К какому литературному жанру относится произведение повесть о куре и лисице повесть о шемякином суде

Обновлено: 14.04.2024

Сама русская действительность «бунташного» XVII века явилась той почвой, на которой возникла сатира. Как считают многие исследователи, авторами сатирических произведений в большинстве случаев были подьячие (писцы в многочисленных «приказах», т.е. государственных учреждениях). Эти подьячие были представителями демократических слоев общества, поэтому в своих произведениях отражали точку зрения народа. Они прекрасно знали фольклор и, создавая свои произведения, широко использовали его богатства, особенно народные сатирические сказки.

С другой стороны, в своей работе в «приказах» они постоянно имели дело с различными документами, с деловой письменностью. В результате в демократической сатире преимущественно разрабатываются две жанровые формы: повести с фольклорным сюжетомиразличного рода пародии.

Пародируются различные формы деловой письменности («судное дело», протокол судебного заседания, челобитная), церковной литературы (церковная служба, житие), формы различных «лечебников», «азбуковников», популярных в то время.

Основными средствами сатирического обличения являлись пародия, гротеск, преувеличение, иносказание.

Так, например, пародии на Лечебники были очень популярны, так как являлись особой формой выражения ненависти к иноземцам. Такие Лечебники предлагали невероятные лечебные меры, граничащие с небылицами и могли только уморить людей.

На гротескном нагромождении невероятных обстоятельств построена "Повесть о Шемякином суде": чтобы разоблачить пристрастность судьи, автор сначала заставляет своего героя невольно совершить цепь случайных преступлений, а затем комически отражает их в столь же невероятном судебном приговоре.

В сатире XVII века есть два вида "героя": первый герой - страдалец от гнета притеснителей; другие герои - непосредственные объекты сатирического обличения, это "богатые мужики", "ябедники", целовальник, "кабак", являющийся воплощением зла, судьи-взяточники, пьянствующие монахи, поп Сава и т.д.

Сатира всегда показывает своих героев в будничной обстановке их повседневного быта, с его мелкими заботами и тревогами.

В сатирических произведениях XVII века впервые в русской литературе с такой выразительностью показывается, во всем его не прикрашенном убожестве, быт "голеньких" - обездоленных феодально-крепостническим строем людей. У "голенького" "балахонишко в полденьги", "лаптишки", "платье худое и то чужое". Что свяжет древнерусскую литературу XVII в. С литературой XVIII века.

Объекты сатиры.Сатирическому обличению подвергались самые существенные стороны жизни феодально-крепостнического общества: 1) несправедливый и продажный суд, судьи-взяточники («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче»); 2) социальное неравенство ( «Азбука о голом и небогатом человеке», «Повесть о Ерше Ершовиче»); 3) безнравственная жизнь монашества и духовенства, их лицемерие, ханжество и корыстолюбие («Калязинская челобитная», «Повесть о Куре и Лисице», «Сказание о попе Саве»); 4) «государственная система» спаивания народа через «царев кабак» («Служба кабаку», «Повесть о бражнике»).

«Повесть о Шемякином суде».

В основе повести лежит сюжет о судебной тяжбе двух братьев-крестьян, богатого и бедного. Повесть изобличает неправедный суд на Руси в XVII веке, рассказывая о поведении судьи-взяточника по прозвищу Шемяка.

Жили два брата — богатый и бедный. Однажды бедный брат пришел к богатому с просьбой дать ему лошадь, чтобы привезти из лесу дрова. Богатый лошадь дал, но не дал хомута, пожадничал. Пришлось бедному брату привязывать дровни к хвосту лошади. Стал бедняк проезжать через ворота, дровни зацепились за воротину, которую он забыл выставить, и хвост у лошади оторвался. Богатый брат идет в город к судье Шемяке жаловаться, а бедный идет следом за ним. По дороге на ночь они останавливаются в доме попа. Поп богатого брата усадил за стол ужинать, а бедный забрался на полати и тянется хотя бы посмотреть, что они едят. Двигался, двигался, упал с полатей прямо на люльку с младенцем попа и задавил его до смерти. Теперь уже двое идут жаловаться на бедняка судье Шемяке. Бедный брат, не ожидая для себя ничего хорошего от предстоящего суда, решает покончить жизнь самоубийством. Они проходят по мосту, и он бросается с моста прямо в ров. А в это время под мостом какой-то горожанин вез своего больного отца в баню. Бедняк упал на старика и задавил. Теперь уже трое ведут его к судье Шемяке. Бедный брат задумался, поднял с дороги камень, завернул его в платок, положил в шапку и решил, что, если судья его осудит, то он его этим камнем прибьет.

Начинается суд. Истцы по очереди излагают свои жалобы, бедняк каждый раз показывает судье узелок с камнем, а взяточник Шемяка думает о том, что узелок большой, значит там много золота, хорошая взятка. И выносит приговоры: оставить у бедного брата лошадь до тех пор, пока у нее не вырастет хвост, отдать ему попадью, пока он с ней не приживет ребенка, и того ребенка вместе с попадьей вернуть попу, а сыну убитого старика самому прыгнуть с моста на бедняка, когда тот будет стоять под мостом, и задавить его, если удастся.

Решение суда ставит в смешное положение и богатого крестьянина, наказанного за свою жадность, и попа, оказывающегося в положении обманутого мужа.

Конечно, такой приговор не удовлетворяет ни одного из жалобщиков, и, выйдя из суда, они торопятся откупиться от бедного брата, чтобы он не требовал исполнения приговоров. Шемяка посылает слугу за обещанной взяткой, а, узнав, что в платке было не золото, а камень, начинает «бога хвалити, что по нем судил».

Так в повести благодаря своему уму и находчивости торжествует бедняк над сильными мира сего, торжествует «правда» над «кривдой».

Итак, здесь объектом сатиры прежде всего являются судьи-взяточники. Но в повести есть и второй, не менее важный объект сатиры. Это сам свод законов того времени (Уложение 1649 г.), позволявший судьям в рамках закона выносить приговоры в пользу того, кто больше даст. Ведь Шемяка по одной статье закона оправдал бедняка, а по другой мог бы и осудить. Слишком запутан и противоречив был сам свод законов. И народ это прекрасно видел.

Художественный строй повести определяется русской сатирической народной сказкой о неправедном судье и волшебной сказкой о «мудрых отгадчиках» — быстрота развития действия, неправдоподобное нагнетание преступлений, которые совершает «убогий», комизм положения, в котором оказываются судья и истцы. Таким образом, это повесть с фольклорным сюжетом, хотя здесь есть и некоторое влияние деловой письменности: использована форма «судебной отписки». Но внешне беспристрастный тон повествования в форме «судебной отписки» только заостряет сатирическое звучание повести.

«Повесть о Ерше Ершовиче».

Ярким сатирическим изображением практики воеводского суда, введенного в 60—80-х годах XVII века, является «Повесть о Ерше Ершовиче», дошедшая до нас в четырех редакциях. Наибольший интерес представляет первая редакция, более полно отразившая социальные противоречия эпохи.

Повесть посвящена изображению одного из характерных явлений своего времени — земельной тяжбы, которую ведут крестьяне — «божьи сироты» Лещ и Голавль и «лихой человек», «ябедник», «вор» и «разбойник» «боярский сын Ерш».

Ерш попросил рыб Ростовского озера пустить его в озеро «на малое время пожить и покормитися». Простодушные Лещ и Голавль поверили, пустили его в озеро, а он там расплодился, всех рыб заколол своими колючками и «озером завладел насильством».

Дальше в форме пародии на «судное дело» (протокол судебного заседания) рассказывается обо всех проделках Ерша. Отвергая предъявленный иск, Ерш не только пытается доказать законность своих прав на владение захваченными землями, но и предъявляет встречный иск, заявив, что Лещ и Голавль были у его отца в холопах. Таким образом, Ерш не только снимает иск (холопы не имели юридических прав), но и пытается превратить свободных крестьян в своих холопов. Однако допрос свидетелей устанавливает виновность Ерша. Суд приговаривает взять Ерша и повесить его сушиться на солнышке. Но и тут Ерш сумел уйти от наказания. Выслушав приговор, он заявил, что судьи судили не по правде, а по мзде, плюнул им в глаза, повернулся ко всем своим колючим хвостом, прыгнул в хворост: «только того Ерша и видели».

Со II пол. XVI века, т.е. в период становления поместной системы, насилия землевладельцев над крестьянами стали нормой. Именно такая ситуация, когда «сын боярский» или «худородный» дворянин типа Фролки Скобеева или даже разбогатевший крестьянин обманом и насилием отнимает у крестьян землю, отражена в этой повести. Но наряду с социальным неравенством объектом сатиры здесь является и суд. Автор показывает превосходство Ерша над неповоротливостью, тупостью и жадностью его судей (например, Осетра, который едва не поплатился жизнью за свою жадность и доверчивость).

Повесть представляет собой первый образец литературной иносказательной сатиры, где действуют рыбы в строгом соответствии со своими рыбьими свойствами, но их отношения — это зеркало отношений человеческого общества. Автор повести использует образы народных сказок о животных, сатирически заостряя их социальное звучание. Сатирическое обличение усиливается и удачно найденной формой делового документа — протокола судебного заседания. Строгое соблюдение формул канцелярского языка и их несоответствие с содержанием придают повести яркую сатирическую выразительность.

«Азбука о голом и небогатом человеке».

Эта повесть также посвящена обличению социальной несправедливости, общественного неравенства. Использовав традиционную форму дидактических азбуковников, автор превращает ее в острое оружие социальной сатиры. В алфавитном порядке, от «аза» до «ижицы», идут реплики безымянного героя, которые образуют подобие монолога.

Такая форма избрана не случайно. Алфавит с античных времен считался моделью мира: отдельные буквы отражали отдельные элементы мироздания, а совокупность букв — весь мир в целом. «Азбука о голом и небогатом человеке» также предлагала читателю краткую, но всеобъемлющую картину мира, но картину «изнаночную», карикатурную, одновременно смешную и горькую.

Герой повести «голый и небогатый» человек, повествующий с едкой иронией о своей горестной судьбе. Он «голоден и холоден», «наг и бос», ему «ни пить, ни есть нечего и взять негде», земля его «пуста и травою вся обросла», а «сеять нечево», при том же «и хлеба нет». Героя одолела «нагота и босота», единственным выходом из которой является смерть. Поэтому бедняк решается идти воровать, «так скорее его повесят».

Причину своих бедствий герой видит в «лихих людях», богачах. Против них и направлено основное жало сатиры. Это те, у кого «всево много, денег и платья», те, «кто богато живут, а нам голым ничего не дают, чорт знаит их, куда и на што денги бегегут».

Афористичность, лаконизм и выразительность стиля повести, социальная острота сделали эту повесть очень популярной в народе.

"Есть у людей всего много, денег и платья, толко мне не дают"

"Как мне во своей скудости жить, а в руках у меня ничего нет"

"Покою себе не обретаю, лапти и сапоги завсегда разбиваю, а добра себе не наживаю"

"Ел бы я мясо, да лих в зубах вязнет, а при том же и негде взять"

«Калязинская челобитная».

Большое место в сатирической литературе XVII века занимает антиклерикальная тема. Ярким обличительным документом, изображающим быт и нравы монашества, является «Калязинская челобитная». В ней осмеивается сытая, пьяная и разгульная жизнь монахов. Они удалились от мирской суеты вовсе не для того, чтобы, умерщвляя свою плоть, предаваться молитве и покаянию. За каменными стенами монастыря скрывается сытая и полная пьяного разгула жизнь. Объектом сатирического обличения автор избирает один из крупнейших монастырей Руси — Калязинский мужской монастырь, что позволяет раскрыть типические черты русского монашества XVII века.

Автор избрал для своего произведения форму документа, слезной челобитной (жалоба, прошение), в которой монахи жалуются архиепископу Тверскому и Кашинскому Симеону на своего нового архимандрита — настоятеля монастыря Гавриила. В своих искренних жалобах и возмущении монахи по сути занимаются саморазоблачением. Повесть показывает несоответствие жизненной практики монашества с требованиями монастырского устава. Нормой жизни иноков стало пьянство, чревоугодие и разврат, а не пост и молитва. Поэтому и возмущены монахи новым архимандритом, который круто меняет заведенные ранее «порядки» и требует строгого соблюдения устава.

Возмущены монахи и тем, что Гавриил начал строго блюсти их нравственность: по приказу архимандрита у монастырских ворот поставлен с плетью кривой Фалалей. Не пускает он монахов за ворота, «в слободы ходить не велит — скотья двора посмотреть, чтоб телят в стан загнать, кур в подпол посажать, коровницам благословенья подать».

Братия мечтает о том, чтобы освободиться от своего строгого начальника и обзавестись новым, который жил бы, как живет она, и не притеснял бы монахов в их пьяном разгуле. Пока они просят архиепископа укротить сурового архимандрита и даже угрожают, если перемены не будет, разбежаться из Калязинского монастыря: «…а в руки возьмем по сошке, да ступим по дорожке в иной монастырь, а где пиво да вино найдем, тут и поживем; а когда тут допьем, в иной монастырь пойдем».

Основным средством сатирического обличения является язвительная ирония, скрытая в слезной жалобе челобитчиков.

Шемякин суд - название старинной НАРОДНОЙ русской сатирической повести-сказки, обличавшей произвол и корыстность феодального суда.

Шемяка — реальное историческое лицо, галицкий князь Димитрий Шемяка (ум. 1453), печально знаменитый своей жестокостью, коварством и неправедными делами. В борьбе за московский престол одержал на некоторое время верх над своим соперником, московским князем Василием и ослепил его. Впоследствии московский князь получил прозвище Василий Темный (то есть слепой) , под которым и вошел в историю.
Иносказательно: неправый, несправедливый суд, пародия на судебное разбирательство

В заглавиях некоторых списков «Шемякина суда» указано, что повесть «выписана из польских книг» . Известна польская версия, принадлежащая писателю XVI в, Николаю Рею из Нагловиц. Кроме того, сходные сюжеты встречаются в литературе других стран.

Повесть о Шемякине суде сохранилась в двух версиях — прозаической и стихотворной. В XVIII — XIX вв. многократно выпускались лубочные издания «Шемякина суда» , повесть дала материал для прозаических и драматических обработок и перешла в фольклор.

«Повесть о Шемякином суде» — образец русской демократической сатиры. Она состоит из трех анекдотических сюжетов, в которых оказывается незадачливый убогий герой. От сюжета к сюжету увеличиваются страдания бедняка, который ни в одной из ситуаций не имеет намерение нарушать закон. Конфликт, а вместе с ним и все развитие действия в произведении, провоцируется цепью безысходных ситуаций, в которых оказывается герой-бедняк. Действующие лица поставлены в комические и заведомо неправдоподобные ситуации, а повествование развивается стремительно быстро, как это и подобает анекдотической истории.

Подобного рода оценки вызывали большое сочувствие у читателя. Имя судьи Шемяки стало нарицательным, а сюжет повести вошел в лубочные картинки и вместе с многочисленными списками произведения (включая и стихотворные его переложения) широко распространялся в грамотной простонародной среде.

Тест по истории России Культура народов России в XVII в. 7 класс с ответами. В тесте представлены 2 варианта, в каждом варианте по 15 заданий.

Вариант 1

1. С чем связано усиление влияния европейской культуры на культуру России XVII в.?

1) изоляцией России от европейской политики
2) активным участием России в Великих географических открытиях и распределении колоний в странах Азии и Америки
3) участием России в решении европейских конфликтов, споров, международных отношениях
4) опасением европейских государей, связанным с усилением влияния стран Востока на ку ль туру России

2. Какая школа была открыта при Аптекарском приказе в 1654 г.?

1) врачебная школа
2) школа ветеринаров
3) лекарская школа
4) школа фармацевтов

3. Воспитателем детей государя Алексея Михайловича был ученый, писатель и переводчик

1) В. Ф. Бурцов-Протопопов
2) А. Никитин
3) И. Лойола
4) Симеон Полоцкий

4. В каком году была открыта Славяно-греко-латинская академия?

1) 1556 г.
2) 1650 г.
3) 1671 г.
4) 1687 г.

5. Как называлась первая печатная история Российского государства с древнейших времен до начала 1670-х гг., изданная в Киеве?

1) «Повесть временных лет»
2) Синопсис
3) «Всемирная история»
4) «История Древности»

6. Какие механизмы использовались в ремесленном производстве России XVII в.?

1) водяные двигатели
2) железные дороги
3) конвейеры
4) двигатели внутреннего сгорания

7. К какому литературному жанру относится произведение «О Шемякином суде»?

1) автобиографическая повесть
2) сатирическая повесть
3) романтическая поэзия
4) басня

8. С каким историческим событием связано «Житие» протопопа Аввакума?

1) избранием Михаила Романова на царство
2) учреждением системы коллегий
3) историей первых греческих патриархов
4) историей церковного раскола

9. Какое произведение летописного жанра посвящено истории Смутного времени и избранию династии Романовых на престол?

1) «Новый летописец»
2) «Повесть временных лет»
3) «Житие Александра Невского»
4) «Повесть о разорении Рязани Батыем»

10. Появление какого стиля в архитектуре относится к истории российской культуры XVII в.?

1) ампир
2) классицизм
3) петербургский модерн
4) нарышкинское барокко

11. В какой местности был построен летний деревянный дворец для царя Алексея Михайловича, выдающийся памятник русского зодчества XVII в.?

1) в центре Москвы, в Кремле
2) в городе Новгороде
3) в селе Коломенском
4) в селе Фили

12. Какое произведение зодчества было создано в Ярославле в середине XVII в. по заказу купцов Скрипиных?

1) церковь Илии Пророка
2) храм Христа Спасителя
3) собор Василия Блаженного
4) Успенский собор

13. Какое новшество в истории культуры связано с правлением царя Алексея Михайловича?

1) появление кинематографа
2) возникновение печатной газеты
3) открытие первого государственного музея
4) открытие театра

14. Назовите выдающегося иконописца XVII в., автора произведения «Спас Нерукотворный»

1) Даниил Черный
2) Симон Ушаков
3) Андрей Рублев
4) Феофан Грек

15. В чем выражалось положительное последствие распространения русского культурного влияния на жизнь национальных окраин?

1) строительстве городов, крепостей, соборов
2) забвении национальных обычаев местным населением
3) навязывании латинского языка как языка богослужения
4) отстранении жителей национальных окраин от возможности служить на государевой службе

Вариант 2

1. Почему в XVII в. усилилось влияние европейской культуры на культуру России?

1) потому что увеличился поток переселенцев из Европы в Россию, а также возросло участие России в решении европейских вопросов
2) страны Европы стремились распространить через Россию свое влияние на страны Азии
3) европейские государи стремились сломить политику изоляции России
4) из России не было переселенцев в Европу, и Европа стремилась узнать неизвестную ей страну

2. Какая форма получения образования была самой распространенной в XVII в.?

1) образование в университетах
2) среднее школьное образование
3) домашнее образование
4) образование в гимназиях восточных стран

3. Кто был автором «Букваря» — самого известного учебника XVII в.?

1) С. Дежнев
2) В. Поярков
3) С. Ушаков
4) В. Бурцов-Протопопов

4. Как называлось первое в России высшее учебное заведение, открытое в 1687 г.?

1) Московский университет
2) Славяно-греко-латинская академия
3) Школа иезуитов
4) Славяно-католическая школа

5. О чем рассказывала изданная в 1674 г. печатная книга Синопсис?

1) о правилах и основах русского языка
2) об истории Российского государства
3) об истории Китая
4) об истории Русской православной церкви

6. О развитии какой науки говорит определение нашими предками дат переходящих церковных праздников?

1) химии
2) геометрии
3) астрономии
4) черчения

7. Выберите из списка произведение, которое написано в жанре сатирической повести

1) «Повесть об Ульянии Осорьиной»
2) «Грамматика русского языка»
3) «О Ерше Ершовиче»
4) «Моление Даниила Заточника»

8. В каком жанре написано «Житие» протопопа Аввакума?

1) автобиографическая повесть
2) сатирическая повесть
3) любовный сонет
4) сентиментальный роман

9. «Новый летописец», созданный около 1630 г., описывает события конца XVI — начала XVII в. и доказывает

1) необоснованность претензий династии Романовых на престол
2) необходимость приглашения на русский престол польского королевича Владислава
3) верховенство церковной власти над властью светской
4) законность избрания на русский престол династии Романовых

10. С развитием архитектуры какого города связано появление нового архитектурного стиля — нарышкинского барокко?

1) Ярославля
2) Москвы
3) Новгорода
4) Киева

11. Какое архитектурное сооружение было создано в 1630-е гг. для государя Михаила Федоровича?

1) Теремной дворец
2) Успенский собор Московского Кремля
3) Архангельский собор Московского Кремля
4) церковь Покрова в Филях

12. Какое новшество появилось в архитектуре Московского Кремля в XVII в.?

1) колокола
2) навес над территорией Кремля
3) башенные часы
4) площади для народных гуляний

13. С правлением какого государя связано появление в России первого придворного театра?

1) Михаила Федоровича
2) Алексея Михайловича
3) Федора Алексеевича
4) Софьи Алексеевны

14. Как называлась особая форма портрета, переходная между иконой и светским произведением, распространение которой в живописи России относится к XVII в.?

1) миниатюра
2) парсуна
3) автопортрет
4) геральдика

15. В каких формах особенно ярко проявилось взаимодействие и взаимовлияние культур народов, населяющих Россию?

1) заимствовании особенностей быта, одежды, кухни
2) распространении на территории России языков национальных окраин
3) распространении языческих верований на территории европейской части России
4) общем для всех народов России интересе к развитию католицизма и протестантизма

развивать критическое мышление, умение анализировать текст, отстаивать своё мнение и создавать развёрнутые устные выказывания.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для аргументированного ответа.

Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала.

Коммуникативные: формировать речевые действия: использовать адекватные языковые средства для выражения своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.

ЛИЧНОСТНЫЕ: развитие морального сознания и нравственных чувств личности.

ТИП УРОКА: урок открытия нового знания.

ТЕХНОЛОГИИ: информационно-коммуникационные, развития исследовательских навыков, индивидуальной и коллективной деятельности обучающихся.

ОБОРУДОВАНИЕ: Словарь литературоведческих терминов /ред.-сост. Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев. – М.: Просвещение, 1974; текст произведения.

Под сатирой следует разуметь не невинное зубоскальство весёленьких остроумцев, а гром негодования, грозу духа, оскорблённого позором общества… В. Г. Белинский

Хочешь на суде добра, подсыпай серебра. Русская пословица

I . Организационный момент. Психологический настрой (включение в учебную деятельность). II . Вступительное слово учителя о демократической литературе на рубеже ΧVІІ – ΧVІІІ вв. .

Русская литература на рубеже ΧVІІ – ΧVІІІ вв. представляла собой очень пёструю картину, характерную для переходного периода. Происходило её расслоение, стремительно развивалось демократическое направление. Появилась литература, которая писала не только о народе – сам народ, демократическая среда начинает создавать свою литературу. Её создателями были простые крестьяне, ремесленники, мелкое духовенство. Рождённая в народной среде, она отражала народные идеалы и представления о власти, суде, церкви, правде, смысле жизни. Героями произведений стали простые люди, так называемый «маленький человек», ничем не знаменитый, часто обездоленный, бедный, бесправный. Писатели пристально всматривались в особенности русского национального характера, искали причины народных бед и приходили к выводу, что система государственного устройства калечит судьбы людей. В это время возникает жанр, называемый повестью (в значении повествование, рассказ). Центральное место занимает образ человека, оказавшегося в сложной жизненной ситуации. Ему не от кого ждать помощи, поэтому он сам ищет выход из сложившихся обстоятельств.

Одним из произведений демократической литературы является «Повесть о Шемякином суде», сатирическое произведение XVII века. Давайте определим этапы работы над произведением.

III . Определение темы урока. Целеполагание. Составление плана совместных действий.

1. Проблемы авторства, источники. 2. Знакомство с идейно-художественным содержанием повести. 3. Новые герои демократической литературы. 4. Жанровые особенности произведения.

IV . Работа по теме урока.

1. Проверка индивидуального домашнего задания.

У произведения нет одного автора и нет единого текста – есть целый набор вариантов. Оно встречается как в прозаических, так и в стихотворных вариантах. Исследователи отыскивали схожие по содержанию произведения в индийской, персидской, польской литературах, никаких убедительных доказательств о связи русского памятника с конкретным произведением зарубежной литературы нет. Выявленные переклички указывают на наличие так называемых бродячих сюжетов, не более того. Как это часто бывает с памятниками фольклора, шутки, анекдоты не могут принадлежать одному народу. Они успешно кочуют из одной местности в другую, так как бытовые коллизии везде, по сути, одинаковы. Такая особенность делает особенно трудным разграничение переводных и оригинальных памятников литературы XVII века.

2. Лексический комментарий:

Убогий – крайне бедный, нищенский.

Ссужать – давать в долг.

Скудость, скудность – бедность, убожество.

Поносить – порочить, оскорблять бранью.

Бить челом – подавать просьбу.

Полати – нары для спанья, устраиваемые под потолком между печью и стеной.

Зыбка – колыбель, люлька.

Челобитная – письменная просьба.

Ответчик - лицо, которому предъявлен судебный иск.

Истец – тот, кто предъявляет иск (заявление в суд).

Приставы – должностное лицо, приставленное к какому-нибудь делу для надзора.

Посул – обещание.

Мздоимство (устар.) – взяточничество.

Аминь – 1. Заключительное слово молитв, проповедей в значении «верно, истинно». 2. Конец (устар.).

3. Историко-культурный комментарий.

Дмитрий Шемяка (1420–1453) - князь галицкий, сын князя Юрия Дмитриевича, внук князя Дмитрия Ивановича Донского. С 1436 г. возглавлял удельно-княжескую и боярскую оппозицию против политики московского великого князя. Известен тем, что попирал в гражданских делах справедливость и древние уставы и в 1446 году, предательски ослепив Великого князя Василия Тёмного, захватил великокняжеский престол.

Умер Дмитрий Юрьевич Шемяка 17 июля 1453 года в Новгороде. По некоторым сведениям – он был отравлен по приказанию Василия II Темного. Похоронен был в Юрьевом монастыре Великого Новгорода. В настоящее время его останки находятся в Софийском соборе Великого Новгорода.

В историю вошло выражение о «Шемякинском суде» как о несправедливом и продажном. Данное мнение о политике Дмитрия сложилось у потомков благодаря оценке Н. М. Карамзина. Ряд историков не согласны с подобным мнением и склонны считать Шемяку последователем идей деда и борцом за законный престол.

4. Выразительное чтение по ролям (учебник, стр.35 – 39).

V . Анализ идейно-художественного содержания. Работа в группах.

Задание для первой группы.

1. Охарактеризуйте убогого мужика.

2. Какие чувства он вызвал у вас?

3. Это комический или трагический образ?

4. Определите, на чьей стороне безымянный автор произведения. Можно ли почувствовать его позицию? Каким образом?

Задание для второй группы.

1. Охарактеризуйте богатого брата и других персонажей, невольно «пострадавших» от убогого мужика.

2. Какие чувства они вызвали у вас?

3. Почему герои повести не названы по имени?

Задание для третьей группы.

1. Дайте характеристику судьи. Какие чувства он вызвал у вас?

2. Как вы оцениваете реакцию судьи на отсутствие взятки? Чему он так радуется?

3. Почему только судья назван по имени?

4. Когда в речи употребляют меткое образное выражение «Шемякин суд»?

5. В каких известных вам литературных произведениях встречается тема суда и осуждения?

Задание для четвёртой группы.

1. Почему повесть относится к сатирическому жанру?

2.Чем эта повесть похожа на бытовую сказку и притчу и чем отличается от них?

3. Какова идея произведения?

4. Можно ли утверждать, что социально-нравственные вопросы, поставленные в повести, актуальны и в наше время?

Сатирическую «Повесть о Шемякином суде» можно определить как пародию на древнерусское судопроизводство. Она высмеивает взяточничество, корыстолюбие судей; отсутствие упорядоченной законодательной системы в госу­дарстве. История завершилась для убого крестьянина счастливо, он побеждает над миром несправедливости и произвола.

Произведение отличается быстротой действия, комизмом ситуаций, в которые попадают персонажи, а также подчеркнуто бесстрастной манерой повествования, что только усиливает сатирическое звучание древнерусского памятника. Эти особенности указывают на близость повести к волшебным и социально-бытовым народным сказкам.

Основным приёмом сатирического изображения в повести является гротеск. Он обостряет жизненные отношения в повести; показывает одновременно и комичность ситуации, и трагизм человеческих судеб. Решения суда возведены в степень абсурда: Шемяка предлагает попу отдать убогому попадью до то­го времени, пока она не приживёт нового сына; богатому земле­дельцу предлагает отдать убогому лошадь до того времени, пока у неё не отрастёт хвост.

Сатирическое произведение было весьма популярно, оно сразу же ушло в фольклор – стали рассказывать сказки о Шемякином суде. Это интересный случай, когда не устное предание получает письменную обработку, а, наоборот, – из книги получается устный, бытующий в народе без автора рассказ. Существовали и многочисленные лубочные издания «Шемякина суда». Лубочные картинки – незамысловатые, но очень красочные, сочные рисунки с текстом. Эти картинки выпускались специально для народа, в некоторых крестьянских семьях существовала традиция украшать ими свои избы.

Чтение басни В.И Майкова «Вор и подъячий».

Пойман Вор в разбое,

Имел поличное, колечко золотое,

Которое пред тем с Подьячего склевал

В ту ночь, как Вор сего воришка разбивал;

Хотя Подьячего так звать неосторожно,

Однако ж взятки их почесть разбоем можно,

Затем я назвал так.

Подьячий не дурак,

Да только что бездельник;

Он Вора обличал,

Что точно у него кольцо свое узнал,

И с тем еще других пожитков он искал.

На то в ответ сказал Подьячему мошенник:

«Когда меня за то достоит бить кнутом,

Так должно и тебя пытать, Подьячий, в том:

Когда родитель твой жил очень небогато,

Откуда ж у тебя сие взялося злато?

Разбойник я ночной,

Скажу я и без пытки,

Который всех людей безвинных обирал.

С тобою мы равны, хоть на весах нас взвесить;

И если должно нас, так обоих повесить».

( Между 1763 и 1767)

VІ. Работа с иллюстрациями (учебник, стр. 36 - 37). Задание: озаглавьте изображённые фрагменты повести (работа в парах).

VII . Обращение к эпиграфу урока.

- Часто ли вам приходится слышать о несправедливых решениях современного судопроизводства?

- Какие пословицы и поговорки о несправедливости судейских решений вы знаете?

VIII . Инструктаж домашнего задания: написать статью о произведении с опорой на словарь литературоведческих терминов и приёмы комического изображения.

Словарь литературоведческих терминов.

Анафора — одна из стилистических фигур: оборот поэтической речи, состоящий в повторении созвучий отдельных слов или одинаковых синтаксических построений в начале стихотворных строк и строф или отдельных фраз в прозаическом художественном произведении.

Антитеза (от гр. antithesis — противоположение) — одна из стилистических фигур: оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц.

По́весть — прозаический жанр неустойчивого объёма (преимущественно среднего между романом и рассказом), тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Лишенный интриги сюжет сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий.

Бытовая сказка ( или социально-бытовая) прочно связана с реальностью, здесь существует лишь один, земной мир и реалистично передаются особенности быта, а главный персонаж — обычный человек из народной среды, борющийся за справедливость и добивающийся своего с помощью смекалки, ловкости и хитрости.

Притча — старинное название назидательного рассказа о человеческой жизни в форме иносказания, аллегории. В старину так называли и те из басен, в которых действующие лица — люди.

Приёмы комического изображения: юмор, сатира, ирония, сарказм, гипербола, гротеск.

Ю мор ( англ . humour от лат . humor - влага ).

1 . Незлобивая насмешка , добродушный смех ; проникнутое таким настроением отношение к чему -нибудь. 2 . Совокупность литературных произведений , проникнутых таким отношением к действи-тельности .

Сатира (от гр. satura — разное, смесь) — художественные произведения различных родов и видов (роман, повесть, рассказ, пьеса, стихотворение), в которых гневно осуждаются и резко осмеиваются порочные явления общественной и личной жизни.

Ирония (от гр. eirneia — скрытая насмешка) — тонкая, затаённая насмешка, один из видов юмора. Вместе с тем ирония — один из художественных тропов: употребление слова в обратном, противоположном его значении, когда, например, с серьёзным видом притворно утверждают противоположное тому, что думают в действительности о каком-либо явлении или человеке.

Сарказм (гр. sarkasmos [от sarx — плоть, тело] — терзанье) — едкая, язвительная насмешка, основанная на чувстве превосходства говорящего над тем, о ком он говорит или к кому обращается.

Гипербола (от гр. hyperbol — преувеличение) — один из тропов; образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении силы, значения, размера изображаемого явления. К гиперболе прибегает писатель для усиления впечатления, для заострения образа.

Гротеск (франц. grotesque, итал. grottesco, от итал. grotta – грот) – своеобразный стиль в искусстве и литературе, которым подчёркивается искажение или смещение норм действительности и совместимость контрастов – реального и фантастического, трагического и комического, сарказма и безобидного юмора.

Трагическое — жизненное явление, вызывающее слёзы, печаль.

Комическое — жизненное явление, вызывающее смех. Комическое в жизни — это внутренне противоречивое явление, в котором обнаруживается резкое несоответствие между тем, что оно представляет собой в действительности и за что оно себя выдаёт, на что оно претендует.

Цель: познакомить с закономерностями развития в литературе XVII в.

рассмотреть и изучить основные признаки новой демократической прозы на

примере «Повести о Шемякином суде»;

показать идейно-художественное своеобразие повести как сатирического

 навыки монологической речи,

воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые

для формирования у учащихся гражданской позиции в отношении

І. Проверка домашнего задания.

1. Рассказ учителя о демократической литературе.

Одним из самых примечательных явлений литературы XVII века является появление сатиры как самостоятельного литературного жанра, что обусловлено спецификой того времени. Сатирическому обличению подвергались существенные стороны жизни феодального общества: несправедливый и продажный суд, социальное неравенство, безнравственное поведение, лицемерие и ханжество монашества и духовенства,

государственная система спаивания народа через "царев кабак". Эти произведения тесно связаны с фольклором по своей художественной специфике. Они в основном анонимны. Каковы же основные художественные завоевания демократической литературы? Прежде всего, решительный отказ от историзма,

определяющего принципа древнерусской литературы. Появляется новый герой — не историческая (князь, военачальник, священник), а бытовая личность (простой человек разных сословий). Литература постепенно

освобождается от религиозной опеки, отстаивает право на вымысел. Важным шагом на этом пути стала безымянность литературных героев.

2. Беседа по статье «Повесть о Шемякином суде»(стр.29-30) Как вы понимаете, что такое демократическая литература? (Создавалась в народ. Среде и отражала народные идеалы и представления о власти, суде, Церкви, правде, смысле жизни)

предшествующим развитием книжный язык она влила две мощные струи –речь народно-поэтическую и живое разговорное просторечие, что способствовало формированию литературного языка эпохи. Одним из произведений демократической литературы является «Повесть о Шемякином суде». Имя героя связывалось с именем галицкого князя Дмитрия Шемяки, ослепившего своего брата московского князя Василия ІІ и

прослывшего неправедным судьёй. Имя Шемякини стало нарицательным.Повесть встречается как в прозаических, так и в стихотворных вариантах. Старший из известных списков прозаического текста относится к концу XVII в. В XVIII в. прозаический текст был переложен неравносложным

силлабическим стихом; существуют также переложения произведения тоническим стихом и шестистопным ямбом.

Название повести — “Шемякин суд” — стало народной

ІІІ. Чтение повести по ролям заранее подготовленными учениками.

ІV. Беседа по вопросам.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 Расскажите, как меняются в литературе XVII века герой и принципы художественного воспроизведения действительности. Почему повесть называется бытовой (бытовой сюжет, вымысел, "бытовая личность")?

 Перескажите сюжет "Повести о Шемякином суде".

 Выделите элементы сатиры.

 Какие, по вашему мнению, народные мотивы и жанры отражены в ней? Какие сказки на эту тему вам известны?

 Что общего в русских сатирических сказках и в повести (быстрота развития действия, неправдоподобные ситуации, нагнетание преступлений "бедного" мужика, комизм положения судьи, беспристрастный тон повествования)? Найдите все эти особенности в повести и прокомментируйте их.

 Почему можно считать повесть образцом иносказательной сатиры, зеркалом отношений человеческого общества?

 Почему В.Г. Белинский назвал повести "драгоценнейшими историческими документами" и увидел в них отражение особенностей русского национального ума с его тонкой иронией и насмешливостью?

Обдумайте и объясните его суждения.

 Что же означает выражение « Шемякин суд». (Теперь оно стало крылатым)?- Продажный, коррупционный.

V. Дополнительные задания:

1. Два брата: богатый и бедный

2. Лошадь без хвоста

3. Сорвался с полатей

4. Предать себя смерти

В первой части П. рассказывается о том, как главный герой совершает три преступления (отрывает хвост у лошади, принадлежавшей его богатому брату; упав с полатей, зашибает насмерть сына попа; бросившись с моста, убивает старика, которого сын вез в баню). Три этих эпизода можно рассматривать как «простые формы», как незаконченные анекдоты, как завязку. Сами по себе они забавны, но сюжетно не завершены, не

6. Камень, завернутый в платок

7. Бедный хвалил Бога

Во второй части описано, как бедняк показывает неправедному судье Шемяке завернутый в платок камень, который судья принимает за посул —мешок с деньгами, за что и приговаривает богатому брату отдать лошадь

бедняку, пока у нее не отрастет новый хвост, попу наказывает отдать попадью до тех пор, пока бедняк не “добудет ребенка”, а сыну убитого старика предлагает также броситься с моста на убийцу. Истцы предпочитают откупиться, чтобы не исполнять решений судьи. Шемяка же, узнав, что бедняк показывал ему камень, возблагодарил Бога: “яко бы я не по нем судил, а он бы меня ушип”.Комизм этих анекдотов усилен тем, что приговоры Шемяки — как бы зеркальное отражение приключений бедняка. Богатому брату судья

приказывает ждать, когда у лошади отрастет новый хвост. Попу судья наказывает: «Атдай ему свою жену попадью до тех мест (до тех пор), покамест у пападьи твоей он добудет ребенка тебе. В то время возми у него

пападью и с ребенком». Сходное по типу решение выносится и по третьему делу. «Взыди ты на мост,

— говорит истцу Шемяка, — а убивы отца твоего станеть под мостом, и. ты с мосту вержися сам на него, такожде убий его, яко же он отца твоего». Не удивительно, что истцы предпочли откупиться: они платят бедняку за то, чтобы он не заставил их исполнить решений судьи. Читая повесть, русские люди XVII в., естественно, сравнивали суд Шемяки с реальной судебной практикой своего времени. Такое сравнение усиливало комический эффект произведения. Дело в том, что по «Уложению» (своду законов) 1649 г. возмездие также было зеркальным отражением преступления. За убийство казнили смертью, за поджог сжигали, за чеканку фальшивой монеты заливали горло расплавленным свинцом. Получалось, что

суд Шемяки — прямая пародия на древнерусское судопроизводство. Запись в тетрадях:

Повесть вводит нас в накаленную обстановку жизни России второй половины XVII в. Она обличала неправедное («по мзде») судопроизводство, но с благодушным юмором рисовала образ самого судьи — Шемяки, решавшего дела в пользу бедняка, а не в пользу богатея и попа.

VІ. . Как вы считаете, брат бедняк позитивный или негативный образ?

(ДА, позитивный . НЕТ, негативный) –работа в тетрадях записать в таблицу обосновать свою позицию по спорному вопросу при помощи ключевых слов. :

VІІ. Попробуйте определить жанровые особенности «Шемякина суда»

 «Ш. суд» определён как сатирическая повесть, но произведение близко к фольклору, напоминает бытовую сказку: герои-простолюдины, хитрость и смекалка главного героя, обернувшие дело в

его пользу. «Ш. суд» носит некоторые черты притчи: назидательность, противопоставление бедности и богатства, внешняя неэмоциональность повествования, построение фраз (анафоры), параллелизм эпизодов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: