В декабре 1917 г была упразднена старая судебная система что было учреждено вместо нее

Обновлено: 18.04.2024

Правительство большевиков наряду с ликвидацией дореволюционных органов власти приступило и к преобразованию судебной системы. 7 декабря 1917 г. СНК принял Декрет о суде, который впоследствии стали называть Декретом о суде № 1. В нем упразднялись следующие судебные органы: Сенат, окружные суды, судебные палаты, военные, морские и коммерческие суды. Ликвидировались прокуратура, адвокатура и органы предварительного следствия, приостанавливалась также работа мировых судов. Однако сразу после революции в Петрограде, Кронштадте, Москве, Смоленске, Саратове, в Ярославской, Тверской, Пензенской, Новгородской, Уфимской, Оренбургской и Олонецкой губерниях, на Кубани, Украине, в Сибири и некоторых других регионах по инициативе местных советов создавались новые судебные органы, носившие различные названия: революционные народные суды, следственные комиссии с функциями суда, суды общественной совести и т.п.

По Декрету о суде № 1 в стране учреждались местные суды и революционные трибуналы. Местный суд состоял из 1 постоянного судьи и 2 заседателей. Причем судьи должны были избираться непосредственно населением. Однако в связи с отсутствием законодательного акта о порядке проведения выборов местным советам разрешалось избирать местных судей. Подсудность местных судов распространялась на уголовные дела, за которые полагалось наказание не свыше 2 лет лишения свободы, и на гражданские дела, цена иска которых не превышала 3 тыс. рублей.

Уездные съезды местных судей являлись кассационной инстанцией для рассмотрения жалоб на приговоры и решения местных судов. Для крупных городов такой инстанцией был городской съезд судей, на который приглашались все местные судьи. Кассационные жалобы рассматривались судом в составе не менее 3 местных судей.

Революционные трибуналы, учрежденные в соответствии с Декретом о суде № 1, рассматривали дела, связанные с преступлениями против советской власти, саботажем и другими злоупотреблениями чиновников, промышленников и торговцев. Судьи революционных трибуналов избирались на пленарных заседаниях губернских или городских советов. Подсудность революционных трибуналов не была четко регламентирована. Поэтому они могли рассматривать практически все дела, возбуждавшиеся органами правопорядка в отношении представителей бывших эксплуататорских классов.

28 января 1918 г. СНК принял Декрет о революционном трибунале печати. Эти суды создавались при революционных трибуналах для рассмотрения дел о преступлениях с использованием печатных изданий. Революционные трибуналы печати избирались местными советами в составе 3 судей на срок не более 3 месяцев.

В Декрете о суде № 1 предоставлялось право применять законы прежних правительств, если они не были отменены советской властью и не противоречили революционному правосознанию. Так как большинство правовых актов царского и временного правительства противоречили декретам ВЦИК и СНК, а также основным положениям программы РСДРП (б), они практически не применялись.

Устанавливая порядок формирования судебных органов местными советами, советское правительство поставило их в полную зависимость от местных органов власти, которые навязывали им свои решения по конкретным делам и пытались рассматривать жалобы на приговоры судов, постоянно вмешиваясь в их деятельность.

Хотя в Декрете о суде № 1 не были указаны судебные органы, которые должны были рассматривать уголовные дела, выходившие за пределы подсудности местных судов, в целом имел важное значение, так как в соответствии с ним были упразднены дореволюционные судебные учреждения и созданы новые судебные органы — местные суды и революционные трибуналы.

По Декрету о суде № 2 от 28 февраля 1918 г. в уездах и городах создавались окружные суды. Их члены избирались уездными и городскими советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. А председатель окружного суда и председатели уголовного и гражданского отделений избирались на общем собрании членов окружного суда и могли быть им же отозваны. Членов окружных судов отзывали избиравшие их советы. Окружные суды обладали правом рассмотрения кассационных жалоб на решения местных судов. В губерниях и областях создавались губернские и областные суды в качестве кассационной инстанции для окружных судов.

В Декрете о суде № 2 предусматривалось создание Верховного судебного контроля из состава областных народных судов. Его целью было достижение единой кассационной практики. Верховный судебный контроль наделялся правом выносить решения, обязательные для нижестоящих судов.

В действительности были образованы только окружные суды, которые работали недостаточно эффективно. Областные и губернские суды, а также Верховный судебный контроль так и не были созданы. Поэтому в Декрете о суде № 3, принятом СНК РСФСР 20 июля 1918 г., вместо Верховного судебного контроля учреждался Кассационный суд в Москве для рассмотрения жалоб на решения окружных судов. Он состоял из гражданского и уголовного отделений. Его члены утверждались ВЦИК из кандидатов, представленных окружными судами и советами местных народных судей.

В Декрете о суде № 3 значительно расширялась подсудность местных народных судов, к компетенции которых относилось рассмотрение всех уголовных дел, за исключением дел о посягательстве на человеческую жизнь, изнасиловании, разбое и бандитизме, подделке денежных знаков, взяточничестве и спекуляции. Такие дела передавались для рассмотрения в окружные суды. Местные суды имели также право решать гражданские дела, цена иска которых не превышала 10 тыс. рублей.

В связи с тем, что в нормативных актах не был четко регламентирован порядок образования и границы подсудности революционных трибуналов, их деятельность часто дублировалась местными судами. В Декрете СНК РСФСР «О революционных трибуналах» от 4 мая 1918 г. революционные трибуналы сохранялись лишь в столицах, губернских городах, крупных узловых станциях и промышленных центрах. Кроме дел, связанных с контрреволюционными выступлениями, саботажем и спекуляцией, они рассматривали дела о борьбе с погромами, взяточничеством, подлогами, неправомерным использованием документов, хулиганством и шпионажем.

Для рассмотрения дел особой важности 16 мая 1918 г. был учрежден Революционный трибунал при ВЦИК. Его избирал ВЦИК в составе председателя и 6 членов сроком на три месяца. При этом трибунале учреждалась Центральная коллегия обвинителей в составе 3 членов, которых избирал ВЦИК. Она принимала участие в работе следственной комиссии при данном трибунале и поддерживала публичные обвинения по всем делам.

Создание Кассационного отдела при ВЦИК ознаменовало завершение процесса формирования советской судебной системы. Кассационный отдел учреждался в составе председателя, назначавшегося СНК и утверждавшегося ВЦИК, и 2 постоянных членов, одного из которых делегировал ВЦИК, а другого — Наркомат юстиции. Кассационные жалобы и протесты необходимо было рассматривать в двухнедельный срок. Он рассматривал кассационные жалобы и протесты на решения революционных трибуналов.

30 ноября 1918 г. ВЦИК утвердил «Положение о народном суде РСФСР», в котором регламентировались вопросы организации и деятельности этих органов и значительно расширялась подсудность народных судов. Они теперь рассматривали все гражданские и уголовные дела, за исключением тех, которые относились к ведению революционных трибуналов. В данном Положении упразднялись все окружные суды, а также Московский кассационный суд. В нем предлагалось устанавливать разный состав суда в зависимости от категории рассматриваемых дел. Так, малозначительные гражданские дела рассматривались народными судьями единолично, а дела, связанные с посягательством на человеческую жизнь, причинением тяжких телесных повреждений, изнасилованием, разбоем, подделкой денежных знаков и документов, взяточничеством и спекуляцией, решались судом в составе 1 народного судьи и 6 народных заседателей. Остальные гражданские и уголовные дела рассматривались в народном суде, включавшем 1 судью и 2 заседателей. В случае отсутствия необходимых правовых норм судьям рекомендовалось руководствоваться «социалистическим правосознанием».

В Положении сохранялся существовавший ранее порядок избрания народных судей и заседателей. Кандидатуры народных судей рассматривались и утверждались местными советами. Кандидатуры народных заседателей представлялись общественными организациями рабочих, волостными и сельскими советами и утверждались исполкомами городских, уездных или волостных советов. Кассационные жалобы на решения народных судов рассматривал Совет народных судей.

В «Положении о народном суде РСФСР», утвержденном ВЦИК 21 октября 1920 г., вводился новый порядок избрания и отзыва народных судей. Они избирались по-прежнему местными советами, но утверждались уже губернскими исполкомами советов. Отозвать народных судей имели право только местные советы, избравшие их на эту

должность. Однако такое решение должно было пройти процедуру утверждения исполкомом совета соответствующей губернии.

В Положении изменился также порядок проведения предварительного следствия. Так, по уголовным делам, рассматривавшимся судом в составе 1 народного судьи и 6 народных заседателей, необходимо было провести предварительное расследование. Для остальных уголовных дел достаточно было дознания, проведенного органами милиции. Тем не менее судья имел право передать дело следователю из Коллегии народных следователей, функционировавшей при губернском Совете народных судей.

Защита осуществлялась в виде общественной обязанности гражданина, который на основании своих профессиональных знаний, образовательного уровня, партийного или служебного стажа готов был для выполнения данной работы. Обычно списки защитников обсуждались и утверждались исполкомами местных советов.

В соответствии с «Положением о революционных трибуналах» от 12 апреля 1919 г. предусматривалось существенное их сокращение. Теперь они могли создаваться только при губернских советах, а также в городах, численность населения которых превышала 200 тыс. человек.

Революционный трибунал состоял из председателя и 2 народных заседателей, которых избирал губернский совет. Рассмотрение дел по решению революционных трибуналов могло проходить с участием представителей защиты и обвинения.

В новом «Положении о революционных трибуналах», утвержденном ВЦИК 18 марта 1920 г., в их состав включался представитель губернской Чрезвычайной комиссии. Кроме того, при революционном трибунале учреждалась должность следователя-докладчика, к ведению которого относились вопросы подготовки заключения по рассматриваемому делу.

Получив право внесудебной расправы ВЧК, ее губернские и уездные чрезвычайные комиссии, широко его применяли. Так, после принятия СНК 5 сентября 1918 г. постановления «О красном терроре» органами ВЧК было репрессировано 31 389 человек, из которых 6185 человек было расстреляно, 14 829 человек были заключены в тюрьмы, 6407 человек направлены в концентрационные лагеря, 4068 человек были взяты в заложники 1 См.: Сырых В. М. Н.В. Крыленко — идеолог советского правосудия. М., 2003. С. 35. .

В годы гражданской войны в РСФСР были созданы специализированные судебные органы. Так, в составе Красной Армии, на железных дорогах и в действующих воинских частях учреждались революционные трибуналы для решения дел, связанных с преступлениями военнослужащих. Для рассмотрения дел о дезертирстве из рядов Красной Армии постановлениями Совета рабочей и крестьянской обороны от 3 июня и от 13 декабря 1919 г. были образованы уездные комиссии по борьбе с дезертирством. Если на территории губернии не действовал революционный трибунал, то такое право предоставлялось губернским комиссиям по борьбе с дезертирством.

Совет Народных Комиссаров постановляет:
1. Упразднить доныне существующие общие судебные установления, как-то: окружные суды, судебные палаты и правительствующий сенат со всеми департаментами, военные и морские суды всех наименований, а также коммерческие суды, заменяя все эти установления судами, образуемыми на основании демократических выборов.
О порядке дальнейшего направления и движения неоконченных дел будет издан особый декрет *(2) .
Течение всех сроков приостанавливается, считая с 25 октября с.г. впредь до особого декрета.
2. Приостановить действие существующего доныне института мировых судей, заменяя мировых судей, избираемых доныне непрямыми выборами, местными судами и лице постоянного местного судьи и двух очередных заседателей, приглашаемых на каждую сессию по особым спискам очередных судей. Местные судьи избираются впредь на основании прямых демократических выборов, а до назначения таковых выборов временно - районными и полостными, а где таковых нет, уездными, городскими и губернскими Советами Раб., Солд. и Кр. Депутатов.
Этими же Советами составляются списки очередных заседателей и определяется очередь их явки на сессию.
Прежние мировые судьи не лишаются права, при изъявлении ими на то согласия, быть избранными в местные судьи как временно Советами, так и окончательно на демократических выборах.
Местные суды решают все гражданские дела ценою до 3000 р. и уголовные дела, если обминаемому угрожает наказание не свыше 2 лет лишения свободы и если гражданский иск не превышает 3000 р. Приговоры и решения местных судов окончательны и обжалованию в апелляционном порядке не подложат. По делам, по коим присуждено денежное изыскание свыше 100 р. или лишение свободы свыше 7 дней, допускается просьба о кассации. Кассационной инстанцией является уездный, а в столицах - столичный съезд местных судей.
Для разрешения уголовных дел на фронтах местные суды тем же порядком избираются полковыми советами, а где их пет - полковыми комитетами.
О судопроизводстве по прочим судебным делам будет издан особый декрет.
3. Упразднить доныне существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, а равно и институты присяжной и частной адвокатуры.
Впредь до преобразования всего порядка судопроизводства предварительное следствие по уголовным делам возлагается на местных судей единолично, причем постановления их о личном задержании и о предании суду должны быть подтверждены постановлением всего местного суда.
В роли же обвинителей и защитников, допускаемых и в стадии предварительного следствия, а по гражданским делам - поверенными, допускаются все неопороченные граждане обоего иола, пользующиеся гражданскими правами.
4. Для принятия и дальнейшего направления дел и производств как судебных установлений, так и чинов предварительного следствия и прокурорского надзора, а равно и советов присяжных поверенных, соответствующие местные Советы Р., С. и Кр. Депутатов избирают особых комиссаров, которые принимают в свое ведение архивы и имущества этих учреждений.
Всем низшим и канцелярским чинам упраздняемых учреждений предписывается оставаться на своих местах и под общим руководством комиссаров исполнять все необходимые работы по направлению неоконченных дел, а равно и давать в назначенные дни заинтересованным лицам справки о положении их дел.
5. Местные суды решают дела именем Российской Республики и руководится в своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию.

Примечание. Отмененными признаются все законы, противоречащие декретам ЦИК Советов Р., С. и Кр. Дел. и Рабочего и Крестьянского Правительства, а также программам-минимум Р. С. Д. Р. Партии и Партии СР.

6. По всем спорным гражданским, а также и частно-уголовным делам стороны могут обращаться к третейскому суду. Порядок третейского суда будет определен особым декретом *(3) .
7. Право помилования и восстановления в правах лиц, осужденных по уголовным делам, впредь принадлежит судебной власти.
8. Для борьбы против контрреволюционных сил в видах принятия мор ограждения от них революции и ее завоеваний, а равно для решения дел о борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и пр. лиц учреждаются рабочие и крестьянские Революционные Трибуналы, в составе одного председателя и шести очередных заседателей, избираемых Губернскими или Городскими Советами Р., С. и Кр. Депутатов.
Для производства же по этим делам предварительного следствия при тех же Советах образуются особые следственные комиссии.
Все следственные комиссии, доныне существовавшие, отменяются с передачей их дел и производств во вновь организуемые при Советах следственные комиссии.

[5 декабря (22 ноября) 1917 г.]

Распубликован в ь 17 "Газеты. Временного Рабочего и Крестьянского Правительства" от 7 декабря (24 ноября) 1917 г.
СУ РСФСР, 1917. ь 4. ст.50.

______________________________
*(1) Этот декрет является первым декретом о суде. О значении его В.И.Ленин говорил на III Всероссийском съезде Советов: "Пусть кричат, что мы, не реформируя старый суд, сразу отдали его на слом. Мы расчистили этим дорогу для настоящего народного суда и не столько силой репрессии, сколько примером масс, авторитетом трудящихся, без формальностей, из суда, как орудия эксплуатации, сделали орудие воспитания на прочных основах социалистического общества" (В.И.Ленин. Соч., т.26, стр.421),
В развитие декрета о суде ь 1 в феврале и июле 1918 г, были распубликованы декреты ь 2 и ь 3, в которых была определена компетенция окружных и народных судов, установлен порядок подачи и рассмотрения кассационных жалоб на решения судов, порядок судопроизводства и т.п. (см. СУ РСФСР, 1917 - 1918, ь 20, ст.347 и ь 52, ст.589).
*(2) Декрет "О направлении неоконченных дел упраздненных судебных установлений" был принят ВЦИК 11 января 1918 г. (29 декабря 1917 г.) (СУ РСФСР, 1918, ь 15, ст.225).
В декрете Совнаркома, распубликованном 20 июля 1918 г., указывалось: "По всем делам, по коим течение всех сроков было приостановлено с 25 октябре 1917 года, впредь до особого декрета течение всех сроков возобновить с 1 августа 1918 года" (СУ РСФСР, 1918, ь 52, ст.589).
*(3) Декрет "О третейском суде", которым устанавливался порядок образования и деятельности третейских судов, был принят ВЦИК 16 (3) февраля 1918 г. (СУ РСФСР,. 1918, ь 28, ст.366).

Судебные реформы в России, или Суд скорый, правый, милостивый и равный для всех

20 ноября исполнилось 150 лет судебной системе России. Вести отсчет современной судебной системе России принято с судебной реформы Александра II, поскольку именно она заложила основы современной судебной системы. Однако до нее в России все же существовали суды. Рассмотрим, как они функционировали и какие факторы послужили причиной судебной реформы Александра II.

Судебная система до реформы Александра II

Древнейшей формой судебного процесса был суд общины. Во времена Русской Правды – сборника правовых норм Киевской Руси XI века – судебный процесс носил состязательный характер, его стороны были относительно равны в своих правах, в том числе при сборе улик и доказательств. Деления на гражданский и уголовный процесс не было. Во главе суда стоял князь, который часто поручал рассмотрение дел чиновникам.

В период раздробленности русских земель в каждой республике принимались свои правовые акты – так называемые грамоты. Новгородская судная грамота 1471 года наделяла правом вершить суд все органы власти и управления: князя, боярский совет, архиепископа, вече, посадника, тысяцкого, сотского, старосту. Суд был церковным или княжеским, и при рассмотрении дела присутствовал, соответственно, архиепископ или князь. Перед самим судебным процессом сторонам предлагалось решить дело миром. В Псковской судной грамоте 1467 года, так же, как и в Русской Правде, провозглашалась состязательность судебного процесса – суд при разрешении спора носил исключительно роль арбитра и не имел права собирать доказательства по своей инициативе.

Судебники 1497 года и 1550 года, распространявшие свое действие на все Московское централизованное государство, также предусматривали состязательную форму судопроизводства. Судебный процесс начинался по инициативе истца путем подачи челобитной. Ход судебного разбирательства фиксировался в протоколе. В состав суда, помимо великокняжеского наместника, входили представители местной аристократии.

В 1649 году Земский Собор принял Соборное уложение. Этот документ структурирован таким образом, что его нормы можно условно разделить на материальные (нормы о правонарушениях и преступлениях) и процессуальные (нормы о судопроизводстве). Кроме того, в Соборном уложении было закреплено деление на поместное, вотчинное, военное право, а также устанавливалось правовое положение отдельных категорий населения. Начинают прослеживаться различия между уголовным и гражданским процессом.

Так, по уголовным делам и делам о государственных преступлениях широкое распространение приобретает розыскной (следственный) процесс. Для этой формы процесса характерна активная роль государственного органа, обвинительная направленность суда, применение допросов и пыток. Например, в ст. 202 гл. X Соборного уложения сказано: "Да будет он с пытки повинится, что такое дело учинилося от него, и тому, над кем он такое дело учинит, велеть убытки все доправити на нем".

При рассмотрении гражданских дел применялся состязательный процесс, при котором стороны имеют процессуальное равенство, а судья выступает в качестве арбитра. Высшим судебным органом по-прежнему оставался царь, ему подчинялись боярская дума и приказы, также наделенные судебными полномочиями. Крестьян судили сами помещики.

В 1719 году высшими судебными органами на Руси становятся Сенат и Юстиц-коллегия. Юстиц-коллегия являлась органом управления над всеми судами, а Сенат мог давать им разъяснения по сложным вопросам. В судебную систему того времени входили также провинциальные, городовые, надворные суды в крупных административных центрах, нижние суды в провинциях и военные суды.

Указ Петра I от 5 ноября 1723 года "О форме суда" вернул судам прежнюю форму процесса – состязательную. Так, процесс начинался с подачи истцом челобитной, копия которой давалась ответчику для подготовки к судебному процессу. Истец сам собирал все необходимые доказательства, однако ответчик мог ходатайствовать о приобщении к делу новых документов. Нормы указа распространяли свое действие на все суды, кроме военных. Чем объясняется возвращение к прежней форме судопроизводства – неизвестно, однако на практике и после принятия документа продолжал применяться розыск.

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Узнать о порядке расследования уголовных дел в эпоху Екатерины II можно из специального документа того времени – Учреждения. Для этого в строке базового поиска системы ГАРАНТ наберите "Учреждения для управления Губерний Всероссийской Империи" и нажмите на кнопку "Поиск". В системе имеются две части этого документа.

Екатерина II изменила действующую на тот период судебную систему, предоставив каждому сословию свой суд ("Учреждения для управления Губерний Всероссийской Империи" от 7 ноября 1775 года). Теперь помещиков судил верхний земский суд в губерниях и уездный суд в уездах, государственных крестьян – верхняя расправа в губернии и нижняя расправа в уезде, горожан – магистраты. Кроме судов нижней расправы, все суды были выборными. Высшим судебным органом в Российской Империи оставался Сенат, а в губерниях – палаты уголовного и гражданского суда. Решения Сената контролировались монархом, решения судебных палат – губернаторами. Также в стране появился бессословный Совестный суд, созданный для примирения граждан. Этот суд рассматривал дела с участием недееспособных и ограниченно дееспособных лиц – малолетних, невменяемых, глухонемых, и другие. В случае, если решение Совестного суда по имущественным спорам не исполнялось сторонами добровольно, иск подлежал передаче в суд общей юрисдикции.

В начале XIX века в Российской империи была проведена Министерская реформа под руководством М.М. Сперанского, которая преобразовала Юстиц-коллегию и другие созданные Петром I коллегии в восемь министерств. Каждое из министерств управлялось министром, ответственным перед Сенатом. Устройство гражданских и уголовных судов поручалось вновь созданному министерству юстиции (Манифест "О разделении государственных дел на особые управления, с обозначением предметов, каждому управлению принадлежащих" от 25 июля 1810 года).

Реформы Александра II и Александра III

Крупная судебная реформа произошла во время правления Александра II. Ее начало положила фраза императора "Да правда и милость царствуют в судах" (Манифест о прекращении русско-турецкой (Крымской) войны от 19 марта 1856 года). В указе Правительствующему сенату от 20 ноября 1864 года говорилось о намерении водворить в России суд "скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных", а также возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность. Для этих целей 20 ноября 1864 года были приняты судебные уставы ("Учреждение судебных установлений", "Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями", "Устав уголовного судопроизводства" и "Устав гражданского судопроизводства"). Эти документы вводили судебные учреждения, общие для всех сословий.

Было создано три типа судов: мировой суд (рассматривал мелкие гражданские дела и кражи), окружной суд (рассматривал гражданские и уголовные дела, которые не относились к компетенции мировых судов и судебной палаты) и судебная палата (рассматривала в качестве суда первой инстанции дела о преступлениях, совершенных чиновниками, и государственных преступлениях; в качестве суда апелляционной инстанции – жалобы на решения окружных судов). Наиболее важные политические дела рассматривал Верховный уголовный суд, дело в который передавалось по повелению императора в исключительных случаях.

Реформа Александра II утвердила такие принципы судебного процесса, как независимость суда, несменяемость судей, гласность и состязательность судопроизводства. Кроме того, были введены институт присяжных заседателей, институт адвокатов (присяжных поверенных) и институт прокуратуры.

Во время правления Александра III произошел незначительный возврат к прежней судебной системе. На местах мировые судьи были заменены земскими участковыми начальниками, которые выбирались исключительно из дворян и располагали неограниченной властью над крестьянами. Некоторые категории дел были изъяты из ведения суда присяжных, а в судопроизводстве по политическим делам ограничивалась гласность.

Судебная система времен СССР

В период прихода к власти Временного правительства в 1917 году общие судебные установления были упразднены, а деятельность мировых судей, следователей, прокуроров и адвокатов приостановлена (Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 22 ноября 1917 г. № 1 "О суде"). По замыслу на смену старым судебным органам должны были прийти местные суды (низшее звено судебной системы), окружные народные суды (рассматривающие в качестве судов первой инстанции гражданские и уголовные дела, не отнесенные к подведомственности местных судов), областные народные суды (кассационная инстанция для окружных судов) и Верховный судебный контроль (орган, наделенный правом толкования действующих законов и законодательной инициативой) (Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 15 февраля 1918 г. № 2 "О суде"). Однако cозданы были только местные суды (которые в 1918 году получили название "местные народные суды") и окружные народные суды.

Спустя год расширилась компетенция местного суда. Теперь его юрисдикция распространялась практически на все составы преступлений (Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 20 июля 1918 г. № 3 "О суде"). Вскоре был учрежден единый народный суд, рассматривающий дела единолично либо с участием народных заседателей – авторитетных представителей общественности, не имеющих юридического образования. Считалось, что благодаря своему "свежему взгляду" они обеспечивают беспристрастность суда и предотвращают вынесение формальных судебных решений, без надлежащего рассмотрения дела по существу. Право высшего контроля над приговорами и решениями народных судов принадлежало Народному комиссару юстиции (Декрет ВЦИК от 21 октября 1920 г. "Положение о Народном Суде Российской Социалистической Федеративной Советской Республики").

После вступления в силу 1 января 1923 года Положения о судоустройстве РСФСР судебная система республики стала трехзвенной. Высшей инстанцией признавался Верховный Суд РСФСР, за ним шли губернские и народные суды. Все дела в судах рассматривались народным судьей единолично либо с двумя народными заседателями. Через год после образования СССР в судебной системе республик появилось четвертое звено – Верховный Суд СССР.

В дальнейшем судебная система в стране была перестроена. Согласно Конституции СССР 1936 года, правосудие осуществляли Верховный Суд СССР, Верховные суды союзных республик, краевые и областные суды, суды автономных республик и автономных областей, окружные суды, народные суды, а также специальные суды СССР (при этом документ не конкретизировал, что понимать под судами последней категории). Кроме того, Конституция СССР декларировала такие принципы правосудия, как выборность судей и народных заседателей, участие народных заседателей при рассмотрении дел во всех судах, ведение судопроизводства на национальном языке, открытость судебного разбирательства, обеспечение обвиняемому права на защиту, независимость судей и подчинение их только закону.

Конституция СССР 1977 года оставила Верховный суд СССР высшим судебным органом. В ноябре 1988 года были приняты Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР и союзных республик. Данный документ предусматривал создание военных трибуналов в Вооруженных Силах СССР. Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР и союзных республик содержали презумпцию невиновности, а также нормы об открытости судебного разбирательства, обеспечении подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту, независимости и выборности судей. Такие положения послужили юридической базой для издания ряда документов, например, Закона СССР от 4 августа 1989 г. "О статусе судей в СССР".

В 1991 году была признана необходимость возрождения института мировых судей, суда присяжных, введения судебного контроля за правомерностью заключения под стражу, установления принципа несменяемости судей (Постановление ВС РСФСР от 24 октября 1991 г. № 1801-1 "О Концепции судебной реформы в РСФСР"). В стране был учрежден Конституционный Суд РСФСР (Закон РСФСР от 6 мая 1991 г. "О Конституционном Суде РСФСР") и арбитражные суды (Закон РСФСР от 4 июля 1991 г. № 1543-1 "Об арбитражном суде"). В состав судебной системы вошли также военные суды – бывшие военные трибуналы.

Судебная система сегодня

На V Всероссийском съезде судей, который состоялся в ноябре 2000 года, Президент РФ Владимир Путин охарактеризовал сегодняшнюю судебную систему следующим образом: "Говоря о главном итоге судебной реформы, хотел бы подчеркнуть: судебная власть в России, несмотря на проблемы, все-таки состоялась. Мы можем и должны это констатировать. В базовых параметрах концепция судебной реформы реализована".

Новый этап судебной реформы начался с принятием Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы. Ее основной задачей было обеспечение информатизации судов общей юрисдикции. Совет судей РФ 30 ноября 2006 года постановил данную задачу выполненной – в российских судах была внедрена Государственная автоматизированная система "Правосудие".

Основными задачами Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007-2012 годы были обеспечение открытости и прозрачности правосудия, повышение доверия к правосудию, обеспечение независимости судей, а также повышение уровня исполнения судебных актов. Так, в конце марта 2010 года ВАС РФ запустил новый информационный ресурс – картотеку арбитражных дел, а спустя несколько месяцев Президиум ВАС РФ приступил к видеотрансляции своих заседаний. Эти меры позволили любому желающему узнавать о ходе рассмотрения того или иного дела и знакомиться с основными документами по нему.

В настоящее время в России принята Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2013-2020 годы, которая предусматривает множество интересных изменений. Так, в рамках ее реализации предполагается создание мобильных подвижных офисов судей в удаленных районах страны. Выглядеть такой "кабинет судьи" будет как микроавтобус с оборудованием для видео-конференц-связи.

Федеральные суды общей юрисдикции к моменту окончания программы будут оснащены оборудованием для допроса без возможности визуального наблюдения. Кроме того, планируется провести целый комплекс мероприятий по переходу на электронный документооборот. Все поступающие и хранящиеся в архивах суда документы будут сканироваться и формироваться в электронные дела. Это даст возможность подавать в суд общей юрисдикции заявления и ознакомиться с материалами дела через Интернет – правда, до этого необходимо будет внести соответствующие изменения в ГПК РФ.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

О новом временном порядке направления документов в электронной форме в суд читайте в нашем материале Подача документов в суд через Интернет: новый этап.

Планируется, что все суды на территории нашей страны объединятся в единое информационное пространство, будет налажено взаимодействие с информационными системами Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, УФСИН России и других ведомств. Что интересно, информация о судебных делах должна будет обрабатываться и храниться на основе так называемой "облачной технологии", которая предполагает хранение данных не на одном сервере оператора сайта, а на нескольких виртуальных серверах разных провайдеров – это дает дополнительные гарантии сохранности сведений.

5 февраля 2014 года Президент РФ Владимир Путин подписал пакет законов о реформировании судебной системы, которым были объединены ВС РФ и ВАС РФ (Закон Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации"). В результате данной реформы ВАС РФ был ликвидирован, а ВС РФ теперь включает в себя Коллегии по административным, гражданским, уголовным делам, Коллегию по экономическим спорам и Коллегию по делам военнослужащих.

Особенности слома прежней судебной системы и создание нового суда
состояли в том, что население в ряде мест страны, не дожидаясь директив
сверху, само приступило к ликвидации старых судов и созданию новых. Эти
суды носили разные названия: народный суд, пролетарский суд, революционный
суд, суд общественной совести и т. д. Обобщая опыт судебного правительства,
решая задачу укрепления советского судебного аппарата, его унификации,
укрепления правопорядка в государстве, СНК принимает декрет «О суде» ,
названный впоследствии декретом о суде № 1. Он был опубликован 24 ноября
1917г. Первоначальный проект декрета был составлен в НКЮ при активном
участии П. И. Стучки. Бытующее в трудах по истории советского суда мнение,
Создавалась новая судебная система: местные суды, которые действовали
в составе постоянного судьи и двух очередных заседателей. Им были подсудны
гражданские дела с ценой иска до 3000 руб. и уголовные – с наказанием не
свыше 2 лет лишения свободы. Для защиты революции, борьбы с контрреволюцией
учреждались рабочие и крестьянские революционные трибуналы в составе одного
председателя и шести очередных заседателей. Новые суды создавались и
действовали на следующих принципах: во-первых, выборность судов, во-вторых,
участие населения в отправлении правосудия в качестве заседателей. Местные
судьи должны были избираться на основании прямых демократических выборов
населением, а до их назначения - местными Советами. Эти же Советы
составляли списки очередных заседателей и определяли очередь их явки на
сессию. Революционные трибуналы должны были избираться губернскими или
городскими Советами. В местные судьи могли быть избраны прежние мировые
судьи. Как же предполагалось организовать предварительное следствие и
защиту и обвинение на суде по данному декрету? Он возложил временно
предварительное следствие на местных судей, нарушив тем самым
демократический принцип – отделение следствия от суда. Для производства
следствия по делам, подсудным революционным трибуналом, Советы создавали
следственные комиссии. В качестве обвинителей и защитников по уголовным
делам, причем со стадии предварительного следствия, а по гражданским делам
– поверенными, допускались «все неопороченные граждане обоего пола» .
Местные суды решали дела именем Российской Республики и руководствовались в
своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств в случаях,
если они не отменены революцией и не противоречат революционной совести и
революционному правосознанию. Отмененными признавались все законы,
противоречащие декретам ЦИК и СНК, а также программам - минимум партии
РСДРП и партии СР. Революционные трибуналы в своих приговорах на прежнее
законодательство не ссылались.
что левые эсеры тормозили принятие декрета о суде, должно быть отвергнуто,
как не соответствующее действительности. Проект декрета затем подвергся
изменениям в процессе его обсуждения в СНК. Этим декретом упразднялись
прежние суды: окружные, судебные палаты, правительствующий сенат, военные,
морские, коммерческие. Приостанавливалась деятельность мировых судей.
Ликвидировались адвокатура, прокурорский надзор, институт судебных
следователей.

Объективные трудности создания нового суда усугублялись из-за борьбы левых эсеров против большевиков по вопросам судебной политики. Особенно острые дискуссии вызвал составленный большевиком П.И. Стучкой проект Декрета о суде № 1. Этот документ в соответствии с теоретическими воззрениями В.И. Ленина предусматривал полную ликвидацию всех органов буржуазной юстиции, включая и систему мировой юстиции.

Новые суды при рассмотрении дел должны были руководствоваться не законами свергнутых правительств, а декретами Совета народных комиссаров, революционной совестью и революционным правосознанием. Такой подход к праву как комплексу политизированных эмоций имел место в первые месяцы советской власти. В условиях правового вакуума (отсутствия собственных советских законов) он заполнял все правовое пространство.

Проект Декрета о суде № 1 многократно обсуждался в СНК, а также в комиссиях и фракциях ВЦИК. Но прохождение проекта через ВЦИК сдерживалось оппозицией левых эсеров, поэтому 22 ноября 1917 г. СНК самостоятельно, минуя ВЦИК, принял Декрет о суде (который и стал известен под названием Декрет о суде № 1).

Декрет упразднял все общие судебные установления: окружные суды, судебные палаты. Правительствующий Сенат со всеми департаментами, военные и морские суды всех наименований, коммерческие суды. Упразднялись также институты судебных следователей, прокурорского надзора и адвокатуры. Исключения допускались только для системы мировых судей, деятельность которых, однако, приостанавливалась.

В районе Смольного, цитадели нового строя, где заседали верховные его органы, находился коммерческий суд, вершивший споры по "сделкам торговым и торговле свойственным", но совершенно чуждым идеям нового социалистического правительства. Наконец, в здании печальной памяти департамента полиции, где еще витали тени Хвостовых и Протопоповых, помещался окружной суд». Таким образом, опубликованный в газете «Правда» от 24 ноября (7 декабря) 1917 г. Декрет положил конец колебаниям и надеждам старых судебных и адвокатских сословий на сохранение или возрождение прежних институтов.

Вместе с тем п. 2 Декрета предусматривал возможность избрания в новые местные суды прежних мировых судей, большинство из которых, как уже отмечалось, отнеслось к этому акту резко отрицательно или прямо враждебно. В некоторых случаях для закрытия суда и передачи дел ликвидатору-комиссару требовалось применение принудительной силы и вооруженных людей.

Причем процесс этот был достаточно медленный; Правительство, занятое вопросами обороны и подавления открытых контрреволюционных мятежей, уделяло ему мало внимания. Достаточно сказать, что если в столицах суды закрыли через одну-две недели после опубликования Декрета то в других местах это затянулось на месяцы. Так, в Самаре суд был закрыт 2 января, в Екатеринбурге — 19 января, в Нижнем Новгороде — 15 января 1918 г. Лишь 11 января 1918 г. бывший председатель съезда мировых судей в г. Москве передал вновь избранному Совету народных судей документы, денежные ведомости и т.п.

Примерно такая же картина наблюдалась и в Петрограде. В январе 1918 г. комиссар над упраздненными судебными местами Петрограда даже поместил в газете объявление с предложением судебным следователям и приставам сдать находящиеся у них на руках дела документы и имущество. К упорствующим применялись репрессивные меры.

Вместе с тем комиссары по судебным делам в начале 1918 г. уже имелись в большинстве областей не только Европейской России, но и Сибири, не исключая и далекого Якутска. При этом везде новая судебная власть встречала молчаливое сопротивление. В истории судебной системы запечатлен такой факт. В Тюмени 15 января 1918 г. заседала выездная сессия Тобольского окружного суда с присяжными заседателями, приводящим их к присяге священником и прочими непременными атрибутами старого суда.

Резолюции того периода, принятые общими собраниями адвокатов, носили ярко выраженный антисоветский политический характер. Примером может служить декларация Омской коллегии адвокатов, объясняющая причины отказа ее членов от выступления в ревтрибуналах. В ней содержится ссылка на такие условия общественной и государственной жизни, которые исключают всякую возможность правозаступничества. При этих условиях «нет и не может быть суда, есть только расправа где господствует грубая сила дикаря, в таком суде не место служителям права и закона и не приличествует им своим участием в нем создавать видимость подлинного суда». Поэтому, несмотря на то, что петроградская адвокатура 31 января 1918 г. разрешила своим членам выступать в советском суде, случаи таких демаршей были не единичными.

Правовой хаос — вот картина первых недель после октября 1917 г. Самосуд — исконная форма расправы над лицами, посягнувшими на личные и имущественные права, — стал в этот период обычным явлением.

Декрет о суде № 1 предусматривал две формы судебной организации. Прежний единоличный мировой судья был заменен коллегиальным местным судом, избираемым местным Советом. Была определена его подсудность, указано, что они «решают все гражданские дела ценою до 3000 рублей и уголовные дела, если обвиняемому угрожает наказание не свыше 2 лет лишения свободы. Кассационной инстанцией является уездный, а в столицах — столичный съезд местных судей». Декрет упразднял не только старую судебную систему, но и ранее существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, а равно институты присяжной и частной адвокатуры.

Декрет устанавливал принцип сменяемости судей и заседателей, что способствовало, по мнению большевиков, созданию действительно народного суда. Вводился и суд политический «для борьбы против контрреволюционных сил, в видах принятия мер ограждения от них революции и ее завоеваний, а равно для решения дел о борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями промышленников, торговцев, чиновников и т.п.», были учреждены революционные трибуналы, действовавшие в составе председателя и шести народных заседателей.

В ревтрибуналы заседатели и судьи должны были избираться Советами. Для производства предварительного следствия при Советах создавались особые следственные комиссии.

По Инструкции Наркомата юстиции от 19 декабря 1917 г. при Ревтрибунале учреждалась коллегия лиц, посвящавших себя правозаступничеству как форме общественного обвинения, так и в форме общественной защиты. Такая коллегия образовывалась путем свободной записи лиц, желавших оказать помощь революционному правосудию и представивших рекомендацию Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Очевидец тех далеких событий вспоминает: «. если для местного суда была дана директива руководствоваться законами свергнутых правительств постольку, поскольку они не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию, то для ревтрибуналов был предоставлен широкий простор, как в определении составов преступных деяний, так и определении тех или иных мер наказания за них».

В начале 1918 г. быта предпринята попытка создать прокурорский надзор путем организации так называемого Комиссариата публичного обвинения. Однако Коллегия НКЮ РСФСР, рассмотрев этот вопрос, постановила: «Центрального комиссариата обвинения не учреждать. Предложить революционным трибуналам организовать камеры обвинения при трибуналах, подчинив их президиумам революционных трибуналов».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: