Согласование интересов государства и социальных групп это

Обновлено: 28.04.2024

Проблема взаимодействия государства и групп – социальных, экономических, функциональных – занимает важное место в политической теории, в частности при анализе субъектов политики, в исследованиях функционирования современных демократий, взаимосвязей гражданского общества и государства. Именно усложнение структуры гражданского общества и его связей с государством актуализировало эту проблему уже на рубеже XIX и XX веков. Тогда научная мысль активно подталкивалась и идеологической борьбой между различными направлениями общественно-политических движений, пытавшихся представлять интересы рабочего класса и других слоев населения. В начале ХХ сложились три теоретические модели взаимодействия государства и групп – синдикализм, корпоративизм и плюрализм.

Синдикализм (от фр. синдикат – профсоюз) видел будущую организацию общества как систему отдельных, добровольных, неконкурирующих, не иерархически организованных единиц (синдикатов), властно распределяющих ценности автономно, без вмешательства государства. Идеологи революционного синдикализма (Ж.Сорель, Г.Лягардель, Э.Берт), отвергая политическую борьбу и политические организации, считали высшей формой организации рабочего класса профсоюзы, которые должны взять под свой контроль и управление средства производства. Они выступали за тактику «прямых действий» (саботаж, бойкот, забастовки), а высшей формой борьбы определяли всеобщую экономическую ставку. Другой вариант синдикализма – солидаристский – был выдвинут видным французским ученым Л.Дюги. Он видел задачи синдикализма в компромиссе между трудом и капиталом, в укреплении социальной солидарности. Он предполагал перспективу возникновения федерации классов, организованных в синдикаты, отношения между которыми будут регулироваться соглашениями, основанными на взаимных уступках.

Корпоративизм (от лат. корпорацио – объединение, союз) возник как концепция государственного устройства, согласно которой отношения между трудом и капиталом регулируются государством, организующим и контролирующим с этой целью профессионально-отраслевые корпорации – в виде отдельных, принудительных, неконкурирующих, иерархически организованных единиц. Концепция корпоративизма была использована в фашистских государствах как основа социальной политики тоталитарного режима. Корпоративизм являлся идеологическим прикрытием политики всеобъемлющего контроля над предпринимателями и трудящимися со стороны правительства и правящей партии. В послевоенные годы вместо понятия «корпоративизм», дискредитированного фашизмом, в научной литературе стали использовать понятия «неокорпоративизм», «либеральный корпоративизм», «корпоратизм». Этими понятиями стали обозначать сложные и подчас разноплановые процессы взаимодействия государства и групп, направленного на выработку согласованной политики, в том числе так называемый «трипартизм» (сотрудничество государства, профсоюзов и предпринимательских организаций). В корпоративистской модели взаимодействия государства и групп приоритет отдается согласованию интересов (а не стихийной конкуренции), а инициатива и доминирующее положение в процессе согласования принадлежит государству, которое наделяет определенные большие организованные группы «монополией на представительство в своей области в обмен на известный контроль за подбором лидеров и артикуляцией требований и приверженностей» (Ф.Шмиттер. Неокорпоратизм. // Полис, 1997, № 2, с. 15).

Плюрализм исходит из наличия в обществе большого разнообразия интересов и, соответственно, групп, представляющих эти интересы. При этом имеется в виду весь спектр существующих в обществе интересов – экономических, социальных, политических, культурных, этнических, религиозных, региональных, отраслевых, экологических и т.д. Не отрицая политический статус личности как первичного источника власти и субъекта политики, сторонники плюрализма политический процесс рассматривают как межгрупповое взаимодействие, баланс в конкуренции интересов, в межгрупповых конфликтах и компромиссах. Это взаимодействие имеет преимущественно горизонтальный характер, а государству отводится роль окончательного арбитра, гарантирующего социальную справедливость, соблюдение законов и правил игры в конкуренции интересов.

Синдикализм, корпоративизм и плюрализм в начале ХХ века служили преимущественно в качестве некоторой утопической модели в поисках вариантов «идеальной политики» в сфере соотношения группы-общество-государство.

В последствии синдикализм утратил влияние как общественное движение, хотя некоторые синдикалистские тенденции все еще встречаются в профсоюзном движенииряда стран. Что же касается корпоративизма и плюрализма, то эти понятия сегодня используются в научных исследованиях в качестве теоретико-аналитического инструмента для выявления особенностей реально сложившихся демократий заинтересованных групп. При этом в последние годы исследователи указывают на необходимость преодоления чрезмерно жесткого разграничения плюралистических и корпоративистских моделей описания взаимодействия гражданского общества и государства. В реальной действительности эти модели в ряде стран сосуществуют и даже взаимодействуют, хотя основным концептом современных теорий демократии остается плюрализм.
(к содержанию)

В концепциях плюралистической демократии центральным элементом политической системы признается заинтересованная группа, участвуя в которой личность и реализует, по большей части, свою политическую субъектность. Именно группы интересов, наряду с политическими партиями создают основные механизмы опосредования отношений граждан с государством.

Группами интересов принято называть добровольные объединения, формирующиеся с целью выражения и отстаивания своих политически значимых интересов в отношениях с государством и другими политическими институтами. Многообразие интересов в современном обществе обусловливает деятельность многочисленных разнообразных и разноплановых общественных объединений. Они представляют интересы социальных, национальных, конфессиональных, региональных и других человеческих общностей, служат формой их коллективного действия. Вместе с тем для индивида участие в группах интересов – это и способ самореализации и самовыражения в общественной и политической практики, форма гражданской активности. Для политической системы наличие многообразных групп интересов – это укрепление прямых и обратных связей с гражданским обществом, эффективная система представительства социальных интересов.

Группы интересов выполняют важные общественные функции. Главными среди них являются функции артикуляции и агрегирования интересов. Артикуляцией называют процесс выявления, четного формулирования интересов людей, входящих в группу, выдвижение конкретных требований и лозунгов. В процессе агрегирования интересов множество частных интересов, ожиданий, потребностей сводятся в единые требования и программы, отражающие общегрупповые цели. Представляя определенные интересы, выдвигая требования и программы, группы интересов выполняют важную функцию информирования власти о наличии той или иной общественно значимой проблемы и желательных способах ее решения. Группы интересов могут предоставить органам власти экспертные разработки по интересующим их проблемам, а также делегировать своих экспертов для работы в различного рода консультативных советах и комиссиях, влиять на отбор кадров соответствующих властных структур. Таким образом, реализуется еще одна важная функция групп интересов – функция формирования и рекрутирования политических элит.

Отстаивание интересов группы в ее отношениях с властью придает группе интересов функции давления на власть. Акцентируя внимание на эту функцию групп, аналитики часто используют понятие «группа давления». Имеются в виду такие группы, которые не стремятся к овладению властью, но оказывают на нее воздействие с целью реализации определенных групповых интересов.

Понятие «группа интересов» шире, чем понятие «группа давления». Значительная часть интересов большинства групп реализуется в рамках гражданского общества помимо властных структур. Лишь тогда, когда осуществление коллективного интереса группы требует принятия властных решений, она превращается в группу давления. Для одних групп (в сферах религии, культуры, спорта, досуга и отдыха) эта трансформация может носить лишь эпизодический характер, для других же (организованные группы в политической, экономической, социальной сферах) – постоянный.

Вместе с тем группой давления называют и относительно узкую группу лиц, которая в интересах более широкой заинтересованной группы оказывает непосредственное воздействие на органы законодательной и исполнительной власти при принятии тех или иных решений. В американской политической практике такая деятельность получила название «лоббизма» и стала предметом правового регулирования. Американские лоббистские организации не являются самостоятельными группами интересов. Это профессиональные организации, выполняющие заказы различных групп интересов. В более широком смысле лоббированием принято называть отстаивание интересов тех или иных заинтересованных групп депутатами парламента, парламентскими фракциями при распределении бюджетных средств, определении налоговой и таможенной политики и т.д.

Кроме органов государственной власти объектами давления могут быть политические партии, а также общественное мнение. Основными средствами воздействия групп давления являются информирование и консультирование органов власти и официальных лиц, организация кампаний в средствах массовой информации с целью формирования общественного мнения в пользу требуемых группе решений, угроза отказа в поддержке на выборах, различные акции протеста и т.п. Возможны и скрытые формы воздействия с использованием личных связей членов группы в руководящих кругах. Иногда такое воздействие может принять форму коррупции. Следовательно, можно различать законные и незаконные способы деятельности групп давления. В разоблачении незаконных действий таких групп важную роль играют свободные СМИ. Очевидно, что различные группы интересов обладают неодинаковыми ресурсами давления на власть. Эти ресурсы зависят от экономических и финансовых возможностей группы, ее численности, сплоченности, информированности, наличие или отсутствие личных связей в органах власти.

  • организованные группы в экономической сфере и в сфере трудовых отношений (предпринимательские ассоциации, союзы потребителей, профсоюзы);
  • организованные группы в социальной сфере (объединения ветеранов, общества инвалидов, благотворительные союзы);
  • организованные группы в сфере досуга и отдыха (спортивные союзы, союзы филателистов и т.д.);
  • организованные группы в сфере религии, науки и культуры (церкви, секты, научные ассоциации, союзы художников, писателей, артистов и т.д.);
  • организованные группы в политической сфере (экологические движения, движения за мир, за права женщин, молодежи, национальных меньшинств и т.д.).

Организационно-правовые формы общественных объединений граждан в Российской Федерации даны в Федеральном законе «Об общественных объединениях», принятом Государственной Думой в 1995 году.

В этом документе общественное объединение определяется как наиболее широкое понятие, включающее в себя различные организационные формы, в которых реализуется конституционное право граждан на объединение. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Закон устанавливает организационно-правовые нормы таких объединений: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности.

Формирование и функционирование всех форм общественных объединений основаны на принципах добровольности, равноправия их членов, самоуправления и гласности. Граждане вправе создавать по своему выбору общественное объединение без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления. Государственная регистрация необходима лишь для приобретения прав юридического лица. Закон не допускает вмешательства органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательства общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Общественные организации и общественные движения имеют ряд существенных различий. Отличие организационного характера состоит, прежде всего, в том, что общественная организация основана на фиксированном членстве, а общественное движение состоит из участников, но не имеет фиксированного членства.

Общественные движения представляют собой более широкие, массовые и менее формализованные объединения, чем общественные организации. Подчас они включают в себя различные общественные организации, объединяющиеся в движение для решения одной крупной социально-политической проблемы.

В отличие от политических партий общественные движения стремятся воздействовать на власть, но, как правило, не добиваются власти. Исключения составляют общественно-политические движения, созданные в качестве избирательных объединений, или находятся на этапе трансформации в политическую партию.

Общественно-политические движения в своем развитии обычно проходят несколько этапов. В начале возникает инициативная группа, которая обнародует основную цель движения, затем происходит расширение круга активистов и подключение к движению различных организаций, для которых приемлема провозглашенная цель. На этом этапе возможно проведение общего форума движения, на котором более четко формулируются идеи и требования. При этом нередко создаются координационные органы, но все же движение в отличие от партии обходится без формальной внутренней иерархии, систематической дисциплины, единой структуры. В дальнейшем общественно-политическая деятельность может привести к трансформации движения в общественно-политическую организацию или к затуханию движения в силу реализации первоначальной цели или отсутствия перспективы ее достижения.

Для общественных движений приемлема предложенная выше классификация по сферам деятельности. Наибольшей включенностью в политический процесс отличаются те движения, которые конституируются как общественно-политические. По своему характеру и ориентациям они подразделяются на революционные, реформаторские, консервативные, контрреволюционные. По социально-демографическому признаку различаются молодежные, студенческие, женские, ветеранские движения.

Наконец, необходимо различать понятие «общественное движение» как организационно-правовую форму общественного объединения граждан от понятия «социальные движения», обозначающего совокупность действий по реализации и защите интересов тех или иных социальных слоев или конкретных интересов глобального характера (рабочее движение, студенческое движение, антиядерные, пацифистские, экологические движения). Так, например, рабочее движение - это неформальная совокупность всех организаций и движений, которые своей основной целью выдвигают защиту тех или иных интересов рабочего класса.
(к содержанию)

Социальная политика это деятельность государства или общественных институтов по согласованию интересов различных социальных групп и социально-территориальных общностей в сфере производства, распределения и потребления, позволяющая согласовать интересы этих групп
с интересами человека и долговременными целями общества. Цель социальной политики — регулирование и согласование интересов для устойчивого и сбалансированного развития общества, достижения социального мира и устойчивого согласия.

Согласование интересов — гораздо более важная цель, чем удовлетворение интересов любой, самой почтенной или самой перспективной социально-возрастной группы. Совершенно очевидно, что общество устроено так, что нельзя «дать» кому-то что-то, не забрав, не «отняв» у другой группы населения. Дискуссии о том, какой крен для общей лодки выгоднее, бессмысленны, необходимо искать способ держать ее в равновесии.

Государственную социальную политику можно представить как
баланс сил, как степень согласия по текущим и перспективным решениям, программам социального устройства и переустройства. В соответствии с этим можно обозначить круг проблем теории социальной политики. К ним относятся, во-первых, социальные условия жизни различных групп, структура социальных условий, границы минимальных и максимальных условий жизни, проблемы человеческих потребностей и структуры условий жизни. Во-вторых, социальная стратификация общества, ее признаки, ресурсное состояние групп и классов, динамика социально-классовых структур. В-третьих, это роль государства в изменении отношений социальных классов к условиям жизни или социально-экономиче-скому положению, правовая оформленность этих отношений, проблемы формы собственности.

Вопросы социальной политики тесно связаны с системой социальной защиты — поддержкой материнства и детства, пожилых и инвалидов,
с проблемами занятости населения, многозначностью и полифункциональностью труда и жизнедеятельности субъектов, возрастанием роли институтов профориентации, дополнительного образования и правового регулирования в сфере занятости.

Государственная политика в сфере занятости осуществляет конституционные права граждан на свободное использование способностей и выбор деятельности. Условия успешной политики занятости включают
эффективность труда, системы переподготовки, развитие рабочих мест, сведение к минимуму рудиментов нерыночных отношений, скрытой безработицы и занятости, достижение определенности статуса занятости, интеграцию службы занятости в общую систему социального регулирования.

Разработка эффективной социальной политики является одной из важнейших задач новой российской власти. От того, как будет решаться эта задача, зависят не только условия жизни простых русских людей, но
и перспективы социального и экономического развития страны, обеспечение национальной безопасности, сохранение российского государства. Кроме того, ориентация социальной политики на рыночный тип ее организации выдвигает на первый план задачу специальных исследований, которые ясно определяют роль и место социальной политики в системе государственного управления. К сожалению, следует признать, что
не смотря на имеющиеся достижения и наработанный опыт в сфере социального обслуживания, в настоящее время социальная политика в России, в прикладном ее понимании, на низком уровне реализуется пока еще слабо и не эффективно. Ее процессы управляются часто некомпетентными кадрами специалистов, которые не имеют соответствующей подготовки.

Механизмы реализации социальной политики в российском обществе характеризуются, по мнению исследователей, реально существующими трудностями, такими как:

1) образовавшийся «разрыв» между поставленными самой жизнью
социальными проблемами и возможностями финансово-экономического, организационного и управленческого плана;

2) противоречия между декларируемыми федеральным центром, региональными и местными властями целями и задачами социальной политики, с одной стороны, и реальными мерами по их осуществлению —
с другой;

3) противоречия между органами социальной политики социального центра и регионов, которые охватывают сферы компетенции, управления и организацию конкретной предметной работы и реализации социальных программ;

4) противоречия, обусловленные явным несоответствием между необходимыми сегодня новыми информационными технологиями в управлении социальной сферой и современным состоянием управленческой деятельности как на федеральном, так и на национально-территориальном
и территориально-административном уровне.

Политическая сфера общества функционирует как целостное образование благодаря политическим отношениям, соединяющим вертикальными и горизонтальными связями политические структуры общества. Политические отношения реализуются через политическую деятельность и проявляются непосредственно как практическое взаимодействие субъектов политики.

Политические отношения -это взаимосвязи субъектов политики по поводу завоевания, распределения, использования, удержания и развития политической власти. Политические отношения - это своеобразный способ регулирования взаимодействия социальных субъектов в политической власти.

Политические отношения могут носить характер непосредственных (прямых) или косвенных (опосредованных) связей между субъектами политики. При непосредственной связи между ними присутствует прямой контакт. Опосредование политического взаимодействия может происходить не только через социальные предметы в вещной, знаковой и институциональной форме, но и через субъектов политики - индивидуальных и совокупных. Непосредственное политическое отношение - это прямая замкнутость субъекта политики на другой субъект. Между ними нет другого субъекта, который бы активно влиял на содержание взаимодействия, на характер направляющих его целей. Опосредованное политическое отношение между субъектами предполагает участие одного или нескольких субъектов в роли активной опосредующей силы. Но отсутствие непосредственной связи между субъектами не означает отсутствия отношений между ними. Так, неконтактные отношения между членами партий существуют независимо от их личного знакомства и опосредуются деятельностью руководящих органов.

Любые политические отношения - это продукт взаимодействия субъектов, ибо в нем они создаются и изменяются. Они могут осуществляться в различных видах. К ним относятся:

Ø политическое несотрудничество (политическая борьба);

Ø политическое сотрудничество (содействие, консолидация);

Ø политический конфликт;

Ø политический компромисс;

Ø социальный (политический) консенсус.

Понятие «политическая борьба» отражает широкий спектр взаимодействий субъектов политики в рамках определенной социальной системы. Эти взаимодействия предназначены для самосохранения, развития, функционирования одних субъектов политики за счет других посредством их устранения, принуждения или подавления. Политическое сотрудничество обеспечивает самосохранение, развитие, функционирование взаимодействующих субъектов путем их взаимной поддержки, упрочения, кооперации усилий и т.д. Политическая борьбапредставляет собой конфликтное обоюдное противодействие субъектов политики, их ассоциаций, преследующих противоположные или несовместимые цели. Она является важнейшей движущей силой политики, непосредственно определяющей развитие политических событий. Борьба зарождается на основе определенных противоречий и проявляется через множественность ее конкретных видов (конкуренция, война, восстания, революции и т.д.).

С точки зрения последствий различают три основных вида политической борьбы:

· борьба, стимулирующая взаимодействующие стороны к более интенсивному развитию (например, борьба партий за влияние);

· борьба, приводящая к уничтожению, ослаблению одной из сторон либо к ослаблению обеих сторон (например, гражданская война);

· борьба, качественно изменяющая взаимодействующие стороны и их положение в политическом процессе (например, захват государственной власти).

Политическая борьба реализуется в двух основных формах: практически-политической и политико-идеологической. Практически-политическая борьбаможет вестись либо мирными средствами (политическая игра, давление, компромиссы, участие в выборах и т.д.), либо вооруженными (вооруженные столкновения, демонстрация военной силы, вооруженное восстание, вооруженное подавление и т.д.). Возможны также различные комбинации этих средств борьбы. Политико-идеологическая борьбареализуется посредством борьбы различных политических концепций, пропаганды содержащихся в них идей и агитации за их реализацию. В моменты своего наивысшего обострения эта борьба может перерастать в психологическую войну. Идеологическая борьба - это показ и отстаивание социально-политическими силами своего мировоззрения, образа жизни, принципов и идеалов. Психологическая борьба подменяет идеологическую дезинформацией, апелляцией не к разуму, а к нездоровым инстинктам людей, игрой на низменных чувствах, распространением политических слухов, инсинуаций и т.д. При этом используются запугивание, политический террор, заведомо ложные, фальсифицированные материалы, подлоги и пр. Политическая борьба может реализоваться под открыто политическими лозунгами. Она способна и преднамеренно, и непреднамеренно камуфлироваться религиозными или иными формами борьбы.

Ход борьбы зависит от соотношения противостоящих сил, имеющихся и используемых потенциальных возможностей.

При анализе политической борьбы выделяют три группы возможностей сторон: материальные, информационные и организационные. Материальные возможности сторон включают в себя:

а) людские ресурсы (численность населения, составляющего социальную опору данной политической организации и ее качественные характеристики, прежде всего степень морально-политической готовности и технической подготовленности к участию в борьбе);

б) экономические ресурсы (производительные силы, которые могут быть использованы для материально-технического оснащения участников борьбы, в первую очередь военно-экономический потенциал и финансовые ресурсы);

в) арсенал политического действия (состав и боеспособность вооруженных сил, военизированных организаций, других материальных сил);

г) свойства пространства, которые контролируются и используются данной политической организацией.

К информационным возможностям относятся:

а) полнота, надежность и своевременность осведомленности сторон об обстановке политической борьбы;

б) объем и качество научно-технических знаний, которые могут быть использованы в борьбе, и возможности их наращивания.

В организационные возможности сторон входят:

а) состояние собственных и коалиционных органов управления борьбой (как органов, принимающих решения, так и штабных аппаратов);

б) уровень кадрового состава органов управления;

в) эффективность нормативной системы, регламентирующей действия участников борьбы.

Возможности сторон не ограничиваются лишь этими параметрами. Можно также выделить возможности сторон в обеспечении прочных и сильных союзов с другими социально-политическими силами, социально-психологические и идеологические возможности (степень сплоченности и боевитости сторон, наличие опыта политической деятельности, уровень престижа в обществе борющихся сторон), возможности (степень и широта) идеологического воздействия и т.д., личностные возможности сторон (наличие ярких лидеров, компетентных руководителей, дальновидных теоретиков, степень убежденности и решительности последователей и т.д.).

В политической борьбе весьма значительна роль используемых средств и искусства их применения. От наличия разнообразных средств и умения их своевременно применять во многом зависит степень остроты, интенсивности и напряженности политической борьбы. Она может иметь характер скрытой или открытой полемики, критики, психологического давления, переходить к экономическому принуждению, эпизодическому применению оружия, наконец, к открытым массовым вооруженным столкновениям.

Политическая борьба может вестись между индивидуальными и коллективными субъектами политики. Борьба между политическими деятелями, лидерами и иными профессиональными политиками обусловлена социально-групповыми интересами совокупных субъектов политики. Ведь политические деятели - это прежде всего выразители интересов и воли определенных социальных групп. В основе политической борьбы между индивидами могут также лежать их личные интересы, амбиции, пристрастия, например, властолюбие.

При всем значении индивидуальной политической борьбы политика - это прежде всего борьба партий, ассоциаций, движений, это межгрупповая борьба. Именно она решает исход политических событий. Однако в любом случае политическая борьба - это такая ситуация взаимодействия, которую порождают две причины:

1) субъекты политики преследуют несовместимые цели либо отстаивают несовместимые ценности;

2) субъекты в острой конкурентной борьбе стремятся одновременно к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута только одним из них.

Как средство достижения этих целей политическая борьба предстает в виде многообразных форм контакта субъектов с применением принуждения (физического или психологического) либо в рамках общепринятых норм, либо вне их. Этим она отличается от другой формы политического взаимодействия - сотрудничества.

Политическое сотрудничество - это специфический вид взаимодействия субъектов политики, в процессе которого они способствуют взаимной поддержке, взаимной безопасности и взаимному сохранению. Оно может выполнять функцию источника политического развития, а может быть и его тормозом. Политическое сотрудничество возможно как между однородными субъектами политики (например, между партиями), так и между разнородными (при решении экологических проблем, проблем преступности и т.д.). Один и тот же субъект способен находиться в состоянии борьбы с первым, сотрудничества со вторым и относительного нейтралитета с третьим субъектом.

Реализация политической деятельности и политического развития идет через борьбу, через противоречия. Однако само противоречие и борьба возможны в политике лишь при наличии содействия. Иначе противоборствующие в политике стороны поглотили бы и друг друга, и общество. В то же время политическое содействие, сотрудничество без борьбы ведет к застою общества. Борьба и сотрудничество - две основные формы развертывания политической деятельности.

Важнейшей разновидностью политического содействия является кооперация- такое взаимодействие субъектов политики на базе общности их целей и задач, которое ведет к обоюдополезному результату. Политическую жизнь, как и всю общественную, трудно представить без кооперации в различных ее формах. Существенными чертами кооперации являются совместимость деятельности; технологическое взаимодействие на основе разделения функций; целенаправленность и программирование деятельности и др.

Политическое содействие осуществляется не только в виде кооперации, оно может носить также характер политических консультаций между различными социально-политическими силами. Консультациибывают либо эпизодические, либо постоянные, в рамках определенных организационных форм. Одной из их разновидностей является представительское содействие в рамках специально создаваемых для этого организаций или посреднических групп, которое может существовать в форме обмена мнениями, услугами, людскими и материальными ресурсами, например, помощь вооружением, военными формированиями и т.д.

Итак, чтобы реализовать свои интересы и цели, сохраниться, выжить в динамическом и жестком мире политики, субъект вынужден не только бороться, но и сотрудничать, объединяться с другими субъектами в ассоциации.

Политическое содействие способствует совершенствованию политических отношений и институтов, если обеспечивает содействующим субъектам наиболее благоприятные социально-экономические и политические условия для общественного развития; помогает им преодолеть дезорганизующее воздействие внешних факторов. Наряду с политической борьбой политическое содействие есть необходимый и центральный фактор политического развития.

Рассмотрим следующие базовые категории - общественный (политический) конфликт, компромисс и консенсус.

Политический конфликт- форма проявления противоречий сторон, которая связана с отличиями поведения участников общественных процессов. Такой конфликт может возникать в разных сферах и принимать разные формы. Это может быть конфликт между общественными классами (например, рабочими и буржуазией), которые противостоят друг другу, между институтами, созданными последними для реализации собственных потребностей и интересов и т.д.

Многие специалисты толкуют политический конфликт как противостояние разных политических сил по тем или иным вопросам. Если придерживаться таких позиций, политический конфликт предстает как определенное экстремальное состояние политического влияния разных институтов, которые представляют интересы разнообразных крупных общественных групп. В таких случаях участники конфликта используют почти все свои резервы политической активности, привлекают к нему всю свою общественную базу. Такое изменение событий мешает функционированию общественного целого.

Правящие группы не заинтересованы в резком противостоянии общественно-политических сил, стараются смягчить конфликтные ситуации через согласование позиций и ограничение взаимных политических требований.

Анализ общественного конфликта дает возможность выделить в нем такие социальные функции:

· коммуникативно-информационную, которая дает возможность лучше понимать друг друга, следовательно, сблизиться, имея общую платформу;

· стимулирования социальных изменений;

· переоценки ценностей и норм;

· усиления лояльности общностей, консолидации общества;

· гарантии развития общества благодаря столкновению противоположных интересов, их анализу и разработке путей устранения причин конфликта.

Политический компромисс- взаимопонимание субъектов политики на основе взаимных уступок, которое является характеристикой уровня развития общества, его политической цивилизованности. Он может быть достигнут только тогда, когда все политические силы, которые принимают участие в конфликте, «играют» по одинаковым правилам и достигают соглашений касательно общих вопросов через взаимные уступки. В противном случае конфликт невозможно разрешить мирным путем, как следствие - конфронтация, вражда, революционное право народа и правящих кругов и т.д.

Достижение общественного консенсуса(совпадения во взглядах и действиях субъектов политики) по тем или иным вопросам является необычайно важной проблемой для любого общества. Необходимо найти такие механизмы его достижения, которые бы предупреждали возникновение острой конфликтной стадии политического процесса. Для этого необходимо постоянно работать в двух направлениях:

§ совершенствовать механизмы выявления и кристаллизации общественных настроений, социальных установок и потребностей;

§ создавать механизмы предотвращения преобразования неантагонистических противоречий (конфликтов) в антагонистические.

Первое направление предусматривает прежде всего постоянное изучение общественного мнения (мониторинг). Для этого необходимо регулярно проводить выборы, референдумы, опросы общественного мнения по важнейшим вопросам общественной жизни, анализировать социальную информацию, которая поступает через государственные каналы информации, средства массовой информации, а также обращения граждан к органам представительской, исполнительной и судебной ветвей власти. Важнейшую информацию можно собрать с помощью социологических и социопсихологических исследований.

При четко налаженных технологиях сбора и анализа социальной информации создаются объективные условия для учета реалий во время разрешения общественных противоречий. Способствуют этому и соответствующие общественные институты, которые аккумулируют социальную информацию, анализируют ее и передают по ступеням иерархии власти. Такими институтами являются представительские и исполнительные органы власти, партийно-политические, общественные, профессиональные структуры и др.

Политические отношения выполняют ряд социальных функций:

1.Объединительная- заключается в объединении политических структур (государственных, местного самоуправления и общественно-политических) и политической культуры (политической сознательности и стандартов политической деятельности) в единую политическую систему.

2.Координационная- координирует деятельность разных органов и организаций, что способствует нормальному функционированию политической сферы общества.

3.Социально-политического творчества- способствует обновлению организационных структур и наполнению новым содержанием субъектов политической жизни общества.

4.Деятельностная - обеспечивает функциональную активность политической системы общества, ее совершенствование и обогащение форм и содержания политической деятельности.

К основным функциям политической системы относятся:

1. Согласование разнообразных интересов государства и социальных групп общества. Интересы личности, общества, государства – явления относительно самостоятельные, требующие, для достижения и обеспечения социальной стабильности, постоянной координации и согласования. Известны ситуации, когда удовлетворение интересов одних социальных субъектов, ущемляет интересы других. Так, реализация права народа на самоопределение, находящегося в составе единого государственного образования, вступает в противоречие с интересами общества и государства, заключающихся в необходимости сохранения территориальной целостности страны. Или усиление в общественной жизни государственных начал, абсолютизация власти ведут к ущемлению прав человека и гражданина. Для предупреждения таких ситуаций и предназначена политическая система. Она призвана выражать и защищать интересы людей, с помощью имеющихся у нее возможностей и механизмов, координировать и согласовывать интересы личности, общества и государства. Наиболее оптимально выполняет эту функцию демократическая политическая система, в которой различные группы интересов имеют реальную возможность влиять на власть, участвовать в выработке решений.

2. Артикуляция и манифестация политических интересов различных групп населения. Эта функция осуществляется обеспечением со стороны политической системы передачи или предъявления обобщенных и систематизированных интересов и требований различных социальных групп и их предложений органам власти (государству) для принятия решений по их реализации. Требования и предложения могут предъявляться как отдельными людьми, так и социальными группами, институтами и организациями (ассоциированными и неассоциированными), по официальным и неофициальным каналам. Политическая система создает также пространство, в котором субъекты общественных отношений получают возможность заявить о своих чаяниях и интересах, предъявить свои требования к власти.

3. Выработка и утверждение легитимных принципов распределения материальных и духовных ценностей. Именно политическая система вырабатывает, утверждает и реализовывает в обществе публично сформированный порядок распределения материальных и духовных ценностей. Она обеспечивает действенность механизма принятия решений и создает условия, способствующие их эффективному проведению в жизнь, при необходимости перераспределяя материальные и духовные ценности в соответствии с приоритетами социально-экономического, культурного развития общества. При этом политическая система должна контролировать реализацию принципа справедливости в их перераспределении, не допуская возникновения или нарастания среди населения социальной напряженности. Например, Д. Истон рассматривал политическую систему как совокупность взаимодействий по поводу распределения ценностей. По его мысли, политика заключается в авторитарном распределении ценностей, а политическая система, реагируя на поступающие извне импульсы, предотвращает возникающие по этому поводу конфликты.

4. Обеспечение диалога между государством и гражданским обществом. Смысл и значение этой функции состоит в том, что гражданское общество, не подменяя государство, берет на себя часть его функций, например, в областях образования, благотворительности, экологии. Наряду с этим, создавая структуры, относительно независимые от власти, оно осуществляет контроль над государством и его органами. В свою очередь, государство в процессе диалога с гражданским обществом, получает возможность усилить собственную легитимность, получить общественную поддержку своей политики, а, следовательно, повысить ее эффективность.

Обобщая всё, что известно о государстве с древности до наших дней, можно выделить следующие его основные признаки:

Единство территории. Государство распространяет свою власть на население, живущее в пределах определённой территории, а само это население с появлением государства превращается в его подданных или граждан.

Публичная власть. Вы уже знаете, что власть как способность и возможность отдельного человека, группы или органа влиять на людей весьма распространённое явление (родительская власть, партийная власть). Но государству свойственна особая власть, которую называют публичной. Её особенность в том, что она распространяется на всё население страны. Для её осуществления создаётся специальный аппарат, включая и органы принуждения: вооружённые формирования (армия, специальные подразделения), тюрьмы, исправительные учреждения.

Суверенитет. Внутренний суверенитет означает, что власть государства выше власти любой организации, существующей в данной стране (церкви, партии), её решения обязательны для всех граждан и не могут быть отменены кем-либо. Внешний суверенитет проявляется в независимости от других государств, недопустимости их вмешательства в дела данного государства.

Законодательная деятельность. Только государство обладает исключительным правом издавать общеобязательные юридические акты — законы страны. С помощью правовых норм государство закрепляет определённый общественный порядок.

Взимание налогов. Государственные органы устанавливают специальные сборы: налоги, пошлины — и обеспечивают их поступление в бюджет. Эти средства, как вы уже знаете, необходимы государству для решения разнообразных задач (осуществление производственных программ, социальная защита населения, развитие систем образования и здравоохранения, поддержание обороноспособности и др.), а также на содержание государственного аппарата.

Осуществляя своё социальное назначение, государство выполняет определённые внутренние и внешние функции. Содержание и набор этих функций были различными в отдельные исторические эпохи. К основным внутренним функциям современных государств относят: сохранение целостности общества, поддержание и охрану общественного порядка, выработку стратегических целей развития общества, учёт и согласование интересов различных социальных групп, регулирование экономических процессов, установление правовых норм и контроль за их выполнением, создание условий для удовлетворения материальных и духовных запросов людей, поддержку и развитие таких социально значимых сфер, как образование, наука, здравоохранение и др.

Внешние функции государства включают развитие взаимовыгодного сотрудничества в различных сферах с другими странами, а также обеспечение обороноспособности страны.

Формы государства

Говоря о формах государства, различают форму правления — организацию высших органов власти и форму государственно-территориального устройства — отношения между центральными и местными органами власти, распределение власти по территории страны.

По форме правления государство может быть монархией или республикой.

При монархическом правлении во главе государства стоит монарх и его власть, как правило, передаётся по наследству. Из курса истории вы знаете, что государств с такой формой было множество в разные исторические эпохи. На протяжении столетий существовала монархия и в России. Да и сегодня немало государств можно отнести к монархическим. Правда, во многих из них власть первого лица ограничена конституцией страны или каким-либо представительным органом, чаще всего парламентом. Примером такой ограниченной монархии, где король или королева «царствует, но не правит», может служить Великобритания.

Конституционными монархиями являются Дания, Испания, Швеция, Япония и ряд других государств. В некоторых странах (например, в Саудовской Аравии) сохранились и абсолютные (ничем не ограниченные) монархии.

Перейдём к рассмотрению республиканской формы правления.

В республике высшие органы власти избираются на строго установленный срок. Если в эпохи Древнего мира и Средневековья республиканская форма правления встречалась сравнительно редко (вспомним Древние Афины, Новгородскую республику), то в Новое время многие государства стали республиками. При этом в некоторых из них ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент, перед которым и несёт ответственность правительство. Такие республики называются парламентскими. К ним, в частности, относятся Италия, Германия.

Там же, где велики полномочия всенародно избираемого главы государства — президента, устанавливается президентская республика. Президент в ней руководит исполнительной властью — правительством, может отклонить любой закон, принятый парламентом (наложить вето). Президентской республикой являются США, многие относят к ней и Францию.

По формам территориально-государственного устройства различают унитарные и федеративные государства.

Унитарным считается такое государство, в котором его административные части (губернии, края, провинции) не обладают суверенитетом, у них нет своей конституции, местные органы власти подчиняются центральным. В ряде случаев (например, в Нидерландах) должностные лица на местах назначаются из центра. Вспомним устройство Российской империи. Вся территория государства делилась на губернии, при этом национально-исторические особенности, как правило, не учитывались. Главой исполнительной власти был губернатор, назначаемый императором. Сегодня на политической карте мира мы можем увидеть много унитарных государств с единым для всей страны законодательством. Среди них — Венгрия, Греция, Чехия и ряд других.

Иначе устроено федеративное государство. Здесь отдельные территории (штаты, республики, земли, являющиеся субъектами Федерации) обладают значительной самостоятельностью. Наряду с общими (федеральными) законами и органами государственной власти в субъектах Федерации действуют и собственные законы, и собственные органы управления. В нашей стране распределение полномочий между Центром и субъектами Федерации закреплено в Конституции. К ведению центральных органов отнесено в первую очередь то, что необходимо для поддержания целостности государства и его безопасности (федеральный бюджет и налоги, железнодорожный транспорт, атомная энергетика, внешняя политика, оборона). Центральная власть также берёт на себя защиту прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал.

Помимо России, федеративное устройство имеют Германия, США, Индия, Мексика, Канада и другие страны.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: