Наша судьба заранее не предопределена генами у наследовании от родителей

Обновлено: 14.04.2024

(1) Ненавижу диктаторов - ничего хорошего человечеству они никогда не приносили. (2) Но как быть с диктатурой гена этого крохотного властителя нашей жизни?

(3) Говорят, против судьбы не попрёшь. (4) Люди веками убеждались в могуществе рока, иначе не передавали бы из поколения в поколение грустную пословицу. (5) Современная биология подвела научный фундамент под фольклорный афоризм: учёные утверждают, что наша судьба на три четверти зависит от генов. (6) Проще говоря, что досталось от родителей, то и определит нашу долгую или не очень долгую жизнь.

(7) Три четверти, что и говорить, очень много. (8) Но это, на наше счастье, вовсе не означает, что всё заранее предопределено и нам остаётся только покорно брести по дороге, проложенной загадочным механизмом наследственности. (9) Да, мы здорово зависим от судьбы. (10) Но не стоит прогибаться под диктатуру гена: двадцать пять процентов свободы, которые оставляет нам наследственность, в нашей судьбе куда важнее, чем неизбежные три четверти.

(11) Величайший россиянин всех времён был правнуком знаменитого крестника Петра Великого, генерала Ганнибала. (12) От прадеда он унаследовал железное здоровье, немалую физическую силу, могучий характер и редкую работоспособность. (13) Почему он-то не вышел в генералы? (14) Ведь какую карьеру мог бы сделать с его умом и энергией! (15) Видимо, двум ярко одарённым родственникам хватило для поиска жизненного призвания той четверти натуры, которая, в отличие от трёх наследственных четвертей, давала им свободу выбора. (16) Чернокожий воспитанник царя не видел для себя судьбы, кроме престижной военной. (17) А на жизнь Пушкина решающее влияние оказали не гены, а либеральные преподаватели Лицея и вольнолюбивые однокашники, которые азартно состязались в стихотворчестве, поначалу не слишком понимая, чем именно смуглый курчавый мальчишка отличается от Дельвига, Кюхельбекера и Соболевского.

(18) Куда вела наследственность хилого мальчика Сашеньку? (19) Скромное поместье, безрадостное общение с докторами, карты с соседями, в лучшем случае служение хитроумной государыне по статской части. (20) Но Александр Васильевич сполна использовал возможности четвёртой четверти судьбы, став тем самым Суворовым, величайшим полководцем России за всю её историю.

(По Л. Жуховицкому)

1. Какое высказывание соответствует содержанию текста?
1) Наша судьба заранее предопределена генами, унаследованными от родителей.
2) Пушкин стал величайшим поэтом, потому что он унаследовал гены генерала Ганнибала - знаменитого крестника Петра Великого.
3) Судьба каждого человека зависит не столько от биологического фактора - наследственности, сколько от того, как он сам распорядится собственной жизнью.

4) Задание выполнено вовсе (не)плохо, однако (не)продуманные выводы меня смущают.

Среди предложений 1 - 7 найдите простое вопросительное, распространенное, неосложненное предложение. Напишите номер этого предложения.

Перепишите словосочетания, исправляя нарушения норм сочетаемости

Дать отпор для захватчиков; глубокая бездна; большой уровень образования; выразить свой ответ; вернуться назад.

4. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) ут. лщённый, одр. хлеть, приг. реть,
2) заск. чить, оз. рённый, вык. пать,
3) растр. пать, б. гемот, м. чеха,
4) д. лина, прис. гать, уд. вление.

Собеседование

Тема: Какое будущее, по Вашему мнению, ожидает русский язык в России и в мире?

БИЛЕТ №5
Прочитайте текст и выполните задания 1 - 5.

(1) Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чём говорится. (2) Владение образными средствами языка украшает речь и обогащает приёмы ораторского искусства; (. ) фразеологические средства способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления. (3) Поэтому очень важно знать значение разных фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых они могут употребляться.

1. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Фразеологизмы украшают речь и обогащают приёмы ораторского искусства, потому что выражают отношение к тому, о чём говорится.
2) Фразеологизмы способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления.
3) Фразеологизмы не обозначают тот или иной предмет, а выражают отношение к тому, о чём говорится, и это их важнейшая функция.
4) Чтобы публичное выступление было ярким и воздействовало на слушателей, необходимо понимать значение фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых их употребление уместно.

Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова ФУНКЦИЯ. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 1. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.

ФУНКЦИЯ, -и; ж.
1) В философии: явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения этого другого явления.
2) В математике: закон, по которому каждому значению переменной величины (аргумента) ставится в соответствие некоторая определённая величина, а также сама эта величина. Линейная функция (меняющаяся прямо пропорционально изменению своего аргумента).
3) Работа производимая органом, организмом (книжн.). Функция желёз.
4) Роль, значение чего-нибудь (книжн.). Функция синтаксиса.
5) Обязанность, круг деятельности (книжн.). Служебные функции. Функция профкома.

3. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста?
1) во-первых,
2) наоборот,
3) иными словами,
4) лишь.

4. Укажите верную характеристику слова СПОСОБНЫ (предложение 2).
1) краткое причастие,
2) наречие,
3) краткое прилагательное,
4) деепричастие.

5. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) следует признать (предложение 1),
2) обогащает приёмы (предложение 2),
3) средства способны (предложение 2),
4) они могут (предложение 3).

6. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) убралА,
2) принЯтый,
3) закупОрить,
4) Оптовый.

Высказывания:

1) Наша судьба заранее не предопределена генами, унаследованными от родителей.

2) Пушкин стал величайшим поэтом, потому что он унаследовал гены генерала Ганнибала — знаменитого крестника Петра Великого.

3) Судьба каждого человека зависит не столько от биологического фактора — наследственности, сколько от того, как он сам распорядится собственной жизнью.

4) Надежда Яковлевна Мандельштам выучила стихотворения мужа, чтобы воспитать в себе безукоризненное чутье к слову.

5) Суворов был величайшим полководцем России за всю ее историю.

Текст:

(1)Ненавижу диктаторов — ничего хорошего человечеству они никогда не приносили. (2)Но как быть с диктатурой гена — этого крохотного властителя нашей жизни?

(3)Говорят, против судьбы не попрёшь. (4)Люди веками убеждались в могуществе рока, иначе не передавали бы из поколения в поколение грустную пословицу. (5)Современная биология подвела научный фундамент под фольклорный афоризм: учёные утверждают, что наша судьба на три четверти зависит от генов. (6)Проще говоря, что досталось от родителей, то и определит нашу долгую или не очень долгую жизнь.

(7)Три четверти, что и говорить, очень много. (8)Но это, на наше счастье, вовсе не означает, что все заранее предопределено и нам остаётся только покорно брести по дороге, проложенной загадочным механизмом наследственности. (9)Да, мы здорово зависим от судьбы. (10)Но не стоит прогибаться под диктатуру гена: двадцать пять процентов свободы, которые оставляет нам наследственность, в нашей судьбе куда важнее, чем неизбежные три четверти.

(11)Величайший россиянин всех времён был правнуком знаменитого крестника Петра Великого, генерала Ганнибала. (12)От прадеда он унаследовал железное здоровье, немалую физическую силу, могучий характер и редкую работоспособность. (13)Почему он-то не вышел в генералы? (14)Ведь какую карьеру мог бы сделать с его умом и энергией! (15)Видимо, двум ярко одарённым родственникам хватило для поиска жизненного призвания той четверти натуры, которая, в отличие от трех наследственных четвертей, давала им свободу выбора. (16)Чернокожий воспитанник царя не видел для себя судьбы, кроме престижной военной. (17)А на жизнь Пушкина решающее влияние оказали не гены, а либеральные преподаватели Лицея и вольнолюбивые однокашники, которые азартно состязались в стихотворчестве, поначалу не слишком понимая, чем именно смуглый курчавый мальчишка отличается от Дельвига, Кюхельбекера и Соболевского.

(18)Куда вела наследственность хилого мальчика Сашеньку? (19)Скромное поместье, безрадостное общение с докторами, карты с соседями, в лучшем случае служение хитроумной государыне по статской части. (20)Но Александр Васильевич сполна использовал возможности четвёртой четверти судьбы, став тем самым Суворовым, величайшим полководцем России за всю её историю.

(21)Я не учёный, никакой статистики у меня нет, только личные наблюдения. (22)Иногда — любопытные. (23)Например, отчётливо вижу, как с течением времени меняются писательские жены. (24)Многие из них, живя с талантливыми людьми, сами становятся талантливыми. (25)Вот случай, поразительный по яркости. (26)Девочка познакомилась с известным поэтом, начался роман. (27)Дальше — рядовая советская судьба: поэта сослали, и девочку с ним, поэта посадили, и он безвестно пропал в зоне, а повзрослевшую девочку на долгие годы загнали в лагерный барак. (28)Выжила. (29)Вышла. (30)И написала поразительную книгу воспоминаний, одну из лучших образцов русской прозы XX века. (31)Да, Осип Эмильевич Мандельштам был великим поэтом. (32)Но как вышло, что и Надежда Яковлевна Мандельштам стала автором великой книги, не только глубокой, честной и точной, но и почти безукоризненной по стилю?

(33)Когда поэта погубили, а рукописи изъяли, вдова поняла, что, кроме неё, некому сохранить для русской культуры стихи, заменить которые нечем. (34)А как их сберечь, когда за ней наверняка вот-вот придут (вскоре и пришли)? (35)Где хоть относительно безопасное место для рукописей? (36)Надежда Яковлевна такое место нашла — в собственном мозгу. (37)Стихи мужа она выучила наизусть, и все бесконечные лагерные годы, чтобы ничего не забылось, ежедневно повторяла в уме. (38)Без всяких оговорок, это был подвиг. (39)Но ещё и потрясающая школа работы над словом. (40)Думаю, человек, способный прочесть на память «Медного всадника», «Демона» или «Анну Снегину», просто не сможет писать плохо. (41)А ведь Надежда Яковлевна удерживала в памяти не десять, не двадцать — сотни стихотворений мастера.

(42)С наукой не спорят — раз умные люди говорят, что наша участь на три четверти предопределена генами, значит, так оно и есть. (43)Но главное в нашей судьбе заключено в четвёртой четверти: призвание, радость освоения мира, азарт познания, дружба, любовь, роскошь человеческого общения, столь ценимая Антуаном де Сент-Экзюпери. (44)Если суммировать, получится примерно вот что: биологическим в нас командуют гены — а человеческое? (45)А человеческое в себе создаём мы сами. (46)На все четыре четверти. (47)На все сто процентов.

Леонид Аронович Жуховицкий — русский писатель, публицист, драматург. В своём творчестве поднимает актуальные социально-нравственные вопросы.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст:

(1)Ненавижу диктаторов — ничего хорошего человечеству они никогда не приносили. (2)Но как быть с диктатурой гена — этого крохотного властителя нашей жизни?

(3)Говорят, против судьбы не попрёшь. (4)Люди веками убеждались в могуществе рока, иначе не передавали бы из поколения в поколение грустную пословицу. (5)Современная биология подвела научный фундамент под фольклорный афоризм: учёные утверждают, что наша судьба на три четверти зависит от генов. (6)Проще говоря, что досталось от родителей, то и определит нашу долгую или не очень долгую жизнь.

(7)Три четверти, что и говорить, очень много. (8)Но это, на наше счастье, вовсе не означает, что все заранее предопределено и нам остаётся только покорно брести по дороге, проложенной загадочным механизмом наследственности. (9)Да, мы здорово зависим от судьбы. (10)Но не стоит прогибаться под диктатуру гена: двадцать пять процентов свободы, которые оставляет нам наследственность, в нашей судьбе куда важнее, чем неизбежные три четверти.

(11)Величайший россиянин всех времён был правнуком знаменитого крестника Петра Великого, генерала Ганнибала. (12)От прадеда он унаследовал железное здоровье, немалую физическую силу, могучий характер и редкую работоспособность. (13)Почему он-то не вышел в генералы? (14)Ведь какую карьеру мог бы сделать с его умом и энергией! (15)Видимо, двум ярко одарённым родственникам хватило для поиска жизненного призвания той четверти натуры, которая, в отличие от трех наследственных четвертей, давала им свободу выбора. (16)Чернокожий воспитанник царя не видел для себя судьбы, кроме престижной военной. (17)А на жизнь Пушкина решающее влияние оказали не гены, а либеральные преподаватели Лицея и вольнолюбивые однокашники, которые азартно состязались в стихотворчестве, поначалу не слишком понимая, чем именно смуглый курчавый мальчишка отличается от Дельвига, Кюхельбекера и Соболевского.

(18)Куда вела наследственность хилого мальчика Сашеньку? (19)Скромное поместье, безрадостное общение с докторами, карты с соседями, в лучшем случае служение хитроумной государыне по статской части. (20)Но Александр Васильевич сполна использовал возможности четвёртой четверти судьбы, став тем самым Суворовым, величайшим полководцем России за всю её историю.

(21)Я не учёный, никакой статистики у меня нет, только личные наблюдения. (22)Иногда — любопытные. (23)Например, отчётливо вижу, как с течением времени меняются писательские жены. (24)Многие из них, живя с талантливыми людьми, сами становятся талантливыми. (25)Вот случай, поразительный по яркости. (26)Девочка познакомилась с известным поэтом, начался роман. (27)Дальше — рядовая советская судьба: поэта сослали, и девочку с ним, поэта посадили, и он безвестно пропал в зоне, а повзрослевшую девочку на долгие годы загнали в лагерный барак. (28)Выжила. (29)Вышла. (30)И написала поразительную книгу воспоминаний, одну из лучших образцов русской прозы XX века. (31)Да, Осип Эмильевич Мандельштам был великим поэтом. (32)Но как вышло, что и Надежда Яковлевна Мандельштам стала автором великой книги, не только глубокой, честной и точной, но и почти безукоризненной по стилю?

(33)Когда поэта погубили, а рукописи изъяли, вдова поняла, что, кроме неё, некому сохранить для русской культуры стихи, заменить которые нечем. (34)А как их сберечь, когда за ней наверняка вот-вот придут (вскоре и пришли)? (35)Где хоть относительно безопасное место для рукописей? (36)Надежда Яковлевна такое место нашла — в собственном мозгу. (37)Стихи мужа она выучила наизусть, и все бесконечные лагерные годы, чтобы ничего не забылось, ежедневно повторяла в уме. (38)Без всяких оговорок, это был подвиг. (39)Но ещё и потрясающая школа работы над словом. (40)Думаю, человек, способный прочесть на память «Медного всадника», «Демона» или «Анну Снегину», просто не сможет писать плохо. (41)А ведь Надежда Яковлевна удерживала в памяти не десять, не двадцать — сотни стихотворений мастера.

(42)С наукой не спорят — раз умные люди говорят, что наша участь на три четверти предопределена генами, значит, так оно и есть. (43)Но главное в нашей судьбе заключено в четвёртой четверти: призвание, радость освоения мира, азарт познания, дружба, любовь, роскошь человеческого общения, столь ценимая Антуаном де Сент-Экзюпери. (44)Если суммировать, получится примерно вот что: биологическим в нас командуют гены — а человеческое? (45)А человеческое в себе создаём мы сами. (46)На все четыре четверти. (47)На все сто процентов.

Леонид Аронович Жуховицкий — русский писатель, публицист, драматург. В своём творчестве поднимает актуальные социально-нравственные вопросы.

Один из первооткрывателей структуры ДНК, Дж.Уотсон, сказал: "Мы привыкли думать, что наша судьба предначертана звездами. Теперь мы знаем, в существенной степени наша судьба - в наших генах". Насколько же в действительности это так? Поговорка гласит: "Судьба человека - это его характер".

Один из первооткрывателей структуры ДНК, Дж.Уотсон, сказал: "Мы привыкли думать, что наша судьба предначертана звездами. Теперь мы знаем, в существенной степени наша судьба - в наших генах". Насколько же в действительности это так? Поговорка гласит: "Судьба человека - это его характер". Попробуем ответить на вопрос, насколько гены определяют характер, точнее, психический облик человека.

Вопреки, казалось бы, здравому смыслу, исследования показали, что общая среда мало влияет на интеллект и личность. По оценкам генетиков, ее участие в формировании свойств колеблется от 0 до 20%. Это объясняется уникальностью восприятия одних и тех же событий в семье каждым из ее членов. Например, братья и сестры имеют только половину общих генов, и их генотипы по-разному могут проявляться в ответ на одни и те же действия родителей. Так, одинаковые наказания будут формировать у братьев и сестер разные черты и привычки. Иными словами, ребенок вовсе не чистая доска, на которой воспитатель может написать все, что ему заблагорассудится, гены оказывают не фатальное, но все же существенное влияние на то, каким вырастет человек. Это научно доказанный факт. Теперь человечеству нужно сделать следующий шаг - понять, какова связь между конкретными генами и конкретными психологическими чертами.

Сегодня геном человека почти прочитан, в нем содержится 30-40 тыс. генов. Создание индивидуальных "генетических паспортов" с технической точки зрения - дело недалекого будущего. Что даст подобный паспорт помимо того, что его можно использовать для идентификации личности? Уже сейчас генетическая информация весьма полезна при диагностике некоторых наследственных заболеваний и подборе лекарств. В будущем планируется ее более широкое применение, например в брачных консультациях. Вот один из мрачных футуристических сценариев. Консультант говорит жениху и невесте: "Сочетание ваших генотипов неблагоприятно. Один из вас генетически запрограммирован большую часть времени проводить за спокойными и уединенными занятиями, а другой, скорее всего, не сможет преодолеть природную тягу к шумным компаниям и острым ощущениям. Так что первому придется все время волноваться за супруга, а второй бросится на поиски партнера по развлечениям. К тому же, если ваш ребенок доживет до 60-70 лет, он с большой вероятностью заболеет болезнью Альцгеймера". Что делать с этой информацией жениху и невесте?

У человечества еще есть время обсудить подобные этические и практические проблемы. Ведь чтобы о каждом гене человека можно было сказать, за синтез какой белковой молекулы он отвечает и как эта молекула работает в организме, уйдет несколько десятилетий, а чтобы узнать, как особенности этой молекулы влияют на поведение, понадобится еще больше времени. Пока о функциях генов и их влиянии на поведение и на психологические свойства человека известно мало. По мнению шведского психолога Н.Педерсен, проект "Геном человека" дал нам карту с адресами и кое-какие сведения о том, кто по ним проживает, и еще меньше понимания того, каков род занятий обитателей [1].

Между тем серьезное изучение молекулярно-генетических основ психологических признаков человека началось в 90-х годах XX в., еще до окончания расшифровки генома. Уже был открыт ряд генов, кодирующих белки, которые играют важную роль в биохимических процессах мозга, было известно место их локализации в хромосомах, структура и количество изоформ (аллелей), встречающихся в популяции. Именно наличие разных форм - полиморфизм - составляет основу наследственных индивидуальных особенностей. Дело в том, что в популяции может существовать от одной до нескольких десятков аллелей каждого гена. Они отличаются друг от друга количеством пар оснований ДНК или их заменой. От того, какие аллели человек унаследовал от отца и матери, как они взаимодействуют между собой и с другими генами, зависит структура и, следовательно, свойства кодируемого белка, интенсивность и время запуска его синтеза в клетке. Качественные и количественные различия в синтезе белков могут по длинной цепочке событий, происходящих на разных уровнях биологической организации человека, приводить к психологическим различиям между людьми.


В первую очередь внимание специалистов, изучающих влияние наследственности на психическое здоровье и поведение человека, привлекли гены, связанные с обменом дофамина и серотонина - двух химических посредников (медиаторов), которые участвуют в передаче информации от одной нервной клетки к другой. И хотя доля нервных клеток, использующих именно эти медиаторы, в мозге невелика, функции их в регуляции поведения очень важны. Система клеток, в которой работает дофамин, связана с обеспечением подкрепления, с переживанием удовольствия. Серотониновая же система гарантирует контроль над эмоциями и импульсивными побуждениями, а также планомерное выполнение работы. Нарушения в обмене серотонина могут вести к тревожности и агрессивности. Вероятно, именно они служат важным биологическим звеном в развитии депрессии.

В 1995 г. на IV Всемирном конгрессе по психиатрической генетике в Кардиффе (Великобритания) американские и израильские ученые представили данные о связи между свойством темперамента, называемым "поиск новизны", и геном, кодирующим белок, который распознает дофамин на поверхности воспринимающей нервной клетки (рецептор дофамина четвертого типа). Разные аллели этого гена отличаются по длине, зависящей от числа повторов определенного отрезка ДНК в одном из кодирующих участков гена. Таких повторов у человека может быть от двух до десяти. В европейской популяции наиболее часто встречаются генотипы с четырьмя и семью, а в некоторых странах Азии - с четырьмя и двумя повторами.

Эти публикации были встречены с большим энтузиазмом. Но, к сожалению, в последующих попытках подтвердить описанные факты полученные результаты оказались весьма противоречивыми. Почему? Во-первых, можно предположить, что на самом деле связей между генами и свойствами темперамента не существует, а полученные ассоциации - следствие случайного стечения обстоятельств. Такая гипотеза, однако, кажется неправдоподобной, ведь некоторым исследователям все-таки удалось подтвердить первоначальные данные. Разнообразие результатов, скорее всего, объясняется небольшим влиянием изученных генов на психологические признаки. Например, полиморфизм гена переносчика серотонина, по подсчетам Леша и его коллег, отвечает всего лишь за 3-4% различий между людьми по тревожности, а сам он - один из 10-15 генов, связанных с данным свойством. Кроме того, есть основания считать, что характер и степень влияния этого гена на тревожность зависят от его взаимодействия с другими генами, от пола, расы и, скорее всего, от других факторов. Поэтому исследователям, работающим с небольшими группами испытуемых (от 100 до 200 человек), не всегда удается выявить искомую связь. Более надежные результаты можно получить в будущем при анализе многочисленных, объединенных выборок испытуемых.

С 1996 г. количество публикуемых работ, посвященных поискам связи между различными генами и психологическими признаками, постоянно растет. Специалисты пытаются найти гены, которые влияют на психологические особенности не только у здоровых людей, но и у страдающих различными душевными расстройствами. Такая информация важна для уточнения диагностических систем, прогноза исхода заболеваний и, конечно, для создания новых лекарств.

Подобные исследования проводятся и в России. В Научном центре психического здоровья Российской академии медицинских наук изучают молекулярно-генетическую природу психологических признаков у здоровых людей, больных шизофренией и аффективным (маниакально-депрессивным) психозом. Неблагоприятная наследственность, хотя и не предопределяет развитие этих заболеваний, существенно повышает риск их возникновения. По сравнению с человеком, среди близких родственников которого нет больных шизофренией, у ребенка, имеющего одного больного родителя, риск заболеть возрастает в 13 раз, если больны оба родителя - в 46! Специалистам пока не вполне понятен механизм передачи шизофрении и аффективного психоза по наследству. Скорее всего, проявление патологии связано не с одним, а с несколькими, возможно, многими генами. Вероятно, еще большее количество генов отвечает за различное течение болезни. Есть веские основания полагать, что гены дофаминовой и серотониновой систем играют важную роль если не в возникновении, то в проявлении психозов: отвечают за то, как и насколько под влиянием болезни изменяется человек.

Одна из целей наших исследований - изучение связи особенностей личности здоровых людей и психически больных с разными формами гена переносчика серотонина. Подтверждаются ли данные Леша для русской популяции? Результаты показали: здоровые люди, унаследовавшие от родителей две длинные формы гена, более склонны иметь обо всем собственное мнение, в среднем более эгоцентричны, менее считаются с чувствами других людей, не стремятся к сотрудничеству, их поведение порой непредсказуемо и импульсивно. Эти черты в меньшей степени выражены в группе лиц с одним коротким и одним длинным геном. Обладателей двух коротких генов можно охарактеризовать как конформистов, людей, подчиняющихся правилам, установленным обществом, не пытающихся заявить о себе или "выкинуть" что-то особенное. На вопросы психологических тестов они отвечают, хотя и достаточно искренне, но все же так, чтобы произвести благоприятное впечатление. Эти отличия между людьми с разными генотипами наблюдаются и при аффективных расстройствах, а при шизофрении они в большой степени стираются [5].


Схема гена транспортера серотонина, выключающего несколько полиморфных участков. Цветом выделен полиморфный участок, который изучали К.Леш с коллегами. Он находится в области промотора, обозначается "5-HTTLPR" и содержит 16 повторяющихся фрагментов (длинный вариант). Числами обозначены 14 экзонов (кодирующих участков).

На первый взгляд, такие данные никак не перекликаются с теми, которых придерживаются Леш и его коллеги. Но если посмотреть на полученные результаты шире, в эволюционной перспективе можно обнаружить нечто общее. По мнению Леша, короткий ген, возникший, видимо, путем утраты фрагмента ДНК около 40 млн. лет назад, влияет на уровень тревожности и тем самым участвует в адаптации человека и других приматов, живущих в сложных социальных группах. С такой гипотезой согласен японский ученый Т.Накамура [6]. Он признает наличие связи между коротким геном (у японцев он встречается в популяции до 80%, что значительно больше, чем у европейцев и афроамериканцев) и типичными для японцев эмоциональной сдержанностью и межличностной чувствительностью. Таким образом, результаты, полученные разными исследователями, указывают на важную роль гена переносчика серотонина в социальном поведении. Похоже, однако, что культурная среда и национальные традиции вносят существенные коррективы в поведение человека, генетически склонного "интегрироваться в общество".

Другой интересный и существенный факт, установленный в ходе исследований в нашем центре, - связь между различными формами гена, кодирующего рецептор серотонина типа 2А, и течением шизофрении, т.е. тем, насколько эта патология драматична для личности и образа жизни человека. В данном гене обнаружено несколько полиморфных участков. Предметом исследования стал полиморфизм, обусловленный заменой тимина на цитозин в определенной точке некодирующего участка гена. Такую форму гена считают мутантной (обозначается А2). В популяции обе формы - мутантная и "нормальная", с тимином (обозначается А1), встречаются примерно с равной частотой. Влияние этого полиморфизма на поведение, вероятно, объясняется тем, что рассматриваемый фрагмент находится рядом с функциональным участком и наследуется вместе с ним (в таких случаях генетики говорят, что участки сцеплены).

Личностные профили здоровых людей с разными вариантами гена переносчика серотонина, полученные с помощью теста ММР1. Каждая из 10 основных шкал теста отражает "близость" испытуемого к определенному психопатологическому типу (граница нормы - 45-70 баллов). У носителей двух длинных генов по сравнению с носителями двух коротких значительно выше оценки по шкалам шизофрении, психопатии и паранойи. Подъем профиля на этих шкалах указывает на усиление социальной отчужденности, индивидуализма (шизофрении), упрямства, враждебности (паранойи), импульсивности, агрессивности (психопатии). Группы различаются также по показателям коррекционных шкал, отражающих желание приукрасить свой характер (L), откровенность (F) и внимательность (K) испытуемого при ответах на вопросы теста. Высокий результат по шкале F в сочетании с низким по шкале K обычно отмечается у неконформных личностей. Наоборот, склонность следовать конвенциальным нормам обусловливает низкий результат по F и более высокий по K.

Личностные профили здоровых людей с разными вариантами гена переносчика серотонина, полученные с помощью теста ММР1. Каждая из 10 основных шкал теста отражает "близость" испытуемого к определенному психопатологическому типу (граница нормы - 45-70 баллов). У носителей двух длинных генов по сравнению с носителями двух коротких значительно выше оценки по шкалам шизофрении, психопатии и паранойи. Подъем профиля на этих шкалах указывает на усиление социальной отчужденности, индивидуализма (шизофрении), упрямства, враждебности (паранойи), импульсивности, агрессивности (психопатии). Группы различаются также по показателям коррекционных шкал, отражающих желание приукрасить свой характер (L), откровенность (F) и внимательность (K) испытуемого при ответах на вопросы теста. Высокий результат по шкале F в сочетании с низким по шкале K обычно отмечается у неконформных личностей. Наоборот, склонность следовать конвенциальным нормам обусловливает низкий результат по F и более высокий по K.

В ходе изучения полиморфизма гена серотонинового рецептора мы тестировали около 1000 человек - здоровых и психически больных. У здоровых людей связь между геном и психологическими особенностями не найдена. Больные шизофренией с разными генотипами существенно различались между собой. В случае генотипа А2А2 (мутантные формы гена получены и от отца и от матери) значительно чаще, чем при генотипе А1А1, психические нарушения прогрессируют: больные становятся все более замкнутыми, эмоционально безразличными, безвольными. Выявился и еще один факт. Среди тех, кто болеет 15 лет и более, лиц с генотипом А2А2 оказалась значительно больше, чем среди здоровых и "молодых" больных [7]. Куда же пропали больные с генотипом А1А1?

Известно, что из поля зрения психиатров исчезает примерно половина выписанных больных с диагнозом шизофрения. Некоторые из них выздоравливают - приступы не возобновляются, а сама болезнь практически не оставляет отпечатка на личности. (Выздоравливает каждый четвертый больной шизофренией, хотя далеко не все сразу прерывают контакты с врачом.) У других больных психический дефект стабилизируется, и они могут приспособиться к болезни, наладить свой быт, не прибегая больше к помощи психиатров. Возможно, хотя это и трудно проверить, эти "растворившиеся" в обществе больные и есть обладатели генотипа А1А1, доля которых среди пациентов психиатрических клиник значительно сокращена.

Согласно полученным данным, в целом прогноз болезни для носителей генотипов А1А1 более благоприятен, чем для носителей генотипа А2А2. Возникает вопрос: зачем нам это знать? Неужели только для того, чтобы родственников одних больных успокоить, а родственников других "убить наповал" плохим прогнозом? Конечно, нет. В отдаленной перспективе эти знания могут раскрыть биологические механизмы болезни, а в более близкой - использоваться для более своевременного и "правильного" лечения, соответствующего биологическим особенностям индивида.

"В большой мудрости - большая печаль". Генетическое знание тоже таит опасность. Далеко не во всех случаях полученную информацию сразу используют для лечения и профилактики. Наше "исправление" будет неизбежно отставать от наших знаний. Это создаст почву для нежелательных "побочных" эффектов от доступности генетической информации. Политики, ученые, общественные деятели, озабоченные этическими аспектами биологических исследований, считают, что развитие генетики, особенно реальной генетической предсимптомной диагностики наследственных болезней, приведет к тому, что человечество превратится в обеспокоенное своим здоровьем общество [8]. Каждый сможет с большой вероятностью знать, когда и какая хворь его настигнет; в жизни человека начнет доминировать один "медицинский" мотив. Станет ли человек фаталистом и, махнув рукой на будущую болезнь, будет жить пока живется или подчинит свою жизнь профилактике, "знание о будущем" все равно изменит его внутренний мир, весь его психический облик.

Другая опасность - использование генетической информации для дискриминации отдельных людей или даже популяций. По мере накопления знаний о влиянии генов на поведение может вернуться искушение улучшить человеческую природу, и евгеника начнет возрождаться, быть может, под какой-то новой личиной. Для того чтобы снизить риск таких событий, обществу предстоит обсудить и решить ряд "технических вопросов": кто будет расшифровывать индивидуальные генотипы? Кто имеет право знать о себе все? И т.п. Но самое главное - не стоит забывать о том, как много свободы оставляет природа человеку. Известно, например, что однояйцевые близнецы (генетически идентичные люди) более схожи между собой, если воспитывались вместе, чем разлученные в раннем детстве и выросшие в разных семьях. Однако есть и такие черты личности, которые для близнецов, живущих вместе, менее сходны, чем для живущих врозь. Возможно, это происходит потому, что первые, желая акцентировать свои различия, активно изменяют характер. Этот факт еще раз показывает, что наша судьба в значительной степени находится в наших руках, а все, что мы знаем о себе и о других, только помогает принимать правильные решения.

Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Проект 01-04-49090.

Маргарита Валентиновна Алфимова,
кандидат психологических наук,
ведущий научный сотрудник лаборатории клинической генетики
Научного центра психического здоровья РАМН.
Вера Евгеньевна Голимбет,
доктор биологических наук,
руководитель той же лаборатории.

Хотите, чтобы ваш наследник в будущем достиг высот?

Валерий Петров специалист по пренатальному развитию

"Наш маленький гений", — гордо говорят родители, гладя по головке свое чадо. И сказано это вовсе не от избытка чувств, а вполне обосновано! А как же иначе?! Ведь его прапрабабка — признанная поэтесса, а дедушка ни много ни мало — почетный член Академии наук. С такими генами ребенок просто не может не быть гением!

Гений в наследство: у кого рождаются вундеркинды?

Ох, если бы было все так просто! Тогда гениев можно было бы выращивать, как цыплят в инкубаторе. Представляете: целая армия гениев, которые враз (как только подрастут) поднимут экономику нашей страны на высочайший уровень, создадут вакцину против всех болезней, решат проблему мирового голода, выведут формулу вечной молодости, ну и далее — по списку.

Несколько десятков лет назад американский генетик Роберт Грэхем создал банк спермы нобелевских лауреатов. С помощью искусственного оплодотворения за период в 20 лет на свет появились 200 детей. Увы! Исследования показали: мозг потенциальных вундеркиндов и их способности ничем не отличались от данных их ровесников. Лишь один показал "нужные" результаты — Дорон Блейк, IQ которого равнялся 180. В 2 года малыш уверенно пользовался компьютером, в 5 — читал "Гамлета". Но вот парадокс! — никаких достижений этот уникум за свою жизнь не совершил. А в 25 лет вообще стал наркоманом. Идея создания "Фабрики гениев" потерпела фиаско.

Колода карт

Ученые до сих пор ведут жаркие споры на тему "А был ли мальчик?". Увы, большая часть из них уверена: ген гениальности — это миф, его существование не доказано. Зато доказана "склонность к наследованию отдельных признаков" (в нашем случае — способности творить). К такому выводу ученые пришли, изучив родословные карты выдающихся людей (Гете, Чайковского, Моцарта, Пушкина, Дюма и других). Кстати, Френсис Гальтон, один из основателей генетики, исследовав генеалогию более 400 выдающихся людей в истории человечества, выяснил — большинство из них находятся друг с другом в той или иной степени родства. Самого Гальтона современники тоже называли гением (впрочем, с этим не станут спорить и нынешние его коллеги). Так вот, Гальтон является близким родственником Чарльза Дарвина и дальним — Ярослава Мудрого.

Но даже если вы вышли замуж за человека, предки которого поголовно были выдающимися личностями (или у вас самой в роду таких уникумов хоть пруд пруди), это не гарантирует, что ваш ребенок достойно продолжит "традицию". Все дело, как говорил Коровьев из "Мастера и Маргариты", в "причудливо тасуемой колоде карт". Например, чтобы сочинять музыкальные шедевры, нужно унаследовать минимум 4 пары "композиторских" генов. Хотите, чтобы ваше сокровище стало великим поэтом? Тогда при его зачатии должны "соединиться" 10 пар рецессивных (то есть неактивных у родителей) генов. Кстати, ученые утверждают, что "наше все" — Александр Сергеевич Пушкин — обладал 20 парами таких генов!

На самом деле "гены гениальности" (то есть склонность к постижению знаний и высокой способности обучения) в скрытом виде есть в каждом из нас. И у самых глупых родителей вполне может появиться на свет гениальный отпрыск. Или наоборот — у высокоинтеллектуальных мам-пап вдруг рождается совершенно бестолковое дите (народ обычно комментирует такие случаи как "в семье не без урода" или "на детях гениев природа отдыхает"). Творческий дар проявляется лишь на стыке двух генетических линий. Одна из них обязательно должна содержать в себе как зачатки одаренности, так и незначительные патологические отклонения (об этом читайте ниже). Второй необходимо быть аналогичной первой. Носители такой наследственности объединяют в ребенке две генетические программы, видоизменяя как позитивные, так и негативные факторы. Определенное сочетание генов и способствует появлению на свет того самого "одного процента вдохновения". Увы, вероятность такой комбинации ничтожно мала. Иными словами, "запрограммировать" ребенка-гения вам не удастся. К тому же помимо "нужной" наследственности и необходимого сочетания генов (чем "распоряжается" лишь матушка-природа), взятых от родителей, требуется куча дополнительных факторов. Это и идеальное течение беременности, и идеальные условия для развития талантов, и многое другое. Ну и самое главное — человек должен еще унаследовать и "ген" трудолюбия. Ученые утверждают: гениальных людей рождается намного больше, чем потом реализуется в жизни. И именно благодаря трудолюбию посредственности достигают больших высот, чем "поцелованные Богом".

Создать условия для развития способностей ребенка

Итак, даже если в клетках вашего чада все так соединилось, что он унаследовал гениальность своих предков, не факт, что из него получится великий ученый, поэт, финансист или кто-то еще. Как говаривал Томас Эдисон: "Гений — это на 99 процентов труд до изнеможения и на один процент игра воображения". Также далеко не последнюю роль играют среда, воспитание, а самое главное — хорошие учителя. Лебедь, воспитанный курицами, вряд ли поплывет, хотя и имеет все способности к плаванию.

Гений в наследство: у кого рождаются вундеркинды?

Нелишним будет привести мнение научного сотрудника Института современного детства, врача-психофизиолога Алексея Новикова: "Предположим, что ген гениальности существует. Но на пути к „реализации“ этого гена стоит множество „посредников“, биохимических и социальных. Здоровье и доступность образования, возможности пробы и применения разносторонних наклонностей — основополагающие вещи для реализации гена гениальности — должны быть сбалансированы. Есть определенные методики, позволяющие достаточно точно сказать, будет ли ребенок успешен в той сфере деятельности, куда его решили „определить“ родители. Например, исследования по ритму сердца. Их проводят сначала до занятия — пением, танцами, музыкой и т. д. — и сразу после. Если у ребенка будет полное нарушение приспособительных механизмов, наступит резкое утомление, значит, занимается он не своим делом. Такие тесты позволяют защитить ребенка от необдуманного желания родителей „заставить“ заниматься нелюбимым делом".

В общем, если уж вы пришли к выводу, что ваше чадо — вундеркинд, придется попотеть. И дело тут не только в создании всех вышеперечисленных условий для реализации гениальности. Согласитесь, при наличии денег нанять хороших преподавателей, обеспечить сбалансированное питание и т. д. не так уж и сложно. Но при всем этом родители будущего Лермонтова или Эйнштейна должны находиться в постоянном контакте со своими чудо-детьми. И не просто в контакте, а всесторонне и ежедневно развивая качества, необходимые, по мнению ученых, для реализации сверхспособностей: любознательность, волю, способность удивляться (умение видеть проблему там, где другие ее не видят), оригинальность мышления, память, способность к оценке и — опять же — трудолюбие. А методики вам подскажут все те же хорошие учителя.

Болезненный дар

Есть еще один момент, который вряд ли обрадует родителей, мнящих своих отпрысков гениями. И из-за которого специалисты настоятельно рекомендуют следить за здоровьем потенциальных "сверхлюдей". Не всегда, но довольно часто гениальность проявляется в человеке как бы в качестве "компенсации" за определенные нарушения в функционировании мозга, психические или физические недуги. Например, больные аутизмом могут рисовать потрясающие картины, страдающие синдромом Туретта (расстройство центральной нервной системы) — совершать некоторые действия чуть ли не со скоростью света, шизофреники — писать глубокие психологические романы и т. д. Существуют болезни, которые обобщаются в группу под названием "маниакально-депрессивные психозы". Они характеризуются периодическими повышениями активности до критической отметки (гипоманиакальность). В таком состоянии человека подхватывает прямо-таки тайфун творческой активности, хотя перед этим он пребывал в депрессивной меланхолии. Александр Пушкин, Джонатан Свифт, Николай Гоголь, композитор Шуман, художник Ван Гог, психиатр Зигмунд Фрейд, политик Уинстон Черчилль — далеко не полный список знаменитостей, подверженных циклотимии (резким перепадам настроения, когда апатия и тоска сменяется радужным настроением и творческим подъемом). Многие из них страдали также алкоголизмом.

Здоровье прежде всего

Обратим внимание и на телесные недуги. Еще древние врачи заметили связь между одаренностью и. подагрой. В XIXвеке английский ученый Гаррод сделал вывод — в крови больного подагрой постоянно содержится мочевая кислота в форме урата натрия. Английский исследователь Э. Орван в статье "Происхождение человека", опубликованной в журнале "Nature" в 1955 г., обратил внимание, что структура мочевой кислоты чрезвычайно схожа со структурой кофеина и теобромина — веществ, способных стимулировать умственную активность. У больных подагрой стимулирующее влияние мочевой кислоты увеличено многократно, что и является "движущим фактором" в проявлении необыкновенной работоспособности и гениальности. Знаете, сколько среди известных личностей больных подагрой? Да буквально каждый второй! Александр Македонский, Юлий Цезарь, Иоанн Грозный, Борис Годунов, Петр I, Оливер Кромвель, адмирал Нельсон, Микеланджело, Данте Алигьери, Бетховен, Мопассан, Чарльз Диккенс, Тургенев и многие-многие другие.

Гений в наследство: у кого рождаются вундеркинды?

Еще одна нередко сопутствующая гениям болезнь — синдромом Марфана. Она проявляется в непропорциональном гигантизме (как правило, у таких людей очень длинные руки и ноги и относительно короткое туловище), худобе, деформированной грудной клетке и смещенном хрусталике глаза. Зато в качестве "компенсации" природа одаривает этих страдальцев повышенным содержанием адреналина в крови. Именно это и делает их фантастическими трудоголиками. Жертвами синдрома Марфана были, например, Авраам Линкольн, Ганс Христиан Андерсен, Шарль де Голль, Корней Чуковский.

Как определить, болен ли ребенок муковисцидозом и как его предотвратить?

Наталия Каширская, д.м.н., врач-педиатр высшей категории, главный научный сотрудник Научно-клинического отдела муковисцидоза МГНЦ РАМН:

Муковисцидоз — генетическое заболевание, передающееся только по наследству. Примерно каждый двадцатый житель планеты носит патологическую мутацию в особом гене — гене муковисцидоза. Такой человек является носителем заболевания, но сам им не болеет. Ребенок может заболеть муковисцидозом, если оба его родителя имеют такой ген. Этим парам можно предложить процедуру ЭКО, которая позволяет отбирать только здоровые эмбрионы и "блокировать" наследование заболевания. Вылечить муковисцидоз ни во время беременности, ни после рождения ребенка пока нельзя. Но в с 2006 года муковисцидоз включен в программу неонатального скрининга — обязательного обследования всех новорожденных на выявление врожденных и наследственных заболеваний. Именно это позволяет обеспечить раннее выявление муковисцидоза и его своевременное лечение.

Кто ты будешь такой?

Заболевание под названием синдром Морриса встречается редко, но именно оно присуще многим проявившим себя в той или иной области женщинам. Синдром Морриса — результат дефекта гена (следовательно, это не передается по наследству), кодирующего клеточный рецептор мужского полового гормона тестостерона. Все клетки такого эмбриона обладают половыми хромосомами Xи Y. Такой хромосомный набор определяет наряду с наличием женских гормонов повышенное содержание в крови мужского полового гормона тестостерона. Но поскольку клеточные рецепторы для тестостерона отсутствуют, он не воспринимается клетками. И на них действуют только женские гормоны. В итоге плод начинает развиваться по женскому типу. На свет появляется псевдогермафродит. Этот человек обладает мужским половым набором хромосом, но выглядит как прекрасно сложенная, красивая девочка. У нее есть семенники, но находятся они в брюшной полости. Матка и яичники у таких женщин отсутствуют, другими словами — эти дамы бесплодны, хотя и ведут более-менее нормальную половую жизнь. Тренерам хорошо известен этот синдром, ведь такие девушки обладают недюжинной силой, активностью и выносливостью. Понятно, что они попадают в высшие сборные команды атлеток! Правда, на сегодняшний момент почти всех спортсменок подвергают экспертизе на наличие Y-хромосомы. И имеющих ее барышень дисквалифицируют.

Так кто из знаменитых женщин являлся на самом деле "мужчиной"? В первую очередь, Жанна д’Арк. Документально зафиксировано, что у нее не было менструаций. Она обладала несколько мужеподобной фигурой, силой, бесстрашием, выносливостью, недюжинным умом и даром полководца. Ученые доказали, что синдром Морриса "носили в себе" Елизавета I Тюдор, Христиана Шведская, Аврора Дюдеван (писательница Жорж Санд), немецкая поэтесса Аннета Дросте-Гюльсгоф, теософ Елена Блаватская.

В заключение стоит сказать следующее: при всех кажущихся "минусах" гениальность — это величайший дар природы. И именно гениям мы обязаны всеми величайшими достижениями как в области искусства, так и науки. Но не стоит пытаться сделать из ребенка вундеркинда насильно. Самое главное — чтобы ваш малыш был здоровым и не отставал в развитии от своих сверстников. Хотите, чтобы ваш наследник в будущем достиг каких-то высот? Обратитесь к принципам развивающего обучения. Это поможет вашему ребенку прекрасно реализоваться во взрослой жизни.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: