Какие механизмы психологической защиты действуют в следующих ситуациях женщина приведена в суд

Обновлено: 14.04.2024

а) После развода у Маргариты возникли серьезные финансовые трудности. Она сменила дорогие наряды на одежду спортивного сти­ля, стала ходить на работу пешком (раньше ее подвозил муж или же она брала такси). Коллег и знакомых она уверяла, что такая оде­жда удобна, а благодаря пешим прогулкам она получает всю необ­ходимую физическую нагрузку и совершенно не нуждается в диете.

б) Антон Сидоренко часто приходит домой навеселе. По этому по­воду в семье нередки ссоры. Тем не менее, когда его жена ушла в магазин, забыв взять с собой кошелек, и была вынуждена вер­нуться, Антон заявил: «Пить надо меньше, тогда и забывать не бу­дешь».

в) Сергей не закончил домашнюю работу по биологии. Чтобы не позориться перед классом, он притворился, что у него болит голова, и опустил ее на парту.

г) Саша отвык от сосания пальца в четыре года. В семь лет ему сообщили, что его родители разводятся и он будет жить с мамой и «новым папой». Саша снова стал сосать палец.

д) Маленькая Ирина очень расстроилась, что мама ее отшлепала. Она побежала в свой игрушечный уголок и побила куклу.

е) Когда Светлана сердится, она садится за пианино. Она уже сочинила в такие минуты несколько прекрасных джазовых мелодий.

3. Подберите относительно данной конфликтной ситуации наиболее оптимальную стратегию поведения (сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление). Опишите конкретные действия всех возможных участников конфликта.

У жильцов с верхнего этажа в их отсутствие прорвало трубу с горячей водой, в результате чего были залиты две нижние квартиры, не так давно отремонтированные хозяевами. Встает вопрос, кто будет оплачивать новый ремонт?

Вариант 2

1. Определите, какие свойства восприятия (целостность, константность, категориальность, апперцепция, предметность, структурность) проявляются в следующих ситуациях:

а) Ночью на звездном небе люди видят не отдельные звезды, а созвездия.

б) Незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем когда она находится в группе женщин.

в) Слепому с детства человеку, которому в результате операции было возвращено зрение, казалось, что видимые из окна предметы являются маленькими, а не удаленными.

г) Когда человеку показывают рисунок с неопределенными фигурами, которым дается название, он видит в них сходство с данными объектами.

д) Музыкант, слушая концерт в исполнении оркестра, не выделяет звучание отдельных инструментов.

2. Какие черты характера проявляются в следующих ситуациях:

а) Насмешки друзей вызывают у мальчика слезы.

б) Юноша прикладывает максимум усилий, чтобы попасть на международные соревнования.

в) В опасных ситуациях человек паникует.

г) Не любит оставаться один.

д) Не может отказать, когда его просят о помощи.

е) Всегда поздравляет с праздниками всех родных и знакомых.

ж) Даже незначительная критика вызывает у него негативную реакцию. 3. Подберите относительно данной конфликтной ситуации наиболее оптимальную стратегию поведения (сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление). Опишите конкретные действия всех возможных участников конфликта.

Две фирмы занимают одно большое помещение и пользуются одним телефоном. В конце каждого месяца между их руководителями возникает спор по поводу оплаты за аренду и услуги связи.

2. Параметры описания и анализа Образа Я следующие, кроме:

а) степень когнитивной сложности;

б) степень обоснованности, аргументированности;

в) степень внутренней цельности;

г) степень выпуклости, отчетливости.

3. Эмоциональная составляющая Образа Я включает:

г) все ответы верные.

4. Главная функция самосознания:

а) интерпретация опыта;

б) определяет ожидания индивида;

в) обеспечивает внутреннюю согласованность личности;

г) все ответы верные.

5. К модальностям «Я-концепции» относят:

б) социальное Я;

в) идеальное Я;

г) эмоциональное Я.

6. Уровень притязаний личности - это:

а) стремления индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям;

б) эмоционально-ценностное отношение к себе;

в) осознание смысла действия;

г) объективная трудность цели.

3. Задачи

1) Укажите, какие из нижеперечисленных свойств предполагают позитивную самооценку, а какие – негативную самооценку:

Позитивная самооценка: а)уверенность в себе, б)общительность, г)самостоятельность, е)искренность,

Негативная самооценка: в)высокая критичность по отношению к другим, д)стремление манипулировать другим человеком, ж)склонность выбирать работу полегче, з)любовь к лести, и) недоверчивость

2) Дайте определение понятию – механизмы психологической защиты.

Защи́тный механи́зм (психологи́ческая защи́та) — понятие глубинной психологии, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний.

Какие механизмы психологической защиты действуют в следующих ситуациях:

а) После развода у Маргариты возникли серьезные финансовые трудности. Она сменила дорогие наряды на одежду спортивного стиля, стала ходить на работу пешком (раньше ее подвозил муж или же она брала такси). Коллег и знакомых она уверяла, что такая одежда удобна, а благодаря пешим прогулкам она получает всю необходимую физическую нагрузку и совершенно не нуждается в диете.

Ответ: рационализация

б) Антон Сидоренко часто приходит домой навеселе. По этому поводу в семье нередки ссоры. Тем не менее, когда его жена ушла в магазин, забыв взять с собой кошелек, и была вынуждена вернуться, Антон заявил: «Пить надо меньше, тогда и забывать не будешь».

Ответ: проекция

в) Сергей не закончил домашнюю работу по биологии. Чтобы не позориться перед классом, он притворился, что у него болит голова, и опустил ее на парту.

Ответ: уход

г) Саша отвык от сосания пальца в четыре года. В семь лет ему сообщили, что его родители разводятся и он будет жить с мамой и «новым папой». Саша снова стал сосать палец .

Ответ: регресс

д) Анна, звезда женского футбола, во время игры порвала связки на ноге. Когда врач сказал, что она никогда не сможет играть в футбол, она принялась старательно изучать методику работы футбольного тренера.

Ответ: компенсация

е) Маленькая Ирина очень расстроилась, что мама ее отшлепала. Она побежала в свой игрушечный уголок и побила куклу.

Ответ: Перенос

ж) Когда Светлана сердится, она садится за пианино. Она уже сочинила в такие минуты несколько прекрасных джазовых мелодий.

Ответ: сублимация

з) Ольга постоянно забывает поздравить отца, который ушел в другую семью, с днем рождения.

Ответ: вытеснение

и) Иван не сдал экзамен по математике и объясняет это тем, что математика – очень сложный предмет.

Ответ: рационализация

к) Андрей последнее время пристрастился к выпивке, но не считает себя алкоголиком.

Механизмы психологической защиты в действии

Они включаются сами для того, чтобы снизить интенсивность (чаще негативных) переживаний, «заботятся» о человеке. Механизмы защиты* не осознаются, часто человек отрицает сам факт их функционирования.

Их «придумала» психика, а заподозрил их существование, обнаружил и первым описал Зигмунд Фрейд, отец психоанализа. Другие психологи в их существовании не сомневаются, но имеют свои взгляды на эту ситуацию. Известна классификация механизмов защит («формы срыва контакта») по Фредерику Пёрлзу. Основатель гуманистической психологии Абрахам Маслоу также предложил «парочку» вариантов. Они не исключают друг друга, поэтому рекомендую знать и анализировать в себе все, какие уже описаны.

Как определить, что защиты в действии?

Существует много типологий механизмов защит, я приведу те виды, которые чаще всего обсуждаются на тренингах, может даже смешав типологии. Надеюсь, авторы бы на меня не обиделись.

- вытеснение – забывание ситуации, мыслей, переживаний;

- отрицание – ситуация помниться, а мотивы и чувства отрицаются;

- замещение – эмоции «перенаправляются» на другой объект (х/ф «Слушатель»);

- рационализация – объяснение ситуации с наилучшей, «полезной» стороны, поиск «позитива»;

- инверсия – эмоции меняют свою модальность на противоположную («от любви до ненависти…»);

- регрессия – возврат к ребячливым, детским моделям поведения.

- конфлюэнция – слияние, отсутствие ощущения границ между собой и другими. Вместо «Я» - употребляется «Мы». Человек не способен отличить свои чувства от чувств других. Собственные потребности не осознаются;

- проекция – человек «приписывает» свои чувства, мысли другим людям («он чувствует сейчас», «он подумал»), переносит на них ответственность за то, что происходит с ним («он меня злит», а не «я злюсь на него»);

- ретрофлексия – человек относится к себе так, как на самом деле относится к другим людям; делает себе то, что хотел бы, чтобы ему сделали другие;

- дефлексия – уход, теоретизирование, смена темы, отвлечения, разглагольствование, вышучивание;

- эбаутизм – стремление описывать происходящее вместо его проживания;

- интроекция – восприятие чужих убеждений и установок без критики («проглатывание»), без попыток привести их в соответствие со своими;

- десенсибилизация – избирательная чувствительность;

- эготизм – высокий самоконтроль, убеждение, что проблем нет, недовкладывание себя;

- десакрализация – отказ от глубоких переживаний:

- сублимация – «перевод» энергии в социально приемлемую деятельность (творчество, работа, общественная деятельность).

Когда «обостряются» защиты?

Защиты «работают» почти все время, «тихо и верно», а иногда становятся более интенсивными.

Обратите внимание, когда вас пытаются учить, воспитывать, критикуют, что происходит с вами? Поднимается «волна» негодования, вы начинаете опровергать, отрицать.

Или – стрессовая ситуация. И потом вы плохо помните последовательность событий, свои чувства. Порою стресс такой сильный, а ситуацию остается только принять (или не видно выхода), в таком случае часто действует рационализация. Человек находит плюсы и становится легче.

Еще – вы испытали чувства или вам в голову пришли мысли, несовместимые с общественной моралью. Часто вы даже осознать их не успеваете, слышен лязг защитных механизмов или шум их вентиляторов J. И ничего… Все заглушено… Как будто и не было, например, «запретного сексуального возбуждения».

Иногда мы смотрим на что-то со стороны (фильм, сцена отношений между людьми, кто-то рассказывает свою историю), а мы «засыпаем», начинаем рассматривать рисунки на обоях (это дефлексия родная J), начинаем скучать, раздражаться и т.д. Нередко это действительно дело интересов, вкуса и отношений, но бывает, что включились коварные защитные механизмы. И в таком случае задайте себе вопрос – «О чем это в твоей жизни?». И если способен быть честным с самим собой – чаще всего найдешь множество сходств или различий, от которых становится грустно или «злостно». А ведь хочется также! Поэтому «не интересно слушать про Ленку, которая на следующей неделе замуж выходит! И вообще, дура она! Все мужики одинаковые! Одной быть лучше! Вот и мама говорила …!» и т.д.

Что значит «осознавать»?

- концентрировать внимание на происходящем, находиться «здесь и сейчас»;

- понимать, в какой момент и какие механизмы психологической защиты действуют, «отлавливать» их в себе J;

- отслеживать свои мысли (меньше хаоса в голове);

- контактировать со своим телом, ощущать, чувствовать себя, «слышать» и «знать» язык своего тела;

- лучше понимать свои эмоции, чувства, улавливать тонкие нюансы (эмоциональный мир человека становиться более дифференцированным);

- более точно определять свои потребности, понимать мотивы своего поведения;

- осознавать свои ценности и понимать, какие из них усвоены автоматически, «проглочены», а какие являются «личными», «осмысленными», «ассимилированными». Осознавать, какую роль эти ценности играют в жизни;

- принимать ответственность на себя, опираться на себя.

Зачем осознавать, а может пусть защищают!? J

Если перефразировать «Меньше знаешь – крепче спишь», можно сказать «Меньше осознаешь – крепче спишь?». НЕТ – «Спишь все время, не просыпаясь. ». Нравится такая жизнь?

Механизмы защиты «отгораживают» человека от его внутреннего мира: эмоций, потребностей, истинных отношений. Дать волю механизмам – значит «обворовать себя». Существование в недоудовлетворенном или неудовлетворенном состоянии имеет целый ряд серьезных последствий: формирование негативных черт характера (брюзжание, ненависть к миру, агрессивность, мрачность), психосоматические заболевания, неврозы, сексуальные расстройства, суицидальные склонности, зависимости (алкогольная, пищевая, игровая, сексуальная).

Механизмы защиты «отгораживают» от реальности, от окружающих людей: человек живет в мире своих фантазий, проекций. Обманывает других и часто обманывается сам, а потом обижается или злиться (хотя это по сути одно и тоже) на то, что мир не просоответствовал его фантазиям.

Механизмы защиты полезны, избавляться от них не надо! Они, действительно, охранники нашей психики, но они должны подчиняться человеку, а не властвовать над ним! Механизмы защиты нужно «трансформировать», «доразвить» до копинг-стратегий – осознанно используемых приемов совладания со стрессовыми ситуациями, мучительными переживаниями, когда они уже, действительно, чрезмерны.

Осознавание способствует зрелости личности. Человек становится аутентичным (соответствующим себе), целостным, ответственным, то есть способным опереться на себя, более спонтанным, чувствующим. Люди с высоким уровнем осознавания отличаются от других, может они не всегда понятны для «спящих», «оглушенных» шумом механизмов психологических защит, но зато им доступна самая большая тайна –внутренний мир: Собственный и Другого.

Термин появился сравнительно недавно; он обозначает феномен,при котором люди восстанавливают ранее подавленныевоспоминания. Считается, что событие или события, которые привели к подавлению воспоминаний, являются причиной психологических проблем например, депрессии.

  • Как Вы можете объяснить, что человек забывший сколько ему лет, не узнающий своих родственников, продолжает, допустим играть в карты или печатать на машинке, хотя ту часть жизни, когда он приобретал эти навыки он не помнит? Что Вам известно о расстройствах памяти?

Это так называемая фиксационная амнезия– термин, применяемый для обозначения резкого снижения или полной утраты способности к длительному сохранению вновь полученных сведений в памяти. Пациенты с фиксационной амнезией плохо запоминают события, слова, которые произошли только что или совсем недавно, однако память на произошедшее до заболевания, а нередко и профессиональные навыки у них сохранены. Часто сохранена и способность к интеллектуальной деятельности.

  • Чем можно объяснить, многократно описанный в литературе случай: человек, будучи выпивши, потерял бумажник и для того, чтобы вспомнить, где он находился, ему пришлось выпить вновь.

Если человек что-то забыл, будучи пьяным, помочь ему смогут только люди, которые его в тот момент окружали. Не все напиваются до беспамятства, и наверняка найдется среди собутыльников алкоголика хоть один знакомый, который расскажет ему обо всех злоключениях, которые постигли его в период пьянки. Все остальные способы бесполезны.

  • Какие механизмы усовершенствования памяти Вам известны?

Совершенствование памяти

Химический подход, который включает использование фармакологических средств

Физический подход.Заключается он в изучении влияния физических факторов на процессы запоминания и на фазы памяти вообще.Важнейшим направлением в физическом подходе является электрическая и оптическая стимуляция мозговых структур.

  • Какие способы мышления, применяемые для разрешения проблем Вам известны? В чем проявляется связь мышления и интеллекта?

Хз)

  • Что вам известно о креативном мышлении? Какие способы усиления креативности Вам известны?

Чем жизнь более нестандартна, тем интереснее жить. В жизни от нас часто требуется креативный подход. Способность мыслить нешаблонно делает нас остроумными, находчивыми, успешными, предприимчивыми, удачливыми и богатыми. Умение быть креативным может пригодиться всегда.

Суть креативности - в нахождении новых, необычных, нетрадиционных путей. Для этого нужна некоторая смелость мышления и отсутствие стереотипов.

В какой из семей, скорее всего, вырастут дети с высокой потребностью в достижениях:

- где родители очень опекают своих детей;

- где родители поощряют в детях самостоятельность;

- где родители стараются, чтобы у их детей было много друзей;

- где родители сами выбирают, с кем дружить их детям.

Составьте список внешних и внутренних мотивов, при выполнении которых человек испытывает удовлетворенность своей работой.

Внутреннее удовлетворение подразумевает, что выполнение работы само по себе служит вознаграждением. Поэтому для таких видов деятельности не требуется дополнительной мотивации. Однако стимулирование внешним вознаграждением человека, который действует под воздействием внутренней мотивации, приводит к тому, что он становится менее мотивированным. Если не поддерживать на высоком уровне возрастающие требования к внешнему мотиватору (например, увеличивать заработную плату,улучшить условия труда), человек начинает проявлять меньше энтузиазма в работе.

Выберите из предложенных ситуаций те, в которых могут проявляться способности:

1) Учитель легко может найти индивидуальный подход к ученикам.

2) Бухгалтер долго не может освоить новую систему тарифных ставок.

Ученик легко осваивает компьютер.

4) Врач не может поставить правильный диагноз после первичного осмотра.

5) Сотрудник заинтересован в быстром получении результата.

Девочка с легкость выполняет сложные танцевальные движения.

Студент при выполнении дипломной работы проявляет творческий подход.

8) Продавец часто раздражается при общении с покупателями.

9) Сотрудник хорошо выполняет срочные задания, если руководитель обещает ему за это вознаграждение.

Девочка рано начала читать и уже в 5 лет она читала серьезные художественные произведения.

12) Учитель истории при объяснении новой темы пользуется только материалом учебника.

Ученик всегда первым из класса находит способ решения задач по химии.

14) Ребенок без удовольствия посещает музыкальную школу и подолгу разучивает каждое произведение.

Укажите, какие из нижеперечисленных свойств предполагают позитивную самооценку, а какие – негативную самооценку:

а) Уверенность в себе.

Позитивная

Позитивная

в) Высокая критичность по отношению к окружающим.

Негативная

Позитивная

д) Стремление манипулировать другим человеком.

Негативная

Позитивная

ж) Склонность выбирать работу полегче.

Негативная

з) Любовь к лести.

Негативная

Негативная

Какие механизмы психологической защиты действуют в следующих ситуациях:

а) После развода у Ольги возникли серьезные финансовые трудности. Она сменила дорогие наряды на одежду спортивного стиля, стала ходить на работу пешком (раньше ее подвозил муж или же она брала такси). Коллег и знакомых она уверяла, что такая одежда удобна, а благодаря пешим прогулкам она получает всю необходимую физическую нагрузку и теперь не нуждается в диете.

Компенсация

б) Антон часто приходит домой навеселе. По этому поводу в семье нередки ссоры. Тем не менее, когда его жена ушла в магазин, забыв взять с собой кошелек, и была вынуждена вернуться, Антон заявил: «Пить надо меньше, тогда и забывать не будешь».

Проекция

в) Сергей не закончил домашнюю работу по биологии. Чтобы не позориться перед классом, он притворился, что у него болит голова, и опустил ее на парту.

Рационализация

г) Саша отвык от сосания пальца в четыре года. В семь лет ему сообщили, что его родители разводятся и он будет жить с мамой и «новым папой». Саша снова стал сосать палец.

Регрессия

д) Маленькая Ирина очень расстроилась, что мама ее отшлепала. Она побежала в свой игрушечный уголок и побила куклу.

Смещение

е) Когда Светлана сердится, она садится за пианино. Она уже сочинила в такие минуты несколько прекрасных джазовых мелодий.

Интеллектуализация

ж) Ольга постоянно забывает поздравить отца, который ушел в другую семью, с днем рождения.

Отрицание

з) Андрей последнее время пристрастился к выпивке, но не считает себя алкоголиком.

Вытеснение

Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы.

Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение.

Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас.



1. Взгляды З. Фрейда на строение и природу психического.

2. Основные признаки механизмов психологической защиты.

3. Значение механизмов психологической защиты для сохранения психической целостности человека. Критерии адекватности «использования» механизмов психологической защиты.

4. Характеристика основных форм психологической защиты.

5. Значение знания особенностей защитных механизмов для медицинского работника.

Основные понятия:

Аскетизм (изоляция) – страдание, отказ себе в удовольствии (пища, сон, физические упражнения, сексуальное удовлетворение).

Бессознательное – совокупность психических образований, процессов и механизмов в функционировании и влиянии которых субъект не отдает себе отсчета.

Вытеснение – один из видов психологической защиты, представляющий собой процесс, в результате которого неприемлемые для индивида мысли, воспоминания, переживания «изгоняются» из сознания и переводятся в сферу бессознательного, продолжая, однако, оказывать влияние на поведение индивида и переживания им в форме тревоги, страха.

Замещение – (сублимация) в системе психоанализа один из защитных механизмов, состоящий в подсознательном замещении недоступных целей более доступным.

Защитный механизм - прочный поведенческий защитный паттерн (схему, стереотип, модель), образованный с целью обеспечить защиту «Я» от осознавания явления, порождающих тревогу.

Либидо– сексуальное влечение.

Отрицание – игнорирование болезненной реальности. Этот механизм отвлекает субъекта от болезненных идей и делает их абсолютно недоступными для сознания.

Перемещение – смена объекта чувств, перенос с реального объекта на другой более безопасный.

Подавление – ограничение действий или мыслей, чтобы избегать тех, которые могут вызывать тревогу (например некоторые люди не летают на самолетах, не обращаются к врачам).

Психологическая защита – любые реакции, которые человек использует неосознанно, для того чтобы защищать свои внутренние психические структуры.

Проекция – приписывание другому человеку собственных качеств, мыслей, чувств и желаний.

Регрессия– это психологическая защита, которая также относится к группе примитивных защит, но не имеет типологически обусловленных признаков. Это – сохранение в памяти целиком фрагментов детского поведения с высокой готовностью к его воспроизведению, вероятно, в силу неудачных или не совсем удачных разрешений детских кризисов 3-х и 7-ми лет. У некоторых людей фиксируются черты детского поведения, которые, в случае их спонтанного использования в более старшем возрасте, оказались не эффективными для снятия чувства неловкости или недоумения, возникающих в ситуациях общения ребенка со старшими. В дальнейшем регрессия может сопровождать все действия и, в том числе, общение со сверстниками, когда требуется проявление инициативы и своих возможностей в играх и общении.

Рационализация – построение приемлемых моральных, логичных обоснований, аргументов для объяснения о оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей, поступков, желаний

Соматизация – уход в болезнь. В данном случае имеет значение ситуация, в которой оказался больной, если в семье есть неудовлетворенные желания, потребности. Болезнь может попасть на «благоприятную почву», она приобретает неосознаваемый психологический смысл, является «условно выгодной» для того члена семьи, который до болезни был обделен вниманием и заботой.

Фрустрация – одна из форм психоэмоционального стресса, возникающего в ситуации невозможности, по независящим от человека обстоятельствам или в силу субъективных причин, достижения поставленных перед собой целей и решения практических субъективно-значимых задач.

Основная литература:

1. Психология / Под ред. А.А. Крылова.- М., 2000.- С. 399-417.

Дополнительная литература:

1. Андриянова Е.А. Психологическая защита.- Саратов, 2001.

2. Фрейд З. Психология и защитные механизмы.- М., 1993.

3. Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Психологическая защита. Владивосток: Изд-во ВлГУ,1993

4. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты, генезис, функционирование, диагностика. М.: АСТ,1996.

Контрольные вопросы и проблемные задания

1. Что является первопричиной деятельности человека, его поведения в теории психоанализа?

2. В каких формах проявляется бессознательное?

3. Верно ли, что с помощью защитных механизмов неприемлемая бессознательная идея трансформируется в приемлемую? Почему?

4. Осознаются ли механизмы психологической защиты?

5. Являются ли механизмы психологической защиты врожденными формами поведения?

6. Как можно использовать знание психологической защиты в медицинской практике?

7. Определите, верны или нет следующие утверждения:

А. Механизмы психологической защиты не зависят от воли человека.

Б. Ведущей функцией механизма поведения является регуляция остро возникающего чувства страха

В. Прообразом примитивной формы механизма отрицания является сон.

Г. Механизмы психологической защиты способствуют поддержанию психического здоровья человека.

Альтернативно-тестовые задания для самоконтроля:

1.Определите, верны или неверны следующие утверждения:

1. Первопричиной всей деятельности человека, его поведения в теории психоанализа являются бессознательные влечения, коренящиеся в глубинах психики.

2. Инстинкты, по мнению Фрейда, испытывают влияния извне и под воздействием различных факторов окружающей среды могут модифицироваться.

3. Бессознательное находит выход в сновидениях.

4. Путем защитных механизмов неприемлемая бессознательная идея трансформируется в приемлемую.

5. Механизмы психологической защиты, как правило, осознаются.

6. Механизмы психологической защиты – это способы, которыми «Я» («Эго)» воздействует на «Оно»(«Ид)».

7. Ведущей функцией механизма подавления является регуляция остро возникающего чувства страха.

8. Механизмы психологической защиты являются врожденными формами поведения.

9. Механизмы психологической защиты не зависят от воли человека.

10. Проекция – это приписывание другому человеку собственных мыслей и желаний.

11. Вытеснение – вид психологической защиты, являющийся основным у невротической личности.

12. Вытеснение – это зрелый, эффективный способ психологической защиты.

13. Действие защитных механизмов неизбежно приводит к формированию неврозов и других заболеваний.

14. Одной из функций защитных механизмов является регуляция межличностных отношений.

15. Прообразом примитивной формы механизма отрицания является сон.

16. Механизмы психологической защиты способствуют поддержанию психического здоровья человека.

2.Предлагаем Вам привести в соответствие следующие определения:

1. Комплементарная проекция А. Наивное суждение о том, что все такие же, как и мы.
2. Атрибутивная проекция Б. Приписывание собственных Панглосс-Касандра другим людям
3. Проекция неосознаваемых качеств В. Приписывание другому человеку состояния, которое отсутствует у самого субъекта, но дополнительно его состоянию.
4. Симилятивная Г. Другому человеку приписывается противоположное тому, что чувствует субъект

1. Вытеснение – это:

а) игнорирование неприятных мыслей и чувств;

б) подавление действий, могущих вызвать неприятные переживания;

в) устранение из сознания неприятных мыслей и переживаний.

2. Перемещение это:

а) преувеличение одного эмоционального аспекта ситуации, чтобы с его помощью подавить противоположную эмоцию;

б) смена объекта чувств, перенос с реального объекта на другой более безопасный;

в) умственный способ переживания конфликтов.

3. Аскетизм, как правило, свойственен:

а) маленьким детям,

в) взрослым людям,

4. Студент, не сдавший зачет строгому преподавателю, приходит домой и ссорится с родителями, обвиняя в излишней требовательности по отношению к нему. Какой механизм защиты здесь задействован?

д) идентификация с агрессором,

Ситуационные задачи:

1. В психологии известен такой эксперимент. Он состоит из двух серий. 1-я серия (предварительная). Испытуемых сажают на искусственный электрический стул, они получают удары тока. 2-я серия. Испытуемым предъявляют фотографии неизвестных им людей. После первой серии испытуемые (это были добровольцы мужчины) начинают испытывать страх. Во второй серии начинают воспринимать людей на фотографиях, как агрессивных. Почему? Какой вид проекции здесь задействован?

2. Врач в течение длительного периода времени лечит больного (диагноз: атопический дерматит). Улучшения не наступает. Врач начинает обвинять больного в том, что тот не выполняет медицинских рекомендаций. На самом деле это не так. Почему врач обвиняет больного? Какой вид проекции здесь задействован, какую функцию она выполняет?

3. Девочка, у которой очень властная, строгая мать, часто подвергающая девочку наказаниям, в детском саду любит играть в агрессивные игры. Она часто берет на себя роль строгой учительницы или полицейского, который всех наказывает. Девочка часто разговаривает повышенным тоном, любит распоряжаться другими детьми, давать указания. Почему?

4. В семье, где находится неизлечимый больной избегают разговоров о болезни, о смерти; разговор о болезни - запретная тема.

5. Люди часто забывают отдавать свои денежные долги. Почему?

6. Девочка Света родилась от нежелательной беременности. После рождения мать Светы испытывает чувство постоянной тревоги. Девочка часто болеет. Мать проявляет по отношению к ребенку повышенную заботу, водит девочку по врачам. Все время боится, что с ребенком что-нибудь случится. Не отпускает девочку ни на шаг. Эталон ответа: вытеснение – вытесняются чувство вины по отношению к нежеланному ребенку. Дайте объяснение эталону ответа.

7. Молодой человек забывает прийти на свидание. Почему?

8. Человек, которого отчитал начальник на работе, приходит домой и вымещает гнев на своих родных. Почему?

9. Молодой человек, который испытывает к матери противоречивые чувства (любовь и агрессию одновременно) начинает проявлять повышенную заботу о своей матери: он очень внимателен к матери, старается выполнить любое ее желание. Эталон ответа – формирование реакции: боязнь потерять любовь матери из-за своей агрессии; повышенная заботливость выполняет функцию защиты матери от своих агрессивных импульсов, для того чтобы сохранить ее любовь. Дайте объяснение эталону ответа.

10. В одной из романов О.Хаксли главный герой страдает бронхиальной астмой. Он женат на молодой, красивой женщине. Как только жена уезжает куда-нибудь, у мужа возникают приступы удушья и жене приходится возвращаться. В оной из поездок женщина попадает в автомобильную катастрофу и погибает. У мужа не возникает обычного приступа к удивлению всех домочадцев. Через некоторое время он женится, и ситуация повторяется. Объясните, что происходит с мужем.

Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние.

Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас.

Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе.



Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: