Что значит юрисдикция суда

Обновлено: 20.04.2024

Соотношение юрисдикции и подсудности в римском праве

Проблема соотношения таких распространенных в современной юридической науке категорий, как «юрисдикция» и «подсудность» зародилась еще во времена существования Римского государства, в связи с возникновением специального органа, призванного обеспечивать квалифицированное разрешение возникавших споров, т. е. суда.

Кроме того, в обозначенный период было положено начало формированию основных признаков юрисдикционной деятельности в сфере гражданского судопроизводства, в числе основных из которых выступали:

  1. Личное участие истца и ответчика в процессе судебного разбирательства. При этом по мере развития юрисдикционной деятельности в процесс стали допускаться представители спорящих сторон из числа профессиональных юристов;
  2. Явка ответчика в суд должна был обеспечиваться истцом, поскольку предполагалось, что представители власти не были вправе оказывать принудительное воздействие на ответчика, в то время как истец, напротив, обладал правом задержать ответчика и силой доставить его в суд;
  3. Стадийность юрисдикционной деятельности. Так, предусматривалось, что на первой стадии судопроизводства разбирательство дела производилось перед консулом, а затем перед претором, для целей подготовки к вынесению будущего решения. При этом, в том числе если ответчик признавал претензии истца (или если магистрат находил требования истца необоснованными), то производство по делу прекращалось вынесением окончательного решения. Второй стадией в гражданском процессе признавалась проверка всех обстоятельств дела и вынесение судебного решения
  4. Строгий формализм судебной деятельности, а также запрет на повторное предъявление однажды поданного иска тем же истцом к тому же ответчику.

При этом применительно к непосредственному соотношению рассматриваемых категорий отмечалось, что под юрисдикцией следует понимать право государства и суда магистратов организовывать для разрешения каждого отдельного спора судебное разбирательство, в то время как подсудность более обоснованно определять как правила отнесения различных категорий юридических споров к компетенции тех или иных юрисдикционных органов.

Современное соотношение понятий «юрисдикция» и «подсудность»

В настоящее время, на уровне национального законодательства дискуссия о соотношении понятий «юрисдикция» и «подсудность» не стоит особенно остро. Во многом этом обусловлено тем, что термин «юрисдикция» полностью изъят из содержания действующих нормативно-правовых актов, а применительно к характеристике подсудности в процессуальном законодательстве приводятся исчерпывающие признаки.

Однако обозначенная проблема сохраняется на уровне международного права, и в особенности, в части разграничения компетенции по рассмотрению гражданских дел с участием иностранных лиц между судебными и иными органами различных стран.

Готовые работы на аналогичную тему

В этом отношении отмечается, что наиболее удачным термином для проведения обозначенного соотношения, как раз выступает понятие «международная процессуальная юрисдикция», которая, по содержанию, является комплексным институтом, внутреннее деление которого состоит из таких элементов как: международная судебная юрисдикция, административная юрисдикция, и арбитражная юрисдикция.

В свою очередь, международная подсудность определяется как компетенция судебного аппарата конкретного государства по разрешению гражданских дел, осложненных иностранным элементом.

При этом следует обратить внимание на то, что не все исследователи разделяют обозначенную точку зрения о целесообразности разграничения международной юрисдикции и международной подсудности по признаку отнесения гражданских дел к компетенции тех или иных национальных органов государственной власти, и обращают внимание на то, что рассматриваемые категории являются тождественными по своему содержанию и в равной степени могут использоваться как в международном праве, так и в юридической доктрине.

Более того, в рамках обозначенного подхода об отождествлении подсудности и юрисдикции, исследователями предлагаются разнообразные классификации видов соответствующих начал, характеристика которых будет приведена ниже.

Классификация видов международной подсудности (юрисдикции)

Как было отмечено выше, одной из наиболее распространенных в современной доктрине точек зрения о соотношении юрисдикции и подсудности в международном праве, выступает тезис об отождествлении соответствующих категорий. При этом в рамках обозначенного подхода предлагаются следующие виды соответствующей международной подсудности:

  • Исключительная юрисдикция (подсудность) означает, что спор подсуден только судам определенного государства, при императивном исключении возможности его рассмотрения из подсудности судов любой другой страны;
  • Альтернативная юрисдикция (подсудность), предполагает право выбора между судами нескольких государств, в тех случаях, когда соответствующие органы в равной степени наделены компетенцией по рассмотрению соответствующего спора;
  • Договорная юрисдикция (подсудность), в рамках которой решение вопросов об отнесении того или иного спора к компетенции конкретного государства разрешается на основании соглашения сторон в пользу суда любого государства. Иными словами, обозначенный тип юрисдикции предполагает ситуацию, при которой по соглашению сторон конкретный спор может быть отнесен к юрисдикции иностранного государства, даже в тех случаях, когда оно в соответствии с требованиями действующего законодательства подсудно местным судам, а равно, наоборот, когда дело отнесенное национальным законодательством к сфере компетенции иностранного суда, по соглашению сторон может быть отнесено к юрисдикции местного органа.

Так, чаще всего, договорный тип юрисдикции (подсудности) устанавливается применительно к рассмотрению споров по внешнеторговым сделкам.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата написания статьи: 10.09.2018

Виктория Вячеславовна Быстрова

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Рассмотрение дела в суде — это четко регламентированная законом процедура, поэтому практически все судебные заседания проходят по схожему сценарию. Однако, если вы оказываетесь в суде впервые, многое из того, что происходит в зале судебных заседаний, может вызвать удивление или непонимание. Из нашего материала вы узнаете, как проходит суд и из каких этапов состоит рассмотрение дела.

При этом, если вы не имеете юридического образования и опыта участия в судебных разбирательствах, мы рекомендуем обязательно обращаться за помощью к юристу. Рассмотрение дела в суде — очень ответственный процесс. Поэтому любая — даже на первый взгляд, незначительная — ошибка может привести к крайне негативным последствиям (особенно в делах, которые касаются имущества).

Из чего состоят судебные разбирательства?

В первую очередь разберемся, как проходит рассмотрение дел. Чаще всего обычным людям приходится сталкиваться с делами, которые рассматривают по правилам гражданского судопроизводства. Так, например, если вы судитесь с магазином, работодателем, управляющей компанией, соседями, автосервисом и т.д. – все это гражданские дела.

Разбирательство дела происходит в устной форме, причем обязательной составляющей работы суда является непосредственное исследование доказательств. Именно для этого заслушивают показания свидетелей, заключения экспертов и объяснения третьих лиц. Также в процессе разбирательств могут проводить осмотр вещественных доказательств, просматривать видеозаписи и изучать различные письменные доказательства.

Судебные разбирательства принято делить на следующие части:

  • подготовительную;
  • рассмотрение по существу;
  • прения;
  • постановление решения и его оглашение.

Нужно обратить внимание, что очень редко все эти этапы выполняются в одном заседании суда. Как правило, рассмотрение обычного дела занимает до 3–4 заседаний. Если же возникли какие-либо непредвиденные обстоятельства или дело является очень сложным, разбирательства могут растянуться на довольно длительное время.

Что представляет собой подготовительная часть заседания?

Подготовительная часть необходима для того, чтобы суд мог выяснить, существует ли возможность рассматривать дело в данном заседании. С этой целью выясняют, является ли приемлемым состав суда, возможно ли разбирать дело с учетом тех лиц, которые пришли на заседания, и допустимо ли начинать рассмотрение при имеющихся доказательствах. Начало этого этапа — открытие заседания.

После того как заседание открыто, секретарь должен сообщить о том, кто из вызванных лиц явился в суд. Кроме того, устанавливают личности присутствующих, а также происходит разъяснение прав и обязанностей. Также в этой части решают, какие последствия будет иметь неявка кого-либо из лиц, которые были вызваны на заседание. Если сторона не пришла в суд по уважительной причине, заседание может быть отложено. Если же причины неуважительные, суд проходит без отсутствующих лиц.

Как происходит рассмотрение дела по существу?

После того как все организационные вопросы решены, судья приступает к докладу о существе требований, обстоятельствах и имеющихся возражениях. Далее обязательно выясняют, поддерживает ли истец (т.е. тот, кто подал иск) свои требования и признает ли их ответчик по делу. Также на этом этапе судья должен уточнить, не возникло ли у сторон желание закончить дело мировым соглашением. Если мириться стороны не хотят, то начинаются выступления сторон. Заседание проходит таким образом, что сначала слово предоставляется истцу, а затем ответчику.

После выступления истца и ответчика слово может быть предоставлено другим сторонам (например, свидетелям). На этом же этапе анализируют доказательства и заслушивают результаты экспертизы. Если суд проходит с участием прокурора или другого должностного лица, представляющего госорган, ему также должно быть предоставлено слово.

Важно! Лица, которые участвуют в деле, могут задавать вопросы выступающим для уточнения обстоятельств. Также задавать уточняющие вопросы выступающим может судья (причем судья может сделать это в любой момент выступления).

Что такое судебные прения?

Завершение рассмотрение дела по существу означает переход к судебным прениям. Как проходит эта часть разбирательств? Сами прения — это поочередные выступления участников дела, по результатам которых делают выводы по представленным доказательствам. То есть судебные прения позволяют подвести итог и, соответственно, выяснить, какие факты можно считать установленными. Последовательность выступлений на этом этапе:

  1. Истец и его представитель.
  2. Ответчик и его представитель.
  3. Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования.

Если заседание проходит с участием прокурора, то в прениях он должен выступать первым. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, выступают или после истца, или после ответчика (порядок выступления определяется тем, на чьей стороне они находятся). Нужно отметить, что в своих выступлениях нельзя ссылаться на доказательства, не исследованные в деле, которое проходит в суде. Но, конечно, иногда бывает так, что в прениях становится очевидной необходимость исследовать новые доказательства. В такой ситуации должно снова проходить разбирательство по существу.

Важно! Каждый из тех, кто участвует в прениях, может выступить повторно (если ему есть что сказать по поводу услышанного от других лиц). При этом право последней реплики предоставлено ответчику.

Как принимается решение?

Главным итогом разбирательств является принятие решения. Этот этап — заключительный, и наступает он сразу после того, как проходят прения. Для того чтобы принять решение, суд объявляет перерыв (иногда он занимает несколько дней). Нужно отметить, что в принятии решения могут участвовать только те судьи, которые принимали участие в рассмотрении дела.

Если при принятии решения судья поймет, что есть необходимость в выяснении новых обстоятельств, разбирательства в суде возобновятся. Если же потребности в этом нет, то после того как решение будет принято, судья (или судьи) возвращается в зал, в котором проходит суд, и объявляет решение. Это делается публично. Исключение составляют те случаи, когда заседания проходят в закрытом режиме (так, например, публично не объявляются результаты по делам об усыновлении).

Как правило, после того как решение принято, присутствующим объявляют только резолютивную часть. В ней содержится информация о том, удовлетворены ли требования лица, или же ему отказано в удовлетворении иска. При этом суд вправе удовлетворять требования и полностью, и частично. Для того чтобы подготовить полный текст решения, у суда будет 5 дней.

Как вести себя в суде?

Представление о том, как проходят заседания, будет неполным, если не разобраться, как вести себя в судебном органе. После того как вы пришли в суд, следует подойти к секретарю судьи и зафиксировать свое прибытие. После того как вас пригласили в зал, нужно передать паспорт секретарю (он проверит личные данные). Затем остается ждать, когда вам дадут слово. Свидетели на время рассмотрения дела (до дачи ими показаний) удаляются.

Есть и элементарные правила поведения в суде. Так, к судье не принято обращаться по имени-отчеству или же используя фразу «Ваша честь». Лучше всего для обращения подходит формулировка «Уважаемый суд». В тот момент, когда судья заходит в зал, следует вставать. Также присутствующие встают при заслушивании решения (т.е. на заключительном этапе разбирательств). Нередко заседания проходят долго, а их начало задерживается, поэтому перед посещением судебного органа это нужно учитывать.

Итак, теперь вы знаете, как проходит суд. Но это, конечно, только общий порядок проведения заседаний, так как на практике каждое из них уникально. Если вам предстоит принять участие в суде, нужно не только разобраться в том, как он проходит, но и тщательно к нему подготовиться.

Именно поэтому следует обязательно обращаться к специалисту для получения профессиональной юридической поддержки. Юрист разработает правильный порядок действий в зависимости от вашего статуса в деле, подготовит нужные документы и обеспечит защиту прав и интересов в ходе разбирательств.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Юрисдикция суда (подсудность) является гражданско-правовым институтом, нормы которого регулируют разграничение компетенции между определенными судами в судебной системе.

Институт подсудности отражается в разграничении комплекса компетенции между судами внутри самостоятельной ветви системы судов. Таким образом, правила подсудности определили компетенцию определенных судов общей юрисдикции по рассмотрению и урегулированию гражданских дел по первой инстанции.

Осуществляя прием искового заявления, определяя, что гражданское дело является подведомственным судам общей юрисдикции, судья должен определить, какому из судов системы оно будет подсудно.

Виды юрисдикции суда

Виды юрисдикции суда (подсудности):

  1. Предметная (родовая) подсудность;
  2. Подсудность по связи дел;
  3. Территориальная подсудность.

Предметная (родовая) подсудность определила компетенцию судов разнообразных звеньев судебной системы в образе судов первой инстанции. Все подведомственные судам общей юрисдикции гражданские дела распределяются между судами разнообразных уровней судебной системы РФ. Одни гражданские дела относятся законодательством к ведению мировых судей, иные – районных, городских и т. п. Критерием для отнесения определенных гражданских дел к ведению судов какого-либо уровня являются род (характер) дела, субъектный состав и предмет спора.

Территориальная подсудность определила пространственную компетенцию судов одного уровня судебной системы. После того как разъяснено, суду какого уровня судебной системы является подсудным определенное гражданское дело, важно определить, какому из судов одного рода по территории оно подсудно, то есть определить пространственную компетенцию судов одного уровня, либо территориальную подсудность определенного дела.

Готовые работы на аналогичную тему

Территориальная подсудность подразделяется на:

  • альтернативную, либо подсудность по выбору истца – предусматривается для множества категорий гражданских дел, решение которых законодательством относится к компетенции двух или более судов на одном уровне. Право выбора меж несколькими судами, которым подсудно определенное дело, закон предоставил истцу;
  • исключительную, ее сущность заключена в том, что для некоторых категорий дел закон точно определил, какой суд разрешать их компетентен;
  • договорную – по соглашению между собой стороны могут изменять территориальную подсудность для определенного дела. Недопустимым является изменение подсудности суда на уровне субъекта РФ, Верховного Суда РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Верховный суд РФ подробнее , а также правил исключительной подсудности.

Соглашение сторон по изменению территориальной подсудности для определенного дела представляется возможным до принятия его к производству судом. Соглашение сторон о подсудности должно выражаться в письменной форме. Это может быть самостоятельным документом, в котором выражается воля сторон по поводу выбора суда для решения их гражданского дела. Соглашение по подсудности может также включаться в качестве отдельного пункта в материально-правовой контракт (договор), который заключен меж сторонами. Подсудность по связи дел – используется в случае, когда в одно производство для совместного рассмотрения и решения соединяются несколько самостоятельных требований.

Разграничение судебной юрисдикции

В науке гражданского процессуального права выделены следующие критерии по разграничению судебной юрисдикции:

  • субъектный - субъектный состав правовых отношений;
  • предметный - характер спорных материальных правовых отношений;
  • прямое указание в законе - указание в законодательстве на разновидность судопроизводства, в котором рассмотрению подлежит определенная категория дел.

Притом первых два критерия (предметный и субъективный) считаются общими и традиционно применяются в совокупности, а последний - специальным, потому как при его наличии общие не используется. Это соответствует общепринятому в правовой теории правилу, в соответствии с которым при конкуренции специальной и общей нормы действует первая.

Главная сложность использования критериев разграничения судебной юрисдикции заключена в том, что практически все нормы, закрепляющие положения по юрисдикции суда, включают оговорку типа "если другое не предусматривается законом". Так, в ГПК РФ такое предостережение продемонстрировано следующим образом: (а) "суды рассматривают в порядке гражданского судопроизводства дела относительно иных правоотношений, помимо случаев, когда рассмотрение таких дел производится по правилам иного судопроизводства" и (б) "законом может предусматриваться рассмотрение и иных дел по правилам гражданского судопроизводства".

Следствием изложенных законодательных формулировок является то, что нормативно юрисдикция одного суда не может являться определенной абсолютно, а обладает относительно определенным характером. Это значит, что юрисдикция по отношению к делам одной разновидности судопроизводства определяется всегда относительно к делам иных разновидностей судопроизводства. К примеру, для определения гражданской юрисдикции необходимо сформировать представление о юрисдикции административных судов. Данный подход несет определенные сложности как в ход познания, так и использования соответственного правового института, ведь понять юрисдикцию одного типа судов является невозможным без знания юрисдикции иных. А в связи с этим существует объективная потребность анализа юрисдикции каждого из них.

Следовательно, в объективном смысле, как общность норм, судебная юрисдикция является правовым институтом, призванным разграничивать компетенцию разнообразных звеньев судебной системы и различные виды судопроизводства (уголовное, гражданское, административно-деликтное, административное) между собой. Данную задачу принято решать при помощи критериев разграничения судебной юрисдикции. Критерии по разграничению судебной юрисдикции являются предусмотренными законом условиями, при которых конкретное дело подлежит рассмотрению по правилам какой-либо разновидности судопроизводства.

Юрисдикция является установлением пределов полномочий какого-либо органа судебной власти или же любого иного органа государственной или муниципальной должности. Также юрисдикция представляет собой полномочия принятия решений по делам по правонарушениям или нарушениям каких-либо споров, признанию каких-то действий незаконными, установлению санкций, наложению санкций.

Суд общей юрисдикции

Судом общей юрисдикции законодательным образом является государственный орган судебной власти, занимающийся разрешением спорных, конфликтных ситуаций в границах собственных полномочий.

Например, районный суд. Он обладает правом рассмотрения практически всех уголовных дел.

Также они рассматривают жалобы на незаконные действия при задержании, аресте и т. д. Помимо уголовных дел и рассмотрения жалоб, районный суд занимается рассмотрением гражданских дел (трудовые, семейные и иные).

Подобная юрисдикция целиком занята регулированием процесса деятельности органов судебной системы и граждан при рассмотрении дел разнообразных административных нарушений и правонарушений. Сюда же относится и регулирование процесса использования разнообразных штрафов и санкций при совершении административных правонарушений.

Общая юрисдикция компаний и оффшорная юрисдикция

В мировой практике под юрисдикцией понимаются разнообразные государственные полномочия по оценке правовых фактов, решению разнообразных вопросов правовой значимости.

В настоящее момент можно анализировать большое множество рекомендаций по юрисдикции, которая подходит к какой-либо деятельности предприятия или компании. К примеру, Коста-Рика известна своими выгодными условиями для регистрации на территории ее разнообразных проектов в сети Интернет (лотерея, казино и иные). Сюда же относят и Мальту.

Готовые работы на аналогичную тему

Если планируется зарегистрировать компанию по конкретному направлению деятельности, можно произвести ее регистрацию в оффшоре, то есть на территории, где осуществляется деятельность компаний иностранного происхождения.

Для произведения расчетных операций с иностранными поставщиками и поставщиками, чаще остальных для регистрации оффшоров выбирают Британские или Сейшельские острова.

Существуют и такие оффшорные зоны, с которыми у государств подписаны соглашения с целью недопущения двойного налогообложения. Это, к примеру, Кипр, Австрия и Великобритания По данной теме мы уже выполнили реферат Форма правления в Великобритании подробнее .

Перед тем, как произвести регистрацию компании в каком-либо государстве, важно изучить условия регистрации, необходимые для уплаты налоги, престиж территории, конфиденциальность и иные. В особенности важным является налогообложение, так как конкретно это воздействует на сумму чистой прибыли компании.

Общая международная юрисдикция

В международно-правовой среде общая международная юрисдикция является государственными полномочиями по даче правовой оценки фактам, решению каких-либо правовых вопросов.

Международная юрисдикция является подчиненностью некоторых категорий дел международным органам. Эта юрисдикция отличается ограничением его суверенитета по некоторым вопросам.

Большая численность мировых государств пока еще не приняли для себя обязательной юрисдикцию Международного Суда ООН По данной теме мы уже выполнили реферат Международный суд ООН подробнее , как это требуется.

Принципы международной юрисдикции

Важно отметить, что международная юрисдикция представляет собой властные отношения государства. Традиционно выделено несколько принципов международной юрисдикции:

  • Территориальность;
  • Гражданская принадлежность;
  • Универсальность;
  • Защита национальных интересов и правосубъектности пассивного типа.

Принцип территориальности заключается в том, что собственная юрисдикция деятельности страны действует исключительно на ее территории.

Принцип гражданский принадлежности характеризуется увеличением собственных полномочий в отношении собственных граждан, если те находятся за границами территории государства. Это касается уголовного преследования граждан, которые находятся за границей.

Принцип универсальности разрешает судебное преследование, к примеру, за военные преступления и т.д., вне зависимости от государства, в котором находится гражданин.

Принцип защиты национальных интересов учрежден с целью защиты собственной национальной безопасности.

Принцип пассивной правосубъектности закрепляет конкретные юрисдикции, в зависимости от гражданства лица.

Общая экстерриториальная юрисдикция

Понятие экстерриториальности предполагает, что обретенный статус лиц или учреждений выводится из законодательства государства, гражданами которого они являются. Наиболее части подобными юрисдикциями считают дипломатии и консульства, распространение на них принципа неприкосновенности и иммунитета.

Принцип государственной суверенности, в соответствии с ним официальные лица одного государства не подлежат юрисдикции другого государства.

Понятие иммунитета государства предполагает неприкосновенность официальных лиц одного государства юрисдикциям иного государства.

Понятие иммунитета для дипломатов обозначает защищенность такого лица от уголовно-правового преследования другим государством. Такие лица также освобождены от досмотра на таможне, не уплачивают налоги.

Все помещения дипломатического характера, их документы обладают статусом неприкосновенности, в соответствии с Венской конвенции о дипломатических отношениях, образованной в 1961 году и Венской конвенции о консульских сношениях, которые были основаны в 1963 году.

Экстерриториальность также относится и к военным базам, которые расположены в другом государстве. Также места расположения учреждений ООН применяют эту юрисдикцию. Морские суда, когда находятся в границах иностранного государства, также применяют экстерриториальную юрисдикцию.

Военные воздушные суда, пересекающие территорию другой страны, также являются неприкосновенными. Они принадлежат государству, чьи опознавательные знаки содержатся на борту такого судна.


Под юрисдикцией суда или подсудностью понимается правовой институт, регулирующий распределение властных полномочий между судебными органами, и отделяющий их компетенцию от полномочий прочих органов власти.

Другими словами, подсудность определяет компетенцию определенных судебных органов по рассмотрению и разрешению дел уголовных, гражданских, административных и хозяйственных. Перед тем, как браться за рассмотрение дела, судья сначала определяет, находится ли оно в его юрисдикции, т.е. подсудно ли дело данному суду. Для этого существуют правила подсудности, заключенные в положениях процессуальных кодексов.

Способы определения судебной юрисдикции

Существуют такие виды подсудности:

  • Предметная (родовая);
  • По связи дел;
  • Территориальная.

Предметная юрисдикция позволяет отнести конкретные дела к компетенции судов, исходя из предмета спора. Например, дела о расторжении брака, взыскании алиментов или вытекающие из гражданско-правовых отношений рассматриваются мировыми судами.

Дела же, проистекающие из исков сотрудников органов внутренних дел о взыскании выплат за участие в контртеррористических операциях, невыплаченного жалования за сверхурочную работу, иски о возмещении морального ущерба реабилитированным лицам, подвергшимся незаконному уголовному преследованию, относятся к компетенции городских судов.

Дела, связанные с государственной тайной, о признании и выполнении решений иностранных судебных органов и арбитражей рассматриваются судами субъекта РФ. Определяющим фактором здесь является предмет спора и (или) субъектный состав сторон.

Территориальная юрисдикция определяет компетенцию судов одного звена, исходя из территориального признака. Законом установлено, что одни дела рассматриваются, например, по месту жительства истца, другие – ответчика, третьи – по месту нахождения спорного имущества, четвертые – по месту совершения правонарушения, пятые имеют альтернативную подсудность и т.д.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

В ряде случаев закон предусматривает возможность изменения подсудности по согласию сторон. В пределах этой статьи мы не раскрываем все аспекты территориальной подсудности, т.к. это тема для полноценной учебной работы.

Законом запрещено изменение территориальной подсудности на уровне субъекта РФ, Верховного Суда РФ, а равно правил исключительной подсудности. Договор между сторонами дела об изменении территориальной подсудности будет учитываться судом, но только если он заключен до принятия дела к производству в суде. Это соглашение должно иметь письменную форму, и быть изложено в виде отдельного документа, или войти в текст гражданско-правового (хозяйственного) соглашения (договора, контракта).

Подсудность по связи дел в качестве критерия определяет общие для нескольких самостоятельных дел признаки, например один и тот же ответчик, и одновременно – идентичные требования к нему со стороны многочисленных истцов. Это позволяет избежать загруженности судебных органов, ускорить процесс по защите нарушенных прав, избежать противоречий при рассмотрении связанных дел и применить принцип экономии процессуальных средств.

Разграничение юрисдикции судебных органов

В процессуально-правовой науке для разграничения юрисдикции применяются такие критерии:

  • Субъектный состав спорных отношений (правовой статус сторон или третьих лиц, в интересах которых рассматривается спор). Например, если ответчиком является орган власти – дело, связанное с его полномочиями, подлежит рассмотрению в административных судах. Уголовные дела, совершенные военнослужащими, рассматриваются военными судами;
  • Предметный . Это характер спорных отношений (трудовые, семейные споры, уголовные дела, дела о признании отцовства, дела о нарушениях избирательных прав граждан и т.д.);
  • Прямое определение подсудности в процессуальном законе. Это исключения из общего правила подсудности, использующего предметный или субъектный критерий. Если законом прямо определяется категория дел, относящихся к компетенции конкретного суда, то стандартные правила определения подсудности здесь не работают. Это полностью соответствует принятому в правовой теории правилу о том, что при конкуренции нормы общей и специальной последняя имеет приоритет.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Проблемой критериев разграничения подсудности является то, что почти все процессуальные нормы, определяющие компетенцию судов, содержат оговорку вроде «если иное не предусмотрено законом». Ярким тому примером является ГПК РФ, где сказано, что: а) суды рассматривают все прочие дела по правилам гражданского судопроизводства, кроме тех дел, которые рассматриваются в порядке иного судопроизводства; и одновременно – б) законом могут определяться случаи рассмотрения прочих дел по гражданско-процессуальным правилам.

Подобные законодательные формулировки наталкивают на мысль о том, что юрисдикция судов не является абсолютной величиной и имеет относительный характер. Поэтому чтобы ограничить компетенцию судов одной категории, нужно обратить внимание на границы юрисдикции других судов. Например, чтобы получить представление о том, где кончается компетенция судов гражданских, нужно знать, какие дела относятся к подведомственности судов арбитражных и административных. Это имеет свои сложности, ведь для того, чтобы досконально изучить одну процессуально-правовую отрасль, придется штудировать правила подсудности в других процессуальных отраслях.

Поэтому для более или менее четкого понимания юрисдикции конкретного суда нужно знать, чем занимаются другие судебные органы. Значит, судебная юрисдикция не является отраслевым понятием – это межотраслевой институт, направленный не на постановку задачи, а на разграничение компетенции между судами разных звеньев, а также различных видов судопроизводства: уголовного, гражданского, административного, по делам об административных правонарушениях и арбитражного.

Разграничение же юрисдикции происходит с помощью критериев – определенных законом условий, при наличии которых дело надлежит рассматривать по конкретным процессуальным правилам в конкретных судах.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: