Закрепила принципы демократического федеративного правового государства год
Обновлено: 25.04.2024
Российская Федерация является конституционным государством, в котором Конституция — это Основной закон, применяющийся судами по всей территории РФ при совершении акта правосудия. Любые законы и правовые акты РФ не противоречат Конституции государства.
Основы конституционного строя Российской Федерации
Конституционный строй — устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.
Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя и государства РФ, а также гарантирует права и свободы человека и гражданина. Настоящая Конституция Российской Федерации была принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года.
Являясь гражданином своей страны, каждый человек должен ознакомиться с содержанием Конституции для того, чтобы:
- знать, выполнять и уметь отстоять свои права и обязанности;
- представлять сущность органов государственной власти (Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и органов местного самоуправления (МСУ), их полномочия;
- понимать государственное устройство и его форму, форму правления и политический режим.
Конституция РФ состоит из:
- вступительной части (преамбулы),
- первого раздела, который, в свою очередь, состоит из девяти глав,
- второго раздела.
Вступительная часть Конституции содержит в себе указание на народ, сообща принимающего данную Конституцию, называет исторические предпосылки, определяющие данное решение, и раскрывает цели, для осуществления которых и принимается Основной закон РФ.
Преамбула Конституции Российской Федерации выглядит следующим образом:
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
Первый раздел Конституции РФ содержит девять глав:
Второй раздел Конституции РФ содержит заключительные и переходные положения.
Основы конституционного строя России содержат следующие принципы государственного устройства и общества:
- приоритет человеческих прав и свобод;
- народовластие;
- полнота суверенитета Российской Федерации;
- равноправие субъектов РФ;
- единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;
- экономическая свобода;
- разделение властей;
- гарантии МСУ;
- идеологическое многообразие;
- политический плюрализм (принцип многопартийности);
- приоритет Закона;
- приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;
- особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.
Пособие раскрывает важную тему курса обществознания, посвящённую становлению, укреплению и развитию конституционного строя, правого государства и гражданского общества в современной России. Каждый его раздел последовательно разъясняет сущность и смысл конкретной главы Конституции РФ. При этом активно используются обобщающие схемы (24 элемента наглядности на учебное пособие). Задания в конце разделов в формате ОГЭ и ЭГЭ через тексты современных юристов уточняют и углубляют знания норм Конституционного права.
Правовой статус человека и гражданина
Определяя приоритет человеческих прав и свобод, Конституция устанавливает определённый порядок взаимодействий государства и гражданина. Основными принципами установления правового статуса человека и гражданина являются признание, соблюдение и защита человеческих и гражданских прав и свобод
Статья 3 Раздела I Конституции РФ гласит, что: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Свою власть народ осуществляет посредством свободных выборов и референдумов, а также через избираемые органы государственной власти и органы МСУ. Присваивать власть в Российской Федерации запрещается, неисполнение преследуется по федеральному закону.
Гражданство является особой политико-правовой связью между человеком и государством с её соответствующими взаимными правами, ответственностью и обязанностями, во главе которых стоят права и свободы личности. Статья 6 гласит, что никто не вправе лишить гражданина Российской Федерации его гражданства, а также попытаться изменить его.
Итак, Статья 2 Конституции РФ определяет, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Глава II («Права и свободы человека и гражданина»), в свою очередь, закрепляет все упомянутые права и свободы, полученные личностью и гражданином от рождения.
Правовой статус человека и гражданина Российской Федерации содержит в себе следующие составляющие:
- Права и свободы личности и гражданина вступают в право с момента рождения и принадлежат любому человеку вне зависимости от его гражданства, пола, возраста, расы, национальной и религиозной принадлежности, а также социального положения. К таким правам относятся:
- право на жизнь,
- право на имя,
- неприкосновенность личности,
- свобода передвижения и выбора места жительства,
- неприкосновенность жилища,
- запрет принудительного труда,
- тайна переписки,
- достоинство личности,
- свобода совести и вероисповедания.
- Политические права и свободы определяют участие граждан в социальной и политической жизни государства:
- равенство всех перед законом,
- свобода слова и печати,
- свобода собраний,
- свобода союзов,
- право обращаться в органы государственной власти и местные органы самоуправления с жалобами и предложениями.
- Социально-экономические права и свободы определяют права человека участвовать в производственной сфере и распределении материальных благ для обеспечения удовлетворения его материальных и духовных потребностей:
- право на труд,
- право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства,
- право на социальное обеспечение,
- право на жилище,
- право на охрану здоровья и медицинскую помощь,
- право на образование и др.
- Культурные права и свободы позволяют личности свободно духовно развиваться:
- право на образование,
- право на свободу литературного, художественного и иных видов творчества,
- свобода преподавания,
- право получения образования на родном языке и др.
- Экологические права и свободы определяют права человека и гражданина проживать в районах безопасной окружающей среды:
- право на благоприятную окружающую среду;
- право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды,
- право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Учебник содержит обширный теоретический и фактический материал по политической и социальной сферам жизни общества, а также по современному российскому обществу и включает большое количество схем, таблиц, иллюстраций. Методический аппарат учебника содержит фрагменты из документов, а также задания разного уровня сложности, что позволяет реализовать системно -деятельностный подход в обучении школьников. Учебник соответствует Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Также Конституция Российской Федерации определяет конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. К ним относятся:
- Государственная защита прав и свобод:
- президент РФ гарантирует человеческие и гражданские права и свободы;
- правительство РФ обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод;
- прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением личностных и гражданских прав и свобод;
- уполномоченный по правам человека принимает заявления граждан о нарушении их прав и свобод действиями органов государственной власти и МСУ, осуществляет меры по соблюдению закона.
Немаловажно, что правовой статус человека и гражданина определяется не только правами и свободами, но и обязанностями.
Итак, в перечень обязательных к выполнению Конституционных обязанностей входят:
Демокра́тия (др.-греческого δημοκρατία - «власть народа», от δῆμος - «народ» и κράτος - «власть») – управление государством, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. В современном понимании демократия рассматривается не как власть народа, а как участие граждан и их объединений в осуществлении власти.
Формы этого участия могут быть различными (членство в партии, участие в демонстрации, участие в выборах президента, губернатора, депутатов, в обращении с жалобами, заявлениями и т.д. и т.п.). Если субъектом демократии может быть как отдельный человек, так и группа людей, а также весь народ, то субъектом народовластия может быть только народ в целом.
Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трех терминов. Демократическое государство не может не быть одновременно конституционным и правовым.
Государство может соответствовать характеристике демократического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Это государство не должно стремиться к этатизму, оно должно строго придерживаться установленных пределов вмешательства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечивают свободу предпринимательства и культуры. В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.
Принципы демократического государства (применительно к РФ):
Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина возможно в условиях демократического режима, когда в государстве устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ закрепила все известные мировой практике права и свободы. Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения. Однако принуждение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только вправе, но и обязаны применять силу в определенных случаях, однако при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона.
Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство (ст. 1 Конституции РФ). Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ, с юридической точки зрения - принадлежность данной группы населения, ассоциированной в рамках единого государства, совокупности людей к соответствующему государству. В зависимости от формы волеизъявления народа различаются демократии: представительная и непосредственная.
Представительная демократия - осуществление народом власти через выборных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют. Непосредственная демократия - это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непосредственным выражением власти народа, - указывается в Конституции Российской Федерации (ст. 3), - являются референдум и свободные выборы». Референдум Российской Федерации (всероссийский референдум) - всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни государства. Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации. Помимо всероссийских референдумов могут проводиться региональные и местные референдумы.
Принцип федерализма является основой его государственно-территориального устройства РФ. Он способствует демократизации управления государством, лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни.
Принцип разделения властей - выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Впервые в Российской Федерации принцип разделения властей был провозглашен в Декларации «О государственном суверенитете РСФСР», в которой разделение законодательной, исполнительной и судебной властей объявлялось важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства. В апреле 1992 г. этот принцип был внесен в Конституцию РФ в качестве одной из незыблемых основ конституционного строя России (ст. 2). Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление её на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ и аналогичные им органы субъектов федерации). Разделение властей поэтому не ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Это равновесие достигается системой «сдержек и противовесов», которая выражается в полномочиях государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших государственных проблем.
Принципы идеологического и политического плюрализма. Идеологический плюрализм означает, что в РФ признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.13,ч. 1,2 Конституции). РФ провозглашается светским государством (ст.14 Конституции). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ст.13, ч.3, 4, 5 Конституции). Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоёв населения.
Принцип многообразия форм экономической деятельности подразумевает, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Дата публикации: 13.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.«Воля народа» - именно таким образом переводится с латыни «демократия». Зачастую демократическое государство неразрывно связывают с понятиями гражданского общества, правового и конституционного государства, поскольку основа демократических проявлений основывается на общепризнанных правах и свободах человека и гражданина.
«Воля народа» - именно таким образом переводится с латыни «демократия». Зачастую демократическое государство неразрывно связывают с понятиями гражданского общества, правового и конституционного государства, поскольку основа демократических проявлений основывается на общепризнанных правах и свободах человека и гражданина.
Субъекты и признаки демократического правового государства
К пониманию субъектов данного вида государственного образования подходят с двух позиций:
- Первая позиция обозначает, что к субъектам относят граждан и их объединения с одной стороны и органы государственной власти с другой стороны.
- Вторая позиция относит к общему субъекту народ в стране, с другой стороны выступает те же органы государственной власти, которым народ делегировал функции по управлению государственными делами, нормотворчеством и охране правопорядка.
Народ, как и граждане, являются в понимании демократии суверенным элементом. Однако, исходя из понимания современного устройства правового государства, можно вычленить следующее определение:
Демократическое правовое государства определяется как участие народа или отдельно взятого гражданина в осуществлении властных функций, посредством самостоятельного участия в политической жизни государства (участие в выборах, референдумах, проведение демонстраций и митингов).
Демократическое правовое государство обладает следующими признаками:
Готовые работы на аналогичную тему
- власть народа должна носить реальный представительный характер;
- права человека и гражданина должны быть не только гарантированы, но защищены установленными в государстве механизмами;
- наличие и соблюдение принципов такого государства.
Принципы демократического правового государства
Существует определенный набор принципов демократического правого государства, который присущ абсолютно всем государствам с подобной организационной формой:
- суверенная власть народа. В основном законе такого государства обязательно будет гарантировано, что единственный источник власти – народ;
- демократическое государство – есть правовое государство. Только посредством издания нормативных правовых актов может быть гарантировано соблюдение правил поведения в государстве;
- большинство всегда подчиняет меньшинство. Это не означает, что имеет место быть диктаторское проявление власти, а значит, что правила поведения типичные для большинства населения государства, должны быть присущи и меньшинству;
- разделение властей и делегирования каждой из ветвей власти строго определенных функций по контролю и поддержке друг друга;
- наличие процедуры выборов и референдумов по основным вопросам государственной деятельности, в том числе и сменность аппарата государственной власти;
- многообразие форм проявления политической позиции – плюрализм. Это значит, что в государстве должен быть урегулирован порядок привлечения оппозиционного мнения к участию в государственных делах;
- гласность действий государственных органов;
- контроль населения страны над властными структурами.
Для Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее , исходя из норм Конституции 1993 года, к общему перечню добавлены следующие, не противоречащие рассмотренным принципам: верховенство закона, федерализма, свобода экономической деятельности и форм собственности.
Для демократического правового государства также присуще принуждение, как и для прочих форм организации власти, но с соблюдением ограничительных мер. Поскольку источник власти – народ, то и меры по принуждению направлены на сохранение и восстановление нарушенных прав, интересов и свобод граждан и индивидуумов. Меры государственного принуждения отвечают признакам гуманности и нормативного закрепления механизма применения, разделяя этапы на процессуальный и исполнительный этапы.
Субъекты и признаки демократического правового государства
К пониманию субъектов данного вида государственного образования подходят с двух позиций:
- Первая позиция обозначает, что к субъектам относят граждан и их объединения с одной стороны и органы государственной власти с другой стороны.
- Вторая позиция относит к общему субъекту народ в стране, с другой стороны выступает те же органы государственной власти, которым народ делегировал функции по управлению государственными делами, нормотворчеством и охране правопорядка.
Народ, как и граждане, являются в понимании демократии суверенным элементом. Однако, исходя из понимания современного устройства правового государства, можно вычленить следующее определение:
Демократическое правовое государства определяется как участие народа или отдельно взятого гражданина в осуществлении властных функций, посредством самостоятельного участия в политической жизни государства (участие в выборах, референдумах, проведение демонстраций и митингов).
Демократическое правовое государство обладает следующими признаками:
- власть народа должна носить реальный представительный характер;
- права человека и гражданина должны быть не только гарантированы, но защищены установленными в государстве механизмами;
- наличие и соблюдение принципов такого государства.
Принципы демократического правового государства
Существует определенный набор принципов демократического правого государства, который присущ абсолютно всем государствам с подобной организационной формой:
- суверенная власть народа. В основном законе такого государства обязательно будет гарантировано, что единственный источник власти – народ;
- демократическое государство – есть правовое государство. Только посредством издания нормативных правовых актов может быть гарантировано соблюдение правил поведения в государстве;
- большинство всегда подчиняет меньшинство. Это не означает, что имеет место быть диктаторское проявление власти, а значит, что правила поведения типичные для большинства населения государства, должны быть присущи и меньшинству;
- разделение властей и делегирования каждой из ветвей власти строго определенных функций по контролю и поддержке друг друга;
- наличие процедуры выборов и референдумов по основным вопросам государственной деятельности, в том числе и сменность аппарата государственной власти;
- многообразие форм проявления политической позиции – плюрализм. Это значит, что в государстве должен быть урегулирован порядок привлечения оппозиционного мнения к участию в государственных делах;
- гласность действий государственных органов;
- контроль населения страны над властными структурами.
Для Российской Федерации, исходя из норм Конституции 1993 года, к общему перечню добавлены следующие, не противоречащие рассмотренным принципам: верховенство закона, федерализма, свобода экономической деятельности и форм собственности.
Для демократического правового государства также присуще принуждение, как и для прочих форм организации власти, но с соблюдением ограничительных мер. Поскольку источник власти – народ, то и меры по принуждению направлены на сохранение и восстановление нарушенных прав, интересов и свобод граждан и индивидуумов. Меры государственного принуждения отвечают признакам гуманности и нормативного закрепления механизма применения, разделяя этапы на процессуальный и исполнительный этапы.
Нужны еще материалы по теме статьи?
Воспользуйся новым поиском!
Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу
Автор этой статьи Дата написания статьи: 18.10.2017
Сергей Анатольевич Хилимов
Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
Понятие и признаки федеративного правового государства
Верховенство права может быть обеспечено в государствах с различными формами правления и административно-территориальным устройством. При этом можно выделить особенности, присущие правовому государству той или иной формы.
Федеративное правовое государство – это федеративное государство, в котором обеспечены законность и верховенство права.
Как известно, сущность федеративной формы правления состоит в выделении двух уровней реализации государственных полномочий – центрального (общефедерального) и регионального.
Сама по себе федеративная форма государственного устройства довольно новая, но достаточно распространенная. К ее использованию обычно прибегают государства, имеющие значительную территорию либо значительные исторические, культурные, религиозные различия между конкретными регионами, входящими в состав государства.
Федеративная форма, таким образом, позволяет решить две важные задачи:
- сохранить территориальную целостность государства, его суверенитет над всеми входящими в состав территориальными единицами;
- обеспечить учет имеющих значение региональных и местных различий при осуществлении государственной политики.
Федеративному правовому государству присущи все основные признаки правового государства, с той лишь разницей, что:
- верховенство права обеспечивается не только на федеральном, но и на региональном уровне собственными органами государственной власти;
- понятие законности расширяется за счет законодательных и подзаконных актов, принимаемых органами государственной власти субъектов федерации.
Таким образом, в федеративном правовом государстве:
- и федеральная, и региональная система органов власти строится на основании принципов законности и разделения властей;
- должны быть четко разграничены полномочия и ответственность федерального и регионального уровней власти;
- не должно быть противоречий и расхождений между федеральным и региональным законодательством;
- должны обеспечиваться и гарантироваться права и свободы граждан и организаций, равенство их перед законом и судом;
- должна обеспечиваться независимость судебной власти (в том числе и от региональной элиты), подконтрольность органов и должностных лиц государства.
Готовые работы на аналогичную тему
Проблемы реализации концепции правового государства в федерациях
С учетом особенностей федерации как формы государственного устройства перед федеративным государством, стремящимся обеспечить верховенство права, стоят специфические проблемы.
- Проблема единства суверенитета. Независимость и целостность федеративного государства осложняется борьбой отдельных территориальных образований за свой государственный суверенитет, стремлением региональных элит расширить свои полномочия, не увеличивая при этом ответственности.
- Вопросы эффективного разграничения полномочий. При этом не должно оставаться сфер деятельности, не отнесенных к компетенции какого-либо из уровней власти, а передаваемые на региональный уровень полномочия должны быть соразмерны фактическим возможностям их осуществления именно на этом уровне власти (в том числе финансовым).
- Обеспечение согласованности федерального и регионального законодательства. Для данной цели в субъектах федерации создается в том числе система региональных органов конституционного правосудия.
- Обеспечение единства правового статуса личности. Различия в уровне экономического развития регионов нередко влекут существенные различия в части обеспечения социально-экономических прав, что позволяет говорить о «позитивной дискриминации» по региональному признаку.
Нужны еще материалы по теме статьи?
Воспользуйся новым поиском!
Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу
Автор этой статьи Дата написания статьи: 20.10.2017
марина николаевна калугина
Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
Российское По данной теме мы уже выполнили реферат Российское гражданство подробнее государство принято понимать в двух смыслах:
- в качестве определенного территориального образования, где осуществляется суверенная власть многонационального народа Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее ;
- в качестве специального аппарата государственной власти, распространяющего свое влияние на территорию, определенную государственными границами.
Конституция РФ закрепила основные характеристики российского государства (рис. 1):
- демократическое;
- федеративное;
- правовое;
- социальное:
- светское;
- с республиканской формой правления.
Рисунок 1. Конституционные характеристики российского государства
Демократическую природу Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Федерация подробнее составляют:
- народовластие – непосредственное и представительное;
- федеративное устройство на основе равенства субъектов;
- политическое и идеологическое многообразие.
Готовые работы на аналогичную тему
Под народовластием понимается процесс осуществления народом своей власти в ходе принятия решений на референдумах либо в результате избрания органов законодательной власти и через органы местного самоуправления. Территория Российской Федерации представлена совокупностью территорий ее отдельных субъектов, равных перед Российской Федерацией По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Компетенция Российской Федерации и её субъектов подробнее .
К основным признакам демократического государства принято относить:
- реальную представительную демократию;
- обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
Суть представительной демократии состоит в возможности народа осуществлять свою власть через представляющие интересы граждан выборные учреждения, которые наделяются правом принятия законов. Представительные органы имеют право решать наиболее важные вопросы жизни народа.
В нашей стране представительную демократию обеспечивают:
- выборность Государственной Думы По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Государственная Дума РФ подробнее ;
- конституционно обусловленное формирование Совета Федерации, законодательных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
Демократические институты тесно взаимодействуют с политическим режимом в вопросах обеспечения прав и свобод граждан. Права и свободы могут быть полноценно реализованы только при демократическом режиме, в условиях законности и при полном прекращении произвола государственных силовых структур.
В Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее закреплены все права и свободы человека и гражданина, но чтобы они реализовывались, необходимо создать определенные условия.
Федеративное государство
Основными принципами, на основе которых строится федеративной устройство Российской Федерации, являются территориальная целостность и единство.
Суть принципа федерализма состоит в том, что в состав государства входят несколько равноправных субъектов, некоторым из которых в соответствии с Конституцией РФ присвоено название «государство». Но все субъекты РФ не являются независимыми государствами.
Конституционный строй Российской Федерации в сфере государственного устройства имеет определенные особенности:
1) В состав Российской Федерации входят равноправные субъекты Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа; 2) республики характеризуются наличием своей конституции, а другие субъекты - уставом и законодательством; 3) федеративное устройство государства характеризуется государственной целостностью, единством системы государственной власти, равноправием и самоопределением народов и разграничением предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и субъектов; 4) взаимоотношения с федеральными органами государственной власти основаны на принципе равноправия.
Федерация состоит из следующего вида субъектов:
- областей;
- автономной области;
- республик;
- краев;
- городов федерального значения;
- автономных округов.
Понятию «федерация» противопоставляется понятие «унитарное государство», в котором управление осуществляется централизованно, а его территориальные единицы не имеют государственности, а характеризуются лишь наличием местного самоуправления. В составе Российской Федерации из субъектов РФ унитарными являются только республики.
Правовое государство
Правовым считается государство, подчиняющееся во всей своей деятельности праву и считающее главной своей целью обеспечение прав и свобод человека.
Правовое государство отличается высоким уровнем авторитета государственности, реальным господством права, которое обеспечивает все права человека и гражданина и верховенство закона во всех сферах жизни и деятельности.
Российская Федерация имеет социальный характер, потому что в ней общество господствует над государством.
Право в Российской Федерации представляет собой объективное следствие исторических процессов и закрепляет определенные рамки справедливости и свободы, обеспечивается государственным аппаратом и находит свое выражение в международных нормах, в Конституции РФ, законах и подзаконных актах.
Правовое государство подразумевает светский характер. В таком государстве не может быть обязательным ни одно вероисповедание, никто не принуждается к принятию или отказу от религии и не допускается дискриминация по признаку принадлежности к какой-либо религии.
В Российской Федерации гарантированы права и свободы личности, что является способом реализации принципов демократии, потому что только то государство, в котором признаются и гарантируются права человека, может говорить о том, что в нем установлена власть народа.
Социальное государство
Социальным считается государство, политика и деятельность которого направлены на создание обеспечивающих достойную жизнь условий. Социальное государство характеризуется наличием определенных обязанностей:
- охрана труда и здоровья людей;
- гарантированный минимальный размер оплаты труда;
- поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
- развитие системы социальных служб;
- выплата пенсий и пособий;
- иные гарантии социальной защиты.
Светское государство
Светский характер государства заключается в том, что официальным лицам государства разрешается исповедовать любую религию, но они не имеют права предоставлять какие-либо привилегии той или иной конфессии и не вправе допускать влияния этих конфессий и религиозных взглядов на принятие государственных решений.
Значение светского государства заключается в том, что государство и религиозные объединения существуют отдельно друг от друга, взаимно не вмешиваясь в дела друг друга.
В России традиционно отведена сильная роль религии и Русской православной церкви в жизни российского общества. Но Конституцией РФ установлено, что никакая религия в нашей стране не является государственной или обязательной, а закон отделяет все эти объединения от государства и говорит о равенстве их перед законом.
Принцип светского характера образования находит свое нормативное закрепление в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Религиозным организациям разрешается обучать детей религии в таких учреждениях не в рамках общеобразовательной программы, учитывая просьбу родителей, согласие детей и согласовав данный вопрос со специально уполномоченным органом местного самоуправления.
Республиканская форма правления
Российская Федерация является республикой, что подразумевает выборность главы государства.
Суть республиканской формы правления состоит в том, что:
- во главе государства стоят: Президент РФ, Федеральное Собрание ( Государственная Дума По данной теме мы уже выполнили реферат Государственная дума подробнее и Совет Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Порядок формирования Совета Федерации. подробнее ) и Правительство РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Правительство РФ подробнее ; в Российской Федерации – выборные или назначаемые;
- срок полномочий органов власти не может быть пожизненным – он устанавливается федеральными законами.
Российская Федерация является смешанной республикой, где власть Президента РФ и исполнительной власти уравновешивается деятельностью Федерального Собрания РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Исправление ошибок подробнее .
Нужны еще материалы по теме статьи?
Воспользуйся новым поиском!
Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу
Автор этой статьи Дата написания статьи: 25.04.2016
Сергей Анатольевич Хилимов
Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
Автор статьи
Читайте также: