Закрепила принципы демократического федеративного правового государства год

Обновлено: 25.04.2024

Российская Федерация является конституционным государством, в котором Конституция — это Основной закон, применяющийся судами по всей территории РФ при совершении акта правосудия. Любые законы и правовые акты РФ не противоречат Конституции государства.

Основы конституционного строя Российской Федерации

Конституционный строй — устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя и государства РФ, а также гарантирует права и свободы человека и гражданина. Настоящая Конституция Российской Федерации была принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года.

Являясь гражданином своей страны, каждый человек должен ознакомиться с содержанием Конституции для того, чтобы:

  • знать, выполнять и уметь отстоять свои права и обязанности;
  • представлять сущность органов государственной власти (Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и органов местного самоуправления (МСУ), их полномочия;
  • понимать государственное устройство и его форму, форму правления и политический режим.

Конституция РФ состоит из:

  • вступительной части (преамбулы),
  • первого раздела, который, в свою очередь, состоит из девяти глав,
  • второго раздела.

Вступительная часть Конституции содержит в себе указание на народ, сообща принимающего данную Конституцию, называет исторические предпосылки, определяющие данное решение, и раскрывает цели, для осуществления которых и принимается Основной закон РФ.

Преамбула Конституции Российской Федерации выглядит следующим образом:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Первый раздел Конституции РФ содержит девять глав:

Второй раздел Конституции РФ содержит заключительные и переходные положения.

Основы конституционного строя России содержат следующие принципы государственного устройства и общества:

  • приоритет человеческих прав и свобод;
  • народовластие;
  • полнота суверенитета Российской Федерации;
  • равноправие субъектов РФ;
  • единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;
  • экономическая свобода;
  • разделение властей;
  • гарантии МСУ;
  • идеологическое многообразие;
  • политический плюрализм (принцип многопартийности);
  • приоритет Закона;
  • приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;
  • особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

Конституция Российской Федерации. 9-11 классы. Учебное пособие

Пособие раскрывает важную тему курса обществознания, посвящённую становлению, укреплению и развитию конституционного строя, правого государства и гражданского общества в современной России. Каждый его раздел последовательно разъясняет сущность и смысл конкретной главы Конституции РФ. При этом активно используются обобщающие схемы (24 элемента наглядности на учебное пособие). Задания в конце разделов в формате ОГЭ и ЭГЭ через тексты современных юристов уточняют и углубляют знания норм Конституционного права.

Правовой статус человека и гражданина

Определяя приоритет человеческих прав и свобод, Конституция устанавливает определённый порядок взаимодействий государства и гражданина. Основными принципами установления правового статуса человека и гражданина являются признание, соблюдение и защита человеческих и гражданских прав и свобод

Статья 3 Раздела I Конституции РФ гласит, что: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Свою власть народ осуществляет посредством свободных выборов и референдумов, а также через избираемые органы государственной власти и органы МСУ. Присваивать власть в Российской Федерации запрещается, неисполнение преследуется по федеральному закону.

Гражданство является особой политико-правовой связью между человеком и государством с её соответствующими взаимными правами, ответственностью и обязанностями, во главе которых стоят права и свободы личности. Статья 6 гласит, что никто не вправе лишить гражданина Российской Федерации его гражданства, а также попытаться изменить его.

Итак, Статья 2 Конституции РФ определяет, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Глава II («Права и свободы человека и гражданина»), в свою очередь, закрепляет все упомянутые права и свободы, полученные личностью и гражданином от рождения.

Правовой статус человека и гражданина Российской Федерации содержит в себе следующие составляющие:

  1. Права и свободы личности и гражданина вступают в право с момента рождения и принадлежат любому человеку вне зависимости от его гражданства, пола, возраста, расы, национальной и религиозной принадлежности, а также социального положения. К таким правам относятся:
    • право на жизнь,
    • право на имя,
    • неприкосновенность личности,
    • свобода передвижения и выбора места жительства,
    • неприкосновенность жилища,
    • запрет принудительного труда,
    • тайна переписки,
    • достоинство личности,
    • свобода совести и вероисповедания.

  2. Политические права и свободы определяют участие граждан в социальной и политической жизни государства:
    • равенство всех перед законом,
    • свобода слова и печати,
    • свобода собраний,
    • свобода союзов,
    • право обращаться в органы государственной власти и местные органы самоуправления с жалобами и предложениями.

  3. Социально-экономические права и свободы определяют права человека участвовать в производственной сфере и распределении материальных благ для обеспечения удовлетворения его материальных и духовных потребностей:
    • право на труд,
    • право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства,
    • право на социальное обеспечение,
    • право на жилище,
    • право на охрану здоровья и медицинскую помощь,
    • право на образование и др.

  4. Культурные права и свободы позволяют личности свободно духовно развиваться:
    • право на образование,
    • право на свободу литературного, художественного и иных видов творчества,
    • свобода преподавания,
    • право получения образования на родном языке и др.

  5. Экологические права и свободы определяют права человека и гражданина проживать в районах безопасной окружающей среды:
    • право на благоприятную окружающую среду;
    • право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды,
    • право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Обществознание. 9 класс. Учебное пособие

Учебник содержит обширный теоретический и фактический материал по политической и социальной сферам жизни общества, а также по современному российскому обществу и включает большое количество схем, таблиц, иллюстраций. Методический аппарат учебника содержит фрагменты из документов, а также задания разного уровня сложности, что позволяет реализовать системно -деятельностный подход в обучении школьников. Учебник соответствует Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Также Конституция Российской Федерации определяет конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. К ним относятся:

  • Государственная защита прав и свобод:
    • президент РФ гарантирует человеческие и гражданские права и свободы;
    • правительство РФ обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод;
    • прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением личностных и гражданских прав и свобод;
    • уполномоченный по правам человека принимает заявления граждан о нарушении их прав и свобод действиями органов государственной власти и МСУ, осуществляет меры по соблюдению закона.

    Немаловажно, что правовой статус человека и гражданина определяется не только правами и свободами, но и обязанностями.

    Итак, в перечень обязательных к выполнению Конституционных обязанностей входят:

    Демокра́тия (др.-греческого δημοκρατία - «власть народа», от δῆμος - «народ» и κράτος - «власть») – управление государством, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. В современном понимании демократия рассматривается не как власть народа, а как участие граждан и их объединений в осуществлении власти.

    Формы этого участия могут быть различными (членство в партии, участие в демонстрации, участие в выборах президента, губернатора, депутатов, в обращении с жалобами, заявлениями и т.д. и т.п.). Если субъектом демократии может быть как отдельный человек, так и группа людей, а также весь народ, то субъектом народовластия может быть только народ в целом.

    Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трех терминов. Демокра­тическое государство не может не быть одновременно конститу­ционным и правовым.

    Государство может соответствовать характеристике демокра­тического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Это государство не должно стремиться к этатизму, оно должно строго придерживаться установленных пределов вмеша­тельства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечи­вают свободу предпринимательства и культуры. В функции демо­кратического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.

    Принципы демократического государства (применительно к РФ):

    Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина возможно в условиях демокра­тического режима, когда в государстве уста­навливается законность и исключается произвол силовых струк­тур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демо­кратический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ за­крепила все известные мировой практике права и свободы. Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонару­шения. Однако принуж­дение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только впра­ве, но и обязаны применять силу в определенных случаях, одна­ко при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона.

    Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство (ст. 1 Конституции РФ). Носителем суверенитета и единственным источником власти в Рос­сийской Федерации является ее многонациональный на­род. Народ, с юридической точки зрения - принадлеж­ность данной группы населения, ассоциированной в рам­ках единого государства, совокупности людей к соответ­ствующему государству. В зависимости от формы волеизъявления народа разли­чаются демократии: представительная и непосредственная.

    Представительная демократия - осуществление наро­дом власти через выборных представите­лей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют. Непосредственная демократия - это форма непосред­ственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непосредственным выражением вла­сти народа, - указывается в Конституции Российской Федерации (ст. 3), - являются референдум и свободные выборы». Референдум Российской Федерации (всероссийский ре­ферендум) - всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни государства. Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации. Помимо всерос­сийских референдумов могут проводиться региональные и местные референдумы.

    Принцип федерализма является основой его государственно-территориального устройства РФ. Он способствует демократизации управления государством, лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни.

    Принцип разделения властей - выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Впервые в Российской Федерации принцип разделения властей был провозглашен в Декларации «О государствен­ном суверенитете РСФСР», в которой разделение законо­дательной, исполнительной и судебной властей объявля­лось важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства. В апреле 1992 г. этот принцип был внесен в Конститу­цию РФ в качестве одной из незыблемых основ конститу­ционного строя России (ст. 2). Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление её на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ и аналогичные им органы субъектов федерации). Разделение властей поэтому не ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Это равновесие достигается системой «сдержек и противовесов», которая выражается в полномочиях государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших государственных проблем.

    Принципы идеологического и политического плюрализма. Идеологический плюрализм означает, что в РФ признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.13,ч. 1,2 Конституции). РФ провозглашается светским государством (ст.14 Конституции). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ст.13, ч.3, 4, 5 Конституции). Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоёв населения.

    Принцип многообразия форм экономической деятельности подразумевает, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.


    Дата публикации: 13.03.2013 г.
    Дата изменения: 14.12.2016 г.

    «Воля народа» - именно таким образом переводится с латыни «демократия». Зачастую демократическое государство неразрывно связывают с понятиями гражданского общества, правового и конституционного государства, поскольку основа демократических проявлений основывается на общепризнанных правах и свободах человека и гражданина.

    «Воля народа» - именно таким образом переводится с латыни «демократия». Зачастую демократическое государство неразрывно связывают с понятиями гражданского общества, правового и конституционного государства, поскольку основа демократических проявлений основывается на общепризнанных правах и свободах человека и гражданина.

    Субъекты и признаки демократического правового государства

    К пониманию субъектов данного вида государственного образования подходят с двух позиций:

    • Первая позиция обозначает, что к субъектам относят граждан и их объединения с одной стороны и органы государственной власти с другой стороны.
    • Вторая позиция относит к общему субъекту народ в стране, с другой стороны выступает те же органы государственной власти, которым народ делегировал функции по управлению государственными делами, нормотворчеством и охране правопорядка.

    Народ, как и граждане, являются в понимании демократии суверенным элементом. Однако, исходя из понимания современного устройства правового государства, можно вычленить следующее определение:

    Демократическое правовое государства определяется как участие народа или отдельно взятого гражданина в осуществлении властных функций, посредством самостоятельного участия в политической жизни государства (участие в выборах, референдумах, проведение демонстраций и митингов).

    Демократическое правовое государство обладает следующими признаками:

    Готовые работы на аналогичную тему

    • власть народа должна носить реальный представительный характер;
    • права человека и гражданина должны быть не только гарантированы, но защищены установленными в государстве механизмами;
    • наличие и соблюдение принципов такого государства.

    Принципы демократического правового государства

    Существует определенный набор принципов демократического правого государства, который присущ абсолютно всем государствам с подобной организационной формой:

    • суверенная власть народа. В основном законе такого государства обязательно будет гарантировано, что единственный источник власти – народ;
    • демократическое государство – есть правовое государство. Только посредством издания нормативных правовых актов может быть гарантировано соблюдение правил поведения в государстве;
    • большинство всегда подчиняет меньшинство. Это не означает, что имеет место быть диктаторское проявление власти, а значит, что правила поведения типичные для большинства населения государства, должны быть присущи и меньшинству;
    • разделение властей и делегирования каждой из ветвей власти строго определенных функций по контролю и поддержке друг друга;
    • наличие процедуры выборов и референдумов по основным вопросам государственной деятельности, в том числе и сменность аппарата государственной власти;
    • многообразие форм проявления политической позиции – плюрализм. Это значит, что в государстве должен быть урегулирован порядок привлечения оппозиционного мнения к участию в государственных делах;
    • гласность действий государственных органов;
    • контроль населения страны над властными структурами.

    Для Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее , исходя из норм Конституции 1993 года, к общему перечню добавлены следующие, не противоречащие рассмотренным принципам: верховенство закона, федерализма, свобода экономической деятельности и форм собственности.

    Для демократического правового государства также присуще принуждение, как и для прочих форм организации власти, но с соблюдением ограничительных мер. Поскольку источник власти – народ, то и меры по принуждению направлены на сохранение и восстановление нарушенных прав, интересов и свобод граждан и индивидуумов. Меры государственного принуждения отвечают признакам гуманности и нормативного закрепления механизма применения, разделяя этапы на процессуальный и исполнительный этапы.

    Субъекты и признаки демократического правового государства

    К пониманию субъектов данного вида государственного образования подходят с двух позиций:

    • Первая позиция обозначает, что к субъектам относят граждан и их объединения с одной стороны и органы государственной власти с другой стороны.
    • Вторая позиция относит к общему субъекту народ в стране, с другой стороны выступает те же органы государственной власти, которым народ делегировал функции по управлению государственными делами, нормотворчеством и охране правопорядка.

    Народ, как и граждане, являются в понимании демократии суверенным элементом. Однако, исходя из понимания современного устройства правового государства, можно вычленить следующее определение:

    Демократическое правовое государства определяется как участие народа или отдельно взятого гражданина в осуществлении властных функций, посредством самостоятельного участия в политической жизни государства (участие в выборах, референдумах, проведение демонстраций и митингов).

    Демократическое правовое государство обладает следующими признаками:

    • власть народа должна носить реальный представительный характер;
    • права человека и гражданина должны быть не только гарантированы, но защищены установленными в государстве механизмами;
    • наличие и соблюдение принципов такого государства.

    Принципы демократического правового государства

    Существует определенный набор принципов демократического правого государства, который присущ абсолютно всем государствам с подобной организационной формой:

    • суверенная власть народа. В основном законе такого государства обязательно будет гарантировано, что единственный источник власти – народ;
    • демократическое государство – есть правовое государство. Только посредством издания нормативных правовых актов может быть гарантировано соблюдение правил поведения в государстве;
    • большинство всегда подчиняет меньшинство. Это не означает, что имеет место быть диктаторское проявление власти, а значит, что правила поведения типичные для большинства населения государства, должны быть присущи и меньшинству;
    • разделение властей и делегирования каждой из ветвей власти строго определенных функций по контролю и поддержке друг друга;
    • наличие процедуры выборов и референдумов по основным вопросам государственной деятельности, в том числе и сменность аппарата государственной власти;
    • многообразие форм проявления политической позиции – плюрализм. Это значит, что в государстве должен быть урегулирован порядок привлечения оппозиционного мнения к участию в государственных делах;
    • гласность действий государственных органов;
    • контроль населения страны над властными структурами.

    Для Российской Федерации, исходя из норм Конституции 1993 года, к общему перечню добавлены следующие, не противоречащие рассмотренным принципам: верховенство закона, федерализма, свобода экономической деятельности и форм собственности.

    Для демократического правового государства также присуще принуждение, как и для прочих форм организации власти, но с соблюдением ограничительных мер. Поскольку источник власти – народ, то и меры по принуждению направлены на сохранение и восстановление нарушенных прав, интересов и свобод граждан и индивидуумов. Меры государственного принуждения отвечают признакам гуманности и нормативного закрепления механизма применения, разделяя этапы на процессуальный и исполнительный этапы.

    Нужны еще материалы по теме статьи?

    Воспользуйся новым поиском!

    Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

    Автор этой статьи Дата написания статьи: 18.10.2017

    Сергей Анатольевич Хилимов

    Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

    Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

    Понятие и признаки федеративного правового государства

    Верховенство права может быть обеспечено в государствах с различными формами правления и административно-территориальным устройством. При этом можно выделить особенности, присущие правовому государству той или иной формы.

    Федеративное правовое государство – это федеративное государство, в котором обеспечены законность и верховенство права.

    Как известно, сущность федеративной формы правления состоит в выделении двух уровней реализации государственных полномочий – центрального (общефедерального) и регионального.

    Сама по себе федеративная форма государственного устройства довольно новая, но достаточно распространенная. К ее использованию обычно прибегают государства, имеющие значительную территорию либо значительные исторические, культурные, религиозные различия между конкретными регионами, входящими в состав государства.

    Федеративная форма, таким образом, позволяет решить две важные задачи:

    • сохранить территориальную целостность государства, его суверенитет над всеми входящими в состав территориальными единицами;
    • обеспечить учет имеющих значение региональных и местных различий при осуществлении государственной политики.

    Федеративному правовому государству присущи все основные признаки правового государства, с той лишь разницей, что:

    • верховенство права обеспечивается не только на федеральном, но и на региональном уровне собственными органами государственной власти;
    • понятие законности расширяется за счет законодательных и подзаконных актов, принимаемых органами государственной власти субъектов федерации.

    Таким образом, в федеративном правовом государстве:

    • и федеральная, и региональная система органов власти строится на основании принципов законности и разделения властей;
    • должны быть четко разграничены полномочия и ответственность федерального и регионального уровней власти;
    • не должно быть противоречий и расхождений между федеральным и региональным законодательством;
    • должны обеспечиваться и гарантироваться права и свободы граждан и организаций, равенство их перед законом и судом;
    • должна обеспечиваться независимость судебной власти (в том числе и от региональной элиты), подконтрольность органов и должностных лиц государства.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Проблемы реализации концепции правового государства в федерациях

    С учетом особенностей федерации как формы государственного устройства перед федеративным государством, стремящимся обеспечить верховенство права, стоят специфические проблемы.

    1. Проблема единства суверенитета. Независимость и целостность федеративного государства осложняется борьбой отдельных территориальных образований за свой государственный суверенитет, стремлением региональных элит расширить свои полномочия, не увеличивая при этом ответственности.
    2. Вопросы эффективного разграничения полномочий. При этом не должно оставаться сфер деятельности, не отнесенных к компетенции какого-либо из уровней власти, а передаваемые на региональный уровень полномочия должны быть соразмерны фактическим возможностям их осуществления именно на этом уровне власти (в том числе финансовым).
    3. Обеспечение согласованности федерального и регионального законодательства. Для данной цели в субъектах федерации создается в том числе система региональных органов конституционного правосудия.
    4. Обеспечение единства правового статуса личности. Различия в уровне экономического развития регионов нередко влекут существенные различия в части обеспечения социально-экономических прав, что позволяет говорить о «позитивной дискриминации» по региональному признаку.

    Нужны еще материалы по теме статьи?

    Воспользуйся новым поиском!

    Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

    Автор этой статьи Дата написания статьи: 20.10.2017

    марина николаевна калугина

    Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

    Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

    Российское По данной теме мы уже выполнили реферат Российское гражданство подробнее государство принято понимать в двух смыслах:

    1. в качестве определенного территориального образования, где осуществляется суверенная власть многонационального народа Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее ;
    2. в качестве специального аппарата государственной власти, распространяющего свое влияние на территорию, определенную государственными границами.

    Конституция РФ закрепила основные характеристики российского государства (рис. 1):

    • демократическое;
    • федеративное;
    • правовое;
    • социальное:
    • светское;
    • с республиканской формой правления.

    Конституционные характеристики российского государства

    Рисунок 1. Конституционные характеристики российского государства

    Демократическую природу Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Федерация подробнее составляют:

    1. народовластие – непосредственное и представительное;
    2. федеративное устройство на основе равенства субъектов;
    3. политическое и идеологическое многообразие.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Под народовластием понимается процесс осуществления народом своей власти в ходе принятия решений на референдумах либо в результате избрания органов законодательной власти и через органы местного самоуправления. Территория Российской Федерации представлена совокупностью территорий ее отдельных субъектов, равных перед Российской Федерацией По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Компетенция Российской Федерации и её субъектов подробнее .

    К основным признакам демократического государства принято относить:

    • реальную представительную демократию;
    • обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

    Суть представительной демократии состоит в возможности народа осуществлять свою власть через представляющие интересы граждан выборные учреждения, которые наделяются правом принятия законов. Представительные органы имеют право решать наиболее важные вопросы жизни народа.

    В нашей стране представительную демократию обеспечивают:

    • выборность Государственной Думы По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Государственная Дума РФ подробнее ;
    • конституционно обусловленное формирование Совета Федерации, законодательных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

    Демократические институты тесно взаимодействуют с политическим режимом в вопросах обеспечения прав и свобод граждан. Права и свободы могут быть полноценно реализованы только при демократическом режиме, в условиях законности и при полном прекращении произвола государственных силовых структур.

    В Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее закреплены все права и свободы человека и гражданина, но чтобы они реализовывались, необходимо создать определенные условия.

    Федеративное государство

    Основными принципами, на основе которых строится федеративной устройство Российской Федерации, являются территориальная целостность и единство.

    Суть принципа федерализма состоит в том, что в состав государства входят несколько равноправных субъектов, некоторым из которых в соответствии с Конституцией РФ присвоено название «государство». Но все субъекты РФ не являются независимыми государствами.

    Конституционный строй Российской Федерации в сфере государственного устройства имеет определенные особенности:

    1) В состав Российской Федерации входят равноправные субъекты Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа; 2) республики характеризуются наличием своей конституции, а другие субъекты - уставом и законодательством; 3) федеративное устройство государства характеризуется государственной целостностью, единством системы государственной власти, равноправием и самоопределением народов и разграничением предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и субъектов; 4) взаимоотношения с федеральными органами государственной власти основаны на принципе равноправия.

    Федерация состоит из следующего вида субъектов:

    • областей;
    • автономной области;
    • республик;
    • краев;
    • городов федерального значения;
    • автономных округов.

    Понятию «федерация» противопоставляется понятие «унитарное государство», в котором управление осуществляется централизованно, а его территориальные единицы не имеют государственности, а характеризуются лишь наличием местного самоуправления. В составе Российской Федерации из субъектов РФ унитарными являются только республики.

    Правовое государство

    Правовым считается государство, подчиняющееся во всей своей деятельности праву и считающее главной своей целью обеспечение прав и свобод человека.

    Правовое государство отличается высоким уровнем авторитета государственности, реальным господством права, которое обеспечивает все права человека и гражданина и верховенство закона во всех сферах жизни и деятельности.

    Российская Федерация имеет социальный характер, потому что в ней общество господствует над государством.

    Право в Российской Федерации представляет собой объективное следствие исторических процессов и закрепляет определенные рамки справедливости и свободы, обеспечивается государственным аппаратом и находит свое выражение в международных нормах, в Конституции РФ, законах и подзаконных актах.

    Правовое государство подразумевает светский характер. В таком государстве не может быть обязательным ни одно вероисповедание, никто не принуждается к принятию или отказу от религии и не допускается дискриминация по признаку принадлежности к какой-либо религии.

    В Российской Федерации гарантированы права и свободы личности, что является способом реализации принципов демократии, потому что только то государство, в котором признаются и гарантируются права человека, может говорить о том, что в нем установлена власть народа.

    Социальное государство

    Социальным считается государство, политика и деятельность которого направлены на создание обеспечивающих достойную жизнь условий. Социальное государство характеризуется наличием определенных обязанностей:

    • охрана труда и здоровья людей;
    • гарантированный минимальный размер оплаты труда;
    • поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
    • развитие системы социальных служб;
    • выплата пенсий и пособий;
    • иные гарантии социальной защиты.

    Светское государство

    Светский характер государства заключается в том, что официальным лицам государства разрешается исповедовать любую религию, но они не имеют права предоставлять какие-либо привилегии той или иной конфессии и не вправе допускать влияния этих конфессий и религиозных взглядов на принятие государственных решений.

    Значение светского государства заключается в том, что государство и религиозные объединения существуют отдельно друг от друга, взаимно не вмешиваясь в дела друг друга.

    В России традиционно отведена сильная роль религии и Русской православной церкви в жизни российского общества. Но Конституцией РФ установлено, что никакая религия в нашей стране не является государственной или обязательной, а закон отделяет все эти объединения от государства и говорит о равенстве их перед законом.

    Принцип светского характера образования находит свое нормативное закрепление в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Религиозным организациям разрешается обучать детей религии в таких учреждениях не в рамках общеобразовательной программы, учитывая просьбу родителей, согласие детей и согласовав данный вопрос со специально уполномоченным органом местного самоуправления.

    Республиканская форма правления

    Российская Федерация является республикой, что подразумевает выборность главы государства.

    Суть республиканской формы правления состоит в том, что:

    1. во главе государства стоят: Президент РФ, Федеральное Собрание ( Государственная Дума По данной теме мы уже выполнили реферат Государственная дума подробнее и Совет Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Порядок формирования Совета Федерации. подробнее ) и Правительство РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Правительство РФ подробнее ; в Российской Федерации – выборные или назначаемые;
    2. срок полномочий органов власти не может быть пожизненным – он устанавливается федеральными законами.

    Российская Федерация является смешанной республикой, где власть Президента РФ и исполнительной власти уравновешивается деятельностью Федерального Собрания РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Исправление ошибок подробнее .

    Нужны еще материалы по теме статьи?

    Воспользуйся новым поиском!

    Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

    Автор этой статьи Дата написания статьи: 25.04.2016

    Сергей Анатольевич Хилимов

    Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

    Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: