Как политически активные граждане могут влиять на принятие и реализацию государственных решений

Обновлено: 19.04.2024

Согласно Конституции, граждане РФ имеют право на равный доступ к государственной службе. каждый гражданин может занимать любую государственную должность без ограничений в зависимости от расы, национальности, пола, социального происхождения и т.п.

Граждане России имеют также право участвовать в осуществлении правосудия. Это право может быть реализовано путём занятия должностей в суде, а также путём участия в правосудии в качестве присяжного заседателя.

Кроме названных, существуют и другие пути:

Один из таких способов — право обращаться лично, а также направлять коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Воздействовать на политику государственной власти граждане могут также через общественные объединения, политические партии, используя свободу собраний, свободу слова для заявления о своих требованиях к властям или для поддержки тех или иных политических решений.

Ст.31КРФ: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование». Митинг – массовое собрание по поводу злободневных, преимущественно политических, вопросов.

Что такое свобода слова?

«1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».

Для реального осуществления этих прав и свобод нужно, чтобы политическая жизнь протекала гласно.

В нашей стране длительное время существовала цензура. Чем полнее гарантии свободы слова и печати, тем крепче демократия.

Но свобода слова и печати не абсолютна. Поэтому закон вводит некоторые ограничения. Всякая пропаганда войны запрещается законом, запрещаются также выступления, разжигающие национальную, расовую или религиозную ненависть, представляющие собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию.

Опасность политического экстремизма.

Экстремистские действия - некоторые лица, а также общественные и религиозные объединения, СМИ нарушают установленные правила, прибегают в своей деятельности к крайним мерам, создающим угрозу для общества, государства, граждан.

К ним в нашей стране относят подготовку и совершение действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности Российской Федерации; захват или присвоение властных полномочий.

В широком смысле экстремизм- это приверженность к крайним мерам, действиям, взглядам, решениям.

Политический экстремизм - выражает приверженность в политике к крайним взглядам и действиям.

Понятие неформальных групп и их роль в принятии политических решений

Одна из разновидностей неформальных групп - это группы интересов.

Группы интересов являются сообществами людей, объединяющимися с целью реализации каких-то отдельных, специфических интересов. От партий они отличаются не только принципом организации, но и механизмами взаимодействия с государственной властью - они не стремятся овладеть властью, а только оказывают воздействие на способы принятия решения для реализации собственных интересов.

Существуют разнообразные подходы, которые характеризуют место неформальных групп в принятии политических решений и политической жизни в целом.

Те исследователи, что придерживаются первого подхода, имеют отрицательное отношение к таким группам, полагая, что они оказывают негативное влияние на работу демократической системы посредством того, что оказывают частное влияние на алгоритм принятия политических решений. Для них все то, что совершается в политической жизни - это средство ухищрения бизнесменов, мафии и разнообразных организаций.

Важно отметить следующие аргументы в поддержку данного подхода:

  1. Существование неформальных групп, которые оказывают влияние на принятие политических решений, образует некое неравенство меж группами, которые обладают большими средствами и группами, обладающими меньшими финансовыми возможностями. Бизнес-группам куда легче воздействовать на ход принятия политических решений посредством применения собственных ресурсов.
  2. Они мешают функционированию экономической политики, подрывают реализацию активной политики. То есть, когда обеспеченные "группировки интересов" достигают обретения определенных благ и богатств, в последующем им уже не требуются производить политически активные действия далее, а в это время те, кто под раздачу материальных ресурсов не попал, останутся без помощи.
  3. Существование этих групп может вызывать угрозу монополизации, и к тому, что они будут представлять лишь собственные интересы, а не интересы населения. Это нарушает принцип представительства, который в результате ведет к тому, что заключаются сделки меж группами неформального воздействия и бюрократии.

Готовые работы на аналогичную тему

Те политологи, что придерживаются второго подхода, обладают альтернативной точкой зрения, выступая за пользу таких группировок. Они полагают, что группы играют позитивную роль в ходе принятия политических решений.

Типы неформальных групп, оказывающих влияние на принятие политических решений

Всякому политическому явлению требуется правильная классификация. Невзирая на то, что в политической науке и во множестве смежных наук существует масса типологий групп интересов, более точной из всех является типология Ж. Блонделя. В её базу положено то, как осуществляется взаимосвязь внутри группы и главные характерные черты её функционирования. Блондель отмечает, что существует две разновидности групп, которых в чистом виде в реальности не существует: группы ассоциативные и группы общинные.

Если вести разговор об общинной группе, то люди в нее входят не по своими интересами, а по тому, что принадлежат к какому-то сообществу. Даже новорождённый человек уже включен в какую-либо группу. Ассоциативные же группы формируются с конкретной целью. Примером таких групп можно назвать сообщество, которое создано с целью борьбы с чрезвычайными последствиями. Но эти две разновидности - крайние, соответственно есть группы, стоящие меж ними, они занимают позиции по мере их удаленности от традиционных форм и приближения к современным:

  • группы «по обычаю»;
  • группы защиты;
  • институциональные группы;
  • группы поддержки.

Важным является то, что различные неформальные группы применяют различные способы для того, чтобы оказать воздействие на решения органов власти. На сегодняшний день эти группы предпочитают применять механизм воздействия на общественность, чтобы посредством ее оказывать влияние на государство.

Механизмы влияния на принятие политического решения

Способы воздействия на власть со временем изменяются. К примеру, представители различных неформальных группировок могут становиться участниками электорального процесса, оказывать помощь некоторым партиям, при этом требуя поддержки групповых интересов.

Иным трендом современности является то, что множество неформальных групп постепенно вливается в систему «функционального представительства». Данная система является популярной как средь группировок защиты, так и средь группировок поддержки.

Третья отличительная особенность современных неформальных групп состоит в активном продвижении собственных интересов и весомом влиянии на власть. Механизмом влияния выступает прямое организованное действие. Они предпочитают не договариваться с властью, а разрешать проблемы наиболее радикальным образом. Главные методики их работы выражаются в привлечении на свою сторону масс, пропагандистские акции в СМИ и разнообразные акции протеста. Также применяется методика отказа от поддержания каких-то политических деятелей во период выборов или других разновидностях продвижения во власти.

Но такие средства являются возможными для реализации собственных интересов лишь в условиях общества демократического типа, при тоталитарных режимах эти латентные "группы давления" не переступают границы партийного аппарата, находясь в образе отдельных элементов, допускающих соперничество меж собой в сферах схожих интересов. Они представляются в форме этнических или земляческих сообществ. То есть подобные группировки - прототип кланов.

Кланы, по сути, утрачивают базисные черты и "групп давления" и "групп интересов", но от этого не утрачивают собственного значения в принятии политических решений. Важно отметить, что их роль является весьма существенной не только в тоталитарных режимах, но также и в государствах, в которых действует принцип плюрализма, которые по конституции признаются демократиями.

Формы и методы участия общественности в принятии государственных решений – это сложившиеся исторически и предусмотренные законодательством механизмы, обеспечивающие учет общественного мнения при решении тех или иных государственных проблем.

Формы участия общественности в принятии государственных решений

Формы участия общественности в принятии государственных решений различаются определенным разнообразием. На формирование этих форм оказали влияние такие факторы как специфика исторического развития, национальные особенности, степень свободы в том или ином обществе.

К легитимным формам участия общественности в принятии государственных решений относятся следующие:

Участие в выборах. Выборы представляют собой механизм, посредством которого граждане отдают свой голос за конкретного кандидата на определенную должность в системе государственного управления или в составе органов государственного управления исходя из своих политических предпочтений, содержания программы кандидата, его предвыборных обещаний и так далее. Проведение выборов предоставляет возможность гражданам не только отдать свой голос, но и принимать участие в организации предвыборных кампаний, выступать в качестве наблюдателя на выборах, проводить агитационные акции и так далее;

Участие в референдумах. Референдум представляет собой механизм, посредством которого граждане высказывают свое отношением к той или иной проблеме государственного управления и предложенным путям ее решения. На референдум выносятся общественно значимые проблемы, которые, по мнению органов государственного управления и в соответствии с законодательством, государство без учета мнения общественности решать не должно. Результаты референдума в обязательном порядке учитываются при решении проблемы, вынесенной на референдум;

Участие в общественных и политических движениях и партиях. Эта форма участия граждан в принятии государственных решений предполагает объединение со своими единомышленниками относительно системы государственного управления и государственного развития для формирования политического движения или партии, способных участвовать в выборах, для последующей реализации предусмотренной программы политического управления страной. Данная форма предусматривает членство в партиях и политических движениях, осуществление волонтерской бесплатной социальной работы, помощь в работе некоммерческих организаций и групп, формируемых по интересам в политической сфере;

Участие в протестном движении. Данная форма характеризуется в рамках демократического общества предусмотренными законодательством методами осуществления, однако может при определенных условиях выходить за пределы законодательства. К числу вариантов данной формы участия общественности в принятии государственных решений относятся следующие:

  • митинг, который выражается в массовом присутствии населения в определенном месте с целью публичного высказывания общественного мнения по наиболее актуальным проблемам государственного управления, имеющего общественно-политический характер;
  • шествие, представляющее собой массовое прохождение населения по заранее оговоренному маршруту, направленное на привлечение внимания к какой-либо проблеме государственного управления или общества;
  • демонстрация, представляющая собой форма публичного выражения настроения общества, имеющую организованный характер, осуществляемая группой граждан с применением таких средств выражения, как плакаты, транспаранты, другие средства наглядной агитации. Применение наглядной агитации выступает основным отличием демонстрации от шествия;
  • пикетирование, представляющее собой публичное выражение общественного мнения, которое осуществляется без передвижения и не предусматривает использование технические средства для усиления звука за счет размещения у пикетируемого объекта группы граждан, применяющих наглядные средства агитации (плакаты, транспаранты, стяги, портреты и прочее).

Петиции, предусматривающие собой письменное выражение предложений, жалоб, требований общества органам государственной власти, требующее от последних реакции на содержание документа.

В настоящее время в Российской Федерации законодательством частично ограничивает право граждан на участие в протестное движение, требуется предварительное регистрирование планируемых акций. В противном случае участники протестного движения могут быть подвергнуты преследованию со стороны органов внутренних дел .

Методы участия общественности в принятии государственных решений в РФ

Основные методы участия общественности в принятии государственных решений в РФ делятся на два вида:

  • во-первых, методы, основанные на непосредственном участии граждан в принятии государственных решений. Суть данных методов сводится к тому, что каждый гражданин получает возможность четко и конкретно высказать свою точку зрения на ту или иную проблему в форме, предусмотренной законодательством для такого высказывания. Эти методы воплощаются в таких формах непосредственного участия граждан в принятии государственных решений, как выборы, референдумы;
  • во-вторых, методы, основанные на косвенном участии граждан в принятии государственных решений. Суть этих методов сводится к тому, что в большей части государственные решения принимаются не населением, а должностными лицами и органами государственного управления, избрав которые, население делегировало свои полномочия по принятию государственных решений. Выборные должностные лица и органы государственного управления, формируемые на выборной основе, получают от населения права на действия от имени большинства, отдавшего за них свои голоса. Действие таких органов государственного управления и должностных лиц государственного управления является выражением воли народа в той или иной ситуации.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 03.05.2022

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление» , преподавательский стаж — 15 лет

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Общая характеристика соотношения политических решений и политического участия

Анализ специальной литературы, посвященной изучению вопросов, связанных с осуществлением деятельности в политической сфере общественной жизни позволяет сделать вывод о том, что множество протекающих в ней процессов находятся в непосредственной взаимосвязи с принятием политических решений – либо на стадии выявления проблем, формулирования предложений и их утверждения, либо – после обозначенного утверждения политического решения на этапе его непосредственного претворения в жизнь.

Этот факт предопределяет повышенное внимание со стороны научного сообщества к проведению характеристики деятельности специальных субъектов по принятию политических решений, а также оценки многих смежных с процессов принятия политических решений явлений.

При этом в числе таковых, особенно в условиях становления и развития современных демократических государств, принято выделять различные формы политического участия, как неотъемлемого атрибута современного общества. В наиболее общем виде следует отметить, что политическое участие позволяет гражданам выступать в качестве субъектов политики, оказывающих влияние на ход и характер процедуры решения наиболее существенных общественных проблем.

Иными словами, политическое участие может быть определено как одной из проявлений политической деятельности, а определение соответствующей категории может быть сформулировано следующим образом:

Политическое участие – это целенаправленная осознанная деятельность граждан, конечной целью которой выступает оказание влияния на принятие и осуществление наиболее важных политических решений.

Признаки и формы политического участия в принятии решений

Готовые работы на аналогичную тему

Продолжая характеристику соотношения политического участия и политических решений следует отметить, что приведенное определение политического участия, несмотря на то, что оно отражает важнейшее свойство соответствующей категории – стремление граждан оказывать влияние на принимаемые и реализуемые политические решения в рамках соответствующей деятельности, требует определенного уточнения, в том числе:

  1. Политическое участие, как самостоятельная категория современной политической науки, указывает именно на вовлечение в политическую деятельностью рядовых граждан, а не специальных субъектов (в т. ч. должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления). Иными словами, к политическому участию, в рассматриваемом значении не относится деятельность лиц, состоящий на службе в законодательных, исполнительных и судебных органах государственной власти, иных силовых структурах, и т.д. Политическое участие таких лиц, в обозначенном понимании, тем не менее, возможно, например, в случае участив в выборах в качестве голосователя;
  2. Политическая деятельность, как разновидность социально-активного поведения гражданина носит добровольный характер – то есть никто не может быть обязан или принужден к осуществлению функций политического участия;
  3. Обозначенный признак добровольности указывает, в том числе, на то, что конкретное лицо не должно получать какого-либо вознаграждения, в связи с выражением им в конкретных действиях определенной социально-политической или гражданской позиции.

Кроме того, анализ специальных источников позволяет сделать вывод о том, что в условиях современной социально-политической действительности могут выделять различные формы политического участия в процессе принятия соответствующих решений общесоциальной значимости. В частности, в числе таковых могут быть выделены:

  • Участие в массовых собраниях, манифестациях, демонстрациях, пикетированиях, и т.д., с целью обратить внимание властей на необходимость решения определенной задачи или преодоления той или иной трудности посредством принятия взвешенного политического решения;
  • Голосование на выборах, в рамках которых происходит замещение должностей и формирование выборных законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, а также принятие участия в референдумах по наиболее значимым вопросам государственного устройства и общественного развития;
  • Участие в непосредственной деятельности политических партий, общественных объединений, как непосредственно принимающих политические решения, так и находящихся в оппозиции действующей власти;
  • Выражение собственного мнения о текущих политических процессах и будущих инициативах путем публикации в средствах массовой информации, обращения в органы государственной власти и местного самоуправления, участия во встречах с политическими деятелями, и т.д.

При этом необходимо обратить внимание на то, что наиболее распространенной формой политического участия, опосредующей принятия ключевых политических решений в государстве, в которую вовлечено максимальное количество граждан и политических партий – это политические выборы, приводящиеся на различных уровнях.

Мотивы участия граждан в процедуре принятия политических решений

Предмет научного интереса отечественных и зарубежных политологов, наряду с изучением понятия, признаков и форм участия граждан и общественных объединений в принятии политических решений, составляет также анализ тех мотивов, которые побуждают обозначенных субъектов принимать участие в соответствующей деятельности. При этом предлагается выделять три основные модели мотивов, опосредующих политическое участие:

Для обобщённой характеристики политических ролей личности широко используется понятие «политическое участие».

Политическое участие — действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

Этим понятием характеризуется вовлечённость членов данного общества в политический процесс.

Сущностная основа политического участия состоит во включении индивида в систему властных отношений: непосредственно или опосредованно.

Политическое участие

Осуществляется через избранных представителей

Воздействие гражданина на власть без посредников

Формы политического участия

  • Реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы
  • Участие граждан в деятельности политических партий, организаций, движений
  • Прямые действия граждан (участие в собраниях, демонстрациях, шествиях, митингах, пикетированиях и т. д.)
  • Обращения и письма, различные проекты и предложения к власти, встречи с политическими деятелями
  • Участие в выборах, референдумах (от лат. referendum — то, что должно быть сообщено) — волеизъявления всех граждан государства по важному для них вопросу
  • Деятельность политических лидеров

Обозначенные формы непосредственного политического участия могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.

Особенности политического участия индивида:

  • Самоопределение индивида в социально-политическом пространстве относительно многообразных политических структур
  • Самооценка собственных качеств, свойств, возможностей как деятельного субъекта политики

Объём возможного участия определяется политическими правами и свободами.

Виды политического участия

Человек лишь периодически принимает или совершает действия, которые имеют политические цели или обладают политическим смыслом

Человек участвует в политической жизни более активно, однако политическая деятельность не является для него основным родом деятельности

Человек делает политическую деятельность своей профессией

Политическое развитие личности выступает одним из факторов, влияющих на интенсивность, содержание и стабильность политического участия.

Критерии политического развития личности

  • Наличие системы политических ценностей, норм.
  • Способность к разработке программы политического поведения, адекватной целям и условиям.
  • Степень активности участия в политической жизни.
  • Стабильность политических мотивов.
  • Способность ставить политические цели и добиваться их реализации в политической практике.
  • Умение включить других в политическую деятельность.
  • Общий уровень политической культуры (знания о политической системе общества и её разновидностях; критерии, при помощи которых личность вырабатывает оценку политическим событиям; эмоциональное отношение человека к ним; действия, которые совершает индивид как участник политической жизни).
  • Уважение к другим взглядам и позициям

Противоположной формой является демонстративное неучастие, политическое безразличие и отсутствие интереса к политике — абсентеизм.

Абсентеизм (от лат. absens — отсутствующий) — форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.

Причины абсентеизма

  • Падение уровня жизни, коррупция властей, злоупотребления чиновничества → утрата доверия граждан к претендентам на власть и политическим партиям.
  • Неспособность граждан повлиять на власть; удовлетворённость своим стабильным и благополучным положением; стремление решать личные вопросы → полное равнодушие граждан к политической жизни.
  • Неумение граждан делать компетентный выбор → неудовлетворённость в правильности выбора

Таким образом, можно выделить следующие типы политической деятельности.

Основные типы политической деятельности

  • Политическое отчуждение — сосредоточение усилий человека на решении проблем личной жизни при их противопоставлении жизни политической. Существует принудительный контакт с властью, государством через систему обязанностей, налогов, податей и т. д.
  • Политическая пассивность — субъект не реализует свои собственные интересы, а находится под политическим влиянием другой социальной группы
  • Политическая активность — стремление и возможность воздействовать на политическую власть или непосредственно использовать её, реализуя свои интересы

Политическое участие сегодня не только свидетельствует об устойчивости и развитости демократических институтов, но и представляет ценность как сфера самореализации человека, что находит своё отражение в следующих функциях.

Функции политического участия

  • Включение индивида непосредственно или опосредованно в систему властных отношений.
  • Удовлетворение стремления индивида к участию в различных формах, обеспечивающих его жизнедеятельность и влияющих на процессы индивидуального развития.

Эффективность и логика развития политической системы, природа самого общества во многом зависит от степени политической активности граждан, уровня осознания ими своих интересов, их желания и способности реализовать возможности, предоставляемые им различными каналами политического участия.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: