Возможные правовые последствия рассмотрения жалобы судебная жалоба

Обновлено: 25.04.2024

Вынесение решения по итогам рассмотрения жалобы является правопорождающим юридическим фактом, который вызывает несколько возможных юридических последствий.

1. Прежде всего речь идет о праве гражданина получить письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Ответ на жалобу органа, в который она поступила, в большинстве случаев является обязательным. Отсутствие ответа является законным лишь в случае, когда обращающийся не указывает своих данных (ФИО и почтового адреса) или когда обращение содержит оскорбительные и нецензурные выражения. Таким образом, каждый гражданин, направляющий жалобу, может рассчитывать на ответную реакцию со стороны органа, в которую он ее направил.

Несмотря на все более возрастающий поток обращений, связанный, очевидно, с повышением гражданской активности и прояснением для граждан самой процедуры обращения, и соответственно возможные сложности ввиду большого количества поступающих жалоб, ответ в установленные сроки

является строго обязательным и лежит в сфере ответственности организации, куда поступила жалоба. На сегодняшний день существует немалое количество прецедентов, связанных с нарушением сроков ответа, затягиванием рассмотрения жалобы и оставлением ее вовсе без внимания. Это может быть связано как с большой бюрократической нагрузкой, безалаберностью, ошибками, так и с наличием злого умысла и корыстных интересов.

Например, П.А. Скобликов описывает типичную схему, используемую судьями для маскировки нарушения сроков, связанную с подделкой почтовых квитанций об извещении лиц, заинтересованных в деле, которые реально никому не отправляются [170] .

Тем не менее с подобными нарушениями ведется борьба. Для облегчения соблюдения сроков рассмотрения жалоб и контроля за организациями порядок первичной обработки обращений установлен в Правилах делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 г.

За нарушение процедуры рассмотрения жалобы законодательством предполагаются санкции в виде привлечения ответственного лица к административной ответственности с взысканием штрафа в пользу государственного бюджета (ст. 5.59 КоАП РФ). Данная статья была введена в 2001 г. в качестве меры борьбы с волокитой и коррупцией в чиновничьем аппарате.

В судебной практике есть довольно большое количество вынесенных по указанной статье решений о наложении штрафа в связи с отсутствием ответа на жалобы или превышением указанных сроков их рассмотрения (например, Решение по административному делу №5-3-20/2015 от 24 декабря 2014 г., Решение по административному делу № 5-120-988/2014 от 10.12.2014 г. и др.) Тем не менее есть основания полагать, что далеко не все нарушения оказываются выявленными и наказанными. Это связано с малой инициативой

граждан и их недостаточным знанием правозащитных механизмов, а также с недостаточным количеством проверок соблюдения порядка рассмотрения обращений граждан со стороны прокуратуры.

Санкции за нарушение оговоренного порядка предполагают штраф от 5 до 10 тыс. рублей; как правило, приговор выносится на минимальную сумму штрафа. Данные санкции представляются вполне разумными в случае, когда причиной нарушения порядка рассмотрения обращений является безответственность, но определенно недостаточны в случае злого умысла и корысти со стороны виновного лица, наличие которых установить и доказать порой непросто.

2. Привлечение к ответственности нарушителя в соответствии с законодательством РФ. Так, в случае, когда жалоба указывает на нарушение закона ввиду действия (бездействия) какого-либо государственного органа или органа местного самоуправления и проверка показывает наличие нарушений, к ответственным лицам могут быть предъявлены обвинения с последующими санкциями и/или возбуждением судебного дела.

Таким образом, жалобы могут успешно использоваться в качестве инструмента контроля за деятельностью бюрократии на всех уровнях управления, борьбе с коррупцией, взяточничеством, волокитой и бюрократизмом, устранению нарушений законности [171] .

3. Ответственность лица, обратившегося с жалобой. Как указано в п.2 ст. 16 №59-ФЗ, в случае если гражданин указывает в обращении заведомо ложные сведения, он по решению суда может быть привлечен к ответственности в форме возмещения убытков, которые были понесены органами государственной власти или местного самоуправления в связи с рассмотрением данного обращения.

Кроме того, в случае если жалоба содержит заведомо ложные сведения о совершении уголовного преступления, согласно п. 2 ст. 148 УПК РФ, должна быть рассмотрена возможность о возбуждении уголовного дела и привлечении к ответственности лица, предоставившего такие сведения, за заведомо ложный донос. Тем не менее доказательство вины отправившего жалобу порой проблематично в связи с трудностями установления того, что информация в жалобе была заведомо ложной.

4. Устранение обжалуемых нарушений и восстановление ущемленного права. Запрет законом обращаться с жалобой в тот же орган, действия (бездействие) которого обжалуется, связан с тем, что восстановление прав и устранение нарушений возлагается на вышестоящий орган или суд, данное действие реализуется через проверку, предписания и контроль. Привлечение дополнительного субъекта в данном случае обеспечивает объективность рассмотрения вопроса и минимизацию человеческого фактора, а также уменьшает коррупционные риски. Более того, система подачи обращений и апелляционных жалоб устроена таким образом, что обжаловать решение, в том числе решение по жалобе, можно несколько раз в органах высшей инстанции, что значительно усиливает шансы на восстановления справедливости.

Исследователи отмечают, что в законных предписаниях существует ряд пробелов, которые соответственно порождают разночтения в судебной практике и появление спорных случаев.

Примером может служить описываемая П.А. Скобликовым проблема неясности в отношении определения закона, регулирующего рассмотрения жалоб на нарушения в ходе операционно­розыскной деятельности. Поскольку прямых указаний в текстах законов на этот

счет не дается, то ответственность интерпретации и принятия решения ложится на органы исполнительной власти. Однако единства судебной практики в этом отношении нет, поскольку арбитражные суды по-разному реагируют на подобные жалобы и предлагают различные аргументы в основании отказа их рассмотрения, которые, к тому же, могут быть оспорены [172] .

Для обеспечения единых ориентиров в таких вопросах и разграничения подведомственности дел между арбитражными судами и судами общей юрисдикции высшие суды принимают соответствующие постановления и разъяснения. Примером может служить совместное постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам» от 18.08.1992 г. или Постановление Пленума Верховного Суда РФ №1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно­процессуального кодекса Российской Федерации» от 10.02.2009 г. [173]

Таким образом, к косвенным последствиям обращений граждан с жалобами в государственные органы можно причислить реакцию законодательной или исполнительной власти по разъяснению или корректировке текстов законов, а также внутреннего порядка работы организаций. Поскольку, как уже было сказано, обращения граждан являются серьезным информационным ресурсом для органов власти, то логичной представляется необходимость такого этапа рассмотрения жалоб обращающихся, как анализ и систематизация содержания обращений и принятых по ним решений. Согласно п. 12.8 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 №452,

ответственность за учет и анализ содержания обращений граждан возлагается на руководителя [174] .

Кроме того, с рекомендациями, замечаниями и предложениями по улучшению административной работы, а также с предложениями по изменению законодательства по результатам обработки информации, поступившей из жалоб, имеет право выходить Уполномоченный по правам человека РФ.

Таким образом, данные анализа обращений могут служить «маяком» для высших органов исполнительной власти или для законодателя, указывать на возможные пробелы в законе, трудности в интерпретации законов и предписаний и возможные риски нарушений прав, которые они порождают. Так, жалобы граждан рассматривались властью как важная информация для корректировки реформ в период становления политической субъектности федерального центра в России в1994-1999 г [175] .

Часто рассмотрение жалоб приводит к формированию «правовых позиций», которые, как отмечает В.Д. Зорькин, обладают рядом сходных черт с источниками права: «Во-первых, они отражают государственную волю, поскольку возникают как акт конституционного органа, уполномоченного выразить эту волю в предписанных Конституцией и законом форме и параметрах; во-вторых, имеют общеобязательный характер (и для законодателя, и для правоприменителя) и обладают регулятивным качеством для соответствующего вида общественных отношений, приобретающих форму конституционных отношений; в-третьих, обладают некоторыми нормативными свойствами в правовой системе и служат ориентиром в правотворчестве и

3 правоприменении» [176] .

5. Возмещение убытков и компенсация морального вреда. Право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц закреплено в ст. 53 Конституции РФ. Кроме того, положение о возмещении вреда в подобных случаях закреплено в ст. 1069 ГК РФ, а положение о возмещении убытков - в ст. 16 ГК РФ. Таким образом, гражданин, подавший жалобу, может получить материальную компенсацию в случае, если будут предоставлены соответствующие доказательства.

В частности, гражданин вправе получить возмещение убытков и компенсацию вреда, повлеченную действием или бездействием государственного лица, связанного непосредственно с нарушением порядка работы с жалобами граждан по решению суда (п.1 ст.

16 №59-ФЗ). Однако в отношении вопросов компенсации морального вреда по ст. 16 №59-ФЗ в современной судебной практике нет единства. Так, существуют примеры отказа в компенсации морального вреда по данной статье, аргументированные недоказанностью его наличия. Тем не менее судом признается, что при доказанном факте нарушения нематериальных благ в форме прав граждан причинение морального вреда предполагается (см. определение по делу № 33­2212 от 22 февраля 2012 г.).

При нарушении порядка работы с обращениями граждан, например, зачастую нарушается право гражданина на получение ответа на обращение и ставится под угрозу само право на обращение, закрепленное в конституции и, следовательно, могущее быть ограниченным лишь в строго определенных случаях. Поэтому есть основания полагать, что в большинстве случаев иски о возмещении морального вреда в связи с нарушением порядка работы с обращениями являются оправданными, а спорным вопросом является лишь сумма материальной компенсации.

При этом принципиально важно, что восстановление нарушенных прав, возмещение и компенсация причиненного вреда должны считаться реально

достигнутыми не с момента вынесения решения по жалобе, а лишь с момента его исполнения. Такова вполне определенная и многократно подтвержденная позиция Европейского суда по правам человека: «С точки зрения Европейского Суда, право на доступ к правосудию не ограничивается завершением непосредственно рассмотрения дела, но включает в себя стадию исполнительного производства. В тех случаях, когда окончательное судебное решение не исполняется по вине государства. Суд может прийти к выводу о нарушении положений ст. 6 относительно гарантии права на доступ к правосудию» [177] .

В соответствии с вышесказанным такая форма обращения граждан, как жалоба, включая апелляционные жалобы, является продуктивным инструментом защиты гражданских прав и свобод, и в случае соблюдения требований закона по ее составлению и правильного определения адресата может иметь ряд благоприятных для гражданина правовых последствий. К ним относится обязательный ответ гражданину на жалобу, в том числе с разъяснениями в случае, если жалоба составлена некорректно или отправлена в орган, полномочия которого не распространяются на решение вопросов, указанных в жалобе. По факту направления жалобы организуется проверка наличия указанных нарушений с последующим восстановлением прав. Нарушитель может быть привлечен к ответственности в соответствии с законодательством РФ, а лицу, которому был причинен ущерб, возможна выплата материальной компенсации. В случае если решение по жалобе по каким-то причинам кажется гражданину неправомерным или несправедливым, оно может быть обжаловано в вышестоящем органе.

Характерным фактом является то, что в апреле 2015 г. в ходе «Прямой линии» с Президентом РФ В.В. Путиным ему поступило более 3 миллионов

обращений граждан [178] , что, безусловно, свидетельствует об их неудовлетворенности механизмами и результатами текущего рассмотрения жалоб и обращений.

По результатам анализа и обобщения жалоб за определенный период возможны последствия в виде законодательных инициатив, необходимых для восполнения пробелов в законе, порождающих большое количество нарушений и, следовательно, однотипных жалоб, или издания постановлений или разъяснений высших судов, направленных на прояснения определенных законодательных текстов и правильного направления их интерпретации. Законодательство предусматривает также ответственность лица, направившего жалобу, в том случае, если указанные в ней сведения являются заведомо ложными, что побуждает осознавать всю серьезность процедуры обращения и подходить к ее составлению с осознанием возможных правовых последствий.

ГПК РФ Статья 333. Порядок подачи и рассмотрения частной жалобы, представления прокурора

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 436-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Подача частной жалобы, представления прокурора и их рассмотрение судом происходят в порядке, установленном настоящей главой, с изъятиями и особенностями, предусмотренными настоящей статьей.

О выявлении конституционно-правового смысла ч. 3 ст. 333 см. Постановление КС РФ от 20.10.2015 N 27-П.

3. Частная жалоба, представление прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определений о приостановлении производства по делу, о прекращении производства по делу, об оставлении заявления без рассмотрения, об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявления, представления о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам, о принудительном исполнении или об отказе в принудительном исполнении решения иностранного суда, о признании или об отказе в признании решения иностранного суда, о признании и исполнении или об отказе в признании и исполнении решений иностранных третейских судов (арбитражей), об отмене решения третейского суда или отказе в отмене решения третейского суда, рассматриваются без извещения лиц, участвующих в деле.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С учетом характера и сложности разрешаемого процессуального вопроса, а также доводов частной жалобы, представления прокурора и возражений относительно них суд апелляционной инстанции может вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание, известив их о времени и месте рассмотрения частной жалобы, представления прокурора.

4. Частная жалоба, представление прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определений, указанных в части третьей настоящей статьи, рассматриваются судьей единолично в сроки, предусмотренные статьей 327.2 настоящего Кодекса, если иные сроки не установлены настоящим Кодексом.

О выявлении конституционно-правового смысла ст. 125 см. Постановление КС РФ от 21.11.2017 N 30-П.

УПК РФ Статья 125. Судебный порядок рассмотрения жалоб

1. Постановления органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Если место производства предварительного расследования определено в соответствии с частями второй - шестой статьи 152 настоящего Кодекса, жалобы на действия (бездействие) и решения указанных лиц рассматриваются районным судом по месту нахождения органа, в производстве которого находится уголовное дело.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, орган дознания, следователя, руководителя следственного органа или прокурора.

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 30.12.2015 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора, следователя, руководителя следственного органа. Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом. Жалобы, подлежащие рассмотрению судом, рассматриваются в открытом судебном заседании, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 241 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 161-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 02.12.2008 N 226-ФЗ, от 30.12.2015 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В начале судебного заседания судья объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, представляется явившимся в судебное заседание лицам, разъясняет их права и обязанности. Затем заявитель, если он участвует в судебном заседании, обосновывает жалобу, после чего заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица. Заявителю предоставляется возможность выступить с репликой.

5. По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений:

1) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение;

2) об оставлении жалобы без удовлетворения.

6. Копии постановления судьи направляются заявителю, прокурору и руководителю следственного органа.

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 214-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Принесение жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения, если это не найдет нужным сделать дознаватель, начальник подразделения дознания, начальник органа дознания, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа, прокурор или судья.

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 30.12.2015 N 440-ФЗ)

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ в статью 125 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 7 сентября 2007 г.

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле взаимосвязанных положений статей 38 и 125 настоящего Кодекса см. Постановление Конституционного Суда РФ от 21 ноября 2017 г. N 30-П

О конституционно-правовом смысле положений статьи 125 настоящего Кодекса см. Определения Конституционного Суда РФ от 25 января 2005 г. N 42-О и от 19 мая 2009 г. N 576-О-П

Статья 125. Судебный порядок рассмотрения жалоб

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 125 УПК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 440-ФЗ часть 1 статьи 125 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

1. Постановления органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Если место производства предварительного расследования определено в соответствии с частями второй - шестой статьи 152 настоящего Кодекса, жалобы на действия (бездействие) и решения указанных лиц рассматриваются районным судом по месту нахождения органа, в производстве которого находится уголовное дело.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 440-ФЗ в часть 2 статьи 125 настоящего Кодекса внесены изменения

2. Жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, орган дознания, следователя, руководителя следственного органа или прокурора.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 440-ФЗ в часть 3 статьи 125 настоящего Кодекса внесены изменения

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле положений части 3 статьи 125 настоящего Кодекса см. Определение Конституционного Суда РФ от 24 ноября 2005 г. N 431-О

3. Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора, следователя, руководителя следственного органа. Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом. Жалобы, подлежащие рассмотрению судом, рассматриваются в открытом судебном заседании, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 241 настоящего Кодекса.

4. В начале судебного заседания судья объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, представляется явившимся в судебное заседание лицам, разъясняет их права и обязанности. Затем заявитель, если он участвует в судебном заседании, обосновывает жалобу, после чего заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица. Заявителю предоставляется возможность выступить с репликой.

5. По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений:

1) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение;

2) об оставлении жалобы без удовлетворения.

6. Копии постановления судьи направляются заявителю, прокурору и руководителю следственного органа.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 440-ФЗ в часть 7 статьи 125 настоящего Кодекса внесены изменения

7. Принесение жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения, если это не найдет нужным сделать дознаватель, начальник подразделения дознания, начальник органа дознания, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа, прокурор или судья.

ГАРАНТ:

О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 УПК РФ см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 1

Как добиться отмены решения: пишем жалобу правильно

Многие юристы пытаются включить в апелляционную или кассационную жалобу все возможные доводы, видимо, считая, что так она будет выглядеть убедительнее. Но эффект обычно обратный. Ведь чем выше инстанция, тем меньше времени у судей. Поэтому лучше указать 3–4 самых сильных аргумента, а если остались какие-то еще доводы, то оформить их схемами или таблицами для лучшего восприятия. Еще одна распространенная ошибка судебных юристов — писать иск, апелляционную и кассационную жалобы под копирку. Но это только навредит доверителю.

Добиться отмены или изменения решения суда можно с помощью апелляционного или кассационного обжалования. Согласно ст. 320 ГПК и ст. 257 АПК в апелляционном порядке обжалуются только акты, которые еще не вступили в законную силу. Апелляция имеет право проверить, верно ли первая инстанция применила нормы права и установила факты, которые имеют значение для дела. Апелляционная инстанция может оценивать имеющиеся в деле доказательства и принимать дополнительные, если сторона не могла предоставить их в суд раньше по уважительной причине (ст. 327.1 ГПК и ст. 268 АПК). Например, если первая инстанция необоснованно отказалась принимать или истребовать их.

В кассации обжалуются только акты, которые уже вступили в законную силу. В отличие от апелляции, кассационный суд только проверяет, правильно ли нижестоящие инстанции применили и истолковали нормы права. Он не может исследовать новые доказательства и устанавливать новые факты (ст. 379.6 ГПК и ст. 286 АПК).

Основные ошибки и как их избежать


Учитывайте полномочия судов

Основная ошибка юристов состоит в том, что они не учитывают полномочия разных инстанций, говорит Борис Романов, адвокат АБ S&K Вертикаль S&K Вертикаль Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Семейное и наследственное право группа Частный капитал 3 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 10 место По выручке 24 место По количеству юристов Профайл компании × Часто исковое заявление, апелляционную и кассационную жалобу составляют фактически одинаково. Но это редко помогает добиться отмены или изменения решения, утверждает эксперт.

Важно обращать внимание на перечень оснований для отмены судебных актов, который указан в ст. 330, ст. 379.7 ГПК и ст. 270, ст. 288 АПК, указывает Романов. Он советует внимательно изучить судебный акт, который обжалуется, выделить конкретные нарушения, допущенные судом, и составить план жалобы, советует юрист.

При этом в апелляционной жалобе можно рассуждать о фактических обстоятельствах дела и приводить соответствующие аргументы, поясняет Артем Синев, юрист корпоративной практики O2 Consulting O2 Consulting Федеральный рейтинг. группа Цифровая экономика группа Частный капитал группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Комплаенс группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Семейное и наследственное право группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Финансовое/Банковское право Профайл компании ×

Ксения Пантелеева, заместитель управляющего партнера и руководитель регионального офиса Alliance Legal Consulting Group Alliance Legal Consulting Group Федеральный рейтинг. группа Санкционное право группа Уголовное право группа ГЧП/Инфраструктурные проекты Профайл компании × в Екатеринбурге, рекомендует в апелляционной жалобе:

  • уделить особое внимание противоречиям, допущенным судом при вынесении акта;
  • детально проанализировать предмет доказывания по делу и сопоставить его с нормами права и доказательствами, которые суд привел в пользу своих выводов;
  • оценить соответствие норм права, которые применил суд, обстоятельствам дела;
  • обратить внимание апелляции на доказательства, которые первая инстанция оставила без оценки;
  • оценить и правильно описать нарушения норм процессуального права;
  • повторно подготовить ходатайства, которые отклонил суд первой инстанции.

Иного подхода требует кассационная жалоба. Ее доводы должны указывать только на нарушение нижестоящими судами норм материального или процессуального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, говорит Дина Шибзухова, руководитель практики разрешения споров K&P.Law | Канишевская, Озерский, Кочетов, Четвергов, Кукуев K&P.Law | Канишевская, Озерский, Кочетов, Четвергов, Кукуев Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры - mid market) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) Профайл компании ×


Заявители зачастую игнорируют полномочия судебных инстанций и копируют содержание кассационной жалобы из апелляционной. Они делают основной упор на переоценке доказательств и фактических обстоятельств дела, что не относится к компетенции суда кассационной инстанции.

При подготовке кассационной жалобы в большей степени необходимо акцентировать внимание на том, верно ли суды применили нормы права, а еще соответствуют ли их выводы обстоятельствам и доказательствам в деле, считает Пантелеева.


Процесс обжалования судебного акта требует от юриста виртуозности при подготовке жалобы, поскольку результат ее рассмотрения во многом зависит от содержания и подачи материала.

Сокращайте и структурируйте

Стороны могут не добиться отмены или изменения решения, если изложат свои доводы сумбурно, говорит Синев. Содержание жалобы не последний фактор, от которого зависит исход дела. Чем лаконичнее составлен документ, тем проще судьям будет вникнуть в суть спора и вынести правильное решение, объясняет юрист.


Зачастую стороны готовят очень объемные жалобы, стремясь перечислить как можно больше аргументов в свою пользу. Но, учитывая высокую загрузку судей, особенно в столичных судах, у них, скорее всего, не будет возможности проанализировать все доводы такой жалобы.

Сергей Лисин, партнер BGP Litigation BGP Litigation Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market) группа Международные судебные разбирательства группа Фармацевтика и здравоохранение группа Комплаенс группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Семейное и наследственное право группа Антимонопольное право (включая споры) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международный арбитраж группа Уголовное право группа Цифровая экономика группа Банкротство (включая споры) (high market) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) 4 место По выручке 6 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 10 место По количеству юристов Профайл компании ×


В жалобе не стоит подробно рассказывать историю взаимоотношений сторон и повторно указывать на факты, описанные судом первой инстанции. Достаточно вначале кратко объяснить обстоятельства дела, чтобы у суда сложилось общее понимание сути.


Детальные аргументы или недостатки судебных актов можно вынести в отдельные приложения и структурировать их в графики и таблицы.

Елизавета Капустина, руководитель практики ФБК Право ФБК Право Федеральный рейтинг. группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Антимонопольное право (включая споры) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Семейное и наследственное право группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Фармацевтика и здравоохранение группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Природные ресурсы/Энергетика группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Частный капитал группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры - mid market) группа Банкротство (включая споры) (mid market) Профайл компании ×

Но и других материалов — фотографий, схем, таймлайнов и прочего — не должно быть слишком много, предупреждает Чудиевич. Реальные основания для пересмотра все же должны оставаться ядром апелляционной или кассационной жалобы, напоминает эксперт. Кроме того, юрист советует разделять процессуальные и материальные нарушения, начинать с самых сильных доводов и избегать общих формулировок без ссылок на доказательства и другие материалы дела.

При подготовке аргументации Синев советует исследовать судебную практику по аналогичным делам в регионе апелляционной и кассационной инстанции. В жалобе необходимо демонстрировать восприимчивость высших судов к позициям региональных судов, так как никакому судье не хочется, чтобы его акты отменялись, говорит эксперт.


Бывает и так, что по делу нет аналогичной судебной практики или она неоднородна. Тогда необходимо вооружаться всеми возможными аргументами: фактами, принципами права, целью законодательного регулирования, экономическими и социальными последствиями того или иного решения по делу.

Лисин отмечает, что для удобства суда в жалобе можно указывать и листы дела, на которых расположены важные доказательства.


Особенности процесса

С точки зрения процессуального законодательства, порядок рассмотрения дел и основания для отмены решений в СОЮ и арбитражных судах существенно не отличаются, но на практике разница есть, отмечает Борис Романов.

В арбитражных судах интересы сторон зачастую представляют профессиональные юристы, которые тщательно готовятся и представляют суду аргументированные правовые позиции. В СОЮ граждане часто действуют самостоятельно и не всегда могут донести важные обстоятельства спора и правовые нормы до первой инстанции, что часто приводит к ошибочным решениям, говорит Романов.

Поэтому на стадии обжалования апелляции и кассационные СОЮ больше времени уделяют изучению обстоятельств дела, в то время как в арбитражном судопроизводстве суды, в основном, сконцентрированы на праве, делится юрист.

Артур Аванесян, старший юрист юрфирмы Рустам Курмаев и партнеры Рустам Курмаев и партнеры Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market) группа Уголовное право группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции 1 место По выручке на юриста (менее 30 юристов) 5 место По выручке Профайл компании × , указывает, что в СОЮ и арбитражных судах разные пределы рассмотрения жалоб.


Суды общей юрисдикции могут выйти за пределы доводов жалоб и проверить судебные постановления в полном объеме. В арбитражном судопроизводстве суды апелляционной и кассационной инстанций могут выйти за пределы жалоб только по заявлениям лиц, участвующих в деле.

По мнению Лисина, наиболее существенные отличия между СОЮ и арбитражными судами сейчас касаются восстановления пропущенных процессуальных сроков на подачу жалоб. В гражданском процессе этот вопрос разрешается судом первой инстанции, а в арбитражном — тем судом, который рассматривает жалобу. Кроме того, если АПК предусматривает предельный шестимесячный срок для восстановления пропущенных сроков, ГПК такой нормы не содержит, отмечает эксперт.

Несмотря на все попытки унифицировать обе судебные системы в целях «единообразия практики правоприменения», арбитражные суды традиционно более восприимчивы к новым правовым позициям, считает Синев. Они внимательнее следят за актами высших инстанций и лояльнее относятся к примерам из практики общей юрисдикции. В то время как для СОЮ основное значение имеют позиции суда субъекта и кассации.

Подаем жалобу правильно: памятка

Сроки и порядок подачи жалобы

Апелляционная жалоба подается через суд первой инстанции на бумажном носителе или в электронном виде в течение месяца со дня принятия решения первой инстанцией (ст. 321 ГПК и ст. 257–260 АПК). В зависимости от категории дела этот срок может быть сокращен. Например, на апелляционное обжалование решения суда, которое принято в порядке упрощенного производства, дается всего 15 дней (ст. 232.4 ГПК и ст. 229 АПК).

Срок на обжалование акта также можно восстановить, если причины его пропуска были уважительными. Например, если лицо не могло подать жалобу из-за чрезвычайной ситуации (п. 12 Постановление Пленума ВС от 30.06.2020 № 13).

Лица, которые могут подать жалобу

В соответствии со ст. 320, 376 ГПК и ст. 257, 273 АПК подавать апелляционные и кассационные жалобы могут:

  • стороны и другие лица, участвующие в деле;
  • прокурор;
  • лица, которых не привлекли к участию в деле, но суд все равно разрешил вопрос об их правах и обязанностях.

Требования к форме и содержанию жалобы

При составлении жалобы необходимо учитывать формальные требования к ее содержанию (ст. 260 и 277 АПК, ст. 322 и 378 ГПК). В ней обязательно указать:

  • наименования суда и участников дела;
  • требования и основания, по которым обжалуется решение;
  • перечень документов, которые прилагаются к жалобе.

Иные документы

Оплата госпошлины

При подаче жалобы нужно заплатить пошлину. Ее размер отличается в зависимости от вида судопроизводства, оспариваемого акта и лица, которое подает жалобу. Например, в судах общей юрисдикции за подачу апелляционной или кассационной жалобы гражданину необходимо заплатить 150 руб., а организации 3000 руб.

Апелляционная или кассационная жалоба в арбитражный суд обойдутся в 3000 руб.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: