Кто из немецких философов внес вклад в разработку теории правового государства

Обновлено: 16.04.2024

Признаки появления понятия «государство» как организации, которая осуществляет собственную деятельность, основываясь на закон, сформировались на ранних этапах развития цивилизации. С подобной концепцией был связан поиск более лучших и справедливых форм жизни общества. Еще мыслителями античности, включая Сократа, Аристотеля и Платона, предпринимались попытки выявления определенных взаимосвязей права и государственной власти, которые были способны бы обеспечивать гармоничную жизнь общества того периода.

В эпоху феодализма, начинающего разлагаться, идеи правовой государственности с точки зрения историзма излагались прогрессивными мыслителями того времени, в том числе Н. Макиавелли и Ж. Боденом. Первый из них видел смысл государств в возможности свободно использовать имущество и обеспечивать безопасность для каждого. Если рассматривать проблему государственных форм, то предпочиталась республика, которая в полной степени соответствовала требованию равенства и свободы.

С позиции Бодена государство определялось в качестве правового управления многими семействами и всем тем, что им принадлежит. Основной задачей государств Боден считал обеспечение для человека свобод и прав.

В период ранних буржуазных революций существенный вклад в разработку теорий правового государства стали вносить прогрессивные мыслители. Среди них можно выделить Спинозу, Локка, Монтескье, Дидро, Джефферсона и др. Например, Гроций в качестве цепи государства рассматривал охрану частной собственности с помощью правоустановлений, обеспечивающих для каждого человека свободное пользование собственным достоянием с согласия других лиц.

Один из первых Спиноза дает в теории обоснование демократического государства, связанное законами, но обеспечивающее настоящие права и свободы человека.

В своих научных трудах Гоббс дает обоснование необходимости формального равенства перед законом, незыблемости договоров, отстаивая понимание свободы человека в качестве прав делать все, что не запрещает закон.

Локк подчеркнул, что государство, формируемое с целью охраны естественных прав человека, должно устанавливать законы для устройства и учреждения собственности. Это возможно при использовании сил общества для их исполнения, а также для защиты от внешних нападений. В подобных государствах господствует закон, который способен обеспечивать естественные неотчуждаемые права собственности, индивидуальную свободу и равенство.

Основная идея учения Монтескье заключалась в теории разделения властей, которая, по мнению ученого, включала законодательную, исполнительную и судебную. Власти сосредоточены в разных органах и взаимно ограничивает (уравновешивает) друг друга.

В дальнейшем идея правового государства находит практическое воплощение в государственном формировании большей части цивилизованных государств.

Дидро дал основание правовым началам государственной власти в виде суверенности, которая построена на общественном договоре. Возникновение власти государства, по его мнению, происходит при возникновении продукта общественного договора, придающего обществу организованную политическую форму.

Зарубежные мыслители о правовом государстве

Автором «Декларации независимости США» Джефферсоном были на практике воплощены идеи правового государства, используемые на американском континенте. С точки зрения теории общественного договора и естественных неотчуждаемых прав, ученый раскритиковал монархию в качестве формы правления, отстаивая принцип народного суверенитета.

Обоснование и детальную разработку философской основы теории правового государства дал Кант. В его концепции центральную позицию занимает человек, личность. Философская концепция правового государства Канта существенно повлияла на последующее развитие политико-правовой мысли и практическое использование государственного построения цивилизованного общества.

Гегелем государство рассматривалось в контексте общей системы его функциональных философских представлений о мироздании. Его важнейшим элементом может являться философия права.

Ценность позиции Гегеля состояла в уменьшении роли принудительной, насильственной функции в государстве, где на первое место выступала четкая социальная и правовая направленность деятельности государства, включая ее глубокую нравственность, разумность и пользу для индивида и общества.

Марксом государство рассматривалось, как и право, исходя из сформулированной им классовой теории развития общества, в соответствии с которой государство и право исчезают вместе с исчезновением классов в случае установления диктатуры пролетариата. При анализе соотношения буржуазного государства и права, Маркс выдвинул доказательство, что юридический закон представляет собой продукт и отражение материальных производственных отношений в классовом обществе. Законодательством только фиксируются требования, которые диктуют экономические отношения. От него же зависит, насколько оно адекватно способно отражать в законе исторически сложившиеся отношения людей, которые соответствуют этому социально-экономическому строю.

В своем утверждении Маркс выдвинул идею правового государства. Он полагал, что свобода заключается в превращении государства из органа, который стоит над обществом, в орган, который полностью подчинен этому обществу.

Прогрессивной политико-правовой мыслью Западной Европы, которая была представлена Иерингом, Еллинеком, Ориу, Спенсером и др., сформировала элементы теории правового государства с точки зрения своего времени. Если отступить от субъективных оценок, то большая часть исследователей сошлись во мнении, что правовыми можно считать только такие государства, в которых законодатель также подчиняется закону, как и граждане.

Российские мыслители о правовом государстве

Отечественная правовая мысль также содержала идеи правового государства. Их можно подчеркнуть из трудов Писарева, Муравьева, Герцена, Радищева, Чернышевского и др. Большинство мыслителей подвергали беззакония феодализма критике.

В трудах русских правоведов и философов, работавших в предоктябрьский период (Коркунов, Чичерин, Котляревский, Муромцев, Гессен, Бердяев и др.), правовые воззрения в отношении государства стали предметом изучения истории политического и правового учения.

В послеоктябрьский период по причине объективных и субъективных факторов в нашей стране идеи правового государства поглотили требования революционного правосознания. Впоследствии их полностью исключили из реальной жизни.

В период тоталитаризма советская государственно-правовая наука не восприняла концепцию правового государства, считая ее буржуазной. Инерция властного отрицания и непризнания наукой многовековой теории, практики и опыта правовой государственности привели к серьезным социально-экономическим, культурно-духовным и национальным конфликтам в общественной жизни.

Последствием реформаторских процессов в последние происходили серьезные изменения, касающиеся научных взглядов на государство и право. Были точно определены новые подходы к оценена их роль в политической системе общества.

Если использовать научный арсенал прошлого и настоящего, практику и опыт построения правовой государственности в современных цивилизованных государствах, философия, российское правоведение, политическая и экономическая мысль намечают реальную основу и контуры будущего правового государства современного общества.

Конституции ряда современных государств закрепили их характеристику в качестве правовых. Но идея правового государства не является порождением лишь нынешних обществ. В юридической литературе выделяются, как правило, четыре этапа в развитии учения о правовом государстве.

К первому этапу относится период античной истории, когда велись поиски справедливой, разумной, рациональной организации жизни общества. При этом в теоретических изысканиях еще не высказывались идеи о правовой организации публичной власти. Мыслители античности неизменно подчеркивали большое значение закона, его незыблемость и верховенство, обязательность как для правителей, так и для населения. Обычно ссылаются на сочинения Платона «Законы», «Государство» и «Политик»; Аристотеля — «Политика», «Этика», а также Цицерона, Полибия и Гераклита, в рассуждениях которых присутствовала идея правления закона, повиновения ему как условие общего порядка.

Античные идеи послужили основой для дальнейшего развития учения о системе демократии, народном суверенитете, естественных правах человека, равенстве всех перед законом, господстве права и т. д.

На втором этапе концепцию правового государства разрабатывали представители естественно-правовой теории — Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро и др.

Классическим выразителем идей правового государства в эпоху буржуазного строя считается английский мыслитель XVII в. Д. Локк. Используя ссылки на естественное право, Локк определил понятие правового закона, его цели — сохранять и расширять свободу людей, рассматривал принцип разделения властей как гарантию против злоупотребления властью, а свободу индивида характеризовал как свободу следовать своему желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, и не быть зависимым от «непостоянной, неопределенной и неизвестной самовластной воли другого человека».

Основоположником теории разделения властей принято считать французского юриста XVIII в. Ш. Монтескье. Установление правовой государственности он связывал с политической свободой в гражданском обществе. Он полагал, что именно разделение властей, когда власть находится в разных руках и созданы условия для их взаимного сдерживания, способно обеспечить подлинную свободу.

Учения Д. Локка и Ш. Монтескье оказали серьезное влияние на первые буржуазные конституции, в том числе на Конституцию США 1787 г. и французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г.

Третий этап в создании теории правового государства связывают с именами немецких ученых И. Канта (1724–1804) и Г. Гегеля (1770–1831).

И. Кант говорил, по существу, не о правовом государстве, а правовом обществе. Государство он понимал как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам». Право у Канта было тесно связано с моралью. И правовые, и моральные нормы имеют один источник — категорический императив: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». По мнению Канта, законы государства требуют от людей сообразовывать проявление свободной воли со свободой других людей. И тогда взаимоотношения в обществе приобретут правовой, упорядоченный характер.

Таким образом, И. Кант, по существу, создал идеальную теоретическую модель правового государства. В отличие от него Г. Гегель воспринимал идею правового государства как практическую действительность. Правовое государство он определял как «царство реализованной свободы», одновременно отождествляя государство и право. Ценность гегелевских воззрений на государство обычно видят в том, что принудительную сторону государства он не считал главной. Главным он признавал четкую социальную и правовую направленность государственной деятельности, ее нравственное содержание, полезность для общества и людей в целом.

Но, несмотря на обилие работ о правовом государстве немецких ученых, Германия в течение всего XIX в. оставалась полицейским государством.

Автором термина «правовое государство» считается представитель немецкого либерализма К. Велькер, который впервые его употребил в 1813 г., но ввел этот термин в научный оборот и дал его юридический анализ его единомышленник Р. фон Моль.

Следует отметить, что концепция правового государства развивалась и в трудах русских дореволюционных юристов — Г. Ф. Шершеневича (1863–1912), П. И. Новгородцева (1866–1924), В. М. Гессена (1868–1920), С. А. Котляревского (1873–1940), Н. М. Коркунова (1853–1904) и др. В частности, Г. Ф. Шершеневич называл три главных критерия правового государства: господство права в управлении государством; государство должно ограничиваться охраной субъективных прав личности, предоставляя в остальном простор ее инициативе; принцип разделения властей. С. А. Котляревский поддерживал идею обоюдной ответственности государства и личности, отделения одной власти от другой, а также существования независимого, пользующегося доверием народа суда.

Четвертый этап в развитии учения о правовом государстве относится к XX в., в него внесли серьезный вклад прогрессивные ученые многих стран, в том числе немецкие правоведы Г. Еллинек, Г. Кельзен, английский позитивист Г. Харт, американские ученые Дж. Роулс и Л. Фуллер, англо-американский юрист Р. Дворкин, Ф. Хайек (австриец по происхождению, но проживший долго в Англии и США) и др.

Марксистская теория относилась к теории правового государства отрицательно, характеризуя и государство, и право как классовые явления. Что касается советского общества, то официальная идеология отвергала идею правового государства и лишь в период перестройки (80-е годы) началась разработка теории социального правового государства.

В Конституции РФ 1993 г. наше государство провозглашено в качестве правового, что следует отнести к программным положениям.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 1 Развитие отечественного правового регулирования наследования земельных участков

§ 1 Развитие отечественного правового регулирования наследования земельных участков Земельные участки в дореволюционной России традиционно относились к недвижимому имуществу. Кроме того, регулирование наследственных отношений в течение долгого времени

Глава 1. Развитие теории государства и права как науки

Глава 1. Развитие теории государства и права как науки Постепенное развитие человеческого общества, усложнение его устройства, а также отношений, а также непрекращающиеся попытки осмыслить роль государства и права в жизни человека привели к появлению обособленного

§ 4.2. Возникновение и развитие теории правового государства

§ 4.2. Возникновение и развитие теории правового государства Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства

§ 4. Основные принципы правового государства

§ 4. Основные принципы правового государства Принципы – это основополагающие идеи (требования), определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы называться правовым. Их формирование обусловлено объективными и

§ 73.2. Образование и развитие Бразильского государства

§ 73.2. Образование и развитие Бразильского государства Колониальное управление Крупнейшее впоследствии государство Латинской Америки Бразилия в XVI–XVIII вв. было частью Португальской колониальной империи. Португальские мореплаватели появились на побережье Южной

§ 74. Развитие правового регулирования гражданских свобод

§ 74. Развитие правового регулирования гражданских свобод Свобода человека и право Важной чертой правопорядка Нового времени (наряду с принципом общественного, представительного государства — см. § 59) стало закрепление в праве принципов гражданской свободы — свободы

§ 75. Развитие правового регулирования коммерческих отношений

§ 75. Развитие правового регулирования коммерческих отношений С эпохой Нового времени, с решением промышленных и торговых связей в обществе неизмеримо возросло общегосударственное значение правовой регламентации коммерческих отношений. Регулирование торговли

8. Развитие политике-правовых идей нестяжательской ориентации

8. Развитие политике-правовых идей нестяжательской ориентации Нестяжательские мотивы получили дальнейшее развитие в трех произведениях — «Валаамской беседе», «Ином сказании» и «Извете», авторство которых приписывается некоему анониму, выступившему под псевдонимом

§ 2. Послевоенное развитие итальянского государства

§ 2. Послевоенное развитие итальянского государства Крах фашистского режима. Образование республики и Конституция 1947 г. Разгром гитлеровских армий и итальянского экспедиционного корпуса под Сталинградом явился одновременно мощным военно-политическим ударом по

§ 2. Развитие японского государства после второй мировой войны

§ 2. Развитие японского государства после второй мировой войны Японское государство в условиях оккупационного режима. Победа союзных держав в войне на Дальнем Востоке привела к безоговорочной капитуляции Японии и ее временной военной оккупации американскими войсками,

31.2 Признаки правового государства

31.2 Признаки правового государства Отечественные и зарубежные ученые называют немало признаков, или отличительных черт, правового государства. Однако некоторые из этих черт присущи любому демократическому государству, например реальное осуществление народовластия,

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Аристотель, Платон, Цицерон и т.д.) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Они считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

Государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им по мнению античных мыслителей считается справедливой государственностью. Рост производственных сил, изменения социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождает новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.

В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности с позиций историзма изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Н. Макиавелли на основе многовекового опыта существования государства прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить принципы политики. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого. При рассмотрении вопроса о государственных формах предпочтение отдавалось республике, поскольку именно республика в большей мере отвечает требованиям равенства и свободы. Ж. Боден определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.

В период ранних буржуазных революций в разработке концепции правовой государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г.Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т.Джефферсон и другие.

Г. Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного права. Согласно его теории существует право естественное и право волеустановленное. Источником естественного права является природа человека, человеческий разум. К предписаниям естественного права он относит воздержание от чужого имущества, обязанности соблюдения обещаний, возмещение виновного ущерба, а также "воздаяние" людям заслуженного наказания. Волеустановительное право, исходящее от государства, должно всецело соответствовать принципам естественного права. Правовые институты феодализма объявлялись Г. Гроцием противоречащими природе человека, поэтому выдвигалось требование нового права, "отвечающего законам разума". Целью государства он считал охрану частной собственности посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех[533].

Б. Спиноза одним из первых дал теоретическое обоснование демократического государства, которое, будучи связано законами, обеспечивает действительные права и свободы человека. Он утверждал, что государство могущественно только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных[534].

Т. Гоббс разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в общественной жизни, которые впоследствии были развиты революционными буржуазными мыслителями. К их числу относятся обоснование формального равенства перед законом, незыблемость договоров. Т. Гоббс отстаивал понимание свободы человека как права делать все то, что не запрещено законом, и тем самым заложил теоретические основы наиболее эффективного принципа правового регулирования общественных отношений.

Д. Локк был классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположность феодальному. Государство, которое создается для охраны естественных прав человека, подчеркивал Д. Локк, устанавливает законы для устройства и учреждения собственности, а также использует общественные силы для исполнения этих законов и для защиты от внешних нападений. В таком государстве господствует закон, обеспечивающий естественные неотчуждаемые права собственности, индивидуальной свободы и равенства. Свобода людей в условиях правового государства состоит "в незыблемом для всех правиле, установленном законодательной властью, суть которого выражается в свободе следовать собственному желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека"[535].

Т. Джефферсон, автор Декларации независимости Соединенных Штатов Америки, практически воплощает идеи правового государства на американском континенте. С позиции теории общественного договора и естественных неотчуждаемых прав человека он подвергает критике монархическую форму правления и отстаивает принцип народного суверенитета. Декларация Т. Джефферсона торжественно провозглашает, что существуют неотчуждаемые права человека, для обеспечения которых создается государство. Путем включения в Декларацию естественные права человека превратились в субъективные права отдельных индивидов по отношению к государству как к целому. Для официальной государственной доктрины это было совершенно новое положение, так как прежде считалось, что правами людей наделяет государство.

Значительный вклад в разработку основополагающих элементов правовой государственности в этот период внесли также М.Ф. Вольтер, К.А. Гельвеций, Ж.- Ж. Руссо, Т. Пейн и другие видные мыслители.

Э. Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории правового государства, центральное место в которой занимает человек, личность. Важнейшим принципом публичного права философ считал прерогативу народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции, выражающей его волю. Верховенство народа обусловливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как "объединение множества, людей, подчиненных правовым законам"[536]. Там, где государство действует на основе конституционного права, отвечает общей воле народа, там государство правовое, там не может быть ограничения прав граждан в области личной свободы, совести, мысли, хозяйственной деятельности. В правовом государстве гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному исполнению закона, какой обладает властвующий в его отношении к гражданину.

Философская концепция правового государства по Э. Канту оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового строительства цивилизованного общества.

Прогрессивная политико-правовая мысль Западной Европы в лице Р.Иеринга, Г. Еллинека, Л. Дюги, М. Ориу, Р. Паунда, Г. Спенсера и других оттачивала элементы теории правового государства с позиций своего времени и опыта прошлого. Если отвлечься от субъективных оценок, то большинство авторов сходилось во мнении, что правовым можно считать лишь такое государство, где законодатель так же подзаконен, как и гражданин. Р. Иеринг, например, считает, что правовая государственность имеет место лишь там, где государственная власть сама подчиняется предписанному ею порядку, где она приобретает окончательную правовую прочность. Лишь при господстве права процветает национальное благосостояние, торговля и промыслы, развертываются присущие народу "умственные и нравственные силы"[537].

Идеи правового государства нашли широкое отражение и в русской политико-правовой мысли. Они излагались в трудах Д.И. Писарева, А.И.Герцена, Н.Г. Чернышевского, А. И. Радищева, П.И. Пестеля, Н.М.Муравьева и других мыслителей, подвергавших обоснованной критике беззакония феодализма.

Теоретическую завершенность русская концепция правового государства получила в произведениях видных правоведов и философов предоктябрьского периода: Н.М. Коркунова, С.А. Котляревского, П.И. Новгородцева, С.А. Муромцева, В.М. Гессена, Г.Ф. Шершеневича, Б. Н. Чичерина, Н. А. Бердяева и других. Так, Г.Ф. Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основные параметры правового государства:

1) для устранения произвола необходимо установление норм объективного права, которые определяют пределы свободы каждого и отграничивают одни интереса от других, в том числе и государственной организации, - отсюда идея господства права в управлении;

2) если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраною субъективных прав;

3) чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердив самостоятельность судебной власти и допустив к соучастию в законодательстве выборные общественные элементы[538].

В.М. Гессен определяет правовое государство, опираясь на фундаментальные воззрения западной политико-правовой мысли. "Правовым называется государство, которое признает обязательным для себя, как правительства, создаваемые им же, как законодателем, юридические нормы. Правовое государство в своей деятельности, в осуществлении своих правительственных и судебных функций связано, ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним"[539]. В то же время В. М. Гессен вносит определенные коррективы в содержательную сторону правового государства. Он отстаивает свободу законодательной деятельности в том смысле, что государство не связано обычным и законодательным правом, так как нет "вечных" обычаев и законов. По самому существу своему законодательная власть не может быть ограничена законом. В этой идее заложено принципиальное практическое положение: законы должны соответствовать уровню зрелости общества, отражать изменяющиеся экономические, социальные, культурные и другие условия общественной жизни, отвечать объективным потребностям ее развития.

С.А. Котляревский придерживается кантовской теории взаимосвязанности и обоюдной ответственности государства и личности друг перед другом, гарантией которых является разделение властей. Практическую значимость для современной государственно-правовой жизни имеет его вывод о роли суда как основного органа, обеспечивающего реальную обоюдную ответственность государства и личности. Такой суд должен быть конституционным, абсолютно независимым от кого бы то ни было и пользоваться непререкаемым доверием народа. Утрата этого доверия колеблет начала правосудия, а вместе с тем и начала правового государства[540].

В послеоктябрьский период в России в силу ряда объективных и субъективных факторов идеи правового государства вначале были поглощены требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни. Правовой нигилизм, сосредоточение реальной власти в руках партийно-государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному отрицанию в теории и на практике правовой организации общественной жизни на началах справедливости и, в конечном счете, к установлению тоталитарной, не связанной законом государственности.

Советская государственно-правовая наука в период тоталитаризма не воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной классовой концепции государства. Инерция властного отрицания и научного непризнания многовекового опыта теории и практики правовой государственности породила серьезные социально-экономические культурно-духовные и национальные конфликты в жизни общества.

В последние годы в русле реформаторских процессов, проходящих в стране, произошли серьезные изменения в научных взглядах на государство и право, четко обозначились новые подходы к оценке их роли в политической системе общества. Используя научный арсенал прошлого и настоящего, практический опыт построения и функционирования правовой государственности в современных цивилизованных странах, отечественное правоведение, философская, экономическая и политическая мысль наметили реальные контуры будущего правового государства в нашем обществе. Концептуальные положения и пути формирования правового государства с учетом конкретных условий развития страны излагаются в трудах С.С. Алексеева, А.В. Венгерова, В.Е.Гулиева, Н.Н. Деева, В.Д. Зорькина, В.Н. Кудрявцева, Б. М. Лазарева, Р.3.Лившица, В.С. Нерсесянца, М.И. Пискотина, Ю.А. Тихомирова, Б.И.Топорнина, Р.А. Халфиной, В.Н. Хропанюка, 3.М. Черниловского, В.А.Четвернина и других.

Контрольные вопросы

1. Что такое правовое государство?

2. Назовите основные признаки правового государства.

3. Какова роль Конституции РФ?

4. В чем заключается принцип суверенности государственной власти?

5. Что Конституция РФ провозглашает высшей ценностью?

6. Назовите известных мыслителей, излагавших свои идеи правовой государственности.

7. Назовите представителей русской политико-правовой мысли, внесших значительный вклад в развитие теории правового государства.

Раздел II ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Раздел II ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 8. Кем создается право Европейского Союза? Право Европейского Союза — результат нормотворческой деятельности организации Европейский Союз.Субъектами этой деятельности выступают государства — члены Союза,

Глава 1. Развитие теории государства и права как науки

Глава 1. Развитие теории государства и права как науки Постепенное развитие человеческого общества, усложнение его устройства, а также отношений, а также непрекращающиеся попытки осмыслить роль государства и права в жизни человека привели к появлению обособленного

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства Существует множество теорий происхождения государства. Они возникали в разные периоды исторического развития у разных народов, и их изучение дает ключ к пониманию закономерностей зарождения и

3. Возникновение государства. Теории

3. Возникновение государства. Теории Возникновение государства – это сложный длительный процесс, эволюция, начавшаяся много тысяч лет назад в различных регионах мира.Первыми государствами являются Древний Египет, государства Месопотамии Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилон,

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления Возникновение государства связано с комплексом экономических, географических, религиозных и иных факторов.Основными причинами возникновения государства являются:1) переход от «присваивающей»

3. Возникновение государственности у славян. Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства

3. Возникновение государственности у славян. Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства В IX в. на территории современной России располагались первые государства:1) Куявия – на территории Киева;2) Славия – на территории

5. Возникновение государства

5. Возникновение государства Государство существовало у народов не всегда, его образованию предшествовал первобытно-общинный строй – древний тип коллективного или кооперативного производства, который был результатом слабости отдельного, обособленного человека перед

§ 3. Возникновение и развитие учения о правовом государстве

§ 3. Возникновение и развитие учения о правовом государстве Истоки идеи о правовом государстве следует искать в тех временах, когда человеческая цивилизация находилась в колыбели. Уже тогда человек пытался уяснить и усовершенствовать формы общения с себе подобными,

29. Возникновение и развитие нотариата в досоветский период

29. Возникновение и развитие нотариата в досоветский период Слово «нотариус» произошло от латинского «notarius», что значит «писец», «скорописец», «секретарь», «стенограф», «делопроизводитель». В Древнем Риме так называли рабов, ведших деловую переписку своих господ.В XV–XVII

38. Возникновение Римского государства

38. Возникновение Римского государства Условно историю Рима можно разделить натри периода: царский (753–510 гг. до н. э.); республики (509-27 гг. до н. э.); период империи (27 г. до н. Э.-476 г. н. э.).Основание города Рима связано с именами легендарных Ромула и Рэма и относится к 753 г. до

§ 74. Развитие правового регулирования гражданских свобод

§ 74. Развитие правового регулирования гражданских свобод Свобода человека и право Важной чертой правопорядка Нового времени (наряду с принципом общественного, представительного государства — см. § 59) стало закрепление в праве принципов гражданской свободы — свободы

§ 75. Развитие правового регулирования коммерческих отношений

§ 75. Развитие правового регулирования коммерческих отношений С эпохой Нового времени, с решением промышленных и торговых связей в обществе неизмеримо возросло общегосударственное значение правовой регламентации коммерческих отношений. Регулирование торговли

§ 52. Возникновение и развитие юридических лиц

§ 52. Возникновение и развитие юридических лиц Создание идеи юридического лица, как самостоятельного субъекта гражданского права, самостоятельного центра хозяйственной жизни, составляет одну из крупнейших заслуг римского права; только через него эта юридическая форма

31.1 Развитие идей правового государства

31.1 Развитие идей правового государства Конституции ряда современных государств закрепили их характеристику в качестве правовых. Но идея правового государства не является порождением лишь нынешних обществ. В юридической литературе выделяются, как правило, четыре этапа

Идеи о правовом государстве возникли в связи с пониманием необходимости более совершенной государственной организации.

Правовое государство воспринимается как такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется.

Смысл идеи правового государства состоит в создании такой системы государственно-правовых отношений, которая обеспечивала бы примат права во всех сферах общественной жизни, приоритет личности над государством, постоянный контроль граждан за деятельностью государственного аппарата и его властных органов.

В идее правового государства можно выделить два главных аспекта:

- обеспечение прав и свобод человека;

- ограничение правом государственной власти.

Свобода человека может быть определена как способность человека действовать в соответствии со своими интересами, исходя из объективной необходимости. Таково может быть понимание свободы в философском смысле.

Переводя же понятие «свобода» в плоскость государственно-правовой действительности, необходимо уточнить, что свобода каждой общественной личности может простираться до тех пределов, пока она не ограничивает свободы других. Эти пределы и ограничиваются правом, которое является мерой свободы, и обеспечиваются государством.

К сожалению, для России, в отличие от западных стран, более привычно понятие не «свобода», а «воля». А воля понимается как безграничное удовлетворение индивидуальных интересов. Понятие «воля» не ассоциируется ни с какими ограничениями. Это понятие распространяется и на деятельность государственных органов, и должностных лиц.

Поэтому именно в связанности, ограниченности правом государственных органов и должностных лиц и заключается сущность правового государства. Право выступает как антипод произвола и как барьер на его пути.

Правовые ограничения необходимы для того, чтобы недостатки властной личности не трансформировались в пороки государственной власти. Поэтому правом ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороны государственных структур на личность, а лишь необоснованные и противоправные ущемления интересов граждан.

Концепция правового государства основывается на ряде основополагающих принципов:

- права человека имеют приоритет перед интересами государства;

- народ является источником государственной власти;

- верховенство Конституции и законов во всех сферах общественной жизни;

- единство государственной власти и её разделение на законодательную, исполнительную и судебную;

- взаимная ответственность государства и личности;

- принцип федерализма для федеративных государств.

Из вышеназванных принципов вытекает ряд обязательных требований.

Связанность государства правом в реальной жизни означает, что деятельность государства, государственных органов и его должностных лиц должна осуществляться в рамках права.

Разделение властей означает, что законодательная, исполнительная и судебная власть действуют независимо друг от друга в соответствии с их правовым статусом. Смысл этого принципа состоит в том, чтобы не допустить узурпации властных полномочий отдельной ветвью власти.

Приоритет прав человека над интересами государства немыслим без взаимной ответственности государства и личности. Личность и государство в лице его органов и должностных лиц должны выступать в качестве равноправных партнеров. Реальное обеспечение прав и свобод личности зависит не только от их законодательного закрепления, но и от системы гарантий их реализации.

- социально-экономические гарантии (обладание собственностью, выбор рода занятий, право заниматься предпринимательской деятельностью и т. д.);

- политические гарантии (проведение референдумов и выборов и учет их результатов в деятельности власти, система разделения властей, реальная многопартийность, участие граждан в управлении обществом);

- юридические гарантии (реальная судебная защита интересов граждан, процессуальное право, право граждан обращаться в международные организации);

- административные гарантии (планирование и координация экономической деятельности в стране, охрана природной и культурной среды, социальное обеспечение граждан, запреты, касающиеся определенной деятельности, ущемляющей права и свободы граждан).

Российская действительность характеризуется тем, что, признавая широкий объем прав и свобод граждан, государственная власть не обеспечивает систему гарантий их реализации.

Верховенство Конституции означает её приоритет над всем действующим законодательством. Отсюда же вытекает требование высокого уровня правосознания и правовой культуры.

Принцип федерализма проявляется в необходимости разумного сочетания общегосударственных интересов и интересов субъектов федерации.

Как своеобразное государственное устройство федерация дополняет горизонтальное разделение властей ещё и разделением её по вертикали. Тем самым она становится средством ограничения государственной власти, системой сдержек и противовесов.

Вместе с тем, в условиях преобладания сепаратистских настроений, федеративные отношения могут создать опасность для ущемления прав личности как со стороны центра, так и со стороны субъектов федерации. Это убедительно проявилось в горячих регионах.

Из принципов правового государства вытекает и такое требование, как наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны во всех сферах общественной жизни, прежде всего в политической, экономической, социальной.

Основные положения теории правового государства разрабатывались на протяжении многих столетий. Зачатки этой теории можно найти в рассуждениях мыслителей Древнего Китая, Рима, Греции и других стран.

Основоположниками данной теории можно считать Аристотеля, Платона, Сократа, Цицерона. Однако в более-менее стройном виде эта теория сформировалась в эпоху буржуазных революций XVII–XIX вв. Наиболее известные её сторонники Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, А. Н. Радищев и др.

Дж. Локк и Ш. Монтескье обосновали необходимость разделения властей в государстве. Также Локк выдвинул идею о том, что пределами власти государства являются естественные права граждан.

Философское обоснование идеи правового государства можно найти в трудах И. Канта и Г. Гегеля. Они видели смысл идеи правового государства в создании такой системы государственно-правовых отношений, которая обеспечивала бы примат права во всех сферах общественной жизни, приоритет личности над государством, постоянный контроль граждан за деятельностью государственного аппарата и его властных органов. Речь идет о государстве, ограниченном в своих действиях правом и вместе с тем обеспечивающем безопасность и достоинство личности.

Кант разработал философскую основу правового государства, центральное место в которой занимает личность. Он обосновал принцип, согласно которому источником власти выступает народ, конкретные граждане. Государство рассматривалось им как объединение людей, подчиненных правовым законам.

Идеи правового государства у Монтескье органически соединялись с теорией разделения властей, предусматривающей существование независимых законодательной, исполнительной и судебной властей.

Термин «правовое государство» появился впервые в книге немецкого ученого К. Т. Велькера «Конечные основания права, государства и наказания» в 1813 г.

Окончательное становление теории правового государства как целостной политико-юридической концепции завершилось к началу XX в. Большой вклад в развитие концепции внесли правоведы Западной Европы Дюги, Йеринг, Еллинек, Паунд. Существенный вклад в развитие теории внесли российские правоведы В. М. Гессен, С. А. Котляровский, Н. М. Коркунов, Г. Ф. Шершеневич и др.

Во второй половине XX в. теория правового государства была реализована и юридически закреплена конституционным законодательством демократических государств. Хотя прямые упоминания о правовом характере в конституциях ряда государств и отсутствуют, а они определяются как социальные, демократические, светские, по уровню гарантий соблюдения прав и свобод граждан эти государства реально являются правовыми.

Конституционное законодательство современных развитых демократических государств закрепляет три фундаментальных принципа правового государства:

- обеспечение прав и свобод граждан.

Принцип народного суверенитета означает, что государство, обладая реальной властью, выступает как официальный представитель не только правящей элиты, но и всех слоёв общества. При этом народ является реальным источником всей власти и политики. В то же время необходим механизм, позволяющий народу воздействовать на власть.


Правовое государство — это особый тип государственной власти, сущность которого заключается, с одной стороны — в ограничении правом государственной власти, с другой — в приоритете, реальной гарантированности и защите основных прав и свобод человека и гражданина.

Концепция о таком государстве, как некоторой идеальной модели устройства политической власти, присутствовала уже в работах античных мыслителей.

В частности, Аристотель [1, с. 180] и Цицерон [2, с. 20] увязывали представление о правовом государстве (конечно, без использования данной терминологии) как об объединении свободных людей в целях наилучшего существования. В свою очередь о правовом государстве как конечном результате достижения общей пользы и формирования охраняющих данную пользу властно-юридических предписаний (Эпикур).

О естественном праве как основе государства средневекового периода и о необходимости следовать естественным законам как законам Божьим писали представители выдающиеся представители богословия — Августин Аврелий [3] и Фома Аквинский [4, с. 15].

Непосредственные общетеоретические разработки модели правового государства предприняли представители естественно правовой теории. Здесь можно назвать прежде всего Ж-Д. Руссо, который рассматривал государство сообщество людей, объединившихся на основе права во имя торжества закона [5, с. 27–36].

Европейских просветители полагали, что на смену абсолютистскому государству времен феодализма должна прийти организация политической власти нового типа, в основе ее будет положена концепция автономной личности, которая наделена неотъемлемыми и неотчуждаемыми правами и свободами.

Надо отметить, что для рассматриваемого исторического периода характерно принятие первых нормативных правовых актов, провозглашающих приоритет прав и свобод человека и гражданина. В первую очередь к ним можно отнести Конституцию Североамериканских Соединенных Штатов, равно как и Декларацию прав человека и гражданина принятую в революционной Франции (1789).

Большой вклад в развитие концепции внесли немецкие ученые гуманитарной направленности. Доминантное значение имели фундаментальные труды И. Канта. По мнению философа, право должно быть основано на нравственном законе [6, с. 233–247, 830].

Это очень важный императив, затрагивающий различие между правом и законом. В дальнейшем названный тезис воплотиться в таком принципе правового государства как принцип нового, качественно более высокого уровня законности. «Правовое государство, — писал М. И. Байтин, — немыслимо без законности. Однако речь идет о ее новом, качественно более высоком уровне…» [7, с. 499]. Действительно, могут быть законы (например, тоталитарного государства), которые отвечая всем формальным требованиям юридической техники, противоречат основным, естественным правам и свободам человека. В правовом государстве такого противоречия априори быть не может, что детерминировано единством естественного и позитивного права. Подобного рода единство выражается в том, что основные (естественные) права человека находят свою фиксацию в нормах объективного права, непосредственно закрепленных в статьях нормативных правовых актов.

Возвращаясь к философскому обоснованию идеи правового государства, стоит отметить огромное влияние работ И. Канта на творчество таких ученых-юристов как Р. Моль, В. Велькер, Р. Гнейст, Ф. Шталь. Именно в трудах названных ученых в понятийный аппарат юридической науки был введен сам термин: «правовое государство» (The Rule of Law — буквально в английской этимологии — «правление права»).

Однако представители не англо-саксонской правовой семьи, а именно романо-германские ученые в первой четверти двадцатого детерминировали отражение сугубо теоретического словосочетания («правовое государство») в высшем нормативном акте Веймарской республики — Конституции 1919 года.

Огромная заслуга как в разработке понятия, так и в объективизации правового государства в названном юридическом акте, без сомнения, принадлежит Р. Йерингу.

В России до революционных потрясений 1917 года тема правового государства также развивалась учеными юристами, придерживающихся либеральных взглядов на государственно-правовое устройство. Здесь можно назвать имена таких теоретиков как В. М. Гессена, М. М. Ковалевского, Н. М. Коркунова, С. А. Котляревского, П. И. Новгородцева, Б. Н. Чичерина.

Особый вклад в развитие идеи правового государства внес Б. А. Кистяковский, предложивший весьма удачную, на наш взгляд, дефиницию правового государства. Последнее, по мнению Б.А Кистяковского, выступает как «… правовая организация народа, обладающая во всей полноте своею собственной самостоятельную и первичною, т. е. ни от кого не заимствованной властью» [8, с. 412]. При этом Б. А. Кистяковский несколько идеалистически предполагал, что принуждение есть не магистральный и даже не основной признак государства. «Никогда государство не могло продолжительно существовать и угнетением. …У жизнеспособных государств и прогрессирующих народов эти периоды всегда сравнительно кратковременны. Наступала эпоха реформ, и государство выходило на широкий путь осуществления своих настоящих задач и истинных целей» [8, с. 533].

Цели государства как раз и заключаются в принесении государством общего блага всем людям. Подобное сближает позиции Б. А. Кистяковского с теорией солидаризма и социальных функций; вместе с тем безусловно оригинальной идеей является заявление о том, что истинная сущность и идеальная природа государства заключается в облагораживании и возвышении человеческой натуры.

Именно названным требованиям и отвечает правовое государство как особая организация политической власти. Оно, по убеждению мыслителя, создает в обществе условия, обеспечивающие гармонию между общими и индивидуальными интересами, направлено на доминирование роли правовых принципов и прежде всего права на достойное существование. «Правовое государство, — вполне обоснованно писал Б. А. Кистяковский, — является наиболее совершенным типом государственного бытия» [8, с. 592].

Идеи о правом государстве оказались востребованы после ужасов Второй мировой войны. Объединение государств в Организацию объединенных наций, крах колониальной системы и колониализма, стремление не допустить возникновения тоталитарных режимов, ограничения прав и свобод граждан вызвали всплеск интереса как раз к особому типу государственного бытия.

В послевоенные годы первое нормативное закрепление положений о правовом государстве было осуществлено в Конституции ФРГ 1949 года. Как думается, это вполне объяснимо, прежде всего стремлением искоренить и не допустить на немецкой земле потенциальную возможность построения тоталитаризма.

Конституция ФРГ (ч. 1 ст. 28) провозгласила, что Германия будет соответствовать и отвечать «основным принципам республиканского, демократического и социального правового государства в смысле настоящего закона».

Постепенно нормативное предписание о том, что то или иное государство провозглашает себя в качестве правового получила самое широкое распространение. Отчасти это связано и с наличием вполне традиционной для западного общества (прежде всего в США) концепции «государства всеобщего благоденствия». Конечно, не стоит утверждать о полной синонимии данных феноменов, однако, по нашему мнению, определеннее общие грани есть. В частности, гарантированность и защита прав и свобод человека и гражданина непосредственным образом связаны с обеспечением всеобщего благоденствия.

В настоящее время в государствах с западной демократией господствующей выступает идея либерального правового государства, в котором на первом месте интересы не просто человека, а индивида относящегося к какому либо меньшинству.

Особняком находится современное российское государство. Конституция РФ провозгласила нашу страну правовым государством. Очевидно, что эта стратегическая установка, предполагающая достижения Россией указанной цели.

Законодательство России, основываясь на традиционных ценностях, основано на двух базовых качествах правового государства: во-первых, продвижение на первый план прав и свобод личности; во-вторых, ограничение посредством права государственной власти, юридическое обоснование ее пределов.

Таким образом, идея правового государства, прошедшая долгий эволюционный путь, в настоящее время стала доминантной для большинства государств (разумеется с учетом их специфики и разнообразия), нашла свое нормативное воплощение в правовых актах как международного, так и национального уровней.

  1. Аристотель. Политика / пер. Жебелёв С. А.. под общ. ред. Доватур А. И. М.: Юрайт, 2018. С. 297.
  2. Цицерон. Диалоги. О Г осударстве. О законах. М.: Наука, 1966. С. 224.
  3. Августин Аврелий. Исповедь; Абеляр П. История моих бедствий / пер. с лат. П. Абеляр. — М.: Республика, 1992. 335 с.
  4. Альбов, А. П. Становление философии права в эпоху Античности и Средневековья (софисты, Сократ, Платон, Аристотель, эпикурейцы, Цицерон, римские юристы, Фома Аквинский) // История философии права: учеб. пособие / отв. ред. А. П. Альбов, Д. В. Масленников, В. П. Сальников. СПб.: Изд-во СанктПетербургского университета МВД России, 1998. С. 13–77.
  5. Руссо, Ж.-Ж. Об общественном договоре или принципы политического права. М.: Соцэкгиз, 1938. 123 с.
  6. Кант И. Основы метафизики нравственности. М.: Мысль, 1999. 1471с.
  7. Байтин М. И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: ИД «Право и государство», 2005. 544 с.
  8. Кистяковский Б. А. Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. М.: М. и С. Сабашниковы, 1916. 708 с.

Основные термины (генерируются автоматически): правовое государство, свобода человека, государственная власть, государство, всеобщее благоденствие, государственное бытие, конституция ФРГ, особый тип, политическая власть.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: