Вправе ли суд осуществлять контроль за деятельностью учреждений и органов исполняющих наказание

Обновлено: 26.04.2024

Федеральные органы государственной власти осуществляют контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. Порядок осуществления контроля регулируется законодательством Российской Федерации.

Комментарии к ст. 19 УИК РФ

Под контролем понимается вид деятельности, осуществляемый в целях организации выполнения законов и иных нормативных правовых актов, соблюдения законности, должного использования финансовых средств и имущества, организации работы с предложениями, заявлениями и жалобами граждан. Видами контроля являются: контроль органов государственной власти, судебный, прокурорский (надзор), ведомственный, общественный.

Статьи 10 и 11 Конституции РФ провозглашают, что государственная власть в Российской Федерации подразделяется на законодательную, исполнительную и судебную и осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ и судами РФ. В соответствии с принципом разделения властей каждая из ветвей власти выполняет только ей свойственные функции, подразделяемые по видам государственной деятельности. Особое место в системе органов государственной власти занимает Президент РФ. Не относясь ни к одной ветви власти, Президент РФ, являясь главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод граждан, обеспечивает согласованность и взаимодействие между ними.

В комментируемой статье установлено, что за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, контроль осуществляют только федеральные органы государственной власти. До внесения изменений в эту статью Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ правом контроля обладали также органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Однако п. 4 ч. 1 ст. 38 Закона об органах, исполняющих уголовные наказания, наделяет правом контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы также законодательные и исполнительные органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Нет ли противоречия между двумя этими главными для отрасли уголовно-исполнительного права законами? Здесь затрагивается важная для теории данной отрасли права проблема: может ли уголовно-исполнительное законодательство развиваться как отрасль, находящаяся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, или по-прежнему останется в исключительном ведении Российской Федерации, как это закреплено в п. "о" ст. 71 Конституции РФ. Законодатель недвусмысленно выразил свою позицию в упомянутом Федеральном законе от 22.08.2004 N 122-ФЗ, не только изъяв у органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления контрольную функцию, но и возможность повышать осужденным размер расходуемых ими средств, признав утратившей силу ч. 4 ст. 88 УИК РФ. В то же время рассогласованности в отношении контроля, по существу, нет и в настоящее время, поскольку Закон об органах, исполняющих уголовные наказания, наделяет субъекты РФ и органы местного самоуправления правом контроля только за уголовно-исполнительной системой, а не за всеми учреждениями и органами, исполняющими наказания. В состав последних входят в том числе суды (см. комментарий к ч. 3 ст. 16 УИК РФ) и командование воинских частей, правом контроля за которыми указанные субъекты не обладают.

Обладая широкими полномочиями, предоставленными ему как главе государства, Президент РФ охватывает в своей работе все стороны государственной деятельности: от формирования федеральных органов государственной власти и участия в функционировании исполнительных органов государственной власти до формирования внешней политики и обеспечения обороны государства. Контролируя деятельность всех органов исполнительной власти в государстве, Президент РФ осуществляет контроль и в отношении учреждений и органов, исполняющих наказания. Реализуя свои контрольные функции, он вправе участвовать в выработке уголовно-исполнительной политики (см., например, Указы Президента РФ от 08.10.1997 N 1100 "О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации" , от 28.07.1998 N 904 "О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации" ), в законотворчестве, формировании федеральных органов и руководителей федеральных органов исполнительной власти (см., например, Указ Президента РФ "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний", которым утверждено Положение о ФСИН России), принимать решения о помиловании осужденных, беспрепятственно посещать учреждения и органы, исполняющие наказания.

СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4683.

СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3841; 2005. N 19. Ст. 1787.

Контрольные функции двухпалатного представительного (законодательного) органа государственной власти РФ - Федерального Собрания, состоящего из Совета Федерации и Государственной Думы, - достаточно разнообразны: от принятия федеральных законов и внесения в них изменений и дополнений до участия в формировании исполнительных органов государственной власти и заслушивания их руководителей с отчетами. Государственная Дума обладает исключительным правом объявления амнистии. В рамках своих полномочий контроль деятельности органов исполнительной власти любого уровня могут осуществлять и депутаты обеих палат Федерального Собрания, в том числе и в связи с обращениями, заявлениями и жалобами осужденных, поступившими в их адрес.

Правительство РФ является высшим исполнительным органом государственной власти. Обеспечивая выполнение одной из важнейших задач, стоящих перед ним, - осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, - Правительство РФ согласно ст. 4 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (в ред. от 02.03.2007) организует исполнение и ведет систематический контроль исполнения Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров федеральными органами исполнительной власти, включая органы и учреждения, исполняющие наказания. Применительно к комментируемой статье данная функция реализуется участием Правительства РФ в формировании уголовно-исполнительной политики, ее материальном и ресурсном обеспечении (см. Постановление Правительства РФ от 05.09.2006 N 540 "О Федеральной целевой программе "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 - 2016 годы)" (в ред. от 19.05.2007) ), издании нормативных правовых актов, регулирующих порядок и условия отбывания наказания (см., например, Постановление Правительства РФ о минимальных нормах питания осужденных к лишению свободы), а также в непосредственном контроле выполнения учреждениями и органами, исполняющими наказания, поставленных перед ними задач.

СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712; 1998. N 1. Ст. 1; 2004. N 25. Ст. 2478; N 45. Ст. 4376; 2005. N 23. Ст. 2197; 2007. N 6. Ст. 680; N 10. Ст. 1147.

СЗ РФ. 2006. N 39. Ст. 4075.

Особое место в системе государственного контроля деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, занимает Уполномоченный по правам человека в РФ. В соответствии со ст. 1 Закона об Уполномоченном по правам человека целями деятельности Уполномоченного являются обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Рассматривая поступившие в его адрес жалобы на решения или действия государственных органов или должностных лиц, при условии, если заявитель ранее уже обжаловал эти действия или решения в судебном или административном порядке, но не удовлетворен принятым решением, Уполномоченный согласно ст. 23 названного Закона вправе беспрепятственно посещать все органы государственной власти, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, и проводить проверку их деятельности.

УИК РФ Статья 16. Учреждения и органы, исполняющие наказания

(в ред. Федерального закона от 09.03.2001 N 25-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Наказание в виде штрафа исполняется судебными приставами-исполнителями по месту жительства (работы) осужденного.

(часть первая в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства (работы) осужденного, исправительным учреждением или дисциплинарной воинской частью. Требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняются администрацией организации, в которой работает осужденный, а также органами, правомочными в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняется судом, вынесшим приговор. Требования приговора о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняются должностным лицом, присвоившим звание, классный чин или наградившим государственной наградой, либо соответствующими органами Российской Федерации.

4. Наказание в виде обязательных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.

5. Наказание в виде исправительных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией.

6. Утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 161-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Наказание в виде ограничения свободы исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Наказание в виде принудительных работ исполняется исправительным центром.

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

8. Наказание в виде ареста исполняется арестным домом.

9. Наказание в виде лишения свободы исполняется колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима либо тюрьмой, а в отношении лиц, указанных в статье 77 настоящего Кодекса, следственным изолятором.

10. Наказание в виде пожизненного лишения свободы исполняется исправительной колонией особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы.

11. Наказание в виде смертной казни исполняется учреждениями уголовно-исполнительной системы.

12. В отношении военнослужащих наказания исполняются военной полицией Вооруженных Сил Российской Федерации: содержание в дисциплинарной воинской части - в специально предназначенных для этого дисциплинарных воинских частях; арест - на гауптвахтах. Ограничение по военной службе исполняется командованием воинских частей, в которых проходят службу военнослужащие (далее - командование воинских частей).

(часть 12 в ред. Федерального закона от 03.02.2014 N 7-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Условно осужденные находятся под контролем уголовно-исполнительных инспекций, которые также осуществляют контроль за применением принудительных мер медицинского характера, назначенных в соответствии с частью второй.1 статьи 102 Уголовного кодекса Российской Федерации. За условно осужденными военнослужащими контроль осуществляется командованием воинских частей.

(в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 14-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Учреждения, указанные в частях четвертой, пятой, седьмой, седьмой.1, восьмой, девятой и десятой настоящей статьи, являются учреждениями уголовно-исполнительной системы.

(в ред. Федеральных законов от 09.01.2006 N 12-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

Контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы осуществляют:

1) Федеральное Собрание Российской Федерации;

2) Президент Российской Федерации;

3) Правительство Российской Федерации;

4) законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Непосредственный контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов осуществляют федеральный орган уголовно-исполнительной системы и территориальные органы уголовно-исполнительной системы.

ГАРАНТ:

См. Порядок организации контроля в уголовно-исполнительной системе по зональному принципу и рекомендации по ведению контрольно-наблюдательного дела территориального органа ФСИН России" (учреждения уголовно-исполнительной системы), утвержденные приказом ФСИН России от 28 августа 2010 г. N 378

См. Инструкцию об организации и проведении плановых проверок деятельности подведомственных Министерству юстиции РФ федеральных служб, утвержденную приказом Минюста РФ от 27 октября 2009 г. N 361

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления контролируют деятельность учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

Без специального разрешения посещать учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы для осуществления контроля имеют право:

1) Президент Российской Федерации;

2) Председатель Правительства Российской Федерации;

3) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, представители международных (межгосударственных, межправительственных) организаций, уполномоченные осуществлять контроль за соблюдением прав человека;

4) президенты, главы органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации в пределах соответствующих территорий;

5) члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также депутаты законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, уполномоченные на то Государственной Думой или законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации;

6) Генеральный прокурор Российской Федерации, а также уполномоченные им прокуроры и прокуроры, осуществляющие надзор за исполнением наказаний на данной территории;

7) главы органов местного самоуправления в пределах соответствующих территорий;

8) члены общественных наблюдательных комиссий, образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, при осуществлении общественного контроля за обеспечением прав человека в пределах соответствующих территорий;

9) Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации в пределах соответствующих территорий - учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы, в которых содержатся несовершеннолетние, беременные женщины и женщины, имеющие детей в домах ребенка исправительных учреждений;

ГАРАНТ:

См. Положение о порядке посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий, утвержденное приказом ФСИН России от 28 ноября 2008 г. N 652

10) Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченные по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации в границах соответствующего субъекта Российской Федерации - в целях защиты прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 159 - 159.6, 160, 165 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также статьями 171 - 172, 173.1 -174.1, 176 - 178, 180, 181, 183, 185 - 185.4, 190 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации;

11) Министр юстиции Российской Федерации.

Иные лица посещают учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы по специальному разрешению руководства этих учреждений и следственных изоляторов или территориальных органов уголовно-исполнительной системы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации при осуществлении своих полномочий вправе беседовать с осужденными и лицами, заключенными под стражу, наедине в условиях, позволяющих представителю администрации учреждения, исполняющего наказания, или следственного изолятора видеть беседующих, но не слышать их.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 14 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 14. Права учреждений, исполняющих наказания

Учреждениям, исполняющим наказания, предоставляются следующие права:

1) осуществлять контроль за соблюдением режимных требований на объектах учреждений, исполняющих наказания, и территориях, прилегающих к ним;

2) осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность;

3) требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, и соблюдения правил внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания;

4) применять по отношению к правонарушителям предусмотренные законом меры воздействия и принуждения;

5) составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание и применять другие предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях меры;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 июня 2007 г. N 91-ФЗ в пункт 6 статьи 14 настоящего Закона внесены изменения

ГАРАНТ:

6) производить досмотр и обыск осужденных, иных лиц, их вещей, транспортных средств, находящихся на территориях учреждений, исполняющих наказания, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы и на прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, а также изымать запрещенные вещи и документы;

7) осуществлять регистрацию осужденных, а также их фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку и дактилоскопирование;

8) при проведении операций по задержанию осужденных, совершивших побег или уклоняющихся от отбывания наказания, в местах, где вероятно их появление, осуществлять досмотр транспортных средств, проверку документов;

9) проводить медицинское освидетельствование осужденных с целью выявления фактов употребления алкоголя, наркотических или токсических веществ, назначать медицинское обследование осужденных;

10) использовать безвозмездно возможности средств массовой информации для розыска осужденных, совершивших побег;

11) производить в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях и порядке уголовно-процессуальные действия;

12) применять и использовать физическую силу, специальные средства и оружие в случаях и порядке, установленных настоящим Законом;

13) временно ограничивать или запрещать движение транспорта на прилегающих к учреждениям, исполняющим наказания, территориях, на которых установлены режимные требования, не допускать граждан на эти территории или обязывать их там остаться либо покинуть эти территории с целью соблюдения режимных требований, защиты жизни и здоровья граждан;

14) в установленном законодательством Российской Федерации порядке вводить режим особых условий;

15) привлекать осужденных к труду с учетом их трудоспособности и, по возможности, специальности;

16) осуществлять предпринимательскую и иные виды деятельности для обеспечения жизнедеятельности учреждений, исполняющих наказания, и привлечения осужденных к труду;

17) участвовать в создании и деятельности предприятий любых организационно-правовых форм, а также участвовать на правах учредителя в управлении ими в интересах развития своей социальной сферы, привлечения осужденных к труду;

18) владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ними имуществом в пределах установленной компетенции;

19) принимать во владение и пользование от учреждений, организаций и предприятий любых организационно-правовых форм, а также граждан материально-технические ресурсы, финансовые средства и имущество;

1. Суд контролирует исполнение наказаний при решении вопросов, подлежащих рассмотрению судом при исполнении приговора в соответствии со статьями 397 (за исключением случаев, указанных в пунктах 1 и 18) и 398 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

2. В соответствии с законодательством Российской Федерации суд рассматривает жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

3. Учреждения и органы, исполняющие наказания, уведомляют суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания осужденными наказаний в виде принудительных работ, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы и об исполнении наказаний в виде принудительных работ, штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательных работ, исправительных работ, ограничения по военной службе, ограничения свободы, смертной казни.

Комментарии к ст. 20 УИК РФ

1 - 3. В соответствии со ст. 118 Конституции РФ и ст. 1 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (в ред. от 05.04.2005) судебная власть осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Статья 4 названного Закона подразделяет суды на три разновидности в зависимости от характера рассматриваемых дел и особенности различных видов судопроизводства: конституционные (уставные) суды, суды общей юрисдикции, к которым относятся и мировые судьи, и арбитражные суды.

СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1; 2001. N 51. Ст. 4825; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2698; 2005. N 15. Ст. 1274.

На основании ст. 120 Конституции РФ суды обеспечивают судебную защиту от противозаконных актов государственных и иных органов, а также судебный контроль их правотворческой и правоприменительной деятельности.

Постановление Конституционного Суда РФ от 26.11.2002 N 16-П "По делу о проверке конституционности положений статей 771, 772, частей первой и десятой статьи 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статьи 363 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина А.А. Кизимова" // СЗ РФ. 2002. N 49. Ст. 4922.

Помимо комментируемой статьи основания осуществления контрольных функций суда за исполнением назначенных им наказаний установлены и в иных статьях УИК РФ или в иных федеральных законах. В частности, суд:

- контролирует срок назначенного им наказания, засчитывая в него время содержания под стражей либо пребывания осужденного в психиатрическом стационаре при применении принудительных мер медицинского характера, а также о продлении, изменении или прекращении их применения (ст. ст. 72, 102 - 104 УК РФ, п. п. 11, 12 ст. 397 УПК РФ);

- вправе смягчить наказание или освободить от его отбывания при издании уголовного закона, имеющего обратную силу - смягчающего наказание, устраняющего преступность деяния или иным образом улучшающего положение лица, совершившего преступление (ст. 10 УК РФ);

- может снизить размер удержаний из заработной платы осужденного к исправительным работам в случае ухудшения его материального положения (ст. 44 УК РФ, ч. 7 ст. 44 УИК РФ);

- решает вопрос о заключении под стражу осужденного, скрывшегося в целях уклонения от отбывания наказания в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ либо ограничения свободы (ч. 2 ст. 30, ч. 4 ст. 32, ч. 4 ст. 46, ч. 5 ст. 58 УИК РФ, п. 2 ст. 397 УПК РФ);

- может заменить неотбытую часть наказания более мягким видом наказания или освободить от отбывания наказания в виде ограничения по военной службе военнослужащего, уволенного с военной службы (ст. 148 УИК РФ);

- принимает решение об экстрадиции - передаче осужденного к лишению свободы иностранного гражданина для отбывания наказания в государство, гражданином которого он является (п. 20 ст. 397 УПК РФ).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: