Кто председатель европейского суда по правам человека

Обновлено: 24.04.2024

3 сентября 1953 года вступила в силу Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, которая не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты.

"Подавляющая часть решений, которые выносит ЕСПЧ, объективно констатирует проблемы законодательства и правоприменения. Это серьезные вещи, носящий затяжной характер", - заявил министр юстиции РФ Александр Коновалов в ходе научно-практической конференции по мониторингу законодательства и правоприменения.

3 сентября 1953 года вступила в силу Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, которая не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты. Европейский суд, начавший свою деятельность в 1959 году, призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции ее государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путем рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Возможна также подача жалобы на нарушение конвенции государством - членом совета Европы со стороны другого государства-члена.

Согласно первоначальной системе все жалобы, поданные индивидуальными заявителями или государствами - участниками конвенции, становились предметом предварительного рассмотрения Европейской комиссии по правам человека. Она рассматривала вопрос об их приемлемости и при положительном решении передавала дело в Европейский суд по правам человека для принятия окончательного, имеющего обязательную силу решения. Если дело не передавалось в суд, оно решалось комитетом министров.

С 1 октября 1994 года заявителям было предоставлено право самим передавать свои дела в суд по жалобам, признанным комиссией приемлемыми.

С 1 ноября 1998 года Суд начал действовать в новой организационной форме как постоянно действующий судебный орган. В этот же день вступила в силу обновленная редакция Европейской конвенции.

Европейский суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции.

Компетенция ЕСПЧ распространяется на дела, а) касающиеся толкования и применения Конвенции, и б) переданные на его рассмотрение государствами-участниками Конвенции или Европейской комиссией по правам человека.

К производству принимаются

- индивидуальные жалобы, поданные физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией,

- жалобы на нарушение Конвенции государством-членом Совета Европы (СЕ) со стороны другого государства-члена.

Прежде чем жалоба будет подана в суд, необходимо строгое соблюдение нескольких непременных условий. Предметом жалобы могут быть только права, гарантируемые конвенцией. Жалоба может исходить только от самого потерпевшего. Жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом. Жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации конвенции. Для того, чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты своего права, и, прежде всего, судебные средства такой защиты.

ЕСПЧ не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства-участника Конвенции, поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не дает указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Однако ЕСПЧ вправе присудить "справедливое удовлетворение претензии" в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов.

Контроль за исполнением решений ЕСПЧ осуществляет Комитет министров СЕ.

Председатель - Люциус Вильдхабер /Luzius Wildhaber, Швейцария/.

Число судей соответствует числу государств, подписавших Конвенцию. Судьи от каждого из государств-участников избираются Парламентской Ассамблеей Совета Европы /ПАСЕ/ большинством поданных за них голосов из списка, включающего трех кандидатов, представляемых данным государством. Судьи избираются сроком на шесть лет /с возможностью переизбрания/, срок их полномочий истекает по достижении ими 70-летнего возраста. Судьи пользуются полной независимостью при исполнении своих обязанностей и не представляют интересы государства, его выдвинувшего.

В числе судей - Анатолий Иванович Ковлер /РФ/.

1. Большая палата - 17 судей.

2. Секции - по семь судей.

3. Комитеты - по трое судей.

Судья, назначенный от государства, участвующего в разбираемом споре, обязательно включается в состав Секции и Большой палаты. В случае невозможности этого /если судья не избран или же по каким-то причинам не может принять участия в данном разбирательстве/, указанное государство назначает лицо, выступающее в качестве судьи.

Штаб-квартира - Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет Европы.

Создание Европейского суда по правам человека связано с обеспечением исполнения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятой в 1950 г.

ЕСПЧ – международная судебная инстанция по рассмотрению обращений, связанных с нарушением прав человека.

В 1959 году был основан Европейский суд по правам человека, компетенция суда позволяет рассматривать жалобы граждан государств, членов Совета Европы, а также государств, ратифицировавших Европейскую конвенцию. Судебный орган находится во Франции в г. Страсбурге. В компетенцию европейского суда по правам человека входит вынесение постановлений в отношении жалоб, поданных индивидуальными заявителями или государствами о нарушении Конвенции.

Структура ЕСПЧ

Количество судей должно быть равно количеству участников Конвенции. ЕСПЧ состоит из 47 судей. Протокол № 14 гласит, что судьи могут быть избраны на 9 лет. Судейский состав избирается ПАССЕ из перечня, включающего три кандидатуры, который подает каждое государство

Вспомогательным органом суда является Секретариат ЕСПЧ. В состав Секретариата входят юристы, администрация, технические работники, переводчики.

На должность судей избираются люди с высокими моральными качествами и высоким уровнем профессионализма, обладающие общепризнанным авторитетом Судьи не могут быть переизбраны на другой период.

Дела в суде рассматривают Комитеты, куда входят три судьи, Палаты, куда входят семь судей и Большая палата, состоящая из семнадцати судей.

В Суде проходят Пленарные заседания, куда приглашаются все судьи Суда. В компетенции Пленарного заседания находятся: выборы Председателя, его заместителей, Председателей палат, а также утверждение состава палат, выборы Грефье и его заместителей.

Грефье – должностное лицо Суда, в обязанности которого входит составление официальных отчетов, редактирование документов. Это секретарь высших судебных мест.

В суде работают четыре секции, образованные на Пленарном заседании. Рассмотрением дел и вынесением решений по существу занимаются Палаты Суда и Большая палата.

Дело для рассмотрения передается в одну из Секций, которая, в свою очередь, образует Палату, куда входят Председатель Секции, судья от страны – стороны по делу, и пять человек, представителей секции, назначенных председателем.

Для рассмотрения дел в Большой палате необходимо присутствие судьи от страны, необходимого количества судей. Председательствует в Большой палате Председатель Суда или его заместитель. В юрисдикции Большой палаты находятся самые сложные дела ЕСПЧ.

Комитеты образуются сроком на один год и решают вопросы о приемлемости жалобы по требованиям Конвенции. Задачей Комитетов является не рассмотрение жалобы по существу, а проверка по критериям. Три судьи принимают решения по типовым делам, где правоприменение Суда явно прослеживается.

Суд может обратиться с просьбой к Комитету об уменьшении числа судей в палате для более продуктивного рассмотрения дел.

Грефье руководит деятельностью Секретариата ЕСПЧ, ведущего переписку с заявителями, помогающего судье-докладчику по делу.

Россия ратифицировала Протокол № 14 к Конвенции в 2010 году, в него внесены изменения в контрольный механизм Конвенции. Применение Протокола осуществляется наряду с процедурами совершенствования функционирования ЕСПЧ для укрепления стабильности его Регламента. Комитеты министров Совета Европы контролируют использование финансовых средств и обеспечение подбора персонала Секретариата.

Процессуальные нормы рассмотрения жалоб в ЕСПЧ принимаются в форме международного договора, подлежащего ратификации, или выраженным государственным согласием на его обязательность.

Если Россия является одной из сторон спора, а судья – не член Комитета, Россия имеет право требовать предоставления судье возможности замещения одного из членов Комитета.

Компетенция ЕСПЧ

В компетенцию суда входит прием жалоб от физических лиц, неправительственных организаций, групп частных лиц, которые стали объектами нарушений Конвенции. Суд не всегда считает дело подлежащим рассмотрению, лишь после использования всех внутренних средств защиты с точки зрения права. Здесь действует критерий исчерпанности.

По отношению к России ЕСПЧ признал достаточным для подачи жалобы рассмотрение дела судом первой и кассационной инстанций, надзорная инстанция эффективной не признана.

В Конвенции сказано, что Суд может принять дело к рассмотрению в течение полугода с момента принятия решения национальным судебным органом. Данный срок является пресекательным и лишает возможности рассчитывать на объявление жалобы приемлемой. Бывают отдельные случаи, когда ЕСПЧ принимает жалобу без вступившего в силу решения национального суда, если судопроизводство затягивается намеренно.

В полномочия Европейского суда по правам человека входит не принимать жалобу, если она анонимна или аналогична уже рассмотренной жалобе. Суд может объявить неприемлемой любую жалобу индивидуального порядка, если она несовместима с положениями Конвенции.

Если Суд определил жалобу приемлемой он:

  • рассматривает дело с представителями заинтересованных сторон, осуществляет расследование, если это необходимо;
  • способствует миролюбивому решению вопроса на основе положений Конвенции.

Заседания Суда носят открытый характер. Если дело рассматривается против государства, в заседаниях должен принимать участие судья от этого государства. Лица – участники судебных заседаний ЕСПЧ обеспечены иммунитетом от судебного разбирательства.

Страны не препятствуют поездкам участников с целью присутствия в Суде и их возвращению.

Руководствуясь положениями Конвенции Суд может объявить о ее нарушении. Если внутреннее право высокой договаривающейся стороны может устранить это нарушение лишь частично, Суд имеет право присудить компенсационные выплаты потерпевшей стороне.

По просьбе Комитета министров ЕС суд может вынести консультативное заключение, касающееся толкования положений Конвенции. Решение Суда является окончательным и не обжалуется.

Если нарушение, которое признано судом, продолжает иметь негативные последствия для заявителя, принимаются индивидуальные меры во внутреннем праве. Государство-ответчик возмещает расходы заявителя, возобновляет разбирательство по делу.

В 2004 году Комитетом министров ЕС была принята Декларация, в которой сказано об обеспечении эффективности исполнения Конвенции на национальном и европейском уровнях. Исполнение решения Суда контролируется Комитетом министров.

Государства имеют обязательства исполнять решения ЕСПЧ в добровольном порядке. Они принимают меры индивидуального и общего характера. Если Комитет министров констатировал факт отказа государства от исполнения решения Суда, он фиксирует невыполнение обязательств.

Меры общего характера сложны в определении и осуществлении. Чтобы решение ЕСПЧ было исполнено, а меры общего характера приняты, необходима большая аналитическая работа с целью выявления причин, которые привели к нарушениям. Это могут быть противоречия между законодательством и Конвенцией, отступление от законодательства, присутствие субъектного фактора.

Постановления Суда

Относительно правовой природы постановлений Суда одни ученые признают их прецедентный характер, другие настаивают на идеологическом компоненте, в виде рекомендаций национальным органам. Постановления ЕСПЧ не являются прецедентными.

Прецедент – это решение суда или административного органа по конкретному делу, которое создает новую норму права, становящуюся обязательной при рассмотрении аналогичных ситуаций.

Индивидуальность, новизна, обязательность – признаки, характеризующие прецедент как источник права.

Российская Федерация признает юрисдикцию Европейского Суда обязательной.

Высокие договаривающиеся стороны обязаны исполнять постановления Суда, где они являются сторонами.

ЕСПЧ не является создателем новых норм права, он проверяет соблюдение Конвенции и обязательств, взятых на себя государствами. Постановления ЕСПЧ не являются источником права.

Европейский Суд по правам человека: структура и состав

Количество судей, входящих в состав Европейского Суда по правам человека равно количеству стран, входящих в состав Совета Европы и ратифицировавших Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Таким образом один судья представляет одно государство, участника Конвенции.

Судьи не являются представителями государств, а принимают участие в работе Европейского суда не в качестве представителей государств, а в личном. Защита интересов своей страны не должна быть целью работы судьи.

Реорганизация Европейского суда, проведенная в 1998 г. руководящими органами Совета Европы, существенно повлияло на состав суда. Реорганизация была проведена с целью:

  1. сохранить преемственность судебной практики и обеспечить максимально эффективное использование судебного опыта, накопленного в предыдущие периоды;
  2. омолодить судейский состав, поскольку в предыдущем составе большинство судей были старше 70-ти лет или довольно близко к этому возрасту. Новый суд в большинстве своем составлен из судей возрастом 50-60 лет и в меньшей мере судьями, перешагнувшими возраст 60-ти лет.

Конвенцией не устанавливается нижний возрастной предел для судей в Европейском Суде по правам человека.

  1. сбалансировать гендерное представительство в суде, поскольку в предыдущих составах женщины судьи практически отсутствовали.

Одно из правил, действующих во время выборов судей в Европейском Суде, гласит, что если два претендента на должность, один из которых женщина, набирают во время голосования одинаковое количество голосов, то выбранной на должность считается женщина-судья.

Судьей Европейского Суда может быть выбрано исключительно лицо, выставленное претендентом исключительно государство, членом Совета Европы.

Как правило, судьями избираются граждане государств, представивших их в качестве претендентов, но это правило не носит обязательного характера.

Конвенция предусматривает выбор судей Парламентской Ассамблеей Совета Европы большинством голосов сроком на 6 лет с правом переизбрания.

Полномочия судей досрочно прекращаются на основании отставки, то есть ухода по собственному желанию, или освобождения от занимаемой должности. В случае отставки судья подпет соответствующее заявление на имя Председателя суда, а тот, в свою очередь, передает его Генеральному Секретарю Совета Европы. Освобождение судьи от занимаемой должности происходит в случае его несоответствия предъявляемым требованиям.

Европейский Суд по правам человека является абсолютно независимым органом. Исключено вмешательство в его деятельность и деятельность судей, входящих в его состав, со стороны других органов СЕ.

Шестой протокол Генерального соглашения о привилегиях и иммунитете СЕ постановил следующее:

  • в процессе исполнения своих обязанностей, а также во время перемещений, связанных с выполнением обязанностей, судья, равно ка и его багаж, не может быть задержан или арестован и в вопросах, связанных с таможенным контролем, обладает теми же привилегиями, что и глава дипломатической миссии;
  • документы, связанные с деятельностью судьи Европейского Суда, неприкосновенны, а официальные переписки судей не могут быть арестованы или подданы цензуре;
  • с целью обеспечения независимости и свободы слова в процессе исполнения обязанностей судьям предоставлен судебный иммунитет, относящийся ко всему сказанному, написанному или совершенному в процессе исполнения служебных обязанностей. Данный иммунитет действует и после того, как полномочия судьи прекращаются.

Статусом судьи также предусмотрен запрет на осуществление деятельности, несовместимой с принципами независимости и беспристрастности или противоречащих требованиям, вытекающим из полномочий судьи. Запрет распространяется на все время пребывания судьи в должности. Значимым для статуса также является правило старшинства, определяющееся исходя из возраста или времени пребывания в должности. Одно из правил Конвенции предусматривает обязательное участие в деле судьи от страны-представителя, являющейся стороной в рассматриваемом деле. Такая необходимость продиктована тем, что в результате такого рассмотрения Суд непосредственно сталкивается с правовыми нормами данного государства и вопросы, возникающие в процессе рассмотрения дела, лучше всего способен разъяснить именно судья, представляющий эту страну.

Структура Европейского Суда по правам человека

В качестве высшего распорядительного органа Европейского суда выступает пленарное заседание, в состав которого входят все без исключения судьи. Пленарное заседание решает важные организационные вопросы. Судебные функции не относятся к компетенции заседаний. К числу вопросов, обсуждаемых на пленарном заседании, относятся:

  • выборы руководящего состава суда, в том числе Председателя и его заместителей, а также Председателя Секции. Процесс выбора представляет собой тайное голосование. В случае, если ни один из кандидатов не получил абсолютное большинство голосов, проводится второй тур голосования. Во втором туре производится голосование за двоих кандидатов, получивших наибольшее количество голосов в первом туре. При равенстве голосов выбор производится по принципу старшинства;
  • вопросы образования судебных секций и утверждения их составов;
  • выборы руководителя судейского аппарата, именуемого Грефье, а также его заместителей;
  • утверждение регламента Суда, его толкования и внесение правок и изменений;
  • принятие решения об освобождения судей от занимаемых должностей на основании дискредитирующих фактов;
  • иные вопросы, вынесенные на рассмотрение пленарным заседанием Председателем или другими судьями. Пленарное заседание созывается Председателем Суда на основании требования не менее трети судей.

Решение пленарного заседания является правомочным только в случае, если в заседании принимало участие не меньше 2/3 от состава судей.

Ключевой фигурой Европейского Суда по правам человека является его Председатель. Он обладает широкими компетенциями, в числе которых выделяются:

  • организационные и управленческие функции, такие как осуществление руководства работой и управление делами Суда;
  • представительские функции, на пример взаимодействие с органами управления Совета Европы;
  • судебные функции, которые заключаются в председательствовании на пленарном заседании, заседании Большой Палаты и комитета 5-ти судей. Голос Председателя является определяющим в случаях, когда голоса судей разделяются поровну.

Судебные функции Председателя ЕСПЧ подчиняются принципам коллегиальности, согласно которых рассматриваются решения Суда.

1 апреля 2019 г. новым Председателем Европейского Суда по правам человек был избран представитель от Греции Линос-Александр Сицилианос, занимавший с мая 2017 г. должность вице-президента.

Председатель Европейского Суда выбирается сроком на три года с правом переизбрания путем голосования на Пленарном заседании. Выборы заместителей председателя проводятся по тем же правилам.

Пребывание судьи в должности Председателя ограничивается сроком его полномочий судьи.

C 2003 г. в Европейском Суде начал функционировать новый орган, именуемый Бюро и созданный с целью содействия Председателю в процессе выполнения обязанностей, связанных с руководством Судом и его подразделениями и улучшения координации работы Секций. На Бюро возложены обязанности по решению административных и внесудебных вопросов, находящихся в компетенции председателя суда и переданных им для рассмотрения Бюро. По результатам рассмотрения вопросов Бюро делает доклад и вносит предложения в процессе пленарного заседания. По результатам совещания Бюро составляется отчет на французском и английском языках и его копии передаются всем судьям.

Важным моментом деятельности Бюро также является выполнение им функций консультационного органа ЕСПЧ в случаях, когда Регламент предполагает предписание практических инструкций по отправлению правосудия.

Конвенция в ст. 26 предполагает создание на определенный срок палат, но в ст. 25 Регламента используется термин «секция». Такое разграничение в наименовании продиктовано необходимостью избегать смешения терминологии, поскольку Конвенцией также предусмотрено образование Комитетов, Палат и Большой палаты. Секции не занимаются непосредственно рассмотрением дел, но из их числа могут формироваться палаты, рассматривающие конкретные дела. Функции непосредственного отправления правосудия, то есть вынесения решений по существу возложены на Палаты и Большую Палату ЕСПЧ.

Секция в полном составе (11 судей) принимает участие в рассмотрении дела в процессе открытого публичного слушанья.

Секции Суда созданы с целью децентрализации в процессе распределения между судьями наростающего количества дел. Раньше эта функция возлагалась непосредственно на Председателя ЕСПЧ.

Европейский Суд разделен на четыре Секции, представленных равным количеством судей. Секции образуются в процессе пленарного заседания на основании предложения Председателя. Срок полномочий Секций аналогичен сроку полномочий Председателя и составляет 3 года. При создании Секций соблюдается баланс по географическому и гендерному критериям с учетом специфика права стран-участниц. Такое распределение способствует максимально всестороннему рассмотрению дел в каждой из Секций в независимости от того, интересы какого государства при этом подлежат рассмотрению.

Председатели Секций выбираются по общим правилам в процессе пленарного заседания.

Каждое дело, переданное в Секции рассматриваются образованной Палатой в составе 7-ми судей, в число которых входят: председатель, судья, представляющий государство и еще 5 судей из Секции, назначенных председателем. Дела подлежат рассмотрению Палатами в порядке очередности. Также Палатой может быть принято решение о рассмотрении в приоритетном порядке. Если судья, являющийся представителем от государства-участника конвенции не состоит в Секции, то он принимает участие в заседании Палаты на правах полноценного участника, а остальные судьи назначаются стандартным путем председателем Секции. Судьи, не получившие назначения в Палаты, принимают участие в слушании по делу без права голоса. Такие судьи имеют статус запасных и могут заменить судью, который был изначально назначен на это рассмотрение, но отсутствует.

Европейским Судом практикуется объединение в общее производства нескольких жалоб при условии, что они характеризуются сходностью предмета и в качестве ответчика выступает одно государство. Исходя из возрастающего количества жалоб такая практика, скорее всего, будет более широко применятся и в будущем.

Если в качестве ответчика и заявителя с общими интересами выступают два и более государства ст. 30 Регламента Европейского Суда предусмотрена возможность назначения общего судьи для заседания в Палате в качестве избранного по предложению Председателя. Соответствующее предложение вносится Председателем после ознакомления государств-участников с поданной жалобой в соответствии с требованиями ст. 54. Если соглашение о назначении единого избранного судьи между государствами не достигается, то такой определяется Председателем путем жребия из числа претендентов, поданных государствами-участниками процесса.

Высшей судебной инстанцией ЕСПЧ является Большая Палата, состоящая из 17-ти основных и 3-х запасных судей. На заседаниях Большой Палаты председательствует Председатель или же один из его заместителей. В состав Большой Палаты входят также Председатели Секций или их заместители и другие судьи. Состав суда Большой Палаты избирается жеребьевкой, проводимой Председателем при участии Секретаря. Правила жеребьевки обеспечивают соответствие принципам географической и гендерной сбалансированности и принимают во внимание специфику правовых систем государств – участников процесса. В результате такого подхода обогащается работа Суда, и увеличивает значимость принимаемых решений.

Ст. 30 Конвенции предусмотрена возможность отказа Палатой от своих компетенций в пользу Большой палаты, если дело, рассматриваемое в Палате касается существенных вопросов, связанных с толкованием положений Конвенции или Протоколов или решение рассматриваемых вопросов противоречит постановлениям, которые были вынесены Судом ранее. При этом в состав Большой палаты включаются Члены Палаты, ранее рассматривающей это дело и отказавшейся от своих компетенций. В исключительном случае любая из сторон процесса на протяжении 3-х месяцев после вынесения постановления Палатой имеет право подать письменное ходатайство о передаче рассмотрения дела в Большую Палату. При этом указывается существенный вопрос, касающийся толкования или применения Конвенции и ее Протоколов, или же другой существенной проблемы, требующей рассмотрения в Большой Палате. При рассмотрении подобных дел Большой Палатой в ее состав не входит судья, принимавший участие в совещаниях при первом рассмотрении. Исключением являются Председатель Палаты и судьи – представители государств, участвующих в процессе. Соответствующие прошения рассматриваются Коллегией в составе 5-ти судей. В состав Коллегии входит Председатель Суда и Председатели Секций или заместители. В коллегию не могут входить Председатели и заместители Секций, образовывавших Палату, которая рассматривала это дело ранее и судья – представитель государства, участвующего в процессе или его гражданин.

В соответствии со ст. 44 Конвенции постановления, вынесенные Большой Палатой являются окончательными, а решения Палат приобретают статус окончательных, когда:

  • сторонами сделано заявление о том, что рассматриваемое дело не будет перенаправлено в Большую Палату;
  • истек 3-х месячный срок с момента вступления в силу постановления и ни одной из сторон за прошедшее время не было подано прошения о передаче дела в Большую Палату;
  • прошение о передаче дела на рассмотрение в Большую Палату было отклонено Коллегией.

Окончательные постановления ЕСПЧ носят обязательный характер для выполнения всеми государствами – участниками Конвенции. Контроль за выполнением постановлений возлагается на Комитет Министров. Согласно ст. 44 Конвенции окончательные постановления Европейского суда должны быть опубликованы.

На протяжении года с момента публикации постановления согласно ст. 79 регламента любая из сторон дела может подать прошение в Суд с целью его разъяснения если обнаруживается факт, который на момент вынесения постановления не был/или не мог быть известен Суду, но мог быть решающим при принятии решения. Данное прошение может быть подано стороной, обнаружившей факт, на протяжении 6-ти месяце с момента обнаружения с обязательным подкреплением в виде документов. Рассмотрение такого прошения производится Палатой в ее изначальном составе. Палата может принимать решение об отклонении прошения, если отсутствуют основания для рассмотрения либо удовлетворить прошение и назначить дату повторного рассмотрения с уведомлением другой стороны процесса. В результате рассмотрения прошений Палаты выносят решения в виде постановлений.

Также допускается внесение исправлений в постановление по инициативе Суда или на основании ходатайства одного из участников процесса на протяжении месяца с момента вступления постановления в силу в части технических, арифметических и ошибок другого рода, а также описок.

Решение о количестве комитетов принимается Председателями Суда и Секций. В состав Комитета входят 3 судьи из одной Секции. Комитеты создаются на 12-ти месячный срок. В задачу Комитетов входит решение вопросов приемлемости к рассмотрению жалоб, внесенных в Секцию.

Комитеты не занимаются рассмотрением жалоб по существу, а лишь проверяют последние на соответствие критериям приемлемости.

Особый статус и функции секретаря в Европейском Суде по правам человека

Эффективная работа ЕСПЧ во многом зависит от организованности и профессиональности его аппарата.

Одной из важнейших функций Секретариата Европейского Суда является судебная. Ее основной отличительной чертой стоит отметить значительную вовлеченность представителей аппарата в процессы рассмотрения дел и принятия решений. Именно ввиду такой специфики руководителя аппарата ЕСПЧ называют Грефье (рус. секретарь). Грефье или его заместители вместе с ведущими сотрудниками аппарата, готовившими дело, принимают участие в судебных заседаниях. Они не обладают правом голоса, но при этом отвечают на вопросы судьи, дают разъяснения по вопросам, касающимся обстоятельств дела, а также в случае возникновения разночтений в документах на английском и французском языках. В процессе подготовки дел к слушаниям служба Грефье фиксирует вопросы, которые они считают самыми важными для принятия решения по делу. Также служба Грефье может заниматься подготовкой первоначального проекта решения по рассматриваемому делу. Ст. 25 Конвенции говорит об использовании Судом помощи референтов. Постановления Суда подписывает Председатель состава судей, рассматривавших дело, а также Грифье или кто-то из его заместителей. Дополнительной значимости Грифье добавляет тот факт, что последний пользуется иммунитетом, аналогичным установленному Протоколом для судей. Грефье избираются на пленарном заседании путем тайного голосования сроком на 5-ть лет с правом на переизбрание. Назначение состава секретариата, в том числе референтов, осуществляет Генеральный секретарь СЕ с согласия Председателя ЕСПЧ или Грефье согласно его поручения.

Особой функцией Грифье Регламент определяет связи со СМИ. При осуществлении данной функции он обязан «соблюдать требуемую от его должности осмотрительность», выполняя функции посредника при передаче и получении Судом информации по делу, подлежащему рассмотрению.

Значимость должности Секретаря также подчеркнуто в ст.1 Регламента, устанавливающей, что данный термин применим только к Секретарю Суда или Секретарю Секции.

Регламентом установлен ряд требований, предъявляемых к кандидату на должность Секретаря:

  • кандидат должен соответствовать высочайшим моральным критериям;
  • обладать необходимыми познаниями в области права, лингвистики и администрирования;
  • иметь необходимый опыт для выполнения своих обязанностей на занимаемой должности.

Секретарь может быть отстранен от занимаемой должности решением 2/3 голосов судей, принимающих участие в пленарном заседании в случае несоответствия секретарем требованиям, предъявляемым на данной должности.

В случае с избранием Грефье наиболее ярко отслеживается политика ЕСПЧ по сбалансированному представительству полов. Так, в случае, если в процессе голосования кандидаты на должность получают одинаковое количество голосов, приоритетом в назначении пользуется кандидат – женщина и только потом старший по возрасту кандидат.

Состав секретариата ЕСПЧ, в том числе референтов, назначает Генеральный секретарь СЕ с согласия Председателя ЕС или Грефье.

В настоящее время ведется обсуждение возможности вывода секретариата из подчинения Совету Европы с дальнейшей передачей в прямое подчинение Европейскому Суду.

Страсбургское правосудие: главные цифры за 2021 год

Европейский суд по правам человека отчитался о результатах работы за прошлый год. Жалоб, как и постановлений, стало больше. За двенадцать месяцев ЕСПЧ вынес свыше 1100 постановлений, более чем в 980 из них он установил хотя бы одно нарушение конвенции. Лидером по количеству последних стала Россия. При этом чаще всего российские власти, согласно статистике, пренебрегали правом на свободу и личную неприкосновенность.

Число жалоб растет

В 2021 году секретариат ЕСПЧ передал на рассмотрение судей 44 250 новых жалоб, что на 6% больше, чем годом ранее. Среди переданных жалоб больше всего турецких (9548), следом за ними идут российские (9432) и замыкают тройку украинские (3721).


ЕСПЧ традиционно не просто считает общее количество жалоб, приходящихся на ту или иную страну, но и сопоставляет полученный результат с численностью ее населения. При таком подходе лидеры антирейтинга меняются: вперед выходят Черногория, Сербия, а также Босния и Герцеговина (без учета микрогосударств). На каждые 10 000 жителей этих стран приходится по 6,14; 2,9 и 2,39 жалобы, соответственно.

И, напротив, меньше всего этот показатель у Великобритании (0,03 жалобы на 10 000 человек), Германии и Ирландии (по 0,07 жалобы на 10 000 человек). В России же на каждые 10 000 жителей приходится 0,66 заявления — это несколько выше среднего показателя по странам (0,53).

Решений стало больше

В 2021 году Страсбургский суд рассмотрел 36 092 жалобы, что несколько меньше, чем в 2020-м, — тогда их было 39 190. Но это не помешало судьям принять рекордное за последние 10 лет количество постановлений — 1105. При этом большая часть из этих постановлений выносилась по объединенным жалобам, так что полноценное разбирательство получили 3131 заявление (на 65% больше, чем в 2020 году).

Оставшуюся 32 961 жалобу судьи либо признали неприемлемыми, либо исключили из списка дел. Последнее случается, если заявитель не хочет продолжать дело (например, в случае мирного урегулирования) или не отвечает на корреспонденцию суда. Интересно, что в прошлом году резко — сразу на 58% — выросло число мировых: в 2021-м их было 2174 против 1375 в 2020-м.


В отношении России ЕСПЧ за 2021 год вынес 232 постановления по 741 жалобе, в то время как 5261 заявление суд признал неприемлемым или исключил из списка дел.

Всего сейчас дожидается судебного рассмотрения 70 150 жалоб. В прошлом году эта цифра была меньше — 62 000. Больше всего среди нерассмотренных жалоб российских. Они составляют почти четверть (17 013) от общего количества. На втором месте Турция с 15 251 заявлением, на третьем — Украина с 11 372 жалобами.

Россия — основной нарушитель

В подавляющем большинстве прошлогодних постановлений — 986 из 1105 — ЕСПЧ констатировал хотя бы одно нарушение конвенции. Больше всего таких постановлений Страсбургский суд вынес в отношении России — их было 219.


Чаще всего в 2021 году ЕСПЧ приходилось защищать право на свободу и личную неприкосновенность (306 постановлений с констатацией нарушений). А еще он нередко отстаивал запрет бесчеловечного или унижающего достоинство обращения (240 постановлений) и право на справедливое судебное разбирательство (204 постановления). Если говорить конкретно о России, то топ нарушаемых прав выглядит аналогичным образом.


Ежегодно ЕСПЧ не только публикует итоги прошедших двенадцати месяцев, но и актуализирует статистику за всю историю своей работы. Согласно обновленным данным, с 1959 по 2021 год суд принял 24 511 решений. В 20 785 из них он установил хотя бы одно нарушение конвенции. Большая часть таких решений — 3385 — приходится на Турцию, но Россия от нее не сильно отстает.


Как показывает статистика, чаще всего за эти годы страны, ратифицировавшие конвенцию, пренебрегали ст. 6 («Право на справедливое судебное разбирательство»). Подобное пренебрежение ЕСПЧ установил в 12 174 своих постановлениях. На втором месте идет ст. 5 («Право на свободу и личную неприкосновенность»), на третьем — ст. 3 («Запрещение пыток»). Нарушения этих статей Страсбургский суд констатировал в 4496 и 4001 своем постановлении, соответственно.

Россия и ЕСПЧ: итоги

15 марта Россия официально вышла из Совета Европы. Это запустило процесс выхода государства из Европейской конвенции по защите прав человека. Если ничего не изменится, он произойдет 16 сентября 2022 года. С этого дня россияне лишатся права обращаться в Европейский суд по правам человека — международную инстанцию, которая на протяжении 24 лет была эффективным механизмом контроля за российскими судами. Поэтому мы решили подвести предварительные итоги отношений России и ЕСПЧ, вспомнить важные решения и рассказать, как теперь гражданам защищать свои права.

«Серебряной свадьбы» не будет

25 февраля 2022 года, спустя всего день после начала специальной военной операции России на Украине, Совет Европы приостановил членство РФ. А 15 марта Россия начала процесс выхода из Совета Европы. В тот же день Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию, в которой порекомендовала комитету министров СЕ исключить Россию. На следующий день комитет министров принял решение о «немедленном» исключении России из Совета Европы.

Тогда же вице-спикер Совфеда Константин Косачев пообещал, что Россия «точно» денонсирует Европейскую конвенцию по защите прав человека. Она была ратифицирована в марте 1998 года, что дало россиянам возможность обращаться в Европейский суд по правам человека. Спустя 24 года они могут лишиться этой возможности.

Если ничего не поменяется, Россия перестанет быть стороной Европейской конвенции по правам человека с 16 сентября 2022 года. ЕСПЧ в своей резолюции закрепил, что не перестанет рассматривать жалобы, которые уже были поданы, и продолжит принимать жалобы на нарушения, совершенные до 16 сентября 2022 года, в том числе если внутригосударственные средства правовой защиты были исчерпаны позднее этой даты.

«Выход из Совета Европы не влечет резкого и одномоментного исключения возможности защиты нарушенных прав и свобод с помощью этого международно-правового механизма», — заверил адвокат КА Юков и Партнеры Юков и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market) группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Уголовное право 4 место По количеству юристов 12 место По выручке 17 место По выручке на юриста (более 30 юристов) Профайл компании × Джамали Кулиев.

Переходный период

Таким образом, Европейская конвенция по правам человека в отношении России, вероятнее всего, будет работать еще полгода. Все ранее вынесенные решения ЕСПЧ по жалобам будут иметь силу и остаются обязательными для исполнения Россией, за этим будет следить комитет министров Совета Европы. «Поэтому Россия не сможет отказаться, например, выплачивать присужденные по решениям ЕСПЧ компенсации заявителям», — объясняет Александр Забейда, управляющий партнер АБ Забейда и партнеры Забейда и партнеры Федеральный рейтинг. группа Уголовное право ×


Но как в таком случае будет организован процесс исполнения решений суда, в настоящий момент сложно предположить. Если же Россия напрямую откажется исполнять решения ЕСПЧ, то принудительные меры воздействия в отношении нее фактически будут исчерпаны.

Обязательность практики Страсбургского суда еще к моменту инициирования выхода из Совета Европы не была столь абсолютна, напоминает Кулиев. Ведь ст. 79 Конституции, измененная в 2020 году, разрешает не исполнять решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем основному закону. А по итогам 2020-го Россия лидировала по количеству неисполненных решений ЕСПЧ: на долю РФ приходилось 34% от всех дел, ожидающих исполнения.

Ссылаться на решения ЕСПЧ и Конвенцию гражданам и юристам по-прежнему будет можно, уверен Забейда. Кроме того, за годы отношений ЕСПЧ с Россией сложилась система определенных гарантий, выработанная по жалобам россиян. Поэтому суды при разрешении дела все-таки обязаны и дальше следовать этим гарантиями, несмотря на выход России из Совета Европы, добавляет юрист.

Куда теперь жаловаться?

На вопрос, какие органы заменят ЕСПЧ в России, ответил член Совфеда Андрей Клишас. Это будет Конституционный суд. «Возможно, для граждан будет упрощен и расширен «доступ к правосудию» в Конституционном суде, который и станет окончательной инстанцией, заменив в этом качестве ЕСПЧ», — ожидает Дмитрий Казаков, управляющий партнер АБ Казаков и партнеры Казаков и партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Экологическое право группа Антимонопольное право (включая споры) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Уголовное право 12 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 25 место По количеству юристов 27 место По выручке Профайл компании ×

Кроме этого, граждане могут обращаться напрямую в профильные комитеты ООН, например в Комитет по правам человека ООН, а также в рабочие группы и другие специальные органы ООН. Но их решения в основном носят рекомендательный характер и не обладают той юридической силой, какой обладали решения ЕСПЧ. Кроме того, ООН не может присудить денежную компенсацию.

«Вероятно, это приведет к тому, что фактически заявители останутся без принудительного механизма реализации вынесенных в их пользу решений и их права так и останутся незащищенными», — ожидает Забейда. Велика вероятность, что отсутствие контроля со стороны ЕСПЧ приведет к злоупотреблениям со стороны российских судов, ожидает юрист.

Как ЕСПЧ изменил Россию?

Прекращение отношений с ЕСПЧ никак не повлияет на правовую систему РФ, уверен Казаков. «В действительности ЕСПЧ никогда не оказывал практического влияния на отечественную законодательную и судебную практику, а после того как Конституционному суду было предоставлено право «проверять конституционность» постановлений Европейского суда, вердикты последнего в иерархии юридически обязывающих актов опустились ниже рекомендаций Роспотребнадзора», — уверен юрист.

Другие эксперты с Казаковым несогласны. Несмотря на имевшуюся возможность не признавать противоречащие Конституции решения ЕСПЧ и проблему с реального исполнения таких решений в России, сложившаяся за 24 года практика послужила важным ориентиром для восполнения некоторых пробелов уголовно-процессуального законодательства, уверена партнер АБ Казаков и партнеры Казаков и партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Экологическое право группа Антимонопольное право (включая споры) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Уголовное право 12 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 25 место По количеству юристов 27 место По выручке Профайл компании × Ирина Щербакова.


Нельзя недооценивать или обесценивать влияние практики Страсбургского суда на отечественную правовую систему: внешний суд — стимулирующий фактор для любого государства. А возможность обратиться в Европейский суд была важным наднациональным инструментом правовой защиты.

Влияние ЕСПЧ проявлялось не только в правоприменительной практике, в частности когда вступившие в законную силу судебные акты российских судов подлежали пересмотру, но и в законодательных целях, особенно для либерализации и гуманизации, подчеркивает Кулиев. «Многие решения Европейского суда стали прецедентными для российских судов и напрямую повлияли на российское правотворчество», — подтверждает Забейда.

Важные решения за 24 года

Ряд решений ЕСПЧ, принятых за время «сотрудничества» с Россией, оказался значимым для всей правовой системы.

Дело «Михеев против России» — одно из первых и громких дел о пытках в российской милиции, дошедшее до ЕСПЧ. «Многие дела о пытках после жалоб осужденных в ЕСПЧ возобновлялись, и сотрудники полиции привлекались к уголовной ответственности», — рассказывает Забейда. Это дело в 2016-м легло в основу Постановления Пленума ВС «О судебном приговоре». Тогда ВС выработал важную презумпцию доводов заявителя о незаконных методах следствия, пока тот находился под контролем правоохранителей. Обязанность ее опровергать возложили на самих правоохранителей, объясняет Щербакова.

После дела «Штукатуров против России», о котором напомнил Кулиев, были приняты поправки в Гражданский кодекс, которые обеспечили наиболее полную защиту прав и интересов граждан, страдающих психическими расстройствами.

ЕСПЧ также неоднократно указывал в своих решениях на несвоевременность исполнения решений российских судов в пользу заявителей, например в деле «Бурдов против России». Результатом стал новый закон о компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, напоминает Забейда. А еще решения ЕСПЧ стали поводом изменить законодательство в части этапирования осужденных: благодаря поправкам заключенные получили возможность отбывать наказание в регионах проживания близких родственников.

В ЕСПЧ часто жаловались на незаконное заключение под стражу и его продление. Например, Европейский суд часто указывал на аресты без достаточных причин и безосновательное продление срока содержания под стражей. Судьи упрекали российских коллег, делавших выбор в пользу СИЗО только исходя из тяжести преступления и «обоснованных подозрений» о намерении скрыться от следствия (дела «Королева против России» 2012-го и «Пелевин против России» 2011-го). «Полагаю, что многократные жалобы относительно заключения под стражу сыграли не последнюю роль в появлении новой меры пресечения в виде запрета определенных действий», — комментирует Щербакова.

Но есть и дела, которые не повлияли на правоприменение в России. Например, в 2012 году по делу «Ананьев и другие против России» ЕСПЧ крайне подробно описывал все нюансы содержания заявителей в СИЗО: перенаселенность, право на прогулку и доступ к свежему воздуху, туалет и прочее. Тогда же ЕСПЧ отметил, что мера пресечения в виде заключения под стражу должна применяться только в исключительных случаях, в частности в отношении обвиняемых по наиболее серьезным делам о насильственных преступлениях.

По итогам этого дела Европейский суд обязал Россию разработать эффективные средства правовой защиты, которые помогут предотвратить нарушение прав человека в СИЗО. «Но мы прекрасно знаем, что практика применения ст. 108 и 109 УПК не поменялась, а условия содержания в СИЗО фактически остались прежними», — полагает руководитель практики имущественных и обязательственных отношений Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Федеральный рейтинг. × Галина Гамбург. Забейда же отмечает, что благодаря тому же делу Ананьева в России был принят закон, предусматривающий порядок выплаты компенсаций за нарушения условий содержания под стражей. А Щербакова напоминает: даже сам ЕСПЧ признавал, что Россия все-таки предприняла ряд мер по улучшению условий содержания в пенитенциарной системе.

По состоянию на октябрь 2021-го на рассмотрении Госдумы находилось еще семь законопроектов, разработанных с учетом выводов Европейского суда.

До свидания или прощай?

За все время действия Европейской конвенции по правам человека ее денонсировало только одно государство — Греция. Это произошло в 1969 году. Но в ЕСПЧ в тот период каких-либо процессов против Греции не велось, напоминает Забейда, а уже через 5 лет она вновь ратифицировала Конвенцию и вернулась в Совет Европы.

В ближайшие годы ЕСПЧ будет рассматривать уже поданные жалобы россиян, а также те, что поступят в Страсбургский суд до сентября 2022-го. Сейчас в суде находится порядка 18 000 жалоб от граждан России, уже признанных первоначально приемлемыми. Еще какое-то количество жалоб было подано, но пока не проходило фильтр. А за следующие шесть месяцев наверняка поступит множество новых.

Возможно, когда-нибудь Россия вернется в Совет Европы и вновь ратифицирует Конвенцию по правам человека. А пока поддержание национального законодательства хотя бы на имеющемся уровне его соответствия конвенционным положениям — та задача, которую следует выполнять, уверен Кулиев.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: