Задачи верховного суда рф в условиях современных вызовов

Обновлено: 01.05.2024

В настоящее время Верховный Суд Российской Федерации и вся судебная система России функционирует в условиях различных глобальных вызовов и интенсивных социально-экономических процессов и реформ, что ставит новые задачи и определяет необходимость перехода судов на качественно новый уровень жизнедеятельности. Одним из таких вызовов, навсегда изменивших мир, является пандемия коронавируса, результаты которой глубоко повлияли на все общественные процессы, включая и судебное производство. Невозможно также отрицать факт того, что риск возникновения в будущем подобных пандемий сохраняется. Подобные вызовы безусловно требуют оперативных и современных решений.

В текущий момент законодательно предусмотрено право участников судебных процессов обращаться в суды с заявлением о своем участии в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи в других судах по месту жительства или нахождения. Данное право проведения судебных заседаний с использованием видео-конференц-связи предусматривается всеми процессуальными кодексами Российской Федерации, является важным средством обеспечения доступности и открытости правосудия.

Первое слушание дел в Верховном Суде Российской Федерации в режиме удалённого присутствия осуждённых было проведено 19 апреля 2000 года. С этого времени в Российской Федерации началось формирование видео-конференц-связи федерального уровня для проведения судебных заседаний.

Сейчас Верховный Суд Российской Федерации может работать по видео- конференц-связи более чем с 8000 абонентами территориально разнесённых объектов, а это любой суд Российской Федерации разного уровня процессуальных полномочий, следственные изоляторы, тюрьмы, воспитательные и исправительные колонии, колонии-поселения, лечебно-исправительных и лечебно-профилактических учреждения, туберкулезные и психиатрические больницы и т.п. С 2018 года к системе видео-конференц-связи стали подключаться мировые участки судей, которых по всей стране более семи с половиной тысяч участков.

Имея 20-летний опыт применения видео-конференц-связи Верховный Суд Российской Федерации с 2019 года остро занялся проблемой проведения судебных заседаний граждан путём веб-конференции.

Существует значительная разница между двумя смежными технологиями, а именно видео-конференц-связью и веб-конференции. Для этого раскроим определения этих технологий:

Видео-конференц-связь - это телекоммуникационная технология интерактивного взаимодействия трех и более удалённых абонентов, при которой между ними возможен обмен аудио- и видеоинформацией в реальном времени, с учётом передачи управляющих данных в основном по гарантированным каналам связи.

Веб-конференция - технология и инструментарий для организации онлайн-встреч и совместной работы в режиме реального времени через Интернет, а это не гарантированные каналы связи.

Основное сильное различие в гарантированности передачи данных, а это и аудио- и видео- данные.

Надёжность Интернета постепенно возрастает, этому способствует повышения качества и повсеместное внедрение сети Интернет, увеличение пропускной способности, а также постоянное развитие компьютерной техники, связи и сервисов "государственных услуг". С технической точки зрения технология веб-конференции позволяет уже сейчас с помощью средств вычислительной техники участвовать в судебном заседании, находясь при этом в офисе или даже дома. Возможность участия в судебном заседании с использованием технологии веб-конференции из офисных или жилых помещений будет обеспечена внедрением в судебную деятельность технологии биометрической аутентификации участника судебного заседания по лицу и голосу. Однако для более масштабного применения технологии необходимо провести интеграционные и коммуникационные мероприятия, согласования всех процессуальных процедур.

В целях противодействия распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции принято Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 8 апреля 2020 года N 821.

В целях уменьшения рисков распространению COVID-19 требуется предпринимать дальнейшие шаги по развитию дистанционного участия в судебных заседаниях, в том числе по дистанционному участию в рассмотрении дел и материалов безотлагательного характера, в том числе о защите конституционных прав граждан на свободу и личную неприкосновенность, охрану здоровья и собственности.

В этих целях Верховный Суд Российской Федерации начал выборочное рассмотрение дел безотлагательного характера с использованием технологии веб-конференции. 21 апреля 2020 года Верховным Судом Российской Федерации проведено 6 дел на 9 человек по средством веб-конференции. Все они прошли успешно. Конечно же, были организационные проблемы, но по ходу все они успешно решились.

В качестве примеров: один из участников судебного заседания заявил ходатайство об участии за 5 минут до начала судебного заседания. При этом, участник находился в Калифорнии (США). В итоге техническая служба организовала и подключила данного участника по веб-конференции через 10 минут. Судебное заседание прошло успешно (рис. 1).

Рис. 1. Веб-конференция с удаленными участниками, один из которых находился в Калифорнии (США)

Рис. 2. Веб-конференция с удалёнными участниками, которые находились во г. Владивостоке и г. Вилюйске, Камчатского края

В назначенную дату судебного заседания участники судебного процесса подключаются к системе видео-конференц-связи с помощью личных средств вычислительной техники и связи, в целях подтверждения своей личности авторизуются на портале государственных и муниципальных услуг, их личность и полномочия проверяются судом, после чего они могут быть допущены к участию в судебном заседании.

Рис. 3. Схема подключения веб-конференции с удалёнными участниками

Значимость веб-конференции не ограничивается нивелированием ограничений в период пандемии, а имеет существенно более широкий спектр применения, и сейчас и в дальнейшем позволит полноценно участвовать в судебных процессах лицам с ограниченными возможностями, что, безусловно, повысит уровень реализации права на судебную защиту таких лиц. Важно отметить, что нередко участники судебных процессов вынуждены нести значительные командировочные расходы для участия в судебном заседании, которое проводится в отдаленном от их расположения суде.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Верховный Суд РФ отметил преимущества проведения судебных заседаний путем веб-конференции, в т. ч. в период распространения коронавируса. Планируется совершенствовать данный механизм. В дальнейшем это позволит полноценно участвовать в судебных процессах лицам с ограниченными возможностями, что повысит уровень реализации права на судебную защиту.

Информация Верховного Суда РФ от 24 апреля 2020 г. "Веб-конференция в Верховном Суде Российской Федерации"


«У этого «телефона» слишком много недостатков, чтобы серьезно считать его средством коммуникации. Этот аппарат, по сути, не представляет для нас никакой ценности» – служебная записка Вестерн Юнион, 1876 год об обычном телефонном аппарате…

Любая технология, должна доказать свою полезность, эффективность применения и затрат, а также решать задачу, гарантирующую её существование. Видео-конференц-связь показывает нам исторический урок в развитии технологии, у которой было много стартов, остановок и задержек на пути к становлению привычной системой связи в режиме реального времени, используемой многими организациями, предприятиями, правительствами, военными и учебными заведениями во всем мире.

Видеоконференция – это область информационной технологии, обеспечивающая одновременно двухстороннюю передачу, обработку, преобразование и представление интерактивной информации на расстояние в реальном режиме времени с помощью аппаратно-программных средств вычислительной техники. Для проведения видеоконференций используется технология – видео-конференц-связь. Взаимодействие в режиме видеоконференций также называют сеансом видео-конференц-связи.

Видео-конференц-связь (сокращенное название ВКС) – это телекоммуникационная технология интерактивного взаимодействия двух и более удаленных абонентов, при которой между ними возможен обмен аудио- и видео- информацией в реальном масштабе времени с учетом передачи управляющих данных.

Первое слушание дел в Верховном Суде Российской Федерации в режиме удалённого присутствия осуждённых было проведено 19 апреля 2000 года. Непрерывный сеанс связи Верховный Суд Российской Федерации – СИЗО-77/3 Главного управления исполнения наказаний (далее – ГУИН) г. Москвы продолжался около 3-х часов. Судебной инстанцией было рассмотрено три уголовных дела. На тот период времени система видео-конференц-связи продемонстрировала высокое качество и стабильность работы. Никаких срывов связи, заметных артефактов на изображении и качестве звука отмечено не было.

С этого времени в Российской Федерации началось формирование видео-конференц-связи федерального уровня для проведения судебных заседаний. На настоящее время Верховный Суд Российской Федерации может работать с любым из судов, а это почти две с половиной тысячи территориально разнесённых объектов. С 2018 года к системе видео-конференц-связи стали подключаться мировые участки судей, которых по всей стране более семи с половиной тысяч участков.

Уголовные судебные заседания в основном проходят с дистанционным участием осуждённых или лиц, содержащихся под стражей, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний России, то есть в следственных изоляторах, тюрьмах, воспитательных и исправительных колониях, лечебно-исправительных учреждениях, туберкулёзных и областных больницах. Более 90% учреждений ФСИН России подключены к системе видео-конференц-связи судебной системы Российской Федерации для проведения как региональных, так и федеральных судебных заседаний.

В итоге на настоящее время для проведения дистанционных судебных заседаний в Российской Федерации и за её пределами уже насчитывается более восьми тысяч помещений и залов судебного заседания, оборудованных комплексами видео-конференц-связи.

Для проведения судебных заседаний с несколькими учреждениями ФСИН России, а так же консультаций, совещаний, семинаров судей и работников аппарата суда с коллегами из нескольких судов в Верховном Суде Российской Федерации установлены сервера многоточечной связи. С помощью данных серверов проводятся мероприятия в режиме видео-конференц-связи одновременно более чем с 250 абонентами с возможностью осуществления on-line трансляции на тысячи абонентов (рис.1).

Руководством Верховного Суда Российской Федерации технология применяется для проведения международных мероприятий, например, таких как Форум стран Шелкового пути посвященном вопросам международного судебного сотрудничества Москва-Пекин, 26 сентября 2017 года (рис.2)

Один из комплексов видео-конференц-связи Верховного Суда Российской Федерации был применён для сеанса прямой связи Верховного Суда Российской Федерации с Международной космической станцией 24 апреля 2018 года (рис. 3)

Комплексы видео-конференц-связи Верховного Суда Российской Федерации при необходимости применяются для совещаний с Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, полномочными представителями Президента Российской Федерации, главами министерств и ведомств и т.п.

В результате видео-конференц-связь Верховного Суда Российской Федерации позволяет:

- оперативно и эффективно решать поставленные задачи руководством страны;

- обеспечить выполнение требований Конституции и федеральных законов Российской Федерации, а также добровольно взятых на себя Российской Федерацией обязательств по международным договорам и соглашениям в части соблюдения сроков рассмотрения жалоб осуждённых и лиц, содержащихся под стражей;

- проводить на высоком уровне международные мероприятия;

- избегать межгосударственных инцидентов при этапировании заключенных через территорию прибалтийских государств из Калининградской области;

- исключить возможность побега заключенных в процессе их этапирования к месту проведения судебного процесса и обратно;

- экономить значительную часть бюджетных средств, выделяемых на этапирование заключенных (рис.4);

- разгрузить следственные изоляторы Москвы, Московской области и региональных центров Российской Федерации от этапированных заключенных.



На современном этапе Верховный Суд Российской Федерации и вся судебная система России проводит более 1500 судебных заседаний в режиме видео-конференц-связи за сутки, при этом функционирует в условиях различных глобальных вызовов и интенсивных социально-экономических процессов и реформ, что ставит новые задачи и определяет необходимость перехода судов на качественно новый уровень деятельности.

Одним из таких вызовов, навсегда изменивших мир, является пандемия коронавируса. Невозможно отрицать, что результаты пандемии глубоко повлияли на все общественные процессы, включая и судебное производство.

Дальнейшее совершенствование видео-конференц-связи позволит не только не допустить распространения болезни и нарушения процессуальных прав в условиях пандемии, но также значительно ускорит сроки рассмотрения дел, сократит временные затраты и судебные издержки участников процесса, значительную часть которых составляют командировочные расходы.

Хотелось бы отметить, что опыт Верховного Суда Российской Федерации стал учитываться как у нас в стране, так и в других странах, что позволяет сделать вывод о наличии в России своих экспертов в данном направлении. При этом Верховный Суд Российской Федерации, как высший судебный орган, всегда был и есть прогрессивен и идёт в ногу со временем. Эти тенденции соединяются в процессе автоматизации с учётом национальной безопасности страны.

Статья 2. Полномочия Верховного Суда Российской Федерации

1. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и федеральными законами.

2. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и федеральными законами, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.

3. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

4. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела:

1) об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также государственных корпораций;

1.1) об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами;

(п. 1.1 введен Федеральным конституционным законом от 15.02.2016 N 2-ФКЗ)

2) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации;

2.1) об оспаривании ненормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;

(п. 2.1 введен Федеральным конституционным законом от 04.11.2014 N 16-ФКЗ)

2.2) об оспаривании ненормативных правовых актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих органов военной прокуратуры и военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации;

(п. 2.2 введен Федеральным конституционным законом от 04.11.2014 N 16-ФКЗ)

3) об оспаривании решений Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и решений квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки, а также других решений квалификационных коллегий судей, обжалование которых в Верховный Суд Российской Федерации предусмотрено федеральным законом;

4) об оспаривании решений и действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена, об оспаривании ее решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) указанной экзаменационной комиссии, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена;

5) о приостановлении деятельности политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

6) о прекращении деятельности средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

7) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

9) о прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, инициативной агитационной группы;

10) о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

11) по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный Суд Российской Федерации Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации;

12) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным федеральным судам общей юрисдикции, за исключением районных судов и гарнизонных военных судов.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции дела по разрешению экономических споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

6. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет принадлежащее ему в соответствии с частью 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы по вопросам своего ведения, а также разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации по вопросам своего ведения.

7. Верховный Суд Российской Федерации:

1) в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения;

2) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров, а также на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

3) выносит заключение о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления при выдвижении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

4) принимает в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации заключение о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации и (или) Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц либо для принятия решения о привлечении их в качестве обвиняемых по уголовному делу, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления;

5) разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами Российской Федерации;

6) публикует судебные акты Верховного Суда Российской Федерации, а также решает вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;

6.1) устанавливает порядок признания судей Верховного Суда Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений либо предоставления жилых помещений в собственность, порядок признания судей Верховного Суда Российской Федерации не имеющими жилых помещений по месту нахождения Верховного Суда Российской Федерации в целях предоставления служебных жилых помещений, порядок принятия судей Верховного Суда Российской Федерации на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений либо предоставления жилых помещений в собственность, порядок принятия судей Верховного Суда Российской Федерации на учет в качестве не имеющих жилых помещений по месту нахождения Верховного Суда Российской Федерации в целях предоставления служебных жилых помещений, порядок ведения соответствующих видов учета и порядок принятия решений о предоставлении судьям Верховного Суда Российской Федерации единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, о предоставлении судьям Верховного Суда Российской Федерации жилых помещений в собственность и служебных жилых помещений, а также устанавливает основания и условия предоставления судьям Верховного Суда Российской Федерации дополнительной площади служебного жилого помещения;

(п. 6.1 введен Федеральным конституционным законом от 30.10.2018 N 2-ФКЗ)

7) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, другими федеральными конституционными законами и федеральными законами.

8. Полномочия Верховного Суда Российской Федерации, установленные настоящей статьей, могут быть изменены не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.

1. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и федеральными законами.

2. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и федеральными законами, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.

3. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

4. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела:

ГАРАНТ:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 31 марта 2015 г. N 6-П положение пункта 1 части 4 статьи 2 настоящего Федерального конституционного закона признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой данное положение по смыслу, приданному ему судебным толкованием, в системе действующего правового регулирования не допускает разрешение судом административных дел об оспаривании таких актов Федеральной налоговой службы, которые не соответствуют формальным требованиям, предъявляемым к нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, по форме, субъекту и порядку принятия, регистрации и опубликования, но при этом содержат обязательное для всех налоговых органов разъяснение (нормативное толкование) налоговых законоположений, которое может противоречить их действительному смыслу и тем самым нарушать права налогоплательщиков

1) об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также государственных корпораций;

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 15 февраля 2016 г. N 2-ФКЗ часть 4 статьи 2 настоящего Федерального конституционного закона дополнена пунктом 1.1, вступающим в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

1.1) об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами;

2) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 4 ноября 2014 г. N 16-ФКЗ часть 4 статьи 2 дополнена пунктом 2.1

2.1) об оспаривании ненормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 4 ноября 2014 г. N 16-ФКЗ часть 4 статьи 2 дополнена пунктом 2.2, вступающим в силу с 1 января 2017 г.

2.2) об оспаривании ненормативных правовых актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих органов военной прокуратуры и военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации;

3) об оспаривании решений Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и решений квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки, а также других решений квалификационных коллегий судей, обжалование которых в Верховный Суд Российской Федерации предусмотрено федеральным законом;

4) об оспаривании решений и действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена, об оспаривании ее решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) указанной экзаменационной комиссии, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена;

5) о приостановлении деятельности политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

6) о прекращении деятельности средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

ГАРАНТ:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 24 марта 2020 г. N 12-П взаимосвязанные положения статьи 19, пункта 7 части 1 статьи 20, пункта 7 статьи 21 КАС Российской Федерации и пункта 7 части 4 статьи 2 настоящего Федерального конституционного закона признаны не противоречащими Конституции РФ в части определения ими подсудности административных дел об оспаривании решений вышестоящих избирательных комиссий, которыми оставлено в силе решение окружной избирательной комиссии по выборам в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации об отказе в регистрации кандидата в депутаты

7) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

9) о прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, инициативной агитационной группы;

10) о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

11) по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный Суд Российской Федерации Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации;

Информация об изменениях:

12) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным федеральным судам общей юрисдикции, за исключением районных судов и гарнизонных военных судов.

5. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции дела по разрешению экономических споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

6. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет принадлежащее ему в соответствии с частью 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы по вопросам своего ведения, а также разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации по вопросам своего ведения.

7. Верховный Суд Российской Федерации:

1) в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения;

2) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров, а также на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

3) выносит заключение о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления при выдвижении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

4) принимает в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации заключение о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации и (или) Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц либо для принятия решения о привлечении их в качестве обвиняемых по уголовному делу, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления;

5) разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами Российской Федерации;

6) публикует судебные акты Верховного Суда Российской Федерации, а также решает вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;

ГАРАНТ:

См. Порядок организации доступа к информации о деятельности Верховного Суда РФ, утвержденный приказом Председателя Верховного Суда РФ от 14 января 2016 г. N 1-П

Информация об изменениях:

Часть 7 дополнена пунктом 6.1 с 1 января 2019 г. - Федеральный конституционный закон от 30 октября 2018 г. N 2-ФКЗ

6.1) устанавливает порядок признания судей Верховного Суда Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений либо предоставления жилых помещений в собственность, порядок признания судей Верховного Суда Российской Федерации не имеющими жилых помещений по месту нахождения Верховного Суда Российской Федерации в целях предоставления служебных жилых помещений, порядок принятия судей Верховного Суда Российской Федерации на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений либо предоставления жилых помещений в собственность, порядок принятия судей Верховного Суда Российской Федерации на учет в качестве не имеющих жилых помещений по месту нахождения Верховного Суда Российской Федерации в целях предоставления служебных жилых помещений, порядок ведения соответствующих видов учета и порядок принятия решений о предоставлении судьям Верховного Суда Российской Федерации единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, о предоставлении судьям Верховного Суда Российской Федерации жилых помещений в собственность и служебных жилых помещений, а также устанавливает основания и условия предоставления судьям Верховного Суда Российской Федерации дополнительной площади служебного жилого помещения;

7) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, другими федеральными конституционными законами и федеральными законами.

8. Полномочия Верховного Суда Российской Федерации, установленные настоящей статьей, могут быть изменены не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.

Верховный Суд отметил, что дальнейшее совершенствование ВКС позволит не допустить распространения болезни и нарушения процессуальных прав в условиях пандемии, а также значительно ускорит сроки рассмотрения дел


В комментарии «АГ» один из экспертов указал, что, по сравнению с ситуацией, которая была 20 лет назад, виден цифровой прорыв, однако, если сравнивать с тем, насколько остальной мир ушел вперед в цифровых технологиях, система ВКС – это минимум. Второй заметил, что дистанционное участие может приводить к тому, что по ВКС судья уже огласил постановление об освобождении человека из-под стражи, а де-факто освобожденный будет находиться в СИЗО, пока его сотрудники не получат копию постановления «с живой синей печатью». Третий посчитал, что не всегда видеоизображение способно передать больше, чем просто слова, поэтому очень важно найти баланс между технической стороной и содержательной частью уголовного процесса.

Верховный Суд отметил 20-летие использования видео-конференц-связи в своих заседаниях. Он сообщил, что первое слушание дел в ВС в режиме удаленного присутствия осужденных было проведено 19 апреля 2000 г. Непрерывный сеанс связи Верховный Суд – СИЗО-77/3 ГУИН г. Москвы продолжался около трех часов. На тот период времени система видео-конференц-связи продемонстрировала высокое качество и стабильность работы. Никаких срывов связи, заметных артефактов на изображении и качестве звука отмечено не было.

Суд указал, что с 2018 г. к системе ВКС стали подключаться мировые участки судей, которых по всей стране более 7,5 тыс. На настоящее время он может работать посредством видео-конференц-связи с любым из судов.

Сообщается, что уголовные судебные заседания в основном проходят с дистанционным участием осужденных или лиц, содержащихся под стражей, находящихся в учреждениях ФСИН. Отмечается, что более 90% учреждений ФСИН России подключены к системе видео-конференц-связи судебной системы РФ для проведения как региональных, так и федеральных судебных заседаний. «В итоге на настоящее время для проведения дистанционных судебных заседаний в Российской Федерации и за ее пределами уже насчитывается более 8 тыс. помещений и залов судебных заседаний, оборудованных комплексами видео-конференц-связи», – подчеркнул ВС.

Суд указал, что для проведения судебных заседаний с несколькими учреждениями ФСИН, а также консультаций, совещаний, семинаров судей и работников аппарата суда с коллегами из нескольких судов в Верховном Суде установлены сервера многоточечной связи, с помощью которых проводятся мероприятия в режиме ВКС одновременно более чем с 250 абонентами с возможностью осуществления онлайн-трансляции на тысячи абонентов.

Отмечается, что в результате видео-конференц-связь Верховного Суда позволяет:

1. Оперативно и эффективно решать поставленные руководством страны задачи.

2. Обеспечить выполнение требований Конституции и федеральных законов Российской Федерации, а также добровольно взятых на себя Россией обязательств по международным договорам и соглашениям в части соблюдения сроков рассмотрения жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

3. Проводить на высоком уровне международные мероприятия.

4. Избегать межгосударственных инцидентов при этапировании заключенных через территорию прибалтийских государств из Калининградской области.

5. Исключить возможность побега заключенных в процессе их этапирования к месту проведения судебного процесса и обратно.

6. Экономить значительную часть бюджетных средств, выделяемых на этапирование заключенных.

7. Разгрузить следственные изоляторы Москвы, Московской области и региональных центров РФ от этапированных заключенных.

Указывается, что на современном этапе Верховный Суд и вся судебная система России проводят более 1500 судебных заседаний в режиме ВКС за сутки, при этом функционируют в условиях различных глобальных вызовов и интенсивных социально-экономических процессов и реформ, что ставит новые задачи и определяет необходимость перехода судов на качественно новый уровень деятельности. «Одним из таких вызовов, навсегда изменивших мир, является пандемия коронавируса. Невозможно отрицать, что результаты пандемии глубоко повлияли на все общественные процессы, включая и судебное производство», – подчеркнул ВС.

Он указал, что дальнейшее совершенствование видео-конференц-связи позволит не только не допустить распространения болезни и нарушения процессуальных прав в условиях пандемии, но также значительно ускорит сроки рассмотрения дел, сократит временные затраты и судебные издержки участников процесса, значительную часть которых составляют командировочные расходы.

Суд сообщил, что теперь отдельные категории дел рассматриваются им с использованием системы веб-ВКС, обеспечивающей безопасную передачу данных

Примечательно, что 20-летие использование Верховным Судом ВКС совпало с объявлением о создании нового формата проведения судебных заседаний с использованием веб-ВКС, о чем уже писала «АГ».

«Я знаю, что сейчас есть правило: на продление стражи привозить в суд, апелляцию проводить по ВКС. Но даже в Мосгорсуде с ней зачастую возникают проблемы. Качество связи оставляет желать лучшего. В ходе одного заседания приходится прерываться для возобновления трансляции: то звук исчезает, то картинка. Иногда качество ВКС настолько низкое, что слушатели в зале не слышат, что говорит арестованный из СИЗО», – рассказал Александр Хуруджи.

Он также отметил, что в ряде СИЗО г. Москвы имеется только по одному оборудованному помещению, отсутствует внятный, без наложений, график судебных заседаний. «На практике это выглядит так: к 10 утра у зала заседаний собирается большое количество адвокатов и родственников, у всех апелляция на одно время и с одним судьей. Никто не может ответить, в каком порядке будут рассматриваться жалобы, и люди часами сидят в коридорах, ожидая начала. В моей практике неоднократно случалось, что, приехав к 10 утра, в заседание я заходил к 6 вечера. По какому-то совпадению, особенно часто “очередь на ВКС” возникает при рассмотрении резонансных дел, которые привлекают внимание прессы. Только вот сидеть 12 часов под дверью и ждать может себе позволить не каждый репортер, к вечеру, когда слушатели расходятся, начинается процесс», – сообщил эксперт.

Адвокат Центральной коллегии адвокатов г. Владимира Максим Никонов указал, что видео-конференц-связь помимо некоторых плюсов имеет и минусы. По его мнению, при рассмотрении дел имеет значение не только чистая юриспруденция, но и психология судьи. Так, рассматривая, например, ходатайство о продлении меры пресечения или об УДО, нужно общаться с живым человеком, а не с «картинкой из телевизора», к тому же подчас смазанной и зашумленной.

«Кроме того, дистанционное участие может приводить к тому, что по ВКС судья уже огласил постановление об освобождении человека из-под стражи, а де-факто освобожденный будет находиться в СИЗО, пока его сотрудники не получат копию постановления “с живой синей печатью”. Если суд и СИЗО находятся в одном городе – это может занять несколько часов (если, например, суд готов выдать копию постановления адвокату, который оперативно отвезет ее в СИЗО), но если эти учреждения в разных городах, то на пробег письма может уйти несколько дней. Если же обвиняемого этапировали в суд для участия в судебном заседании – его освобождение из-под стражи проходит без каких-либо задержек», – заметил он.

Максим Никонов указал и на сложности с приобщением к материалам дела документов, имеющихся у осужденных, участвующих в процессе по ВКС: приходится либо объявлять перерыв в судебном заседании, чтобы сотрудники колонии переслали копии этих документов по факсу или электронной почте, либо откладывать слушание дела, чтобы получить оригиналы документов.

«У нас во Владимирской области обвиняемые, находящиеся в СИЗО под стражей, и осужденные, отбывающие наказание в виде лишения свободы, принимают участие в судебных заседаниях апелляционной инстанции почти всегда по ВКС. В первой инстанции по ВКС очень часто рассматривают либо ходатайства о продлении сроков содержания под стражей, либо вопросы, связанные с исполнением приговора (например, ходатайства об УДО)», – отметил он.

Партнер, адвокат, руководитель уголовно-правовой практики ART DE LEX Вахтанг Фёдоров приветствовал широкое и повсеместное внедрение систем ВКС в работу судов Российской Федерации. Вместе с тем, указал он, важно осознавать, что современные технологии коммуникаций могут и должны использоваться в качестве вспомогательного средства в тех случаях, когда невозможно иным способом обеспечить участие стороны процесса, особенно в рамках уголовного процесса, где суд работает в первую очередь с людьми. Кроме того, Вахтанг Фёдоров заметил, что не всегда видеоизображение способно передать больше, чем просто слова, поэтому очень важно найти баланс между технической стороной и содержательной частью уголовного процесса.

По его мнению, хорошим показателем является полная вовлеченность учреждений ФСИН в организацию ВКС, поскольку обвиняемые и осужденные довольно часто предпочитают использовать видео-конференц-связь, так как это позволяет избежать утомительной процедуры этапирования в суд и обратно. «Кроме того, успешный пример взаимодействия судов и учреждений ФСИН стимулирует процесс внедрения систем ВКС и в адвокатскую деятельность. Особенно это актуально в части организации видеообщения адвоката и подзащитного, находящегося в условиях изоляции», – резюмировал он.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: