Подразделения судебных приставов осуществляют учет

Обновлено: 24.02.2024

Исполнительное производство может начаться, когда решение суда вступит в законную силу и не будет в надлежащий срок исполнено должником. У этого процесса есть определенные стадии, и он фактически не ограничен по времени. Но законом четко определено, что пристав может делать, а чего не может.

Даже если вы подробно ознакомитесь с законом об исполнительном производстве и комментариями к нему, это все равно не сможет уберечь вас, если приставы решат бездействовать. Не всех взыскателей ждет такая участь, но проблема довольно распространена. В этом случае вы должны отстаивать свои права — иногда дело доходит до суда. Тогда вам может очень пригодиться помощь опытного юриста.

Исполнительное производство: что это?

Судебный процесс окончен, решение о взыскании вынесено, ответчик или должник обязаны его исполнить. Если это требование об уплате алиментов, заработной платы и других платежей, связанных с трудом и не только, то решения по ним вступают в законную силу немедленно и должны также немедленно быть исполнены.

Остальные требования, содержащиеся в судебных актах, должны быть исполнены либо после вступления решения в законную силу, либо в срок, указанный судьей в этих документах. Например, в первой инстанции решение вступает в силу спустя месяц после его вынесения, при условии, что оно не было обжаловано. Если в установленный срок поступила жалоба, то постановление начнет действовать в момент, когда апелляционная инстанция оставит его без изменений.

Но должник может не спешить исполнить требование. Что делать взыскателю в этом случае? Обращаться в Федеральную службу судебных приставов. Весь процесс регулируется нормами Федерального закона «Об исполнительном производстве» (ФЗИП).

Истцы сначала идут в суд, вынесший решение, и берут там исполнительный лист. Взыскатели (занимают место истца в приказном производстве) идут в ФССП сразу с судебным приказом, потому что это своеобразный сплав судебного решения и исполнительного листа. Подробнее о судебном приказе и поводах, по которым он выдается, читайте в статье «Что такое судебный приказ?».

Возбуждение исполнительного производства

Обращение в службу приставов с листом или приказом и написание там заявления — точка, в которой берет начало исполнительное производство. Конечно, если заявлению о его возбуждении дадут ход. Обратиться в ФССП можно только в трехлетний срок с момента вступления решения в законную силу. Восстановить этот срок могут только те, кто за это время перенес тяжелую болезнь, находился в беспомощном состоянии или имел другую уважительную причину. Статья 21 ФЗИП содержит исключения в виде сокращения сроков подачи в следующих случаях:

  • требование об уплате периодических платежей — в период срока уплаты и три года спустя;
  • решение комиссии по трудовым спорам — в трехмесячный период;
  • в некоторых ситуациях сроки устанавливаются другими законами.

Согласно статье 30 ФЗИП, вам нужно подать заявление в отделение ФССП по месту жительства должника или его нахождения (если должник — организация). Но даже если вы подадите его в ближайшее к вам отделение, приставы сами перенаправят документ, куда нужно, и уведомят вас об этом. Помимо указанных выше документов, захватите свой паспорт и его копию.

Что писать в заявлении? Во-первых, просьбу о возбуждении исполнительного производства. Затем можно ходатайствовать о том, чтобы к должнику были применены меры, которые будут способствовать исполнению им требования. Например, это может быть ходатайство о наложении ареста на его имущество. Рекомендуем давать всю известную вам информацию о местонахождении должника, его имущественном состоянии и любую другую, которая, по вашему мнению, может помочь приставам.

Итак, вы подали заявление — сколько ждать возбуждения производства? Три дня — максимальный срок, чтобы ваше обращение попало к приставу, еще столько же дается последнему на то, чтобы принять решение. Пристав может и отказать в возбуждении производства. Тогда его действия можно обжаловать, для этого нужно обратиться в прокуратуру или в суд.

Действия приставов в ходе исполнительного производства

Если за дело берутся приставы, то первым делом они уведомляют должника об этом прискорбном для него факте и дают ему 5 дней, чтобы он добровольно исполнил решение. Игнорирование требования приводит к тому, что теперь, помимо суммы основного долга, ему придется уплатить исполнительский сбор (своеобразная госпошлина за «услуги» приставов), согласно пункту 1 статьи 112 ФЗИП.

Если должнику не понятны требования, он может обратиться в суд, выдавший исполнительный лист, за разъяснением. Суд рассмотрит его в десятидневный срок.

Все действия приставов и меры принудительного характера применяются к должнику по месту его жительства или нахождения. И раз уж мы об этом заговорили, хорошо бы разобраться — а что вообще могут делать приставы?

  1. Вызывать стороны исполнительного производства.
  2. Запрашивать необходимую информацию у граждан, организаций, государственных органов.
  3. Проводить разнообразные проверки — например, проверять финансовые документы должника.
  4. Свободно входить в любые занимаемые должником помещения. В жилые — либо с письменного разрешения старшего пристава, либо вообще без всякого разрешения, если нужно вселить взыскателя или выселить должника.
  5. Арестовывать и изымать имущество, деньги, ценные бумаги.
  6. Оценивать имущество должника самостоятельно или с помощью профессионального оценщика.
  7. Разыскивать должника, его имущество самостоятельно или с помощью органов внутренних дел.
  8. Ограничивать должника в праве на выезд за пределы РФ.

Это не все полномочия приставов, более подробно с ними можно ознакомиться в статье 64 ФЗИП. Очень популярен вопрос о том, могут ли приставы арестовывать кредитные и зарплатные карты.

Арест банковской карты

В соответствии с положением подпункта 7 пункта 1 статьи 64 ФЗИП, приставы могут арестовать денежные средства должника: депозиты, счета дебетовых банковских карт, в том числе, зарплатной. Делается это по истечении пятидневного срока добровольного исполнения, установленного пунктом 12 статьи 30 ФЗИП.

Для этого приставы отправляют в банк, где открыт ваш счет, постановление об аресте счета и взыскании средств. Отказать кредитная организация не может. Снимается арест спустя некоторое время после погашения задолженности — точный срок законодатель не указывает, но на практике он составляет 1–3 дня.

Чтобы урегулировать вопрос, нужно обратиться к самому приставу, а не в банк, так как снятие ареста находится вне компетенции последнего. При несогласии с фактом наложения взыскания можно написать жалобу в ФССП.

Учтите, что блокировка карты является неправомерной, если вы как должник не получали постановления о возбуждении исполнительного производства! Это объясняется тем, что вы из-за действий (а точнее, бездействий) лишились срока на добровольное исполнение решения, без санкций.

Что касается кредитных счетов, то запрета на их блокировку ФЗИП не содержит. Но, по сути, деньги на таком счете принадлежат не должнику-заемщику, а банку. Поэтому банк вполне может отказать из-за того, что это не в его интересах.

Сроки исполнительного производства

Приставы-исполнители при совершении действий, входящих в их полномочия, должны руководствоваться сроками, указанными в статье 36 ФЗИП: это 2 месяца с момента возбуждения исполнительного производства. При этом срок возбуждения дела в период, указанный выше, не включается. Правило действует в случае, когда в судебном решении, приказе или ином акте суда или федеральном законе не установлен другой срок приведения его в исполнение. Так, налоговое и таможенное законодательства могут предусматривать свои сроки для обязательных платежей.

Срок исполнения установлен в первую очередь для защиты прав взыскателя, так как истечение не означает, что пристав не имеет права производить исполнительные действия и применять меры принудительного воздействия. Другими словами, сроком давности данный период не является, ведь его окончание не влечет прекращения исполнительного производства. По сути, срока давности у него просто нет.

Поэтому нередки случаи, когда взыскатель обжалует не только действие, но и бездействие приставов. Жалоба подается руководству, в прокуратуру. А может и вовсе не подаваться — взыскатель всегда имеет право обжаловать действия или бездействие сотрудников ФССП в суде (общей юрисдикции или арбитражном, если истец — предприниматель).

Единственное исключение из описанного правила составляет положение статьи 47 ФЗИП, согласно которому такое производство может быть окончено истечением срока давности, предусмотренного статьей 31.9 Кодекса об административных правонарушениях. В соответствии с последней, постановление о назначении административного наказания должно быть исполнено в течение 2-х лет. В противном случае, оно теряет обязательную силу.

Но правило перестает работать, если тот, в отношении кого было вынесено постановление, уклоняется от его исполнения. Отсчет возобновляется с момента, когда были обнаружены место нахождения нарушителя или его имущество, на которое можно обратить административное взыскание.

Окончание исполнительного производства

Статья 47 ФЗИП содержит исчерпывающий перечень оснований для окончания исполнительного производства. К ним относятся:

  • исполнение должником всех требований так, как предусмотрено в исполнительном листе;
  • возвращение после возбуждения приставами процесса исполнительного листа или приказа взыскателю: если он попросил, если не получается найти должника, если взыскатель сам мешает вести дело, с должника нечего взыскивать и по другим причинам, перечисленным в статье 46 ФЗИП;
  • возвращение исполнительного документа по требованию суда;
  • ликвидация организации, являющейся должником — лист или приказ направляется ликвидационной комиссии, ликвидатору;
  • получение должником статуса банкрота — исполнительный документ передается арбитражному управляющему;
  • направление копии листа или приказа в организацию, чтобы удерживать периодические платежи;
  • истечение срока давности постановления — касается административного производства.

Таким образом, исполнительное производство, в идеале, должно избавлять взыскателя от головной боли, связанной с неисполнением должником решения суда. Однако не всегда система работает эффективно — можно столкнуться и с бездействием приставов, и с хитрыми схемами должника по укрытию себя и своего имущества от ФССП.

Однако подача приставам заявления о возбуждении производства все равно остается единственным способом получить от должника хоть что-то.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

1. Утвердить прилагаемое Положение об учетной политике центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов.

2. Установить, что настоящий приказ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.

3. Признать утратившими силу следующие приказы ФССП России:

от 10.05.2016 № 245 «Об утверждении Правил организации и ведения в Федеральной службе судебных приставов бюджетного учета по осуществлению функций главного распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;

от 05.10.2016 № 534 «О внесении изменения в Правила организации и ведения в Федеральной службе судебных приставов бюджетного учета по осуществлению функций главного распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденные приказом Федеральной службы судебных приставов от 10.05.2016 № 245»;

от 29.01.2018 № 40 «О внесении изменения в Правила организации и ведения в Федеральной службе судебных приставов бюджетного учета по осуществлению функций главного распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденные приказом Федеральной службы судебных приставов от 10.05.2016 № 245».

4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора Федеральной службы судебных приставов - заместителя главного судебного пристава Российской Федерации Савенко И.Г.

приказом ФССП России

Положение

об учетной политике центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов

I. Общие положения

1.1. Положение об учетной политике центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов (далее - Учетная политика) устанавливает способы ведения бюджетного учета в центральном аппарате Федеральной службы судебных приставов и разработано в целях организации и обеспечения непрерывности ведения бюджетного учета, формирования документированной систематизированной информации об объектах бюджетного учета и составление на ее основе достоверной бюджетной отчетности.

1.2. Бюджетный учет в ФССП России осуществляется в соответствии: с Бюджетным кодексом Российской Федерации;

с Федеральным законом от 06.12.2011 М402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон 402-ФЗ);

с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 834 «Об особенностях списания федерального имущества»;

с приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее - Инструкция № 157н);

с приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (далее - Инструкция № 162н);

с приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» (далее – Приказ № 52н);

с приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний

о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»

(далее - Приказ № 65н);

с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (далее - Инструкция № 191н);

с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» (далее — Инструкция № 33н);

с федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденным приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н (далее - СГС «Концептуальные основы»);

с федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утвержденным приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н (далее - СГС «Основные средства»);

с федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», утвержденным приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н (далее - СГС «Аренда»);

с федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Обесценение активов», утвержденным приказом Минфина России от 31Л2.2016 № 259н (далее – СГС «Обесценение активов»);

с федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденным приказом Минфина России от 31.12.2016 № 260н (далее - СГС «Представление бухгалтерской отчетности»);

с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, актами ФССП России, регулирующими вопросы бюджетного учета, и настоящим Положением.

1.3. Все приложения к настоящей Учетной политике, раскрывающие особенности её применения, являются неотъемлемой частью настоящей Учетной политики и обязательны для применения. Иные распорядительные документы не должны противоречить настоящей Учетной политике.

II. Порядок организации бюджетного учета в ФССП России

2.1. Ведение бюджетного учета в ФССП России осуществляется учетно­расчетным отделом Управления делами (далее - учетно-расчетный отдел); в части ведения бюджетного учета денежных средств, зачисляемых на лицевой счет № 05951А91250 по учету средств, поступающих во временное распоряжение, открытый в Межрегиональном операционном управлении Федерального казначейства (далее - счет подразделения судебных приставов), и администрирования доходов, закрепленных за Федеральной службой судебных приставов - Управлением по исполнению особо важных исполнительных производств.

2.2. Для отражения фактов хозяйственной жизни по поступлению и выбытию активов создается постоянно действующая комиссия. Состав комиссии по поступлению и выбытию активов утверждается приказом ФССП России.

При необходимости к работе комиссии могут быть привлечены эксперты, привлеченные на добровольных началах.

2.3. Отражение операций при ведении бюджетного учета в ФССП России осуществляется в соответствии с Рабочим планом счетов бюджетного учета (приложение № 1).

Кроме забалансовых счетов, утвержденных в Инструкции № 157н, ФССП России применяет дополнительные забалансовые счета, утвержденные в Рабочем плане счетов.

Порядок отражения операций по исполнению бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на счетах бюджетного учета определен Инструкцией № 162н и настоящей Учетной политикой.

2.4. Оформление фактов хозяйственной жизни осуществляется на основании форм документов класса 03 «Унифицированная система первичной учетной документации» Общероссийского классификатора управленческой документации (далее - ОКУД) и класса 05 «Унифицированная система бухгалтерской финансовой, учетной и отчетной документации государственного сектора управления» ОКУД, утвержденных Приказом № 52н.

Для оформления фактов хозяйственной жизни, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, оформляются учетные документы с обязательным указанием следующих реквизитов: наименование документа, дата составления документа, наименование экономического субъекта, составившего документ, содержание факта хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение и правильность оформления учетных документов, личные подписи указанных лиц (с расшифровкой).

В целях обеспечения полноты отражения в бюджетном учете информации об активах, обязательствах и фактах хозяйственной жизни, в том числе с учетом особенностей автоматизированной обработки учетной информации, в первичный (сводный) учетный документ, сформированный на основе унифицированной формы документа, могут включаться дополнительные реквизиты (данные).

Операции, для которых не предусмотрено составление унифицированных форм первичных документов или форм первичных документов, разработанных организацией, оформляются бухгалтерской справкой (форма по ОКУД 0504833)[1]. При необходимости к бухгалтерской справке (форма по ОКУД 0504833) прилагается расчет и (или) оформленное в установленном порядке профессиональное суждение лица, ответственного за организацию бюджетного учета. Подобным образом оформляются, в том числе операции по изменению стоимостных оценок объектов учета при досрочном расторжении договоров пользования, реклассификации объектов учета.

На основании профессионального суждения осуществляется классификация объектов учета аренды по договорам аренды или безвозмездного пользования, признание их объектами операционной аренды в соответствии с критериями, установленными СГС «Основные средства», СГС «Аренда», и Методическими рекомендациями, доведенными письмами Минфина России от 13.12.2017 № 02-07-07/83464, от 15.12.2017 № 02-07-07/84237.

Форма «Профессиональное суждение бухгалтера» приведена в приложении № 2 к Учетной политике.

2.5. К учету принимаются первичные учетные документы, составленные на русском языке.

Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык, который может быть сделан как профессиональным переводчиком, так и федеральным государственным гражданским служащим ФССП России, владеющим соответствующим иностранным языком, под его ответственность за правильность данного перевода.

Переводы составляются на отдельном документе, заверяются подписью лица? составившего перевод, и прикладываются к первичным документам.

Если документы на иных языках составлены по типовой форме (идентичны по количеству граф, их названию, расшифровке работ и т.д. и отличаются только суммой), то в отношении их постоянных показателей достаточно однократного перевода на русский язык. В последующем переводить нужно только изменяющиеся показатели данного первичного документа.

2.6. Поступившие в учетно-расчетный отдел первичные учетные документы обязательно подвергаются проверке как по форме (полнота и правильность оформления первичных учетных документов, заполнения реквизитов), так и по содержанию (законность документируемых операций, логическая увязка отдельных показателей).

2.7. Обработка первичных учетных документов, формирование регистров бюджетного учета, отражение фактов хозяйственной жизни по соответствующим счетам Рабочего плана счетов, а также формирование бюджетной отчетности осуществляется с применением программного комплекса «1C».

Заполнение учетных документов и (или) регистров бюджетного учета на бумажных носителях осуществляется с помощью компьютерной техники или смешанным способом.

Автоматизация бюджетного учета основывается на едином взаимосвязанном технологическом процессе обработки документации по. всем разделам учета с составлением баланса в соответствии с рабочим планом счетов бюджетного учета и осуществляется с использованием программного комплекса.

В условиях комплексной автоматизации учета, данные синтетического и аналитического учета формируются в базах данных используемого программного комплекса и выводятся на бумажные носители - выходные формы документов.

В целях обеспечения сохранности электронных данных бюджетного учета и отчетности на сервере ежедневно производится сохранение резервных копий базы.

С использованием телекоммуникационных каналов связи и электронной цифровой подписи осуществляют электронный документооборот по следующим направлениям:

- система удаленного финансового документооборота с Межрегиональным операционным управлением Федерального казначейства.

В случае если платежные документы, направляемые в органы Федерального казначейства, формируются в электронном виде с применением электронной цифровой подписи, при этом до формирования подлинника официального документа в электронном виде, оформляются визовые экземпляры (не являющиеся подлинниками), то получение копии электронного документа на бумажном носителе осуществляется посредством распечатки и заверения подписями лиц, имеющих право первой и второй подписи на финансовых документах, с проставлением отметки «Копия электронного документа»;

- передача отчетности по налогам, сборам, иным обязательным платежам и сведений по начисленным и уплаченным страховым взносам в инспекцию Федеральной налоговой службы Российской Федерации; по страховым взносам в отделение Фонда социального страхования Российской Федерации; отчетности в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации средствами программного комплекса «Контур-экстерн»;

- передача сведений в территориальный орган Росимущества;

- представление квартальной и годовой бюджетной отчетности, смет расходов федерального бюджета, обоснований бюджетных ассигнований, сведений о бюджетных и денежных обязательствах и другой информации по требованию главного распорядителя или Федерального казначейства средствами государственной интегрированной информационной системы управления государственными финансами «Электронный бюджет»;

- отправление реестров на перечисление заработной платы и других выплат сотрудникам через систему «Банк Клиент».

2.8. Контроль первичных документов проводят сотрудники учетно-расчетного отдела в ходе осуществления внутреннего финансового контроля.

Движение первичных учетных документов в бюджетном учете (оформление факта хозяйственной жизни, порядок, сроки передачи (принятия) к учету, обработка, передача в архив) регламентируется Графиком документооборота.

Ответственность за соблюдение Графика документооборота, а также за своевременное и качественное создание документов, своевременную передачу их для отражения в бюджетном учете и отчетности, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы.

Первичные учетные документы, поступившие в учетно-расчетный отдел более поздней датой, чем дата их выставления, и по которым не создавался соответствующий резерв предстоящих расходов, отражаются в учете в следующем порядке:

- при поступлении документов более поздней датой в этом же месяце факт хозяйственной жизни отражается в учете датой выставления документа;

- при поступлении документов в начале месяца, следующего за отчетным (до закрытия месяца и представления отчетности), факт хозяйственной жизни отражается в учете датой выставления документа;

- при поступлении документов в следующем месяце после даты закрытия месяца факты хозяйственной жизни отражаются в учете датой получения документов (не позднее следующего дня после получения документа);

- при поступлении документов в следующем отчетном квартале (году) до представления отчетности факты хозяйственной жизни отражаются последним днем отчетного периода;

- при поступлении документов в следующем отчетном квартале (году) после представления отчетности факты хозяйственной жизни отражаются датой получения документов (не позднее следующего дня после получения документа).

2.9. Проверенные и принятые к учету первичные учетные документы систематизируются по датам совершения операции (в хронологическом порядке) и отражаются накопительным способом в регламентированных Инструкцией № 157н регистрах бюджетного учета с учетом следующих особенностей:

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 3 августа 1999 года N 225

Об утверждении Инструкции по организации работы с документами
(по делопроизводству) при ведении исполнительных производств в
подразделениях служб судебных приставов органов юстиции в субъектах
Российской Федерации и типовых форм документов, используемых судебными
приставами при ведении исполнительных производств

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минюста России от 31 января 2006 года N 13
____________________________________________________________________

В целях обеспечения безусловного выполнения всех мер принудительного исполнения требований исполнительных документов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", и единообразия в оформлении и ведении документов исполнительного производства

Инструкцию по организации работы с документами (по делопроизводству) при ведении исполнительных производств в подразделениях служб судебных приставов органов юстиции в субъектах Российской Федерации согласно приложению N 1;

типовые формы документов, используемых судебными приставами при ведении исполнительных производств согласно приложениям N 2-52.

2. Главным судебным приставам субъектов Российской Федерации организовать изучение положений настоящей Инструкции и обеспечить контроль за ее неукоснительным исполнением и оформлением документов исполнительного производства в подразделениях подчиненных им служб судебных приставов.

Приложение N 1
к приказу
Министерства юстиции
Российской Федерации
от 3 августа 1999 года N 225

ИНСТРУКЦИЯ
по организации работы с документами (по делопроизводству) при ведении
исполнительных производств в подразделениях служб судебных приставов
органов юстиции в субъектах Российской Федерации

1. Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция регламентирует порядок подготовки (оформления) и движения документов при ведении исполнительного производства судебными приставами-исполнителями, порядок работы судебных приставов-исполнителей с документами в подразделениях службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации.

1.2. Общий порядок ведения делопроизводства урегулирован Инструкцией по делопроизводству в Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.99 N 174.

1.3. Правила первичного учета и регистрации исполнения судебных актов и актов других уполномоченных органов едины и распространяются на все подразделения служб судебных приставов органов юстиции в субъектах Российской Федерации.

1.4. Обязанности по ведению делопроизводства в подразделениях судебных приставов возлагаются на специалиста-делопроизводителя или по решению старшего судебного пристава на иного сотрудника подразделения.

1.5. Ответственность за организацию и состояние делопроизводства, соблюдение требований настоящей Инструкции в подразделениях судебных приставов несут старшие судебные приставы. Они обеспечивают полноту, точность, своевременность оформления и учета исполнительных производств (документов).

1.6. Общий контроль за порядком ведения делопроизводств осуществляется главными судебными приставами субъектов Российской Федерации в соответствии со ст.9 Федерального закона "О судебных приставах".

1.7. При увольнении старшего судебного пристава числящиеся за ним документы, печати, штампы, бланки передаются по акту приема-передачи лицу, исполняющему обязанности старшего судебного пристава, либо вновь назначенному на эту должность. Акт составляется в произвольной форме с обязательным указанием фамилий, инициалов лиц, сдающих и принимающих имущество; перечня и количества передаваемых документов, печатей, бланков и другого имущества. Акт утверждается главным судебным приставом субъекта Российской Федерации.

1.8. При увольнении, переводе на другую должность, уходе в отпуск судебный пристав-исполнитель передает все числящиеся за ним документы старшему судебному приставу или по его указанию другому судебному приставу-исполнителю по акту приема-передачи. Акт составляется в произвольной форме с обязательным указанием фамилий, инициалов сдающих и принимающих документы должностных лиц, номеров исполнительных (и других) документов (производств), даты передачи, росписей о приеме-передаче. Акт утверждается старшим судебным приставом.

При передаче документов судебный пристав-исполнитель передает все неисполненные исполнительные производства с обязательной отметкой о передаче в книге учета исполнительных документов (приложение N 2).

1.9. Об утрате документа сотрудник подразделения докладывает старшему судебному приставу, который назначает служебное расследование.

1.10. Стороны исполнительного производства имеют право знакомиться с материалами исполнительного производства и снимать с них копии. При этом в материалах исполнительного производства делается отметка о снятии с них копий или об ознакомлении с ними. Запись заверяется судебным приставом-исполнителем и лицом, ознакомившимся с указанными материалами или снявшим с них копии. Все заявления, жалобы, претензии взыскателя и должника, оформленные в письменном виде, регистрируются в подразделении и приобщаются к имеющимся материалам исполнительного производства.

1.11. При участии в исполнительном производстве представителей сторон судебный пристав-исполнитель приобщает к имеющимся материалам ордер адвоката или подтверждающую представительство доверенность (подлинник или копию), заверенную в установленном ст.185-189 Гражданского кодекса Российской Федерации порядке (за исключением случаев, когда на основании закона оформления доверенности не требуется). Указанные документы подписываются к исполнительному производству.

1.12. Правила работы с секретными документами и документами, имеющими ограничительную пометку "Для служебного пользования", регламентируются специальными инструкциями.

1.13. Судебный пристав-исполнитель использует в своей деятельности типовые формы документов исполнительного производства. В зависимости от специфики и особенностей конкретного исполнительного производства судебные приставы при необходимости могут вносить в указанные формы документов дополнительные сведения. Все постановления судебных приставов заверяются печатью подразделения.

1.14. На обложке и титульном листе всех книг учета помимо их наименований указываются наименование подразделения судебных приставов, дата ее начала и окончания, а на зональной книге учета - фамилия, инициалы судебного пристава-исполнителя, курирующего данную зону.

2. Прием документов от взыскателей и их первичный учет (регистрация)

2.1. Поступившие в подразделение судебных приставов исполнительные документы регистрируются делопроизводителем или лицом, отвечающим за регистрацию в книге учета исполнительных документов (приложение N 2), в порядке их поступления с присвоением номера (этот номер присваивается впоследствии исполнительному производству), а также в алфавитных указателях учета взыскателей, затем передаются судебному приставу-исполнителю на исполнение под расписку в зональной книге учета исполнительных документов (приложение N 8). На каждого судебного пристава-исполнителя должна быть заведена зональная книга учета исполнительных производств.

2.3. Номер исполнительного производства состоит из порядкового номера, соответствующего индекса судебного пристава-исполнителя (т.н. зоны) и двух последних цифр года возбуждения исполнительного производства.

2.4. Нумерация во всех книгах учета исполнительных документов каждый год начинается заново, при этом исполнительные производства, не исполненные на конец завершившегося года, с 1 января получают новые номера, о чем в старых записях делается соответствующая отметка. Исполнительные производства при этом регистрируются под новыми номерами. Новые книги учета при этом могут не заводиться, а перерегистрация осуществляется на оставшихся свободных листах, следующих после последней записи истекшего года.

2.5. При наличии в подразделениях судебных приставов ПЭВМ регистрация документов может дополнительно осуществляется на магнитных носителях.

2.6. Распределение исполнительных документов среди судебных приставов-исполнителей внутри подразделения осуществляет старший судебный пристав в устанавливаемом им порядке.

2.7. Судебный пристав-исполнитель при получении исполнительных документов обязан проверить подлинность и наличие всех необходимых его реквизитов, предусмотренных ст.8 Федерального закона "Об исполнительном производстве", а также сроки предъявления его к исполнению. По результатам проверки судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок выносит в соответствии со ст.9 и 10 указанного Закона постановление о возбуждении исполнительного производства (приложение N 10) либо о возвращении исполнительного документа (приложения N 11, 12). В постановлении о возвращении исполнительного документа должно быть указано основание его возвращения. Если нарушения были допущены в оформлении исполнительного листа, то судебный пристав назначает срок для их устранения.

2.8. Взыскателю исполнительный лист возвращается лично под расписку, приобщаемую к исполнительному производству, или направляется ему по почте заказным письмом. Квитанции о приеме заказных писем подшиваются к материалам исполнительного производства.

2.9. Расписка о возврате исполнительного документа взыскателю составляется в произвольной форме с обязательным указанием фамилии, имени, отчества судебного пристава-исполнителя и взыскателя (наименование взыскателя - организации) либо фамилии, инициалов и должности законного представителя взыскателя, паспортных данных взыскателей (их представителей), в том числе - серии, номера паспорта, места и даты его выдачи. Представитель взыскателя предъявляет судебному приставу-исполнителю доверенность от взыскателя и документы, удостоверяющие его законное представительство.

2.10. По каждому исполнительному документу судебный пристав-исполнитель обязан завести исполнительное производство (приложение N 52), учетно-статистическую карточку (приложение N 9), а также внести соответствующую запись в зональную книгу учета исполнительных документов. Все документы либо их копии, относящиеся к конкретному исполнительному производству, хранятся (подшиваются) в отдельной папке, которой присваивается номер исполнительного производства. Все страницы исполнительного производства нумеруются, а наименование документов исполнительного производства и номера страниц указываются в описи вложенных документов, помещаемой в начале этого производства.

2.11. К материалам исполнительного производства приобщаются подлинники документов, оформляемых судебными приставами (постановления и др.), но не их копии.

2.12. При объединении исполнительных производств в сводное допускается заполнение одной статистической карточки с указанием в ней количества исполнительных документов.

2.13. На всех документах, относящихся к конкретному исполнительному производству (постановления, акты и др.), судебный пристав-исполнитель делает запись "к N ___" и указывает единый номер соответствующего исполнительного производства.

3. Оформление и ведение документов исполнительного производства судебным приставом-исполнителем

3.1. Документы должны содержать все предусмотренные в типовой форме реквизиты. Свободные строчки подлежат обязательному прочерку. В необходимых случаях в документах исполнительного производства могут быть приведены дополнительные реквизиты, определяемые характером действий по проведению исполнительного производства.

3.2. При объективной необходимости изъятия из исполнительного производства документов взамен изъятых материалов вшиваются (вставляются) карточки-заместители с указанием наименования изъятого документа, количества и номеров изъятых страниц, даты и причины изъятия. При этом ставятся подпись старшего судебного пристава и печать подразделения судебных приставов.

3.3. В случае передачи исполнительного производства на территорию другого подразделения судебных приставов в порядке и по основаниям, указанным в п.3 ст.11 Федерального закона "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель составляет соответствующий акт, который утверждается старшим судебным приставом, делает отметку в журнале учета исполнительных документов, в зональных книгах учета исполнительных документов и статистической карточке. Судебный пристав-исполнитель, принимающий исполнительное производство, делает отметку о приеме соответствующих материалов. Передача исполнительного производства производится судебным приставом-исполнителем лично под роспись в акте или по почте заказным письмом.

3.4. Акт передачи исполнительного производства составляется в произвольной форме с обязательным указанием наименований передающего и принимающего подразделений судебных приставов; номера; количества листов исполнительного производства по описи вложения; сведений о должнике и взыскателе; даты передачи исполнительного производства; фамилий, инициалов и подписей судебных приставов-исполнителей, передающего и принимающего документы, или почтовые реквизиты при отправке документов по почте (с приложением почтовой квитанции). Акт утверждается старшим судебным приставом передающей стороны.

3.5. В подразделении, принимающем исполнительное производство, ему присваивается новый номер.

3.7. При исполнении исполнительных документов с требованиями имущественного характера судебный пристав-исполнитель оформляет запросы в государственные налоговые инспекции, ГИБДД, МВД России, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним, в земельные, другие органы для получения официальной информации.

3.8. В случае отсутствия имущества у должника судебный пристав-исполнитель составляет акт о невозможности взыскания (приложение N 37), утверждаемый старшим судебным приставом, и возвращает исполнительный документ взыскателю. В таком случае судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства (приложение N 25) с указанием основания его окончания.

4. Документы исполнительного производства по вопросам хранения
арестованного имущества должника

4.1. При возникновении необходимости хранения арестованного имущества судебный пристав-исполнитель назначает хранителя (должника или другого лица), о чем указывается в акте ареста имущества (приложение N 30).

4.2. В целях поддержания хранимого имущества в надлежащем состоянии судебный пристав-исполнитель выносит постановление об установлении режима беспрепятственного доступа к арестованному и переданному хранителю имущества (приложение N 16).

4.3. Для последующей передачи хранимого имущества на реализацию судебный пристав-исполнитель принимает имущество у хранителя по акту приема-передачи. Акт составляется в произвольной форме с обязательным указанием даты, фамилий, инициалов лиц, передающих и принимающих хранимое имущество; результатов проверки сохранности указанного в описи имущества.

5. Документы исполнительного производства по вопросам ареста и передачи на реализацию в специализированную организацию имущества должника

5.1. При необходимости наложения ареста на имущество должника судебный пристав-исполнитель выносит соответствующее постановление (приложение N 26). При аресте имущества должника судебный пристав-исполнитель составляет соответствующий акт (приложение N 30).

5.2. При аресте судебным приставом-исполнителем имущества должника в целях обеспечения исполнения исполнительного документа по имущественным взысканиям в порядке, предусмотренном п.5 ст.9 Федерального закона "Об исполнительном производстве", об этом указывается в постановлении о возбуждении исполнительного производства, и отдельное постановление об аресте имущества должника не выносится.

5.3. В подразделении судебных приставов старшим судебным приставом или иным должностным лицом подразделения, на которое возложена эта обязанность, ведется книга учета арестованного имущества должника (приложение N 7). Каждая книга должна быть пронумерована по листам, прошита и скреплена печатью соответствующей службы судебных приставов. На последней странице книги делается заверительная надпись. В этой надписи указываются цифрами и прописью количество пронумерованных листов, а также срок хранения журнала. Заверительная надпись подписывается главным судебным приставом субъекта Российской Федерации.

Все записи в книге должны быть разборчивыми, без сокращений. Подчистки и записи карандашом не допускаются.

При необходимости корректировки ранее произведенная неправильная запись зачеркивается, рядом ставится подпись с расшифровкой фамилии и инициалов корректирующего лица, а также указываются дата и основания проведения корректировки.

В случае нехватки места для новой записи рядом со старой ее следует перенести на свободное место другого листа, при этом необходимо сделать отметку у зачеркнутой записи о месте нахождения новой записи с указанием номера листа и номера новой записи.

5.4. Старший судебный пристав ежемесячно, а главный судебный пристав ежеквартально проверяют правильность ведения книги учета арестованного и изъятого имущества с отметкой в книге о результатах проверки с проставлением личной подписи.

Каждый месяц в книге проводится баланс с указанием общей стоимости арестованного, реализованного, нереализованного, переданного взыскателю, возвращенного должнику имущества.

Старший судебный пристав производит проверку законченной книги, при этом все нереализованное имущество переписывается в новую книгу с указанием в старой книге номера книги и номера страницы, где сделана новая учетная запись. Итоги проверки заверяются подписью старшего судебного пристава.

Хранится книга в металлическом шкафу (сейфе) в соответствии с правилами хранения документа строгой отчетности.

от 10 декабря 2010 года N 682

(с изменениями на 8 июля 2019 года)

______________________________________________________________
Документ не нуждается в госрегистрации
Министерства юстиции Российской Федерации. -
Письмо Минюста России от 30.12.2010 N 01/31872-ДК.
______________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Инструкцию по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов (приложение N 1);

формы бланков, книг, журналов, описей, актов и других официальных документов Федеральной службы судебных приставов (приложения N 2-47, 49-57);

сроки хранения отдельных видов документов, связанных с осуществлением исполнительного производства (приложение N 48).

2. Руководителям структурных подразделений центрального аппарата, руководителям территориальных органов Федеральной службы судебных приставов:

организовать изучение Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов государственными гражданскими служащими (работниками) подчиненных подразделений с принятием зачетов до 30.12.2010;

привести в соответствие с Инструкцией по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов ранее изданные действующие приказы и распоряжения, методические рекомендации в срок до 01.03.2011.

3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Приложение N 1
к приказу
Федеральной службы
судебных приставов
от 10 декабря 2010 года N 682

Инструкция по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов

(с изменениями на 8 июля 2019 года)

I. Общие положения

1.1. Инструкция по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов (далее - Инструкция, Служба) устанавливает единые требования к подготовке, обработке, хранению, использованию образующихся в деятельности Службы документов и порядок документооборота (кроме секретного делопроизводства), обязательные для всех федеральных государственных гражданских служащих (далее - государственные служащие) центрального аппарата и территориальных органов Службы.

1.2. Работа с секретными документами в Службе осуществляется в соответствии со специальной инструкцией.

Особенности работы с информацией ограниченного доступа, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну (с информацией, в отношении которой установлены требования по обеспечению ее конфиденциальности), порядок обработки персональных данных и порядок применения электронной подписи устанавливаются отдельными актами Службы, утверждаемыми директором Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставом Российской Федерации (далее - Директор).

На бухгалтерскую и техническую документацию требования Инструкции распространяются лишь в части, касающейся общих принципов работы с документами, а также подготовки документов к передаче на архивное хранение.

1.3. Положения Инструкции распространяются на организацию работы с документами независимо от вида носителя, в том числе на электронные документы, включая их подготовку, обработку, хранение и использование.

Системы электронного документооборота (далее - СЭД), применяемые в центральном аппарате и территориальных органах Службы, должны обеспечивать выполнение требований Инструкции.

1.5. Организацию и совершенствование делопроизводства на основе единых требований с использованием современных информационных технологий в работе с документами, методическое руководство и контроль за соблюдением установленного Инструкцией порядка работы с документами в структурных подразделениях центрального аппарата и территориальных органах Службы осуществляет Управление делопроизводства (далее также - УДП) в соответствии с положением о нем, утверждаемым Директором.

1.6. Организацию делопроизводства и контроль за соблюдением установленных Инструкцией правил документирования и документооборота в структурных подразделениях центрального аппарата и территориальных органах Службы, в том числе особенностей делопроизводства при работе с обращениями граждан, осуществляют руководители структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов Службы.

1.7. Государственные служащие структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов Службы несут дисциплинарную и иную установленную законодательством Российской Федерации ответственность за несоблюдение требований Инструкции, сохранность находящихся у них служебных документов и соблюдение порядка доступа к содержащейся в них информации.

1.8. Документы, содержащие информацию, в отношении которой установлено требование по обеспечению ее конфиденциальности, не подлежат разглашению. Передача их содержания, а также их копий сторонним организациям допускается только с письменного разрешения уполномоченных должностных лиц.

1.9. Ведение делопроизводства осуществляется:

в центральном аппарате Службы, включая обработку входящей, исходящей корреспонденции, обращений граждан, в том числе поданных на личном приеме, а также организационно-распорядительных документов по основной и административно-хозяйственной деятельности, редактирование проектов приказов, распоряжений, служебных писем и других документов, контроль хода и результатов исполнения документов, комплектование архивных фондов, а также координацию работы с документами и другие функции делопроизводства, - Управлением делопроизводства в соответствии с положением о нем и должностными регламентами государственных служащих УДП;

в структурных подразделениях центрального аппарата Службы, включая получение, учет движения, доведение до исполнителей, контроль исполнения документов, направление внутренних документов в иные структурные подразделения посредством СЭД, передачу исходящих документов в УДП для отправки, формирование номенклатурных дел, иные процедуры документооборота, - специально уполномоченными лицами (государственными служащими указанных подразделений, совмещающими выполнение делопроизводственных обязанностей с функциональными обязанностями) в соответствии с их должностными регламентами (далее - ответственные за делопроизводство);

в аппарате управления территориального органа Службы - подразделением документационного обеспечения в соответствии с положением о нем и должностными регламентами государственных служащих, в его структурных подразделениях - специально уполномоченными лицами (ответственными за делопроизводство, делопроизводителями) в соответствии с их должностными регламентами (должностными инструкциями).

1.12. Взаимодействие с представителями средств массовой информации, передача им какой-либо служебной информации, документов или их копий осуществляются только подразделениями по взаимодействию со средствами массовой информации в соответствии с положениями о них, а в отдельных случаях - другими подразделениями по разрешению (поручению) Директора (в территориальном органе Службы - руководителя территориального органа).

1.13. Перед уходом в отпуск, убытием в командировку, на время болезни или отстранения от работы и в других случаях временного отсутствия государственные служащие Службы передают находящиеся у них на исполнении документы ответственному за делопроизводство или по указанию руководителя структурного подразделения другому работнику по реестру с внесением сведений о движении этих документов в регистрационно-контрольные карточки в СЭД.

Исполнительные документы, исполнительные производства (текущие и оконченные, не переданные в архив) и иные документы между судебными приставами-исполнителями (заместителями начальника отдела - заместителями старшего судебного приставами, начальниками отделов - старшими судебными приставами) передаются по акту с внесением сведений о движении этих документов в книгу учета исполнительных документов базы данных ПК ОСП.

В случае перемещения по службе или увольнения работника передача документов и дел осуществляется по акту. Руководитель структурного подразделения (в том числе начальник отдела - старший судебный пристав, руководитель территориального органа Службы) организует передачу документов увольняемым (переводимым в другое подразделение) работником (судебным приставом-исполнителем, заместителем начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава, начальником отдела - старшим судебным приставом) с момента подачи работником заявления об увольнении (перемещении).

При увольнении (перемещении) начальника отдела - старшего судебного пристава закрепленные за ним документы, печати, штампы, бланки передаются по акту приема-передачи должностному лицу, исполняющему обязанности либо вновь назначенному на должность начальника отдела - старшего судебного пристава, при увольнении (перемещении) судебного пристава-исполнителя (заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава) также по акту - другому судебному приставу-исполнителю (заместителю начальника отдела - заместителю старшего судебного пристава) в соответствии с распоряжением начальника отдела - старшего судебного пристава.

Акт приема-передачи документов при увольнении (перемещении) начальника отдела - старшего судебного пристава утверждается руководителем территориального органа Службы, при увольнении (перемещении) судебного пристава-исполнителя (заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава) - начальником отдела - старшим судебным приставом.

Акт приема-передачи документов составляется в произвольной форме с обязательным указанием даты его составления, фамилий и инициалов передающего и принимающего должностного лица, перечня и количества передаваемых печатей, штампов, бланков и документов с указанием их основных реквизитов (дата, номер, количество листов, а для исполнительных документов и исполнительных производств дополнительно должник, взыскатель, предмет исполнения) и подписывается передающим и принимающим должностными лицами. Документы в передаваемых исполнительных производствах должны быть включены во внутреннюю опись, скреплены и пронумерованы.

При служебной необходимости в изъятии и передаче другому исполнителю документов, числящихся за отсутствующим работником (в том числе за увольняемым (перемещаемым) судебным приставом-исполнителем, заместителем начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава, начальником отдела - старшим судебным приставом), руководитель структурного подразделения (начальник отдела - старший судебный пристав, руководитель территориального органа Службы) назначает комиссию численностью не менее трех человек, которая проверяет наличие документов, числящихся за отсутствующим работником, с составлением акта и производит их изъятие с последующей передачей ответственному за делопроизводство (должностному лицу, исполняющему обязанности начальника отдела - старшего судебного пристава). При выявлении комиссией фактов утраты документов, в том числе исполнительных документов (исполнительных производств), они отражаются в акте. Акт утверждается должностным лицом, назначившим комиссию.

В случае выявления комиссией фактов утраты документов должностное лицо, назначившее комиссию, организует проведение служебной проверки и принимает меры по восстановлению документов.

1.14. Переписка между структурными подразделениями в центральном аппарате и в аппаратах управления территориальных органов Службы осуществляется в случаях, определенных нормативными актами Российской Федерации, а также актами Службы.

Для совместной проработки проектов документов и обмена информационными материалами между структурными подразделениями в центральном аппарате и аппаратах управления территориальных органов Службы используется ведомственная электронная почта.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: