Какой государь впервые ввел смертную казнь за коррупцию

Обновлено: 13.04.2024

В России первые упоминания о коррупции, которая определялась понятием «мздоимство», исходят из русских летописей XIII века.

Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности на Руси принадлежит Ивану III в XI веке, а его внук – Иван IV Грозный впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за «чрезмерность во взятках».

Определенные успехи в деле предупреждения и борьбы с коррупцией в системе госслужбы были достигнуты в годы правления Петра I. Им был в 1714 году издан Указ «О воспрещении взяток и посулов», которым было отменено поместное обеспечение чиновников и повышено их денежное содержание.

С 1918 года по декрету о взяточничестве полагалось тюремное заключение на 5 лет с конфискацией имущества. С 1922 г. Уголовный кодекс предусматривал наказание за взяточничество - расстрел. С 1957 г. в России официально борьба с коррупцией была приостановлена, так как коррупция считалась редким явлением.

В начале XXI века 9 декабря 2003 года Россия подписала, а в 2006 году ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции.

В июле 2006 года В.В. Путин подписал Федеральный закон о ратификации Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.

25 декабря 2008 года принят Федеральный закон Российской Федерации № 273 «О противодействии коррупции».

Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней. Особое значение борьбы с этим явлением в нашей стране – одно из обязательных условий дальнейшей модернизации политической и совершенствование экономической систем.

Федеральный закон « О противодействии коррупции» определяет коррупцию как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Наиболее распространенными формами коррупции являются дача и получение взятки; злоупотребление полномочиями; коммерческий подкуп.

Уголовный кодекс Российской Федерации к коррупционным преступлениям относит посредничество в дачи взятки; незаконное участие в предпринимательстве; нарушение порядка финансирования избирательной кампании; контрабанду; влияние на результат спортивного или коммерческого соревнования, а также иные деяния, подпадающие под понятия «коррупция».

Согласно законодательству Российской Федерации, за коррупцию предусматривается ответственность от штрафа до условного или тюремного срока до 15 лет.

Независимо от классификации, коррупция отражает определенную систему, грозящую серьезными последствиями для общества, приносит огромный вред в масштабе всей страны.

Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер, закрепленных в статье 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273 «О противодействии коррупции»:

1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

4) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Кроме перечисленных в Федеральном законе № 273-ФЗ мер, к мерам по профилактике коррупции относятся:

- информационная работа с населением, нацеленная на донесение к обществу идеи о недопустимости коррупции и необходимости сообщать о ней при любых обстоятельствах;

- повышение прозрачности госструктур;

- повышение уровня соцзащищенности госслужащих;

- упрощение бюрократических процедур.

Уровень коррупции тесно связан с уровнем политических и экономических показателей государства. Это объясняется правовой культурой населения, эффективностью правоохранительной системы, образованностью и обеспеченностью населения.

Достичь реальных результатов в борьбе с коррупцией можно только приобщив всех граждан к этому делу. Каждый гражданин должен знать, куда сообщить о коррупции. С заявлением следует обратиться в любое отделение полиции, в прокуратуру, а также воспользоваться телефоном доверия.

полностью эту заразу не удалось никому, уж очень живучей оказалась.

Во время правления Ивана III (Васильевича) начался процесс создания единого централизованного

Российского государства из разрозненных феодальных княжеств, были созданы государственные суды и

появилась возможность контролировать чиновников на местах.

При первом "государе всея Руси" Иване III был создан первый Судебник (свод законов) в 1497 году, где наряду

с другими вопросами было четко прописано - кто из судейских чиновников, от кого (истца или ответчика), за

какие рассматриваемые дела и в каком размере мог получать вознаграждение.

В пунктах первом и тридцать третьем запрещалось судебным чиновникам: боярам, окольничим, судебным

дьякам и исполнителям брать посулы (взятки) сверх установленной оплаты.

В Судебнике официально вводилась смертная казнь за гос.измену, конокрадство, разбой, душегубство, ябедничество, а про наказание за взяточничество ничего не сказано.

На практике, всего за период правления Ивана III было осуждено и наказано "за посул" 235 чиновников

различного ранга за особо крупное лихоимство. Часть из них отстранили от должности, других били кнутом на торговой площади или бросили в темницы по информации из дошедших до нас письменных источников.

Таким образом, первым, кто обратил внимание на взяточничество, осудил его документально и

наказывал особенно зарвавшихся мздоимцев, был "государь всея Руси" - Иван III.


Справедливости ради надо отметить, что закон не исполнялся на местах или исполнялся выборочно. Взяточничество продолжало цвести буйным цветом в государстве, т.к. государь часто закрывал глаза на проступки чиновников.

Законодательство Ивана IV Грозного было более беспощадно к взяточникам, чем Судебник его деда.

Историк Н.Карамзин в своих хрониках пишет:


Судебник 1550 года, а затем Судебная грамота 1561 года предписывали судей неправедных, дьяков и подьячих, уличенных в злоупотреблениях, кидать в тюрьму, бить кнутом и предавать смертной казни, а "животы их отдавать тем людям, кто на них донес".


В исторических хрониках описывается история о дьяке, которого по указу Ивана Грозного четвертовали за то, что принял подношение - жареного гуся, набитого монетами. Ему отрубили руки, потом ноги, а потом и голову.

В середине XVI в. Иван Грозный издал Указ, по которому чиновникам было установлено содержание из государевой казны, а прием "приносов" от граждан объявлялся преступлением и наказывался лишением жизни.

За период правления Ивана Грозного было казнено с особой жестокостью прилюдно почти 1/3 от общего числа гос.служащих того времени и это дало результат - уровень коррупции значительно снизился.

Нет. При Петре Первом за коррупцию казнили невзирая на титулы и посты, но она все равно процветала. Если не совсем искоренить, то хотя бы существенно уменьшить коррупцию можно лишь уничтожив условия, которые ее порождают. В частности это сверхцентрализация управления, наличие множества нелепых инструкций и запретов, отсутствие должного контроля над государственным аппаратом и закрытость чиновного сообщества от общественности. А искоренять коррупцию только смертной казнью, это все равно, что давить тараканов тапком, но при этом держать кухню грязной, неубранной, с кучей объедков во всех углах.

ну зачем же сразу казнь . лучше конфискация всего нажитого с момента получения должности и у родственников тоже

Странно, почему они все не говорят об экономических мерах.
40 лет назад. Книгу не вернул в библиотеку за 2 руб, заплати 10 руб! — 6 лет назад

Что такое коррупция в социологическом плане? Это разные способы обогащения с учётом должностного положения человека в определённой иерархии. Все методы внешнего контроля бюрократическими средствами, как-то: органы следствия и суда с их различными наказаниями, прокуратура и контролирующие административные структуры недостаточно эффективны уже потому, что действуют постфактум, плюс извечный вопрос "кто будет контролировать контролёров". Хоть какие наказания можно вводить, проблему это не решит.

Надо делать по другому, менять сами принципы организации государственного аппарата. Выборность сверху донизу, немедленный уход по требованию избирателей, регулярная ротация - вот тот механизм,который может переломить ситуацию в корне. Всё остальное компромисс.

Нет, конечно. Коррупция - это экономическое преступление. Значит и бороться с ней нужно схожими методами. Кстати, искоренить ее совсем, ИМХО, не получится никогда - у каждого человека есть свои слабости, на которых будут пытаться сыграть люди, желающие побыстрее решить свои проблемы. Многие ради этих слабостей готовы и жизнью рискнуть, так что введение смертной казни - не выход. А если не слабости - будет шантаж, те же угрозы жизни близких и др. - реже, конечно, чем взятки, но с гораздо более страшными последствиями. Но бороться с коррупцией все-таки можно:

  • чиновники и прочие получатели взяток должны дорожить своей работой, т. е. иметь достойную зарплату или прочие блага;
  • деятельность чиновников должна быть абсолютно прозрачной и проверяемой, но не специальными проверяющими, а любым желающим обыкновенным человеком ;
  • одним из наказаний за прием взятки должно стать лишение должности и запрет занимать подобные должности в любой области.

Вот тогда коррупция станет просто экономически невыгодной, хотя и не исчезнет совсем. А смертная казнь, если и будет введена - просто дополнительный риск, не более. Каждый ведь, хоть и оценивает последствия, но действует в расчете на то, что наказания не будет вообще, что он не попадется. Что толку в суровости наказания, если оно не будет реализовано? Так что действительно бороться с коррупцией можно лишь прозрачностью.

В настоящее время в мире нет ни одного государства, в котором бы отсутствовала коррупция. На сегодняшний день и в России проблема коррупции является, бесспорно, актуальной.

Коррупция негативно влияет на все сферы жизни общества. В экономической сфере ведет к упадку развития экономики, финансовой системы, а также всей инфраструктуры российского государства. Коррупция рассматривается как отрицательное явление, препятствующее развитию бизнеса и сокращающее богатство страны.

В социальной сфере способствует снижению уровня жизни населения, что служит причиной раскола общества на богатых и бедных. Политическая коррупция подрывает престиж страны на международной арене, снижает доверие народа к власти. В нравственно — духовной жизни общества происходит преломление норм морали.

Для того чтобы эффективно бороться с коррупцией, необходимо знать ее корни и особенности ее происхождения.

Взятки появились еще в Древней Руси, об этом известно по уцелевшим записям. В IX веке Древнерусским государством была заимствована система, названная «кормлениями», представляющая собой, особый способ содержания должностных лиц за счет местного населения. Князь посылал в города и волости наместников и других служилых людей. Население было обязано содержать их — «кормить» в течение всего периода службы, что естественно приводило к взяткам. В целом указанная система содержания должностных лиц являлась совершенно неэффективной.

В XV в. коррупция в России приобрела системный характер. Чиновник выполнял за подношение какое — то действие, напрямую связанное с его прямыми обязанностями, это явление было названо — «мздоимство».

Конечно же, возникшее негативное общественное явление порождало необходимость борьбы с ним со стороны государства. Уже в 1561 г. Иваном Грозным была введена Судная грамота, которая устанавливала санкции за получение взятки судебными чиновниками. Существенные изменения в области предотвращения коррупции были предприняты Петром Первым. В декабре 1714 г. был издан указ «О воспрещении взяток и посулов», который предусматривал смертную казнь за коррупцию.

Однако уже в период правления Екатерины II смертная казнь была отменена, вследствие чего усилился рост коррупции. В 1845 г. при непосредственной поддержке Александра III было принято «Уложение об уголовных и исправительных наказаниях», в котором были впервые введены новые нормы, устанавливающие ответственность за взяточничество, и предусматривающие лишение свободы в качестве наказания за данное противоправное деяние.

Наибольшего расцвета коррупция достигла в последние годы правления Николая II, когда продавались и покупались высшие должности в его правительстве. Попытки ужесточить борьбу с коррупцией в период 1911-1916 гг. были вызваны превращением коррупции в отлаженную мобилизованную оппозиционную политическую организации.

В период построения социалистического государства также не удалось избавиться от взяточников. Следует отметить, даже при тоталитарном режиме И.В. Сталина, коррупция не была полностью истреблена, хотя его правление было наименее коррумпированным. Свое масштабное распространение в СССР коррупция получила в 1970-1980 гг. Это негативное явление затронуло практически все государственные и партийные органы и учреждения.

Таким образом, на основании представленных исторических данных можно с уверенностью сделать вывод о том, что предпосылки для развития коррупции в современной России, зародились еще в глубокой древности и формировались на протяжении всего периода ее развития.

В настоящее время международные рейтинги показывают, что уровень коррупции в России недопустимо высок. По оценке Национального антикоррупционного комитета, объем коррупции в стране к 2010 в денежном выражении варьируется от 240 до 300 млрд. долларов.

Следует отметить, что за последние годы выросло число мер, принимаемых российским государством с целью устранения коррупции, но, к сожалению, до настоящего момента значительного эффекта в антикоррупционной деятельности добиться не удалось.

Начиная с 2004 года ежегодно 9 декабря во всем мире отмечается Международный день борьбы с коррупцией. Целью учреждения Международного дня, как указано в резолюции Генеральной Ассамблеи, было углубление понимания проблемы коррупции и роли Конвенции в предупреждении и борьбе с ней.

В резолюции отсутствуют обычные в таких случаях призывы широко отмечать эту дату и проводить соответствующие мероприятия. Однако это хороший способ вспомнить о проблеме и еще раз подумать о том, как бороться с этим злом.

Коррупция (от лат. corrumpere - растлевать, лат. corruptio - подкуп, порча) - термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. Соответствующий термин в европейских языках обычно имеет более широкую семантику, вытекающую из первичного значения исходного латинского слова. В большинстве Европейских стран коррупция относится к уголовным преступлениям.

Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором — риск разоблачения и наказания.

Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №237-ФЗ «О противодействии коррупции» коррупция определена как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; либо совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Противодействие коррупции указанным законом определена как деятельность федеральных органов государственной власти, органов госвласти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством РФ права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

Сотрудник органов внутренних дел, в соответствии со статьей 82.1. Федерального закона от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:

1) непринятия сотрудником органов внутренних дел мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является;

2) непредставления сотрудником органов внутренних дел сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

3) участия сотрудника органов внутренних дел на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

4) осуществления сотрудником органов внутренних дел предпринимательской деятельности;

5) вхождения сотрудника органов внутренних дел в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором России или законодательством Российской Федерации;

6) нарушения сотрудником органов внутренних дел, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 года №79-ФЗ «О запрете отдельными категориями лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Кроме того, сотрудник органов внутренних дел, замещающий должность руководителя (начальника), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему сотрудника органов внутренних дел личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, также подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов.

Исторические корни коррупции восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других посетителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства появились профессиональные чиновники, которые по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов.

Первым правителем, о котором сохранилось упоминаниекак о борце с коррупцией, был Урукагина – шумерский царь города-государства Лагаша во второй половине ХХIV века д.н.э. Несмотря на показательные и часто жестокие наказания за коррупцию, борьба с ней не приводила к желаемым результатам. В лучшем случае удавалось предотвратить наиболее опасные преступления, однако на уровне мелкой растраты и взяток коррупция носила массовый характер. Первый трактат с обсуждением коррупции – «Артхашастра» опубликовал под псевдонимом Каутилья один из министров Бхараты (Индия) в IV веке д.н.э. В нем он сделал пессимистичный вывод, что «имущество царя не может быть, хотя бы в малости, не присвоено ведающими этим имуществом».

Особую озабоченность вызывала продажность судей, поскольку приводила к незаконному перераспределению собственности и желанию решить спор вне правового поля. Не случайно ведущие религии из всех видов коррупции осуждают в первую очередь подкуп судей: «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых», «Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности других людей», «Деньги не бог, а милуют», «В суд ногой – в карман рукой», «Когда говорят деньги, правда молчит» и т.д.

Однако, начиная с конца ХVIII века, на Западе в отношении общества к коррупции наступил перелом. Либеральные преобразования проходили под лозунгом, что государственная власть существует для блага людей ей подвластных, и поэтому подданные содержат правительство в обмен на неукоснительное соблюдение чиновниками законов. В частности, согласно Конституции США, принятой в 1787 году, получение взятки является одним из двух явным образом упомянутых преступлений, за которые Президенту США может быть объявлен импичмент. Общество начало оказывать все большее влияние на качество работы государственного аппарата. По мере усиления политических партий и государственного регулирования, растущую озабоченность стали вызвать эпизоды сговора политической элиты и крупного бизнеса. Тем не менее, объективно уровень коррупции в развитых странах на протяжении ХIХ – ХХ веков значительно уменьшился по сравнению с остальным миром.

Во второй половине ХХ века коррупция все больше начала становиться международной проблемой. Подкуп корпорациями высших должностных лиц за границей приобрел массовый характер. Глобализация привела к тому, что коррупция в одной стране стала негативно сказываться на развитии многих стран. При этом страны с наиболее высоким уровнем коррупции более ограничивались третьим миром: либерализация в бывших социалистических странах в 1990-е годы сопровождалась вопиющими должностными злоупотреблениями.

История борьбы с коррупцией в России

  • XIII – первое упоминание о мздоимстве (коррупции).
  • XV век – законодательное её ограничение. Время правления Ивана III.
  • XVI век – вводилась смертная казнь за взятки. Время правления Ивана IV.
  • XVII век – по Соборному Уложению 1649г. (Алексей Михайлович). Наказание за преступление, попадающее под понятие коррупция.
  • XVIII век – телесные наказания; расцвет коррупции.
  • С 1826г. при Николае I коррупция стала механизмом государственного управления.
  • С 1918г. – по декрету о взяточничестве полагалось тюремное заключение на 5 лет с конфискацией имущества.
    • С 1922г. – по Уголовному Кодексу за взяточничество расстрел.
    • С 1957г. – официально борьба приостановлена, т.к коррупция считалась редким явлением.

    9 декабря 2003 года в мексиканском городе Мерида на Политической конференции высокого уровня была открыта для подписания Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 года. Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов.

    Конвенция 2003 года — первый документ такого рода. Он особенно важен для стран, где коррумпированность всех структур наносит ущерб национальному благосостоянию.

    Начиная с 2004 года ежегодно 9 декабря во всем мире отмечается Международный день борьбы с коррупцией. Целью учреждения Международного дня, как указано в резолюции Генеральной Ассамблеи, было углубление понимания проблемы коррупции и роли Конвенции в предупреждении и борьбе с ней.

    В резолюции отсутствуют обычные в таких случаях призывы широко отмечать эту дату и проводить соответствующие мероприятия. Однако это хороший способ вспомнить о проблеме и еще раз подумать о том, как бороться с этим злом.

    Коррупция (от лат. corrumpere - растлевать, лат. corruptio - подкуп, порча) - термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. Соответствующий термин в европейских языках обычно имеет более широкую семантику, вытекающую из первичного значения исходного латинского слова. В большинстве Европейских стран коррупция относится к уголовным преступлениям.

    Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором — риск разоблачения и наказания.

    Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №237-ФЗ «О противодействии коррупции» коррупция определена как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; либо совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

    Противодействие коррупции указанным законом определена как деятельность федеральных органов государственной власти, органов госвласти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

    Граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством РФ права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

    Сотрудник органов внутренних дел, в соответствии со статьей 82.1. Федерального закона от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:

    1) непринятия сотрудником органов внутренних дел мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является;

    2) непредставления сотрудником органов внутренних дел сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

    3) участия сотрудника органов внутренних дел на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

    4) осуществления сотрудником органов внутренних дел предпринимательской деятельности;

    5) вхождения сотрудника органов внутренних дел в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором России или законодательством Российской Федерации;

    6) нарушения сотрудником органов внутренних дел, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 года №79-ФЗ «О запрете отдельными категориями лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

    Кроме того, сотрудник органов внутренних дел, замещающий должность руководителя (начальника), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему сотрудника органов внутренних дел личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, также подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов.

    Отделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: