Основные проблемы реализации права на получение государственной поддержки молодыми семьями

Обновлено: 16.04.2024

Аннотация. Данная статья рассматривает проблему приобретения собственного жилья молодыми семьями России. Выявлены основные причины вызывающие данную проблему и рассмотрены государственные социальные программы, созданные для помощи молодым семьям в решении жилищного вопроса. Жилищная проблема особо остро стоит перед Россией и порождает тем самым еще массу проблем, в том числе и демографическую.

Annotation. The main reasons causing this problems are known of own habitation by young families in Russia. The main reasons causing this problem and state social programs designed to assist young families in solving housing problems are looked through. The housing problem is particularly acute for Russia, and thus creates a lot of problems, including demographic ones.

Ключевые слова: молодая семья, жилищная проблема, государственные социальные программы.

Keywords: young family, housing problem, government social programs.

Поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий является важнейшим направлением жилищной политики России.

Конституция Российской Федерации закрепляет, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 7); каждому гарантируется право на жилище, условия для его осуществления создаются органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Жилищная проблема стоит на первом месте для молодых семей. Это вызвано сокращением жилищного строительства, свертыванием практики предоставления бесплатного жилья государством и недоступное из-за дороговизны жилье на свободном рынке. По результатам опросов, проведенных ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения), причиной 41% разводов в стране являются плохие жилищные условия. Лишь 13-14% молодых людей отделяются от родителей еще до свадьбы. В большинстве случаев самый предпочтительный вариант – проживание с родителями.

Из-за сильного расслоения общества на богатых и бедных, разного дохода, медленного темпа строительства жилых помещений, долгого рассмотрения вопросов о заселении той или иной семьи и других факторов решение жилищной проблемы затрудняется. Необходимо предпринимать действенные меры для эффективной работы жилищного сектора.

Так улучшение жилищных условий молодых семей – одна из важнейших задач, которая отражена в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 года. Созданы государственные социальные программы для помощи молодым семьям в решении их жилищной проблемы. Самыми известными из них являются программы – «Жилище», «Молодым – доступное жильё», «Молодая семья» и другие.

Федеральная программа «Жилище» на 2016-2020 годы рассчитана на людей, которые обладают правом на получение субсидии, позволяющей улучшить жилищные условия. В список людей данной категории входят и молодые семьи-льготники.

Она направлена на семьи, в которых каждому из членов семьи меньше 35 лет. Для участия в этой программе, необходимо стоять на очереди по улучшению жилищных условий. Суть программы в выдачи государством жилищных субсидий, причем размер субсидии неодинаков и зависит от цен на жилье в определенном регионе.

Квартиры в ипотеку молодым семьям предоставляют на следующих условиях:

– при отсутствии детей государством оплачивается около 30% средней цены жилья;

– за каждого ребенка приплюсовываются еще 5%.

Остальную сумму можно взять заем в банке, которые участвуют в программе и предоставляет такие услуги молодым семьям. В итоге семья получает льготную ипотеку с учетом первого взноса. В течение времени действия жилищной программы было проделано много работы, а именно:

– Увеличилось строительство жилого фонда, сдвинулось в положительную сторону строительство частного сектора;

– Около 300 тыс. молодых семей смогли достойным образом улучшить свои жилищные условия;

– Началось активное развитие ипотечного кредитования.

Программа «Молодой семье — доступное жилье» рассчитана на 2011-2020 годы.

Молодым семьям – участникам подпрограммы в рамках национального проекта государство в порядке очереди выделяет средства на частичную оплату приобретаемого первичного жилья или на частичную оплату строительства собственного дома.

Таким образом, 70% выплат обеспечивают семьи, а 30% — государство.

Размер помощи зависит от наличия детей и от нормативной стоимости метра жилья в конкретном муниципальном образовании.

Этот размер выражается не в деньгах, а в процентах к средней стоимости жилья. В 2016 году для вступивших в программу участников предусмотрен такой объем материальной помощи:

– 35%-ную субсидию получает семья без детей. Выплаты для такой семьи будут примерно 600 тыс. руб.;

– 40%-ную субсидию получает семья с детьми. В денежном эквиваленте выплата для семьи из трех человек составляет примерно 800 тыс. руб., из четырех человек — примерно 1 млн. руб.

Если участники программы рождают или усыновляют одного ребенка, то они могут получить 5% и более дополнительной субсидии. [2]

Соответственно демографической ситуации, каждый регион предоставляет собственную дополнительную материальную помощь, которая вместе с федеральными мерами и становится комплексной поддержкой молодой семьи. За 2012-2016 годы жильем по этой программе должно было быть обеспечено 172 тыс. семей, потрачено 313,13 млрд. руб. бюджетных денег и собственных денежных средств граждан.

На территории РФ в 2011 г. Стартовала программа Молодая семья, которая будет действовать до 2020 года. Все участники проекта получают сертификат. Он используется в виде первоначального взноса за квартиру или в качестве частичного погашения ипотеки (если на тот момент она уже оформлена).

При этом сертификат выдается только при соблюдении следующих условий:

– каждый из членов проекта Молодая семья не должен быть старше 35 лет;

– размеры приобретаемого жилья не могут превышать 12 м 2 на каждого человека;

– давность вступления супругов в брак не важна;

– отсутствие или наличие малолетних детей и их численность на выплату субсидии для молодой семьи не влияют.

К примеру, с 2005 года по 2012 год (стоявшие в очереди на получение жилья) на территории Иркутской области адресную помощь получили 906 молодых семей. И еще более 1000 семейных пар, многие из которых уже имеют детей, смогут улучшить свои жилищные условия благодаря этой инициативе Федерального правительства. На конец 2013 года в очереди на получение субсидий по данной программе находятся почти 2100 семей, и выделяемого финансирования должно хватить, чтобы всем им помочь в пределах срока действия выданных сертификатов. А благодаря условиям, которые созданы в Иркутске и регионе для желающих оформить субсидию, область в 2012 году заняла первое место в стране по темпам и качеству внедрения данной инициативы.

Несмотря на показатели роста обеспеченности жильем молодых российских семей, государственные программы имеют значительные минусы:

– Увеличение числа участников программ ведет к увеличению очереди;

– На помощь могут рассчитывать только семьи постоянным уровнем дохода;

– Финансовая помощь по федеральной программе не может покрыть все материальные потребности, так как составляет около 30 % стоимости жилья, в то время как для квартиры на семью из трех человек пределом является сумма в 800 тыс. руб.;

– Максимальная сумма ипотечного кредита также имеет предел в 2,2 млн. руб.;

– Молодые семьи, вставшие на учет после января 2011 года, не могут использовать субсидию на приобретение вторичного жилья. Им доступно только новое жилье или долевое участие в строительстве нового жилья;

– До полного погашения ипотеки семья не является полноправным собственником жилья. [3]

По статистике в России на момент 2013 г. в стране было более 10 млн. молодых семей нуждающихся в жилье, из них около 6 млн. нуждаются в улучшении жилищных условий. К примеру, за первые пять лет существования подпрограммы «Молодой семье – доступное жилье» (2005-2010 гг.) жилищные условия улучшили только 145 тыс. семей. К 2015 г. планировалось обеспечить жилищем еще 172 тыс. молодых семей. Однако из-за сокращения финансирования на 27,7% этого показателя достичь не удалось.

Рассчитывается, что в сроки с 2016 по 2020 гг. более 150 тыс. молодых семей по всей России смогут получить отдельные квартиры. До конца 2017 года планируется дополнительно построить не менее 25 млн. м² жилья со всей социальной инфраструктурой, что позволит семьям со средним достатком улучшить жилищные условия.

На жилищном учете состояло около 34 тыс. семей, а за 2011 г. по программе «Молодой семье – доступное жилье» улучшили свои условия 1,29 тыс. вместо 6 по плану.

Жилищная проблема остается одной из самых острых для нашей страны, она выделена в ранг приоритетных, т.к. от нее зависит демографические показатели России. Показателей по жилищному строительству, которые были заявлены в ходе реализации программ, в полном объеме достичь не удалось. Но программы продолжают действовать и оказывать адресную помощь нуждающимся молодым семьям. Государство в лице Правительства пытается создать все возможные условия для устранения жилищной проблемы, но как сказал Дмитрий Медведев в Красноярске на встрече с журналистами Сибирского федерального округа, жилищная проблема, к сожалению, будет актуальна еще на протяжении десятилетий.


В статье рассматриваются принципы и формы социально-правовой защиты и поддержки молодой семьи, которые определены социальной политикой государства. В рамках данной темы проведено исследование среди молодых семей г. Омска на выявление проблем социально-правового обеспечения и защиты данной группы населения со стороны государственных органов, а также выявлены возможные пути решения данных проблем.

Ключевые слова:молодая семья, социально-правовая защита, социальная проблема, социальная политика

Социально-правовой защита семьи в современном обществе исходит из особенностей семейной политики государства и опирается на теоретические представления о семье и ее взаимодействии с государством как в правовом, так и в социальном аспектах. Социально-правовая защита — это комплекс таких мероприятий, которые позволяют каждому члену общества, реализовать основные права благодаря созданию надлежащих социальных условий. В контексте рассматриваемой темы семья изучается не только как социальный институт, но также как объект социально-правовой защиты государства. Данный подход предполагает удовлетворение базовых потребностей семьи, связанных с ее материальным благосостоянием, охраной здоровья, получением образования, обеспечением безопасности и др.

В настоящее время действует несколько моделей социального обслуживания семей и детей. Используя критерий государственной поддержки и финансирования, их классифицируют:

  1. государственные социальные службы;
  2. коммерческие службы, работающие самостоятельно либо при благотворительных формах, организации;
  3. смешанные службы.

Молодая семья — это семья, в которой возраст каждого из супругов не превышает 35 лет. Молодая семья не является льготной категорией населения, если не имеет статуса многодетной или малоимущей. Однако, молодые семьи являются одной из самых незащищённых категорий граждан.

В молодых семьях существуют свои специфические проблемы. Одной из них является материально-бытовые (финансовые) проблемы. Многие молодые семьи являются наименее обеспеченными, с низким среднемесячным доходом на одного члена семьи, что ведет к увеличению издержек на питание, одежду и т. д. Большинство молодых семей являются низкодоходными, а многие просто находятся за чертой бедности. Невостребованность молодого специалиста на рынке труда, либо низкая зарплата ввиду отсутствия должного опыта работы способствуют ухудшению материального положения молодых семей и снижению жизненного уровня населения страны в целом.

Жилищная проблема, так остро стоящая в нашей стране, особенно для молодых семей, приобрела первостепенную важность. На сегодняшний день эта основная и, пожалуй, самая распространённая проблема среди молодых семей; собственного жилья не имеют около 70 % молодых семей в России. Причиной данной проблемы является относительно низкий уровень доходов молодых супругов, который усугубляется высоким уровнем безработицы среди молодых специалистов.

– обеспечение доступным жильём;

– финансовая и материальная поддержка (для малообеспеченных семей);

– содействие по трудоустройству;

– трудовые и налоговые льготы.

С целью выявления проблем и препятствий социально-правовой защиты молодых семей, мы провели исследование среди данной категории.

Методы исследования: анкетирование, устный опрос;

Выборка составила: 43 семьи, возраст участников до 35 лет

12 семей являются многодетными;

18 семей являются малообеспеченными (доход семьи менее прожиточного минимума на 1-го человека).

Проведя исследование, мы выяснили основные проблемы социально-правовой защиты молодых семей:

– отказ в предоставлении жилищных субсидий;

– не предоставляются некоторые льготы и пособия многодетным семьям, положенные по Закону;

– отказ в улучшении жилищных условий нуждающимся семьям;

– проблемы с обеспечением и оборудованием земельных участков, предоставленных государством семьям.

Причинами данных проблем являются: низкая социально-правовая грамотность данной категории населения и неумение отстаивать свои права, также, в исследовании мы выяснили, что семьям не хватает информационного обеспечения по вопросам социального обеспечения и защиты, ещё в причины следует включить особенности региональной социальной политики (сюда относятся: объёмы финансирования, методы и основные направления реализации социально-значимых проектов на территории региона).

Исходя из результатов исследования можно определить основные пути решения данных проблем:

  1. Реализация проектов по повышению социально-правовой грамотности молодых семей на базах учреждений социального обслуживания населения, а также с помощью социально-ориентированных частных организаций. В нашем исследовании мы выяснили, что молодые семьи периодически обращаются за помощью к частным организациям и остаются вполне довольными оказанными услугами.
  2. Улучшить информационное обеспечение. В первую очередь, необходимо совершенствовать информационные ресурсы государственных учреждений социального обслуживания, также очень эффективным решением будет привлечение частных организаций (о которых говорилось выше) и их ресурсов к информационному обеспечению населения.
  3. Использовать методы общественного контроля за исполнением государственными учреждениями своих функций по социальной защите населения. В данном случае молодые семьи могут воспользоваться законным правом на объединение (например, в общественную организацию) или обратиться к социально-ориентированным организациям, что поможет в реализации социальных прав данной категории населения.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, молодая семья, молодая, социально-правовая защита, информационное обеспечение, категория населения, проблема, социально-правовая защита молодых семей.


Государство всегда уделяло и продолжает уделять пристальное внимание семье как важнейшему институту общества [12]. Среди приоритетных направлений государственной политики можно отдельно выделить демографическую. Так, на сегодняшний день программа повышения рождаемости в стране действует уже тринадцать лет. Базовым нормативным актом в этой сфере является Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», которым было введено понятие «материнский (семейный) капитал» (далее — МСК) — средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных Федеральным законом [11]. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее — 256-ФЗ) претерпевал свое изменение не один раз, и в каждой редакции законодатель прямо или косвенно устранял «белые пятна» [6].

Тем не менее, на практике некоторые очевидные «пробелы» таковыми остаются и по сей день. Так, например, при определении права женщины на дополнительные меры государственной поддержки, особое значение приобретает наличие гражданства на момент рождения ребенка сертифицированного ребенка. Часть 1 статьи 3 256-ФЗ утверждает, что «право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;

2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года;

4) женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года;

5) мужчин, являющихся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2020 года».

Часть 7 статьи 3 256-ФЗ гласит, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) первого, второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей). Иными словами, если у женщины, не имевшей гражданства Российской Федерации на момент рождения ребенка, при рождении потенциально сертифицированного ребенка, право не возникает, даже при условии приобретения ею и (ребенком) детьми гражданства нашей страны после факта рождения [6].Такая позиция была закреплена Верховным судом в Обзоре судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.06.2016. В судебной практике имеется значительное число судебных решений, опирающихся на данную позицию Верховного Суда Российской Федерации. Существует Проект приказа Минтруда, который используется Пенсионным фондом в работе при определении права, и не ставит в зависимость от факта рождения приобретение гражданства по рождению или при приеме в гражданство. [10]

К тому же, важнейшим фактором, влияющим на право на дополнительные меры государственной поддержки, является отсутствие лишения прав на сертифицированного ребенка на основании части 3 статьи 3 256-ФЗ [6]. Такую информацию Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные подразделения вправе получить в рамках межведомственного взаимодействия у органов опеки и попечительства.

Представим ситуацию, бывшая гражданка СНГ приобретает гражданство на себя и на рождённых ею детей. Второй (по информации из заявления такой гражданки) ребенок, рожденный после 2007 года, потенциально дает право своей матери на материнский (семейный) капитал. Возможность проверки очередности рождения, подлинности данных свидетельств о рождении и наличия ограничений в родительских правах, лишения родительских прав, у территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации отсутствует. Выдача сертификата осуществляется на веру заявительнице.

Другим проблемным моментом является выделение доли несовершеннолетним гражданам родителями, которые воспользовались средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий. Какой минимальной долей должен по закону (ч.4 ст.10 256-ФЗ) обладать несовершеннолетний гражданин? Прокуратура следит за выделением доли членам семьи, но ее минимальный размер не имеет прямого отражения ни в одном нормативном акте.

«256-ФЗ определил субъектов (родители и дети), в чью собственность поступает жилое помещение, приобретенное с использованием средств материнского (семейного) капитала, и установлен вид собственности — общая долевая, возникающий у названных субъектов на приобретенное жилое помещение. В соответствии со статьями 38, 39 Семейного кодекса Российской Федерации [4] разделу между супругами подлежит только общее имущество, нажитое ими во время брака.

К нажитому во время брака имуществу (общему имуществу супругов) относятся в том числе полученные каждым из них денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (пункт 2 статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации). Между тем, имея специальное целевое назначение, средства МСК не являются совместно нажитым имуществом супругов и не могут быть разделены между ними. Исходя из положений указанных норм, дети должны признаваться участниками долевой собственности на объект недвижимости, приобретенный (построенный, реконструированный) с использованием средств материнского капитала» [7].

Одной из проблем реализации государственных мер поддержки семей является мошенничество со средствами Пенсионного фонда Российской Федерации. Ярким примером является обналичивание материнского (семейного) капитала через кредитные финансовые учреждения с целью покупки жилья путем предоставления займа. В махинациях с материнским (семейным) капиталом зачастую участвуют оценочные компании. Такие организации за отдельную плату предоставляют фиктивный отчет о состоянии объекта недвижимости, завышая его реальную стоимость в разы. Подобный механизм может использоваться неоднократно. Государству следовало бы ввести некий реестр допустимых, прошедших жесткий отбор финансовых учреждений, предоставляющих заемные средства. Причем непосредственно сами одобренные микрофинансовые организации выдавали бы заем, а не их филиалы. Потому как в договоре и расписке о принятии в члены кредитно-потребительского кооператива значатся без указания делегирования полномочий агенты территориальных подразделений. Или указывают в преамбуле головное учреждение, а подписывает агент территориальной структуры и скрепляется такой договор печатью фирмы с отличным наименованием от головного кредитно-потребительского кооператива. Более того размер ставки, под которую выдается займ, в разы превышает предельный размер, установленный Центробанком на соответствующий квартал.

С покупкой имущества можно связать совершение родственной сделки как прикрытый вид мошенничества.

Близкими родственниками являются родственники по прямой восходящей и нисходящей линии — дети и родители, бабушки, дедушки и внуки, а также полнородные и не полнородные братья и сестры. Сделки между близкими родственниками могут совершаться по общим правилам и должны соответствовать положениям Гражданского кодекса Российской Федерации [2].

Купля-продажа является одной из самых распространенных видов сделок. На сегодняшний день возросло количество сделок между родственниками, по которым они продают друг другу имущество. Если же сделка купли-продажи совершена фиктивно, без реальной передачи денег (например, лишь с целью получения налогового вычета), то такая сделка может быть признана мнимой.

Мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие правовые последствия — ничтожна. Следовательно, необходимо соблюдать все условия законности сделки, в частности представлять доказательства произведения расчета между сторонами. Нарушение этих правил влечет недействительность сделки.

Не соответствует закону продажа одним из супругов другому недвижимости, находящейся в совместной собственности. В данном случае, никакие правовые последствия, а именно отчуждение имущества и переход права собственности к другому лицу не происходит, так как имущество из совместной собственности» поступает» в совместную собственность тех же лиц. Улучшения жилищных условий в семье не происходит, собственно, именно на этот факт делает упор № 256-ФЗ.

Более того, с объемным охватом информатизации оказания государственных услуг, внедрением электронного документооборота возникает еще одна проблема, которая отражена в 256-ФЗ. В Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 12.12.2007 года № 862, в части 8, к примеру, указывается на то, что заявитель может не предоставлять документ-основание (то есть договор купли-продажи, кредитный договор, договор участия в долевом строительстве) [9]. Владелец сертификата на материнский (семейный) капитал в заявление вносит сведения из договора купли-продажи: кадастровый номер и адрес жилого объекта, номер расчетного счета, фамилию, имя и отчество лица, отчуждающего жилое помещение, номер и дату заключения договора. Таким образом, проверка текста договора сотрудниками территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации сводится к нулю. Всегда есть человеческий фактор, так, например, в преамбулу бывают не внесены все сособственники отчуждаемого жилого помещения, а денежные средства переводятся в согласованных долях всем. Таким образом, обработка документов происходит не от первоисточника — договора купли-продажи, а по заявлению обладателя сертификата. Было бы совсем неплохо, если бы заявитель нес бы обязанность по предъявлению договора-основания для перечисления федеральных средств, а не сведений из него.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, государственная поддержка, Пенсионный фонд, ребенок, мера, Верховный Суд, договор купли-продажи, капитал, сертифицированный ребенок, совместная собственность.


В современной России проблема обеспечения жильем молодых семей остается не менее острой, чем в прежние времена. И сегодня тоже одним из основополагающих факторов высокого качества жизни является собственное жилье, отсутствие которого — основная проблема молодых семей.

Предпосылки развития программы «Жилище»

Во времена Советского Союза право на получение бесплатного жилья было официально закреплено в законодательных документах. Даже во времена перестройки в «Основах жилищного законодательства Союза ССР и Союзных республик» (в редакции Закона СССР от 22 мая 1990 года № 1501–1) ст.7 говорилось, что граждане СССР имеют право получать в бессрочное пользование жилое помещение в домах государственного или общественного жилищного фонда. Это право на безвозмездное получение и владение жильем было неоднократно зафиксировано в законодательных документах государства.

За семьдесят лет истории социалистического общества выросло поколение людей, еще не способных к самостоятельному решению таких задач, как решение жилищных проблем. В сознании минимум трех поколений советских граждан укрепилось твердое чувство, что жилье — это бесплатное социальное благо, предоставляемое государством.

Однако в сложные времена перестройки партия оставила народ наедине со своими проблемами, и многомиллионная очередь, «собравшаяся» в списках на улучшение жилищных условий, замерла. С 1987 года по 1992 год объем строительства новых домов снизился почти в два раза — с 73 млн. кв. метров общей площади до 38 млн. кв. метров.

В то время еще были слабые попытки проведения некоторых программ по улучшению жилищных условий — возводились дома, расселялись последние бараки и первые пятиэтажки. Но все же, государство постепенно стало отходить от полного обеспечения жильем своих граждан. В условиях изменяющегося мира быть заказчиком, подрядчиком и собственником жилых помещений, в обязанности которого входит содержание и обслуживание, стало для него непосильной задачей. Частные же строительные организации еще не были готовы к полноценному включению в процесс жилищного строительства.

Первая попытка в направлении улучшения жилищного положения своих граждан была предпринята в 1993 году. 20 июня Постановлением № 595 Совета Министров Правительства Российской Федерации была одобрена Государственная целевая программа «Жилище» [4]. Этим был задан курс на устранение государственной монополии на жилищное строительство и ЖКХ. Десятимиллионная очередь со сроком ожидания 20 лет не добавляла оптимизма. Проведенный анализ доходов показывал, что оплатить строительство или приобретение готовой квартиры могли только около одного процента граждан России.

В то время 80 % жилого фонда в городах России находилось в государственной и муниципальной собственности, поэтому государству поскорее хотелось разделить бремя обязанностей по строительству и содержанию зданий с частными собственниками за счет приватизации, приобретения и развития частного коммерческого жилищного строительства. Программа «Жилище» была направлена на рост доли жилищного фонда в частной собственности.

Жизнь настоятельно требовала поиска новых подходов к решению жилищной проблемы. В 2001 году постановлением Правительства Российской Федерации № 675 была принята новая федеральная целевая программа «Жилище», которая указала пути решения проблемы создания и развития жилищной сферы в современных экономических условиях, и определила основные задачи в этой области на период 2002–2010 гг.

Молодая семья как объект социальной политики государства

Проводимые в молодом Российском государстве реформы оказали на семью неоднозначное воздействие, что не могло не отразиться на ее жизнедеятельности. Резкое снижение доходов большинства семей, дестабилизация брачных отношений, сокращение рождаемости, разрушение устоявшихся нравственно-этические норм и традиций привели к кризису института семьи. Хотя и с некоторым опозданием, но все же это обстоятельство привлекло внимание государства и общества.

Впервые в 2003 году в своем президентском послании В. В. Путин назвал сокращение численности населения одной из острейших проблем российского общества, вызванное продолжающимся падением рождаемости и ростом смертности. Значительные бюджетные средства были выделены на повышение роста рождаемости, в том числе правительством планируется «принять дополнительные меры, стимулирующие рождение в семьях второго и третьего ребенка».

Сегодня одним из основных объектов социальной политики выступает семья. Государственные органы, общественные организации, органы местного самоуправления, производственные коллективы реализуют социальную политику по достижению социальных целей и результатов, связанных с повышением благосостояния населения, улучшением качества его жизни, обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе. Решение жилищной проблемы — один из немаловажных факторов, влияющих на стабилизацию обстановки в стране, как демографической, так социальной и политической.

Во все времена молодежь относилась к одному из самых уязвимых слоев населения. Небольшой профессиональный и жизненный опыт, невысокая зарплата и, как правило, отсутствие накоплений, создают определенные трудности на начальном становлении молодого поколения. Соответственно, заключение брака, рождение ребенка и все связанные с этим проблемы, безусловно, требуют поддержки помощи от государства.

В посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации В. В. Путин отметил жилищную проблему как жизненно важную тему социально-экономической политики государства, а среди ее приоритетных задач — обеспечение граждан доступным жильем. Поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий путем реализации социальной жилищной политики (предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещении) станет основой стабильных условий для жизни молодой семьи, окажет влияние на улучшение демографической ситуации в России. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы молодых граждан России позволит сформировать экономически активный слой населения [6].

Жилищные программы являются основным инструментом в реализации социальной жилищной политики государства. Они нацелены на предоставление конкретной помощи гражданам, которые нуждаются в улучшении жилищных условий.

Одним из механизмов улучшения жилищных условий молодых семей является подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» (далее «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище»).

Первый раз понятие «Молодая семья» на законодательном уровне встречается в разделе «Общие положения» Постановления Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 № 5090–1 «Основные направления государственной молодежной политики в РФ» [3]. Это определение звучит так: «Молодая семья — семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей — без ограничения продолжительности брака), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполных семей с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста».

Со временем возрастные рамки определения «молодая семья» изменились, и в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» на 2002–2010 годы оно звучит уже следующим образом: «Участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи — участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет». Однако подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» носит временный характер и в каждом новом временном периоде может меняться, как произошло с подпрограммами 2002–2010 и 2011–2015 годов.

В сентябре 2005 года Президент России в обращении к Правительству объявил о приоритетных национальных проектах, направленных на улучшение качества жизни и благосостояния народа за счет «инвестиций в человека как в будущее России». Среди четырех основных категорий: образование, жилье, здравоохранение и сельское хозяйство, он выделил приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».

Действующий этап федеральной целевой программы «Жилище» охватывает период с 2011 по 2015 год. Он направлен на достижение двух основных целей: сформировать рынок доступного жилья эконом-класса и обеспечить жильем некоторые категории граждан. Чтобы решить поставленные государством задачи планируется увеличить объем строительства нового жилья в 2015 году до 90 млн. кв. метров (в 2010 году — 53 млн. кв.м.);

Предполагается, что уровень обеспеченности жилплощадью повысится в среднем до 24,2 кв. м на человека (2010 г. — 21,7 кв.м.).

Планируется в течение четырех лет улучшить жилищные условия 90 тысячам семей некоторых категорий граждан за счет средств федерального бюджета и повысить индекс доступности приобретения жилья на 20 %.

Ямал как пример реализации программы обеспечения жильем молодых семей

Забота о молодой семья включает в себя политику Российского государства как в отношении семьи, так и молодежи. Социальная поддержка и защита этой категории населения является приоритетным направлением социальной политики государства и каждого региона в нем в отдельности.

В 2014 году Ямало-Ненецкий автономный округ был официально признан победителем конкурсного отбора на реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011–2015 годы. Правительство ЯНАО и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ подписали Соглашение о предоставлении в 2014 году субсидий из федерального бюджета бюджету округа на софинансирование расходных обязательств, направленных на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище» на 2011–2015 годы».

Демографическая ситуация в регионах страны отличается друг от друга. Анализ отдельных субъектов показал, что регионы по-разному подходят к реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Большинство регионов строго придерживается установленным федеральным Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования. Однако ряд регионов дополнительно принимает свои формы государственной поддержки молодых семей, направленные на приобретение жилья или стимулирование индивидуального жилищного строительства.

На территории округа существуют две программы поддержки молодых семей: федеральная и окружная. «Нельзя сказать, что одна из программ лучше работает, — сказал 17 апреля 2013 года на пресс-конференции, посвященной теме обеспечения жильем молодых семей, заместитель директора департамента строительства и жилищной политики ЯНАО Сергей Карасев. — Средства распределяются 50 на 50 процентов. Можно только подчеркнуть, что региональная программа принята в дополнение к федеральной. В федеральной программе нет такого направления, как выделение ресурсов на участие в долевом строительстве квартир и на приобретение жилья на первичном рынке. Вторая разница касается сугубо нашего окружного новшества по выделению 100 % субсидий для семей, имеющих 5 и более детей и для семей, где воспитывается ребенок-инвалид» [14].

Для того чтобы принять участие в этой программе, молодые семьи, в том числе молодые семьи, имеющие одного и более детей, где один из супругов не является гражданином РФ, а также неполные молодые семьи, состоящие из одного молодого родителя, являющегося россиянином, и одного и более детей, должны соответствовать следующим условиям:

- постоянно проживать на территории Ямала;

- возраст каждого из супругов (либо одного родителя в неполной семье) на день принятия решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не должен превышать 35 лет (не достиг 36 лет);

- семья должна быть признана нуждающейся в жилых помещениях в соответствии с действующим жилищным законодательством;

- семья должна располагать доходами либо иными денежными средствами, достаточными для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» работает с 2004 года и по настоящее время. Значительные объемы бюджетных средств стали поводом к положительной динамике по уменьшению молодых семей — участников программы, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В 2011 году в списках молодых семей на Ямале состояло 4516 семей, из которых 2583 семьи получили государственную поддержку (57,2 % от общего количества очередников), в том числе 93 семьи с тремя и более детьми. К началу 2012 года общая численность молодых семей составила 2808 семей, из которых 1618 семей получили социальные выплаты (57,6 % от общего числа очередников), в том числе 64 семьи с тремя и более детьми. По состоянию на 1 января 2013 года в списках очередников состояли 1594 молодых семьи, 877 из которых смогли улучшить жилищные условия.

До конца 2014 года за счет средств всех источников финансирования планируется оказать поддержку 780 молодым семьям в ЯНАО, что должно составить порядка 45 % от общего количества очередников, состоящих в списке на участие в программе в текущем году. Со всеми муниципальными образованиями подписаны соглашения в рамках подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО» государственной программы округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014–2020 годы». Сейчас в муниципалитетах проходит процедура выдачи свидетельств о праве на получение социальных выплат на приобретение или строительство жилья [14].

«Молодая семья» в Пуровском районе

Территория Пуровского района располагает жилым фондом в 887,3 тыс. кв. метров, который не вполне покрывает потребности населения в жилье. Существующий сегодня жилищный фонд был построен в период активного освоения нефтегазовых месторождений Западной Сибири. В большей степени он представляет собой временное (некапитальное) жилье с истекшим на сегодняшний день расчетным сроком эксплуатации. Согласно данным статистики, в общем объеме жилого фонда района 10 % относится к ветхому и аварийному жилью, требующему расселения. Следует учитывать наличие значительного числа помещений, приспособленных для проживания, — так называемых «балков». В этой связи возникла острая необходимость в строительстве жилья как за счет средств бюджета Пуровского района, так и индивидуального жилищного строительства.

Количество семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении своих жилищных условий на начало 2013 года, составило 2 570 семей. Только для обеспечения потребностей очередников города Тарко-Сале необходимо более 40 000 кв. метров жилья.

В соответствии с Федеральным законом от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления должны обеспечить малоимущих граждан, проживающих в Пуровском районе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. Принятие программы обеспечит эффективное решение приоритетных социальных, экономических и других задач развития района в пределах установленных полномочий органов местного самоуправления.

В результате реализации программы планируется ввести в действие 66 540 кв. метров жилья и обеспечить 706 семей государственной поддержкой на улучшение своих жилищных условий. Основными критериями эффективности программы будут являться: площадь введенных в эксплуатацию квадратных метров жилья и количество семей, получивших государственную поддержку на улучшение своих жилищных условий, а так же ресурсное обеспечение данных количественных показателей.

Поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий является важнейшим направлением жилищной политики в муниципальном образовании Пуровский район. Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки и такая помощь при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации в районе. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы молодых граждан в районе позволит сформировать экономически активный слой населения.

Содействие решению задачи притока молодых специалистов в сельскую местность и закрепления их в аграрном и социальном секторах экономики района предполагает необходимость формирования в сельской местности базовых условий социального комфорта, в том числе удовлетворения их первоочередной потребности в жилье.

Курс на решение проблем

Само право молодых семей, как отдельной категории, на улучшение жилищных условий закреплено на федеральном уровне исключительно положениями подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище».

Анализ реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях позволяет сделать вывод об эффективности данных мероприятий. Ведь только по Пуровскому району за период с 2004 по 2012 годы улучшили свои жилищные условия 1174 молодые семьи.

22 июля 2014 года постановлением правительства ЯНАО утверждено распределение средств федерального бюджета 2014 года между муниципальными образованиями в Ямало-Ненецком автономном округе, участвующими в реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011–2015 годы.

Молодые семьи в России могут улучшить свои жилищные условия. Для этого на федеральном и региональном уровнях действует ряд программ, которые позволяют молодым семьям уменьшить ставки по ипотечным кредитам и займам или получить жилищную субсидию. Разберемся, как молодой семье получить помощь от государства.

Из этой инструкции вы узнаете:

  • Какие есть программы по улучшению жилья для молодых семей.
  • В какой форме предоставляется помощь от государства.
  • Какие семьи могут участвовать в госпрограммах.
  • Куда обращаться за улучшением жилищных условий.
  • Какие документы потребуются для участия в программе.
  • На какой размер субсидии можно рассчитывать.
  • Почему могут отказать в субсидии.
  • Как получить ипотечный кредит или заем молодой семье на льготных условиях.


Какие есть государственные программы по улучшению жилья для молодых семей?

Понятие «программа» довольно часто используется в разных значениях, отсюда путаница в названии различных способов улучшить свои жилищные условия с помощью государства. На федеральном уровне реализуются государственные и федеральные целевые программы. Кроме того, в каждом субъекте Российской Федерации действуют региональные программы.

Основные виды поддержки, оказываемые государством на федеральном уровне, за счет которых молодыми семьями могут быть улучшены жилищные условия, — это:

Госпрограммы по улучшению жилья для молодых семей

1. Молодые семьи могут получить социальные выплаты на приобретение жилья или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках мероприятия ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» ? разд. III Особенностей реализации отдельных мероприятий программы, утв. Постановлением Правительства РФ от № 1050; п. п. 1, 2 Приложения № 1 к Особенностям, утв. Постановлением № 1050 .

По этой программе молодая семья может получить из бюджета средства на покрытие 30–35% доли при покупке квартиры в многоэтажных домах (или на первый взнос при получении ипотечного кредита или займа).

2. Материнский (семейный) капитал (в рамках реализации государственной программы российской Федерации «Социальная поддержка граждан» ? утвержденной постановлением Правительства РФ от № 296 до 31 декабря 2026 года).

Размер материнского капитала

Как купить квартиру на материнский капитал, читайте в нашей инструкции.

3. Возможность получения семьями с детьми ипотечного кредита (займа) на приобретение жилья на льготных условиях — по ставке не выше 6% годовых ? в рамках реализации постановления Правительства РФ от №1711 .

Подробнее о государственной программе льготного кредитования читайте в инструкции: Как воспользоваться «Семейной ипотекой»?

4. Возможность получения ипотечного кредита (займа) на приобретение жилья на территории Дальневосточного федерального округа на льготных условиях — по ставке не выше 2% годовых ? в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от № 1609 .

Подробнее о льготной ипотеке под 2% годовых на жилье, расположенное на территории Дальневосточного федерального округа (ДФО) читайте в нашей инструкции.

5. Возможность получения единоразовой выплаты на погашение ипотечного кредита (займа) в размере 450 тыс. рублей ? в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от №1170 .

Кроме того, в регионах действуют различные программы и подпрограммы, при участии в молодым семьям предоставляется финансовая поддержка в размере 30–40% от стоимости жилья. Иногда социальную выплату можно потратить не только на покупку жилья, но и на строительство жилого дома.

Некоторые муниципальные власти выделяют дополнительные средства из региональных бюджетов на помощь молодым семьям. Этими средствами можно оплатить до 50–60% от стоимости покупки жилья или строительства. Поэтому начинать поиск способа получить от государства помощь с жильем лучше с сайта местной администрации в своем регионе.

Размер компенсации региональных программ

В какой форме предоставляется помощь от государства?

Как правило, программы с государственной помощью семьям делятся условно на два типа:

  • Те, что дают возможность оформить ипотечный кредит/заем по сниженной ставке в ряде банков и некредитных организаций;
  • Те, что дают право на получение субсидии, суммарная величина которой может покрыть до 50% цены жилья в отдельно взятом регионе страны.

Форма предоставления помощи от государства

Кто может участвовать в госпрограммах по улучшению жилищных условий?

Условия участия могут быть разными, в зависимости от конкретной программы. Как правило, их участники должны быть гражданами России, нуждаться в улучшении жилищных условий, а также быть способными выплатить разницу в цене за квартиру (или другое жилье), которую не покроет субсидия (это можно сделать с применением ипотечного кредита или займа). Чтобы доказать государству свою платежеспособность, нужно быть официально трудоустроенными.

  • Семейная пара должна состоять в официальном браке;
  • Каждому из супругов должно быть меньше 35 лет;
  • Может участвовать и неполная семья, например, один родитель в возрасте до 36 лет и один ребенок или несколько несовершеннолетних детей.

В некоторых программах также могут участвовать семейные граждане в возрасте до 35 лет (включительно), проживающие в следующих условиях:

  • в аварийных домах и непригодных для жизни постройках;
  • в помещениях, не обеспеченных холодной и горячей водой, канализацией, газом, электричеством;
  • в общежитиях без временной прописки;
  • в коммунальных квартирах или комнатах по соседству с людьми, страдающими хроническими заболеваниями, например, психическими или кожными.

Какие семьи считаются нуждающимися в жилье?

Претендовать на помощь государства с жильем могут не все молодые семьи, а только те, кого признают нуждающимися в улучшении жилищных условий. Обычно для этого нужно доказать местной администрации, что размер имеющейся у семьи жилплощади не превышает норму для этого региона (норму общей площади жилого помещения на человека устанавливают органы местного самоуправления ? пункт 2 статьи 685 Гражданского кодекса Российской Федерации . В большинстве российских регионов, включая Москву, этот показатель составляет 18 м² на человека, а если семья проживает в коммунальной квартире или доме барачного типа, то минимальная норма площади на одного человека — 20 м².

Норма жилой площади

Участвовать в некоторых госпрограммах могут только малоимущие семьи, то есть те, в которых доход на человека ниже прожиточного минимума по региону. При этом берутся в расчет доходы всех членов семьи — студенческие стипендии, пенсии, алименты и прочее. Этот статус можно получить в отделе социальной защиты населения по месту регистрации, а затем надо каждые 6 месяцев приносить справки обо всех доходах семьи, чтобы подтвердить его.

При этом работники соцзащиты также принимают во внимание остальное имущество семьи, чтобы оценить ее финансовое положение. Если отдел соцзащиты принимает решение о том, что данная семья в ближайшие 20 лет не сможет самостоятельно купить квартиру, он признает ее малоимущей.

Кто может получить субсидию вне очереди

Иногда субсидии и право на льготную ипотеку предоставляются вне очереди, например:

  • Если жилье, где проживает молодая семья, непригодно для использования и не может быть улучшено (например, аварийные дома или слишком тесные помещения);
  • Если у одного из супругов выявлено серьезное хроническое заболевание. В этих случаях в муниципальный жилищный отдел нужно предоставить медицинскую справку.

На какой размер субсидии можно рассчитывать?

Размер субсидии во многом определяет состав семьи:

Размер субсидии

  • бездетная семейная пара может претендовать на компенсацию 30% от стоимости жилья;
  • семья с одним ребенком — 35%;
  • в семье двое детей — 40%;
  • трое детей и более — 50%.

В ряде регионов России молодая семья вправе рассчитывать на более крупную компенсацию — до 70–80% от цены приобретаемого объекта недвижимости.

Может ли семья получить жилье от государства бесплатно?

Нет. Государственные программы не подразумевают обеспечение граждан жильем (улучшение жилищных условий) на бесплатной основе. Чтобы улучшить жилищные условия, придется задействовать в том числе и собственные финансы.

Куда обращаться за улучшением жилищных условий?

Стоит начать с местной администрации, например, администрации населенного пункта, а если речь идет о большом городе — со специального ведомства. Например, в Москве эти вопросы решает Департамент жилищной политики и жилищного фонда, в — центр доступного жилья.

Там вы узнаете о действующих программах и сможете получить актуальную информацию о том, как стать их участником, в том числе взять все нужные формы заявлений и изучить перечень документов.

Отсутствие жилплощади или ее негодное состояние требуется подтвердить конкретными документами. Решение о том, нуждается ли семья в жилье, принимается в индивидуальном порядке после изучения ее материального положения и поданных документов. Как правило, по обращению выносится постановление о признании заявителя нуждающимся в жилье и постановке его на учет или мотивированный отказ. Еще раз стоит подчеркнуть, что без использования личных средств не обойтись. По мере возможности рекомендуется использовать материнский капитал и ипотечный кредит или заем, а также дополнительные меры поддержки для многодетных семей на погашение ипотеки.

За получением ипотечного кредита (займа) на льготных условиях следует обращаться в кредитные или некредитные организации, принимающие участие в реализации соответствующих государственных программ.

Оформление материнского (семейного) капитала следует начать с обращения в Пенсионный фонд РФ. Теперь оформить документы на получение МСК можно также в Многофункциональном центре, а начиная с середины апреля должна появиться возможность оформления документов на выплату и через банк, который предоставил ипотечный кредит.

За получением выплаты в размере 450 тыс. рублей на погашение ипотеки следует обратиться к своему кредитору.

Куда обращаться за улучшением жилищных условий?

Какие документы нужны для участия в программе?

Итоговый список документов может меняться от программы к программе, но велика вероятность, что вам понадобится большая часть из следующих документов (приведен список документов для участия в программе «Молодая семья»):

подписанное заявление об участии в программе в 2 экземплярах (один экземпляр останется у вас);

паспорта всех членов молодой семьи, свидетельства о рождении детей и копии;

свидетельства о браке и копии(только для полных семей);

документы, подтверждающие, что вы нуждаетесь в улучшении жилищных условий, например, технический паспорт на квартиру, подтверждающий, что на каждого члена семьи приходится площадь меньше региональной нормы;

финансовые документы, например, выписка по банковскому счету и справка о доходах , чтобы подтвердить, что сможете выплачивать ипотечный кредит или заем;

сведения о регистрации каждого члена семьи;

реквизиты банковского счета.

Кроме того, вам могут понадобиться:

сертификат на материнский (семейный) капитал (при его наличии);

справка о составе семьи из управляющей компании;

выписка об отсутствии долгов по коммунальным платежам;

документы на жилье, которое планируется приобрести.

Все эти документы нужно подать в местную администрацию и ждать решения. Если все документы одобрены, вы получаете сертификат на покупку жилья (свидетельство о праве на получение социальной выплаты).

С этим сертификатом нужно будет обратиться в банк, в котором будет открыт специальный счет для перечисления социальной выплаты в размере 30% от стоимости покупаемого жилья, а для семей с детьми — 35% и более. В документе будет прописан размер социальной выплаты, срок ее действия и дата, до которой сертификат нужно предъявить банку. Субсидия поступит на спецсчет после того, как вы выберете квартиру и банк одобрит сделку (будь то сделка или договор по ипотечному кредиту/займу).

Чтобы получить льготы на приобретение жилья от государства, нужно подтвердить наличие остальной суммы, необходимой для приобретения жилья. Без этого субсидия не предоставляется.

Почему могут отказать в предоставлении льготы?

Отказать могут по следующим причинам:

  • Пакет документов собран не в полном объеме;
  • Сведения даны неправильно или неправдиво;
  • Семья ранее уже участвовала в других программах;
  • Претендент или полученный им ранее ипотечный кредит (заем) не подпадает под условия программы;
  • Семья не может доказать финансовую состоятельность (наличие постоянной работы) для выплаты ипотечного кредита или займа;
  • Наличие у семьи собственной недвижимости, если это противоречит условиям программы.

Отказ в предоставлении сертификата на получение выплаты или субсидии должны выдать в письменном виде. В документе обязательно должны быть указаны причины, то есть факты, которые препятствуют включению гражданина в очередь на жилье, с указанием правовых норм, которые будут нарушены в случае одобрения. Уполномоченные лица, оповещая гражданина об отказе, должны пояснить, чем оно было мотивировано, и указать, где он допустил ошибку. Возможно, потребуется донести документы или запросить новые.

Если вы считаете, что вам отказали незаконно, то можете обжаловать решение в суде. В этом случае стоит обратиться к юристу — тот разберется с деталями, составит план действий, соберет пакет документов и обжалует отказ от постановки на учет. Здесь важно сразу все сделать правильно, поскольку обжаловать решение государственных органов в суде можно только один раз — и если суд вынесет решение не в вашу пользу, повторно подать иск по тому же вопросу не получится. Если вы собрали весь пакет документов, разобрались с деталями и подобрали опытного юриста, шансы выиграть дело и в будущем получить недвижимость по субсидии или с помощью государства возрастают.

Как молодой семье получить льготы при получении ипотечного кредита (займа)?

Получить ипотечный кредит (заем) на льготных условиях молодая семья может в следующих случаях:

  • Если получит субсидию по федеральной программе по улучшению жилищных условий (например, «Молодая семья»), с помощью которой можно сделать первый взнос;
  • Если воспользуется льготным кредитом по государственным программам для семей с двумя и более детьми или «Дальневосточная ипотека»;
  • Если воспользуется предложением конкретного банка или некредитной организации, многие из которых предлагают молодым семьям пониженную ставку по ипотечному кредиту или займу.

Например, льготные условия по ипотечному кредиту можно получить благодаря программе «Семейная ипотека». Это ипотечная программа для семей, в которых с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года родился первый ребенок или последующие дети.

Семейная ипотека

Ипотечный кредит можно оформить до 1 марта 2023 года. При этом ставка составит не более 6% годовых (не более 5% для жителей ДФО).

Рассчитать семейную ипотеку можно здесь.

Отдельные условия льготного кредитования для жителей Дальневосточного федерального округа предусмотрены программой «Дальневосточная ипотека» ? условия которой утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от № 1609 . Ставка по таким кредитам не превышает 2% годовых.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: