеки (попечительства) определяются личным законом опекаемого (Австрия) или законом суда (Таиланд);

3) установление временных и срочных защитных мер в отношении подопечного подчиняются закону его места жительства (Испания) или закону суда (Италия, Перу, Тунис);

4) обязанность опекуна (попечителя) принять опекунство (попечительство) регулируется личным законом опекуна (Украина, Румыния, Чехия);

5) отношения между опекуном (попечителем) и лицом, находящимся под опекой (попечительством), определяются законом государства, органы которого назначили опеку, – «законом компетентного учреждения» (Чехия, Украина). Если право места жительства лица, находящегося под опекой (попечительством), является для него более благоприятным, применяется закон места жительства подопечного;

6) право представительства опекуна (попечителя) регулируется законом компетентного учреждения и распространяется за пределы государства, органы которого назначили опеку (Чехия, Украина).

Коллизионное регулирование опеки и попечительства предусмотрено в ст. 1199 ГК РФ. Установление и отмена опеки и попечительства производятся в соответствии с личным законом опекаемого или подопечного (п. 1). Пункт 2 ст. 1199 ГК РФ предусматривает, что личный закон опекуна (попечителя) применяется для установления его обязанности принять опеку (попечительство). Это специальная коллизионная норма, которая отражает необходимость принимать во внимание ту правовую систему, с которой лицо, обязанное принять опеку (попечительство), наиболее тесно связано. Отношения между опекуном (попечителем) и опекаемым (подопечным) определяются по закону компетентного учреждения – в соответствии с правом страны, учреждение которой установило опеку (п. 3). Этот правопорядок регламентирует, каким именно образом должна осуществляться опека (попечительство). Закон компетентного учреждения – основная коллизионная привязка данной нормы.

Статья 1199 ГК РФ содержит «цепочку» коллизионных норм: отдельные аспекты одного и того же правоотношения регулируются посредством различных коллизионных привязок. Положения указанной статьи являются одними из наиболее удачных в МЧП России.

Опека и попечительство, а в частности их институты, связывают с категориями дееспособности. Опеку можно установить над теми гражданами, которые еще не достигли совершеннолетия или недееспособны (в соответствии с 32 статьей Гражданского кодекса Российской Федерации), а факт попечительства — над теми гражданами, которые еще не достигли совершеннолетия или имеют ограниченную дееспособность (в соответствии с 33 статьей Гражданского кодекса Российской Федерации).

Попечительство устанавливается по отношению к лицам, которые не могут в самостоятельном порядке осуществлять какую-либо деятельность из-за наличия одного или нескольких физических недостатков (например, отсутствие зрения или слуха), а также в отношении расточителей.

В большинстве случае попечительство устанавливают для того, чтобы охранять интересы лиц, которые достигли совершеннолетия, но имеют ограничения по состоянию здоровья. В законодательстве большинства стран существует подобное постановление относительно данного вопроса.

Основной фактор, по которому опека отличается от попечительства, — это отсутствие возможности у попечителя совершать сделки от лица его подопечного. Он может только давать согласие на них. Отметим, что у опекуна есть право на совершение сделок от лица его подопечного. Также у попечителя нет прав на управление имуществом подопечного. Попечитель может назначаться точно так же, как и опекун. То, как осуществляют свою деятельность опекун и попечитель, контролируется соответствующими компетентными органами.

Институты опеки и попечительства существуют как в гражданском, так и в семейном праве. Большинство стран учредило регулирование опеки и попечительства именно за гражданским законодательством.

В некоторой степени это связано с тем, что семейное право, если рассматривать его как самостоятельную отрасль, есть не в каждой юрисдикции, — это лишь отрасль гражданского права.

Национальные кодификации МЧП и институты опеки и попечительства

Большое количество национальных кодификаций международного частного права содержат регламент того, как должны осуществляться опека и попечительство. Это является «правом лиц». Опека и попечительство в МЧП становятся источником возникновения следующих вопросов: вероятность учреждения опеки или попечительства над иностранцами или лицами, которые проживают за рубежом; есть ли у иностранцев возможность быть назначенными в качестве опекуна или попечителя; законами какой страны регулируются отношения опеки и попечительства и их определенные аспекты. В законах определенных государств все аспекты опеки и попечительства подчинены единым коллизионным привязкам:

  1. Законы домицилия подопечных «Опеки и иные институты защиты права недееспособных определены на основе права места постоянного проживания недееспособного лица» (в соответствии с 26 статьей Закона международного частного права Венесуэлы).
  2. Законы гражданства подопечных «Опека и все виды попечительства могут определяться на основе права государств, гражданами которых являются затрагиваемые ими лица» (в соответствии с 24 статьей Гражданского кодекса Греции).
  3. Законы страны суда «Во время регулирования вопросов опеки, попечительства и других, которые могут быть связаны непосредственно с одним из институтов, которые устанавливаются для того, чтобы защитить права лиц, не достигших совершеннолетия, умалишенных и отсутствующих может применяться йеменский закон» (в соответствии с 27 статьей Гражданского кодекса Йемена от 1992 года).

Великобритания, страна в которой господствующая коллизионная привязка — это английское право (законы суда). Английские суды, во время применения собственного права, могут назначать факт опеки над британскими подданными, которые еще не достигли совершеннолетия, даже в случае если они домицилированы за рубежом, а также над иностранцами, которые домицилированы или во временном порядке находятся в Великобритании. Какие пределы правомочией есть у опекунов, которые были назначены за рубежом в английском праве могут быть определены в соответствии с законами места, где эта опека была учреждена (относительно движимого имущества).

В Федеративной Республике Германия иностранец может попасть под опеку только в тех случаях, если у него есть постоянное место проживания или пребывания в Германии, а также, если государством гражданства не берется попечительство о нем (на основании законов данной страны это лицо должно находиться под опекой в соответствии 24 статьи ВЗ ГГУ).

В законодательстве Швейцарии не предусмотрено в самостоятельном порядке регулировать вопросы относительно опеки и попечительства, поэтому в законах закреплены отсылки к Гаагской конвенции юрисдикции и применимого права относительно защиты лиц, которые еще не достигли совершеннолетия (от 1961 года). Нормы данной конвенции аналогично применимым к опеке или попечительству относительно лиц, достигших совершеннолетия в соответствии с 85 статьей Закона о международном частном праве Швейцарии. Аналогичное законодательство существует также и у Литвы в 1.34 статье Гражданского кодекса.

Статуты отношений опеки и попечительства

Отношения опеки и попечительства, если рассматривать их как коллизионное регулирование, делятся на определенное количество самостоятельных статутов:

  1. Условия, по которым назначается, изменяется или прекращается опека или попечительство определены личным законом опекаемых в Румынии, Украине и Австрии.
  2. Последствия, которые может повлечь за собой опека или попечительство определены личным законом опекаемых в Австрии или законами суда в Таиланде.
  3. То, как устанавливаются временные и срочные защитные меры относительно подопечных может подчиняться только законам его места постоянного проживания, как в Испании, или закону суда как в Италии, Перу и Тунисе.
  4. То, что опекун или попечитель обязуется принять опеку или попечительство, отражено и может регулироваться личными законами опекуна, как в Украине и Румынии.
  5. Отношения опекуна или попечителя и лица, которое находится под опекой, определены на основании законов государства, органами которого была назначена опека — закон компетентных учреждений, как в Украине. Если право места постоянного проживания имеет более благоприятные условия для лица, которое находится под опекой, то может быть применен закон места, где проживает подопечный.
  6. Право на то, чтобы представлять опекуна, регулируется на основании законов компетентных учреждений и распространено за пределами страны, органами которой была назначена опека, как в Украине.

Новейшие кодификации международного частного права несут в себе тенденцию к расширению сферы того, как применяется институт автономии воли сторон относительно всего спектра отношений, которые связаны с правом зарубежных стран. «Сторонами может быть выбрано право, которое будет применяться в опеке.

В случае, если сторонами не выбрано право, то может применяться право страны, в которой находится имущество лица, находящегося под опекой или место возникновения опеки в соответствии с 17 параграфом Закона о международном частном праве Китая».

Регулирование опеки и попечительства в РФ

Коллизионное регулирование опеки и попечительства предусматривается в 1199 статье Гражданского кодекса Российской Федерации. Факт установления или отмены опеки или попечительства может быть произведен на основании личного закона опекаемых (подопечных). В данном положении закреплена общая двусторонняя коллизионная норма. То, как применяется личный закон для решения вопросов личных статусов индивидов, основано на критериях близких связей лица и соответствующей правовой системы.

Во 2 пункте 1199 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что личные законы опекунов (попечителей) могут быть применены для того, чтобы установить его обязанности принятия опеки (попечительства). В данной специальной коллизионной норме, отражающей необходимость принятия во внимание той правовой системы с которой лицо, принимающее опеку, связано больше всего.

Отношения опекуна и опекаемого могут определяться на основании законов компетентных учреждений — на основании права страны, в учреждении которого была установлена опека.

Данным порядком регламентируется, как именно необходимо осуществлять опеку. Законы компетентных учреждений являются основной коллизионной привязкой данных норм.

Вместе с общими коллизионными правилам для регулирования отношений опекуна и подопечного, устанавливают специальную альтернативную привязку к законодательству РФ. Факт применения российского права может быть ограниченным: у подопечного в РФ есть место, где он проживает на постоянной основе и российское право для него более благоприятно.

В 1199 статье Гражданского кодекса Российской Федерации, содержится цепочка коллизионных норм. Так, некоторые аспекты одних и тех же правоотношений могут регулироваться с помощью определенных коллизионных привязок. Положения, которые представлены в 1199 статье Гражданского кодекса Российской Федерации, — самые удачные среди всех положений Международного частного права Российской Федерации.

Попечительство может устанавливаться в отношении лиц, которые не могут самостоятельно осуществлять свою дееспособность в силу физических недостатков (слепота, глухота), а также в отношении расточителей. Наиболее часто попечительство устанавливается для охраны интересов ограниченно дееспособных совершеннолетних лиц. Законодательства большинства государств содержат аналогичные постановления по этому вопросу.

Основное отличие опеки от попечительства заключается в том, что попечитель лично не совершает сделок от имени подопечного, а только дает согласие на их совершение. Опекун сам совершает сделки от имени подопечного. Попечитель не имеет права управлять имуществом подопечного. Назначение попечителя аналогично назначению опекуна. Деятельность и опекунов, и попечителей находится под контролем соответствующих компетентных органов.

В международном частном праве в отношении опеки и попечительства в основном возникают следующие вопросы: возможно ли учреждение опеки (попечительства) над иностранцем или лицом, проживающим за границей; может ли иностранец быть назначен опекуном (попечителем); закон какого государства регулирует как весь комплекс отношений по опеке и попечительству, так и отдельные его аспекты. Очень часто отдельные отношения, вытекающие из данной опеки (попечительства), регулируются разным законодательством.

Чрезвычайно широко распространяет свою юрисдикцию по вопросам опеки (попечительства) английская судебная практика. Господствующей коллизионной привязкой является английское право. Английский суд, применяя собственное право, может назначить опеку над несовершеннолетним британским подданным, даже домицилированным за границей, и над иностранцем, домицилированным или только временно пребывающим на территории Великобритании.

В отношении душевнобольных иностранцев опека может быть учреждена, если такой иностранец пребывает или имеет имущество в Англии. Пределы правомочий назначенного за границей опекуна в соответствии с английским правом определяются по закону места учреждения опеки (в отношении движимого имущества).

В ФРГ опека над иностранцем может быть назначена только в том случае, если он имеет место жительства или место пребывания на территории Германии. При этом государство гражданства такого иностранца не берет на себя попечение о нем, хотя в соответствии с законами этого государства над таким лицом должна быть учреждена опека.

Законодательно закреплено применение российского права, если оно наиболее благоприятно для опекаемого (подопечного), имеющего место жительства в РФ. Статья 1199 ГК РФ содержит "цепочку" коллизионных норм: отдельные аспекты одного и того же правоотношения регулируются посредством различных коллизионных привязок. Положения ст.1199 ГК РФ являются одними из наиболее удачных в российском МЧП.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: