Выделите органы законодательной исполнительной и судебной власти в 1 и 2 фрагментах учитывайте что

Обновлено: 25.04.2024

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РФ как правового государства – провозглашает Декларация «О государственном суверенитете Российской Федерации» от 12 июня 1990 г. Этот важнейший принцип закреплен в Конституции РФ. В ней говорится: «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную».

Разделение властей означает, что законодательную деятельность, принятие законов осуществляет представительный законодательный орган; исполнение законов, исполнительно-распорядительная деятельность возлагается на органы исполнительной власти; судебная власть осуществляется независимыми судебными органами.

Государственный орган – это часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном им порядке.

Законодательная, исполнительная, судебная власти самостоятельны, относительно независимы друг от друга (но только относительно, поскольку между ними существуют взаимосвязь и взаимодействие).

Конкретно разделение властей проявляется в распределении, разграничении компетенции между органами, относящимися к этим трем ветвям государственной власти, их самостоятельности, во взаимном контроле.




Законодательная власть в Российской Федерации

Особую роль в системе российской власти Конституция РФ отводит Федеральному Собранию.

Федеральное Собраниеэто избираемый двухпалатный парламент России, ее постоянно действующий представительный и законодательный орган. Его особое положение обусловлено тем, что это общенациональный представительный орган, формируемый преимущественно на основе всеобщих и свободных выборов.

Российский парламент – Федеральное Собрание – состоит из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации.




Исполнительная власть в Российской Федерации

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.

Правительство РФ – это высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России.

Правительство обеспечивает согласованное действие всех структур исполнительной власти. Оно осуществляет руководство основными сферами и отраслями экономики, социально-культурной жизни, административно-политической деятельности; ежегодно отчитывается перед Государственной Думой о проделанной работе.

Процедура формирования Правительства начинается с того, что Президент РФ выбирает по своему усмотрению кандидатуру Председателя Правительства и вносит ее на рассмотрение Государственной Думы для получения согласия. Предложение о кандидатуре должно быть внесено не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства, либо в течение недели после отклонения кандидатуры главы Правительства Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает представленную кандидатуру в течение недели. Согласие Государственной Думы выражается тайным голосованием, при этом необходимо получить большинство голосов от общего состава. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства по своему усмотрению, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы в Думу.

После получения согласия Государственной Думы Президент назначает Председателя Правительства, который в течение недельного срока представляет Президенту предложения по кандидатурам федеральных министров. Президент производит назначения.

Компетенции Правительства РФ

– Общая компетенция – полномочия, определяющие главные направления деятельности Правительства, связанные с реализацией внутренней и внешней политики государства, осуществлением регулирования вопросов экономики и социальной сферы, обеспечением единства системы органов исполнительной власти и др.

– Специальная компетенция – полномочия, определяющие деятельность Правительства в конкретных областях общественной жизни (экономической, социальной сферах, сферах науки и культуры, обеспечения обороны и безопасности государства и др.).

– Компетенция по руководству федеральными органами исполнительной власти – полномочия по организации исполнения федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществлению систематического контроля за их соблюдением, мерами по устранению нарушения российского законодательства.

Конституция предполагает, что основа Правительства РФ должна оставаться неизменной. В ней закреплен перечень должностных лиц, входящих в его состав: Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры. Однако состав Правительства может быть расширен за счет образования новых федеральных органов исполнительной власти.

Не все федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Председателя Правительства. Исключение составляет ряд федеральных структур, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. Так, к юрисдикции главы государства относятся министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, Федеральная служба безопасности и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти.

Судебная власть в Российской Федерации

Судебная власть – обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Понятием «судебная власть» охватываются как органы, осуществляющие ее, так и их деятельность – правосудие.

Правосудие – деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.

Конституция РФ устанавливает требования, предъявляемые к основной категории работников судов.

Требования, предъявляемые к основной категории работников судов РФ

– Основные: граждане России, достигшие 25 лет; имеющие высшее юридическое образование; имеющие стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.

– Дополнительные: сдача квалификационного экзамена; не должны допускать порочащих их поступков.

Для кандидатов на должность судьи вышестоящих судов увеличивается возраст и профессиональные требования.


Организация и порядок деятельности органов судебной власти определяются законами Российской Федерации и основываются на конституционных принципах.






Совокупность действующих в России судов образует судебную систему.

Структура судебной власти в РФ

Конституционный суд РФ – высший судебный орган, осуществляющий контроль за соответствием законов и иных нормативных актов действующей Конституции. Существуют также конституционные суды республик в составе РФ, уставные суды субъектов Федерации.

Верховный суд РФ – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Возглавляет систему судов общей юрисдикции.

Высший Арбитражный суд РФ – высший судебный орган специальной юрисдикции по разрешению экономических споров. В систему арбитражных судов входят арбитражные суды федеральных округов и субъектов Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

По каждому деянию (в совершении которого подсудимый обвиняется государственным обвинителем) перед коллегией присяжных заседателей ставятся три основных вопроса:

– доказано ли, что соответствующее деяние имело место;

– доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;

– виновен ли подсудимый в совершении данного деяния.

Решение коллегии присяжных заседателей именуется вердиктом. При вынесении вердикта о полной невиновности подсудимого, находящегося под стражей, он немедленно освобождается в зале судебного заседания по распоряжению председательствующего. За вердиктом (о невиновности подсудимого) следует постановление председательствующего об оправдательном приговоре.

Мировые судьи в России являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Компетенция мирового судьи включает уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы; дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления; дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. К компетенции Правительства РФ не относится

1) обеспечение согласованных действий всех структур исполнительной власти
2) осуществление руководства всеми основными сферами и отраслями экономики
3) осуществление представительской функции
4) руководство исполнительной властью

Каждая из этих властей занимает своё место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается системой «сдержек и противовесов», то есть специальных организационно-правовых методов, которые, с одной стороны, обеспечивают относительную самостоятельность, независимость ветвей власти, с другой — их взаимодействие, взаимоограничение полномочий.

В системе разделения властей законодательная власть в правовой форме закрепляет основы государственной и общественной жизни, определяет основные направления внутренней и внешней политики страны. Она устанавливает общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат основой для деятельности судебной власти. Вместе с тем, законодательная власть не всесильна, она ограничена исполнительной и судебной властью.

Исполнительная власть непосредственно реализует правовые нормы, принятые законодателем, выполняет многообразную управленческую деятельность. Гарантией против злоупотреблений исполнительной власти является то, что в правовом государстве каждый гражданин может обжаловать незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Судебная власть отправляет правосудие. Она призвана охранять права и свободы граждан, правовые устои государственной и общественной жизни. Особая роль суда в механизме государства определяется тем, что он является арбитром в спорах о правах.

(А.А. Опалёва. Текст адаптирован)

1.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

2. Почему необходимо разграничивать единую государственную власть? Какова цель такого разделения?

3. Какова роль законодательной власти в системе разделения властей? В чём заключается особая роль суда в механизме государства?

4.Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите высшие органы законодательной и исполнительной власти в РФ. (Обязательно укажите соответствующую ветвь власти.) Назовите один любой высший судебный орган РФ.

5. Существует мнение, что без системы «сдержек и противовесов» разделение властей неэффективно. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту этого мнения.

6. Гражданин К. обратился в органы социальной защиты для получения пенсии по утере кормильца. Но ему там отказали, так как сочли предоставленную им информацию недостаточной для назначения такого вида пенсии.

Куда следует обратиться гражданину К. для защиты своих прав? Приведите фрагмент текста, который может помочь ответить на вопрос.

А. Разделение властей предполагает взаимодействие ветвей власти.

Б. Разделение властей является условием развития демократии.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

4. К отличительным признакам правового государства относится

1) подчинение самого государства, его органов и должностных лиц закону

2) существование исполнительных органов власти

3) наличие армии, полиции

4) суверенитет государства

5. Верны ли следующие суждения о разделении властей?

А. Для защиты прав граждан необходимы три сильные и самостоятельные ветви власти.

Б. Принцип разделения властей является обязательным для любого государства.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

6. Наличие публичной власти – это

1) признак государства 2) форма правления

3) тип политического режима 4) функция государства

7. Верны ли следующие суждения о разделении властей?

А. Разделение властей предполагает выделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

Б. Парламент является органом исполнительной власти.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

8. Что из приведённого ниже отличает правовое государство?

1) наличие правительства 2) сложная система законодательства

3) верховенство закона во всех сферах жизни 4) осуществление охраны правопорядка

9. Верны ли следующие суждения о формах государства?

А. Элементами формы государства являются форма правления, политический режим и

государственно территориальное устройство.

Б. Примерами форм правления являются монархия и республика.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


10. Верны ли следующие суждения о разделении властей?

А. Разделение властей предполагает выделение законодательной, исполнительной и

контролирующей ветвей власти.

Б. Правительство осуществляет законодательную власть.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


11. Исключительным признаком правового государства является

1) система законодательства

2) система сдержек и противовесов между ветвями власти

3) многообразие средств массовой информации

4) верховенство судебной власти над законодательной и исполнительной

12. Понятия «ведомство», «министерство» связаны, в первую очередь, с деятельностью

1) законодательной власти 2) исполнительной власти

3) института президентства 4) органов судебной власти

13. Верны ли следующие суждения о разделении властей?

А. Разделение властей предполагает самостоятельность исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти.

Б. Цель разделения властей предотвращение злоупотребления властью, каким либо лицом или организацией.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

14. Что является признаком любого государства?

1) суверенитет 2) многопартийность

3) верховенство права 4) выборность высших органов власти

15. Верны ли следующие суждения о разделении властей?

А. Принцип разделения властей предполагает выделение самостоятельных законодательной,

исполнительной и судебной ветвей власти.

Б. Разделение властей является одним из признаков правового государства.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

16. Парламент страны Z имеет двухпалатную структуру, субъекты вправе принимать собственную конституцию. Какова форма государственнотерриториального устройства страны Z?

1) парламентская республика 2) конституционная монархия

3) унитарное государство 4) федеративное государство

17. Верны ли следующие суждения о разделении властей?

А. Разделение властей является одним из признаков правового государства.

Б. Разделение властей является принципом организации власти в демократическом государстве.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

18. Какое из приведённых определений относится, прежде всего, к понятию «правовое государство»?

1) государство, в котором принимаются законы и собираются налоги и пошлины

2) государство, в котором реализованы принципы разделения властей, взаимной ответственности личности и государства

3) государство, которое проводит независимую внешнюю политику, развивает внешнюю торговлю

4) государство, в котором управление осуществляют профессиональные чиновники

Законодательная власть
Высший орган – парламент.
ФС – Федеральное собрание – состоит из двух палат.
СФ – Совет Федерации – та Палата Федерального Собрания, которая выражает интересы Субъектов Федерации.
Функции Совета Федерации:
 Утверждать Законы;
 Утверждать решения президента о введении военного, чрезвычайного положений;
 Назначать судей высших судебных органов
 Определять дату выборов президента и. т. д.
ГД – Государственная Дума – та Палата ФС, которая выражает интересы всего российского народа.
В состав ГД входит 450 депутатов. Они избираются всенародным голосованием.
225 человек избираются по партийным спискам
225 – избираются по Округам.
Функции ГД:
1. Принимают Законы
2. Утверждают представителя правительства
3. Инициируют импичмент президенту
4. Утверждают председателя Центрального Банка, счетной палаты и. т. д.

ЗОСФ – законодательный орган Совета Федерации. Ниже ЗОСФ законодательных органов нет.

Исполнительная власть
Высший орган исполнительной власти – правительство.
ПРФ – правительство РФ.
В состав ПРФ входят:
 П – председатель правительства
 З – заместитель председателя правительства
 М – члены правительства (министры РФ)

Глава исполнительной власти – Председатель Правительства.
Министры – руководят федеральными органами исполнительной власти – министерствами.
В состав министерств входит:
ФС - Федеральная служба, руководящая
ФН – Федеральным Надзором.
Функция министерств – правотворческая.
Федеральные службы реализуют подзаконные акты.
На уровне Субъектов Федерации существует
ПСФ – Правительство Субъектов Федерации.
Ниже ПСФ органов исполнительной власти нет, но есть ОМСУ – Органы Местного Само-управления.
Связано всё жесткой вертикалью власти.

Судебная власть
Три органа:
1. КС – Конституционный Суд;
2. ВС – Верховный Суд;
3. ВАС – Высший Арбитражный Суд.

Функции КС:
 Выявление соответствия Законов и Подзаконных актов Конституции РФ;
 Дает толкование Конституции РФ (см. 7 гл. Конституции РФ)

ВС – Высший орган судебной власти по уголовным, трудовым, административным разно-гласиям (суды общей юрисдикции) .
На уровне Субъектов Федерации существуют:
 К (У) С – Конституционные (Уставные) Суды.
Функция та же, что и у КС, только в рамках субъектов Федерации.
 СОЮСФ – Суд Общей Юрисдикции Субъектов Федерации. Рассматривает нехозяйственные споры.
 АССФ – Арбитражный Суд Субъектов Федерации

ВАС – рассматривает споры хозяйствующих субъектов (предпринимательской деятельности) .


При возникновении споров иск подается сначала в АС – арбитражный суд, затем в АО – арбитражный округ. Высший орган – ВАС.
ГРС – городские районные суды (находятся на уровне местного самоуправления) .


Две таблицы из интерна одна создана мной (таблицы искались и составлялись под руководством преподавателя).

В чем заключается содержательный смысл принципа разделения властей и в чем конкретно проявляется практическая реализация этого принципа?
срочно надо эссе на эту тему, до 12 часов должна выложить на студ. страничке! плизз помогите мне.

Принцип разделения властей является важнейшим элементом функционирования демократического государства, исключающим возможность соединения законодательной, исполнительной и судебной власти в одних руках. Теория разделения властей была создана несколькими исследователями политики: Дж. Локком, Ш. Монтескье, А. Гамильтоном, Д. Мэдисоном, Д. Джеем и др.
Согласно теории разделения властей: 1) законодательная, исполнительная и судебная власть предоставляются различным людям и органам в соответствии с Конституцией; 2) все власти равны перед законом и собой; 3) никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другой власти; 4) судебная власть независима от политического воздействия, судьи несменяемы, независимы, неприкосновенны и подчиняются только закону.
Разделение властей является характерным признаком правового государства, гарантией его функционирования. Оно обеспечивается механизмом “сдержек и противовесов”, под которым понимается частичное совпадение полномочий трех властей.
Кроме того, разделение власти на три ветви в государстве обуславливается необходимостью: 1) четкого определения функций, компетенции и ответственности различных государственных органов; 2) обеспечения возможности контролировать государственными органами друг друга на конституционной основе; 3) эффективной борьбы со злоупотреблениями властью.
Реализация принципа разделения властей всегда сопровождается свободой средств массовой информации, которые часто именуются как “четвертая власть”.
Впервые свое юридическое оформление принцип разделения властей нашел в Конституции США (1778), в конституционных актах Великой французской революции (1789—1794). Сегодня зтот принцип конституционно закреплен в большинстве стран мира.
В Российской Федерации этот принцип также закреплен в Конституции, где говорится, что “государственная власть в Россииской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”.
Конституция определяет построение системы высших органов государственной власти Российской Федерации. Законодательная власть на уровне Федерации возлагается на Федеральное Собрание. Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации. Судебная власть осуществляется Конституционным, Верховным, Высшим Арбитражным и другими судами Российской Федерации.
Опыт многих стран, давно установивших разделение власти, свидетельствует о том, что его важным элементом является определенный баланс полномочий между главой государства и парламентом, контролирующим правительство.
Институт президентства в России характеризуется неясностью и “размытостью” полномочий и возможностей. Существует ряд органов, формируемых Президентом, и недостаточно регулируемых или вовсе не регулируемых текущим законодательством, например. Совет Безопасности. Президентская власть при всей ее внушительности не опирается на какую-либо властную структуру, более того, судя по опросам общественного мнения, она не имеет и прочной социальной опоры.
Федеральное Собрание России является как бы “самоопределившимся органом”. Депутаты Государственной Думы, зачастую пренебрегают предписаниями принципа разделения властей, пытаясь присвоить прерогативы президентской или исполнительной власти. Во многом это объясняется тем, что вопреки конституционной практике, существующей во многих демократических государствах, Государственная Дума в России лишена контроля над исполнением законов и не участвует в формировании федерального правительства, за исключением назначения его главы.
Равновесие между ветвями власти в России нарушается также в силу того, что упал авторитет исполнительной власти.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: