Являются ли понятия сравнимыми совместимыми адвокат прокурор

Обновлено: 26.04.2024

Вариант 18 (первая буква фамилии Т)
1. Установите объем и содержание понятия: Поэма. Поэма — это повествование в стихах. Объёмом будут все стихотворные повествования, а содержанием (признаки): «является повествованием», «является стихотворением».

2. Определите вид данных понятий по объему: Самая удаленная точка Вселенной; черная дыра; Солнечная система. ОТВЕТ: Единичное, общее, единичное.

3. Дайте логическую характеристику понятию (определите вид понятия по содержанию и объему: Успеваемость группы Ю-12. Понятие единичное, абстрактное, положительное, безотносительное.

4. Являются ли понятия: а) сравнимыми; б) совместимыми? Кража, грабеж. ОТВЕТ: Понятия являются сравнимыми, если содержат общие признаки (которыми их и можно характеризовать, тем самым сравнивая). Кража и грабёж настолько близки по смыслу, что у них уйма общих признаков (например, ценность изъятого имущества). Значит эти понятия сравнимы.А вот насчёт совместимости, они несовместимы. Человека нельзя одновременно и ограбить и обокрасть. Потому что кража — это строго тайное хищение. А грабёж – открытое завладение имуществом. А значит общего элемента они иметь не могут, потому что тот одновременно был бы и открытым и тайным.

5. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера: Гласная буква, буква, буква А, буква Б, знак, знак препинания.

6. Подберите понятия, которые находились бы в следующих отношениях: Ответ:A) «Объект солнечной системы», «Земля», «Планета»Некоторые объекты солнечной системой являются планетами.Некоторые планеты являются объектами солнечной системы.(Вся) Земля является объектом солнечной системы и планетой. Б) «старик», «россиянин», «ребёнок».Некоторые старики являются россиянамиНекоторые дети являются россиянамиНи один старик не является ребёнком В) «юрист», «судья», «отец». Все судьи (В) – юристы (А). Поэтому объем понятия В полностью входит в объем понятия А. Но не все из юристов и не все из судей – отцы (С). И некоторые отцы не являются юристами. Поэтому часть объема понятий А и В совпадает с частью объема понятия С.

7. Ограничьте и обобщите понятие: Хоккеист. Ответ: Ограничение: хоккеист Овечкин (или хоккеист клуба Динамо)Обобщение: спортсмен.

8. Попробуйте дать определение данным понятиям: Футбол, школьник. ОТВЕТ: Футбол — командная игра, в которой игроки пытаются забить мяч в ворота противника и защитить свои ворота от забивания в них мяча противником.Школьник — человек, проходящий обучение в школе.

9. Соблюдены ли правила деления в примере, а если — нет, то какие правила нарушены? Проволоки бывают медные, серебряные, толстые, тонкие, телеграфные Ответ: Данное деление не является корректным. В данном делении допущена логическая ошибка «смешение оснований». Медные и серебряные проволоки – результат деления по одному основанию, толстые и тонкие – по другому, телеграфные – по третьему.

10. Определите тип суждения по характеру предиката: Зенон Элейский – ученик Парменида. ОТВЕТ: Атрибутивное суждение

11. Найдите субъект, предикат и связку в суждении: Равновесное состояние Байкала все больше угрожает перейти в ОТВЕТ: Предикат: экологический кризис, субъект: озеро Байкал, связь: угрожает.

12. Установите количество и качество суждения и придайте ему стандартную форму одного из четырёх типов А, Е, I, О. Определите распределенность терминов. Некоторые производства в нашей стране нуждаются в модернизации в соответствии с требованиями охраны окружающей среды. ОТВЕТ: ТИП I — суждение частное, утвердительное. Термин «Некоторые производства» нераспределённый.

13. Определите тип суждения (А, Е, I, О). Сформулируйте стандартную форму этого суждения и остальных суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату. Считая данное суждение истинным, что вы можете сказать об истинности других суждений с теми же субъектом и предикатом. Студенты юридического факультета изучают правовые науки. ОТВЕТ: Тип A. Определим истинность всех четырёх типов сужденияA — «Все студенты юридического факультета изучают правовые науки» ИСТИНАI — «Некоторые студенты юридического факультета изучают правовые науки» ИСТИНАE — «Ни один студент юридического факультета не изучает правовые науки» ЛОЖЬO — «Некоторые студенты юридического факультета не изучают правовые науки» ЛОЖЬ

14. Сформулируйте отрицание данного суждения (противоречащее суждение по логическому квадрату): Ответ; Многие районы Бурятии поддержали эту партию.15. Переведите на символический язык сложное суждение: Когда другой ругает тебя часто, думай с состраданием, что этот человек невежа. Если думать о нем, что он лает, как старая собака, не расстроится душа. (Э.Х. Галшиев. Зерцало мудрости). Ответ. Что с него взять, с глупца, лишь пожалеть можно. Ругает других тот, кто глуп. Считайте таких людей одноклеточными амебами, тогда не так будет обидно за их замечания.

1. Установите объем и содержание понятия:
Юрист
2. Определите вид данных понятий по объему (пустое или непустое, если непустое – общее или единичное, если общее - регистрирующее или нерегистрирующее):
Шахматный турнир, Г.Каспаров, победитель межгалактических соревнований по шахматам.
3. Дайте полную логическую характеристику понятию (определите вид понятия по содержанию и объему). Монарх Челябинской области.
4. Приведите два предложения, в одном из которых данное понятие использовалось бы в собирательном, а в другом - в разделительном смысле: Дети.
5. Являются ли понятия: сравнимыми или несравнимыми; совместимыми или несовместимыми (укажите вид совместимости или несовместимости, изобразите отношение понятий в кругах Эйлера).
Преступление, изъятие вещи.
8. Ограничьте и обобщите понятие: Конституция РФ.
9. Установите, является ли определение корректным, а если - нет, укажите, какие правила нарушены:
Барометр – метеорологический измерительный прибор.
10. Попробуйте дать определение данным понятиям:
Враг, стол.
11. Соблюдены ли правила деления, а если - нет, то какие правила нарушены?
Животные делятся на хищников, травоядных, всеядных и млекопитающих.
12. Определите, имеет ли место логическое деление понятия на виды (таксономическое деление) или членение предмета на части (мереологическое деление):
Формы обучения в вузе делятся на дневную, вечернюю и заочную.
13. Произведите логическое деление данного понятия, используя, если нужно, выражения «и т.д.», и «и др.»:
Музыкальный коллектив.
14. Определите тип суждения по характеру предиката (категорическое, или суждение с отношением, или суждение существования):
Площадь Антарктиды почти вдвое больше территории России.
15. Найдите субъект, предикат и связку в суждении:
Оказанная любезность порождает любовь. (Бенджамин Франклин).
16. Установите количество и качество суждения и придайте ему стандартную форму одного из четырёх типов А, Е, I, О. Определите распределенность терминов.
Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
17. Определите тип суждения (А, Е, I, О). Сформулируйте стандартную форму этого суждения и остальных суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату. Считая данное суждение истинным, что вы можете сказать об истинности других суждений с теми же субъектом и предикатом.
Песни бывают застольными.
18. Сформулируйте отрицание данного суждения (противоречащее суждение по логическому квадрату):
Ни один свидетель не дает правдивых показаний.
19. Переведите на символический язык сложное суждение:
Если научился знаниям в полной мере, не скрывай их от жаждущих научиться. Иначе знания потухнут без пользы, подобно горению светильника, заключенного в кувшин. (Э.Х.Галшиев. Зерцало мудрости).
20. Постройте таблицу истинности формулы:
((А≡В) /\ С) → (С \/ А)
21. Установите, является ли выражение логическим законом?
(А → С) → ((А → В) /\ (В → С))
22. Произведите отрицание данного суждения, используя законы пронесения отрицания:
Вселенная не имела начала во времени и всегда пребывала в одном и том же состоянии.
23. Правильно ли построено рассуждение?
Если 6 – составное число, то 12 – составное число. Если 12 – составное число, то существует простое число, большее чем 12. Если существует простое число, большее чем 12, то существует составное число большее 12. Если 6 делится на 2, то 6 – составное число. Число 12 – составное. Следовательно, 6 – составное число.
24. Какой из основных законов мышления нарушен?
Я не хочу сказать, что за истекший год наша секция ничего не делала. Вместе с тем я не возьму на себя смелость говорить, что секция что-нибудь делала (Из отчета).
25. Постройте непосредственные умозаключения - превращение, обращение, противопоставление предикату, умозаключение по логическому квадрату.
Киты – не рыбы.
26. Запишите простой категорический силлогизм в стандартной форме. Проверьте по правилам, являются липриведенные ниже категорические силлогизмы правильными, а заключение – истинным суждением.
Все королевы красоты имеют длинные волосы. Скабичевский имеет длинные волосы. Значит, он - королева красоты.
27. Из данных посылок осуществите вывод. Проверьте получившееся умозаключение по всем правилам ПКС. Определите характер вывода.
Лица, совершившие неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, привлекаются к уголовной ответственности по ст. 166 УК РФ. Гр. Л. совершил неправомерное завладение автомобилем без цели хищения.
28. В данном силлогизме установите следствие, большую и меньшую посылки. Запишите умозаключение в стандартной форме. Проверьте силлогизм по общим и частным правилам. Достоверен ли вывод?
Все современные девушки стремятся одеваться модно. Профессор Иванов не стремится одеваться модно, так как профессор Иванов – не современная девушка.
29. Энтимема. Восстановите в полный силлогизм, проверьте умозаключение.
Ложь заслуживает презрения, так как она безнравственна.
30. По данному выводному суждению постройте простой категорический силлогизм. Проверьте его.
Этот поступок заслуживает уважения.
31. Постройте приведенный текст в форме чисто-условного умозаключения, сделайте вывод, постройте схему умозаключения.
Если не ухаживать за зубами, то возникнет кариес; в этом случае, участки зубной эмали деминерализуются, и затем зуб разрушается.
32. Условно-категорический силлогизм. Сделайте вывод, запишите формулу, определите модус и характер вывода.
Если бутылку с водой вынести на мороз, то она лопнет. Эту бутылку не выносили на мороз.
33. По данной посылке постройте условно-категорический силлогизм по правильным и неправильным модусам.
Судья не может участвовать в рассмотрении дела, если он участвовал в данном деле в качестве эксперта.
34. Разделительно-категорическое умозаключение. Сделайте вывод. Запишите формулу, определите модус и характер вывода.
Пожар возник или вследствие нарушения правил пожарной безопасности, или в результате стихийного бедствия, или поджога. Однако пожар не мог возникнуть в результате стихийного бедствия.
35. Используя разделительную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающе-отрицающему модусу; б) по отрицающе-утверждающему модусу. Определите характер вывода (достоверный или вероятный).
Кража могла быть совершена либо Б., либо В.
36. Определите вид дилеммы. Сделайте вывод, постройте схему. Определите характер вывода.
Если преступление совершено вследствие стечения тяжелых личных (или семейных) обстоятельств, то эти обстоятельства признаются смягчающими ответственность виновного. Если преступление совершено под влиянием сильного душевного волнения, вызванного неправомерным действием потерпевшего, то это обстоятельство
также признается смягчающим ответственность. Это преступление совершено вследствие тяжелых личных или семейных обстоятельств или под влиянием сильного душевного волнения, вызванного неправомерными действиями потерпевшего.
37. Какой метод научной индукции применен в рассуждении? Запишите схему вывода.
В течение одних суток в городе зафиксировано несколько случаев заболевания бруцеллезом. Выяснение причин появления этого заболевания показало, что в составе меню каждого больного была рыба. По-видимому, рыба и явилась причиной заболевания.
38. Приведите свои примеры умозаключений по дедукции, индукции и аналогии.
39. Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, используя в качестве демонстрации дедукцию, а затем индукцию.
Россияне стали жить лучше.
40. Постройте прямое и косвенное опровержение тезиса.
Все врачи – классные специалисты.
41. Составьте тезис на предложенную тему и его обоснование (до 6-7 предложений).
Преступность.

Читаешь такие посты и грустно становитмя и такая мысль приходит в голову, а зачем вообще одни люди стараются, напрягаются, учатся, чего то достичь хотят, а другие вот так вот. Может этим вторым просто сразу дипломы раздать, написать в них, тто что они сами скажут и отпустить их с богом. Пусть ними работодатели мучаются.

Помоему все здесь ищут помощи.. и это не значит что я совсем ничего не сделал. я просто сомневаюсь.. а от этой контрольной зависит очень много=(((

1. Установите объем и содержание понятия:
Юрист
2. Определите вид данных понятий по объему (пустое или непустое, если непустое – общее или единичное, если общее - регистрирующее или нерегистрирующее):
Шахматный турнир, Г.Каспаров, победитель межгалактических соревнований по шахматам.
3. Дайте полную логическую характеристику понятию (определите вид понятия по содержанию и объему). Монарх Челябинской области.
4. Приведите два предложения, в одном из которых данное понятие использовалось бы в собирательном, а в другом - в разделительном смысле: Дети.
5. Являются ли понятия: сравнимыми или несравнимыми; совместимыми или несовместимыми (укажите вид совместимости или несовместимости, изобразите отношение понятий в кругах Эйлера).
Преступление, изъятие вещи.
6. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера:
Прибор, электрический прибор, чайник, утюг, утюг «Brawn», ложка.
7. Подберите понятия, которые находились бы в следующих отношениях:
а) б) в)

8. Ограничьте и обобщите понятие: Конституция РФ.
9. Установите, является ли определение корректным, а если - нет, укажите, какие правила нарушены:
Барометр – метеорологический измерительный прибор.
10. Попробуйте дать определение данным понятиям:
Враг, стол.
11. Соблюдены ли правила деления, а если - нет, то какие правила нарушены?
Животные делятся на хищников, травоядных, всеядных и млекопитающих.
12. Определите, имеет ли место логическое деление понятия на виды (таксономическое деление) или членение предмета на части (мереологическое деление):
Формы обучения в вузе делятся на дневную, вечернюю и заочную.
13. Произведите логическое деление данного понятия, используя, если нужно, выражения «и т.д.», и «и др.»:
Музыкальный коллектив.
14. Определите тип суждения по характеру предиката (категорическое, или суждение с отношением, или суждение существования):
Площадь Антарктиды почти вдвое больше территории России.
15. Найдите субъект, предикат и связку в суждении:
Оказанная любезность порождает любовь. (Бенджамин Франклин).
16. Установите количество и качество суждения и придайте ему стандартную форму одного из четырёх типов А, Е, I, О. Определите распределенность терминов.
Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
17. Определите тип суждения (А, Е, I, О). Сформулируйте стандартную форму этого суждения и остальных суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату. Считая данное суждение истинным, что вы можете сказать об истинности других суждений с теми же субъектом и предикатом.
Песни бывают застольными.
18. Сформулируйте отрицание данного суждения (противоречащее суждение по логическому квадрату):
Ни один свидетель не дает правдивых показаний.
19. Переведите на символический язык сложное суждение:
Если научился знаниям в полной мере, не скрывай их от жаждущих научиться. Иначе знания потухнут без пользы, подобно горению светильника, заключенного в кувшин. (Э.Х.Галшиев. Зерцало мудрости).
20. Постройте таблицу истинности формулы:
((А≡В) /\ С) → (С \/ А)
21. Установите, является ли выражение логическим законом?
(А → С) → ((А → В) /\ (В → С))
22. Произведите отрицание данного суждения, используя законы пронесения отрицания:
Вселенная не имела начала во времени и всегда пребывала в одном и том же состоянии.
23. Правильно ли построено рассуждение?
Если 6 – составное число, то 12 – составное число. Если 12 – составное число, то существует простое число, большее чем 12. Если существует простое число, большее чем 12, то существует составное число большее 12. Если 6 делится на 2, то 6 – составное число. Число 12 – составное. Следовательно, 6 – составное число.
24. Какой из основных законов мышления нарушен?
Я не хочу сказать, что за истекший год наша секция ничего не делала. Вместе с тем я не возьму на себя смелость говорить, что секция что-нибудь делала (Из отчета).
25. Постройте непосредственные умозаключения - превращение, обращение, противопоставление предикату, умозаключение по логическому квадрату.
Киты – не рыбы.
26. Запишите простой категорический силлогизм в стандартной форме. Проверьте по правилам, являются липриведенные ниже категорические силлогизмы правильными, а заключение – истинным суждением.
Все королевы красоты имеют длинные волосы. Скабичевский имеет длинные волосы. Значит, он - королева красоты.
27. Из данных посылок осуществите вывод. Проверьте получившееся умозаключение по всем правилам ПКС. Определите характер вывода.
Лица, совершившие неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, привлекаются к уголовной ответственности по ст. 166 УК РФ. Гр. Л. совершил неправомерное завладение автомобилем без цели хищения.
28. В данном силлогизме установите следствие, большую и меньшую посылки. Запишите умозаключение в стандартной форме. Проверьте силлогизм по общим и частным правилам. Достоверен ли вывод?
Все современные девушки стремятся одеваться модно. Профессор Иванов не стремится одеваться модно, так как профессор Иванов – не современная девушка.
29. Энтимема. Восстановите в полный силлогизм, проверьте умозаключение.
Ложь заслуживает презрения, так как она безнравственна.
30. По данному выводному суждению постройте простой категорический силлогизм. Проверьте его.
Этот поступок заслуживает уважения.
31. Постройте приведенный текст в форме чисто-условного умозаключения, сделайте вывод, постройте схему умозаключения.
Если не ухаживать за зубами, то возникнет кариес; в этом случае, участки зубной эмали деминерализуются, и затем зуб разрушается.
32. Условно-категорический силлогизм. Сделайте вывод, запишите формулу, определите модус и характер вывода.
Если бутылку с водой вынести на мороз, то она лопнет. Эту бутылку не выносили на мороз.
33. По данной посылке постройте условно-категорический силлогизм по правильным и неправильным модусам.
Судья не может участвовать в рассмотрении дела, если он участвовал в данном деле в качестве эксперта.
34. Разделительно-категорическое умозаключение. Сделайте вывод. Запишите формулу, определите модус и характер вывода.
Пожар возник или вследствие нарушения правил пожарной безопасности, или в результате стихийного бедствия, или поджога. Однако пожар не мог возникнуть в результате стихийного бедствия.
35. Используя разделительную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающе-отрицающему модусу; б) по отрицающе-утверждающему модусу. Определите характер вывода (достоверный или вероятный).
Кража могла быть совершена либо Б., либо В.
36. Определите вид дилеммы. Сделайте вывод, постройте схему. Определите характер вывода.
Если преступление совершено вследствие стечения тяжелых личных (или семейных) обстоятельств, то эти обстоятельства признаются смягчающими ответственность виновного. Если преступление совершено под влиянием сильного душевного волнения, вызванного неправомерным действием потерпевшего, то это обстоятельство
также признается смягчающим ответственность. Это преступление совершено вследствие тяжелых личных или семейных обстоятельств или под влиянием сильного душевного волнения, вызванного неправомерными действиями потерпевшего.
37. Какой метод научной индукции применен в рассуждении? Запишите схему вывода.
В течение одних суток в городе зафиксировано несколько случаев заболевания бруцеллезом. Выяснение причин появления этого заболевания показало, что в составе меню каждого больного была рыба. По-видимому, рыба и явилась причиной заболевания.
38. Приведите свои примеры умозаключений по дедукции, индукции и аналогии.
39. Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, используя в качестве демонстрации дедукцию, а затем индукцию.
Россияне стали жить лучше.
40. Постройте прямое и косвенное опровержение тезиса.
Все врачи – классные специалисты.
41. Составьте тезис на предложенную тему и его обоснование (до 6-7 предложений).
Преступность.

НА СЕГОДНЯ СДЕЛАЛА.

Задание 1.
Содержание: Юрист – человек с юридическим образованием;
Объём: Это множество юристов.
Пример: судья, адвокат, прокурор, правовед.
Задание 2.
Шахматный турнир – не пустое, общее, регистрирующее.
Г.Каспаров – не пустое, единичное.
Победитель межгалактических соревнований по шахматам – пустое.
Задание 3.
Монарх Челябинской области.
По содержанию – конкретное, несобирательное, положительное, относительное.
По объёму – пустое.
Задание 4.
Дети.
Собирательное – Дети – цветы жизни.
Разделительное – У Ивановых растут воспитанные дети.
Задание 5.
Преступление, изъятие вещи.
Эти понятия совместимы и сравнимы.

Задание 7.
А) А – жители г.Челябинска
В – студенты ЮУрГУ
С – жители г.Магнитогорска
Б) А – преступление
В – изъятие вещи
С – убийство
В) А – студенты ЮУрГУ
В – студенты ЧелГУ
С – будущие юристы
Задание 8.
Конституция РФ
Обобщенное: Конституция
Ограниченное: Конституция РФ глава 2 ст.20 «каждый имеет право на жизнь»
Задание 9.
Барометр – метеорологический измерительный прибор.
Ошибка: – Слишком широкое определение
Задание 10.
Враг — идейный, религиозный или военный противник.
Стол – ровная горизонтальная поверхность на некотором количестве опор, предназначенная для приёма пищи, письменных работ либо выполнения других функций.
Задание 11.
Животные делятся на хищников, травоядных, всеядных и млекопитающих.
Нарушено 4 правило деления понятий: Члены деления должны взаимно исключать друг друга.

Задание 12.
Формы обучения в вузе делятся на дневную, вечернюю и заочную.
Определите, имеет ли место логическое деление понятия на виды (таксономическое деление) или членение предмета на части (мереологическое деление):
Задание 13.
Музыкальный коллектив включает в себя: гитаристов, пианистов, трубачей, барабанщики и т.д.
Задание 14.
Площадь Антарктиды почти вдвое больше территории России.
Это суждение с отношениями.

Оказанная любезность порождает любовь. (Бенджамин Франклин).
Субъект (S) – оказанная любезность.
Предикат (P)– порождает любовь.

Установите количество и качество суждения и придайте ему стандартную форму одного из четырёх типов А, Е, I, О. Определите распределенность терминов.
Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Это суждение утвердительное, частное или частно – утвердительное.
Оба термина не распределены.

А – Все дети должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Е – Ни один ребенок не должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
I – Некоторые дети не должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Песни бывают застольными.
Это суждение типа I (частичная совместимость)
A – Все песни застольные.
E –Ни одна песня не застольная.
O – Некоторые песни застольные
I – Не все песни бывают застольными.

1. Установите объем и содержание понятия: Поэма.
Поэма - это повествование в стихах. Объёмом будут все стихотворные повествования, а содержанием (признаки): «является повествованием», «является стихотворением».
2. Определите вид данных понятий по объему:
Самая удаленная точка Вселенной; черная дыра; Солнечная система.
ОТВЕТ: Единичное, общее, единичное.
3. Дайте логическую характеристику понятию (определите вид понятия по содержанию и объему: Успеваемость группы Ю-12.
Понятие единичное, абстрактное, положительное, безотносительное.
4. Являются ли понятия: а) сравнимыми; б) совместимыми?
Кража, грабеж.
ОТВЕТ:
Понятия являются сравнимыми, если содержат общие признаки (которыми их и можно характеризовать, тем самым сравнивая). Кража и грабёж настолько близки по смыслу, что у них уйма общих признаков (например, ценность изъятого имущества). Значит эти понятия сравнимы.
А вот насчёт совместимости, они несовместимы. Человека нельзя одновременно и ограбить и обокрасть. Потому что кража - это строго тайное хищение. А грабёж – открытое завладение имуществом. А значит общего элемента они иметь не могут, потому что тот одновременно был бы и открытым и тайным.
5. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера:
Гласная буква, буква, буква А, буква Б, знак, знак препинания.

6. Подберите понятия, которые находились бы в следующих отношениях:

Ответ:
A) «Объект солнечной системы», «Земля», «Планета»
Некоторые объекты солнечной системой являются планетами.
Некоторые планеты являются объектами солнечной системы.
(Вся) Земля является объектом солнечной системы и планетой.
Б) «старик», «россиянин», «ребёнок».
Некоторые старики являются россиянами
Некоторые дети являются россиянами
Ни один старик не является ребёнком
В) «юрист», «судья», «отец».
Все судьи (В) – юристы (А). Поэтому объем понятия В полностью входит в объем понятия А. Но не все из юристов и не все из судей – отцы (С). И некоторые отцы не являются юристами. Поэтому часть объема понятий А и В совпадает с частью объема понятия С.
7. Ограничьте и обобщите понятие: Хоккеист.
Ответ:
Ограничение: хоккеист Овечкин (или хоккеист клуба Динамо)
Обобщение: спортсмен.
8. Попробуйте дать определение данным понятиям:
Футбол, школьник.
ОТВЕТ: Футбол - командная игра, в которой игроки пытаются забить мяч в ворота противника и защитить свои ворота от забивания в них мяча противником.
Школьник - человек, проходящий обучение в школе.
9. Соблюдены ли правила деления в примере, а если - нет, то какие правила нарушены?
Проволоки бывают медные, серебряные, толстые, тонкие, телеграфные
Ответ:
Данное деление не является корректным. В данном делении допущена логическая ошибка «смешение оснований». Медные и серебряные проволоки – результат деления по одному основанию, толстые и тонкие – по другому, телеграфные – по третьему.
10. Определите тип суждения по характеру предиката:
Зенон Элейский – ученик Парменида.
ОТВЕТ: Атрибутивное суждение
11. Найдите субъект, предикат и связку в суждении:
Равновесное состояние Байкала все больше угрожает перейти в
ОТВЕТ: Предикат: экологический кризис, субъект: озеро Байкал, связь: угрожает.
12. Установите количество и качество суждения и придайте ему стандартную форму одного из четырёх типов А, Е, I, О. Определите распределенность терминов.
Некоторые производства в нашей стране нуждаются в модернизации в соответствии с требованиями охраны окружающей среды.
ОТВЕТ: ТИП I - суждение частное, утвердительное. Термин "Некоторые производства" нераспределённый.
13. Определите тип суждения (А, Е, I, О). Сформулируйте стандартную форму этого суждения и остальных суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату. Считая данное суждение истинным, что вы можете сказать об истинности других суждений с теми же субъектом и предикатом.
Студенты юридического факультета изучают правовые науки.
ОТВЕТ: Тип A.
Определим истинность всех четырёх типов суждения
A - "Все студенты юридического факультета изучают правовые науки" ИСТИНА
I - "Некоторые студенты юридического факультета изучают правовые науки" ИСТИНА
E - "Ни один студент юридического факультета не изучает правовые науки" ЛОЖЬ
O - "Некоторые студенты юридического факультета не изучают правовые науки" ЛОЖЬ
14. Сформулируйте отрицание данного суждения (противоречащее суждение по логическому квадрату):
Ответ; Многие районы Бурятии поддержали эту партию.
15. Переведите на символический язык сложное суждение:
Когда другой ругает тебя часто, думай с состраданием, что этот человек невежа. Если думать о нем, что он лает, как старая собака, не расстроится душа. (Э.Х. Галшиев. Зерцало мудрости).
Ответ. Что с него взять, с глупца, лишь пожалеть можно.
Ругает других тот, кто глуп. Считайте таких людей одноклеточными амебами, тогда не так будет обидно за их замечания.


а понятие « легкоатлет » будет видовым по отношению к понятию « спортс мен »/. От ношения несовместимости :

соподчинение , противоположность и противоре чие . Соподчинен ие – объемы двух по нятий А и В произвольным

образом входят в объем третьего родового понятия С , но не исчер пывают его /« круг », « квадрат », « геомет риче -

ская фигура »/. Противоположность – объемы понятий А и В занимают в объеме понятия С наиболее удален -

ные относительно некоего качества позиции / А -« белый », В -« черный »/. Противоречие – объемы понятий А и В

Все судьи ( В ) – юристы ( А ). Поэтому объем по нятия В полностью входит в объем по нятия А . Но не все из

юристов и не все из судей – отцы ( С ). И некотор ые отцы не являются юристами . Поэтому часть объема по ня -

Обобщение – переход от данно го видового к родовом у /« студент », « учащийся »/. Пределом обобщения явля -

ются категории – предельно общие понятия . В каждой науке имеются свои категории /« бытие », « материя »,


Определени е – это логическая операция , раскрывающая содержание понятия . Структура определения : опреде -

ляемое ( обозначается : dfd) – то , что раскрывается в определении – предмет , понятие , слово . Определяющее

( обозначается : df n) – общие и существенные признаки , которые со ставляют содержание определяемого . В оп -

ределении « Конституция есть основной закон государства , устанавливающий его общественное и политическое

устройство » определяемым (dfd) является « конституция », а определяющим (dfn) – « основной за кон го сударст -

1. Опр еделение должно быть соразме рным , т . е . объем dfd должен быть равен объему dfn (Vdfd= Vdfn). Ошиб -

ки : а ) слишком широкое определение (Vdfd

ники /; б ) слишком узкое определение (Vdfd>Vdfn) /« Студент – это учащийся вуза » – студентами являю тся и

учащиеся ссузов /; в ) в одном отношении слишком широкое , а в другом отношении слишком узкое определение

/« Бочка – это сосуд для хранения жидкостей » – не только в бочках хранят жидкости , и в бочк ах хранят не толь -

2. Нельзя раскрывать определяемое через самое себя . Ошибки : а ) « Круг в определении » возникает , если df d

определяется через dfn , а затем dfn через dfd . /« Вращение – это движение вокруг своей оси , а ось – это пр ямая ,

вокруг кото рой происходит вращение »/; б ) « тавтология » возникает , если в dfn присутствует dfd. /« Фильтр – это

3. Опр еделение должно быть четким и ясным . Здесь может быть два случая нарушения пр авила : а ) Ошибка

« определение через неизвестное » возникает , ко гда термины , используемые в dfn неизвестны или непонятны ; б )

предмета или явления /« Раздражимость – это ответная реакция организма на изменения окружающей среды ,

помогающая ему адаптироваться и выжить в изменяющихся условиях »/, а номинальные представляются со бой

соглашения относительно данного термина /« Ночным временем в трудовом праве принято считат ь время с 22

личие . Такие определения , как правило , компактны и весьма понятны , в отличие от определений , в которых dfn

выражается не через ближайший ро д . Сравните « Квадрат – это р авносторонний пр ямоугольник » и « Квадр ат –

Логическое ( таксономическое ) деление – это выделение в объеме поня тия по дклассов ( таксонов ), являющ их -

ны деления – полученные в результате выполнения этой операции подвиды данного понятия , основание деления

- признак , по которому произво дится эта операция . /« Право делится на рабовладельческое , феодальное и др .».

Делимое пон ятие – « право », члены деления – « рабовладельческое », « феодальное » и др ., основание деления –

исторический тип /. Членение предмета на части называют мереологическим делением /« Год делится на 12 меся -

1. Деление должно быть соразмерным . Объем делимого должен полностью исчер пываться членами деления .

Ошибки : а ) неполное деление /« Углы делятся на острые и тупые » – пропущены « прямые »/; б ) деление с лиш -

3. Члены деления должны исключать друг др уга . / Ошибочным будет деление : « Студенты делятся на отлич -

4. Деление должно быть последовательным и непрерывным . Ош ибка - « скачок в делении » /« Право делится на

трудовое , уголовно е , наследственное и т . д .» - надо было сначала зако нчить деление пр ава на отрасли : трудовое ,

уголовное , гражданское , а уже затем переходить к делению гражданского права на право собственности , обяза -

Решение : Ошибки : « несоразмерное определение », так как объемы понятий dfd и dfn находятся в отношении

Задача 11. Соблюде ны ли правила логического деления в примерах , а если нет , то какое правило нарушено ?

Решение : Здесь произведено как неполное деление , так как не перечислены паразиты ; так и деление с лиш -

ними членами - беспозвоночные . Деление сбивчивое , так как произведено не по одному основанию . Члены де -

ления не исключают др уг друга . Данное деление также является непоследовательным , так как при незакончен -

Теория к задачам 14- 18: Суждение – это форма мышления , в которой что - либо утверждается или отрицается

о свойствах предметов , об отношениях между предметами , о существовании предметов или о связях между

ситуациями . В языке суждение , как правило , выражается повествовательным предложением и может оцени -

ваться как истинно е или ложное . Суждение полагается истинным , если оно соответствует действительности .

сложными . Простым называется суждение , в котором нельзя выделить пр авильную часть , т . е . часть не совпа -

Структура простых суждений : субъект , предикат , свя зка между субъектом и пр едикат ом , квантор общности ,

модальный оператор . 1) Субъект ( от лат . Subjectus – лежащий внизу , нах одящийся в основе ) – это мысль о

предмете , о которо м утверждается или отрицается что - либо . Обозначение – «S». 2) Предикат ( от лат . Praedica-

tum – сказанное ) – это по нятие о том , что именно утверждается или отрицается о пре дмете . Обозначение – « Р ».

Субъект и предикат суждения называются также терминами суждения . 3) Связка - « есть » или « не есть » ( может

быть неявной ) соединяет субъект и предикат . 4) Квантор общности – слово , характеризующ ее количество субъ -

екта (« все », « всякий », « любой », « никакой », « ни один », « некоторые » и т . д .) /« Все адвокаты – юристы »: S – « ад -

вокат », Р – « юрист », связка подразумевается « есть », квантор общности - « все »; « Некоторые птицы не летают »:

S – « птицы », Р – « летающие существа », связка подразумевается « не есть », квантор общности – « некоторые »/.

Следует отметить , что выделение субъекта и предиката часто зависит от постановки логического ударения . На -

пример , в суждении « Улан - Удэ – это столица Бурятии » в зависимости от того , на каком по нятии ставится логи -

ческое ударение , субъектом может стать каждое из них . 5) Мода льный оператор – слово , дающее допо лнитель -

ную информацию о характере связи между субъектом и предикатом (« достоверно », « доказуемо », « необходи -

мо », « возможно », « случайно », « обязательно », « разрешено », « запрещено » и т . д .). /« Возмо жно , Иванова оправ -

Простые суждения делятся по характеру предиката на атрибутивны е ( о свойствах ) /« Некоторые обвиняемые

являются несоверш еннолетними »/, релятивные ( об отношениях ) /« Аристотель родился позже Платона »/, экзи -

Атрибутивные суждения делятся на виды по качеству и по количеству . По качеству они делятся на утверди -

тельные ( связка - « есть »), отрицательные ( связка – « не есть »). По количеству они делятся на общие , частные и

единичные . Общие – это суждение , в которых предикат высказывается обо всем объеме субъекта . Структура

таких суждений : « Все S есть Р » или « Ни одно S не ес ть Р » /« Все киты – млекопитающие », « Ни один кит – не

рыба »/. Частные – это суждения , в которых предикат высказываются о части объема субъекта . Структура част -

ных суждений : « Некоторые S есть Р », « Некоторые S не есть Р » /« Некоторые студенты не умеют учиться »/.

Единичные – это суждения , в которых субъектом является единично е понятие /« Со крат был великим учителем

человечности »/. Если субъект в суждении испо льзуется в собир ательном смысле , то такое суждение будет ча -

стным /« Древние римляне дали величайшие образцы красноречия » - ясно , что речь идет не о всех древних рим -

лянах , а лишь о некоторых /. Суждения , в которых точно выяснено количество и качество называются катего -

рическими /« Все адвокаты – юристы » - категорическое суждение , а суждение « Студенты первого курса присут -

ствуют на занятиях » нельзя назвать категорическим , ибо не ясно количество данного суждения – « все » или

Буквы « А » и «I » – первые гласные из латинского слова « А ffirmo» ( утверждаю »), а « Е » и « О » – из слова

понятием распределенности терминов в суждении . Термин считается распределенным в суждении , если речь

В суждении т ипа А , например , « Все адвокаты – юристы », речь идет обо всем объеме субъекта ( обо всех адво -

катах ), по этому субъект считается распределенным (S+), но не обо всем объеме предиката ( юристов ), значит ,

предикат не распределен ( Р -). Но если субъект и предикат яв ляются равнозначными понятиями , например ,

« Все сыновья – мужчины », то они оба распределены в суждении (S+, Р +), так ка к речь идет обо всем объеме

В суждениях типа I также может быть два типа распределенности . Если субъект и предикат находятся в от -

ношении пересечения /« Некоторые студе нты – спортсмены »/, то в суждении речь идет не обо всем объеме

субъекта , и не обо всем объеме предиката , значит , они оба не распределены (S-, Р -). Если субъект и пр едикат

находятся в отношении подчинения /« Некоторые юр исты – адвокаты »/, то в суждении речь идет не обо всем


В общеотриц ательных суждениях типа Е /« Ни один кит – не рыба »/ речь идет обо всем объеме S и Р , значит ,

И , наконец , в частноотрицательных суждениях типа О /« Некоторые птицы не летают »/ субъект не распреде -

лен , так как речь идет о части его объема ; а пр едикат распределен , поско льку некоторые S не относятся ко все -

27. Из данных посылок осуществите вывод . Проверьте получившееся умозаключение по всем правилам ПКС .

Каждый из участников общей долевой собственности вправе тр ебоват ь выдела своей доли из обще го имущест -

28. В данн ом силлог изме установ ите следствие , бо льшую и меньшую посылки . Запишите умозак лючение в

Доверенность , в которой не указана дат а ее совершения , недействительна . Данная доверенность недействи -

31. Постройте приведенный текст в форме чисто - условного умозаключен ия , сделайте вывод , постройт е схе -

Если гнев становится привычным состоянием , какими бы образован ными , богатыми или могущественными мы

ни были , - люди все равно начн ут просто - напросто избегать нас . В это м случае нам грозит одиночество .

32. Условно - категорический силлог изм . Сделайте вывод , запишите фо рмулу , определите модус и характер

33. По данной посылке постройте условно - категорический силлогизм по правильным и неправильным модусам .

34. Разделительно - категори ческое умозаключение . Сдела йте вывод . Запи шите ф ормулу , определи те мо дус и

Простые суждения могут быть единичными , общими или частными . Это суждение не единичное и не частное .

35. Используя разделительную посылку , постройте умозаключение : а ) по утверждающе - отри цающему моду -

су ; б ) по отрицающе - утверждающему модусу . Определите характер вывода ( до стоверн ый или вероятный ).

Если партия характеризует ся в СМИ как экстремистская , то ее регистрация по закону не допускается , если

Если стрессовая ситуация имеет выход , то она не влияет сильно на жизнь и здоровье живых существ . Это пока -

зал опыт , проведенный над крысами . Две группы крыс подвергали ударам электрическим током . Общее коли -

чество ударов было одинаковым . При этом у крыс из первой группы была возможность найти выход из клетки ,

в которой проводились опыты . А у крыс из второй группы выхода не было . Крысы второ й гр уппы быстро по -

39.* По стройте прямо е и косвенное доказательство тезиса , используя в качестве демонст рации дедукцию , а


3. Дайте логическую характеристику понятию ( определите вид понятия по содержанию и объему ). Военно -

4. Приведите два предложения , в одном из которых данное поняти е использовалось бы в собират ельном , а в

7. Подберите понятия , которые находились бы в следующих отношениях ( для всех вариантов – одинаковые

9. Установите , является ли определение корректным , а если - нет , укаж ите , какие прав ила нарушены :

12. Опр еделите , имеет ли место логическое ( таксономическое ) деление понятия на виды или членение предме -

13. Произведите логическое деление данного понятия , используя , если нужно , выражения « и т . д .», и « и др .»:

17. Определите ти п суждения ( А , Е , I, О ). Сформулиру йте стандартную форму этого суждения и осталь -

ных суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату . Считая данное сужде ние истин -

18. Сформулируйте отрицани е данно го сужден ия ( противоре чащее суждение по лог ическому квадра ту ):

Кто хочет что - нибудь сделать , находит средства . Кто не хочет ничего делать , тот находит оправдан ие .

Если человек знает логику и заданную тему , то ему не составит тр уда построить правильное рассуждение на

эту тему . Этот студент затрудняется построить правильное рассуждение на заданную тему . Значит , он не знает

Чертог вдовы Грицацуевой сиял . Во главе свадебного стола сидел марьяжный король – сын турецкоподанного .

Он был элегантен и пьян . Гости шумели . Молодая была уже не молода . Ей было не меньше тридцати лет ».

25. По стройте непосредственные умозаключен ия - обращение , превраще ние , про тивопоставление субъекту и

26. Запишит е простой категорический силлог изм в ста ндартной форме . Проверьте по правилам , являются ли

Большинство учителей имеет высшее образование . Иванов – учитель . Значит , Иванов имеет высшее образова -

27. Из данных посылок осуществите вывод . Проверьте получившееся умозаключение по всем правилам ПКС .

28. В данн ом силлог изме установ ите следствие , бо льшую и меньшую посылки . Запишите умозак лючение в

Каждый участник общей долевой собственности имеет право на отчуждение своей доли другому лицу . Р . не

является участником общей долевой собственности , та к как он не имеет права на отчуждение своей доли дру -

Трудности неизбежны , а потому необходимо воспитать в себе правильное отношение к ним ( Его Святейшество

31. Постройте приведенный текст в форме чисто - условного умозаключен ия , сделайте вывод , постройт е схе -

Родители , уплачивающие алименты на несоверш еннолетних детей , мо гут быть прив лече ны к участию в допол -

нительных расходах , вызванных исключительными обстоятельствами ( тяжелая боле знь , увечье ребенка и т . п .).

Размеры участия в таких расходах определяются судом с учетом материального и семейного положения роди -

32. Условно - категорический силлог изм . Сделайте вывод , запишите фо рмулу , определите модус и характер

Если детям не демонстрировалась модель агрессивного поведения взрослого , они редко проявляли агрессию .

33. По данной посылке постройте условно - категорический силлогизм по правильным и неправильным модусам .

34. Разделительно - категори ческое умозаключение . Сдела йте вывод . Запи шите ф ормулу , определи те мо дус и

35. Используя разделительную посылку , постройте умозаключение : а ) по утверждающе - отри цающему моду -

су ; б ) по отрицающе - утверждающему модусу . Определите характер вывода ( до стоверн ый или вероятный ).

Территория со сложным со циально - экономическим положением может быть опр еделена как проблемная или

На месте убийства были обнаружены следы ног Иванова и Петрова , которые сознались в совершении убийства

и утверждали , что совершили его одни . Однако отпечатки пальцев на но же , которым было совершено убийство ,

не принадлежали ни Иванову , ни Петрову . Было сделано заключение , что в убийстве участвовал еще один че -

39. ∗ По стройте прямо е и косвенное доказательство тезиса , используя в качестве демонст рации дедукцию , а


3. Да йте логическую ха рактерист ику понятию ( определите вид понятия по содер жанию и объему ). Обязан -

4. Приведите два предложения , в одном из которых данное поняти е использовалось бы в собират ельном , а в

7. Подберите понятия , которые находились бы в следующих отношениях ( для всех вариантов – одинаковые

9. Установите , является ли определение корректным , а если - нет , укаж ите , какие прав ила нарушены :

12. Опр еделите , имеет ли место логическое ( таксономическое ) деление понятия на виды или членение предме -

13. Произведите логическое деление данного понятия , используя , если нужно , выражения « и т . д .», и « и др .»:

17. Определите ти п суждения ( А , Е , I, О ). Сформулиру йте стандартную форму этого суждения и осталь -

ных суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату . Считая данное сужде ние истин -

18. Сформулируйте отрицани е данно го сужден ия ( противоре чащее суждение по лог ическому квадра ту ):

Король лакея своего назначит генера лом , но он не может никого назначить честным малым . ( Р . Бернс ).

Джон или переутомился , или болен . Если он пере утомился , то он раздражается . Он не раздражается . Следов а -

- Еще бы , я ведь говорю по - фр анцузски . Какой ты непонятливый . Мы ведь поспорили о том , чт о я сумею

25. По стройте непосредственные умозаключен ия - обращение , превраще ние , про тивопоставление субъекту и

26. Запишит е простой категорический силлог изм в ста ндартной форме . Проверьте по правилам , являются ли

Все кинозалы нуждаются в проветривани и . Это помещение не является кинозалом . Это помещение не нуждает -

27. Из данных посылок осуществите вывод . Проверьте получившееся умозаключение по всем правилам ПКС .

28. В данн ом силлог изме установ ите следствие , бо льшую и меньшую посылки . Запишите умозак лючение в

Суждение « Некоторые птицы не являются пер елетными » не обращается , так как оно является частноотрица -

Вулканические извержения , землетрясения и эпидемии нельзя истолковывать как предупре ждения поро чным

31. Постройте приведенный текст в форме чисто - условного умозаключен ия , сделайте вывод , постройт е схе -

Не подлежит уголовной ответственности лицо , ко торое во время совершения общественно опасного деяния

находилось в состоянии невменяемости … к такому лицу по назначению суда могут быть применены меры ме -

32. Условно - категорический силлог изм . Сделайте вывод , запишите фо рмулу , определите модус и характер

Если перестроить разоблачительный « Ты - упрек » ( Напр имер : « Ты груб ») на « Я - высказывание » ( Например :

« Когда ты так говоришь , я раздражаюсь »), то другому человеку становится легко реагировать на замечания . Я

33. По данной посылке постройте условно - категорический силлогизм по правильным и неправильным модусам .

34. Разделительно - категори ческое умозаключение . Сдела йте вывод . Запи шите ф ормулу , определи те мо дус и

35. Используя разделительную посылку , постройте умозаключение : а ) по утверждающе - отри цающему моду -

су ; б ) по отрицающе - утверждающему модусу . Определите характер вывода ( до стоверн ый или вероятный ).

Рекламная ложь о продуктах питания бывает двух видов – яв ная , беззастенчивая ( когда говори тся , что никакого

вреда продукт не несет ) и ложь скрытая ( восхваливающая достоинства и умалчивающая о вреде продукта ).

Если я оставлю взрывчатку в этом здании , то мо жет пос трад ать множество людей , если я вынесу , то могу по -

Вместе с по севом растений в почву внесли удобрение . Урожай оказался низким . На следующий год количество

этого же удобрения увеличили . Урожай повысился . Внов ь увеличили количество этого удо брения . Урожай по -

высился . Сделали заключение , что урожай нах одится в прямой зависимости от применения этого удобрения .

39. ∗ Постро йте прямое и косвенное до казательство тезиса , используя в качестве демонстрац ии дедукцию , а

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: