Является ли обеспечение суверенитета народа государственным интересом

Обновлено: 28.04.2024

Никитенко Н.С., доцент Восточно-Сибирского института МВД, г. Иркутск, кандидат юридических наук.

Проблема соотношения национальных интересов России с ее международно-правовыми обязательствами показалась мне интересной для исследования по ряду причин, имеющих, возможно, обывательскую природу. Средства массовой информации подогревали интерес до той поры, пока рассуждения о перспективах и проблемах вступления России в ВТО, иранская и корейская ядерные проблемы, территориальные разногласия России и Японии, и Китая и ряд других вопросов прочно не вошли в каждый дом и не стали предметом околонаучных дискуссий в каждой (или почти каждой) российской семье. Кроме того, личный опыт общения с представителями российской политической (политологической) науки и проявленный интерес к понятию "национальный интерес" в контексте глобализации заставили меня, как правоведа, обратить внимание на правовую составляющую названных понятий и приступить к исследованию.

Предлагаемая работа является скорее постановкой проблемы, нежели сколько-нибудь ощутимым ее решением. Однако автор стоит на позиции дальнейшего ее исследования, и с этой целью организован академический проект "Национальные интересы и международное право", включающий в будущем серию статей, выездные исследования, а также проведение "круглых столов" по соответствующей проблематике (первый опыт пришелся на ноябрь 2006 г. на студенческую аудиторию г. Иркутска).

В соотношении национальных интересов России и ее международно-правовых обязательств первостепенное значение имеет определение самих национальных интересов. Данное понятие, находясь в постоянном обороте как в юридической, так и неюридической аудитории, остается тем не менее категорией недостаточно определенной. В этом смысле задача оценки соответствия взятых Россией международно-правовых обязательств ее национальным интересам усложняется многократно неясностью одного из объектов сравнения.

Тезис первый. В Концепции национальной безопасности предложена дефиниция национальных интересов России как совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Думается, единственным и действительно национальным интересом является население государства, его народ , что больше соответствует понятию "общество".

Подобная позиция отстаивалась автором на летней сессии методологического института международных отношений ("школа Богатурова") в Смоленске в августе 2006 г. и нашла отражение в публикации. См.: Никитенко Н.С. Процесс тысячелетия: дело "Глобализация vs. Устойчивого развития?" // Вестник ВСИ МВД РФ. 2006. N 4.

Концепция национальной безопасности России содержит аксиоматичное положение, согласно которому национальная безопасность Российской Федерации есть безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. Охраняя и защищая собственный народ от внешних и внутренних угроз, государство тем самым охраняет и защищает самое себя. Отстаивая в этом контексте народный интерес, государство отстаивает и собственный. Вместе с тем постановка интересов личности на первое место, полагаем, способствует атомизации личности, что вряд ли укладывается в Концепцию безопасности в том смысле, в каком она была изложена выше.

Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. N 1300 "Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации" (в ред. Указа от 10 января 2000 г. N 24).

Отражая сущность обеспечения внутренней безопасности, следует учесть тот факт, что Концепция национальной безопасности России создавалась во имя консолидации усилий государственных структур по обеспечению национальных интересов и безопасности. И в этом смысле она содержит предписания органам государственной власти России и субъектов России "руководствоваться положениями Концепции национальной безопасности Российской Федерации в практической деятельности и при разработке документов, касающихся обеспечения национальных интересов Российской Федерации". Более того, национальные интересы и обеспечиваются институтами государственной власти при осуществлении ими функций (в том числе во взаимодействии с общественными организациями как проявлениями гражданского общества).

В свете вышеизложенного можно утверждать, что действия органов государственной власти должны быть направлены на обеспечение безопасности народа (сведение к минимуму внешней и внутренней опасности). Полагаем, это обстоятельство служит закономерным объяснением существования ряда механизмов ответственности органов государственной власти перед народом. Оценка жизнеспособности, эффективности таких механизмов помогает сделать вывод о степени обеспеченности безопасности народа как приоритетного национального (государственного) интереса.

В задачи предлагаемой работы не входит комплексная оценка названных механизмов ответственности, однако наиболее очевидные из них все же заслуживают внимания.

Наиболее яркий механизм - институт отрешения от должности главы государства (ст. 93 Конституции РФ). В идеале - это способ рефлексии народа на нарушение президентом данной при вступлении в должность присяги (ст. 82 Конституции РФ), где отчетливо закреплена обязанность главы государства защищать "суверенитет и независимость" (носителем суверенитета является многонациональный народ России ), "безопасность и целостность государства" (безопасность России понимается как безопасность народа России ), "верно служить народу" (что само по себе не требует дополнительных объяснений). На практике данный механизм функционирует по инициативе "народных избранников" - депутатов Государственной Думы Федерального Собрания России - и с этой позиции должен восприниматься как мера протеста всего народа против действий Президента. Вместе с тем Конституция России четко называет действия Президента РФ, могущие повлечь отрешение его от должности (ч. 1 ст. 93), и нарушение данной народу присяги не указывает. Подобная конституционная конструкция отлично укладывается в доктрину политического вопроса , которая гарантирует главе государства от преследования и возмездия за нарушение присяги, данной в поддержку первейшего национального интереса - народа России. Вероятно, именно эта особенность не позволила провести процедуру импичмента в отношении первого Президента России Б.Н. Ельцина - политическая составляющая обвинений (вполне укладывающаяся в концепцию нарушения присяги) преобладала над фактическим составом преступлений, служащих основанием отрешения от должности. Статья 275 Уголовного кодекса РФ, содержащая признаки состава государственной измены, признает наказуемым любое оказание помощи иностранной стороне гражданином России в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации (читай - внешней безопасности народа России). Действия, подрывающие внутреннюю безопасность народа России, как государственная измена не квалифицируются. Хотя нельзя не признать, что такие действия могут вполне соответствовать интересам иностранных государств, даже если и не совершались с прямым умыслом. Ослабление позиций одного государства, в том числе и прежде всего за счет допущения внутренних диспаритетов и нестабильности, всегда отвечают интересам другого государства: так появляются более эффективные экономические рычаги влияния (зачастую прикрывающиеся концепцией сотрудничества). Если действия главы государства уменьшают жизнеспособность населения (внутренние конфликты, социальная незащищенность, стирание идеологии или религии, реформы в поддержку меньшинства - держателя капитала и др.), разве это не есть государственная измена, измена тем, без кого государство немыслимо, - народу?

См.: пункт 1 статьи 3 Конституции РФ.
См.: Концепция национальной безопасности Российской Федерации // http://www.mid.ru/ns-osndoc.nsf/0e9272befa34209743256c630042d1aa/a54f9caa5e68075e432569fb004872a6?OpenDocument. 11 января 2007 г.
См. подробнее: Лукашук И.И. Международное право в судах государств. СПб.: СКФ "Россия - Нева", 1993. С. 71 - 79.

Тезис второй. Национальные интересы России в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов . Коль скоро обеспечение суверенитета России поставлено на первое место в числе направлений реализации национальных интересов в международной сфере, а носитель суверенитета категорично определен в ст. 3 Конституции РФ, очевидной становится презумпция приоритета интересов народа России в международной сфере.

См.: Раздел II Концепции национальной безопасности Российской Федерации.

В этом контексте заслуживают внимания положения Концепции внешней политики России , органически связанной с Концепцией национальной безопасности, а также с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Высшим приоритетом внешнеполитического курса России является защита интересов личности, общества и государства, т.е. собственно национальных интересов государства в том смысле, как они указаны в Концепции национальной безопасности. Соответственно, все действия, предпринимаемые органами государственной власти, должны соотноситься с национальными интересами России. В этом смысле мы вновь упираемся в практику применения доктрины политического вопроса, так как заключаемые уполномоченными органами международные договоры России, не вступившие в законную силу, проходят правовую экспертизу в Конституционном Суде РФ только на предмет их соответствия Конституции РФ и конституционному законодательству. Такая позиция объясняется существованием международно-правовой нормы о недопустимости ссылки на конституционное законодательство в случае неисполнения международно-правовых обязательств по договору . В этом смысле экспертиза необходима. Однако нет гарантий, что формально соответствующий Конституции РФ международный договор будет также соответствовать национальным интересам России (т.е. интересам народа России). Например, присоединение к Уставу Всемирной торговой организации (к чему Россия планомерно движется) оценивается далеко не однозначно именно с позиций соблюдения национальных интересов России. Однако, принимая во внимание тот факт, что из сферы рассмотрения какого бы то ни было суда, прежде всего Конституционного Суда РФ, изъяты политические вопросы (коими можно счесть вопросы о национальном интересе), "неоднозначные оценки" международных договоров будут оставаться просто сотрясанием воздуха. Ситуация в корне осложняется отсутствием выработанных критериев соответствия национальным интересам, которые можно "наложить" на международный договор, равно как и на внутренний нормативно-правовой акт и таким образом провести оценку, экспертизу. Не нужно доказывать, что такие критерии должны носить правовое обоснование. В этом случае они будут применимыми и не зависящими от доктрины политического вопроса.

Статья 27 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. // Международное публичное право: Сборник документов: В 2 томах. Т. 1. М.: БЕК, 1996.

Так, возвращаясь к изложенной ранее необходимости ответственности главы государства, можно изложить следующую правовую позицию. Подписание Россией Римского статута Международного уголовного суда предполагает принятие большого числа серьезных международно-правовых обязательств, сужающих уголовную юрисдикцию России. В частности, мандат Международного уголовного суда распространяется на случаи совершения преступлений главой государства с последующим привлечением его к уголовной ответственности. Ратификация Римского статута Россией затруднена из-за наличия императивных конституционных предписаний о порядке и основаниях импичмента Президента России, не позволяющих возбуждать вопрос об отрешении от должности Президента РФ за преступления, входящие в юрисдикцию Международного уголовного суда. Вместе с тем наказание главы государства в ряде случаев может быть следствием соблюдения национальных интересов (как в случае со С. Милошевичем). Российское законодательство идет по пути не только закрепления президентского (либо депутатского) иммунитета, но и его "экстраполномочной" пролонгации (т.е. продления после прекращения полномочий). Возбуждение уголовного преследования за действия, совершенные в осуществление конституционных полномочий главы государства (депутата) после прекращения этих полномочий, невозможно. Принятие Федерального закона "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи" вслед за сложением полномочий первым президентом России мной расценивается как нарушение национального (народного) интереса. Демократические преобразования в виде приватизации и пр. на фоне внутреннего вооруженного конфликта заслужили разве что осуждения.

Римский статут Международного уголовного суда от 17 июля 1998 г. (с изменениями на 16 января 2002 г.) // Международный уголовный суд (сборник документов). Казань: Центр инновационных технологий, 2004.
Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи" // СЗ РФ. 2001. N 7. Ст. 617.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

III. Национальные интересы Российской Федерации

и стратегические национальные приоритеты

25. С учетом долгосрочных тенденций развития ситуации в Российской Федерации и в мире ее национальными интересами на современном этапе являются:

1) сбережение народа России, развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан;

2) защита конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, укрепление обороны страны;

3) поддержание гражданского мира и согласия в стране, укрепление законности, искоренение коррупции, защита граждан и всех форм собственности от противоправных посягательств, развитие механизмов взаимодействия государства и гражданского общества;

4) развитие безопасного информационного пространства, защита российского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия;

5) устойчивое развитие российской экономики на новой технологической основе;

6) охрана окружающей среды, сохранение природных ресурсов и рациональное природопользование, адаптация к изменениям климата;

7) укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народа России;

8) поддержание стратегической стабильности, укрепление мира и безопасности, правовых основ международных отношений.

26. Обеспечение и защита национальных интересов Российской Федерации осуществляются за счет концентрации усилий и ресурсов органов публичной власти, организаций и институтов гражданского общества на реализации следующих стратегических национальных приоритетов:

1) сбережение народа России и развитие человеческого потенциала;

2) оборона страны;

3) государственная и общественная безопасность;

4) информационная безопасность;

5) экономическая безопасность;

6) научно-технологическое развитие;

7) экологическая безопасность и рациональное природопользование;

8) защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти;

9) стратегическая стабильность и взаимовыгодное международное сотрудничество.

В Российской Федерации в последние годы весьма четко наметилась тенденция на укрепление государственного суверенитета и сохранение национальной конституционной идентичности, которая также нашла свое отражение в предложенных президентом России В.В. Путиным конституционных поправках.

Сергей Михеев

Суверенитет является одним из ключевых элементов любого национального правопорядка. Содержательно государственный суверенитет представляет собой независимость органов публичной власти государства в реализации внешне- и внутриполитических решений. Однако в условиях усиления тенденций к универсализации правовых подходов и расширению межгосударственного сотрудничества мы можем наблюдать определенное "размытие" суверенитета государств, происходящее зачастую отнюдь без согласия самих государств.

Суверенитет, самостоятельность, целостность России - безусловны, это те "красные линии", за которые нельзя никому заходить

Принимая во внимание значительно возросший на современном этапе международного взаимодействия уровень активизма органов наднациональной юрисдикции, актуальным вопросом внешнеполитической повестки для любого государства, стремящегося поддерживать и укреплять международные связи, становится сохранение и защита своей национальной конституционной идентичности, поиск баланса между основополагающими конституционными нормами и принятыми международными обязательствами.

Все чаще возникающие в практике международных отношений случаи выхода наднациональных органов при принятии решений за пределы предоставленных им полномочий ставят под сомнение возможность безусловного соблюдения таких решений государствами, являющимися участниками соответствующих межгосударственных договоров. Это закономерно приводит к расширению практики отказа от приоритета международного права в отдельных случаях, затрагивающих необходимость изменения положений национальных конституций, которые составляют основу правовой идентичности государства.

В частности, современная практика применения и толкования Европейской конвенции по правам человека иллюстрирует усиление активизма Европейского суда по правам человека, который проявляется в расширительном толковании содержания международно-правовых норм, не учитывающем особенности национальной правовой системы государства.

В этой связи отдельными правопорядками были выработаны подходы, в соответствии с которыми не признается допустимость безусловного исполнения и имплементации правовых позиций наднациональных субсидиарных органов по защите прав человека. В противном случае соответствующие государства - участники Конвенции фактически соглашались бы на произвольное и непредсказуемое ограничение собственного суверенитета.

Президентом России было предложено внести в Конституцию Российской Федерации, в частности, положения о недопустимости отчуждения территорий государства, приоритете норм Конституции над положениями международных договоров, возможности предварительной проверки Конституционным Судом России допустимости применения решений межгосударственных органов.

В то же время Конституционный Суд путем эволютивного толкования положений Конституции России уже неоднократно подчеркивал важность обеспечения государственного суверенитета и сохранения национальной конституционной идентичности.

Впервые вопрос о невозможности безусловного исполнения решений органов наднациональной юрисдикции был поднят в связи с Решением ЕСПЧ от 7 октября 2010 года по делу "Маркин против России", в котором ЕСПЧ усмотрел дискриминацию прав мужчин-военнослужащих, не обладавших в отличие от женщин-военнослужащих правом на получение отпуска по уходу за ребенком в соответствии с российским законодательством. Ранее в своем Определении от 15 января 2000 года № 187-О-О Конституционный Суд России посчитал подобные различия в правовом статусе проходящих военную службу мужчин и женщин обоснованными, поскольку они связаны с обеспечением безопасности и обороноспособности государства.

Однако наиболее знаковым в практике Конституционного Суда России стало Постановление от 19 апреля 2016 года № 12-П "По делу о разрешении вопроса о возможности исполнения в соответствии с Конституцией Российской Федерации постановления Европейского Суда по правам человека от 4 июля 2013 года по делу "Анчугов и Гладков против России" в связи с запросом Министерства юстиции Российской Федерации".

В рамках решения по этому делу Конституционный Суд сформулировал правовую позицию, согласно которой взаимодействие европейского конвенционного и российского конституционного правопорядков невозможно в условиях субординации, поскольку только диалог между различными правовыми системами является основой их надлежащего равновесия, и от уважения ЕСПЧ национальной конституционной идентичности во многом зависит эффективность норм Конвенции о защите прав человека и основных свобод в российском правопорядке. Также Конституционный Суд России указал: границы компромисса в данном вопросе очерчивает именно национальная Конституция, а не Конвенция о защите прав человека и основных свобод.

Еще в сентябре 2013 года в своем выступлении на Валдайском форуме президент России В.В. Путин весьма четко обозначил, что "суверенитет, самостоятельность, целостность России - безусловны, это те "красные линии", за которые нельзя никому заходить".

Россия последовательно реализует политику, направленную на сохранение собственной конституционной идентичности, поскольку безоговорочное следование решениям органов наднациональной юрисдикции может крайне отрицательно сказаться на развитии отечественного правопорядка.

Зачастую деятельность международных органов ставит под сомнение допустимость имплементации их решений в национальные правовые системы. Как справедливо отмечал Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин, "Даже столь консервативная организация, как ООН, поставила в результате кризиса под вопрос эффективность вышеназванных наднациональных структур. А все национальные правительства мира стали выбираться из кризиса, опираясь на собственные возможности. Договариваясь и кропотливо согласовывая национальные и наднациональные интересы - а не отменяя собственные суверенитеты и обязательства перед своими народами!"

Конституционная практика отказа от безусловного приоритета международного права и решений наднациональных органов получила распространение и в ряде европейских государств. Наиболее показательным в этой связи является деятельность Федерального Конституционного Суда ФРГ, сформировавшего принципиальную позицию о приоритете национального конституционного законодательства перед положениями межгосударственных соглашений ФРГ.

Так, 5 мая 2020 года Конституционным судом ФРГ было принято знаковое Постановление по делам № 2 BvR 859/15, 2 BvR 1651/15, 2 BvR 2006/15, 2 BvR 980/16, в котором оспаривалось превышение Европейским центральным банком имеющихся у него полномочий при принятии ряда нормативных актов, связанных с реализацией Программы приобретения активов публичного сектора (Public Sector Purchase Programme), которые вступают в противоречие с Основным законом ФРГ.

Указанной программой предполагается приобретение центральными банками государств - членов Европейского союза облигаций, выпущенных государствами, их органами и учреждениями, а также институтами Европейского союза.

Затронутые в указанном решении вопросы ранее уже являлись предметом рассмотрения Суда Европейского союза, который в Постановлении от 11 декабря 2018 года по делу C-493/17 подтвердил правомерность принятия подобных актов и действие Европейского центрального банка intra vires, т.е. в рамках предоставленных ему полномочий.


По мнению Андрея Клишаса, подход России к обеспечению своего суверенитета и конституционной идентичности актуален и для других стран. Фото: Сергей Куксин

Однако Федеральный Конституционный Суд ФРГ выразил несогласие с позицией Суда Европейского союза, установив, что нормативные акты Европейского центрального банка были приняты им при явном превышении своих полномочий и что действия Европейского центрального банка затрагивают сферу бюджетной ответственности Бундестага и вступают в противоречие с частью 3 статьи 79 Конституции ФРГ, поскольку фактически предполагают принятие государством на себя ответственности за инициированные третьими лицами решения с потенциально непредсказуемыми последствиями.

В своем решении Федеральный Конституционный Суд ФРГ, признавая существующие основы европейской интеграции, прямо указал на недопустимость безусловного исполнения нормативных актов, принимаемых на уровне Европейского союза, а также решений Суда Европейского союза в случае их противоречия Конституции ФРГ.

Как было отмечено Федеральным Конституционным Судом ФРГ, демократическая легитимация государственной власти в ФРГ осуществляется народом в рамках реализации принципа народного суверенитета, что составляет часть национальной конституционной идентичности, защищаемой частью 3 стати 79 Конституции ФРГ, которая не может быть поставлена под сомнение в целях европейской интеграции. Это предполагает, что Основной закон не уполномочивает государственные органы передавать суверенные полномочия Европейскому союзу, позволяющие ему при независимом осуществлении соответствующих полномочий фактически создавать новые собственные полномочия.

Федеральный Конституционный Суд ФРГ, признавая существование рисков подрыва приоритетного и единообразного применения законодательства Европейского союза, исходит из того, что если государства будут полностью воздерживаться от проведения любого контроля действий ultra vires, они предоставят органам Европейского союза исключительные полномочия, реализация которых может привести к такому расширительному толкованию договоров, которое фактически будет создавать новую правовую норму, на существование которой государства-члены согласие не выражали.

Судом Европейского союза в качестве реакции на указанное постановление Федерального Конституционного Суда ФРГ 8 мая был издан пресс-релиз № 58/20, указывающий на необходимость всестороннего соблюдения всеми национальными государственными органами, включая суды, законодательства Европейского союза. При этом, по мнению Суда Европейского союза, расхождения в оценке правомерности нормативных актов, принимаемых на уровне Европейского союза, могут поставить под угрозу единство европейского правового порядка и правовую определенность.

Конституционный Суд ФРГ указал на недопустимость безусловного исполнения нормативных актов Евросоюза, противоречащих Конституции ФРГ

Необходимо учитывать, что Федеральным Конституционным Судом ФРГ неоднократно предпринимались попытки наладить диалог с Судом Европейского союза и найти компромиссное решение возникшей правовой проблемы, в частности, в 2014 и в 2016 году Федеральный Конституционный Суд ФРГ обращался с запросом в Суд Европейского союза, который оставил доводы Федерального Конституционного Суда ФРГ без внимания.

Подход, которого придерживается Российская Федерация относительно обеспечения государственного суверенитета и сохранения национальной конституционной идентичности, является весьма актуальным и для других правопорядков. Германия, в свою очередь, также показывает позитивный пример отстаивания собственного суверенитета посредством признания допустимости отказа от реализации тех решений органов наднациональной юрисдикции, которые вступают в противоречие с положениями конституции государства.

Федоров В.П., начальник юридического отдела ОАО "Рудас", соискатель Северо-Западной академии государственной службы.

Суверенитет и территориальная целостность имеют ключевое значение для жизни и деятельности любого государства, так как составляют его основу, без чего государство не может существовать. Их обеспечение является одной из основных задач в области обеспечения национальной безопасности России.

Юридический энциклопедический словарь дает следующее определение суверенитета: суверенитет (от фр. souverainete - верховная власть) - верховенство и независимость власти . Понятие "суверенитет" длительное время было непосредственно связано с понятием "суверен-властитель", которое в прошлом активно использовалось мыслителями для определения государства .

Юридический энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, 2001. С. 380.
Кокошин А.А. Реальный суверенитет в современной мирополитической системе. М.: Европа, 2006. С. 47.

Территориальная целостность государства является одним из основополагающих принципов международного права, направленным на обеспечение стабильности в межгосударственных отношениях. Сущность этого принципа, утвердившегося с принятием Устава ООН в 1945 г., составляет защита территории государства от любых посягательств. Устав ООН запретил угрозу силой или ее применение против территориальной целостности (неприкосновенности) и политической независимости любого государства. Территориальная целостность государства означает незыблемость его границ и неприкосновенность территории. Конституция РФ прямо предписывает Российской Федерации обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории (ч. 3 ст. 4 Конституции РФ).

Государственная целостность РФ - конституционный принцип федеративного устройства, означающий, что РФ представляет собой не сумму отдельных составных частей, а целостное неделимое государство. Его целостность обеспечивается единством системы власти, единым экономическим пространством, территориальным верховенством, верховенством федерального права. Государственная целостность РФ характеризуют территориальная целостность и политическая целостность или политическое (государственное) единство страны. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации (ст. 5 Конституции РФ).

Существование народов и государств немыслимо без их суверенитета. В конституциях всех стран закреплено, что источником суверенитета является народ. А инструментом реализации его суверенитета является государство.

Важной гарантией территориальной целостности России является сосредоточение решения всех вопросов определения статуса и защиты государственной границы, территориального моря, воздушного пространства и т.п. в исключительном ведении федеральных органов власти. К этому необходимо добавить включение в их ведение вопросов войны и мира, обороны и безопасности, определения порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, а также внешней политики и международных отношений, международных договоров и внешнеэкономических отношений России и др. (ст. 71).

Конституция с ее базовыми ценностями, с одной стороны, признает верховенство, приоритет международного права над национальными законами. И это прежде всего признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а с другой стороны, Конституция закрепляет государственный суверенитет РФ как нации, объединенной с другими суверенными и равноправными нациями в рамках ООН. Главенство Конституции является высшим выражением суверенитета всего народа России.

Гарантиями, обеспечивающими целостность России как федеративного государства, являются отсутствие в Конституции страны нормы, предусматривающей право субъектов Федерации на сецессию - односторонний выход из нее; закрепление в Конституции принципа взаимного согласия субъектов Федерации при изменении между ними границ (ч. 3 ст. 67). "Это является логичным следствием того, что Россия - конституционная федерация. Прямой обязанностью государства является всеми законными способами не допустить ущемления интересов государственной целостности, осуществляющегося в любой форме" . Политическую целостность характеризует единство государственной власти. Целостность федеративного государства невозможна, если нет политической целостности (государственного единства) на всей его территории. Политическая целостность, в свою очередь, обеспечивается равенством всех граждан перед законом и судом (ч. 1 ст. 19); закреплением единого и равного гражданства независимо от оснований его приобретения (ч. 1 ст. 6); определением в качестве единого на всей территории государственного языка РФ русского языка (ч. 1 ст. 68) и др.

Мамонов В.В. Государственный суверенитет и территориальная целостность - главные принципы современной Российской государственности // Государство и право. 2004. N 4. С. 6.

На современном этапе развития международного сообщества, межгосударственных и межнациональных отношений проблема суверенитета и территориальной целостности становится все более значимой. Среди общенациональных задач в настоящее время рассматриваются повышение конкурентоспособности экономики, инвестиционной привлекательности России, противодействие дискриминации на внешних рынках, кардинальное увеличение ВВП, интеграция России в мировую хозяйственную систему, развитие внешнеполитической деятельности с целью модернизации страны на основе сотрудничества в области научно-технической, образовательной, культурной, гуманитарных контактов .

Полякова Т.М. Суверенитет государства и глобализация // История государства и права. 2007. N 7. С. 4.

В нашей стране разработана и введена в действие Концепция внешней политики Российской Федерации, которая представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления внешнеполитической деятельности России. В соответствии с Концепцией высшим приоритетом внешнеполитического курса России является защита интересов личности, общества и государства. В рамках этого процесса главные усилия направлены на достижение одной из основных целей, такой как обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации как великой державы, как одного из влиятельных центров современного мира и которые необходимы для роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала.

Президентом в 2007 г. была озвучена его позиция, касающаяся суверенитета России. "Суверенитет - это очень дорогая вещь, и на сегодняшний день, можно сказать, эксклюзивная в мире. Для России суверенитет - не политическая роскошь, не предмет гордости, а условие выживания в этом мире. Россия - такая страна, которая. будет либо независимой и суверенной, либо, скорее всего, ее вообще не будет" . Российское понимание суверенитета можно определить как условие физического и психологического сохранения России, российской государственности и этнической идентичности в современном мире, достижение суверенитета путем сохранения и расширения демократии в России.

Шатилов А. Суверенитет - не политическая роскошь, а условие выживания // Российская газета. 2007. 2 окт.

Несмотря на многочисленные изменения, которые происходят в мире в последние десятилетия, суверенитет остается основой конституционного строя большинства государств. И как отмечает в своей статье Валерий Зорькин, "в отличие от ситуации, сложившейся после заключения Вестфальского мира в 1648 году, сегодня объем суверенитета демократических правовых государств существенно ограничен внутренними и внешними факторами, а также правовыми нормами. Однако положения, закрепленные вестфальскими мирными договорами, остаются незыблемыми, в том числе и в Российской Федерации: верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти на территории государства, независимость в международном общении, обеспечение целостности и неприкосновенности территории" .

Зорькин В. Апология Вестфальской системы // Российская газета. 2006. 22 авг.

Россия заинтересована в стабильной системе международных отношений, основанной на принципах равноправия, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества. Эта система призвана обеспечить надежную безопасность каждого члена мирового сообщества в политической, военной, экономической, гуманитарной и иных областях.

При сохранении значения военной силы в отношениях между государствами все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. На передний план в качестве главных составляющих национальной мощи Российской Федерации выходят ее интеллектуальные, информационные и коммуникационные возможности, благосостояние и образовательный уровень населения, степень сопряжения научных и производственных ресурсов, концентрация финансового капитала и диверсификация экономических связей. Сильное государство - ядро национальной и экономической безопасности.

Как утверждают некоторые авторы, сегодня не обсуждается необходимость суверенитета для России, эта тема и без того признана первостепенной и актуальной. Вопрос в том, как сохранить суверенитет и гарантировать наличие демократических институтов. Применяемые ранее механизмы стандартной государственной военной машины для сохранения страны от внешних угроз не дают прежнего эффекта. Напротив, эффективным средством являются сильная национальная экономика, промышленность, занятость граждан, справедливые, обеспечивающие достойную жизнь доходы и как следствие всего этого - национальная безопасность страны.

В завершение хочется сказать, что Россия была и остается суверенным государством с древней и богатой историей. Естественно, самобытны и российские государственные институты, и менталитет большинства населения - русских, да и других народов, населяющих нашу страну. Россия идет к общечеловеческим ценностям, таким как демократия, своими путями с учетом традиций, истории, многонационального характера государства, географического положения. Она, впрочем, как и многие другие страны, не приемлет безосновательных и абстрактных зарубежных поучений и тем более навязывания тех или иных моделей построения общества, форм управления. Однако необходимо, чтобы все это, укладывающееся в понятие государственного суверенитета, не использовалось теми, кто пытается и внутри страны, и вне ее отделить Россию от происходящих объективных процессов - глобализации, транснационализации экономической деятельности, сближения различных цивилизаций. Отстаивать интересы России и всего ее населения необходимо. Но это должно происходить без унизительного, вредного и опасного для нас противопоставления другим народам и странам .

Примаков Е. 2006: успехи, но диспропорции // Российская газета. 2007. 16 янв.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Одними из самых важных законов VII созыва ГД в сфере безопасности стали принятые в развитие поправок к Конституции нормы о защите суверенитета и территориальной целостности страны. Но был и ряд других инициатив, рассказываем о них подробнее

Безопасность и оборона

Защита суверенитета

Гражданами России были одобрены поправки в Конституцию, в соответствии с которыми «Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются».

Во исполнение принятых поправок в Конституцию депутатами ГД были приняты законы, которыми предусматривается ответственность за действия, направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, и за призывы к таким действиям. Поправки внесены в Уголовный кодекс РФ, КоАП и статью 31 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Запрет на вмешательство во внутренние дела государства

В соответствии с изменениями в Основной закон, «Российская Федерация принимает меры по […] недопущению вмешательства во внутренние дела государства».

Еще один важный механизм защиты от иновмешательства — запрет для лиц, занимающих государственные должности РФ, иметь гражданство и вид на жительство другого государства, а также счета и ценности в иностранных банках за пределами России. Он также был закреплен поправками в Конституцию и отраслевое законодательство.

Изменения в законодательство об иноагентах

Был принят целый комплекс поправок в законодательство об иноагентах. В частности, один из законов предусматривает возможность признания иностранными агентами физических лиц, определяет их статус и ответственность. По аналогии с правовым регулированием деятельности НКО, выполняющих функции иноагента, устанавливается уведомительный порядок учета общественных объединений, функционирующих на территории РФ без госрегистрации и получающих иностранное финансирование в целях участия в политической деятельности. Разъясняющий материал вы найдете по ссылке.

Кроме того, была введена уголовная ответственность за злостное уклонение от исполнения обязанностей по представлению документов, необходимых для включения в реестр НКО-иноагентов, поправки в КоАП и целый ряд других законов.

Совершенствование антинаркотического законодательства

В соответствии с законом статью 230 УК РФ предлагается дополнить новым квалифицирующим признаком — использование при совершении преступления интернета. Одновременно законом предлагается усилить и ответственность за склонение к наркопотреблению, если оно по неосторожности повлекло смерть двух и более лиц. Лишение свободы в этом случае может составить от 12 до 15 лет.

Ужесточение наказания за склонение детей к самоубийству

Были приняты поправки в Уголовный кодекс, в соответствии с которыми за склонение к самоубийству максимальное наказание было увеличено с 6 до 10 лет лишения свободы. Повышенная ответственность также установлена за склонение и содействие совершению самоубийства, повлекшее смерть двух и более несовершеннолетних — от 8 до 15 лет лишения свободы.

Защита детей от «колумбайн-сообществ»

Законом разрешается оперативная блокировка так называемых колумбайн-сообществ в соцсетях. Блокировке подлежит не только информация, которая направлена на вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни или здоровья, но и контент, склоняющий к действиям, опасным для несовершеннолетних. Контент будет блокироваться немедленно. Также вводится процедура незамедлительного информирования правоохранительных органов, что дает возможность оперативного выявления лиц, совершающих преступления.

Борьба с лидерами преступного мира

Законом введена уголовная ответственность за лидерство в преступных сообществах, а также ужесточается наказание за участие в организации преступного сообщества, руководство и участие в нем. Сам факт лидерства в преступной иерархии будет караться лишением свободы от восьми до 15 лет с возможным максимальным штрафом до 5 млн рублей. О том, какие еще наказания ждут лидеров и представителей преступного мира, читайте подробнее в нашем материале.

Также была ужесточена уголовная ответственность за вербовку террористов, вплоть до пожизненного лишения свободы.

Усиление контроля за оборотом оружия

Введен запрет на приобретение, хранение, ношение и использование оружия лицами, не прошедшими медосвидетельствование на наличие медицинских противопоказаний. Перечень таких противопоказаний, а также методику тестирования устанавливает Правительство.

Освидетельствование, которое смогут проводить только государственные и муниципальные медорганизации, должно будет включать психологическое тестирование и анализы на наличие в организме наркотиков, психотропных веществ и их метаболитов.

Документом также «устанавливаются основания для лишения человека права на хранение и ношение оружия по результатам проведенных исследований». Данная система будет носить цифровой характер, чтобы исключить фальсификацию медсправок.

Также была повышена ответственность за незаконное изготовление, восстановление боевых свойств и продажу в интернете оружия, боеприпасов и взрывных устройств.

Блокировка телефонов мошенников

Поправки в законодательство позволяют оперативно блокировать использование мобильной связи в местах лишения свободы. Операторы мобильной связи обязаны прекращать оказание услуг по тем абонентским номерам, с которых осужденные, находящиеся в исправительных учреждениях, или лица, содержащиеся в следственных изоляторах, осуществляют противоправную деятельность. Это позволяет пресечь случаи телефонного мошенничества.

Борьба с «телефонным терроризмом»

Конфиденциальность данных оперативников

Запрещается разглашать сведения об оперативно-розыскной деятельности и частной жизни сотрудников правоохранительных, контролирующих органов и военнослужащих. Поправки внесены в Закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» для уточнения оснований и порядка конфиденциальности сведений о защищаемом лице.

Новые правила использования беспилотников

ФСИН, МВД, Росгвардия, ФСБ, Служба внешней разведки и ФСО смогут пресекать нелегальные полеты дронов в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан, обеспечения проведения неотложных следственных действий, оперативно-розыскных и антитеррористических мероприятий. В свою очередь полиция также сможет пресекать полеты беспилотников над местом проведения публичного, массового мероприятия и прилегающей к нему территории. Это необходимо для обеспечения безопасности граждан. О том, какие правила действуют для использования беспилотников в нашей стране – читайте здесь.

Борьба с распространением «фейк-ньюз»

Усиление безопасности Рунета

Закон о «суверенном Рунете» позволит защитить российский сегмент интернета от внешних угроз и атак. Также законом создается возможность для минимизации передачи за рубеж данных, которыми обмениваются между собой российские пользователи. О том, как именно будет работать этот закон, читайте в нашем материале.

Ограничение выезда за рубеж для экс-сотрудников ФСБ

Ограничение на выезд за границу может быть введено сроком до пяти лет со дня увольнения с военной службы в органах Федеральной службы безопасности. Ограничения на выезд за рубеж не будут распространены на всех сотрудников органов безопасности, а коснутся преимущественно тех, кто был осведомлен в сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях. Подробнее читайте в нашем разъясняющем материале.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: