Какие суды в системе военных судов являются судами кассационной инстанции

Обновлено: 21.05.2024

Военные суды входят в систему судов общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в вооруженных силах в других войсках и федеральных органах исполнительной власти, где предусмотрена военная служба.

Военные суды размещаются по месту дислокации воск, флотов и иных военных структур и на основании международных договоров за пределами РФ.

Полномочия , порядок образования и деятельность военных судов устанавливается Конституцией РФ, ФКЗ «О военных судах РФ» от 23 июня 1999 года.

Военные суды руководствуются теми же правилами и принципами судопроизводства, что и ругие федеральные суды общей юрисдикции.

Рассмотрении дел и делопроизводства во всех военных судах осуществляется на русском языке.

Военные суды имеют свою подсудность по субъектному составу, то есть им подсудны дела двух категорий лиц: военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы.

Соответственно, они рассматривают гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав от действий и бездействий органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых им решений.

Во-вторых, уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими и лицами, проходящими военные сборы.

Если хотя бы один из обвиняемых является военнослужащим или проходящим военные сборы, то дело рассматривается военным судом.

В-третьих, военные суды разрешают административные дела в отношении военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы.

В-четвертых, дела, по заявлениям о компенсациях в связи с нарушениями разумного срока судопроизводства.

Кроме этого, к компетенции военных судов отнесено рассмотрение материалов о совершении военнослужащими и проходящими военную службу лицами дисциплинарных проступков, за которые может быть назначен дисциплинарный арест.

Что касается военных судов, дислоцированных за пределами РФ, то им подсудны все гражданские, административные, уголовные дела, подлежащие рассмотрению общими судами, если иное не установлено международным договором.

Подсудность дел в период мобилизации и в военное время определяется ФКЗ.

Особенностью военных судов является то, что они составляют самостоятельную подсистему судов общей юрисдикции, в которую входят три звена: 1) гарнизонный военный суд; 2) окружной флотский военный суд; 3) военная коллегия Верховного суда.

Таким образом, высшим органом военных судов является Верховный суд.

Гарнизонный военный суд действует только по первой инстанции и дислоцируется на территории, где расположены один или несколько военных гарнизонов.

Поскольку в системе военных судов нет мировых судей, то гарнизонный суд рассматривает дела соответствующей подсудности по тем же правилам, что и мировые судьи.

В остальном, компетенция военного суда с той разницей, что ее субъектами являются военнослужащие и лица, проходящие военные сборы.

Судебные акты, вынесенные гарнизонным военным судом обжалуются в кассационном порядке (в дальнейшем – в апелляционном порядке) в окружной флотский военный суд.

Окружной флотский военный суд – это второе звено системы военных судов, действует на территории одного или нескольких субъектов РФ, где дислоцируются воинские части, учреждения и формирования.

Действует окружной флотский суд, как и областной, и равный, по трем инстанциям:

Первая, кассационная ( в дальнейшем – апелляционная) и надзорная инстанции.

Подсудность сравнима с подсудностью областного и соответствующего суда. Кроме этого, по решению Верховного суда России уголовные дела о терроризме, бандитизме и других особо тяжких преступлениях могут передаваться окружному флотскому суду по месту совершения таких преступлений.

Дела рассматриваются единолично или тремя судьями, или коллегией, или судья и коллегия присяжных заседателей. Судебная коллегия окружного флотского суда или судебные составы являются также кассационной инстанцией для гарнизонных военных судов.

Кассационные определения военного окружного флотского суда могут быть обжалованы в президиум этого суда и президиум не обжалуется вступившие в силу акты военного гарнизонного суда.

Таким образом, президиум окружного флотского суда является надзорной инстанцией.

Кроме судебных полномочий президиум рассматривает организационные вопросы, такие, как утверждение председателей судебной коллегии и председателей судебных составов.

Заседания президиума проводятся ежемесячно, правомочно, при наличии более половины членов президиума.

Третьим и высшим звеном является военная коллегия Верховного суда, которая действует по трем инстанциям: первая, кассационная ( в дальнейшем – апелляционная) и надзорная.

По первой инстанции коллегия рассматривает гражданские и административные дела, направления. Оспаривание нормативных актов министерства обороны, которые касаются прав и свобод военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы.

Из уголовных дел военная коллегия разрешает дела по обвинению военных судей, а так же дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые она может принять производству при наличии ходатайства обвиняемого.

Приговоры и решения, вынесенные военной коллегией по первой инстанции обжалуются в апелляционную коллегию Верховного суда.

В кассационном порядке военная коллегия разрешает жалобы представления, на приговоры и решения окружных флотских судов.

Кроме того, военная коллегия в качестве надзорной инстанции проверяет законность приговоров нижестоящих судов, вступивших в законную силу.

Судьями военных судов может быть гражданин РФ, обладающий теми же качествами, как и судьи других судов, при этом предпочтение отдается кандидатам, имеющим воинское звание офицера, в том числе и тем, которые пребывают в запасе или находятся в отставке.

МОСКВА, 17 июля. /ТАСС/. Госдума на пленарном заседании во вторник приняла в третьем, окончательном чтении проект закона о создании отдельных кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции.

Речь идет о создании на основе экстерриториального принципа обособленных надрегиональных кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции. По новому закону апелляционный суд будет рассматривать дела по жалобам и представлениям на не вступившие в силу судебные акты, принятые в первой инстанции.

Кассационный суд будет являться вышестоящей инстанцией для федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей. В его компетенцию будет входить рассмотрение дел и по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Создание отдельных апелляционных и кассационных судов, по мнению главы профильного думского комитета по госстроительству и законодательству Павла Крашенинникова, "позволит сделать суды более независимыми, вывести их из-под регионального влияния и коррупционных рисков".

В настоящее время в системе судов общей юрисдикции действуют мировые, районные, областные и равные им суды (верховные суды республик, суды автономного округа, автономной области, города федерального значения). Все они рассматривают дела по первой инстанции, то есть в полном объеме. В том числе Верховный суд РФ - по определенным категориям дел.

Вынесенное решение по закону можно оспорить в следующей инстанции - апелляционной. Так, для районных судов апелляционной инстанцией являются областные суды. Если же решение областного суда участники процесса сочтут несправедливым, то смогут обратиться с кассационной жалобой, которую рассматривает президиум областного суда. При этом в апелляционной и кассационной коллегиях свои отдельные судейские составы, но находятся они в одном суде, с одним председателем и с теми же сотрудниками аппарата суда.

Состав судов

Теперь, согласно принятому закону, председатели кассационных и апелляционных судов будут назначаться президентом по предложению председателя Верховного суда и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей. Срок их полномочий будет ограничен шестью годами с возможностью переназначения, но не более двух раз подряд. Предельный возраст нахождения руководителей новых судебных инстанций в должности увеличивается с 70 до 76 лет.

И кассационные, и апелляционные суды будут действовать в составе президиума суда и судебных коллегий по гражданским, административным, уголовным делам, а также по делам военнослужащих.

Предполагается, что формирование штатной численности создаваемых судов будет осуществляться в том числе за счет перевода судей и сотрудников аппарата из судов областного звена.

Размещение судов

Законом создается девять кассационных судов и пять апелляционных, а также по одному военному кассационному и военному апелляционному суду. Их размещение было скорректировано в основном чтении в результате принятия поправки, предложенной спикерами Госдумы и Совета Федерации Вячеславом Володиным и Валентиной Матвиенко, а также главами профильных комитетов палат Федерального собрания Павлом Крашенинниковым и Андреем Клишасом.

Так, первый кассационный суд теперь будет расположен в Саратове, второй - в Москве, третий - в Санкт-Петербурге, четвертый - в Краснодаре, пятый - в Пятигорске, шестой - в Самаре, седьмой - в Челябинске, восьмой - в Кемерово, девятый - во Владивостоке, кассационный военный суд - в Новосибирске.

Что касается размещения апелляционных судов, то в этой части законопроект был возвращен во второе чтение для внесения поправки. В результате первый апелляционный суд перенесен из Калуги в Москву, второй апелляционный суд будет располагаться в Санкт-Петербурге, третий - в Сочи, четвертый - в Нижнем Новгороде, пятый - в Новосибирске, апелляционный военный суд - в городском округе Власиха Московской области.

Совершенствование иерархии

Законом вносятся поправки в законы "О судебной системе РФ", "О судах общей юрисдикции в РФ", "О военных судах РФ" и "О Верховном суде РФ". "В настоящее время возникла объективная необходимость создания в РФ структурно самостоятельных кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, деятельность которых не будет осуществляться в том же субъекте РФ и тем более в том же суде, которым дело рассматривалось в первой инстанции", - отмечается в сопроводительных документах. Как считают в Верховном суде, это позволит усовершенствовать иерархию построения судебной системы РФ, сформировав еще по четырехзвенному принципу.

По словам Крашенинникова, поправки продолжают судебную реформу, которая проводится в стране с 1990-х годов. "Разделение судебных инстанций (апелляционной и кассационной) и выделение в отдельные надрегиональные суды - это очень важные, системные изменения, которые потребуют не один год на реализацию. Принятие законопроекта позволит обеспечить независимость и самостоятельность функционирования инстанций в судах общей юрисдикции, снизит коррупционные риски и влияние региональных связей", - заключил глава комитета.

  • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 7)
    • Статья 1. Военные суды Российской Федерации
    • Статья 2. Законодательство Российской Федерации о военных судах
    • Статья 3. Осуществление правосудия военными судами
    • Статья 4. Основные задачи военных судов
    • Статья 5. Самостоятельность военных судов и независимость судей военных судов
    • Статья 6. Язык судопроизводства и делопроизводства в военных судах
    • Статья 7. Подсудность дел военным судам
    • Статья 8. Система военных судов
    • Статья 9. Полномочия Верховного Суда Российской Федерации по рассмотрению дел, подсудных военным судам
    • Статья 10. Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации
    • Статья 11. Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председатель Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации
    • Статья 12 (утратила силу)
    • Статья 12.1. Кассационный военный суд
    • Статья 12.2. Компетенция кассационного военного суда
    • Статья 12.3. Состав кассационного военного суда при осуществлении правосудия
    • Статья 12.4. Президиум кассационного военного суда
    • Статья 12.5. Порядок работы президиума кассационного военного суда
    • Статья 12.6. Судебные коллегии и судебные составы кассационного военного суда
    • Статья 12.7. Председатель кассационного военного суда
    • Статья 12.8. Заместитель председателя кассационного военного суда, заместитель председателя - председатель судебной коллегии или судебного состава кассационного военного суда, председатель судебного состава кассационного военного суда
    • Статья 12.9. Апелляционный военный суд
    • Статья 12.10. Компетенция апелляционного военного суда
    • Статья 12.11. Состав апелляционного военного суда при осуществлении правосудия
    • Статья 12.12. Президиум апелляционного военного суда
    • Статья 12.13. Порядок работы президиума апелляционного военного суда
    • Статья 12.14. Судебные коллегии и судебные составы апелляционного военного суда
    • Статья 12.15. Председатель апелляционного военного суда
    • Статья 12.16. Заместитель председателя апелляционного военного суда, заместитель председателя - председатель судебной коллегии или судебного состава апелляционного военного суда, председатель судебного состава апелляционного военного суда
    • Статья 12.17. Особенности прекращения полномочий председателя, заместителей председателя и судей кассационного военного суда, председателя, заместителей председателя и судей апелляционного военного суда
    • Статья 13. Окружной (флотский) военный суд
    • Статья 14. Подсудность дел окружному (флотскому) военному суду
    • Статья 15. Состав окружного (флотского) военного суда при осуществлении правосудия
    • Статья 16. Президиум окружного (флотского) военного суда
    • Статья 17. Порядок работы президиума окружного (флотского) военного суда
    • Статья 18. Судебные коллегии и судебные составы окружного (флотского) военного суда
    • Статья 19. Председатель окружного (флотского) военного суда
    • Статья 20. Заместитель председателя окружного (флотского) военного суда, заместитель председателя - председатель судебной коллегии или судебного состава окружного (флотского) военного суда, председатель судебного состава окружного (флотского) военного суда
    • Статья 21. Гарнизонный военный суд
    • Статья 22. Подсудность дел гарнизонному военному суду
    • Статья 23. Состав гарнизонного военного суда при осуществлении правосудия
    • Статья 24. Председатель гарнизонного военного суда
    • Статья 25. Заместитель председателя гарнизонного военного суда
    • Статья 26. Особенности статуса судей военных судов и судей Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации
    • Статья 27. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи военного суда
    • Статья 28. Статус присяжных заседателей военных судов
    • Статья 29. Особенности материального обеспечения судей военных судов и судей Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации
    • Статья 30. Пожизненное содержание и пенсионное обеспечение судей военных судов и судей Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации
    • Статья 31. Особенности социальной защиты судей военных судов и судей Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, а также членов их семей
    • Статья 32. Финансирование и обеспечение военных судов и Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации
    • Статья 33. Аппарат военного суда
    • Статья 34. Администратор военного суда
    • Статья 35 (утратила силу)
    • Статья 36 (утратила силу)
    • Статья 36.1. Воинский учет судей военных судов и судей Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, работников аппаратов военных судов и Судебного департамента, уволенных с военной службы
    • Статья 37. Здания и иное имущество военных судов
    • Статья 38. Охрана и конвоирование лиц, содержащихся под стражей
    • Статья 39. Статус военных судов гарнизонов, соединений, объединений, флотилий, военных судов округов, флотов и Ракетных войск стратегического назначения
    • Статья 40. Статус судей военных судов гарнизонов, соединений, объединений, флотилий, военных судов округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения и Военной коллегии
    • Статья 41 (утратила силу)
    • Статья 42. Статус работников аппаратов военных судов гарнизонов, соединений, объединений, флотилий, военных судов округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Военной коллегии и работников Судебного департамента
    • Статья 43. Имущество военных судов гарнизонов, соединений, объединений, флотилий, военных судов округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения и Военной коллегии
    • Статья 44. Особенности финансирования и материально-технического обеспечения военных судов в переходный период
    • Статья 45. Вступление в силу настоящего Федерального конституционного закона

    Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ
    "О военных судах Российской Федерации"

    С изменениями и дополнениями от:

    4 декабря 2006 г., 29 июня, 28 ноября, 27 декабря 2009 г., 30 апреля 2010 г., 7 февраля 2011 г., 1, 25 декабря 2012 г., 3 февраля, 12 марта, 4 ноября 2014 г., 8 марта 2015 г., 23 мая, 23 июня, 3 июля 2016 г., 29 июля, 30 октября 2018 г., 2 августа, 27 декабря 2019 г., 8 декабря 2020 г., 30 декабря 2021 г., 16 апреля 2022 г.

    Принят Государственной Думой 20 мая 1999 года

    Одобрен Советом Федерации 9 июня 1999 года

    ГАРАНТ:

    Об организационных мероприятиях по исполнению настоящего Федерального конституционного закона см. приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 16 июля 1999 г. N 68

    См. комментарий к настоящему Федеральному конституционному закону

    Президент Российской Федерации

    23 июня 1999 года

    Устанавливается, что военные суды осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах. Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. В составе Верховного Суда РФ действует Военная коллегия, которая является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам. Судьей военного суда может быть гражданин РФ, старше 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей военных судов, а также имеющий офицерское звание и заключивший контракт о прохождении военной службы.

    Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    Нормы закона, касающиеся решений военных судов об аресте, о заключении под стражу и содержании под стражей, вступают в силу со дня вступления в силу соответствующего федерального уголовно-процессуального закона.

    Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации"

    Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня официального опубликования. Нормы части 2 статьи 15, части 3 статьи 22 и части 2 статьи 23, касающиеся решений военных судов об аресте, о заключении под стражу и содержании под стражей, вступают в силу со дня вступления в силу соответствующего федерального уголовно-процессуального закона

    Текст Федерального конституционного закона опубликован в "Российской газете" от 29 июня 1999 г. N 120, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 июня 1999 г. N 26 ст. 3170

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Изменения вступают в силу с 27 апреля 2022 г.

    Изменения вступают в силу с 30 декабря 2021 г.

    Изменения вступают в силу с 19 декабря 2020 г.

    Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

    Изменения вступают в силу с 13 августа 2019 г.

    Изменения вступают в силу с 31 октября 2018 г.

    Изменения вступают в силу с 1 октября 2019 г.

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

    Изменения вступают в силу с 1 июня 2018 г.

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

    Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.

    Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

    Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции России от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ "О Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ"

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

    Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

    Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона, за исключением изменений в статью 16 настоящего Федерального конституционного закона, вступающих в силу с 1 января 2012 г.

    Изменения вступают в силу с 4 мая 2010 г.

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона


    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

    О военных судах Российской Федерации

    (с изменениями на 16 апреля 2022 года)

    Документ с изменениями, внесенными:

    Федеральным конституционным законом от 4 декабря 2006 года N 5-ФКЗ (Российская газета, N 277, 08.12.2006) (вступил в силу с 1 января 2007 года);

    Принят
    Государственной Думой
    20 мая 1999 года

    Одобрен
    Советом Федерации
    9 июня 1999 года

    Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 1. Военные суды Российской Федерации

    2. Окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах.

    3. Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Численность судей военных судов устанавливается Верховным Судом Российской Федерации в пределах общей численности судей федеральных судов общей юрисдикции, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

    4. Особенности организации и деятельности военных судов в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами.

    Статья 2. Законодательство Российской Федерации о военных судах

    Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (далее - Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации"), настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами и федеральными законами.

    Статья 3. Осуществление правосудия военными судами

    Военные суды осуществляют правосудие от имени Российской Федерации, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

    Статья 4. Основные задачи военных судов

    Основными задачами военных судов при рассмотрении дел являются обеспечение и защита:

    нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

    нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;

    нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Статья 5. Самостоятельность военных судов и независимость судей военных судов

    1. Военные суды осуществляют правосудие самостоятельно, подчиняясь только Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам.

    2. Судьи военных судов независимы и в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подотчетны.

    3. Всякое вмешательство в деятельность судей военных судов по осуществлению правосудия недопустимо и влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом.

    4. Гарантии независимости судей, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, не могут быть отменены или снижены в отношении судей военных судов.

    Статья 6. Язык судопроизводства и делопроизводства в военных судах

    Судопроизводство и делопроизводство в военных судах ведутся на государственном языке Российской Федерации - русском языке. Участвующим в деле лицам, не владеющим русским языком, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

    Статья 7. Подсудность дел военным судам

    1. Военным судам подсудны:

    1) гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

    3) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы;

    4) дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным военным судам (пункт дополнительно включен с 4 мая 2010 года Федеральным конституционным законом от 30 апреля 2010 года N 3-ФКЗ).

    2. Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.

    2_1. Если дела о преступлениях, совершенных группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом, подсудны военному суду в отношении хотя бы одного из соучастников, а выделение уголовного дела в отношении остальных лиц невозможно, указанные дела в отношении всех лиц рассматриваются соответствующим военным судом (часть дополнительно включена с 14 марта 2011 года Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 года N 2-ФКЗ).

    3_1. Военные суды в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, рассматривают материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест (часть дополнительно включена с 1 января 2007 года Федеральным конституционным законом от 4 декабря 2006 года N 5-ФКЗ).

    4. Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

    6_1. Военные суды правомочны принимать решения, предусмотренные частями второй и третьей статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, по делам, отнесенным к их подсудности (часть дополнительно включена с 14 марта 2011 года Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 года N 2-ФКЗ).

    7. Часть утратила силу с 14 марта 2011 года - Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 года N 2-ФКЗ. - См. предыдущую редакцию.

    8. Подсудность дел военным судам, а также порядок осуществления ими правосудия в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами.

    Глава II. СИСТЕМА И ПОЛНОМОЧИЯ ВОЕННЫХ СУДОВ

    Статья 8. Система военных судов

    1. В систему военных судов входят кассационный военный суд, апелляционный военный суд, окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды.

    2. В случае, если воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов дислоцируются за пределами территории Российской Федерации, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

    Статья 9. Полномочия Верховного Суда Российской Федерации по рассмотрению дел, подсудных военным судам

    1. Президиум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела по надзорным жалобам и представлениям на вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации (далее также - Судебная коллегия по делам военнослужащих) и окружных (флотских) военных судов, если указанные судебные решения были предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации в апелляционном или кассационном порядке.

    2. Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела по жалобам и представлениям на решения, определения и постановления Судебной коллегии по делам военнослужащих, принятые ею в первой инстанции и не вступившие в законную силу, а также в пределах своих полномочий дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

    3. Судебная коллегия по делам военнослужащих рассматривает в первой инстанции:

    1) дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;

    1_1) дела об оспаривании ненормативных правовых актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих органов военной прокуратуры и военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации;

    2) дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным окружным (флотским) военным судам.

    5. Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам дела, отнесенные к подсудности Верховного Суда Российской Федерации, и в пределах своих полномочий в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дела в кассационном порядке.

    Статья 10. Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации

    1. Судебная коллегия по делам военнослужащих действует в составе Верховного Суда Российской Федерации и является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к кассационному военному суду, апелляционному военному суду, окружным (флотским) военным судам и гарнизонным военным судам.

    2. Судебная коллегия по делам военнослужащих формируется в составе заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателя Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации и судей этой коллегии (далее также - судьи Судебной коллегии по делам военнослужащих).

    3. Судебная коллегия по делам военнослужащих рассматривает дела, подсудные военным судам, в следующем составе:

    1) в первой инстанции административные дела в соответствии с федеральным законом рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей;

    2) дела по жалобам, представлениям на решения, приговоры, определения и постановления кассационного военного суда, апелляционного военного суда, окружных (флотских) военных судов и гарнизонных военных судов, вступившие в законную силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей.

    4. Судебная коллегия по делам военнослужащих издает информационный бюллетень военных судов, в котором публикуются решения военных судов по гражданским, административным и уголовным делам, обзоры судебной практики, аналитические материалы и статистические данные о работе военных судов, а также другие материалы.

    Федеральным конституционным законом от 29.07.2018 N 1-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции" внесены существенные изменения в структуру судов общей юрисдикции. Так, подверглась реформированию система обжалования судебных актов, как не вступивших, так и вступивших в законную силу, соответственно этому претерпела изменению и система судов апелляционной и кассационной инстанций. Как заявлялось ранее, целью реформирования системы судов общей юрисдикции явилась необходимость обеспечения беспристрастности в рассмотрении жалоб на судебные акты нижестоящих инстанций.

    В постановлении Пленума ВС РФ от 13.07.2017 г. № 28 указано, что в настоящее время возникла объективная необходимость создания в Российской Федерации структурно самостоятельных кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, которая обусловлена потребностью в функционировании в рамках подсистемы судов общей юрисдикции организационно обособленных судебных инстанций в целях максимального обеспечения их независимости и самостоятельности при рассмотрении апелляционных и кассационных жалоб и представлений на судебные постановления, деятельность которых не будет осуществляться в том же субъекте Российской Федерации и тем более в том же суде, которым дело рассматривалось в первой инстанции.

    Как подчеркивается в указанном постановлении Пленума ВС РФ, реформа позволит усовершенствовать инстанционное устройство судов общей юрисдикции и оптимизировать судебную нагрузку. При этом ВС РФ ссылается на положительный опыт существования раздельных судов апелляционной и кассационной инстанций в системе арбитражных судов.

    Сама идея разделения судов апелляционной и кассационной инстанций от «привязки» их к определенной территории не нова. Впервые она нашла свое воплощение в Концепции судебной реформы РСФСР 1991 г., утвержденной в Постановлении Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г., которой предлагалась трехуровневая система федеральных судов общей юрисдикции: мировой судья и федеральный районный суд как суды первой инстанции (районные суды обладали компетенцией рассмотрения апелляционных жалоб на судебные акты мировых судей); федеральные окружные суды как апелляционная инстанция для районных судов и кассация при рассмотрении жалоб на судебные акты мировых судей; Верховный суд РСФСР как высшая кассационная и надзорная инстанция. Тут надо иметь в виду, что наряду с федеральной системой судов предполагалось введение республиканской системы, входящей в ведение республик в составе федерации.

    Предложенная в настоящее время система судов общей юрисдикции близка по своим характеристикам к существующей системе арбитражных судов, в которой наиболее полным образом реализован принцип «один суд- одна инстанция». В СОЮ этот принцип наиболее последовательно реализован только в кассационных судах: в качестве единой кассационной инстанции, рассматривающей «первую» кассационную жалобу выступает кассационный суд общей юрисдикции, «обслуживающий» соответствующий судебный кассационный округ, который состоит из нескольких субъектов РФ. Апелляционная инстанция включает в себя районные (городские) суды, суды субъектов РФ и апелляционные суды общей юрисдикции. На наш взгляд, законодатель не пошел по дальнейшему окончательному претворению в жизнь принципа «один суд- одна инстанция» в системе судов общей юрисдикции из практических соображений и в целях защиты интересов физических лиц как стороны процесса: в существующих реалиях передача полномочий рассмотрения апелляционных жалоб на судебные акты мировых судей и районных (городских) судов отдельной апелляционной инстанции, находящейся в другом регионе, привела бы к ущемлению процессуальных прав стороны спора, которая в этом случае понесла бы существенные транспортные расходы.

    Порядок апелляционного и кассационного обжалования судебных актов в соответствии с ФКЗ № 1-ФКЗ от 29.07.2018 г.


    Реформированный порядок обжалования судебных актов судов общей юрисдикции в соответствии с положениями ФКЗ № 1-ФКЗ от 29.07.2018 г. можно представить в виде схемы:

    Как видно, верховные суды республики, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа (далее- суд субъекта) остаются судами апелляционной инстанции для рассмотрения жалобы на решения районный (городских) судов ОЮ. Апелляционные жалобы на судебные акты мировых судей по-прежнему остаются на рассмотрении районных (городских) судов.

    Кассационный суд ОЮ рассматривает кассационные жалобы на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей, решения и определения судов субъекта РФ, судебные акты апелляционного суда ОЮ.

    Кассационные жалобы на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, судов субъекта, апелляционных судов общей юрисдикции, принятые ими в качестве суда апелляционной инстанции, если кассационные жалоба, представление были рассмотрены кассационным судом общей юрисдикции, направляются в Судебную коллегию ВС РФ (2 кассация).

    Апелляционный суд ОЮ рассматривает апелляционные жалобы на судебные акты судов субъектов, принятые ими в качестве суда первой инстанции.

    Согласно ФКЗ № 1-ФКЗ кассационный суд является федеральным судом общей юрисдикции, действующим в пределах территории соответствующего судебного округа, и в соответствии с установленной федеральными законами подсудностью рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и осуществляет иные полномочия.

    На основании данных судебной статистики и сведений о судебной нагрузке предусмотрено создание 9 кассационных судов ОЮ.


    1 кассационный суд ОЮ- г. Саратов Саратовской области;

    2 кассационный суд ОЮ- г. Москва;

    3 кассационный суд ОЮ- г. Санкт-Петербург;

    4 кассационный суд ОЮ- г. Краснодар Краснодарского края;

    5 кассационный суд ОЮ- г. Пятигорск Ставропольского края;

    6 кассационный суд ОЮ- г. Самара Самарской области;

    7 кассационный суд ОЮ- г. Челябинск Челябинской области;

    8 кассационный суд ОЮ- г. Кемерово Кемеровской области;

    9 кассационный суд ОЮ- г. Владивосток Приморского края;

    кассационный военный суд- г. Новосибирск Новосибирской области.

    Апелляционный суд общей юрисдикции рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции по жалобам, представлениям на не вступившие в силу судебные акты областных и равных им судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

    Всего, предусмотрено создание 5 апелляционных судов ОЮ.


    1 апелляционный суд ОЮ- г. Москва;

    2 апелляционный суд ОЮ- г. Санкт-Петербург;

    3 апелляционный суд ОЮ- г. Сочи Краснодарского края;

    4 апелляционный суд ОЮ- г. Нижний Новгород Нижегородской области;

    5 апелляционный суд ОЮ- г. Новосибирск Новосибирской области;

    апелляционный военный суд- г.о. Власиха Московской области.

    Согласно ст. 7 ФКЗ № 1-ФКЗ настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    Кассационные суды общей юрисдикции и апелляционные суды общей юрисдикции считаются образованными со дня назначения на должность не менее одной второй от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о дне начала деятельности указанных судов принимает Пленум Верховного Суда Российской Федерации и официально извещает об этом не позднее 1 октября 2019 года.

    Полномочия президиума суда субъекта по рассмотрению кассационных жалоб и представлений сохраняются, если эти жалобы, представления поданы до начала деятельности соответствующего кассационного суда общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года. Также и полномочия судебных коллегий ВС РФ и суда субъекта по рассмотрению апелляционных жалоб и представлений сохраняются, если эти жалобы, представления поданы до начала деятельности соответствующего апелляционного суда общей юрисдикции или апелляционного военного суда, но не позднее 1 октября 2019 года.

    Таким образом, в самом законе предусмотрена возможность наступления ситуации, когда апелляционные и кассационные суды формируются неравномерно, когда в одних регионах уже рассматривают судебные споры «по новому», тогда как в других еще действует «прежние» положения по обжалованию. Или когда кассационная жалоба на судебный акт апелляционного суда ОЮ, рассмотревшего апелляционную жалобу на решение суда субъекта РФ, будет предметом рассмотрения суда субъекта, т.к. суд кассационной инстанции не успел сформироваться. Очевидно, что такая ситуация, пусть даже и гипотетическая, никак не связывается с целями проведенной реформы.

    Изменения в системе судов общей юрисдикции предполагают внесение соответствующих изменений в процессуальное законодательство. В настоящее время ВС РФ в ГД РФ подготовлены проекты федеральных законов о внесении изменений в ГПК РФ, КАС РФ (постановление Пленума ВС РФ № 20 от 21.06.2018 г.), КоАП РФ (постановление Пленума ВС РФ № 22 от 21.06.2018 г.).

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: