Как называли крестьян уходивших на заработки преимущественно на речные суда и е репин

Обновлено: 24.02.2024

Бурлаки. Работа бурлака в XIX была весьма привлекательной для маргинальных слоёв - безземельных крестьян и бродяг. Но сказать, что много зарабатывали - вряд ли.

Заработок бурлаков разнился по периодам, годам, регионам и в зависимости от спроса и предложения. Порядок средней платы составлял 50 копеек в день или 15 рублей в месяц, за сезон (2 раза в год) бурлак мог заработать порядка 60 рублей. Конечно, доход зависел и от "должности" бурлака - у бригадира (шишки) был больше (но от него много и зависело - и сам подряд и цена за него и условия), мальчишки зарабатывали 3-4 рубля в месяц.

Что такое 60 рублей в XIX веке? Коэффициент пересчёта тех денег на сегодняшние (по покупательной способности, по эквиваленту стоимости серебра) - немного больше 1000 царских рублей к рублю 2020 года, но никак не более 2000. Итого - 120 тыс.руб. нынешних денег за сезон (2 раза в год) - не особо много, но некий вклад в семью, или чтобы пропить и погулять (многие маргиналы так и делали, стопка водки, например стоила 5 копеек, огурец на закуску 1 копейку, хорошо покушать - 10 копеек) - хватало. Плюс в оплату помимо денег входила еда, обычно вполне хорошая.

Для сравнения - заработок мелкого служащего в начале XX века был 20 рублей в месяц, земского врача - 80, фельдшера - 35-55, учителя в гимназии 80-100, депутаты гос.думы имели жалование 350 рублей в месяц, генералы и высшие чиновники - 750-1500 рублей в месяц.

На этом фоне доход бурлака для неквалифицированного работника был вполне адекватным. Хотя грузчики и рабочие зарабатывали и поболее.

Картина Репина.

Это всё-таки художественное произведение. Причём эпатажное (с вызовом), построенное на аллегориях, контрастах, гротеске. Т.е. художник не ставил целью создать реалистически точную картину - нужно было изобразить яркие образы, подчёркивающие образ низших слоёв общества России того времени. Это удалось.

(шишка (бригадир), который, кстати имел реального прототипа и правый кабальный)

Как выглядели бурлаки на самом деле? Обратимся к историческим фотографиям.

(да, были и женские артели бурлаков)

Не такие яркие как на художественной картине. Но и не франты, естественно - обычная практичная рабочая одежда.

Фото женской артели даже малость смущает - почти "при параде" )). Но тогда до феминизма и мысли одеть женщине шаровары было ещё далеко.

О картине Репина.

Картина была закончена в 1873 году, и в том же году выставлена на Всемирной выставке в Вене, и была куплена за 3000 рублей великим князем Владимиром Александровичем.

3000 рублей - это порядка 4-5 миллионов рублей на нынешние деньги. Это к слову о доходах художников, если повезёт (замечу, что эту картину Репин писал около трёх лет - с 1870 по 1873 годы).

Справедливости ради надо заметить, что работа бурлаков имела место и в конце XIX века, и даже в XX-м, уже в Советской России - в частности когда Колчак, отступая в Сибирь сжёг на Волге все пароходы и, особенно, на фоне голода, труд бурлаков (в т.ч. женский) сразу стал весьма популярным. В лучшие, до-пароходные времена, численность бурлаков в России оценивалась в 600 тыс. человек.

Символизм картины Репина. Или поздние мифы о "тайных символах" картины?

И особенности работы бурлаков.

Сейчас можно найти много рассуждений о тайный символах, заложенных художником в картину, навеянных революционными настроениям - на переднем плане - камень с верёвкой (символ утопленника - самоубийства от безысходности, аллегория угнетённой России), разломанная рыболовная корзина (аллегория сломленных решёток и клеток - тюрем - символ революционного движения - "оковы тяжкие падут" и т.п.). Где-то далеко-далеко на горизонте - пароход - символ даалёкого прогресса (на фоне измученных нынешней жизнью бурлаков).

Хотя бурлаки пароходам были не рады - они лишали их вполне приемлемого заработка - это как сейчас беспилотные автомобили для таксистов - вряд ли их радует это достижение прогресса, которое вот-вот станет реальностью.

И самое интересное - перевёрнутый российский флаг на мачте барки. Сейчас принято это объяснять предвидение и ожидание революционных перемен в России, незаметно и аллегорично отражённых в картине Репиным. Но есть и более прозаическое объяснение:

Ещё со школьных времён многие помнят ужасающую картину «Бурлаки на Волге», где Репин изобразил еле живых мужчин, буквально тянущих на своих плечах большой корабль. Нелегкая судьба людей этой профессии трогала тогда, трогает и сейчас, но насколько же эта картина правдива? Кем были бурлаки и чем они занимались?

Бурлак-это профессия, существовавшая с 16 по начало 20 века, таким образом она охватила и Русские царство, и Российскую империю, и начало Советского периода. Бурлаком именовался рабочий, входивший в артель (добровольное объединение людей), которая тянула канате или тросу суда против течения реки. Труд бурлаков был распространён не только в России, но уходить за рубеж мы сегодня не будем.

Волга была главной транспортной артерией России, поэтому именно на ней десятки тысяч бурлаков тянули вверх по реке тысячи судов. По берегу лодки тянули лишь не незначительных участках, преодолевая мели или пороги.

Как же в основном выглядел труд бурлаков? На баржах были установлены барабаны с намотанными тросами. Люди садились в лодку, забирали с собой конец троса с тремя якорями и плыли вверх по течению. Там они бросали в воду якоря поочередно. Бурлаки на барже тянули трос от носа к корме, наматывая его на барабан. Таким образом они «подтягивали» баржу вверх по течению: они шли назад, а палуба у них под ногами двигалась вперед. Намотав трос, они вновь шли на нос судна и проделывали то же самое.

Бурлака, шедшего впереди, называли «шишкой». Отсюда и пошло выражение «большая шишка».

Женские бурлацкие артели, кстати, тоже существовали и по условиям совсем не отличались от мужских. За сезон бурлаки накапливали достаточно денег, чтобы хватало на следующие полгода. Вряд ли они, конечно, шиковали, но заработок по тем временам все же был приличный.

В России такой способ заработка никогда не считался чем-то постыдным. Особенно привлекательным в этой деятельности было то, что работодавцы сразу же рассчитывались наличными. Часто на роль бурлаков нанимались молодые парни. Им нужны были деньги для свадьбы или же для открытия собственного дела.

Во многих поволжских городах и поселках при непосредственной финансовой поддержке артелей бурлаков даже строились церкви. Из бурлаков часто выходили лучшие капитаны речных судов и лоцманы. Самые толковые из них могли становиться старостами и почетными горожанами.

По самым приблизительным оценкам, в 19 веке бурлацким промыслом в России занималось от 300 до 650 тысяч человек. В это же время российские энциклопедии давали термину «бурлак» иное определение. «Бурлак — крестьянин, уходивший на заработки, преимущественно на речные суда». В обязанности судорабочих входил весь комплекс работ связанных с обслуживанием судна и груза.

Сейчас профессия бурлака обросла легендами. Многие думают, что в артель вступали бывшие каторжники, другие предполагают, что тянуть лямку подряжались «пропащие люди» — пьяницы и попрошайки. Но это не так. Шли туда работать добровольно, зарабатывали себе на жизнь и занимались не только тем, что так живо изобразил Репин. Труд бурлаков был непростым, это нельзя отрицать, но и приписывать то, чего не деле не было, тоже не стоит.

Картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге» стала одним из символов тяжёлого положения русских крестьян. Лямка, которую эти люди тянули всю жизнь — метафора каждодневного невыносимого труда ради пропитания. Действительно ли этот труд был адским, или художник приукрасил реальную жизнь?

Фактрум рассказывает о настоящих, а не нарисованных бурлаках.

«Бурлаки на Волге» Илья Репин

«Бурлаки на Волге» Илья Репин

Для начала немного о Волге, великой русской реке и «рабочем месте» бурлаков. Она течёт с севера на юг, впадает в Каспийское море и с давних пор является важнейшим торговым путём.

Правый берег Волги очень крутой и высокий, там полно обрывов; левый — наоборот, пологий и песчаный. Но и там хватает препятствий — камней, кустов, канав, ручьёв. В итоге получается, что протащить корабли по земле от Астрахани до Нижнего Новгорода просто невозможно по природным причинам. Не хватило бы никаких человеческих сил. Даже если бы корабль находился в воде, а бурлаки — на земле, их снесло бы сильным течением. Так как же бурлаки в таких условиях справлялись со своей задачей?

Совсем не так, как изобразил Репин.

Бурлак на Волге

Бурлак на Волге. Начало XX века

На корме каждого торгового корабля, курсировавшего по Волге, был установлен барабан с длинным канатом, на котором крепилось несколько якорей. Бурлаки покрепче садились в лодку, брали с собой якоря, отплывали как можно дальше вверх по течению и сбрасывали свой груз в воду. После этого за канат хватались бурлаки, оставшиеся на палубе, и вручную подтягивали корабль к якорям. Канат вновь наматывался на барабан, после чего процесс повторялся.

Да, это тоже нелёгкий труд, но вовсе не такой убийственный, как показано на картине. Подобные ситуации, разумеется, тоже возникали, но достаточно редко: например, когда корабль садился на мель, и его требовалось вытянуть вручную.

Теперь о деньгах. В бурлаки люди шли не от хорошей жизни: среди них хватало безземельных крестьян и просто бродяг. Заработок был, конечно, нерегулярный, плюс многое зависело от «шишки», как бурлаки называли своего бригадира, но обычно труд щедро вознаграждался. Сезон позволял работникам каната и лямки безбедно жить весь остальной год и содержать семью: в переводе на современные деньги они получали от девятисот тысяч до полутора миллионов рублей.

И это — не считая питания, которое предоставлял работодатель. Последний был больше всех заинтересован в том, чтобы его сотрудники были сыты и полны сил: порой даже день задержки в пути мог вогнать купца в серьёзные долги. Хлеб, мясо, масло, рыба, чай, табак, даже икра — в России девятнадцатого века так питались далеко не все.

Также стоит заметить, что существовали и баржи, на которых роль бурлаков исполняли лошади. Такие суда называли коногонками. Они обходились владельцам намного дешевле, но использовались достаточно редко. Почему? Как раз потому, что если судно садилось на мель, то вытащить его при помощи лошадей было очень сложно, а найти толковых бурлаков в разгар сезона — практически нереально.

Женщины-бурлачки

Женщины-бурлачки. Начало XX века

Справедливости ради надо указать, что некоторые бурлацкие артели работали почти так же, как на картине: выстраивались в ряд, надевали лямки и шли по берегу, таща за собой лодку. Но суть в том, что такой вид бурлачества был распространён на мелких узких реках и каналах, где отсутствовало течение.

Кстати, картину в России встретили неоднозначно и поначалу сильно критиковали. После того, как её выставили в Санкт-Петербурге, один из министров сокрушался, что Репин неправдоподобно запечатлел бурлацкий труд. Дело в том, что к тому времени он уже почти ушёл в прошлое из-за массового применения пароходов. Иные современники усматривали в этом «разные гражданские мотивы и худосочные идейки», а искусствоведы открыто называли картину профанацией.

Но так или иначе критика не помешала картине стать одним из шедевров русского искусства, и теперь именно по ней — к счастью или к сожалению — наши современники судят о бурлацком труде.

И. Репин. Бурлаки на Волге, 1870-1873. Фрагмент | Фото: artchive.ru


Картина «Бурлаки на Волге» , прославившая Илью Репина , с момента своего появления вызывала неоднозначные отзывы. Кто-то восхищался мастерством художника, кто-то обвинял его в отступлении от жизненной правды. Почему же знаменитая картина спровоцировала скандал на государственном уровне, и насколько Репин на самом деле погрешил против действительности?

Артель бурлаков | Фото: diletant.media

Эти образы несчастных оборванцев, зарабатывающих на жизнь непосильным трудом, знакомы всем по школьным учебникам. Бурлаки в XVI-XIX вв. были наемными рабочими, которые при помощи бечевы тянули речные суда против течения. Бурлаки объединялись в артели по 10-45 человек, были и женские артели. Несмотря на тяжелый труд, за сезон (весной или осенью) бурлаки могли заработать столько, чтобы потом в течение полугода жить безбедно. Из-за нужды и плохих урожаев в бурлаки иногда шли крестьяне, но в основном такой работой занимались бродяги и бездомные.

Существовали и женские артели | Фото: glavpost.com

И. Шубин утверждает, что в XIX в. труд бурлаков выглядел так: на баржах устанавливали большой барабан с намотанным на него тросом. Люди садились в лодку, забирали с собой конец троса с тремя якорями и плыли вверх по течению. Там они бросали в воду якоря поочередно. Бурлаки на барже тянули трос от носа к корме, наматывая его на барабан. Таким образом они «подтягивали» баржу вверх по течению: они шли назад, а палуба у них под ногами двигалась вперед. Намотав трос, они вновь шли на нос судна и проделывали то же самое. По берегу тянуть приходилось лишь тогда, когда судно садилось на мель. То есть изображенный Репиным эпизод – единичный случай.

Судно можно было тянуть вверх по течению с помощью тросов | Фото: misanec.ru

Таким же исключением из правил можно назвать и показанный на картине участок дороги. Бечевник – прибрежная полоса, по которой передвигались бурлаки, по приказу императора Павла не застраивался зданиями и заборами, но кустов, камней и топких мест там было предостаточно. Изображенный Репиным пустынный и ровный берег – идеальный участок пути, каких на самом деле было немного.

Труд бурлаков был невыносимо тяжел | Фото: topru.org

Артель бурлаков | Фото: oldsaratov.ru

«Бурлаков» Репин написал в 29 лет, заканчивая учебу в Академии художеств. В конце 1860-х гг. он отправился на этюды в Усть-Ижору, где был поражен увиденной на берегу артелью бурлаков. Чтобы узнать больше об интересующих его персонажах, Репин поселился на лето в Самарской области. Его исследования нельзя назвать серьезными, в чем он сам признавался: «Должен сознаться откровенно, что меня нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами; я расспрашивал их, только чтобы придать некоторый серьез своему делу. Сказать правду, я даже рассеянно слушал какой-нибудь рассказ или подробность об их отношениях к хозяевам и этим мальчикам-кровопийцам».

И. Репин. Бурлаки на Волге. Фрагмент: впереди шел *шишка*, рядом с ним – *подшишельные* | Фото: liveinternet.ru

Тем не менее «Бурлаки на Волге» довольно точно воспроизводят иерархию наемных рабочих: в передней лямке всегда шел сильный и опытный бурлак, называемый «шишкой» – он устанавливал ритм движения. За ним шли «кабальные», работавшие за харчи, так как все жалованье успевали промотать еще в начале пути, их подгоняли «усердные». Чтобы все шагали в ногу, «шишка» запевал песни или просто выкрикивал слова. В роли «шишки» Репин изобразил Канина – расстриженного священника, подавшегося в бурлаки. С ним художник познакомился на Волге.

И. Репин. Бурлаки на Волге. Фрагмент: слева – *кабальный*, справа – кашевар Ларька | Фото: liveinternet.ru

Несмотря на существование реальных прототипов, в академических кругах «Бурлаков» прозвали «величайшей профанацией искусства», «трезвой правдой жалкой действительности». Журналисты писали о том, что Репин воплотил «худосочные идейки, перенесенные на полотно из газетных статеек… у которых реалисты почерпают свое вдохновение». На выставке в Вене тоже многие встретили картину с недоумением. Одним из первых оценить картину по достоинству смог Ф. Достоевский, чьи восхищенные отзывы позже подхватили и знатоки искусства.

И. Репин. Бурлаки на Волге. Фрагмент: *надзиратель*, подгоняющий халтурщиков | Фото: liveinternet.ru


Сегодня художника называют одной из самых загадочных фигур в истории живописи: мистика и мифы, связанные с картинами Ильи Репина



Многие знают о бурлаках только то, что они изображены на знаменитой картине Ильи Репина. Мало кто сегодня помнит об этих людях, которые добывали себе на хлеб тяжким трудом. Сегодня сложно представить, что люди могут тащить на себе огромную груженую баржу. А в старину профессия бурлака была очень распространена. Читайте, кого в бурлацком сообществе называли шишкой, как песня помогала тащить тяжести и почему женщины становились бурлачками.

Кто шел в бурлаки и что такое бечевник

Часто в бурлаки шли люди, потерявшие свое хозяйство. /Фото: mtdata.ru

С 16 века и до появления паровых двигателей суда по рекам против течения тащили бурлаки. Основной «водной дорогой» была Волга. Но существовало множество деревень, которые располагались по берегам крупных рек. Как только заканчивался ледоход, в них приходили артели бурлаков в поисках работы. Чаще всего это были отчаявшиеся люди, которые потеряли хозяйство и махнули на жизнь рукой.

Было много традиций среди бурлаков. Например, посвящение в профессию. Выбирались особо крутые берега Волги, которые еще называли «буграми жареными». Когда судно проходило мимо такого бугра, артель устраивала причал. Новичкам следовало построиться у подножья берега, а лоцман, взяв в руки лямку, находился за их спинами. И вот раздавался крик опытных работников: «Жарь!» — лоцман начинал стегать новичков лямкой, а те стремительно бежали вверх. Кто первым добегал до верха, тот избегал ударов. После этого экзамена новичок становился своим, его принимали в артель.

Ходили бурлаки по бечевнику. Так называлась прибрежная полоса, утоптанная бурлацкими ногами. Никаких особых условий для работы не предоставлялось, разве что распоряжением императора Павла было запрещено строить дома и заборы. Что касается камней, болотистых мест, кустов — их приходилось с трудом преодолевать.

Какая иерархия была среди бурлаков: шишки, подшишельные, кабальные, кашевары, косные

Бригадира бурлаков называли шишкой. /Фото: fs3.fotoload.ru

В бурлацкой артели существовала строгая иерархия. Бригадира называли шишкой. Обычно это был самый опытный и сильный мужчина. Он шел первым, задавая ритм движения. Идти надо было синхронно, и бурлаки шагали с правой ноги, подтягивая левую. Со стороны это выглядело как покачивание. Бывало, что кто-то сбивался, тогда шишка командовал: «Сено-солома!», чтобы люди могли снова попасть в такт. Удерживать ритм на извилистых узких дорожках, проходящих над обрывом, было непросто. Бригадир должен был уметь это делать.

Помощников шишки, которые шли по сторонам от бригадира, называли подшишельниками. Это были его главные пособники. Например, артельный староста, который занимался закупкой еды и раздачей жалования. Суммы порой были смешными и могли составлять и 30 копеек в день. Столько стоил проезд на извозчике из одного конца Москвы в другой.

За подшишельными шли бурлаки, которых следовало контролировать. Например, это были кабальные, которые спускали все жалование в первые же дни, работающие за еду. Потому особого старания они не проявляли. Самого молодого бурлака обычно назначали кашеваром.

В любой артели были и халтурщики, которые старались приложить как можно меньше усилий. За ними присматривали опытные бурлаки, которые шли сзади. Замыкал движение косный. В его обязанности входило следить, чтобы веревка не зацепилась за кусты и камни. Косный шел в своем ритме, на эту роль брали тех, кто был слаб или болен.

Как был организован бурлацкий труд

Труб бурлаков был тяжелым и изматывающим. /Фото: fs3.fotoload.ru

Работа у бурлаков была монотонной и крайне тяжелой. Помогал лишь ветер, который иногда мог быть попутным и дул в паруса. Тяжело ступая, люди передвигались по берегу, а когда становилось совсем тяжело, запевали песни. До нас дошла самая известная — «Дубинушка». Ее ритм помогал скоординироваться и «поднажать».

Изредка артель делала остановки, чтобы переобуться, заштопать одежду, перекусить. После ухода на берегу можно было найти потушенный костер, старую обувь, и, увы, могильный крест.

Хозяин судна нанимал артель и отбирал у бурлаков вид на жительство. Люди переходили в его собственность до момента, когда путь не будет закончен. Бурлаки были обязаны слушаться хозяина, идти день и ночь без капризов и лишних остановок, и даже отбиваться от разбойников, если они нападут на артель.

Когда идти по берегу было нереально, использовали еще один способ: на корме корабля был установлен барабан с длинным канатом, на конце которого находились якоря. Бурлаки посильнее грузились в лодку с якорями, отплывали подальше и бросали груз в воду. Бурлаки, которые находились на палубе, вручную подтягивали судно к якорям. После этого процесс повторяли.

Неженская работа: не только мужчины, но и женщины работали бурлаками

В бурлаки шли не только мужчины, но и женщины. /Фото: aeslib.ru

Город Рыбинск считался условной бурлацкой биржей труда. Весной в него устремлялись те, кто хотел заработать, перетаскивая баржи и суда. Интересно, что приходили не только мужчины, но и женщины. Многим из них приходилось это делать по приговору суда, то есть речь о каторжных. Но большинство представительниц прекрасного пола были свободными, например, солдатки, вдовы и даже сироты, которые не смогли выйти замуж — те, кто остро нуждались в деньгах.

Артели бурлачек собирались так же, как и мужские, из расчета на тысячу пудов груза (а это 16360 килограммов). Требовалось пять женщин, а мужчин — трое. К сожалению, женский труд оплачивался дешевле, так как практически все хозяева хотели, чтобы их баржу тащили мужики. Женщины старались сбить цену, чтобы их наняли. Несмотря на это, бурлачки неплохо зарабатывали, и денег хватало до следующего сезона. Скорее всего дело было в том, что мужчины, получив расчет, уходили в загул. На спиртное и женщин спускали немалые средства, а доход бурлака мог составлять и 500000 рублей в пересчете на современные деньги. Женщины-бурлачки были более разумны в этом плане, и финансы тратили экономно, стремясь сберечь побольше.

Бурлаки на Волге - одна из самых успешных картин. И у каждой из них есть своя особая история создания.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: