Выражает интересы всего общества и государства в целом это право
Обновлено: 07.05.2024
Термин «политика» впервые появился в Древней Греции и происходит от греческого слова « polis » - город-государство. «Именно в античных государствах, - пишет проф. А.В. Мицкевич, - зародилось и понятие политики как общественного (светского) института, выражавшего общие дела (интересы) полиса, города-государства, типичного для государственности Древней Греции и Рима».
В современном значении политику в самом общем виде можно определить как социальную сферу, в которой сталкиваются, борются, реализуются интересы (прежде всего экономические, материальные) больших социальных групп: классов; народов; национальных, религиозных, профессиональных сообществ и других социальных общностей. Политика и возникает как явление вместе с социальной дифференциацией общества, расслоением его на большие социальные группы, обладающие своими особыми (а порой и антагонистическими, то есть прямо противоположными) интересами. Поэтому политики не существовало в первобытном обществе, где даже индивид не отделял свои интересы от интересов родовой общины.
Нерегулируемая политическая борьба могла бы взорвать общество, уничтожить его как форму социального бытия человека, и именно поэтому возникает потребность в особой форме организации общественной власти (государство) и в особой нормативной системе социальной регуляции (право), которые призваны сохранить целостность общества в его новом состоянии.
Все это определяет политическую природу государства и права, делает их явлениями политики, политической жизни общества. Более того, государство -«главный политик», центральный субъект политической жизни и политической организации любого общества: если все другие субъекты политики (политические партии, профсоюзы, отдельные политики и др.) выражают интересы только своей социальной группы, то государство призвано направлять, координировать политическую деятельность, политическую борьбу всех других участников политики.
Государство представляет собой наиболее мощный, наиболее совершенный инструмент реализации политических интересов, поэтому среди субъектов политики идет постоянная борьба за обладание рычагами государственной власти, за приближение к ней. В результате такой борьбы государство может стать «достоянием» какой-либо одной партии, социальной группы, и тогда обществу грозит беда: тоталитарные режимы являются следствием именно такого поворота событий. Государство — «собственность» общества, оно должно принадлежать только обществу в целом (демократия) и выражать общие интересы всех социальных групп и слоев.
Политика может быть и антигосударственной (деятельность нелегальных партий, террористических организаций и т. п.). Однако в любом случае она касается государства, затрагивает его интересы. Поэтому в принципе правильно высказывание Ленина, что «политика есть участие в делах государства» (если под «участием» понимать не только позитивную политику). Принципиально верна и другая формула этого автора: «политика есть концентрированное выражение экономики». Действительно, поведение субъектов политики определяют прежде всего экономические интересы, а потом уже все остальные.
Право имеет политическую природу, ибо по своей сути является нормативной формой согласования воль и интересов больших социальных групп. Маркс отмечал, что «все юридическое в основе своей имеет политическую природу». Однако взаимоотношения права и политики далеко не однозначны.
В отечественной литературе советского периода существовал такой подход: в праве опосредствуется только государственная политика, причем не вся, а лишь та ее часть, которая для своего осуществления нуждается в общеобязательной форме и государственной охране, то есть возведении в закон (проф. С.С. Алексеев).
Однако право может служить формой выражения и осуществления политики лишь до тех пор, пока сама эта политика строится на исходных началах права и справедливости, то есть до тех пор, пока право используется государством в соответствии с его природой. Как только государство начнет использовать законодательную власть в интересах какого-то одного социального слоя или проводить антинародную политику, правовое содержание из официальных источников улетучится и в руках государства останется бессодержательная юридическая форма («неправовой закон»), использование которой в интересах политической конъюнктуры имеет свои пределы и может привести к разрушению всей политико-правовой системы.
Поэтому говорить о служебной роли права по отношению к политике, а тем более о верховенстве политики над правом, достаточных оснований нет. А в правовом государстве политика вообще должна быть правовой, как и вся деятельность такого государства.
Можно было бы сказать, что орудием политики является не право, а закон. Исходя из этих позиций, проф. Мушинский пишет: «Закон есть симбиоз права и политики. В нем сочетаются право и справедливость, с одной стороны, и политическая сила и целесообразность — с другой. Если взглянуть на современные законодательные органы - парламенты, то легко обнаруживается, что в них постоянно меняется соотношение политических сил. Интересы, которые представляет парламентское большинство, и будут прежде всего защищены в законе, хотя нередко за счет попрания права».
Такой подход в принципе верен. Только нужно учитывать, что права не существует вне форм его выражения. Поэтому точнее говорить не о праве и законе, а о законах с правовым содержанием (что и есть право) или о законах, не имеющих правового содержания и представляющих собой бессодержательную юридическую форму («неправовые законы» или «неправовое законодательство»).
Смотрите также:
Право представляет собой систему общеобязательных, формально закрепленных нормативных актов, предписаний и правил, которые устанавливает и реализует государство. Право выражает интересы всего общества, регулирует наиболее значимые общественные интересы, предоставляя личности субъективные права, а также возлагая на нее обязанности.
Право находится в тесном взаимодействии с экономикой, политикой и государством.
Так, в частности, экономический уровень развития определяет содержание политики и права, являясь системой отношений, которые возникают в сфере производства, потребления, распределения материальных благ. Сущность права также определяется системой экономических отношений. Экономические факторы находят свое отражение в праве, выступают как необходимость и определенная закономерность правового развития. Таким образом, ни один правовой акт не может быть создан без учета экономических условий, экономической необходимости общества и обоснованности.
Непосредственную связь имеет право с политикой, которая является средством оптимального решения задач, поставленных перед обществом, а также имеет непосредственную связь с государством. Через политические решения общество реагирует на различные жизненные ситуации. Поэтому политика только в том случае может являться реальной, действенной, когда она выражает интересы всего населения государства и в то же время обусловливает объективные закономерности функционирования определенной политико-правовой системы.
Все важные решения в государстве осуществляются посредством права, которое объединяет самые важные политические интересы, а также является действенным инструментом их полного достижения.
Соотношение права и государства проявляется:
1) в единстве права и государства. Оно проявляется в том, что и право, и государство являются инструментами социальной регуляции, в результате имеют общую типологию, происхождение, одинаково связаны с экономическими, духовными, культурными и иными сторонами жизни общества, дополняя друг друга при выполнении своего социального назначения;
2) различии государства и права, которое осуществляется в различных социальных предназначениях, структуре и содержании, форме государства и права. Это происходит по той причине, что роль государства в обществе – устанавливать и обеспечивать определенный порядок, а роль права – создавать для реализации данного порядка юридический механизм;
3) взаимодействии государства и права. Взаимодействие государства и права проявляется в наличии разнообразных форм влияния государства и права друг на друга. Право формируется, обеспечивается государством, но в то же время государство с помощью права закрепляется. В результате через право формируется государство, а именно его внутренняя организация, форма, структура, устанавливаются главные виды и направления государственной деятельности, реализуются задачи и функции государства;
4) противоречии государства и права, которое возникает в случаях выхода государственной власти из-под контроля общества, стремлении права ограничить власть государства, предотвращая произвол государства.
Выделяют модели взаимоотношений права и государства:
Правовое государство: понятие, принципы, признаки
Правовое государство – это форма организации деятельности государственной и политической власти, при которой создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Правовое государство – это демократическое государство, в котором государственная власть ограничивается правом.
Признаки правового государства:
1) наличие народного суверенитета;
2) господство права, т. е. правовая организация государственной власти, которая предполагает:
а) связанность, ограниченность государственной власти нормами права, основанными на общественной воле;
б) прямое действие закона в качестве основополагающего юридического акта, который может быть создан и представительными органами, и населением непосредственно;
3) правовая защита личности от произвола должностных лиц и т. д.
Основы правового государства:
1) политическая – основа, которая характеризуется наличием суверенитета, координирующего интересы субъектов политической системы общества и обеспечивающего справедливое правовое равновесие и свободное развитие этих интересов;
2) экономическая – основа, представляющая собой производственные отношения, которым присущи многоукладность, наличие различных форм собственности (частной, государственной, коллективной и т. д.);
3) социальная – основа, которая характеризуется созданием саморегулирующегося гражданского общества для реализации каждым гражданином государства своих творческих, трудовых возможностей, одновременно обеспечивая многообразие мнений, личных прав и свобод личности;
4) нравственная – основа, которую образуют общечеловеческие принципы гуманизма, справедливости, равенства и свободы личности.
Принципы правового государства:
1) верховенство закона – принцип, который распространяется во всех сферах общественной жизни и является высшей формой организации и защиты свободы личности;
2) разделение властей – принцип, закрепляющий разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, каждая из которых относительно самостоятельна, взаимно ограничивается с помощью законодательно закрепленной системы «сдержек и противовесов»;
3) реальность в обеспечении прав и свобод человека и гражданина – принцип, который закрепляет обеспечение свободного развития личности, признание за личностью определенной свободы;
4) взаимная ответственность государства и личности – принцип, закрепляющий равенство и справедливость в отношениях между государством, являющимся носителем политической власти, и личностью, являющейся участницей формирования и осуществления политической власти;
5) соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права.
5. основаны на едином базисе, определяются социально-экономическими и духовными факторами и т.п.
Различия между государством и правом:
1. если государство есть особая организация политической власти, то право есть социальный регулятор;
2. если государство выражает силу, то право — волю;
3. если первичным элементом государства является государственный орган, то первичным элементом права — норма;
4. они также не совпадают по формам, функциям и т.д.
Взаимодействие государства и права:
1. с одной стороны, воздействие государства на право состоит в том, что первое формирует, изменяет, отменяет второе (правотворчество), а также реализует и охраняет его (правоприменение);
2. с другой стороны, право воздействует на государство, упорядочивая деятельность государственного аппарата, устанавливая компетенцию его органов.
Выделяют два основных типа взаимоотношений между государством и правом:
1. когда государство стоит над правом, выступая определяющим фактором (характерно для антидемократических государств);
2. когда право стоит над государством, выступая его ограничителем (характерно для правовых государств).
Социальное назначение права (его роль в жизни общества) заключается в том, что с его помощью в обществе обеспечивается правопорядок (порядок, основанный на праве). Так как нормы права устанавливаются государством, то в конечном счете это такой порядок, к которому стремится данное государство, который ему угоден. Однако с точки зрения современного подхода к пониманию роли государства и права в первую очередь должны обеспечиваться общесоциальные интересы (интересы общества в целом). Право должно также защищать интересы каждого человека, но так, чтобы при этом не происходило ущемления интересов, прав и свобод других людей.
Следовательно, с помощью права в обществе достигается согласование различных интересов, определенный компромисс: каждый подвергается некоторым ограничениям свободы своего поведения, для того чтобы не повредить другим.
Роль права в жизни общества проявляется в том, что одни правовые нормы выполняют его регулятивную функцию: с их помощью обеспечивается общий порядок в экономических, торговых, семейных и других отношениях. Достигается это тем, что государство устанавливает общие для всех участников таких отношений права и обязанности.
Степень развития права является показателем уровня культуры, достигнутого обществом. Полезность права для общества (его социальная ценность) повышается в зависимости от того, насколько оно способно служить средством удовлетворения передовых, прогрессивных общественных и личных потребностей и интересов.
Как уже отмечалось, право неразрывно связано с государством. Это обусловленно тем, что государство и право появились в истории человечества в силу одних и тех же причин. Они прошли в своем развитии одни и те же этапы и не могут существовать и функционировать друг без друга. Право без государства не существует и не действует. В то же время государство также нуждается в праве, без которого не может осуществлять свои функции. В нормах права закрепляются порядок образования, структура и компетенция органов государственной власти, формы их взаимодействия. Свою политику, как внутреннюю, так и внешнюю, государство проводит в жизнь, издавая официальные акты, содержащие общеобязательные правила поведения (нормы права). Таким образом, право является формой и средством осуществления государственной власти.
Право – это система общеобязательных велений, установленных от имени государства и обеспечиваемых силой государственного принуждения, которые выражают согласованную общественную волю и направлены на регулирование интересов граждан, общества и государства в целом.
Признаки права:
- нормативность. Основой права служат нормы, которые регулируют поведение людей;
- общеобязательность. Исполнение права обязательного для всех субъектов права;
- исполнение права обеспечивается силой государственного принуждения. Право всегда исходит от государства непосредственно в виде законов, издаваемых государственными органами, или в виде санкционированных государством правовых обычаев;
- формальная определенность. Право письменно изложено в официальных актах государственной власти;
- системность. Право обладает взаимосвязанностью, согласованностью, внутренней непротиворечивостью, упорядоченностью. Это позволяет праву регулировать сложную систему общественных отношений;
- властно-волевой характер права. Основой права выступает государственная воля, которая воплощает в себе волю класса, правящей группы или всего общества. В идеале государственная воля, выраженная в праве, должна быть результатом правотворческого компромисса между различными слоями общества.
Сущность права - это главная, внутренняя, устойчивая качественная характеристика права, которая раскрывает природу и назначение права в обществе. А поскольку праву свойственен волевой характер, то важно, чью волю выражает право, чьи интересы оно воплощает. В юридической науке сложилось два главных подхода к определению сущности права.
Право выражает волю экономически господствующего класса и навязывает эту волю остальным классам и слоям общества, используя при этом методы насилия, принуждения и подавления.
При таком подходе классовые интересы превалируют над общенародными, а национальные интересы – над общечеловеческими. Это так называемый классовый подход к трактовке сущности права, он характерен для марксистской науки, которая рассматривает право как социально-классовый регулятор общественных отношений.
Право есть средство достижения компромисса, средство поиска договоренности, средство согласия, взаимных уступок, а в целом – механизм управления делами общества. Это означает, что право не связано с принуждением. Оно, безусловно, необходимо в случае невыполнения правовых предписаний. Но главным в праве являются не принуждение и не насилие, а методы согласия и компромисса.
Таким образом, в юридической науке сложилось мнение о двойственном характере сущности права. С одной стороны, право выражает волю господствующего класса на государственном уровне. Оно инструмент не только политического господства, но одновременно и общесоциального регулирования, так как обеспечивает функционирование общества как единого социального организма. Вторая сторона сущности права означает, что право как социальный регулятор обеспечивает порядок в общественных отношениях, регулирует поведение человека и общностей людей, выражая идеи справедливости, свободы и равенства людей, служит благу общества, его интересам. Это не означает, что право не имеет принудительной силы, но принуждение не означает насилия, хотя не исключает юридической ответственности. Таким образом, все дело в мере принуждения, а не в его наличии или отсутствии. Следовательно, право не исключает принуждения, но исключает принуждение в форме насилия и подавления.
С учетом сказанного проф. Р.З. Лившиц определяет сущность права как систему общественного порядка, основанного на учете интересов разных слоев общества, их согласии и снятии общественных противоречий.
Признаки права
К признакам права можно отнести следующие:
1. Право - это явление общественное. Оно возникает как продукт общества на определенной ступени его развития.
2. Право есть регулятор социально значимого поведения человека, разновидность социальных норм. Оно имеет дело с социальной сферой, которая включает в себя: людей; отношения между людьми (общественные отношения); поведение субъектов общественных отношений.
3. Содержание права определяется потребностями общественного развития, интересами участников общественного процесса, отраженными в общественном сознании.
4. Право по своей природе (сущности) есть средство (инструмент, форма) социального компромисса в масштабе общества, установления баланса социальных интересов, справедливого распределения благ, мера социальной свободы индивида.
5. Право – есть результат волевой деятельности законодателя. Оно выражает государственную волю, которая может быть опосредована волей класса, правящей группы, народа, общества, нации.
6. Право как разновидность социальных норм обладает качеством нормативности; оно действует как типовой регулятор, адресаты которого определены не конкретно, поименно, а общими признаками (возраст, вменяемость, общие признаки юридического лица и т. п.). Нормативность права проявляется и в неоднократности действия юридических норм: они вступают в процесс регулирования всякий раз, когда возникают типовые ситуации, установленные как условия их действия. Нормативность формируется как результат обобщения и фиксации устойчивых, повторяющихся социально полезных отношений и поступков людей.
7. Действие права основано на принципе применения равных мер к участникам общественных отношений независимо от их индивидуальных особенностей (физической силы, умственных способностей, социального положения и т. п.), то есть к фактически неравным субъектам (принцип формального равенства).
8. Нормы права должны быть объективированы вовне, закреплены в определенных официальных формах (источниках права в формальном смысле): нормативно-правовых актах, правовых обычаях, юридических прецедентах и др.
9. С точки зрения внутренней организации право есть система (целостность), состоящая из элементов, связанных целесообразными отношениями (структурой) и взаимодействующих друг с другом.
10. Право общеобязательно. В отличие от других социальных норм, оно представляет собой единую (и единственную) общегосударственную нормативную систему, которая распространяет свое действие на всех членов общества.
11. Праву присуща процедурность. Процедуру как детально регламентированный порядок, последовательность в осуществлении тех или иных действий в какой-то мере используют все социальные регуляторы. Но в праве процедурность (как и нормативность) выражена наиболее глубоко: в системе права существуют целые процедурные отрасли (гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное и др.). Процедура касается как реализации, так и издания юридических норм.
12. Право действует как интеллектуально-волевой регулятор поведения. Право имеет не только специально-юридический, сугубо правовой механизм действия, но и психологический механизм: оно не может регулировать поведения иначе как через сознание и волю людей. В определенном аспекте право можно рассматривать как информационную систему, содержащую информацию властного характера, которая, будучи осознана, детерминирует волю и поведение субъектов.
13. Право тесно связано с государством. Государство выявляет правовые притязания общества и оформляет их в процессе издания нормативно-правовых актов (а также путем делегирования полномочий на издание нормативно-правовых актов, санкционирования устоявшихся обычаев, создания юридических прецедентов), то есть «возводит в закон». Оно также осуществляет контроль за осуществлением юридических предписаний и в необходимых случаях обеспечивает их властную реализацию.
14. Право охраняется государственным принуждением. Никакие другие социальные нормы не обеспечены возможностью государственно-принудительной реализации (речь может идти лишь об их поддержке со стороны государства).
С учетом названных признаков В.Н. Протасов определяет, что право есть оформленная в официальных источниках и гарантированная государством единая в масштабе общества нормативная система, призванная регулировать социально значимое поведение участников общественного процесса на основе баланса интересов, согласования воль и правовых притязаний всех слоев общества.
Сущность права
Сущность - главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания. Право, как отмечал С.С. Алексеев, построено на трех «китах». Это нравственность, государство, экономика. Право возникает на базе нравственности как отличный от нее метод регулирования; государство придает ему официальность, гарантированность, силу; экономика - основной предмет регулирования, первопричина возникновения права, ибо это та сфера, где нравственность как регулятор обнаружила свою несостоятельность.
Нравственность, государство и экономика - внешние условия, вызвавшие право к жизни как новое социальное явление. Специфика права состоит в том, что в центре его находятся отдельный человек с его интересами и потребностями, его свобода.
Право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.
Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как меры свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. Благодаря праву добро становится нормой жизни, зло - нарушением этой нормы.
Об общесоциальной ценности права говорят такие значимые акты, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.; Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. и др. В них закреплены не только высокогуманные, общечеловеческие интересы, но и непреходящие общечеловеческие ценности.
Все люди рождаются свободными в своем достоинстве и правах, - говорится, в частности, в ст. 1 Всеобщей декларации прав человека. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность, - провозглашается в ст. 3 этого же документа. Согласно ст. 7 все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту закона без всякого различия. Другие статьи закрепляют такие жизненно важные для каждого человека права и свободы, как право на гражданство, на свободу передвижения и выбор места жительства «в пределах каждого государства», на свободу убеждений и на свободное выражение их, право на труд, благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.
В рамках общесоциального подхода под правом понимается система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений.
Второй подход к пониманию сущности права традиционно называется классовой. Как отмечал К. Маркс в «Манифесте Коммунистической партии» право «есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса». Не подлежит никакому сомнению тот факт (и это подтверждается повседневной государственно-правовой практикой), что право в любом обществе и государстве выражает, прежде всего, волю и интересы экономически и политически господствующего при данной системе отношений слоя или класса, что она обслуживает прежде всего стоящие у власти слои общества или классы.
Ленин в этой связи отстаивал тезис о том, что содержащаяся в любом нормативно-правовом акте государственная воля есть воля господствующего класса. «Воля, если она государственная, - писал он, - должна быть выражена как закон, установленный властью». Однако, сводя всю государственную волю, выражаемую в праве, а вместе с ней и все социальное содержание права только к классовому содержанию, мы тем самым упускаем из виду, сознательно или непроизвольно, во-первых, все остальные существующие в обществе многочисленные социальные общности (группы, слои, трудовые коллективы), их волю и интересы. Во-вторых, не учитываем того, что у власти в определенные, чаще всего - переходные, периоды от одной исторически сложившейся системы власти к другой могут стоять не классы, а определенные группы (клики, «кланы» и т.п.) людей со своими взглядами, ценностями и интересами, отражаемыми в праве. И, в-третьих, принижается тот факт, что в любом обществе, наряду с защитой интересов стоящих у власти классов или слоев, право самопроизвольно, естественно или вынужденно отражает также интересы всего общества. В нем неизменно сочетаются групповые интересы с общесоциальными, национальные, классовые и иные - с общечеловеческими. Право изначально порождается и развивается не как результат деятельности лишь отдельного класса, нации или группы людей. Оно является порождением всего общества и результатом естественного развития всего общества.
В качестве примеров сугубо классового подхода к определению понятия права является определение - «совокупность установленных и охраняемых государством норм, выражающих волю господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни этого класса». Или взгляд на право как «на систему нормативно-обязательного регулирования поведения людей, поддерживаемую государством и выражающую материально обусловленную волю господствующих классов (при социализме - волю народа)».
Таким образом, подходов к пониманию сущности права существует множество. Многовариантность обусловлена рядом факторов, как субъективного, так и объективного характера, неодинаковой оценкой различными авторами роли и значения для динамичного развития современного права, рецепции римского права, различным представлением о степени влияния традиционных идей естественного права на современные теории права, противоречивыми подходами к разрешению проблем соотношения в его понятии и содержании общечеловеческого и классового начал. В реальной жизни классы существуют наряду с другими социальными и политическими общностями людей. В полной мере проявляются и их интересы, особенно, когда классы находятся у власти. Поэтому следует не противопоставлять два подхода к сущности права, а рассматривать их во взаимосвязи и взаимовлиянии.
Право - это система установленных и гарантированных государством формально определенных правил поведения общего характера, обусловленных, в конечном счете, материальными и духовно-культурными условиями жизни общества.
Сущность права — главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная характеристика права, которая отражает природу и назначение его в жизни общества. Основоположники философии выдающиеся античные мыслители сущность права усматривали в общесоциальной справедливости:
Сократ: справедливость драгоценнее всякого золота — это равенство для всех и добровольное подчинение всех закону; законное и справедливое — одно и то же. Право — есть справедливость, выраженная в реализации разумно взвешенных интересов всех членов общества.
Платон: справедливость — это сочетание трех добродетелей — мудрости, мужества, умеренности; она заключается в том, что никто не должен вмешиваться в дела других, захватывать чужое, лишаться своего. «… Неправильны те законы, что установлены не ради общего блага всего государства в целом … где законы установлены в интересах нескольких человек».
Аристотель: право — это политическая справедливость, справедливый порядок, установленный в государстве, в обществе. «Понятие справедливости связано с представлениями о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общежития».
Существует два основных подхода к сущности права: классовый и общесоциальный.
Классовый подход - право это совокупность общеобязательных, формально определенных юридических норм выражающих волю определенного класса.
Общесоциальный подход (общечеловеческий) — право служит компромиссом различных социальных групп, выражает интересы всего общества в целом.
Существуют и иные подходы: религиозный - в праве преобладают интересы религии.(мусульманские страны); расовый подход - право выражает и защищает интересы одной титульной расы.
Сущность права заключается в том, что оно направлено на установление справедливости в обществе. Как общественный институт оно как раз и было найдено для того, чтобы противостоять насилию, произволу, хаосу с позиции справедливости и нравственности. Поэтому право всегда выступает в обществе стабилизирующим, усмиряющим фактором. Его главное предназначение - обеспечить согласие, гражданский мир в обществе с позиций прав человека.
Изложенное позволяет сделать вывод, что право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.
Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как меры свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. Добро защищено от зла. Благодаря праву добро становится нормой жизни, зло — нарушением этой нормы.
СУЩНОСТЬ ПРАВА.
Для юриспруденции важен вопрос: «Что собой представляет право?», и в зависимости от того, как понимается сущность права, что включается в это понятие, каким набором признаков его наделяются, толкуются все иные явления правовой сферы: правотворчество, правоприменение, правоотношение, принципы права, законность и правопорядок и т.д.
Под сущностью права понимается внутренняя устойчивая основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе.
Л. С. Явич в «Сущности права» считает, что анализ сущности права оказывается необходимой предпосылкой трактовки права, понимания его образования и действия, верного восприятия социальной жизни права во всем многообразии ее проявлений. По мнению Явича познание сущности права позволяет верно определить место государственной деятельности динамичных и сложных процессах правообразования, правореализации, выявить объективные закономерности развития и функционирования правовых общественных отношений, указать на реальную значимость законности и правопорядка, верно определить возможности закона и суда в борьбе с правонарушениями.
И. А. Ильин «О сущности правосознания»: сама сущность и природа права в том, что оно творится сознательными существами для сознательных существ, мыслящими субъектами для мыслящих субъектов. Основная сущность права выражается в терминах: объективно-значащее правило внешнего социального поведения.
К. Маркс «Манифест коммунистической партии»: Одной из фундаментальных проблем юридической науки является «признание природы права как высшего и основного понятия в правоведении».
По мнению Венгерова основное назначение права заключается в том, чтобы быть социально-нормативным регулятором, определителем возможного и обязательного поведения индивидов и их коллективов. Обязательность права обеспечивается возможностью государственного принуждения и выше указанные характеристики и составляют сущность права.
Венгеров выделяет несколько теоретических аспектов сущности права:
- гносеологический аспект, который заключается в философской проблеме познания сущего
- выделение в самой сущности права главного основополагающего компонента, и он может быть либо классовый, либо общесоциальный.
Сущность права заключается в его внутренних закономерностях, в устойчивых и существенных свойствах, в которых раскрываются многообразие и противоречивость форм существования права, а также его функционирования и развития.
В юридической литературе выделяются два основных подхода к пониманию сущности права: классовый и общесоциальный.
Романтизм как литературное направление: В России романтизм, как литературное направление, впервые появился .
Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность.
Образцы сочинений-рассуждений по русскому языку: Я думаю, что счастье – это чувство и состояние полного.
Поиск по сайту
Автор статьи
Читайте также:
- В каких судах судопроизводство ведется только на русском языке
- Если бессилие это порок есть ли сила правосудия
- Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении суда поспешно не чини непрочен суд земной
- Во времена салической правды судили по законам короля но был ли суд королевским учреждением
- Сколько лет судебной системе россии