Определите вид административного иска и его элементы токарев обратился с административным иском

Обновлено: 16.04.2024

1. Административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.

2. Если иное не установлено настоящим Кодексом, в административном исковом заявлении должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление;

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 1 января 2022 г. - Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. N 440-ФЗ

ГАРАНТ:

Положения пункта 2 (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2021 г. N 440-ФЗ) применяются при наличии технической возможности в суде

2) наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, адрес, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; фамилия, имя и отчество представителя, адрес для направления ему судебных повесток и иных судебных извещений, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя (при наличии);

3) наименование административного ответчика, если административным ответчиком является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации и индивидуального предпринимателя также сведения об их государственной регистрации (если известны); фамилия, имя, отчество административного ответчика, если административным ответчиком является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения (если известны); номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного ответчика (если известны);

4) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;

5) содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования;

6) сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом;

Информация об изменениях:

Часть 2 дополнена пунктом 6.1 с 25 октября 2019 г. - Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 197-ФЗ

6.1) сведения о предпринятых стороной (сторонами) действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались;

7) сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения при условии, что такая жалоба подавалась;

8) иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел;

9) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.

3. В административном исковом заявлении, подаваемом в защиту прав, свобод и законных интересов группы лиц, должно быть указано, в чем состоит нарушение их прав, свобод и законных интересов.

4. В административном исковом заявлении административный истец приводит доказательства, которые ему известны и которые могут быть использованы судом при установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

5. В административном исковом заявлении административный истец может изложить свои ходатайства.

6. Административное исковое заявление, которое подается прокурором или лицами, указанными в статье 40 настоящего Кодекса, должно соответствовать требованиям, предусмотренным пунктами 1 - 5, 8 и 9 части 2 настоящей статьи. В случае обращения прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в административном исковом заявлении также должны быть указаны причины, исключающие возможность предъявления административного искового заявления самим гражданином.

Информация об изменениях:

Часть 8 изменена с 1 января 2022 г. - Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. N 440-ФЗ

ГАРАНТ:

Положения части 8 (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2021 г. N 440-ФЗ) применяются при наличии технической возможности в суде

8. Административное исковое заявление также может быть подано в суд в электронном виде, в том числе в форме электронного документа. При этом копии административного искового заявления и приложенных к нему документов могут быть направлены лицу, участвующему в деле, обладающему государственными или иными публичными полномочиями, посредством официального сайта соответствующего органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Информация об изменениях:

Часть 9 изменена с 1 января 2022 г. - Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. N 440-ФЗ

ГАРАНТ:

Положения части 9 (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2021 г. N 440-ФЗ) применяются при наличии технической возможности в суде

9. Административное исковое заявление, подаваемое в электронном виде, содержащее ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску, должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью.

Задача 1. Определите вид административного иска и его элементы: а) Токарев обратился с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, находящегося в г. Серове; б) Симонов, являющийся взыскателем по исполнительному производству в отношении Мамонова, обратился в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок; в) руководитель Свердловской областной клинической психиатрической больницы обратился с административным исковым заявлением о продлении срока госпитализации в недобровольном порядке Королева, страдающего зависимостью от алкоголя и психоактивных веществ; г) Захаров, постоянно проживающий на даче, обратился с административным исковым заявлением об обжаловании отказа территориального органа ФМС в регистрации по месту жительства; д) Моисеев обратился с административным иском о признании незаконным приказа Министра образования Свердловской области об обязательном ежегодном медицинском осмотре работников образования. Задача №2 Укажите, какое определение должно быть внесено на стадии возбуждения административного дела, если: а) гражданином заявлено требование об оспаривании постановления атамана казачьего войска о применении телесных наказаний за распитие спиртных напитков во время проведения первомайской демонстрации; б) лицо, осужденное к лишению свободы, подало жалобу на ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении; в) лицо, находящееся на обследовании в частной психиатрической клинике, обжалует приказ врача Моргулиса о запрете просмотра программ российского телевидения; г) в одном административном исковом заявлении административный истец соединил требования, подлежащие рассмотрению по правилам административного судопроизводства, и требования, которые должны рассматриваться в порядке гражданского судопроизводства; д) административный истец, подавший административное исковое заявление в районный суд, соединил в нем несколько требований, одно из которых подсудно районному суду, а остальные – областному суду; е) административное исковое заявление подписано представителем административного истца, при этом к заявлению приложена копия доверенности, удостоверенной заместителем главного врача мобильного медицинского госпиталя, а в качестве документа, подтверждающего наличие у представителя высшего юридического образования, к заявлению приложена копия диплома доктора юридических наук; ж) требования, содержащиеся в административном исковом заявлении, обосновываются ссылками на нормы ГПК РФ и ГК РФ

Это место для переписки тет-а-тет между заказчиком и исполнителем.
Войдите в личный кабинет (авторизуйтесь на сайте) или зарегистрируйтесь, чтобы
получить доступ ко всем возможностям сайта.

Закажите подобную или любую другую работу недорого

city
city
bush
bush


Вы работаете с экспертами напрямую,
не переплачивая посредникам, поэтому
наши цены в 2-3 раза ниже

Цены ниже – качество выше!
Цены ниже – качество выше!

Последние размещенные задания

Тестирование в магистратуру на Строительство

Тест дистанционно, Сопротивление материалов, гидравлика, строительная механика

КАС РФ Статья 125. Форма и содержание административного искового заявления

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 125 КАС РФ

1. Административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.

2. Если иное не установлено настоящим Кодексом, в административном исковом заявлении должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление;

2) наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, адрес, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; фамилия, имя и отчество представителя, адрес для направления ему судебных повесток и иных судебных извещений, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя (при наличии);

(в ред. Федеральных законов от 28.11.2018 N 451-ФЗ, от 30.12.2021 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) наименование административного ответчика, если административным ответчиком является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации и индивидуального предпринимателя также сведения об их государственной регистрации (если известны); фамилия, имя, отчество административного ответчика, если административным ответчиком является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения (если известны); номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного ответчика (если известны);

4) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;

5) содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования;

6) сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом;

6.1) сведения о предпринятых стороной (сторонами) действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались;

(п. 6.1 введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 197-ФЗ)

7) сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения при условии, что такая жалоба подавалась;

8) иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел;

9) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.

3. В административном исковом заявлении, подаваемом в защиту прав, свобод и законных интересов группы лиц, должно быть указано, в чем состоит нарушение их прав, свобод и законных интересов.

4. В административном исковом заявлении административный истец приводит доказательства, которые ему известны и которые могут быть использованы судом при установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

5. В административном исковом заявлении административный истец может изложить свои ходатайства.

6. Административное исковое заявление, которое подается прокурором или лицами, указанными в статье 40 настоящего Кодекса, должно соответствовать требованиям, предусмотренным пунктами 1 - 5, 8 и 9 части 2 настоящей статьи. В случае обращения прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в административном исковом заявлении также должны быть указаны причины, исключающие возможность предъявления административного искового заявления самим гражданином.

8. Административное исковое заявление также может быть подано в суд в электронном виде, в том числе в форме электронного документа. При этом копии административного искового заявления и приложенных к нему документов могут быть направлены лицу, участвующему в деле, обладающему государственными или иными публичными полномочиями, посредством официального сайта соответствующего органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

(в ред. Федеральных законов от 28.11.2018 N 451-ФЗ, от 30.12.2021 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Административное исковое заявление, подаваемое в электронном виде, содержащее ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску, должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 128 КАС РФ, если иное не предусмотрено КАС РФ, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) **не следует**, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.

В Обзоре практики № 1 2019 года Верховный Суд РФ обратил внимание на следующие моменты применения п. 3 ч. 1 ст. 128 КАС РФ.

  1. Судья вправе отказать в принятии административного искового заявления на основании п. 3 ч. 1 ст. 128 КАС РФ только в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт **очевидно и бесспорно не затрагивает**права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 44 обзора).

2. При разрешении вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда не может быть дана оценка действиям и полномочиям административных ответчиков, поскольку указанные обстоятельства подлежат установлению при рассмотрении и разрешении административного дела по существу (пункт 43 Обзора).

3. При разрешении вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда не может быть сделан вывод об отсутствии нарушений оспариваемыми действиями прав, свобод и законных интересов административных истцов, поскольку указанные обстоятельства подлежат установлению при рассмотрении и разрешении административного дела по существу (пункт 43 Обзора).

Теперь наша задача вычленить ключевые рекомендации, которые Верховный Суд даем в своем Обзоре практики.

Во-первых, чтобы отказать в принятии иска по п. 3 ч. 1 ст. 128 КАС РФ суд должен оценить **очевидность и бесспорность того, что права истца не затрагиваются.**

Во-вторых, при разрешении вопроса о принятии иска:

А.суд не может оценивать действия ответчика;

Б.суд не может делать вывод об отсутствии нарушений прав истца;

В. суд не может оценивать полномочия ответчика.

Теперь возникает вопрос. Что делать, если из административного иска очевидно и бесспорно следует, что право истца не нарушено? Ответ: разбираться с этим в процессе.

Представляется, что "глубина" проверки иска на стадии принятия его к производству все же не должна приводить к тому, чтобы суд вторгался в вопросы, которые должны быть рассмотрены в судебном заседании, то есть на стадии принятия иска суд не может одной ногой наступать в рассмотрение дела по существу. Обращаем внимание на формулировку, которую избрали суды при толковании пункта 3 части 1 статьи 128 КАС РФ : "По смыслу приведенной нормы, не подлежат рассмотрению в суде требования о признании незаконными решений, действий (бездействия), принятых по вопросам, **не касающимся** административных истцов." Суд не может сделать вывод об отсутствии нарушений прав. Это суд устанавливает при рассмотрении по существу.

Если нет соприкосновенности, то скорее всего очевидно и бесспорно. А если есть эта самая соприкосновенность, то идем и рассматриваем по существу.

Остается вопрос. В чем сущность следующих формулировок:

  1. Суд не может оценить, имеет ли место нарушение.

2. Суд может лишь оценить, касается ли (затрагивается ли) право истца?

Представим, что мы оцениваем, касается ли оспариваемое решение (действие, бездействие) административного истца? В ходе этого мыслительного процесса мы случайно не разрешим вопрос о том, имеется нарушение или нет? Если мы приходим к выводу, что права истца никак не затрагиваются, то мы автоматически решаем вопрос о том, что отсутствует нарушение прав истца. Или нет? Или все же очевидно и бесспорно?

Вернемся к содержанию пункта 3 части 1 статьи 128 КАС РФ, то можно увидеть, что суд оценивает именно содержание иска:

судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) **не следует**, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким обаразом, видимо, стоит принять тезис о том, что суд проверяет иск, суд не углубляется в сущность дела.

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Рытиковой Т.А.

судей Кошелевой А.П., Разуваевой А.Л.

рассмотрела в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по частной жалобе представителя Эйснера А.Л. – Иванкова Н.О. на определение судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 01 сентября 2016 года о возвращении административного иска Эйснера А.Л. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по НСО о признании незаконным решения, возложении обязанности определить иной объект регистрации.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Кошелевой А.П., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Эйснер А.Л. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по НСО о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по НСО об отнесении земельной доли истца к земельному участку с кадастровым номером № и об отказе в государственной регистрации права на земельную долю, возложении обязанности определить иной объект регистрации права истца с учетом выводов арбитражного суда и зарегистрировать право собственности на земельную долю.

Определением судьи Центрального районного суда от 01 сентября 2016 года административное исковое заявление возвращено в связи с тем, что подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства и неподсудно районному суду.

С указанным определением не согласился представитель Эйснера А.Л. – Иванков Н.О. В частной жалобе изложена просьба об отмене определения суда.

Податель жалобы ссылается на положения статьи 17 и 19 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и указывает, что в данном случае спор о праве отсутствует, оспаривается решение государственного органа, но не само право. Полагает, что административный иск подлежит рассмотрению в Центральном районном суде г. Новосибирска по месту нахождения государственного органа, чье решение оспаривается, а не по месту нахождения объекта регистрации.

В соответствии с частью 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации жалоба подлежит рассмотрению без извещения лиц, участвующих в деле в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола.

Исследовав материал по частной жалобе, изучив частную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

Возвращая административное исковое заявление, судья исходил из того, что оно подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, при этом не может быть принято к производству Центрального районного суда в связи с тем, что на основании ст. 30 ГПК РФ, подсудно суду по месту нахождения объекта недвижимости – земельного участка.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами, поскольку они основаны на неверном применении норм процессуального права.

Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ч.1).

Не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке (ч.6).

Критерием правильного определения вида судопроизводства (искового или административного) является характер правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 года «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Исходя из характера правоотношений и заявленных требований, спора о праве на земельный участок (долю в нем), который подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном ГПК РФ, не усматривается. Правоотношения государственного органа, отказавшего в регистрации права, и административного истца не основаны на равенстве, автономии воли участников. Отказ в государственной регистрации права исходит от государственного органа, наделенного административными полномочиями по исполнению и применению законов по отношению к другому участнику. Спора о праве на земельный участок (долю) между государственным органом, отказавшим в регистрации права, и административным истцом не возникает.

В связи с изложенным, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судьей районного суда неверно установлена правовая природа спорных правоотношений, что повлекло за собой вынесение определения о возврате заявления с нарушением норм процессуального права. Заявленные истцом требования подлежат рассмотрению в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

При таких обстоятельствах определение подлежит отмене с возвратом материалов по административному иску Эйснера А.Л. в суд первой инстанции со стадии его принятия к производству суда.

Руководствуясь ст. 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Определение судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 01 сентября 2016 года отменить, частную жалобу представителя Эйснера А.Л.- удовлетворить.

Материал по административному иску Эйснера А.Л. возвратить в Центральный районный суд г. Новосибирска со стадии принятия административного иска к производству суда.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: