Выражает интересы всего общества и государства в целом это право

Обновлено: 07.05.2024

Термин «политика» впервые появился в Древней Греции и происходит от греческого слова « polis » - город-государство. «Именно в античных государст­вах, - пишет проф. А.В. Мицкевич, - зародилось и понятие политики как обще­ственного (светского) института, выражавшего общие дела (интересы) полиса, города-государства, типичного для государственности Древней Греции и Рима».

В современном значении политику в самом общем виде можно определить как социальную сферу, в которой сталкиваются, борются, реализуются инте­ресы (прежде всего экономические, материальные) больших социальных групп: классов; народов; национальных, религиозных, профессиональных сообществ и других социальных общностей. Политика и возникает как явле­ние вместе с социальной дифференциацией общества, расслоением его на большие социальные группы, обладающие своими особыми (а порой и анта­гонистическими, то есть прямо противоположными) интересами. Поэтому политики не существовало в первобытном обществе, где даже индивид не от­делял свои интересы от интересов родовой общины.

Нерегулируемая политическая борьба могла бы взорвать общество, унич­тожить его как форму социального бытия человека, и именно поэтому воз­никает потребность в особой форме организации общественной власти (го­сударство) и в особой нормативной системе социальной регуляции (право), которые призваны сохранить целостность общества в его новом состоянии.

Все это определяет политическую природу государства и права, делает их явлениями политики, политической жизни общества. Более того, государство -«главный политик», центральный субъект политической жизни и политичес­кой организации любого общества: если все другие субъекты политики (поли­тические партии, профсоюзы, отдельные политики и др.) выражают интересы только своей социальной группы, то государство призвано направлять, коорди­нировать политическую деятельность, политическую борьбу всех других участ­ников политики.

Государство представляет собой наиболее мощный, наиболее совершен­ный инструмент реализации политических интересов, поэтому среди субъек­тов политики идет постоянная борьба за обладание рычагами государствен­ной власти, за приближение к ней. В результате такой борьбы государство может стать «достоянием» какой-либо одной партии, социальной группы, и тогда обществу грозит беда: тоталитарные режимы являются следствием именно такого поворота событий. Государство — «собственность» общества, оно должно принадлежать только обществу в целом (демократия) и выражать общие интересы всех социальных групп и слоев.

Политика может быть и антигосударственной (деятельность нелегальных партий, террористических организаций и т. п.). Однако в любом случае она касается государства, затрагивает его интересы. Поэтому в принципе правильно высказывание Ленина, что «политика есть участие в делах госу­дарства» (если под «участием» понимать не только позитивную политику). Принципиально верна и другая формула этого автора: «политика есть кон­центрированное выражение экономики». Действительно, поведение субъек­тов политики определяют прежде всего экономические интересы, а потом уже все остальные.

Право имеет политическую природу, ибо по своей сути является норматив­ной формой согласования воль и интересов больших социальных групп. Маркс отмечал, что «все юридическое в основе своей имеет политическую природу». Однако взаимоотношения права и политики далеко не однозначны.

В отечественной литературе советского периода существовал такой под­ход: в праве опосредствуется только государственная политика, причем не вся, а лишь та ее часть, которая для своего осуществления нуждается в обще­обязательной форме и государственной охране, то есть возведении в закон (проф. С.С. Алексеев).

Однако право может служить формой выражения и осуществления поли­тики лишь до тех пор, пока сама эта политика строится на исходных началах права и справедливости, то есть до тех пор, пока право используется государ­ством в соответствии с его природой. Как только государство начнет исполь­зовать законодательную власть в интересах какого-то одного социального слоя или проводить антинародную политику, правовое содержание из офи­циальных источников улетучится и в руках государства останется бессодер­жательная юридическая форма («неправовой закон»), использование которой в интересах политической конъюнктуры имеет свои пределы и может приве­сти к разрушению всей политико-правовой системы.

Поэтому говорить о служебной роли права по отношению к политике, а тем более о верховенстве политики над правом, достаточных оснований нет. А в правовом государстве политика вообще должна быть правовой, как и вся деятельность такого государства.

Можно было бы сказать, что орудием политики является не право, а за­кон. Исходя из этих позиций, проф. Мушинский пишет: «Закон есть симби­оз права и политики. В нем сочетаются право и справедливость, с одной сто­роны, и политическая сила и целесообразность — с другой. Если взглянуть на современные законодательные органы - парламенты, то легко обнаружива­ется, что в них постоянно меняется соотношение политических сил. Интере­сы, которые представляет парламентское большинство, и будут прежде всего защищены в законе, хотя нередко за счет попрания права».

Такой подход в принципе верен. Только нужно учитывать, что права не существует вне форм его выражения. Поэтому точнее говорить не о праве и законе, а о законах с правовым содержанием (что и есть право) или о зако­нах, не имеющих правового содержания и представляющих собой бессодер­жательную юридическую форму («неправовые законы» или «неправовое за­конодательство»).

Смотрите также:

Право представляет собой систему общеобязательных, формально закрепленных нормативных актов, предписаний и правил, которые устанавливает и реализует государство. Право выражает интересы всего общества, регулирует наиболее значимые общественные интересы, предоставляя личности субъективные права, а также возлагая на нее обязанности.

Право находится в тесном взаимодействии с экономикой, политикой и государством.

Так, в частности, экономический уровень развития определяет содержание политики и права, являясь системой отношений, которые возникают в сфере производства, потребления, распределения материальных благ. Сущность права также определяется системой экономических отношений. Экономические факторы находят свое отражение в праве, выступают как необходимость и определенная закономерность правового развития. Таким образом, ни один правовой акт не может быть создан без учета экономических условий, экономической необходимости общества и обоснованности.

Непосредственную связь имеет право с политикой, которая является средством оптимального решения задач, поставленных перед обществом, а также имеет непосредственную связь с государством. Через политические решения общество реагирует на различные жизненные ситуации. Поэтому политика только в том случае может являться реальной, действенной, когда она выражает интересы всего населения государства и в то же время обусловливает объективные закономерности функционирования определенной политико-правовой системы.

Все важные решения в государстве осуществляются посредством права, которое объединяет самые важные политические интересы, а также является действенным инструментом их полного достижения.

Соотношение права и государства проявляется:

1) в единстве права и государства. Оно проявляется в том, что и право, и государство являются инструментами социальной регуляции, в результате имеют общую типологию, происхождение, одинаково связаны с экономическими, духовными, культурными и иными сторонами жизни общества, дополняя друг друга при выполнении своего социального назначения;

2) различии государства и права, которое осуществляется в различных социальных предназначениях, структуре и содержании, форме государства и права. Это происходит по той причине, что роль государства в обществе – устанавливать и обеспечивать определенный порядок, а роль права – создавать для реализации данного порядка юридический механизм;

3) взаимодействии государства и права. Взаимодействие государства и права проявляется в наличии разнообразных форм влияния государства и права друг на друга. Право формируется, обеспечивается государством, но в то же время государство с помощью права закрепляется. В результате через право формируется государство, а именно его внутренняя организация, форма, структура, устанавливаются главные виды и направления государственной деятельности, реализуются задачи и функции государства;

4) противоречии государства и права, которое возникает в случаях выхода государственной власти из-под контроля общества, стремлении права ограничить власть государства, предотвращая произвол государства.

Выделяют модели взаимоотношений права и государства:

Правовое государство: понятие, принципы, признаки

Правовое государство – это форма организации деятельности государственной и политической власти, при которой создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Правовое государство – это демократическое государство, в котором государственная власть ограничивается правом.

Признаки правового государства:

1) наличие народного суверенитета;

2) господство права, т. е. правовая организация государственной власти, которая предполагает:

а) связанность, ограниченность государственной власти нормами права, основанными на общественной воле;

б) прямое действие закона в качестве основополагающего юридического акта, который может быть создан и представительными органами, и населением непосредственно;

3) правовая защита личности от произвола должностных лиц и т. д.

Основы правового государства:

1) политическая – основа, которая характеризуется наличием суверенитета, координирующего интересы субъектов политической системы общества и обеспечивающего справедливое правовое равновесие и свободное развитие этих интересов;

2) экономическая – основа, представляющая собой производственные отношения, которым присущи многоукладность, наличие различных форм собственности (частной, государственной, коллективной и т. д.);

3) социальная – основа, которая характеризуется созданием саморегулирующегося гражданского общества для реализации каждым гражданином государства своих творческих, трудовых возможностей, одновременно обеспечивая многообразие мнений, личных прав и свобод личности;

4) нравственная – основа, которую образуют общечеловеческие принципы гуманизма, справедливости, равенства и свободы личности.

Принципы правового государства:

1) верховенство закона – принцип, который распространяется во всех сферах общественной жизни и является высшей формой организации и защиты свободы личности;

2) разделение властей – принцип, закрепляющий разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, каждая из которых относительно самостоятельна, взаимно ограничивается с помощью законодательно закрепленной системы «сдержек и противовесов»;

3) реальность в обеспечении прав и свобод человека и гражданина – принцип, который закрепляет обеспечение свободного развития личности, признание за личностью определенной свободы;

4) взаимная ответственность государства и личности – принцип, закрепляющий равенство и справедливость в отношениях между государством, являющимся носителем политической власти, и личностью, являющейся участницей формирования и осуществления политической власти;

5) соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права.

5. основаны на едином базисе, определяются социально-экономи­ческими и духовными факторами и т.п.

Различия между государством и правом:

1. если государство есть особая организация политической власти, то право есть социальный регулятор;

2. если государство выражает силу, то право — волю;

3. если первичным элементом государства является государствен­ный орган, то первичным элементом права — норма;

4. они также не совпадают по формам, функциям и т.д.


Взаимодействие государства и права:

1. с одной стороны, воздействие государства на право состоит в том, что первое формирует, изменяет, отменяет второе (правотворчество), а также реализует и охраняет его (правоприменение);

2. с другой стороны, право воздействует на государство, упорядо­чивая деятельность государственного аппарата, устанавливая компе­тенцию его органов.

Выделяют два основных типа взаимоотношений между государст­вом и правом:

1. когда государство стоит над правом, выступая определяющим фактором (характерно для антидемократических государств);

2. когда право стоит над государством, выступая его ограничите­лем (характерно для правовых государств).

Социальное назначение права (его роль в жизни общества) заклю­чается в том, что с его помощью в обществе обеспечивается право­порядок (порядок, основанный на праве). Так как нормы права уста­навливаются государством, то в конечном счете это такой порядок, к которому стремится данное государство, который ему угоден. Одна­ко с точки зрения современного подхода к пониманию роли государ­ства и права в первую очередь должны обеспечиваться общесоциаль­ные интересы (интересы общества в целом). Право должно также защищать интересы каждого человека, но так, чтобы при этом не происходило ущемления интересов, прав и свобод других людей.

Следовательно, с помощью права в обществе достигается согла­сование различных интересов, определенный компромисс: каждый подвергается некоторым ограничениям свободы своего поведения, для того чтобы не повредить другим.

Роль права в жизни общества проявляется в том, что одни право­вые нормы выполняют его регулятивную функцию: с их помощью обеспечивается общий порядок в экономических, торговых, семей­ных и других отношениях. Достигается это тем, что государство уста­навливает общие для всех участников таких отношений права и обя­занности.

Степень развития права является показателем уровня культуры, достигнутого обществом. Полезность права для общества (его соци­альная ценность) повышается в зависимости от того, насколько оно способно служить средством удовлетворения передовых, прогрессив­ных общественных и личных потребностей и интересов.

Как уже отмечалось, право неразрывно связано с государством. Это обусловленно тем, что государство и право появились в истории человечества в силу одних и тех же причин. Они прошли в своем развитии одни и те же этапы и не могут существовать и функциони­ровать друг без друга. Право без государства не существует и не дей­ствует. В то же время государство также нуждается в праве, без кото­рого не может осуществлять свои функции. В нормах права закрепляются порядок образования, структура и компетенция орга­нов государственной власти, формы их взаимодействия. Свою поли­тику, как внутреннюю, так и внешнюю, государство проводит в жизнь, издавая официальные акты, содержащие общеобязательные правила поведения (нормы права). Таким образом, право является формой и средством осуществления государственной власти.

Право – это система общеобязательных велений, установленных от имени государства и обеспечиваемых силой государственного принуждения, которые выражают согласованную общественную волю и направлены на регулирование интересов граждан, общества и государства в целом.

Признаки права:

- нормативность. Основой права служат нормы, которые регулируют поведение людей;

- общеобязательность. Исполнение права обязательного для всех субъектов права;

- исполнение права обеспечивается силой государственного принуждения. Право всегда исходит от государства непосредственно в виде законов, издаваемых государственными органами, или в виде санкционированных государством правовых обычаев;

- формальная определенность. Право письменно изложено в официальных актах государственной власти;

- системность. Право обладает взаимосвязанностью, согласованностью, внутренней непротиворечивостью, упорядоченностью. Это позволяет праву регулировать сложную систему общественных отношений;

- властно-волевой характер права. Основой права выступает государственная воля, которая воплощает в себе волю класса, правящей группы или всего общества. В идеале государственная воля, выраженная в праве, должна быть результатом правотворческого компромисса между различными слоями общества.

Сущность права - это главная, внутренняя, устойчивая качественная характеристика права, которая раскрывает природу и назначение права в обществе. А поскольку праву свойственен волевой характер, то важно, чью волю выражает право, чьи интересы оно воплощает. В юридической науке сложилось два главных подхода к определению сущности права.

Право выражает волю экономически господствующего класса и навязывает эту волю остальным классам и слоям общества, используя при этом методы насилия, принуждения и подавления.

При таком подходе классовые интересы превалируют над общенародными, а национальные интересы – над общечеловеческими. Это так называемый классовый подход к трактовке сущности права, он характерен для марксистской науки, которая рассматривает право как социально-классовый регулятор общественных отношений.

Право есть средство достижения компромисса, средство поиска договоренности, средство согласия, взаимных уступок, а в целом – механизм управления делами общества. Это означает, что право не связано с принуждением. Оно, безусловно, необходимо в случае невыполнения правовых предписаний. Но главным в праве являются не принуждение и не насилие, а методы согласия и компромисса.

Таким образом, в юридической науке сложилось мнение о двойственном характере сущности права. С одной стороны, право выражает волю господствующего класса на государственном уровне. Оно инструмент не только политического господства, но одновременно и общесоциального регулирования, так как обеспечивает функционирование общества как единого социального организма. Вторая сторона сущности права означает, что право как социальный регулятор обеспечивает порядок в общественных отношениях, регулирует поведение человека и общностей людей, выражая идеи справедливости, свободы и равенства людей, служит благу общества, его интересам. Это не означает, что право не имеет принудительной силы, но принуждение не означает насилия, хотя не исключает юридической ответственности. Таким образом, все дело в мере принуждения, а не в его наличии или отсутствии. Следовательно, право не исключает принуждения, но исключает принуждение в форме насилия и подавления.

С учетом сказанного проф. Р.З. Лившиц определяет сущность права как систему общественного порядка, основанного на учете интересов разных слоев общества, их согласии и снятии общественных противоречий.

Признаки права

К признакам права можно отнести следующие:

1. Право - это явление общественное. Оно возникает как продукт общест­ва на определенной ступени его развития.

2. Право есть регулятор социально значимого поведения человека, разно­видность социальных норм. Оно имеет дело с социальной сферой, которая включает в себя: людей; отношения между людьми (общественные отношения); поведение субъектов общественных отношений.

3. Содержание права определяется потребностями общественного разви­тия, интересами участников общественного процесса, отраженными в обще­ственном сознании.

4. Право по своей природе (сущности) есть средство (инструмент, форма) социального компромисса в масштабе общества, установления баланса соци­альных интересов, справедливого распределения благ, мера социальной сво­боды индивида.

5. Право – есть результат волевой деятельности законодателя. Оно выражает государственную волю, которая может быть опосредована волей класса, правящей группы, народа, общества, нации.

6. Право как разновидность социальных норм обладает качеством нор­мативности; оно действует как типовой регулятор, адресаты которого опре­делены не конкретно, поименно, а общими признаками (возраст, вменяе­мость, общие признаки юридического лица и т. п.). Нормативность права проявляется и в неоднократности действия юридических норм: они вступа­ют в процесс регулирования всякий раз, когда возникают типовые ситуации, установленные как условия их действия. Нормативность формируется как результат обобщения и фиксации устойчивых, повторяющихся социально по­лезных отношений и поступков людей.

7. Действие права основано на принципе применения равных мер к участни­кам общественных отношений независимо от их индивидуальных особенностей (физической силы, умственных способностей, социального положения и т. п.), то есть к фактически неравным субъектам (принцип формального равенства).

8. Нормы права должны быть объективированы вовне, закреплены в опре­деленных официальных формах (источниках права в формальном смысле): нор­мативно-правовых актах, правовых обычаях, юридических прецедентах и др.

9. С точки зрения внутренней организации право есть система (целост­ность), состоящая из элементов, связанных целесообразными отношениями (структурой) и взаимодействующих друг с другом.

10. Право общеобязательно. В отличие от других социальных норм, оно представляет собой единую (и единственную) общегосударственную норматив­ную систему, которая распространяет свое действие на всех членов общества.

11. Праву присуща процедурность. Процедуру как детально регламентиро­ванный порядок, последовательность в осуществлении тех или иных дейст­вий в какой-то мере используют все социальные регуляторы. Но в праве процедурность (как и нормативность) выражена наиболее глубоко: в системе права существуют целые процедурные отрасли (гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное и др.). Процедура касается как реализации, так и издания юридических норм.

12. Право действует как интеллектуально-волевой регулятор поведения. Право имеет не только специально-юридический, сугубо правовой механизм действия, но и психологический механизм: оно не может регулировать пове­дения иначе как через сознание и волю людей. В определенном аспекте пра­во можно рассматривать как информационную систему, содержащую инфор­мацию властного характера, которая, будучи осознана, детерминирует волю и поведение субъектов.

13. Право тесно связано с государством. Государство выявляет правовые притязания общества и оформляет их в процессе издания нормативно-право­вых актов (а также путем делегирования полномочий на издание норматив­но-правовых актов, санкционирования устоявшихся обычаев, создания юри­дических прецедентов), то есть «возводит в закон». Оно также осуществляет контроль за осуществлением юридических предписаний и в необходимых случаях обеспечивает их властную реализацию.

14. Право охраняется государственным принуждением. Никакие другие социальные нормы не обеспечены возможностью государственно-принуди­тельной реализации (речь может идти лишь об их поддержке со стороны го­сударства).

С учетом названных признаков В.Н. Протасов определяет, что право есть оформлен­ная в официальных источниках и гарантированная государством единая в масштабе общества нормативная система, призванная регулировать социаль­но значимое поведение участников общественного процесса на основе балан­са интересов, согласования воль и правовых притязаний всех слоев общества.

Сущность права

Сущность - главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания. Право, как отмечал С.С. Алексеев, построено на трех «китах». Это нравственность, государство, экономика. Право возникает на базе нравственности как отличный от нее метод регулирования; государство придает ему официальность, гарантированность, силу; экономика - основной предмет регулирования, первопричина возникновения права, ибо это та сфера, где нравственность как регулятор обнаружила свою несостоятельность.

Нравственность, государство и экономика - внешние условия, вызвавшие право к жизни как новое социальное явление. Специфика права состоит в том, что в центре его находятся отдельный человек с его интересами и потребностями, его свобода.

Право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.

Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как меры свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. Благодаря праву добро становится нормой жизни, зло - нарушением этой нормы.

Об общесоциальной ценности права говорят такие значимые акты, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.; Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. и др. В них закреплены не только высокогуманные, общечеловеческие интересы, но и непреходящие общечеловеческие ценности.

Все люди рождаются свободными в своем достоинстве и правах, - говорится, в частности, в ст. 1 Всеобщей декларации прав человека. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность, - провозглашается в ст. 3 этого же документа. Согласно ст. 7 все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту закона без всякого различия. Другие статьи закрепляют такие жизненно важные для каждого человека права и свободы, как право на гражданство, на свободу передвижения и выбор места жительства «в пределах каждого государства», на свободу убеждений и на свободное выражение их, право на труд, благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

В рамках общесоциального подхода под правом понимается система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений.

Второй подход к пониманию сущности права традиционно называется классовой. Как отмечал К. Маркс в «Манифесте Коммунистической партии» право «есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса». Не подлежит никакому сомнению тот факт (и это подтверждается повседневной государственно-правовой практикой), что право в любом обществе и государстве выражает, прежде всего, волю и интересы экономически и политически господствующего при данной системе отношений слоя или класса, что она обслуживает прежде всего стоящие у власти слои общества или классы.

Ленин в этой связи отстаивал тезис о том, что содержащаяся в любом нормативно-правовом акте государственная воля есть воля господствующего класса. «Воля, если она государственная, - писал он, - должна быть выражена как закон, установленный властью». Однако, сводя всю государственную волю, выражаемую в праве, а вместе с ней и все социальное содержание права только к классовому содержанию, мы тем самым упускаем из виду, сознательно или непроизвольно, во-первых, все остальные существующие в обществе многочисленные социальные общности (группы, слои, трудовые коллективы), их волю и интересы. Во-вторых, не учитываем того, что у власти в определенные, чаще всего - переходные, периоды от одной исторически сложившейся системы власти к другой могут стоять не классы, а определенные группы (клики, «кланы» и т.п.) людей со своими взглядами, ценностями и интересами, отражаемыми в праве. И, в-третьих, принижается тот факт, что в любом обществе, наряду с защитой интересов стоящих у власти классов или слоев, право самопроизвольно, естественно или вынужденно отражает также интересы всего общества. В нем неизменно сочетаются групповые интересы с общесоциальными, национальные, классовые и иные - с общечеловеческими. Право изначально порождается и развивается не как результат деятельности лишь отдельного класса, нации или группы людей. Оно является порождением всего общества и результатом естественного развития всего общества.

В качестве примеров сугубо классового подхода к определению понятия права является определение - «совокупность установленных и охраняемых государством норм, выражающих волю господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни этого класса». Или взгляд на право как «на систему нормативно-обязательного регулирования поведения людей, поддерживаемую государством и выражающую материально обусловленную волю господствующих классов (при социализме - волю народа)».

Таким образом, подходов к пониманию сущности права существует множество. Многовариантность обусловлена рядом факторов, как субъективного, так и объективного характера, неодинаковой оценкой различными авторами роли и значения для динамичного развития современного права, рецепции римского права, различным представлением о степени влияния традиционных идей естественного права на современные теории права, противоречивыми подходами к разрешению проблем соотношения в его понятии и содержании общечеловеческого и классового начал. В реальной жизни классы существуют наряду с другими социальными и политическими общностями людей. В полной мере проявляются и их интересы, особенно, когда классы находятся у власти. Поэтому следует не противопоставлять два подхода к сущности права, а рассматривать их во взаимосвязи и взаимовлиянии.

Право - это система установленных и гарантированных государством формально определенных правил поведения общего характера, обусловленных, в конечном счете, материальными и духовно-культурными условиями жизни общества.

Сущность права — главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная характеристика права, которая отражает природу и назначение его в жизни общества. Основоположники философии выдающиеся античные мыслители сущность права усматривали в общесоциальной справедливости:

Сократ: справедливость драгоценнее всякого золота — это равенство для всех и добровольное подчинение всех закону; законное и справедливое — одно и то же. Право — есть справедливость, выраженная в реализации разумно взвешенных интересов всех членов общества.

Платон: справедливость — это сочетание трех добродетелей — мудрости, мужества, умеренности; она заключается в том, что никто не должен вмешиваться в дела других, захватывать чужое, лишаться своего. «… Неправильны те законы, что установлены не ради общего блага всего государства в целом … где законы установлены в интересах нескольких человек».

Аристотель: право — это политическая справедливость, справедливый порядок, установленный в государстве, в обществе. «Понятие справедливости связано с представлениями о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общежития».

Существует два основных подхода к сущности права: классовый и общесоциальный.

Классовый подход - право это совокупность общеобязательных, формально определенных юридических норм выражающих волю определенного класса.

Общесоциальный подход (общечеловеческий) — право служит компромиссом различных социальных групп, выражает интересы всего общества в целом.

Существуют и иные подходы: религиозный - в праве преобладают интересы религии.(мусульманские страны); расовый подход - право выражает и защищает интересы одной титульной расы.

Сущность права заключается в том, что оно направлено на установление справедливости в обществе. Как общественный институт оно как раз и было найдено для того, чтобы противостоять насилию, произволу, хаосу с позиции справедливости и нравственности. Поэтому право всегда выступает в обществе стабилизирующим, усмиряющим фактором. Его главное предназначение - обеспечить согласие, гражданский мир в обществе с позиций прав человека.

Изложенное позволяет сделать вывод, что право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.

Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как меры свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. Добро защищено от зла. Благодаря праву добро становится нормой жизни, зло — нарушением этой нормы.

СУЩНОСТЬ ПРАВА.

Для юриспруденции важен вопрос: «Что собой представляет право?», и в зависимости от того, как понимается сущность права, что включается в это понятие, каким набором признаков его наделяются, толкуются все иные явления правовой сферы: правотворчество, правоприменение, правоотношение, принципы права, законность и правопорядок и т.д.

Под сущностью права понимается внутренняя устойчивая основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе.

Л. С. Явич в «Сущности права» считает, что анализ сущности права оказывается необходимой предпосылкой трактовки права, понимания его образования и действия, верного восприятия социальной жизни права во всем многообразии ее проявлений. По мнению Явича познание сущности права позволяет верно определить место государственной деятельности динамичных и сложных процессах правообразования, правореализации, выявить объективные закономерности развития и функционирования правовых общественных отношений, указать на реальную значимость законности и правопорядка, верно определить возможности закона и суда в борьбе с правонарушениями.

И. А. Ильин «О сущности правосознания»: сама сущность и природа права в том, что оно творится сознательными существами для сознательных существ, мыслящими субъектами для мыслящих субъектов. Основная сущность права выражается в терминах: объективно-значащее правило внешнего социального поведения.

К. Маркс «Манифест коммунистической партии»: Одной из фундаментальных проблем юридической науки является «признание природы права как высшего и основного понятия в правоведении».

По мнению Венгерова основное назначение права заключается в том, чтобы быть социально-нормативным регулятором, определителем возможного и обязательного поведения индивидов и их коллективов. Обязательность права обеспечивается возможностью государственного принуждения и выше указанные характеристики и составляют сущность права.

Венгеров выделяет несколько теоретических аспектов сущности права:

- гносеологический аспект, который заключается в философской проблеме познания сущего

- выделение в самой сущности права главного основополагающего компонента, и он может быть либо классовый, либо общесоциальный.

Сущность права заключается в его внутренних закономерностях, в устойчивых и существенных свойствах, в которых раскрываются многообразие и противоречивость форм существования права, а также его функционирования и развития.

В юридической литературе выделяются два основных подхода к пониманию сущности права: классовый и общесоциальный.

Романтизм как литературное направление: В России романтизм, как литературное направление, впервые появился .

Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность.

Образцы сочинений-рассуждений по русскому языку: Я думаю, что счастье – это чувство и состояние полного.

Поиск по сайту

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: