Высокие налоги и высокий уровень государственной социальной защиты характерно для какой модели

Обновлено: 25.04.2024

Актуальность исследования. Социальная политика в современном обществе направлена на решение целого ряда сложных и противоречивых задач. Ее результативность во многом определяет успех социально-экономических преобразований. Благосостояние граждан, качество их жизни – это не только вопрос социальной справедливости, но и социальной стабильности, согласия в обществе, экономической эффективности.

Социальная политика в современном обществе направлена на решение целого ряда сложных и противоречивых задач. Ее результативность во многом определяет успех социально-экономических преобразований.

Цель курсовой работы является, исследование подходов к изучению социальной политики, оценка развития социальной политики в Республике Беларусь.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы социальной политики;

- провести сравнительный анализ моделей социальной политики развитых стран;

- рассмотреть особенности социальной политики в Республике Беларусь и её совершенствование в контексте мирового опыта.

Логика исследования обусловила структуру работы, состоящей из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава рассматривает теоретические основы социальной политики. Вторая глава рассматривает модели социальной политики разных стран. Третья глава посвящена характеристике социальной политики, реализуемой непосредственно в Республике Беларусь.

Методологической и информационной базой при написании курсовой работы послужили, статистические сборники Республики Беларусь, а также учебная литература авторов, таких как Самойлов И.В., Стешенко В.А., Гончарова Т.М. и другие.

Так, например, Гренадерова М.В. и Борисова С.С. в своей работе обсуждают социальную политику разных стран и в отдельности России, а также проводят сравнительный анализ социальных выплат в этих странах. Гончарова Т.М. и Кент А. в своей работе рассматривают социальную политику США и Германии и также проводят сравнительный анализ системы социального обеспечения.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

В условиях рыночной системы доходы хозяйствующим субъектам не гарантированы и распределяются между различными слоями населения неравномерно. Неравенство в доходах – одна из главных причин социальной нестабильности в обществе. Для того чтобы смягчить неравенство и предупредить социальные конфликты, государство проводит социальную политику, важнейшим направлением которой выступает перераспределение доходов между отдельными категориями населения.

Функция социальной политики как государства и гражданского общества, а также как научной теории родилась совсем недавно, но в настоящее время существует множество способов объяснения этой концепции.

В современной литературе существует довольно много определений социальной политики.

В широком смысле слова «социальная политика» – это система отношений, возникающих между социальными субъектами для достижения основных целей общества, главными целями которых являются человек, его жизнеобеспечение, благосостояние, социальное развитие, социальная защита и безопасность [7, с. 17].

В узком смысле слова под социальной политикой понимают систему конкретных мер, направленных на жизнеобеспечение населения.

Социальная политика – это деятельность государства по управлению социальными процессами, обеспечению материальных и культурных потребностей, регулированию процесса социальной дифференциации, с тем чтобы каждый член общества мог реализовать социально-экономические права, необходимые для нормального воспроизводства и развития личности [6, с. 95].

Под социальной политикой понимается также комплекс мер, направленных на удовлетворение государством социальных потребностей населения, поддержание приемлемого уровня жизни, корректировку резких различий в доходах и потреблении, предоставление социальных услуг, социальное обеспечение [1, с. 93].

Социальная политика государства – это деятельность государства по управлению развитием социальной сферы общества, направленная на удовлетворение интересов и потребностей граждан [3, с. 23].

На основе анализа взглядов авторов на сущность вышеназванной социальной политики нами было разработано определение, согласно которому под социальной политикой следует понимать совокупность социальных идей и состояний по достижению целей социального развития и мероприятий по достижению социальных показателей для их достижения.

Социальная политика осуществляется на разных уровнях экономической деятельности:

- социальная политика фирмы (корпорации) по отношению своего персонала;

- региональная социальная политика применительно к регионам;

- государственная социальная политика;

- межгосударственная социальная политика. Она связана с решением глобальных экологических проблем, преодолением социально-экономической отсталости групп стран.

Целью социальной политики является создание условий для всестороннего и гармоничного развития всех членов общества, обеспечение их социальными правами и гарантиями во всех жизненных обстоятельствах.

К основным задачам социальной политики можно отнести:

- социальная защита человека и его основных социально-экономических прав;

- обеспечение условий для повышения благосостояния каждого человека и общества в целом;

- поддержание определенного статуса различных социальных групп и отношений между ними, формирование и воспроизводство оптимальной социальной структуры общества;

- развитие социальной инфраструктуры (жилищно-коммунальные услуги, транспорт и связь, образование, здравоохранение, информация);

- формирование экономических стимулов для участия в общественном производстве;

- создание условий для всестороннего развития человека, удовлетворения его потребностей и возможности реализации в свободном труде [5, с. 175].

В переходный период социальная политика призвана решать ряд сложных задач:

- нужно обеспечивать социально-устойчивое развитие страны;

- развивать стимулы к труду и экономической деятельности;

- укреплять среди граждан осознание социальной ответственности за собственную судьбу и судьбу страны;

- сохранять для каждого члена общества круг минимальных потребностей, которые должны удовлетворяться нерыночным путем;

- нейтрализовать неблагоприятные социальные последствия, связанные с переходом к рынку, поддерживать социально уязвимые слои и группы населения.

Для эффективного выполнения этих задач необходимо обеспечить финансирование общегосударственных социальных программ, повсеместно создавать рабочие места, создавать условия для массового спорта и занятий спортом, повышать качество окружающей среды, укреплять технический и кадровый потенциал систем здравоохранения, образования и культуры на всех уровнях.

Социальная политика выполняет ряд функций, основными из которых являются:

- стабилизация достигнутого социального мира, сложившихся экономических отношений;

- стимулирование экономической активности населения;

- гарантия обеспечения минимально допустимого уровня жизни;

- обеспечение при возникновении неблагополучной ситуации адресной поддержки гражданам, в том числе и за счет выравнивания уровня личных доходов [24, с. 70].

Основной социальной функцией экономической политики является обеспечение заинтересованности работников в повышении эффективности их хозяйственной деятельности.

В широком смысле социальная политика направлена на всех граждан (семьи) страны без исключения.

В узком смысле к объекту социальной политики можно отнести нормальное потребление граждан (семей), которые по каким-то причинам не могут обеспечить себе адекватный уровень доходов.

Темы социальной политики включают законодательные и административные органы всех уровней, работодателей в государственном и частном секторах экономики, профсоюзы и другие общественные организации, а также другие институты, влияющие на разработку и осуществление национальной социальной политики.

Субъекты социальной политики делятся на резидентов, деятельность которых на территории страны определяется их Конституцией и иными законами, а также нерезидентов, являющихся иностранными работодателями и обязанных соблюдать социальные законы страны, в которой они работают.

Различия в методологии определения сущности социальной политики находят отражение в различных социально-статистических показателях: они обеспечивают совокупность показателей социального развития, которые являются целями социальной политики и представляют собой социальные механизмы функционирования.

К основным принципам социальной политики в современных условиях можно отнести:

- принцип социальной справедливости (предполагает равную возможность для доступа к собственности, возможности для раскрытия своих способностей и самореализации, достойные условия труда и вознаграждения за него, доступность культурной сферы, образования, здравоохранения, обеспечение согласования интересов общества, коллектива и личности);

- принцип равноправия (лежит в основе понятия справедливости и предоставляет каждому члену общества одинаковые возможности реализовать себя);

- принцип верховенства социальной политики (связан с тем, что современное общество вовлечено в политическую деятельность и через выборы может оказать непосредственное влияние на устойчивость и жизнеспособность любой политической власти);

- целевой принцип (подразумевает конкретную направленность социальной политики на выполнение поставленных задач и достижение долговременных целей, и обязывает ее не иметь конъюнктурного и временного характера);

- принцип адекватности уровню развития общества (подразумевает соответствие проводимой социальной политики уровню развития общества, соотнесение предпринимаемых действий с требованиями текущего момента, возможностью финансирования, предвидение форм будущих действий);

- принцип солидарности (предполагает, что функцию опосредующего звена солидарности, создавая механизм компенсации объективного неравенства, берет на себя государство);

- принцип адресности (предполагает не распыление средств социального бюджета по категориальному признаку, т.е. определенным выделенным группам населения, а оказание социальной помощи в значительном размере наиболее нуждающимся слоям общества по их заявлению) [10, с. 65].

Социальная политика осуществляется государством, исходя не только из определенных принципов и социальных целей, но и из определенных экономических, политических и ситуационных условий, и фактически является результатом действия многих факторов. Социальная политика динамична, изменчива и зависит от конъюнктуры рынка. Внешние условия реализации социальной политики могут существенно изменить ее на протяжении длительного периода времени.

Социальная политика находится под непосредственным влиянием меняющегося мира. Таким образом, социальная политика – это функциональная система государства, постоянно меняющаяся вслед за меняющимся миром и одновременно изменяющая цели, принципы и структурные элементы самого государства.

Основой классификации социальной политики является основной способ взаимодействия субъектов социальной политики со своими объектами и средой. Исходя из этого критерия, различают активную, активную и пассивную социальную политику [4, с. 118].

При инициировании социальной политики принцип социального страхования не рассматривается в качестве основополагающего принципа в системе социальной защиты населения, а дополняется широким спектром мероприятий, активизирующих социально-экономическое поведение и темы социальной политики в сфере потенциала общества через механизмы социокультурного развития.

Активная социальная политика означает, что все ее направления и мероприятия направлены на стимулирование экономического роста.

Пассивная социальная политика является полной противоположностью активной социальной политике. Она фактически не включена в механизм экономического роста, а ее требования не учитываются при разработке и реализации планов экономического развития. Таким образом, основным направлением пассивной социальной политики является оказание помощи малообеспеченным и безработным лицам и компенсация им их потерь.

По степени своевременности принятия или корректировки действующих государственных программ социальная политика может быть:

- упреждающая социальная политика ориентирована на принятие действенных превентивных мер по предотвращению социальных конфликтов;

- запаздывающая («догоняющая») социальная политика отличается слабой реактивной способностью. Она не всегда своевременно и адекватно реагирует на существующие и вновь возникающие интересы, потребности населения, что не способствует предотвращению конфликтов, а нередко и стимулирует их.

По масштабности различают:

- государственную социальную политику, представляющую собой действия государства в социальной сфере, преследующие определенные цели, соотнесенные с конкретно-историческими обстоятельствами, подкрепленные необходимыми организационными и пропагандистскими усилиями, финансовыми ресурсами и рассчитанные на определенные этапные социальные результаты;

- региональную социальную политику, под которой понимается как комплекс мер органов, направленных на социальное развитие регионов;

- местную (города, района, предприятия) социальную политику, которая вырабатывается местными органами власти (региона, города, района) при участии местного самоуправления с учетом сформированной концепции региональной социальной политики.

Существует несколько типов реализации социальной политики. Исходя из уровней реализации, выделяют:

- территориально-государственный тип социальной политики. В его рамках говорят о социальной политике на общегосударственном, региональном и муниципальном уровнях;

- cферный тип социальной политики – это политика в сфере охраны здоровья; политика в сфере образования, культуры и отдыха; жилищная политика; политика в сфере социально-трудовых отношений;

- демографический тип социальной политики ориентирован на социально-демографические группы населения, т.е. это политика в отношении женщин, детей, молодежи, стариков, инвалидов и т.д. [4, с. 120].

Критерий ее полезности имеет особую возможность раскрыть сущность социальной политики. Согласно ей, сильная и пассивная социальная политика – это разница.

Таким образом, социальная политика является важнейшим условием развития человеческого потенциала страны, а ее целью является создание необходимых условий для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека. Суть социальной политики заключается в регулировании отношений между членами общества с целью оказания помощи бедным слоям населения, сокращения бедности и достижения приемлемого уровня благосостояния для всех членов общества. Социальная политика основывается на системе принципов, выражающих характер ее содержания, формы и требования к формулированию и осуществлению методов, среди которых принципы социальной справедливости, равенства, солидарности и др.

МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТЫХ СТРАН: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Раскрывая категории социальной политики, следует рассмотреть ее модели. В литературе дан анализ основных моделей социальной политики, в основе классификации лежат такие критерии, как:

- место социальной политики среди национальных приоритетов;

- распределение социальных функций между государством, гражданским обществом и предпринимательским сектором;

- масштабы государственного сектора в экономике страны;

- определение целей и инструментов социальной политики в зависимости от отношения государства к экономическим и социальным проблемам[7, с. 117].

На основании вышеперечисленных критериев выделяют:

- англосаксонскую модель (характеризуется минимальным участием государства в социальной сфере);

- континентальную модель (характеризуется жесткой связью между уровнем социальной защиты и длительностью профессиональной деятельности; в ее основе лежит социальное страхование, услуги которого финансируются в основном за счет взносов застрахованных);

- скандинавскую модель (основывается на принципах равенства возможностей, справедливом распределении богатств, общественной ответственности за тех, кто не может обеспечить себя минимальным набором для достойной жизни, содействия социальной мобильности, стремления к всеобщей занятости, гендерному равенству);

- южно-европейскую модель (направленность на помощь социально-уязвимым категориям граждан) [5, с. 199].

Сравнительный анализ моделей социальной политики представлен в таблице 2.1.

Применение англосаксонской модели находит отражение в Великобритании, Ирландии, Канаде. Континентальная модель характерна для Австрии, Бельгии, Германии, Нидерландов, Франции, Швейцарии. Скандинавская модель используется в Дании, Финляндии, Швеции. Южно-европейская модель применяется в Греции, Испании, Италии, Португалии.

Комиссия Европейского сообщества (ЕС), чьей задачей является разработка унифицированной модификации социальной политики для «Общеевропейского дома», выделяет две основные модели:

1. «Бисмарковская» (по имени ее родоначальника, канцлера Бисмарка) устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью (длительностью) профессиональной деятельности. Социальные права определяются отчислениями, выплачиваемыми в течение всей активной жизни, т. е. социальные выплаты принимают форму отложенного дохода (страховых взносов). Страховые фонды, управляемые работодателями и работниками (предпринимателями и наемными работниками) на равных или разделенных началах, обычно удерживают установленную сумму из заработной платы по коллективному договору, формируют различные профессиональные страховые фонды и уплачивают социальные взносы. Комитет по управлению кассой (фондом) отвечает за финансовый баланс и сохранность средств. Они не должны получать дотации из бюджета любого уровня, поскольку перераспределение налогов, осуществляемое через универсальный бюджетный метод, противоречит логике трудового (страхового) участия [15].

В зависимости от приоритетных направлений социальной политики, определяемых ее типами, возникают различные ее модели.

Комиссией Евросоюза выделены две основные модели социальной политики – бисмарковская и бевериджская.

Бисмарковская модель (Отто ФОН БИСМАРК / Otto von BISMARCK (1.4.1815 — 30.7.1898), канцлер Германии) делает упор на жесткую связь социальных выплат с длительностью и результативностью профессиональной деятельности. Работники в течение всего трудового периода выплачивают определенные суммы (страховые взносы) в страховые кассы. Размер страховых взносов определяется при заключении коллективных договоров нанимателей с наемными работниками. Управление страховыми фондами осуществляется на паритетных началах (паритет – равенство, равноправие сторон).

Социальные выплаты осуществляют правления касс. Они же несут ответственность за сохранение денежных средств. Малообеспеченные семьи получают социальную помощь по муниципальной линии.

Бевериджская модель социальной политики (Беверидж (Beveridge) Уильям Генри (5.3.1879, Рангпур, Индия, — 16.3.1963, Оксфорд), английский буржуазный экономист, государственный деятель) исходит из того, что любой человек, независимо от его принадлежности к активному населению, имеет право на минимальную защищенность по отношению к заболеваниям, старости или иной причине сокращения своих материальных ресурсов. В тех странах, которые выбрали эту модель, действуют системы страхования по болезни, прикрепление к которым является автоматическим, а пенсионные системы обеспечивают минимальные доходы всем престарелым независимо от их прошлых усилий по отчислениям от заработной платы (так называемые "социальные" пенсии в отличие от "профессиональных").

Такие системы социальной защиты финансируются через налоги из государственного бюджета. В данном случае преобладает принцип национальной солидарности. В значительной степени средства социальной защиты формируются также из государственного бюджета, за счет налогов. Поэтому в странах с данной моделью (Великобритания, Швеция) нет резкой дифференциации населения по уровню жизни.

Бисмарковская и бевериджская модели имеют различные варианты. Наиболее популярные из них: социал-демократическая, консервативная, католическая и либеральная.

Социал-демократическая модель социальной политики (скандинавские государства) (Цикл статей В. Шарина, журнал "Социальное обеспечение" (Россия)

Главной особенностью этой модели является всеобщность (универсализация) социальной защиты населения, как гарантированного права всех граждан, обеспеченного государством. Государство обеспечивает высокий уровень качества и общедоступность социальных услуг (в том числе бесплатное медицинское обслуживание, образование и т. п.).

Социал-демократическая модель социальной политики основана на концепции «солидарности» (социальная защита – это дело всего общества, а не отдельно взятых индивидуумов) и «социального гражданства» (требование равенства в социальной защите выше либерального требования типа «пусть каждый сам заботится о своем благосостоянии и обеспечении»).

Экономическая основа этой модели – эффективное производство, полная занятость, сильные объединения работодателей и профсоюзов и договорные отношения между ними, которые контролируются государством, высокий уровень перераспределения общественного продукта. Социальная политика финансируется государством из бюджетных средств (через систему налогообложения).

Уже в 30-е годы в Швеции и Норвегии оформилось разделение пенсии на «народную» (социальную), выплачиваемую каждому жителю страны по достижении 65 лет из государственного бюджета, и трудовую, зависящую от стажа, характера деятельности и т. п. и пропорциональную объему страховых выплат. Если «народная» пенсия не превышает установленный государством одинаковый для всех минимум, то трудовая зависит от самого работника. Таким образом, получается, что минимум гарантирован, но заинтересованность в собственных усилиях сохраняется.

Тогда же впервые были введены дотации на каждого ребенка для каждого родителя. Ребенок стал объектом социальной защиты, причем без всяких оговаривающих условий в виде многодетности, неполноты семьи и т. п.

Социальная защита в скандинавских странах гибкая, доступная, способная выравнивать социальные условия для всех групп населения. В частности, все должны иметь равную возможность получить образование, квалификацию и оплачиваемую работу, т. е. стать нормальными, самообеспечивающимися членами общества.

Консервативная модель социальной политики.

Центральные принцип модели - упор на рынок и принцип страхования, принцип достижений, где труд определяет последующее социальное обеспечение. Для хорошо организованных рабочих в процветающих отраслях результат может быть очень высок. Проблемы возникают при рассмотрении тех слоев населения, которые не заняты постоянно или вообще не заняты, и поэтому они не имеют страховок, а степень налогового перераспределения невелика. Они вынуждены рассчитывать на местные благотворительные органы и общественную помощь, обычно не очень большую.

Страной, где максимально полно реализованы принципы консервативной модели, является Германия, которая вообще первой в Европе и в мире ввела систему страхования. Заслуга в формировании страхового законодательства принадлежит канцлеру Бисмарку.

Он добился последовательного принятия трех законов, сформировавших систему социального страхования:

- Закон о страховании по болезни лиц промыслового труда — в 1884 г.;

- Закон о страховании от несчастных случаев на производстве — в 1885 г.;

- Закон об инвалидности и страховании по старости — в 1891 г.

"Немецкая" модель построена на взаимных обязательствах нанимаемых и нанимателей, на принципе трудового участия (лучше обеспечен тот, кто больше работает и больше зарабатывает) и на преобладании реабилитации над пенсионированием, чтобы не допускать досрочного ухода на пенсию в связи с утратой трудоспособности.

Либеральная модель социальной политики (США, Великобритания). Либерально-демократической политическая система характеризуется высоким уровнем социальной защиты. Либеральная модель отличается различными видами социальной помощи по критерию малообеспеченности (например, в США).

Систем социального обеспечения в Соединенных Штатах базируется на двух основных формах:

- социальном страховании, выплаты по которому производят как работополучатели, так и работодатели;

- государственной социальной помощи за счет бюджетов различных уровней (от федерального до местного).

Эта модель отличается высоким уровнем правовой защищенности работников, достаточно высоким уровнем минимальной заработной платы (он, как привило, превышает прожиточный минимум). За счет государства и частного капитала в значительной мере (75-90%) финансируется среднее и высшее образование, пособия по безработице. Но при всех положительных чертах либеральная модель может приводить к снижению стимулов в трудовой деятельности, к социальному иждивенчеству.

Принципы католической модели социальной политики даны в ряде "папских писем", изданных Ватиканом в течение XX столетия. Главным принципом является идея вспомогательности. В Христианском социальном учении принцип вспомогательности означает, что ближайшая инстанция должна всегда пытаться решать возможные проблемы. Естественно, индивидуум является ближайшей инстанцией.

Если он не может себе помочь, то обращается к семье и родственникам. Следующей инстанцией будет местная община, включая церковь и гражданские организации, а также соседей и т. д. Если и это не поможет, то индивидууму следует воспользоваться услугами страхования. Последней инстанцией является государственный сектор. В католической модели семья и прочие институты гражданского общества в местной общине играют основную роль.

Социальная политика – это комплекс мероприятий, которые направлены на достижение благосостояния общества, улучшение жизнеобеспечения российских граждан, а также на обеспечение социальной стабильности в социуме.

Социальная политика может реализовываться по следующим направлениям: обеспечение социальной защиты и социальных гарантий граждан, стимулирование полной занятости граждан, партнерство на социальном уровне, защита национального здоровья и дифференциация доходов. На сегодняшний день в государстве формируется эффективная социальная политика, которая направлена на защиту социально уязвимых групп населения и граждан в целом.

Обзор основных моделей социальной политики

История прошлого столетия открыто продемонстрировала, что государственные идеи касаемо социального механизма могут быть принципиально различными. В развитых государствах с рыночной экономикой в послевоенные годы сформировались различные модели и механизмы реализации социальной политики.

Консервативная модель социальной политики (институциональная, континентальная европейская) имеет основное центральное направление – особое внимание уделяется страхованию и рынку. Данная модель базируется на принципе тех достижений, где трудовая деятельность определяет будущее социальное обеспечение, а вот социальные услуги в данном случае государство не реализует. При консервативной модели социальной политики сложности могут возникнуть у тех групп населения, которые не имеют страховки и не являются занятыми профессиональной деятельностью, поскольку уровень налогового распределения в данном случае очень мал. Граждане вынуждены рассчитывать только общественную помощь и региональные благотворительные учреждения. При этом страховые взносы работника и бюджетные отчисления на социальные мероприятия равны. Основными инструментами перераспределения являются частные и государственные социально-страховые фондовые организации. Консервативная модель социальной политики активно используется в Германии, Австрии, Франции и Бельгии.

Готовые работы на аналогичную тему

Социал-демократическая модель также носит название нордической или скандинавской. Основным ее принципом социальной защиты и обеспечения является универсальность. В соответствии с ее политикой, все граждане имеют право на социальное обеспечение и страхование, которые реализуются через государственный бюджет. Государственные налоги, реализуемые через розничные услуги, имеют косвенный характер, прямым налогом облагаются только доходы. Социал-демократическая модель базируется на таких принципах:

  • независимо от производительности и возрастной категории, все граждане имеют одинаковую ценность;
  • социальная поддержка и помощь реализуется в добровольном порядке;
  • социальная защита должна охватывать все сферы жизни и быть непрерывной;
  • социальное обеспечение должно выравнивать социальные условия всех категорий населения.

Данная модель активно используется в политике таких государств, как Дания, Швеция, Финляндия и Норвегия.

Либеральная модель социальной политики рассматривает рынок, как основной инструмент для организации взаимодействия между людьми. Данная модель предусматривает социальную защиту остаточного типа, когда люди могут существовать в обществе и без социального обеспечения. Государство в данном случае несет ограниченную ответственность за социальное обеспечение населения. Из-за такого характера финансирования реализация либеральной модели зависит от большого уровня неформальной и добровольной помощи. Данная модель применяется в Англии, Великобритании, США и Ирландии.

Католическая модель основана на принципе вспомогательности, в соответствии с которой ближайшая инстанция обязана решать все проблемы. В данном случае ближайшей инстанцией является человек. И если он не может помочь себе самостоятельно, то он обращается к своим родственникам и семье. Если и данные инстанции не смогут помощь, то следующим этапом будет община, включая гражданские организации и церковь. Если это не окажет помощи, то человек может обратиться к услугам страхования. Последней инстанцией в католической модели является государственный сектор.

Можно подытожить, что скандинавская и социал-демократическая модель являются улучшенными вариантами либеральной модели, а вот католическая – худшим вариантом консервативной модели социальной политики.

В соответствии с принципами организациями комиссия Европейского сообщества выделяет две главные модели социальной политики: «бевериджская» и «бисмарковская».

Идеей «бевериджской» модели является то, что любой гражданин имеет законное право на минимальную защищенность своего здоровья или же по причине сокращения доходов. В тех государствах, которые выбрали данную модель социальной политики, действуют системы страхованию по заболеваниям, а пенсионные структуры обеспечивают минимальные социальные выплаты всех пожилым гражданам независимо от их прошлой трудовой деятельности. Данные системы социального обеспечения финансируются через налоговую структуру из бюджета государства. В данной модели преобладает принцип солидарности нации.

«Бисмарковская» модель устанавливает связь между профессиональной деятельностью и уровнем социальной защиты. Права граждан на социальные выплаты обусловлены теми отчислениями, которые были выплачены на протяжении всей жизни, т.е. социальные выплаты трансформируются в страховые взносы. В данном случае социальная защита не зависит от бюджета государства.

Рисунок 1. Модели социальной политики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Классификация моделей социальной политики

В зависимости от типа базового процесса социальная политика подразделяется на такие модели:

  1. Социальная помощь. Данная модель социальной политики заключается в благотворительной поддержке малообеспеченных семей, а также нетрудоспособных и уязвимых граждан. В последние десятилетия в Российской Федерации реализован именно такой подход, который привел к снижению эффективности социального обеспечения и угасанию государственных социальных функций.
  2. Социальное попечительство. Данная модель заключается в компенсировании негативных социальных факторов, которые образовались по причине неравномерного социально-экономического развития. Основной целью данной модели является минимизация дифференциации на заявительной основе в уровне жизни граждан.
  3. Социальное страхование. Модель заключается в финансировании социальных услуг и выплат за счет страховых взносов работодателей и сотрудников предприятия. Основная идея данной модели – это формирование среднего класса и повышение ответственности граждан за свою жизнь и будущее.
  4. Социальное развитие. Данная модель социальной политики заключается в повышении основных критериев качества жизни – здоровья, занятости, образования, жилья, а также состояния окружающей природной среды. Основным направлением социального обеспечения в данном случае является организация различных акций, которые обеспечивают начальные возможности для самостоятельного обеспечения.

Социальная политика в зависимости от субъекта ответственности подразделяется на такие модели:

  1. Либеральная модель. Ее основным принципом является то, что личная ответственность каждого гражданина за свою жизнь, а также роль социальной помощи минимизирована. Финансовую основу в данном случае составляют частное страхование и сбережения.
  2. Корпоративная модель. Основная идея заключается в том, что ответственность за судьбу своего персонала несет организация, где работает данный гражданин. Корпорация стимулирует сотрудников к внесению трудового вклада в деятельность предприятия и предлагает различные страховые гарантии в виде частичной оплаты медицинских, рекреационных услуг и пенсионного обеспечения.
  3. Общественная модель. Данная модель социальной политики является перераспределительной, при которой за бедного платит богатый, за больного здоровый, за старого молодой. Основным институтом, который реализует данное распределение, является государство.
  4. Патерналистская модель. Финансовой основой данной модели являются средства государственного бюджета, в ней реализуются принципы равенства и доступности в потреблении социальных и материальных благ, благодаря этому обеспечивается высокий уровень социального выравнивания.

Социальная политика в зависимости от степени участия может подразделяться на такие модели:

Переход к экономике рыночного типа от административной управляемой экономики сопровождается в Российской Федерации резким снижением жизнеобеспечения населения, что ставит на первый план вопросы урегулирования социальной политики. Первостепенной задачей является обеспечение социальной поддержкой и защитой тех классов населения, которые оказались в наиболее сложной жизненной ситуации в силу некоторых обстоятельств.

Реализация социальной политики

С целью минимизации необдуманного заимствования достижений запада в сфере социальной политики, который не обеспечивает их оптимальной интеграцией в единую систему регулирования социально-экономических процессов на уровне государства. Данная сфера не должна реализоваться и рассматриваться в отдельности от налоговой системы.

Основным условием эффективной реализации социальной политики является достаточность финансовых государственных ресурсов и обеспечение соответственных финансовых возможностей для реализации программ социальной политики другими экономическими агентами.

Только при изучении налоговой системы как основного инструмента для реализации экономической и социальной политики возможна разработка таких подходов, как реформирование системы налогов, благодаря чему можно избежать нестабильности ее работы в будущем.

Наибольший интерес вызывают мероприятия косвенного и прямого вмешательства в рыночный процесс перераспределения доходов. Основным инструментом государственного регулирования являются трансфертные платежи, которые обеспечивают нуждающимся лицам материальные выплаты. Изучению взаимосвязи данного направления социальной политики с системой обязательных налоговых отчислений в экономике уделяется первостепенное внимание.

Основными задачами исследования налоговой системы, как основного инструмента социальной политики, являются научное обоснование принципов взаимосвязи социального обеспечения (основного элемента социальной политики) с источниками его финансирования. Также сюда можно отнести разработку основного инструментария для обоюдного согласования решений в сфере социальной защиты граждан, которые принимаются на уровне государства, а также структуры обязательных налоговых платежей в экономике страны.

Готовые работы на аналогичную тему

Для достижения основных целей налоговой системы поставлены следующие задачи:

  • проведение анализа опыта построения структуры социального обеспечения, который был реализован в развитых государствах со смешанным типом экономики, а также разработка на данной основе направлений эффективного развития налоговой системы в Российской Федерации;
  • определение взаимосвязи между существующими моделями социальной политики и механизмами для ее финансирования;
  • разработка специальных подходов к количественному оцениванию влияния уровня обязательных отчислений в государственный бюджет на уровень социальной защищенности граждан;
  • разработка рекомендаций, которые направлены на усовершенствование налоговой и социальной политики Российской Федерации на основе принципов их взаимного согласования.

Роль налоговой системы в социальной политике государства

Налоговая система – это основной инструмент не только экономической, но и социальной политики, которая осуществляется в различных странах со смешанным типом экономики.

Между социальной и налоговой политикой существует очень тесная взаимосвязь. Если социальное обеспечение и защита являются основными функциями современного государства, то налоговая система является основой формирования доходов государственного бюджета.

Соотношение между доходами за счет косвенных и прямых налогов оказывает ощутимое воздействие на методы формирования системы социальной политики, поэтому оно служит базой для формирования классификации системы налогообложения.

Изучение особенностей налоговой системы в различных странах, которые применяют разные модели финансирования социальной политики, позволило составить следующую классификацию:

  1. Британская модель. Система налогообложения в странах с данной моделью социальной политики характеризуется поступлениями бюджет за счет косвенных и прямых налогов до 50 процентов. Большие поступления от подоходного налога сочетается с незначительными взносами в фонды социального страхования. Это связано с тем, что основная часть социальный выплат имеет «не страховой» характер либо же система страхования активно субсидируется государственной политикой. Чтобы обеспечить высокий уровень поступлений в бюджет государства необходимо повысить роль корпоративного налогообложения.
  2. Франко-германская модель. В государствах с данной моделью социальной политики страховые взносы доминируют в системе обязательных отчислений. Для таких государств характерен значительный удельный вес косвенных налогов и незначительная часть подоходного налога. С ростом значения социального страхования осуществляется переориентация системы налогообложения на косвенные налоги.
  3. Североевропейская модель. Для государств с этой моделью социальной политики характерно доминирование подоходного налога с физических лиц в структуре общих доходов госбюджета по сравнению с низкой долей НДС. Поскольку в рамках североевропейской модели основные социальные расходы осуществляются за счет бюджета центрального управления, а социальное страхование не получило должного распространения, то основным звеном отчислений становятся обязательные налоги. Социальные отчисления в данном случае играют роль дополнительных средств при формировании основных средств, что направлены на реализацию социальной политики.

Рисунок 1. Налоги социальной политики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Консервативная модель социальной политики

В Российской Федерации наиболее реальной моделью социальной политики является консервативная. Она может сочетаться с британской моделью по структуре источников социальных расходов, но только при условии высокого объема государственных субсидий в системе страхования.

Консервативная модель социальной политики позволит снизить взаимосвязь между дифференциацией общественных доходов, величиной некоторых элементов первичных доходов и структурой налоговой системы государства. Несмотря на множество ограничений, данная модель социальной политики реализовала возложенные на нее задачи. Она может не только связать характеристики налоговых государственных мероприятий с уровнем дифференциации доходов российский граждан, но и выявить оптимальную систему налогообложения, которая будет соответствовать проводимой политики.

Модель позволяет использовать различные исходные показатели отличия доходов и может применяться к различному кругу налогов. Изначально она ориентирована на конкретные показатели, которые публикуются отечественными органами, благодаря чему повышается ее практическая ценность.

Взаимосвязь между социальной и налоговой политикой необходимо учитывать в процессе проведения реформирования системы социальной защиты. Поскольку на сегодняшний день в Российской Федерации применяются широкомасштабные реформы, которые затрагивают все аспекты вмешательства государства в социально-экономическую сферу, данный нюанс должен быть учтен в обязательном порядке. Только комплексное изучение государственных элементов урегулирования социально-экономических процессов может гарантировать формирование эффективного рыночного преобразования в Российской Федерации.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 28.01.2022

Александра Владимировна Каптюк

Эксперт по предмету «Социальная работа»

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Модель социальной политики представляет собой комплекс средств, которые используются государством для разрешения социальных вопросов. Подобная модель, как правило, базируется на определенной доктрине, отличающейся по степени воздействия и влияния государства на социальную сферу. Существует несколько классификаций моделей социальной политики, и каждая из них отражает один из аспектов социального направления.

Содержание статьи

Модели социальной политики

  • Модели социальной политики
  • Что такое социальная политика
  • Что такое социальная модель поведения

Социал-демократическая, консервативная, либеральная и католическая модели

В вопросе о количестве моделей социальной политики политологи до сих пор не пришли к однозначному мнению. Существует несколько классификаций, каждая из которых считается одинаково верной. Однако наиболее используемой можно считать следующую классификацию. Согласно ей, существует 4 модели социальной политики: социал-демократическая, консервативная, либеральная и католическая.

Ключевым критерием оценки данных моделей считается вероятность достижения положительного решения двух проблем: проблемы занятости населения и проблемы бедности.

В социал-демократической модели внимание акцентируется на социальном перераспределении доходов через фискальную политику. А также на занятости работоспособной части населения.

В консервативной модели значительный акцент ставится на занятости населения, однако социальное перераспределение не считается важным. В этой модели наиболее ярко проявляется феномен «работающего бедняка».

Для либеральной модели характерен низкий уровень занятости населения, однако довольно высокий – социального перераспределения.
В католической (ее еще называют латинской) модели как занятости, так и социальному перераспределению уделяется очень мало внимания со стороны государства.

Бевериджская и Бисмарковская модели

Еще одной часто используемой является классификация Комиссии Европейского сообщества (ЕС). В этой классификации выделяется две основные модели социальной политики: Бевериджская и Бисмарковская.

Для Бисмарковской модели характерно установление жесткой связи между уровнем социальной защиты и успешностью профессиональной деятельности. В этом случае социальные выплаты реализуются в форме страховых взносов. Иными словами, социальная защита в данной модели не является зависимой от государственного бюджета.

В основе Бевериджсой модели лежит постулат, согласно которому любой человек, независимо от его принадлежности к активному населению, имеет право на защищенность (пусть и минимальную) в случае болезни, старости или иного рода ограничения своих ресурсов.
Финансирование подобной системы происходит через налоги из госбюджета. И в этом случае реализуются принцип национальной солидарности и концепция распределительной справедливости.

Общеевропейская модель

В настоящее время продолжает активно формироваться новая общеевропейская модель социальной политики. В ее основе лежит принцип совмещения экономической эффективности и социальной солидарности.

Акцент в данной модели делается на сбалансированном развитии социальной политики Европы, а также на соблюдении интересов всех стран-членов ЕС. Реализуется процесс переориентации социальных программ с универсального уровня на индивидуальный. Этот процесс помогает осуществлять социальную политику эффективнее и дешевле для государства, поскольку помощь предоставляется лишь тем, кто в ней действительно нуждается.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: