Какое значение имеет для граждан страны государственное управление

Обновлено: 15.04.2024

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА: ЦЕЛИ, ИНСТРУМЕНТЫ.

Государственное управление – это деятельность по реализации законодательных, исполнительных, судебных и иных властных полномочий государства в целях выполнения его организационно-регулирующих и служебных функций как в обществе в целом, так и в отдельных его частях.

Цель государственного управления заключается в создании оптимальных условий достижения определенного уровня состояния общества и государства в соответствии с намеченными перспективами их развития. При структурировании целей государственного управления следует исходить из логики исторического процесса развития государства как системы, в которой каждая предыдущая цель детерминирует последующую.

Естественно, что наряду с общей определяющей целью государство выдвигает множество иных весьма значимых целей, но все они призваны развивать и дополнять основную цель. Таким образом, можно выделить цепь основных видов целей государственного управления: общественно-политические – социальные – духовные – экономические – организационные – деятельностно-праксиологические – информационные – разъяснительные. Так, например, цели социального развития определяются общественно-политическим курсом государства.

Применительно к современной России они включают обеспечение условий для развития социальной структуры, создания «среднего класса» – опоры политической стабильности, достижения достойных человека уровня и качества жизни. Целями государственного управления в экономической сфере являются определение долгосрочной стратегии экономического развития страны, создание оптимальных условий ее реализации для обеспечения реального и устойчивого роста материального благосостояния граждан.

Блок общесистемных принципов можно разделить на социально-ценностные (гуманизм, демократизм, социальная направленность) и социально-функциональные (системность, научная обоснованность, объективность, правовая упорядоченность, законность, федерализм, разделение властей, публичность, саморегулирование, причинность (казуальность), дополнительность, информационная достаточность, оптимальность, эволюционизм, вероятность прямой и обратной связей и т.д.).

На основе блока организационно-технологических принципов управления реализуется организационно-распорядительная и административно-исполнительная деятельность органов государственной власти. Среди этой группы особое значение имеют принципы разделения труда, иерархичности, оптимального сочетания централизации и децентрализации, единоначалия, сочетания федерального, регионального и местного управления, конкретности, единства распорядительства, одного начальника, делегирования полномочий, диапазона управления, и т. д. Начало разработки данных принципов положено в трудах М. Вебера и А. Файоля. Они активно разрабатываются в теории и практике отечественного управления. Эти принципы не являются специфическими для государственного управления, но могут успешно в нем применяться.

К организационно-технологическим принципам можно отнести: согласованность, непротиворечивость, взаимодополняемость и иерархию целей государственного управления; правовое закрепление управленческих функций в компетенции соответствующих органов государственной власти; концентрацию управленческих функций и необходимых для этой цели ресурсов в руках компетентного органа в соответствии с интересами и потребностями объекта управления; комбинирование действий организационных структур для исключения дублирования и параллелизма в их работе и, наконец, единство системы государственной власти, согласованность и последовательность процессов государственного управления; территориально-отраслевую обусловленность организационных структур; сочетание коллегиальности и единоначалия и др.

По содержанию и глубине воздействия на систему общественных отношений функции государственного управления делятся на общие и специфические. Общие функции государственного управления отражают сущностные моменты и присутствуют практически в любом управленческом взаимодействии его субъектов и объектов. В теории управления в числе таких наиболее значимых функций выделяются следующие: постановка целей и задач, прогнозирование, планирование, организация, мотивация, регулирование, контроль.

Функция планирования в государственном управлении выражается в постановке целей, определении необходимых для их достижения ресурсных затрат, способов и сроков, а также форм и методов поэтапного контроля за деятельностью объекта управления, силами которого достигается реализация планового задания.

Планирование должно быть тесно увязано с прогнозированием. Функция прогнозирования в государственном управлении представляет собой выработку обоснованного суждения о будущем развитии общества или его вариантов, путей и сроков его достижения. Прогноз является надежным инструментом принятия стратегического управленческого решения.

Организация в качестве функции государственного управления состоит в определении организационных положений, устанавливающих порядок управления и процессуального регулирования: регламентов, нормативов, инструкций, требований, ответственности и др.

Мотивацию как управленческую функцию принято чаще всего рассматривать применительно к ограниченным, локальным системам. Мудрость руководителя здесь заключается в том, чтобы не столько сформировать мотивы деятельности людей, сколько их познать, уловить и сообразовать в соответствии с ними действия по руководству системой. Применительно к государственному управлению функция мотивации принципиально та же, но отличается масштабом и содержанием. Мотивация на общегосударственном уровне приобретает вид национальной идеи.

Регулирование является важной функцией современного государственного управления. Оно может рассматриваться в широком и узком смысле. Государство путем издания законов, подзаконных и судебных актов устанавливает определенные общие правила поведения участников общественных отношений, т.е. нормативно регулирует их. Функция контроля в государственном управлении призвана обеспечивать дисциплину, законность, соблюдение режима деятельности и результативность субъектов и объектов государственного управления. В этом отношении контрольные функции смыкаются с государственным регулированием, повышают его эффективность.

Специфические функции государственного управления находят свое воплощение в конкретных проявлениях всего многообразия возникающих на практике ситуаций, где необходимо действовать только от имени государства, реализуя его компетенцию. В их числе можно назвать функции правоприменения, проведения выборов и референдумов, государственный статистический учет (перепись населения), лицензирование видов деятельности, регулирование особых правовых режимов (президентского правления, чрезвычайного положения, свободных экономических зон) и ряд других.

Под методами государственного управления понимаются официальные способы властного воздействия государственных органов на процессы общественного и государственного развития, на деятельность государственных структур и конкретных должностных лиц в пределах их компетенции и в установленном порядке.

К методам обеспечения реализации целей и функций государственного управления можно отнести социально-политические, экономические, правовые, административные, кадровые, контрольные, социально-психологические, идеологические, морального воздействия.

Блок экономических методов государственного управления определяется ролью, которую играет экономика в жизни государства. Это – приватизация, проведение налоговой, бюджетной, финансовой политики, материальное стимулирование, применение материальных санкций, предоставление субвенций и дотаций регионам, поддержка депрессивных территорий и т. д.

Средства государственного управления – это инструментарий, набор конкретных и чаще всего овеществленных предметов, используемых в данном процессе. В государственном управлении средства могут быть техническими (средства труда государственных служащих, электронные, космические), специальными (средства военные, правоохранительные, таможенного и пограничного контроля, обеспечения госбезопасности, денежной эмиссии, гражданской обороны, дипломатические), информационными и коммуникационными (средства правительственной связи и информации) и др.

Основополагающим в государственном управлении является определение роли, Места человека, общества как объекта управления. По этому критерию различают: демократический и авторитарный типы управления.

По характеру взаимоотношений центральной власти с входящими в состав государства административными, национальными единицами система управления может быть координационной и субординационной. Координационное управление реализуется в форме федерации и конфедерации. Субординационное управление базируется на строгом административном подчинении, воздействии на нижестоящих лиц органов управления, принуждении к выполнению команд, поступающих от вышестоящих органов (унитарные государства).

По критерию использования форм собственности и владения имуществом различают федеральное, региональное, муниципальное (местное) и частное управление.

По воздействию на управляемый объект выделяется отраслевое (функциональное) и территориальное управление. Отраслевое управление предполагает наличие вертикали соподчиненности от центра до предприятий (через министерства и ведомства). Для обеспечения функционального управления образуются органы исполнительной власти по направлениям: экономика, социальное развитие, их безопасность и т.д.

По способу учета интересов объекта управления различают административное и экономическое управление. Административное управление непосредственно воздействует на интересы управляемых при помощи разрешения, запрета, принуждения, применяемых независимо от их мнения.

Экономическое управление воздействует на интересы объектов управления косвенно, т.е. через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную и кредитную государственную политику. Объект управления волен в выборе вариантов действий, но в случае противоречия их законодательству возмещает ущерб государству.

Государство в целях сохранения конкурентоспособности предприятий внедряет доверительное управление с использованием принципов частного предпринимательства. Оно отделяет функции владения от функций управления, которое осуществляется по договорам с органами государственного управления, трансформируется в профессиональное управление через специальных управляющих.

Антикризисное управление вводится на предприятиях для предупреждения и проведения процедуры банкротства. Оно является принудительным и внешним через арбитражных и конкурсных управляющих.

В зависимости от срока исполнения принимаемых решений управление подразделяется на оперативное, тактическое и стратегическое.

Оперативное управление призвано решать текущие и возникающие в результате нежелательных отклонений вопросы. Оно ставит конкретные задачи, количественно измеряемые ориентиры, использует ситуационный подход, при котором выбирается наиболее приемлемый вариант, исходя из сложившихся условий.

Стратегическое управление определяет цели и задачи, долгосрочную ориентацию по вопросам развития страны в целом или по отдельным сферам, объектам, территориям, задает направления работы по каждому звену управления.

Тактическое управление выражается в конкретных действиях для реализации стратегических установок.

Роль государственной власти представляет собой ее значение в рамках управления обществом. Общеизвестно, что для любого общества необходимо руководство, ибо оно нуждается во власти, это делает возможным функционирование многих институтов общества, осуществляющих регуляцию жизни людей, общественных отношений, поведения и взаимодействия людей. Люди не могут существовать без власти, так как им требуется объединение в целях эффективного экономического и общественного развития.

Государство способно подчинять людей, их поведение и деятельность воли всего общества, отдельного класса или группы лиц. При этом власть является социальным явлением. Она возникла с того момента, с какого появилось человеческое общество. Именно за счет власти возникло разделение труда, появилась частная собственность, выделились различные социальные группы. Власть упорядочила отношения между людьми на ранней стадии их развития, привела в исполнении различные функции, имеющие значение для общества, играла важную роль в распределении пищи и регулировании брачных отношений, а также вопросов разделения труда. Власть играет важную роль на стадиях развития общества.

Власть предполагает существование структуры, через которую она может успешно реализовываться. Таким образом, создается система государственных органов, через которые осуществляется управление обществом, общественными отношениями.

При этом власть играет различные функции:

  • правотворческую,
  • социальную,
  • налогооблагаемую,
  • охранительную,
  • защитную.

В целом, все функции государства делятся на внутренние и внешние, реализуемые на международной арене в качестве международных отношений.

Становление государственной власти в России

Роль государственной власти зависит также от формы ее осуществления. В частности, власть может реализовываться за счет государственного принуждения. В этом случае вся организация органов государственной власти подчинена задачи принуждения. Так как согласно нормам Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее вся власть принадлежит народу, органы государственной власти представляют интересы всего общества, обеспечивая их права и свободы. Народ оценивает роль власти в развитии общества на момент времени, определяет демократичность и подконтрольность систем.

Готовые работы на аналогичную тему

В нашем государстве сложилась особая представление о том, что именно власть порождает собственность у властвующего. При этом данные правоотношения находятся в определенной зависимости друг от друга. Власть в России также формировалось с учетом того, что Россия являлась военным государством и постоянно испытывала давление с Запада и Востока. Развитием государства двигала необходимость развития обороны, потребность в обеспечении безопасности, усиления внешней и внутренней политики, недопустимость распрей и гражданской войны внутри государства целью с территориального ослабления.

В результате этого в России сложились определенные механизмы управления, определённые системы государственных органов, которые в том или ином виде существовали на различных этапах развития российского государства. Важную роль здесь сыграли политические факторы, а также личность правителя, который стоял у власти. Влияние правителей очевидно для развития государства, например, ярким примером здесь будет являться личность Петра Первого, который не только прорубил окно в Европу, но и принес много новшеств развитие оборонного комплекса России.

Государственная власть в России стремилась трансформировать российский менталитет, создать собственные структуры, которые оправдывали бы эту деятельность.

Роль государственной власти в развитии страны в некоторой степени парадоксальна. С одной стороны, правители превратили Россию По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Органы обеспечения безопасности РФ подробнее в великую державу. С другой стороны, зачастую поощрялись античеловеческие методы управления, от имени правителей уничтожали многотысячные народы и наносили огромный ущерб.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата написания статьи: 27.08.2017

Екатерина Геннадьевна Дроздова

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

На протяжении многих веков, государство является основным субъектом управления обществом, объединяя внутри себя учреждения, организации и должностных лиц, деятельность которых направлена на регулирование взаимодействия социальных групп и отдельных граждан, а также на управление существующими внутри государства общественными отношениями.

В общем виде, государственное управление может быть определено как государственное воздействие на сферы общественной жизни, с целью упорядочения, сохранения или изменения существующих в обществе процессов, путем их организации, регулирования и контроля, осуществление которых сопровождается использованием силы государственного принуждения.

Говоря о роли государственного управления, следует, прежде всего, указать на его необходимость для нормального функционирования общественных процессов. При этом такая необходимость обусловлена целой совокупностью факторов, некоторые из которых сложившись исторически являются общими для любого социально-политического строя и связаны с природой и предназначением государства, другие же – являясь особенными, характерны для конкретного общества.

Так, исторически, государство, возникнув для того чтобы организационно обеспечить функционирование производящей экономики, со временем приобрело своим предназначением выполнение политической функции в обществе, то есть регулирование общественных отношений и существующих социальных правоотношений, возникающих ввиду имущественного расслоения в обществе, как раз таки вызванного формированием производящей экономики и возникновением в государстве непроизводящих социальных групп.

Таким образом, наиболее раннее предназначение государства связано с властным регулированием взаимоотношений между социальными группами, разрешение противоречий и конфликтов в обществе, в целях недопущения социальных катастроф и самоуничтожения общества.

Готовые работы на аналогичную тему

Для этих целей государства с давних времен выполняли задачи:

  • установления и поддержания некоторых единых правил поведения членов общества,
  • организации и регулирования жизненно необходимых видов продуктивной деятельности,
  • защиты занимаемой государством территории.

Значение государственного управления на современном этапе

В современном обществе описанная выше роль государственного управления не потеряла своей значимости, а существует и по сей день, в виде актуальном уровню развития общественных и международных отношений. Более того, комплекс выполняемых в рамках государственного управления задач значительно расширился и усложнился.

В частности, революционное развитие науки и техники, активное использование полезных ископаемых и осознание их истощаемости и т.д. выдвинули на первый план проблему безопасности человека, и окружающей его природной среды.

В таких условиях, государственное управление должно быть направлено на эффективное и рациональное использование природных, трудовых и материальных ресурсов, поддержание системы справедливого перераспределения доходов, вкупе с гарантированием основных социальных прав, защиту общественного порядка.

Активные глобализационные процессы, развитие информационных технологий требуют от государств активного международного сотрудничества и взаимодействия, в целях решения существующих глобальных проблем человечества и недопущения появления новых.

Говоря о второй группе аспектов в роли государственного управления, то есть об особенностях в каждом отдельном государстве, следует отметить то, что несмотря на наличие неких общих закономерностей возникновения и развития на первоначальных этапах, необходимость взаимодействовать для решения глобальных проблем и экономических задач на текущем этапе и т.д., роль государственного управления на каждом конкретном этапе развития имеет свою специфику, связанную с особенностями государственного устройства, расположения или переживаемой исторической эпохи.

Управление обществом только тогда будет отвечать стоящим перед ним объективно обусловленным задачам, когда аппарат управления будет руководствоваться в своей деятельности знаниями общих закономерностей, учитывая уровень развития, традиции народа, которым они управляют, его духа и ожидания общества.

Необходимость государственного управления – это объективная потребность общества в осуществлении государственного управления для обеспечения его нормального и эффективного социально-экономического развития.

Объективность необходимости государственного управления

Современное государственное управление и история его развития находятся под влиянием многогранных процессов смены политических и социально-экономических систем. В результате обостряется внимание к вопросам управления, в том числе государственного. Вопрос необходимости государственного управления порождает крайние точки зрения, одна из которых выражается в том, что экономика и культура абсолютно не нуждается в государственных регуляторах. Кроме того, отсутствие закрепленного Конституцией термина «государственное управление» позволяет говорить об отсутствии правовой основы данной категории.

Следует отметить, что такие подходы к государственному управлению носят сомнительный характер. Это обусловлено следующими причинами:

  • генезис и природа государства в условиях современного развития общества обеспечивает реализацию экономической и социально-культурной политики.
  • государство является выразителем различных общественных интересов, обеспечивая их реализацию и защиту;
  • исторический зарубежный и отечественный опыт подтверждают значимость государственного управления в социально-культурной и экономической сферах;
  • кризисные ситуации обеспечивают усиление роли государства, централизация экономики зачастую выступает эффективной мерой реанимации экономической ситуации в стране;
  • использование механизма рыночной саморегуляции ведет к порождению стихийных процессов. Рыночная экономика основана на стихийности и государство призвано смягчать ее разрушительную силу;
  • рынок не имеет абсолютной значимости. Механизм рыночного саморегулирования ведет к возникновению хаоса и анархии. Задача государства в условиях рыночной экономики состоит в обеспечении правильных пропорций, сбалансированности рыночного саморегулирования, обеспечиваемого активной ролью государства в этих процессах;
  • результатом частной собственности является порождение экономической власти, более жесткой и изощренной в части принудительной силы, чем государственная власть тоталитарного характера. Ограничение экономической власти частной собственности также является задачей государства;
  • государство не является противовесом рыночной экономики, оно призвано использовать свои потенциальные возможности для обеспечения ее стимулирования и эффективности;
  • на государство возложена обязанность упреждения негативных последствий деятельности хозяйствующих субъектов, обладающих статусом естественных монополий, введение ограничений, установление режима их функционирования;
  • государство выступает в качестве гаранта противодействия внешней экспансии во все сферы жизнедеятельности общества, защиты внутреннего рынка и интересов нации.

Готовые работы на аналогичную тему

В соответствии с российской Конституцией предусмотрено активное влияние государства на социально-культурные экономические процессы. Практическая реализация этих положений Конституции выражаются в осуществлении интенсивного правотворчества, призванного обеспечить регулирование отношений в различных сферах жизнедеятельности, включая формирование рыночной экономики.

Позитивные и негативные последствия государственного управления

Государственное управление способно оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на общество.

Признание института государства и принципа разделения властей обеспечивает алогичность игнорирования или недооценки значимости государственного управления. Государственное управление, по сути, является формой реализации исполнительной власти.

Позитивные последствия государственного управления выражаются в упорядочивании различных общественных процессов, формировании правовой базы функционирования хозяйствующих субъектов, защиты прав и интересов граждан, обеспечении общественной безопасности, государственного суверенитета и так далее.

Негативные последствия государственного управления выражаются в ограничении прав и свобод законодательными нормами, узурпировании части общественных возможностей в пользу государства, сдерживании естественных экономических процессов и так далее.

Попытки дискриминировать государственное управление наносят вред обществу. Утрата управляемости обществом, недостаточная жесткость государственного управления влечет за собой наступление необратимых вредных последствий, выражающихся в обвальных падениях производства, утечке за рубеж капитала и так далее.

Рациональность как основной принцип государственного управления

Понимание необходимости государственного управления напрямую связано с рациональностью подхода к вмешательству государства в те или иные отрасли и сферы общественной жизни. Государственное управление фактически охватывает все стороны общественной жизнедеятельности, однако степень вмешательства в них может существенно различаться. К примеру, имеют место те сферы отрасли деятельности, которые прямо находится в управлении государства. К таким отраслям относится оборона, атомная энергетика и так далее. Управление этими отраслями носит государственный характер, даже если допускает вмешательство общественных институтов. Также имеются сферы и отрасли, управление которыми осуществляется посредством государственных и негосударственных структур. Совмещение этих видов управления характерно для большинства отраслей народного хозяйства, например, сельского хозяйства, промышленности, образования и так далее.

Также имеют место сферы деятельности, в отношении которого действует совместное управление государственных и негосударственных структур. Такой вид управления характерен для хозяйствующих субъектов, в уставных капиталах которых присутствуют государственное участие, еще одной формой является передача отдельных государственных полномочий на исполнение негосударственным структурам.


Муниципальный район "Кобяйский улус (район)"

Logo

Информация о мероприятиях подготовки и проведения празднования 100-летия образования Якутской АССР

Фото страницы

Формы участия граждан в управлении государством и порядок их реализации

Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство (ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации).

На основании ст. 32 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Право граждан на участие в управлении делами государства установлено не только Конституцией РФ, но и Федеральными законами от 12.06.2002 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ), от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131- ФЗ), от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ), от 11.07.2001 95-ФЗ «О политических партиях» (далее - Федеральный закон № 95-ФЗ), 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ), от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Федеральный закон № 82-ФЗ) и другими федеральными законами.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ).

Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на свободной и добровольной основе. Право избирать (активное избирательное право) у граждан России Федерации возникает с 18 лет. Право быть избранным (пассивное избирательное право) зависит от уровня выборов. С 18 лет гражданин вправе быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, с 21 года - избранным депутатом законодательного органа государственной власти, главой муниципального образования, с 30 лет - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (ч.ч. 1, 4 ст.4 Федерального закона 67-ФЗ), с 35 лет - Президентом Российской Федерации (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»).

Помимо выборов волю граждан выражает референдум. Под референдумом понимается голосование граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, имеющее обязательное значение для органов государственной власти и органов местного, самоуправления. Референдум может быть общефедеральным, региональным и местным. Право участвовать в референдуме возникает с 18 лет.

Участие граждан в управлении делами государства осуществляется также в виде инициативы проведения публичных слушаний, сходе граждан, правотворческой инициативы граждан, участия в оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, объединения в политические партии, проведения общественных мероприятий, общественного контроля, осуществлении права объединяться в общественные объединения, в праве на непосредственное обращение в органы власти и иных видах.

Статьей 25.1 Федерального закона № 131-ФЗ установлено право на сход граждан, который может проводиться по вопросам изменения границ муниципального образования, его преобразования; по вопросам, связанным с организацией и осуществлением местного самоуправления; по вопросу об упразднении поселения и по другим вопросам.

Согласно ст. 26 Федерального закона № 131-ФЗ, инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом может выступать с правотворческой инициативой. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ, по инициативе населения для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения могут проводиться публичные слушания.

Федеральным законом № 54-ФЗ гражданам предоставлено право на участие в публичных мероприятиях.

На основании п. 1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ, публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет).

Право граждан на объединение в политические партии в Российской Федерации регулируется Федеральным законом № 95-ФЗ.

На основании ч. 1 ст.3 Федерального закона № 95-ФЗ, политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Согласно ч. 2 ст. 23 Федерального закона № 95-ФЗ, членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. При этом не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства, а также граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными.

Частью 1 ст. 3 Федерального закона № 212-ФЗ, гражданам Российской Федерации предоставлено право участвовать в осуществлении общественного контроля.

Под общественным контролем понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.

На основании ст. 3 Федерального закона № 82-ФЗ гражданам обеспечено право объединяться в общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: