Закономерна ли трагическая судьба глуповцев

Обновлено: 26.04.2024

Написанный М.Е. Салтыковым-Щедриным роман «История одного города» – сатирическое произведение. Под судом сатиры оказывается город Глупов и его жители – глуповцы.

Сатиру можно наблюдать уже в названии города и его жителей. Названия «Глупов» и «глуповцы» подчеркивает отсутствие у всех жителей города ума, подчеркивает ограниченность мышления глуповцев. Причем эта ограниченность и глупость наблюдается у всех глуповцев: и у градоначальников, и у представителей простого народа.

М.Е. Салтыков-Щедрин сатирически описывает всех градоначальников. Некоторым градоначальникам посвящены целые главы, в некоторых из них раскрываются особенности характера отдельного градоначальника, его образ жизни и его градоначальническая деятельность. Все отличительные черты градоначальников подвергаются авторскому осмеянию. Даже те мысли и идеи, которые на самом деле имеют справедливый характер, становятся в действиях градоначальников чем-то неправильным, способствующим несправедливости.

Символичными становятся градоначальник Брудастый, у которого вместо головы органчик, и градоначальник Прыщ, у которого фаршированная голова. Автор-сатирик показывает, что городом Глуповым может управлять кто угодно, даже человек без головы.

Сатирически описывая каждого градоначальника и давая им отличительные характеристики, М.Е. Салтыков-Щедрин все равно приводит читателя к выводу о том, что все градоначальники похожи друг на друга благодаря единым целям и методам действия. Все градоначальники считали, что их главной обязанностью было подчинение народа. В обязанности градоначальников, как они думали, входит сбор недоимок и ограничение глуповцев, чтобы они не могли бунтовать и высказывать противоположные мнения.

Сатире подвергаются и представители народа. Они мирятся со всеми несправедливостями, которые совершают градоначальники. Глуповцы покоряются градоначальникам, какими бы они ни были. Даже тогда, когда глуповцы с чем-то не согласны, они не способны на полноценный бунт. Символичен бунт на коленях, описанный в главе «Войны за просвещение». Глуповцы, даже узнав о том, что ими управляет градоначальник, у которого нет головы, готовы подчиняться ему и его распоряжением (глава «Органчик»).

Уже в самом начале, когда были еще головотяпы, подчеркивается глупость народа. М.Е. Салтыков-Щедрин, общаясь к существующей норманской теории о призвании варяжских князей, показывает, что будущие глуповцы действительно поступили глупо, когда решили поставить в начальники не своего человека, а чужого князя. Писатель сатирически переосмысливает существующую точку зрения о возникновении народа. Сатирик показывает, к чему приводит будущих глуповцев их желание: к законному грабежу, воплощенном в собирании дани и недоимок, к невозможности высказывать собственное мнение, полностью подчиняясь законам и распоряжениям градоначальников, к полному повиновению и подчинению. М.Е. Салтыков-Щедрин с помощью сатиры судит народное долготерпение, покорность и смирение, которые выступают в отрицательном ключе.

Цели урока: дать общую характеристику произведения, определить замысел автора, проблематику, рассмотреть финал повести.

Задачи урока:

  • Образовательная: открыть важный человеческий смысл произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина, раскрыть суть моральных категорий, поступков героев произведения; рассмотреть способы сатирического изображения народа и власти.
  • Развивающая: продолжать формирование навыков участия в дискуссии, анализирования противоречивой информации, аргументации и сравнения; продолжать развивать навыки работы с текстом (анализ текста, работа над характеристикой героев;
  • Воспитательная: формировать нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное отношение к жизни, воспитывать потребность осознанно определять своё место в обществе, формировать чувство ответственности за свои поступки, нравственные качества личности.

Содержимое разработки

Судьба глупцов и проблема финала романа

(По роману Салтыкова-Щедрина «История одного города»)

Цели урока: дать общую характеристику произведения, определить замысел автора, проблематику, рассмотреть финал повести.

Задачи урока:

Образовательная: открыть важный человеческий смысл произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина, раскрыть суть моральных категорий, поступков героев произведения; рассмотреть способы сатирического изображения народа и власти.

Развивающая: продолжать формирование навыков участия в дискуссии, анализирования противоречивой информации, аргументации и сравнения; продолжать развивать навыки работы с текстом (анализ текста, работа над характеристикой героев;

Воспитательная: формировать нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное отношение к жизни, воспитывать потребность осознанно определять своё место в обществе, формировать чувство ответственности за свои поступки, нравственные качества личности.

Тип урока: урок-дискуссия

Методы: лекция, беседа, дискуссия.

Оборудование: текст романа Салтыкова-Щедрина «История одного города», книга по литературе 10 класс 2 часть.

Эпиграф к уроку

Я совсем не историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей

(М.Е.Салтыков-Щедрин)

I .Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Вопросы к обучающимся:

Город Глупов-город гротеск почему?

Что такое «Эзопов язык»?

III. Введение в тему урока

Дети записывают в тетради число и тему урока.

Как вы думаете исходя из темы, какова цель урока?

IV. Изучение нового материала.

Лекция учителя с элементами беседы.

а) Какое впечатление произвёл на вас роман Салтыкова – Щедрина «История одного города»?

б) Да, отношение к произведению противоречивое, но это не потому, что роман был написан давно, а дело в том, что так было всегда со времени выхода «Истории одного города».

Оценка романа современниками.

Это произведение впервые вышло отдельным изданием в 1870 году. До этого книга печаталась в несколько приёмов в журнале «Отечественные записки». Сразу по выходе книги в свет И.С.Тургенев, находившийся тогда в Лондоне, писал М.Е.Салтыкову-Щедрину:

«На днях получил Вашу «Историю одного города», прочёл её немедленно. Под своей резко сатирической, иногда фантастической формой, своим злободневным юмором, напоминающим лучшие страницы Свифта, «История одного города» представляет самое правдивое воспроизведение одной из коренных сторон российской физиономии».

Чем же объяснилась разноголосица мнений по поводу новой сатиры Щедрина? Прежде всего различием в идейных позициях её читателей. Но немаловажное значение имело и то обстоятельство, что по своей художественной структуре книга была необычной, сложной. Не случайно И.С.Тургенев в своей рецензии назвал её странной и замечательной. Это и в самом деле одно из самых своеобразных произведений русской сатирической литературы.

2. Дискуссия по содержанию произведения.

- Каковы границы города Глупова?
(Границы города неопределённые, непонятные, то это уездный городишко с прилегающим к нему выгоном для скота ( рассыльный прибывает в г.Глупов из Губернии; новый градоначальник тоже), то выясняется, что это город скорее губернский (в трактате Микаладзе встречаем фразы: « В одной из приволжских губерний градоначальник был роста трёх аршин с вершком. В другой губернии столь же рослые градоначальники»), то границы города расширены до пределов всей России («Выгонные земли Византии и Глупова были до такой степени смешены, что византийские стада почти постоянно смешивались с глуповскими, и из- за этого выходили беспрестанные пререкания).

- Кто населял город Глупов?
(Город Глупов населяли странные люди, похожие на горожан, встречаем мы здесь и купечество, и интеллигенцию, и даже глуповский бомонд. А потом вдруг оказывается, что жители этого города пашут, сеют, пасут скот и живут в избах).

- Что означает сочетание «один город» в названии «История одного города»?
(Один город следует соотнести с исконным смыслом корня gard – ограждённая территория, область человеческого существования, значит, это изображение любого человеческого общества).

- С чего же начали головотяпы наведение порядка?

Но невозможно такими нелепыми действиями добиться порядка, и они обращаются к князю.

- Какая главная проблема ставится писателем в связи с этим в главе «О корени происхождения глуповцев», а потом и во всём повествовании?
(Народ и самовластие).

3. ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА

- Так что же, это сатирический портрет исторической личности?
(Нет. Это образы обобщённые)
Какой вывод можно сделать?
- Что общего у всех градоначальников? Чем они похожи?
(Они похожи в главном: их разнообразные прожекты сводились к одному: к выколачиванию «недоимок» и пресечению крамолы).

Вывод. Получается, что градоначальник это мундир, а кто в мундире – это неважно. В нём может быть Клементий, вывезенный из Италии за искусную стряпню макарон, или Фердыщенко, бывший денщик князя Потёмкина, большой любитель буженины и гуся с капустой, или Негодяев, бывший гатчинский истопник, или более зловещая фигура – Угрюм – Бурчеев (глава «Подтверждение покаяния. Заключение»).

- Прочитайте портретную характеристику, данную писателем этому герою. Почему герой изображается на фоне пейзажа, в котором вместо неба нависла серая солдатская шинель?

Угрюм-Бурчеев – последний градоначальник Глупова. Появляется в главе «Подтверждение покаяния. Заключение». Образ очень преувеличенный, во многом это пародия на Аракчеева.
У.-Б. был «мрачный идиот», который не видел дальше своего носа. Но в этом радиусе все должно быть так, как захочет он.
У.-Б. спал на голой земле, ел сырое лошадиное мясо, часами маршировал в одиночку и т. д. В его образе до крайней степени доведены страсть к прямолинейности (в его планах город должен состоять из одних прямых линий), страсть к уравнительности, готовность «взять топор иидти, куда глаза глядят».
У.-Б. решает перестроить Глупов по своему проекту, который очень напоминает тюрьму. Угрюм-Бурчеев разрушает город, пытается перегородить реку, но природа оказывается сильнее. В итоге Глупов перестраивается и превращается в город Непреклонск. Но жители Непреклонска начинают роптать против У.-Б. Их раздражение против него все растет и растет, пока наконец не появляется Нечто, Великое и Ужасное, уничтожающее У.-Б. На этом «история прекратила течение свое».

VI. Закрепление изученного материала.

- Как вы думаете, почему именно Угрюм – Бурчеев завершает вереницу градоначальников?
(Он всех превзошёл своим безграничным идиотизмом. Его цель- превратьть Глупов в вечно- достойный памяти великого Святослава Игоревича-., с прямфми одинаковыми улицами, домами для одинаковых семей. Он придумал план и приступил к строительству , разрушив город до основания.. Но ему мешала река. . Мусором была засыпана река. .Но река размывала все плотины. И тогда Угрюм развернулся и зашагал от реки и увел за собой Глуповцев.. Для города была выбрана совершенно ровная низина на которой началось строительство. Но что-то изменилось .» земля затряслась, солнце померкло ОНО пришло, прохвост моментально исчез, словно растворился в воздухе. История прекратила свое течение»

Чем он опасен?
(Тем, что у власти идиот. В его голове созрел целый систематический бред.

Вывод: Таким образом, природа, ставшая для писателя олицетворением нормальной, новой жизни – вот главное и, к сожалению, единственной, до конца последовательный противник бесчеловечной, мертвенной идеи государства. Вспомним Органчика. В чём причина его поломки? То ли под влиянием прекрасного весеннего дня (естество!) он улыбнулся, и машина государственности вдруг заработала в несвойственном для неё режиме – режим естественности, человечности и сломалась. Вот эта – то несовместимость идеи государственности и идеи человечности доводится Угрюм – Бурчеевым до предела.
Одним из прототипов этого градоначальника был Аракчеев (военный министр в последние годы царствования Александра Второго).

собой самодержавие, противопоставлены в книге щедрина глуповцы.
.
-Что представляют из себя глуповцы? Как ведут себя под игом самовластия?
(Основное их качество: неиссякаемое терпение и сильная вера в начальство.
На эти качества указывают даже звукоизобразительные характеристики. Звуко-изобразительные характеристики градоначальников и глуповцев резко отличаются.

Черты характера,
звукоизобразительные
характеристики
градоначальников,
звукоизобразительные
характеристики
глуповцев,
черты характера

тупость
грубость
жестокость
идиотизм
ограниченное
властолюбие
окрики, крики!
звуки трубы и барабана
пушечная стрельба
раскаты грома
хлопки
гул
свист
треск
грохот
стоны
вопли
тишина
безмолвие
лепет
шёпот
вздохи
ропот
плач
тихо гудела
шипела толпа
неразвитость
покорность
долготерпение
начальстволюбие
смирение
темнота

- Но возможно ли смеяться над народом? На что обречен народ? Какова судьба глуповцев.
«Я люблю Россию до боли сердечной, - утверждал писатель, - и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России. » Увидеть страну такой, какой она предстала в романе, мог только человек, гражданин, свято веривший в великое будущее России. Иначе изображение беспросветной жестокости, тупости, ограниченности градоначальников, олицетворяющих истинную, законную власть в Глупове, только усилило бы ощущение безысходности.
Трагическая судьба глуповцев закономерна. Они веками живут в этом выдуманном, фантасмагорическом городе, призрачном и реальном, нелепом и страшном. Писатель говорил, что он рассчитывал « на возбуждение в читателе горького чувства, а отнюдь не веселонравия». Страшно за Глупов не только потому, что в нем властвуют тупые начальники, - тяжелее всего видеть безропотность и терпеливость народа.

5. Проблема финала.

Взбунтовавшееся естество сметает с лица земли угрюм – бурчеевскую утопию. Но финал книги остаётся тёмным, о чём свидетельствуют различные трактовки эпизода в литературоведении.
- ОНО означает предсказание народной революции.
-ОНО знаменует начало ещё более жёсткоё реакции.
Обе версии спорны.
«История одного города» - это сатира современности. Писатель отобрал и обобщил то, что было равно характерно для эпох, отстающих друг от друга на десятилетия и даже на столетия, т.е. созданные им образы, черты были присущи как прошлому, так и настоящему».

- Почему же в данном произведении она прекратила течение своё?
Поможет в этом разобраться жанр книги. «История одного города» - это антиутопия, т.е. изображение опасных последствий, связанных с построением общества, т.е. книга – предупреждение о том, что будет, если у власти будут такие градоначальники и им будут подчиняться такие, как глуповцы.

Заранее подготовленный учащийся зачитывает вывод.

Вывод. История города Глупова, с точки зрения сатирика, обречена на гибель как нечто противоестественное, уродливо – неразумное и бесчеловечно – жестокое. В связи с этим ОНО символизирует неминуемое возмездие, которое посылает Глупову истинная история. Это произведение не только антиутопия, но и пророчество.

Обращаясь в своей книге к истории, связывая прошлое и настоящее время, писатель пытался найти основы для будущего. В сложном сплетении прошлого и настоящего, фантастического и реального, истории и coвpeмeнности создавались гротескные, сатирические образы, oтражающие сущность российской действительности. Cвoей необычностью и дерзостью «История одного города-вызвала недоумение у читателя: что это - пародия на русскую историю, обличение cовpeмeннoгo писателю порядка вещей, фантастика или что-то другое? Сам писатель не дал прямого ответа на эти вопросы. «Кто как xoчет, тот пусть так и понимает», - говорил он.
VII. Рефлексия:
Достигли ли мы поставленных на уроке целей?
Тема урока раскрыта?
Каков был замысел сатирика?
Что больше всего запомнилось в произведении?
Син-квейн
VIII. Оценивание.
IX. Домашнее задание
Написать эссе на тему «Впечатление от романа «История одного города»
Прочитать Сказки «Дикий помещик», «Премудрый пескарь».
Индивидуальные задания:подготовить проект «Традиции сатиры в произведениях Салтыкова –Щедрина»

Давным-давно жил народ, который называли головотяпами. Люди дали им такое странное прозвище из-за крепкой головы, которой они постоянно куда-нибудь стучали. Недалеко от них жили другие не менее странные народы. Их названия тоже были очень оригинальными: лягушечники, губошлепы, кособрюхие и многие другие. Жили соседи не очень дружно. Они постоянно ссорились и калечили друг друга. Дошло дело до того, что у них почти не осталось женщин, чтобы продолжать род.

Тогда головотяпы задумались над тем, что необходимо что-то в жизни изменить. Они захотели командовать остальными народами. Хитрые головотяпы предложили соревнование на выяснение главенства: необходимо было ударяться головами друг о друга до победы одного из противников. Таким образом, головотяпы победили и стали во главе.

Их управление не навело порядка в стране. Они совершали очень глупые и необъяснимые поступки. Например, затянули теленка на баню, застрелили собаку вместо волка, подпирали палками небо, чтобы оно не упало.

Затем головотяпы поняли, что у них ничего не выходит. Они посовещались и решили князя себе найти, чтобы он ими управлял. Они нашли двух князей, которые узнав о их глупости, не согласились к ним ехать. Они посоветовали найти себе глупого руководителя.

Долго искали головотяпы князя и наконец-то нашли. Князь дал им название глуповцы и поставил над ними управляющего. Но, из этого ничего не вышло. Вор, который присматривал за делами в городе Глупове, постоянно устраивал бунты. Заменил князь его другим, но и тот оказался не лучше. В наказание за его проступки князь отрезал надсмотрщику язык.

Понял князь, что надо брать все в свои руки, и приехал в Глупов. Закричал он грозно на жителей города, что будет их нещадно пороть. С того момента начались в городе совсем другие времена.

Из-за своей глупости люди нажили себе лишние проблемы.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Популярные сегодня пересказы

  • Та сторона, где ветер — краткое содержание повести Крапивина
    В небольшом городе живёт мальчуган Генка, он учится в школе, но с успеванием у него проблемы. Мальчик так и не смог сдать зачёт по английскому языку и оставлен на пересдачу. Ситуация для
  • Чужая кровь — краткое содержание рассказа Шолохова
    В станице Филипповка осенней ночью подолгу не спится деду Гавриле. Он просыпается, кашляет и всё ходит по двору, около дома. Он думает о пропавшем без вести во время войны сыне Петре.
  • Человек в футляре — краткое содержание рассказа Чехова
    Начинается рассказ с описания ночлега двух охотников: Чимша-Гималайского и Буркина. Буркин ведает Ивану Ивановичу один случай. Главный герой этого случая учитель в гимназии – Беликов, были они коллегами.
  • Время жить и время умирать — краткое содержание Ремарк
    События произведения разворачиваются в последние годы Второй мировой войны. Главным героем романа является Эрнст Гребер, немецкий солдат, участвующий в войне с ее первых дней.

Салтыков-Щедрин. Все произведения

  • Баран-непомнящий
  • Бедный волк
  • Богатырь
  • Верный Трезор
  • Ворон-челобитчик
  • Вяленая вобла
  • Господа Головлёвы
  • Деревенский пожар
  • Дикий помещик
  • Добродетели и Пороки
  • Дурак
  • Здравомысленный заяц
  • Игрушечного дела людишки
  • История одного города
  • Карась-идеалист
  • Кисель
  • Коняга
  • Либерал
  • Медведь на воеводстве
  • Недреманное око
  • О корени происхождения Глуповцев
  • Орёл-меценат
  • Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил
  • Помпадуры и помпадурши
  • Пошехонская старина
  • Премудрый пескарь
  • Пропала совесть
  • Рождественская сказка
  • Самоотверженный заяц
  • Сказка Гиена
  • Соседи
  • Христова ночь
  • Чижиково горе

На заре истории

В начале главы автор знакомит читателя со странным и очень своеобразным народом – головотяпами. Смысл авторского намёка проявляется позже: русские люди действительно головастые, толковые, но они не знают, куда применить свои силы, потому что необразованны. Головотяпы славятся тем, что бьются головами обо всё, что вздумается и даже устраивают соревнования, сравнивая, чья голова крепче. По причине своей непроходимой глупости, этот народ оказался на грани вымирания. Они впервые задумались о необходимости власти.

Власть передана

Язык главы напоминает древнюю летопись, эта изящная пародия проникнута тонким юмором и мудрым авторским сарказмом. Простым понятным языком, Салтыков-Щедрин показывает суть социально-политической обстановки в древней Руси. При этом он очень точно описывает исконно русскую натуру, которой свойственна дикость, неотёсанность и удивительная сила.

Статья будет полезна при подготовке к уроку литературы по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина или написанию сочинения “О корени происхождения глуповцев”: анализ”.

Попытка управлять своими силами

В начале головотяпы пытались сами взять власть в свои руки. Они победили в схватках с соседскими племенами благодаря крепости своих голов. Простодушно пытались навести порядок в своих рядах, но в реальности занимались другими делами (гонялись за собаками, затаскивали корову на крышу бани, подпирали небо), а управленческая деятельность оказалась им не по силам.

Основное содержание

От издателя

Издатель, имея давнее намерение написать историю какого-нибудь города или края, обнаруживает в архиве города Глупова связку тетрадей под названием «Глуповский летописец». Летопись охватывает период с 1731 г. (т. е. от воцарения Анны Иоанновны) по 1825 г. (восстание декабристов). Предваряет летопись «опись», составленная последним летописцем, а завершают несколько детских тетрадок, «заключающих в себе оригинальные упражнения на различные темы административно-теоретического содержания» – «об административном всех начальников единомыслии», «о благовидной градоначальников наружности», «о спасительности усмирений (с картинками)», «мысли при взыскании недоимок», «превратное течение времени», декларация «о строгости». Издатель замечает, что содержание «Летописца» во многом фантастично, однако он счел своим долгом сохранить все подробности. «С первой минуты до последней издателя не покидал грозный образ Михаила Петровича Погодина» (историка и публициста, владельца огромной библиотеки древнерусских рукописей, монархиста).

Обращение к читателю от последнего архивариуса-летописца

Данная глава – единственная в «Истории одного города», написанная от лица летописца Павлушки Маслобойникова и стилизованная под язык восемнадцатого века. Из четырех архивариусов двое носят фамилию Тряпичкин (см. «Ревизор» Н. В. Гоголя). Глупов сравнивается с древним Римом – на основании того, что построен на семи холмах (Россия считалась «Третьим Римом»), и потому что имеет собственных «Неронов преславных и Калигул, доблестью сияющих» (оба императора прославились не столько благодаря отваге, сколько жестокости и самодурству). И в Глупове и в древнем Риме «великое множество экипажей ломается и столь же бесчисленно лошадей побивается. Разница в том только состоит, что в Риме сияло бесчестие, а у нас – благочестие, Рим заражало буйство, а нас – кротость, в Риме бушевала подлая чернь, а у нас – начальники».

О корени происхождения глуповцев

В древности на севере жил народ по прозвищу головотяпы – «оттого, что имели привычку «тяпать» головами обо все, что бы ни встретилось на пути». По соседству жили племена губошлепов, кособрюхих, рукосуев, слепородов, лапотников, гущеедов, моржеедов и им подобные. У них не было ни вероисповедания, ни управления, и они постоянно враждовали друг с другом. Именно головотяпам первым пришла в голову мысль об объединении и единовластии. По предложению головотяпов представители всех племен соревнуются в умении тяпаться головами; первенство остается за головотяпами, которые объявляют себя главными и принимаются «устраиваться внутри, с очевидной целью добиться какого-нибудь порядка». Делают они это оригинальными способами – «Волгу толокном замесили, теленка на баню тащили, потом в кошеле кашу варили, потом козла в соложеном тесте утопили, потом свинью за бобра купили да собаку за волка убили, потом лапти растеряли да по дворам искали: было лаптей шесть, а сыскали семь; потом рака с колокольным звоном встречали, потом щуку с яиц согнали, потом комара за восемь верст ловить ходили, а комар у пошехонца на носу сидел, потом батьку на кобеля променяли, потом блинами острог конопатили, потом беса в солдаты отдавали, потом небо кольями подпирали, наконец утомились и стали ждать, что из этого выйдет.

Но ничего не вышло. Щука опять на яйца села; блины, которыми острог конопатили, арестанты съели… А рознь да галденье пошли пуще прежнего… Нет порядку, да и полно… Тогда надумали искать себе князя».

Головотяпы ищут князя и плутая в трех соснах, и на болоте, и на поляночке, куда их приводит вор-новотор. Последний князь соглашается владеть головотяпами, но наместником посылает самого вора-новотора. Прибыв домой, головотяпы основывают город Глупов. Вор-новотор недоволен покорностью подданных и провоцирует бунты, которые сам же и подавляет. Наместники неоднократно сменяются, но состояние дел остается прежним: непомерные поборы и притеснения, затем бунты, затем жестокое подавление бунтов, затем наместник учиняет нечто совсем безобразное (один проворовался, другой отдал всех женщин себе самому на поругание, третий убил и сжег слишком много народа и т. д.). Князь, проведав об этом, восклицает: «Несть глупости горшия, яко глупость!». Он самолично отправляется в Глупов и кричит: «Запорю!»

С этим словом начались исторические времена.

Следует «Опись градоначальникам», в которой кратко излагаются сведения о градоначальниках Глупова, в последующих главах развернутые в конкретные сцены.

Среди тех, кому не посвящены отдельные главы, – Клементий Амадей Мануйлович («вывезен из Италии Бироном… за искусную стряпню макарон; потом, будучи внезапно произведен в надлежащий чин, прислан градоначальником»), Урус-Кугуш-Кильдибаев Маныл Самылович (известный «безумной отвагой и даже брал однажды приступом город Глупов»), Ламврокакис («беглый грек, без имени и отчества и даже чина, пойманный графом Кирилою Разумовским в Нежине, на базаре. Торговал греческим мылом, губкою и орехами; сверх того, был сторонником классического образования. В 1736 году был найден в постели, заеденный клопами.») и проч.

Органчик

В августе 1762 г. в Глупов прибывает Дементий Варламович Брудастый. Он «молчалив и угрюм» и постоянно кричит: «Не потерплю!». Обыватели, которые любят, чтобы начальник вел себя любезно, недовольны Брудастым. Он запирается в своем кабинете, не ест, не пьет, а пишет распоряжения о всеобщей порке. Жители приходят в ужас, небезосновательно полагая, что «он этаким манером целый город выпорет». О градоначальнике распространяются слухи, что он не человек, а оборотень: за Брудастым замечены странные вещи. По ночам он тайком принимает у себя часовщика Байбакова, который выносит из дома градоначальника что-то, бережно завернутое в тряпицу.

Вскоре «именитейшие представители глуповской интеллигенции» получают повестки, в которых им приказано прибыть к Брудастому «для внушения». Обыватели собираются, вручают градоначальнику подношения, которые тот благосклонно принимает, но под конец вдруг, пытаясь крикнуть: «Не потерплю!», только шипит что-то неразборчиво и опрометью бросается в свою квартиру.

Через некоторое время письмоводитель обнаруживает, что голова начальника лежит отдельно от тела, поверх бумаг, подобно пресс-папье. Призывают Байбакова, который рассказывает историю своих посещений Брудастого. Градоначальник требовал (письменно), чтобы часовщик починил механизм (органчик), заключенный в его голове, но у Байбаква ничего не получается, и голову отправляют в Петербург. Из столицы получен ответ, что голову починили и выслали обратно в Глупов, но она никак не прибывает с почтой. Дело в том, что голову отправили с мальчиком, который, не умея правильно хранить такой тонкий инструмент, сунул голову под скамейку кареты. Голова же выкатилась оттуда и произнесла: «Разорю!» Испуганный мальчик выбросил голову. Ее подобрали и приставили к телу убитого лейб-кампанца. В то же время Байбаков приставляет к телу настоящего градоначальника его прежнюю голову. Два градоначальника встречаются перед взорами изумленных глуповцев. «Толпа медленно и в молчании разошлась».

Сказание о шести градоначальницах

В связи с тем, что Глупов остался без градоначальника, в течение семи дней «власть» переходит из рук в руки шести женщин, каждая из которых полагает, что имеет право занимать кресло начальника города.

«Ираида Лукинична Палеологова, бездетная вдова непреклонного характера, мужественного сложения, с лицом темно-коричневого цвета, напоминавшим старопечатные изображения», некогда была замужем за человеком, где-то исправлявшим должность градоначальника. На этом основаниии она со шпагой в руке вторгается в казначейство, берет казначея и бухгалтера в плен и обещает обывателям вдоволь водки.

В это время некий штаб-офицер выдвигает на место градоначальницы Клемантинку де Бурбон, чей отец был когда-то градоначальником, но, проигравшись в карты, был уволен. В Глупове бушует анархия; время от времени кого-нибудь сбрасывают с колокольни. Клемантинка во главе толпы, переметнувшейся к ней, движется к дому Ираидки. Та, не выдержав осады, «собрав награбленные в казне деньги, в виду всех взлетела на воздух вместе с казначеем и бухгалтером».

Клемантинку сменяет и сажает в клетку немка Амалия Штокфиш (жившая некогда у некоего градоначальника «в помпадуршах»).

В статье представлен анализ главы «О корени происхождения глуповцев», которая является частью романа «История одного города». По сути это художественная историческая сатира о том, что когда-то люди жили свободно и спокойно, но из-за собственной глупости нашли себе несчастье: у них появилась власть, правитель, которые были далеки от народа. Здесь проявилась вся простота и безграничная глупость смиренного долготерпящего народа, который именовался автором «головотяпами», а позже стал «глуповцами».


На заре истории

В начале главы автор знакомит читателя со странным и очень своеобразным народом – головотяпами. Смысл авторского намёка проявляется позже: русские люди действительно головастые, толковые, но они не знают, куда применить свои силы, потому что необразованны. Головотяпы славятся тем, что бьются головами обо всё, что вздумается и даже устраивают соревнования, сравнивая, чья голова крепче. По причине своей непроходимой глупости этот народ оказался на грани вымирания. Они впервые задумались о необходимости власти.

Попытка управлять своими силами

В начале головотяпы пытались сами взять власть в свои руки. Они победили в схватках с соседскими племенами благодаря крепости своих голов. Простодушно пытались навести порядок в своих рядах, но в реальности занимались другими делами (гонялись за собаками, затаскивали корову на крышу бани, подпирали небо), а управленческая деятельность оказалась им не по силам.

Власть передана

Его правление началось жёстко: он был строг, обещал пороть горожан за непослушание и проступки. Народ понял, что нажил себе ещё большее несчастье, но делать было нечего.

Язык главы напоминает древнюю летопись, эта изящная пародия проникнута тонким юмором и мудрым авторским сарказмом. Простым понятным языком, Салтыков-Щедрин показывает суть социально-политической обстановки на Руси. При этом он очень точно описывает исконно русскую натуру, которой свойственна дикость, неотёсанность и удивительная сила.

Статья будет полезна при подготовке к уроку литературы по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина или написанию сочинения “О корени происхождения глуповцев”: анализ”.

В 1870 году после ряда публикаций отдельных глав вышло в свет произведение Михаила Салтыкова-Щедрина «История одного города». Это событие получило широкий общественный резонанс: писателя обвиняли в насмешках над русским народом и очернении фактов российской истории. Жанр произведения – сатирическая повесть, обличающая нравы, взаимоотношения власти и народа в самодержавном обществе.

Повесть «История одного города» насыщена такими приемами, как ирония, гротеск, эзопов язык, иносказание. Все это позволяет автору, в отдельных эпизодах доводя до абсурда описываемое, ярко изобразить абсолютную покорность народа любому произволу власти. Пороки современного автору общества не изжиты и в наши дни. Прочитав «Историю одного города» в кратком содержании по главам, вы ознакомитесь с самыми важными моментами произведения, наглядно демонстрирующими сатирическую направленность повести.


Место и время действия

События романа происходят с 1731 по 1825 годы в вымышленном городе Глупове.

Главные герои

  • Главные герои повести – градоначальники, каждый из которых сумел чем-то запомниться в истории города Глупова. Поскольку портретов градоначальников повесть описывает немало, стоит остановиться на наиболее значимых персонажах.
  • Брудастый – потряс жителей своей категоричностью, своими возгласами по любому поводу «Разорю!» и «Не потерплю!».
  • Двоекуров со своими «великими» реформами относительно лаврового листа и горчицы представляется совсем безобидным на фоне последующих градоначальников.
  • Бородавкин – воевал с собственным народом «за просвещение».
  • Фердыщенко – его алчность и похоть едва ли не погубили горожан.
  • Прыщ – к такому правителю, как он, народ оказался не готов: слишком хорошо людям жилось при нем, не вмешивающимся ни в какие дела.
  • Угрюм-Бурчеев – при всем своем идиотизме он сумел не только стать градоначальником, но и погубить весь город, пытаясь воплотить в жизнь свою бредовую идею.

Другие персонажи

  • Если главные герои – градоначальники, второстепенные – народ, с которыми они взаимодействуют. Простой народ показан как собирательный образ. Автор в целом изображает его как повинующегося своему правителю, готового терпеть все притеснения и различные странности своей власти. Показаны автором как безликая масса, которая бунтует только тогда, когда вокруг происходит повальная гибель людей от голода или пожаров.

для самых компанейских -

для самых занятых -

для самых любопытных -

для самых крутых -

Краткое содержание

От издателя

«История одного города» рассказывает о городе Глупове, его истории. Глава «От издателя» голосом автора уверяет читателя в том, что «Летописец» подлинный. Он приглашает читателя «уловить физиономию города и уследить, как в его истории отражались разнообразные перемены, одновременно происходившие в высших сферах». Автор подчеркивает, что сюжет повествования однообразен, «почти исключительно исчерпывается биографиями градоначальников».

Обращение к читателю от последнего архивариуса-летописца

В этой главе автор ставит перед собой задачу передать «трогательное соответствие» власти города, «в меру дерзающей» народу, «в меру благодарящего». Архивариус рассказывает о том, что представит читателю историю правления в городе Глупове градоначальников, один за другим сменяющихся на высшем посту. Рассказчики, четверо местных летописцев, излагают поочередно «подлинные» события, происходящие в городе с 1731 по 1825 гг.

О корени происхождения глуповцев

В этой главе рассказывается о доисторическом времени, о том, как древнее племя головотяпов одержало победу над соседними племенами лукоедов, гущеедов, моржеедов, лягушечников, кособрюхих и проч. После победы головотяпы стали думать о том, как навести порядок в своем новом обществе, поскольку дела у них никак не шли на лад: то «Волгу толокном замесили», то «теленка на баню затащили». Они решили, что им нужен правитель. С этой целью головотяпы отправились искать князя, который бы управлял ими. Однако все князья, к которым они обращались с этой просьбой, ответили отказом, поскольку никто не захотел управлять глупыми людьми. Князья, “поучив” жезлом, головотяпов отпускали с миром и с «честию». Отчаявшись, они обратились к вору-новотору, который сумел помочь найти князя. Князь ими управлять согласился, однако жить вместе с головотяпами не стал – послал в качестве своего наместника вора-новотора.

Головотяпов переименовал в «глуповцев», а город соответственно стал называться Глупов.
Управлять глуповцами новотору было совсем несложно: этот народ отличался покорностью и беспрекословным исполнением приказов власти. Однако их правителя это не радовало, новотор желал бунтов, которые можно было бы усмирять. Финал его правления был очень печален: вор-новотор проворовался до того, что князь не выдержал и послал ему петлю. Но новотор сумел и из этой ситуации вывернуться: не дожидаясь петли, он «зарезался огурцом».

Затем в Глупове стали поочередно появляться другие правители, которых присылал князь. Все они – одоевец, орловец, калязинец – оказались бессовестными ворами даже еще хуже новатора. Князь устал от таких событий, лично явился в город с криком: «Запорю!» Этим криком начался отсчет «исторического времени».

Опись градоначальникам, в разное время в город Глупов от вышнего начальства поставленным (1731 — 1826)

В этой главе перечисляются поименно градоначальники Глупова и кратко упоминаются их «достижения». Говорится о двадцати двух правителях, один другого хуже и чудней. Так, например, об одном из градоправителей в документе записано так: «22)Перехват-Залихватский, Архистратиг Стратилатович, майор. О сем умолчу. Въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки».

Органчик

1762 год ознаменовался началом правления градоначальника Дементия Варламовича Брудастого. Глуповцы были удивлены тем, что их новый правитель угрюм и не говорит ничего, кроме двух фраз: «Не потерплю!» и «Разорю!». Они не знали, что и думать, до тех пор, пока не открылась тайна Брудастого: его голова совсем пустая. Письмоводитель случайно увидел ужасную вещь: туловище градоначальника по обыкновению сидело за столом, а вот голова отдельно лежала на столе. И в ней не было ничего вообще. Горожане не знали, что теперь им делать. Они вспомнили о Байбакове, мастере часовых и органных дел, который совсем недавно приходил к Брудастому. Расспросив Байбакова, глуповцы выяснили, что голова градоначальника была оснащена музыкальным органчиком, который исполнял только две пьески: «Не потерплю!» и «Разорю!». Органчик вышел из строя, отсырев в дороге. Мастеру самостоятельно починить его не удалось, поэтому он заказал в Санкт-Петербурге новую голову, однако заказ что-то задерживался.

Наступило безвластие, финал которому положило неожиданное явление одновременных двух абсолютно одинаковых правителей-самозванцев. Они увидели друг друга, «смерили друг друга глазами», а наблюдавшие эту сцену жители молча медленно разошлись. Прибывший из губернии рассыльный забрал с собой обоих «градоначальников», а в Глупове началась анархия, которая длилась целую неделю.

Сказание о шести градоначальницах (Картина глуповского междоусобия)

Это время было очень насыщено событиями в сфере градоправления: город пережил целых шесть градоначальниц. Жители наблюдали борьбу Ираиды Лукиничны Палеологовой, Клемантинки де Бурбон, Амалии Карловны Штокфиш. Первая уверяла, что достойна быть градоначальницей из-за того, что ее муж какое-то время занимался градоначальничейской деятельностью, у второй – занимался отец, третья некогда сама была градональнической помпадуршей. Помимо названных, на власть претендовали также Нелька Лядоховская, Дунька-толстопятая и Матренка-ноздря. Оснований у последних претендовать на роль градоначальниц не было вообще. В городе разыгрались нешуточные баталии. Глуповцы топили и сбрасывали с колокольни своих сограждан. Город устал от анархии. И тут наконец-то появился новый градоначальник – Семен Констатинович Двоекуров.

Известие о Двоекурове

Новоявленный правитель Двоекуров правил Глуповым в течение восьми лет. Он отмечен как человек передовых взглядов. Двоекуров развил деятельность, которая стала для города благотворной. При нем стали заниматься медо- и пивоварением, приказал обязательно употреблять в пищу горчицу и лавровый лист. В его намерения входило учреждение в Глупове академии.

Голодный город

На смену правления Двоекурова пришел Петр Петрович Фердыщенко. Город жил в течение шести лет в благополучии и процветании. Но на седьмой год градоправитель влюбился в Алену Осипову, жену ямщика Митьки. Однако Аленка чувств Петра Петровича не разделила. Фердыщенко предпринимал всевозможные действия, чтобы заставить Аленку полюбить его, даже отправил Митьку в Сибирь. Аленка стала благосклонной к ухаживаниям градоначальника.

В Глупове началась засуха, а вслед за ней начались голод и людские смерти. Глуповцы потеряли терпение и отправили к Фердыщенко посланца, однако ходок не вернулся. Поданное прошение также не нашло ответа. Тогда жители взбунтовались и сбросили Аленку с колокольни. В город пришла рота солдат для подавления бунта.

Соломенный город

Следующим любовным увлечением Петра Петровича стала стрельчиха Домашка, которую он отбил у «опчества». Вместе с новой любовью в город пришли пожары, вызванные засухой. Сгорела Пушкарская слобода, затем Болотная и Негодница. Глуповцы обвинили Фердыщенко в новой напасти.

Фантастический путешественник

Новая глупость Фердыщенко едва ли навлекла новую беду на горожан: он отправился в путешествие по городскому выгону, заставляя жителей одаривать себя съестными припасами. Путешествие закончилось спустя три дня смертью Фердыщенко от обжорства. Глуповцы испугались, что их обвинят в намеренном «окормлении бригадира». Однако спустя неделю страхи горожан рассеялись: прибыл из губернии новый градоправитель. Решительный и деятельный Бородавкин положил начало «золотого века Глупова». Люди стали жить в полном изобилии.

Войны за просвещение

Василиск Семенович Бородавкин, новый градоначальник Глупова, изучил историю города, и решил, что единственный предыдущий правитель, на которого стоит равняться – Двоекуров, и поразило его даже не то, что предшественник вымостил улицы города и собрал недоимки, а то, что при нем сеяли горчицу. К сожалению, народ уже забыл его и даже перестал высеивать эту культуру. Бородавкин решил вспомнить прежние времена, возобновить посев горчицы и употребление ее в пищу. Но жители упорно не хотели возвращаться к прошлому. Глуповцы бунтовали стоя на коленях. Они боялись, что в том случае, если повинуются Бородавкину, в будущем он заставит их «еще какую ни на есть мерзость есть». Градоначальник предпринял военный поход на Стрелецкую слободу, «источник всего зла», чтобы подавить бунт. Поход длился девять дней и совсем успешным назвать его сложно. В абсолютной тьме свои бились со своими. Градоначальник претерпел измену своих сторонников: однажды утром он обнаружил, что большое число солдат уволили, на смену им поставили оловянных солдатиков, сославшись на некую резолюцию. Однако градоправитель сумел выстоять, организовав из оловянных солдатиков резерв. Он дошел до слободы, однако никого там не нашел. Бородавкин начал разбирать дома по бревнам, что заставило слободу сдаться.
Будущее принесло еще три войны, которые также велись за «просвещение». Первая из трех последующий войн велась за разъяснение жителям города пользы каменных фундаментов домов, вторая – из-за отказа жителей выращивать персидскую ромашку, а третья – против учреждении академии в городе.
Итогом правления Бородавкина стало обнищание города. Градоначальника не стало в тот момент, когда он в очередной раз решил сжечь город.

Эпоха увольнения от войн

В сокращении последующие события выглядят так: окончательно оскудел город при очередном правителе капитане Негодяеве, который сменил Бородавкина. Негодяева очень скоро уволили за несогласие с навязыванием конституции. Однако летописец счел эту причину формальной. Истинным же поводом стал тот факт, что градоначальник в свое время служил истопником, что в определенной мере расценивалось как принадлежность к демократическому началу. А войны за просвещение и против него были не нужны истощенному сражениями городу. После увольнения Негодяева «черкешенин» Микеладзе взял бразды правления в свои руки. Однако и его правление никак не повлияло на положение в городе: Глуповом градоначальник не занимался вообще, поскольку все его помыслы были связаны исключительно с представительницами прекрасного пола.

Беневоленский Феофилакт Иринархович стал преемником Микеладзе. Другом по семинарии нового градоправителя был Сперанский, и от него, очевидно, Беневоленскому передалась любовь к законодательству. Им были написаны такие законы: «Всякий человек да имеет сердце сокрушенно», «Всяка душа да трепещет» и «Всякий сверчок да познает соответствующий званию его шесток». Однако на написание законов Беневоленский не имел права, он вынужден был их издавать тайно, а ночами разбрасывать по городу свои труды. Продолжалось это совсем недолго: его заподозрили в связях с Наполеоном и уволили.

Следующим был назначен подполковник Прыщ. Удивительно было то, что при нем город жил в изобилии, урожаи собирали огромные, несмотря на то, что градоначальник совершенно не занимался своими прямыми обязанностями. Горожане вновь что-то заподозрили. И были в своих подозрениях правы: предводитель дворянства заметил, что голова градоправителя источает запах трюфелей. Он напал на Прыща и съел фаршированную голову правителя.

Поклонение мамоне и покаяние

В Глупове появился преемник съеденного Прыща – статский советник Иванов. Однако тот скоро умер, так как «оказался столь малого роста, что не мог вмещать ничего пространного».

На смену ему пришел виконт де Шарио. Этот правитель не умел делать ничего, кроме того, что веселиться постоянно, устраивать маскарады. Он «дел не вершил и в администрацию не вмешивался. Это последнее обстоятельство обещало продлить благополучие глуповцев без конца…» Но эмигранта, позволившего жителям обратиться в язычество, было велено выслать за границы. Интересно, что он оказался особой женского пола.

Следующим в Глупове появился статский советник Эраст Андреевич Грустилов. К моменту его появления жители города уже стали абсолютными идолопоклонниками. Они забыли Бога, погрузившись в разврат и лень. Они перестали работать, сеять поля, надеясь на какое-то счастье, и как результат – в город пришел голод. Грустилова такое положение заботило очень мало, поскольку он был занят балами. Однако в скором времени произошли перемены. Жена аптекаря Пфейера повлияла на Грустилова, указав истинный путь добра. И главными людьми в городе стали убогие и юродивые, которые в эпоху идолопоклонничества очутились на обочине жизни.

Жители Глупова раскаялись в своих грехах, однако этим дело и закончилось – работать глуповцы так и не начали. Ночами городской бомонд собирался на чтение трудов г. Страхова. Об этом скоро стало известно высшему начальству и Грустилову пришлось распрощаться с должностью градоправителя.

Подтверждение покаянию. Заключение

Последним градоначальником Глупова стал Угрюм-Бурчеев. Этот человек был полнейшим идиотом: «чистейший тип идиота», как пишет автор. Для себя он поставил единственную цель – сделать из города Глупова город Непреклонск, «вечно-достойныя памяти великого князя Святослава Игоревича». Непреклонск должен был выглядеть так: городские улицы должны быть однотипно прямыми, дома и строения также идентичными друг другу, люди тоже. Каждый дом должен стать «поселенной единицей», за которой будет наблюдать его, Угрюм-Бурчеева, шпион. Горожане называли его «Сатана» и испытывали по отношению к своему правителю смутный страх. Как оказалось, небеспочвенно: градоначальник разработал детальный план и приступил к воплощению его в жизнь. Он разрушил город, не оставив камня на камне. Теперь предстояла задача строительства города его мечты. Но нарушала эти планы река, она мешала. Угрюм-Бурчеев начал с ней настоящую войну, использовал весь мусор, который остался в результате разрушения города. Однако река не сдавалась, размывая все возводимые плотины и дамбы. Угрюм-Бурчеев развернулся и, ведя за собой народ, ушел от реки прочь. Он выбрал новое место для строительства города – ровную низину, и начал возводить город своей мечты. Однако что-то пошло не так. К сожалению, что именно помешало строительству, узнать не удалось, поскольку записи с подробностями этой истории не сохранились. Известна стала развязка: «…время останавливало бег свой. Наконец земля затряслась, солнце померкло… глуповцы пали ниц. Неисповедимый ужас выступил на всех лицах, охватил все сердца. Оно пришло…». Что именно пришло, читателю остается неизвестно. Однако судьба Угрюм-Бурчеева такова: «прохвост моментально исчез, словно растворился в воздухе. История прекратила течение свое».

Оправдательные документы

В финале повествования публикуются «Оправдательные документы», которые представляют собой сочинения Бородавкина, Микеладзе и Беневоленского, написанные в назидание другим градоначальникам.

И что в итоге?

Глуповцы — история глуповцев прекращается, когда их настигает неизвестное устрашающее природное явление.

Брудастый — прекращает своё правление из-за того, что органчик в его пустой голове отсырел. Глуповский мастер чинит его голову, но из Петербурга поступает и новая голова. В результате в городе оказывается два градоначальника Брудастых — с новой головой и со старой. Обоих самозванцев снимают с должности и увозят из города.

Бородавкин — градоправителя не стало, когда он готовился сжечь весь город.

Прыщ — умирает от того, что предводитель дворянства съел его фаршированную голову.

Двоекуров — прекращает правление городом в 1770 году.

Угрюм-Бурчеев — пропадает во время непонятного природного явления.

Фердыщенко — умирает от переедания.

Заключение

Краткий пересказ «Истории одного города» наглядно демонстрирует не только сатирическое направление повести, но и неоднозначно указывает на исторические параллели. Образы градоначальников списаны с исторических личностей, многие события также отсылают к дворцовым переворотам. Полная версия повести, безусловно, даст возможность детально ознакомиться с содержанием произведения.

Тест по рассказу

Краткое содержание произведение запомнится лучше, если вы попытаетесь ответить на вопросы этого теста.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: