Воздушное судно как объект гражданского права

Обновлено: 04.05.2024

аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников.

Международный аэропорт - аэропорт, который

открыт для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и в котором осуществляется пограничный и таможенный контроль, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иные виды контроля.

Статья 40 ВК РФ

Класс аэропорта определяется годовым объемом пассажирских перевозок (пассажирообменом),то есть суммарным количеством всех прилетающих и вылетающих пассажиров, включая транзитных пассажиров(с пересадкой из одного воздушного судна в другое)

Аэропорты делятся на 5 классов:

1) 10-7 млн.человек

2) 7-4 млн.человек

3) 4-2 млн.человек

4) 2млн. – 500 тыс.человек

5) 500-100 тыс.человек

Интересные факты об аэропортах мира :

1)Самый большой аэропорт мира находится в Дубаи. Его площадь составляет около 140 кв.км.

2)Самым комфортабельным и безопасным считаются международные аэропорты Гонконга, а так же Сингапура.

3)Самым ужасным аэропортом считаются оба Шереметьева, из-за низкого комфорта ,грязи, мошенников- таксистов, заоблачных цен.

4)Одним из самых опасных аэропортов считается аэропорт Паро в Бутане, аэровокзал окружен вершинами Гималаев.

5)Самой длинной в мире ВПП обладает аэропорт Эдвардс в США,ее длина составляет 12100м

Аэропорт, как объект Гражданского права.

Аэропорт, как объект Гражданского права, является особым видом недвижимости используемой для осуществления предпринимательской деятельности, как единый имущественный комплекс.

Статья 132 ГК РФ

Государственная регистрация аэродромов и аэропортов.

Гражданские аэродромы и аэропорты подлежат государственной регистрации с включением данных о них соответственно в Государственный реестр гражданских аэродромов Российской Федерации и Государственный реестр аэропортов Российской Федерации только при наличии сертификатов (свидетельств) годности. Ведение указанных реестров возлагается на уполномоченный орган в области гражданской авиации.

Аэродромы государственной авиации подлежат государственной регистрации с включением данных о них в Государственный реестр аэродромов государственной авиации Российской Федерации. Ведение указанного реестра возлагается на уполномоченный орган в области обороны.

Аэродромы экспериментальной авиации подлежат государственной регистрации с включением данных о них в Государственный реестр аэродромов экспериментальной авиации РФ. Ведение указанного реестра возлагается на уполномоченный орган в области оборонной промышленности.

За государственную регистрацию гражданского аэродрома или аэропорта уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах.

Государственная регистрация прав собственности и иных вещных прав на аэродром или аэропорт, ограничение этих прав, переход и прекращение.

В гражданском законодательстве нашей страны впервые среди недвижимых вещей упоминаются воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания при условии, что они подлежат государственной регистрации. Участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на воздушные суда, являются собственники воздушных судов и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на воздушные суда.

Согласно ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК), к объектам гражданских прав относятся в первую очередь вещи, недвижимые и движимые. Не подлежит сомнению отнесение к недвижимым вещам земельных участков, участков недр, обособленных водных объектов и всего того, что прочно связано с землей, т.е. объектов, перемещение которых без соразмерного ущерба их назначению невозможно (здания, сооружения и т.д.). В гражданском законодательстве нашей страны впервые среди недвижимых вещей упоминаются воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания при условии, что они подлежат государственной регистрации.

В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре. В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией может проводиться специальная регистрация или учет некоторых видов недвижимого имущества. Именно такой, специальной, регистрации подлежат воздушные, морские суда, суда внутреннего водного плавания. В случаях, предусмотренных законом, государственной регистрации подлежат сделки с землей и другим недвижимым имуществом. Это правило относится также к ограничениям (обременениям) прав на недвижимое имущество на основании договора либо акта органа государственной власти.

Основным законодательным актом, регулирующим порядок государственной регистрации, является Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон 1997 г.)*(1). Согласно ст. 33 Закона 1997 г., до принятия федеральных законов, основанных на положениях п. 1 ст. 131 ГК, применялся действующий порядок регистрации прав на воздушные, морские суда и суда внутреннего плавания. Среди этих законов первым был принят Воздушный кодекс Российской Федерации (далее - ВК РФ)*(2).

Что касается государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на воздушное судно, ограничения этих прав, их возникновения, переход и прекращение, а также сделок с ними и др., то, согласно п. 9 ст. 33 ВК РФ, их порядок осуществляется в соответствии со ст. 131 ГК. Однако указанная статья не содержит каких-либо отсылок к такому порядку, кроме того, что такой порядок устанавливается в соответствии с ГК, Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Таким образом, сложилось положение, при котором ВК РФ отсылал к Закону о регистрации недвижимости, а Закон 1997 г. до принятия федеральных законов, основанных на положениях п. 1 ст. 131, сохранял положение действующего порядка регистрации транспортных средств. Кстати, эта статья прямо не предусматривает необходимость создания специальных федеральных законов, посвященных регистрации транспортных средств. В федеральных законах, регулирующих деятельность остальных двух видов транспорта, вопросы государственной регистрации судов как недвижимого имущества получили непосредственное решение в специальных разделах (главах). На воздушном транспорте решили следовать своим путем и создали Федеральный закон "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними" (Федеральный закон от 14 марта 2009 г. N 31-ФЗ*(3); далее - Закон 2009 г.).

Поскольку многие положения этого Закона заимствованы из Закона 1997 г., мы остановимся только на тех его положениях, которые отражают специфику воздушного транспорта.

Согласно ст. 1 Закона 2009 г., государственная регистрация прав на подлежащие государственной регистрации в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации гражданские воздушные суда, а также на государственные воздушные суда, которые используются в коммерческих целях, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2009 г. N 958 утверждены Правила ведения единого государственного реестра прав на воздушные суда и сделок с ними (далее - Правила).

Правила в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними" устанавливают порядок ведения Единого государственного реестра прав на воздушные суда и сделок с ними (далее - Единый государственный реестр), формы свидетельств о государственной регистрации прав на воздушные суда и специальной регистрационной надписи, порядок их заполнения, порядок ведения дел, содержащих правоустанавливающие документы на воздушные суда, и книг учета документов, формы выписок из Единого государственного реестра. Единый государственный реестр предназначен для ведения системы записей о правах на воздушные суда, в том числе об ограничениях (обременениях) прав, и сделках с воздушными судами, установленных Законом.

Ведение Единого государственного реестра, в том числе дел правоустанавливающих документов и книг учета документов, путем государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними, а также предоставление информации из Единого государственного реестра прав на воздушные суда осуществляет Федеральное агентство воздушного транспорта (орган государственной регистрации прав на воздушные суда).

Государственная регистрация прав на воздушные суда осуществляется по установленной законом системе записей о правах на воздушные суда, в том числе, об ограничениях (обременениях) прав и о сделках с воздушными судами в Едином государственном реестре. Государственной регистрации подлежат права на воздушные суда, а также сделки с воздушными судами, если государственная регистрация таких сделок предусмотрена в ГК (ст. 3 Закона 2009 г.). По нашему мнению, такую отсылку вряд ли следует признать удачной. Согласно ст. 164 ГК, сделки с недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных ст. 131 ГК и Законом 1997 г. Как уже отмечалось, ни ст. 131 ГК, ни Закон 1997 г. не содержат каких-либо указаний на государственную регистрацию сделок с отдельными видами недвижимого имущества. Такое уточнение, по нашему мнению, необходимо было включить в Закон 2009 г.

Участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на воздушные суда, являются собственники воздушных судов и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на воздушные суда, в том числе: граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, с одной стороны и Федеральное агентство воздушного транспорта, с другой.

Сведения о государственной регистрации прав на воздушные суда являются открытыми. Орган государственной регистрации прав на воздушные суда обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре любому лицу, предъявившему документ, удостоверяющий личность (юридическому лицу, предъявившему документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя), и заявление в письменной форме.

Согласно ст. 9 Закона 2009 г., права на воздушные суда и сделки с ними подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре. Этот реестр является федеральной информационной системой и состоит из отдельных разделов, содержащих записи о каждом воздушном судне. Разделу присваивается идентификационный номер в Едином государственном реестре, соответствующий серийному (заводскому) номеру воздушного судна, присвоенному ему изготовителем.

Каждый раздел Единого государственного реестра состоит из трех подразделов. В подразделе I содержится краткое описание каждого воздушного судна - вид, тип и назначение воздушного судна, номер планера, номера двигателей и вспомогательных силовых установок и иная необходимая информация. В подраздел II вносятся записи о подлежащих государственной регистрации сделках об отчуждении воздушных судов, о правах на воздушное судно, имя (наименование) правообладателя, личность правообладателя - физического лица, реквизиты правообладателя - юридического лица, вид права, размер доли в праве. В подраздел III вносятся записи об ограничениях (обременениях) прав на воздушные суда (ипотеке, доверительном управлении, аренде, аресте воздушного судна, заявлении о праве требования в отношении воздушного судна и других). В записях об ограничениях (обременениях) прав на воздушные суда указываются содержание ограничения (обременения), срок его действия, лица, в пользу которых ограничиваются права, сумма выданного кредита для ипотеки (залога), сумма ренты при отчуждении воздушного судна, наименование документа, на основании которого возникает ограничение (обременение) права, содержание сделок с отложенным исполнением, стороны таких сделок, сроки и условия исполнения обязательств по сделкам, цены сделок и др.

Хотя аренда упоминается не в данной статье, а в п. 7 ст. 9 Закона 2009 г., может сложиться впечатление, что указанным Законом не только вводится государственная регистрация аренды воздушного судна, но и такая регистрация может быть осуществлена без согласия владельца воздушного судна. На государственной регистрации договора аренды следует остановиться подробнее. Согласно Закону 2009 г. (п. 7 ст. 9), предусматривается возможность государственной регистрации аренды воздушного судна, в том числе, по инициативе арендатора (п. 2 ст. 10). Такая возможность подкрепляется тем, что Приложение N 3 Правил посвящено записи об аренде транспортного средства. На первый взгляд такое решение соответствует ГК. Согласно п. 2 ст. 609, договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. Именно такое исключение предусмотрено в ст. 633 и 643 ГК. Согласно ст. 633 ГК, при аренде транспортного средства с экипажем не применяются правила о регистрации договоров аренды, предусмотренные п. 2 ст. 609 ГК. Не применяется это правило и при аренде транспортного средства без экипажа (ст. 643 ГК). Известно, что требование о государственной регистрации в подобных случаях влечет за собой потерю значительного количества времени и неудобства для участников транспортного процесса.

Возможно, специфика эксплуатации воздушного судна настолько серьезна, что государственная регистрация аренды необходима.

Согласно ст. 12 Закона 2009 г., государственная регистрация прав на воздушные суда осуществляется не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации прав на воздушные суда.

По нашему мнению, перенесение данной нормы из Закона 1997 г. (ст. 13 п. 3) нельзя признать удачным решением. Указанный срок является приемлемым для государственной регистрации обычного вида недвижимости (например, земли, зданий, сооружений), а для такого вида недвижимости, как транспортное средство, он явно завышен в несколько раз. Согласно ст. 13 (п. 1, 5, 8), государственная регистрация прав на воздушные суда осуществляется на основании заявления правообладателя, сторон договора либо уполномоченного им или ими лицами при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. К заявлению о государственной регистрации прав на воздушное судно прилагаются документы, необходимые для ее осуществления, в том числе документы, подтверждающие идентификацию воздушного судна, а также документ об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию прав на воздушные суда. Согласно гл. 25.3 Налогового кодекса РФ ("Государственная пошлина"), за государственную регистрацию прав, ограничение (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества взимается государственная пошлина в размерах: с физических лиц - 500 рублей, с организаций - 7 500 рублей (ст. 333.33 п. 20). За государственную регистрацию договора об ипотеке, включая внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, записи об ипотеке как обременение прав на недвижимое имущество с физических лиц - 500 рублей, с организаций - 2 000 рублей (ст. 333.33 п. 22). За государственную регистрацию воздушных судов в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ:

- воздушных судов I класса - 2 000 рублей;

- воздушных судов II и III класса - 1 500 рублей;

- воздушных судов IV класса - 1 000 рублей (ст. 333.33 п. 61).

Среди оснований для отказа в государственной регистрации прав в Законе, в частности, указываются следующие обстоятельства:

- право на воздушное судно, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации в соответствии с законом;

- с заявлением о государственной регистрации прав на воздушное судно обратилось ненадлежащее лицо;

- форма или содержание документов, представленных на государственную регистрацию прав на воздушные суда, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации;

- правоустанавливающий документ на воздушное судно свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на воздушное судно.

кандидат юридических наук,

доцент кафедры гражданского права и процесса

юридического факультета Московского городского

университета управления Правительства Москвы

"Образование и право", N 8, август 2011 г.

*(1) СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.

*(2) СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1383.

*(3) СЗ РФ. 2009. N 11. Ст. 1260.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Научно-правовой журнал "Образование и право" посвящен актуальным вопросам применения законодательства в сфере образования, правовому мониторингу, инновационным технологиям и реформе юридического образования в России.

В журнале анализируются проблемы современного законодательства в сфере образования, основные направления реформы среднего специального, высшего и поствузовского образования в целом, и юридического образования в частности.

Эксперт " A viation EX plorer" по правовым вопросам

Известно, что с точки зрения гражданского права воздушные суда относятся к таким объектам гражданских прав, которые именуются вещами (ст.128 Гражданского кодекса РФ, далее – ГК РФ). Под вещью же, понимается предмет материального мира, созданный природой или человеком, способный удовлетворять потребности человека. Воздушное судно – это созданный человеком предмет материального мира, удовлетворяющий потребности человека в перемещении в воздушном пространстве.

Известная юридической науке классификация вещей на движимые и недвижимые, относит подлежащие государственной регистрации воздушные суда к недвижимым вещам. Однако, назвав воздушное судно недвижимостью необходимо помнить, что данное утверждение относится не к любому воздушному судну, а только к такому, которое подлежит государственной регистрации (п.1 ст.130 ГК РФ). Следовательно, воздушные суда, не подлежащие государственной регистрации – это вещи движимые.

Практическое значение данной классификации заключается в том, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации (п.1 ст.131 ГК РФ). Применительно к воздушным судам, регистрации подлежат помимо права собственности на воздушное судно, также право хозяйственного ведения и право оперативного управления.

В соответствии с п.1 ст.33 Воздушного кодекса РФ (далее – ВК РФ), воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, подлежат государственной регистрации. В этом же пункте говорится об общем порядке государственной регистрации гражданских воздушных судов, об особом порядке государственной регистрации сверхлегких гражданских воздушных авиации общего назначения, а также о порядке государственной регистрации государственных воздушных судов. Из буквального толкования данной нормы следует, что государственной регистрации подлежат все гражданские и государственные воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов. Следовательно, по замыслу законодателя, все воздушные суда – это недвижимые вещи.

Интерес представляет порядок государственной регистрации сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения, установленный приказом Минтранса РФ от 18.11.2011 №287. В соответствии с абз.2 п.2 Порядка, метеорологические шары-пилоты, неуправляемые аэростаты, а также сверхлегкие воздушные суда с массой конструкции 115 кг и менее (без учета веса авиационных средств спасания) государственной регистрации не подлежат. Как нами уже указывалось ранее, вопрос о правомерности полного исключения из требования о государственной регистрации воздушных судов данной категории, является предметом отдельного исследования. Однако отметим, что Воздушный кодекс РФ в п.1 ст.33 говорит о том, что гражданские воздушные суда подлежат государственной регистрации, а уполномоченный орган компетентен только установить порядок (регламент) этой регистрации.

Но вернемся к регистрации прав на воздушные суда. В соответствии с п.6 ст.131 ГК РФ, порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Заметим, что в п.1 ст.33 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», сказано, что впредь до принятия соответствующих федеральных законов, основанных на положениях пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяется действующий порядок регистрации прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

Таким образом, спустя более 14-ти лет с момента вступления в силу части первой ГК РФ, был принят Федеральный закон от 14.03.2009 №31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними» (далее – Закон №31-ФЗ). Все это время право собственности на воздушные суда подтвердить никак не представлялось возможным. Отсутствовал «действующий» порядок государственной регистрации прав на воздушные суда, не было уполномоченных органов – регистраторов, отсутствовал Государственный реестр прав на воздушные суда и сделок с ними, а также свидетельства о праве собственности на воздушное судно. Следовательно, отсутствовали и собственники воздушных судов (не следует путать с правомерными владельцами воздушных судов).

Однако, данное правило имеет исключение, а именно: обязательной государственной регистрации подлежат права на воздушное судно, правоустанавливающие документы на которые оформлены после дня вступления в силу настоящего Федерального закона (п.2 ст.3 Закона №31-ФЗ). Иными словами, действие Закона №31-ФЗ обратной силы не имеет.

Что же касается вещных прав на воздушное судно, возникших до дня вступления в силу Закона №31-ФЗ, то сами такие права и сделки с ними, совершенные до этого момента, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. Государственная регистрация таких прав осуществляется по желанию их обладателей (п.1 ст.5 Закона №31-ФЗ). Таким образом, презюмируется, что если лицо открыто и добросовестно владело воздушным судном до вступления в силу Закона №31-ФЗ, то после вступления Закона в силу оно не обязано подтверждать вещное право на воздушное судно. Однако дальнейшие юридические действия в отношении этого воздушного судна потребуют государственной регистрации самой сделки с воздушным судном, а в случае изменения в результате этой сделки вещного права – и права на воздушное судно.

Во всяком случае, необходимость государственной регистрации вещных прав, усложняет гражданский оборот с такими объектами гражданских прав, как воздушные суда. А все, что сложно, никак не стимулирует участников рынка подчинять сделку российскому правопорядку. Существуют сложности как фактического, так и юридического характера. Основной, и пожалуй главной проблемой фактического характера является выполнение функций регистратора только одним единственным уполномоченным органом – центральным аппаратом Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) в городе Москве. Очевидно, что данное обстоятельство не способствует развитию гражданского оборота. Для наглядности можно было бы представить такую абсурдную ситуацию, если бы нам для регистрации права собственности на квартиру требовалось отправлять комплект документов (или самим явиться с документами, как это принято в Росавиации), в центральный аппарат Федеральной регистрационной службы. Рынок недвижимости в таких условиях просто бы перестал существовать.

Основной проблемой юридического характера, на наш взгляд, является то, что государственная регистрация самого воздушного судна обусловлена необходимостью государственной регистрации вещного права на воздушное судно. Этот факт, очевидно, заставляет владельцев воздушных судов искать «удобные» юрисдикции для совершения сделки, на основании которой возникнет, изменится или прекратится вещное право на воздушное судно. Очевидно предположить, что подчинив сделку с воздушным судном иностранному правопорядку, владелец воздушного судна также предпочтет иностранную юрисдикцию при выборе национальной принадлежности воздушного судна. И это еще не вникая в предстоящие сложности, связанные с таможенной очисткой воздушного судна, допуском к эксплуатации и налогообложением.

В Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, разработанной в соответствии с указом Президента РФ от 18.07.2008 №1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации», говорится о необходимости исключить из перечня объектов недвижимого имущества (пункт 1 статьи 130 ГК) воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты (п.3.3). Данное предложение продиктовано тем, что данная юридическая фикция как правовая модель себя не оправдала. Отнесение к недвижимым вещам воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов, оказалось практически нецелесообразным.

Иными словами, внесение изменений и дополнений в ГК РФ не будет означать автоматической отмены действующего порядка государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними, установленного Законом №31-ФЗ. Но изменения в порядок вносить потребуется. Это касается, в частности, исключения необходимости государственной регистрации одновременно с вещным правом также сделок, на основании которых возникает, переходит, прекращается, ограничивается (обременяется) такое вещное право на воздушное судно (ст.131 Законопроекта).

Также очевидно, что решение вопроса о целесообразности сохранения такого порядка, все также зависит от законодателя. Однако, уполномоченные органы, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в гражданской авиации или в государственной авиации, могут инициировать изменение такого порядка, чтобы в дальнейшем Правительство РФ внесло в Государственную Думу ФС РФ соответствующий законопроект (о внесении изменений, дополнений или об отменен Закона № 31-ФЗ).

Важно также отметить, что сохранение действующего порядка государственной регистрации прав на воздушные суда (правила о недвижимых вещах, по терминологии Законопроекта) возможно при наличии в совокупности двух условий – действующий федеральный закон, а также это должно вытекать из существа указанных объектов. Под существом указанных объектов следует понимать правовую природу таких объектов гражданских прав, и в первую очередь то, что речь идет о транспортных средствах, с помощью которых удовлетворяются потребности субъектов гражданского права в перемещении в пространстве людей и материальных ценностей. И чем интенсивнее будет удовлетворяться эта потребность, тем эффективнее будет развиваться экономика страны.

Все вышесказанное свидетельствует о назревшей необходимости упростить использование в гражданском обороте такого объекта гражданских прав, как воздушное судно. Причем, на фоне существующих иностранных правопорядков, данное упрощение следует понимать, как приведение в соответствие с мировой тенденцией.

общественные интересы система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и обеспечиваемых государством и направленных на регулирование общественных отношений.

-нормативность -общеобязательность -волевой характер

-формальная определенность норм -системность -право как регулятор общественных отношений

Право тесно связано с моралью и религией.

Ранее люди руководствовались нормами морали и религии, так это дошло и до наших дней .

Мораль- система общественных взглядов и установок с позиции добра, зла и

дозволенности Религия -особая форма осознания мира, обусловленная верой в

сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов,

культовых действий и

Право и мораль

1) их целью является регулирование обществ. отношений

2) единый объект регулирования

3) исходят от общества

4) распространяются на все общество.

1) мораль возникает вместе с обществом, а право вместе с государством

2)мораль содержится в внутреннем самосознании людей, а право выражается в нормативно-правовых актах, законах и т.д

3)мораль регулирует все общественные отношения, а право только наиболее важные и другие.

Таким образом можно сказать, что хоть право и тесно связано с моралью и религией, но все же обособлено от них и за нарушение норм права последует наказание, а за нарушение моральных и религиозных принципов лишь общественное порицание.

1.2 Правовая норма и ее структура

В зависимости от характера регулирующего воздействия нормы воздушного права

Императивные (повелительные) – не допускают отступлений от изложенных в норме предписаний. Так

например,п.7 ФАПа «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава . . .» определяет запрет на выполнение профессиональных обязанностей авиационным персоналом без медицинского заключения

В воздушном праве

или с истекшим сроком действия медицинского большинство норм

Диспозитивные нормы -дают субъекту правоотношения самому выбирать правила поведения и оставляют свободу выбора. Так

,правила предполетного досмотра пассажиров устанавливают, что в случае обнаружения предметов и веществ, запрещенных к воздушной перевозке в пассажирской кабине, пассажирам предлагается реализовать один из следующих вариантов:

- передать предмет провожающим;

1.3 Место воздушного права в системе права

Правовое регулирование деятельности гражданской авиации имеет строгое законодательство, регулирующее правоотношения, возникающие в процессе

эксплуатации воздушного транспорта. Это обусловлено прежде всего повышенной

Воздушное судно – это летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (ст. 32 ВК РФ ).

7.2 Как объект гражданских права Воздушное судно:

• вещь (ст. 128 ГК РФ);

• недвижимость (п. 1 ст. 130 ГК РФ );

• требуется государственная регистрация (ст. 131 ГК РФ).

7.3 Воздушное судно как источник повышенной опасности.

Воздушное судно - транспортное средство являющееся источником повышенной опасности (ст. 1079 ГК РФ).

Регулирование правоотношений, возникших при использовании ВС, происходит в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

7.4 Государственная регистрация прав на ВС и сделок с ним.

Государственная регистрация прав на воздушные суда представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством наличия, возникновения, перехода, прекращения, ограничения (обременения) права собственности и других вещных прав на воздушные суда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ФЗ от 14.03.2009 N 31-

ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними") .

7.4 Государственная регистрация

прав на воздушное судно и сделок с

• может быть оспорено только в судебном порядке;

• удостоверяется соответствующим свидетельством.

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ

1. Заявитель подает заявку на сертификацию ВС;

2. Орган по сертификации (уполномоченный орган в области ГА – п.2 ст.37 ВК РФ) в двухнедельный срок уведомляет заявителя о принятии к рассмотрению или мотивированном отказе в принятии заявки на сертификацию ВС;

3. При положительном решении орган по сертификации поручает центру по сертификации проведение работ по оценке соответствия ВС установленным требованиям к ВС;

4. Заявитель предъявляет ВС в центр по сертификации для проведения работ по оценке соответствия ВС установленным требованиям;

5. Орган по сертификации принимает решение о выдаче заявителю сертификата летной годности ВС либо решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин;

6. Сертификат летной годности ВС действует

7.5 Сертификат типа и акт оценки конкретного ВС.

Сертификат типа и акт оценки конкретного ВС являются необходимыми документами для допуска гражданских воздушных судов к эксплуатации, на основании которых выдается сертификат летной годности - удостоверения о годности к полетам (ст. 36 ВК РФ ).

7.6 Государственная регистрация и государственный учет ВС. (ст. 33 ВК РФ)

Воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, подлежат государственной регистрации.

Полномочием по ведению Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации наделен уполномоченный орган в области гражданской авиации- Федеральное агентство воздушного транспорта.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: