Исключение из списка детей сирот судебная практика

Обновлено: 16.04.2024

Органы местного самоуправления часто выступают ответчиками в спорах о предоставлении жилого помещения детям-сиротам по договору найма. Судьи признают действия или бездействие чиновников незаконными и обязывают муниципалитет обеспечить сироту жильем. Как правило, это происходит из-за того, что органы МСУ неверно трактуют положения нормативных правовых актов.

Чтобы избежать судебных разбирательств, прочтите эту статью. Из первой ее части вы узнаете, в каких случаях муниципалитет обязан предоставить жилье сироте или ребенку, оставшемуся без попечения родителей. Во второй части рассмотрим частые ошибки органов местного самоуправления. Мы составили их список на основе обзора, который Президиум Верховного суда выпустил в конце прошлого года.

В каких случаях обеспечить сироту жильем — обязанность местных властей

На заметку: Права сирот на жилое помещение установлены в статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159‑ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа таких детей на жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъектов РФ (п. 8 ст. 8 Закона № 159-ФЗ). Но регионы нередко делегируют государственные полномочия по обеспечению этих граждан жильем органам МСУ.

Сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, вправе сохранять право собственности на жилое помещение или право пользования им. Если у такого ребенка жилья нет, он имеет право его получить (абз. 4 п. 1 ст. 155.3 СК). Жилые помещения в этом случае предоставляются из специализированного жилищного фонда (ст. 92 ЖК).

Муниципалитет должен выделить жилье тем, кто получил статус сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Этот статус присваивает орган опеки и попечительства. Понятия «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» определены в Законе № 159-ФЗ. Дети-сироты — это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей, — это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах и иными основаниями.

Орган МСУ должен обеспечить гражданина жильем, если он:

  • имеет статус сироты или ребенка, лишенного родительской опеки;
  • достиг возраста 18 лет;
  • не является нанимателем по договору социального найма или собственником жилого помещения либо занимает по договору социального найма или по праву собственности жилье, проживание в котором признано невозможным;
  • подал в орган опеки заявление о том, что нуждается в государственной поддержке в решении жилищной проблемы.

Тех, кто соответствует всем перечисленным критериям, местная администрация должна внести в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (абз. 1 п. 3 ст. 8 Закона № 159-ФЗ).

Обеспечивайте граждан из списка жилыми помещениями по договорам найма. Такой документ имеет ограниченный срок действия — пять лет. Договор найма можно продлить на тот же срок неограниченное количество раз, если гражданину понадобится помощь в преодолении трудной жизненной ситуации. Порядок выявления обстоятельств, которые указывают на наличие такой ситуации, устанавливает регион. При отсутствии таких обстоятельств по окончании срока договора жилье поступает в бессрочное пользование владельца (п. 6 ст. 8 Закона № 159-ФЗ).

На заметку

Когда проживание в занимаемых помещениях признают невозможным

Проживание ребенка-сироты в жилом помещении признают невозможным в следующих ситуациях.

1. Сирота живет в этом помещении вместе с лицом или лицами, лишенным (-и) родительских прав в отношении этого ребенка.

2. В данном помещении живет человек, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним невозможно.

3. Помещение признано непригодным для проживания.

4. Площадь помещения в расчете на одно лицо, проживающее в нем, менее учетной нормы.

Иные обстоятельства могут быть установлены региональным законом.

Частые ошибки, из-за которых местные администрации проигрывают суды

Теперь рассмотрим пять типичных ошибок, которые муниципалитеты допускают в работе по обеспечению сирот жильем.

Ошибка 1. Сироте пообещали предоставить жилье в порядке очереди

Квартира положена сироте по достижении возраста 18 лет, а не когда до него дойдет очередь

Предоставить жилье сироте нужно, когда ему исполнится 18 лет. Если человек находился в образовательном или медицинском учреждении, учреждении социального обслуживания, выделите жилье, когда срок пребывания сироты в этой организации закончится. Если сирота получал профессиональное образование или проходил военную службу по призыву, обеспечьте его жильем после окончания обучения или службы. Сироте, который отбывал наказание в исправительном учреждении, надо предоставить жилье после освобождения (абз. 3 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ).

Поставить сироту в очередь вместе с другими нуждающимися в жилье — ошибка. Это подтвердил Верховный суд.

ПРИМЕР 1. Сироту включили в список детей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Хотя гражданину исполнилось 18 лет, жильем его не обеспечили. Сирота обратился в суд с иском к органу власти.

Суд первой инстанции иск удовлетворил. Он пришел к выводу, что у истца есть право на обеспечение жилым помещением по договору найма, но такое право должно быть реализовано в порядке очередности. Суды апелляционной и кассационной инстанций с этим согласились. Но Верховный суд отменил их постановления и направил дело на новое рассмотрение.

Верховный суд указал, что федеральное и региональное законодательство очередность реализации права сирот на жилые помещения не предусматривает. Когда нижестоящие суды вынесли решения с формулировкой «в порядке очередности», они нарушили право истца на обеспечение жильем (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда от 08.12.2020 № 16-КГ20-25-К4).

Ошибка 2. Предоставили сироте помещение в аварийном доме

Обязанность по обеспечению жильем ребенка, оставшегося без родителей, не считается исполненной, если ему дали непригодную для проживания квартиру. Например, нельзя выделить такому гражданину квартиру в аварийном доме.

Документ: Президиум Верховного суда включил этот кейс в пункт 10 своего обзора судебной практики от 23.12.2020 (далее — Обзор)

ПРИМЕР 2. Дети-сироты получили помещения в доме, признанном аварийным. В их интересах в суд обратился прокурор. Он потребовал от органа власти предоставить сиротам другие жилые помещения, пригодные для проживания и отвечающие требованиям законодательства, санитарным и техническим нормам.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление прокурора. Их поддержал и Верховный суд. Он указал, что предоставленные сиротам жилые помещения не отвечали требованиям, предъявляемым санитарными и техническими нормами, не были пригодными для проживания. Суд возложил на орган власти обязанность предоставить этим гражданам жилье, пригодное для проживания.

Ошибка 3. Отказали сироте, который временно живет у родственников

Часто сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, временно проживают у родственников. Лишать человека права на предоставление жилья на этом основании — нарушение.

ПРИМЕР 3. Сирота проживал вместе со своей сестрой в квартире, принадлежащей ей на праве собственности. На этом основании местная администрация отказала ему в предоставлении жилого помещения. Кроме того, администрация указала на то, что у матери и отца сироты в собственности были земельные участки. Как наследник первой очереди, он имеет возможность наследовать это имущество.

Суд первой инстанции признал отказ незаконным. Сирота не владел жилым помещением по договору найма или по праву собственности, не имел иного права пользования им. Поэтому истец не утратил право на предоставление жилого помещения по договору найма.

Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и отказал истцу в удовлетворении иска. Истец вселен в квартиру его сестры в качестве члена семьи и имеет равное с ней право пользования квартирой. На истца приходится общая площадь жилого помещения, которая больше учетной нормы, установленной в городе. Суд также указал на право истца наследовать земельные участки после смерти его родителей.

Верховный суд отменил апелляционное определение и оставил в силе решение суда первой инстанции. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа признаются нуждающимися в жилом помещении, если не являются:

  • собственниками жилья;
  • нанимателями по договору социального найма;
  • членами семьи такого нанимателя.

Это правило установлено в абзаце 1 пункта 1 статьи 8 Закона № 159-ФЗ. Право на получение недвижимости как у сироты у истца осталось. То, что он наследник земельного участка, в данном случае неважно.

Ошибка 4. Неправомерно исключили сироту из списка

Исключить сироту из списка тех, кого муниципалитет должен обеспечить жильем, можно только в пяти случаях.

1. Сироте предоставили жилое помещение в собственность или по договору социального найма.

2. Гражданин утратил основания для предоставления благоустроенного жилого помещения.

3. Гражданина включили в список в другом регионе или муниципалитете в связи со сменой места жительства.

4. Сирота больше не является гражданином России.

5. Сирота умер или был объявлен умершим.

Если сирота обеспечен жильем площадью менее учетной нормы, то его нельзя исключить из списка на получение квартиры из специализированного жилищного фонда.

Документ: Ситуацию, в которой судьи обязали включить сироту в список, Верховный суд описал в пункте 4 Обзора

ПРИМЕР4. Гражданина включили в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению помещениями специализированного жилищного фонда. На тот момент у него в собственности была 1/4 доля в жилом помещении общей площадью 29,9 кв. м. Таким образом, сирота был обеспечен жилым помещением площадью менее учетной нормы. Местная администрация и собственники квартиры заключили договор мены в рамках переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. Собственники получили взамен своего старого жилья другую квартиру, общей площадью 34,2 кв. м. В результате сирота получил в общую долевую собственность 1/4 долю этой квартиры. На этом основании чиновники исключили его из списка. Сирота обратился в суд.

Суд удовлетворил иск и обязал орган власти включить сироту в список. Проживание сироты в жилом помещении признается невозможным, если общая площадь этого помещения в расчете на одного жильца меньше учетной нормы. Это правило действует и в случае, если сирота — собственник доли в помещении (подп. 3 п. 4 ст. 8 Закона № 159-ФЗ). Общая площадь предоставленной по договору мены квартиры в расчете на каждого из проживающих в ней собственников по-прежнему меньше учетной нормы. Поэтому истец не утратил право на обеспечение его жилым помещением.

Ошибка 5. После смерти сироты отказали его семье в праве заключить договор социального найма

Жилье сироте выделяют временно по договору найма. Этот человек вправе жить в предоставленном помещении вместе с семьей. В случае смерти сироты члены его семьи вправе требовать, чтобы муниципалитет заключил с ними договор социального найма.

ПРИМЕР 5. Администрация района предоставила женщине как ребенку-сироте квартиру по договору найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет. В договор были включены не только сама женщина, но и ее супруг, а также двое их несовершеннолетних детей. Через год женщина умерла. Вдовец обратился в местную администрацию. Он попросил заключить с ним и его несовершеннолетними детьми договор социального найма занимаемого жилого помещения. Но администрация такой договор не заключила. Вдовец обратился с иском в суд.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований. Но суд апелляционной инстанции поддержал вдовца.

Сирота со своей семьей проживала в предоставленной квартире, несла расходы по оплате ЖКУ. Включив детей и супруга в договор найма, она при жизни определила квартиру в качестве их постоянного места жительства и признавала за ними право пользования квартирой.

После смерти сироты члены ее семьи сохранили право пользования жилым помещением специализированного жилищного фонда. А после истечения срока договора они приобрели право на заключение договора социального найма в отношении такого помещения (ч. 3, 4 ст. 109.1 ЖК).

Подборка наиболее важных документов по запросу Исключение детей-сирот из списка на жилье (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Исключение детей-сирот из списка на жилье

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 52 "Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" ЖК РФ "На основании анализа положений части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 1, пунктов 1 - 3 статьи 8 Закона Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", части 2 статьи 2 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 апреля 2019 года N 397, которыми регулируются условия и порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, дополнительных гарантий прав на жилое помещение суд апелляционный инстанции пришел к выводу о том, что дети-сироты и лица из их числа независимо от достижения возраста 23 лет, не реализовавшие свое право на обеспечение жилыми помещениями во внеочередном порядке по договорам социального найма до 1 января 2013 года, должны обеспечиваться жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения после 1 января 2013 г. в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом N 159-ФЗ в редакции Федерального закона N 15-ФЗ, с учетом нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих порядок обеспечения жилыми помещениями лиц указанной категории."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Исключение детей-сирот из списка на жилье

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Квартиры мамам-сиротам с детьми
(Аскеров А.)
("Жилищное право", 2021, N 1) Часто бывает, что сироты создают между собой семью, у них рождается ребенок, они начинают вести совместный быт. В таком случае часты попытки дать таким сиротам одно жилье на двоих. Это также является незаконным. В п. 3.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" содержится исчерпывающий перечень оснований для исключения детей-сирот из списка нуждающихся в жилье. И факт совместного проживания двух сирот не лишает права каждого из них на получение квартиры.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Как наше государство сирот с жильем обманывает
(Чакински А.)
("Жилищное право", 2019, N 7) Более изощренный способ - если бывшие сироты создали семью, то выдать им только одно жилье на двоих. Он также незаконен. В п. 3.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон о дополнительных гарантиях) содержится исчерпывающий перечень оснований для исключения детей-сирот из списка нуждающихся в жилье. И вступление их друг с другом в законный брак в него не входит!

Нормативные акты: Исключение детей-сирот из списка на жилье

"Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020) 4. Дети-сироты и лица из числа детей-сирот, обеспеченные жилым помещением менее учетной нормы площади жилого помещения, не могут быть исключены из списка детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Постановление Правительства РФ от 16.08.2021 N 1342
(ред. от 26.05.2022)
"О Единой государственной информационной системе социального обеспечения"
(вместе с "Положением о Единой государственной информационной системе социального обеспечения") 36. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации размещают в Единой информационной системе сведения, предусмотренные разделом 11 состава информации, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении (об отказе во включении) в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Правилами формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. N 397 "О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства".

Подборка наиболее важных документов по запросу Исключение из списка детей-сирот (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Исключение из списка детей-сирот

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Анализ судов по теме сирот и жилья
(Бойкова Т.)
("Жилищное право", 2021, N 11) Суть спора такова, что гражданин, отвечающий всем вышеуказанным требованиям, сменил место жительства (причины могут быть разнообразными). Перед тем как сменить место жительства, он подал заявление об исключении его из списка детей-сирот, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями в текущем субъекте РФ и подал аналогичное заявление в регионе, в который переехал, однако получил отказ. Не согласившись с отказом, гражданин обратился в суд. Ранее мы указали, что по данному вопросу у судов нет единой точки зрения, основанной на законе, в связи с чем истец был вынужден довести рассмотрение дела до Верховного Суда РФ, который и высказал финальное мнение. Обобщив точки зрения, изложенные в судебных актах всех инстанций, можно сделать вывод о том, что: хотя социальная гарантия по предоставлению жилого помещения относится к компетенции субъекта РФ, все же изначально она установлена федеральным законом, в связи с чем нельзя лишить гражданина льготы по предоставлению жилья по причине смены проживания региона РФ. Суд апелляционной инстанции ошибочно посчитал, что жилое помещение детям-сиротам должно быть предоставлено в том субъекте РФ, в котором на момент исполнения 18 лет проживал ребенок. Верховный Суд РФ с таким мнением не согласился и вынес окончательное решение в пользу истца, указав, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания) (Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ N 4-КГ20-25-К1 от 11.08.2020).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Жилье детям-сиротам - актуальные споры
(Шакирова Э.)
("Жилищное право", 2022, N 2) Так, дети-сироты и лица из числа детей-сирот, обеспеченные жилым помещением менее учетной нормы площади жилого помещения, не могут быть исключены из списка детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (см. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 02.03.2021 N 41-КГ21-1).

Нормативные акты: Исключение из списка детей-сирот

Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ
(ред. от 17.02.2021)
"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" 3.1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае:

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Юрьева И.М.,

судей Горохова Б.А., Рыженкова А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Худякова Р.Н. к Управлению по жилищным вопросам администрации муниципального образования г. Краснодар о восстановлении срока для постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по льготному списку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по льготному списку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по кассационной жалобе представителя администрации муниципального образования г. Краснодар Малова А.А. на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 2 августа 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 22 ноября 2016 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

Худяков Р.Н. обратился в суд к Управлению по жилищным вопросам администрации муниципального образования г. Краснодар с заявлением о восстановлении срока для постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по льготному списку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по льготному списку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и возложении на администрацию муниципального образования г. Краснодар обязанности поставить его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма не ниже установленных норм.

В обоснование своих требований Худяков Р.Н. указал на то, что родился <. >года и является сиротой. Решением исполкома Ульбинского районного Совета народных депутатов от 19 мая 1988 года N 299 Худяков Р.Н. определен в дом ребенка г. Усть-Каменогорска Восточно-Казахстанской области. 20 июня 1996 года переведен в Государственное учреждение "Неполная средняя школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им. Ю.А. Гагарина". С 31 августа 2004 года по 20 июня 2007 года истец находился в Государственном учреждении "Восточно-Казахстанский областной специальный Дом подростков". 28 августа 2004 года направлен на дальнейшее обучение в г. Усть-Каменогорск Восточно-Казахстанской области в профессиональный государственный лицей N <. >.

В настоящее время Худяков Р.Н является студентом <. >курса <. >(г. Краснодар) по программе обучения "<. >" заочной формы обучения. Согласно информации из ГУП КК "Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ" по г. Краснодару по состоянию на 12 мая 2016 года, собственником какого-либо недвижимого имущества Худяков Р.Н. не является.

В 2016 года истец обратился в Управление по жилищным вопросам администрации муниципального образования г. Краснодар с заявлением о постановке его на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставил все необходимые учетные документы. Письмом от 16 мая 2016 года N 22-1370ж Худякову Р.Н. было отказано в принятии его на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по причине истечения двух лет после достижения им возраста 23 лет.

Худяков Р.Н считает данный отказ незаконным, указывая на то, что прибыл из Республики Казахстан в Краснодарский край в 2009 году, однако, ни в Государственном учреждении "Восточно-Казахстанский областной специальный Дом подростков", ни в органах опеки и попечительства по Краснодарскому краю истцу не разъяснялось о его правах на обеспечение жилой площадью в предусмотренном законом порядке, чем было нарушено его право на получение гарантированной социальной поддержки государства.

Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 2 августа 2016 года заявленные Худяковым Р.Н. требования удовлетворены. Признан недействительным отказ администрации муниципального образования город Краснодар от 16 мая 2016 года N 22-1370ж в принятии на учет гражданина Худякова Р.Н. в качестве нуждающегося в жилом помещении. Худякову Р.Н. восстановлен срок для постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по льготному списку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На администрацию муниципального образования город Краснодар возложена обязанность поставить Худякова Р.Н. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по льготному списку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 22 ноября 2016 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе представителем администрации муниципального образования г. Краснодар Маловым А.А. ставится вопрос о ее передаче с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, отмене состоявшихся судебных постановлений, как принятых с существенным нарушением норм материального права.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А. от 8 июня 2017 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации с вынесением определения о приостановлении исполнения решения Первомайского районного суда г. Краснодара от 2 августа 2016 года до окончания производства в суде кассационной инстанции.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А. от 24 августа 2017 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что имеются основания, предусмотренные законом для удовлетворения кассационной жалобы и отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление нарушенных прав заявителя.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Худяков Р.Н. родился <. >года в г. Усть-Каменогорске Республики Казахстан, его мать Худякова О.Б., не состоящая в браке, 14 апреля 1988 года отказалась от ребенка, отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери (л.д. 8 - 11).

Решением исполкома Ульбинского районного Совета народных депутатов от 19 мая 1988 года N 299 Худяков Р.Н. определен в Дом ребенка г. Усть-Каменогорска Восточно-Казахстанской области.

20 июня 1996 года истец был переведен в Государственное учреждение "Неполная средняя школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им. Ю.А. Гагарина" г. Риддера Восточно-Казахстанской области.

С 31 августа 2004 года по 20 июня 2007 года истец находился в Государственном учреждении "Восточно-Казахстанский областной специальный Дом подростков" (л.д. 13 - 14).

В 2009 году Худяков Р.Н. выбыл из Республики Казахстан на постоянное местожительство в г. Краснодар Российской Федерации (л.д. 16).

С 1 сентября 2013 года по настоящее время Худяков Р.Н. является студентом <. >курса <. >по программе обучения "<. >" заочной формы обучения, что подтверждается справкой от 21 мая 2016 года N 393 (л.д. 17).

Согласно информации из ГУП КК "Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ" по г. Краснодару по состоянию на 12 мая 2016 г., собственником какого-либо недвижимого имущества истец не является, сведения об участии в приватизации отсутствуют (л.д. 18).

В 2016 году Худяков Р.Н. обратился в Управление по жилищным вопросам администрации муниципального образования г. Краснодар с заявлением, в котором просил предоставить письменный отказ о включении в список нуждающихся в жилом помещении по категории дети-сироты, достигшие возраста 23 лет, для дальнейшего обращения в суд с исковым заявлением о признании за ним права на обеспечение жилым помещением.

Письмом о результатах рассмотрения обращений граждан от 16 мая 2016 года N 22-1370ж истцу разъяснено, что поскольку до достижения возраста 23 лет он в уполномоченный орган местного самоуправления по вопросу включения в список нуждающихся в жилом помещении не обращался, то, при наличии к тому оснований, он вправе в установленном порядке обратиться в Управление по жилищным вопросам администрации муниципального образования город Краснодар с заявлением о включении в список и необходимыми документами, представив при этом вступившее в законную силу решение суда о признании за ним права на обеспечение жилым помещением.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, указав на то, что Худяков Р.Н. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не мог реализовать свое право на обеспечение жильем, поскольку со стороны ответчика не было предпринято необходимых действий по охране и защите его жилищных прав.

С данными выводами суда согласился суд апелляционной инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает выводы судов основанными на неправильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, а кроме того при разрешении спора не были приняты во внимание имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства, что привело к вынесению незаконного решения.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с частью 2 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке".

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Из материалов дела видно, что Худяков Р.Н. родился и воспитывался в государственных учреждениях Республики Казахстан, в 2009 году выбыл из Республики Казахстан на постоянное местожительство в г. Краснодар Российской Федерации, однако в установленном порядке с заявлением о включении в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения по льготной категории детей-сирот в уполномоченный орган администрации муниципального образования г. Краснодар не обращался.

Кроме того, Худяков Р.Н. приобрел гражданство Российской Федерации лишь в марте 2016 года в возрасте <. >лет, доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших получению истцом гражданства Российской Федерации до достижения 23-летнего возраста, а также его обращению в компетентный орган по вопросу постановки на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, в период с 18 до 23 лет, материалы дела не содержат.

Удовлетворяя заявленные Худяковым Р.Н. требования, суд вышеприведенные обстоятельства применительно к настоящему делу не учел, не определил их в качестве юридически значимых для правильного разрешения спора, они не вошли в предмет доказывания по делу и, соответственно, не получили правовой оценки суда, что является следствием неправильного толкования и применения судом положений действующего законодательства к отношениям сторон.

Указанные обстоятельства были оставлены без внимания и судом апелляционной инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 2 августа 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 22 ноября 2016 года подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 2 августа 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 22 ноября 2016 года отменить.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исаевой П.Г. к администрации городского округа "Город Избербаш" о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда

по кассационной жалобе представителя Исаевой П.Г. - Гаджиева Г.О. на решение Избербашского городского суда Республики Дагестан от 22 марта 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 22 июня 2016 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Юрьева И.М., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

Решением Избербашского городского суда Республики Дагестан от 22 марта 2016 г. в удовлетворении исковых требований отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 22 июня 2016 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе представитель Исаевой П.Г. - Гаджиев Г.О. ставит вопрос об отмене судебных постановлений и о принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 25 января 2017 г. отказано в передаче кассационной жалобы представителя Исаевой П.Г. - Гаджиева Г.О. для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации по материалам истребованного дела.

Определением заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации Нечаева В.И. от 20 июня 2017 г. определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 25 января 2017 г. отменено, кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что имеются основания для отмены обжалуемых судебных постановлений.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие нарушения были допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Исаева П.Г. родилась <. >г. в городе <. >Дагестанской АССР (л.д. 5).

С 1995 по 2005 год истец обучалась и воспитывалась в государственном учреждении "Детский дом N <. >г. <. >Республики Дагестан" (л.д. 6).

С 29 января 2008 г. Исаева П.Г. имеет регистрацию по месту жительства в Избербашском детском доме N <. >по ул. <. >.

Как следует из справки МУ "Жилищно-правовой отдел по учету и распределению жилья" администрации городского округа "Город Избербаш" от 10 июля 2012 г., Исаева П.Г. состоит на учете для улучшения жилищных условий в списках по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в администрации городского округа "Город Избербаш" с 19 февраля 2008 г. под N 112 (л.д. 13).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска Исаевой П.Г., суд первой инстанции исходил из того, что, поскольку администрация городского округа "Город Избербаш", поставив Исаеву П.Г. на учет и включив в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях обеспечения ее жильем, не отказывает в предоставлении ей жилья, спор между субъектами правоотношений отсутствует.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что судами первой и апелляционной инстанций допущено существенное нарушение норм материального права, выразившееся в следующем.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абзац 1).

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

Аналогичные положения содержатся и в статье 8 Закона Республики Дагестан от 29 декабря 2004 г. N 58 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Как установлено судом, Исаева П.Г. состоит на учете для улучшения жилищных условий в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигла возраста 18 лет и закончила свое пребывание в государственном учреждении "Детский дом N <. >г. <. >Республики Дагестан" и, таким образом, у нее в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" возникло право на обеспечение жилым помещением, однако в нарушение закона жилое помещение ей до настоящего времени не предоставлено.

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Это судебными инстанциями учтено не было и повлекло за собой принятие незаконных судебных постановлений.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Исаевой П.Г., в связи с чем решение Избербашского городского суда Республики Дагестан от 22 марта 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 22 июня 2016 г. нельзя признать законными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: