Что входит в законодательную базу современной образовательной политики государства детоцентризм

Обновлено: 13.04.2024

Детоцентризм — воспитательная концепция, согласно которой интересы семьи концентрируются исключительно на ребёнке. Данное явление наиболее характерно для однодетных и неполных семей, родителей, родивших детей в позднем возрасте, и пр. Необходимо учитывать, что избалованный ребёнок может вырасти эгоистом, либо инфантильной личностью, плохо адаптирующейся к жизни в обществе. (с) (Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002.)

Активное смещение центра семьи наблюдается в семьях нашей страны последние 30 лет, т.е. с падением СССР и его устоев. Своё начало это явление получило ещё в далёких 60-х годах, когда общество постепенно начало уходить от радикально патриархальной модели семьи, у матерей с течением десятилетий начало появляться больше времени на декретный отпуск, а количество детей в семье постепенно сокращалось, установив "норму" в одного-двух детей. Сейчас постепенно начинает возвращаться к "норме" на одну семью не менее двух-трёх детей.

Вместе с этим мамочки, меняя один декрет на другой или родив первенца ближе к 30-35 годам, всё чаще начинают страдать патологической безостаточной отдачей в опеке чада, а соответствующие сайты, форумы и группы в соц. сетях этому потворствуют.

Большая часть фанатов подобной манеры воспитания ссылается на использование её во "всей прогрессивной Европе". И это выдаёт их некомпетентность и отсутствия у них не туристического опыта познания Европы, а жизненного. Любой типичный европейский ребёнок в повседневной жизни это типичная невоспитанная мр[едиска]. И теперь то поколение, которому сейчас 25-40 сейчас взращивает такое поколение в нашей стране. Отсюда и возгласы о "потерянном поколении", неблагодарной молодёжи, ужасном образовании и т.д.

Яркие черты, по которым можно определить ребёнка, выращенного в такой манере и нарушении понятия коммуникации "взрослый-ребёнок":

1. Будучи уже в осознанном возрасте, ребёнок не видит границ личного пространства взрослых (влезает в разговоры, перебивает, не оставляет взрослых одних, не даёт нормально поговорить по телефону и т.д.).

2. Требует всего и сейчас, не взирая на доводы родителей. Его желание должно быть исполнено незамедлительно.

3. Только потребляет, берёт, ничего не давая в замен. Может закатить истерику, если попросить поделиться. Прибегает к шантажу родителей.

Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования

1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

2. Правительство Российской Федерации ежегодно в рамках обеспечения проведения единой государственной политики в сфере образования представляет Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования и опубликовывает его на официальном сайте Правительства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").

О возможности продления истекающих в 2022 году сроков исполнения обязательств, по соглашениям, заключенным в рамках реализации данной программы, см. Постановление Правительства РФ от 28.03.2022 N 504.

II. Описание приоритетов и целей государственной

политики в сфере реализации государственной программы

Российской Федерации "Развитие образования", в том числе

общие требования к политике субъектов Российской

Федерации в сфере образования

Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (далее - Программа) отражены в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 г. и от 21 апреля 2021 г.

К стратегическим национальным приоритетам в сфере реализации Программы относятся сбережение народа Российской Федерации и развитие человеческого потенциала, укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти, устойчивое развитие экономики Российской Федерации на новой технологической основе, развитие безопасного информационного пространства.

На решение задач, предусмотренных в рамках стратегических национальных приоритетов, направлены цели Программы до 2030 года:

вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;

выравнивание стартовых возможностей детей дошкольного возраста за счет обеспечения и сохранения 100 процентов доступности качественного дошкольного образования, в том числе присмотра и ухода за детьми;

увеличение доли выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, занятых по виду деятельности и полученным компетенциям, до 63,3 процента;

формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;

развитие системы кадрового обеспечения сферы образования, позволяющей каждому педагогу повышать уровень профессионального мастерства на протяжении всей профессиональной деятельности.

Повышение доступности, эффективности и качества образования в соответствии с реалиями настоящего и вызовами будущего - одно из базовых направлений реализации государственной политики, общая рамка системных преобразований, которые обеспечат решение вопросов социально-экономического развития страны.

С учетом разграничения полномочий в сфере образования между федеральными, региональными органами власти и органами местного самоуправления субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления участвуют в Программе в части реализации осуществляемых ими полномочий, установленных Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации". Реализация субъектами Российской Федерации своих полномочий осуществляется самостоятельно. Финансовое обеспечение мероприятий, необходимых для достижения целей, задач и показателей Программы и ее структурных элементов, предусматривается в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации.

Основным механизмом, обеспечивающим реализацию целей государственной политики в сфере образования, является предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию Программы. Субсидии предоставляются при условии наличия правовых актов субъектов Российской Федерации, утверждающих перечень мероприятий, при реализации которых возникают соответствующие расходные обязательства субъекта Российской Федерации. Так, наличие утвержденных паспортов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов национального проекта "Образование" на региональном уровне, в совокупности позволяет достичь соответствующих запланированных параметров на уровне национального проекта, то есть целей Программы по годам ее реализации.

Таким образом, общие требования к политике субъектов Российской Федерации в сфере образования основываются на принципах комплексности, преемственности и взаимодополняемости.

1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

2. Правительство Российской Федерации ежегодно в рамках обеспечения проведения единой государственной политики в сфере образования представляет Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования и опубликовывает его на официальном сайте Правительства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").

Сегодня работающие женщины в большинстве развитых стран мира, в частности в США, тратят на воспитание детей столько же времени, сколько тратили домохозяйки 70-х. Что касается финансовых расходов, то если раньше большая часть затрат семьи приходилась на детей в возрасте от 10 до 15 лет, то сейчас родители тратят больше всего денег на содержание, обучение и воспитание детей до шести лет и выпускников школ до их устройства на работу, сыновей и дочерей от 18 до 20 лет. Всего пара поколений – и такая разница! Когда случился перелом, почему это произошло и оправдывает ли себя детоцентризм? Приводим данные наблюдений и исследований американских психологов и социологов.

Быть родителем стало намного сложнее

Интенсивное материнство, а теперь уже и родительство (англ. intensive parenting) и идея детоцентризма впервые были описаны американскими социологами Шэрон Хейс и Аннет Ларо в 1990-х и начале 2000-х годов. Эта модель воспитания выросла из изменения восприятия детей обществом − новое поколение стали считать уязвимым, а формирование личности все чаще связывают с впечатлениями, знаниями и опытом, которые ребенок получает в первые годы жизни. В результате главенствующей идеей современной педагогики становится детоцентризм, принцип «все для и во имя детей». При этом такой подход требует от родителей огромных эмоциональных и временных затрат и не может не влиять на семейный бюджет.

На практике детоцентризм выглядит так: родители отдают детям максимум своего времени: вместе читают, лепят, рисуют, посещают концерты, игровые классы, помогают детям с домашними заданиями, постоянно контролируют не только их успеваемость в школе, но и каждую минуту их пребывания в стенах образовательной организации. Свободное время, которое раньше взрослые посвящали своим хобби или общению с друзьями, теперь они все больше разделяют с детьми.

Матери тратят на детей в среднем по 5 часов в день (по сравнению с 1 часом 45 минутами в 1975 году) и беспокоятся, что этого недостаточно. И как может быть по-другому − сегодняшнее общество ожидает, что все свои силы они будут отдавать воспитанию детей.

Для молодых женщин все начинается, когда ребенок находится еще в утробе: им рекомендуют не есть большинство продуктов, изменить распорядок дня, к которому они привыкли, оставить свои привычки, а главное, осознать, что их высшее предназначение − родить, обеспечить безопасность, воспитать, обучить, окружить заботой своего ребенка.

Остановимся на некоторых деталях: пока малышу не исполнится год, его следует кормить исключительно грудью; мама не имеет права оставить ребенка ни на минуту без присмотра; следует с пеленок, а то и с момента зачатия малыша заботиться о его музыкальном и эстетическом развитии; даже торт на день рождения кого-то из домашних должен быть без сахара − ведь он так вреден ребенку. Подобные проявления опеки должны стать нормой на протяжении следующих 20 лет вплоть до звонка работодателей после успешного прохождения «ребенком» собеседования о трудоустройстве.

Мы воспитываем своих детей не так, как воспитывали нас, – говорит Рене Сентиллес, профессор Кливлендского университета (США, штат Огайо). – Создается такое ощущение, что с тобой что-то не так, если ты не проводишь со своими детьми каждую секунду, когда ты не на работе. Я прочитала все книги о том, как правильно ухаживать за ребенком и воспитывать его. В 4 года мой сын пошел на футбол, в 5 – на фортепиано. Мы пробовали себя в легкой атлетике, плавании и боевых искусствах. Я делала все, что могла. Ну, конечно, а как иначе?

Интересный факт

В других странах многое выглядит совсем не так. В Токио дети самостоятельно ездят в метро с первого класса, в Париже они играют на площадках без присмотра.

Активно продвигает идею того, что родители должны постоянно контролировать и обучать детей (при том, что наука не дает однозначного ответа о пользе раннего развития), и Американская академия педиатрии. Теперь рекомендуется устанавливать кровать малыша в спальне мамы и папы на первом году жизни, а позже, когда ребенок немного подрастет, родителям, вместо того чтобы провести час-другой наедине друг с другом, обсуждая свои взрослые темы и, к примеру, готовя ужин, рекомендовано проводить свободное время с ребенком за развивающими играми или просмотром детских обучающих телепрограмм. По мнению специалистов академии, участие в обучении родителей повышает его эффективность для детей.

В то же время нельзя сказать, чтобы поддержка работающих родителей со стороны государства (возможность уйти в оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком, перейти на гибкий график работы с сохранением дохода и прочее) увеличилась.

Энни Сентиллес, мама 12-летнего мальчика из Атланты, ощутила это в полной мере, когда выяснилось, что у ее сына появились серьезные нарушения сна. Ей и ее бывшему мужу пришлось изменить рабочие графики и выстроить их с учетом занятий ребенка с репетиторами и психологами. При этом государство никакой поддержки родителям не оказало.

Причина детоцентризма – финанcовая нестабильность?

Детоцентризм в 90-х был нормой для людей с хорошим доходом. Однако этот подход к воспитанию теперь считают наилучшим представители и других социальных слоев, даже те, у кого нет ресурсов для его реализации.

Причина этого − неуверенность взрослых, вне зависимости от того, к какой социальной группе они принадлежат, в собственной финансовой стабильности и будущем благополучии детей. По мнению многих социологов, родители в Соединенных Штатах обеспокоены тем, что нынешнее молодое поколение будет менее успешным, чем те, чье становление пришлось на конец ХХ века. Понятие «дать детям лучший старт в жизни» теперь на деле означает «сделать все возможное, чтобы дети могли или подняться выше, чем мы, или хотя бы удержались на том социальном уровне, к которому принадлежит семья».

По мере того как приближается момент поступления ребенка в колледж, без диплома об окончании которого не может быть успешной карьеры, а значит, и финансовой стабильности (в этом уверены большинство родителей в Америке), расходы семьи на дополнительное обучение ребенка вырастают в среднем на 50%. Причем это происходит как в богатых семьях, так и в семьях с невысоким достатком. Разница лишь в том, что если обеспеченные семьи и представители среднего класса способны увеличить свои расходы в таком объеме, то малообеспеченным семьям приходится экономить на необходимом и влезать в долги и кредиты.

Стейси Джонс из штата Джорджия (США), мать-одиночка, вырастившая двух сыновей, которым сейчас уже за 20, говорит, что в рабочих районах родители стараются изо всех сил находить все доступные варианты, чтобы дети в будущем знали и умели больше, чем они сами. Например, они отдают их в муниципальные спортивные школы или школьные оркестры, если нет средств на частные уроки музыки или хорошую секцию.

Также некоторые родители признают, что разный социальный статус сдерживает неформальное общение взрослых с разным уровнем дохода, и о некоторых дополнительных возможностях для своих детей небогатые мамы и папы узнают случайно или спустя много лет.

Опекать или давать свободу

Эксперты сходятся во мнении, что в повышенном внимании к детям есть положительные моменты: родители больше контактируют с ними, стимулируют их активность, поддерживают определенный стиль воспитания.

Еще один плюс: поскольку теперь и в малообеспеченных семьях обучению детей отводится все больше внимания, разрыв в подготовленности к школе между детьми разных социальных слоев сокращается.

Однако остается неясным, насколько успехи детей в действительности предопределены их неустанным воспитанием и обучением? Психологи давно пришли к выводу, что при гиперопеке дети испытывают больше беспокойства и меньше удовлетворены жизнью, а те из них, кто обладает большей свободой: играющие без присмотра, не находящиеся в поле зрения родителей 24 часа в сутки, не пребывающие в постоянном стрессе от перегрузки, цейтнота и опозданий, − в социальном плане и с точки зрения эмоциональной зрелости развиваются быстрее и лучше. Психологи бьют тревогу по поводу высокого уровня нервозности у перегруженных занятиями детей и их зависимости от родителей, говорят о важности и необходимости развития таких качеств, как умение принимать решения, свободомыслие и самостоятельность.

Интересный факт

Недавно в штате Юта был принят закон, который освобождает родителей от обвинений в халатности, если они позволяют своим детям играть или передвигаться без сопровождения взрослых.

В свою очередь, у родителей (особенно у работающих мам) накапливается переутомление и чувство вины из-за несоответствия требованиям, предъявляемым к родителям обществом. Практика показывает: чтобы найти дополнительное время для воспитания детей, приносятся в жертву сон, общение с партнером и друзьями, свободное личное время и работа по дому. Все это порождает очень серьезную проблему: все больше женщин, оказываясь в ситуации выбора: приостановить карьерный рост или вообще не иметь детей − выбирают второе.

По материалам статьи C. C. Miller «The Relentlessness of Modern Parenting» (The New York Times).

Перевод Екатерины Кириченко

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: