Что такое сзп у приставов

Обновлено: 16.04.2024

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии

Если лицо, обязанное уплачивать алименты на ребенка, не имеет официального дохода, либо не желает представить приставу-исполнителю данные о таких доходах, то это не означает, что платить не придется. Это также не означает, что у пристава в такой ситуации возникнут трудности при расчете задолженности по алиментам.

Статья 113 Семейного кодекса РФ (далее – СК РФ) содержит положения, регулирующие данное положение дел.

В п. 4 статьи 113 СК РФ сначала указано общее правило:

«..Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось».

Следующее положение пункта 4 статьи 113 СК РФ содержит правило исчисления задолженности при отсутствии дохода или непредставления данных о нем:

«..В случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности».

«..Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Если должник в этот период не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности».

Момент определения задолженности по алиментам

Момент взыскания задолженности определяется моментом вынесения приставом-исполнителем постановления о расчете задолженности по алиментам.

Например, обязанность уплачивать алименты на основании решения суда возникла в декабре 2014 года. Однако должник не исполнял данную обязанность. Если судебный пристав-исполнитель выносит постановление о расчете задолженности по алиментам в мае 2015 года, то следует исходить не из размера средней заработной платы в Российской Федерации по состоянию на декабрь 2014 года (когда возникла обязанность по уплате алиментов) в размере 42136 рублей, а по состоянию средней зарплаты в РФ на май 2015 года, то есть 34380 рублей (см. о цифрах ниже). Отмечу, что в данном конкретном примере получилось, что среднемесячная зарплата в РФ в декабре 2014 года выше, чем в мае 2015 года (хотя традиционно, в связи с инфляцией, имеет место быть обратная динамика), однако, это не меняет вышеуказанный принцип расчета задолженности по алиментам.

Методические рекомендации по взысканию алиментов

Федеральной службой судебных приставов России 19.06.2012 года № 01-16 утверждены "Методические рекомендации по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов" (далее – Методические рекомендации).

Не удерживаем НДФЛ из средней зарплаты в РФ

В Методических рекомендациях по этому поводу указано следующее:

При расчете размера задолженности по алиментам исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации налог на доходы физических лиц в размере 13% не подлежит удержанию, поскольку размер средней заработной платы в Российской Федерации, рассчитываемый Федеральной службой государственной статистики, не является реальным доходом должника.

Расчет задолженности по алиментам пристав производит 1 раз в квартал!

Как указано в тех же Методических рекомендациях:

В рамках исполнения исполнительных производств о взыскании алиментов судебному приставу-исполнителю необходимо производить расчет задолженности по алиментам с периодичностью не реже одного раза в квартал и оформлять соответствующим постановлением.

При несогласии с размером задолженности по алиментам, определенным судебным приставом-исполнителем, любая из сторон, интересы которой нарушены, может обжаловать действия судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Где пристав берет сведения о размере средней зарплаты в РФ?

Методические рекомендации позволяют судебному приставу-исполнителю для получения сведений о средней зарплате в РФ, в том числе данными официального сайта Росстата РФ:

"Сведения о размере средней заработной платы территориальным органам ФССП России следует ежемесячно запрашивать в органах Федеральной службы государственной статистики (Росстат) и направлять в структурные подразделения для использования в работе. При необходимости актуальная информация может быть получена в информационно-правовых системах или на официальном сайте Росстата".

Где посмотреть данные Росстата РФ о среднемесячной заработной плате?

По данным Росстата, например, в 2014 году, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций в целом по экономике Российской Федерации в 2014 году составила 32495 рублей.

При этом, средняя ежемесячная зарплата граждан, по данным Росстата, составила:

  • Январь – 29535 рублей;
  • Февраль – 29255 рублей;
  • Март – 31486 рублей;
  • Апрель – 32947 рублей;
  • Май – 32272 рублей;
  • Июнь – 33726 рублей;
  • Июль – 32515 рублей;
  • Август – 30763 рублей;
  • Сентябрь – 31929 рублей;
  • Октябрь – 32439 рублей;
  • Ноябрь – 32546 рублей;
  • Декабрь – 42136 рублей;

Средняя ежемесячная зарплата граждан в 2015 году, по данным Росстата (данные опубликованы на сайте Росстата по состоянию на июнь 2015 года), составила:

Если у плательщика алиментов возникла задолженность, в некоторых случаях для расчета долга используется среднероссийская зарплата. Законодательство РФ предусматривает такой вариант, если должник пропускает или вообще не платит ежемесячные отчисления, частично или полностью.

Показатель средней зарплаты в России в 2022 году для расчета алиментов применяется при выполнении одновременно двух условий:

  • Алименты платятся в долях от дохода.
  • На момент расчета задолженности у алиментщика нет официального дохода. То есть он не трудоустроен и не находится на учете в центре занятости населения (ЦЗН).

Отсутствие дохода вовсе не избавляет от необходимости платить алименты, но меняет порядок их расчета. Если нерадивый родитель не платит, обращаться надо в Федеральную службу судебных приставов (ФССП). Высчитать размер задолженности, исходя из средней зарплаты (СЗП), может судебный пристав. Он будет использовать среднемесячную зарплату по РФ, а не по конкретному региону.

В октябре 2021 года номинальная среднемесячная зарплата по нашей стране составила 54649 руб. Значения на следующие месяцы пока не подсчитаны. Определением размера СЗП занимается Росстат на основании фактически выплаченной зарплаты по всем регионам. Для сбора и анализа данных требуется время, поэтому СЗП высчитывается с некоторым опозданием. Сохраняйте статью в закладки — мы будем обновлять статью по мере поступления новых данных.

Как алименты взыскиваются по средней зарплате по РФ?

Согласно статистике, около трети взыскателей алиментов в России сталкиваются с долгами. Чаще всего задолженность накаливается из-за умышленных действий алиментоплательщика. А именно:

  • увольнение с официальной работы;
  • работа неофициально, где зарплата выплачивается «в конверте»;
  • непостановка на биржу труда (в ЦЗН) по месту проживания для поиска новой работы.

Если алименты не приходят в течение 2 месяцев, взыскателю нужно обратиться в ФССП к судебному приставу, который ведет исполнительное производство. Последний на основании обращения высчитает размер возникшего долга. Данные он отразит в документе под названием Постановление о расчете задолженности. Кроме того, пристав должен принять исполнительные и административные меры, чтобы заставить должника платить.

Если уклонист был безработным или получал зарплату неофициально, пока накапливался долг, размер последнего ему рассчитают по среднероссийской СЗП. Такой подход закреплен законодательно:

    закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве»; Семейного кодекса (СК) РФ;
  • Методические рекомендации по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов от 19.06.2012 № 01-16 (статья 5.1).

Нерадивым плательщикам стоит помнить: зарплата на 100% «в конверте» очень невыгодна для тех, кто платит алименты. Чаще всего она меньше СЗП по России, с которой будут рассчитывать задолженность. При «сером» трудоустройстве долг будет завышенным, лучше до этого не доводить.

Пример расчета задолженности со средней зарплаты для алиментов

Валерий Р. выплачивает алименты на двоих детей в общем размере 1/3 от зарплаты, других доходов у мужчины нет. При официальном трудоустройстве ежемесячно получает 28000 руб., с которых 9333 руб. составляют алиментные отчисления.

Спустя несколько месяцев после взыскания алиментов по суду мужчина увольняется с работы, но продолжает работать неофициально. Алиментные выплаты полностью приостанавливаются. Через 3 месяца его бывшая супруга (взыскательница алиментов) приходит к судебному приставу. Она просит рассчитать задолженность и принять меры к ее ликвидации.

Пристав делает расчет, результат приведен в таблице:

Согласно расчету, задолженность за 3 месяца составила 50333,67 руб. При том, что с официальной зарплаты Валерий выплатил бы за этот срок всего 28000 руб.

Помимо этого, на сумму долга можно взыскать неустойку. В случае положительного решения суда она будет взиматься с задолженности, рассчитанной на базе СЗП по РФ.

Образец постановления о расчете задолженности по алиментам

Документ составляется судебным приставом и должен содержать такие данные:

  • период расчета задолженности;
  • размер СЗП по России за все месяцы неуплаты;
  • размер доли от зарплаты, которая отчисляется в виде алиментов;
  • суммы задолженности помесячно и общая сумма.

Постановление о расчете задолженности по алиментам


Расчет задолженности по алиментам исходя из средней заработной платы (образец)

Решение пристава (расчет) можно обжаловать в 10-дневный срок с момента его вынесения. Это может сделать любая несогласная сторона — и взыскатель, и плательщик.

Как должнику избежать расчета задолженности из среднего заработка по РФ

Размер средней заработной платы в РФ для расчета алиментов выгоден взыскателю. Зачастую на основании этой суммы алименты получаются больше, чем были бы с фактической белой зарплаты. Алиментоплательщик может этого избежать. Главное придерживаться трех правил:

  • Не давать долгу появиться. То есть вовремя выплачивать алименты в нужной сумме и в порядке, который установлен исполнительным документом.
  • Если задолженность уже появилась, но вины плательщика нет, стоит попытаться снизить ее размер или вовсе упразднить долг. Для этого надо обратиться в мировой суд с иском, порядок оговорен частью 2 статьи 114 СК РФ. Нет вины плательщика — значит, он тяжело болел, попал в сложную жизненную ситуацию, случилось стихийное бедствие и т.д.
  • Если алиментщик лишился работы, ему надо встать на учет в ЦЗН по месту жительства. Тогда он будет платить деньги на ребенка с пособия по безработице, а не со средней зарплаты по РФ для расчета алиментов. Отчисления с пособия намного меньше.

На учете в ЦЗН не получится стоять вечно. Если должник будет отказываться от предложенных вакансий, то его могут снять с учета на бирже. Или на учете оставят, но перестанут платить пособие. Тогда действительно придется выплачивать алименты со среднероссийской зарплаты. Поэтому для алиментщика выгоднее согласится на какую-либо из предлагаемых должностей.

Средняя зарплата по России в 2022 году для расчета алиментов (Росстат)

СЗП по РФ считает Росстат, происходит это за прошедший период с небольшой задержкой. Пока еще нет полных данных даже за 2021 год (не говоря уже про 2022). Те цифры, которые уже рассчитаны, приведены в таблице помесячно. Они будут дополняться по мере того, как Росстат обнародует новую информацию.

Интернет-ресурс «Алиментовед» направлен на информирование российской аудитории и оказание помощи семьям в решении сложных жизненных проблем, связанных с вопросами получения и выплаты алиментов на основании федеральных законов и подзаконных актов.


Правительством установлен перечень видов доходов, на основании которых рассчитываются и начисляются алименты на детей.

Однако, в ряде случаев за алиментную базу принимается размер средней заработной платы (далее – СЗП) конкретного региона.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-93. Это быстро и бесплатно !

Когда учитывается средняя зарплата для расчета алиментов?

СЗП региона – это отношение суммы зарплат всех трудящихся региона к их численности. Грубо говоря, взяли зарплату дворника – 10 000 рублей, сложили с зарплатой директора компании – 60 000 рублей, а по итогу вышло, что каждый из них получает по 35 000 рублей.

Справка! По промежуточным оценкам Росстата усредненная зарплата по России на 1 марта 2017 года составляет 35 845 рублей.

Усредненная величина и становится базой для расчета алиментов, если имеют место следующие обстоятельства:

  1. доходы алиментщика перманентны и выплачиваются ему «в конверте»;
  2. родитель имеет статус индивидуального предпринимателя и намеренно не предоставляет в суд финансовую отчетность;
  3. подобный порядок расчета определен родителями в алиментном соглашении;
  4. родитель временно не уплачивал алименты из-за отсутствия работы и необходимо провести расчет размера задолженности.

Нормативные акты при учете показателя СЗП

Решение о расчете алиментов на основе показателя СЗП берется не с потолка, а принимается на основе следующих законодательных актов:

  • Семейный кодекс РФ в редакции от 28 марта 2017 года – регулирует общие вопросы, касающиеся алиментов; – содержит положения о взыскании задолженности с алиментщика;
  • «Российский статистический ежегодник» – отчет Росстата, определяющий размер СЗП за конкретный период как в целом по РФ, так и по отдельным регионам.

Расчет ежемесячного платежа на ребенка

Вне зависимости от базы для расчета, доля отчислений на детей установлена СК РФ в следующем соотношении:

  • 25% – на единственного ребенка;
  • 33% – на двух детей;
  • 50% – на трех и более детей.

Доля удержаний максимально может составить 70%.

Соответственно формула для расчета ежемесячного платежа на основании СЗП будет иметь следующий вид:

СЗП*процент отчислений/100%=ежемесячная сумма алиментов

Рассмотрим, как работает формула на конкретном примере.

Василий Перепелкин, проживающий в Челябинской области, после потери основного места работы зарабатывает на жизнь фото и видеосъемкой торжественных мероприятий. Подтвердить свой доход в суде Василий не может, потому как, заработок выдается ему на руки без оформления какой-либо документации.

Судом было принято решение, принять за алиментную базу СЗП Челябинской области на 1.03.2017 г. = 29 324 рубля. У Перепелкина двое несовершеннолетних детей, тогда ежемесячно он должен перечислять 29324*33%/100% = 9676, 92 рубля

Сколько получают в регионах России?

При идентичных обстоятельствах в зависимости от региона России размер алиментных платежей меняется. Причиной тому является разная величина усредненного заработка трудящихся жителей конкретного региона. В таблице 1 представлены промежуточные данные Росстата о размере СЗП в округах России на 1 марта 2017 года округам РФ.

Таблица 1. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, руб.

Сводное исполнительное производство, плюсы и минусы для должников и взыскателей

Федеральный закон № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусматривает возможность объединить несколько исполнительных производств, возбужденных в отношении одного должника или в отношении нескольких должников в сводное исполнительное производство.

Когда и кем исполнительные производства могут быть объединены в одно сводное исполнительное производство? Об этом пойдет речь в этой статье.

Сводное исполнительное производство.

Согласно статье 34 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - ФЗ № 229-ФЗ), возбужденные в отношении одного должника несколько исполнительных производств имущественного характера, а также возбужденные в отношении нескольких должников исполнительные производства по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя объединяются в сводное исполнительное производство, которым занимается один судебный пристав-исполнитель.

Многие должники и взыскатели по исполнительным производствам не знают своих прав, потому что не желают знакомиться с положениями этого Федерального закона № 229-ФЗ.

Что должен знать взыскатель об исполнительном производстве, см. здесь

Что должен знать должник по исполнительному производству, см. здесь

Когда и кто производит объединение сводного исполнительного производства?

Согласно положениям статьи 34 ФЗ № 229-ФЗ объединение сводного исполнительного производства происходит в следующих случаях.

  • Если исполнительные документы в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию предъявлены в подразделения нескольких территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, то по ним возбуждается (ведется) сводное исполнительное производство в подразделении судебных приставов, которое определяется главным судебным приставом Российской Федерации. Контроль за ведением такого исполнительного производства осуществляется главным судебным приставом Российской Федерации или возлагается им на одного из своих заместителей, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации или старшего судебного пристава по месту ведения сводного исполнительного производства.
  • Если исполнительные документы в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию предъявлены в несколько подразделений территориального органа Федеральной службы судебных приставов, то по ним возбуждается (ведется) сводное исполнительное производство в подразделении судебных приставов, которое определяется главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации. Контроль за ведением такого исполнительного производства осуществляется главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации или возлагается им на одного из своих заместителей или старшего судебного пристава по месту ведения сводного исполнительного производства.

В дальнейшем, если в подразделения ФССП поступают от взыскателей исполнительные документы, содержащие требования имущественного характера к должнику, в отношении которого уже ведется сводное исполнительное производство, и возбужденные в других подразделениях ФССП, то они передаются судебному приставу-исполнителю, который ведет сводное исполнительное производство. Об этом извещаются взыскатель, должник, суд, другой орган или должностное лицо, выдавшие исполнительный документ.

По сводному исполнительному производству исполнительные действия, указанные в статье 64 ФЗ № 229-ФЗ, совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем, который ведет сводное исполнительное производство, на территории, на которую его полномочия не распространяются, по правилам, установленными частями 11-13 статьи 33 ФЗ № 229-ФЗ

Плюсы и минусы для должников по сводному исполнительному производству.

Основной плюс для должника по сводному исполнительному производству, это то, что по всем вопросам, связанным с исполнительными производствами, возбужденными в отношении него по нескольким исполнительным документам, он будет решать с учетом положений ФЗ № 229-ФЗ с одним судебным приставом-исполнителем, который ведет сводное исполнительное производство, в т.ч. по поводу применения положений статей 99, 101 ФЗ № 229-ФЗ.

Например, на практике часто бывает, когда в отношении должника исполнительные производства возбуждают разные судебные приставы-исполнители на основании разных исполнительных документов, в т.ч. из разных структурных подразделений ФССП, и своими Постановлениями арестовывают счета должника в банках. В этом случае должнику сложно добиваться от разных судебных приставов-исполнителей соблюдения положений статей 99, 101 ФЗ № 229-ФЗ. По сводному исполнительному производству этот вопрос можно решить именно с одним судебным приставом-исполнителем, зная положения статей 50, 64.1, 70, 99, 101, 121-128 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Основной минус для должника по сводному исполнительному производству, это то, что сводными исполнительными производствами занимаются более опытные с большим стажем работы в подразделениях ФССП судебные приставы-исполнители.

Плюсы и минусы для взыскателей по сводному исполнительному производству.

Основной плюс для взыскателей по сводному исполнительному производству, это то, что по всем вопросам, связанным с исполнительными производствами, возбужденными в отношении должника по нескольким исполнительным документам, они будут решать с учетом положений ФЗ № 229-ФЗ с одним судебным приставом-исполнителем, который ведет сводное исполнительное производство, в т.ч. по поводу применения положений статьи 111 ФЗ № 229-ФЗ.

Например, если судебный пристав-исполнитель в ходе проведенных им исполнительных действий получил от должника сумму денег или арестовал и реализовал имущество должника, то поступившие на счет подразделения ФССП деньги должны распределяться судебным приставом-исполнителем по правилами статьи 111 ФЗ № 229-ФЗ.

Статья 111. Очередность удовлетворения требований взыскателей 1. В случае, когда взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения в полном объеме требований, содержащихся в исполнительных документах, указанная сумма распределяется между взыскателями, предъявившими на день распределения соответствующей денежной суммы исполнительные документы, в следующей очередности:
1) в первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, возмещению ущерба, причиненного преступлением, а также требования о компенсации морального вреда;
(в ред. Федерального закона от 17.12.2009 N 325-ФЗ)
2) во вторую очередь удовлетворяются требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
3) в третью очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
4) в четвертую очередь удовлетворяются все остальные требования.
2. При распределении каждой взысканной с должника денежной суммы требования каждой последующей очереди удовлетворяются после удовлетворения требований предыдущей очереди в полном объеме.
3. Если взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения требований одной очереди в полном объеме, то они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе.
4. В случае исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, банком или иной кредитной организацией очередность списания денежных средств со счетов должника определяется статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации.

К минусу можно отнести сводное исполнительное производство для тех взыскателей, которые имеют четвертую очередь удовлетворения их требований по исполнительному документу согласно статье 111 ФЗ № 229-ФЗ.

Как добиться должнику или взыскателю объединение нескольких исполнительных производств в сводное исполнительное производство?

Сделать это на практике очень не просто. В каждом конкретном случае этот вопрос нужно решать с помощью юриста, который знает хорошо положения нормативных актов, регулирующие все вопросы, связанные с исполнительным производством. К этим нормативным актам в первую очередь относятся:

Законы эти довольно сложные, объемные и противоречивые, их даже не все юристы и адвокаты знают хорошо с практической стороны, если они в своей работе не занимаются регулярно защитой прав и интересов взыскателей и должников по исполнительным производствам. Как правило, они часто «советуют» по вопросам исполнительного производства писать жалобы старшим судебным приставам или в прокуратуру. С прокуратуры на такие необоснованные жалобы часто приходят краткие ответы с ссылкой на статьи Федерального закона № 229-ФЗ, регулирующие порядок и сроки обжалования действий (бездействий) судебных приставов-исполнителей. Это статьи 50, 64.1, 121-128 этого Закона.

Некоторые должники по сводным исполнительным производствам пытаются обжаловать без надлежащих оснований включение их отдельных исполнительных производств в сводное исполнительное производство, но суды часто не удовлетворяют такие их административные иски (см. Решение Центрального районного суда г.Волгограда от 26.06.20217 по делу № 2 а-4370/2017).

На практике бывают случаи, когда судебные приставы-исполнители, ведущие сводные исполнительные производства, нарушают права и интересы, как взыскателей, так и должников по сводным исполнительным производствам.

Например, судебный пристав-исполнитель необоснованно исключил из сводного исполнительного производства одного должника, с чем не согласился взыскатель и обжаловал в суд это действие судебного пристава. Суд административный иск этого взыскателя полностью удовлетворил (см. Решение Шатурского городского суда Московской области от 23.11.2020 по делу № 2 а-1250/2020).

Ещё пример. Судебный пристав-исполнитель не окончил своевременно сводное исполнительное производство, хотя солидарные должники погасили долги по исполнительным документам, а также необоснованно взыскал с не солидарного должника исполнительский сбор, который был взыскан им на основании статьи 112 ФЗ № 229-ФЗ с солидарных должников. Должники обжаловали действия (бездействия) этого судебного пристава-исполнителя в суд, который удовлетворил их административный иск и взыскал с Главного управления Федеральной службы судебных приставов РФ судебные издержки административных истцов, в т.ч. их расходы, потраченные за юридические услуги юриста, который им оформлял административный иск в суд по этому делу (см. Решение Первоуральского городского суда от 26.09.2020 по делу № 2 а-2076/2020).

Судебные приставы в России стали госслужащими, или О новой силовой структуре

Данный закон, с 1 января 2020 г. претерпел значительные изменения в редакции Федерального закона от 27 декабря 2019 г. С 1 января Федеральная служба судебных приставов становится полноценной силовой структурой, а её сотрудники получат офицерские звания и соцпакет, как в других правоохранительных органах.

Последствия

При этом усиливаются и требования к самим судебным приставам. Думается, что гражданскому обществу будет интересно узнать, что теперь фактически вводится персональная финансовая ответственность приставов за ошибки перед людьми. Если по вине судебного исполнителя человек понесёт потери, казна возместит по суду убытки, а потом взыщет деньги с виновного офицера.

Судебные приставы имеют полномочия, схожие с теми, что имеет полиция, однако до сих пор не было точной законодательной ясности, кем именно являются судебные приставы, их нельзя было назвать в чистом виде гражданскими служащими, тем не менее, они не являлись и военнослужащими. Не было у них и того статуса, которым обладают сотрудники правоохранительных структур: прокуратуры, полиции, Росгвардии и других.

Работу, которая возложена на приставов, могут делать только дисциплинированные профессионалы. Те, кто знает, умеет и отвечает за свои действия. Поэтому закон, с одной стороны, вводит привлекательный соцпакет (гарантии), чтобы достойные кадры приходили и оставались подольше на службе. С другой стороны, предусматриваются серьёзные ограничения. Например, судебным приставам нельзя будет иметь двойное гражданство. Не получат мундиры с погонами судимые. Кроме того, сотрудников ведомства регулярно будут проверять на алкоголь и наркотики.

Реформа затронет почти 62 тысячи человек. Денежное довольствие сотрудников ведомства будет увеличено. По расчетам экспертов, средний оклад судебных приставов в 2020 году вырастет с 49,1 тысячи рублей до 58,1 тысячи рублей. На рост окладов в ведомстве казна дополнительно выделит в новом году более 6,2 миллиарда рублей. Появится льготный возраст выхода на пенсию после 20-25 лет выслуги.

Прочитав такую цифру от эксперта, я был сильно удивлён, поскольку, большинство приставов в настоящее время не получает 49,1 тысячи рублей.

В связи с введением законом специальных званий сотрудникам данной системы, теперь с нами будут общаться люди в погонах от младшего сержанта внутренней службы до полковника внутренней службы.

В настоящее время управления ФССП многих регионов возглавляют государственные советники юстиции Российской Федерации 3 класса, что приравнивается к воинскому званию генерал-майора юстиции. Новый закон предусматривает для начальников управлений спецзвания полковников внутренней службы, за исключением руководителей крупнейших региональных подразделений ФССП – руководителей главных управлений ФССП по Краснодарскому и Красноярскому краям, Московской и Свердловской областям, по Москве и Санкт-Петербургу. В данных регионах главные управления будут возглавлять генерал-майоры внутренней службы. Обращает на себя внимание то, что остался обиженным один из регионов – город федерального значения Севастополь.

Руководителю Федеральной службы судебных приставов России Дмитрию Аристову президент РФ своим указом присвоил первое специальное звание генерал-полковника внутренней службы. Высшим званием для данной должности является генерал внутренней службы, что приравнивается к воинскому званию генерала армии.

Кстати. Аналогичное звание существовало до недавнего времени в Украине и присваивалось министру внутренних дел государства. В России такое спецзвание введено впервые.

Всем руководителям региональных управлений планируется присвоение звания полковника внутренней службы.

Обязанности ФССП

Хотелось бы образно сказать, что «силы» у ФССП и полномочий прибавится, а обязанностей – вряд ли. Как планирует руководство Федеральной службы судебных приставов (ФССП), в ближайшие годы предполагается ликвидировать очереди граждан на личный приём к судебным приставам. Для этого будет реализовано сразу несколько масштабных проектов, основной из которых – создание информационного суперсервиса. Такой сервис предполагает поэтапное внедрение новшеств в институт исполнения. Поэтому будут расширены объём и способы информирования сторон исполнительного производства, а также решены проблемы идентификации должника. Планируется перейти не только на электронный документооборот с судами, но и подключить к ФССП России более 60% юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые являются сторонами исполнительного производства (например, организации топливно-энергетического комплекса, ЖКХ, организации, осуществляющие перевозки, и другие).

Одним из ключевых мероприятий при реализации суперсервиса станет внедрение реестровой модели принудительного исполнения, ведение реестра исполнительных документов и отказ от оборота исполнительных документов как в бумажном, так и в электронном виде. Выдача на руки исполнительного документа в дальнейшем и направление в службу судебных приставов для исполнения органом, его выдавшим, будут исключены.

Внедрение реестра запланировано не ранее 2021 года. Однако в качестве прототипа реестра исполнительных производств уже рассматривается возможность введения упрощённого механизма для исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях за нарушение правил дорожного движения, которые были зафиксированы в автоматическом режиме. Как правило, это взыскание штрафов, не превышающих 3000 рублей. Предполагается, что эта категория исполнительных документов будет исполняться без возбуждения исполнительного производства за счёт электронного формирования процессуальных документов и списания денежных средств со счёта должника.

Как юрист, выскажу сомнение в пользе такого механизма. Бывают случаи, когда штрафы приходят людям, не совершившим правонарушение на дороге – за полного тёзку, либо за двойной регистрационный номер на автомобиле. Думается, что беготни нам предстоит больше, чем было раньше. Хотя, поживём – увидим.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: