Юридические и сущностные признаки межгосударственной организации как субъекта международного права

Обновлено: 01.05.2024

Международные межправительственные организации признаются субъектами международного публичного права как в доктинальном, так и в конвенционном порядке.

Под международноймежправительственной организациейпонимается объединение государств, созданное на основе международного соглашения для выполнения определенных целей, имеющее соответствующую организационную структуру, и обладающее самостоятельными международными правами и обязанностями, отличными от прав и обязанностей государств-членов.

Характерными признаками международных межправительственных организаций в современной отечественной науке признаются:

наличие определенных целей;

самостоятельные права и обязанности;

учреждение в соответствии с международным правом.

Некоторые исследователи еще одним признаком международной межправительственной организации считают способность выражать волю объединения, отличную от воли его членов. Такая позиция разделяется не всеми отечественными учеными.

В настоящее время наиболее значительными международными организациями являются ООН, ЮНЕСКО, МОТ (Международная организация труда), ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе) и др.

Вопросы международной правосубъектности государств достаточно хорошо изучены в отечественной науке. Большинством исследователей признано, что государства, создавая международную организацию, наделяют ее правосубъектностью. Правосубъектность международных организаций производна от правосубъектности государств и носит целевой и функциональный характер, поскольку ограничена целями и полномочиями, закрепленными в учредительных документах организации.

Специальная правоспособность международных межправительственных организаций существенно отличается от универсальной правоспособности государств. Ее объем ограничен объемом полномочий, которыми государства наделяют организацию. Суверенное государство может быть субъектом всех правоотношений, отвечающих общепризнанным принципам и нормам международного права, а международная организация, создаваемая для выполнения конкретных задач, может вступать лишь в те правоотношения, которые определяются ее компетенцией и соответствуют учредительному акту организации. Таким образом, правосубъектность базируется на уставе международной организации, который определяет также и ее объем.

Комплекс основных (субъектно-видовых) прав международных организаций, обладающих некоторой спецификой по сравнению с подобными правами государств, включает:

1. Право на заключение международных договоров. Объем права договорной правоспособности международных организаций значительно меньше договорной правоспособности государств. Международные организации наделяются ее только в рамках своей компетенции. Между тем государство может заключать договоры по любым международно-правовым вопросам.

2. Международные организации имеют право пользоваться определенными властными полномочиями, в том числе на принятие решений обязательных для исполнения, но ограничены в выборе средств принуждения и средств разрешения споров. Например, международные организации вправе запрашивать консультативные заключения Международного Суда, но не могут быть стороной по делу, разбираемым Судом ООН.

3. Право вступать в сношения с другими субъектами международного права и иметь представительства. Например, в Москве имеются информационный центр ООН и представительства ЮНЕСКО, МОТ. Представительства международных организаций и представительства при международных организациях по своим функциям и правовому статусу отличается от дипломатических представительств государств. В частности, представительства государств при международных организациях определенной степени носят односторонний характер, поскольку организации не посылают своих представителей в правительства государства, являющиеся их членами. Кроме того, представительства имеют место не при всех международных организациях. В то время как обмен между государствами дипломатическими представителями всегда является взаимным актом и, как правило, общим для всех государств мира.

4. Международные организации и их должностные лица обладают правом пользования привилегиями и иммунитетами на основе международного права.

Дискуссионной проблемой отечественной международно-правовой науки является проблема соотношения государственного суверенитета и наднациональности некоторых международных организаций.

Проблема международной правосубъектности индивида

Дискуссия о международной правосубъектности индивида в юридической литературе имеет давнюю историю.

Для западной доктрины еще с середины прошлого века характерна широко распространившаяся тенденция отказа от «классической» концепции международного права, относящей к числу его субъектов только государства. Аргументировалась такая точка зрения ссылками на возможность обращения физического лица в международные органы за защитой своих прав, а также на возможность привлечения индивида к международной ответственности.

Отечественная международно-правовая доктрина долгое время исходила из отрицания правосубъектности физических лиц. В советский периоддоминировала концепция особого статуса субъектов международного права, сторонники которой главными признаками субъекта международного права признавали способность к самостоятельным международным действиям, включая создание согласованных международно-правовых норм, к независимому осуществлению прав и обязанностей, установленных этими нормами. Советские юристы-международники полагали, что на международной арене действуют государства, а не отдельные лица. Все международные договоры о защите основных прав и свобод человека заключены государствами, а потому конкретные права и обязанности из этих соглашений вытекают для государств, а не для отдельных индивидов. Индивиды находятся под защитой своего государства и реализуют свои права через посредство государств.

В современной литературе по международному праву отдельные исследователи по-прежнему придерживаются этой позиции.

Постоянное увеличение международно-правовых норм, направленных на охрану основных прав и свобод человека, привело к тому, что в отечественной доктрине наряду с традиционной точкой зрения, отрицающей за физическим лицом качество субъекта международного права, появились взгляды, доказывающие, что индивид выступает в международных отношениях в качестве самостоятельного субъекта. Сегодня сторонники антиэтатистской концепции субъектного состава международного права, основу которой положена идея распространения общетеоретических подходов на понимание субъекта международного права, однозначно признают индивида субъектом международного права.

Ими отмечается расширение круга международно-правовых норм, не только закрепляющих права индивидов и определяющих правовой статус отдельных категорий лиц (беженцев, детей, женщин, раненых), но предоставляющих им юридические возможности обеспечения и защиты прав.

Изменения, происходящие в современном мире, на наш взгляд, отражаются на системе международного права и на его субъектном составе. Индивид становится реальным участником международных правоотношений, в том числе и публичного характера, что превращает его в субъект международного права, обладающий ограниченной правоспособностью. Тенденции развития современного международного права свидетельствуют постепенном процессе укрепления международной правосубъектности индивида.

Субъекты международного права — это акторы (действующие субъекты, субъекты политики), которые в силу юридических норм могут выступать в качестве носителей субъективных юридических прав и обязанностей, и несущие в необходимых случаях международно-правовую ответственность.

  • государства;
  • международные организации;
  • нации, борющиеся за независимость;
  • государственно-подобные образования;
  • физические лица (индивиды) - в ограниченном объеме.

Основные признаки субъектов международного права:

1) субъекты международного права — это лица, участники международных отношений, которые могут быть носителями субъективных юридических прав и обязанностей. Для этого они должны обладать определенными свойствами:

  • известная внешняя обособленность;
  • персонификация (выступление в международных отношениях в виде единого лица);
  • способность вырабатывать, выражать и осуществлять автономную волю;
  • способность участвовать в принятии норм международного права.

2) все субъекты международного права это такие лица, которые приобрели свойства субъекта в силу норм международного права. Иначе говоря, юридические нормы образуют обязательную основу деятельности акторов как субъектов международного права.

Виды субъектов международного права

Субъекты международного права могут быть:

  1. постоянными или временными.
  2. первичными (государство; нации, борющиеся за государственную независимость) или производными (международные организации; государственноподобные образования).

Постоянными субъектами являются государства.

Нация, борющаяся за свое освобождение, выступает как временный субъект лишь на период борьбы и создания независимого государства. Некоторые международные организации созданы для достижения определенных целей. В XX в. был ликвидирован ряд государственно-подобных образований (например, Данциг, Западный Берлин), а также международных организаций (например, Совет Экономической Взаимопомощи, Организация Варшавского Договора).

Содержание международнойправосубъектности

Любой субъект международного права обладает:

  • правоспособностью;
  • дееспособностью;
  • деликтоспособностью.

Правоспособность — это способность субъекта международного права иметь субъективные права и юридические обязанности. Этой способностью обладают:

  • государства — в момент образования;
  • нации, борющиеся за независимость — с момента признания;
  • межправительственные организации — с момента вступления учредительных документов в силу;
  • физические лица — при наступлении ситуаций, определенных в соответствующих международных договорах.

Наличие правоспособности означает наличие юридической возможности у лиц своими действиями порождать субъективные права и юридические обязанности.

Субъекты международного права обладают деликтоспособностью, т.е. способностью нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения. Так, согласно ст. 31 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. государство флага несет ответственность за любой ущерб или убытки, причиненные прибрежному государству в результате несоблюдения каким-либо военным кораблем или другим государственным судном, эксплуатируемым в некоммерческих целях, законов и правил прибрежного государства, касающихся прохода через территориальное море, или положений Конвенции, или других норм международного права. В соответствии со ст. II Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. государство несет абсолютную ответственность за выплату компенсации за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете.

Все субъекты международного права являются носителями соответствующих прав и обязанностей. Это свойство называется правосубъектностью , которая включает два основных структурных элемента (в общей теории права добавляется правовой статус):

  1. способность обладания правами и несения обязанностей ( правоспособность );
  2. способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей ( дееспособность ).

Виды правосубъектности:

  • общая (государства, НОД);
  • отраслевая (межправительственные организации);
  • специальная.

Общая правосубъектность — это способность акторов ipsofacto быть субъектом международного права вообще. Такой правосубъектностью обладают только суверенные государства. Они являются первичными субъектами международного права. Общей правосубъектностью теоретически обладают также нации, борющиеся за свою независимость.

Отраслевая правосубъектность — это способность акторов быть участниками правоотношений в определенной области межгосударственных отношений. Такой правосубъектностью обладают межправительственные организации. Например, Международная морская организация (ИМО) вправе принимать участие в правоотношениях, затрагивающихмеждународное торговое судоходство, и может одобрять международно-правовые нормы относительно безопасности мореплавания, эффективности судоходства, предотвращения загрязнения с судов и борьбы с ним.
Другими проблемами, помимо уставных, межправительственные организации заниматься не могут, и поэтому правосубъектность их ограничивается определенной отраслью или обособленной проблемой (например, разоружение, борьба с голодом, охрана природной среды Антарктики).

Специальная правосубъектность — это способность акторов быть участником лишь определенного круга правоотношений в рамках отдельной отрасли международного права. Специальной правосубъектностью, например, обладают физические лица (индивиды). Их правосубъектность, в частности, признана Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. (ст. 6), Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 2 и далее), Международной конвенцией о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. (ст. 8 и далее).

Таким образом, субъекты международного права должны обладать способностью самостоятельно участвовать в урегулированных международным правом международных отношениях, непосредственно вступать в юридическое взаимодействие с другими управомоченными или обязанными международным правом лицами.

Субъект международного права отличается от понятия «субъект правоотношения». Субъект международного права — это актор, обладающий правосубъектностью, т.е. лицо, потенциально способное быть участником международных правоотношений. Субъект правоотношения — это реальный участник данных правовых отношений. Таким образом, понятие участника правоотношения уже понятия субъекта права.

Правосубъектность в единстве с другими общими правами и обязанностями субъектов международного права охватывается понятием правового статуса. Основными элементами последнего являются права и обязанности акторов международного права в реальных правоотношениях, основанием возникновения которых служат императивные принципы международного права и соответствующий юридический факт. Так, согласно ст. 6 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. каждое государство обладает правоспособностью заключать договор. Эта правоспособность государств базируется на таких общепризнанных принципах международного права, как принцип уважения государственного суверенитета и суверенного равенства государств, а также принцип сотрудничества государств. В случае вооруженного нападения (агрессии) каждое государство имеет неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону (ст. 51 Устава ООН).

Международная организация — это объединение государств, созданное в соответствии с международным правом и на основе международного договора, для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях, имеющее необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств, и автономную волю, объем которой определяется волей государств-членов.

Право международных организаций — это отрасль публичного права, принципы и нормы которых регламентируют порядок создания и деятельности международных организаций, их взаимоотношения с другими субъектами этого права.

Иначе, право международных организаций можно определить как совокупность международно-правовых норм, регламентирующих статус межгосударственных (меж­правительственных) организаций и объединений, их субъект­ный состав, структуру, полномочия и порядок деятельно­сти органов, юридическую силу их актов.

Международные организации являются основным организатором общения государств. В настоящее время существует более 20 международных организаций, большая часть из которых является неправительственными организациями. Регистрацию международных организаций осуществляет Союз международных ассоциаций, который был основан в 1909 г. и находится в Брюсселе. Он аккумулирует основные сведения о международных организациях и публикует их в Ежегоднике международных организаций и в журнале «Международные ассоциации». Оба издания выходят на английском языке.

Комплексного правового акта, ориентированного на регла­ментацию статуса и деятельности всех международных орга­низаций, нет. Определенное зна­чение для данной отрасли имеет общий многосторон­ний акт — Венская конвенция о Праве договоров между государствами и международными ор­ганизациями или между международными организациями, при­нятая в 1986 г.

К источникам права международных организаций относят:

  1. учредительный акт;
  2. договоры между организациями и прави­тельствами государств по поводу размещения штаб-квартир и представительст­в и (или) осуществления опреде­ленных видов деятельности.

Каждая международная организация имеет собственный учредительный акт, разработанный и принятый государства­ми-учредителями в виде международного договора, именуемо­го, как правило, уставом. Таковы — Устав Организации Объе­диненных Наций 1945 г., Устав Международной организации труда 1919/1946 гг., Устав Всемирной организации здравоох­ранения 1946 г., Устав Организации африканского единства 1963 г., Устав Содружества Независимых Государств 1993 г. и др. В некоторых случаях в качестве учредительных актов при­меняются конвенции, в числе которых Конвенция Всемирной метеорологической организации 1947 г., Конвенция, учреждаю­щая Всемирную организацию интеллектуальной собственности, 1967 г.

К любому договору, являющемуся учредительным актом международной организации, применяется Венская конвенция о праве международных договоров (ст. 5 этой Конвенции).

Учредительный акт характеризует правосубъектность ме­ждународной организации, имея в виду ее производное и функ­циональное состояние . В учредительном акте фикси­руются:

  • цели и задачи организации;
  • ее организационная струк­тура;
  • полномочия и порядок деятельности ее органов;
  • решают­ся административные, бюджетные и иные вопросы;
  • определяются нормы о членстве — о первоначальных чле­нах, порядке приема новых членов, возможности санкционных мер, вплоть до исключения из организации.

Регламентация иммунитетов и привилегий организации либо является состав­ной частью учредительного акта, либо осуществляется путем принятия специального акта (например, Конвенция о привиле­гиях и иммунитетах Объединенных Наций).

К категории источников права международных организа­ций относятся договоры, заключаемые от имени каждой орга­низации с правительством государства, на территории которого размещена ее штаб-квартира. В договорах регламентируются отношения организации и принимающего правительства, их взаимные права и обязанности. Таковы, например, Соглашение между ООН и Правительством США от 26 июня 1947 г. относи­тельно местопребывания центральных учреждений ООН, Со­глашение между Республикой Беларусь и Содружеством Неза­висимых Государств от 13 июня 1994 г. об условиях пребывания Исполнительного секретариата СНГ на территории Республи­ки Беларусь.

Известны также договоры между организациями и прави­тельствами государств, в которых создаются представительст­ва той или иной организации и (или) осуществляются опреде­ленные виды деятельности. Так, 15 июня 1993 г. было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Организацией Объединенных Наций об учреждении в Россий­ской Федерации Объединенного представительства ООН.

Отдельную группу субъектов международного права образуют международные организации. Выделяют следующие виды международных организаций:

1) международные межправительственные организации - организации, созданные первичными субъектами международного права (Организация Объединенных Наций, Совет Европы, Европейский союз, Содружество Независимых Государств и другие);

2) неправительственные международные организации, такие как Всемирная федерация профсоюзов, Amnesty International, Международный комитет Красного Креста. Их особенность заключается в том, что, как правило, они учреждаются юридическими и физическими лицами (группами лиц) и являются общественными объединениями, осложненными иностранным элементом. Уставы этих организаций, в отличие от уставов межгосударственных организаций, не являются международными договорами, и, следовательно, подобные международные организации не рассматриваются в качестве субъектов международного права, несмотря на зачастую серьезное влияние на международный правопорядок. Так, неправительственные организации могут иметь консультативный международно-правовой статус в межправительственных организациях, например, в ООН и ее специализированных учреждениях. Однако не соблюдено основное требование к субъекту международных правоотношений - неправительственные организации не вправе создавать нормы международного права и, следовательно, не могут, в отличие от межправительственных организаций, обладать всеми элементами международной правосубъектности.

Международные межправительственные организации не обладают суверенитетом, не имеют собственного населения, своей территории, иных атрибутов государства. Они создаются суверенными субъектами на договорной основе в соответствии с международным правом и наделяются определенной компетенцией, зафиксированной в учредительных документах (прежде всего в уставе). В отношении учредительных документов международных организаций действует Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года.

В уставе организации определяются цели ее образования, принципы ее деятельности, предусматривается создание определенной организационной структуры (действующих органов), устанавливается их компетенция. При этом правосубъектность организации носит функциональный характер, т.е. она ограничена уставными целями и задачами. Кроме того, все международные организации обязаны выполнять основные принципы международного права, а деятельность региональных международных организаций должна быть совместима с целями и принципами ООН.

Основные права международных организаций следующие:

1) право участвовать в создании международно-правовых норм;

2) право органов организации пользоваться определенными властными полномочиями, в том числе право на принятие решений, обязательных для исполнения;

3) право пользоваться привилегиями и иммунитетами, предоставленными как организации, так и ее сотрудникам;

4) право рассматривать споры между участниками, а в некоторых случаях и с не участвующими в данной организации государствами.

В соответствии со статьей 2 Проекта Статей об ответственности международных организаций, принятой Комиссией международного права ООН, "международная организация" означает организацию, учрежденную на основании международного договора или иного документа, регулируемого международным правом, и обладающую своей собственной международной правосубъектностью.

Основными признаками международной организации являются договорная основа создания и функционирования, наличие постоянных органов, корпоративная природа (то есть наличие членства), подчиненность международному праву, производная правосубъектность. Кроме того, правосубъектность организации носит функциональный характер — организация может участвовать только в тех международных отношениях, которые соответствуют ее функциям закрепленным в учредительном документе. Учредительным документом международной организации, как правило, является устав, который устанавливает определенную организационную структуру, определяет цели, задачи, компетенцию.

Виды.

По юридической природе и их роли в международных отношениях международные организации делятся на межправительственные, межпарламентские и неправительственные.

Международные межправительственные организации создаются для достижения определенных целей в отдельных областях международных отношений. Такие международные организации нельзя приравнивать к суверенным государствам. Они являются производными субъектами международного права. Их появление и ликвидация зависят от воли создающих их государств, которая выражена в учредительном акте; в нем же закрепляются права и обязанности международной организации, а также ее цели, задачи и компетенция. В деятельности всех органов международных, межправительственных организаций участвуют официально назначенные представители и делегации; при ряде организаций существуют специальные представительства государств. Поскольку участниками международных организаций являются суверенные государства, то они не могут приобретать наднационального характера.

Международные неправительственные организации – это любые международные организации, не учрежденные на основании межправительственных соглашений. Такие организации обладают рядом прав и обязанностей: они могут заключать договоры о найме персонала, владеть движимым и недвижимым имуществом, выступать в судебных и арбитражных органах. Некоторые из них имеют консультативный статус в системе ООН. Установлены две категории такого статуса: I категория (общий консультативный статус) предоставляется тем организациям, которые связаны с большинством видов деятельности Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС), могут вносить постоянный и существенный вклад в деятельность ООН (Всемирная федерация профсоюзов, Межпарламентский союз и др.); II категория (специальный консультативный статус) предоставляется организациям, имеющим специальную компетенцию лишь в отдельных видах деятельности ЭКОСОС (Международная ассоциация юристов-демократов, Международная организация журналистов и другие).

По направлениям деятельности различают общие организации (ООН) и специальные организации ( Международная организация труда, Интерпол);

По сфере действия делятся на универсальные (ООН) и региональные (СНГ, Европейский союз, Лига американских государств и другие).

Членство.

Характерная черта международных организаций состоит в том, что их членами являются только суверенные государства, именно государства, а не их органы, несмотря на то что такие организации обычно именуют межправительственными. Не могут быть членами международной организации части государства. Все члены равноправно участвуют в работе органов организации и несут ответственность за ее деятельность, делают взносы в ее бюджет.
После Второй мировой войны колониальные страны не отвечали требованиям, предъявляемым к членам международных организаций, но были заинтересованы в деятельности организаций. Для решения проблемы было использовано ассоциированное членство. От полного членства оно отличается отсутствием права участвовать в голосовании и быть избранным в исполнительные органы, в наше время ассоциированное членство используется в тех случаях, когда по тем или иным причинам полное членство временно или постоянно невозможно. Так, страны Восточной Европы прошли через этап ассоциированного членства в Совете Европы.

Существует статус наблюдателя. Он предоставляется государствам-членам или государствам-членам, которые не вошли в состав органа организации. Швейцария была представлена наблюдателями на многих сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. Большинство членов ООН направляют своих наблюдателей на заседания Совета Безопасности. Статус наблюдателя был предоставлен ООН ряду национально-освободительных движений. Нередко специализированные учреждения и региональные организации направляют своих наблюдателей в органы ООН. Они обладают правом присутствовать на основных заседаниях и получать документы.

Зачастую неправительственным организациям предоставляется консультативный статус, который близок статусу наблюдателя. Такая практика типична для Экономического и Социального Совета ООН.
Членство прекращается с ликвидацией организации или самого государства-члена, оно не переходит в порядке правопреемства. Россия заняла место СССР не как правопреемник, а как государство - продолжатель СССР.
Членство может быть прекращено в результате выхода из организации, что предусмотрено уставами многих организаций.

В период между 1949 и 1953 годов. ряд стран Восточной Европы вышли из ВОЗ и ЮНЕСКО. Большинство западных держав заявили о незаконности этого шага. В дальнейшем США и Великобритания односторонне приостановили свое членство в ЮНЕСКО. Несмотря на то что Устав ООН также не предусматривает возможности выхода, Индонезия в 1965 году вышла из Организации в одностороннем порядке. После решения стран Восточной Европы возобновить свое членство в ВОЗ и ЮНЕСКО они не подверглись процедуре приема, их членство было восстановлено. Аналогичным образом было восстановлено и членство Индонезии в ООН. В общем, можно считать, что государства имеют право на выход из организации.
Уставы многих организаций предусматривают возможность исключения из числа членов. Если же в уставе соответствующее положение отсутствует, исключение недопустимо. В таком случае можно отстранить нарушающее устав государство от участия в работе организации, отказавшись признать полномочия его представителей, разумеется, временно, что равносильно приостановлению членства.

Органы. Международные организации действуют через свои органы.

Орган международной организации – составная часть международной организации, созданная на основании учредительного или иного акта международной организации, наделенная соответствующими полномочиями и функциями, обладающая внутренней структурой и составом, с порядком принятия решений, с закрепленным правовым статусом.

Выделяют следующие органы международных организаций: высшие, исполнительные, административные и судебные.

Высшие органы имеют различные наименования (Конгресс, Ассамблея, Генеральная конференция и так далее) и обладают следующими полномочиями: принятие новых членов; выборы главного (высшего) должностного лица организации; выборы членов исполнительного органа; установление основ бюджета; рассмотрение отчетов о деятельности организации; обсуждение и принятие решения по вопросам предмета деятельности организации.

В высших органах представлены все члены организации.

Исполнительные органы имеют различные наименования: Административный совет, Совет, Исполнительный совет, которые обладают следующими полномочиями: обеспечение эффективности деятельности организации; осуществление связи с государствами-членами и другими международными организациями; составление бюджета организации; подготовка повестки дня заседания высшего органа; рассмотрение вопросов персонала.

Административные органы, которыми являются чаще всего секретариаты международных организаций, возглавляются генеральными секретарями. Административные органы обладают следующими полномочиями: выполняют организационные функции; реализуют полномочия, принимаемые высшими и исполнительными органами; обладают иными полномочиями.

Специальные комитеты и комиссии создаются как в рамках высших органов организации, так в рамках исполнительных и административных органов международной организации.

Особое место занимают судебные органы. Различные их виды могут решать споры между государствами, проверять правомерность решений организации и осуществлять административную юрисдикцию в отношении персонала. Большинство организаций не создают своих судебных органов и не считают нужным осуществлять судебный контроль за правомерностью своих решений. По делам, связанным с персоналом, универсальные организации используют административный суд ООН. В Европейском Союзе, органы которого принимают юридически обязательные решения, Суду принадлежит важная роль в контроле правомерности таких решений.

Основания возникновения и прекращения деятельности.

Основанием возникновения международной организации является принятие учредительного акта.

Прекращение деятельности международных организаций закрепляется в ее уставе, но подобные положения достаточно редки на практике. Чаще всего международная организация прекращает свою деятельность в связи с достижением своих целей, замораживанием - приостановлением всего участия в международных организациях государств-членов или выходом из них.

Иммунитеты и привилегии международных организаций.

Привилегии и иммунитеты организаций и их персонала определяются уставами организаций, многосторонними конвенциями и двусторонними соглашениями со страной пребывания. Немалую роль играют и обычные нормы международного права. Согласно Уставу ООН Организация пользуется на территории своих членов такими привилегиями и иммунитетами, какие необходимы для достижения ее целей (статья 105).

В 1946 году Генеральная Ассамблея приняла Конвенцию о привилегиях и иммунитетах ООН (СССР, Белоруссия и Украина присоединились к ней в 1953 году). Согласно этой Конвенции имущество ООН пользуется иммунитетом от судебного вмешательства, однако в отдельных случаях возможен отказ от него. Пользуются неприкосновенностью помещения и архивы. Собственность ООН освобождается от налогов и таможенных сборов. Организация пользуется всеми видами связи.

Генеральный секретарь ООН и его заместители, а также члены их семей пользуются полным дипломатическим иммунитетом. Другие должностные лица пользуются функциональным иммунитетом: не несут судебной ответственности за действия, совершенные в качестве должностных лиц; освобождаются от обложения налогами окладов, выплачиваемых ООН. Генеральный секретарь вправе отказаться от иммунитета, предоставленного должностному лицу, если иммунитет препятствует отправлению правосудия.

Аналогичными иммунитетами и привилегиями обладают специализированные учреждения ООН и другие международные организации.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: